Под влиянием каких факторов происходила эволюция неандертальцев. Урок изучения нового материала по теме "Стадии эволюции человека. древние люди. Первые современные люди"
1. Наследственность. Это способность копировать из поколения в поколения некоторые свойства организма, которые касаются обмена веществ или других особенностей индивидуального развития в целом. Этот направляющий фактор эволюции осуществляется за счет самовоспроизведения единиц генов, которые скапливаются в структуре клеточного ядра, а именно в хромосомах и цитоплазме. Эти гены являются определяющими в обеспечении постоянства и видового многообразия различных форм жизни. Наследственность считается основным фактором, который составляет фундамент эволюции всей живой природы.
2. Изменчивость, в противоположность первому фактору, это проявление у живых организмов различных признаков и свойств, которые не зависят от родственных связей. Такое свойство характерно для всех особей. Его подразделяют на следующие категории: наследственную и ненаследственную, групповую и индивидуальную, направленную и ненаправленную, качественную и количественную. Наследственная изменчивость является следствием мутаций, а ненаследственная – влиянием внешней среды. Факторы эволюции, наследственность и изменчивость можно назвать определяющими в этом процессе.
3. Борьба за существование. Она определяет отношения между живыми организмами или влияние на них абиотических признаков. В результате этого процесса организмы, которые оказываются более слабыми, погибают. Остаются те, которые имеют более высокие показатели жизнеспособности.
4. Естественный отбор. Он является следствием предыдущего фактора. Это процесс, при котором происходит выживание сильнейших особей. Сущность естественного отбора заключается в преобразовании популяций. В результате этого появляются новые виды живых организмов. Его можно назвать одним из двигателей эволюции. Как многие другие факторы эволюции, он был открыт Ч. Дарвином.
5. Приспособленность. Сюда относят особенности строения тела, окраску, манеры поведения, способы воспитания потомства и многое другое. Этих факторов очень много, поэтому они еще не изучены в полной мере.
6. Популяционные волны. Сущность этого фактора заключается в некотором колебании численности определенных видов живых организмов. В результате редкий вид может стать более многочисленным и наоборот.
7. Изоляция. Она подразумевает возникновение препятствий для распространения живых организмов и их скрещивания. Для ее возникновения могут быть разные причины: механические, экологические, территориальные, морфологические, генетические и т. д. Одной из главных причин часто становится увеличение различий между близкими ранее организмами.
8. Мутации. Эти факторы экологии могут возникнуть под воздействием естественных или искусственных признаков. При внесении изменений в генетическую природу организма происходят мутационные изменения. Этот фактор лежит в основе наследственных изменений.
9. Дрейф генов. Возникают ситуации, когда численность популяции резко сокращается. Это может происходить под воздействием различных обстоятельств (наводнение, пожар). Оставшиеся представители живых организмов становятся определяющим звеном в формировании новых популяций. В результате могут исчезнуть некоторые признаки данного вида и появиться новые.
2. Что является элементарной эволюционной единицей?
Ответ. В настоящее время популяция рассматривается как элементарная единица эволюционного процесса. Популяция - это совокупность особей одного вида, населяющих определенный ареал (территорию) и способных к скрещиванию друг с другом. Это качественно новый уровень жизни.
В популяции существует широкое разнообразие генотипов и фенотипов особей одного вида, на которые оказывает давление естественный отбор в определенных условиях окружающей среды. Скрещивания между популяциями одного вида, разделенными между собой в природе, затруднены, но не исключены. Между популяциями разных видов скрещивания либо исключены, либо не дают способного к размножению половозрелого потомства. Среди особей одной популяции в природе происходит отбор, направленный на самые приспособленные организмы, способные к размножению в меняющихся условиях жизни.
3. Какие виды борьбы за существование вы знаете?
Ответ. Различают три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы. Наиболее напряженная из них — внутривидовая борьба, которая особенно обостряется при повышении плотности популяций. Межвидовая борьба наблюдается между популяциями разных видов. Она может проявляться в форме конкуренции за одни и те же виды природных ресурсов или в форме одностороннего использования одного вида другим — взаимоотношения между хищником и жертвой, паразитом и его хозяином. Борьба с неблагоприятными физическими условиями также играет большую роль в эволюционных изменениях организмов. Абиотические факторы оказывают значительное влияние на эволюцию организмов не только сами по себе — их влияние может усиливать или ослаблять внутри- и межвидовые взаимоотношения.
Вопросы после § 71
1. Какие факторы имели решающее значение на начальных этапах антропогенеза?
Ответ. На ранних этапах эволюции человека решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных существ в человека стало прямохождение. Освободившиеся от функции опоры и передвижения руки превратились в орган, использующий орудия труда. В связи с этим шел отбор особей, более способных изготовлять и использовать орудия для добывания пищи и защиты от врагов. Отбор способствовал закреплению таких особенностей организации предков человека, как прямохождение, направленное совершенствование кисти руки и развитие головного мозга.
Ответ. Для антропогенеза характерно такое уникальное для живой природы явление, как все большее усиление влияния на эволюцию социальных факторов – трудовой деятельности, общественного образа жизни, речи и мышления.
Групповое сотрудничество обеспечивало предкам человека большую безопасность в условиях открытых ландшафтов, возможность охоты на крупных животных, освобождение времени для изготовления более совершенных орудий, воспитания детей, заботы о стариках и т. п.
Совершенствование орудий труда было возможным лишь при условии передачи приемов их изготовления новому поколению. Это способствовало повышению роли людей старшего поколения, имевших опыт охоты, изготовления орудий, знавших съедобные и лекарственные растения, умевших ориентироваться на местности и т. д. В борьбе за существование побеждали те группы древних людей, в которых старики передавали свой опыт молодым. Популяции людей, лучше изготовлявшие и использовавшие орудия, вытесняли отстающие популяции в районы, менее благоприятные для жизни, что вело к их исчезновению.
Коллективная охота, трудовая деятельность, необходимость передачи информации своим соплеменникам требовали использования сложной системы взаимной сигнализации, что способствовало развитию речи.
Усложнившиеся орудия труда и трудовые процессы, использование огня, появление членораздельной речи содействовали дальнейшему развитию коры головного мозга и мышлению.
3. Почему в начале процесса антропогенеза происходили быстрые изменения в морфолого-анатомическом строении человека, а в последние 40 тыс. лет облик человека практически не изменяется?
Ответ. Древние люди совершенствовали орудия труда, все более активно обживали новые, более суровые места, строили жилища, пользовались огнем, разводили животных, выращивали растения. Труд становился все более разнообразным, происходило разделение труда, люди вступали в новые социальные отношения. В человеческих популяциях сформировалась достаточно сложная структура социальных отношений. Если у австралопитеков, питекантропов и даже у неандертальцев естественный отбор играл решающую роль, то уже в жизни кроманьонцев стали доминировать социальные факторы.
Для древнейших и древних людей были характерны значительные сдвиги во внешнем строении особей и одновременно относительно медленное совершенствование орудий труда. В развитии неоантропов появляется иная закономерность – физический облик человека почти не изменился за последние 40 тыс. лет, но происходили интенсивное обогащение духовного мира, рост интеллекта, гигантская скорость развития производства. Для современного человека ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения.
В результате социального развития Человек разумный приобрел решающие преимущества среди всех живых существ.
4. Чем объясняется быстрый рост населения нашей планеты?
Ответ. На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет около 90 млн. человек. На конец 90-х гг. численность населения мира составляла 6 млрд. человек. Но в различных регионах мира население растет неравномерно. Это объясняется различным характером воспроизводства населения.
Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. На воспроизводство оказывают влияние социально-экономические условия жизни людей, взаимоотношения между людьми и отношения в семье.
В настоящее время выделяют два типа воспроизводства. Для первого типа характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Характерен этот тип для экономически развитых стран, где естественный прирост или очень низкий, или преобладает естественная убыль населения. Демографы называют это явление депопуляцией (демографическим кризисом) . Второй тип воспроизводства характеризуется высокими показателями рождаемости и естественного прироста населения. Этот тип характерен для развивающихся стран, где завоевание независимости привело к резкому сокращению смертности, а рождаемость осталась на прежнем уровне.
В конце XX в. самый высокий показатель рождаемости и естественного прироста наблюдался в Кении, где рождаемость составила 54 человека на каждую тысячу, а естественный прирост – 44 человека. Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства называют демографическим взрывом. В настоящее время на такие страны приходится более 3/4 населения мира. Абсолютный годовой прирост составляет 85 млн. человек, т. е. развивающиеся страны уже оказывают и будут оказывать решающее воздействие на численность и воспроизводство населения мира. В этих условиях большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательных для себя направлениях.
В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на увеличение рождаемости и естественного прироста (страны Западной Европы, Россия и др.) ; в странах второго типа воспроизводства – на сокращение рождаемости и естественного прироста (Индия, Китай и др.) .
Важной научной основой проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Схема такого перехода включает четыре сменяющие друг друга этапа. Первый этап охватил почти всю историю человечества. Для него характерны высокие показатели рождаемости и смертности и, соответственно, очень низкий естественный прирост. Второй этап характеризуется резким сокращением смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости. Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности, а рождаемость начинает снижаться, но несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения. При переходе к четвертому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.
В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие качество населения. Это комплексное понятие, учитывающее экономические (занятость, доход, калорийность питания) , социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развитие демократических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.
5. Можно ли считать, что эволюция человека прекратилась?
Ответ. В результате социального развития Человек разумный приобрел решающие преимущества среди всех живых существ. Но это не означает, что возникновение социальной сферы отменило действие биологических факторов, она лишь изменила их проявление. Homo sapiens как вид является составной частью биосферы и продуктом ее эволюции. Закономерности биологических процессов, происходящих на клеточном уровне и имеющих универсальное значение в природе, в полной мере характерны и для человека.
Но человек, используя достижения науки и техники, в значительной мере освободился от давления лимитирующих факторов окружающей среды. Преобразуя естественную среду, человечество создало условия для роста своей популяции.
Таким образом, эволюция человека продолжается.
resheba.com
Расы и причины их возникновения
На Земле уже насчитывается около 6 млрд. людей. Среди них нет, и не
может быть двух совершенно одинаковых людей; даже близнецы, развившиеся из
одного яйца, несмотря на огромное сходство их внешнего облика, и
внутреннего строения, всегда какими-то мелкими чертами отличаются друг от
друга. Наука, изучающая изменения физического типа человека, известна под
именем «антропологии» (греч, «антропос» – человек). Особенно сильно заметны
телесные различия между территориальными группами людей, удаленными друг
от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке.
Деление вида Homo Sapiens на расы произошло два с половиной столетия назад.
Происхождение термина «раса» точно не установлено; возможно, что он
представляет собой видоизменение арабского слова «рас» (голова, начало,
корень). Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что
значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется
теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который
опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.
Расы - это исторически сложившиеся группировки (группы популяции) людей
разной численности характеризующиеся сходством морфологических и физиологических свойств, а также общностью занимаемых ими территорий.
Развиваясь под влиянием исторических факторов и относясь к одному виду
(H.sapiens), раса отличается от народа, или этноса, который, обладая
определенной территорией расселения, может содержать несколько расовых
комплексов. К одной и той же расе может принадлежать ряд народов и
носителей многих языков. Большинство ученых сходятся во мнении, что
существует 3 крупных расы, которые в свою очередь распадаются на более
мелкие. В настоящее время по мнению разных ученых, насчитывается 34 – 40
рас. Расы отличаются друг от друга по 30-40 элементам. Расовые особенности
наследственны и являются приспособительными к условиям существования.
