Источники по истории Древнего Востока. Источники древнего востока
Виды источников по истории Древнего Востока. — МегаЛекции
Единственным туземным источником, обнимающим весь Древний Восток на всем его хронологическом протяжении, можно назвать библию. Правда, она представляет литературу незначительного в политическом отношении еврейского народа, во здесь мы находим непрерывную цепь памятников, в которых так или иначе затронуты все древне-восточные страны и народности. При этом в библии мы имеем образцы древне-восточных произведений. В большей или меньшей степени многое применимо здесь и к другим странам и, во всяком случае, дает нам некоторую возможность дополнить и оживить сведения, почерпаемые из памятников этих стран. Как исторический источник, библия представляет высокую ценность: уже давно доказано, что те места ее, где говорится об Египте и Вавилоне, написаны людьми, хорошо осведомленными в жизни этих монархий; новые открытия все больше и больше убеждают, что эти люди были настоящими представителями господствовавшей в их - время культуры; их сведения постоянно подтверждаются и выясняются. Однако, даже специально исторические книги ветхого завета не могут быть названы таковыми с нашей точки зрения: это скорее назидательные писания, имевшие целью на примерах истории воспитывать народ в духе религии. Книги пророков современны событиям, кругозор их авторов, нередко и политических вождей своего народа, обнимает весь тогдашний мир; высокая поэзия их и сама по себе имеет прелесть и интерес. Наконец, ветхий завет сохранил нам и правовой кодекс, и сказания о древнейших временах, и памятники дидактической литературы, и произведения не только религиозной, но и светской лирики. Другим важным источником, обнимающим весь Древний Восток, хотя и на краткий период времени, являются так наз. документы из Теллъ-эль-Амарны. В l887 г. египетские феллахи нашли в Среднем Египте, в развалинах эфемерной столицы фараона Аменхотепа IV, ныне арабской деревне Телль-эль-Амарне, государственный архив, перенесенный этим царем из Фив. Было найдено и поступило в Британский и Берлинский музеи и различные частные коллекции 358 документов, начертанных вавилонской клинописью, на вавилонском, частью на туземных языках, и представляющих дипломатические и др. письма царей великих держав того времени (Вавилонской, Ассирийской, Митанни, Хеттов, Кипрской) к фараону, а также донесения князей сирийских, финикийских и палестинских городов (между прочим, из Иерусалима до евреев), находившихся в вассальных отношениях к Египту. Само собой разумеется, что эти памятники имеют такой интерес, которым едва ли могут похвалиться многие из других, дошедших от Древнего Востока. Из дипломатических сношений ассирийского царства вышло даже своеобразное произведение, которое обыкновенно называют синхронистической историей Ассирии и Вавилона с XV по IX в. до н. э. Текст этот представляет историческую справку, составленную по поводу договора, заключенного между обеими странами при царе Ададнирари III; ассирийские официальные историографы припомнили все предшествующие сношения военного и мирного характера и договоры и упоминают каждый раз об установлении границ. Все это написано, конечно, с ассирийской точки зрения, а потому здесь обходится неприятное для ассирийской гордости. Во всяком случае, текст имеет для историка весьма важное значение, так как восполняет пробелы вавилонских летописей и дает сведения о том периоде Двуречья, от которого до нас дошло мало других памятников.
У евреев автором, соответствующим двум только что упомянутым, был Иосиф Флавий, о котором распространяться излишне и труды которого дошли полностью. Что касается финикиян, то до нас дошли отрывки большого труда, посвященного их древностям и принадлежащего Филону, эллинизированному уроженцу г. Библа. Свой труд Филон пустил в обращение под именем Санхуниафона, какого-то древнего финикийского мудреца. Он был насквозь проникнут эвгемеризмом, но составлен, хотя и в позднее время (при Адриане — II в. н. э.), может быть, по туземному сочинению лица, которому был доступен богатый доброкачественный материал. Эвгемеристическая тенденция сильно вредит книге и затрудняет пользование ею, но многие данные ее подтверждаются новыми открытиями и она необходима для историка.
Вопр 28
1) Основатель Аккадского царства – Саргон (2316-2261) – Шаррум-кен, «царь истинен»)
2) взял власть в результате дворцового переворота, подчинил Киш, Упи-Акшак, принял титулы «лугаль Киша», «лугаль Старны», «лугаль Аккада».
3) война с Лугальзаггеси, победа над 50 правителями, после 34 битв с Уром, Уммой и Лагашем расширил государство до Персидского залива
4) походы на С-З: покорение Мари, Эблы до «кедрового леса» и «Серебряных гор», т.е. до горных хребтов Амана и Тавра
5) в конце правления Саргон завоевал Субарту (СМ)
6) набеги в Элам (восток долины Тигра и Евфрата)
Экономическое развитие, товарно-денежные отношения и торговля:
1) создание общей ирригационной сети в ЮМ и СрМ
2) строительство дорог, гаваней
3) введение общегосударственной системы мер и весов
Социально-политическое развитие:
Саргон
1) утверждение власти царя-деспота в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин
2) формирование служилой аристократии – опоры царской власти
3) царская бюрократия заменяет в ряде городов местных «энси»
4) переход храмовое хозяйство переходит в руки правителя
5) дополнительные льготы жречеству
6) имущественное расслоение в общине, появление зажиточных и разорившихся общинников
7) брожение среди «старейшин», мятеж в общинном войске, отложились Субарту и Вавилон
Римуш
1) три похода против мятежных правителей (против Уммы, Адаба, Лагаша)
2) два похода на Элам
3) попытка заручиться поддержкой жречества, смерть от рук заговорщиков
Маништушу
1) два похода на Элам
2) подавление ряда восстаний
3) ввод налогов с храмового хозяйства
4) расширение царского земельного фонда
5) поиск поддержки у жречества
Нарам-Суэн (2236-2200)
1) Внутренняя политика:
- подавление вспышки недовольства
- наместники в городах – сыновья Нарам-Суэна
- низведение «энси» до уровня чиновников
- ведущая линия политики – опора на жречество
- признание Нарам-Суэна «богом Аккада»
2) Внешняя политика:
- успешные походы на С-З (Эбла)
- на С (Субарту, верховья Тигра)
- на В (Элам, страны Персидского залива)
- в горы Загрос (луллубеи)
- сузская «Стела Нарам-Суэна», титул «царя четырех стран света»
3) конец правления – упадок ирригации, конфликты с жречеством, голод.
Кутии:
1) постоянные набеги кутиев привели Аккадское царство в упадок, обострили социально-политические противоречия, разрушены многие храмы и города, люди угонялись рабство и облагались тяжелой данью
2) кутии – племенной союз с временным избираемым вождем
3) предпочитали находится в пределах своей страны и области Аррапха
4) кутии управляли Месопотамией с помощью наместников
5) наместник, «энси» Лагаша Гудеа (ок.20 лет во вт.пол. XXII в.):
- строительство храмов
- восстановление ирригационной сети
- возвращение к раннединастическим традициям
- торговые связи с СМ, Сирией, Персидским заливом, Эламом, Ираном, Индией (кедр, сосна, золото, медь, мрамор, диорит, сердолик, лазурит)
6) слияние кутийской и шумеро-аккадской знати привело к нарастающему недовольству и восстанию Урука при поддержке Ура под предводительством Утухенгаля
7) 2109 – Утухенгаль разбил кутиев
8) вскоре гегемония перешла к Ур-Намму – царю Ура
Вопр 29
III династия Ура. (кон.XXII – нач.XX) Основатель Ур-Намму. Его законы – один из основных памятиников древневосточного права.
