Зубоврачевание в древнем китае. Зубоврачевание в Южной, Центральной и Северной Америке
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема: Медицина и зубоврачевание в Древнем Китае. Зубоврачевание в древнем китае


Медицина и зубоврачевание в Древнем Китае.

Цель занятия: 1. Раскрыть достижения в области медицины в древних

цивилизациях

2. Показать объективный характер закономерностей,

лежащих в основе понимания причин болезней, постановки

диагноза и методов лечения

Задачи:1. Выявить особенности становления медицинских знаний в Китае.

2. Показать взаимодействие национальных и интернациональных

факторов в формирование медицины и зубоврачевания.

3. Выявить объективные закономерности и философские

обоснования формирования традиционной медицины.

Основные понятия темы: понятие о пульсе, акупунктура, йога.

План:

1. Философские основы традиционной китайской медицины.

2. Методы диагностики в Древнем Китае.

3. Лекарственное врачевание.

4. Зарождение и формирование традиционной медицины в Китае.

5. Методы диагностики, разработанные врачами Древнего Китая.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Первые анатомические знания о строении человеческого тела в Китае.

2. Разработка методов в обследовании больного «Учение о пульсе» (Китай).

3. Развитие санитарного дела в Древнем Китае.

4. Врачебная этика Древнего Китая.

Рефераты и сообщения:

1. Особенности народной и традиционной медицины Древнего Китая.

2. Лекарствоведение в Древнем Китае.

3. Инфекционные болезни и их лечение в Древнем Китае.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для

медицинских вузов. – М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История

медицины. – М., 1981.

Стоматологический фак. 1 курс

Семинарское занятие № 6

Тема: Медицина и зубоврачевание в Древнем мире (Греция, Рим).

Цель занятия: Изучить становление медицинских знаний в странах

Древней Греции и Древнего Рима, и их влияние на

развитие мировой медицины.

Задачи: 1. Изучить развитие медицины в Древней Греции в соответствии

с основными этапами развития цивилизации.

2. Изучить особенности развития медицины Древнего Рима в

соответствии с основными периодами цивилизации.

3. Показать роль выдающейся личности врача Гиппократа и

влияние его идей на современную медицину.

Основные понятия темы: Понятие о целостности организма, единство и

противоположности субстанций

функционирующего организма.

Материалистические и идеалистические

представления о болезни, единство организма

и среды. Законы санитарии и гигиены,

гигиенические сооружения, военные

госпитали.

План:

1. Периодизация истории Древней Греции. Источники информации о

врачевании и медицине в Греции.

2. Гиппократ и его вклад в развитие медицины Древней Греции.

3. Медицина в разные периоды древнего государства.

4. Периодизация истории Древнего Рима. Источники информации о

зубоврачевании и медицине в Древнем Риме.

5. Развитие общественной и личной гигиены.

6. Становление и развитие военной гигиены.

7. Гален и его труды в области анатомии и фармации.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Основные греческие школы по подготовки врачей.

2. Цели и задачи общественной гигиены Древнего Рима.

3. Врачебная этика в Древней Греции.

4. Закон двенадцати таблиц (Рим).

4. Становление военной медицины Древнего Рима.

5. Гален и его вклад в развитие функциональной анатомии.

Рефераты и сообщения:

1. Гиппократ – понятие о врачебной этике.

2. Понятие о целостности организма, причинах болезни по Гиппократу.

«Гиппократов сборник».

3. Храмовое врачевание в Древней Греции.

4. Выдающиеся представители медицинского дела в Древнем Риме.

5. Больничное дело в Римской империи.

6. Вклад Галена в развитие медицины.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

Семинарское занятие № 7

Рубежный контроль по изучению медицины в Древний период (Древний мир) человеческой цивилизации.

studlib.info

Медицина и зубоврачевание в Древнем Китае.

Цель занятия: 1. Раскрыть достижения в области медицины в древних

цивилизациях

2. Показать объективный характер закономерностей,

лежащих в основе понимания причин болезней, постановки

диагноза и методов лечения

Задачи:1. Выявить особенности становления медицинских знаний в Китае.

2. Показать взаимодействие национальных и интернациональных

факторов в формирование медицины и зубоврачевания.

3. Выявить объективные закономерности и философские

обоснования формирования традиционной медицины.

Основные понятия темы: понятие о пульсе, акупунктура, йога.

План:

1. Философские основы традиционной китайской медицины.

2. Методы диагностики в Древнем Китае.

3. Лекарственное врачевание.

4. Зарождение и формирование традиционной медицины в Китае.