Целью моей работы является систематизировать и углубить знания о
человеческих расах.
Расы и их происхождение.
Наука о расах называется Расоведение. Расоведение изучает расовые
особенности (морфологические), происхождение, формирование, историю.
1.1. История человеческих рас.
О существовании рас люди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты
и первые попытки, объяснить их происхождение. Например, в мифах древних
греков возникновение людей с черной кожей объяснялось неосторожностью сына
бога Гелиоса Фаэтона, который на солнечной колеснице так приблизился к
Земле, что обжег стоявших на ней белых людей. Греческие философы в
объяснениях причин возникновения рас большое значение придавали климату. В
соответствии с библейской историей родоначальниками белой, желтой и черной
рас были сыновья Ноя - любимый богом Яфет, Сим и проклятый богом Хам
соответственно.
Стремления систематизировать представления о физических типах народов,
населяющих земной шар, датируются XVII веком, когда, опираясь на различия
людей в строении лица, цвета кожи, волос, глаз, а также особенности языка и
культурных традиций, французский врач Ф. Бёрнье впервые в 1684 году
разделил человечество на {три расы - европеоидную, негроидную и
монголоидную). Сходную классификацию предлагал К.Линней, который, признавая
человечество в качестве единого вида, выделял дополнительную (четвертую)
pacy - лапландскую (население северных районов Швеции и Финляндии). В 1775
году Ж. Блюменбах разделил род человеческий на пять рас— кавказскую
и малайскую (коричневую), а в 1889 году русский ученый И.Е.Деникер — на
шесть основных и более чем на двадцать дополнительных рас.
На основании результатов изучения антигенов крови (серологических
различий) У.Бойдом в 1953 году было выделено в человечестве пять рас.
Несмотря на наличие современных научных классификаций, в наше время очень
широко распространено подразделение человечества на европеоидов, негроидов,
монголоидов и австралоидов.
1.2. Гипотезы о происхождении рас.
Представления о происхождении рас и первичных очагах расообразования
отражены в нескольких гипотезах.
В соответствии с гипотезой полицентризма, или полифилии, автором которой
является Ф.Вайденрайх (1947), существовало четыре очага расообразования — в
Европе или Передней Азии, в Африке южнее Сахары, в Восточной Азии, в Юго-
Восточной Азии и на Больших Зондских островах. В Европе или Передней Азии
сложился очаг расообразования, где на основе европейских и переднеазиатских
неандертальцев возникли европеоиды. В Африке из африканских неандертальцев
образовались негроиды, в Восточной Азии синантропы дали начало монголоидам,
а в Юго-Восточной Азии и на Больших Зондских островах развитие
питекантропов и яванских неандертальцев привело к формированию
австралоидов. Следовательно, европеоиды, негроиды, монголоиды и австралоиды
имеют свои собственные очаги расообразования. Главным в расогенезе были
мутации и естественный отбор. Однако эта гипотеза вызывает возражения. Во-
первых, в эволюции не известны случаи, когда бы идентичные эволюционные
результаты воспроизводились несколько раз. Более того, эволюционные
изменения всегда новые. Во-вторых, научных данных о том, что каждая раса
обладает своим собственным очагом расообразования, не существует. В рамках
гипотезы полицентризма позднее Г.Ф.Дебец (1950) и Н.Тома (I960) предложили
два варианта происхождения рас. По первому варианту, очаг расообразования
европеоидов и африканских негроидов существовал в Передней Азии, тогда как
очаг расообразования монголоидов и австралоидов был приурочен к Восточной и
Юго-Восточной Азии. Европеоиды передвигались в пределах Европейского
материка и прилегающих к нему районов Передней Азии.
По второму варианту, европеоиды, африканские негроиды и австраловды
составляют один ствол расообразования, тогда как азиатские монголоиды и
американоиды— другой.
B соответствии с гипотезой моноцентризма, или. монофилии (Я.Я.Рогинский,
1949), которая основана на признании-общности происхождения, социально-
психического развития, а так же одинакового уровня физического и
умственного развития всех рас, последние возникли от одного предка, на
одной территории. Но последняя измерялась многими тысячами квадратных
километров Предполагается, что формирование рас произошло на территориях,
Восточного Средиземноморья, Передней и, возможно Южной Азии.
2. Механизм образования рас.
Выделяют четыре этапа расообразования (В.П.Алексеев, 1985) На первом
этапе имело место формирование первичных очагов расообразования
(территории, на которых происходит этот процесс) и основных расовых
стволов,—западного (европеоиды, негроиды и австралоиды) и восточного
(азиатские монголоиды и монголоиды и американоиды). Хронологически это
приходится на эпохи низшего или среднего палеолита (около 200 000 лет
назад), т.е. совпадает с возникновением человека современного типа.
Следовательно, основные расовые сочетания в западных и восточных районах
Старого Света складывались одновременно с оформлением признаков, присущих
современному человеку, а также с переселением части человечества в Новый
Свет. На втором этапе происходило выделение вторичных очагов
расообразования и формирование ветвей в пределах основных расовых стволов.
Хронологически этот этап приходится на верхний палеолит и частично мезолит
(около 15 000 — 20 000 лет назад).
На третьем этапе расообразования происходило становление локальных рас. По
времени это канун мезолита и неолита (около 10 000 — 12 000 лет назад).
На четвертом этапе возникли четвертичные очаги расообразования и
сформировались популяции с углубленной расовой дифференциацией, сходной
ссовременной. Это началось в эпоху бронзы и раннего железа, т.е. в IV—III
тысячелетиях до нашей эры.
