Учёные: неандертальцы были склонны к искусству. Искусство зародилось еще у неандертальцев
Учёные: неандертальцы были склонны к искусству
Международная группа ученых из Германии, Италии и Испании решила, что неандертальцы были способны создавать символические изображения и это указывает на возникновение у них зачатков культуры и искусства. Таким образом, своим мышлением они ничем не отличались от живущих в то время людей современного типа, хотя раньше считалось, что они были лишены возможности развить даже примитивную форму языка. Исследование опубликовано в журнале Science.
От большого ума
Появление символизма в материальной культуре рассматривается специалистами как один из основных этапов эволюции человека. Считалось, что именно Homo sapiens первыми начали вкладывать смысл в создаваемые ими предметы — это послужило отправной точкой развития языка, письменности и искусства. Такое оказалось возможным благодаря наличию специфических биологических особенностей современных людей, в том числе развитой коры больших полушарий.
Неудивительно, что антропологи рассматривают древние артефакты, имеющие символическое значение, как доказательство абстрактного мышления, характерного для нынешних Homo sapiens, у человека того времени.
Самые ранние из ныне известных символических артефактов вроде используемых в качестве украшения разрисованных раковин датируются серединой каменного века — средним палеолитом (около 70 тысяч лет назад). Предметы были найдены в северной и южной части Африки и относились к древним людям, которые по анатомии и поведению соответствовали современному человеку. В Европе свидетельством абстрактного мышления у Homo sapiens являются наскальные рисунки в пещерах, декорированные костяные инструменты, ювелирные украшения из костей, зубов, ракушек и камней. Все они датированы революцией позднего палеолита около 40 тысяч лет назад, когда у расселяющихся по Европе из Африки людей появились новые технологии, позволяющие делать сложные орудия труда.
Пещерная живопись возрастом 64 тысячи лет. Фото: P. Saura
В Европе в то время жили архаичные люди — неандертальцы, которые использовали грубые каменные инструменты. Считалось, что неспособность к абстрактному мышлению стала одной из причин их исчезновения. Homo sapiens, пережив технологический скачок, резко увеличили свою численность и вытесняли своих более примитивных собратьев. Наиболее ярким примером превосходства современных людей является пещерная живопись, которая традиционно связывалась именно с Homo sapiens. Однако ряд специалистов высказывался о неандертальском происхождении наскальных рисунков, что, однако, трудно доказать, поскольку об этом можно судить лишь косвенно — на основе датировок.
По словам Дирка Хоффмана (Dirk Hoffmann), антрополога из Института Макса Планка, несмотря на то что датирование пещерной живописи — довольно точный метод, его очень трудно провести без риска повредить сам наскальный рисунок. Однако исследователи смогли определить возраст изображений в испанских пещерах с помощью щадящего уран-ториевого датирования. Для анализа необходимо было взять только образцы карбонатной корки, покрывающей пигменты.
Умные соседи
Уран-ториевый метод основан на радиоактивном распаде изотопов урана с образованием тория. По соотношению ядер этих двух элементов можно определить возраст образца вплоть до 500 тысяч лет. Этот тип датирования гораздо мощнее радиоуглеродного анализа, который надежен только на интервале от десятков до 70 тысяч лет.
Ученые проанализировали более 60 образцов карбонатной корки, взятых из трех пещер — La Pasiega, Maltravieso и Ardales. Наскальные рисунки, изображающие стада животных, геометрические фигуры и отпечатки ладоней сделаны преимущественно красной краской, иногда черной. Оказалось, что пещерная живопись древнее, чем считалось ранее. Ее возраст составлял 64 тысяч лет — на 20 тысяч лет превышает возраст самых ранних следов пребывания современного человека в Европе. Исследователи предполагают, что изображения сделаны неандертальцами, причем архаичные люди были способны правильно выбирать место нанесения рисунка, учитывать источник освещения и смешивать пигменты для получения нужного цвета.