1) экономика:
- восстановление ирригации, строительство новой сети каналов
- хозяйства на царско-храмовой земле
- ремесленное производство в царских мастерских
- унификация системы мер и весов
- увеличение объемов государственной торговли с соседними странами
- строительство храмов, зиккурата Ур-Намму
- царский фонд земли:
а) царская обрабатывается «гурушами»
б) храмовая
в) в пользу административному и храмовому персоналу, воинам
- земля частных лиц и общин, площадь меньше царской
2) общественное устройство:
- рабовладельческий характер
- господствующее положение – рабовладельцы: служилая + военная аристократия, родовая знать, высшее жречество, верхушка общин
- мелкие производители – крестьяне-общинники и ремесленники – имущественное расслоение
- запрет купли-продажи общинной земли
- рост временного рабства – должничества
- увеличение класса рабов за счет военнопленных и проданных в рабство
- раб стоил 9-10 сиклей, рабыня 3-5 сиклей
- рабами владели даже храмовые служащие, пастухи, ремесленники
3) государственное устройство:
- древневосточная деспотия – «царь Ура, царь Шумера и Аккада»
- идеология на основе религии – Энлиль – покровитель царя, «Царский список» царей «до потопа» и «от потопа»
Кризис экономики, падение III династии Ура, распространение амореев привело к временному упадку централ.государства и новой политич.раздробленности. На Ю обособилась Ларса, на С независимое государство с центром в Иссине, большую роль в Северном Междуречье играли Мари на Евфрате, Ашшур на Тигре, Эшнуна на Дияле. В этих городах правили аморейские династии. XX-XIX вв. – междоусобные войны.
Эламит Рим-Син (1822-1763) прочно закрепился в Южном Междуречье, взял Ларсу, Ур, Урук, Ниппур, Иссин.
Наметившийся подъем поставил вопрос о создании центр.государства. Геоположение Вавилона – центр.долина, Тигр + Евфрат, центр ирриг.сети, торг.пути.
Расцвет Вавилона. I Вавилонская династия.
Хаммурапи (1792-1750).
Объединение страны:
- политика военных союзов
- 1759 – захват Мари, затем повторный разгром
- ассирийские города Ашшур и Ниневия признали власть Вавилона
Самсуилуна (1749-1712)
1) внутренние проблемы
- разорение общинников, воинов
- на Ю Вавилон теснят эламиты
- восстает Сиппар, подавление восстания
- отпадает Иссин
2) внешние проблемы
- активное проникновение на территорию Вавилона касситов
- С-ЗМ – Митанни, блокировка торг.путей в Малую Азию и ВостСред-рье
- 1595 – вторжение и захват хеттами Вавилона. Конец I династии.
Пер.пол. XVIII в. Законы Хаммурапи: всего 282 зак., делятся на 3 части:
Введение, текст законов, заключение
1) ирригационное земледелие:
расширение посевных площадей, расцвет садоводства (финики), злаки – ячмень и масличные – сезам, за состоянием каналов следили специальные чиновники, за небрежность и уклонение от обязанности - наказ., строительство «Реки Хаммурапи»
1742 – вторжение касситов в Ваавилонию, реальное утверждение Гандаша на троне («арь 4х стран света, царь Шумера и Аккада, царь Вавилона») после разгрома Вавилонии хеттами
Средневавилонский период. Касситская династия (1595-1155).
1) военное дело – лошади и мулы
2) экономика
- сельское хозяйство – плуг-сеялка
- создание сети дорог
- активизация внешней торговли
3) общ.строй
- увеличение значения родовых объединений «биту», глава – «бэл бити»
- укрепление сельской общины
- обогащение родовой знати и создание крупного частного землевладения
4) активное восприятие вавилонской культуры
5) ослабление централизации, независимость Вавилона, Ниппура, Сиппара, освобождение от налогов и повинностей, собственные войска
6) внешняя политика
- владение Вавилонией, «страной Кашшу», страной Гутиум (кутии в Иране)
- второстепенное положение на мировой арене
- вт.пол. XV – стабильные мирные отношения с Египтом
- после разрыва с Египтом Бурна-Буриаша I ориентируется на Митанни и Хеттское царство
- ассимилировавшаяся с вавилонянами касситская династия погибла под ударами Ассирии и Элама в XII в.
Посткасситский Вавилон.
1) иссинец Навуходоносор I (1126-1105) одержал победу над эламитами в битве при Дере, вторгся в Элам и разнес его к чертовой матери
2) сер.IX в. – в Вавилонию стали вторгаться арамеи (З от Евфрата), объединение Ассирии и Вавилона
3) кон.VIII в. – арамеи закрепились на З и С Вавилонии
4) с IX в. значительную роль играют халдеи (первое упоминание в анналах Ашшурнацирапала II в 878 г.), жили на берегу Персидского залива, в нижнем течении Тигра и Евфрата, полукочевники, скотоводство, рыболовство, земледелие, жили родами, управлялись вождями
5) IX – постепенное продвижение халдеев на С, перенимают вавилонскую культуру и религию
6) Структура общества мало известна
7) Страна разделена на 14 админ.областей. Столица – Вавилон с кон.XII в.
8) Армия – пехота, конница, колесничии (!)
Завоевание Вавилонии Ассирией (VIII - VII)
1) 744 – Тиглатпаласар III завоевал халдеев от Сиппара до Перс.залива и стал «царем Шумера и Аккада»
2) опора ассирийцев – жречество, чиновники и купцы
3) 729 – Тиглатпаласар III захватил Вавилон, статус отдельного царства внутри Ассирийской державы сохранен
4) в правление Саргона II хадеец Мардук-апла-иддин овладел Вавилоном
5) союз с эламитами и война с Ассирией
6) 720 – эламиты при Дере победили ассирийцев, Мардук-апла-иддин II злостно опоздал
7) 721 – 710 – передышка
8) 710 – Саргон II совершил удачный поход против Элама, изгнал Мардук-апла-иддина II в Бит-Якин
9) 709 – Саргон II вступил в Вавилон и короновался там
10) 705 – Мардук-апла-иддин II создал мощную коалицию (Юж.Вавилония, Иудея, Тир, Арвад, Аскалом, Элам)
11) 703 – он взял Вавилон, но после ряда неудач вынужден был бежать в болото
12) 692 – вавилоняне в союзе с Эламом, племенами Загроса и арамеями восстали против Ассирии
13) 691 – решающая битва у местности Халуле на Тигре, потерь и выгоды равны
14) 690 – Синаххериб осадил Вавилон, в апреле 689 город пал, жуткая расправа
15) Асархаддон восстановил Вавилон
16) 669 – раздел Ассир.державы между сыновьями Асархаддона: Ассирия Ашшурбанапалу, Вавилония Шамаш-шум-укину (вассал)
17) 652 – союз Вавилона, Египта, сирийцев, Элама, халдеев, арамеев, арабов, ничья при Дере
18) 648 – взятие ассирийцами Вавилона, расправы
19) 626. До н.э. вавилонское восстание под предводительством халдейского вождя Набопаласара основавшего халдейскую или нововавилонскую династию
Вопр. 37
Условия возникновения
1) экономический подъем, введение железа, интенсивная торговля, заселение всех удобных территорий, установление культурно-политических связей
2) Хеттское царство и Митанни распадаются на части, Египет и Вавилон переживают упадок, Ассирия возвышается
3) Появление новых молодых гос-в: Урарту, Куш, Лидия, Мидия, Персия
4) Активно заявляют о себе фракийцы, фригийцы, карийцы, арабы, киммерийцы и скифы
Причины.
1) Потребность экономики в сырье (металлы, дерево)
2) Захват военнопленных
3) Грабеж чужих территорий
4) Овладение торговыми путями
5) Внешние и внутренние политические и стратегические интересы
Новоассириский период X-VII вв.
Ассирийские завоевания в IX в. до н.э.
