Подкова на счастье, или символ Лошади в различных традициях
31 января 2014 года в Новолуние по восточному календарю начнется год Синей Деревянной Лошади, который продлится по 18 февраля 2015 года. Как неугомонная, энергичная и независимая натура, покровительница года обещает нам бурное, активное время и советует делать упор на повышение профессиональной квалификации, реализацию своих амбиций и покорение новых жизненных вершин. Будучи олицетворением честности, лошадка рекомендует избегать фальши, хитрости, интриганства и двуличия, эти качества не помогут в 2014 году достичь успеха. Лучше сделать ставку на трудолюбие, а также творчество. Не стоит забывать и о друзьях. Лошадь - животное стадное, и в 2014 году больше будет везти людям общительным, предпочитающим работать в команде, чем замкнутым одиночкам. И хотя год Лошади - по китайскому календарю, символ Коня (или Лошади) очень популярен в совершенно различных традициях. Символика коня чрезвычайно сложна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это мощь и жизненная сила, символ плодородия и мужества.
Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений, зачастую воплощают космические силы первобытного хаоса. Вспомните всадников Апокалипсиса, например.
Впряженные в колесницы солнечных богов (Гелиос, Ра, Индра, Митра, Мардук), огненные, золотые или белые кони олицетворяют солярную силу. Боевые кони океанических богов (Посейдон, Нептун) несут лунную энергию (элемент влаги, море и хаос). Крылатый конь - это Солнце или сила Космоса - чистый интеллект, невинность, жизнь и свет. Резвый и быстрый конь может символизировать ветер, морскую пену, текущую воду, огонь и свет. В Библии сказано, что конь – воплощение совершенного творения Божьего.
Согласно древним поверьям, лошади знают тайны загробного мира, поэтому в ряде традиций конь представлял собой проводника умершего в мир иной. Так, у древних славян конь служил символом смерти и воскресения, подобно всходящему и заходящему Солнцу. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней - белый и черный).
Неудивительно, что в сказках лошади часто выступают как волшебные и мудрые существа, говорящие человеческими голосами и дающие добрые советы. Легенды наделяют лошадей магической силой предсказания.
Лошади в мифах и традициях
У древних греков творцом, отцом или дарителем лошадей предстает Посейдон - бог моря, землетрясений и родников, который даже имел эпитет Гиппий - "Конный". Согласно преданию, влюбленный Посейдон преследовал Деметру, которая, избегая его, превратилась в кобылу. Тогда Посейдон сам превратился в коня и соединился с Деметрой, от этого брака родился Арион, божественный, умевший говорить конь.
Другой конь - крылатый Пегас - был сыном Посейдона и Медузы. Ударом копыта он открывает новый ключ на Геликоне - «лошадиный источник», Гиппокрену. Белые кони несут солнечную колесницу Феба-Аполлона, Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом, Диоскуры скачут на белых конях.
У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней - защитницей лошадей. Конь - неизменный спутник Дианы-охотницы.
В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Тучи - это боевые кони Валькирий.
В христианстве конь олицетворяет Солнце, смелость, благородство. Он является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони - эмблема святого Ипполита.
В китайской мифологии лошадь представляет Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. Китайский миф повествует о том, как герой Гунь, пытаясь справиться с потопом, похитил у бога огня «саморастущую» землю и с ее помощью стал насыпать дамбы. Бог огня наказал Гуня за своеволие и приказал казнить его. Но Гунь не умер, он обернулся белым конем, из чрева которого вышел его сын Юй. Юй принял облик дракона и справился с водным хаосом, выкапывая многочисленные каналы.
В буддизме конь - нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары. В Японии одной из его форм проявления является богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.
Лошадь в славянской традиции Лошадь в различных вариациях была очень ярким и важным образом на Руси. Здесь и коньки на крышах домов, подкова на счастье, тройка и кентавр Полкан - известная каргопольская игрушка. Древние славяне - потомки индоевропейцев, которые первыми оседлали лошадь и расселились впоследствии по всей Евразии, также как и другие индоевропейцы (греки, например), поклонялись богу, проявление которого видели в Солнце. Небесные кони влекут за собой огненную повозку, на которой восседает бог, вооруженный луком и стрелами. Куда попадут его стрелы (солнечные лучи), там зарождается жизнь.
В славянской культуре находим отголоски этих верований: кони на крышах любой русской избы напоминают нам все о той же традиции. Коньки ставятся до сих пор как знак солнечный, призывающий урожай и достаток в дом. Интересный факт: в прежние времена при строительстве дома в фундамент закладывали коня, если дом переносили, то череп лошадиный доставали из земли и зарывали под фундаментом на новом месте. Таким же образом ставили городскую стену.
Языческие образы сохранились и в христианстве, как например, Илья-пророк, вознесенный в небо на огненной колеснице. У коня появились и святые покровители, и даже праздники. Покровителями лошадей считались св. Николай Чудотворец, свв. Флор и Лавр, св. Георгий Победоносец. Особые «конские» праздники отмечали в день памяти свв. Флора и Лавра и на вешний Юрьев день.
Конь как положительный символ использовался в качестве оберега: конь на крыше, подкова над дверью, рушники с конями и мировым древом над окнами. Таким образом славяне напитывали свои дома положительной древней силой.
Подкова на счастье Обычай вешать подкову на удачу над дверью связан с тем, что были времена на Руси, когда богатые и знатные аристократы могли позволить себе подковать лошадей золотыми и серебряными подковами, да и простое железо было тогда дорогим и редким металлом. Найдя металлическую подкову на дороге, ее можно было выгодно продать кузнецу. Отсюда и поверье: "Найти подкову и принести ее домой - к счастью".
Пусть Лошадка в Новый ГодМного счастья привезет!Но и сами не плошайте:Коня судьбы своей обуздайте! При подготовке материала использованы ресурсы http://cyrillitsa.ru/tradition/12851-2014-god-loshadi.html, http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/horse/
star-woman.blogspot.com
Эволюция образа лошади в анималистическом жанре
Федеральное Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Омский Художественно-промышленный колледж»
Эволюция анималистического жанра в искусстве на примере образа лошади
Выполнила
Школьникова Татьяна Дмитриевна
Преподаватель
Семёнова Елена Игоревна
Омск 2009
Содержание
Введение
Глава первая. История образа лошади
Глава вторая. Изменение образа лошади в XX веке
Глава третья. Образ лошади в модернестическом направлении на примере картины «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина
Заключение
Приложение
Использованная литература
Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению эволюции анималистического направления в искусстве от древних времён до наших дней на примере образа лошади. Цель работы — познакомится с репродукциями картин и текстовым материалом об истории образа лошади, о многих художниках, о художественных стилях, влиявших на эти изображения, провести сравнительный анализ изображений и изменений данного образа под влиянием времени и традиций разных эпох.
Анималистический жанр или анималистка, а иногда также анимализм (от лат. animal — животное) — изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного, например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе, рассмотрим эти и другие задачи в искусстве на примере изображения лошади.
Среди животных — лошадь, несомненно, самый популярный объект изображения. В живой природе нет более прекрасного животного. Образ лошади традиционен для искусства многих стран. Лошадь постоянно рядом с человеком, во всей его мирной и военной истории, в работе и на отдыхе. Лошадь была приручена человеком в древнейшие времена, ее обожествляли, ей поклонялись, ставили памятники и писали картины, посвящали стихи.
О ней накоплена богатая иппическая литература. Лошадьми наполнены античные и языческие мифы, христианские легенды, народные песни, сказки. Красивая, быстрая лошадь всегда стоила дорого.
Многие и многие произведения искусства посвящены воплощению образов лошади и всадника. Их можно видеть в произведениях разных жанров: парадного портрета, исторического, батального, пейзажного, бытового и конечно анималистического. Многообразие изображений лошади, распространенные по всему миру, имеют свою историю, не менее глубокую, интересную, чем у любого другого подробно исследованного жанра искусства. Изображения лошади можно встретить на старинных и современных монетах, печатях, гербах, эмблемах, торговых марках. Кони венчают и триумфальные арки, и фронтоны зданий, и крыши деревенских изб.
Среди художников, рисовавших, писавших, ваявших лошадь, великие имена Фидия, Донателло, Леонардо, Дюрера, Веласкеса и других мастеров.
Уильям Хогарт, английский художник, теоретик искусства, в своем трактате «Анализ красоты» писал: «... животные, сложенные наиболее изящно, всегда выигрывают в скорости. Из этих последних самыми прекрасными примерами являются лошади... Это благородное создание занимает первое место среди животных, и это лишь согласуется с закономерностью природы, отметившей наиболее полезное из всех животных также и наибольшей красотой».
Лошадь в разное время для человека была символом жизни, солнца, плодородия, достатка, силы и власти, атрибутом моды. Как верно заметил Гейне: «Век иной — иные кони...». В наши дни за образом свободно скачущей лошади прочно закрепилось представление символа быстрого бега времени, времени безвозвратного, того самого, которого всем не хватает. Изображения животных в некоторых видах искусств, можно сказать, переживают настоящий бум. Все больше появляется произведений искусства анималистического жанра, красочных фотоальбомов, книг, фильмов о жизни животных, создаются музеи, организации, изучающие и охраняющие природный мир.
Изображение животного — довольно сложная задача даже для художника. Лошадь, как может показаться, это просто: голова, шея, грива, тело, ноги, копыта и все остальное, как обычно. Легкий набросок, даже с использованием фотографий, потребует определенных навыков, знаний. Арабская, английская, орловская, американская, першерон, клейдесдаль, финская, пони... Семейство лошадей насчитывает более двухсот пород, имеет множество мастей. Изображая лошадь, необходимо знать особенности ее поведения и движений, экстерьера, строения тела и анатомии, устройства седла, сбруи, упряжи, многих других вещей. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Процесс создания художником изображения человека, природы, животного мира есть процесс познания.
Стили, господствовавшие в искусстве, влияли и на внешний вид, одежду, снаряжение всадника, и на убранство, сбрую коня и, конечно же, на их пластическое отображение в произведениях изобразительного искусства. Над этими произведениями искусства работали живописцы, скульпторы, графики на разных континентах, в разных странах, в разные времена и эпохи, зрелые мастера и самодеятельные художники, мастера народных промыслов. Разные по воплощению, они имеют общие черты, созданы по общим законам и правилам изобразительного искусства. Художники, изображавшие лошадь, основное внимание уделяли художественно-образной характеристике животного, ее повадкам, среде, в которой она существует. Часто они наделяют животное поведением и переживаниями, свойственными людям. Образ изображаемого животного на протяжении времени меняется: от незатейливой копии внешнего облика, представления о животном, как части дикой, подчас суровой природы, до дружеского, с ярким внутренним миром, очеловеченного отображения, когда значение животного для человека выросло до уровня спутника, друга, делящего с ним и радость, и невзгоды.
Сегодня, в начале нового века и нового тысячелетия, во времена машин и новейших технологий, без изобразительной информации невозможно представить нашу жизнь. Классические приемы и правила работы над изображением — карандаш, кисть и краски, бумага и холст — все чаще сменяются на особенные приемы, новейшие материалы, инструменты, например клавиши компьютера, на экранное, электронное или иное изображение. В поисках выразительности художник, независимо от творческого метода, принципов работы с натуры или по представлению, непременно обращается к истории изобразительного искусства, произведениям своих предшественников, к их опыту, знанию и умению в изображении аналогичного объекта.
Глава первая. История образа лошади в искусстве
Среди самых ранних художественных памятников на европейском континенте — отпечатки руки, волнистые линии, спирали, меандры, неопределенные знаки, прочерченные по мягкой глине. И первые неуверенные контуры, в которых угадываются изображения животных. Для первобытных изображений типичны массивные коротконогие фигуры лошадей, бизонов. С началом применения в первобытных росписях двух красок — черной и красной, делаются первые попытки перспективного изображения. Торс животного изображается в профиль, а рога и копыта — в фас или три четверти. Контурная, плоскостная живопись постепенно заполняется деталями. Параллельными штрихами делаются попытки изобразить шерсть, применяются оттенки желтой и красной охры. Рельефный контур подчеркивает некоторый объем, складки тела животного. Первобытный художник пользовался минеральными красками, сажей, мергелем. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. (2; с. 83 ) [Приложение 1]
В палеолите лошадь была наиболее изображаемым животным. Примерно в XII тысячелетии до н. э. искусство росписи пещер достигает своего пика. До нас дошли грандиозные анималистические ансамбли, покрывающие своды глубоких пещер. Непосредственность, «портретность» образов диких животных, говорит о сознательном стремлении к живости и достоверности, наблюдательности, знании характера животных, их анатомии. Царство диких животных, изображенных на стенах пещер, — живая картина повседневно наблюдаемого художником-охотником мира. Конечно же, люди, способные создавать такие замечательные изображения, настоящие произведения искусства, видели в животных не только лишь «мясо», готовое к употреблению. Древние изображения, например такие, как росписи пещеры Ласко во Франции, сделаны убедительно, живо и подчас виртуозно. Точность рисунка, порой лишь несколькими штрихами передающего движение, ракурс, элементы эмоционального состояния, не перестают удивлять наших современников, мы видим в этих изображениях первобытных лошадей. Открытые в конце XIX столетия, росписи долгое время оставались непризнанными. (1; с. 145-146) [Приложение 2]
С наступлением неолита — более поздней эпоха приручения животных — изображения лошадей носят иной характер. Рисунки обобщаются, становятся более статичными, больше играют роль символа. Менялось и содержание, структура духовной жизни человека. Человек меньше стал верить в силу магических действий, начинает складываться культ природы, вера в различных духов животного и растительного мира, земных и небесных сил. Для изображений становятся характерными упрощенность, стилизация. Но лошадь остается одним из главных персонажей. (1; с. 146-147)
Железо, открытое в начале I тысячелетия до н.э., способствовало значительным переменам в деятельности человека. Образ лошади продолжает играть важную роль в видах искусства. Пышностью и богатством отмечены погребения военных вождей, в которых обильно представлены роскошные украшения с изображением лошадей. Здесь можно встретить предметы, выполненные с профессиональной виртуозностью. Усиливается декоративность, орнаментальность, усложняется композиция. Многочисленная мелкая пластика из металла связана с религиозно-магическими и мифологическими представлениями народов. Изображения лошади часто встречаются в изделиях скифов из золота, серебра, бронзы — украшениях, оружии, сосудах, посуде. Скифский мастер обобщенно передавал образ животного, но в близких натуре формах, жизненно, с ясным и четким силуэтом, орнаментируя второстепенные детали. Конская голова украшала скипетры скифов — символы власти. (1; с. 148) [Приложение 3]
mirznanii.com
Конь в славянской культуре | Славянский Ведический Портал
Конь в славянской культуре
Конь в славянской культуре!
Коня сложно назвать тотемным животным славян. Но говорить о том что конь не играл большой роли в жизни и традиции славян не приходится. Конь был особенно почитаемым животным у славян. В первую очередь конь — основное солярное животное славян. Если искать аналога, покровителя или бога в ком максимально воплотилась животная сущность коня это Даждьбог! Даждьбог — солярное божество и недаром у него символ — стилезованнй конь.
В народных представлениях конь, а точнее колесница несёт солнце по небосводу, а ночью уточка в своём клюве тащит солнечный диск к рассвету где снова запряжены конь.
Сущность коня как мифологического персонажа связана и с оккультными практиками. Например, жрецы храма Свентовита, гадали на белом коне. Животное должно было с завязанными глазами перешагнуть через пучок стрел. если конь перешагивал правым копытом. значит быть победе!
Конь в славянской мифологии связан ещё и с погребальными обрядами. Считается что если он запряжен в колесницу с солнечным диском, то и покойничка везли на санях к месту кремирования. так как считалось что прах обязательно попадёт на солнечную колесницу, которая доставит умершего прямо к богам!
Кроме всего прочего конь использовался в военном ремесле и считался всегда верным помощником и другом витязя. А в быту конь был незаменимым работником. Поэтому можно смело говорить о том что природная универсальность этого животного делает его настолько мощным символом славянства!
Ещё факт того что подкова является символом удачи и благополучия является доказательством того что конь был священным животным.
Особенно почитали славяне белых коней или рыжих. Один символизировал свет и светлые силы, второй символизировал солнце.
Похожие статьи
Вконтакте
Facebook
Twitter
Google+
Одноклассники
Мой мир
putisvaroga.ru
Власть и совершенство - Вспомнить, подумать...
Лошадь - символический образ в искусстве
Сила, стремительность, величественная красота, преданность и в то же время— уязвимость и ранимость… Удивительное создание! Конь — один из первых объектовизобразительного творчества людей, запечатленный в наскальных рисунках,многочисленных изваяний. Лошади — священные животные с древних времен.Они ассоциируются с плодородием и связаны с приметами, колдунами и языческимибожествами. Многие люди черпали вдохновение во внешней красоте этих животных,но ощущали и нечто большее — стихию свободы, таящуюся под гривой.
Для жителей Центральной Европы изображения диких животных (конь,медведь, бык) какобъектов охоты имели магический смысл. Об этом свидетельствуют рисунки, созданные15−20 тысяч лет назад, обнаруженные в глубоких пещерах (Нойкс в средних Пиренеях,Валлон-Понтд'Ар, Ласко во Франции, Тито Бустилло в Испании).Эти благородные животные символизировали богатство, власть и были важной составляющейне только жизни европейских,но и восточных народов. «Небесные кони», или «восемьлошадей», как олицетворение небес, огня, «ян», юга, скорости, упорства, доброгопредзнаменования почитались в Древнем Китае.
В гробнице императора Цинь Ши-хуанди, первого правителя централизованного Китая(III век до н.э.) погребено 600 терракотовых скульптур лошадей со множествомколесниц и оружием вместе с 8099 скульптурами воинов, выполненных в натуральнуювеличину.
Бронзовая колесница из гробницы Цинь Шихуанди
Конь — важный спутник человека, и легенды и мифы древних греков это прекрасноиллюстрируют. Так, древнегреческого бога морей Посейдона в архаический периодпредставляли в виде коня, а крылатый Пегас вдохновлял художников в течение многихстолетий. Да и вообще, лошадь была любимым объектом изображений в античномискусстве. В самом общем значении конь — символ мужской силы, и, например,Кентавр в этом отношении символизирует грубую, необузданную страсть.Шедевры далекого прошлого демонстрируют все эти именно символичные черты животных,еще и показывая «качества в движении» наряду с грацией и гармонией пропорций.
Квадрига из позолоченной бронзы на базилике Святого Марка в Венеции по праву считаетсяодной из совершеннейших древних статуй лошадей (III или IV ст. до н. э.). Этоединственный сохранившийся образец многофигурной античной скульптуры — конницы, ивоистину греческий идеал совершенства. Создание квадриги приписывают самому Лисиппу.Греческий ваятель, один из трех знаменитейших греческих скульпторов эпохи, очень хорошоразбирался в лошадях — созданные им скульптуры, которые можно сегодня увидеть околоПарфенона в Афинах, подтверждают его талант.
Традиция изображения всадников, сложившаяся в античности, продолжалась в христианскомискусстве в образах Св. Георгия Победоносца Дмитрия Солунского, Евстафия, Маврикия,Мартина Турского, Федора Стратилата, Федора Тирона.
Димитрий Солунский (греческая икона, 1824 год)
Между тем в средневековье образ лошади в искусстве утратил свою популярность, посколькумногие живописцы и скульпторы уделяли особое внимание в своем творчестве религиознымтемам. Однако, иная, «светская» линия, основанная на тех же античных прототипах, создалав европейском искусстве жанр конных монументов, интерес к которым пробудилсяв XIV веке, в эпоху Ренессанса.
Ярким образцом конной статуи нового времени является памятник кондотьеру Эразмо диНарни (1447-I453), известному под именем Гаттамелата. Скульптура, созданная иустановленная Донателло в Падуе, принципиально отличалась от предшествующих образцов.В этой работе мастер прославил индивидуальные достоинства человека, не связанные нис сословными привилегиями, ни с наследственной знатностью (Эразмо — сын булочника).Донателло дал наиболее последовательное воплощение идеала сильного человека, который,буквально — на коне!
Антонио Пизанелло . Св. Георгий и принцесса. 1433—1438 гг. Фреска. Фрагмент.
Многие и многие мастера Возрождения великолепно рисовали лошадь. Это животное присутствуетв произведениях таких крупнейших художников, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер,Антонио Пизанелло, Паоло Уччело, Андреа Мантенья. На их творениях кони «играют»главную роль в батальных и религиозных сценах, причем образ лошади уже несет инуюсмысловую нагрузку. Конь отныне — не только воин и символ власти, который подчеркиваетмогущество человека, но и центр всей композиции. Поэтому животному уделяется намногобольше внимания художника и зрителя, чем в средневековье. Прорисовываются каждая мелочь,каждая мышца будто наделяется эмоциями.
Вот одна из работ Леонардо да Винчи«Битва при Ангиари», копия работы Рубенса.При создании этого шедевра Леонардо да Винчи нарисовал более сотни эскизов инабросков! Он тщательно изучал животных, долгое время наблюдал и зарисовывал ихдвижения.Что ж, воистину, конь — важная фигура! Ну, а где конь — там и конница.
В эпоху Возрождения особую популярность обретает библейский сюжет о всадникахАпокалипсиса,в котором четыре масти коней имеют особое значение. Одна из популярныхиллюстраций к этому сюжету создана Альбрехтом Дюрером. Грозным пафосом веет отего гравюры «Четыре всадника Апокалипсиса». Смерть, суд, война и мор неистовомчатся над землей, уничтожая все на своем пути.
Веласкес. Портрет короля Филиппа IV
Традиция писать т.н. «конный портрет» имеет в Европе глубокие корни, уходящие еще ковременам Римской Империи. Можно много и восторженно говорить о том, что на их полотнахмы видим лошадь — полноправного участника сюжета; личность, своею силой, яростью,благородством подчеркивающую и оттеняющую характеристику изображенного на портретечеловека. Любой состоятельный человек мог заказать художнику свой портрет, но чтобызаказать конный портрет, одного состояния было мало: необходимо было еще и оченьзнатное происхождение.
Конные портреты королевских особ создавали Антонис Ван Дейк, Диего Веласкес и др.Однако жанр конного портрета не был популярен в России XVIII века. И вот в 1743 годуГеорг Христофор Гроот пишет«Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком».Елизавета Петровна сидит на лошади по-мужски,военный флот виднеется в заливе… И,наконец, готовый склониться перед нею арапчонок и великолепная, немыслимо дорогая,испанская лошадь.
Перед зрителем предстает не просто царствующая особа, а императрица могучего государства,самодержица. Следует учесть, что перед нами парадный портрет, призванный выполнятьфункцию своего рода «агитационного плаката». На момент создания полотна Елизаветанаходилась на троне всего два года. В задачу художника входило максимально возвеличитьимператрицу, и жанр конного портрета подходил для этого как никакой другой.
Лошадь всегда была показателем богатства и силы ее владельца. Это животное — геройвоенных сражений и спортивных состязаний. Изображение лошади на холсте призванорассказать зрителю о сословной принадлежности, роде занятий, даже успешностипортретируемой особы, и порой могла служить… атрибутом моды.Как верно любят цитировать в этом случае Гейне: «Век иной — иные кони…"В эпоху романтизма грациозное свободолюбивое создание было популярно среди живописцев,и лошадь для них — часть дикой, свободной природы.
Джордж Стаббс Конь, испуганный львом (1770)
Художники Европы XVIII—XIX вв. дали множество запоминающихся изображений рысаков.
Английский живописец Джордж Стаббс (1724−1806) один из первых посвятил своетворчество животным, и в первую очередь — скаковым лошадям, став, таким образом,основателем иппического (от греческого hippos — лошадь) жанра.
Джордж Стаббс Кобылы с жеребятами на речном берегу (1763-68)
В середине XVIII века в Англии начал бурно развиваться конный спорт и появилисьмногочисленные заказы от коневладельцев на изображения своих любимцев. Пожалуй,ни один художник не потратил столько времени на тщательное изучение анатомииживотного, как это сделал Стаббс. Он делал многочисленные подробные зарисовки,писал портреты чемпионов и кобыл с жеребятами.
Самый известный — портрет жеребца Уистлджекет, который даже напал на Стаббса во времясеанса. Скакун изображен вставшим на дыбы, что символизирует с трудом усмиреннуюдикость, которую не может контролировать ни наездник, ни удила. Анималист хотел такжепередать чувство совершенного внушающего благоговение восхищения природой.Особой популярностью лошади пользовались у художников романтиков XIX века.Всадник — всегда герой, поскольку он ведет войска к победе, а в случае гибелинаездника — верный конь склонится над ним в прощальном поклоне.
Французский живописец и график Теодор Жерико (1791−1824) также любил изображать конеймаксимально реалистично и точно, что подтверждают такие полотна как «Офицер конныхегерей императорской гвардии, идущий в атаку» и «Дерби в Эпсоме». Художник был страстнымнаездником, и эта слабость оказалась гибельной: Жерико скончался в результате паденияс лошади.
Эжен Делакруа "Лошадь, испуганная молнией" 1824
Неукротимая энергия животного покорила еще одного француза — Эжена Делакруа (1798−1864).Пребывая в Марокко с правительственной миссией, он сделал сотни эскизов, а в дальнейшемвпечатления, полученные в этом путешествии, послужили ему неисчерпаемым источникомвдохновения.
Эжен Делакруа Бегущие Лошади
В рысаках, Делакруа, прежде всего, ценил чувство свободы. В его иппологии читаетсяреволюционный дух, который так настороженно приняли во французском истэблишменте.Не обошла стороной страсть к конному спорту и Эдгара Дега (1834−1917). При этом онрисовал не с натуры как его собратья по кисти, а сидя в мастерской вспоминая увиденное.
Дега считал, что изображать нужно только то, что оставило самое яркое впечатление.Очевидно, именно поэтому его натура не скована неподвижностью. Живописец создалмножество карандашных рисунков и эскизов, а также ряд крупных полотен на эту жетему,наиболее значительными из которых являются «Фальстарт», «Жокеи перед трибунами»,«Жокеи под дождем», «Перед скачкой», «Тренинг».
Эдгар Дега Фальстарт
В России XIX стремление художников и скульпторов передать энергию движения этихпрекрасных животных стало откликом на настроение эпохи, отражением тяги к свободе,к подвигу, к экзотике. Популярность этой темы сопровождалась характернымипроизведениями Николая Сверчкова (1817—1898) и Петра Клодта (1805—1867), связанныхс темой лошади.
Николай Сверчков «Отдых на охоте»
Петр Клодт Укротители коней
Причем мотив «с цокотом копыт» был в равной мере аристократичным и демократичным.В это время в домах чиновников и дворян начинают формироваться целые портретныегалереи, собираются жанровые произведения со сценами из жизни скакунов и их семейств,в которых сочетались идеализация и натурализм. Это отношение к животным яркоотразилось в проекте Клодта «Укротители коней». Первые две группы конных скульптурбыли установлены на Аничковом мосту (Санкт-Петербург) в 1841 году, последующие —в 1851 г. Все четыре конные группы выстроены в единую логическую последовательность,суть которой точно отражены в названии. Каждая скульптура — новый этап борьбычеловека со стихией природы и победы над ней.
Петр Клодт Укротители коней
Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначно. В славянскоймифологии он был советчиком и спасителем человека, провидцем. Это был и «конь-судьба»,каждый шаг которого многое символизировал. Именно в русле этой традиции КузьмаПетров-Водкин (1878−1939) и создает свою картину «Купание красного коня». Считается,что изначально конь был гнедым (рыжим), и что цвет его мастер изменил, познакомившисьс новгородскими иконами, яркими цветами которых был поражен. Собирательство и расчисткаикон тогда, в 1912 году, переживали свой расцвет.
И картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось,что таких коней не бывает. Однако художник утверждал, что этот цвет он перенял удревнерусских иконописцев: например на иконах «Чудо архангела Михаила» конь изображенсовершенно красным.
Современный итальянский художник Маурицио Каттелан (род. 1960) своеобразно трактуетобраз лошади. Провокатор от contemporary он, как правило, использует чучела животного.Инсталляция «Баллада о Троцком» на Нью-Йоркских торгах Sotheby’s ушла с молоткааукциониста за 2 миллиона 140 тысяч долларов. В работе оплакивается смерть Троцкого и,что более важно, крушение его идеалов.
Чучело лошади, подвешенное в воздухе, якобы иллюстрирует неопределенность состояния,по выражению самого автора,«замороженную энергию». Сильное животное в совершеннобеспомощном положении буквально застряло между двумя мирами! Возможно, по мнениюхудожника, эта абсурдная композиция символизирует противоречие между предназначениеми волей обстоятельств(намек на идеи Троцкого).
Сегодня тема лошадей остается актуальной: в наши дни за образом скакунов прочнозакрепилась символика стремительного безвозвратного бега времени.