Что означают древние символы? Крест. Древний символ креста
Символика креста.
" Знак жизни - крест" А.Й. 289
Крест означает гармонию между небесным и земным бытием, является одним из древнейших косми-ческих символов. Использование креста, как религиоз-ного символа в дохристианские времена и среди нехри-стианских народов во многих случаях было связано с определённой формой поклонения Природе, но и суще-ственная часть религиозной жизни большой части че-ловечества было связано с ним. Крест является общим символом у всех наро-дов. Равносторонний крест у древних алтайских наро-дов символизировал равенство сил неба (символ олень), земли (символ рыба и человек) и подземелья (символ змея). На мандалах Тибета небо изображено в форме креста и на каждом из четырех ворот стоит царь демонов*. Кресты различных типов были любимыми мотивами искусства Халдеи. Огромное число храмов Индии, подобно храмам христиан, вздымались на кре-стообразных основаниях. Для пифогорейцев наиболее священным числом было 10, символ которого Х или крест. Буддийское колесо жизни составлено из двух на-ложенных друг на друга крестов. Христианские храмы увенчаны крестами. История креста уходит в глубь ве-ков, а смысл многозначен, как многообразные его фор-мы.
Тау- Крест. Крест в форме буквы " тав" послед-ней буквы древнееврейского алфавита - считался зна-ком причастности к Богу и знаком самого Бога " тео", а так же был символом ожидания Миссии. Традиция связывает тау-крест с крестом, поднятым Моисеем в пустыне; для древних египтян тау-крест связывался с идеей жизни и с мужским и женским принципом. Позд-нее этот крест назывался христианским Крестом св. Антония. Этот тип креста назывался древними Crux Ansata . Он был ключом к Мистериям античности. В Египте Анкх понимался как ключ, которым открываются врата к бо-жественному знанию. " Т " образная часть символиче-ски связывалась с мудростью, а кружок над ним - с Вечным Началом. Он служил эмблемой египетских богов и символом бессмертия. Символически обозначая четыре стихии, дающие жизнь: солнце, огонь, ветер и воду. Этот крест лежит в основе планов соборов.
Свастика - восточный символ креста и круга, печать сердца Будды. Для буддистов, китайцев и мон-голов свастика означает "десять тысяч истин". Эти ис-тины, говорят они, принадлежат к тайнам Невидимой Вселенной и первозданной Космогонии и Теологии. Свастика - символ вечного движения, огня жизни т.к. он изображает движение в одну сторону. В Индии сва-стика служила символом солнца, огня и света и часто изображалась вместе с солнечным колесом и молнией. Выражая собой идею вращения вокруг непод-вижного центра, свастика является символом воздейст-вия Первичного начала на мир, его проявление, цикла и непрерывного обновления. Свастика играет важную магическую роль в ис-кусстве составления пантаклей*; она приносит счастье, но благоприятное воздействие свастика оказывает лишь тогда, когда её "лапки" повернуты по направле-нию часовой стрелки. В христианском мире центр свастики воплоща-ет Христа, а угловые "гаммы" - четырех евангелистов. Однако, символ этот в настоящее время очень унижен.
И всё же до эпохи Константина Великого (1Vв) хри-стиане чаще воздерживались от изображения Креста, как такового, заменяя его монограммой, имени Христа, состоявшей их первых букв "хи" и "ро", существует ле-генда, что эта монограмма явилась на небе Константину Великому. На многих русских иконах можно видеть этот символ Христа. В 1V веке в монограмму начали вставлять крест греческой формы ( равноконечный). Были введены буквы "альфа" и "омега", которые ука-зывали на то, что Иисус Христос единосущен Богу - Отцу. Позже такой крест в России получил название корсунского, потому что он был привезён в Киев св. Владимиром из Корсуни (Херсонеса). Древнейший об-разец креста такой формы находится в Успенском соборе Московского Кремля. На Западе у христиан - католиков и христиан других направлений повсеместно используется четырехконеч-ный, удлинённый по вертикали крест. Латинский крест, как его называют, венчает лютеранскую церковь святых апостолов Петра и Павла в Москве, костёл св. Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге и многие другие храмы.
Греческий равноконечный крест - символ христианства в Восточной Европе. Широкое распо-стронение его можно встретить в зодчестве Древней Руси после принятия христианства. Крест с равными лучами - связь мужского и женского, вертикального и горизонтального, положительного и отрицательного принципов эмблема Гекаты*, как боги-ни перекрёстков. Крест на шаре - верховная власть им-перии, торжество материального над духовным. (Это и астрол. символ Земли, где дух унижен материей) Греческий крест можно видеть на Царь-колоколе в Московском кремле и на Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Православная церковь допускает использование четы-рехконечного, шестиконечного и восьмиконечного кре-стов (последние два практически не встречаются на Западе). Однако старообрядцы признают единственно правильной восьмиконечную форму. Они считают, что только восьмиконечный крест является крестом Спаси-теля. Короткая верхняя поперечная обозначает дощечку с надписью "Иисус Назарянин Царь Иудейский", прибитую над го-ловою распятого Христа, сделанную из масличного де-рева. А нижний (наклонный) брус - подножье, сделан-ное из кедра
Наклонный брус напоминает также, что справа (возвышенная часть) от Христа был распят разбойник, раскаявшийся и уверовавший, душа которого отправилась в рай, а слева (нижний конец перекладины) - нераскаявившийся грешник, душа которого попала в ад. Продольный брус - из кипариса, поперечный - из финикового дерева. Восьмиконечный крест венчает купола боль-шинства православных храмов. На православных храмах устанавливались четырехко-нечные кресты разнообразной формы: трилистника, якоря, а иногда и оба креста, совмещенные в одном. Крест в виде трилистника является символом Святой Троицы, а "якорный" крест с основанием в форме по-лумесяца символизирует надежду на спасение. Полуме-сяц означает евхаристическую чашу с Кровью Христа, стекающей с креста. Подобные кресты венчают главки Благовещенского собора Московского Кремля. В России особым почётом пользуется крест св. Андрея Первозванного, названного в честь одного из апостолов Иисуса Христа. В "Повести Временных лет" сказано, что Андрей дошел по воде до тех мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и благословил их.
Предание говорит, что св. Андрей был распят на сложенном из двух брёвен косом кресте в го-роде Патры ( Греция). В императорской России он стал патроном все-го государства и русского военно-морского флота. Пет-ром I был учреждён Андреевский флаг, а позже - орден св. Андрея Первозванного. Мальтийский крест (восьмиконечный) символ Рыцарского ордена госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского, основанного в Х11 в. во время кресто-вых походов. С ХV1 в. главная резиденция ордена на-ходилась на о. Мальта в Средиземном море, а во време-на правления Павла I резиденция была перенесена в столицу Российской империи и мальтийский крест стал в России символом воинской доблести. Он был собст-венноручно пожалован императором Павлом I А.В.Суворову накануне похода в Северную Италию. В среде Мальтийского ордена исповедовался дух ры-царства. Подобный крест украшал фронтон великолеп-ного Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге, отдан-ного Павлом I Мальтийскому Ордену. О временах мальтийских рыцарей напоминают кресты на сводах дворцовой церкви и сохранившиеся витражи с маль-тийской символикой. Своё существование в России орден закончил при императоре Александре I в 1817г. Специальным указом российским подданным было запрещено носить или получать мальтийские кресты. Выше рассмотрены лишь основные разновид-ности креста, встречающиеся в православной культуре. В секретных орденах разных времён мы нахо-дим сложные кресты, такие, как тройной Тау в Королев-ской Арке Масонства и двойной и тройной кресты Ма-сонского, а также римского католического символизма. Для христиан крест имеет двойное значение. Во-первых, это символ смерти и Искупления, через му-ченичество которого они чувствуют себя приобщённы-ми к великолепию Бога. Во - вторых, это символ терпе-ния и бремени жизни. Интересно, что крест всегда был символом жизни и смерти. Материал, из которого сде-лан крест, рассматривался как существенный элемент символизма. Таким образом, золотой крест символизи-рует просвещение, серебряный крест - очищение, дере-вянный крест - символ устремления, другие - смире-ние. " Знак креста, принятый христианами, не при-надлежит исключительно им. Он также каббалистичен и представляет собою противодействие и четверичное уравнение элементов. Мы видим из оккультной версии Paternoster… , что первоначально было два способа вы-полнения его или, по крайней мере, две, очень различ-ные формы для выражения его смысла: одна для свя-щеннослужителей и посвященных, другая, дававшаяся неофитам и профанам. Так, например, посвященный, поднося руку к своему лбу, говорит: Тебе; затем добав-ляет - принадлежит; и, неся руку к своей груди, добав-лял - царство; затем к левому плечу - справедливость; и к правому плечу - и милосердие. После чего он соеди-нял обе руки , добавляя - во всех зарождающих циклах - Tibi sunt Malchut et Qeburah et Cheset per Aeonas - это есть абсолютно и высоко-кабалистический знак креста, смысл которого, вследствие профанации гностицизма, был совершенно утрачен воинствующей и официальной церковью" Т.Д.( 2 том. 11ч. стр 410). *Демон (или Даймон) греч. Не был демоном христианского ада или христианского ортодоксального богословия. Это на-звание античные авторы давали духам всех родов, как добрым, так и злым человеческим и иного рода. Это название часто служило синоним богов, ангелов. *Пантакль ( греч.) Тройной треугольник Пифагора. В оккуль-тизме и каббале он означает Человека и Микрокосм, " Небес-ного Человека", и как таковой был могущественным талисма-ном для охранения от злых духов или элементалов. *Богиня Геката - богиня Луны, дорог и воршебниц, дочь тита-на Перса и титаниды Астерии ( по другому варианту мифа - Зевса и Геры). Л.Г.Галкина, Алтайский край, п.Малиновое Озеро.
v-svjatogor.narod.ru
ПОИСК ИСТИНЫ - Православный Портал
Крест – один из наиболее распространенных религиозных символов, нередко олицетворяющий высшие сакральные ценности. Первые изображения креста встречаются ещё в ПАЛЕОЛИТЕ. Крест, – без сомнения, один из самых ранних и значимых религиозных знаков в культурах Земли. Мнения о его значениях расходятся. Есть умозаключение, что он символизировал перекрещивающиеся палочки, с помощью которых добывался огонь. Это, однако, сомнительно: как я уже писал, добыванию огня трением "дерева о дерево” предшествовало добывание "камнем о камень”, где никакого перекрещивания не было, а была серия ударов, что, возможно, и нашло отражение в древнейшей символизации очага с помощью вереницы точек либо "чашевидных углублений” (cupules). Впрочем, и cupules некоторые авторы связывают с огнем, точнее, с его добыванием при помощи трения (высверливания).
РИС. Знаки эпохи мустье: крест, крест, вписанный в круг, наклонный крест
Можно допустить, что крест как две "огнеродные палочки” – более позднее переосмысление древнейшей символики. Есть и другое толкование, с которым можно согласиться, помня, однако, о полисемантике и синкретизме условных знаков первобытности. Крест, Х-образный или наклонный крест и крест, вписанный в круг (рис. 4-6), позднее, возможно, реформированный в свастику и различного рода свастикаты, – знаки, древнейшие из которых обнаружены еще в среднем или даже нижнем ашеле и бесспорно известные по изображениям мустье. Это схема мира, начиная от микрокосма (жилище) и кончая макрокосмом (мир с его четырьмя сторонами и кругом горизонта). И в первом, и во втором случае центр мира, находящийся в точке пересечения координат, – это очаг; точнее говоря, во втором случае это "дом”, но центральной точкой все равно будет очаг.
Однако такие универсальные символы, как крест, невозможно истолковать однозначно. Нарисованные красной охрой изображения креста, вписанного в круг, обнаружены в мадлене. Высказывалось мнение, что в неолите этот знак стал ассоциироваться с солнцем. Скорее всего, эта точка зрения навязана пресловутой концепцией "готового человека” и "относительно позднего зарождения религии”, потому что связь круга с огнем, жилищем и солнцем вполне прочитывается и в мустье. Менее ясно, когда сложилась универсальная трактовка этого знака как четырех сторон света, символа мира. Нельзя исключить, что она может быть еще древнее, чем "огневая”, и изначально выражала "центр-жилище” и маршруты промыслов к линии горизонта до пределов ареала освоенной природы или воображаемых пределов вселенной – ойкумены первобытной коммуны. В таком случае круг, в который вписан крест, – это кольцо горизонта. При трактовке вписанного в круг креста как символа экологии архаичной общины он логично трансформируется со временем в свастику-”вертушку” (которую часто трактуют как знак вечного движения, развития жизни). В ряде охотничье-собирательских племен, известных этнографам, с помощью круга обозначаются границы, а иногда и маршрут замкнутого кочевания группы или групп в пределах ареала, освоенного ею (ими) или племенем в целом. Лучеобразные линии из центра к кругу также могут показывать направления, по которым движутся природопользователи. Такая символика описана у австралийских аборигенов .
Логично предположить последовательное развертывание образов креста и круга с их синтезацией как трех вырастающих друг из друга символических систем: огня и жилища – дома и округи (освоенного ареала) – солнца и вселенной. Кресты, но, возможно, другого семантического смысла, появляются на сакральных изображениях добычи или на элементах добычи (см. изображение креста на кости и статуэтку слона с крестиками).
Lusus naturae, содержащий крестообразную фигуру; найден на ашельской стоянке древностью от 200 до 500 тыс. л. н. в НидерландаХ. Вереница крестов на статуэтке слона, верхний палеолит.
Источник: В. Д. Косарев Природопользование: полемические очерки.Из тьмы к огню, или Власть очага http://kosarev.press.md)
НЕОЛИТ: Здесь можно для примера рассмотреть археологические находки, относящиеся ко временам Трипольской цивилизации. Трипольская культура по разным оценкам возникла 12 – 9 тысячелетий назад. А раскопки, проводимые на разных территориях, считается, что ареал расселения этой древнейшей культуры, был от Урала до центральной Европы.
Центральным элементом в орнаменте Трипольцев являлся крест, который появляется в украшениях, предметах обихода, культовых сооружениях, формировании ландшафта и прочих сферах деятельности того времени. Крест, встречается в классическом виде, скрученном (символ вселенной, свастика или Сварг, как ее еще называют), в виде Богини (трипольская баба), в различных вариациях орнамента. Крест, у многих древних дохристианских цивилизаций, означал Бога – начало всех начал.
На фото представлен древний классический крест, с дырочками для веревок. Сделан этот крест задолго до рождения и распятия Иисуса Христа! Также очень часто встречается обозначение крестов в различных элементах утвари. Дальше, около 9 000 лет, в ЕГИПТЕ возникает цивилизация, культура которой в додинастический период очень сильно напоминает трипольскую. В дошедших до нас более поздних источниках появляется такое понятие как Анкх (ключ от небес). На папирусе Ани (возраст около 6000 тыс.лет) описывается суд Осириса, который происходил на весах, имеющих форму креста, с одной стороны у чаш находилось светлое начало, а с другой темное. Гирей же выступало перо Богини Маат – символ правды, чести, достоинства. Так что дальнейшая судьба человека зависела от того, в какую сторону клонил человек крест своей жизни. Несет ли он свой крест с достоинством.
Еще позже, сразу в нескольких местах возникают цивилизации с центральной символикой в виде креста. Кельты возникли порядка 1500 г. до н. э. Ареал распространения от современной Испании и Ирландии, на западе до Белоруссии и Украины, на востоке.
(Источник: http://sokrovennik.ru) Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф"anch", обозначавший понятие "жизнь". Крест с верхним лучом в форме петли - символ вечной жизни, возрождения и жизненной силы. Анкх - наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как "крукс ансата".
В этом кресте объединяются два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Также этот крест символизирует объединение женского и мужского божеств, Осириса и Исиды, а, таким образом, союз земного и небесного.
В иероглифическом письме этот знак ставили со значением "жизнь", и он являлся частью слов "благосостояние" и "счастье".
В Древнем Египте анкх считался символом жизни, как человеческой, так и божественной, и вселенной в целом. Анкх - это ключ к тайному знанию, к скрытой мудрости, к силе и власти. Он формируется из комбинации мужских и женских символов Озириса (Осириса) и Изиды (Исиды), как союз Неба и Земли, Жизни и Смерти. Анкх означает также бессмертие и "жизнь предстоящую". Высказывались предположения, что он представляет собой одну из форм Древа Жизни. Овал означает вечность, а крестовидное расширение в продольной и поперечной плоскостях - переход из бесконечности в пространство. С анкхом в руке изображалась богиня истины Маат.
По одной из древнехристианских легенд, форму анкха имел ключ от дверей рая, который был дан святому Петру. Посвященными египетских Мистерий, анкх использовался при инициации - испытуемый проходил через все испытания держа над головой такой крест, отгонявший силы зла; фараон изображался с таким крестом, зажатым в губах при прощении врагов, а также анкх клался в могилы умерших фараонов. Этот крест был известен в качестве мистического символа индейцам центральной Америки, ассоциировался с водой у индейцев гуанчей и в Вавилоне, являлся символом небес и бессмертия у скандинавов, символом омоложения и освобождения от физического страдания у древних майя.
И это лишь малая толика наиболее общих примеров того, что символ креста существовал задолго до нашей эры и трактовался как символ пространства, вечного движения и жизни, символ бессмертия. Мы видим, что именно по причине удивительной универсальности своего общечеловеческого смысла так органично крест во многих культурах, в том числе и на Руси, ассоциируется с образом Христианского креста.
www.magiya.net
СИМВОЛ КРЕСТА В ХРИСТИАНСТВЕ И ИНЫХ РЕЛИГИЯХ
Всем православным известно объяснение христианского креста, однако история самого символа намного древнее, она объединяет язычество и христианство, индуизм и верования древних майя...
Крест- анк Тау- крест
Коптский крест Греческий крест Свастика, саусвастика Христианские кресты Якорный крест Монограмма "хи-ро" Кельтский крест Кресты- обозначения святых Крест Голгофы Крест Папы Патриархальный крест, Русский крест (св.Лазаря) Крест в культуре майя XX век: Крест мира
Крест- анк
Наиболее древний - так называемый "крест Анк": крест с петлей, изображения которого встречаются в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали этот символ ключом в загробный мир. Если учесть, что жизнь "по ту сторону пирамиды" имела для египтян решающее значение и большая часть жизни "простого египетского фараона" была подчинена подготовке к смерти, то можно представить, какое значение имел в религии Древнего Египта крест Анк. Он заключал в себе идею бессмертия, соединял два знака: крест, символ жизни, и круг - вечности. Анк также символизировал союз Исиды и Осириса, земли и неба, объединение мужского и женского начал, служил обозначением мудрости.
Тау- крест
"Тау"-крест входит в "двойной" крест- анк и назван буквой греческого алфавита. Греки взяли букву из финикийского письма, где она выражала "знак". У египтян "тау" представлял плодородие и жизнь. В библейские времена "тау" стал символом конца света, т. к. был последней буквой еврейского письма, считался "знаком Каина". В то же время он служил и эмблемой спасения израильтян, когда в Египте начали исполнять указ об избиении "всех перворожденных". Во II веке богослов Тертуллиан скажет: "греческая буква "тау", а наша (латинская) "Т" есть образ креста".
Коптский крест
С III века, когда Египет провозгласил независимость, "дар Нила" становится ареной ожесточенной вражды между коптской и византийской церквами. Основным символом египетских христиан становится так называемый коптский крест. Четыре гвоздя в его изображении обозначают гвозди, которыми был распят Христос.
Греческий крест
А в Лации с древнейших времен было распространено поклонение неугасимому огню, который поддерживали девы-весталки, служительницы Немийского храма Дианы-Весты. Весталки носили на груди крест - символ животворного огня, неразрывно связанного с культом Весты. Вообще, крест как символ огненной первостихии известен не только в Древнем Риме. Память о нем сохранилась и в русском языке. "Кресало", "кресать" - высекать огонь, "воскресение" - буквально, "возжигание огня". Такое значение нес крест самой простой формы (греческий), с равными концами. Он символизировал также бога солнца, дождя; признавался символом и четырех стихий, образующих мир (огня, воды, воздуха и земли), и точкой соединения Неба и Земли: горизонтальная линия - линия Земли, а вертикальная - Неба. В 988 г. Святой Владимир крестил Русь или, по крайней мере, объявил христианство государственной религией после счастливого возвращения из Херсонеса, где сам принял крещение. Известно, что первый крест на Руси (которым ее крестили) был простой греческой формы с буквами "a" и "w" с двух сторон, а все концы креста постепенно стали изображать утолщающимися к краям.
Свастика и саусвастика
Подобным значением обладает и свастика, символы которой найдены на всех обитаемых континентах. Обычно ее рассматривают как солнечное колесо, символ вращения вокруг неподвижного центра, порождающего жизнь. Китайцы знак свастики (Лэй-Вэн, или "печать сердца Будды") связывали с бесконечностью: она символизировала число десять тысяч. "Su asti!", или "Будь благим!", - таков перевод "свастики" с санскрита. Однако наряду со свастикой существовала и саусвастика, и если у первой концы были загнуты по часовой стрелке, то у второй - против. Соответственно, и значение было противоположным: саусвастика означала разрушение и смерть. С течением времени их начали путать. Так, масоны придавали свастике значение зла, а в ХХ веке она стала символом нацизма и сохранила такую интерпретацию вплоть до сего дня в крайне радикальных молодежных движениях, в т. ч. в России. Интересно, что свастика объединила в себе обозначения богов как западных культур, так и восточных: изображала Зевса, Гелиоса, была одним из первых изображений Христа, а также богов Брахмы, Шивы, Вишну, Индру и многих других.
Христианские кресты
В христианской традиции в течение нескольких веков после распятия Христа его изображение на кресте не помещали. Соответственно, существовали другие варианты креста, сейчас малоиспользуемые или практически забытые.
Якорный крест
Один из них - якорный крест, его изображения встречаются на стенах катакомб ранних христиан. В нем соединились два символа: крест и полумесяц, что аллегорически отражает сюжет рождения Христа из тела Марии, - эмблемой Марии считают полумесяц (одновременно символ надежности и устойчивости). Якорный крест понимали и как сочетание водной и огненной стихий, из синтеза которых, согласно многим традиционным учениям, возник мир.
Монограмма "хи-ро"
Позднее, при императоре Константине, появилась еще одна эмблема Христа: известная монограмма, сочетающая в себе греческие буквы "хи" и "ро", первые буквы имени Христа. Ее тайно использовали христиане во времена гонений. Когда Константин установил единоличную власть, монограмма приобрела значение победы и спасения и стала использоваться как знак Христа - после эдикта 312 г., провозгласившего христианство государственной религией. С такой трансформацией в истории связаны две легенды. Согласно одной из них, Константин увидел монограмму в небе, по дороге в Рим к его соправителю и противнику Максентию, вместе с надписью "in hoc vinces" ("с этим победишь")… По другой версии, не менее удивительно появился крест: он предстал все тому же Константину в ночь перед боем во сне, и таинственный голос шепнул: "In hoc singo vinces" ("только с этим победишь"). Эмблему "хи-ро" Константин поместил на своем штандарте вместо орла и… победил (в 312 г., у моста Милвиана), став единодержавным императором.
Кельтский крест
С монограммой "хи-ро" связывают также появление кельтского креста, известного в Ирландии до VIII в. Круг в его изображении символизирует как солнце, так и вечность.
Кресты- обозначения святых
Среди раннехристианских символов встречаются и обозначения различных святых. К примеру, крест св. Петра, известный с IV в., отражает историю святого, распятого в правление Нерона головой вниз. А вот, например, косой крест в зависимости от цвета символизирует различных святых: золотой - первого британского великомученика св. Албана, белый либо синий - св. Андрея, черный - св. Осмунда, красный - св. Патрика.
Крест Голгофы
Еще один символ - крест Голгофы. Три ступени, составляющие "Голгофу", отражают три христианских добродетели: высшую Веру, Надежду и Милосердие.
Крест Папы
В католических процессиях используют еще одно изображение креста: крест Папы. Три пересекающиеся линии символизируют власть и Древо жизни. А вот православной богослужебной традиции известен гамма-крест (гаммадион). Его можно видеть на одеждах православных священников, в нем заложена идея о Христе как о "краеугольном камне Церкви".
Патриархальный крест, Русский крест (крест св.Лазаря)
Символом православной церкви принято считать и патриархальный крест с двумя перекладинами, верхняя из которых представляет собой titulus, введенный Понтием Пилатом. Он очень схож с так называемым Русским крестом, или "крестом св. Лазаря", распространенным в восточном Средиземноморье, Восточной Европе и России.
Крест в культуре майя
среди богов, которым поклонялись древние майя, присутствует и бог Солнца (Ах Кин или Кинич Ахав - Господин лицо или Солнечный Глаз), символ которого - четырехлепестковый цветок. В Паленке есть "Храм Креста" и "Храм Лиственного Креста". Значит, в V-VIII в. совсем в другом уголке мира, даже на другом континенте - в Южной Америке, на территории современной Мексики - люди тоже поклонялись кресту как символу Солнца в то время, как в Европе уже давно существовал христианский мир!
s30556663155.mirtesen.ru
Крест - древний символ возрождения.
Этот символ один из самых древних, один из самых известных и часто используемых, один из самых сакральных и многозначимых, то есть можно сказать, что он один из самых-самых-самых. Речь идет о столь хорошо известном каждому из нас символе как крест.
Обычно принято отождествлять этот знак с христианской религией. Однако это не совсем правильно, поскольку он активно использовался задолго до зарождения христианства. Для многих народов крест был весьма значимым объектом поклонения, а его изображения встречаются повсеместно еще со времен неолита.
По той причине, что крест являлся древнейшим языческим символом, на раннем этапе христианства он вызывал острый протест у ортодоксальных последователей этой религии. Так, например, христианский автор Муниций Феликс писал: «Мы не почитаем крестов и не желаем их. Это вы, имея деревянных богов, почитаете и деревянные кресты как принадлежности ваших богов”. Лишь в IV веке церковь признала крест в качестве своей эмблемы, тогда как до этого с крестом соперничали свастика и шестиконечная звезда.
В самых разных культурах и традициях крест символизировал высшие сакральные ценности: жизнь, плодородие, бессмертие. Обычно он был связан с символикой солнца и представляел собой изображение спиц солнечного колеса (двух перпендикулярных диаметров круга). В этом значении крест использовался в Индии, Ассирии, Китае, Финикии у скандинавских народов.
Крест — один их древнейших символов.
Рассмотрим несколько основных значений креста. Первое. Его считают древним символом скрещенных путей. В этом его значении он называется «крестом Атлантиды”.Следующее значение креста – это колесо с четырьмя спицами. В этом смысле символика креста совпадает с символикой колеса.Еще одно его значение связано с пониманием как символа солнечного божества или солярного знака..Очень известным является толкование креста как человеческой фигуры с распростертыми руками.Не менее известное и понимание креста как символа мирового древа.Связывают крест и со сторонами света и сотворившими их силами. Отсюда и использование креста как амулета. В этом качестве он также являлся символом процветания, достатка и долголетия.
Особо распространенным во все времена было использование креста как символа летящей птицы. Эти изображения известны с палеолита, а в ассирийской письменности клинописью понятие «птица” передавалось в виде креста.Исследователи символики отмечают, что вероятно, крест, происходя от схематического изображения птицы, стал и солярным знаком, так как солнце к многих народов уподоблялось птице. Именно поэтому крест как символ солнца олицетворял бессмертие и вечность.Важным с точки зрения эзотерики и магии символов представляется такое значение креста как олицетворения связи богов Неба и Земли. В этой связке вертикаль — это бог Неба, а горизонталь — бог Земли. В этом случае крест также является и символом единства мужского (вертикаль) и женского (горизонталь) начала.Пифагорейцы, особое внимание уделявшие магии числе, считали крест символом числа 10, алхимики — символом четырех элементов (соли, серы, ртути и азота) необходимых для получения философского камня.
Смерть божества на кресте, как символ возрождения и новой, вечной жизни характерна не только для христианства. Этот мотив отражен в мифологии многих народов.Интересно, что в христианстве поначалу крест воспринимался вовсе не как символ страдания, а как символ торжества победы над смертью и будущего воскресения. Кстати, именно в этом значении он и стал эмблемой крестоносцев.
Сергей Мазуркевич
12.03.2013
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
с вашего сайта.
www.vostokolyub.info
Крест Равноконечный – символ Солнечных мифов
Продалжаю серию постов о кресте и его истории.
“Претендование на то, – пишет Е. П. Блаватская в “Разоблаченной Изиде”, – что крест является чисто христианским символом, введенным в нашей эре, действительно странно, когда мы читаем, что уже Иезекииль (иудейский пророк до-христианской эры, – ред.) отпечатывал на лбах людей Иудеи, которые боялись Господа (Иезекииль, IХ, 4) знак Тау… В древнееврейских писаниях этот знак изображался так , но в оригиналах египетских иероглифов – как совершенный христианский крест ”.
Е. П. Блаватская и в “Тайной Доктрине”, и в “Разоблаченной Изиде” уделяет достаточно места разъяснению некоторых аспектов одного из древнейших символов, известного всем древним народам за многие тысячи лет до Рождения Иисуса Христа, а значит, и появления христианства.
Этот многоаспектный символ – Крест.
Е. П. Блаватская показывает различные трансформации
Первоначального Равноконечного Креста –
На страницах Антропогенезиса “Тайной Доктрины” (стр. 332) Е. П. Блаватская разъясняет сложнейшее космогоническое и физиологическое значение такого, казалось бы, простого сочетания двух пересеченных под прямым углом линий, образующих простейшую, исходную для всех последующих крестов, фигуру. Смотрите далее, под катом много интересных картинок…
Первоначальный Равноконечный Крест – как символ пересечения движения Солнца и Луны во время весеннего равноденствия, нами узнан сразу. Мы уже знаем – это символ Воскресения Солнечного Бога!
Так как Равноконечный Крест связан с Солнечным мифом, а потому он находим у всех древних народов Земли.
Мы видим такой крест на скалах Центральной Азии и в Древнем Египте, и в до-христианской Скандинавии, и в Древней Руси, и в античной Трое (до недавнего времени, пока ее не раскопал Шлиманн, бывшей не более, чем мифом из поэмы Гомера).
Этот Крест мы встречаем даже на гигантских каменных истуканах острова Пасхи, переживших не только Всемирный Потоп (а значит Атлантиду), но даже Лемурию.
Крест Равноконечный – это вовсе не тот крест, который мы видим сейчас повсюду, как у католиков, так и православных: у этого креста один конец (вертикальный) намного длиннее. Одно из значений такого символа – Крест Распятия древнеегипетских Мистерий.
Равноконечный Крест порождает все виды крестов, а значит включает в себя значение каждого. Но прежде всего этот Крест выражает главный закон жизни, включающий остальные законы – Закон Равновесия. Это закон наиболее важный как среди духовных законов, так и физических.
На этом фундаменте строится вся Жизнь в Космосе, в человеческого обществе и в каждом человеке. Если в человеке нет равновесия – ему не будет покоя ни от людей, но главное – от самого себя. Если нет равновесия в человеческом обществе – на Земле нет гармонии в развитии, нет красоты, но зато страданий и безобразия предостаточно. Именно в торжестве Равноконечного Креста в человечестве – залог мира на планете, счастья людей и расцвета Культуры.
К сожалению, говорят Учителя Шамбалы (и каждый из нас, зная себя и общаясь с другими людьми, немедленно согласится со сказанным), по-настоящему равновесные люди в человечестве пока явление уникальное, из ряда вон выходящее.
Причину нашей неуравновешенности – недостатка очень серьезного – Учителя объясняют неправильным или нездоровым развитием органов чувств и небрежением к мышлению. “Искусство мышления отринуто, и нигде о нем не указано в школах”, – с огорчением говорит Владыка Шамбалы (Надземное, §713). И если незнание не может быть судимо, то невежество должно быть осуждено сурово, ибо если первое излечимо, то второе неисправимо. Но, конечно же, нужно уметь распознать, где пролегает граница между незнанием и невежеством. Самая показательная черта невежества – самомнение.
Из века в век наша воля устремляет нас ко всему внешнему, материальному, преходящему. Но никто и не предлагает нам отказываться от материального. Однако мы почему-то делаем вид, что не слышим, что из поколения в поколение говорят нам Мудрые: только на равновесии материального и духовного можно достичь истинного ощущения счастья на Земле. Но устремляясь ко всему внешнему, мы все же не очень-то спешим развивать свой внутренний надземный мир, хотя Учителя и говорят: “Не только извне приходит осознание Надземного, оно зарождается внутри нас”. (Надземное, § 714)
Именно на Равноконечном Кресте стоит вся проявленная жизнь, все Бытие.
Равноконечный Крест – символ Первой причины всего сущего. Это – Первопричина, т. е. Альфа, как сказал бы Христос, и Последнее, или Омега, как сказал бы Он.
Учителя Шамбалы учат, что без действия этого закона вообще не может быть проявлена жизнь в какой бы то ни было форме – ни в духовной, ни в психической, ни в физической. Мир был бы пуст и темен, если бы не действовал этот закон.
Крест Равноконечный – символ Единой Жизни, повсюду проявленной в двух аспектах, двух Началах: Женском (горизонтальная линия) и Мужском (вертикальная). Чтобы жизнь была гармоничной Начала должны быть в равновесии – равноправными, равноценными, равновостребованными. (Напомню, что в человечестве Земли разделение на два пола андрогинного человека произошло именно тогда, когда в природе Земли установилось равновесие духа и материи – между Третьей и Четвертой Коренными Расами, более 18.5 млн. лет тому назад).
ХIХ век. Калужская область. Перемышльский район, с. Гремячево. Излюбленный орнамент вышивки цветной перевитью на женском праздничном костюме. (Собственность муниципального “Дома мастеров”, г. Калуга)
Крест Равноконечный появился одновременно с Кругом и фактически является лишь другим его выражением.
Можно сказать, что Круг является выражением Креста – эти два символа взаимозаменяемы и неразделимы в своем сокровенном значении. (Тот, кто заинтересуется древней символикой, найдет много интересного и неожиданного для себя, если со временем, не спеша, начнет изучать “Тайную Доктрину” Е. П. Блаватской и ее “Разоблаченную Изиду”.)
Этот Первоначальный Равноконечный Крест есть изначальная Свастика – древнейший и священнейший символ человечества, который после Второй Мировой войны вдруг стал для европейского человека настоящим жупелом.
Поэтому считаю необходимым помочь молодому читателю преодолеть предрассудок и неведение не доводить до невежества.
Свастика – как символ Вечного Движения, Вечной Жизни.
Равноконечный Крест не может быть неподвижным!
Жизнь – это Движение вечное и развертывающееся по спирали в Беспредельности. И потому символ Жизни – Равноконечный Крест – не может быть неподвижным!
Каждый виток Спирали Эволюции выше предыдущего, но прежде чем на него подняться (этот подъем-восхождение в витке тоже назван эволюционным, или просто эволюция), нужно опуститься ( спуск-нисхождение называется инволюция).
Когда Феникс воскресает в новом Цикле Жизни, из четырех концов Равноконечного Креста вырываются струи всетворящего Огня-Агни. Крест при этомначинает вращаться, – он движется реактивной силой огненных струй. (Чтобы помочь воображению, стоит лишь вспомнить фейерверки. Почти всегда среди огненных фигур бывает и равноконечный крест, к концам которого прикрепляют ракеты. Вырывающиеся огни и вращают крест, превращая его в огненную свастику. Здесь же видим и доказательство ранее сказанного, что Круг и Крест неразделимы и взаимозаменяемы и являются просто разным выражением друг друга.)
Крест может двигаться и по часовой стрелке (символизируя эволюцию),и против нее (символизируя инволюцию). При этом образуются вот такие фигуры:
движется по часовой стрелке – ; против – .
Этот самодвижущийся по Кругу Крест – есть Крест Вечного Воскресения. Он называется СВАСТИКА и является мировым достоянием.
Свастика – самый священный и самый мистический знак всех древних народов и Востока и Запада, и прежде всего обитателей Страны Ариев (Арьяварты), многие тысячелетия назад располагавшейся на севере Индии. (Арьи, или Арийцы, – прародители нашей Коренной Расы – Пятой по счету, которая именно благодаря им и называется Арийской.)
Свастику встречаем повсюду в древнем мире: в Египте и Китае, в Монголии и Тибете, в древней Греции и Перу, Вавилоне и Риме, Ассирии и на Руси и т. д. Чтобы назвать все законы, которые заключает Свастика, нужна отдельная книга. Для буддистов, китайцев, монголов Свастика означает “Десять тысяч истин”, относящихся к тайнам видимой и невидимой Вселенной, Первозданной Космогонии и Теогонии. Посвященный в тайны этого знака мог начертать с математической точностью эволюцию Космоса, зарождение человека и остальных видов жизни.
Здесь мы узнаем вкратце лишь о некоторых символах, которые вмещает в себе этот довольно простой знак всех древних народов планеты.
Свастика – это огненная эмблема деятельности Космического Электричества, основы Жизни.
Свастика – это “четыре руки” всемогущего индийского Божества Огня-Агни, которые, если продолжить, уходят в… Беспредельность, обнимая все, преобразовывая все, бесконечно совершенствуя все в своем вечном и цикличном продвижении.
Свастика – символ Двух Начал и их синтеза. Горизонтальная линия Свастики символизирует Материю (или Женское Начало), вертикальная – Дух (или Мужское Начало). Этот знак включает в себя все пары противоположений,* О значении равновесия пар противоположений жизни и о необходимости их вмещения в сознании будем говорить в четвертой книге. Мы узнаем, что если в человеке пока еще нет такого свойства, ему не стоит терять время на изучение Сокровенного Знания, потому что от этого получится только вред. Это все равно, как если бы человек, стремясь постичь сокровенные законы мира, пошел бы в больницу и потребовал бы вшить в его мозг чип (микросхему) с записанными на нем Станцами Книги Дзиан, Учением Живой Этики,Учением Храма и т. д. Разве от такой трансплантации у человека расширится сознание? из которых состоит Жизнь Космоса и жизнь человека (дух и материю, Свет и тьму, небесное и земное, знание и незнание, начало и конец, конец и беспредельность, любовь и ненависть, рождение и смерть, отрицательное и положительное, пассивное и активное, плюс и минус, день и ночь, рождение и смерть, да и нет, можно и нельзя и т. д. и т. д. Но в своем равновесном (гармоничном) сочетании Свастика символизирует не двойственность Жизни, а единство – Единый Элемент, Единый Агни-Огонь, творящий все сущее.
Самый древний на Руси православный храм Святой Софии в Киеве. Храм заложен в 1037 г. В Софийском соборе Священная Cвастика венчает Святительский чин. Здесь – мозаика правой части алтаря и фрагмент центральной части.Снимки А. Радченко. Фотофрагменты алтаря сделаны с разрешения дирекции собора-музея.
Свастика – символ постоянного вращения Миров и Циклов. Движение вечно и циклично. Но оно также, как и все сущее, состоит из двух противоположностей. Это – Выдох и Вдох Абсолюта-Парабрамана. Выдох и Вдох (Манвантара и Пралайя) – это эволюция и инволюция, развертывание жизни и свертывание. Это – Бытие и Небытие.
У Эволюции всего два вида движения – центробежное и центростремительное. И эти законы отражены в Свастике, вращающейся по часовой стрелке (или по Солнцу) и против часовой стрелки.
Центробежная сила будет означать, что человек тяготеет к низу, ко всему материальному, у него превалирует земное притяжение, развито земное сознание. Он строит жизнь на основании, выложенном земными сокровищами. Такой человек (если сравнить его с планетой, вращающейся вокруг Солнца) будет устремляться прочь от Света, от Солнца, его мощно притягивает другой полюс – тьма. Если такое движение будет продолжаться из жизни в жизнь, то в конце концов такой человек и в самом деле уйдет во тьму и превратится в космический отброс.
Центростремительная сила означает, что человек устремляется к сокровищам небесным. Такой человек притягивается к солнцу – духовному источнику его собственной вселенной, а через него – к общекосмическому Духовному Солнцу – к ХРИСТУ МИРА, к сердцу МАТЕРИ МИРА.
Плохо, когда человека затягивает материальное, и он отвергает духовное. Но так же плохо, когда человек из жизни в жизнь отвергает материю. Такой человек начинает презирать Землю и жизнь на ней. Всеми силами он стремится немедленно вернуться обратно – к своему духовному источнику, который послал его на Землю. Но такой человек не желает участвовать в жизни на Земле, потому что она в сравнении с Небесами, темна, тяжела, опасна и, к тому же, ограничивает знание и творчество духа. Такой человек не полезен эволюции, он – не равновесный крест.
Но если человек в своем естественном эволюционном движении достигает уравновешивания духовного и материального, то его устремление к своему Духовному Солнцу вовсе не исчезает, не уменьшается. Наоборот, оно нарастает, все ускоряясь. В конце концов его душа сольется с этим Солнцем- Христом.
Болгария, г. Несебр. Православный храм “Пантократор” (“Спас Вседержитель”). Построен в XIII-XIV вв. во времена Второго Болгарского Царства при царе Иване Александре.
Для этого древнего храма характерена отделка из керамики и уникальный орнамент, имеющий вид ленты из непрерывной Священной Свастики, обрамляющей его верхнюю часть по всему периметру. (Слева вверху – элемент орнамента)
Если мы присмотримся к Свастике, то увидим в ней Единство Мира в его многообразии. Этот знак – фактически Великая Единица. Посмотрите – она отражена в восьми единицах. К любой единице можно прибавить сколько угодно единиц, в результате чего можно получить любое число. Древние Мудрецы знали, что в основе мира лежит именно число, потому что оно слагает любую форму (начиная с треугольника).
В Свастике видим и число Четыре в разных значениях. Это – и символ четырех частей света: Восток, Запад, Север и Юг. Это – и четыре Стихии, четыре Элемента, из которых состоит проявленная Вселенная. Это – четыре Цикла Жизни, из которых состоит жизнь и Космоса, и природы, и человека. Эти циклы имеют много аспектов и наименований: это – Юги: Сатья, Двапара, Трета, Кали; это – детство человека, юность, молодость и старость; это сезоны природы – весна, лето, осень, зима. Это Четыре – магическая и научная четверица, главный ключ, открывающий дверь любой науки (как физической, материалистической, так и духовной).
Свастика указывает шесть направлений Пространства: верх – низ, левое – правое, от нас и – к нам и символизирует число Шесть – число проявленной, физической Природы Космоса.
В Свастике зашифровано и основное число Природы, Космоса, Земли, человека – Семь. Ведь этот знак составлен фактически из четырех семерок. 4 x 7 = 28. Число 28 чрезвычайно проникающее. В частности, мы видим его в четырех фазах Луны, которые сменяют друг друга через каждые семь дней.
В Древнем Египте и Индии Свастика – охраняющий талисман и символ спасительной мощи. В Египте она возлагалась на грудь умершего мудреца.
Вологодские праставы (фрагменты). XIX век.
Эти своеобразные визитные карточки древнеиндийской (точнее, Арийской) древности, изготовлялись в сердце, Гиперборейской земли, которая известна как Рось, Русь, Россия** Мне хочется назвать орнаменты, выполненные в ХIХ веке крестьянками Вологодской губернии цветной перевитью, своеобразной хвалебной песнью воспетой рукой и сердцем русских крестьянок в честь… Агни – древнеиндийского могущественного Бога Огня, символизированного Священной Свастикой. Попытаюсь, буквально в нескольких словах, донести до читателя свою мысль.
Уникальная 5-летняя Трансгималайская экспедиция академика Н. К. Рериха доказала родство культур человечества. Рерих доказал также близкое родство языков-братьев — русского и санскрита (языка древних Арьев, Арийцев), которые, придя в незапамятные времена откуда-то с севера в Индию, построили, как уже говорилось ранее, в предгорьях Гималаев блистательную цивилизацию — Арьяварту. Единство древних культур Руси и Индии стали подтверждать затем и другие российские исследователи. В русском разговорном языке, а также в древних названиях рек, преимущественно российского Севера, в наименовании многих населенных пунктов, горных вершин можно встретить совершенно неизмененные санскритские названия, которые находимы во всемирно-знаменитом древнеиндийском эпосе “Махабхарата”. (Например, есть северорусские реки Кайласа, Ганга, Гангрека, Алака, Анга, Кая и др).
Но вернемся к вышивкам. В вологодских говорах слово “прастава” означает тканую или вышитую полосу, украшающую подолы праздничной одежды, концы полотенец и т.д. Древнерусское слово “прастава” это… санскритское слово, изначально обозначавшее… “хвалебная песнь”.
Но, какое, спрашивается, имеет отношение “хвалебная песнь” (синоним которой “гимн”) к… вышиванию?
Дело в том, что в древних гимнах Ригведы (а Ведам, повторимся, более 20 тыс. лет) священная речь постоянно сравнивается с орнаментом ткани, а поэтическое творчество мудрецов – с ткачеством, а поэтому часто употребляются выражения “ткать гимн”, “ткань гимна”.
Как видим, слагатели сокровенно-научных гимнов Ригведы (а большинство из них посвящены Агни – Богу Огня), взяли у ткачей и вышивальщиц образ для замечательно-доходчивого поэтического сравнения. А вышивальщицы взяли у мудрецов их священные знаки для своих орнаментальных гимнов и через тысячелетия бережно донесли их к самому порогу Эпохи Огня. И их “хвалебная песнь”, пропетая руками, ничуть не исказила изображение древнего символа.
(Подробнее о древних русских вышивках см. журнал “Наука и жизнь”, №5, 1997, Москва. Статья С. Жариковой, кандидата исторических наук из Вологды – “Мы кто в этой старой Европе?”)
Свастика встречается на месте сердца в изображениях Будды (Тибет, Монголия). Она налагается на сердце живых посвященных, причем иногда ее выжигают на теле огнем. Жрецы древней Трои, Халдеи, Ассирии, Перу, Рима изображали Свастику на стенах своих циклопических построек. Древние славяне, в том числе, русские крестьянки вплоть до ХIХ века, вышивали ее на своих полотенцах и на праздничной одежде.
В конце Темной Эпохи (Кали Юги) Свастика, как и все священное,унижена. Это случилось даже в пограничных землях некогда великого в своей духовности Тибета. В начале 30-х годов ХХ века Тибет отверг Вестников Шамбалы, которые для оказания помощи народу всегда являются в самое трудное время. И как следствие, не принятия Высшей Помощи, народ всегда получает полный ливень своей отягченной кармы. Учителя Шамбалы покинули Тибет, и он утратил независимость и погряз в пьянстве и колдовстве. Самый священный и мистический символ народов в Тибете второй половины ХХ века можно было видеть даже на головных уборах черных колдунов.
Как известно, Гитлер посылал в колдовской Тибет секретную экспедицию. Тайны фашистского Рейха пока не все известны, но весь мир знает, что Гитлер продемонстрировал то же самое, что и тибетские черные колдуны (дугпа). Он также унизил древний символ всех народов, взяв Священную Свастику на свое знамя. В результате в сознании народов Европы Свастика стала восприниматься как символ фашизма, символ чудовищного насилия. Поэтому многие люди Запада, пережившие Вторую Мировую Войну, не имея представления о происхождении древней символики, уже при одном взгляде на Свастику испытывают ужас. Но в Индии и в других странах Азии, Свастика по сей день сохраняет свое первоначальное священное и охранное значение. И такое отношение, без сомнения, перейдет в будущее человечества.
Назовем позднейшие синонимы Свастики у разных народов – Молот Тора, Герметический Крест, Крест Джайна.
О Кресте Распятия и других до-христиансиких Крестах
Немного о древнеегипетском Тау.Латинский Крест? Но каким образом он оказался в руке сына древнеегипетских Богов Изиды и Озириса?
Разновидностей Первоначального Креста много.
Равноконечный Крест в Круге – это Крест Мира, символегипетских герметических философов (последователей Гермеса).
Елена Петровна Блаватская(1831-1891)
“Тайная Доктрина”, 2 том,Архаический символизм религий мира, Отдел 8
… не в Библии должны мы искать начало происхождения креста и круга, но за пределами Потопа.Крест и круг являются универсальным представлением – и таким же старым, как сам человеческий разум.“Распять перед (не против) Солнцем”, есть фраза, употреблявшаяся при Посвящении. Она пришла из Египта, но ее начало в Индии. Тайна может быть разгадана лишь через поиски ее ключа в Мистериях Посвящения. В Египте Посвященный Адепт, успешно прошедший через все испытания, не пригвождался, но просто привязывался на ложе, в форме Тау , а в Индии в форме Свастики, без четырех добавочных продлений ( не ), затем его погружали в глубокий сон – “Сон Силоама”, как и посейчас называется этот сон среди Посвященных в Малой Азии, в Сирии и даже в верхнем Египте. Его оставляли в этом состоянии три дня и три ночи…
Среди древнейших – Египетский Крест, или Крест Распятия. Этот астрономический крест в мистических целях употреблялся задолго до рождения Иисуса Назарянина. Он был неотъемлемой частью сокровенных ритуалов всех древних народов: Египта, Индии (где он по сей день ставится на чело духовного ученика-чела), Вавилона, Греции, Китая, Мексики, Перу. Крест Распятия встречается на груди египетских мумий. Древние азиатские одеяния все усыпаны этими крестами.
Древнейший Египетский Крест Распятия обозначается – . Этот Крест называется Тау. Позднее он станет буквой в алфавите древних греков. Именно с нее начиналось слово “Теос” – “Бог”. Отсюда – Теософия, Божественная Мудрость (“София”– “Мудрость”). Символом Теософии стал Тау, обвитый Змием, который в высшем аспекте (в отличие от низшего – символа зла) был символом Высшей Мудрости. Тау надевался на шею египетских Посвященных, которые назывались“Священными Змиями”.
На основании археологических, исторических и других доказательств мы получаем достоверную картину распространенности Креста Распятия за многие тысячи лет до рождения Иисуса из Назарета.
Но никогда Египетский Крест Распятия не был орудием пытки у древних народов и“древом позора”, как у римлян. Тау – символ “Древа Жизни” – вечной жизни. Он применялся в египетских и греческих Мистериях, посвященных Богу Вакху и Елевсинии (так у греков называлась божественная обитель Света и Славы).
В Древнем Египте посвящаемого неофита на ночь “распинали” на деревянном ложе в виде Тау: руки были раскинуты по сторонам и привязаны веревками к верхней перекладине. Это означало, что Посвящаемый как бы умирал для всего плотского, он показывал, что распял свою смертную плоть, а астральную душу соединил с божественным духом. Таким духовно преображенным – “вновь рожденным” – Посвященный добровольно отдавал себя на служение миру.
Н. К. Рерих. Идолы
Египетский Тау – символ двойственной порождающей мощи. Он был религиозной эмблемой и одновременно магическим талисманом. Как талисман он считался могущественным средством против эпилепсии и одержания.
Именно мистический Египетский Тау – как “знак Бога Живого” – принесли в видении св. Иоанна Ангелы, чтобы “наложить печать на лбы слуг Господа нашего”. (Откровение Святого Иоанна, 14:1).
Тау был костылем святого Антония (египетского отшельника) икрестом святого Филиппа.
Есть и другая разновидность Египетского Тау – – Крест с рукояткой (по-латыни – Крукс ансата).В Египте этот символ бессмертия и закона, назывался Анкх. Рукоятка была принадлежностью Богини Изиды – мировой сферой.Такой Крест можно видеть в руках почти каждого древнего Бога. Это Крест древних фараонов. Также он принадлежал и принадлежит Посвященным Адептам каждого народа. Египетский Тау с рукояткой, Анкх, был взят гностиками и каббалистами. Позднее он трансформировался в так называемое Зеркало Венеры – .
Первоначальный Крест с удлиненной вертикалью называется Латинский Крест, хотя он не имеет ничего общего с латинянами.Это название появилось, благодаря археологам. Так называемый Латинский Крест христиане взяли от буддийских миссионеров. А те, в свою очередь, принесли его примерно за три столетия до рождения Христа, из Индии, где он встречается и по сей день. Этот Крест настолько древний, что сын Изиды и Озириса – Гор иногда изображался с таким длинным Крестом.
Лабарум Константина. Мы видим здесь первую и последнюю буквы греческого алфавита – Альфа и Омега.
Крест, называемый Лабарум Константина. Римский император Константин (285-337 гг., основатель Константинополя) заменил орла на пике знамени, которое несли впереди римских императоров, монограммой из букв Х и Р, взятых из начального слога слова ХРистос. Но на самом деле Лабарум – это знак, известный за многие века до Константина и христианства. Это – знак египетского Бога Озириса и Гора и эмблема Этрурии (до-римской цивилизации).
Греческий Нагрудный Крест имеет также египетское происхождение. Было время, когда отцы Церкви называли его“изобретением дьявола”. Сейчас его носят все православные священнослужители.
Крест, который называется христианами Мальтийским, красовался задолго до рождения Мальтийского ордена крестоносцев на груди у ассирийского царя.
Даже из этой малости бегло приведенной информации видно, насколько распространен среди древних народов Земли Крест, какое знание сокрыто в каждой его разновидности, насколько больше знали о нем до-христианские народы планеты.
О том насколько многообразна, сложна и всепроникающа символика Креста, можно узнать из “Тайной Доктрины” (2 том). Но об этом легко догадаться даже из приводимых ниже строк, взятых из статьи Е. П. Блаватской “Ламы и друзы”. Обратим внимание на выделенные мною слова, касающихся слова “лама”. *Слово “лама” на тибетском языке означает “тропа”, “дорога”. Но в переносном смысле это – “путь, ведущий к спасению”. Сравните с Христовым выражением “Я есть путь”.
Ламы – это монахи и учители, последователи северной, монгольско-тибетской, ветви буддизма, называемой ламаизмом. В XIV в. основатель ламаизма Великий Учитель ЧжеЦонкапа, видя насколько исказился буддизм, очистил его от вековых наслоений, от буквального толкования и извращения. Но спустя века, ламаизм снова ис��азился, как и все остальные религии, только в меньшей степени. В России последователи ламаизма живут главным образом в Бурятии, Туве, Калмыкии.Как уже было сказано, Махатмы – Учителя Шамбалы – в начале 30-х годов ХХ века ушли из Тибета и, как следствие этого, древняя страна великой духовной культуры лишилась духовной поддержки на переходе Эпох. Тибет стал быстро погружаться во тьму невежества и вскоре, как и было предсказано, потерял независимость, а его духовный и светский глава – Далай Лама – был изгнан китайскими властями и вынужден жить в изгнании.(Почти одновременно, в 1926 году, Гималайские Махатмы предложили помощь также и правительству СССР – через семью Рерихов, прибывших в Москву. Но на самом решающем повороте СССР отказался от такой странной помощи и тем самым предпочел наиболее тяжелый путь, который завершился развалом страны и почти мгновенным падением ее могущества. Чудовищный развал экономики сопровождался ужасающим разгулом преступности, народной нищетой и невиданным падением нравственности.)
“Довольно-таки странно, однако оно (слово “лама”, – ред.) означает также и “крест”. Это… Х – десять (эта римская цифра – не что иное, как разновидность креста, см. рисунки на стр. 300, – ред.), символ совершенства или совершенного числа, означавшая десять у египтян, китайцев, финикийцев, римлян и т. д. Она встречается также и в мексиканских внецерковных календарях. Татары называют ее lama – от скифо-туранского слова lamh…”.
www.pravda-tv.ru
Происхождение креста как религиозного символа ... - Разные вести
ДЛЯ многих людей крест — неизменный атрибут христианства.Но если посмотреть на формы креста у многих христианских конфессий они отличаются. Почему?Для того чтобы ответить на этот вопрос надо копнуть историю и понять как крест проник в христианство.Вот какие данные приводятся в авторитетных справочных источниках...
«Британская энциклопедия»: «Почти на всей территории Старого Света археологи находили предметы, отмеченные крестами различных форм. Находки датируются временем задолго до Христа. Можно привести огромное число примеров из Индии, Сирии, Персии и Египта. [...] Крест как религиозный символ почти повсеместно использовался до Христа и до сих пор используется среди нехристианских народов. Во многих случаях это связано с поклонением силам природы» (Encyclopædia Britannica, 1946, том VI, страница 753).
«Толковый словарь слов Нового Завета»: «Форма... [креста в виде двух балок] взяла начало в древней Халдее и употреблялась там, а также в соседних странах, включая Египет, как символ бога Таммуза (в виде мистического Тау, первой буквы его имени). К середине III века н. э. церкви либо отступили от некоторых учений христианской веры, либо исказили их. Церкви отступнического христианства, чтобы укрепить свои позиции, принимали язычников в свою веру без духовного перерождения и позволяли им сохранять языческие знаки и символы. Таким образом Тау, или Т, в наиболее распространенном виде с опущенной перекладиной, был перенят для обозначения креста Христова» (Vine W. E., An Expository Dictionary of New Testament Words, Лондон, 1962, страница 256).
«Крест в обрядах, архитектуре и искусстве»: «Как это ни странно, но приходится признать бесспорный факт: крест как священный символ использовался задолго до рождения Христа и до сих пор служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние Церкви. [...] Древнегреческий Бахус, тирский Таммуз, халдейский Бел и скандинавский О́дин — символы всех этих божеств имели крестообразную форму» (Tyack G. S., The Cross in Ritual, Architecture, and Art, Лондон, 1900, страница 1).
«Почитание мертвых»: «Крест, называемый crux ansata [крест с петлей или ушком наверху]... держали в руках египетские жрецы, а также цари, которые в то же время были верховными жрецами. Он служил символом их власти как представителей бога солнца и назывался „знаком жизни“» (Colonel J. Garnier, The Worship of the Dead, Лондон, 1904, страница 226).
«Краткая история фаллических культов»: «Кресты различной формы повсюду встречаются на египетских монументах и гробницах. Многие специалисты считают их символами либо фаллоса [изображения мужского полового органа], либо совокупления. [...] В египетских гробницах crux ansata соседствует с фаллосом» (Cutner H. A., Short History of Sex-Worship, Лондон, 1940, страницы 16, 17).
«Компэньон Байбл»: «Эти кресты использовались как символы вавилонского бога солнца. Они встречаются на монетах, впервые на монете Юлия Цезаря (100—44 до н. э.), а затем на монете, отчеканенной его преемником, Августом (20 до н. э.). На монетах Константина чаще всего встречается символ с кругом; однако такой же символ, только без круга (в который он тоже заключался) и с четырьмя равными концами, горизонтальными и вертикальными, почитался как „колесо солнца“. Следует отметить, что Константин поклонялся богу солнца и не присоединялся к „Церкви“ еще около четверти века после того, как он, согласно легенде, увидел такой крест на небесах» (The Companion Bible, Приложение № 162).
отсюда
19viv69.livejournal.com
Что означают древние символы? Крест | Культура
Принято считать, что символы отражают архетипы: общие для всего человечества образы, хранящиеся в коллективном бессознательном. Так сказать, зашитые в матрицу нашей психики или души. И неудивительно, что отражение они находят в простых геометрических фигурах: прямой, волнистой или зигзагообразной линии, спирали, точке, круге, треугольнике, квадрате…
Ведь нам свойственно еще и эстетическое чувство. Только что вылепленный горшок хочется украсить, а как? Ведь никаких приемов еще не существует. Напрашиваются наиболее естественные и очевидные способы: пальцами или палочкой оставить углубления, нарисовать черту (а там и пересечение нескольких линий). Кроме того, симметрично, упорядоченно расположенные элементы воспринимаются нами как более красивые. Вот и повторяются простые элементы в определенных понравившихся сочетаниях.
Когда фигуры стали символами, то есть наполнились значением, мы не узнаем. Ясно, что некоторые символы просто «срисованы» с обозначаемого объекта. Например, круг — общепринятый символ, обозначающий солнце и луну. Волнистая линия — вода. А вот кто и когда придумал обозначать небо кругом, землю квадратом, а движение солнца свастикой, сказать трудно.
Много позже мистики домыслили что-то, наполняя древние символы более широким смыслом, а точнее — используя их для иллюстрации собственных концепций. И уже сложно отделить одно от другого, когда символ имеет множество значений, которыми он оброс за тысячелетия. А всегда ли понимают сами народные мастера — художники, гончары, вышивальщики — что именно символизирует каждый элемент наносимого ими орнамента, да и сам орнамент в целом? Точнее, могут ли они осознанно вербализовать, что именно и зачем изображено на кувшине, наличнике, рубахе?
Фото: mycola, Shutterstock.com
Возможно (да и скорее всего), мы не так уж нуждаемся в их осознании, в логическом анализе. Возможно, они взаимодействуют с глубинными слоями психики, с той самой «матрицей» коллективного бессознательного. Да современному горожанину это не очень-то и нужно. Тем не менее дошедшие из глубины веков символы существуют. Они являются неотъемлемой частью искусства, благодаря им мы можем понять, как видели мир наши предки.
Один из таких символов — крест, чаще всего простой равносторонний.
В кресте можно отчетливо выделить две линии и центр. Собственно, идея центра — одна из основных, отражаемых символом креста. Круг, квадрат — они очерчивают, ограничивают пространство. Центр в них есть, но акцент на нем не делается. Напротив, крест — это центр как самостоятельное явление, без ограничивающего контура. Линии можно воспринимать как деление на сектора (число 4 сакрально у многих народов), а можно — как исходящие из центра, распространяющиеся лучи. Может быть, поэтому крест стал одним из символов солнца? Солнечное колесо может иметь восемь спиц-лучей, может превращаться в свастику, но основой остается равносторонний крест. «Лапки» свастики придают ей дополнительный динамизм, символизируя качение солнечного колеса. Кстати, «прямая» свастика, символизирующая естественный ход солнца, катится по часовой стрелке в сторону, противоположную загнутым лучам.
Крест — это и система географических координат. Этот мотив в том или ином виде прослеживается во многих мифах и представлениях древних. Например, из Эдема почему-то вытекают именно четыре реки на четыре стороны света. Символизирует крест и четыре стихии, из которых состоит мир.
Фото: CREATISTA, Shutterstock.com
Также крест — схематическое изображение мира, макрокосма: взаимодействие вертикальной оси мира и линии горизонта. Вписывается в крест и микрокосм: человек с раскинутыми руками.
Но наиболее интересный символизм, на мой взгляд, связан с выражением единства и взаимодействия противоположностей: материи-духа, земли-неба, женского-мужского. Это позволяет считать крест сексуальным символом: как в прямом, так и в гораздо более широком смысле. Крест отображает динамику взаимодействия активного и пассивного начал. Мужское начало, дух, активно в отношении женского, материи. Но крест как целостный символ куда объемнее простой суммы составляющих его линий. И это отражает происходящее в реальности, когда оплодотворение воспринимающего («женского») начала более активным («мужским») дает в сумме нечто новое. И весь комплекс из двух взаимодействующих и третьего «рожденного» элементов становится единой системой. Можно сказать, что крест символизирует динамизм, происходящие в мире взаимодействия и преобразования.
Не знаю, имеет ли связь с этой символикой христианский крест. Возможно, он является совершенно самостоятельным, имеющим лишь внешнее сходство с древним символом. А может быть, фигура креста была заимствована у древних и наполнена новым смыслом. Но не стоит забывать, что понимание креста в его христианском значении логическое, идущее от знания значения креста как орудия казни, как символа долга. Древний же равносторонний крест понимается интуитивно, архетипически. Знание это врожденно, как и понимание, например, подлинного, древнего смысла свастики.
Благодарю Наталью Колпакову за помощь в подготовке статьи.
Что еще почитать по теме?
Кто нарисовал пять тысяч крестов, совершенно отличных друг от друга?Что на самом деле значат египетские символы?Как свастика стала одиозным символом?