Три столицы древней руси. 2. В Древней Руси городов было много, а запомнились только три, повязанных в тугой узел
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ЧАСТЬ III ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. Три столицы древней руси


Глава 1 ТАИНСТВЕННЫЙ НОВГОРОД. Отец городов русских. Настоящая столица Древней Руси.

Глава 1

ТАИНСТВЕННЫЙ НОВГОРОД

Тайна имени

Вот все мы — «Новгород», «Новгород»… А ведь никто толком не знает, как вообще возник Новгород и тем более — откуда пошло это название. Новгород… Новый город… Значит, был старый? Старый город, после которого появился новый?

Объяснений существует по крайней мере три — и все не могут считаться окончательными. Так, не более чем предположения. Самое простое объяснение таково: пришли к Ильменю-озеру славяне, основали себе столицу- новый город… вот и назвали его — Новгород. Все просто.

Другое объяснение сложнее: был когда-то город Славенск или Славный… Почему именно такое название? А потому, что арабские хронисты глухо упоминают некую «Славию». Вероятно, это страна словен ильменских, а вот ее главный город — Славенск.

Город этот захватили норманны… Когда? В «Повести временных лет» упоминается — мол, выгнали норманнов, а потом встал род на род, и варягов опять позвали, уже сознательно. С чего ученые решили, что выгоняли их именно из столицы словен ильменских? Да как-то логичнее всего получается… Слишком уж часто именно в Новгороде сталкиваются норманны и славяне, наверное, именно в этом городе шел бой, именно этот город сгорел дотла, а потом был заново отстроен…

…Стоп! Стоп! А кто и откуда взял, что вообще этот город когда-либо горел? Что был бой, сражение, погром? Никаких данных в исторических источниках по этому поводу нет. Никаких археологических данных тоже нет: Новгород раскапывают давно, он изучен не хуже, а даже лучше большинства древнерусских городов, но не найдено никаких следов того, что когда-то город был сожжен, уничтожен, прекратил свое существование.

В общем — нет оснований предполагать ни какого-то организованного восстания против варягов, ни тем более варяжско-славянской битвы за Новгород… то есть пока еще Славгород… Зато как хорошо, как логично все получается! Сожгли во время восстания один город, отстроили фактически другой, назвали Новгород{37}.

Что ж, хорошая версия, даже жаль, что скорей всего — неверная.

Третье объяснение имени города скучнее первых двух. Связана она с тем, что и в более поздние времена в Новгороде были три разных части, три «конца». Все три конца — это изначально три разных поселения, города трех разных народов.

Неревский конец — это поселение финноугров. Нерева, нарова — так называли славяне одно из племен веси.

Славенский конец — это более-менее ясно, — место поселения славян.

Куда менее все понятно с третьим концом — с Людиным: жили на нем и западные славяне, и балты. Может, Людин конец тоже возник из соединения двух разных поселений? Не исключено…

Получается примерно так: постепенно слились воедино три разных города, и этот город со своей структурой стал в представлении людей совершенно новым городом. Новым и сам по себе — новым городом со своей структурой, планировкой, организацией. Раньше не было такого города — а теперь появился. Тем более новым он стал по отношению ко всем более ранним поселениям славян, финноугров и балтов. Назвать такой город Новгородом было в высшей степени естественно.{38}

Предположение тем более убедительно, что такими же скоплениями поселений вокруг общего торжища были многие города Древнего Востока, и города-торжища Древней Руси, и скандинавские вики. Многие из них были и многоплеменными — потому что разные племена и народы стремились участвовать в торговле.

До сих пор «одним из ранних типов города, до настоящего времени широко представленным в «третьем мире», например, в Африке, является устойчивый конгломерат небольших объединений; таков в частности, традиционный мусульманский город, в котором могут отсутствовать и формы муниципального управления» [105. С. 9].

Эта версия происхождения и самого Новгорода, и его названия — самая убедительная, но она же — самая скучная, обыденная. Ни тебе переселений, ни войн и пожаров; никакой романтики!

Куда же пришел Рюрик?

Но если Новгорода не существовало до Рюрика — откуда же выгоняли варягов? И куда именно пришел Рюрик княжить?! Откуда поплыли на юг Аскольд и Дир, а вскоре и Хельг-Олег с малолетним Ингваром-Игорем?! Ведь в более поздние времена именно Новгород был северной столицей древнерусских князей, вотчиной Владимира и Ярослава?

По мнению большинства современных ученых, из Старой Ладоги Рюрик пришел не в сам Новгород. Первый князь Руси сел на так называемом Рюриковом городище… Само название этого места дано вовсе не учеными. Народная традиция, идущая с Древней Руси, считает Рюриково городище первоначальным местом, куда пришел Рюрик, и где потом сидел его брат Синеус.

Рюриково городище — это первая, если следовать от озера Ильмень, возвышенность по правому берегу Волхова. В древности эта возвышенность была окружена рукавами Волхова — Волховцом и Жилотугом, и представляла собой остров. Возвышенность тянулась вдоль берега реки метров на двести, ее площадь превышала десять гектаров.

Раскопки показали, что на Рюриковом городище задолго до Рюрика жили славяне и варяги. Население Рюрикова городища занималось различными ремеслами и промыслами, торговлей. Типичный ОТРП, да еще укрепленный: склоны холма были искусственно сделаны более крутыми — эскарпированы, городище обнесено деревянным тыном.

В культурном слое городища поражает обилие находок, связанных с военным делом, особенно наконечников стрел. Удивляет и богатство жителей Рюрикова городища. «Если видеть в известиях о призвании варягов не только легенду, то поселением, куда в IX веке пришел из Ладоги князь Рюрик, могло быть только Городище» [106. С. 63].

В культурном слое городища найдены «молоточки Тора», — культовые предметы, которые скандинавы-язычники носили как амулеты в честь бога Тора. «Молоточки» служили и для совершения обрядов{39}. Легко представить, как Рюрик и его дружина производят необходимые для них обряды, закладывают на холме укрепление из дерева и земляных валов и рвов.

Другое варяжское поселение заложили в том месте, где воды Волхова и Волховца опять сливаются, — немного выше позднейшего Новгородского кремля. Это позволяло контролировать весь водный путь; ни один корабль не мог ускользнуть от тех, кто жил на Рюриковом городище и сопутствующем ему поселении… Называлось оно, кстати, Дрелленборг — что в переводе буквально значит «рабский» или «холопий» городок. От «дрелл» или «трелл» — раб, зависимый человек и скандинавского «борг»-«бург».

Кстати, о названии… Принято считать, что скандинавское «Хольмгард» — не что иное, как искаженное «Новгород». Так, мол, шведы стали называть русский город на своем языке, ломали название, варвары. Но Хольмгард — вполне понятное самостоятельное название на древнешведском; это слово обозначает «Город на холме». Судите сами: «хольм» и «гард». Получается, что Хольмгард — название вполне самостоятельное и относится даже не к Новгороду, а к другому населенному пункту{40}. Позднее в русских летописях будет упоминаться «Холопий городок» — а это ведь буквальный перевод слова Дреллеборг.

В отличие от Приладожья, в Приильменье в VIII–IX веках было густое славянское население. И Рюриково городище — Хольмгард, и Дреллеборг — Холопий городок населяли и скандинавы, и славяне. Но уж, наверное, славяне понимали язык скандинавов (как и скандинавы — славянский), и не случайно две крепости со славянско-варяжским населением имели двойные названия на славянском и варяжском языках.

Новгородский кремль поставлен в точности на полпути между Хольмгардом и Холопьим городком. Д. Л. Спивак предполагает, что «достаточно быстро варяги оценили преимущества местности, расположенной в точности между ними, поставили здесь новую крепость и назвали ее соответственно Новой — иначе сказать, «Новгородом» [94. С. 184].

Как мы помним, «в точности» между Хольмгардом и Холопьим городком уже соединялись три поселения балтов, славян и финно-угров — сливались вокруг общего торжища. И сам торговый город был Новый, и княжеская крепость тоже новая. Новый город был и впрямь решительно со всех точек зрения Новым — как ни посмотри!

История Хольмгарда делает понятнее еще одно сообщение: в 867 (по другим данным, в 869) году из Новгорода в Киев бежало «множество новгородских мужей». Если учесть, что Новгород в это время только создавался, то получается, — эти «мужи» бежали из города, которого еще не существовало. Для летописца X века, времен Владимира и Ярослава, было естественно написать — «бежали из Новгорода». В реальности же, видимо, какие-то люди бежали из балтского, финноугорского и славянского городков, не желая смириться с властью Рюрика… Такое предположение трудно доказать, данных слишком мало, но оно в высшей степени логично!

Становится понятнее и история с восстанием Вадима против Рюрика. Какая-то часть славян могла хотеть восстановления власти варягов, а какая-то другая — стремиться как раз не допустить власти варягов над возникающим на глазах Новгородом…{41}

Кстати, и предположение новгородцев о происхождении Кия, Щека и Хорива получает некое подтверждение… Действительно, многие, в том числе и люди знатные, бежали от Рюрика на юг. Могли сбежать и эти трое со своей сестрой (гм… гм… или вовсе не сестрой?!) Лыбедью. Если так — то очень понятно, почему при появлении Аскольда и Дира эти беженцы, «перемещенные лица» Средневековья, так лихо задали стрекача. Да потому, что один раз они только что уже бежали от варягов! Варяжская дружина у стен Киева должна была показаться им ожившим кошмаром, каким-то дьявольским наваждением.{42}

Сажал ли Рюрик в тюрьму будущих киевских князей — это один вопрос. Были ли они разбойниками — это вопрос другой, и по этому поводу у Кия со Щеком и Хоривом могло быть совсем другое мнение, чем у Рюрика и у варягов из его окружения. В конце концов, в Третьем Рейхе бандитами называли партизан и даже солдат регулярной армии, продолжавших воевать в окружении. В совдепии словечко «белобандит» применялось даже к солдатам армий независимых Финляндии, Польши и Эстонии. Мало ли кто кого и как называет?{43}

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ЧАСТЬ III ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Глава 1

ТАИНСТВЕННЫЙ НОВГОРОД

Тайна имени

Вот все мы — «Новгород», «Новгород»… А ведь никто толком не знает, как вообще возник Новгород и тем более — откуда пошло это название. Новгород… Новый город… Значит, был старый? Старый город, после которого появился новый?

Объяснений существует по крайней мере три — и все не могут считаться окончательными. Так, не более чем предположения. Самое простое объяснение таково: пришли к Ильменю-озеру славяне, основали себе столицу- новый город… вот и назвали его — Новгород. Все просто.

Другое объяснение сложнее: был когда-то город Славенск или Славный… Почему именно такое название? А потому, что арабские хронисты глухо упоминают некую «Славию». Вероятно, это страна словен ильменских, а вот ее главный город — Славенск.

Город этот захватили норманны… Когда? В «Повести временных лет» упоминается — мол, выгнали норманнов, а потом встал род на род, и варягов опять позвали, уже сознательно. С чего ученые решили, что выгоняли их именно из столицы словен ильменских? Да как-то логичнее всего получается… Слишком уж часто именно в Новгороде сталкиваются норманны и славяне, наверное, именно в этом городе шел бой, именно этот город сгорел дотла, а потом был заново отстроен…

…Стоп! Стоп! А кто и откуда взял, что вообще этот город когда-либо горел? Что был бой, сражение, погром? Никаких данных в исторических источниках по этому поводу нет. Никаких археологических данных тоже нет: Новгород раскапывают давно, он изучен не хуже, а даже лучше большинства древнерусских городов, но не найдено никаких следов того, что когда-то город был сожжен, уничтожен, прекратил свое существование.

В общем — нет оснований предполагать ни какого-то организованного восстания против варягов, ни тем более варяжско-славянской битвы за Новгород… то есть пока еще Славгород… Зато как хорошо, как логично все получается! Сожгли во время восстания один город, отстроили фактически другой, назвали Новгород{37}.

Что ж, хорошая версия, даже жаль, что скорей всего — неверная.

Третье объяснение имени города скучнее первых двух. Связана она с тем, что и в более поздние времена в Новгороде были три разных части, три «конца». Все три конца — это изначально три разных поселения, города трех разных народов.

Неревский конец — это поселение финноугров. Нерева, нарова — так называли славяне одно из племен веси.

Славенский конец — это более-менее ясно, — место поселения славян.

Куда менее все понятно с третьим концом — с Людиным: жили на нем и западные славяне, и балты. Может, Людин конец тоже возник из соединения двух разных поселений? Не исключено…

Получается примерно так: постепенно слились воедино три разных города, и этот город со своей структурой стал в представлении людей совершенно новым городом. Новым и сам по себе — новым городом со своей структурой, планировкой, организацией. Раньше не было такого города — а теперь появился. Тем более новым он стал по отношению ко всем более ранним поселениям славян, финноугров и балтов. Назвать такой город Новгородом было в высшей степени естественно.{38}

Предположение тем более убедительно, что такими же скоплениями поселений вокруг общего торжища были многие города Древнего Востока, и города-торжища Древней Руси, и скандинавские вики. Многие из них были и многоплеменными — потому что разные племена и народы стремились участвовать в торговле.

До сих пор «одним из ранних типов города, до настоящего времени широко представленным в «третьем мире», например, в Африке, является устойчивый конгломерат небольших объединений; таков в частности, традиционный мусульманский город, в котором могут отсутствовать и формы муниципального управления» [105. С. 9].

Эта версия происхождения и самого Новгорода, и его названия — самая убедительная, но она же — самая скучная, обыденная. Ни тебе переселений, ни войн и пожаров; никакой романтики!

Куда же пришел Рюрик?

Но если Новгорода не существовало до Рюрика — откуда же выгоняли варягов? И куда именно пришел Рюрик княжить?! Откуда поплыли на юг Аскольд и Дир, а вскоре и Хельг-Олег с малолетним Ингваром-Игорем?! Ведь в более поздние времена именно Новгород был северной столицей древнерусских князей, вотчиной Владимира и Ярослава?

По мнению большинства современных ученых, из Старой Ладоги Рюрик пришел не в сам Новгород. Первый князь Руси сел на так называемом Рюриковом городище… Само название этого места дано вовсе не учеными. Народная традиция, идущая с Древней Руси, считает Рюриково городище первоначальным местом, куда пришел Рюрик, и где потом сидел его брат Синеус.

Рюриково городище — это первая, если следовать от озера Ильмень, возвышенность по правому берегу Волхова. В древности эта возвышенность была окружена рукавами Волхова — Волховцом и Жилотугом, и представляла собой остров. Возвышенность тянулась вдоль берега реки метров на двести, ее площадь превышала десять гектаров.

Раскопки показали, что на Рюриковом городище задолго до Рюрика жили славяне и варяги. Население Рюрикова городища занималось различными ремеслами и промыслами, торговлей. Типичный ОТРП, да еще укрепленный: склоны холма были искусственно сделаны более крутыми — эскарпированы, городище обнесено деревянным тыном.

В культурном слое городища поражает обилие находок, связанных с военным делом, особенно наконечников стрел. Удивляет и богатство жителей Рюрикова городища. «Если видеть в известиях о призвании варягов не только легенду, то поселением, куда в IX веке пришел из Ладоги князь Рюрик, могло быть только Городище» [106. С. 63].

В культурном слое городища найдены «молоточки Тора», — культовые предметы, которые скандинавы-язычники носили как амулеты в честь бога Тора. «Молоточки» служили и для совершения обрядов{39}. Легко представить, как Рюрик и его дружина производят необходимые для них обряды, закладывают на холме укрепление из дерева и земляных валов и рвов.

Другое варяжское поселение заложили в том месте, где воды Волхова и Волховца опять сливаются, — немного выше позднейшего Новгородского кремля. Это позволяло контролировать весь водный путь; ни один корабль не мог ускользнуть от тех, кто жил на Рюриковом городище и сопутствующем ему поселении… Называлось оно, кстати, Дрелленборг — что в переводе буквально значит «рабский» или «холопий» городок. От «дрелл» или «трелл» — раб, зависимый человек и скандинавского «борг»-«бург».

Кстати, о названии… Принято считать, что скандинавское «Хольмгард» — не что иное, как искаженное «Новгород». Так, мол, шведы стали называть русский город на своем языке, ломали название, варвары. Но Хольмгард — вполне понятное самостоятельное название на древнешведском; это слово обозначает «Город на холме». Судите сами: «хольм» и «гард». Получается, что Хольмгард — название вполне самостоятельное и относится даже не к Новгороду, а к другому населенному пункту{40}. Позднее в русских летописях будет упоминаться «Холопий городок» — а это ведь буквальный перевод слова Дреллеборг.

В отличие от Приладожья, в Приильменье в VIII–IX веках было густое славянское население. И Рюриково городище — Хольмгард, и Дреллеборг — Холопий городок населяли и скандинавы, и славяне. Но уж, наверное, славяне понимали язык скандинавов (как и скандинавы — славянский), и не случайно две крепости со славянско-варяжским населением имели двойные названия на славянском и варяжском языках.

Новгородский кремль поставлен в точности на полпути между Хольмгардом и Холопьим городком. Д. Л. Спивак предполагает, что «достаточно быстро варяги оценили преимущества местности, расположенной в точности между ними, поставили здесь новую крепость и назвали ее соответственно Новой — иначе сказать, «Новгородом» [94. С. 184].

Как мы помним, «в точности» между Хольмгардом и Холопьим городком уже соединялись три поселения балтов, славян и финно-угров — сливались вокруг общего торжища. И сам торговый город был Новый, и княжеская крепость тоже новая. Новый город был и впрямь решительно со всех точек зрения Новым — как ни посмотри!

История Хольмгарда делает понятнее еще одно сообщение: в 867 (по другим данным, в 869) году из Новгорода в Киев бежало «множество новгородских мужей». Если учесть, что Новгород в это время только создавался, то получается, — эти «мужи» бежали из города, которого еще не существовало. Для летописца X века, времен Владимира и Ярослава, было естественно написать — «бежали из Новгорода». В реальности же, видимо, какие-то люди бежали из балтского, финноугорского и славянского городков, не желая смириться с властью Рюрика… Такое предположение трудно доказать, данных слишком мало, но оно в высшей степени логично!

Становится понятнее и история с восстанием Вадима против Рюрика. Какая-то часть славян могла хотеть восстановления власти варягов, а какая-то другая — стремиться как раз не допустить власти варягов над возникающим на глазах Новгородом…{41}

Кстати, и предположение новгородцев о происхождении Кия, Щека и Хорива получает некое подтверждение… Действительно, многие, в том числе и люди знатные, бежали от Рюрика на юг. Могли сбежать и эти трое со своей сестрой (гм… гм… или вовсе не сестрой?!) Лыбедью. Если так — то очень понятно, почему при появлении Аскольда и Дира эти беженцы, «перемещенные лица» Средневековья, так лихо задали стрекача. Да потому, что один раз они только что уже бежали от варягов! Варяжская дружина у стен Киева должна была показаться им ожившим кошмаром, каким-то дьявольским наваждением.{42}

Сажал ли Рюрик в тюрьму будущих киевских князей — это один вопрос. Были ли они разбойниками — это вопрос другой, и по этому поводу у Кия со Щеком и Хоривом могло быть совсем другое мнение, чем у Рюрика и у варягов из его окружения. В конце концов, в Третьем Рейхе бандитами называли партизан и даже солдат регулярной армии, продолжавших воевать в окружении. В совдепии словечко «белобандит» применялось даже к солдатам армий независимых Финляндии, Польши и Эстонии. Мало ли кто кого и как называет?{43}

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава 7 ДВЕ РУСИ. Отец городов русских. Настоящая столица Древней Руси.

Глава 7

ДВЕ РУСИ

Две части одной страны

Разумеется, Северная Русь тоже платила дань. Словене, кривичи, меря платили дань… Но платили в совершенно другой форме, чем это делалось на юге. Не проходило полюдье, не ездили по городам и весям вооруженные дружинники, не выколачивали из населения все, что можно продать в Византии. На Севере не доходили до отчаяния, не убивали князей, возвращавшихся за новой порцией дани.

Северная Русь платила князьям, платила много — две тысячи гривен, то есть 400 килограммов серебра в год. Огромная сумма даже для наших времен. Но на Севере давно уже дань стала обычнейшим налогом, а не ограблением побежденного. На что имелись сразу две причины: моральная и материальная.

Моральная состояла в том, что именно Северная Русь призвала династию Рюрика. Считать Рюриковичей своими князьями по выбору имели право четыре племенных союза — два славянских (словене ильменские и кривичи), два финноугорских (весь и чудь). Но ведь и князья из династии Рюрика считали эти племенные союзы самыми «своими» и самыми надежными.

Судя по многим признакам, князья Древнерусского государства относились к Северной Руси примерно так же, как французские короли относились к Иль-де-Франсу — буквально «острову французов». На этой небольшой территории сложились и французский этнос, и французская государственность. Отсюда Франция постепенно расползалась, завоевывала сначала совсем родственные Овернь и Шампань, потом более далекие Лангедок и Прованс, совсем чуждую французам кельтскую Бретань…

Материальная причина состояла в том, что волочить через волоки собранную дань было трудно, дорого, да к тому же и не очень надо. Ведь из Новгорода и Ладоги водные, удобные пути вели на запад, в Данию и Германию, во Францию и Британию, в Скандинавию и в земли фризов, будущую Голландию. Зачем долго и трудно везти в Византию, если сбыть можно и поближе, а князю отдать серебром? Так и удобнее, и легче, и выгоднее — ведь если отдавать шкурки бобра или куницы, то учитывается их стоимость на Руси… Низкая стоимость. Князь все равно загонит шкурку в Константинополь и получит другую цену, высокую; разница пойдет, конечно, князю.

Если продать те же шкурки в Дании, а князю отдать серебро… Тогда, конечно же, часть серебра останется в руках предприимчивого человека. Разницу тогда получит он и все те, с чьей помощью он будет доставлять шкурки в Данию. В результате часть жителей Севера станут гребцами на кораблях, корабелами, купцами, писцами, кузнецами, выковывающими якоря. И так далее, и тому подобное.

Конечно, две тысячи гривен доставлялись в Киев не обязательно в виде слитков серебра и монет. Какие-то ценности имели свою товарную стоимость, и притом в Киеве совсем другую, чем в Константинополе. Можно было отдавать товар в счет денег — во все Средневековье это была обычнейшая практика.

Но все же Север по-другому платил дань, и это совершенно принципиально. Учтем еще и северный тип ведения хозяйства… Богатство Новгорода более стабильно. Оно держалось на внутренних источниках, а не на полюдье и поборах.

Вот и получается, что Северная и Южная Русь — это не только самостоятельные центры государственности, из слияния которых и родилось Древнерусское государство. Это области с разной экономикой, разными типами общественных отношений, разными способами управления. Даже княжеская власть проявляется по-разному в этих двух областях.

Северная Русь имела экономику более свободную, более гибкую, более сложную, чем Южная. Северная Русь была независимее и активнее. Северная Русь развивалась без таких рывков и крутых поворотов, как Южная.

В истории бывали и другие государства, состоявшие из разных исторических областей. Самый известный пример — Древний Египет, фараон в котором даже на троне сидел в особой шапке-тиаре. Одна половина тиары была красная, другая — белая. Одна символизировала Верхний Египет, узкую долину Нила, зажатую между песков. Другая половина символизировала Нижний Египет, дельту Нила с ее пастбищами и стадами.

У русских IX–XIII веков не было особых сомнений в том, что их страна состоит из двух разных частей, с разной природой и с разными условиями жизни.

Какая из этих двух частей «главнее»? Как-то всегда полагалось считать, что «главнее» южная часть. Так считалось в Российской империи, так (и даже с большей уверенностью и силой) считалось в СССР. Но так считали далеко не все на Древней Руси.

Две столицы

Свита играет короля, а столица представляет всю страну — старые истины. Киев и Новгород — два самых крупных, самых значительных, самых богатых и сильных русских города IX–XIII веков. Каждый из них воплощает «свою» часть Руси, северную и южную. По облику этих городов можно судить и о странах.

Читая учебники по истории, легко сделать вывод, что Киев был город огромный и замечательный, а Новгород — так себе, один из важных, значительных русских городов… Но очень, очень уступает Киеву во всех отношениях.

Но такой вывод был бы глубоко несправедливым.

Новгород IX–XIII веков практически не уступает Киеву размерами, богатством, численностью населения и красотой. Судите сами: население Киева в X–XI вв. — порядка 10–12 тысяч человек. Новгорода — 7–8 тысяч. Вполне сравнимые величины [49].

Если о богатстве… Киев был богаче в том смысле, что в нем жила княжеская династия.{23} Но в Новгороде гораздо больше богатств было сосредоточено в руках рядовых, «простых» людей. Богатства династии и высшей знати хранились не в Новгороде, а в Киеве. Но новгородец был богаче киевлянина. И не только в том смысле, что накопил больше богатств — новгородец лучше умел зарабатывать. Он был свободнее, самостоятельнее, активнее.

Город, столицу, характеризуют громадные и прекрасные архитектурные сооружения. Сравним два Софийских собора в Новгороде и в Киеве! Оба эти собора построены в откровенном подражании другому собору — храму Софии в Константинополе. Существует еще версия, что новгородцы собезьянничали с киевлян, попытались дотянуться до киевских образцов.

Насчет того, кто у кого обезьянничал… Стоял в Новгороде до конца X века деревянный храм с тринадцатью главами. Главы церквей — это вообще типичный элемент именно русской церковной архитектуры, нигде больше этого нет.

Деревянная София в Новгороде сгорела в конце X столетия. В Киеве Софийский собор завершен в 1037 году. Он «представляет собой 13-купольный пятинефный храм крестово-купольного типа, видоизмененного на основе традиций народного деревянного зодчества» [50. С. 137].

Простите… кто и у кого что собезьянил?

То есть вполне возможно, и новгородцы что-то заимствовали из Софии Киевской. Собор в Новгороде строился в 1045–1052 годах, готовый образец в Киеве был налицо. Но речь идет никак не о попытках одного города «примазаться» к славе главного храма другого. Ох, взаимно они обезьянили друг у друга, эти ревнивые киевляне и новгородцы!

Считается, что София Киевская намного больше Новгородской. Но сравним их размеры, раз так.

Размер основной части Софии Киевской — 47,7x54,6 метра; высота — 28,5 метра; диаметр купола — 7,7 метра.

Рис. стр.97

Впечатляет! Но размеры основной части Софии Новгородской — 34,5x39,3 метра, высота храма — 30,8 метра, а диаметр купола — 6,1 метра [51. С. 250–251].

В общем, не особенно уступает Новгородская София Киевской, а по высоте так даже чуть-чуть, но превосходит. Так что размеры — сравнимые. И здесь Новгород как-то не уступил.

Приходится сделать вывод — представление о преимуществах Киева… ну, скажем вежливо, — они сильно преувеличены. Это если выражаться очень вежливо.

Семья городов

«Матерью городов русских» назвал Киев Олег; он сделал это по совершенно конкретному политическому поводу. Но ведь и после Олега это определение повторяли тысячу раз. Видимо, Киев и правда вызывал ассоциации с чем-то женским, представлялся своего рода пышной южной красоткой. Ассоциация такого рода связывает город даже с чем-то почтенным, приятным, уважаемым… Но вполне определенно — с женским, пассивным, сдающимся.

А Новгород — он Господин Великий Новгород. Уж Новгород-то определенно мужчина. И не пацан, а зрелый муж, глядящий на «мать городов русских» если и с вожделением — то уж, конечно, не как на ровню.

Если в семье городов русских есть мать, то Новгород по справедливости следует назвать «Отец городов русских». Что удивительно — в отношениях этих городов и правда есть нечто от отношений мужского и женского начал.

Как и подобает отцу, Новгород активнее и бойчее матери-Киева.

Он отец, глава семьи, который учит, навязывает свое мнение, завоевывает, заставляет принять свою династию князей. В духе того времени, папа без зазрения совести поколачивает маму (пять раз на протяжении двух веков задает ей изрядную трепку).

Причем интересно — вот к середине XI века Новгород как-то отступается от Киева. Перестает играть по отношению к нему эту мужскую — активную, наступательную роль… Папа то ли разочаровался в маме, то ли нашел другие объекты для занятий.

И тут же Киев начинают теребить, поучать… подгребать под себя, подводить под свою державную руку владимиро-суздальские князья. Владимир и Суздаль тоже регулярно устраивают трепку матери городов русских. Уважают, ценят, хотят захватить, овладеть… А что? Красивая матрона, видная, вызывает уважение, помимо всяких прочих чувств. А кто овладел — тот кичится и задирает выше голову.

…Но овладевший ведь еще и лупит ее регулярно, эту самую «мать городов русских», вот в чем дело.

Если строить и дальше ассоциации с эдакой средневековой семьей городов русских, то у них появляется и бабушка городов русских — Старая Ладога. Отсюда все началось, из лона Старой Ладоги вышла древнерусская государственность.

В этом случае дружина Рюрика должна выступать в роли коллективного дедушки городов русских… Набегавшись, нагулявшись по всей Балтике, дедушка решил остепениться, сделаться приличным членом общества. С этой целью поял дедушка бабушку, и родился от них немного разбойный, в духе Средневековья, но все же весьма привлекательный Новгород с династией Рюрика во главе. Вырос Новгород, окреп, огляделся, нашел на юге подходящую маму…

Можно еще порассуждать о своеобразной роли поляков в истории «матери городов русских». То появятся, ненадолго овладеют Киевом, опять же отлупят — и сразу назад, едва приблизятся законные владельцы: сначала Новгород, потом Суздаль с Владимиром.

Но боюсь, эти сексуально-исторические описания покажутся читателю уж совсем непристойными и даже обидными для Киева.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Андрей МОЖАЕВ. Три столицы Святой Руси

От автора. Этот материал был в своё время заказан для Всемирного конгресса византологов. По нему снят документальный фильм. Очерк публиковался с некоторыми сокращениями в периодике.

 

***

 

 Всё, о чем будет здесь сказано, относится к православной мифологии. Она – живая чувственная принадлежность Веры. Её можно признавать или не признавать, оспаривать. Но отвергать её действенную силу в жизни человека, народа, государства невозможно. Поэтому, умней всего – познавать это духовное явление.

 

«Радуйся, Церковь Российская верная, радуйся, княже благоверный Владимире преславный, радуйся, Ольго избранная! Вы бо есте ко Владыце всех первейшие наши ходатаи» (из акафиста службы Всем святым, в земле Российской просиявшим).

Знатоки утверждают: пастуший рожок на владимирщину исстари занесён с Днепра. Эта нехитрая берестяная дудка, да ещё буйные вишневые сады долго-долго оставались стойкими чертами образа града Владимира. Но давно уже не слыхать вольного этого рожка на ровных, как столешница под зелёным сукном, заклязьминских лугах, хотя остатки садов покуда лепятся по горе.

А вот, что незыблемо хранится из глубины веков, так это названия малых притоков Клязьмы: Трубеж, Лыбедь, Почайна. Имена эти святокиевские убеждают – сам равноапостольный князь Владимир, объезжая и приводя ко Христу свои далёкие залесские земли, нарёк малое селение своим именем и повелел срубить на горе первую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Так раньше святая его бабка, Великая княгиня Ольга устраивала храмы на погостьях-торжищах, соединяла Русскую Землю молитвенными центрами, безопасными торговыми путями и регулярными податными сборами. В те далекие годы вся земля постепенно во Христа крестилась и облекалась…

Позднее другой князь Владимир, Мономах, также радевший о единстве Руси, выстроил над Клязьмой первую крепость. И эта идея единства от времен Крещения запечатлелась здесь и хранилась под спудом до урочного часа.

 

По кончине Владимира Святого государство недолго услаждалось, навроде отрока – белоснежной рубахой, новокрещальными благодатью и миром. Пришёл черёд испытаниям на крепость веры. «И восста брат на брата, и рече: то мое и то – тоже мое» (Ипатьевская летопись). По всей южной (Малой) Руси открылись гордыня  княжьего властолюбия, каинов грех братоубийства и, как следствие, набеги иноплеменных. Заполыхала известная и в последующие времена междоусобица. Угасить ненадолго вражду удалось Владимиру Мономаху, да и то личным бескорыстным примером. Он и от киевского Великого княжения отказывался в пользу старейших братьев, и всех рюриковичей на съезд собирал, где присягали решать споры полюбовно, а не ратной силой. Тогда же Император Византии прислал родичу династии Мономахов Царские регалии: бармы, крест и знаменитый венец, послуживший прообразом для последующих царских шапок. Этот дар был поддержкой объединительным силам Руси, такой необходимой для Византии союзницы перед угрозой воинствующих ислама и католичества. Но Мономах не захотел или не решился, применив военную силу против непокорных, стать единодержавцем. Он сохранил удельно-«ветхозаветный» порядок наследования, а сам считался первым по чести среди равных князей. Опираясь на свою силу нравственную, всё же надеялся на торжество братолюбия. Но по его кончине распря запылала пуще. Рюриковичи с удвоенной силой кинулись отнимать друг у друга земли.

 

«О дивное чудо! Источницы благочестия в России являются, и путеводителие к Небеси святии сродницы нам бывают. Веселися, Русь православная» (стихира из службы Всем святым, в земле Российской просиявшим).

Мономашич-Киев утвержден был в Промысле Божием оберегать на освященных апостолом Андреем горах молитвенное сердце Руси, Успенскую обитель. Сюда изначально стекалась от всех пределов братия на монашеский подвиг. И отсюда же в те далёкие смутные века поставлялись по всему лику земли нашей архипастыри утверждать единомысленное исповедание Бога в нераздельной и неслиянной Троице, умным пребыванием в которой только и «побеждается ненавистная рознь века сего». Именно Церковь в лице прежде всего Киево-Печерской обители не позволила тогда выродиться нашей юной народности в прежние разрозненные племена. И этот же монастырь, выросший из малой пещеры святителя Иллариона, а затем – св. Антония, «яко древо из семени», положил начало почитанию Святой Руси как удела, Дома Пресвятой Богородицы. Ведь Она Сама повелела в видении царьградским зодчим идти в Киев и «церковь взградити на Руси Богородичну», Успенский собор Лавры. Трижды был показан им образ его «на воздусе», указаны место и мера неким поясом крещёного варяга Симона. А ещё, пожалована для собора Её чудотворная икона Успения («Повесть временных лет»). Отсюда и повелось на Руси сугубое почитание Державной Владычицы по образу Влахернскому – того великого византийского храма, где хранились связанные с Её земной жизнью святыни. Отвечала же Пресвятая Мати щедрым возлиянием милостей. И вскоре многие въяве увидели это.

 

Киевский Вышгород – излюбленная некогда вотчина богомудрой Ольги, загородный двор Великих князей. Эта земля освящена благодатными мощами святых страстотерпцев, первых наших святых, братьев Бориса и Глеба. Сегодня и следа не осталось в Вышгороде от той старины, даже валы стёрты. Сами мощи давным-давно ушли под спуд, скрыты где-то под церковью. И сколько над ними пробушевало нашествий, мятежей и разделений, оставляя по себе трудно заживающие раны! Но каждый раз невидимыми миру молитвами святых ещё краше и сильней подымается единая Русская Земля. Так являет себя жертвенная сила христианской любви. В этом – духовный смысл кроткого подвига братьев. Пролитая ими кровь – семя нашего единения в Православии.

Вот сюда, в Вышгород над бурным Днепром, привезли в середине двенадцатого века дар Патриарха Царьграда – чудотворную икону Богородицы Умиление. По преданию, икона сама избрала себе место в соборе существовавшей здесь девичьей Успенской обители, встав «на воздусе» ликом в алтарь. Священное Предание гласит: образ этот пришел в Византию в пятом веке из Палестины, а написан святым апостолом и евангелистом Лукой на столешнице Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Самой Пречистой Девы. Правда, учёные и просто образованные люди отрицают такую древность внешнего слоя письма, доски, но для верующей души главное – Первообраз.

И потек в Вышгород попаляемый грехами люд обильней прежнего. Из далекого Суздаля прибыл поклониться Лику Пречистой князь Андрей, сын Великого князя Киевского Георгия-строителя Москвы, нареченного в народе Юрием Долгоруким. Андрей первым из рюриковичей понял всю бесплодность борьбы за «старейший» стол. Разорённое поднепровье за каинов грех, за увлечение торгашеством-ростовщичеством теряло силу.

Также, молодой князь на собственном воинском примере познал и ожесточение распри «мономашичей-ольговичей», и ненависть киевлян к правителям с северо-востока Руси. Он, как муж государственный, искал, конечно, пути к воссоединению Державы, но решиться на действие мог, будучи человеком истинно верующим, с надеждой не на свои переменчивые силы, а лишь по дару Благодати... Молитвенно припадая к первописанной иконе Умиление, внук Мономаха знал, что некогда Сама Приснодева прорекла: «с сим образом благодать Моя и сила да пребудут». И верил князь, печалуясь сердцем о разделённом народе – сбудутся над ним помощь и заступление Пречистой, живые описания которой оставили нам святые мужи-самовидцы первого века: «Была Она роста среднего, волоса златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, взгляд строгий, соединенный с приятностью, брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, губы цветущие... Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный… Речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, нимало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением».

По вере и любви князя открылся ему Образ. И, как некогда святого Дионисия Ареопагита, осиял на молитве Всеблагой Невещественный Свет. Вскоре увозил князь Андрей Чудотворную в свой далекий Суздаль без отцовского на то дозволения. Но его дерзновение веры оправдывалось. Икона, по свидетельству летописей, сама рвалась в путь, сходила ещё в соборе с места и вновь стояла «на воздусе». На Руси наступала эпоха обновления Державы.

 

«Да величается Невский победитель, благоверный князь Александр, да поется Георгий, воин храбрый и страдалец, да похвалится Андрей Боголюбский, первый Русския земли собиратель» (стихира службы Всем святым, в земле Российской просиявшим).

По дороге на северо-восток икона прославилась многими чудесами. Прежде всего – исцелениями. Отовсюду стекался богомольный люд, укреплялся в вере посреди искушений живого язычества. Постоянно служились молебны. Потому двигались бескрайними степями, лесами да опольями медленно.

Летом тысяча сто пятьдесят пятого года от Рождества Христова поезд князя Андрея стал в чистом поле на одиннадцатой версте за городком Владимиром. Никакая сила не могла заставить коней сдвинуть, как пристывшие, ритуальные сани с Чудотворной. Все говорило чуткому сердцем князю о возможном знамении. Он отменил движение на удельный Суздаль и велел растянуть в медоносных лугах над  нерльской старицей шатер. К вечеру удалился на коленопреклоненную молитву и выстоял пред образом от вечерней зари до утренней…

Во все времена сердце русича, обращаясь к чистейшему имени Благодатной Девы Марии, Невесты Неневестной, исполняется несказанной сладости и печали. И не устает сердце славить Её в веках подобно равнопсалмовому слову святого афонского старца Силуана. «О, Пречистая Дево Богородице, скажи нам, чадам Твоим, как живя на земле, Ты любила Сына Своего и Бога? Как веселился дух Твой о Боге Спасителе Твоем? Скажи нам, что чувствовала душа Твоя, когда держала Ты на руках Своих дивного Малютку? Как воспитала Ты Его?.. Какие муки переживала Ты, когда Господь был предан на распятие и умирал на кресте? Скажи нам, какая радость была у Тебя о  Воскресении, или как скучала душа Твоя по Вознесении Господа? Души наши влекутся знать о жизни Твоей с Господом на земле, Ты же не пожелала предать всего этого писанию, но молчанием покрыла тайну Свою».

В тихий предрассветный час, когда в садах невидимо наливаются плоды, совершил князь Андрей величайший в своей жизни подвиг – обрёл сердечную молитву и удостоился явления и собеседования с Самой Матерью Света, Царицей ангелов. Она испросила у Бога в удел и заступление уже всю Русскую Землю. А князь по любви своей избран верным Её послушником. С той поры место явления называют «возлюбленным Богом и Богородицею» - Боголюбовым, а самого князя – Боголюбским.

 

Текли годы. Во исполнение откровения князь Андрей сделал Боголюбово свой вотчиной наподобие Вышгорода и заложил обитель с собором в честь Рождества Пречистой. Выстроил замок. Разбив на Волге рать булгар, овладел торговыми путями с севера и запада на юг и восток, этой кровеносной системой экономики. Затем добился у  Патриарха Царьграда права на епархию с первым русским епископом и основал архиерейскую кафедру в малом Владимире. Этот ремесленно-купеческий центр богател быстро.

Овладев водами, простором для торговли, и опираясь на поддержку простых горожан и смердов, в чьих интересах и вёл политику, развивал промышленное по тем временам производство, князь подчинил самостийных бояр-вотчинников, стянул вокруг Владимира все северо-восточные земли и постепенно становился единодержавцем. Так создавалось орудие для искоренения междоусобиц и правового произвола – необходимое условие развития любого народа, каждой личности. А народ соединялся для долгого и кропотливого строительства государства. Именно государство – наиценнейший плод исторического творчества всего народа. И только народы просветленные, ведомые высшей нематериальной целью, способны на этот подвиг. С распадением же Веры и омертвением мифологии рассыпаются и государства. Приходят «безысторизм, бесполётность», гниение. И, как следствие – «великие потрясения». Здесь сразу приходит на ум почему-то Шекспир с его «Гамлетом» и другими трагедиями.

 

Итак, земля процвела, будто «золотой век» Владимира Святого вернулся. Новопостроенная церковь в память Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне над Золотыми Воротами юной столицы по образу иерусалимо-царьградо-киевскому и дивный храм на Нерли с неведомым дотоле посвящением Покрову Божией Матери и одновременным почитанием тезоименитого князю святого, славянина Андрея-Христа ради юродивого царьградского чудотворца, духовно выразили сугубое почитание Приснодевы. Тогда-то и родился собственно русский праздник Покрова, одно из красивейших, проникновенных прославлений Заступницы Усердной рода христианского. «Радуйся, Радосте наша, покрой нас от всякого зла честным Твоим омофором»…

И явилась Её новая икона Боголюбская, написанная со слов князя – воплощение того памятного для всей исторической Руси Посещения. На нежном молочном фоне  величественно предстоит и собеседует с Богом, испрашивая свой русский удел, Приснодева Мария с теми же тонкими духоносными чертами лика, что и на иконе Умиление.

Необходимо отметить особо: именно в ночь на дату памяти св. князя Андрея расстреляна в восемнадцатом году Царская Семья. Тогда символически и физически пытались в корне уничтожить Державу, саму память о ней. А мы всё стоим. Стоим потому, что Держава – это не политическое устройство, это духовно-нравственные нити управления, восходящие к небесному Началу и Власти. Порвать их врагу недоступно. Это мы сами разрываем их своим образом жизни, поведения…

Итак, князь Андрей встал на тяжёлый и во многом жестокий путь собирания земель. Но не только борьба и жестокость ждут на этом пути. Случается и много прекрасного. Самым прекрасным земным деянием князя явилась постройка на месте деревянной церкви белокаменного Успенского собора, послужившего прообразом московскому. Редчайшей жемчужиной заблистал он далеко окрест с горы. Вскоре, после пожара, его достроили и украсили ещё. И в дивный этот киот поместили Чудотворную. С той поры, взошед на преждеосвященный берег, несёт она имя Владимирской. А в памяти горожан среди многих её чудес ярчайшим осталось одно. Как-то в пору смуты, что не раз устраивала удельная знать против крепкого нравом князя, предстало владимирцам видение: парящий над землёю град и сияющая над ним икона. По слову поэта: «Образ Твой, над Русью вознесенный, в тьме веков указывал нам след». Воистину, икона Божьей Матери Владимирская сделалась путеводительницей Руси. А благоверный Андрей Боголюбский, несмотря на все противодействия, стал старейшим Великим князем Киевским. Но вопреки титулу, центр новоединой Державы уже перемещался с Днепра на Клязьму.

 

К сожалению, путь обновления и собирания Руси оказался не прямым, не скорым. Христианину, будь то человек или целый народ, выпадает много скорбей, в которых чаще повинен он сам. Души же воспитываются стремлением не к изобилию и сытости, но к правде – единству слова и дела. Как Боголюбскому, допустившему в пылу борьбы жестокие проступки против Новгорода и Киева, довелось в искупление пострадать до смерти от рук бояр-местников, их слуг-выкрестов и тем стяжать венец лучший, небесный, так и вновь объединявшейся Руси предстояло прокалиться в огне нашествия. «Кого люблю, того и наказую», - говорит Господь в Священном Писании, Отец строгий, но милостивый. А нагрешили православные перед татарским пленом немало. Из слова епископа Серапиона Владимирского: «Зависть умножилась, злоба одолела нас, гордость вознесла ум наш… алчность стяжания поработила нас, не дает нам миловать несчастных, не дает нам быть людьми… И ныне сбылось о нас сказанное: не от меча ли погибли? Не раз и не два ли?.. Разрушены церкви Божии; осквернены сосуды священные; растоптаны святыни».

В пожарище Успенского собора вторично уцелела только Чудотворная. Выжившие после разгрома редкие горожане и слободские укрылись в мещерских чащах. Ушла с ними в образках, списках и Владимирская. Обезглавленный народ вновь объединяла лишь Православная Вера. С тех страшных лет она сроднилась с предочищенной таким мучительным покаянием народной душой и сама стала этой душой. С тех пор Матерь Божия для русского человека – первейшая Заступница во всех бедах, Ходатаица Усердная, Матушка.

От тех лютых лет хранятся в музеях материальные тому свидетельства: грубо литые нательные крестики, образки. Многое может открыть неравнодушному человеку их неумелая, но любовная исполненность. Жаль только – посещение музеев и даже храмов, монастырей часто превращено в некий «тур». Привезут на автобусе праздного человека, увезут – никакого усилия. Ну, а в те злые годы Чудотворная в Своём доме над Клязьмой уже одним видом Своим отогревала сердца притекающих к ней с большими трудами и опасностями богомольцев. Сам же град Владимир, хотя и хранил ещё старейшинство среди земель, быть центром объединения перестал. Но Божие дело Великого князя Андрея, подхваченное его преемниками Всеволодом, Ярославом и св. Александром Невским, не заглохло.

 

«Первоначальника и устроителя града Москвы, блаженне княже Данииле, показа тя Господь, к Нему же непрестанно моляся, град твой охраняй, землю нашу от бед спасай» (стихира службы Всем святым, в земле Российской просиявшим).

Собирание Руси продолжила Москва. Младшему сыну святого Невского отроку Даниилу из милости и по настоянию матери дарован был братьями крохотный удел в лесной глуши между реками Москва и Пахра. По слову царя Давида из завершающего псалма: «Мал бех в братии моей, и юнший в дому отца моего… Братия моя добри и велицы и не благоволи в них Господь».

Москва, городок, разгромленный татарами, возрастала стремительно. Покуда старшие братья в привычных усобицах делили право на обладание ханскими ярлыками на княжение, земли или же бранной силой пытались вернуть вольность, но достигали новых погромов от татар, удел Даниилов строился, принимал беженцев с разоренных юга, запада и востока Руси, помаленьку торговал и прилежно молился. Первый кремлевский храм Спаса Преображение на Бору срубили на месте лесной келлийки отшельника Вуколы, будто предвидя скорое преображение жизни. А дальше святой митрополит Петр-волынец, перенеся первосвятительскую кафедру из Киева, а затем и Владимира, в тихую Москву, сделал её духовной столицей. Богомудрый старец привез с собой своеручно им писаные иконы Киево-Печерскую домовую, Успения и извод Владимирской. Так промыслительно сошлись святыни двух прежних столиц в возрастающей третьей. И, наконец, чудотворец Петр благословил уже Иоанна Калиту на возведение первого каменного собора Успения на месте прежнего деревянного, этого будущего главного храма Руси на все времена. И предсказал Москве первенство. На этом пути сквозь эпоху было и острое соперничество с соседними князьями, и жестокая борьба за центр государства с рыцарственной Тверью – много всего было. Но  одно дело – история несовершенства, неустойчивости людской в добродетели; и совсем другое – история исполнения замысла Божия, пути к чему и средства избирает Он Сам.

Московские правители, имевшие у Церкви такую поддержку, сосредоточили, подобно князю Андрею, все экономические нити управления в своих руках – единственная тогда возможность устоять – и постепенно приобретали все новые и новые ярлыки и земли. Овладев  же Великим княжением, тщательно взялись соединять удельные княжии, городские дружины и земские ополчения в регулярное по сути войско. Проводили сборы, учения… Вскоре Москва торжествовала на Куликовом поле, став символом победы всей исторической Руси, положив начало Великороссии.

Мужала столица и духовно. Прокалённой в страданиях душе народной через преподобного Сергия Радонежского воссиял светлее солнца полдневного нетварный Троический Свет. Высветил весь быт, культуру и художества, где слились, сплавились характерные особенности, вынесенные с Руси южной, западной, северо-восточной, а также из далекой Византии. Язык же русичей, живших в междуречии Москвы и Оки стал до конца времен языком нормативным, книжным, литературным, явившим обновленный народ. И вышел великоросс «на делание свое до вечера».

 

«Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону» (из тропаря иконе Божией Матери Владимирской).

Год тысяча триста девяносто пятый – о ту пору степняки хотя и начинали всё чаще служить своим оружием русским князьям, но ещё долго били в сердце срастающейся Державы. Гибельным грозило стать нашествие Темир-Аксака, Тамерлана. Князь Василий вышел с войском на перехват под Коломну, на броды, а во Владимир, по совету его святой матери, вдовы Дмитрия Донского Великой княгини Евдокии (Евфросинии), послали за Чудотворной. Много имели через Неё благодеяний: исцеления, утишения пожарищ, укрощения мятежей. Теперь же предстояло сделаться на века российским щитом на крепостном забрале.

Успенским постом вся Москва, ведомая митрополитом Киприаном и святой Евдокией, с покаянным плачем встречала Владимирскую. Встретили за городскими воротами на Кучковом поле, прежней вотчине тех самых суздальских бояр Кучковичей, что убили когда-то блгв. Андрея Боголюбского. И вот теперь на этом поле в тяжелейшую минуту христианская любовь зримо побеждала мирское злодейство. Сам Господь той исторической нерльской, пред образом Возлюленной Его Матери молитвой князя Андрея, записанной в летописи княжьим духовником иереем Микулой из Вышгорода, благословлял Москву на единодержавие: «Преклони, Пречистая, ухо Твое к молению нашему, и простри руце Свои на мольбу к Сыну Своему Христу Богу нашему, и сохрани стадо Свое и заступи от всякаго зла, и не отрини нас от Своего честнаго образа, Владычице, Тебе бо имеем Молебницу теплу и Стену тверду, и Покров нерушим земли нашей».

 

В память о той встрече свечёй к небу вознёсся монастырь Сретения честной иконы Владимирской, что на улице Сретенка. Но это было уже позже. Ну, а тогда Темир-Аксак, устрашенный сонным видением идущей на него Божественной Жены с воинством ангелов и тревожными слухами из своих земель неожиданно и навсегда ушел из русских пределов.

Так поселилась Чудотворная в новой столице. Владимирцы потребовали было возвратить святыню и даже восстали, но, по преданию Церкви, в одно из утр в старом, перестроенном при Дмитрии Донском, Успенском соборе обрели две неотличимые иконы. Владимирские послы увезли домой выбранную лично ими. С тех пор обе в двух городах почитаются равночестно.

 

 

«Присно страна Российская о Тебе хвалится и веселится, имуще Тя  заступницу непостыдную и стену нерушимую. Не оскудей и ныне, Владычице, избавляти Твоя люди от всех бед» (стихира службы иконе Божией Матери Владимирской).

Многажды ещё спасала Чудотворная нашу молитвенницу, старенькую матушку-Москву. А к шестнадцатому веку первый Самодержец, Великий князь и Государь Всея Руси Иоанн Третий завершил, наконец, собирание сердцевинных земель в национальное государство великороссов, принял в символику двуглавого орла Византии и открыл путь к дальнейшему развитию царства, дальнейшему воссоединению. И возвели стоящий доныне Успенский собор в утверждение Православной Державы, нашего третьего духовного Рима. По слову монаха Филофея: «Два Рима в ересех падоша, третий стоит, а четвертому не быти». Икону Владимирскую поместили в нижнем ярусе к северу от царских врат. Сюда же поместили иконы-святыни бывших уделов русских.

Слово святого митрополита Филарета Московского перед наследником-Цесаревичем Александром Николаевичем, произнесенное в Успенском соборе Кремля:

«Этот собор, как первопрестольный в России, заключает в себе и полную идею Вселенской Церкви… Взгляните на верхний ярус иконостаса, вы увидите мысль первоначальной Церкви до закона Моисеева – ряд Праотцев и Патриархов…по обеим сторонам иконы Господа Саваофа, который из лона Своего рождает Предвечное Слово. Ярусом ниже изображена Церковь ветхозаветная от Моисея до Христа.., потому на средине икона Знамение Божией Матери, проявляющей в лоне Своем Предвечного Младенца…ибо предсказывали о Нем Пророки, написанные здесь по сторонам… Еще ниже двенадцать главных праздников, почерпнутых из жизни Христовой и Богоматери… - исполнение ожиданий праотцев и видений пророческих. В четвертом ярусе картина собственно Церкви Христианской, и оттого Спаситель написан посредине сидящем на престоле, в образе вечнаго Архиерея, ходатая о грехах наших; по сторонам же стоят Пречистая Его Матерь и Предтеча, как два образца совершенства человеческаго и ближайшие заступники наши:…их молитвенное положение называется Деисусом (молитва) и подле них расположены все Апостолы… Теперь обратите внимание на ряд местных икон… Глубока была мысль – соединить в общем святилище местную святыню городов; народы, разставаясь с своим заветным сокровищем, невольно привязывались к месту его будущаго хранения; сердце их как бы отходило туда за иконою».

Итак, Российскую Державу духовно строил весь Православный  мир до конца времен оберегать полноту и чистоту Веры. А икона Божией Матери Владимирская, путеводная звезда наша, связует собой все земли и является символом нашего единства во Христе. Но вновь нарушено это единство и до сих пор нет иконы на своем месте к северу от царских врат. В самом соборе служба ведётся изредка, по дозволению мирских властей. А ещё утверждают: времена переменились к лучшему! Отчего же тогда обходит нас в этом, как и во многом другом, милость Божия? Ответ на подобные вопросы лежат не в области экономики и т.п., а всё в той же мифологии.

Когда-то давно, в шестнадцатом веке, случилось на Москву нашествие крымского хана Махмет-Гирея. И было видение Христа ради юродивому Василию Блаженному и некой слепенькой инокине из Вознесенской обители Кремля. Во Флоровские (Спасские) ворота выходит собор световидных мужей в ризах: митрополиты, епископы. Среди них – святые Петр, Алексий, Иона, Леонтий. За ними – иереи, диаконы с чудотворными иконами. А впереди всех – Владимирская. Позади – множество народа православного. И вот навстречу этому ходу устремляются преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Припали они к ногам великих святителей и со слезами молят не оставлять града и паствы нашествию варваров. А святители, тоже со слезами, отвечают: «Много молили Господа и Пречистую Богородицу о избавлении и не только повеление получили из града выйти, но и чудотворный образ вынести, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях не радели. Посему попустил Бог варварам, доколе не накажутся ныне и чрез покаяние не возвратятся к Богу».

 

 

______________________________

 

golos.ruspole.info

2. В Древней Руси городов было много, а запомнились только три, повязанных в тугой узел

2. В Древней Руси городов было много, а запомнились только три, повязанных в тугой узел

В «Повести временных лет» написано, что в Европе было множество славянских племен. И в Древней Руси их было не мало – словене, поляне, древляне, дреговичи, полочане, севера, кривичи… У каждого племени было свое обнесенное деревянным частоколом поселение, то есть городок. Но в летописях отдано предпочтение двум из них. Конечно, из-за их превосходства над другими в боевой силе и в экономической тоже.

Советский академик Б.Д. Греков придерживался такого мнения о них:

«Киевское государство, или держава Рюриковичей, образовалось из слияния двух Восточно-Славянских государств – собственно Киевского и Новгородского.

Из них Новгородскому необходимо отдать пальму первенства хотя бы из-за того, что князь Рюрик – основатель Русского государства – никогда не жил в Киеве, а в Ладоге, а после нее в Великом Новгороде и умер в нем»(Борис Греков, «Грозная Киевская Русь», издательства «АЛГОРИТМ», Москва, 2012 год).

Как понимать академика Грекова? Какое государство основал Рюрик – Киевское или Русское? Если держава была Киевской, то почему Рюрик не жил в столице Киеве, а вначале в Ладоге, затем руководил державой из Великого Новгорода?

Что-то мудренное высказал уважаемый академик! Или такая уж запутанная наша древняя история?

История Руси, действительно, не из легких детективов. И не только Руси! И все из-за того, что каждый правитель старается, чтобы историки писали летописи под его диктовку. Есть и свободомыслящие летописцы. Например, донской писатель и краевед Евграф Петрович Савельев.

В 1915 году в столице Донского казачества Новочеркасске впервые было издано исследование знаменитого писателя и краеведа Евграфа Петровича Савельева. В своей книге «Древняя история казачества» Евграф Петрович собрал многочисленные сведения об его истоках и пришел к выводу, что к возникновению Донского казачества приложили свои усилия и жители Древнего Великого Новгорода.

Из книги Е.П. Савельева можно узнать, что

«… по падении Македонского царства часть македонцев около 320 года до Рождения Христа переселилась к Балтийскому морю; народ этот там стал известен под именем Бодричей, сохранивший до самого падения своего герб Александра Македонского, изображавший буцефала и грифа. Бодричи говорили на славянском языке и от натиска германцев переселились на Ильмень и Ловать около 216 года до Рождения Христа (Птоломей). Славяне во все века с гордостью называли себя этим именем. Мы славяне, то есть любящие славу, говорили они. Родовое же название этого народа, как сказано выше, были Руссы или Россы, то есть поклонники росы, воды…

Греки и римляне называли славян: ставани, стлавани, свовени, слави, славини, склавини, склавы и т. д.

Как написал Евграф Петрович в своем исследовании, «через почти пятьсот лет в IV веке готы в правление знаменитого их предводителя Эрмана покорили почти всю нынешнюю Европейскую Россию, в том числе и Новгород (350 год) и наложили дань на все жившие там народы: …чудь, весь, мерю, мордву, корелу, рокасов (Русь), венетов… Но скоро господство их, со смертею 110-летнего Эрмана, было свергнуто…

…Кроме того, не так давно в Новгороде ремонтировали один из старейших соборов, построенный еще в XI веке, во время работ обвалилась на одной из стен штукатурка, открылась фреска, происхождение которой относится к первоначальной постройке собора. Фреска изображает воинов, вооружение и одеяние которых совершенно сходны с древними казачьими, сохранившимися до конца XVIII века».

По книге Е.П. Савельева основное переселение на Дон новгородцев – «повольников», ушкуйников произошло после разгрома Новгорода царями Василием III и Иваном IV Грозным.

Следует отметить, что до нынешнего времени происходит борьба двух направлений, каждое из которых объясняет происхождение русских по-своему. Одни придерживаются чисто славянского рождения русских. Другие – германского.

Но мы отклонились от основной линии книги, которую вы держите в своих руках.

Сейчас же обратим свое внимание на древность Великого Новгорода – 216 год до нашей эры и 350 год нашей эры. Великий Новгород будто бы чисто русский город.

Что такое город Киев? О нем идут бесконечные споры. Но нам никуда не деться от них. Сама история повязала эти два города в тугой узел. Один без другого не могли существовать в Древнем Мире. И в XXI веке идут попытки понять, как можно было бы разобрать наслоения на этом древнем тугом узле.

Начнем с простого. В самом древнем на Руси Новгородском государстве родились древнейшие в русском эпосе былины. Они превосходят по древности «Повесть временных лет» Киево-Печерского монаха Нестора.

Следует отметить, что в Киеве не было создано ни одной былины. Они приоритет Новгорода и его северных владений!

Далее, уважаемые читатели, позвольте обратить ваше внимание на книгу XVIII века «История Российская с самых древнейших времен, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым», вышедшую в свет через 18 лет после его смерти в 1768 году в царствование императрицы Екатерины II.

Васи?лий Ники?тич Тати?щев– российский историк, географ, экономист и государственный деятель, основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми.

Вот что написал Василий Никитич в своем труде «История Российская…» о существовании у славян устного:

«Все польские и русские историки почитают за первейшего Нестора, но и Нестор свою историю писал в 11-м веке после Христа, а никаких историков древних, прежде его бывших, ни даже об Иоакиме епископе, что оный писал, не упоминает. Однако ж по сказаниям видимо, что они древние истории письменные имели, да оные давно уже утрачены и до нас не дошли, а к тому изустные предании служить могли, как Иоаким и о песнях народных воспоминает».

Задумаемся и мы над устным народным творчеством. Оно поможет нам расставить точки на исторических материалах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

столица Древней Руси, 4 буквы, 3-я буква Е, сканворд

столица Древней Руси

Альтернативные описания

• в каком городе происходит действие поэмы «Руслан и Людмила»

• в каком городе ювелирная фирма Фаберже открыла свой филиал на 3 года раньше лондонского

• город, в котором находится Крещатик

• город-герой, в котором Блохин забил свой 100 гол

• к/т в Москве, Кутузовский пр

• марка фотоаппарата

• родной город для народного артиста СССР Михаила Глузского

• стихотворение Маяковского

• столица Украины

• столица государства в Европе

• украинский «город каштанов»

• центр древнерусского княжества

• центр племени древних полян

• столица куриных котлет

• в этом городе чеканились первые русские монеты, на которых была надпись: «Володимер на столе, а се его серебро»

• этот город в произведениях Шолом-Алейхема назывался Егупец

• в какой столице находится международный аэропорт Жуляны?

• в какой столице находится международный аэропорт Борисполь?

• какой город Бальзак назвал «северным Римом»?

• столица на реке Днепр

• родной город актрисы Милы Йовович

• в метрополитене какого из городов есть станция «Крещатик»?

• с этим город связаны имена таких деятелей русской культуры как Михаил Булгаков, Анна Ахматова, Константин Паустовский

• в каком городе в 1917 году была создана Центральная Рада?

• в каком городе правили Аскольд и Дир?

• в какой город в 882 году была перенесена резиденция князя Олега из Новгорода?

• в каком городе происходило княжение Игоря?

• под каким городом в 968 году разгромили печенегов?

• мать русских городов

• город герой на Украине

• малая планета

• марка российской электробритвы

• московский кинотеатр

• областной центр на Украине

• город-герой

• в нем дядька, а не бузина

• город князя Владимира

• малая родина Бердяева

• европейская столица

• родина куриных котлет

• «сердце» Украины

• город Кия, Щека и Хорива

• какой город основал Кий?

• столица хлопцев и дивчин

• столица на Днепре

• город Булгакова

• в каком городе правил Аскольд?

• резиденция князя Олега

• место сбора языкастых

• в России Москва, а что в Украине?

• город власти Украины

• до какого города язык доведет?

• самая жирная точка на карте Украины

• руководящий город Украины

• главный город украинских подданых

• город — глава всей Украины

• столичный город украинцев

• город, знаменитый Крещатиком

• «город каштанов»

• украинский город-руководитель

• самый древний русский город

• украина

• крещатик

• город, руководящий всей Украиной

• столица Куябии

• главный украинский город

• город-командир Украины

• родной город Миллы Йовович

• «рулевой» город Украины

• украинский стольный город

• стольный град украинский

• столица

• одна из европейских столиц

• город, где «засел» глава Украины

• столичный город Украины

• венценосный город украинский

• главный город украинских жителей

• город с улицей Крещатик

• в какой столице поставили памятник Паниковскому с лицом Зиновия Гердта

• историческая мать городов русских

• самый главный город Украины

• украинская столица

• центральный город Украины

• столица европейской страны

• в какой столице есть Подол?

• главный город Украины

• городгерой

• коронный город Украины

• главный город подданных Украины

• город с дядькой

• героический город Украины

• управляющий город Украины

• столица с майданом

• город, где живет дядька

• мозговой центр Украины

• город, докуда язык доведет

• город, где Крещатик

• город сбора языкастых

• побратим Баку

• Столица Украины

• Столица союзной республики

• Город, столица Украины (столица Киевской Руси в 9-12 вв.)

• Марка фотоаппарата

• Стихотворение Маяковского

• До него язык доведет

scanwordhelper.ru