5. Методы диагностики, разработанные врачами Древнего Китая.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Первые анатомические знания о строении человеческого тела в Китае.

2. Разработка методов в обследовании больного «Учение о пульсе» (Китай).

3. Развитие санитарного дела в Древнем Китае.

4. Врачебная этика Древнего Китая.

Рефераты и сообщения:

1. Особенности народной и традиционной медицины Древнего Китая.

2. Лекарствоведение в Древнем Китае.

3. Инфекционные болезни и их лечение в Древнем Китае.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для

медицинских вузов. – М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История

медицины. – М., 1981.

Стоматологический фак. 1 курс

Семинарское занятие № 6

Тема: Медицина и зубоврачевание в Древнем мире (Греция, Рим).

Цель занятия: Изучить становление медицинских знаний в странах

Древней Греции и Древнего Рима, и их влияние на

развитие мировой медицины.

Задачи: 1. Изучить развитие медицины в Древней Греции в соответствии

с основными этапами развития цивилизации.

2. Изучить особенности развития медицины Древнего Рима в

соответствии с основными периодами цивилизации.

3. Показать роль выдающейся личности врача Гиппократа и

влияние его идей на современную медицину.

Основные понятия темы: Понятие о целостности организма, единство и

противоположности субстанций

функционирующего организма.

Материалистические и идеалистические

представления о болезни, единство организма

и среды. Законы санитарии и гигиены,

гигиенические сооружения, военные

госпитали.

План:

1. Периодизация истории Древней Греции. Источники информации о

врачевании и медицине в Греции.

2. Гиппократ и его вклад в развитие медицины Древней Греции.

3. Медицина в разные периоды древнего государства.

4. Периодизация истории Древнего Рима. Источники информации о

зубоврачевании и медицине в Древнем Риме.

5. Развитие общественной и личной гигиены.

6. Становление и развитие военной гигиены.

7. Гален и его труды в области анатомии и фармации.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Основные греческие школы по подготовки врачей.

2. Цели и задачи общественной гигиены Древнего Рима.

3. Врачебная этика в Древней Греции.

4. Закон двенадцати таблиц (Рим).

4. Становление военной медицины Древнего Рима.

5. Гален и его вклад в развитие функциональной анатомии.

Рефераты и сообщения:

1. Гиппократ – понятие о врачебной этике.

2. Понятие о целостности организма, причинах болезни по Гиппократу.

«Гиппократов сборник».

3. Храмовое врачевание в Древней Греции.

4. Выдающиеся представители медицинского дела в Древнем Риме.

5. Больничное дело в Римской империи.

6. Вклад Галена в развитие медицины.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

Семинарское занятие № 7

Рубежный контроль по изучению медицины в Древний период (Древний мир) человеческой цивилизации.

studlib.info

Медицина и зубоврачевание в Древнем Китае.

Цель занятия: 1. Раскрыть достижения в области медицины в древних

цивилизациях

2. Показать объективный характер закономерностей,

лежащих в основе понимания причин болезней, постановки

диагноза и методов лечения

Задачи:1. Выявить особенности становления медицинских знаний в Китае.

2. Показать взаимодействие национальных и интернациональных

факторов в формирование медицины и зубоврачевания.

3. Выявить объективные закономерности и философские

обоснования формирования традиционной медицины.

Основные понятия темы: понятие о пульсе, акупунктура, йога.

План:

1. Философские основы традиционной китайской медицины.

2. Методы диагностики в Древнем Китае.

3. Лекарственное врачевание.

4. Зарождение и формирование традиционной медицины в Китае.

5. Методы диагностики, разработанные врачами Древнего Китая.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Первые анатомические знания о строении человеческого тела в Китае.

2. Разработка методов в обследовании больного «Учение о пульсе» (Китай).

3. Развитие санитарного дела в Древнем Китае.

4. Врачебная этика Древнего Китая.

Рефераты и сообщения:

1. Особенности народной и традиционной медицины Древнего Китая.

2. Лекарствоведение в Древнем Китае.

3. Инфекционные болезни и их лечение в Древнем Китае.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для

медицинских вузов. – М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История

медицины. – М., 1981.

Стоматологический фак. 1 курс

Семинарское занятие № 6

Тема: Медицина и зубоврачевание в Древнем мире (Греция, Рим).

Цель занятия: Изучить становление медицинских знаний в странах

Древней Греции и Древнего Рима, и их влияние на

развитие мировой медицины.

Задачи: 1. Изучить развитие медицины в Древней Греции в соответствии

с основными этапами развития цивилизации.

