Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира. Зодчество древнего киева
Архитектура Киевской Руси [Древнерусского государства, зодчество]
Архитектура 10 века на Руси
Десятинная церковь (Успения Богородицы)
Сразу после крещения приглашённые князем Владимиром византийские мастера начали строить в Киеве огромную 25-главую церковь Успения Богородицы (Десятинную). Её торжественное освящение состоялось 12 мая 996 г. До постройки Софийского собора она служила главным храмом стольного Киева.
Судьба первого каменного храма оказалась трагичной. Осенью 1240 г., когда монголы штурмом захватили город, уцелевшие жители закрылись в Десятинной церкви. Одни пытались выкопать подземный ход и по нему уйти из осаждённой церкви. Другие по лестницам поднялись на своды. Между тем татары принялись таранами бить в двери и по стенам здания. От этих ударов, а также от тяжести скопившегося наверху народа своды рухнули. Церковь превратилась в братскую могилу последних защитников Киева.
В ходе археологических раскопок были обнаружены фундамент древней Десятинной церкви и некоторые фрагменты её внешней отделки. Однако о её архитектуре можно строить лишь самые общие предположения. Полагают, что и по конструкции, и по отделке она напоминала современные ей храмы Византии.
Архитектура 11 века на Руси
Софийский собор в Киеве
Софийский собор — знаменитый храм древнего Киева, заложенный в 1037 г. Своим посвящением храм напоминает о главной святыне Константинополя — храме Святой Софии Премудрости Божией. Олицетворением Божественной Премудрости считался Иисус Христос.
Киевская София со времени своей постройки и до конца XIII в. служила кафедральным храмом главы всей Русской православной церкви — митрополита Киевского. Немало повидав за свой долгий век и едва избежав полного разрушения в период, когда Киев находился под властью Речи Посполитой, Софийский собор всё же дошёл до наших дней. И хотя вся его верхняя часть перестроена в XVII столетии, в основе своей это всё тот же древний собор Ярослава Мудрого.
Конструктивное ядро Софии имеет 5 продольных проходов (нефов) и 12 крестообразных в плане столбов, на которые опираются своды. Восточная часть основного здания снаружи представляет собой 5 полукруглых выступов (апсид). Это огромный городской собор, способный вместить несколько тысяч молящихся.
Ритмично уходящие ввысь своды киевской Софии были увенчаны 13 главами. Могучий барабан центральной главы прорезан 12 высокими окнами. Их внушительные размеры обеспечивают хорошее освещение богатого внутреннего убранства собора. Центральная глава расположена над пересечением двух главных нефов — продольного и поперечного. На плане здания они образуют фигуру креста, над центром которого возносится большой купол. Такая конструкция храмов, характерная для Византии и Древней Руси, получила название крестово-купольной.
Как снаружи, так и внутри Софийский собор поражал воображение, служил наглядным свидетельством величия новой религии и могущества Руси. Он призван был стать усыпальницей киевских великих князей и митрополитов. Первым здесь был похоронен строитель храма князь Ярослав Мудрый.
Софийский собор в Новгороде
Местный патриотизм, столь свойственный древнерусской аристократии, проявлялся и в стремлении украсить свой город великолепными зданиями, не уступающими прославленным образцам. В то время как стольный Киев, «мать городов русских», равнялся на Константинополь, вторая столица «империи Рюриковичей», Великий Новгород, тянулась за Киевом. Постройка великолепной киевской Софии подтолкнула новгородцев к созданию своего собственного каменного Софийского собора. Его строительство началось в 1045 г. и закончилось в 1050 г. Главным заказчиком выступал сын Ярослава Мудрого Владимир, правивший тогда в Новгороде в качестве наместника. (Примерно в те же годы огромный Софийский собор был выстроен и в Полоцке, где правил энергичный и честолюбивый внук Владимира Святого князь Всеслав. Однако до наших дней от этого древнего храма сохранились лишь фрагменты.)
Новгородская София в целом воспроизводит тип киевской, однако уступает ей как по размеру, так и по богатству архитектурных форм. В отличие от киевской она имеет лишь три апсиды и пять глав. И всё же она оставляет незабываемое впечатление, возвышаясь как снежная гора над низкими берегами Волхова. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Спасский собор в Чернигове
Третьим в ряду гигантов архитектурного наследия Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове. Его заказчиком был брат Ярослава Мудрого князь Мстислав Владимирович. Известно, что в год кончины Мстислава (1036) строительство собора было в самом разгаре. Однако дату его завершения летопись не сообщает. Спасский собор — сильно вытянутый по оси восток — запад пятиглавый храм с тремя апсидами. Он не имеет тех двухэтажных галерей, которые придают необычайную монументальность обеим Софиям. Однако неизвестный архитектор сумел создать динамичную композицию ступенчатого развития архитектурных масс вверх. Он также использовал очень эффектный приём, который со временем станет популярным у древнерусских зодчих: возведение нескольких небольших построек (две часовни-усыпальницы, крещальня, лестничная башня), примыкающих к храму и своей миниатюрностью подчёркивающих его величие.
Архитектура 12 века на Руси
см. Архитектура 12 века на Руси
Архитектура 13 века на Руси
см. Архитектура 13 века на Руси
Картинки (фото, рисунки)
На этой странице материал по темам:
Краткое сообщение о постройках до. киева 9-11 в.(церкви, соборы, крепости) 3 класс
Архитектура россии 18 века
Древнерусская архитектура 11-13 века
Города руси 11 век устроительство
Архитектура древнего руси 10 век
Вопросы к этой статье:
Опишите один из архитектурных памятников Киевской Руси.
wikiwhat.ru
Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира.
Министерство общего и профессионального образования
Удмуртский Государственный
Университет
Кафедра истории культуры
Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира.
Ижевск 1997
Содержание:
1.Введение.
2. Краткий экскурс в историю.
3.Архитектура Киева.
4.Архитектура Древнего Новгорода.
5.Архитектура Владимира.
6. Заключение.
7. Иллюстрации.
8. Список использованной литературы.
I.Введение.
Архитектура – это
застывшая музыка.
Из сокровищницы мировой мудрости.
Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить – и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново) – что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества.
Несколько слов о самом понятии «культура». В переводе с латыни “ cultura” – то, что выращивается или собирается, накапливается кем-либо. В нашем случае это означает совокупность духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе своего развития.
Никто не станет отрицать, что культура – это прекрасно. А откуда в человеке берется чувство прекрасного? Что побуждает человека творить именно так, а не иначе? Что… Стоп. Слишком много вопросов, на которые никто не сможет дать ответ.
На момент принятия христианства Русь уже знала литье, деревянную скульптуру, чеканку; русские «златокузнецы» уже тогда были известны всему миру. Архитектура также существовала, но на какой стадии развития она находилась, теперь говорить сложно, ибо до нас не дошло ни одного памятника дохристианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть – людьми. Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.
Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Из камня строились в основном большие городские соборы, такие, как два храма святой Софии Премудрости – киевский и новгородский. Но о них речь впереди, а пока заметим, что с начала XII века камень начинает применяться все чаще, появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город. Стоит также отметить, что светская архитектура в XI- XVI веках отодвигается куда-то на второй план, на первый же план выходит архитектура храмовая, о которой мы сейчас и поговорим.
Но прежде – краткий экскурс в историю…
II.Краткий экскурс в историю.
X век – век становления Русского государства, век объединения восточнославянских племен вокруг Киева, век принятия христианства. Век уничтожения культуры языческой Руси и первых шагов культуры христианской. Век многочисленных войн с кочевниками, равно как и предыдущие, равно как и два последующих. Этим обусловлено, что любой архитектурный памятник данного периода имеет все признаки фортификационного сооружения. Даже храмы строились с расчетом на использование в качестве крепости. Кстати, это характерно не только для Руси, но и для Европы, и для Азии эпохи средневековья. Для Руси также было естественно использование в качестве основного строительного материала дерева (только в десятом веке, поскольку уже с начала одиннадцатого века все чаще начинает применяться камень и кирпич), в то время как в Европе изначально основным материалом был именно камень. Причем, коль скоро христианство пришло на Русь из Византии, неудивительно, что базой для развития русской храмовой архитектуры становится византийский тип храма – четырехстолпный крестовокупольный. X век – век единства, поэтому региональные различия, причем весьма несущественные, проявляются пока лишь в технике кладки.
Следующий век, век XI, был богат на события. Строительство обеих Софий – киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платить Киеву дань, выделение Новгорода в «государство в государстве», упадок Киева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого стало знаменитое « Кождо да держит отчину свою!», т.е. фактическое начало феодальной раздробленности. Следствием стал серьезный кризис, как во внутренней, так и во внешней торговле, и, соответственно, в сфере духовной также, поскольку все прежние связи были разрушены. Как всегда, политический кризис повлек за собой изменения не в лучшую сторону и в области культуры. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И, как я уже упоминал, храмовая архитектура в этот период занимает главенствующие позиции.
Двенадцатый век – век перемен. Перенос столицы и митрополичьего стола из Киева во Владимир. Век полного перехода на строительство из камня. Век постройки многих архитектурных памятников. Век главенства владимиро-суздальского стиля. Век междоусобиц, как, впрочем, и последующий. Век появления типа так называемого « малого храма».
Тринадцатый век ознаменован началом владычества монголов и, следственно, полным упадком русской архитектуры. В это время не строилось почти ничего, ибо грызня князей между собой отнимала все силы и средства.
Век четырнадцатый – век возвышения Москвы и начала объединения Руси вокруг нее. Век подъема национального духа. Характеризуется некоторыми типовыми изменениями в храмовой архитектуре. Век начала становления великой России.
III. Архитектура Киева
X – XII веков.
КИЕВ… ГОРОД ВЕЧНОЙ ЮНОСТИ… Город, славная история которого насчитывает полторы тысячи лет. «…вся честь и слава и величество и глава всем землям русскиим – Киев» - так с гордостью начертал неизвестный летописец.
Знаменитая София Киевская…Где-то за порогом шумит двадцатый век, а здесь…Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В «Повести временных лет» под 1037 годом об этом сказано так: « Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины».
Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: « Церкви дивна и славна всем округниим странам…» Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии «посажения » на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг.
Последние перестройки XVII- XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37* 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей – двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей).
Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен – ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.
Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это – стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство.
В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной ) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид.
Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века – 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески – это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле – характерная черта Софии Киевской.
Золотые ворота в Киеве – один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья.
Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда – 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8,43, 11,12 и 13,36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности «смешанной», или «полосатой» кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе).
Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров; с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ – «малую башню»; проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой – подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой – створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале.
Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного храма одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода – меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины– голосники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.
Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева – Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы « Слово о полку Игореве» киевский князь Святослав.
Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.
Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад – восток. Его размеры 31* 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. «полосатой» кладки на известняково-цемяночном растворе.
Центральное подкупольное пространство храма – высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части – контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупных белых, розовых, голубых и оливковых цветовых пятен в цветовой гамме росписей.
IV.Архитектура Древнего
Новгорода X - XIVвеков.
В двух километрах к югу от Новгорода, у истоков Волхова из озера Ильмень, расположен так называемое Рюриково городище. С начала двенадцатого века оно хорошо известно в древнейших новгородских летописях под названием Городище как резиденция новгородских князей, вытесненных из города в процессе сложения в Новгороде вечевой республики. Но археологические раскопки вскрыли слои, относящиеся к более древнему периоду – к концу девятого – началу десятого веков. Есть основания предполагать, что именно по отношению к этому поселению передвинувшийся к северу город получил название «Новый город». Подобные «передвижения» на более удобную территорию были характерны для ряда древнерусских городов и вызывались бурным ростом их в процессе феодализации.
При раскопках на территории Новгорода до сих пор не удалось обнаружить слов старше десятого века. Первая крупная постройка – дубовая церковь Софии «о тринадцати верхах», ставшая своего рода прототипом Софии Киевской и впоследствии сгоревшая - была выстроена в 989(!!!) году присланным из Киева первым новгородским епископом Иоакимом.
Как и другие города древней Руси, Новгород даже в эпоху расцвета был по преимуществу деревянным: огромные лесные массивы этого края, делавшие дешевым материал, удобная доставка его по многочисленным водным артериям способствовали этому. О многочисленных деревянных постройках – крепостных стенах, мостах, церквах и хоромах знати – уже в древнейший период неоднократно повествуют летописи.
Таким образом, архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался в основном из деревянных построек. С 1044 года по приказанию князя Ярослава (Мудрого) началось строительство стен кремля, который в древнем Новгороде обычно называли детинцем. Год спустя, в 1045 году, в новом детинце был заложен грандиозный каменный храм Софии. Следует упомянуть, что князь Ярослав в 1014 году отказался платить дань Киеву, чем фактически провозгласил начало независимости Новгорода, а значит, свой, независимый путь в развитии архитектуры.
Храм строился пять лет – с 1045-го по 1050-ый гг. Новгородская София – один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла киевскую не только по названию. Подобно киевскому собору, новгородская София представляет собой огромный расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи.
Внешний облик храма характеризуется исключительной монолитностью и конструктивностью. Мощные выступы лопаток делят фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями. Лопатки как бы укрепляют здание по основным осям. Подобно киевским памятникам одиннадцатого века, стены новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Кладка стен, в отличие от киевских построек тех времен, в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих квадровой формы камней. Розоватый от примеси мелкотолченого кирпича известковый раствор подрезан по контурам камней и подчеркивает их неправильную форму. Кирпич применен в незначительном количестве, поэтому не создается впечатления «полосатой» кладки из регулярно чередующихся рядов плоского кирпича (плинфы) и камня, что было характерно для киевского зодчества XI века. Кладка эта, не скрытая под штукатуркой, придавала фасадам здания подчеркнутую мощность и своеобразную суровую красоту.
Новгородская София, подобно киевскому прототипу, была парадным сооружением, резко выделявшимся среди окружавших ее деревянных жилищ горожан. Подчеркнутая монументальность княжеских парадных построек характерна для искусства феодального общества. В этом отношении чрезвычайно выразительна также организация внутреннего пространства храма, резко расчлененного на две части – нижнюю полутемную, как бы подавленную низкими сводами хор, доступную для всех горожан, и верхнюю – залитые светом роскошные полати (хоры), предназначенные только для князя, его семьи и ближайшего круга придворных, входивших на полати через лестничную башню.
Несмотря на близость к киевскому собору, новгородская София существенно отличается от него не только в конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла: она проще, лаконичнее и строже. Проще решена вся композиция масс здания. Сложное завершение киевского собора тринадцатью главами заменено более строгим пятиглавием. Архитектурные формы новгородской Софии монолитнее и несколько статичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии киевской, с пирамидальным нарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции.
Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» Софии киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок делает интерьер новгородской Софии более суровым.
В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Боярство завладевает государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного военачальника города. Князья переселяются в Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев монастырь, а чуть позже – Спасо-Нередицкий.
В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить потерянной для них Софии новые сооружения. Еще в 1103 году князь Мстислав заложил на Городище церковь Благовещения; часть стен была обнаружена в 1966-1969 гг. раскопками. Судя по остаткам, этот древнейший после Софии храм представлял собой большую парадную постройку. В 1113 г. выстроен пятиглавый храм Николы на Ярославовом дворище, который был княжеским дворцовым храмом. По типу и художественным особенностям Николо-Дворищенский собор является большим городским соборным храмом, что, по-видимому, вызвано нарочитым противопоставлением нового княжеского храма храму Софии.
Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор – «мастер Петр». Георгиевский собор, как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. К его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного целого.
В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся два последних княжеских храма – церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь Успения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до изгнания его из Новгорода). В основе обоих построек – упрощенный план Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой щели в толще западной стены.
После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие себя в городе князья не выстроили ни одного здания. Нередко сбегавшие с «новгородского стола», а еще чаще изгоняемые вечевым решением, они не решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств.
Только в обстановке вот таких новых политических условий может быть понят последний памятник княжеского строительства в Новгороде - церковь Спаса Нередицы, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем подле новой княжеской резиденции на Городище.
Это кубического типа постройка, почти квадратная в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный вход на хор в западной стене. Отнюдь не блещет красотой пропорций – стены ее непомерно толсты, кладка грубовата, хотя еще повторяет старую систему «полосатой» кладки. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают этой постройке особую пластичность, отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшей владимиро-суздальские традиции.
Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве.
Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати - хоры – заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными между собой небольшим деревянным помостом.
Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества с конца двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее.
Первая дошедшая до нас постройка нового типа – церковь Благовещения у деревни Арканжи под Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратный четырехстолпный однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне.
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг., полностью совпадая с вышеохарактеризованным типом, имеет одну примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов камня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с рядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта. Эта особенность характерна для полоцкого зодчества двенадцатого века и объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции.
Не стоит забывать и церковь Кирилла в Кирилловском монастыре, полностью разрушенную в годы Второй мировой войны, выстроенную братьями Константином и Дмитром в 1196 году. Летопись сохранила имя зодчего – мастера Корова Яковлевича с Лубяной улицы. Само здание представляет собой ближайшую аналогию церкви Спаса Нередицы.
В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри. Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба, были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения, соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника смоленского зодчества этого периода – церкви Михаила Архангела (1194г.). Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска.
В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность.
Такова церковь Спаса на Ковалеве (1345г.) Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будет пощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной апсидой и тремя притворами.
Церковь Успения на Волотовом поле (1352г.). Одноглавый кубический четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы. Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV- XV веков.
V.Архитектура Владимира.
Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности. Он занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы. Ограниченное с юга рекой, а с севера долиной речки Лыбеди, оно имеет форму вытянутого вдоль берега Клязьмы треугольника, обращенного острой вершиной на восток. К югу за рекой простирается клязьменская пойма, окаймленная синей полосой идущих до горизонта лесов. На север и восток, за долиной Лыбеди и Ирпени, рельеф снова поднимается; на его высотах живописно расположены ныне почти сросшиеся с городом древние села Красное и Доброе с их эффектно поставленными и видными издалека храмами и колокольнями. С запада к городу в древности примыкали боровые леса.
С перенесением во Владимир Андреем Боголюбским столицы начинается великокняжеское строительство в городе.
Золотые ворота Владимира являются редчайшим памятником русской военно-оборонительной архитектуры двенадцатого века. Они были построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города. Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде. Первые повреждения, по-видимому, они получили еще в 1238 году, во время штурма города татарами. Последние же переделки здание претерпело в 1785 году: были срыты примыкавшие с юга и севера к их стенам земляные валы, а к углам ворот подведены контрфорсы, скрытые круглыми башнями, между которыми с севера были встроены жилые помещения, а с юга – новая лестница. Обветшавший свод здания был переложен и на нем поставлена новая кирпичная церковь.
Таким образом, от древнего здания 1164 года сохранилась лишь его основа – две мощных белокаменных стены. Они сложены в классической владимирской технике из прекрасно тесанного белого камня, составляющего мощную «коробку» стены, внутренность которой заполнена бутом на очень прочном известковом растворе (так называемая полубутовая кладка). Своды выкладывались из более легкого материала – пористого туфа. Стены ворот теперь вросли в землю на глубину около полутора метров; следовательно, первоначально здание было еще более высоким. Пролет Золотых ворот, как и теперь, был перекрыт огромным полуциркульным сводом на подпружных арках, опиравшихся на плоские лопатки, увенчанные строгими импостами. Высота проездной арки делала чрезвычайно затруднительной их оборону. Поэтому примерно на середине их высоты была устроена арочная перемычка, к которой и примыкали огромные створы дубовых ворот, обшитые снаружи листами золоченой меди. По сторонам арки сохранились петли для навески тяжелых воротных полотнищ и глубокий паз для толстого бруса засова. За эти пышные створы все сооружение и получило название Золотых ворот.
Успенский собор Владимира был заложен в 1158 году одновременно с началом сооружения гигантского оборонительного пояса столицы, и закончен в 1160 году. Существующее здание представляет собой сложный комплекс, созданный в итоге двух строительных периодов. Первоначальный собор сильно пострадал от пожара 1185 года: выгорели его деревянные связи, обгорел белый известняк, так что восстановить собор в прежнем виде было трудно. Поэтому зодчие князя Всеволода в 1185-1189 годах окружили его новыми стенами («галереями»), укрепили пилонами и связали арками с новыми стенами стены старого собора, который оказался, как в футляре, внутри нового здания. Для связи галерей с помещением старого собора стены последнего прорезали большими и алыми арочными проемами, превратив их в своеобразные «столбы» нового, более обширного храма, который получил и новую алтарную часть. Техника кладки старого собора, как и у Золотых ворот, весьма совершенная: точность тески камня, его кладки и возведение сводов храма и куполов глав из более легкого материала – пористого туфа и др. Крайне обветшавший к восемнадцатому веку вследствие множественных пожаров и переделок, собор имел многочисленные трещины стен и арок «от пошвы до своду». Его починили, сделали четырехскатную кровлю и внесли много искажений в его древний облик. В 1862 году между северной стеной и колокольней был выстроен теплый кирпичный храм Георгия. Только реставрация 1888- 1891 годов вернула древнему храму первоначальный вид; правда, фасады в значительной мере оказались облицованными новым камнем, была заменена и часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор.
Войдем внутрь собора и остановимся в его западной галерее. Перед нами – прорезанный большими арками фасад старого собора. В уровне хор он опоясан аркатурно-колончатым фризом с широким шагом арок, стройными колонками, клиновидными консолями, кубоватыми капителями романского характера и пояском поребрика над аркатурой. Это характерная деталь убранства, которая пройдет отсюда через всю историю владимиро-суздальской архитектуры, а затем войдет в архитектуру Московского государства. Место пояса связано с конструктивным членением стены: ее нижняя часть толще, над поясом она утоньшается, образуя над поребриком так называемый отлив. В боковых верхних членениях фасада сохранились стройные щелевидные окна с профилированными косяками. Пройдя в северную часть галереи, мы увидим ту же картину. Здесь меж колонок пояса помещены небольшие окна нижнего светового яруса – следовательно, собор был хорошо освещен.
На месте больших проемов по осям главных нефов собора следует представить перспективные порталы, вводившие внутрь храма. В порталах висели драгоценные «златые врата», покрытые «писанными золотом» листами меди. Самые порталы были также окованы тонкими золочеными листами меди. Местами из-под пилонов галереи, приложенных к стенам старого собора, выступают края членивших его фасады пилястр. Над сводами галерей сохранились верхние части этих фасадов, завершенные дугами закомар, и пышные лиственные капители, венчавшие полуколонны пилястр. В закомарах и около окон были помещены немногочисленные рельефы, частично перенесенные на фасады Всеволодовых галерей. Над сводами на квадратном постаменте возвышался украшенный аркатурой с полуколонками и оковкой золоченой медью барабан главы со шлемовидным золоченым покрытием.
Пройдем внутрь первоначального собора и остановимся под его куполом. Свободное и светлое пространство храма поражает прежде всего своей высотой. Он действительно равнялся по высоте самой крупной постройке Древней Руси – Софии Киевской, но был меньше по площади, и его высота оказалась особенно остро ощутимой. Кроме того, зодчие усилили этот эффект сравнительной легкостью шести стройных крестчатых столбов храма, как будто без усилия и напряжения несущих своды и единственную главу собора. Из ее двенадцати окон лился поток света, так что изображенный в куполе Христос казался как бы парящим в воздухе. В конструкции основания этой большой главы мастера применили своеобразный прием, введя меж больших угловых парусов восемь малых дополнительных парусов, образовавших плавный переход от квадрата подпружных арок к кругу барабана.
Внешний вид собора 1185-1189 годов коренным образом отличался от начального. Галереи и новая обширная алтарная часть с ее стройными расчлененными полуколонками апсидами была несколько ниже старого собора. Его закомары с огромной золотой главой на квадратном постаменте поднимались над сводами обстроек с их меньшими угловыми главами, увенчанными ажурными крестами из прорезной золоченой меди. Композиция храма приобрела ступенчатую ярус
znakka4estva.ru
Исторические памятники Киева - Туризм и отдых в Киеве
Исторические и архитектурные памятники КиеваУ Киева славная история, подтверждением тому являются исторические и архитектурные памятники. Несмотря на разрушительные бои во время Великой Отечественной Войны многие исторические памятники сохранились, но требовали реставрации.
Рассказать об исторических и архитектурных памятниках Киева, не вспомнив историю, нельзя. С момента своего возникновения Киев рос, развивался, в нем появлялись новые архитектурные ансамбли и исторические памятники. Вплоть до конца 10 века на территории Руси монументальное каменное зодчество не было развито, это было время расцвета деревянного строительства, традиции которого, безусловно, повлияли и на последующую каменную архитектуру.
После принятия христианства на Руси, в Киеве появились первые каменные храмы, архитектурные стили которых заимствованы у Византии. Историческими памятниками, дошедшими до наших дней, являются храмы, особняки и крепостные укрепления Киева. Самой первой каменной постройкой, которая появилась в Киеве на исходе 10 века, была Десятинная церковь – её останки можно сейчас видеть на Замковой горе в Киеве – месте, которое образно называют началом Киевской Руси. Два шедевра человеческого созидательного гения - София Киевская и Киево-Печерская Лавра имеют статус объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Софиевский собор, построенный в Киеве совместно мастерами из Греции и Руси, является жемчужиной архитектурного мастерства 11 века. Собор Святой Софии, воздвигнут по приказу Ярослава Мудрого, является одной из основных христианских святынь Восточной Европы. Софийский собор сохранил великое множество фресок (1260 кв.м), для которых использовано 177 оттенков цветов. Шедевром украинского искусства являются отреставрированные Царские Врата (XVIII в.) На колокольне собора высотой 76 м находится наибольший колокол Украины весом в 13 тонн. Символом храма является огромная мозаика «Богоматерь Оранта» – покровительница Киева, олицетворяющая Премудрость Божию.
Киево-Печерская Лавра - духовная святыня православного мира. На территории Лавры находится более сорока церковно-архитектурных памятников, самые известные из которых Троицкая надвратная церковь, Трапезная церковь, Успенский Собор. Каждый храм Киево-Печерской Лавры имеет свою историюи свой неповторимый образ, сложившийся под влиянием разных эпох и присущих им стилей. В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих. Большая Лаврская колокольня - высотная доминанта Киево-Печерской Лавры, на протяжении полутора веков оставалась самым высоким зданием Украины. Архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры сложился на протяжении почти девяти веков и отразил развитие культуры и духовности славян.
Памятником древнего фортификационного строительства являются Золотые ворота - их фрагменты можно увидеть под защитным куполом-реконструкцией, возведенным в наши дни. Каждая прошедшая эпоха оставила на лице Киева свой след. В Киеве много архитектурных достопримечательностей, которые относятся к более позднему периоду. Например, Дом с химерами архитектора Владислава Городецкого был построен в начале 20 века, но, несмотря на свою относительную молодость, это здание стало одной из самых излюбленных туристами достопримечательностей Киева. На улице Шелковичной стоит дом, который называют "пряничным" или "шоколадным", построенный архитектором Жуковым. Подол, заново отстроенный после большого пожара в 19 веке, Крещатик, восстановленный после Великой Отечественной Войны.К достопримечательностям Киева относятся архитектурные памятники, притягивающие своей неповторимой красотой, величественностью, замечательной архитектурой миллионы туристов ежегодно. До нашего времени дошли, естественно, далеко не все, наиболее известные из них:
Кловский дворец предназначался для членов императорской семьи, приезжавших в Киево-Печерскую Лавру на молебны и для высшего духовенства. Строительство двухэтажного дворца в стиле барокко продолжалось более четырех лет. Улица, на которой был построен дворец, была названа Елизаветинской, в честь государыни Елизаветы Петровны. Интерьер дворца был расписан украинскими художниками.
Мариинский дворец построен в 1750 - 1755 гг. по проекту главного придворного архитектора Бартоломео Растрелли, которому принадлежит авторство Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. В разные годы во дворце останавливались во время визитов в Киев представители царской фамилии и представители высшей знати. Дворец неоднократно реконструировался, в 1870 был надстроен второй каменный этаж.
Арсенал - первое сооружение в Киеве в стиле нео-классицизма. Здание было построено для производства, ремонта и хранения холодного и огнестрельного оружия. Здесь размещались мастерские, канцелярии управления, контора, чертежные мастерские, хранилище оружия. Киевский арсенал был основан на месте Вознесенского женского монастыря, игуменьей которого была мать гетмана Ивана Мазепы.
Аскольдова могила расположена на правом берегу Днепра, недалеко от района Липки. Древнее предание гласит, что в 882 году новгородский князь Олег заманил на это место Аскольда и Дира, которые княжили в Киеве, и убил их по причине "неблагородного происхождения", т.к. они не принадлежали к роду Рюрика.
Дом Ковалевского. Этот дом по заказу чиновника по особым поручениям Ковалевского спроектировал и построил архитектор Павел Алешин. Дом сделан в стиле средневекового замка, с преобладанием элементов романского стиля в декоре фасадов. Архитектор использовал все достижения времени — в доме было проведено отопление, а все этажи здания связывал лифт.
Дом плачущей вдовы. Этот особняк в стиле модерн был построен в 1907 году по заказу полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского. Главная особенность этого двухэтажного здания — грустное женское лицо вылепленное на фасаде. Когда идет дождь по каменным щекам безутешной красавицы текут капли и кажется что она плачет. Именно из-за этого барельефа дом получил такое название.
Дом рыцаря. Экзотический "дом рыцаря" был сооружен в конце XIX столетия. Над входом этого здания с острым шпилем-башней, напоминающее своим силуэтом средневековый замок, висят крылатые чудовища, а в подьезде мозаикой выложено слово Salve! (на латыни означающее «Привет!»). Здание было построено в 1898 году по заказу помещика-шляхтича Михаила Подгорского.
Дом с химерами - одно из самых известных зданий в Киеве. Дом располагается в центре Киева, в паре десятков метров от Дворца президента Украины. На базе Дома с химерами работает музейно-культурный центр "Шедевры искусства Украины", который является филиалом Национального музея. Среди экспонатов музея различные предметы декоративно-прикладного искусства, живописные полотна, скульптуры.
Замок Ричарда. Одно из наиболее знаменитых зданий Андреевского спуска, да и всего Киева — замок Ричарда. Этот дом построенный в стиле английской неоготики и напоминающий средневековый замок имеет поистине таинственную историю. Замок Ричарда был построен в 1902-1904 года по заказу киевского промышленника Дмитрия Орлова, который планировал сделать из здания доходный дом и сдавать квартиры внаем.
Золотые ворота в Киеве – памятник фортификационного строительства 12 века, один из немногих, которые сохранились до нашего времени. Сооружение поражало величием и неприступностью: над мощной боевой башней располагалась церковь Благовещения – это было очень символично для христианского города, ворота служили главным въездом в Киев.
Караимская кенаса в Киеве была построена в 1902 году по проекту архитектора Владислава Городецкого. Небольшое здание кенасы на улице Ярославов Вал, 7 свели в мавритано-арабском стиле. Постройка отличалась красотой и роскошью оформления. Стены кенасы были декорированы каменной резьбой и лепкой, автором которой является известный итальянский архитектор Элио Саля, который работал с В.Городецким и над построением "Дома с химерами".
Клиника Маковского. Этот дом был построен по заказу Петра Качковского архитектором Ледуховским. На фасаде этого здания вырезана надпись "Хирургическая Больница доктора медицины Маковского", надпись обрамляют два барельефа - полуобнаженные женские фигуры с крыльями, a внизу над первым этажом размещена статуя скалящегося со скалы льва.
Национальный Банк Украины. Строительство началось в 1902 году, а 1 августа 1905 года государственный банк уже начал работу. Здание было оснащено центральным паровым отоплением, электрическим освещением и вентиляционной системой, инженерное решение которой было особенно интересно - воздух попадал в воздухозаборники из двора банка, где был розарий, в результате на всех этажах рабочих помещений витал пьянящий аромат роз.
Шоколадный домик. Уникальные интерьеры особняка были выполнены в разных художественных стилях (модерн, ренессанс, готика, барокко). Внутренние помещения имели исключительные декоративно-монументальные росписи стен и потолков, украшенные богатой лепниной и позолотой, деревянные резные панели, подоконники, двери и окна, полы с разнообразным рисунком художественного паркета, цветные витражи и кованые ограждения мраморных лестниц.
История церкви в Руси берёт своё начало в 988 году, именно тогда великий князь киевский Владимир принимает крещение и крестит Русь. Тогда же образуется главная Киевская митрополия, а несколькими годами позже – Ростовская и Новгородская епархии. Киев славен своими древними церквями, многие из которых сохранились, а некоторые претендуют на включение в Список ЮНЕСКО. Одними их самых известных и самых красивых Храмов и соборов Киева являются:
Владимирский собор. Владимирский кафедральный патриарший собор - классический образец русско-византийского стиля в храмовой архитектуре. Высота креста главного купола - 49 м. Идея сооружения в Киеве величественного храма в честь князя Владимира Великого возникла в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси.
Софийский собор. София Киевская - самый древний уцелевший архитектурный памятник Руси, один из крупнейших христианских храмов своего времени. Согласно последним исследованиям, Софийский собор заложил киевский князь Владимир Великий в 1011 г., а построен он был не позднее 1018 г. (по другой версии, собор построен в 1037 г. в честь победы Ярослава Мудрого над печенегами, что указано в "Повести временных лет").
Михайловский Златоверхий собор был сооружен в XII в. князем Святополком (Михаилом) Изяславичем на месте Дмитриевского монастыря. Посвящен архангелу Михаилу, который считается защитником и покровителем Киева. В 1240 г. собор был разрушен татаро-монголами, но вскоре снова стал соборным храмом одноименного монастыря.
Кирилловская церковь - уникальный памятник архитектуры и монументальной живописи. Храм основан киевским князем Всеволодом Ольговичем в первой половине XII в., был родовой усыпальницей Ольговичей. В ХVII-ХVIII вв. приобрёл черты украинского барокко, фрески XII в. сохранились почти полностью. Проводятся службы.
Киево-Печерская Лавра - редкий по красоте, уникальный по художественной ценности ансамбль сооружений. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор.
Николаевский костел в Киеве является одной из самых красивых архитектурных достопримечательностей города. В конце 19 века в Киеве был всего один действующий костел – Александровский, и, когда в 1895 году в город с визитом прибыл обер-прокурор Святейшего Синода К. Победоносцев, римско-католическая община обратилась к нему с просьбой о возведении еще одного костела.
Андреевская церковь - встречает посетителей Андреевского спуска. Заложена на месте Андреевского бастиона Старокиевской крепости в 1744 г. к приезду Елизаветы I в Киев. По легенде, св. Андрей Первозванный воздвиг на этом месте крест и предрёк возникновение "вечного города". Вероятно, это единственная сохранившаяся в Украине работа арх. В. Растрелли. Богатое внутреннее убранство близко к стилю рококо.
Александровский костёл. Старейшая католическая церковь Киева, но совсем молодая в сравнении с окрестными православными храмами. Поляки - основное католическое население города - долгое время теснились в крохотном деревянном костеле на Печерске, однако после Отечественной войны 1812 года им удалось наконец получить высочайшее разрешение на строительство нового храма.
Издревле в монастырях наш народ искал и находил идеал духовного благополучия и пример мужественного подвига служения людям, просветляющего и преображающего земное бытие. Множество паломников приходило в обители, чтобы почерпнуть молитвенное вдохновение, укрепить силы души для жизни по евангельским заповедям. Самые известные Монастыри Киева:
Выдубицкий монастырь в Киеве расположен в урочище Выдубичи, у самого берега реки Днепр. Название этих земель связано с легендой о том, что здесь "выдыбал", другими словами, выплыл на берег языческий идол Перуна, сброшенный в Днепр князем Владимиром. Однако, это не единственная версия.
Голосеевская пустынь монастырь. Голосевская пустынь, в 8 верстах от Киева, приписанная к Киево-Печерской лавре. Основана в 1631 году митрополитом Петром Могилою, устроившим здесь церковь во имя святого Иоанна Сочавского. С 1845 года здесь была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Ионинский монастырь основан по особому смотрению Божию – после неоднократного явления Господа и Божией Матери прп. Ионе. Прп. Иона стал строителем и архимандритом Свято-Троицкого монастыря, прославился еще при жизни многими чудотворениями и почил в схиме с именем Петр (†1902, пам. 9 / 22 января). В обители было выстроено 2 храма: Покровский (устроен прп. Ионой на месте явления ему Божией Матери) и Свято-Троицкий собор.
Киево Печерская Лавра – пещерный монастырь, основанный в середине 11 века, который стал одним из центров распространения христианства в Киевской Руси и восточной Европе. Будучи монахами монастыря, киевские зодчие, вкладывая в его строительство свое представление о прекрасном, создали всемирно известный архитектурный комплекс.
Китаевская пустынь (Свято-Троицкий монастырь) в Киеве часто называют украинским Афоном. Основателем считают князя Андрея Боголюбского (XII в.), прозванного Китаем. По другой версии, название происходит от тюркского слова "китай", что означает "стена" или "крепость". В 1767 г. построен Свято-Троицкий храм, затем колокольня, трапезная, жилые корпуса, богодельня и другие здания. Вход в пещеры свободный.
Свято-Пантелеймоновский женский монастырь, расположен на юго-западной окраине города, в Феофании. Строительство храма началось в начале 20 века. Из-за большого количества верующих, которые приезжали сюда помолиться в память о Святом великомученике Пантелеймоне, храм был назван Пантелеймоновским. Пантелеймон почитается Православной церковью, как целитель и покровитель воинов.
Покрова Божией Матери монастырь. Свято-Покровский женский монастырь основан великой княгиней Александрой Петровной в 1889 г. Главное сооружение - великолепный шестипрестольный собор Святого Николая (1911 г.), спроектированный арх. В. Николаевым с использованием традиционных форм древнерусского зодчества.
Рождества Богородицы монастырь. В живописном месте, в урочище Церковщина, рядом с Новобуховской трассой возвышается Монастырь Рождества Богородицы в Киеве. Согласно выводам ученых возникновение монастыря относится к 11 -12 векам. Название урочище получило по возведенной каменной монастырской церкви.
Свято-Введенский монастырь основан Матроной Александровной Егоровой. В июне 1877 года ею было подано прошение Митрополиту Киевскому Филофею, с просьбой об учреждении женской общины Введенской, для приюта 33 вдов и сирот, желающих посвятить себя служению церкви. На строительство она пожертвовала свои дома с землей и капитал в размере 21000 рублей.
Монастырь Успения Божией Матери в Киеве стал одним из первых строений на территории нынешней Киево-Печерской Лавры. Началась с того, что в пещере, оставленной Илларионом, первым Митрополитом Киевским и всея Руси, поселился Преподобный Антоний, к нему присоединились еще 12 монахов. Спустя некоторое время монахи обратились с прошением к киевскому князю Изяславу, который выделил им участок для строительства наземной обители.
Флоровский монастырь. Впервые о Флоровском монастыре упоминается в официальной росписи Киева, которая была составлена в 1682 году. Там говорится о существовании девичьего монастыря на Подоле в двумя деревянными церквями. Одна называлась в честь св. мученика Флора, а вторая — св. муч. Лавра. Основанный при церкви св. муч. Флора и Лавра монастырь получил название Флоровский.
К достопримечательностям Киева относятся улица Крещатик, с которой обычно начинается знакомство с Киевом, улица Андреевский спуск, некоторые площади и другие необычные исторические ценности.
Крещатик - центральная улица Киева. Он проходит через Шевченковский, Печерский районы и простирается от Европейской площади до Бессарабской площади. В конце ХVІІІ в. часть дороги Крещатой долины на расстоянии от Конной площади, где проходили конные ярмарки (нынешней Европейской площади), до ул. Прорезной начинает превращаться в улицу с односторонней застройкой в основном правой стороны.
Андреевский спуск. Историческая улица Андреевский спуск издавна связывает Верхний город с Подолом. Мощеная грубым булыжником дорога круто извивается между ветхими одно- двухэтажными домами. Это колоритное место, хранящее дух старого Киева, облюбовано художниками и торговцами сувенирами, здесь всегда много туристов.
Бессарабская площадь в Киеве расположена в конце Крещатика – главной улицы города. Она была включена в городской план только в 30-40 годы 19 века, однако в исторических документах Бессарабская площадь упоминается гораздо раньше. В конце 18 века на месте площади была конная почтовая станция, куда съезжались путешественники, прибывавшие в Киев с юга, в основном со стороны Василькова.
Форт на Лысой горе. Цитадель Главной крепости была построена вокруг Киево-Печерской. Она занимала значительную территорию Печерского плато, ограниченного Кловским и Наводницким ярами, а также крутым берегом Днепра.
Китаево. По преданиям, в XII столетии на высокой горе основал князь Андрей Боголюбский монастырь. «Пустынь эта, любимое место отдыха князя Андрея Боголюбского, где был и загородный дом его, получила от него свое название, так как он прозывался среди простонародья Китаем и до сих пор еще указывают на вершине горы место дворца княжеского»
Замковая гора – одно из самых удивительных мест в Киеве. Этот высокий холм с историей в несколько тысяч лет сейчас опустел: здесь не найдешь ничего, кроме затерянных среди деревьев остатков старинного кладбища. Но для многих киевлян Замковая гора - одно из самых любимых мест в городе
Древняя липа — это старейшее дерево Украины, которое было посажено основателем Киево-Могилянской академии, митрополитом Петром Могилой. На данный момент его высота составляет — около 15 м, а обхват ствола — 300 см. Считается, что дерево исполняет желания.
Предыдущая тема: Музеи КиеваСледующая тема: Богоявленский Елоховский собор