Город Дельфы: легендарная земля на территории Греции. Дельфы в древней греции
Дельфы, Греческий цeнтp мира
По всей Древней Греции строили храмы Аполлона — покровителя искусств и врачевателя, но только в Дельфах построили храм в честь Аполлона-предсказателя. Дельфийский оракул, изрекавший предсказания в обмен на дары храму, прославил город на весь античный мир, а город Дельфы сделал местом паломничества царей.
От храма Аполлона Пифийского в Делъфах мало что сохранилось до наших дней. Святилищу катастрофически не везло: сначала оно было уничтожено страшным пожаром, затем восстановлено, но вновь разрушено сильным землетрясением. Суеверные греки, а за ними и римляне восстанавливали храм, желая сохранить убежище Аельфийского оракула.
ГОРОД ВЕЛИКОГО ПРОРИЦАТЕЛЯ
Здесь, в Дельфах, находился сам великий Дельфийский оракул — прорицатель и ясновидец, живший в особом помещении при храме Аполлона Пифийского. Покой оракула — одного из главных прорицалищ в эллинском мире — оберегала жрица-пифия.
ГородДельфы занимал почетное место в древнегреческой провинции Фокида: здесь находился храмовый комплекс, центром которого был самый уважаемый оракул Древней Греции.
Упоминание о Дельфах содержится в поэме Гомера «Илиада», где он именуется Пифо. Пифоном в древнегреческой мифологии назывался дракон, охранявший вход к оракулу до того, как это место было занято Аполлоном. Согласно древнейшим мифам до оракула Аполлона на месте будущих Дельф находились оракулы других божеств: Геи — богини Земли, богини Фемиды, бога Посейдона. Бог Аполлон победил Пифона и сложил его останки в святилище. Впоследствии город некоторое время именовали Пифоном (обратившимся в тлен).
Одолев дракона, Аполлон приказал другим мифологическим персонажам — архитекторам Трофонию и Агомеду — построить здесь храм во славу самого бога.
Оракул в храме Аполлона пользовался неслыханным авторитетом: с ним советовались цари не только Греции, но и Лидии, Фригии, страны этрусков. Законы Ликруга (полумифического древнеспартанского законодателя), по которым жила Спарта, были приняты лишь после одобрения все тем же оракулом. И без его поддержки не было бы сегодня Олимпийских игр. По указанию оракула были основаны новые греческие колонии, причем он подсказывал время и место их основания. Ничего мистического в этом не было: жрецы оракула были людьми с прекрасным образованием и всегда вставали на сторону сильного.
В VII—VI вв. до н. э. Дельфы стали культовым местом всей Древней Греции. Роль священного места еще более возросла, а влияние Дельф вышло далеко за границы древней Эллады, когда с начала VI в. до н. э., после Первой священной войны (дельфийская знать боролась за большую автономию от государства) в городе раз в четыре года стали проводиться Пифийские игры. На это время устанавливалось священное перемирие, в Дельфы стекались толпы паломников и торговцев, происходили шумные ярмарки и собрания. Благодаря приношениям богомольцев Дельфы скопили огромные богатства.
Однако с конца V в. до н. э. влияние Дельф начало ослабевать. В 80-е гг. I в. до н. э. Дельфы были осаждены фракийцами, впоследствии захватившими город и разграбившими чудесные храмы. Но любовь греков к Дельфам, их священный трепет перед оракулом были столь велики, что уже в конце I в. храм в Дельфах был восстановлен.
Императоры Древнего Рима понимали значение оракула и, покорив Грецию, действовали от его имени вплоть до III в., когда Дельфы были разграблены галлами.
Закат славы оракула и Дельф совпал с эпохой падения Рима. Примерно в 390 г император Феодосии I (346-395 гг.) — последний император единой Римской империи и фанатичный христианин — запретил языческие культы, а заодно с ними — Дельфийского оракула.
Это означало полный закат Дельф: город покинули люди, дома были разобраны для других построек, сохранилось совсем немногое.
Систематические раскопки в Дельфах начались в конце XIX в., причем этому мешали не местные власти, а крестьяне деревни Кастри: они жили в домиках, целиком построенных из фрагментов древних построек. В 1892 г. французская археологическая школа в Афинах смогла приступить к раскопкам, лишь предварительно перенеся деревню Кастри на 1,6 км к западу.
Руины древнего города Делъфы расположены в Центральной Греции, примерно в 7 км севернее Коринфского залива на южном склоне горы Парнас. Остатки построек разбросаны по горной лощине, над которой возвышаются две трехсотметровые скалы Федриады, сходящиеся под тупым углом выше Делъф. Здесь же находится Кастальский ключ, что протекает восточнее святилища и впадает в реку Плейст.
ДЕЛЬФИЙСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ
Храмы, сокровищницы, стоя (галерея-портик),театр-стадион и другие сооружения объявлены археологическим заповедником и включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Место для города древние эллины, в характере которых удивительным образом сочеталась богобоязнь с расчетливостью, подобрали так, чтобы он внушал благоговейный ужас паломникам. Окружающие город горы угрюмы и величественны. Уже приближаясь к Дельфам, паломники ощущали странную тяжесть: им казалось, что горы давят на них, заставляя преклонить колени перед могуществом богов. Много позднее, во время археологических раскопок, ученые отмечали прекрасную, почти музыкальную гармонию, в которой городские строения сочетались с горным рельефом.
Дельфийский храмовый комплекс был обнесен со всех сторон стенами и в плане напоминал неровный прямоугольник, круто поднимавшийся по склону горы к северу. Главный вход находился в юго-восточном углу, от него начиналась Священная дорога, зигзагом поднимавшаяся по склону, вымощенная мраморными плитами и с обеих сторон уставленная памятниками.
Здесь сохранились руины сокровищниц афинян, жителей Сикиона, Книд и островитян с Сифноса: все они предназначались для хранения даров божеству. От построек остались только фундаменты да несколько скульптурных фризов, изображающих легендарные подвиги Геракла и Тесея. Самая любопытная находка — текст древнего гимна Аполлону с нотами.
Главное святилище города — храм Аполлона — к началу раскопок был так разрушен землетрясениями, пожарами и грабителями, что к моменту его обнаружения сохранился только фундамент. Но при раскопках удалось восстановить одну колонну полностью и семь — частично.
Согласно мировоззрению древних греков именно Дельфы находились в центре Вселенной. Чтобы все — даже самые неграмотные — знали об этом, точное место «центра земли» было отмечено Омфалом: камнем, в форме половины яйца, обвитым повязками. В переводе с греческого «омфал» — «пуп». По легенде, именно в этом месте встретились два орла, посланные Зевсом с западного и восточного концов Земли, достигнув, таким образом, ее центра. Омфал находился в целле — внутреннем помещении храма.
Оракулу задавали вопросы в середине храма, где находилась расщелина, из которой поднимались удушливые испарения и над которой был установлен жертвенный треножник. Пифия располагалась на треножнике, вдыхала пары, впадала в транс, выговаривала слова, которые считались внушенными Аполлоном и принимались за пророчество. Жрецы записывали речи пифии и составляли ответы в стихотворной форме, которые и сообщали тем, кто заказал прорицание в обмен на дары храму.
От стадиона, где проводились Пифийские игры и устраивались музыкальные фестивали, сохранилась беговая дорожка с разметкой и ряды каменных скамей для 7 тыс. зрителей.
Кроме самого оракула, храмов и городских построек Дельфы известны тем, что неподалеку от города струится из-под земли Кастальский ключ — источник чистой родниковой воды на горе Парнас.
Для Дельф Кастальский ключ имел вполне практическое значение: в нем совершали ритуальное омовение паломники при посещении Дельф, атак-же пифия — всякий раз, прежде чем приступить к прорицаниям.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
■ Сохранившаяся на стенах стадиона надпись V в. до н. э. категорически запрещает под угрозой штрафа в пять драхм приносить на стадион молодое вино.
■ Национальный греческий парк на горе Парнас был основан в 1938 г. и является одним из старейших и крупнейших парков страны, где произрастают кефалонийские ели.
■ Стихотворные ответы оракула составлялись жрецами нарочито двусмысленно, что давало возможность впоследствии предлагать различные толкования.
■ В Дельфы привозили множество драгоценных даров, посвященных Аполлону. Огромные сокровища находились под защитой Дельфийской амфиктионии и использовались жрецами для проведения крупных кредитно-ссудных операций по всему Восточному Средиземноморью.
■ Сведения античных авторов о пифии на треножнике и расселине с одурманивающими испарениями в настоящее время считаются недостоверными: раскопки в Дельфах не подтвердили существование расселины, а геологические исследования доказали невозможность в этом месте подземных испарений.
■ С Кастальским ключом связан миф о боге Аполлоне — покровителе искусств и муз: считалось, что источник священный, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам. Мифы рассказывают, что давным-давно в источник бросилась дельфийская нимфа Касталия — дочь речного бога Ахелоя, стремившаяся избежать навязчивых ухаживаний Аполлона.
■ Авторитет дельфийского оракула постепенно падал с распространением христианства, а также повсеместным распространением астрологии как конкурентной формы прорицания.
■ На одной из классических колонн гимна-сия, которые были заново использованы при строительстве монастыря, вырезал свое имя английский поэт-романтик лорд Байрон (1788-1824 гг.), когда посещал Дельфы.
■ Дельфийский метод, или метод «Дельфы» — способ экспертной оценки будущего или экспертного прогнозирования, разработанный американской исследовательской корпорацией РЭНД.
■ В честь нимфы Касталии и Кастальского источника назван астероид (646) Касталия, открытый в 1907 г.■ Название скал Федриады в переводе с древнегреческого означает «Сияющие».
■ Изначально пифию выбирали из числа юных девушек, которые обязаны были всю жизнь блюсти невинность. После того как одна из них нарушила этот закон, в пифии стали выбирать женщин в возрасте.
■ Несмотря на уважение, что испытывали римляне к Дельфам и оракулу, они нанесли существенный ущерб постройкам: римский полководец Сулла конфисковал сокровища храма в 86 г. до н. э., чтобы выплатить жалованье солдатам, а император Нерон (37-68 гг.) вывез оттуда 500 статуй.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
■ Природные: гора Парнас, Кастальский ключ, скалы Федриады.■ Исторические: храм Аполлона Пи-фийского (VI в. до н. э., перестроен в IV в. до н. э.), сокровищницы сифнийцев (около 525 г. до н. э.) и афинян (начало V в. до н. э.), стоя (галерея-портик) афинян (478-475 гг. до н. э.), театр (II в. до н. э.), Мармария, или священный участок Афины с фундаментами старого (конец VII в. до н. э.) и нового (конец VI в. до н. э.) храмов Афины Пронайи, а также круглая гробница — фолос (начало IV в. до н. э.), стадион (VI в. до н. э.), гимнасий (VI-V вв. до н. э.), подпорная стена (после 548 г. до н. э.), «Аканфова колонна» (около 400 г. до н. э.), алтарь Аполлона (около 518 г. до н. э.), бронзовая фигура возничего (около 470 г до н. э.).■ Культурные: Дельфийский археологический музей, Музей имени Сикелианоса.
Атлас. Целый мир в твоих руках №235
Читайте в этом номере:
ДЕЛЬФЫ. Греческий цeнтp мираНАЦ.ПАРК «МАМОНТОВА ПЕЩЕРА». Самая длинная пещераОСТРОВ ФРЕЙЗЕР. Песчаная АвстралияПРОВИНЦИЯ ЛИМПОПО. Близ великой рекиГОРЫ ЭЛЬБУРС. Горная обитель добра и злаЖИТОМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Лесной край
asonov.com
легендарная земля на территории Греции
Для древних греков земля была плоским диском, в центре которого находились Дельфы.И это было непросто географическое расположение. В процессе многих веков город притягивал к себе внимание всего античного мира.
К нему стекались купцы, поэты, ученые, спортсмены, правители и простые греки с целью познать себя. Надписи именно с таким призывом «познай самого себя» и «ничего сверх меры» были высечены на храме в честь бога Аполлона. Как же получилось у обычного горного селения стать центром притяжения всего античного мира?
Одной из святынь древних Дельф был камень Омфал «Пуп Земли». Прославился этот камень в первую очередь тем, что его отдали на съедение Кроносу вместо Зевса. Таким образом, камень спас громовержцу жизнь.
Зевс нашел камню применение, метнув его в место встречи двух орлов, выпущенных с разных концов земли навстречу друг другу. Место их встречи и определило центр мира. Легендарный камень Омфал, и по сей день находится в Дельфах. В древности ему поклонялись, втирали в него масла и украшали лентами.
Археологи утверждают, что первые святилища в Дельфах были устроены примерно в 1600 году до н. э. Посвящались они богине Земли – Матери всего живого. Затем селение пережило упадок и вновь воспряло, начиная с 1100 года до н. э. Возродились Дельфы уже, как город, посвященный мужественному богу Аполлону. Эту перемену можно объяснить сменой матриархального уклада общества на патриархальный.
Легенды гласят, что Аполлон пас быков змея Пифона, от имени которого и произошло название Пифийских игр и прорицательниц пифий. Возмужав, Аполлон убил змея, в наказание за что и должен был прорицать будущее. Захоронив останки змея под священным камнем Омфалом, Аполлон основал свое святилище для предвидений в Дельфах.
Первыми его жрецами стали моряки. Аполлон обратился в дельфина и привел корабль в соседний порт Кирос, где и сообщил морякам об их судьбе. Название города происходит от индоевропейского корня «дельфы», что означает брат, единоутробный, утроба, а также от «дельфин» — новорожденный младенец.
Остается только предполагать, что символизирует название города: переход из небытия в мир живых, материнское лоно, центр мироздания. А может быть это дань тому, что именно в образе дельфина Аполлон явился своим жрецам.
Дельфийский оракул
Гадание и обращение к оракулам за советом было частью быта и культуры античного мира. Святилища с оракулами стали частым явлением, но именно Дельфам посчастливилось иметь удачное расположение, обеспечивающее поток паломников со всех концов известного мира.
Пророчеством занимались пифии: их выбирали сначала среди юных девственниц, затем из женщин более преклонного возраста и бывших замужем. Прорицание происходило раз в году в день рождения Аполлона – 7 февраля.
Но с ростом популярности дельфийского оракула и увеличения числа паломников прорицательницы начали впадать в транс раз в месяц. Это происходило именно седьмого числа за исключением зимних месяцев, когда по преданию Аполлон покидал Грецию для встречи с матерью.
Со временем гадания стали проводиться практически ежедневно. Пифии к прорицанию готовились за несколько дней: очищались духовно и физически, затем садились на специальный треножник и вдыхали испарения, впадая в транс.
Произнесенные в этом состоянии обрывки фраз записывали жрицы и передавали посетителям. А те их уже толковали на свое усмотрение. Вскоре посещение оракула для многих стало постоянным паломничеством, помогавшим найти самого себя.
Геологи утверждают, что город находится на стыке тектонических плит, а из расщелины, созданной самой природой, струились испарения углеводорода и этилена. Эти газы способны провоцировать галлюцинации.
Пифийские игры
С ростом количества паломников росла и слава Дельфов. Вместе со славой пришли и щедрые дары. Город рос и процветал, на VII—V века до н. э. приходится его расцвет. За советом к оракулам обращались по самым важным вопросам.
В Дельфах принимались решения о начале войны и о колонизации новых земель. К оракулам стекалась информация со всего света. Дельфы уверенно становились политическим и культурным центром Греции. Сюда приезжали не только за священными ответами, но и обменяться новостями и товаром, а также насладиться искусством и спортивными достижениями.
Большую для греческого мира роль играли Пифийские игры, по значимости уступавшие только Олимпийским играм. Первое упоминание датируется 582 г. до н . э., когда состязания проходили только в музыкальном жанре, но уже с 590 г. до н. э. добавились выступления атлетов и скачки. Победители получали символические призы в виде яблока и лавра, но бесценным и главным результатом участия в играх была слава.
Города-полисы в борьбе за славу старались обеспечить всем необходимым своих спортсменов, чтобы те привели свой родной город к победе. Состязания проводились каждые четыре года в конце лета, и их началу предшествовали пышный пир и театральное представление, посвященное победе Аполлона над Пифом. Это событие играло значимую роль для всей Греции, а Дельфы увеличивали свою популярность и доход.
Дельфы политический центр
О том, что Дельфы играли объединяющую роль среди разрозненных греческих полисов, свидетельствует такой факт. После победы над Персами в 479 году до н. э. эллины установили памятный знак именно в Дельфах.
Представлял он собой треглавого медного змея высотой в 9 метров. На его туловище были перечислены все полисы, участвовавшие в войне. Дельфийским жрицам долгое время удавалось виртуозно исполнять роль миротворцев, уклоняться от политических противостояний и военных действий среди греческих полисов.
Первая священная война, в которой принимали участие Дельфы, датируется 595—583 гг. до н. э. Соседний портовый полис Кира возжелал взимать с приезжих паломников дань за проход к святилищу, что было грубым нарушением. И на стороне защиты прав греческих граждан выступили Афины.
В 449 году до н. э. фокидяне вторглись в Дельфы, жрицы этого поступка не одобрили и обратились за помощью к спартанцам. Новые союзники освободили Дельфы. Но вскоре Фокидский союз, заручившись поддержкой Афин в лице легендарного Перикла, вернул себе контроль над Дельфами.
Третью священную войну (355—346 гг. до н. э.) спровоцировали фокидяне. Они распахали священные земли, принадлежащие храму, и отказались компенсировать потери. Амфиктиония (объединение двенадцати соседствующих с Дельфами полюсов) обязала фокидян в качестве рабов искупить свою вину. Заручившись поддержкой спартанцев, фокидяне выступили за свою свободу.
Разграбление сокровищницы храма позволило им собрать внушительное войско и одержать ряд побед. Их победоносное шествие было остановлено союзом македонян и фессалийцев. Третья священна война окончательно ослабила Грецию и усилила позиции Филиппа II Македонского.
Фокида была разрушена, а её жителям позволялось селиться только небольшими деревнями.В 339 году до н. э. священные земли вновь не давали покоя, но уже жителям Амфисы. Они незаконно их распахали, что спровоцировало начало IV священной войны. Укрепивший в предыдущем столкновении свои позиции Филипп II Македонский незамедлительно вмешался и подчинил себе территорию всей Греции.
Закат дельфийского оракула
Словно оправдывая свое название и легенды, окутавшие его, Дельфы процветали и достигли зенита своей славы в роли духовного, религиозного, культурного и политического центра всего античного мира Греции. Лелея мечты стать религиозным центром Персидской империи, Дельфы стали на сторону персов в греко-персидских войнах (V до н. э.). Эти войны и положили начало закату всемирной славе дельфийского оракула.
По соседству со слабеющей в междоусобных войнах Грецией росла и крепла новая империя — Римская. Дельфийским жрицам еще удавалось сохранять остатки влияния и сокровищ, период увядания длился с II века до н. э. по IV век н. э. Храм неоднократно подвергался разрушениям и разграблениям. Но более сильным потрясением был запрет гадания, признанный в 381 году языческим культом.
С расцветом христианства в Римской империи языческие верования увядали и уходили в историю. Последнее знаменитое предсказание датируется 362 годом. Правитель Римской империи хотел восстановить язычество и обратился за помощью в Дельфы. Ответ пришел неутешительный: «Молвите нынче царю – искусные пали чертоги, нет больше фивовой хижины, нет прорицального лавра, иссяк вдохновения ключ, говорливые воды иссякли». В 394 году пришел черед и Пифийских игр: их упразднили, как языческие.
Долгие столетия сокровища разворовывались, а славная история центра эллинской культуры скрывалась под обломками величественных зданий и обрывками легенд и преданий. И только в 1892 году были произведены раскопки, и древние Дельфы начали приоткрывать завесу своих тайн и времен, полных величия и славы.
secretofworld.ru
Дельфы, Греция — подробная информация о городе с фото
Дельфы — вероятно, самое известное место классической Греции. Город находится на склоне горы Парнас и окружен потрясающей красотой природой. Именно в Дельфах два орла, выпущенных Зевсом, встретились, облетев вокруг земного шара, после чего город был объявлен «пупом земли» (омфалос), ее центром; именно здесь Аполлон убил змея Пифона, сына богини Геи, которой первоначально и было посвящено святилище. В VIII столетии древние божества исчезли, и Аполлон присвоил себе оракула, шептавшего в глубине расщелины - того самого оракула, который через века сделает из Дельф религиозный и нравственный центр античного мира. Его слава не переставала расти, и вскоре ни одно важное решение в области политики, торговли или религии не могло быть принято без одобрения оракулом.
Могущество Дельф основывалось на сказочном богатстве, города-государства и все средиземноморские колонии состязались в щедрости даров оракулу. Каждые четыре года в память о победе Аполлона над змеем Пифоном проводились Пифийские игры. Во времена римского владычества Дельфы были разграблены Нероном и Суллой, но позже восстановлены Адрианом. Оракул был в конце концов упразднен византийским императором Феодосием I в конце IV века.
Святилище в Дельфах и его источники находятся у подножия двух отвесных скал красноватого цвета, Фадриадских утесов, высотой более 1200 метров. В глубине ущелья, разделяющего два массива, бьют ключом ледяные воды Кастальского источника, берущие начало в бассейне, в котором оракул совершал ритуальные омовения.
Священная дорога
Вход в святилище ведет через агору, где в римскую эпоху собирались торговцы храма. Пройдя через священный участок (теменос), вы увидите большую дорогу, по краям которой некогда находились памятники и сокровищницы, возведенные большими городами, островами и колониями античной Греции, чтобы хранить в них дары от жителей.
Храм Аполлона
Развернувшись на 180°, наклонная дорога приближается к подпорной стене храма Аполлона из тщательно подогнанных камней - самому священному месту в Дельфах. Стена в 83 метра длиной испещрена сотнями надписей, высеченных освобожденными рабами. Наконец, перед нами предстает и само святилище, перестроенное в IV веке до н.э. Впоследствии удалось восстановить лишь несколько колонн. Именно здесь вещала пифия.
Театр
Возле храма находится театр IV века до н.э., вмещавший по меньшей мере 5000 зрителей. Когда-то здесь проводились Пифийские игры, сейчас он оживает лишь на время летних фестивалей. С самой высокой точки святилища открывается потрясающая панорама, охватывающая ступеньки, храм, оливковые рощи, толос и пронзительную, бликующую синеву вод Итейского залива.
Стадион
Поворачивающая налево тропинка ведет к стадиону (III век до н.э.), насчитывавшего 7000 мест. Его каменные ступеньки были достроены в римскую эпоху.
Толос
Чуть ниже основного святилища, на противоположной стороне дороги, находится единственный важнейший след святилища Афины Мармарии - толос. Это круглая постройка необыкновенно гармоничных пропорций, пусть и сохранившая лишь три колонны и часть антаблемента. Его точная роль неизвестна.
Музей
Музей в Дельфах обладает необыкновенной коллекцией произведений архаического и классического периодов, пальма первенства среди которых, без сомнения, принадлежит Возничему. Эта бронзовая статуя V века до н.э. была найдена в 1896 году, пролежав 2000 лет под строительным мусором, где она оказалась в результате землетрясения. Удивительно естественный, с лицом, носящим отпечаток спокойной гордости, и глазами из оникса, возничий колесницы изображен выполняющим свой круг почета. Вы также сможете полюбоваться на архаичного сфинкса VI века до н.э., дар острова Наксос, две кариатиды и элементы фризов нескольких сокровищниц, в том числе и Сифноса, два куроса высокого роста и удивительную деревянную статую быка, облицованную серебряными пластинами.
Парнас
Снега на вершинах горы Парнас, месте жительства Аполлона и его муз, не таят до начала лета. Она находится в нескольких километрах к северо-востоку от Дельф. Достигая 2457 м в своей самой высокой точке - пике Лиакура, массив приобрел популярность у афинян, которые приезжают сюда кататься на горных лыжах зимой и ходить в походы летом. Можно совершить подъем без особых сложностей, это займет немногим более часа.
Арахова
Эта горная деревня, построенная на высоте 960 м над уровнем моря, по дороге из Дельф в Афины, сейчас довольно оживленное местечко. Каменные дома превратились в ремесленные лавки, кафе и рестораны. Здесь можно купить традиционные изделия, а весной (23 апреля) пойти на колоритный праздник пастухов. Этот день отмечает начало сезона, когда пастухи уходят на пастбища.
wikiway.com
Древний город Дельфы
Легенду о приходе в местность Пифо Аполлона излагали разные греческие поэты и собиратели древностей. Самая древняя версия изложена в Гомеровском гимне. Аполлон сошел с Олимпа и явился в местность Пифо. Там он убил змея и основал храм. Потом бог привел туда критский корабль и сделал его моряков первыми жрецами. Эсхил в «Эвменидах» изложил иную версию. Согласно ей, первой владелицей оракула была Гея, затем ее дочь Фемида, а за ней – Феба. Последняя передала оракул Аполлону.
Как показывает археология в VIII веке до н.э. Дельфы стали чем-то большим, чем местное святилище. Строились монументальные храмы. Археологические данные говорят о связях Дельф с Критом, Кипром и Малой Азией, а также более близкими областями Балканской Греции и островов – Фессалией, Эвбеей, Беотией. Литературная традиция и археология свидетельствует об известности оракула за пределами греческого мира. Туда обращались царь Фригии Мидас (2-я пол. VIII в. до н.э.) и основатель лидийской династии Мермнадов Гигес.
Сами Дельфы были обычным греческим полисом, но их история мало интересовал древних, поэтому до нас дошло очень мало свидетельств. Судя по одной из легенд, на заре Архаической эпохи в полисе была царская власть, а также существовала привилегированная аристократия. В VI веке до н.э. высшим государственным органом было народное собрание. В IV веке до н.э. оно тоже существовало, но источники свидетельствуют о наличии городского совета, буле. Известно, что в городе были избираемые магистраты, но их функции не определены.
Предполагают, что способ прорицания менялся за историю Дельф. Изначально, как свидетельствуют указания Гомеровского гимна, Аполлон вещал волю через шелест деревьев, подобно оракулу Зевса в Додоне. Предполагают, что в эпоху Архаику было также гадание по жребию, когда оракул отвечал «да» или «нет» на вопрос гостя. Но основным было прорицание жрицы.
Пифия произносила пророчество внутри храма Аполлона. Сначала вопрошающий совершал ритуальное омовение в Кастальском ключе. Затем следовало совершить жертвоприношение и внести небольшую плату. Размер денежной суммы был предметом договора. Устанавливались разные суммы для обращения к оракулу официальных представителей полиса и его частных лиц.
Последовательность для желающих получить предсказание определялась жребием. Но сами дельфийцы имели право получать его вне очереди. Также таким правом обладал царь Лидии Крез, позже – Афины и Спарта.
Пифия перед священнодействием омывалась в Кастальском ключе, окуривалась лавром и ячменной мукой. В храме она вещала, сидя на треножнике. Исследователи считают, что женщина-пророчица была наследием прежнего культа Геи. Обычно у греков жрецами мужских божеств были мужчины, а женских – женщины. Уже в Античности писали, что Пифия впадала в экстаз от ядовитых паров, поднимавших из расщелины в храме. Некоторые современные ученые не считают это историчным. Высказывали точку зрения, что такого состояния жрица достигала за счет самовнушения.
Жрецы оракула были выходцами из знатнейших семей Дельф. Сохранилось три названия жреческих должностей храма – иереи, профеты и госии. Эпиграфика сохранила списки иереев святилища. Они составляли коллегию из двух человек, избиравшихся на всю жизнь. Один из жрецов был старшим, а после его смерти место старшего заменял младший жрец. Информация о двух жрецах относится к эпохе Римской империи. Предполагают, что в Архаическую и Классическую эпохи жрец мог быть один.
Дельфийская амфиктиония
История оракула связана не столько с самим городом Дельфы, сколько с религиозным союзом под названием «Дельфийская амфиктиония». Амфиктионией в Греции называли религиозный союз, объединенный одним святилищем. Само слово «амфиктиония» переводят как «вокруг живущие».
Время создания Дельфийской амфиктионии неизвестно. Впервые она выступает на исторической сцене в начале VI века до н.э.. Предания относили ее истоки к доисторическим временам. Скорее всего, союз был образован в период «Темных веков» XII-VIII вв. до н.э.. Амфиктиония объединяла не полисы, а племена, что тоже указывает на ее древность. У объединения было два центра – храм Аполлона в Дельфах и Деметры в Антеле. Союз был образован именно во втором святилище, которое располагалось недалеко от Фермопил. Представителей племен, входящих в амфиктионию, даже в более позднее время называли «пилагорами». Дельфы были вторым святилищем, но со временем они вышли на первый план, а храм в Антеле потерял значение.
Как писали авторы IV века до н.э., в амфиктионию входило 12 племен, каждое из которых имело два голоса. В течение веков список амфиктионов менялся. Предположительно, первоначальный состав союза включал следующие народы: фессалийцы, фокидяне, дорийцы, ионийцы, перребы, долопы, локры, беотийцы ахейцы Фтиотиды, магнеты, энианы и малийцы. Совет амфиктионии назывался синедрион, и в нем заседали гиеромнемоны – представители племен. Также на заседаниях присутствовали пилагоры, представители полисов народов амфиктионии.
Это объединение нельзя назвать политическим союзом. Известны случаи войн между его членами. фокидяне и фессалийцы были заклятыми врагами в течение Классической эпохи. Вероятно, амфиктиония была создана как религиозный союз, который иногда имел и политическое значение.
А вот сами Дельфы вошли в амфиктионию достаточно поздно. Предполагают, что город и его святилище стали частью сложившегося объединения только в VII столетии до н.э..
Первая священная война
В начале VI века до н.э. Дельфы стали сильным и богатым городом. Их попытался взять под контроль соседний город Криса. Ответом стала война членов амфиктионии против Крисы и разрушение города.
Проблема реконструкции этого конфликта в том, что о нем известно со слов авторов, живших позже. И мы лишены возможности узнать об этих событиях с точки зрения проигравших.
Причиной войны стали нечестивые деяния жителей Крисы. Предположительно, этот город еще до войны контролировал Дельфийское святилище. Криса владела равниной у моря и собирала большие суммы с паломников, которые шли к храму Аполлона. Вероятно, причиной войны стало желание Дельф освободиться от контроля соседа.
Полной информации об участниках войны нет. Известно, что на стороне Дельф были Афины, Сикион и Фессалия. Афинская традиция изображает лидером коалиции афинского политика Солона. Но Плутарх, изучавший дельфийские хроники, называет командующим афинским ополчением Алкмеона.
Ход войны неизвестен. Источники сообщают, что тиран Сикиона Клисфена блокировал Крису с моря. Боевые действия заняли несколько лет. Отряды союзников долго осаждали город. Решающую роль, по данным литературных источников, сыграло отравление вод реки Плейст. После падения города уцелевшие защитники еще шесть лет удерживали гору Кирфис, но были в итоге разгромлены фессалийцами. Конец войны относят к 590 году до н.э..
После победы «нечестивый город» и его гавань уничтожили, жителей увели в рабство, а Крисейскую равнину объявили священной землей. Ее запрещалось обрабатывать под страхом кары, и этот запрет распространялся и на самих дельфийцев.
Пифийские игры
После победы над Крисой в Дельфах были учреждены Пифийские игры – общегреческие состязания в музыке и спорте. Они стали одним из четырех общегреческих состязаний такого рода. Ранее в Дельфах был музыкальный турнир местного значения, который стал основой общегреческого.
Пифийские игры отличал больший интерес к музыкальным состязаниям. Изначально в них участвовали только кифареды, которые состязались в пении под аккомпанемент кифары. Чуть позже к ним добавили флейтистов (авлетов), и кифаристов, состязавшихся в игре на кифаре. Программа Пифийских игр была расширена – появились конные и атлетические состязания. Со временем к ним добавились состязания драматургов. С 582 года до н.э. было решено, что игры должны проводиться раз в четыре года. Победители Пифиад не получали ценных призов, наградой им служил лавровый венок.
Около 335 до н.э. года философ Аристотель и его внучатый племянник Каллисфен по поручению Амфиктионии составили список победителей и устроителей Пифийских игр за всю их историю. За это оба ученых получили от дельфийцев, а список на каменных стелах стал храниться в святилище.
Поэт V века до н.э. Пиндар прославился написанием од в честь победителей общегреческих состязаний. Эти оды были позднее разделены на четыре книги, одна из которых объединяла стихи в честь победителей Пифиских игр. Туда вошли оды за победы в колесничном беге тирану Гиерону Сиракузского, царю Кирены Аркесилаю, знатному афинянину Мегаклу и другим известным людям того времени.
Пифийские игры проходили на протяжении всей Античности. В упадок они пришли вместе с Грецией в IV-V веках нашей эры.
Дельфы и Филипп II Македонский
В V веке до н.э. начался упадок влияния Дельфийского оракула. В период греко-персидских войн Дельфы заняли выжидательную позицию. Вероятно, жрецы не верили в победу эллинов. Поэтому они предостерегали ионийцев от восстания. С успехами греческого оружия во время отражения нашествия Ксеркса оракул изменил свою позицию. Пророчества стали более благоприятными на борцов за свободу.
В 448 году до н.э. Дельфы оказались вплетены во взаимоотношения Афин и Спарты. Дельфы находились на территории области Фокида. Хотя на протяжении веков это не играла особой роли, пришел момент, когда фокидяне решили заявить о своих особых правах на святилище. В 448 году до н.э. фокидяне заняли святилище и объявили его частью своего союза. В ответ спартанское войско легко выгнало нечестивцев из Дельф.
После ухода спартанцев афинское войско вошло в Фокиду и вернуло Дельфы под контроль Фокидского союза. Эти события вошли в истории как Вторая священная война. Вскоре при неизвестных обстоятельствах фокидяне потеряли контроль над святилищем. Это связывают с неудачами их союзника Афин в борьбе со Спартой. В первой четверти IV века до н.э. Фокида была союзником Спарты. Но после победы Беотийского войска над спартанским при Левктрах в 371 году до н.э. фокидянам пришлось подчиниться Беотийскому союзу. После битвы при Мантинее могущество Беотийского союза стало падать, и полисы Фокиды рискнули снова бросить ему вызов. Конфликт шел, в том числе, за контроль над Дельфами.
В 356 году до н.э. совет амфиктионов обвинил фокидян в возделывании священной земли. Инициаторами решения совета были Фивы. К штрафу приговаривали некоторых знатных граждан Фокиды, которых в Беотии считали опасными. Во главе Фокидского союза в 356 году до н.э. стояли два незаурядных политика и полководца – Филомел и Ономарх. Филомел выступил на собрании фокидян, где напомнил им о прежних заслугах их народа перед Дельфами и указал на несправедливость штрафа. Лидер призвал их вновь взять контроль над святилищем в свои руки. Фокидяне избрали Филомела стратегом-автократором. Ономарх стал его помощником и заместителем. Так началась Третья Священная война, которая положила начало подчинению Греции царю Македонии Филиппу II. Филомел заручился поддержкой Спарты, собрал армию фокидян и наемников. Летом 356 года до н.э. он во главе со своей армией без боя занял Дельфы.
Члены Амфиктионии не успели собрать войско, на помощь городу пришли только локры, которых Филомел легко разбил. Затем он позволил вернуться в город изгнанникам. Некоторые богатые дельфийцы были убиты, а их имущество конфисковано. В целом, состоятельных граждан города обложили налогом. Филомел заявлял, что все его действия направлены на восстановление исконных прав его народа на управление святилищем. По его приказу со стел соскребли тексты указов о наложении на фокидян штрафов.
Беотийцы начали готовиться к войне. Филомел направил своих представителей в важнейшие города Греции – Афины, Спарту и даже Фивы. Его послы убеждали греков, что фокидяне лишь восстановили свое право на руководство святилищем и не тронули храмовой казны. Они предлагали желающим проверить состав посвящений. Афины, Спарта и Коринф не только поддержали Филомела, но и заключили союз с Фокидой.
Филомел готовился к новой битве. По его приказу Дельфы обнесли стеной. Он продолжал собирать наемников, увеличив жалование. Но денег оказалось недостаточно, и Филомел посягнул на сокровищницу Дельф, назвав это займом.
Осенью 356 года до н.э. члены совета Дельфийской амфиктионии объявили Фокиде Священную войну. Первый удар нанес Филомел, вторгшись в Озольскую Локриду. Здесь он нанес два поражения отрядам амфиктионов, но вскоре столкнулся с объединённой армией противников. Филомел отступил, а осенью на границе Фокиды ему пришлось дать бой превосходящим силам амфиктионов. Фокидяне были разбиты, их полководец покончил с собой, но Ономарх сумел отвести остатки армии с поля боя. Ономарх продолжил борьбу. Чтобы набрать новых наемников, полководец использовал храмовую казну Дельф. Драгоценные подношения храму переплавлялись на монеты. В этот момент в войну вступил царь Македонии Филипп II.
Ономарх дважды разбивал македонскую армию, но в итоге потерпел поражение на Крокусовом поле и погиб. Его тело было распято по приказу царя Македонии. Священная война продолжалась до 346 года до н.э.. Дельфы были освобождены, а фокидяне сдались Филиппу.
На побежденных наложили огромную контрибуцию, виновные в разграблении Дельф объявлялись вне закона. Все фокидяне должны были переселиться из городов в деревни и выбросить оружие, которое считалось оскверненным. Фокида исключалась из состава амфиктионии.
Прошло десять лет, в течение которых Филипп был занят военными кампаниями на северных границах своего царства. Но в 339 году до н.э. он через Дельфы вновь вмешался в дела Греции. Граждане города Амфиссы в Озольской Локриде распахали священные земли. Амфиктионы постановили объявить нечестивцам войну и доверить командование Филиппу. Война должна была вестись против Амфиссы и ее союзников – Фив и Афин.
В начале 338 года до н.э. армия царя Македонии вошла в Среднюю Грецию. Там к ней присоединились отряды государств-амфиктионов и этолийцы, враждовавшие с локрами. Неожиданно Филипп двинулся не на Амфиссу, а занял крепость Элатею на границе Беотии. Там царь попробовал договориться с Фивами, направив посольство, в которое вошли представители Амфиктионии. Филипп предлагал фиванцам присоединиться к нему и вместе идти на Афины. В беотийский город прибыли и послы Афин во главе с Демосфеном. Фивы присоединились к Афинам, и оба государства решили воевать с Македонией.
Оба полиса разместили к северу от Амфиссы 10-тысячный отряд наемников, еще один отряд прикрывал дорогу на Беотию. Царь Македонии использовал хитрость, которая однажды уже принесла ему успех. Он позволил грекам перехватить свое послание, в котором сообщал, что отступает. Его воины даже сделали вид, что снимаются с лагеря. Греки расслабились, и ночью полководец царя Парменион неожиданной атакой разбил отряд, охранявший дорогу на Амфиссу. Следом полководец занял город.
Жители Амфиссы, которых обвинили в святотатстве, были изгнаны. Так завершилась Четвертая Священная война. Но война с греками не закончилась. И вскоре Филипп разбил армию греческих полисов в знаменитой битве при Херонее.
Дельфы в меняющемся мире: Эллинистическая эпоха и возвышение Рима
В период войн диадохов контроль над Дельфами установил Этолийский союз. Этолийцы были греческим народом в Западной Греции. У них не была развита полисная жизнь, этолийцы жили в горах и промышляли разбоем. В эпоху Эллинизма они смогли стать серьезной силой на Балканах.
Контроль над Фокидой и Дельфами этолийцы установили вскоре после 301 года до н.э.. В 290 году до н.э. они почти сорвали Пифийские игры. Перекрыв дороги на Парнасе, этолийцы не пускали в Дельфы паломников. Деметрий Полиоркет, правивший в Афинах, решился провести игры в Аттике.
До 279 года до н.э. эллины не признавали контроля этолийцев над священным городом, называя их святотатцами. Но дальнейшие события обелили горцев в глазах греческого мира.
В первой половине III века до н.э. Греция, Македония и позже Малая Азия страдали от нашествий кельтов. В 279 году до н.э. варвары вновь обрушились на Грецию. Одна их армия двинулась на этолийский город Каллию, другая – на Дельфы. Основные силы этолийцев отправились защищать свои земли. Около святилище кельтам преградило дорогу войско фокидян и немногих этолийцев.
Последующие события обросли мифами и положили основу праздника Сотерий. Древние рассказывали, что на помощь эллинам пришли их боги и герои. Юстин писал, что перед боем жрецы возвестили, что на помощь грекам явился сам Аполлон, Афина и Артемида. Собиратель древностей Павсаний писал через 500 лет, что в ряды галлов ударила молния, а потом перед ними встали три героя – Амадок, Гиперох и Неоптолем, сын Ахиллеса.
Легенды о божественном вмешательстве появились, возможно, чтобы оправдать появление нового религиозного праздника. Греки выиграли битву. Этолийцы получили два голоса в Дельфийской амфиктионии в знак признания их заслуг во время отражения нашествия. Позже Этолийский союз смог подчинить своему влиянию амфиктионию.
После спасения Дельф в город стали прибывать представители греческих городов, чтобы принести благодарственные жертвы. Жертвоприношения сопровождались музыкальными агонами. Предположительно, амфиктионы стали регулярно приглашать в Дельфы артистов. Серединой 260-х годов до н.э. датируется первое упоминание о празднике Сотерии. Это были ежегодные состязания в пении гимнов.
Этолийцы решили придать Сотериям статус общегреческого праздника. Для этого они отправляли послов в греческие города и ко дворам эллинистических царей. Обоснованием для создания нового праздника в дополнение к четырем существующим стали легенды о явлении богов при обороне Дельф от кельтов. И в середине 240-х годов до н.э. Сотерии стали пятым общегреческим праздником. К мусическим состязаниям добавились атлетические, а также гонки на колесницах. После признания Сотерий многие полисы стали объявлять свои местные состязания общегреческими.
После разгрома Этолийского союза Римом Дельфы освободились от его влияния. Во II веке до н.э. святилище было независимым. Последний царь Македонии Персей использовал Дельфы для публичной пропаганды. В 174 году до н.э. после похода на трибаллов он посетил город во время Пифийских игр. В Дельфах наряду с другими местами был выставлен указ царя о возвращении в Македонию изгнанников. Одновременно Дельфы поддерживали дружбу и с Пергамским царством, которое было союзником Рима.
В середине II века до н.э. Дельфы вошли в состав римской провинции Ахайя. Святилище продолжало действовать на протяжении почти всей истории Римской империи. Свое существование оно прекратило, вероятно, во времена императора Феодосия I в конце IV века нашей эры.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
ancientcivs.ru
Античный город Дельфы, Греция (21 фото).
Город Дельфы – это историческая достопримечательность Греции, ведь именно здесь расположились руины древнейших памятников культуры. Он находится среди живописной горной местности, у подножья горы Парнас. Город Дельфы издавна завлекает как путешественников, так и археологов. Руины здешних сооружений принадлежат еще к микенскому периоду.
Этот древний греческий город имеет множество различных мифов, за которыми Дельфы считаются центром всей Вселенной или как еще называют – «Пуп Земли». В одной из легенд говорится, то именно здесь совершилось столкновение двух орлов, которые запустил Зевс с разных концов мира. Они столкнулись, пронзив друг друга острыми клювами, а место их встречи было названо Дельфами. Этот город считался святым местом для всех жителей данной страны.
Древнейший греческий город в наше время – это музей под открытым небом, который завлекает множество туристов, как уникальной историей, так и неописуемыми природными пейзажами. Данная местность достаточно часто страдает от землетрясений, которые и являются причиной разрухи части сооружений.
Основной постройкой города Дельфы считается Храм Аполлона, что относится к VI–IV столетиям до н.э. Его раскопали археологи в 1892 г. Самой главной достопримечательностью храма, которая его и прославила, является Дельфийский оракул, что известен как «прорицалище». Святилище данного храма – это самое известной и величественное священное место всей Древней Эллады.
Прям напротив храма Апполона, размещен самый главный алтарь, который достаточно неплохо сохранился до нашего времени. Его материалом является черный мрамор. Совсем недалеко расположилась еще одна достаточно интересная постройка, что вмещает семь колон, на которых виднеется надпись о том, что ее возвели в честь победы над перскими завоевателями, примерно, в пятом столетии до н.э.
Очень привлекает к себе внимание путешественников сокровищница афинян, которую построили здесь в первой половине пятого столетия до н.э. Ее приурочили большой победе афинских жителей в Самалинской битве. В сокровищнице сберегаются различные военные трофеи, а также другие снаряжения. Она имеет вид небольшого строения, материалом для которого послужил мрамор. Достаточно интересное оформление сокровищницы, ведь основными украшениями являются рельефы со сценами подвигов Геракла и Тесея. Также на стенах строения присутствуют тексты, среди которых можно найти гимны Апполону. Сокровищница - это древнейшая архитектура, которая лучше всего сбереглась в Дельфах, что дало право восстановить ее к первоначальному виду.
Очень увлекательно выглядит стадион, построен в 6 столетии до н.э. Его вместительность, примерно 6000 человек.
Неподалеку разместился античный театр, зрителям которого хорошо виднелся храм Апполона, а также нижняя долина. Он был рассчитан где-то на 5000 гостей. В экскурсию старинным городом Дельфы также входит священный источник, что просто бьет ключом. К Кастальскому источнику ранее ходили умываться служители, а также жрецы здешнего храма.
Еще одно важное сооружение Дельфы имеет название Толос. Оно является визитной карточкой старинного города и имеет вид круговой постройки, что вмещает множество колонн. Эта архитектура выполнена с разных пород известняка, а также мрамора. Украшением самой же крыши служили скульптуры танцующих женщин. Но, к сожалению, данное здание очень плохо сохранилось.
На территории города Дельфы в 1902 году был сооружен музей, где представлена коллекция древнейших артефактов, которые достойны отдельного внимания.
Город Дельфы расположен в 180 км от столицы. Сюда каждый день курсирует несколько рейсов автобусов, а информация об экскурсионных маршрутах, предоставлена в любом справочнике страны. В это древнее место можно совершить как однодневный тур, так и задержаться на несколько дней, ведь к услугам туристов предоставлено множество уютных гостиниц, кафе, ресторанов.
Дельфы. Могущество Оракула
planetofdream.com
Дельфы – древнегреческий пуп Земли — Nice Places
Дельфы – древнегреческий пуп Земли
Дельфы – древний греческий город, в античные времена являвшийся общекультурным центром страны, и описанный в дошедших до нас легендах и мифах. Он расположен в юго-западной части территории префектуры Фокида, в районе живописного горного массива Парнас, который у жителей Древней Эллады ассоциировался с горой богов.
Согласно утверждениям археологов, в 1600 году до новой эры в Дельфах поклонялись женскому божеству, ассоциировавшемуся среди населения Древней Эллады с Матерью-Землей. Общегреческим культурно-религиозным центром это красивейшее место становится лишь около 2700 лет назад, когда слава Дельфийского оракула распространилась на весь эллинистический мир.
Когда-то без посещения Дельфийского оракула и получения пророчества на территории Греции не начиналась практически ни одна война, а цари и полководцы прислушивались к получаемым в Дельфах рекомендациям. Но после распространения христианства и действующего с 394 года запрета императора Феодосия I на обращение к оракулу античный город Дельфы перестал существовать, за века покрывшись толщей земли, и только археологам удалось возродить его к новой жизни – в качестве важнейшего туристического объекта. Чуть в стороне от руин античных построек располагается одноименный поселок с несколькими гостиничными комплексами, где могут остановиться путешествующие по Греции туристы.
Чем славится город Дельфы?
Город Дельфы неразрывно связан с Дельфийским оракулом и Пифийскими играми, сведения о которых можно увидеть как в древнегреческих исторических источниках, так и в мифах Древней Эллады. Точная процедура обращения к оракулу, методика задавания вопросов и форма получения ответа сейчас неизвестны, выяснено лишь неразрывная связь пророчеств с храмом Аполлона и его жрицами – Пифиями, от которых вопрошающие и получали конечный ответ. По сохранившимся описаниям древнегреческих авторов, Пифия восседала на треножнике прямо над расселиной в земле, из которой выходили пары и опьяняли жрицу.
Пифийские игры в Дельфах проводились с IV столетия до новой эры раз в четыре года, в это время на территории Древней Эллады даже прекращались все войны, а участие в мероприятии ассоциировалось с единением эллинов. Они посвящались Аполлону Пифийскому, и сначала только состязания в пении, осуществляемые под аккомпанемент кифары.
В более поздние времена Пифийские игры включали в себя атлетические и художественные соревнования, состязания в верховой езде и гонки на колесницах. При этом местом проведения атлетических мероприятий являлся стадион, состязания в пении проходили на подмостках античного театра, а соревнования на скакунах проводились за городом, на равнинной местности в непосредственной близости от городка Крисс.
Согласно древнегреческой мифологии, город Дельфы считался «Пупом Земли», а дошедшая о нас легенда рассказывает, как властитель Олимпа грозный бог-громовержец Зевс, желающий определить месторасположения центра мира, выпустил двух орлов. Гордые птицы, одна из которых летела с запада, а другая – с востока, по странному стечению обстоятельств встретились друг с другом около Дельф, приземлившись на скале. В этом месте по велению Зевса был установлен омфалос – священный монумент в виде сглаженного конуса, ассоциирующийся не только с центром мира, но и с солнцем.
#5#
На территории древнегреческого города Дельфы можно столкнуться с еще одним необъяснимым феноменом – Дельфийским эхо. Даже современные туристы, посещающиеся места археологических раскопок во время экскурсий по Греции, приходят в недоумение, когда им удается услышать столь необычное эхо. Даже слова, сказанные едва различимым шепотом, нередко подхватываются эхом и разносятся на довольно внушительное расстояние, а звук эхо постепенно нарастает, становясь все громче и громче, достигая пика, и лишь потом звуки начинают затихать.
Что посмотреть в Дельфах?
Приезжая в Дельфы, можно самостоятельно или в составе группы экскурсантов прогуляться по зоне археологических раскопок, где открыты древние улочки античного религиозного городка. Дорога, связывающая Арахов с Амфисом, разделяет древнегреческое городище на три отдельных зоны, среди которых для интересующихся историей путешественников наиболее интересна Священная зона. Она является своеобразным археологическим музеем под открытым небом, и вход на территорию древнего пристанища Дельфийского оракула является платным.
В этой зоне можно увидеть древнюю агору и руины прославленного храма Аполлона, считающегося покровителем мореходов. Когда-то внутри святилища находилось множество украшений, преподнесенных царя и полководцами Древней Эллады в дар божеству, и изысканные статуи, а сейчас все находки перенесены в Музей Дельф и стали неотъемлемой частью его экспозиции. Когда-то в храме Аполлона бережно хранился омфал, символизирующий центр Земли, а в священной части святилища происходило общение жриц-пифий с Дельфийским оракулом.
#3#
Главный алтарь храма Аполлона сохранился до наших дней, и черную мраморную конструкцию, датированную V столетием до новой эры, и сейчас можно увидеть прямо напротив античного святилища. Недалеко от древнего святилища находится еще одна уникальная постройка – «стоа», представляющая собой семь рифленых колон с надписью. Согласно надписи, классическая колоннада была возведена в 478 году до новой эры в честь победы эллинов над персами.
На территории Священной зоны расположено предполагаемое святилище Геи, а также немало гражданский строений времен Древней Эллады – Дом совета, называемый словом «булевтерион» и несколько зданий казначейств. Вор время прогулки по античному городищу взору туристов откроется остатки колоннад и сохранившиеся старинные лестницы, но особенный интерес вызывает Священный путь – дорога, проходящая от Афинского портика, где некогда хранились военные трофеи Афин, по направлению к храмовой террасе.
#4#
Здесь до сих пор находится большой алтарь, доставленный в Дельфы как дар острова Хиос, а далее дорога проходит над античным храмом к руинам возведенных в IV столетии до новой эры стадиона и театра, где несколько тысячелетий назад проводились Пифийские игры. С территории Дельфийского театра открывается чарующий обзор святилища Аполлона, а также живописную долину, простирающую внизу. Когда вокруг сцены находились тридцать пять рядов каменных сидений, и в момент представления театр моли посетить одновременно 5000 зрителей.
Стадион, прослуживший почти семь столетий и отреставрированный в последний раз во II столетии, уже во время владычества римлян, вмешал до 6000 зрителей, которые собирались здесь во время Пифийских игр. На территории зоны Мармария главной постройкой считается Толос – возведенная в IV столетии до новой эры округлая постройка, выполненная в форме ротонды, а сейчас от нее сохранились три из четырех массивных колонн.
Куда пойти в Дельфах?
Путешественники, желающие прикоснуться к тайне Дельф, могут пройти через живописные сосновые рощи по направлению к Дому фонтана, который построен прямо над Кастальскими источниками. Священный источник в восточной части Дельф, бьющий из-под земли у подножия стены у самой скалы, использовался античными паломниками для омовения, а около него посетители религиозного центра оставляли преподношения богам.
Поездка на территории общегреческого культурно-религиозного центра будет неполной без посещения Дельфийского музея, в котором собраны практически все уникальные находки, сделанные археологами. В его экспозиции представлены и красивейшие статуи древних богов, и предметы религиозного назначения, найденные в святилищах, и бытовые раритеты. Сам музей находится в непосредственной близости от основного археологического комплекса.
Музей имени Сикелианоса будет интересен экскурсантам, знакомым с особенностями греческой драмы, а его экспозиция собрана в старинном особняке, из окон которого открывается чарующая панорама зоны археологических раскопок. Большая часть экспозиции посвящена Ангелосу Сикелианосу – греческому поэту, а также его супруге американке Еве Палмер. Супружеская чета внесла большую лепту в развитие Дельф в наше время, превращая территорию античного города в современный центр драматического искусства.
Автор Ольга Салий специально для www.nice-places.com
Метки:Архитектура, Познавательное
www.nice-places.com
Дорогами Греции: Дельфы – cвященная земля древних греков – Московское Общество Греков
Это путешествие к горе Парнас правильнее было бы назвать паломничеством: многие греки до сих пор по старинке называют Дельфы священными…
В древних Дельфах находился храм Аполлона, и прежде чем принять какое-либо решение, греки отправлялись принести богу жертву и послушать, что скажут жрица и оракул,– и без такого жертвоприношения и гадания в Дельфах в Греции не начиналось ни одно дело.
Сам Александр Македонский ходил в Дельфы перед началом своего индийского похода. Культ Аполлона и расцвет Дельф относят к VII-VI веку до н. э., однако последние обращения к дельфийскому оракулу были зарегистрованы уже в христианскую эпоху – в начале III века н. э., всего 1800 лет назад.
Вера в могущество дельфийского оракула была столь велика, что греки на полном серьезе считали Дельфы «пупом земли». Согласно мифу, Зевс-Громовежец решил определить, где находится пуп. Для этого он выпустил в воздух двух орлов, и птицы встретились в небе именно над Дельфами.
В Дельфах обитала знаменитая жрица Аполлона, безумная Пифия, имевшая мистическое влияние на умы греков. Здесь же квартировал и сфинкс. Сфинкс в русской культуре является существом скорее мужского пола, ну, в крайнем случае сочетает в себе два пола, а вот в древнегреческой культуре сфинкс – женщина (и слово женского рода). Эта сфинкс загадывала грекам мрачные загадки, насылала мор и болезни на города, жители которых должны были загадки разгадать.
От Афин до Дельф (сегодня древний город, открытый благодаря раскопкам французских археологов в 1892 году, считается археологическим заповедником и включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО) – 220 километров на машине на северо-запад. Ехать нужно будет через культовое место, Фивы, город царя Эдипа, а также через Ливадию, которая так же, как и Ливадия крымская, цветет кипарисовыми круглый год.
Из-за расстояния многие путешественники, приезжающие в континентальную Грецию, в Дельфы ехать ленятся, ограничиваясь осмотром достопримечательностей Афин и поездкой на мыс Сунион к храму Посейдона, что в 50 километрах от греческой столицы (храм красив, лорд Байрон назвал эту прибрежную гору лучшим местом на земле, чтобы проводить закат).
Но Дельфы стоят 440 километров в оба конца (к тому же в современных Дельфах есть две гостиницы, можно переночевать). Ведь поездка в Дельфы – это настоящее путешествие во времени, это древний священный город, который умудрился сохранить и разметку улиц, вымощенных камнем, и стены, колонны и алтари храмов, и стены общественных зданий, и театр с именными местами в самых первых рядах.
Сегодня международная бригада археологов только сохраняет и поддерживает эти благороднейшие из всех развалин мира. По счастью, никому не приходит в голову начать воссоздание этого города, как это происходит, например, на соседнем Крите, где восстанавливают Кносский дворец по заветам лорда Эванса, и это бессмысленное и китчевое восстановление можно считать худшим проявлением британской политики на Балканах. Дельфы – это только то, что осталось от древнего античного космоса.
Именно здесь можно увидеть единственный сохранившийся в почти нетронутом виде древнегреческий стадион с каменными трибунами, местами для судей и жертвенными столбами – с начала VI до н. э. в Дельфах проходили Пифийские игры, спортивные соревнования в честь Пифии, которые организовывали суровые спартанцы. На время игр в стране наступало священное перемирие, а в город присылали драгоценные дары.
На карте Дельф можно увидеть места, где хранились сокровища афинян, киренцев, книдян, потидейцев, сикионцев, сифнийцев, фиванцев, аркадийцев, элов, дары Тарента и Аргоса, а также Лисандра Спартанского.
Сегодня существуют Дельфы «нижние» и «верхние», и два района древнего городка разделяет современная автомобильная дорога. Чтобы попасть в любой из районов, нужно купить билет.
Мы сначала отправились в верхний район: древний город поднимается в гору Парнас, и чем ниже располагается строение, тем оно новее. Вот, например, у самого подножья горы Парнас, поросшей кипарисами, у самого входа в заповедник находятся развалины, судя по всему, христианской базилики – можно увидеть ковшеобразные стены с сохранившейся каменной кладкой и мозаикой в виде византийских крестов. Чуть выше остатки общественного здания, возможно здания древнегреческого суда, а может и храма,– это небольшой каменный домик с колоннами и разрушенной, просевшей крышей.
Еще выше – камень-скала, поросший деревцами. На этом камне восседала Пифия. С начала дельфийского культа пифий было три, но потом число жриц было решено сократить до одной. Трудно сказать точно, как выглядел процесс гадания. Согласно мифу, Пифия восседала на скале над расселиной (эта яма сегодня не сохранилась) рядом с чадящим каменным треножником, а из расселины поднимались дурманящие пары, скорее всего природно-наркотического происхождения. Свои ответы Пифия выдавала как в прозаической, так и в поэтической форме, и они могли быть истолкованы по-разному. Вот, например, баснописец Эзоп не поверил ни Пифии, ни ее толкователям, за что бы сброшен здесь, в Дельфах, со скалы.
Прямо над скалой Пифии находится скала ее магической конкурентки – сфинкса (отметим, скала последней значительно меньше в размерах). Сразу же над камнями прорицательниц находятся развалины храма Аполлона Дельфийского – высоченная прямоугольная каменная платформа с несколькими колоннами в дорическом стиле и камнем, установленным с самого краю. Камень – это есть остаток алтаря, почерневший, серьезный, мрачный, своим неземным видом он напоминает метеорит или же Луксорскую колонну, что на парижской площади Согласия.
Поднимаемся выше, и прямо над храмом – театр. Довольно небольшой, если сравнивать его, например, с театром Диониса в афинском Акрополе. Но в Дельфах театр сохранился лучше – каменные ступени образуют математически безупречную классическую чашу амфитеатра, поднимающегося в гору. В центре – орхестра, проскениум и место, где стояла скена, будка с декорациями. Уже на уровне театра становится очевидна высота горы Парнас. А ведь выше еще – стадион. Как бы трудно ни было подниматься, идите, идите, зрелище стоит того.
Этот стадион был построен в период расцвета Дельф и культа Аполлона – в VI веке до н. э. Стадион расположен в небольшой оливковой роще и поэтому появляется перед уставшим путником внезапно, буквально из-за кустов. Если бы это строение не носило заслуженный статус исторического памятника, на этой спортивной арене хоть сейчас можно было устраивать соревнования – комплекс сохранился исключительно хорошо, хотя Дельфы уже в поздней античности неоднократно подвергались разграблению. Только овальной формы поле кое-где заросло травой, но на всех трибунах вполне можно сидеть. Кстати, сделать почетную пробежку вдоль каменных трибун хранители музея под открытым небом не воспрещают.
В «нижней» части Дельф находятся развалины храмового комплекса, посвященного богине Афине; кроме того, в Дельфах есть и музей. Рядом с Дельфами расположен крохотный курортный городок Арахона, и вы обязательно проедете через него. Несмотря на то что до берега моря здесь довольно далеко, километров 30, Арахона выглядит как типичный прибрежный южносредиземноморский городок с небольшими рыбными ресторанами, семейными отелями и лавками сувениров, лучшими из которых стоит признать местные шерстяные ковры..
Над руинами древнего города пролетел Drone of UP DRONE и кадры, которые вы видите, несомненно увлекут вас.