Основы учений Древнего Китая. Знания древнего китая
Основы учений Древнего Китая
Одна из самых древних культур – китайская. История ее возникновения уходит за несколько тысячелетий до нашей эры. С тех пор китайская культура не перестает развиваться. Несмотря на междоусобные войны, бесконечные набеги кочевников и пожары, китайцам удалось сохранить огромное количество памятников искусства, страна всегда продолжала жить духовной жизнью.
Понять и почувствовать глубокий смысл древнекитайской культуры невозможно без ознакомления с основными философскими учениями Древнего Китая.
Самым древним учением, зародившемся в 6 веке до нашей эры, считается конфуцианство. Его развитие переросло в религиозное направление, в общественные традиции и образ жизни. Основоположником этих знаний является великий мудрец Конфуций. Центральным понятием в его философии становится человек, его нравственная природа и семья. Развивается идея всеобщей справедливости. Постигнуть все законы гуманности с точки зрения конфуцианства могли только «благородные мужи», простые люди понять это не могли. Такое учение оправдывало социальное неравенство, а подчинение вышестоящим властям считалось волей неба.
В конфуцианстве существовало пять категорий людей:
Люди, не способные что-либо изменить, они живут обычной естественной жизнью, которая их полностью удовлетворяет.
Люди, получившие определенные знания и живущие согласно установленным порядкам.
Философы – у них свои собственные взгляды на жизнь.
Люди, принимающие законы добродетели и живущие только по достойным принципам.
Абсолютно совершенные люди.
Для перемещения человека из одной категории в другую, по мнению Конфуция, необходимо использование доброй или злой воли соответственно. Обучение в Древнем Китае под влиянием конфуцианства приобрело гуманитарный характер. Человек, получивший знаний больше, чем другие, мог переместиться из первой во вторую категорию.
Конфуцианство в Китае просуществовало более двух тысяч лет и способствовало религиозному единству народа. Успех идей этого учения заключался в том, что Конфуцию удалось выявить традиционный менталитет китайского общества. Эти особенности способствовали активному и правильному развитию государства и личности.
Религия Китая: даосизм
В основе этого явления духовной традиционной культуры китайцев лежит концепция пути – «дао». Это политико-правовое учение Древнего Китая являло собой полную противоположность конфуцианству. У даосизма очень глубокие корни, так как просматривается тесная связь знаний с традиционными народными верованиями. Основателем его считают мудреца Лао Цзы. Основные принципы даосизма:
Все подчиняется «дао» — всеобщему закону, неисчерпаемому и постоянному.
Нельзя влиять на ход событий, этим разрушается гармония.
Нужно покорно «плыть по течению», находясь в гармонии с миром.
Даосизм прошел много веков и стал одной из традиционных китайских религий. Самым важным считается внутренняя жизнь человека.
Кроме этих двух основных учений в Китае существовало множество других направлений. Наиболее заметными были моизм и легизм. Каждое образование представляло собой определенную теорию, способствующую организации общества, направленную на помощь в выходе из глубокого кризиса государства.
Автор: Бондаренко Елена
drevniy-egipet.ru
Научные знания - Онлайн библиотека
В Древнем Китае достаточно высокого уровня достигли естественнонаучные знания, особенно математика. Китайцы первыми описали действия с отрицательными числами, регулярно наблюдали за звездным небом, составили на пороге средневековья (IV в. н. э.) каталог 800зірок, поделили небо на 28 зодиакальных созвездий. Они уже умели предвидеть лунные и солнечные затмения, даже появление комет, впервые обнаружили пятна на Солнце. Однако придворные астрономы основное внимание уделяли составлению гороскопов и других астрологических прогнозов (этом они, видимо, научились у вавилонских жрецов-звездочетов), что тормозило развитие китайской астрономии.
Китайцы изобрели "указатель юга" - компас, который состоял из квадратной железной пластинки и магнитной "ложки", которая свободно вращалась на отшлифованной поверхности пластинки. Ручка "ложки" всегда показывала на юг. Сконструировали китайцы также оригинальный "тележка с фигуркой, которая указывала юг" (механизм тележки фиксировал отклонения дышла от заданного направления "север - юг"). Компас сначала использовался в Китае для нужд геомантики - расположение трупа и могилы по сторонам света, однако с i в. н. э. он начал служить китайцам и как nautical прибор. УІІ в. н. э. Чжан Хэн изобрел глобус, который воспроизводил движение небесных тел, а также старейший в мире прототип сейсмографа. Древние китайцы пользовались водяным часам. Они создали оригинальный лунный календарь, "теснейшим образом связан с хозяйственной деятельностью, со всеми сторонами традиционного быта, навыков, знаний китайцев". Настойчивые поиски "эликсира бессмертия" привели китайцев к созданию даосской алхимии, которая стимулировала развитие химических и физических знаний. Колдуя над своими пілюлями и талисманами, алхимики-даосы изобрели порох, который на первых порах использовали исключительно для устройства фейерверков, без которых не обходился ни один китайский праздник. Китайцы значительно раньше европейцев научились постоянно нагнетать воздух в плавильную печь для производства стали, изобрели тачку на колесах, веялку для зерна, цепной насос с лопатками или ковшами для поднятия земли или воды, руль для судна и т.д.
Высокого уровня достигла в Древнем Китае народная медицина. Китайцы открыли лечебные свойства многих трав, в том числе женьшеня. В III в. н. э. китайский врач Хуа То (его называли "богом хирургии") давал больному перед операцией "наркотические капли" - обезболивающий средство. Однако китайскую медицину постепенно прибрали к рукам лаосские маги, которые полагались больше на колдовские действия, чем на рациональные методы лечения. Лаосская идея о том, что все элементы человеческого тела является миниатюрной моделью внешнего мира, побудила медиков лечить не больной орган, а организм в целом. Даже сейчас китайские эскулапы не берутся лечить больного, если нарушена целостность его организма, скажем - вырезанный аппендикс.
Однако в целом следует констатировать, что естественные и прикладные научные знания были развиты в Древнем Китае относительно слабо, даже больше, китайцы вообще не считали их наукой. Они уделяли недостаточное внимание изучению законов природы прежде всего потому, что постоянно были заняты болезненными социальными проблемами. Много китайцев выбирали чиновничью карьеру, которая давала возможность обеспечить хотя бы минимальный достаток. Серьезно тормозило развитие в Китае естественных знаний всесильно конфуцианство, которое сосредоточилось на проблемах социальной этики, все же другое считал пустой тратой времени. Сказалась также традиционное склонение китайцев перед авторитетом древних "мудрецов". По мнению китайцев, "мудрецы" давным-давно все придумали, все взвесили, все предусмотрели. Сама идея о целесообразности дополнения или пересмотра концепций, разработанных "мудрецами", казалась ему кощунственной.
Другое дело - изучение истории Исторические знания всегда были в фаворе в Китае, ведь, разрабатывая свои оригинальные общественно-политические доктрины, китайцы апеллировали к излишне ідеалізованого ними исторического прошлого страны
Древнейшие китайские исторические концепции появились еще в VI-НИ в. до н. э., то есть в период бурного развития китайского общества и культуры, уже на завершающем этапе формирования китайской народності. их авторами были не историки-летописцы, а политические деятели, и это в определенной степени сказалось на характере исторических трудов.
Патриархом китайской историографии считают Сыма Цяня, исторический метод которого стал в Китае традиционным. Сыма Цянь родился в семье придворного астролога и историографа Сима Таня, который прославился тем, что осуществил анализ шести основных древнекитайских философских систем. В двадцатилетнем возрасте будущий историограф много путешествовал, побывал во всех уголках Китая, стал свидетелем многих важных событий при дворе императора В Ди. Изменив отца на должности придворного историографа, и, таким образом, получив доступ к наиболее секретніших архивных материалов, Сыма Цянь начал работу над "Историческим запискам" (Ши цзи) - первой систематизированной историей Китая. Однако Сима Цяню не дали спокойно завершить дело. Император У Ди, разгневавшись на придворного историографа за то, что тот выступил в защиту опального генерала, оскопив и заключил его. Впоследствии император реабилитировал Сыма Цяня и даже назначил охранником царской печати (на эту должность в Китае ставили евнуха). Сыма Цянь мужественно пережил эту жизненную катастрофу и все-таки завершил свою фундаментальную историческую работу, которая состояла из 130 разделов-цзюанів (свыше 520 тыс. иероглифов).
Ши цзи выдержана в духе лаосской доктрины. Сыма Цянь исходил из того, что существуют объективные исторические законы, которые не зависят от воли людей. Инициатор истории он искал вне человеческим обществом, в "воли Неба", фатумі, а общий ход истории трактовал как круговорот, пожизненную и непрерывную смену эпох, которые отличаются между собой принципами государственного управления. Другими словами, Сыма Цянь разделял исторический процесс на эпохи по династическим принципу. В своей работе ученый меньше рассказывал от себя, больше цитировал своих предшественников, благодаря чему в ней сохранились фрагменты многих утраченных трактатов. В Ши цзи цитировалось также много официальных документов. Сыма Цянь не пропускал случая скрыто поиздеваться над У Ди.
Выдающимся китайским историком был также Бань Гу - создатель жанра истории отдельных династий, признанный мастер исторического портрета. Родился он в i в. н. э. в семье придворного чиновника-конфуціанця Бань Бяо. Юноша получил приличное образование в ханьській столицы Лояне, выучил назубок конфуцианские каноны. После окончания школы Бань Гу вздумал продолжить историческую работу Сыма Цяня, что стало чуть ли не модой в среде тогдашней китайской интеллигенции, однако оказался за это в тюрьме. Его брат Бань Чао (он в свое время также был придворным историографом) просил за него самого императора. Бань Гу выпустили на волю и назначили в группу придворных историков, а потом поручили ему написать официальную "Историю Старшей Хань" (Цянь Хань-шу). Однако завершить этот фундаментальный труд Бань Гу не смог: после смерти
Его коронованного покровителя администратор Лояна, с которым неуважительно повел себя личный раб историографа, сгноил историка в тюрьме. Довела до конца начатое Бань Гу дело его сестра Бань Чжао - поэтесса, единственная женщина-историк во всем древнем мире.
"История Старшей Хань", в которой изложена китайская история от царствования основателя Ханьской династии Лю Бана до трагической гибели реформатора-неудачники Ван Мана, выдержанная в духе вражеского даосским взглядам Сыма Цяня ортодоксального конфуцианства. С концепциями Сыма Цяня Бань Гу полемизирует довольно часто, причем иногда слишком резко. Именно усилиями Бань Гу "Исторические записки" Сыма Цяня были изъяты из числа "официально признанных" исторических произведений.
По эпохи Младшей Хань китайское правительство создало историографическое бюро "Восточный павильон", которое составило "Записки из Восточного павильона о правления Хань" - официальную хронику империи. Материалы этой хроники стали основой целого ряда частных исторических исследований, в том числе труда талантливого историографа Фань "История Младшей Хань" (Хоу Хань-шу). Фань не завершил своего труда - его обвинили в государственной измене и казнили.
Исследования древнекитайских историографов оказали значительное влияние на дальнейшее развитие исторической мысли в Китае и других странах Дальнего Востока. Они - ценный источник исторической информации для китаїстів.
В эпоху Цинь и Хань китайцы освоили составления географических карт и военных схем. Они использовали в картографии масштабы и прямоугольные сетки из параллельных линий, опередив в этом деле картографов Мероприятия.
banauka.ru
Духовные знания Древнего Китая: секреты даосов
Не секрет, что китайцы прославились не только своими многочисленными изобретениями, но и философскими идеями. Многие знания древнего мира мы успешно применяем и сейчас, даже не ведая, что их истоки в глубокой древности. В статье мы вкратце расскажем некоторые интересные факты из философии Древнего Китая, а чуть подробнее остановимся на даосизме.
Знаете ли вы, что самым первым трудом по философии в Китае считается вовсе не научный трактат, а литературное произведение «Книга перемен». Суть его написания — попытка отразить происходящие в природе процессы. Отсюда и название, в жизни ведь ничего не стоит на месте. В этом произведении уже осуществляется своеобразный переход от примитивного мифологического к осознанному философскому мышлению.
Из китайских философов самые известные — это Лаоцзы и, безусловно, Конфуций. Про второго говорить нет смысла, это материал не на одну статью. А вот сочинения Лаоцзы и заложили основыдаосизма.
Суть учения даосизма Древнего Китая
Итак, центральное значение в данном учении имело понятие «дао». Оно постоянно рождается во Вселенной (причем в любой его точке). С одной стороны дао трактовали как естественый путь всего живого на земле, выражение всеобщего закона изменения мира. Получалось, правда, что развивается мир по кругу. С другой стороны, дао трактовали как вечнре и неизменное. Иначе духовная основа всего живого (в том числе и человека). Лучшим способом реализации дао китайские философы считали активность. По их мнению, то что может быть названо по имени, непостоянно. Безымянны лишь земля и небо. Дао лишено формы, а значит неисчерпаемо. Оно — прообраз всего сущего.
Также даосисты были убеждены в необходимости знаний. Но ценили больше всего они знания созерцательные, так как все вокруг изменяется само собой. Совершенно то, что постоянно. Также даосисты уверяли, что познать других можно по себе.
Можно еще долго обо всем этом рассказывать, но надеемся, что древние знания вас заинтересовали и вы с удовольствием почитаете поподробнее сами.
drevniy-egipet.ru
Введение. Знание и техника в Древнем Китае
Знание и техника в Древнем Китае
Китайская цивилизация во все времена является весьма загадочной и интересной для изучения. И это во многом связано с многочисленными открытиями китайцев в науке и технике. Несомненен огромный и неоценимый вклад древнего Китая в историю всей мировой цивилизации.
«Открытия китайцев сделаны не в какой-то отдельной отрасли науки, например астрономии, но и во многих других. Научные знания китайцев достигли больших высот и в математике, и физике, и строительстве, и гидротехнике, и медицине. Открытие компаса, пороха, сейсмографа, механических часов и техники шелкового ткачества также принадлежит мудрым и загадочным китайцам» Изобретения Древнего Китая [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://china.web-3.ru/chigeninfo/chiculture/?act=full&id_article=2331 .
Таким образом, вполне логично говорить об актуальности данной работы, поскольку открытиями Древнего Китая современный человек восхищается и пользуется по сегодняшний день.
Объектом данной работы являются история и развитие китайской науки. Предметом являются знания и техника Древнего Китая.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать знания и технику Древнего Китая. Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Выявить особенности развития научных знаний в древнем Китае;
Рассмотреть влияние теории У-син (пяти элементов) и теории Инь--Ян на развитие науки Китая;
Изучить развитие техники в древнем Китае.
Что касается степени проработанности проблемы, то значительный вклад в создание теоретических основ внесли преимущественно ученые по культурологии и истории, занимающиеся исследованием китайской культуры и истории. В ходе исследования использовались труды Васильева Л.С., Кравцовой М. Е., Малявина В.В., Жарне Ж.
Особенности развития научных знаний в древнем Китае
Вся древнекитайская культура представляется весьма необычной и интересной для европейца. Несомненный интерес вызывает и развивающаяся колоссальными темпами китайская научная мысль.
Если взглянуть на науку Древнего Египта или Междуречья, то там тоже было множество открытий и развивающихся научных знаний, как и в Китае, но они не были объединены в единую систему, в то время как науку Китая можно уже рассматривать как науку в полном смысле. Знания древнего Китая - это уже четко структурированная система знаний, подчиняющаяся единой методологии.
Интересно сравнить структуру древнекитайской науки со структурой науки европейского средневековья. Как и в античную эпоху, в средневековье выделялось семь научных дисциплин, такие как: гуманитарный «тривиум»: грамматика, диалектика и риторика, а также математический «квадривиум»: геометрия, музыка, астрономия и арифметика,.
Древнекитайские науки в свою очередь делились на качественные и количественные. Качественные науки - это медицина, алхимия, астрология, геомантия, показывающая связь между благоприятным расположение могил и жилищ, учитывая особенностями ландшафта, а также физика, похожая на античную натурфилософию и использующая магические схемы, а также идею соответствия микро- и макрокосма для анализирования природных явлений. Жарне Ж. Древний Китай - М.: АСТ, 2008
А количественным науками относились математика, носившая, алгебраический характер, когда как в античности - геометрический, математическая гармоника - наука пифагорейского типа, изучающая числовые закономерности построения музыкальных ладов, и математическая астрономия, которая подчиняла астрономические явления определенным числовым правилам. Связующим звеном, объединяющее все эти науки, была очень необычная дисциплина для китайской культуры - нумерология, заменившая в этом смысле аристотелевскую логику.
Важной особенностью древнекитайской цивилизации является своеобразный культ образованности и грамотности. То есть умные и талантливые люди поощрялись и очень высоко ценились. Власти всячески поддерживали развитие научных знаний. А это несомненно способствовало многим открытиям и изобретениям. Но надо сказать, что прикладной характер науки Древнего Китая определил ее развитие, когда как наука Древней Греции противопоставлялась технике.
В целом, открытия, достижения и научное знание Древнего Китая задолго опередили научные знания и технику Запада. Залогом такого успеха, как считают многие ученые, стал особый взгляда на природу. Научная мысль Востока искала гармоничный синтез природы и деятельности человека, что выражалось в высоконравственном восприятии окружающего мира и природы в целом.
«Совершенствование - это главная идея всей китайской культуры, и поэтому древнекитайское общество придавало особый смысл совершенствованию сознания и тела. Но не следует упускать, что само по себе совершенствование, в то же время, основывается на глубокие научные принципы. Как раз в этом и заключаются основные причины того, почему древнекитайская цивилизация была такой выдающейся» Малявин В.В. Китайская цивилизация - М.: Астрель, 2000 .Для тех, кто не верил в Богов и не совершенствовался, не разрешалось узнавать вселенские тайны. Таким же образом, как тайны государства недоступны для обычных людей, так и тайны, связанные со Вселенной, не открывались простым людям. Чтобы изучать Вселенную, а ученые обязаны изменить свой образ мышления.
Кроме того, ученые древнего Китая должны были иметь высокий Синьсин (природа ума и сердце) - мораль и нравственность. Высокий уровень Синьсин положительно влияет на способность ученых понимать технологии предыдущих поколений, видеть изменения веществ на разных уровнях.
Другими словами, вселенские тайны могут открыться только для тех, у кого душа благородна. Если ученый не обладает высоким уровнем Синьсин, то он не сможет осознать технологию предков, а также не сможет сберечь и передать её. Это является причиной потери ценных древнекитайских технологий Малявин В.В. Китайская цивилизация - М.: Астрель, 2000.
Таким образом, резюмировав выше сказанное, стоит отметить, что в Китае жили многие поколения замечательных ученых с выдающимися способностями. Науки, которые ученые изучали, включали систематичные теории и практику, но передавать их кому угодно было запрещено, так как накладывались определенные требования к нравственности ученых. Им было необходимо повышать свой уровень этики и нравственности.
hist.bobrodobro.ru
Научные знания в Древнем Китае
Выдержка из работы
Научные знания в Древнем Китае.
Эссе.
Древний Китай, его социокультурное наследие - наука, культурологический пласт, мифологический, идеологический комплекс – все это, безусловно, оказало колоссальное влияние на развитие всего человечества. Скажем, к примеру, что «пронаука» - философия - также выкристаллизовывалась в Китае, одном из трех – наравне с Индией и Древней Грецией – центров формирования культуры человечества. Определимся с категориями и временными рамками: что такое «Древний Китай»? Китайская цивилизация, как уже отмечалось выше, является одной из старейших в мире. Вместе с тем современная наука не имеет однозначного мнения о ее «возрасте»: он может составлять пять тысяч лет, при этом, будучи объективным, отмечу, что имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Вместе с тем «история китайской цивилизации» дифференцирована - в рамках традиционной ханьской историографии - тремя «периодами»:
Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу — до 221 до н.э).
Имперский Китай (Цинь — Цин).
Новый Китай (1911 — совр).
Таким образом, можно говорить о сложности единообразной трактовки самого понятия «Древний Китай», поскольку и само древнекитайское государство, и его культура, и его наука - представляют собой сложный синкретичный комплекс, не являющийся неким «монолитом», напротив, это многогранный сложноорганизованный феномен. Итак, каковы же основные черты «науки Древнего Китая»?
Во-первых, древние китайцы были чрезвычайно компетентны в разных областях науки. В качестве первой особенности древнекитайской науки выделим то обстоятельство, что само ее развитие протекало «бессистемно»: это были «качественные скачки», сменяющиеся «периодами застоя», то есть если в наше время наука развивается систематически, то в древнем Китае открытия и технологии не всегда сохранялись.
«Наука Древнего Китая» - фигурально выражаясь - есть «пронаука» всего человечества: имеет место научно обоснованное и исторически подтвержденное мнение о том, что, собственно, большинство выдающихся открытий или изобретений в области науки, медицины, сельского хозяйства и инженерии были впервые совершены в Китае, начиная с 1400 года до н.э.
Комплекс наук в древнем Китае был дифференцирован на две обособленные группы: качественные и количественные.
В спектр качественных наук входили медицина, алхимия (понимаемая как наука о поиске бессмертия), астрология (призванная объяснить социальные явления исходя из космических процессов), геомантия, (связывающая благоприятное расположение жилищ и могил с особенностями ландшафта), физика (в общеисторическом контексте ее можно сравнить в античной натурфилософией), которая использовала магические схемы, а также идею соответствия микро- и макрокосма для анализа природных явлений.
В группу количественных наук входили математика, носившая, в отличие от античности, не геометрический, а алгебраический характер, математическая гармоника как наука, исследующая числовые закономерности строения музыкальных ладов, и математическая астрономия, также подчиняющая астрономические явления определенным числовым соответствиям.