2. Изучить особенности развития медицины Древнего Рима в

соответствии с основными периодами цивилизации.

3. Показать роль выдающейся личности врача Гиппократа и

влияние его идей на современную медицину.

Основные понятия темы: Понятие о целостности организма, единство и

противоположности субстанций

функционирующего организма.

Материалистические и идеалистические

представления о болезни, единство организма

и среды. Законы санитарии и гигиены,

гигиенические сооружения, военные

госпитали.

План:

1. Периодизация истории Древней Греции. Источники информации о

врачевании и медицине в Греции.

2. Гиппократ и его вклад в развитие медицины Древней Греции.

3. Медицина в разные периоды древнего государства.

4. Периодизация истории Древнего Рима. Источники информации о

зубоврачевании и медицине в Древнем Риме.

5. Развитие общественной и личной гигиены.

6. Становление и развитие военной гигиены.

7. Гален и его труды в области анатомии и фармации.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Основные греческие школы по подготовки врачей.

2. Цели и задачи общественной гигиены Древнего Рима.

3. Врачебная этика в Древней Греции.

4. Закон двенадцати таблиц (Рим).

4. Становление военной медицины Древнего Рима.

5. Гален и его вклад в развитие функциональной анатомии.

Рефераты и сообщения:

1. Гиппократ – понятие о врачебной этике.

2. Понятие о целостности организма, причинах болезни по Гиппократу.

«Гиппократов сборник».

3. Храмовое врачевание в Древней Греции.

4. Выдающиеся представители медицинского дела в Древнем Риме.

5. Больничное дело в Римской империи.

6. Вклад Галена в развитие медицины.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

Семинарское занятие № 7

Рубежный контроль по изучению медицины в Древний период (Древний мир) человеческой цивилизации.

studlib.info

Медицина и зубоврачевание в Древнем Китае.

Цель занятия: 1. Раскрыть достижения в области медицины в древних

цивилизациях

2. Показать объективный характер закономерностей,

лежащих в основе понимания причин болезней, постановки

диагноза и методов лечения

Задачи:1. Выявить особенности становления медицинских знаний в Китае.

2. Показать взаимодействие национальных и интернациональных

факторов в формирование медицины и зубоврачевания.

3. Выявить объективные закономерности и философские

обоснования формирования традиционной медицины.

Основные понятия темы: понятие о пульсе, акупунктура, йога.

План:

1. Философские основы традиционной китайской медицины.

2. Методы диагностики в Древнем Китае.

3. Лекарственное врачевание.

4. Зарождение и формирование традиционной медицины в Китае.

5. Методы диагностики, разработанные врачами Древнего Китая.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Первые анатомические знания о строении человеческого тела в Китае.

2. Разработка методов в обследовании больного «Учение о пульсе» (Китай).

3. Развитие санитарного дела в Древнем Китае.

4. Врачебная этика Древнего Китая.

Рефераты и сообщения:

1. Особенности народной и традиционной медицины Древнего Китая.

2. Лекарствоведение в Древнем Китае.

3. Инфекционные болезни и их лечение в Древнем Китае.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для

медицинских вузов. – М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История

медицины. – М., 1981.

Стоматологический фак. 1 курс

Семинарское занятие № 6

Тема: Медицина и зубоврачевание в Древнем мире (Греция, Рим).

Цель занятия: Изучить становление медицинских знаний в странах

Древней Греции и Древнего Рима, и их влияние на

развитие мировой медицины.

Задачи: 1. Изучить развитие медицины в Древней Греции в соответствии

с основными этапами развития цивилизации.

2. Изучить особенности развития медицины Древнего Рима в

соответствии с основными периодами цивилизации.

3. Показать роль выдающейся личности врача Гиппократа и

влияние его идей на современную медицину.

Основные понятия темы: Понятие о целостности организма, единство и

противоположности субстанций

функционирующего организма.

Материалистические и идеалистические

представления о болезни, единство организма

и среды. Законы санитарии и гигиены,

гигиенические сооружения, военные

госпитали.

План:

1. Периодизация истории Древней Греции. Источники информации о

врачевании и медицине в Греции.

2. Гиппократ и его вклад в развитие медицины Древней Греции.

3. Медицина в разные периоды древнего государства.

4. Периодизация истории Древнего Рима. Источники информации о

зубоврачевании и медицине в Древнем Риме.

5. Развитие общественной и личной гигиены.

6. Становление и развитие военной гигиены.

7. Гален и его труды в области анатомии и фармации.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Основные греческие школы по подготовки врачей.

2. Цели и задачи общественной гигиены Древнего Рима.

