«Древний Египет». обобщения и систематизация знаний. Древний египет задания
Тренировочные задания по теме Древний Египет.
Денисова Людмила Григорьевна,
учитель социально-гуманитарных дисциплин
МБОУ «Петровская школа №1»
Красногвардейского района Республики Крым
Тренировочные задания по теме «Древний Египет. Религия и мифология».
Составьте предложения.
А) У древних египтян был (один, два, много) богов.
Веру во многих богов называют (христианством, политеизмом).
Большинство египетских богов имели вид (людей, птиц, животных).
Одним из главных богов был бог Солнца (Тот, Хапи, Ра).
Поклонялись египтяне богу Луны и мудрости – (Осирису, Исиде, Тоту).
Бог воды и разливов Нила Собк изображался в виде (бегемота, крокодила, рыбы).
Был распространён культ бога мёртвых – (Бастет, Хнума, Осириса).
Его брат – бог Сет – был богом (солёной воды, пустыни, жаркого ветра).
Б) Когда человек умирал, египтяне бальзамировали его тело, изготавливая (сфинкс, мумию).
Фараонов хоронили в огромных гробницах – (кубе, пирамиде, квадрате), которые находятся в долине мёртвых – Гизе.
Их охранял страж – лев с головой человека. Это был ….
В) Египтяне поклонялись своим богам в (пирамидах, храмах, дворцах).
Служителями богов были (фараоны, чиновники, жрецы).
Реши задачи.
А) Сколько лет прошло со времени образования единого Египетского государства до окончания строительства пирамиды Хеопса ( 2590 г. до н.э.)?
Б) Фараон Тутанхамон умер в 1337 г. до н.э. и был похоронен в тайной гробнице, которую в 1922г. открыл английский археолог Картер. Сколько лет люди не видели гробницы фараона Тутанхамона?
3. Реши кроссворд.
В закрашенных клеточках прочитай, какой жук считался в Египте священным.
Злой бог, который убил Осириса.
Священный речной хищник.
Бог Нила.
Богиня красоты и любви.
Жена Осириса, которая научила людей ремеслу.
Богиня – кошка.
Вера в вымышленные сверхприродные существа и поклонение им.
Ущелье в Африке, где нашли останки «человека умелого».
infourok.ru
«Древний Египет». обобщения и систематизация знаний.
Тема урока: «Древний Египет».
Тип урока: обобщения и систематизация знаний.
Цель и задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Древний Египет», проверить знания учащихся по данной теме;
Научить применять знания на практике, проявляя различные творческие способности.
Развивать умения устно отвечать, работать в команде ;
Воспитывать интерес к учебе, стремление больше знать по изучаемому предмету
Проверить знание учащихся основных терминов, понятий и определений по теме.
Определить уровень знания учащихся:
- процесса образования, расцвета и увядания египетской цивилизации;
- достижений египтян в экономике, общественном устройстве, в культуре;
- основных природно-климатических условий.
Определить уровень понимания учащихся:
- того, что древние египтяне были «учителями учителей» многих последующих цивилизаций;
- так же, что египтяне создали уникальное для своего времени централизованное государство, в котором ведущее место занимали во всех сферах свободные люди, подчеркнуть руководящую и регулирующую роль фараона.
Определить уровень умения учащихся:
- показать на карте географическое положение государства Египет.
Оборудование урока: карта «Египет и Междуречье до середины I тыс. до н. э.», аппликации по истории древнего мира для V класса, карточки, кроссворды, рисунки, презентация урока, компьютер
Форма проведения: нестандартный урок, игра
Структура урока:
I. Организационный момент.
Постановка цели урока.
II. Обобщение и систематизация знаний по теме «Древний Египет».
Актуализация опорных знаний:
Какую тему мы закончили изучать? ( Древний Египет)
Где и когда возникло Египетское государство? ( В Северо-Восточной Африке, на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря более 5 тысяч лет назад, 3 тыс. лет назад Царь Южного Египта подчинил себе Северный Египет)
Какими были фазы хозяйственного года а Египте?( В июле начинается разлив Нила в ноября Нил, посев и рост урожая ноябрь –март; апрель, май сбор урожая, и в июне ремонт каналов
Почему жители Древнего Египта называли себя жителями « Черной земли»? ( древние египтяне называли плодородную землю « черной землей»)
Начинаем игру « Тайны Древнего Египта»
Основная задача: собрать все ключи, которые помогут отгадать имя ученого, разгадавшего древнеегипетскую письменность. Ключи с буквой и цифрой даются после выполнения каждого задания.
Задание первое Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Задание 2. Тайна старинной рукописи.
Я, фараон___________(Тутмас), который совершил самые большие завоевательные походы в ____(1500 году до нашей эры). Я завоевал страну __________(Нубию), в ней много золота. Еще завоевал Синайский полуостров, он богат _________(залежами медной руды). А также мне покорились__________( Палестина),__________(Сирия),______(Финикия)
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Задание 3. Блиц – опрос
1.Какое мифологическое существо строили рядом с пирамидами?( Сфинкс)
2.Для чего строили пирамиды?
3.Пирамида какого фараона самая высокая. Когда она построена? (Пирамида Хеопса около 2600года до н.э, высота 150м).
4. Пирамиду какого фараона нашли неразграбленной?(Фараона Тутанхамона)
5.Что находят ученые в гробницах фараонов?
6 Что такое мумия? Зачем ее делали?
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Статуя, изображающая льва с головой человека- сфинкс
Высокий тростник в Египте, из которого изготовляли материал для письма- папирус
Бог фараон, судья в царстве мертвых -Анубис
Задание 5 Веселая минутка
“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем “фонарики”
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями
изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
Задание 6 Исторические памятники.
Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют
литература архитектура живопись скульптура
Миф об Осирисе
Большой Сфинкс
Росписи на стенах храма
Пирамида Хеопса
Храм бога Амон-Ра
Повесть о Синухете
Гимн богу Амон-Ра
Папирус с песнями египтян
Статуэтка богини Бастет
Задание 7: Исправь ошибки
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте:
Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все остальные реки Египта можно перейти вброд. Я доехал до самой большой из пирамид, в которой похоронен фараон Тутанхамон. Когда я подошел к пирамиде, то хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться в дубовой роще. Когда дождь закончился, я стал искать вход в пирамиду, но египтяне мне сказали, что гробница фараона Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась… Перестань выдумывать,- прервали рассказчика,- ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе много исторических ошибок.
НАЙДИТЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ(фактические) ОШИБКИ
Задание 8: Кроссворд
1.Система управления страной
2.Гробница Египетских фараонов
3.Присвоение продукта чужого труда
4.Древнеегипетский письменный знак
5.Денежный сбор в пользу государства
6.Фантастическое сказание о богах и героях
7.Древнейшая столица Египта
8.Фараон, совершивший завоевательные походы в середине IIтыс. до новой эры
9.Устройство для подъема воды
10. Скульптура льва с головой человека
Итоги экспедиции
Сложить ключи в правильной последовательности и прочитать имя ученого
2 4 1 6 3 5 7
А ПО Ш О М ЛЬ Н
Шампольон
Многие пытались разгадать тайну иероглифов. Но удалось это сделать французскому ученому Шампольону, жившему в начале прошлого века. В то время в Египте нашли большой черный камень, покрытый письменами. Одна надпись была выполнена иероглифами, а другая -на древнегреческом языке, хорошо известном ученому. В греческой надписи встречались имена фараона Птолемея и царицы Клеопатры. А среди иероглифов некоторые знаки были обведены в кружок. Ученый предположил, что это царские имена. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие знаки П, Т, Л- знаки в двух рамочках совпали. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.
Итог урока
Путешествие по какой стране мы сегодня совершили?
Что нового вы узнали?
Готовы ли вы попробовать стать древнеегипетскими писцами?
Выполните тест.
Задание первое: Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.
Задание первое: Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.
Задание первое: Заполни карту. На контурной карте подписать реку Нил, моря, район земледелия и столицу Древнего Египта.
Задание 2: Тайна старинной рукописи.
Я, фараон___________, который совершил самые большие завоевательные походы в ____. Я завоевал страну __________, в ней много золота. Еще завоевал Синайский полуостров, он богат _________. А также мне покорились_____________,__________,___________.
Задание 2: Тайна старинной рукописи.
Я, фараон___________, который совершил самые большие завоевательные походы в ____. Я завоевал страну __________, в ней много золота. Еще завоевал Синайский полуостров, он богат _________. А также мне покорились_____________,__________,___________.
Задание 2: Тайна старинной рукописи.
Я, фараон___________, который совершил самые большие завоевательные походы в ____. Я завоевал страну __________, в ней много золота. Еще завоевал Синайский полуостров, он богат _________. А также мне покорились_____________,__________,___________.
Задание 3: Блиц –опрос.
1.Какое мифологическое существо строили рядом с пирамидами?
2.Для чего строили пирамиды?
3.Пирамида какого фараона самая высокая. Когда она построена?
4. Пирамиду какого фараона нашли неразграбленной?
5.Что находят ученые в гробницах фараонов?
6 Что такое мумия? Зачем ее делали?
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Задание 3: Блиц –опрос.
1.Какое мифологическое существо строили рядом с пирамидами?
2.Для чего строили пирамиды?
3.Пирамида какого фараона самая высокая. Когда она построена?
4. Пирамиду какого фараона нашли неразграбленной?
5.Что находят ученые в гробницах фараонов?
6 Что такое мумия? Зачем ее делали?
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Статуя, изображающая льва с головой человека- сфикс
Высокий тростник в Египте, из которого изготовляли материал для письма- папирус
Бог фараон, судья в царстве мертвых -Анубис
( За правильно выполненное задание ключ с буквой и цифрой)
Задание 5 Веселая минутка
“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем “фонарики”
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями
изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
Задание 6: Исторические памятники
Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют
литература архитектура живопись скульптура
Миф об Осирисе
Большой Сфинкс
Росписи на стенах храма
Пирамида Хеопса
Храм бога Амон-Ра
Повесть о Синухете
Гимн богу Амон-Ра
Папирус с песнями египтян
Статуэтка богини Бастет
Задание 6: Исторические памятники
Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют
литература архитектура живопись скульптура
Миф об Осирисе
Большой Сфинкс
Росписи на стенах храма
Пирамида Хеопса
Храм бога Амон-Ра
Повесть о Синухете
Гимн богу Амон-Ра
Папирус с песнями египтян
Статуэтка богини Бастет
Задание 7: Исправь ошибки
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте:
Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все остальные реки Египта можно перейти вброд. Я доехал до самой большой из пирамид, в которой похоронен фараон Тутанхамон. Когда я подошел к пирамиде, то хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться в дубовой роще. Когда дождь закончился, я стал искать вход в пирамиду, но египтяне мне сказали, что гробница фараона Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…Перестань выдумывать,- прервали рассказчика,- ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе много исторических ошибок.
НАЙДИТЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ(фактические) ОШИБКИ
Задание 8: Кроссворд
1.Система управления страной
2.Гробница Египетских фараонов
3.Присвоение продукта чужого труда
4.Древнеегипетский письменный знак
5.Денежный сбор в пользу государства
6.Фантастическое сказание о богах и героях
7.Древнейшая столица Египта
8.Фараон, совершивший завоевательные походы в середине IIтыс. до новой эры
9.Устройство для подъема воды
10. Скульптура льва с головой человека
1 2 3
Ш А М
4 5 6
ПО ЛЬ О
7
Н
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Смазневская средняя общеобразовательная школа»
УРОК ИСТОРИИ
5 класс
« ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ»
Учитель истории: Майзингер Марина Андреевна
ст. Смазнево 2012
infourok.ru
тестовые задания по истории 5 класс "Древний Египет"
Тест 1 вариант. Древний Египет.
1. Где находится Египет?
А) в Передней Азии
Б) в северо-восточной Африке
В) в Центральной Африке
Г) в Малой Азии
2. Столица верхнего Египта?
А) Мемфис
Б) Фивы
В) Атон
Г) Мегиддо
3. Кто в Древнем Египте владел знаниями?
А) жрецы
Б) писцы
В) фараон
Г) вельможа
4. Существо с телом человека и головой льва, египетских фараонов" охранявшее" гробницы египетских фараонов:
А) Апис
Б) Хеопс
В) Геб
Г) Сфинкс
5) Из чего строили простые Египтяне свои дома?
А) из глины
Б) из тростника
В) из камня
Г) из дерева
6. Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте:
А) рельеф
Б) шадуф
В) Дельта
Г) оазис
7. С какой целью фараоны организовывали походы в другие страны?
А) с целью укрепить свою власть
Б) с целью знакомства с другими странами
В) с целью расширить владения
Г) с целью приумножить богатства
8. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги
А) писцы
Б) стражники
В) жрецы
Г) фараоны
9. Что называется религией?
А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов
Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других
В) вера в силы природы
10.Какие природные особенности Древнего Египта вы знаете? Расскажите о них.
11. Дайте определения:
А) фараон. Б) налоги. В) рельефы.
12. Напиши вопрос который тебе был наиболее интересен при изучении Древнего Египта.
13. Читал ли ты дополнительно по теме «Египет»? Расскажи.
Тест 2. вариант Древний Египет.
1.Что символизирует двойная корона египетских фараонов?
А) объединение Южного и Северного царств
Б) союз богов неба и земли
В) царство мертвых и царство живых
2. Какие моря омывают Древний Египет?
А) Средиземное море
Б) Мраморное море
В) Красное море
Г) Черное море
3. Столица нижнего Египта?
А) Мемфис
Б) Фивы
В) Атон
Г) Мегиддо
4. Страна, расположенная южнее Древнего Египта, славившаяся золотыми рудниками?
А) Палестина
Б) Сирия
В) Нубия
Г) Финикия
5. Что символизировала двойная корона Египетских Фараонов?
А) Объединение Южного и Северного государств
Б) Союз Богов неба и земли
В) царство мертвых и царство живых
6. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшие» гробницы Фараонов
А) Сфинкс
Б) Апис
В) Хеопс
7. Как называлось высушенное тело умершего, обмотанное бинтами?
А) Амулет
Б) Саркофаг
В) Мумия
8) Кто служил колесничими в Египетской армии?
А) Вельможи
Б) рабы
В) жрецы
Г) Фараоны
9)Из чего Древние Египтяне изготавливали материал для письма?
А) из шкур животных
Б) из пальмовых листьев
В) из тростника
10. какие трудности должны были преодолеть люди, чтобы создать условия для своего проживания в долине и дельте Нила?
11.Дайте определения:
А) Жрецы. Б) Архитектура. В) Дамба.
12 . Напиши вопрос который тебе был наиболее интересен при изучении Древнего Египта.
13. Читал ли ты дополнительно по теме «Египет»? Расскажи.
infourok.ru
Контрольная работа по теме «Древний Египет», 5 класс, ФГОС
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО истории
за _5__ класс.
Контрольная работа по теме «Древний Египет» 5 класс.
Часть 1
А 1. Древний Египет располагался:
От первого порога Нила до второго порога Нила
От первого порога Нила до Средиземного моря
От второго порога Нила до Средиземного моря
От второго порога Нила до дельты
А 2. Древние египтяне использовали ил после разливов Нила для:
Выращивания папируса
Возделывания полей
Создание оазисов
Строительства пирамид
А 3. Первой столицей объединенного Египетского государства стал город:
Асуан
Мемфис
Фивы
Ахетатон
А 4. Правителя всего Египта называли:
Рельефом
Фараоном
Папирусом
Оазисом
А 5. Древний Египет называли «даром Нила», потому что:
По Нилу в Древний Египет приплывали послы с дарами из других из других стран
Древний Египет располагался в долине Нила
Разливы Нила позволяли собирать высокие урожаи
Нилом пользовались бесплатно, даром
А 6. В Древнем Египте налогами называли:
Добычу, полученную во время военных походов
Регулярную плату в казну части дохода
Подарки, которые фараон получал от вельмож
Дань, которую получали от завоеванных народов
А 7. Египетские ремесленники занимались:
Выращиванием различных плодов
Изготовлением различных изделий
Обменом различных предметов
Ловлей рыбы и охотой на зверей
А 8. Оружие древнеегипетского воина было изготовлено из:
Меди
Бронзы
Стали
Олова
А 9. Войско фараона набирали следующим образом:
Каждая семья давала воина
Призывали каждого десятого человека
Брали всех желающих
Призывали всё мужское население
А 10. Фараона, совершившего самые крупные завоевательные походы, звали:
Хеопс
Рамсес
Тутмас III
Тутанхамон
А 11. Главная цель военных походов древнеегипетских фараонов:
Защита от набегов воинственных соседей
Получение военной добычи
Открытие новых земель
Слава и почести
А 12. Пирамида Хеопса была возведена:
Около 1500 г. до н. э.
Около 2600 г. до н. э.
Около 3000 г. до н. э.
Около 4000 г. до н. э.
А 13. Фараон Тутмос III совершил свои завоевательные походы:
Около 1500 г. до н. э.