Наскальный рисунок в пещере La Pasiega. Изображение: Breuil et al
По словам Пола Петтита (Paul Pettitt) из Даремского университета (Англия), открытие свидетельствует о способности неандертальцев вкладывать в рисунки смысл. Традиция создания пещерной живописи могла существовать в течение длительного времени. В морской известняковой пещере Cueva de los Avione в южной части Испании найдены древние артефакты, возраст которых достигает 115-120 тысяч лет. Среди находок перфорированные морские раковины, красные и желтые красители и изготовленные из раковин сосуды, в которых сохранились остатки сложных пигментных смесей.
Возраст артефактов в Cueva de los Avione намного больше, чем у похожих находок в Африке, связанных с деятельностью Homo sapiens. В это время в Западной Европе жили неандертальцы.
Согласно новым данным, и у людей современного типа, и у неандертальцев имелась общая черта — способность к абстрактному мышлению. Это опровергает устоявшееся мнение, что Homo neanderthalensis не могли изготавливать предметы искусства и не имели даже примитивной формы языка. Возможно, что архаичные люди Европы по мышлению ничем не отличались от пришельцев из Африки. Скорее всего, способность наделять предметы смыслом существовала еще у общего предка двух ветвей рода Homo, который жил около полмиллиона лет назад.
Еще в XIX веке неандертальцы считались синонимом жестокости, варварства и отсутствия культуры. Эти взгляды сохраняются до сих пор, однако на самом деле мало что известно о поведении архаичного человека. По мнению ученых, результаты их исследований позволяют пересмотреть роль Homo neanderthalensis в становлении человеческой цивилизации.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Просмотры:
8
yorick.kz
Искусство прощаться. Первые похоронные обряды появились в каменном веке у неандертальцев
Как только человек задался вопросом, что делать с мёртвыми и как к ним относиться, он перестал быть животным. Только вот ответы в разные времена и у разных народов сильно отличались. Соответственно, отличались и погребальные ритуалы. Ведь проводы мёртвого напрямую зависят от того, во что верят живые.Идея о том, что тело умершего человека нельзя просто бросить в чистом поле, возникла примерно 200 тысяч лет назад — ещё у неандертальцев. На сегодняшний момент найдено более 60 их захоронений — во Франции, в Крыму, Узбекистане и Палестине. И хоть жизнь древнейших людей была совсем не лёгкой, они тратили много времени и сил, чтобы выкопать могилу для покойного. Обычно его укладывали на бок, в «позу спящего». Головой всегда на запад или восток — то есть на закат или восход. Это указывает на существование у древних людей каких-то солярных культов.Охровые могилыРядом с телом всегда клали орудия труда и куски мяса. Видимо, чтобы мёртвому было чем перекусить на том свете. А вот остальные погребальные дары объяснить не так просто. Например, захоронении в пещере Шанидар покойный был засыпан цветами. В других местах умерших засыпали раковинами или камнями, а где-то просто накрывали костями мамонта. В гроте Тешик-Таш археологи нашли погребение ребёнка 8-9 лет, окружённое «оградой» из воткнутых в землю рогов горного козла. Скорее всего, мамонты и козлы играли какую-то важную роль в верованиях неандертальцев, и люди рассчитывали на их покровительство для умерших членов общины. У homo sapiens погребальные ритуалы были более сложными. К примеру, они часто посыпали покойных охрой. Реже — растёртым в пыль гематитом. Учёные полагают, что красная краска символизировала кровь, которая в свою очередь была олицетворением жизни. Возможно, древние старались сделать похороны похожими на рождение?Иногда, как в погребениях в Костенках, умерших оставляли в доме — устраивали им могилу прямо под очагом или порогом. Порой для покойных строили специальный домик рядом с домом для живых. Но чаще — как в погребениях Мальты или гротах Гримальди — для мёртвых сооружали дольмены из каменных плит. Они строились совсем иначе, нежели жилые дома. Но все же древние явно были уверены, что потребности у мёртвых примерно такие же, как у живых. И главнейшая из них — жильё!Считается, что примерно 40 тысяч лет назад у людей появилось уже оформленное представление о загробной жизни. В могилы начали складывать всё, что может понадобиться умершим на том свете. А 30 тысяч лет назад в моду вошли настенные росписи в местах погребений. Благодаря им мы теперь можем представить, как выглядел обряд похорон в те далёкие времена.