1) Ашшурнацирапал II (883-859)
- успешные войны на С с племенами Наири
- победы над мидийцами (В от Тигра)
- захват ряда северных пограничных вавилонских пунктов
- экспансия в Восточносредиземноморье – Тир, Сидон, Дамаск, Библ, Арвад, Каркемиш, экономические и стратегические выгоды
- разбиты арамеи Сев.Сирии, закрепление на караванных путях, дань с ряда сир. и фин. городов
2) Салманасар III (859-824)
- затяжные войны на С с Урарту
- успешные вторжения в Вавилон
- столкновения с мидянами на В
- упорные бои с коалицией Дамасского царства и Египтом
- 840 – после 16 походов за Евфрат ассирийцы разбили Газаила – царя Дамаска, Дамаск осажден, Тир, Сидон и Израиль принесли дань Ассирии
- обязанности: перевод податей в казну, обеспечение выполнения повинностей населением области, поставок воинского контингента, командование ими
- запрет выдавать иммунитетные грамоты, самостоятельно предпринимать военные походы
2) военная
- создание «царского полка», комплектация на основе рекрутского набора
- закреплено деление по родам войск
- тяжелая и легкая пехота, тяжелая и легкая конница, колесница
- оружие из железа и бронзы
- использовались тараны
- хорошие укрепления
- хорошая организация
- налаженная разведка
- почти не использовались наемники (полк киммерийцев при Асархаддоне нач. VII в.)
Расцвет Ассирийской державы (кон.40-х VIII – кон.40-х VII).
Возобновление завоевательной политики
Тиглатпаласар III (745-727)
Внешняя политика
1) запад
- 743-740 – разгром коалиции северосирийских и малоазийских правителей, кот. поддерживало Урарту, получение дани от 18 царей
- 738, 735 – два успешных похода на Урарту
- 734-732 – против Ассирии выступила коалиция, вкл. Дамасское и Израильское царства, многие города побережья, арабские княжества и Эдом, война выиграна
2) восток
- 737 – Тиглатпаласар III закрепился в ряде районов Мидии
3) юг
- 729 – коронация Тиглатпаласара III в Вавилоне
Внутренняя политика.
Организация управления завоеванными областями.
- организованы провинции под властью гражд. и воен. администрации
- 665-655 – борьба с Эламом и халдейскими и арамейскими княжествами
- ок.655 – окончательно отпал Египет
Второй этап (сер.VII в.)
- 652-648 – восстание покоренных народов, мятеж царя Вавилона Шамаш-шум-укина, Элама, халдейско-арамейских княжеств Приморья, арабских племен и княжеств, некоторых сирийских и финикийских провинций, Лидии, Египта, Мидии
1) причины: однобокое развитие экономики, социальные конфликты, политическая разобщенность, просчеты в организации управления, ослабление армии в кон.VII в. до н.э.
2) процесс распада
- 626 – отпала Вавилония
- 625 – независимость Мидии
- 614 – Вавилон и Мидия взяли Ашшур
- 612 – взята Ниневия
- 609 – последняя битва при Харране
Ассирия скопытилась.
Вопр 44, 45
Хеттское царство.
1. Хронология и периодизация: древнехеттское царство (18-16 вв.), смута (15 в.), новохеттское царство (14-13 вв.)
2. Европеоиды. Индоевропейцы, хетто-лувийская ветвь. На месте – с начала 2 тыс.
3. Источники – Амарнский архив (см. воп. 11), архив Богазкёя, Хамматский камень (от него хеттология и плясала).
4. Политика. ДХ. Первые гособразования – начало 2 тыс. Этатизация подстёгнута ассирийскими колониями в этом регионе (центр востока Малой Азии). В 18 в. правители города Куссара создают первое территориальное царство. Столица переносится в Несу, затем в Хаттусу (ок. 150 км от нынешней Анкары, Турция). Управление: власть царя ограничена народным собранием (панкус), нет очевидного порядка наследия. ДХ достигает апогея в нач. 16 века, когда захватывает Вавилон. Однако сама государственная система не устойчива (путаница с наследниками, постоянные перевороты). К 15 века усиливаются Митани, ряд малоазиатских государств + нашествие касков. Отсюда – кризис. НХ. Государство-временщик (см. ниже). Возрождение хеттов связано с царём Суппилулиумом. Он реформирует армию (вводит колесницы, там 3 человека: возничий, стрелок и щитоносец), укрепляет города. Затем объединяет весь восток Малой Азии и вторгается в Сирию (там захвачен Каркемиш, который будет главным оплотом хеттов в СевСирии). Подчиняет Митани. Таким образом – уже великая держава. При Мурсили II продолжается усиление, но к концу его правления активизируется Египет. Обстановка накаляется и 1296 – битва при Кадеше (по сути, за Переднюю Азию). Египет проиграл, но в НХ внутренние проблемы и 1280 – договор (см. воп. 11). Затем постепенный упадок (хотя есть и определённые внешнеполит. удачи) и к 1190 – развал на ряд маленьких государств (НХ разгромлено «народами моря»), которые впоследствии поглощены Ассирией. Управление: у царя власти больше (он даже обожествляется), однако же ограничен тем же собранием и (!) его верхушкой тулией. Само государство не едино – множество зависимых областей, на завоёванных территориях остаётся старая администрация.
5. Экономика. Про ДХ ничего не знаем. НХ. Основа – сельское хозяйство (ячмень, пшеница), но без ирригации (см. воп. 5). Садоводство, виноградарство. Силён частный сектор. Развитое ремесло. Главное – (!) железо. Его хорошо обрабатывают, главный товар, но ещё не основа.
6. Социум. Верхушка – царь, знать, жрецы и крупные землевладельцы – не платят податей. Ниже – общинники (несут повинности саххан и луцци (пахота + своеобразный оброк), не считаются в полном смысле свободными). Самый низ – рабы. Это сословие не едино. Отдельно государственные рабы, отдельно частные. Судя по законам, есть пекулий, но может принадлежать просто владельцу. Возможно, рабы – клиенты владельцев. В целом – ничего не ясно, споры до сих пор, слишком мало материала.
Вопр 42
megalektsii.ru
Источники по истории Древнего Востока
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 22Следующая ⇒
Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции. Памятники материальной культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, предметы культа. Памятники устного народного творчества. Данные языка. Этнографические материалы. Данные антропологии. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей.
Историография истории Древнего Востока
Этапы развития древневосточной историографии. Первый этап – до 80-х годов XIX века. Накопление фактического материала. Ф. Шампольон и начало дешифровки древнеегипетской иероглифики. Второй этап: 80-е гг. XIX в. – 1914 г. Научная деятельность Г. Масперо, Э. Мейера, Ф. Питри, Б.А. Тураева, Г. Винклера, Л. Вулли. Научное издание исторических документов. Третий этап: 1918 – 1939 гг. Три направления в историографии – традиционное, марксистское и расистское. Четвертый этап: 1945 – 60-е гг. XX века. Дискуссия об азиатском способе производства. Пятый этап – с 70-х годов XX века.
Проблема древневосточной государственности
Зарождение государства на Древнем Востоке, различные концепции и теории. Протогосударство и государство. Авторитет жречества, прерогативы вождя, власть вооруженного народа; триархия и диархия древневосточной государственности. Особенности монархической формы власти; древневосточная деспотия. Дискуссия об «азиатском способе производства». Современные воззрения на природу и сущность древневосточной государственности. Споры о путях и перспективах развития государств Древнего Востока.
Древний Египет
Историческая экология Египта. Река Нил. Климат, природные богатства, растительный и животный мир Нильской долины. Долина Нила – один из древнейших очагов земледелия. Процесс заселения долины Нила. Проблема формирования египетской народности. Периодизация истории древнего Египта.
Основные виды источников по истории древнего Египта. Современное состояние изучения древнеегипетских памятников. Начало изучения истории Египта в конце XVIII – начале XIX вв. Дешифровка египетской иероглифики. Основные достижения зарубежной египтологии в XIX – XX вв. Создание дореволюционной русской школы египтологии. Отечественная египтология в XX.
Древнее Царство Египта.
Автохтонность египетской цивилизации. Преемственность исторического развития египетской цивилизации. Образование централизованного египетского государства в III тыс. до н.э. Правление III – VI династий. Строительство великих пирамид. Создание системы древнеегипетского земледелия и искусственного орошения. Социальное развитие Египта. Рост имущественного неравенства. Господствующий класс и его положение в обществе. Социальные противоречия. Фараон и его деспотическая власть. Оформление государственного аппарата, его основные ведомства. Религиозная идеология обоготворения царя и царской власти. Роль жречества в Египте. Военная политика Египта в период Древнего Царства. Усиление политической раздробленности, тенденции к децентрализации. Распад Египта на номы.
Египет в эпоху Среднего Царства.
Первый переходный период. Борьба Гераклеополя с Фивами. Победа Фив и объединение страны. Правление XII династии. Военная политика и эксплуатация завоеванных стран. Усложнение социальной структуры. Взрыв социальных противоречий. Народное восстание бедняков и рабов. Египет под властью гиксосов. Проблема гиксосов в современной науке.
Великая египетская держава Нового Царства.
Борьба египтян с гиксосами и изгнание их из страны. Завоевания фараонов XVIII династии и создание могущественной египетской империи. Тутмос III – великий завоеватель. Интенсивная эксплуатация завоеванных территорий. Подъем древнеегипетской экономики. Изменения в социальной структуре. Организация государственного управления в империи. Армия и военное дело. Египетское жречество и религиозно-политическая реформа Аменхотепа IV (Эхнатона). Амарнский период в истории Египта. Ликвидация реформы и переход власти к XIX династии. Рамсес II — завоеватель и строитель. Хетто-египетские войны. Египет при XX династии. Натиск иноземцев. Обострение социальных противоречий. Усиление жречества и власть фиванской теократии. Упадок и ослабление Египта в конце Нового Царства. Народы моря и Египет. Проблемы народов моря в науке.
Египет в I тыс. до н.э.: страна под властью иноземцев и саисское возрождение.
Ливийцы в Египте. Эфиопы и ассирийцы у власти в Египте. Множественность политических центров в стране, ее раздробленность. Ослабление международного авторитета Египта. Возвышение Саиса и новое объединение страны под властью XXVI Саисской династии. Ее внутренняя и внешняя политика. Связи Египта с греками. Основные процессы экономического, социального, политического и культурного развития Египта в позднее время. Завоевание Египта персами. Дальнейшее развитие Египта в системе гигантской Персидской державы. Культурное наследие Древнего Египта. Развитие древнеегипетской иероглифики. Религиозные воззрения древних египтян.
mykonspekts.ru
Источники по истории Древнего Востока
Информация - История
Другие материалы по предмету История
1.ВВЕДЕНИЕ
История Древнего Востока, как и вся историческая наука, базируется на исторических источниках, которые дают нам информацию о далеком прошлом. …Единственная возможность воссоздать историю древнейших на земле цивилизаций заключена в обращении к тем следам, которые они оставили после себя. И таким следом реальной действительности в жизни древних цивилизаций являются исторические источники. Одной из самых главных проблем их изучении считается выявление достоверности тех сведений, которые нам предоставляют дошедшие до нас разнообразные памятники прошлого.
Исторические источники очень многочисленны и разнообразны; для удобства они подразделяются на типы:
. Письменные источники (исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы и др.).
. Памятники материальной культуры (остатки городов, храмов, крепостей, гробниц, жилища, предметы быта, оружие и т.д.).
. Памятники устного народного творчества - фольклор (песни, поговорки, сказки, легенды, эпические сказания).
. Этнографические материалы (обычаи, нравы, культы).
. Данные антропологии (мумии, костные останки).
Изучение истории Древнего Востока, в свою очередь, из всего перечисленного в основном основывается на двух видах письменных источников: документальных и нарративных.
Документальные источники являются в силу их предназначения (максимально точная фиксация информации) более объективными, чем нарративные. Они более точно отражают действительность прошлых эпох, несут объективную информацию о тех процессах, которые происходили в жизни древневосточных обществ. Чем меньше документальных источников, тем труднее восстанавливать историю. Нарративные источники (от немецкого слова нарратив - рассказ) являются повествовательным источниками, которые отражают субъективную позицию автора данного произведения, что необходимо учитывать в процессе изучения источника.
Вообще древневосточные письменные документы, дошедшие до нас, имеют наибольшее значение среди всех прочих источников - ведь именно на Востоке зарождались первые великие цивилизации.
Обнаруженные источники же позволяют установить социально-экономические факты, политические события и уровень развития культуры того времени.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
.1 ТРУДНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВОЙ БАЗЫ
Прорыв в изучении древневосточных цивилизаций и стремительный рост числа источников обеспечили значительное достижение в области археологии - даже в самом лучшем случае археология, без поддержки письменных памятников, не способна дать ясную картину социального строя, политической истории и духовной культуры ушедшего в прошлое общества. К сожалению, ученым удалось дешифровать далеко не все системы древнего письма. Так, молчит пока хараппская письменность, что затрудняет решение многих проблем истории Индской цивилизации.
Большой трудностью для воссоздания истории древнейших цивилизаций является также и фрагментарность и неравномерность освещения источниками различных периодов истории многочисленных регионов Древнего Востока - различные эпохи древности документированы очень неравнозначно. Так, например, история древней Месопотамии в настоящее время представлена двумя миллионами клинописных текстов, созданных на протяжении III-I тыс. до н.э. Такое обилие свидетельств прошлого объясняется тем, что писали шумеры и аккадцы на глиняных табличках, которые потом обжигались и становились вечными. В то же время жители Древней Индии и Древнего Китая писали на таких недолговечных материалах, как пальмовые листья, деревянные пластинки, ткани и т.п., что приводило к гибели древнейших свидетельств о прошлом.
Трудности, встреченные востоковедами в адекватном понимании и интерпретации источников, способствовали распространению, особенно в XIX в. и в начале ХХ в., мнения о невозможности постижения подлинной сути и истории древних цивилизаций. Наиболее наглядно такую точку зрения высказал выдающийся американский ассириолог А.Л. Оппенхейм, который заявил: Я убежден, что систематическое описание месопотамской религии - задача невыполнимая и ставить такую цель вообще не следует. Такое пессимистическое отношение к возможности познания подлинной исторической реальности касается не только религии, но и всей истории древней Месопотамии. Основывается оно на осознании слабости ее источниковой базы. Правда, работы других историков во многом преодолевают такого рода скептицизм; например, труды выдающегося шумеролога С.Н. Крамера.
Остается надеяться, что стремительное обогащение источниковой базы, овладение исследователями новыми теоретико-методологическими подходами и совершенствование методов источниковедческого анализа позволяет надеяться на прогресс этой дисциплины и более углубленное понимание истории древневосточных цивилизаций.
.2 ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНИХ СТРАН
история древний восток источник
Раздел 1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.
Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж. Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников.
Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились о
geum.ru
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 2 страница
Количество просмотров публикации ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 2 страница - 28
[В. Третья часть описания бедствий страны] (Отдельные абзацы вводятся стереотипным ʼʼразрушеноʼʼ)
Разрушено:... [около 14 квадратов[11] уничтожено]... в то время. Человек
видит [врага в меджаи] своем. [Только] слабые приносили [облегчение тому, кто страдает...]... [8 квадратов] ...страх, нет.... (5/6 строки уничтожено)... бедняки... (/5 строки)... не освещается земля из-за этого. [Разрушено]:.. [9— 10 квадратов]... [отнимается пища у них]... [8 квадратов]... страх ужаса перед ним. Умоляет неджес... [около 9 квадратов]... посыльный. На... [6 квадратов]... время. Его схватывают нагруженного его имуществом. Отбирают... [около 9 квадратов]... проходят мимо его ворот... [5—6 квадратов]... [в] гробницу, стены, помещение комнат с соколом36.
Вынимаются мумии... [около 5 квадратов]... [утром]. Разве неджес бодрствует? Земля рассветает над ним. Он не ужасается этого. Проходят мимо голов [спящих], скрученных в больших палатках, [служащих] в качестве дома. Палатки — это то, что они сооружают подобно жителям пустыни. Разрушено: посылание слуг по поручению своих господ. Нет
боязни перед ними [господами]. Смотри, вот пятерка . Οʜᴎ говорят: ʼʼИдите [сами] по дороге, которую вы знаете; мы достигли [своей цели]ʼʼ. [Заключение описания бедствий страны]
Плачет северная страна. Закром царя стал достоянием каждого. Весь дом царя остался без своих доходов. Ему же [по праву] принадлежат пшеница, ячмень, птицы и рыбы, ему принадлежат холст, тонкое полотно, мед, масло, ему принадлежат ковры и циновки, цветы, носилки и все прекрасные подати. Он [должен] приходить [к закрому, а именно] производящий. В случае если бы не было слов разрушения, [все] это было бы в доме царя — да будет он жив, невредим и здоров! — и он не был бы лишенным всех этих приношений.
[Г. Призыв к восстановлению царской власти] (Отдельные абзацы вводятся стереотипным ʼʼуничтожайте врагов благородной столицыʼʼ) Уничтожайте врагов благородной столицы: блестящей придворными... в ней
подобно... [2/5 строки]... Начальник города проходит без своей свиты. [Уничтожайте врагов благородной столицы]: блестящей... [8—9
квадратов]... [Уничтожайте врагов] столицы той благородной с многочисленными законами... [9 квадратов]... [3—4 строки]...
[Уничтожайте врагов столицы той благородной]... [около 7 квадратов]... Не мог противостоять... [4—5 квадратов]... [Уничтожайте врагов столицы той] благородной с многочисленными канцеляриями. Воистину ... [около 7 квадратов]...
Помните: о совершении возлияний... [7—8 квадратов]... [вы], страдающие больше, чем тот, который болен во всех членах своих. Умоляйте... [2 квадрата]... [Молитесь] богу своему. Защита его уста... [5—6 квадратов]... дети его свидетельствуют [за него], вызывая орошение [в пустыне]. Помните: о снабжении закрома [храмов], воскурении фимиама и возлиянии воды из кувшина хеле [каждое] утро. Помните ʼʼо доставленииʼʼ жирных гусей-pa, серпу и гусей-сет, о приношении жертв богам. Помните: о
жевании натрия , приготовлении белого хлеба [знатным], мужем в день омовения головы. Помните: о воздвижении древков [для храмовых хоругвий], вырезании [надписей] на жертвеннике. [Пусть] жрец очищает храмы. Пусть дворец бога выложен камнями [белыми], подобно молоку. Помните: об услаждений запаха горизонта [т. е. храма], о непрекращении жертвенных явств. Помните: о следовании предписаниям [ритуала] о соблюдений месячных дней. [Помните:] об удержании вступающего в жречество от телесной нечистоты. Совершение таковой — это тяжкий грех. Это — испорченность сердца. [Помните: о соблюдении] дня перед вечностью, [соблюдении] месяцев, о различении [новолетий] [своим] знанием. Помните: колоть быков... [около 8 квадратов]... [согласно] писаниям. Помните: о вырождении [и ... к богу], зовущему вас. [Помните:] о жертвовании гусей в огне... [ /5 строки]... [Помните:] о предписании [жертвовать] кружку [вина] и о [возлиянии] на берегу реки... [1/2 строки] ...женщин... [4/5, строки] ...одеяния. ...[1/5 строки]... о создавании восхвалений... [1/2 строки] ... чтобы умиротворить вас... [5—6 квадратов] ...нужда людей.
[Е. Выражение веры в благость общеегипетского бога Ра]
Приходи... [ /з строки] ... [сила] Ра, приказание... восхваляя. Он [приходит с] запада, чтобы уничтожить... [5—6 квадратов] ...людей богами. Смотрите, он [стремится построить].., [3,5 квадрата оставлены незаполненными] ...зачем? Смотрите, он не различает боязливого от дерзкого сердцем, он приносит прохладу страдающему от жары. Говорят, он пастырь для всякого. Нет зла в его сердце. В случае если уменьшится его стадо, то он проводит день, чтобы собрать его, [хотя] и огонь был бы в сердце их.
[Ж. Выражение скорби о допущении богом первичного греха в людях]
О, в случае если бы он исправил их сущность в первом их поколенииʼʼ! Да разбил бы он грех, протянул бы руку против него! Уничтожил бы имя и потомство его! [Люди же] желали рождать для него [для греха], и произошло несчастье. Нуждающиеся на всех путях. Вот что произошло.
[3. Изобличение царя, наместника бога на земле, в бездействии, лжи и ненависти]
Оно [несчастье] не наступило бы, в случае если бы были боги среди них [людей]. [Тогда] вырастало бы потомство у жен мужей и не находили бы его на дороге[12]. Боец выходил бы уничтожать злых, которых они произвели. Но не было руководителя в их час. Где же он [даже] сегодня? Разве он спит? Смотрите, не видна была [до сих пор] его сила. Когда мы погибали, я не находил тебя [очевидно, царя]. Меня бы не звали напрасно. Это больший грех, чем испорченность сердца. Изречения [страха] [теперь] на устах всех. Нынешний день, страх перед ним среди людей больший, чем перед миллионом мужей. Не видит [царь никого, кроме] врагов... [5— 6 квадратов]... [подходит] смута к гарему его, вступает в храм... [около 5 квадратов]... [плачет] он [перед]... [8—9 квадратов].. То, что производит смуту, это слова его [царя], [более чем] палка [насильника]... [около 4 квадратов]... Не пала бы земля... [7 — 8 квадратов]... сожжены статуи, погибли их гробницы. Захвачены... Он видит день... [4 квадрата]... какого- либо. Тот, который ничего злого не сделал между небом и землею, он боится всякого. Что он сделал? Чего достигли мы? Он [человек] выступает против того, что ты не хочешь уничтожить. Разум, познание и правда с тобою. А смуту вместе с шумом междоусобия ты рассылаешь по стране! Смотри, один свершает насилие над другим. [Люди] идут против твоих повелений. В случае если идут трое по дороге, то находят только двоих. Большее число убивает меньшее. Разве существует пастырь, желающий смерти [своему стаду]? О, в случае если бы ты приказал дать ответ на данный вопрос! Потому что любящий — это один человек, ненавидящий же — другой. Гибнут жизни их на всех путях. Ты делал [все], чтобы вызвать это. Ты говорил ложь. Страна стала ядовитой травой, уничтожающей людей. О, в случае если бы не погребались [люди] живыми.
Все эти годы [стали годами] смуты. Убивают [знатного] мужа на кровле его дворца. Он сам [должен] бодрствовать в своем сторожевом домике. В случае если он храбр, он спасает себя. Он живет. Отнимается дом у неджеса. Он бежит по дороге, пока не увидит разлив [воды]. Дорога у него отрезана. Он стоит в отчаянии. Отнимают у него то, что на нем. Избивают его ударами палки. Убивается он теми [грабителями]. О, в случае если бы ты испробовал [хоть] немного от несчастья, тогда бы ты сказал...
[И. Описание будущего благополучия страны] (Отдельные абзацы вводятся стереотипным ʼʼно это будет хорошоʼʼ)
[Но это будет хорошо:] когда баржи будут ехать вверх по реке...
[1/2 строки]... [никто не будет грабить их]. Но это будет хорошо... [2/5 строки]... [Но это будет] хорошо: когда будет выкинута сеть и будут ловиться птицы [для] откармливания. Но это будет хорошо: [когда будут восстановлены] должности для себя, дороги сделаются проходимыми. Но это будет хорошо: когда руки людей будут строить пирамиды, будут копать пруды, будут создаваться сады из сикомор для богов. Но это будет хорошо: когда люди будут напиваться, когда они будут пить напиток, и сердца их будут радостными. Но это будет хорошо: [когда] радость и будет на устах [людей]. [Когда] знать номов будет стоять и наблюдать за радостью в своих домах. Она одета в тонкое одеяние, чиста лицом и укреплена в сердце. Но это будет хорошо, [когда] ложа будут приготовлены, подушки вельмож [будут] сложены в сохранности. [Когда] желания каждого человека будут исполнены в виде ложа в тени. [Когда] будет закрыта дверь за тем, который спал в кустах. Но это будет хорошо: [когда] тонкое полотно будет разостлано и одеяния на земле. Начальник... [8—9 квадратов]... [больше 0,5 строки]... сикоморы неджес [говорит]... [около 4,5 строк].
[К. Описание будущей боевой мощи 'страны]
...случай грабежа... [около U строки]... [в середине] их, подобно азиатам... [почти 0,3 строки]... для него. Люди [сами] замышляют свои планы [спасения]. Οʜᴎ исполняют их для себя. [Ибо] не нашелся тот, который будет стоять над защитой их... [5—6 квадратов] ... Сражается каждый за свою сестру. Он защищает себя. А негры? О, в случае если бы мы сами защищали себя[13], Умножайте [число бойцов], чтобы отразить лучников. [А] ливийцы? О, если
бы мы повернули [их] обратно! Меджаи хороши с Египтом. Разве кто-либо убивает своего брата[14]? Молодежь, которую мы рекрутировали для себя, стала, подобно лучникам, склонной к разрушению. Вследствие этого случится, что дадут знать бедуинам о состоянии страны. Все варвары наполнятся боязнью перед ней. То, что испытали люди, не дает Египту превратиться в пустыню. Сила ее [страны] ограничивает врагов. Сказано вам после лет... [4—5 квадратов]... [разрушая] себя самого... Остающиеся дают жизнь домам своим... [4 — 5 квадратов]... чтобы даже жить детям ее [страны]...
[Заключение речей Ипусера]
...как излишек хлеба. То, что сказал Ипусер владыке Вселенной... 4. ПРОРОЧЕСТВО НЕФЕРТИ
Пророчество записано на лицевой стороне иератического папируса, хранящегося в Государственном Эрмитаже (№ 1116В). Это сравнительно поздняя копия (XV в. до н. э.) произведения, созданного, очевидно, в конце эпохи Среднего царства (ок. середины XVIII
в. до н. э.).
Перевод сделан по изданию: Golenischeff W. Les papyrus hieratiques N 1115, 1110A et 1116B de l'Ermitage Imperial a St. Petersbourg. St. Petersbourg, 1913, Pis. XXIII—XXV. Перевод и комментарии Петровского Н. С. (комментарии сокращены).
Произошло же: был [его] величество царь Верхнего и Нижнего Египта Снефру[15], покойный, превосходным царем во всей - этой стране.
В один из этих дней пришли должностные лица столицы к фараону,— да будет он жив, Невредим, здоров! — чтобы [его] приветствовать, и ушли после того, как они [его] приветствовали сообразно с их ежедневным обычаем. И сказал его величество,— да будет он жив, невредим, здоров! — казначею, который был возле него: ʼʼСтупай и приведи мне должностных лиц столицы, вышедших отсюда сегодня после приветствия!ʼʼ И их тотчас привели. И лежали они снова на своих животах перед его величеством, да будет он жив, невредим, здоров! И сказал им его величество, да будет он жив, невредим, здоров!: ʼʼЛюди, смотрите, я велел вас позвать, дабы вы сыскали для меня имя вашего сына, который был бы мудр, или вашего брата͵ который был бы рассудителен, или вашего друга, показывающего (?) добрые дела, который скажет мне несколько добрых слов и избранные изречения — тогда развлечется мое величество, слушая его!ʼʼ
И они снова легли на свои животы перед его величеством, да будет он жив; невредим, здоров!
И они сказали его величеству, да будет он жив, невредим, здоров! — ʼʼЕсть великий маг души Исиды[16], государь, наш владыка, его имя Неферти.
ᴦ. 46
Он неджес , сильныи своей рукой, он — писец, отменный своими пальцами, он — знатный муж, у которого больше вещей, чем у таких, как он, он — владыка изречений... да увидит его его величество!ʼʼ
И сказал его величество, — да будет он жив, невредим, здоров!: ʼʼСтупайте n приведите его ко мне!ʼʼ Тогда его привели к нему. И он лежал на своем животе перед его величеством, да будет он жив, невредим, здоров! И сказал ему его величество, да будет он жив, невредим, здоров!: ʼʼПриди же Неферти, мой друᴦ. Да скажешь ты мне несколько добрых слов и избранные изречения — развлечется мое величество, слушая этоʼʼ.
И сказал маг Неферти: ʼʼ[О чем говорить]: о том, что происходит, или о том, что произойдет, государь, мой владыка?ʼʼ И сказал его величество, да будет он жив, невредим, здоров!: ʼʼО том, что произойдет — вещь сегодня свершается, минуя себяʼʼ.
Тогда он протянул свою руку к ларцу с подручным [для писания] и взял себе свиток и письменный прибор. Размещено на реф.рфИ он записал то, что сказал маг
Неферти — мудрец Востока, принадлежащий ʼʼдуше Исидыʼʼ, на её востоке , уроженец Гелиопольского нома.
Он печалится о том, что произойдет в стране. Он памятует о грозе с Востока, когда придут азиаты в своей силе, когда они ожесточат сердца тех, кто будет на жатве, когда они отнимут упряжки с пахоты.
Он сказал: ʼʼМое сердце содрогается. Да плачешь ты [царь] об этой стране, из которой ты произошел. Молчание — это зло! Смотри, то, что я скажу о ней [стране], заслуживает внимания. Смотри же, будут повержены вельможи в стране, из которой ты произошел. Крепись. Смотри, это перед твоим лицом. Будь стоек относительно того, что перед тобой. Смотри же, будут вельможи подобно стране[17]: свершится то, что никогда не совершалось. День будет начинаться преступлением; страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о её судьбе. Стране будет причинен вред, но не будут печалиться о ней, не будут говорить, не будут плакать. Чем будет эта страна, когда солнце закроется и не будет сиять, чтобы смотрели люди? Не будут жить, закрытые тучами, и не будут все [люди] внимать без него.
Я скажу о том, что вижу. У меня нет обыкновения предрекать то, что не наступит.
Река [Нил] станет сушей Египта. Через воду будут переправляться пешком и не будут искать воду для судна, чтобы дать ему плыть, ибо его путь станет берегом, а берег — водою...
Южные ветры будут отвращать северные. Не будет неба с одним
ветром .
Родится чужая птица в топях Нижнего Египта͵ после тоге как он превратится в болото по соседству с горожанами. Приблизят ее люди из-за недостатка [в пище]. Тогда погибнет то добро рыбных прудов, которые были полны подлежащим потрошению, переполнены рыбой и птицей. Все добро исчезнет. Будет повергнута страна в несчастье из-за [недостатка] пищи.
Азиаты — кочевники, и на востоке возникнут враги. - Азиаты спустятся в Египет из-за отсутствия укреплений и чужеземец будет находиться рядом. Не услышит воинство (?). Будут медлить во вратах (?) ночью. Войдут в укрепления (?). Не сон (?) ли это в моих глазах? Не сплю ли я, говоря, что я бодрствую?
Дикие звери будут пить из потока Египта. Οʜᴎ будут беспрепятственно прохлаждаться на берегах.
Эта страна [Египет] будет хватать и уносить[18], и не будут знать о вторжении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ произойдет[19]. Это (?) сокрыто в речи. Что значит
слышать, будучи глухим? — [это все равно как] молчание перед лицом .
Я показываю тебе страну, переживающую болезнь — то, что не происходило, произойдет. Схватят боевое оружие и будет страна жить в мятеже. Будут делать стрелы из меди. Будут нуждаться в хлебе, [находясь] в крови, будут насмехаться над (?) страданием. Не будут оплакивать умерших.
Не будут спать, голодные из-за смерти , так как человек будет беспокоиться лишь о себе. Не будут отращивать волосы [в знак печали] даже на один день.
Сердце слабеет (?) перёд лицом всего этого.
Будет жить человек, пока он будет сгибать свою спину. Один будет убивать другого. Я показываю тебе сына в виде врага, брата в виде противника. Человек будет убивать своего отца. Все уста будут полны: ʼʼПожалей меня!ʼʼ Все добро исчезнет, так что погибнет страна. Будут устанавливаться законы, которые будут постоянно нарушаться деяниями. Будут опустошать [все], что найдут. Свершится то, что [никогда] не совершалось. Будут отнимать от человека его вещи и отдавать тому, кто на улице.
Я показываю тебе владельца, потерявшим свое имущество, а постороннего удовлетворенным. Тот, кто [ничего] не делал,— он будет полон, а тот, кто делал,— пуст. Будут ненавидеть горожан, чтобы заставить их замолчать. Будут отвечать на речь, будет рука выходить с палкой. В случае если скажут: ʼʼНе убивай его!ʼʼ, то речь будет восприниматься, как огонь. Не потерпят того, что выходит из моих уст. Будет страна мала, а ее руководители многочисленны; она будет опустошена, хотя ее доходы велики. Зерна будет мало, а мера велика, и будут его отмерять с излишком.
Солнце отойдет от людей. Оно будет светить один час. Не будут ведать, когда наступит полдень. Не будут отличать его тень. Не будут ослепляться, смотря на него. Не будут влажны глаза от воды[20], так как оно [солнце] будет на небе подобно луне, хотя не будет оно пропускать обычное время, и будут его лучи видны по его обыкновению со времени предков...
Я показываю тебе страну, переживающую болезнь. Слабый рукой будет владельцем руки[21]. Будут приветствовать того, кто приветствовал. Я показываю тебе нижнее верхним. [Все] перевернется после переворота. (?) Люди будут жить на кладбище, а бедняки составят [себе] богатство больше, чем... чтобы существовать. Неимущие будут кушать хлеб, а слуги возвышены.
Не будет Гелиопольский ном местом пребывания какого-нибудь бога [царя]. Это значит: придет царь — южанин. Имени, правогласный, его имя, сын женщины из Передней страны[22], уроженец Верхнего Египта. Он примет белую корону и возложит красную корону. Он соединит двойную корону. Он умиротворит Гора и Сета тем, что они любят. Он обойдет поле, схватив весло
в виде бога (?) .
Радуйтесь, люди его времени! Сын мужа увековечит его имя... Замыслившие мятеж бросят свои речи из страха перед ним. Азиаты падут от ужаса перед ним. Ливийцы падут перед его пламенем. Мятежники [предназначены] для его ярости (?), злоумышленники— для его величия, так как урей на его челе умиротворит злоумышленников. Построят стены
ʼʼВластелин, да будет он жив, невредим, здоров!ʼʼ , чтобы не дать азиатам спуститься в Египет. Да просят они [азиаты] воду, как обычно, чтобы напоить свой скот. Правда придет на свое место, а неправда будет устранена. Радуйся тот, кто увидит, тот, кто будет следовать за царем. Мудрец принесет мне жертву, когда увидит, что то, о чем я говорю, происходит. Пришло это в мире[23]. Писец [Мех]...
Экономика и социальные отношения древней Вавилонии по законам Хаммурапи.
Законы вавилонского царя хаммурапи
ʼʼЗаконы Хаммурапиʼʼ были найдены в 1901—1902 гᴦ. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) и хранятся в Лувре. Черный базальтовый стол на котором эти законы были высечены, - очевидно, был захвачен в качестве трофея эламитами. В верхней части лицевой стороны имелось изображение Хаммурапи в молитвенной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем, вручающим ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом.
Текст состоит из трех частей: введения, собственно законов заключения.
Всего статей насчитывалось первоначально 282, но на найденном в Сузах столбе до нас дошли только 247; 35 статей, написанных на лицевой стороне столба, были выскоблены, очевидно, по приказу; эламского царя-победителя, который, возможно, собирался начертать здесь реляцию о своей победе. Недостающие статьи частично восстанавливаются на базе фрагментов глиняных табличек, найденных в Сузах и других местах, особенно в знаменитой библиотеке Ашшурбанапала.
Язык законов — классический вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме.
Эти законы принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву и дают возможность решать многие важные вопросы социальной истории Вавилонии первой половины II тысячелетия до н. э.
Перевод сделан по клинописному изданию: Bergmann Е. Codex Hammurabi. Textus primigenius, ed. tertia. Roma. 1953. При переводе использована работа: Driver G. R. and Miles J. C. The Babylonian laws. Oxford, 1955—1956, vol. I—II. Перевод и комментарии Липина JI. А., в новой редакции — Якобсона В. А.
Кроме тою, имеются следующие переводы на русский язык законов Хаммурапи: Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914; Дьяконов И. М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. — Вестник древней истории, 1952, № 3.
[Введение]
Когда высокий Анум[24], царь ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку, первородному сыну Эа, владычество над всеми людьми, возвеличили его среди игигов, Вавилон[25] назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей света и основали в нем вечное царство, фундамент которого прочен, как небеса и земля — тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стране заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми62 и озарять страну,— Анум и Эллиль призвали меня для блага народа.
Я — Хаммурапи, пастырь, названный Эллилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура, связи небес и земли, заботливый попечитель Экура63, могучий царь, восстановивший Эриду на своем месте, очистивший ритуалы Эабзу.
Сокрушитель четырех стран света͵ возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука, своего владыки, который дни свои служил Эсагиле; царственный потомок, которого создал Син, обогативший город Ур, смиренный богомолец, принесший изобилие в Экиншугаль.
Благоразумный царь, послушный Шамашу, могучий, укрепивший фундамент Сиппара, одевший зеленью часовню Айи, поднявший храм Эбарру, подобно небесному чертогу.
Герой, помиловавший JIapcy, обновивший Эбарру для Шамаша, своего помощника.
Владыка, давший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению, высоко поднявший главу Эанны, скопивший богатство для
Анума и Иштар.
Защита страны, собравший рассеянное население Иссина, заставивший течь богатство в храм Эгалмах.
Дракон среди царей, любимый брат Забабы, прочно основавший поселение города Киш, окруживший сиянием храм Эметеурсаг, упорядочивший великие ритуалы богини Иштар, пекущийся о храме Хурсагкаламмы.
Западня [для] врагов, которому Эрра, друг его, дал достигнуть своих желаний, возвеличивший город Куту, увеличивший все мыслимое для Меслама.
Ярый буйвол, бодающий врагов, любимец Туту, радующий Борсиппу, попечитель, не перестающий [заботиться] об Эзиде. Бог царей, знающий мудрость, расширивший ниву Дильбата͵ наполнивший житницы для бога Ураша, могучего. Владыка, достойный жезла и короны, которого сделала совершенным мудрая богиня Мама, укрепивший границы города Кеша, сделавший обильными чистые жертвоприношения для богини Пинту.
Усердный, совершенный, определивший пастбища и водопой для Лагаша и Гирсу, приносящий великие хлебные жертвы в храм Энинна. Одолевший врагов, любимец богини Телитум, исполнивший предсказания Халлаба, радующий сердце Иштар. Размещено на реф.рфСветлый государь, поднятие рук которого знает бог Адад, успокоивший сердце Адада, могучего, в Бит-Каркаре, установивший всё нужное в храме Эугалгале, царь, давший жизнь Адабу, заботящийся о храме Эмах.
Герой царей, не имеющий равных в бою, который даровал жизнь городу Машканшабрим, напоивший богатством храм Меслам. Мудрый вождь, достигший исполнения желаний, защитивший население города Мальгума от нужды, прочно основавший их жилища в изобилии; [тот, который] богу Эа, богине Дамгальнунне, возвеличивших его царство, навечно установил чистые жертвоприношения.
Первейший [среди] царей, покоривший селения [по] Евфрату силою
Дагана, своего создателя, тот, который пощадил население Мэра и Тутуля.
Заботливый князь, осветивший лик богини Иштар, установивший чистые жертвоприношения богу Ниназу, сохранивший своих людей во время бедствия, мирно установивший их основание внутри Вавилона.
Пастырь людей, деяния которого нравятся богине Иштар, установивший [статую] богини Иштар в храме Эулмаш, [что] посреди площади Аккада, заставивший сиять истину, правильно руководящий народами, возвративший в город Ашшур его добрую Ламассу.
Усмиритель мятежа, царь, который дал воссиять имени Иштар в Ниневии, в храме Эмишмиш. Я — заботливый, покорный великим богам потомок Сумулаэля, могучий наследник Синмубаллита͵ вечное семя царства, могучийцарь, солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и Аккада, царь, вынудивший к послушанию четыре страны света͵ любимец богини Иштар.
Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей. Отныне:
[Статьи законов]
(§1) В случае если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него [обвинение в] убийстве, но не доказал его, [то] обвинитель его должен быть убит.
(§ 2) В случае если человек бросил на человека [обвинение в] колдовстве и не доказал это, [то] тот, на которого было брошено [обвинение в] колдовстве, должен пойти к Реке[26], и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. В случае если [же] Река очистит этого человека и он останется невредим, [тогда] тот, который бросил на него [обвинение в] колдовстве, должен быть убит, [а] тот, который погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.
(§ 3) В случае если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он сказал, не доказал, {то], в случае если это дело — дело о жизни,
человек данный должен быть убит.
(§ 4) В случае если [же] он выступил для свидетельства [по поводу] зерна или серебра, [то] он должен нести наказание этого дела.
(§ 5) В случае если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, [то] этого судью следует изобличить в изменении решения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он постановил, и исковую [сумму], имевшуюся в данном деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании[27] его должны поднять с его судейского кресла, и он не должен вернуться, он не должен [больше] садиться вместе с судьями в суде.
(§ 6). В случае если человек украл имущество бога или дворца[28], [то] данный человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
(§ 7). В случае если человек купил из рук сына человека[29] или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо [же] что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, [то] данный человек — вор, он должен быть убит.
(§ 8). В случае если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, [то], в случае если [это] принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму[30], он должен возместить в десятикратном размере. В случае если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.
(§ 9) В случае если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою пропавшую вещь в руках [другого] человека, и тот, в чьих руках была обнаружена пропавшая [вещь], сказал: ʼʼПродавец-де мне [ее] продал, при свидетелях-де я [ее] купилʼʼ, а хозяин пропавшей [вещи] сказал: ʼʼЯ приведу свидетелей, знающих мою пропавшую [вещь]ʼʼ, [затем] покупатель привел продавца, который продал ему [эту вещь], и свидетелей, при которых он [ее] купил, и хозяин пропавшей [вещи] привел свидетелей, знающих его пропавшую [вещь], [то] судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, перед которыми покупка была совершена, и свидетели, знающие пропавшую [вещь], должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец — вор, он должен быть убит. Хозяин пропавшей [вещи] может забрать свою пропавшую [вещь], [а] покупатель может взять из дома продавца серебро, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он отвесил.
(§ 10) В случае если покупатель не привел продавца, продавшего ему [эту вещь], и свидетелей, перед которыми он [ее] купил, а хозяин пропавшей [вещи] привел свидетелей, знающих его пропавшую [вещь], [тогда] покупатель — вор, он должен быть убит, [а] хозяин пропавшей [вещи] может свою пропавшую [вещь] забрать.
(§ 11) В случае если хозяин пропавшей [вещи] не привел свидетелей, знающих его пропавшую [вещь], [то] он — лжец, он возвел напраслину [и] должен быть убит.
(§ 12) В случае если продавец умер, [то] покупатель может взять в доме продавца [сумму] иска этого дела в пятикратном размере.
(§13) В случае если свидетелей этого человека нет поблизости, [то] судьи должны назначить ему срок до шести месяцев, а если в течение шести месяцев он не привел своих свидетелей, то данный человек — лжец; он должен нести наказание [по] этому делу.
(§ 14) В случае если человек украл малолетнего сына [другого] человека, [то] он должен быть убит.
(§ 15.) В случае если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, [то] он должен быть убит.
(§ 16) В случае если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же мушкенуму, и не вывел [их] па клич глашатая, [то] хозяин дома должен быть казнен.
(§ 17) В случае если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, [то] хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.
referatwork.ru
Источники по истории Древнего Востока
1.ВВЕДЕНИЕ
История Древнего Востока, как и вся историческая наука, базируется на исторических источниках, которые дают нам информацию о далеком прошлом. …Единственная возможность воссоздать историю древнейших на земле цивилизаций заключена в обращении к тем следам, которые они оставили после себя. И таким следом реальной действительности в жизни древних цивилизаций являются исторические источники. Одной из самых главных проблем их изучении считается выявление достоверности тех сведений, которые нам предоставляют дошедшие до нас разнообразные памятники прошлого.
Исторические источники очень многочисленны и разнообразны; для удобства они подразделяются на типы:
. Письменные источники (исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы и др.).
. Памятники материальной культуры (остатки городов, храмов, крепостей, гробниц, жилища, предметы быта, оружие и т.д.).
. Памятники устного народного творчества - фольклор (песни, поговорки, сказки, легенды, эпические сказания).
. Этнографические материалы (обычаи, нравы, культы).
. Данные антропологии (мумии, костные останки).
Изучение истории Древнего Востока, в свою очередь, из всего перечисленного в основном основывается на двух видах письменных источников: документальных и нарративных.
Документальные источники являются в силу их предназначения (максимально точная фиксация информации) более объективными, чем нарративные. Они более точно отражают действительность прошлых эпох, несут объективную информацию о тех процессах, которые происходили в жизни древневосточных обществ. Чем меньше документальных источников, тем труднее восстанавливать историю. Нарративные источники (от немецкого слова нарратив - рассказ) являются повествовательным источниками, которые отражают субъективную позицию автора данного произведения, что необходимо учитывать в процессе изучения источника.
Вообще древневосточные письменные документы, дошедшие до нас, имеют наибольшее значение среди всех прочих источников - ведь именно на Востоке зарождались первые великие цивилизации.
Обнаруженные источники же позволяют установить социально-экономические факты, политические события и уровень развития культуры того времени.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
.1 ТРУДНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВОЙ БАЗЫ
Прорыв в изучении древневосточных цивилизаций и стремительный рост числа источников обеспечили значительное достижение в области археологии - даже в самом лучшем случае археология, без поддержки письменных памятников, не способна дать ясную картину социального строя, политической истории и духовной культуры ушедшего в прошлое общества. К сожалению, ученым удалось дешифровать далеко не все системы древнего письма. Так, молчит пока хараппская письменность, что затрудняет решение многих проблем истории Индской цивилизации.
Большой трудностью для воссоздания истории древнейших цивилизаций является также и фрагментарность и неравномерность освещения источниками различных периодов истории многочисленных регионов Древнего Востока - различные эпохи древности документированы очень неравнозначно. Так, например, история древней Месопотамии в настоящее время представлена двумя миллионами клинописных текстов, созданных на протяжении III-I тыс. до н.э. Такое обилие свидетельств прошлого объясняется тем, что писали шумеры и аккадцы на глиняных табличках, которые потом обжигались и становились вечными. В то же время жители Древней Индии и Древнего Китая писали на таких недолговечных материалах, как пальмовые листья, деревянные пластинки, ткани и т.п., что приводило к гибели древнейших свидетельств о прошлом.
Трудности, встреченные востоковедами в адекватном понимании и интерпретации источников, способствовали распространению, особенно в XIX в. и в начале ХХ в., мнения о невозможности постижения подлинной сути и истории древних цивилизаций. Наиболее наглядно такую точку зрения высказал выдающийся американский ассириолог А.Л. Оппенхейм, который заявил: Я убежден, что систематическое описание месопотамской религии - задача невыполнимая и ставить такую цель вообще не следует. Такое пессимистическое отношение к возможности познания подлинной исторической реальности касается не только религии, но и всей истории древней Месопотамии. Основывается оно на осознании слабости ее источниковой базы. Правда, работы других историков во многом преодолевают такого рода скептицизм; например, труды выдающегося шумеролога С.Н. Крамера.
Остается надеяться, что стремительное обогащение источниковой базы, овладение исследователями новыми теоретико-методологическими подходами и совершенствование методов источниковедческого анализа позволяет надеяться на прогресс этой дисциплины и более углубленное понимание истории древневосточных цивилизаций.
.2 ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНИХ СТРАН
история древний восток источник
Раздел 1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.
Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж. Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников.
Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились о