Сельское хозяйство в Месопотамии. Древняя месопотамия хозяйство
Хозяйство государств Месопотамии - Онлайн библиотека
Общая характеристика страны. Месопотамия - одно из древнейших очагов земледелия на планете (XI-VIII тыс. до н. э., когда начался переход от кочевого к оседлому образу жизни). Ее территория делилась на две географические зоны - Северную (Верхнюю) и Южную (Нижнюю) Месопотамию. Южная (Вавилония) была более урбанизирована. В III тыс. до н. э. города здесь возникали путем синойкізму - слияние нескольких сельских общин. Именно здесь возникла и первая государственность.
На почве совместных хозяйственных интересов, строительства и эксплуатации местных ирригационных систем происходило объединение городов во главе с более сильным. Однако такие объединения были исключением, нормой оставался полісний устройство страны, обусловленный наличием в стране ряда водных артерий (Євфрат в пределах Юга Месопотамии распадался на несколько русел). Это давало возможность городским общинам строить свои магистральные каналы и таким образом обеспечивать себе экономическую и политическую самостоятельность. Возглавлял город-государство смысле, власть которого переходила от отца к сыну.
Следовательно, основу экономического развития тогдашнего Юга Месопотамии составляло ирригационное земледелие. Орудия обработки были примитивные - заступ, плуг, сеялка. Жали глиняным серпом с вставленными в него кремневыми зубчиками, молотили на гумне цепом или специальными санками, в салазках которых были вкраплены кремешки. Выращивали в XI-VIII тыс. до н. э. ячмень, пшеницу, просо, горох, бобы, горчицу, лекарственные растения, культивировали финиковые пальмы. Для населения Месопотамии финиковая пальма была настоящим "деревом жизни", потому что из нее производили около 360 видов различной продукции. Для повышения его урожайности уже 4000 лет назад применяли искусственное опыление. Хоть и меньше, но выращивали также яблони, гранатовое дерево, а во второй половине III тыс. до н. э. - виноград. Государство поддерживало садоводство, за рубку садовых деревьев в чужом саду был установлен штраф - півміни серебра (252 г). Основной технической культурой был кунжут (сезам), из которого изготавливали масло для натирания и культовых ритуалов. Развивалось также животноводство.
Издавна в Южной Месопотамии развивались ремесла, особенно строительная дело, плотничество, ткачество, чинбарство, пивоварение, производство парфюмерии и др. Нищета сырьевой базы заставляла населения изготавливать орудия труда, даже инструменты, из глины. Большое количество вязкой алювіальної (наносной) глины использовали в гончарному делу. Первый на планете гончарный круг изготовлено в Месопотамии в первой половине V тыс. до н. э. Здесь впервые стали производить глиняный кирпич, которая стала основной среди строительных материалов.
Излишки сельскохозяйственной продукции и нехватка сырья для развития ремесел побуждали к оживление внешней торговли. Внутри страны существовала торговля в форме простого обмена без купцов и общего торгового эквивалента.
Все население об'єднувалось в іригаційно-земледельческие общины (городские и сельские) и совместно владело не только землей, но и водой для орошения. Государство поддерживало в надлежащем состоянии всю ирригационную сеть, а община - отдельные ее участки. Общинная организация была очень прочной, но в ней не было ни имущественной, ни социального равенства. Жречество и чиновничество составляли ее верхушку. Незначительная часть обедневших общинников выходили из нее и устраивались за служебный надел ли паек.
Шумеро-аккадське общество (XXII-XXI вв. до н. э.) знало рабство, правда в патриархальной форме. Кроме пленных, были уже долговая кабала, самопродаж и продажа членов семьи, наследственное рабство, обращение в рабство по приговору суда. Были рабы частные и государственные, их использовали на ирригационных работах, в ремеслах, которые в Месопотамии считалось постыдным занятием. Раб воспринимался не как орудие труда, а как член общины. Цена за раба колебалась от 14 до 20 шекелей серебра (шекель - 8 ч).
Хозяйство Вавилонской государства. С образованием Вавилонской государства (II тыс. до н. э.) на территории Месопотамии произошли значительные изменения в экономическом развитии. Вавилоняне начали использовать в земледелии шадуф, с помощью которого подавали воду на те земельные участки, до которых не доходили паводковые воды. Освоение высоких полей способствовало развитию садоводства. Ирригационная система была в руках государства. Специальные чиновники отвечали за регулярный и достаточный полив земельных участков, арендуемых частными лицами государства, за своевременный и качественный ремонт каналов и дамб. Рациональное ведение ирригационного земледелия дало возможность успешно развивать животноводство. Состоятельные хозяева держали большие стада скота, которую они сдавали в аренду безтягловим крестьянам.
В стране развивалось ремесленное производство, но наибольших успехов достигло местное население в торговле, чему способствовали выгодное положение Вавилона на древних караванных путях и развитие ремесел, которые нуждались сырья, которой не хватало на Юге. Вся торговля велась под контролем государства. Бывших вольных купцов было преобразовано государством на своих торговых агентов - тамкарів. Государство контролировало также рыночные цены.
Однако в целом экономика страны оставалась глубоко натуральной. Хотя торговым служило эквивалентом серебро, однако не меньшую роль в торговых операциях играли зерно, растительное масло, финики и шерсть, которые обменивали на железную руду, рабов и т.д. Наемный труд оплачивали преимущественно натурой. В условиях нерозвинутого денежного обращения мелкие хозяйства очень зависели от кредита. Это обусловило интенсивное развитие ростовщичества. Кредиторами были в основном храмы, а также отдельные частные лица. Заем предоставляли под залог имущества, будущего урожая, поскольку законы запрещали вращать должников в рабство.
В Вавилоне сосуществовали государственная, общинная и частная формы собственности на землю, с явным преобладанием первой. Землю из государственного фонда раздавали в служебное пользование за выполнение определенных повинностей в пользу государства (воинам, чиновникам, персоналу царсько-храмового хозяйства и др.). Верховный жрец получал 36 га земли, жрец - 18, чиновник - 15, мелкий землевладелец - до 2 га. Частного землевладения в чистом виде не было, оно сохраняло элементы общинной собственности.
Развитие торговли и ростовщичества подрывал вавилонскую общину изнутри. Усилилась дифференциация общества. Общинная верхушка вместо защиты рядовых общинников от произвола чиновников сама задевала их.
В этот период в Вавилонии формировались арендные отношения. Закон регулировал эту сферу общественных связей. Он позволял арендовать поле сроком на 1-2 года, целину - на 3, садик - на 5 лет, регламентировал арендную плату за пользование: полем - 1/3 урожая, садиком - 2/3. В случае половинщини землевладелец должен был помочь арендатору рабочим скотом и посевным материалом.
Вавилонское общество делилось на три социальные сословия: авелуми - полноправные члены сельской и городской общины, владельцы определенной доли общинной земли; мушкенуми - прослойка из пауперизованих крестьян и представителей других социальных групп; вардуми - рабы, которые были юридически бесправной массой.
В Законах Хаммурапи - царя Вавилонии в 1792-1750 гг. до н. э. - уже идет речь об использовании наемного труда, хотя ее и не регламентировали. Это сделал позже царь Ешнуна (примерно XX в. до н. э.), устанавливающий норму заработной платы и материальную ответственность за невыполненную работу. Государство пыталось ограничить только ростовщичество. Законы Хаммурапи периодически отменяли долговые обязательства, регламентировали ростовщический процент (20% на денежную ссуду и 35% на натуральную). Запрещали забирать у должника весь урожай, имущество - он должен был отработать свой долг. Долговое рабство ограничивали тремя годами.
Наиболее развитым был государственный сектор. Царь с помощью чиновников контролировал все сферы жизни общества. Большая армия фискалов следила, чтобы население исправно платило налоги. Только в период середньовавилонської суток царским приближенным и их окружению жалели из государственного земельного фонда поля, причем без уплаты земельного налога. Эти временные пожалования постепенно становились наследственной собственностью, которую закрепляли царским декретом. Так постепенно ликвидировали централизованное государственное хозяйство, верхом переходили на налоговую форму содержание государственного аппарата. Разница между общинниками и теми, кто держал служебные наделы, стиралась, все они становились налогооблагаемыми частными владельцами.
С целью защиты интересов собственника земли в статье 62 Законов Хаммурапи отмечалось, что при снижении урожайности через плохой возделывание земли арендная плата не уменьшается и ее размеры определяются из средней урожайности в местности. Для стимулирования освоения целинных земель арендатору позволяли платить за них на второй год аренды.
Экономическое развитие Ассирии. В северных гористых местностях Месопотамии государственность сформировалась на целое тысячелетие позже, чем в Вавилонии. Как и на южных землях, население Ассирии занималось іригаційним земледелием, которое здесь играло гораздо более скромную роль. Большего развития приобрело садоводство и виноградарство на южных склонах гор и животноводство. Скотоводство обеспечивало сырьем производство кожи. Кожу широко использовали в быту, в военном оснащении и как материал для письма.
Развивались в Ассирии, богатой на промышленное сырье, также ремесла, особенно производство оружия и военного снаряжения, металлургия, строительство.
Больше всего внимания ассирийцы уделяли посреднической торговли, тесно связанной с военными ограблениями. Купечество Смирят совместно с купцами приєвфратських территорий и Сирии в XX-XVIII вв. до н. э. основали в Малой Азии древнейшее в мире международное торговое объединение Каниш, жители которого занимались не только посреднической торговлей, но и прибыльным ростовщичеством. Ассири йское купечество учредило тогда свои торговые кварталы в Мари, Угариті, Єгипті. Развитие торговли нуждался в надежных путей. Поэтому именно здесь впервые в мире проложили дороги, вымощенные камнем и кирпичом, местами даже залитые асфальтом. Через каналы и реки строили деревянные и каменные мосты.
Для изготовления ювелирных изделий применяли литье в формах, пайки, клепка, раскачку металлов в письма, гранулирование, изобретенные в Месопотамии 4,5 тыс. лет назад. Маленькие шарики из драгоценных металлов наклеивали на металлическую поверхность с помощью пасты, изготовленной из рыбного клея, гидроксида меди и воды, после чего изделие обжигали. Такая технология ювелирного производства распространилась в Европе, однако во времена Средневековья ее секрет было потеряно и вновь открыт лишь в 1933 г.
В Ассирии развивалось рабовладение. В отличие от Вавилонии основным источником рабства были не войны, а долговая кабала и работорговля. Однако основную массу производителей составляли мелкие и средние самостоятельные производители, в основном крестьяне-общинники.