На барельефе в пещере близ Лосселя изображена женщина, поднимающая кверху рог ритуальным жестом. А в пещере Трёх братьев на реке Гаронна нарисован пляшущий мужчина с рогами оленя на голове. У него длинная борода и конский хвост, а на плечи накинута шкура. Возможно, эти звероподобные мужчина и женщина — жрецы, которые во время обряда олицетворяли тотемических предков, к которым «уходил» умерший.Прах к прахуВ неолитическую эпоху люди начали практиковать трупосожжение. Скорее всего, кремацию изобрели в Северной Франции. Именно там, особенно в Бретани, встречается больше всего захоронений праха. А в Скандинавии их в этот период нет совсем.В эпоху бронзы такой тип похорон использовался уже повсеместно. В это же время стали разделять мертвецов на важных и тех, что попроще. Над могилами вождей и знати насыпали высокие курганы или воздвигали мегалиты. Внутрь помещали множество ценностей, принесённых в жертву коней и даже людей. Собственно, благодаря традиции пышных похорон мы имеем представление о жизни людей тех времён. Поскольку могильники сохранились лучше поселений.Интересно, что у миштеков — народа, жившего на территории современной Мексики, причём гораздо позже, уже в X веке, — даже положение тела зависело от социального статуса покойника. Знатных людей хоронили лицом вверх, а бедных — лицом вниз. Впрочем, и сегодня имущественное неравенство покойников легко прослеживается по надгробиям.Ещё одно открытие бронзового века — бальзамирование. Его изобрели в Древнем Египте примерно в 3200 году до нашей эры. Согласно верованиям египтян, сохранение тела было залогом счастливой посмертной жизни. Эта идея жива до сих пор, бальзамирование мёртвых из религиозных соображений практикуют некоторые племена Центральной Африки и Южной Америки.На стыке бронзового и железного веков в сфере ритуальных услуг появился гроб. Поначалу его просто выдалбливали в стволе дерева. Но потом стали сколачивать из досок или лепить из глины. У фараонов в моде были гробы-матрёшки. Впрочем, вождь гуннов Аттила тоже был похоронен в трёх гробах — золотом, серебряном и железном. А у скандинавов роль гроба выполняла лодка или даже корабль. Его запускали в море и поджигали, но могли сжечь и на берегу или даже закопать. Главное было — обеспечить покойного транспортом на тот свет.Не в земле и не в огнеЗатем появился совершенно новый вид похорон — воздушный. Его придумали колхи. По словам древнегреческого историка Нимфодора, они заворачивали тела мужчин в шкуры и подвешивали их на деревьях. Женщин хоронили в земле.В 500 году до нашей эры эту идею развили зороастрийцы. Они считали, что мёртвая плоть нечиста и не должна соприкасаться со священным огнём, водой или землёй. Поэтому тело умершего уносили в пустынное место, в идеале на скалу, и оставляли на съедение падальщикам. Обглоданные кости потом хоронили. Со временем вместо скал стали использовать специально построенные башни — дахмы. В Иране традиция похорон в «башнях молчания» существовала до 1970 года. Но потом под давлением мусульман была запрещена.В Тибете так называемые «небесные похороны» практикуются и сегодня. Существует даже обряд призывания стервятников и грифов, которые должны освободить душу от тягостной плоти.В Китае ещё со времён династии Мин народ бо хоронил сородичей в висячих гробах. Их устанавливали на скальных уступах примерно на высоте 100 метров. Считалось, что это помогает умершим восходить на небо. На Филиппинах и в Индонезии также практиковали захоронения в висячих гробах. Обычно их подвешивали в пещерах А некоторые племена индейцев Северной Америки хоронили мёртвых на деревьях или высоких помостах. Кроме сакрального значения у этой традиции было и практическое — так легче было уберечь останки от диких животных.Пожалуй, самый странный похоронный ритуал в наше время сохранился у племени яномамо, которое обитает в сельве на границе Венесуэлы и Бразилии. Аборигены кремируют тела, растирают кости в порошок и смешивают его с банановой пастой. Ею угощается вся деревня, после чего круг жизни покойного считается завершённым. Яномамо уверены, что если этого не сделать, то душа навеки будет обречена блуждать между миром живых и миром мёртвых.Каждому по вереС момента, когда сформировались мировые религии, похороны были унифицированы. К примеру, иудеям и мусульманам положено хоронить умерших в течение 24 часов. А у православных — на третий день. Обряд омовения перед похоронами у тех же иудеев и мусульман обязателен. Причём выполняется только людьми того же пола и по раз и навсегда заведённому порядку. У иудеев даже количество используемой воды оговорено! У православных омовение тоже практикуется, а у других христиан это не регулируется каноном.