2.1. Факторы расогенеза.
Среди факторов расогенеза наибольшая роль принадлежит естественному отбору,
особенно на ранних стадиях расообразования. За цвет кожи ответственны
кожные клетки, содержащие пигмент называемый меланином. Все люди, за
исключением альбиносов, имеют в клетках кожи меланин, количество которого
детерминируется генетически. В частности, образование пигмента определяется
присутствием гена, контролирующего тирозиназу которая катализирует
конверсию тирозина в меланин. Однако помимо тирозиназы на пигментацию кожи
оказывает влияние еще один фермент, за который ответствен другой ген,
содержащийся в клетках людей с белой кожей и влияющий на количество в ней
меланина. Когда этот фермент синтезируется, то меланин образуется в малых
количествах и кожа является белой. Напротив, когда он отсутствует (не
синтезируется), то меланин образуется в больших количествах и кожа является
черной. Имеются данные, позволяющие считать, что для цвета кожи имеет
значение и меланин, стимулирующий гормон. Таким образом, в контроле цвета
кожи принимают участие, по меньшей мере, три пары генов.
Важность цвета кожи в качестве расового признака объясняется связью между
солнечным освещением и продукцией витамина D, который необходим для
поддержания в организме баланса кальция. Избыток этого витамина
сопровождается отложением кальция в костях и ведет к их хрупкости, тогда
как недостаток кальция имеет следствием рахит. Между тем количество
витамина D, синтезируемого в норме, контролируется дозой солнечного
облучения, которое проникает в клетки, находящиеся глубже слоя меланина.
Чем больше меланина в коже, тем меньше света он пропускает. До периода,
когда были разработаны способы искусственного обогащения пищи витамином D,
люди были зависимы в продукции витамина D от солнечного света. Чтобы
витамин D синтезировался в оптимальных количествах, т.е. достаточных для
поддержания нормального баланса кальция, люди со светлой кожей должны были
обитать на определенной географической широте далеко от экватора, где
солнечная радиация более слабая. Напротив, люди с черной кожей должны были
находиться ближе к экватору. Как видно, территориальное распределение людей
с разной пигментацией кожи является функцией географической широты.
Просветление кожи у европеоидов способствует проникновению солнечного света
глубоко в ткани человека, что ускоряет синтез противорахитического витамина
D, который обычно медленно синтезируется в условиях недостатка солнечной
радиации. Миграции людей с интенсивно пигментированной кожей к отдаленным
от экватора широтам, а людей с недостаточно пигментированной кожей - к
тропическим широтам могла вести к дефициту витамина D у первых и избытку у
вторых с вытекающими последствиями. Таким образом, в прошлом цвет кожи имел
селективное значение для естественного отбора.
Значительно выступающий узкий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный
путь, благодаря чему холодный воздух нагревается, что защищает от
переохлаждения гортань и легкие. Развитие слизистых способствует большей
теплоотдаче. Курчавые волосы лучше предохраняют голову от перегрева, так
как создают воздухоносную прослойку. Вытянутая высокая голова тоже
нагревается слабее, чем широкая и низкая. Несомненно, что эти признаки
являются адаптивными. Таким образом, в результате мутаций и естественного
отбора многие расовые признаки возникали как приспособление к условиям
географической среды обитания.
К факторам расогенеза относятся также дрейф генов, изоляция и смешение
популяций.
Дрейф генов, контролирующих признаки, способен изменять генетическую
структуру популяций. Подсчитано, что в результате дрейфа генов облик
популяций может измениться на протяжении 50 поколений, т.е. около 1250 лет.
Сущность генетического дрейфа состоит в том, что в изолированных
популяциях, где почти все браки эндогамны, значительно повышаются шансы
встречи в аллельных парах рецессивных генов, снижается уровень
гетерозиготности и повышается концентрация рецессивов в гомозиготном
состоянии.
В популяциях (демах), где на протяжении многих поколений браки заключаются
преимущественно внутри своей группы, с течением времени могут происходить
заметные изменения расовых особенностей, которые приводят к тому, что
первоначально сходные популяции оказываются различными. Возникновение
таких различий, не носящих адаптивного характера, является результатом
сдвигов в частоте появления отдельных признаков. Они приводят к тому, что
одни особенности могут совершенно исчезнуть, а другие получить очень
широкое распространение.
Изоляция популяций проявлялась в различных формах и объемах. Например,
географическая изоляция первобытных коллективов в эпоху палеолита
сопровождалась дифференциацией их генетического состава, прерыванием
контактов с другими коллективами. Различные географические барьеры
оказывали влияние не только на генетическую дифференциацию популяций, но и
на концентрацию культурных традиций.
Смешение популяций имело значение в далеком прошлом и еще большее значение
— при формировании молодых рас. В далеком прошлом более прогрессивные формы
встречались с архаичными, что вело не только к истреблению последних, но и
к метисации. Среди «молодых» рас наиболее характерной является
североамериканская цветная раса (негритянское население США), которая
возникла в результате смешения лесной негроидной расы с расами банту, а
также северо-западной европейской, альпийской, средиземноморской и,
возможно, другими расами Южно-африканская цветная раса возникла на основе
банту, бушменов и готтентотов. В настоящее время на Гавайских островах
формируется новая расовая группа вследствие метисации европеоидов,
монголоидов и полинезийцев.
На современном этапе будущее рас определяется рядом действующих в наше
время факторов. Продолжается рост численности населения земного шара,
увеличивается его миграция, повышается частота межрасовых браков.
Предполагают, что благодаря двум последним факторам в отдаленном будущем
начнет формироваться единая раса человечества. В то же время возможно и
другое последствие межрасовых браков, связанное с формированием новых
популяций с собственными специфическими сочетаниями генов.
2.2 Роль условий среды на формирование рас.
Влияние природных условий на развитие человеческих рас, несомненно.
Первоначально в древнем человечестве оно было, наверное, более сильным, в
процессе же формирования современных рас сказывалось слабее, хотя и до сих
пор в некоторых при знаках, например в пигментации кожного покрова,
обнаруживается с достаточной ясностью. Влияние всей сложной совокупности
условий жизни, очевидно, имело важнейшее значение для возникновения,
формирования, ослабления и даже исчезновения расовых признаков.
При расселении по Земле люди попадали в разные природные условия. Но эти
условия, столь сильно влияющие на виды и подвиды животных, не могли так же
и с той же интенсивностью действовать на качественно отличные от них расы
человечества, все более и более использующего природу и преобразующего ее в
процессе общественного труда.
В эволюции разных человеческих групп многие расовые особенности,
несомненно, имели известное приспособительное значение, но позже в
значительной мере утратили его в связи с нарастанием роли факторов
общественного характера и постепенным ослаблением, и почти полным
прекращением действия естественного отбора. Первоначально большое значение
для развития рас имело расселение по новым областям, благодаря чему многие
группы людей, попав в разные природные условия, длительно существовали
отдельно друг от друга. Образ питания их соответственно дифференцировался.
Позже, однако, по мере увеличения численности человечества, все более
усиливалось соприкосновение расовых групп, которое приводило к процессу их
смешения друг с другом.
3. Расогенез и генетика.
Раньше существовало представление, согласно которому каждый индивидум
несет признаки определенной расы. Оно получило название типологической
концепции расы. Это название связано с вполне четкой и практически лишь
единственной задачей расового анализа — определением расового типа
индивидуума. В основе типологической концепции расы лежала гипотеза
наследования расовых признаков, согласно которой они передаются от
поколения к поколению целым комплексом. Это означает, что расовые свойства
наследственно сцеплены, гены расовых признаков расположены в одной или
нескольких близких хромосомах и любой расовый признак физиологически
неразрывно связан со всеми остальными. Но физиологическая зависимость между
расовыми признаками на самом деле либо совсем отсутствует, либо очень
слаба. На что указывают низкие коэффициенты корреляции между расовыми
признаками. Существует группа ученых, которая утверждает о независимом
наследовании расовых признаков, их первый основной постулат - индивидуум не
есть носитель расовых свойств. Второй постулат — популяция и раса (как
группа популяций) представляет собой не сумму, а совокупность индивидуумов;
внутри популяции и расы действуют определенные закономерности изменчивости.
Расовая изменчивость – групповая, а не индивидуальная, и о ней имеет смысл
говорить, начиная с популяционного уровня. Сходные морфологически и
генетически популяции, образующие ту или иную расовую общность, связаны
между собой не случайно, а в силу происхождения или каких-то иных
исторических причин. Раса, любая расовая общность состоит из отдельных
исторически организованных элементов, но это, однако, не индивидуумы (как
думали раньше), а популяции. Мозаика расовой изменчивости складывается из
мозаики популяционной изменчивости. Обе они в совокупности и создают все
богатство изменчивости человеческого вида. Каждую популяцию стали изучать
не как сумму индивидуумов, а как неповторимое по своей специфике сочетание
групповых свойств. Популяционная концепция опирается на достижения
популяционной генетики, новейшей биометрии, математической теории эволюции
и т. д.
studfiles.net
Кроманьонец – современный человек - путеводитель
Кроманьонец – современный человек
Для древнейшей стадии развития человека характерны отсутствие жилищ, питание преимущественно растительной пищей, поскольку ее легче добыть, высокая смертность, каннибализм.
В целях обобщения знаний и закрепления материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: 1. Назовите в хронологической последовательности предков человека древнейшей стадии. 2. На каком основании Homo habilis (питекантропа, синантропа) можно считать предком человека? 3. Под влиянием каких факторов совершалась эволюция древнейшего человека? 4. Каковы критерии определения принадлежности ископаемых остатков предкам человека?
Затем учитель переходит к характеристике древней стадии эволюции человека. Для анатомо-морфологического описания неандертальца на большом листе бумаги школьники заранее вычертили контуры современного человека, питекантропа и неандертальца разными цветами. На уроке учитель предлагает учащимся сопоставить строение черепов, позвоночников, тела в целом. Учащиеся могут сказать, что неандерталец передвигался прямее, чем питекантроп, так как позвоночник имел более 5-образное строение, ростом был ниже питекантропа, шире в плечах, объем черепной коробки больше, челюсти менее массивны, на нижней челюсти намечался подбородочный выступ, свидетельствующий о зачатках членораздельной речи. Все эти сведения школьники заносят в сводную таблицу.
Наряду с характеристикой человеческих признаков учитель просит назвать звериные черты в облике неандертальца: мощный надглазничный валик, низкий покатый лоб, уходящий назад подбородок. Ставит вопрос: под влиянием каких факторов происходила эволюция неандертальца? Школьникам нетрудно сообразить, что холод, голод служили мощными отбирающими факторами, т. е. в полной мере действовал естественный отбор. Однако древние люди жили коллективно, совместно добывали пищу, готовили орудия, защищались от хищников, стояли на более высоком интеллектуальном уровне, владели зачаточной речью, т. е. эволюция совершалась и под влиянием социальных факторов, которые в суровую ледниковую эпоху имели важнейшее значение.
Далее учитель привлекает внимание учащихся к изображению кроманьонца – ископаемого человека современного типа и предлагает учащимся сравнить его с современным человеком и неандертальцем. Учащиеся делают вывод о большом сходстве кроманьонца с современным человеком, об отсутствии в его облике звериных черт.