Верхом ассирийского общества составляли крупные землевладельцы, купечество, чиновники, жрецы. Все они имели в государстве ряд льгот. Однако резкого деления на социальные сословия еще не было.
Нововавилонское царство. С распадом Ассирийской империи и образованием Нововавилонського царства (VII-VI вв. до н. э.) на южных и северных территориях шаг вперед сделал хозяйственное развитие. Вавилоняне новой эпохи построили сложное гидротехническое систему, которая обеспечила круглогодичный полив земли. Это дало возможность местным земледельцам перейти на двопільну, даже на трипільну, систему полеводства. Успехи в іригаційному земледелии способствовали развитию животноводства и птицеводства.
Значительное развитие получили ремесла. Вавилоняне уже производили цветные облицовочная плитка, изготовляли добротный текстиль, что славился во всем древнем мире. Процветала торговля, которая уже перестала быть государственной монополией. Совершенствовалась ростовщическая практика, в стране во II тыс. до н. э. возникли первые банки, которые принадлежали торговым домам Мурашу и Егібі. Банкірство в Нововавилонському царстве еще не стало отдельной профессией, а было приложением к ростовщичества. Банки давали кредит под 20-30% годовых. В случае сомнений относительно положения заемщика банк брал под свой контроль его недвижимость. За богатством банки династии Егібі опережали не только храмы, а иногда и государство, сосредоточивая в своих владениях земли, здания, скот. Активизации банковского дела способствовал переход в XX в. до н. э. до денежного налога. В целом же хозяйство халдейского Вавилон еще оставалось натуральным.
Больших успехов достигло строительство. В III тыс. до н. э. был построен величественный массивные храмовые башни (зикурати). Наибольшее из них построены в Вавилоне в честь бога Мардука (высота 60 м, восемь ярусов, на вершине храм, украшенный золотом). Кроме дворцов, строили административные и жилые дома, их стены украшали мозаикой. Кладка стен осуществляли смесью на основе асфальта. Было начато систему благоустройства города: дома городских жителей уже в III тыс. до н. э. имели плиты, водопровод, канализацию. Развивались транспорт, дорожное строительство. Именно здесь впервые в IV тыс. до н. э. применили колесный транспорт.
В Месопотамии примерно в 2000 г. до н. э. изобрели моющее и дезинфицирующее средство - мыло, которое варили из растительного масла и луга. Примерно в 2700 г. до н. э. в Вавилоне уже были хирурги, врачи, которые лечили болезни глаз и других органов. Между прочим, именно отсюда происходит нынешняя эмблема медицины: символ бога медицины и заместитель врачей Ніказу - змея, которая обвивает жезл.
В Вавилонии сформировалась система автономии, самоуправления городов в форме общественно-храмовых общин - органического союза свободного населения того или иного города или региона с местным храмом. Важным достижением вавилонців было создание единой системы мер и весов, которую в них впоследствии переняли другие древние народы Ближнего Востока, отдельными элементами ее некоторые азиатские и европейские народы пользовались вплоть до XVIII в. Единица веса - шеум (46,75 мг - вес ячменного головки), 180 шеумів составляли шекель (8,4 г), 60 шекелей - мину (=500 г), 60 мин - талант (30,3 кг). Объем измеряли в силах (0,84 л) и гурах (300 сил). Мерой длины служили палец, ладонь, локоть.
Вполне очевидно, что хозяйство Месопотамии мало натуральный характер. Поразительных имущественных контрастов общество не знало, поскольку жизненный уровень основной массы граждан был достаточно высокий. Тот, кто не имел собственной земли, мог довольно безбедно жить с найма или аренды. Рабство мало патриархальный характер. Уже в Нововавилонському царстве в условиях высокого уровня товарно-денежных отношений происходило очиншування и освобождения за выкуп рабов. В общественном производстве рабский труд играла незначительную роль, основным же общественным производителем были крестьяне-общинники и ремесленный люд. В крупных хозяйствах, в частности в храмовых, довольно широко использовали наемный труд.
banauka.ru
Сельское хозяйство в Месопотамии
Люди из Тигра и Евфрата узнали, как одомашнить растения и животных около 10 000 лет назад. Первая в мире пшеница, овес, едва ли и чечевица произошли от диких растений, найденных в Ираке.
Месопотамия идеально подходит для сельского хозяйства. Он был плоским и безлесным. Было много солнца и не было смертельных заморозков и большого количества воды из двух могучих рек, которые заливали каждую весну, осаждая богатый питательными веществами ил на уже плодородной почве.
Крупные культуры включали ячмень, финики, пшеницу, чечевицу, горох, фасоль, оливки, гранаты, виноград, овощи. Фисташки выращивались в королевских садах в Вавилонии.
Развитие сельского хозяйства
Сельское хозяйство началось около 10 000-12 000 лет назад. Считалось, что самое важное человеческое продвижение после контроля над огнем и создания инструментов позволило людям поселиться в определенных районах и освободить их от охоты и сбора. Согласно Библии, Каин и Авель, сыновья Адама и Евы, развили сельское хозяйство и одомашненных животных: «Авель был хранителем овец, а Каин — земледельцем земли», — говорится в Библии.
Первое зарегистрированное сельское хозяйство произошло 11 500 лет назад в том, что археолог Гарварда Офер Бан-Йосеф называет Левантийский коридор, между Иерихоном в долине реки Иордан и Мурейбет в долине Евфрат. На Мурейбите, месте на берегах Евфрата, семена из возвышенности, где растения из семян растут естественным образом, были найдены и датированы 11 500 лет назад. В качестве свидетельства сельского хозяйства предлагается обилие семян растений, которые росли в другом месте, найденном вблизи мест человека.
Раннее сельское хозяйство наиболее широко ассоциируется с Плодородным Полумесяцем, дугой земли, которая простирается от южной Турции до Ирака и Сирии и, наконец, в Израиль и Ливан. Семена 10 000-летней культивируемой пшеницы были обнаружены на участках в Ираке и на севере Сирии. В регионе также появились первые одомашненные овцы, козы, свиньи и крупный рогатый скот.
Около 10 500 лет назад сельское хозяйство начало развиваться на Ближнем Востоке и в Китае и в меньшей степени в Мексике, Андах и Нигерии. Это также свидетельствует о том, что бананы и таро выращивались на высокогорье Новой Гвинеи, по крайней мере, 7000 лет назад.
Влияние сельского хозяйства на развитие
Развитие самых ранних сел на Ближнем Востоке совпадает с первым приручением трав, таких как ячмень и пшеница. Большие поля с этими дикими зернами все еще встречаются в Анатолии. Семена из дикого зерна созревают в течение трех недель. Человек, использующий серповидный серп, может собирать около двух фунтов зерна в час. Зерно, собранное группой людей в течение трех недель, может длиться год. Кроме того, зерно легче хранить, чем другие пищевые продукты, потому что его можно высушить и сохранить и не гнить, как некоторые виды картофеля и овощей.
Сельское хозяйство освобождало людей от естественной производительности территории, на которой они занимались, и позволяло им манипулировать окружающей средой для удовлетворения их потребностей. Это, в свою очередь, позволило им расширить свои общины и означало, что им пришлось тратить меньше времени на поиски пищи, освобождая их от других вещей.
Сельское хозяйство также позволило рождаемости стать значительно выше, чем смертность. Многие закономерности генетической вариации исходят из прироста населения, вызванного развитием сельского хозяйства.
Первые урожаи, Эйнкорн и Эммер Пшеница
Самые ранние культуры — пшеница, ячмень, различные бобовые, виноград, дыни, финики, фисташки и миндаль. Первая в мире пшеница, горох, вишня, маслины, рожь, нут и рожь произошли от диких растений, найденных в Турции и на Ближнем Востоке.
Ученые обнаружили генетические данные о том, что четыре основных зерна в мире — пшеница, рис, кукуруза и сорго — превратились в общий попутный сорняк, который вырос 65 миллионов лет назад.
Считается, что первая одомашненная культура представляет собой пшеницу эйнкорна, своего рода питательную траву, адаптированную из диких видов травы, родных к горам Каракадаг, недалеко от Диярбакыра на юго-западе Турции, впервые выращиваемых около 11 000 лет назад. Ученые вывели это путем изучения ДНК современных штаммов пшеницы эйнкорна и обнаружили, что они были более похожи на пшеницу эйнкорна, выращенную в горах Каракадаг, чем в других местах. [Источник: Джон Нобл Уилфорд, New York Times, 20 ноября 1997 г.]
Сбор семян из дикой травы — дело непростое. Если вы выберете семена до того, как они созрели, они слишком малы и трудно есть. Если вы так долго ходите, они падают с стебля, и вы должны забирать их один за другим. С некоторыми травами период, когда семена можно собрать, составляет всего несколько дней в году. Если кто-то хочет получить долгосрочное питание, имеет смысл собирать столько, сколько вы можете, и вернуть его в свою пещеру и сохранить его.
Эммер пшеницы, ржи и ячменя культивировались примерно в то же время, и трудно сказать, что выращивали в первую очередь. Считается, что пшеница Эммера и еще одно пшеничное зерно из Каспийского моря являются первыми хлебами. Эммер пшеница — дикая трава. Считается, что он был выделен, потому что его семена остаются прикрепленными к стволу значительно дольше, чем у других трав.
Зерновые культуры выращивались в нынешней Сирии. Ливане, Израиле и Палестине около 10 000 лет назад в 8-м тысячелетии Б.С. Ячмень был впервые выращен в долине реки Иордан около 10 000 лет назад. Самые ранние уровни раскопок в Иерихоне показывают, что люди, которые там жили, собирали семена зерновой травы из скалистых скал, окаймлявших долину, и посадили их на плодородной аллювиальной почве.
Ирригация в Месопотамии
Месопотамия изначально была болотистой в некоторых районах и высушивалась в других. Климат был слишком жарким и сухим в большинстве мест для выращивания сельскохозяйственных культур без какой-либо помощи.
Месопотамии разработали орошаемое земледелие. Чтобы оросить землю, самые ранние жители региона осушили болотистые земли и построили каналы через сухие районы. Это было сделано в других местах до месопотамских времен. То, что сделало Месопотамию родиной первой культуры орошения, заключается в том, что ирригационная система была построена в соответствии с планом, и для поддержания этой системы требуется организованная рабочая сила. Ирригационная система началась на мелкомасштабной основе и превратилась в крупномасштабную операцию, поскольку правительство получило большую власть.
Шумеры инициировали масштабную ирригационную программу. Они построили огромные набережные вдоль реки Евфрат, осушили болота и вырыли оросительные канавы и каналы. Для создания системы потребовалось не только большое количество организованного труда, но и потребовалось большое количество труда, чтобы поддерживать ее. Правительство и законы были созданы для распределения воды, чтобы обеспечить бесперебойную работу.
Археологи обнаружили 3300-летние борозды плуга с водяными баночками, все еще лежащими на небольших фидерных каналах у Ура на юге Ирака.
Царства Месопотамии были опустошены войнами и пострадали от изменения водотока и засоления сельскохозяйственных угодий. В Библии Пророк Иеремия сказал, что «города Месопотамии — это пустыне, суша и пустыня, земля, в которой никто не живет, и никто из людей не проходит таким образом». Сегодня волки убираются в пустоши за пределами Ура.
Считается, что ранние месопотамские цивилизации упали, потому что соль, получаемая из орошаемой воды, превращала плодородные земли в соляную пустыню. Непрерывное орошение поднимало грунтовую воду, капиллярное действие — способность жидкости протекать против силы тяжести, когда жидкость спонтанно поднималась в узком пространстве, например между зернами песка и почвы, — приносила соли на поверхность, отравляя почву и сделать его бесполезным для выращивания пшеницы. Ячмень более устойчив к солям, чем пшеница. Он выращивался в менее поврежденных районах. Плодородная почва превратилась в песок засухой и меняющимся течением Евфрата, который сегодня находится в нескольких милях от Ура и Ниппура.
Животноводство в Месопотамии
Люди из Тигра и Евфрата узнали, как одомашнить животных около 10 000 лет назад. Козы и овцы были первичными животными скота.
demon-angel.ru
Хозяйство и экономика. Древний Шумер. Очерки культуры
Хозяйство и экономика
Все пространство между Тигром и Евфратом делится с севера на юг на несколько природных районов. В пределах сухой субтропической зоны расположена Верхняя Месопотамия. На севере Верхней Месопотамии простирается холмистая местность, куда влажные ветры со Средиземного моря приносят достаточно обильные зимние дожди для ранних посевов. Несколько далее к югу лежит второй район — сухие степи, но и здесь вдоль речных долин, у источников, можно сеять хлеб, почти или совсем не пользуясь искусственным орошением, а в степи достаточно растительности для прокорма стад. Далее к югу, за границей сухой тропической зоны, начинается третий район Месопотамии — гипсовая пустыня с ничтожным количеством годовых осадков. Она тянется по обе стороны Евфрата на расстояние около 200 километров. За полосой гипсовой пустыни, южнее широты нынешнего Багдада, начинается четвертый район — нанесенная реками (аллювиальная) низменность Нижней Месопотамии (которую также называют Двуречьем или Южным Двуречьем). Здесь Тигр и Евфрат резко сближаются, а в древности они текли почти параллельно друг другу, на близком расстоянии. Здесь мы вступаем в область потенциально очень плодородных почв, но плодоносить они могли только при систематическом орошении речными водами, иначе нещадно палящее солнце превращало их в пустыню уже в нескольких шагах от реки.
В низовьях Тигра и Евфрата из иссушенного ила создавалась плоская низменность. Гладкая поверхность равнины была причиной того, что Евфрат и его рукава, а в самых низовьях и Тигр при своих разливах часто меняли направление, затопляя огромные пространства и оставляя другие места без воды. Наводнение начинается в Двуречье весной (март-апрель), когда в горах Армении тает снег и обильно идут дожди. Первым разливается Тигр, на две недели позже — Евфрат. Нормальный земледельческий цикл работ возможен здесь лишь в том случае, если воды своевременно будут отведены в каналы и бассейны, где они могут сохраняться для поливки хлебов после осеннего посева. Однако Тигр на значительном протяжении течет в высоких берегах, что требует для отвода воды водоподъемных устройств, которых в шумерское время, конечно, не было. Вследствие этого, а также ввиду большой скорости течения долгое время воды Тигра для орошения полей не использовались, и первые поселения, а затем и города выросли вдоль Евфрата, его рукавов и искусственных каналов, а также за Тигром, в долине Диялы.
Встает вопрос: почему цивилизация Древней Месопотамии возникла не на севере, где местность холмиста, идут дожди, много источников и почва не требует искусственного орошения, а на юге, где постоянно требуется максимум усилий для того, чтобы плодородная земля не превратилась в выжженную пустыню? Ответ, как нам представляется, лежит в русле теории английского культуролога А. Тойнби. Он выдвинул гипотезу, согласно которой первобытное общество переходит к цивилизации только в том случае, если оно не боится ответить на вызов неблагоприятных условий окружающей среды. Отвечая на вызов, коллектив накапливает самый разнообразный опыт по овладению внешними силами среды, тем самым совершенствуя свои навыки, знания, усиливая религиозное чувство и т. д. Общество, побоявшееся ответить на вызов среды, застывает в своем развитии, и ему не суждено перейти на стадию полноценной цивилизации. Чем суровее вызов, тем сильнее и мудрее должен быть ответ. Поэтому там, где среда изначально благоприятствует коллективу (как на севере Месопотамии), цивилизация или вообще не развивается, или развивается значительно медленнее, чем в месте предельно жесткого вызова. Именно на юге Месопотамии противостояние природы и коллектива достигло такого накала, что люди были лишены выбора. Им оставалось или уйти из этих мест (а уходить не хотелось из-за высоких урожаев), или приспособить их под себя.
Из самых ранних пиктографических текстов, дошедших из храма в городе Уруке и дешифрованных А. А. Вайманом, мы узнаем о содержании древнейшего шумерского хозяйства. Нам помогают сами знаки письма, которые в то время еще ничем не отличались от рисунков. В большом количестве встречаются изображения ячменя, полбы, пшеницы, овец и овечьей шерсти, финиковой пальмы, коров, ослов, коз, свиней, собак, разного рода рыб, газелей, оленей, туров и львов. Понятно, что растения культивировались, а из животных одних разводили, а на других охотились. Из предметов быта особенно часты изображения сосудов для молока, пива, благовоний и для сыпучих тел. Были также специальные сосуды для жертвенных возлияний. Рисуночное письмо сохранило для нас изображения металлических орудий и горна, прялок, лопат и мотыг с деревянными рукоятями, плуга, саней для перетаскивания груза по заболоченным местам, четырехколесных повозок, канатов, рулонов ткани, тростниковых ладей с высоко загнутыми носами, тростниковых загонов и хлевов для скота, тростниковых эмблем богов-предков и многого другого. Существуют в это раннее время и обозначение правителя, и знаки для жреческих должностей, и специальный знак для обозначения раба. Все эти ценнейшие свидетельства письменности указывают, во-первых, на земледельческо-скотоводческий характер цивилизации с остаточными явлениями охоты; во-вторых, на существование в Уруке большого храмового хозяйства; в-третьих, на наличие в обществе социальной иерархии и отношений рабовладения. Данные археологических раскопок свидетельствуют о существовании на юге Двуречья ирригационной системы двух видов: бассейнов для накопления вод весеннего паводка и магистральных каналов большого протяжения с постоянными узлами плотин.
Поскольку все хозяйственные архивы раннего Шумера дошли до нас из храмов, в науке возникла и укрепилась мысль о том, что и сам шумерский город был городом-храмом и что вся земля в Шумере принадлежала исключительно жречеству и храмам. На заре шумерологии эту мысль высказал немецко-итальянский исследователь А. Даймель, а во второй половине двадцатого столетия его поддержал А. Фалькенштейн. Однако из работ И. М. Дьяконова стало ясно, что, помимо храмовой земли, в шумерских городах существовала еще земля общины, причем этой общинной земли было значительно больше. Дьяконов подсчитал численность городского населения и сравнил его с численностью храмового персонала. Затем он точно так же сравнил общую площадь храмовых земель с общей площадью всей земли Южного Двуречья. Сравнения получились не в пользу храма. Оказалось, что шумерская экономика знала два основных сектора: хозяйство общины (уру) и хозяйство храма (э). О внехрамовой общинной земле, кроме числовых соотношений, говорят также и документы о купле-продаже земли, совершенно проигнорированные сторонниками Даймеля. Предшественников Дьяконова ввел в заблуждение тот факт, что хозяйственные тексты составлялись только в храме и упоминались в них, в основном, события, напрямую связанные с его делами. Община же собственных документов не вела, поэтому ее и посчитали несуществующей. Кроме того, на выводах Даймеля могло сказаться и влияние его духовного сана — он был католическим патером.
Картина шумерского землевладения лучше всего вырисовывается из документов отчетности, дошедших из города Лагаша. Согласно храмовым хозяйственным документам, существовало три категории храмовой земли:
1. Земля жреческая (ашаг-нин-эна), которая возделывалась храмовыми сельскохозяйственными работниками, использовавшими скот и орудия, выдаваемые им храмом. За это они получали земельные наделы и натуральные выдачи.
2. Земля кормления (ашаг-кур), которая раздавалась в виде отдельных наделов должностным лицам храмовой администрации и различным ремесленникам, а также старостам групп сельскохозяйственных работников. В эту же категорию стали входить и поля, выдававшиеся лично правителю города как должностному лицу.
3. Земля возделывания (ашаг-нам-уру-лаль), которая выдавалась из храмового земельного фонда также отдельными наделами, но не за службу или работу, а за долю в урожае. Брали ее храмовые служащие и работники в дополнение к своему служебному наделу или пайку, а также родичи правителя, члены персонала других храмов и, может быть, вообще любой свободный гражданин города, имевший силы и время для обработки дополнительного земельного надела.
Представители общинной знати (в том числе и жрецы) наделов на земле храма или вообще не имели, или располагали лишь небольшими наделами, преимущественно на земле возделывания. Из документов купли-продажи мы знаем, что эти лица, как и родичи правителя, имели большие земельные владения, получаемые непосредственно от общины, а не от храма.
О существовании внехрамовой земли сообщают самые различные типы документов, относимые наукой к договорам купли-продажи. Это и глиняные таблички с лапидарной констатацией основных аспектов сделки, и надписи на обелисках правителей, где сообщается о продаже царю больших земельных наделов и описывается сама процедура сделки. Для нас, несомненно, важны все эти свидетельства. Из них выясняется, что внехрамовой землей владела большесемейная община. Под этим термином подразумевается коллектив, связанный общностью происхождения по отцовской линии, общностью хозяйственной жизни и земельного владения и включающий более чем одну семейно-брачную ячейку. Такой коллектив возглавлялся патриархом, который и организовывал процедуру передачи земли покупателю. Эта процедура состояла из следующих частей:
1. ритуал совершения сделки — вбивание колышка в стену дома и возливание масла рядом с ним, передача покупателю жезла как символа продаваемой территории;
2. уплата покупателем цены земельного участка в ячмене и серебре;
3. приплата за покупку;
4. «подарки» родственникам продавца и малоимущим членам общины.
Процедура продажи общинной земли имела сложную психологическую природу. Дело в том, что любая древняя община воспринимала свою землю как совершенное подобие своего коллективного тела. На этой земле стояли дома общинников, в этой земле были похоронены их предки, эта земля не без помощи умерших предков кормила и поила народ. И поэтому отделение участка земли от общины воспринималось как своеобразная инвалидность общины, неполноценность ее тела. Следовательно, купля-продажа общинной земли требовала материальной и психологической компенсации со стороны покупателя. Видами такой компенсации были приплата сверх стоимости участка и особенно «подарки» — чаще всего обычное кормление общинников, но иногда и вещевые дары (например, одежда или ювелирные украшения). Однако возникает вопрос: почему в качестве компенсации нужно, в основном, кормить общинников, а не одаривать их драгоценностями? Вероятно, потому, что будучи без земли, коллектив остается без пищи и без жизненной энергии, получаемой от пищи. Значит, кормление здесь нужно понимать не только как психологическую, но и как энергетическую компенсацию ущерба: покупатель кормит род продавца на примерную сумму той жизненной силы, которой этот род лишается с потерей земли.
Таким образом, мы видим, что основу шумерской экономики составляло земледелие, земля делилась на две части — общинную и храмовую. Храмовая земля была священна и не продавалась, общинная содержалась большими патриархальными родами и продавалась при соблюдении сложной процедуры материально-психологического характера. Шумеры культивировали ячмень, полбу и пшеницу. Расчеты по купле-продаже вели в мерах ячменного зерна или в серебре (в виде серебряного лома по весу).
Скотоводство в Шумере было отгонным: скот содержался в загонах и хлевах и ежедневно выгонялся на пастбище. Из текстов известны пастухи-козопасы, пастухи коровьих стад, но более всех известны пастухи овец. Как уже говорилось ранее, слово сипа — «овечий пастух» стало эпитетом правителя. Так именовали практически всех шумерских царей и некоторых богов. Пастухи, упоминаемые в храмовых текстах, или состоят в штате, или наемники, или исполняют повинность.
Ремесло и торговля в Шумере развились очень рано. Древнейшие списки имен храмовых ремесленников сохранили термины для обозначения профессий кузнеца, медника, плотника, ювелира, шорника, кожевенника, гончара, ткача. Все ремесленники были храмовыми работниками и получали за свой труд как натуральные выдачи, так и дополнительные наделы земли. Однако на земле они работали редко и с течением времени утратили с общиной и земледелием всякую реальную связь. Известны из древнейших списков и торговые агенты, и корабельщики, перевозившие товары по Персидскому заливу для торговли в восточных странах, но они также работали на храм. К особой, привилегированной части ремесленников относились писцы, работавшие в школе, в храме или во дворце и получавшие за свой труд большие натуральные выдачи.
В общем и целом шумерскую экономику можно рассматривать как земледельческо-скотоводческую с подчиненным положением ремесла и торговли. В основе ее — натуральное хозяйство, кормившее только жителей города и его власть и лишь изредка поставлявшее свои продукты в соседние города и страны. Обмен шел преимущественно в сторону импорта: шумеры продавали излишки сельскохозяйственных продуктов, ввозя в свою страну строительный лес и камень, драгоценные металлы и благовония.
Обрисованная в целом структура шумерской экономики в диахронном плане не претерпела существенных изменений. С развитием деспотической власти царей Аккада, упроченной монархами III династии Ура, все больше земли оказывалось в руках ненасытных правителей, но никогда им не принадлежала вся пригодная для обработки земля Шумера. И хотя община к этому времени уже утратила свою политическую силу, все равно аккадский или шумерский царь должен был выкупать землю у нее, скрупулезно соблюдая описанную выше процедуру. Ремесленники с течением времени все больше и больше закрепощались царем и храмами, низводившими их едва ли не до положения рабов. То же происходило и с торговыми агентами, во всех своих действиях подотчетными царю. На их фоне работа писца неизменно рассматривалась как свободный и хорошо оплачиваемый труд.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древний мир. Страны и племена. Цивилизация древнего Шумера. Сельское хозяйство.
Значительное
развитие сельского хозяйства, возникновение
металлургии и распространение меновой торговли
повлекли за собой рост производительных сил и
потребность увеличения рабочей силы.
Результатом этого было разложение древнего
родо-общинного строя и возникновение на его
развалинах древнейших рабовладельческих
государств. Этот процесс можно проследить
благодаря большому количеству документов и
памятников материальной культуры, найденных в
развалинах шумерийских и аккадских городов,
относящихся к третьему тысячелетию до н. э.
Первобытные формы
хозяйства, охота и рыболовство пережиточно
сохраняли некоторое значение в экономике страны.
Однако ведущую и прогрессивную роль играло
сельское хозяйство, возникшее в силу
естественных условий ещё в древнейшую эпоху и
получившее своё дальнейшее развитие в третьем
тысячелетии до н. э. В некоторых частях Нижней
Месопотамии плодородная почва была уже в
значительной степени обработана и щедро кормила
многочисленное и трудолюбивое население. На
большую плотность населения указывает тот факт,
что развалины крупных городов, как, например,
Ларсы и Урука, находятся на расстоянии всего лишь
24 км друг от друга. Обширные луга и степи,
простирающиеся к западу от Евфрата, давали
возможность заниматься скотоводством.
Короткорогие и длиннорогие быки содержались на
подножном корму и получали прикорм зерном.
Рабочим скотом пользовались при орошении почвы,
пахоте и молотьбе, а также для перевозки грузов.
Разводили и мясо-молочный скот, дававший большое
количество мясных и молочных продуктов. Очень
широко был распространён мелкий рогатый скот,
особенно курдючные и мериносовые овцы, а также
козы различных пород. Для нужд транспорта
пользовались быками и ослами. Лошадь появляется
значительно позднее, очевидно, лишь во втором
тысячелетии до н. э.
Оттиск шумерийской
цилиндрической печати с изображением плуга.
Развитию земледелия
особенно благоприятствовало плодородие почвы,
обилие воды и естественных удобрений, которые
приносили с собой реки. Однако население должно
было приложить много труда, чтобы превратить
болотистые области в земледельческие культурные
районы. Сперва надо было осушить сплошные болота,
а затем регулировать разливы рек и создать
систему искусственного орошения, которая
позволяла равномерно распределять по всей
стране воду реки во время наводнения. Поэтому
задачей первых общин, образовавшихся на
территории южной части Месопотамии, было
устройство целой сети искусственного орошения.
Энгельс писал: “Первое условие земледелия здесь
— это искусственное орошение, а оно является
делом либо общин, либо провинций, либо
центрального правительства”.
Несмотря на то, что уже в
глубокой древности в Месопотамии была создана
густая сеть оросительных каналов, техника
изготовления сельскохозяйственных орудий
отличалась большой примитивностью и
застойностью. В течение тысячелетий для
обработки земли пользовались простейшей
мотыгой, особой бороной для разрыхления почвы и
первобытным плугом, столь же примитивным, как и
плуги старокитайской конструкции, которые
взрывали землю, как свинья или крот. При жатве
обычно пользовались простым серпом, который в
древнейшее время делался из дерева и снабжался
острыми кремнёвыми зубьями. Молотили при помощи
скота, который растаптывал колосья своими
копытами на току. Зерно отвеивали лопатами и
хранили в амбарах.
Речная протока в южном
Двуречье.
Необычайное плодородие
орошаемой почвы не требовало от человека особых
усилий для её обработки, но тем самым объективно
тормозило развитие сельского хозяйства.
Документы хозяйственной отчётности указывают на
то, что урожай ячменя был здесь обычно сам-36. В
некоторых случаях он достигал максимальной
цифры — сам-104,5. С другой стороны, низкий уровень
примитивной и застойной техники сельского
хозяйства объясняется в значительной степени
своеобразными условиями рабского труда. По мере
распада старых сельских общин количество рабов в
стране увеличивалось. Одновременно с этим
пленников, захваченных во время войн, обращали в
рабство. Поэтому в сельском хозяйстве стал
применяться труд рабов. По мере развития рабства
становилось возможным постепенно увеличивать
количество рабов в хозяйстве. Таким образом, не
ощущалось необходимости заботиться о развитии
техники сельскохозяйственных орудий. К тому же
рабы в силу своего положения не были
заинтересованы в бережном обращении с орудиями
труда. Вследствие этого рабовладельцы обычно
давали рабам наиболее грубые орудия.
В Месопотамии уже с
древних времён были известны различные виды
хлебных злаков, среди которых первое место
занимал ячмень. Наряду с ячменём была известна и
полба, служившая главным образом для
изготовления хлеба и пива. Культура пшеницы в
Месопотамии была распространена меньше;
стоимость пшеницы превышала вдвое стоимость
полбы и ячменя. Наконец, возделывалась дурра
(один из видов зернового растения сорго,
известного в Азии и в Африке), сохранившаяся
до настоящего времени на Востоке.
Холм в Двуречье. Здесь
была обнаружена древняя ступенчатая башня.
Уже в шумерийскую эпоху
постепенно развиваются сравнительно
интенсивные земледельческие культуры,
огородничество и садоводство. На это указывает
существование в шумерийском языке особых слов,
служивших для обозначения поля, сада, луга и
виноградника, пахаря и садовника. Высокая оценка
садоводства нашла своё отражение в
мифологических и исторических легендах.
Помимо различных овощей
и фруктовых деревьев крупное хозяйственное
значение имела в древней Месопотамии финиковая
пальма, культура которой восходит к глубокой
древности. Существовали особые сады финиковых
пальм, некоторые породы которых искусственно
облагораживались. Для увеличения урожайности
пальм применялся особый способ искусственного
опыления, на что указывают религиозные
изображения, строго установленный тип которых
сохранился вплоть до ассирийской эпохи. Важное
хозяйственное значение финиковой пальмы нашло
своё отражение в литературе, в изобразительном
искусстве и в религии. Финиковая пальма издавна
считалась священным деревом. Так, “правитель
Ларсы Гун-Гунум на втором году своего
царствования пожертвовал богу солнца Шамашу две
бронзовые пальмы”. В связи с культом финиковой
пальмы стоит легенда о священном “дереве
жизни”; соответствующие изображения долго
сохранялись на печатях шумеро-аккадской эпохи.