Бдение у гроба в той или иной форме присутствует везде. Как и гроб. А вот отпевание покойного или служба в храме проводится только у христиан. Ни иудеи, ни мусульмане не несут гроб в мечеть или синагогу. Кремация тоже допускается не во всех религиях. Христианам она не запрещена, а вот у иудеев и мусульман — под запретом. Зато буддистам кремация, наоборот, рекомендована.Разумеется, религиозный канон не соблюдается одинаково в разных странах, потому что местные языческие похоронные обычаи сохраняются до сих пор. Люди по-прежнему открывают окна и двери в доме, где умирает человек, завешивают зеркала и кладут еловые ветви у порога. В гроб покойнику часто кладут носовой платок и расчёску, а ещё оставляют еду на могиле… Всё это делали ещё неандертальцы! И, похоже, именно эти ритуалы самые живучие.Автор: Марина Викторова
parallelnyj-mir.com
II. Зачатки искусства у неандертальцев. Возникновение искусства и его роль в процессе эволюции человека
Похожие главы из других работ:
Библейские образы в искусстве: от традиции к современности
1.1 Философские предпосылки религиозного искусства и искусства на религиозную тематику
В ХІХ веке распространение секулярных идей в ряде стран (Франция, Италия) привело к отделению церкви от государства. Широкие народные массы по инерции оставались носителем конфессиональной традиции. Однако в ХХ в...
Взаимодействие музыки и живописи, передача музыки через художественное произведение
2.1 Батик как вид искусства
«Ткань, опьяненная собой, изнеженная лаской света, она испытывает лето, как бы не тронута зимой». О.Мандельштам В начале работы по изготовлению батика, нужно изучить различные техники, историю и технологию изготовления...
Виды современного искусства
2. Живопись как вид искусства
Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма...
Информационно-семиотическое понимание культуры
3.1 Языки искусства
Естественный язык и другие типы знаков, рассмотренные выше, -- это базовые, первичные знаковые средства культуры. В различных формах культуры на их основе (и, главным образом, на основе естественного языка) возникают свои собственные...
Красота как сущность искусства
Происхождение искусства
Человек раздавил пурпурную раковину, выжал сок из растения, растер мел, уголь, глину и раскрасил жилище, одежду, свое тело. Он отделил цвет от предмета. Он соединил различные цвета, стал чередовать цветные линии и формы. Он заговорил красками...
Красота как сущность искусства
Функции искусства
Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например...
Культура Возрождения
1. РОЛЬ ИСКУССТВА
Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов...
Культура кельтов
2.3 Развитие искусства
Геометрический стиль раннего железного века сменился на склоне гальштаттского времени более живой звериной и растительной орнаментикой, которую обогатили и мотивы человеческой головы, пользующиеся особою любовью в аристократической среде...
Первобытное искусство и архитектура
1 НАЧАЛО ИСКУССТВА
Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней [5]...
Роль искусства в жизни человека
1.ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА.
Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, как замечает Столович Л.Н. Столович Л.Н. Жизнь-творчество- человек: Функции художественной деятельности...
Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение
2.5 Пластические искусства
В пластических искусствах аналогичный процесс разворачивался особенно целеустремленно благодаря деятельности созданной в 1758 году Академии «трех знатнейших художеств»...
Стили в искусстве
1.2 Виды искусства.
Искусство суще-ствует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоратив-ное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение...
Стили в искусстве
2.3 Стили искусства.
На уровне культурных эпох и направлений искусства исследова-тели говорят о стилях искусства Древнего Египта, Византии, роман-ском, готическом, стиле классицизма, барокко, рококо, модерн...
Театр французского классицизма. Театр Жана Батиста Мольера
1. Зачатки французского классицизма
Возникновение французского национального театра совпадает с периодом образования французского национального государства. Средневековая политическая и хозяйственная разобщенность, препятствовавшая объединению французского народа...
Эпоха Возрождения
1.1 Роль искусства
Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, -- в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов...
cult.bobrodobro.ru
Становление человечества — Юнциклопедия
Процесс, охватывающий около 3 млн. лет. Однако на территории Африки найдены остатки ископаемых существ, занимавших по своему строению промежуточное положение между человекообразными обезьянами и современными людьми. Их возраст — около 4,5—5 млн. лет, и многие ученые считают их первыми гоминидами (от лат. homo — человек), т. е. представителями того же семейства, к которому относятся современные люди и их ближайшие ископаемые предки. Но происхождение этих существ пока точно не установлено, и к тому же никаких орудий труда у них не найдено.
Древнейшие орудия из камня археологи обнаружили в геологических пластах, возраст которых не превышает 2,5—3 млн. лет, поэтому именно эту дату современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества. Сделанные на протяжении последних 30 лет в Африке важные палеоантропологические открытия (здесь обнаружены ископаемые остатки всех видов древнего человека и орудий его труда) позволяют большинству исследователей именно этот континент считать прародиной человечества, точнее — Восточную Африку, откуда происходят наиболее выразительные находки ископаемого человека и следов его культуры.
В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Африке, почему они получили название южных обезьян (от лат. australis — южный и греч. pitēkos — обезьяна). Ростом австралопитеки были примерно с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как и у человека, остальным пальцам. И наконец, главное отличие австралопитеков от своих эволюционных предшественников заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий труда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня представляют собой грубые желваки с режущим краем. Совокупность этих каменных орудий получила название олдувайской индустрии (по названию местности в Танзании; см. Археология). В настоящее время олдувайская индустрия рассматривается как начальный, наиболее ранний этап в культурном и техническом развитии человечества.
Второй этап становления человечества — эпоха питекантропов (от греч. pitēkos — обезьяна и ánthrōpos — человек), или архантропов (архаических людей). Первые стоянки питекантропов были открыты в 1891 г. на Яве голландским исследователем Э. Дюбуа, а затем обнаружены в Китае, европейских странах и в Африке. Наиболее богатое местонахождение с остатками питекантропов — пещера Чжоукоудянь недалеко от Пекина; в ней найдены скелеты более чем 40 особей. В строении отдельных костей скелета питекантропы имеют еще много примитивных признаков, но объем мозга у них достигает 1000 см3 (у австралопитеков он равен 600—650 см3). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных Дуг.
Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием, чем у австралопитеков. Они научились делать ручное рубило — большой яйцевидной формы каменный желвак, обработанный сколами с двух сторон и имевший два лезвия, или рабочих края, и приострен-ный конец; разнообразные скребла, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем и т. д. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже умели пользоваться огнем, о чем свидетельствуют остатки очагов и обожженных костей на стоянках. Совокупность орудий питекантропов получила название ашельской каменной индустрии (от названия города Сент-Ашель во Франции).
Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому, 250—300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Эта индустрия получила название мустьерской (по наименованию городка Ле-Мустье во Франции).
Неандертальцы вели более оседлый образ жизни, чем их предшественники, занимались охотой на крупных животных, причем приемы охоты стали более изощренными. Еще питекантропы начали на равнинах строить наземные жилища, неандертальцы же использовали их более или менее постоянно, хотя в горных местностях продолжали жить и в пещерах. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.
Появление первых, еще очень примитивных религиозных представлений связано у неандертальцев с культом мертвых. Покойника хоронили в специально вырытом углублении, куда его опускали в определенном положении по отношению к небесным светилам. В могилу иногда помещали и орудия труда. Зарождается у неандертальцев и примитивное искусство. Об этом рассказывают нам насечки и углубления на каменных пластинках, покрытых охрой, а также зигзагообразные охряные полосы на стенах пещер.
Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.
yunc.org
искусство неандертальцев |
Жеводанский кошмар
Лимит времени: 0
Информация
Чтобы правильно ответить на вопросы, прочитайте ЭТУ статью
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается...
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: 0 из 9
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
С ответом
С отметкой о просмотре
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Лимит времени: 0
Информация
Чтобы правильно ответить на вопросы, прочитайте ЭТУ статью
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается...
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот: