ТЕМА 4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Понятия древнего востока
Представления Древнего Востока. Трудные страницы Библии. Ветхий Завет
Представления Древнего Востока
39. Обзор представлений древнего Востока даст читателю возможность установить, насколько близки соответствующие понятия и язык понятиям и языку Ветхого Завета. Благодаря этому он сможет глубже оценить священный текст, предстающий на фоне той обстановки, в которой он появился на свет, а также точнее определить его литературный жанр.
Где бы люди ни задумывались над печальными условиями человеческой жизни, они всегда задавались двумя вопросами: «Всегда ли было так? Почему это так?»
На первый из этих двух вопросов отвечают предания о первоначальной эре благоденствия, классическим примером которых является описание золотого века в поэме Гезиода «Труды и дни» (см. ст. 109–126).
Некоторые другие памятники древнего Востока также говорят об отдаленной эпохе, когда жизнь отличалась от современной, но не изображают ее, как особенно счастливую и привлекательную:
«В Дильмуне ворон еще не каркал, коршун не издавал еще своего крика.
Лев не поражал насмерть, шакал не похищал ягнят…
Больной глаз не говорил: я больной глаз, больная голова не говорила: я больная голова…
Надзиратель каналов не приказывал еще очистить их…,
Надсмотрщик еще не вертелся на своем участке.
Имеющий власть не налагал тяжелых работ, не звучали в городских стенах жалобные вопли» [112]
Именно эти строки шумерской поэмы «Эн-е-ба-ам» могут привести читателя к мысли, что речь здесь идет о чем-то вроде земного рая. В действительности смысл этого и других подобных текстов совсем иной: это однообразный и бесплодный покой жизни без цивилизации. Отмечается отсутствие некоторых неприятных черт цивилизации, чтобы показать отсутствие самой цивилизации, которая в контексте [113] представлена, как божественный дар, в высшей степени желанный. Так что в памятниках, ближайших к израильской литературе, нет никаких упоминаний об истинно золотом веке.
Что касается второго вопроса, «Почему это так?», то вавилонская мысль дает на него только один ответ: «Так пожелали боги: судьба человека неотвратима». Тень пессимизма ложится на все представления Древнего Вавилона о человеческой судьбе.
Существует целая поэма, главная цель которой, очевидно, выразить в пластической форме стремление человека к жизни, не имеющей конца: это знаменитая поэма о Гильгамеше. Этот герой, которого шумерская традиция считает пятым царем Урука после потопа, совершает великие подвиги вместе со своим другом Энкиду. Но Энкиду умирает. Видя перед собой бездыханное тело друга, Гильгамеш не может примириться с неизбежностью смерти:
«Энкиду, которого я любил, стал подобным грязи, а я, не лягу ли и я, как он? И никогда больше не встану?»
И тогда он отправляется в далекое путешествие, туда, куда не попадал никто из смертных, в поисках своего предка Ут-Напишти, вавилонского Ноя, который после потопа был обожествлен. Жена Ут-Напишти, которого он нашел после долгих странствий, просит мужа помочь бедному Гильгамешу, но тот получает такой ответ:
«Человечество дурно, оно причинит тебе зло!»
Однако, прежде чем отпустить героя, Ут-Напишти рассказывает ему о «траве жизни», которую Гильгамешу удается достать со дна моря:
«Гильгамеш сказал Ур-шанаби, лодочнику:
Ур-шанаби, эта трава — трава знаменитая, благодаря ей человек возвращает себе дыхание жизни.
Я принесу ее в Урук и угощу ей всех, раздам ее всем!
Имя ее: старик становится юным; я отведаю ее и вернусь в свою юность…»
Но радость героя продолжается недолго: на обратном пути
«Гильгамеш увидел колодезь, вода его была свежа; он спустился в него и омылся водой. Змей почуял запах травы…
поднялся и унес траву…
Тогда сел Гильгамеш и заплакал, по щекам его побежали слезы…»
Следует сделать вывод: вечная жизнь недостижима, если даже самому Гильгамешу не удалось обрести ее. А в отрывке из поэмы, написанной во времена Хаммурапи (XVIII в. до Р. X.), мы находим этот вывод, весьма недвусмысленно изложенный: это результат философских изысканий древнего Востока:
«О Гильгамеш, зачем ты мечешься во все стороны?
Жизнь, которую ты ищешь, ты не найдешь!
Когда боги создали человечество,
смертный удел отвели людям,
жизнь они удержали в своих руках.
Ты, о Гильгамеш, наполняй свое чрево,
день и ночь веселись, ты;
каждый день устраивай праздник.
Любуйся ребенком, который держит тебя зa руку, пусть супруга радуется на твоем сердце» [114]
Но в этом своеобразном эпикуреизме явно ощущается горький привкус, что находит подтверждение и в другом вавилонском произведении: мифе об Адапе [115].
Адапа был сыном Эа (или Энки), бога премудрости, и жрецом Эа в храме Эреду. Адапа готовил для своего бога еду, ловил для него рыбу. Эа любил его и научил его мудрости богов:
«Знание дал ему, но жизни вечной не дал ему».
Впрочем, Адапа, как и Гильгамеш, был близок к тому, чтобы получить вечную жизнь, но и ему это не удалось. В порыве ярости он сломал крылья Южному ветру, и должен был явиться к верховному божеству Ану, чтобы дать отчет в своем проступке. Эа тревожится за своего любимца и, опасаясь беды, советует ему:
«Поднесут тебе пищу смерти — не ешь!
Поднесут тебе воду смерти — не пей!»
Однако Ану решил, что Адапа знает слишком много, чтобы оставлять его среди людей:
«Зачем Эа открыл человеку нечистому дела небесные и земные? дал ему великое сердце (ум), сделал ему имя?
Что сделаем ему мы?
Предложите ему пищу жизни — чтобы он ел ее!
Предложили ему пищу жизни ·.и он не ел ее, предложили ему воду жизни — и он не пил ее…»
Ану крайне удивлен этим, но печальный вывод неизбежен:
«Возьмите его и отведите на его землю».
Заметим, что часть этого мифа была найдена в Египте, вместе со знаменитыми таблицами из Эль-Амарны (XV–XIV в.) [116]. Это значит, что такие взгляды не были только плодом размышлений замкнутого кружка вавилонских мудрецов, но примерно во времена Моисея распространились уже по всему Востоку вместе с другими элементами месопотамской культуры.
Имея в виду стоящую перед нами цель, обратим внимание на то, что в этих рассказах с философской подоплекой мысль выражается не абстрактными терминами, а передается конкретным языком, обозначающим вещи, хорошо известные в той среде, из которой вышли эти писания, а именно:
трава жизни, символ недостижимой вечной жизни;
знание в магическом смысле, которое, однако, бессильно дать человеку то, к чему он стремится;
змей, быть может, больше как дух, ведающий жизнью и растительностью, чем как злое существо.
Трава жизни, как «литературный символ», появляется и вне философского контекста, просто как образное выражение. Так, в одном ассирийском письме мы читаем: «мы были мертвыми собаками, но царь, мой господин, вернул нам жизнь, поднеся к нашим ноздрям траву жизни [117]. Ассаргаддон, царь ассирийский, говорит: «Мое царство будет спасительно для плоти людей, как травы жизни» [118]. В одном религиозном гимне Мардук восхваляется как «(даритель) травы жизни» [119]. Ассиролог о. Деймель насчитывает по крайней мере десять изображений на камне или керамике этого растения, с божеством-хранителем возле него [120].
Итак, в культурной среде, наиболее близкой к библейскому миру, мы находим философские размышления о судьбах человеческих, воплощенные в примерах, которые призваны внушить мысль об абсолютной тщетности человеческих попыток обрести лучшую участь.
Это взгляд чисто пессимистический и безотрадный, не дающий даже искорки надежды на лучшее будущее, той самой надежды, которую оставляет эпилог третей главы книги Бытия. Таким образом, человеческое страдание, с его кульминацией — смертью, не только неизбежно, но и не имеет удовлетворительного объяснения. Здесь совсем не говорится о вине человека и о заслуженном им наказании, так что вся ответственность за печальную участь человечества падает на богов. Поэтому некоторые места поэмы о Гильгамеше представляют собой обвинительный акт против богов за их отношение к человеку.
Перед нами философия чрезвычайно пессимистическая, крайне абсурдная и богохульная. Библейское повествование о первородном грехе вкладывает ее именно (случайное совпадение?) в уста «змея» соблазнителя, который внушает первой женщине подозрение в ревности и недоброжелательстве Бога по отношению к людям.
И именно это сомнение в любви Господа было первым шагом к падению, которое означало гибель человечества.
Библейский рассказ о первородном грехе предстает перед нами в новом свете. И здесь есть философские размышления о судьбах человека, но они оказываются апологией Бога. Значит, они внушены совершенно новым понятием о Боге: мудрый и добрый Бог не является причиной печальной судьбы человечества. Причина — факт виновности человека. И эта связь с фактом, позволяющим ответить на вопрос: «Всегда ли было так?» (который находится вне вавилонской проблематики) и на другой вопрос: «Почему это так?» (относящийся к современному состоянию человечества), эта связь совершенно нова и создана Откровением.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
religion.wikireading.ru
Предмет истории Древнего Востока - Онлайн библиотека
Термин"Древний Восток"ввели еще античные авторы, Древнего Востока которые называли так, страны, расположенные к востоку от греко римского мира. Приблизительность и условность его очевидна, ведь Древний Восток выходит за географические рамки Востока (Древний Египетского лежит в Северо-Восточной Африке), к тому же между старосхідним и античным мирами не существовало четких, постоянных границ, их территории частично совпадали. Однако этот несовершенный термин прижился в исторической науке.
Хронологические рамки Древнего Востока охватывают несколько тысячелетний отрезок времени - от конца IV тыс. до н. э., когда возникли первые старосхідні государства, к середине i тыс. н. э., когда последние из них, как считают орієнтологи, вступили в средневековую фазу своего исторического развития. При этом следует отметить, что хронологический рубеж между древностью и средневековьем на Востоке более условный, чем реальный.
Какой смысл вкладывают ученые в понятие Древний Восток?
Историки на Западе понимают под Древним Востоком древнейшие цивилизации, сложившихся на Среднем Востоке. В советской исторической литературе это понятие рассматривалось под другим углом зрения - связывалось с концепцией об изменении социально-экономических формаций. До недавнего времени Древний Восток трактовался в ней как начальный этап развития рабовладения. Когда же стало очевидным, что подавляющее большинство народов мира (исключение - древние греки и римляне), которые знали рабовладение, выработала в себе не античные, а старосхідні формы рабовладельческих отношений, от такого понимания старосхідної истории пришлось отказаться, потому что иначе надо было объяснять, почему эти народы остановились в своем рабовладельческом развития на первой его стадии. После московской дискуссии о азиатские производственные отношения (1965 г.), о которой речь пойдет дальше, было предложено другое толкование старосхідної истории, отраженное в вузовских учебниках: Древний Восток - не этап в развитии рабовладельческой формации, а особый тип рабовладельческих обществ, который отличался от античных обществ с их "классической" форме рабовладения. Типологическую (а не стадіальну!) отличие старосхідного и античного рабовладения усматривали в том, что в странах Древнего Востока с их натуральной экономикой труд рабов использовали в гораздо более скромных масштабах (преимущественно в домашнем хозяйстве), чем в Древней Греции и Риме, где процветало товарное производство. Именно отношение к рабам на Востоке пом'якшувалося тем обстоятельством, что рабы там входили в городских или сельских общин и не считались чужаками.
Чтобы ответить на вопрос, какое из этих определений истории Древнего Востока наиболее удачное, нужно рассмотреть ретроспектива и современное состояние ее методологического обрамление.
banauka.ru
ТЕМА 4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
А) Древний Восток как культурная целостность.
1. Что подразумевается под понятием «Древний Восток»?
2. Какие культуры входят в данную культурную целостность?
3. Доказать, что географический критерий не является основополагающим для определения культуры Древнего Востока.
4. Что находится в основе культурной целостности «Древний Восток»?
5. Какие термины встречаются в литературе для обозначения культуры Древнего Востока? Что берется в основу каждого термина?
6. Каковы основные черты культуры Древнего Востока?
Б) Монументализм древневосточной культуры.
7. Где, как правило, возникли культуры Древнего Востока? В чем состоит главная особенность их местоположения?
8. В чем проявляется наглядное отличие древневосточной культуры от первобытной культуры?
9. Какую человеческую установку в отношении человека в мире демонстрирует монументализм культуры Древнего Востока?
10. Что относится к монументальным сооружениям? Чем можно объяснить их непомерную громадность, в частности, древнеегипетских пирамид?
11. В чем заключается сущность мировоззренческого переворота в культуре Древнего Востока?
12. Кто является источником монументальных сооружений в культуре Древнего Востока?
В) Фигура божественного царя на Древнем Востоке.
13. Чем обусловлено рассмотрение фигуры божественного царя в курсе культурологии при выявлении специфики древневосточной культуры?
14. В чем сходство и различие между царем-жрецом и царем-богом?
15. Что обуславливает божественность фараона?
16. Каковы взаимоотношения между фараоном и богами, фараоном и людьми?
17. Как трактовались завоевательные походы фараона?
18. Что символизируют драгоценные металлы и камни, и что означало украшение человека ими в культуре Древнего Востока?
19. В чем видится особенность положения египетских жрецов?
20. Какое именование фараона сближало его с подданными, уменьшая степень его божественности, абсолютности?
21. Кто являлся царями в городах-государствах Месопотамии, и как это укладывается в рамки типологического сходства в отношении понимания сакрального на Древнем Востоке?
22. В чем выражается особенность вавилонского царя Хаммурапи в аспекте божественности?
23. В чем заключается особенность возникновения ассирийского государства?
24. В чем видится парадоксальность ассирийского царя?
25. Как можно трактовать ассирийские рельефы со сценами охоты, агонии и гибели животных?
26. Какой принцип лежит в основе войны, и как трактовалось убийство чужих в Первобытности и на Древнем Востоке?
27. В чем заключается особенность статуса вавилонского и ассирийского царей в аспекте божественности?
28. По каким аспектам можно рассматривать фигуры правителей на Древнем Востоке? Распределить фигуры царей по данным аспектам.
29. Как изменяется осмысление человеческого, профанного бытия в связи с появлением фигуры божественного царя?
Г) Раб и рабство как измерение древневосточной культуры.
30. Дать определение раба.
31. Из чего проистекает ничтожество человека?
32. Кто относился к рабам в Первобытности и на Древнем Востоке?
33. Каков критерий градации рабства на Древнем Востоке?
34. В чем состояло земное счастье для древневосточного раба?
35. С кем соотносил себя древневосточный раб, и как в связи с этим проявлялась тенденция к индивидуализации на Древнем Востоке (как происходила идентификация человека)?
36. Проанализировать рассказ Синухета в аспекте тенденции индивидуализации человека.
37. В чем выражалась главная заслуга подданного на Древнем Востоке?
38. На какие две группы можно разделить живописные и скульптурные изображения египтян? Дать их краткую характеристику.
39. Как осмыслялась деятельность подданных, в частности, сановников, жрецов, чиновников, на Древнем Востоке?
40. При каких обстоятельствах раб на Древнем Востоке мог изменить свою природу и статус в профанном мире?
Д) Душа древневосточного человека.
41. Как можно определить статус души согласно древнеегипетским представлениям о ней?
42. Из какого количества оболочек состоит человек, по представлениям древних египтян? Дать их название и охарактеризовать каждую оболочку.
43. Почему египтяне сохраняли тело после смерти человека, мумифицируя его?
44. Почему при бальзамировании сердце не извлекали из тела в отличие от других органов, а мозг удаляли?
45. О каком понимании человека свидетельствует наличие у человека души, нескольких оболочек и нечеткость в понимании их функций?
46. Что было заменителем души египтян в Месопотамии? Поясните, в чем в связи с этим состоит различие в понимании человека в Древнем Египте и Месопотамии.
Е) Древневосточные представления о смерти и загробном существовании.
47. Какую тенденцию в осмыслении человеческого бытия удостоверяет проблема смерти?
48. Какие факты в древнеегипетских представлениях о смерти и загробном существовании свидетельствуют об индивидуализации человека?
49. Как мыслилось египтянами загробное блаженство и от чего зависело достижение его согласно концепции жизни как нравственной миссии?
50. Какие противоречия можно обнаружить в древнеегипетских представлениях о смерти и загробном существовании?
51. К каким приемам прибегали египтяне, чтобы обеспечить себе благоприятные показания на загробном суде?
52. Какие концепции жизни, смерти и загробного существования были разработаны в Древнем Египте?
53. Почему в Древнем Египте нигилизм в отношении загробного существования человека не стал доминирующей тенденцией?
54. Какие факторы обусловили иное понимание профанного мира в культуре Древнего Востока?
ТЕМА 4. ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
А) Древние евреи: становление культурной целостности.
1. На каком основании древнееврейскую культуру традиционно рассматривают в рамках культуры Древнего Востока?
2. Какие черты культуры Древнего Востока не характерны древнееврейской культуре? (Что свидетельствует о древнееврейской культуре как ином типе культуры?)
3. Что является «механизмом» создания древнееврейской культуры?
4. В чем заключается специфика культурологического подхода к Библии?
5. Что представляет собой Библия? Какова ее структура?
6. Каковы фундаментальные факты Ветхого завета, что отражает специфику древнееврейской культуры? (Назвать факты и дать их краткое изложение.)
7. Перечислите Десять заповедей.
8. Какие факты и заповеди наиболее ярко характеризуют специфику древнееврейской культуры?
9. В связи с какими обстоятельствами появились у Израиля Судьи, какие функции они выполняли, и почему на смену Судей пришли цари?
10. Кто были царями единого Израильского царства? Чем они знамениты и в чем был грех каждого?
11. Назовите основные этапы становления древнееврейской культуры.
Б) Радикальный монотеизм и качественное своеобразие древнееврейской культуры.
12. Что лежит в основе культуры рода (первобытной культуры) и культуры «территориального царства» (культуры Древнего Востока)?
13. Какой эпизод Ветхого завета наиболее ярко свидетельствует об отмежевании от Израиля от культуры рода? Прокомментируйте этот эпизод как основное установление родовой организации жизни. В чем проявилась новизна Израиля через данный эпизод?
14. Какой эпизод Ветхого завета наиболее ярко свидетельствует об отмежевании Израиля от культуры «территориального царства»? Ответ прокомментировать.
15. Какое представление является фундаментальным в Библии, которое обуславливает все ее другие представления?
16. Что понимается под небом и землей 1-го стиха Библии?
17. Какое представление в Библии указывает на выход из космического цикла как модели времени?
18. Что указывает в Библии на преодоление обожествления человеком мироздания?
19. Как понимается творение в Ветхом завете?
20. Какой характер времени создает Израиль?
21. Что символизирует еврейская суббота? Почему суббота является важным установлением Израиля?
22. Каким образом в субботу человек становится творцом?
23. Как соотносятся Бог Израиля и человек, воля Бога и воля человека, что наиболее выражено еврейской субботой?
24. Почему Бог Израиля не имеет определенной формы?
25. Что понимается под Откровением в Библии? Как понимается будущее?
26. Охарактеризуйте Бога Израиля.
27. Как можно определить веру, характерную для Израиля?
28. Какой ежегодный еврейский праздник соответствует еврейской субботе? Каков смысл этого праздника?
29. Какой институт древнееврейской культуры призван освободить человека от власти прошлого и настоящего в пользу будущего? Дайте характеристику этому институту. Какой путь богопознания явили представители этого института Израиля?
30. Что подразумевается под эсхатологизмом и мессианизмом древнееврейской культуры?
31. Почему евреи не приняли Иисуса в качестве Мессии?
32. Как оцениваются все вещи, все существующее в древнееврейской культуре?
33. Почему возможен и необходим диалог человека и Бога согласно Израилю?
34. Чем создано качественное своеобразие древнееврейской культуры?
В) Израиль и проблема единства человеческого рода.
35. Кого евреи называли язычниками?
36. Каковы два аспекта язычества?
37. Как выглядит история у язычников?
38. Какой метод использует Израиль для отмежевания от язычества и более-менее мирного сосуществования с языческими народами? (Какова суть отношения Израиля к языческим культурам?)
39. Что заимствует Израиль у:
а) родовой культуры;
б) культуры Древнего Востока;
в) античной культуры?
40. В виде какого образа представлено в Библии единство человеческого рода?
41. Что является внутренним импульсом языческой культуры?
42. Что является внутренним импульсом Израиля?
43. Что/кто находится в начальном моменте:
а) каждой языческой истории;
б) истории, согласно Израилю?
44. Какую мировоззренческую установку удостоверяет культурный герой язычников?
45. Как, с точки зрения Израиля, изначально существовало человечество и почему?
46. Что является высшей ценностью у язычников? Что означает принесение первенцев в жертву у язычников с точки зрения высшей ценности язычников?
47. В чем состоит замысел древнееврейской культуры?
48. Как можно истолковать расселение евреев по всему миру и их пристрастие к торговле, с точки зрения исторической миссии Израиля?
49. О чем в народе или человеке свидетельствует антисемитизм?
50. Как охарактеризовал Вл. Соловьев материализм, присущий менталитету Израиля?
51. Как рассматривалась материя в древнееврейской культуре?
52. К чему, по мнению Вл. Соловьева, была направлена вся религиозная история евреев?
ТЕМА 5. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
А) Античная культура и полис.
1. Чем отличаются античные государства от древневосточных государств в аспекте социально-политического устройства?
2. Какими должны быть оптимальные размеры государства, с точки зрения Платона и Аристотеля, и почему?
3. Почему греческие полисы-победители не присоединяли побежденные полисы?
4. Каков критерий деления на «своих» и «чужих» у греков?
5. Каково отношение греков к древневосточным народам?
6. Кто являлся источником полиса?
7. Как понимался царь у греков?
8. Когда прекращалось царствование граждан в полисе?
9. Что является фундаментальной характеристикой царственности и божественности человека в представлении греков?
10. Как понималась греками свобода?
11. Каковы основные проявления полисной жизни?
12. Поему в греческих полисах не было бюрократии? Чем обусловлено появление бюрократии?
13. Какие занятия не входили в полисную жизнь?
14. Кем являлся исходно полисный человек?
15. Что входило в досуг?
16. Как понимался греками досуг?
Б) Тема судьбы в Античности.
17. О какой тенденции в человеческом бытии свидетельствует появление представления о судьбе?
18. Как изменилось представление о реальности в Античности по сравнению с Первобытностью и культурой Древнего Востока? Как новая реальность изменила представление античного человека о мире?
19. В чем проявляется противоречие греков в отношении понимания феномена рабства?
20. В чем заключается парадоксальность судьбы?
21. Почему, с точки зрения греков, не родиться лучше, чем появиться на свет?
22. В чем заключается вина индивида, живущего под знаком судьбы?
23. Какими способами греки «приручали» судьбу?
24. Почему греки ассоциировали судьбу с женскими образами?
25. О чем свидетельствует нумерическая неопределенность мойр?
26. Какое обстоятельство заставляло усомниться в могуществе языческих богов?
27. Как соотносятся принцип божественности и судьбы у Гомера?
28. Как греки пытались преодолеть непознаваемость судьбы, и какие трудности на этом пути возникали? (Пояснить на примере мифа об Эдипе и истории с лидийским царем Крезом.)
29. В чем заключается законченное выражение судьбы?
30. Как можно совладать с судьбой? (Прокомментировать на примере Ахилла.)
31. Чем можно объяснить сжигание умерших у греков в рамках темы судьбы?
В) Герой, раб, человек «золотой середины».
32. На каком пути в Античности могла быть преодолена зависимость человека от судьбы и созданы предпосылки для его свободы?
33. Каковы предпосылки появления героя? (Каковы варианты трансформации царя-жреца в послепервобытной культуре?)
34. В чем состоит основное сходство и различие между героем, царем-жрецом и царем-богом?
35. Какого рода жертвоприношение характерно для героя?
36. Как появление фигуры героя (царя-героя) способствует процессу индивидуализации в позднепервобытной общине?
37. Каков статус царя-бога в пространстве и во времени?
38. Каким по своему статусу должен быть герой?
39. В чем заключается особенность индивидуализма по линии героя? (Как происходит идентификация героя? С кем должен соотносить себя герой?)
40. Почему Геракла нельзя отнести к героям?
41. Каков путь героя и чем выражалась избранность героя?
42. В чем состоит различие царствования царя-бога и царя-героя?
43. Что значит поединок, битва для героя? (Поясните двойственность поединка, битвы.)
44. Как изменилось представление а) о власти, б) о рабстве (по сравнению с первобытным представлением) с появлением фигуры царя-героя?
45. Как определяет статус раба Аристотель в своем сочинении «Политика»?
46. Как меняется представление о профанном, и в чем состоит парадокс этого представления в связи с появлением царя-героя?
47. Проанализируйте, как соотносятся герой и раб с судьбой:
- соотношение раба и судьбы;
- соотношение раба и героя;
- исходная данность героя и высшее измерение бытия героя.
48. Как понимается человек по преимуществу там, где герой и раб – несовместимые полюсы мира? (Каким путем идет к божественности герой?)
49. Каков принцип бытия человека «золотой середины»?
50. О каком процессе в человеческом бытии свидетельствует появление человека «золотой середины»?
51. В чем состоит своеобразие столкновения человека «золотой середины» с судьбой? (Пояснить путем сравнения отношений с судьбой героя и раба.)
52. В каком отношении к истории находятся человек «золотой средины» и герой?
53.Каковы главные добродетели человека «золотой середины», и, в связи с этим, какая иллюзия о судьбе характерна человеку «золотой средины?
54. Что самое уязвимое в позиции человека «золотой середины»? (Как соотносит принцип божественности и принцип судьбы человек «золотой середины»?)
55. В чем видит цель своего существования человек «золотой середины», и каковы его составляющие? (как пример - ответ Солона о Телле из «Истории» Геродота)
56. Чем герой и человек «золотой середины», с одной стороны, противопоставлены рабу, с другой?
57. С каким/какими из трех типов ассоциировала себя греческая культура? Ответ пояснить.