Древняя месопотамия основные занятия. Народы Месопотамии и их занятия.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава I. Древняя Месопотамия. Древняя месопотамия основные занятия


Народы Месопотамии и их занятия.

Более трех тысяч лет в изолированном от внешнего мира Египте жил один народ – египтяне, и существовало одно государство. В стране Двух Рек с древнейших времен жило множество разных народов.Открытая незащищенная природой равнина Месопотамии привлекала взоры кочевых племен, и они устремлялись в эту богатую страну неудержимыми потоками. Одни народы часто сменялись здесь другими. Древнейшие государства уничтожались завоевателями и на их месте возникали новые цивилизованные общества, но проходили столетия и новые орды захватчиков сметали с лица земли богатые города предшественников.

В Южной Месопотамии к IV … тысячелетию до Р.Х. поселились загадочные племена шумеров. «О Шумер, великая земля среди всех земель Вселенной, залитая немеркнущим светом, определяющая божественные законы для всех народов от восхода до заката!» — с гордостью писал о своей стране шумерский поэт.

Гончарный круг, колесо, плуг, сеялка, парусная лодка, оросительные каналы – все это мы знаем благодаря шумерам. О происхождении шумеров почти ничего неизвестно. До сих пор не удалось установить: были ли они коренными жителями Месопотамии или пришли туда откуда–то извне. Вторая версия представляется наиболее вероятной. Мы до сих пор не можем установить их родственную связь с каким-либо живущим или жившим на земле народом. Шумеры называли себя выходцами из легендарной страны Дилмун – это остров Бахрейн в Персидском заливе. Там были проведены раскопки и обнаружены остатки шумерских поселений. Но эти поселения были образованы в то же время, что и города в Междуречье. Ученые обратили внимание на странную схожесть культур Древнего Шумера и… Древней Индии.

Как бы то ни было, этот загадочный народ постепенно занял весьма обширную территорию от берегов Великого Моря Восхода до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере (см. карту). Шумеры считали свою цивилизацию очень древней: уже в ранних текстах встречаются презрительные отзывы о кочевниках, «людях, которые не знают домов и не выращивают пшеницу». Севернее шумеров расположились племенные союзы, относящиеся к восточно-семитской группе. Они были потомками семито-хамитов, выходцев из Сахары, заселивших и Египет. Это были скотоводческие племена аккадцев и ассирийцев.

Судьба Междуречья будет тесно связана и с народами, жившими в IV тысячелетии до Р.Х. по соседству с ним. На северо-востоке и востоке от Евфрата обитали родственные племена кутиев и касситов, это были жестокие и воинственные варвары, о происхождении которых ничего определенного пока сказать нельзя. Далеко на юго-западе от Месопотамии располагались земли Аравийского полуострова, здесь также жили западно-семитские кочевые племена амореев, арамеев, халдеев и другие. Прямо к западу от Двуречья, за Сирийской пустыней, жили другие западно-семитские племена гиксосов, евреев, ханаанеев и финикийцев, земли которых после 1500 года до Р.Х. захватил Египет.

Сначала все эти многочисленные народы занимались исключительно скотоводством. Они кочевали со своим скотом в поисках лучших пастбищ. По мере того как племена заселяли или в результате кровопролитных битв завоёвывали для себя земли вдоль Евфрата и Тигра, происходил их переход к земледелию. Первыми выращивать зерно, лен, виноград в Двуречье стали древние шумеры. Они создали здесь первые государства, письменность и религию. Все остальные народы, захватывая земли Месопотамии, присваивали все достижения и изобретения шумеров. Вначале это сделали аккадцы. В конце III тысячелетия до Р.Х. земли Двуречья подчинили себе амореи. Спустя 500 лет в долину Тигра и Евфрата пришли кутии, касситы, а в конце II – в начале I тысячелетия до Р.Х. Междуречье завоевали арамеи.

Все эти народы Месопотамии, подобно шумерам, осели по берегам рек и стали вести земледельческое хозяйство. Как и для египтян, основным занятием народов Двуречья стало ирригационное земледелие. Буйный характер рек Месопотамии, ветры и жаркое солнце заставляли жителей постоянно бороться за выживание. Все наследники шумеров продолжали рыть от Великих рек длинные каналы, сооружали дамбы, плотины, шлюзы, колодцы. Они создавали водохранилища и тщательно следили за их состоянием. Даже на севере, где частыми были дожди, земледельцы стремились вырыть длинные каналы и построить высокие насыпи, дабы обезопасить себя и гарантированно получить урожай.

Прочитайте фрагменты текста «Спор между Мотыгой и Плугом». Подумайте: с какими трудностями сталкивались земледельцы Двуречья, о каких занятиях жителей этой страны мы можем узнать из приведенного фрагмента, что можно узнать из данного текста о городах Южного Двуречья?

Я прорезаю каналы, отвожу протоки,

Для великой Реки расширяю воды.

Осушаю, убираю болота.

Я, Мотыга, возвожу ограды, дабы ни южный, ни северный ветры

Их не сломали.

А когда я с полей удалю воду,

Когда я осушу землю,

О Плуг, перед тобой выхожу я на поле.

Я ровняю края каналов,

Я с полей убираю комья и корни.

Для твоих трудов я готовлю поле.

Я корзины землей наполняю.

Я глину прессую, кирпичи формую,

Я закладываю основанья, я строю дома.

Я выпрямляю просторную улицу, я, Мотыга!

Я огораживаю ограды, я возвожу их стены,

Я богам великим прекрасные строю храмы…

Я возвожу грады с дворцами…

Я сады для царей разбиваю.

А когда я сады обнесу оградой,

Огорожу их, разрыхлю землю,

Снова люди берут меня, Мотыгу.

И когда я вырою им колодцы,

Когда я укрепляю балки,

Построю водяные колеса,

Выровняю рвы и канавы,

Рвы и канавы водою наполню,

Дабы яблони цвели и плодоносили,

И плоды во храмы божьи как то подобает, относили.

Крестьяне выращивали зерновые культуры – ячмень, просо, полбу; виноград, яблоки, лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыкву, чечевицу, фасоль, горох и финики. Из выращенного льна жены земледельцев делали мягкие ткани, а сезам шел на корм скоту.

Жители Двуречья держали скот и домашнюю птицу, ловили в реках и море рыбу, охотились на диких птиц и животных, добывали дикий мёд, а позднее стали разводить пчел. Как и египтяне, они ели много растительной пищи и рыбы, а мясо жители Двуречья могли себе позволить даже чаще, чем обитатели Нильской долины. Они пили сладкие напитки на меде, варили пиво из ячменя и давили виноградное вино.

Подобно египтянам, жители Двуречья занимались и ремеслами. Они пряли и ткали, делали глиняную посуду и ювелирные украшения. Кузнецы выковывали и выливали из меди, а затем и из бронзы земледельческие орудия и оружие для битв и охоты. Кораблестроители делали лодки и большие суда, на которых жители Двуречья ходили по Тигру и Евфрату и торговали с соседями. Купцы Месопотамии привозили на юг страны столь необходимые здесь металлы, камни и дерево с севера и, напротив, везли на север изящные предметы роскоши, зерно и изделия ремесленников. Некоторые торговцы даже выплывали в море и совершали весьма далекие торговые путешествия. Корабли Междуречья достигали Аравии, Египта и даже Индии. Купцы привозили из дальних странствий необычные вещи и дорого продавали их на родине. Разумеется, денег в то время люди ещё не знали, и вся торговля происходила в виде простого натурального обмена.

refac.ru

Глава I. Древняя Месопотамия

 

Природа

 

Несколько тысячелетий назад Персидский залив вдавался в сушу намного дальше, чем в настоящее время. Однако постепенно наносы Тигра, Евфрата и других рек, теперь уже высохших, заполнили громадную котловину между Сирийской пустыней на западе и Иранским нагорьем на востоке. Благодаря этому образовались земли Южного Междуречья, или Месопотамии (так называли область эту греки), заболоченные, заросшие дикими растениями и безлюдные.

Позже на этих неприветливых землях появились первые поселенцы. Но не по доброй воле пришли они сюда – воинственные кочевые племена вынудили их искать убежище в долинах рек Месопотамии.

Северная часть Месопотамии, которую в древности называли Ассирией, представляет собой гористую местность, орошаемую обильными дождями. Ее южная часть, называвшаяся некогда Вавилонией (в Библии – Сеннааром), – болотистая низменность, почвы которой образованы речными наносами. Тигр и Евфрат разливаются с марта – апреля. (Тигр в середине марта и в июне уже входит в свои берега, Евфрат – с апреля по сентябрь.) Под Месопотамией, в узком смысле слова, подразумевают область, расположенную между Тигром и Евфратом (примерно от Мосула до Багдада), а в более широком смысле – территорию от предгорий Армении до Персидского залива, с одной стороны, и от крутых склонов сирийских и аравийских гор до устья Тигра и Евфрата – с другой.

На севере Месопотамии разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обоим берегам рек. Большая часть речной долины засушлива, зато в низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много. Она застаивается, образуя обширные гнилые болота.

Летом в Южной Месопотамии стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди, и после них равнина покрывается растительностью. Но снова приходит лето с суховеями, и цветущий луг превращается в пустыню.

Нелегко было жить в такой стране. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, рыть каналы, сооружать запасные резервуары. В низовьях приходилось осушать болота, чтобы превратить долину в цветущую страну.

Хлеб снимали дважды (как и в современном Ираке): в апреле – мае и сентябре – октябре.

Урожай в Северной Месопотамии зависел от дождей. Поэтому ассирийцы говорили, что «их глаза устремлены на дождь – небесный поток». Бог Адад считался у ассирийцев небесным владыкой, который посылал на землю дожди; не случайно в ассирийских законах упоминаются «воды бога Адада».

Вавилония, расположенная на юге Месопотамии, когда‑то превосходила плодородием даже Египет. По рассказам греческого историка Геродота, урожай хлебов бывал сам 200‑300. Колосья пшеницы и ячменя достигали часто ширины в четыре пальца, просо и кунжут – величины дерева (из семян кунжута вавилоняне выжимали масло). Большинство пальм приносило плоды, из которых пекли хлеб и приготовляли вино.

Горы, окаймлявшие с востока, севера и запада Ассирию, частично покрывали леса. Здесь водилось много диких зверей и птиц. С давних времен добывались различные сорта камня (базальт, алебастр, диорит, известняк и др.). В районе современных городов, Мосул и Ана, имелись залежи мрамора, разрабатывающиеся и поныне. Горные районы были богаты полезными ископаемыми (медь, свинец, серебро, железо).

На равнинах Ассирии водились львы, слоны, леопарды, дикие ослы и лошади, кабаны, а в горах – медведи и лани. Теперь почти все эти виды животных исчезли, а когда‑то охота на львов и леопардов была любимым развлечением ассирийских царей.

Бассейн Тигра и Евфрата занимает площадь 71 тыс. кв. км, из которых на долю Тигра приходится 37,5 тыс., а на долю Евфрата – 33,5 тыс. кв. км, хотя длина Евфрата составляет 2770 км, а Тигра – лишь 1950 км.

Евфрат берет начало на Армянском нагорье, недалеко от оз. Ван. Здесь сливаются два его истока – Западный и Восточный (их ассирийские названия – Арсанис и Арацани, турецкие – Карасу и Мурат).

Он несет свои воды с востока на запад, извиваясь между горами. Пройдя более 450 км, Евфрат круто поворачивает на юг, а затем на запад, потом снова на юг. Здесь, недалеко от его долины, начинается Тигр. Он течет с противоположного Евфрату склона гор и проходит вблизи оз. Ван, от которого ушел Евфрат. Тигр превосходит своего близнеца быстротой течения, за что арабы и прозвали его стрелой. Он несет вдвое больше воды, так как принимает с левой стороны много ручьев и рек, стекающих с гор Западного Ирана. Встречая на пути горные цепи, Тигр поворачивает на юг, к Персидскому заливу.

Евфрат уходит от Тигра почти на 400 км. Между ними расположилась целая горная страна, раскинулись степи, покрытые зеленым ковром. Совсем немного осталось Евфрату до Средиземного моря, но дорогу ему загораживает Антиливан, и река вновь поворачивает на юг, а потом на юго‑восток, навстречу Тигру. Так, разделившись в начале, обе реки опять сближаются и несут свои воды рядом.

В древности они впадали в Нижнее море[2]раздельно, а в настоящее время сливаются в единый поток, носящий название Шатт‑эль‑Араб, протяженность которого 187 км. Он протекает по территории, бывшей когда‑то морским дном.

У обеих рек‑близнецов имеются притоки. В Евфрат вливаются Балих и Хабур – слева и небольшая река Саджур – справа. В Тигр – Верхний и Нижний Заб, Дияла (по‑ассирийски – Тура‑ту) и другие реки.

Долина верхнего Тигра в торговом отношении занимала выгодное положение. Отсюда шли знаменитые караванные пути: на юг по Тигру – к Персидскому заливу; на восток по долинам рек – на Иранское плоскогорье; на север – через горные проходы в районе трех великих озер – Севан, Ван и Урмия – в Закавказье; на северо‑запад по Тигру – к границам Сирии и Малой Азии, откуда открывался путь на запад к торговым городам Сирии и финикийского побережья.

Благодаря оросительным сооружениям всю местность вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата некогда покрывали сады и пашни. Ныне эти каналы разрушены и засыпаны песком. Даже в наши дни археологи находят остатки древних оросительных систем, о которых упоминал еще Геродот. Ежегодно повторявшиеся разливы Тигра способствовали образованию в этом районе озер. Одно из них, Джезаир‑Мунтефик, тянется на несколько километров вдоль реки. Топи Хсур‑Амара переходят далее в болото Абур‑Азам, занимающее на восток от Тигра почти все огромное пространство от р. Керки до Амары. Здесь встречается множество уток, цапель и другой болотной птицы.

Из растений попадаются группы финиковых пальм, чередующиеся с зарослями тростника. Многие пальмы растут прямо в воде. По арабской поговорке, финиковая пальма должна иметь «ноги в воде, а голову – в огне». Высота отдельных деревьев достигает 20 м, толщина ствола доходит до метра. Продолжительность жизни пальмы около 100 лет. На севере Месопотамии финики не успевали созревать и пальмы оставались лишь декоративными растениями.

Болотистую часть долины Тигра и Евфрата покрывали заросли тростника, которые образовывали густые джунгли. Тростник заменял местным жителям дрова: им отапливали жилища; смешанный с глиной, он использовался для строительства домов, укрепления берегов каналов и т. д.

Другим природным богатством этой долины была глина. Из глины или кирпичей в Месопотамии строили жилища, начиная от хижин бедняков и кончая дворцами и храмами. Из глины же изготовлялись таблички для письма и другие изделия. Глина была настолько распространена в Месопотамии, что, согласно шумерским мифам, бог Энки создал из нее первого человека.

 

Население Южной Месопотамии

 

Известно, что человеческое общество в различных странах развивалось неравномерно. Это в значительной мере зависело от естественных условий, от окружающей среды. Там, где природа предоставляла человеку возможность существования, зарождались древнейшие цивилизации. В Северо‑Восточной Африке их колыбелью была долина Нила, а в Передней Азии – долина рек Тигра и Евфрата, т. е. Месопотамия.

Во времена древнекаменного века (палеолита) долина Тигра и Евфрата была покрыта болотами и необитаема. Однако в горах Загра (в районе Шанидара и др.), отделяющих ее от Иранского плоскогорья, жили неандертальцы.

В эпоху новокаменного века (неолита) и меднокаменного (энеолита) Месопотамия была уже заселена. Древнейшими известными нам жителями южной части страны были шумеры . Северные их соседи – семитские племена – получили в дальнейшем название аккадцев [3].

Ученые считают началом шумерского проникновения в Южную Месопотамию конец IV тысячелетия до н. э. Очевидно, шумеры переселялись сюда не одновременно, а занимали новые области постепенно.

С течением времени люди научились сооружать каналы и дамбы, осваивать пустынные земли и превращать их в плодородные.

Осваивая Месопотамию, шумеры, чтобы уберечься от разрушительных наводнений, строили свои города и храмы на искусственных холмах. Чтобы вода не застаивалась, рыли каналы вокруг городов, через которые отводили воду в искусственные озера. Упорный, изнуряющий труд десятков поколений превратил Месопотамию в цветущую страну. Эти места, где всегда журчала благословенная вода и где почва отличалась исключительным плодородием, стали колыбелью шумерской цивилизации.

Основным занятием шумеров было земледелие. Как и в Египте, земля возделывалась в основном свободными крестьянами‑общинниками. Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами были ячмень, пшеница, кунжут, лен. Сельские общины облагались натуральным налогом, обычно в размере десятой части урожая (десятина), который шел в царские амбары.

В царских и храмовых хозяйствах, где использовался главным образом подневольный труд, преобладали садово‑огородные культуры. Развивалось там и скотоводство.

Плодородие почвы давало возможность получать прибавочный продукт. Однако, чтобы успешно использовать природные ресурсы, необходимо было осушать болота, орошать поля, до которых не доходила вода во время разлива. Все эти работы производились на первых порах силами сельских общин. Более зажиточные общинники посылали на тяжелые земляные работы своих рабов. В дальнейшем организаторами строительства ирригационных и других сооружений становятся храмы.

Документы из знаменитого архива храма богини Бау в шумерском городе Лагаше, относящиеся к 2600‑2000 гг. до н. э., свидетельствуют о том, что в этот период храмы были средоточием политической, экономической и культурной жизни Шумера и что они владели большей частью земли. Жрецы руководили внешней и внутренней политикой городов‑государств. Религия стала мощным оружием в руках городской верхушки в ее борьбе за упрочение своей власти.

Тысячи храмовых работников (свободные и рабы) сооружали крупные каналы и водохранилища. В храмах накапливались большие запасы продовольствия, разоряющиеся мелкие землевладельцы, пользуясь ссудами из этих запасов, попадали в зависимость от храмов и нередко превращались в рабов.

Храмовое хозяйство обычно возглавляли правители городов‑государств, которые и организовывали обмен различными товарами с соседними царствами, где приобретали рабов, металл, лес, камень.

На юге Шумера находился г. Эреду, где почитался бог моря Энки (семит. Эа), к северо‑востоку от него – Ур, где поклонялись богу луны Наннару (семит. Сину). К северу от Ура располагались Урук, где почитались бог небес Аи (семит. Ану) и богиня любви Инана (семит. Иштар), а также Ларса, Лагаш, Шуруппак, откуда, согласно древней легенде, происходил Ут‑напиштим, герой вавилонского мифа о потопе. Наконец, еще севернее находился г. Ниппур с центральным святилищем всего Шумера.

Города‑государства шумеров непрерывно враждовали между собой, главным образом за источники воды. Если вода на поля не поступала – это грозило гибелью посевам и создавало угрозу голодной смерти для тысяч людей.

Примерно с середины III тысячелетия до н. э. благодаря обнаруженным позднее спискам царских династий нам становятся известны имена правителей Шумера.

К этому периоду в Шумере последовательно сменили друг друга три культуры, различавшиеся особыми памятниками материальной культуры, различными техническими и художественными приемами. Культуры эти названы по имени тех мест в Месопотамии, где впервые обнаружены их следы.

Древнейшие народы, населявшие Месопотамскую низменность, жили в энеолите. Их характерные и очень красивые кремневые орудия, гончарные, а также небольшое количество медных изделий впервые обнаружены под холмом Эль‑Обейд, расположенным близ древнего Ура. Поэтому, где бы потом ни находили изделия и орудия такого типа, будь то в Северном Ираке или даже в Сирии, их относят к культуре Эль‑Обейда (вторая половина IV тысячелетия до н. э.). Вопрос о том, была ли культура Эль‑Обейда дошумерской или протошумерской, остается еще не решенным.

Культура следующей группы – Урука. Народ, создавший ее, умел обрабатывать металл, воздвигать здания из кирпича; ему был также известен гончарный круг.

Следы культуры последней племенной группы обнаружены около Вавилона под холмом Джемдет‑Наср (2800‑2700 гг. до н. э.) близ древнего Киша.

В урукский и джемдет‑насрский периоды появились зачатки письменности на глиняных табличках. Ее дальнейшее развитие было связано с необходимостью учета продукции храмовых хозяйств, а также с ростом внутренней и внешней торговли.

По физическому типу шумеры отличались от семитов. Вот облик шумеров: голова и лицо круглые, большие глаза и большой прямой нос, борода и усы сбриты, у лиц жреческого достоинства голова всегда бритая. Шумеры были склонны к полноте, приземисты, с короткой шеей.

Велики были и культурные достижения шумеров. Они создали изумительные произведения художественной литературы, в том числе ранние версии легенд о герое Гильгамеше, которые позднее были переработаны в одно из самых древних на земном шаре поэтическое произведение.

До нас дошли такие шедевры шумерского изобразительного искусства, как диоритовые статуи Гудеи, правителя Лагаша (XXII в. до н. э.), и др.

Значительны были также научные достижения шумеров, особенно в области математики. Созданную ими шестидесятиричную систему исчисления восприняли вавилоняне и ассирийцы; отчасти она сохранилась до нашего времени (в принятом делении часа на 60 минут и минуты – на 60 секунд, а также в делении круга на 360 градусов).

Многие другие ценности шумерской цивилизации были впоследствии заимствованы кроме вавилонян и ассирийцев и другими народами: халдеями и арамеями, населявшими долину Месопотамии в последующие века; от этих народов они перешли к грекам и римлянам, персам и арабам и стали достоянием культуры почти всего человечества. Многие мифы, легенды и предания, бытовавшие и кое‑где еще бытующие и сейчас у самых разных народов, восходят к шумерам. Это относится, в частности, к библейским сказаниям (о сотворении женщины из ребра Адама, о грехопадении, о потопе). Таким образом, критическое изучение библейской традиции невозможно без учета шумерской мифологии.

Вопрос о роли шумеров в формировании вавилонской культуры вызывал на первых порах большие споры. В настоящее время установлено, что Шумер был основой и источником этой культуры. Подобную точку зрения высказал и подробно обосновал английский ученый Кинг, а позднее – американский шумеролог С. Н. Крамер. Большой вклад в изучение шумерской цивилизации внесли советские исследователи (акад. В, В. Струве, В. К. Шилейко, И. М. Дьяконов и др.).

Почти одновременно с шумерами в Месопотамии поселились степные кочевники – аккадцы , пришедшие, видимо, из Аравии. Они проникли (вероятно, через Палестину и Сирию) в центральную часть долины Тигра и Евфрата, где вскоре осели и перешли к земледелию.

Главное поселение аккадцы основали на самом севере Южной Месопотамии, недалеко от теперешнего Багдада. Это был Аккад, по имени которого назывался до возвышения Вавилона весь север Южной Месопотамии.

Аккадцы внешне отличались от шумеров. Это были высокие, стройные люди, с длинными волосами; мужчины – с черными курчавыми бородами, обрамлявшими продолговатые лица. Их язык принадлежал к числу семитских, т. е. был родствен древнееврейскому, финикийскому и арабскому. Древние семиты напоминали современных арабов. Между семитскими племенами в центре Месопотамии и шумерскими на юге несколько веков шла упорная борьба за господство в стране.

Примерно с середины III тысячелетия до н. э. аккадцы утверждаются в крупнейшем центре Северного Шумера – Кише. Царь их носил явно семитское имя – Энби‑Астар. Однако вскоре аккадский Киш подвергся разгрому; скорее всего, главную роль здесь сыграл Урук – крупный центр шумерского юга.

 

Читайте также:

lektsia.info

Древнее Двуречье - 28 Октября 2015 - Конспекты, лекции по предметам (см. "Категории")

Природные условия и богатства страны.

Реки Тигр и Евфрат начинают разливаться от весеннего таяния снегов в горах Армении. Благодатная вода обильно орошает поля и делает их плодородными. Но иногда реки неожиданно выходили из берегов и превращались в жестокого врага, смывали посевы и оросительные сооружения. Часто разливы были слабы, и воды не хватало для оживления полей. Тогда наступал голод.Были и настоящие беды, когда наводнения покрывали значительную часть страны, губя все живое. Природа здесь со страшной силой показывает свое превосходство над человеком.Зима длится всего 8 недель. Уже в феврале зеленеют луга. Климат Южного Междуречья более жаркий и сухой, чем в любой другой части света. Летом жара доходит до 60 градусов. В это время гигантские песчаные смерчи несутся над высохшими полями, смертельно угрожая жизни человека и животных. Дожди выпадают редко. А если уж пойдет дождь, то это настоящий ливень. Под сверкание ужасных молний он превращает землю в море грязи, в которой легко утонуть.В Междуречье было предостаточно плодородной земли, которая при орошении давала богатые урожаи. Но здесь был недостаток важных природных богатств — дерева, камня и металлов. Рощи финиковых пальм не давали хорошего строительного материала. Лес, а также камень и металлы привозили из отдаленных стран.О значении глины в жизни местных жителей уже говорилось. Широко использовался тростник, который в изобилии рос по берегам рек. Плотные связки тростника, заменяя деревянные бревна, служили опорой для крыш из тростника в жилищах и других постройках. Из него плели корзины, миски, шкатулки и ящики, обтягивая их кожей.Заселение Междуречья и создание оросительных систем.

Как и у Нила, берега рек Тигра и Евфрата в глубокой древности были заболочены. Первые жители появились здесь в VII тысячелетии до н. э. Они селились по краям долин и возвышенным местам. Им было уже известно земледелие и животноводство. Жили в тростниковых хижинах, обмазанных глиной. Для земледелия выбирали пригодные клочки земли, перед севом обрабатывали их мотыгами. Сеяли ячмень, но он давал невысокие урожаи. Рядом, ближе к берегам рек, были большие болота, густо заросшие тростником, со множеством надоедливых насекомых и опасных хищников. Бурные разливы рек вызывали страшные наводнения, лишая жителей скота и жилищ.В течение многих столетий люди осушали болота, создавали оросительные сооружения. Речная вода стала основой для выращивания главных жизненных продуктов. Хорошо было тогда, когда воды было в достатке. Во время весенних разливов приходилось противостоять ее излишкам.

Земледелие — основное занятие жителей древнего Междуречья.

Полевые работы начинались осенью с разрыхления мотыгами поля. Сеяли вручную, затем бороновали. За всходами тщательно ухаживали, постоянно орошая. Самой распространенной культурой был ячмень, хотя сеяли и пшеницу и просо. Урожаи зерновых стали очень высокими, иногда из одного посеянного вырастало 80 зерен. Из масличных растений выращивали сезам (кунжут), в семенах которого количество масла доходило до '/з общего веса. Сеяли горох, бобы, горчицу. Важное место занимал лен, из которого делали полотно. Льняное семя использовали как лекарство.Садоводство относилось к почетнейшим занятиям. Садовники были особо усердными и знающими работниками. Финиковая пальма была самым распространенным садовым деревом. Она давала плоды в течение 50—70 лет, приносила в год до 50 кг плодов. Свежие и сушеные финики служили обычной пищей. Из сока делали мед. Размоченные в воде косточки скармливали скоту. Листья шли на плетение. Из коры делали веревки и пряжу. Были известны смоковница, гранатовое и тутовое дерево, виноград. На огородах растили лук, салат, укроп, репу, свеклу, редис, огурцы. Занимались цветоводством, в садах росли розы и лилии.Было широко распространено разведение крупного рогатого скота. Его использовали при орошении, пахоте, молотьбе и для перевозки грузов. Для получения мяса и молока разводили коз, овец и свиней. Из птицы известны были куры, гуси, голуби и павлины. Для перевозки грузов и верховой езды разводили ослов.Сооружение оросительных систем дало возможность собирать большие урожаи. Пища в Междуречье была в избытке. Это открывало возможность части населения перейти от земледелия и животноводства к другим полезным занятиям.Возникновение ремесла.

Уже в V тысячелетии до н. э. гончары начинают делать посуду на заказ. За эту работу им платили зерном и другими продуктами. Камнерезы делают алебастровые вазы, чаши, кубки. Из меди изготавливаются кинжалы и долота. Препятствием развитию ремесла в Междуречье был недостаток леса, камня и металлов. С IV тысячелетия до н. э. их приобретали, совершая набеги на те страны, где в нужных богатствах не было недостатка. С развитием торговли необходимое меняли на зерно, шерсть или покупали за серебро.Главными материалами для ремесла служили богатства страны: глина, тростник, шерсть, лен, кожа и др.В религии древнего Междуречья происхождение ремесел считают заслугой бога вод и мудрости Эа. Его почитали своим покровителем гончары, строители, кораблестроители, ткачи, сапожники, кузнецы, чеканщики.Удачное совпадение рек с главными караванными путями вызвало развитие торговли в Междуречье. Успехи в ремесле способствовали возникновению городов уже в IV тысячелетии до н. э. Самым известным является город Ур, который упоминается и в Библии.Таким образом, население древнего Междуречья сделало большие успехи в орошаемом земледелии и ремесле — главных условиях возникновения государства.

sskorshunova.ucoz.ru