При описании кроманьонца учащиеся по заданию учителя устанавливают связь между строением и функцией его органов. Так, подбородочный выступ на нижней челюсти свидетельствует о развитой членораздельной речи; высокий лоб обнаруживает большие лобные доли мозга; размещение затылочного отверстия в середине основания черепа указывает на то, что кроманьонцы держались при хождении так же прямо, как современные люди.
Учитель подчеркивает огромное значение социального фактора – труда – на данной стадии эволюции человека. Труд кроманьонцев был разнообразным: строительство жилищ, шитье одежды, изготовление орудий (костяные гарпуны, наконечники копий, скребки для обработки шкур, иголки, шилья). У кроманьонцев большого совершенства достигла отжимная техника изготовления орудий. О высоком развитии интеллекта свидетельствуют зачатки искусства. В пещерах, гротах, где жили кроманьонцы, сохранились наскальные рисунки, на которых изображены сцены охоты, различные животные. Внимание учащихся учитель обращает на зарождение у кроманьонцев зачатков религии, на соблюдение ритуалов, обычаев. Об этом свидетельствует такой факт: изображения животных имеют следы ударов камней. По-видимому, кроманьонцы верили, что избиение рисунков принесет удачу на охоте. В заключение учащиеся делают вывод: на основании палеонтологических и археологических находок ученые считают, что кроманьонцы имели высокий уровень культуры, что на смену первобытного стада древних людей пришел первобытнообщинный родовой строй.
Урок изучения нового материала по теме "Стадии эволюции человека. древние люди. Первые современные люди"
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Стадии эволюции человека. Древние люди. Первые современные люди."
Цели:
познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через характерные биологические и социальные изменения антропоидов;
продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции.
Задачи: учащиеся, используя тексты учебника, дополнительной литературы, ИКТ, должны: познакомиться с характеристиками основных стадий эволюции человека; закрепить умение выделять главное в тексте и вносить это в таблицу "Основные этапы антропогенеза", уметь, используя таблицу, сравнивать эти этапы и делать выводы на основе их сравнения; понять, что эволюция человека - это естественный материалистический процесс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: беседа
Методы обучения: частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная
Средства обучения:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень),
Примерные программы по биологииЗахаров В.Б.. Общая биология. : Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.
Таблицы по общей биологии «Стадии эволюции человека», мультимедийный проектор, готовые презентации, иллюстрации
Ход урока
I. Организационный момент. Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень.
II. Проверка знаний учащихся
Часть А
1. Человек в системе органического мира:
а) представляет собой особый отряд класса Млекопитающие;
б) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа;
в) представляет особый вид, который входит в отряд Приматы, класс Млекопитающие, царство Животные
г) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира
2. Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него:
а) внутреннее оплодотворение;
б) легочное дыхание;
в) четырехкамерное сердце
г) есть диафрагма, потовые и млечные железы
3. У человека в связи с прямохождением произошли изменения в строении стопы:
а) сформировался свод;
б) когти почти превратились в ногти;
в) срослись фаланги пальцев;
г) большой палец противопоставлен всем остальным
4. О происхождении человека от млекопитающих животных свидетельствует:
а) развитое мышление у млекопитающих;
б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;
в) питание растительной и животной пищей;
г) общественный образ жизни млекопитающих
5. В отличие от человекообразных обезьян у человека:
а) имеется резус-фактор;
б) появилась рассудочная деятельность;
в) имеется четырехкамерное сердце;
г) развито абстрактное мышление.
Часть B
Запишите номера в порядке повышения иерархичности положения человека в царстве животных:
Животные
Приматы
Млекопитающие
Узконосые
Люди (Hominida)
Плацентарные
Разумный (sapiens)
Позвоночные (Черепные)
Человек (homo)
Многоклеточные
Хордовые
Человекообразные
Проверь себя:
1 вариант: 1 г, 2 г, 3 а, 4 б, 5 г,.
7,9, 5, 12, 4, 2, 6, 3, 8, 11, 1, 10
III. Изучение нового материала. Мотивация учебной деятельности
Костёр, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил,-
Он был зажжён в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, «единственным,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Необустроенной планете
Быть может, там был каждый гением
(бездарность выжила б едва ли)
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство,
Посматривали звери, гордые
Своим косматым первородством
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Ещё не поклонялись идолам,
Ещё анналов не писали…
А Прометей был после выдуман-
Огонь они добыли сами.
О каких биологических проблемах идёт речь в этом стихотворении?
Вместе с учащимися формулирует тему и цели урока Как происходило развитие человека? Какие этапы прошёл человек от
такого (показать австралопитека - рисунок, таблицу) предчеловека к таким, какие мы сейчас.
^ Древние люди (палеоантропы, неандертальцы)
2 млн. лет назад на Земле появился первый человек - Homo habilis, спустя 1 млн. лет ему на смену пришёл питекантроп, а ещё через несколько сотен тысяч лет сформировался древний человек (неандерталец). Он жил в ледниковую эпоху 150-50 тыс. лет назад. Первая находка была обнаружена в долине р. Неандер в 1856 году. В настоящее время известно свыше 60 находок разного типа в Европе, Азии, Африке, в том числе в пещере Ла Шаппель-о-Сен, родезийского черепа в Курдистане, скелета ребёнка из грота Тешик-Таш в Южном Узбекистане и скелета человека из грота Киик-Коба в Крыму.(Слайд 2)
Большинство скелетов древнего человека обнаружено в пещерах.(Слайд 3) Здесь же найдены орудия и кости животных – мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, лошадей, оленей.
Вывод: в отличие от древнейшего человека древний жил в пещерах, где всегда горел огонь, на котором готовили пищу, и можно было согреться. Кости крупных животных свидетельствуют о том, что древние люди охотились коллективно, питались мясом. Их тело от холода защищали шкуры. Только благодаря общественной жизни, умению пользоваться огнём, коллективной облаве на крупных животных неандертальцы могли выжить в суровую ледниковую эпоху.
Неандерталец передвигался прямее, чем питекантроп, так как позвоночник имел более S-образное строение, ростом был ниже питекантропа, шире в плечах, объём черепной коробки больше, челюсти менее массивны, на нижней намечался подбородочный выступ, свидетельствующий о зачатках членораздельной речи.(слайд 4)
Неандерталец стоит выше питекантропа по своим умственным данным. Об этом говорит объём мозга, достигающий 1400 см3, разнообразные орудия труда: ручной остроконечник, скрёбла, проколки, шилья. Зарождается новая техника обработки орудий – кусок камня обрабатывается другим камнем путём отжима, отчего приобретает ячеистое строение и становится более прочным.
^ Внешний облик неандертальца: рост 150 -160 см, коренастый, сутулый, короткая шея, большая голова, втянутая в шею, мощная мускулатура. Об относительно совершенном прямохождении свидетельствует смещение затылочного отверстия вперёд.
^ Звериные черты в облике неандертальца: мощный надглазничный валик, низкий покатый лоб, уходящий назад подбородок.
Под влиянием каких факторов происходила эволюция неандертальцев?
Холод, голод служили мощными отбирающими факторами, т. е. в полной мере действовал естественный отбор. Однако древние люди жили коллективно, совместно добывали пищу, готовили орудия, защищались от хищников, стояли на более высоком интеллектуальном уровне, владели зачаточной речью, т. е. эволюция совершалась и под влиянием социальных факторов, которые в суровую ледниковую эпоху имели важнейшее значение.(слайд 5-6)
^ Современные люди (неоантропы)
Кроманьонец – ископаемый человек современного типа. Первые находки (5 скелетов) обнаружены в 1868 г. в пещере Кроманьон во Франции. Сформировались эти люди 30 -40 тыс. лет назад. Стоянки неандертальцев и остатки их культуры найдены в Европе, Африке, Азии и Австралии. (слайд 9-10)Это были высокие люди, ростом 18см, ловкие, сильные, объём их мозга достигал 1500 см3, хорошо выражен подбородочный выступ, отсутствовал сплошной надглазничный валик, лоб высокий и не скошенный назад, объём лицевой части скелета невелик, затылочное отверстие размещено в середине основания черепа.(слайд11)
Подбородочный выступ на нижней челюсти свидетельствует о хорошо развитой членораздельной речи; высокий лоб обнаруживает большие лобные доли мозга; размещение затылочного отверстия в середине основания черепа указывает на то, что кроманьонцы держались при хождении так же прямо, как современные люди.
Кроманьонцы жили в пещерах, гротах, а также в построенных ими жилищах. Совместная жизнь давала им преимущества в охоте, труде. В охоте им помогала не только сила и ловкость, но и смекалка. Они сооружали ловчие ямы, в которые загоняли крупных зверей и убивали их камнями. Труд кроманьонцев был разнообразным: строительство жилищ, шитьё одежды, изготовление орудий: костяных гарпунов, наконечников, копий, скребков для обработки шкур, иголок, шильев. У кроманьонцев большого совершенства достигла отжимная техника изготовления орудий.(слайд 12)
О высоком развитии интеллекта свидетельствуют зачатки искусства. В пещерах, гротах, где жили кроманьонцы, сохранились наскальные рисунки, на которых изображены сцены охоты, различные животные, быки, мамонты.
У кроманьонцев зарождаются зачатки религии: соблюдение ритуалов, обычаев. Об этом свидетельствует такой факт: изображения животных имеют следы ударов камней. По-видимому, кроманьонцы верили в то, что избиение рисунков принесёт удачу в охоте.
Вывод: на основании палеонтологических и археологических находок учёные считают, что кроманьонцы имели высокий уровень культуры, что на смену первобытного стада древних людей пришёл первобытнообщинный родовой строй.
Продолжить заполнение таблицы предыдущих уроков , пользуясь учебником Захарова В. Б. и табл. № 2 «Основные стадии антропогенеза.»
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Приложение №1
Взаимоотношения неандертальцев и кроманьонцев
Если составить примерную хронологию событий столь древнего периода, то проясняется следующая картина. Первые неандертальцы появились на Пиренейском полуострове 300 тысяч лет назад. Примерно в это же время в Юго-Восточной Африке появились первые кроманьонцы. Эти два человеческих вида никак не пересекались, существуя на разных материках 200 тысяч лет.
Первые предки современного человека перебрались на Ближний Восток где-то 90 тысяч лет назад. Неандертальцы уже жили в этих землях. По всей видимости их было немного, и новоприбывшие не составили им конкуренцию в охоте. Окружающий мир изобиловал разнообразной живностью, но кроманьонцы, кроме мяса, употребляли с большим удовольствием и растительную пищу, а также рыбу и птиц.
Со временем они проникли в Европу, но, устраиваясь на этих землях, опять же не помешали неандертальцам. Те, в основном, кучковались на Пиренеях и юге Франции. Предки современного человека облюбовали Апеннинский полуостров и стали активно расселяться на Балканском полуострове. Такое мирное сосуществование продолжалось 50 тысяч лет. Огромный срок, если учесть, что современной цивилизации не более семи тысяч лет.
Проблемы и столкновения между этими палеоантропами начались где-то 45 тысяч лет назад. Что этому способствовало – наступление льдов с севера? Они доползли до 50 градуса с. ш. и значительно повиляли на флору и фауну окружающего мира. Похолодало и в Пиренеях, и на Апеннинах. Минусовая температура стала обычным явлением в зимний период. Правда снежный покров был маленьким и давал возможность травоядным животным беспроблемно питаться.
Где много сытых животные – там у людей нет проблем с пищей. Поэтому прошла ещё не одна тысяча лет, прежде чем неандертальцы навсегда исчезли с поверхности голубой планеты. На них не мог повлиять ледниковый период, а мамонты – основной источник питания – вымерли только 10 тысяч лет назад.
Тогда может быть произошёл естественный процесс смешивания двух подвидов людей. Кроманьонцы и неандертальцы постепенно объединялись в единые сообщества, у них рождались дети от совместных браков, и, в конце концов, получился единый вид, ставший прародителем современного человека.
На такое предположение, ещё в 90-е годы, категорическое «нет» сказала наука. Учёные исследовали митохондриальную ДНК современного человека и аналогичную молекулу, взятую из останков неандертальца. Ничего общего между ними не было.
Митохондриальная ДНК передаётся только от матери и практически не меняется на протяжении тысячелетий. Отсюда следует, что всё человечество произошло от одной прародительницы (митохондриальной Евы). У невысоких крепышей оказалась совсем другая праматерь, давшая жизнь первому из них много-много тысяч лет назад.
Мелькали десятилетия, шли столетия, медленно уползали в вечность тысячелетия. Неандертальцы жили, размножались, охотились. Они сумели выстоять в тяжёлые времена ледниковых эпох, которых на их счету было целых три. Не растратили свою самобытность и силу в благодатные времена межледниковых периодов. И вдруг погибли все как один, не оставив в напоминание о себе никаких следов.
Вначале этот человеческий вид исчез на землях Германии, затем Франции и Ближнего Востока. В вышеназванных районах прочно обосновались кроманьонцы. Они не только не вымерли, но наоборот – активно стали размножаться, постепенно продвигаясь всё дальше и дальше на Восток.
Поселения неандертальцев остались, только, в Пиренеях. Это было их исконное место. Именно отсюда они начали свой путь, постепенно заселив Европу и близлежащие районы Азии. Их отдельные сообщества добрались даже до Алтая и до Средней Азии.
Последний оплот служил могучим крепышам надёжной защитой. Они продержались на родном полуострове ещё целое тысячелетие. Правда оставшиеся пять веков до своего исчезновения, милые сердцу земли пришлось делить с беспардонными кроманьонцами. Те очень быстро расселились на Пиренеях и стали теснить исконных хозяев.
Путь эволюции кроманьонцев и неандертальцев
Совместное проживание характеризовалось то вспышками вражды, то долгими периодами мира. Конец же был фатальным для одних и благополучным для других. Последние неандертальцы исчезли 27 тысяч лет назад. Кроманьонцы же, незначительно изменившись внешне, благоденствуют до сих пор. Они активно размножаются – их количество преодолело уже цифру в 6 миллиардов.
Тайна исчезновения неандертальцев
Так что же это за программа на уничтожение, включившаяся в определённый период времени? Тут нужно сразу отметить, что в своей трагедии неандертальцы были далеко не одиноки. Очень многие представители животного мира канули в вечность как раз 30-10 тысяч лет назад. В качестве примера можно привести тех же мамонтов, бесследно исчезнувших с планеты по непонятным причинам. (Слайд 7)
Наука, в наши дни, не может объяснить этого феномена. Существует ряд концепций, претендующих на абсолютную истину, но нет единой теории, способной объективно отразить весь спектр противоречий и сфокусировать его в единой и стройной системе, базирующейся на абсолютных и безошибочных доказательствах.
Процесс вымирания неандертальцев занял не одну тысячу лет. Их популяция то увеличивалась, то уменьшалась. В конце концов, люди исчезли, безоговорочно уступив место под солнцем более успешным и приспособленным к суровой и рациональной действительности.
Тайна исчезновения этого человеческого вида может лежать и в далёких от официальной науки областях. Может быть неандертальцы нашли вход в другие миры, в другие измерения. Покинув существующую реальность, они сейчас благоденствуют в иной действительности: развиваются, совершенствуются, а по уровне научно-технического прогресса даже превосходят современных людей.
Обитая же в подлунном мире, могучие крепыши, также как и стройные кроманьонцы, мечтали, любили и ежедневно боролись за своё выживание на планете Земля. Они канули в лету, но, в любом случае, оказали определённое воздействие на предков современного человека. Кто знает, может быть какие-то положительные либо отрицательные черты характера, присущие ныне здравствующим, являются производной от того психологического типа, каким являлся неандерталец.
Всё это только догадки и предположения. Суть же проблемы такова, что неистребимое человеческое любопытство, в конце концов, сыграет и в этом вопросе положительную роль. Тайное станет явным, и нынешние поколения, а может их ближайшие потомки, наконец-то узнают всю правду о своих далёких сородичах.
IV. Закрепление
Человек разумный стал особым биосоциальным существом.
Всё современное человечество принадлежит к…(одному виду). У всех людей общее…(происхождение). У современного человека роль…(биологических) факторов снижена, а высока роль…(социальных) факторов. Это возможность для развития индивидуальных качеств личности.
V. Рефлексия. Понравился ли тебе урок? Чем он тебе понравился? Что нового вы узнали для себя?
\/!Домашнее задание:
1. Уровень 1.Читать параграф
2. Уровень 2.Составьте эволюционную цепочку развития человечества:
Прямохождение Разделение функций конечностей Рука орган и продукт труда Общественный характер труда Появление второй сигнальной системы Способность абстрактного мышления Накопление знаний и опыта Научно-технический прогресс Компьютерные технологии
3. Уровень 3. Создать проект в форме презентации «PowerPoint» по темам:
А) «Гипотеза происхождения человека как продукта инопланетной цивилизации»;
Б) «Происхождение человека в мифах Древней Греции»;
В) «Религиозное представление происхождения человека»;