3. Врачебная этика в Древней Греции.

4. Закон двенадцати таблиц (Рим).

4. Становление военной медицины Древнего Рима.

5. Гален и его вклад в развитие функциональной анатомии.

Рефераты и сообщения:

1. Гиппократ – понятие о врачебной этике.

2. Понятие о целостности организма, причинах болезни по Гиппократу.

«Гиппократов сборник».

3. Храмовое врачевание в Древней Греции.

4. Выдающиеся представители медицинского дела в Древнем Риме.

5. Больничное дело в Римской империи.

6. Вклад Галена в развитие медицины.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

Семинарское занятие № 7

Рубежный контроль по изучению медицины в Древний период (Древний мир) человеческой цивилизации.

studlib.info

Зубоврачевание в Южной, Центральной и Северной Америке

Зубоврачевание в Южной, Центральной и Северной Америке

Археологические раскопки культурных слоев доколумбовой Америки дали миру множество стоматологических артефактов. Большая часть из них в силу ограниченного круга источников по истории этого периода не поддается однозначной трактовке. Вместе с тем знания о цивилизациях ацтеков, майя и инков позволяют утверждать, что эти культуры имели развитые религиозные культы, что в свою очередь порождало отработку методик довольно сложных челюстно-лицевых хирургических вмешательств. Самыми известными из подобных артефактов являются человеческие черепа со следами проведенных прижизненных трепанаций. При этом, судя по сформировавшимся костным валикам, многие из прооперированных после проведенной операции оставались в живых.

Специфическое отношение в этих культурах к человеческой жизни, основанное на многочисленных человеческих жертвоприношениях, позволяло жрецам проводить очень рискованные хирургические вмешательства, отрабатывая те или иные методики, которые, судя по всему, являлись частью каких-либо религиозных церемоний. Огромная смертность при проведении подобных «операций» жрецов волновала меньше всего. Выше мы упоминали о многочисленных черепах, обнаруженных археологами, со следами прижизненных инкрустаций на зубах.

Фрагмент нижней челюсти, найденной в Гондурасе в 1931 г.

Вместе с тем имеются стоматологические артефакты, по поводу которых дискуссии не стихают по сей день. Одним из таких артефактов является фрагмент черепа, обнаруженный в начале XX в. в Эквадоре (Музей культуры американских индейцев в Нью-Йорке). В черепе имеются два резца с золотыми инкрустациями. Судя по всему, эти резцы были буквально забиты в гнезда зубов. Ряд специалистов придерживается мнения, что перед нами ранний случай трансплантации зуба от одного человека к другому. Другие справедливо указывают, что на артефакте мы не видим никакой регенерации, следовательно, эти резцы были вставлены в челюсть уже после смерти, при подготовке тела к похоронам[34]. Такая «предпохоронная подготовка» полости рта проводилась и в Древнем Египте.

Кроме того, в 1931 г. в Гондурасе археологами найден фрагмент нижней челюсти индейца майя (Музей археологии и этнологии Гарвардского университета), датируемый 600 г. н. э. В эту челюсть вместо трех утраченных нижних резцов в их альвеолы прижизненно вставили («имплантировали») кусочки черепахового панциря, напоминающие по форме зубы. Одно время считалось, что эти «импланты» были, как и в «эквадорской челюсти», вставлены посмертно. Однако исследования, проведенные в 1970 г., показали компактное формирование кости вокруг двух из внедрений, что свидетельствует о прижизненном внедрении «имплантов». На сегодняшний день этот артефакт является самым ранним примером прижизненной стоматологической имплантации.

Испанские католические монахи, наряду с конкистадорами осваивавшие Америку, занимались тотальным уничтожением памятников культуры американских индейцев. Вместе с тем испанские монахи, описывая окружавший их мир, оставили немногочисленные свидетельства, связанные с практикой зубоврачевания ацтеков. Такие письменные источники (1547–1577 гг.) свидетельствуют о распространении кариеса у ацтеков, который по их верованиям вызывается «зубным червем». Бороться с этим «червем» они пытались, жуя горячий перец чили. Судя по всему, они считали, что «топка во рту», возникающая при жевании жгучего перца, убьет кого угодно, в том числе и «зубного червя».

Имеются свидетельства того, что в 1518 г. состоялось первое знакомство испанских конкистадоров с жевательной резинкой. Ее прародителем является затвердевший сок из надрезов коры дикой саподиллы – натуральный каучук.

Как правило, зубоврачевание носило консервативный характер. Письменные свидетельства об использовании хирургических методик по удалению зубов крайне редки. Например, в литературе имеется описание того, как заболевший зуб индейцы пытались лечить составом, изготовленным из смеси размолотого высушенного червя со скипидаром. Этот состав наносился на щеку, напротив больного зуба. Только после того, как стало понятно, что зубная боль не купируется, зуб был извлечен.

Инки, как и ацтеки, использовали в зубоврачевании преимущественно консервативные методики лечения в виде самых разнообразных травяных настоев. Однако в литературе встречаются упоминания и о прижигании кариозных полостей в зубе тлеющим корнем бальзового дерева. Подобные операции были крайне болезненными, поэтому индейцы перед ее началом жевали листья коки, добиваясь эффекта местной анестезии[35].

Фреска в храме Tepantitla в Teotihuacan. Зубоврачебное вмешательство в ритуальных целях

Инки не делали украшения на зубах, но, судя по фрагментам челюсти, найденной в Эквадоре, использовали накладки из кованого золота на предварительно подготовленные выемки на резцах зубов.

Говоря о регионах Северной Америки, исследователи в один голос констатируют, что европейская цивилизация принесла коренным народам Северной Америки не только «огненную воду», но и кариес. В 1930-х гг. исследовали зубы 87 индейцев, живших в отдаленных регионах Аляски. При этом только 4 зуба из 2464 (0,16 %) имели кариес. Аналогичные исследования среди индейцев, живших ближе к центрам цивилизации, показали процент поражения зубов кариесом, доходящий до 25–40 %[36]. Судя по всему, определяющим фактором при подобном распространении кариеса был характер пищи, преобладавший в тех или иных регионах.

Как уже упоминалось, общей проблемой всех ранних цивилизаций было раннее стирание зубов[37], что вызывалось мукой грубого помола или иными причинами. Каменная пыль от жерновов или крошка от ступки и пестика оставляли в муке множество мельчайших каменных включений, которые истирали режущие кромки зубов. Этому способствовала и широко распространенная среди индейцев привычка жевать табак. Для того чтобы придать приготовляемой табачной смеси необходимую вязкость, в нее добавляли истолченные раковины мидии и известь, что, безусловно, самым негативным образом влияло на состояние полости рта.

Европейцы в своих записях, датируемых второй половиной XVIII в., оставили упоминания, что североамериканские индейцы чистили полость рта различными ароматическими смолами и корнями растений. Есть упоминания и об использовании индейцами чероки натуральной резины, заменявшей тогда столь привычную нам жевательную резинку. При этом она не только очищала полость рта, но и ароматизировала ее.

В качестве универсального средства против зубной боли служили препараты, изготовленные из корня колючего кустарника, который индейцы именовали «деревом против зубной боли» (Zanthoxilum nitidum). Этот кустарник широко распространен, и о нем писали в «Своде лекарственных средств», опубликованном в Китае более 600 лет назад. Прежде всего препараты из корня и коры кустарника зантоксилума использовались в качестве тонизирующего средства. Но для индейцев очень важным было то, что препараты из зантоксилума оказывали заживляющее действие на зубы, десны и слизистую оболочку полости рта. Для индейцев Северной Америки порошок из коры зантоксилума был главным средством для лечения зубов, поэтому они и называли его «деревом от зубной боли». Ныне в результате клинических исследований установлено, что за счет прямого и очень сильного воздействия на нервные окончания слизистой ротовой полости экстракты зантоксилума подавляют зубную боль, обладают прямым антибактериальным действием, препятствуя развитию кариеса и оказывая заживляющее действие на длительно незаживающие язвы полости рта. Кроме этого, в экстрактах этого растения обнаружено большое количество био-флавоноидов[38], которые укрепляют сосудистую стенку и препятствуют повышенной кровоточивости десен.

В XVIII в. в Северной Америке уже практикуют дантисты, в полной мере использующие европейские стоматологические методики. В Америку охотно ехали как французские, так и английские дантисты, которые открывали свои клиники в самых крупных городах Америки. О степени распространения таких методик свидетельствует то, что первые фарфоровые протезы появляются в Америке уже в 1794 г. Об этом известно из рекламных блоков, публиковавшихся в американских газетах. В 1792 г. в Нью-Йоркской больнице появляется штатная должность дантиста.

Одним из самых известных стоматологических артефактов конца XVIII в. является двойной протез первого президента США Джорджа Вашингтона работы дантиста Джона Гринвуда (1760–1819).

Джон Гринвуд начал практиковать в Нью-Йорке с 1786 г. и со временем стал одним из самых известных дантистов. Одним из его клиентов стал Д. Вашингтон, которого на протяжении всей его взрослой жизни мучила зубная боль. Иконография первого президента США со шрамом на щеке стала отражением его стоматологических проблем. Этот шрам стал следствием фистулы, развившейся вследствие нагноения зуба.

Ко времени своей инаугурации Д. Вашингтон потерял все свои зубы.

Джон Гринвуд сделал четыре зубных протеза для Д. Вашингтона, изготовив их из разных материалов – золота, клыка гиппопотама, слоновой кости и человеческих зубов.

Один из протезов был короток, и это отчетливо видно по запавшим губам и щекам на одном из портретов Д. Вашингтона. Художник был вынужден прибегнуть к вате, которую он вставил за щеки и губы президента, для того чтобы получить иллюзию «собственных зубов». И тем не менее на картине хорошо видно, что протез во рту американского президента «сидел» далеко не «как влитой».

С именем Джона Гринвуда (John Greenwood) связывают изобретение стоматологического бора и ножной бормашины на основе ножной прялки в 1790 г.

Во второй четверти XIX в. лидерство в области стоматологии переходит к американцам. Причин тому было множество, в том числе буржуазная революция во Франции и последовавшие за ней наполеоновские войны, надолго обескровившие Францию. К 1830-м гг. самые крупные города США – Нью-Йорк, Бостон, Олбани, Филадельфия, Балтимор, Ричмонд и Чарлстон – имели многочисленные клиники дантистов. В 1840 г. возникло Американское общество зубных хирургов (ASDS), ставшее первой в мире национальной организацией дантистов. 6 марта 1840 г. открыт первый в мире зубоврачебный колледж – Балтиморский колледж зубной хирургии в штате Мэриленд. Наглядным примером успехов американских дантистов явился тот факт, что дантист-американец стал личным зубным врачом французского императора Наполеона III, а затем и русского императора Александра II.

Бормашины с ножным приводом

Зубные протезы Дж. Вашингтона. Мастер Дж. Гринвуд

Один доллар образца 1917 г.

Портрет Дж. Вашингтона

Реклама дантистов. Филадельфия

В 1846 г. дантист Амос Уэскотт предложил новый вариант ручного бора, представлявшего собой кольцо со втулкой, которое надевалось на указательный палец правой руки. Это приспособление позволило защитить руку врача и в какой-то степени облегчить вращение ручного бора пальцами.

Операция Т. Мортона с использованием наркоза. 1846 г.

В 1858 г. Чарльз Мерри (США) изобрел зубную дрель, имевшую две ручки: одну для удерживания режущего инструмента, а вторую для сообщения режущему инструменту вращательного движения через гибкий кабель. Такое устройство позволяло дантисту направлять инструмент на зубы с необходимой точностью. В 1862 г. Чарльз Мерри добавил к своей конструкции изогнутую головку (прототип углового наконечника)[39].

Огромное значение имело применение наркозного эфира при проведении операций. Первая в мире операция под наркозом состоялась 16 октября 1846 г. в США. Ее провел врач-стоматолог Т. Мортон при удалении надчелюстной опухоли. В России в клинических условиях наркоз был впервые применен в феврале 1847 г.

В зубном протезировании вулканизированный каучук был впервые использован в 1848 г. В результате в течение 100 лет каучук применялся для изготовления базисов съемных протезов, пока на смену ему не пришла более гигиеничная, дешевая и удобная в технологии акриловая пластмасса.

Первой женщиной в США, получившей диплом зубного врача в 1867 г., стала Л. Тейлор. В этом же году ее соотечественник Ригг осуществил первый в истории стоматологии кюретаж пародонтальных карманов[40]. В 1864 г. дантист Джордж Феллоу Харрингтон (1812–1895) сконструировал механическую дрель с двумя головками. Она приводилась в движение с помощью пружины. Бор крутился 2 минуты. Дантист мог менять головки в зависимости от места нахождения больного зуба (верхней или нижней челюсти). Машина Харрингтона была сделана из желтой меди и украшена обильной гравировкой, она выглядела чрезвычайно элегантно и по виду напоминала музыкальный ящик. Один из экземпляров машины ныне хранится в стоматологическом музее Стокгольма.

В 1868 г. механик Г.Ф. Грин изобрел пневматическую бормашину на ножном приводе, она позволяла зубному врачу работать одной рукой и являлась прототипом современных турбинных установок. Машина Грина стала первой зубоврачебной машиной, изготовленной фирмой «S.S. White» в Филадельфии фабричным способом.

Механическая бормашина Харрингтона. 1864 г.

В 1871 г. Джеймс Беалл Моррисон (1829–1917) сконструировал и запатентовал педальную бормашину. Эта машина имела такой же ножной привод, как и ножная швейная машина. Среди других образцов бормашин, появившихся в начале 70-х гг. XIX в. (например, бормашины модели Эллиота, которые крепились неподвижно к потолку или к стене), бормашина Моррисона пользовалась наибольшим спросом как наиболее практичная. Она устанавливалась на полу, и имелась возможность ее передвижения. В 1876 г. фирма «S.S. White» изготовила усовершенствованный вариант бормашины Моррисона, где впервые был использован принцип передачи вращения с помощью так называемого «гибкого рукава». Бормашины включали три главных составных части: ножной педальный двигатель с маховым колесом, подвижный рукав и наконечник с бором.

Бормашина с ножным приводом. Англия. 1890—1940-е гг.

Бормашина с ножным приводом. Германия. 1910—1920-е гг.

Максимальная скорость, которую могли развивать ножные зубоврачебные машины, не превышала 2000 об./мин.

В конце XIX в. появились первые образцы бормашин с электрическим приводом. Первый патент на подобную бормашину был выдан жителю штата Мичиган Джорджу Грину (George Green) в 1875 г. В 1907 г. началось промышленное производство образца бормашин с электрическим приводом.

Одновременно с созданием бормашин в конце XIX – начале XX в. фирма «S.S. White» разрабатывала и производила наконечники для бормашин.

Бормашина с ножным приводом. Англия. 1890—1940-е гг. Бормашина с ножным приводом. Германия. 1910—1920-е гг.

Имелись варианты прямых наконечников, предусматривавшие возможность использования угловых насадок. Они изготавливались с различным углом наклона головки с бором (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные и универсальные, обеспечивавшие возможность оперативного изменения угла наклона головки). Обеспечение выбора оптимального угла установки бора дало возможность врачу выполнять манипуляции в труднодоступных кариозных полостях.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Медицина и зубоврачевание в Древнем Китае.

Цель занятия: 1. Раскрыть достижения в области медицины в древних

цивилизациях

2. Показать объективный характер закономерностей,

лежащих в основе понимания причин болезней, постановки

диагноза и методов лечения

Задачи:1. Выявить особенности становления медицинских знаний в Китае.

2. Показать взаимодействие национальных и интернациональных

факторов в формирование медицины и зубоврачевания.

3. Выявить объективные закономерности и философские

обоснования формирования традиционной медицины.

Основные понятия темы: понятие о пульсе, акупунктура, йога.

План:

1. Философские основы традиционной китайской медицины.

2. Методы диагностики в Древнем Китае.

3. Лекарственное врачевание.

4. Зарождение и формирование традиционной медицины в Китае.

5. Методы диагностики, разработанные врачами Древнего Китая.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Первые анатомические знания о строении человеческого тела в Китае.

2. Разработка методов в обследовании больного «Учение о пульсе» (Китай).

3. Развитие санитарного дела в Древнем Китае.

4. Врачебная этика Древнего Китая.

Рефераты и сообщения:

1. Особенности народной и традиционной медицины Древнего Китая.

2. Лекарствоведение в Древнем Китае.

3. Инфекционные болезни и их лечение в Древнем Китае.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для

медицинских вузов. – М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История

медицины. – М., 1981.

Стоматологический фак. 1 курс

Семинарское занятие № 6

Тема: Медицина и зубоврачевание в Древнем мире (Греция, Рим).

Цель занятия: Изучить становление медицинских знаний в странах

Древней Греции и Древнего Рима, и их влияние на

развитие мировой медицины.

Задачи: 1. Изучить развитие медицины в Древней Греции в соответствии

с основными этапами развития цивилизации.

2. Изучить особенности развития медицины Древнего Рима в

соответствии с основными периодами цивилизации.

3. Показать роль выдающейся личности врача Гиппократа и

влияние его идей на современную медицину.

Основные понятия темы: Понятие о целостности организма, единство и

противоположности субстанций

функционирующего организма.

Материалистические и идеалистические

представления о болезни, единство организма

и среды. Законы санитарии и гигиены,

гигиенические сооружения, военные

госпитали.

План:

1. Периодизация истории Древней Греции. Источники информации о

врачевании и медицине в Греции.

2. Гиппократ и его вклад в развитие медицины Древней Греции.

3. Медицина в разные периоды древнего государства.

4. Периодизация истории Древнего Рима. Источники информации о

зубоврачевании и медицине в Древнем Риме.

5. Развитие общественной и личной гигиены.

6. Становление и развитие военной гигиены.

7. Гален и его труды в области анатомии и фармации.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Основные греческие школы по подготовки врачей.

2. Цели и задачи общественной гигиены Древнего Рима.

3. Врачебная этика в Древней Греции.

4. Закон двенадцати таблиц (Рим).

4. Становление военной медицины Древнего Рима.

5. Гален и его вклад в развитие функциональной анатомии.

Рефераты и сообщения:

1. Гиппократ – понятие о врачебной этике.

2. Понятие о целостности организма, причинах болезни по Гиппократу.

«Гиппократов сборник».

3. Храмовое врачевание в Древней Греции.

4. Выдающиеся представители медицинского дела в Древнем Риме.

5. Больничное дело в Римской империи.

6. Вклад Галена в развитие медицины.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

Семинарское занятие № 7

Рубежный контроль по изучению медицины в Древний период (Древний мир) человеческой цивилизации.

studlib.info

Медицина и зубоврачевание в Древнем Китае.

Цель занятия: 1. Раскрыть достижения в области медицины в древних

цивилизациях

2. Показать объективный характер закономерностей,

лежащих в основе понимания причин болезней, постановки

диагноза и методов лечения

Задачи:1. Выявить особенности становления медицинских знаний в Китае.

2. Показать взаимодействие национальных и интернациональных

факторов в формирование медицины и зубоврачевания.

3. Выявить объективные закономерности и философские

обоснования формирования традиционной медицины.

Основные понятия темы: понятие о пульсе, акупунктура, йога.

План:

1. Философские основы традиционной китайской медицины.

2. Методы диагностики в Древнем Китае.

3. Лекарственное врачевание.

4. Зарождение и формирование традиционной медицины в Китае.

5. Методы диагностики, разработанные врачами Древнего Китая.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Первые анатомические знания о строении человеческого тела в Китае.

2. Разработка методов в обследовании больного «Учение о пульсе» (Китай).

3. Развитие санитарного дела в Древнем Китае.

4. Врачебная этика Древнего Китая.

Рефераты и сообщения:

1. Особенности народной и традиционной медицины Древнего Китая.

2. Лекарствоведение в Древнем Китае.

3. Инфекционные болезни и их лечение в Древнем Китае.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для

медицинских вузов. – М., 1994.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История

медицины. – М., 1981.

Стоматологический фак. 1 курс

Семинарское занятие № 6

Тема: Медицина и зубоврачевание в Древнем мире (Греция, Рим).

Цель занятия: Изучить становление медицинских знаний в странах

Древней Греции и Древнего Рима, и их влияние на

развитие мировой медицины.

Задачи: 1. Изучить развитие медицины в Древней Греции в соответствии

с основными этапами развития цивилизации.

2. Изучить особенности развития медицины Древнего Рима в

соответствии с основными периодами цивилизации.

3. Показать роль выдающейся личности врача Гиппократа и

влияние его идей на современную медицину.

Основные понятия темы: Понятие о целостности организма, единство и

противоположности субстанций

функционирующего организма.

Материалистические и идеалистические

представления о болезни, единство организма

и среды. Законы санитарии и гигиены,

гигиенические сооружения, военные

госпитали.

План:

1. Периодизация истории Древней Греции. Источники информации о

врачевании и медицине в Греции.

2. Гиппократ и его вклад в развитие медицины Древней Греции.

3. Медицина в разные периоды древнего государства.

4. Периодизация истории Древнего Рима. Источники информации о

зубоврачевании и медицине в Древнем Риме.

5. Развитие общественной и личной гигиены.

6. Становление и развитие военной гигиены.

7. Гален и его труды в области анатомии и фармации.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Основные греческие школы по подготовки врачей.

2. Цели и задачи общественной гигиены Древнего Рима.

3. Врачебная этика в Древней Греции.

4. Закон двенадцати таблиц (Рим).

4. Становление военной медицины Древнего Рима.

5. Гален и его вклад в развитие функциональной анатомии.

Рефераты и сообщения:

1. Гиппократ – понятие о врачебной этике.

2. Понятие о целостности организма, причинах болезни по Гиппократу.

«Гиппократов сборник».

3. Храмовое врачевание в Древней Греции.

4. Выдающиеся представители медицинского дела в Древнем Риме.

5. Больничное дело в Римской империи.

6. Вклад Галена в развитие медицины.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

Семинарское занятие № 7

Рубежный контроль по изучению медицины в Древний период (Древний мир) человеческой цивилизации.

studlib.info