Около 2600 г. до н. э.
Около 3000 г. до н. э.
Около 4000 г.до н. э.
А 14. Служителей богов в Древнем Египте называли:
Нубийцами
Жрецами
Вельможами
Фараонами
А 15. Существо с телом льва и головой человека или барана в Древнем Египте:
Мумией
Фараоном
Жрецом
Сфинксом
А 16. Письмена древних египтян назывались:
Шадуфами
Алфавитом
Иероглифами
Рельефами
А 17. В храмах богов служили:
Вельможи
Священники
Жрецы
Земледельцы
А 18. Основной вид удобрений на полях Древнего Египта:
Минеральные удобрения
Навоз
Перегной
Ил
А 19. Шадуф – это:
Приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля
Защитное обмундирование воинов
Жертвоприношение богам
Оросительные каналы
Часть 2.
В 1. Напишите, какие умения дети древних египтян приобретали в школе, а какие – в семье: писать, считать, ткать, определять движение небесных тел, сеять зерно, пасти скот.
А) в школе: ___________________________________________________________________________
Б) в семье: ___________________________________________________________________________
В 2. Соотнесите имена и события, с ними связанные.
Постройка пирамиды а) Осирис
Завоевательные походы б) Тутмос III
Суд в «стране мертвых» в) Хеопс.
В 3. Соотнесите имена богов с их характеристиками:
Амон А) бог земли
Апоп Б) покровительница женщин и их красоты
Геб В) бог солнца
Нут Г) бог мудрости
Тот Д) богиня неба
Бастет Е) бог тьмы
В 4. Решите задачу.
Единое государство в Египте образовалось около 3000 г. до н. э. Сколько лет назад это было? Запишите решение и отметьте нужные даты на ленте времени.
В 5. Какое слово (словосочетание) в этом списке лишнее? Напишите его и объясните, почему оно лишнее.
В 1822 г. Франсуа Шампольон расшифровал надпись на камне, который пролежал в земле 2075 лет. В каком году была сделана надпись?
С 2. Решите задачу.
Сколько лет назад была построена пирамида Хеопса?
С 3. Вставьте пропущенные слова.
Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земляных насыпей, необходимых для ____________________ полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений - ____________________________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота – платили ______________________________.
Ответы история 5 класс
№ вопроса
Правильный ответ
А 1
2
А 2
2
А 3
2
А 4
2
А 5
3
А 6
2
А 7
2
А 8
2
А 9
2
А 10
3
А 11
2
А 12
2
А 13
1
А 14
2
А 15
4
А 16
3
А 17
3
А 18
4
А 19
1
В 1
а) ткать, сеять зерно, пасти скот
б) писать, считать, определять движение небесных тел
В 2
1 В, 2 Б, 3 А
В 3
1 В, 2 Е, 3 А, 4 Д, 5 Г, 6 Б
В 4
3000+2015=5015 лет назад
В 5
Кораблестроение
В 6
-
С 1
253 г. до н.э
С 2
4615 лет назад
С 3
Орошения, шадуф, налоги
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок по теме «Древний Египет»
скачать Обобщающий урок по теме «Древний Египет» Цель: систематизация и контроль знаний учащихся по теме «Древний Египет»
Задачи:
Обучающая: умение работать с исторической картой; вспомнить основные достижение древнеегипетской цивилизации; Развивающая: развивать умения работать с историческими терминами; решать исторические задачи; развивать речь и коммуникативную культуру Воспитательная: развивать интерес и уважение к истории и культуре народов мира
Тип урока: повторительно – обобщающий с элементами игры
Оборудование: карта «Древний Египет», презентация, высказывание древних египтян распечатано на доске, из листов бумаги А4 выложена пирамида, распечатанные и разрезанные на части изображения предметов из гробницы Тутанхамона, клей, листы А4. Ход урока:
I Оргмомент II Повторение пройденного материала Перед вами, ребята, высказывание древних египтян «Всё боится времени, но время боится…» - Чего же боится время? Нам нужно с вами это выяснить на сегодняшнем уроке, а для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы изучили по истории Древнего Египта. Мы будем выполнять различные задания, а выполнив одно из них, перед нами будут открываться буквы, из которого мы составим слово и узнаем чего же боится время, по мнению древних египтян.
1 задание «Заполни виртуальную контурную карту по истории Древнего Египта». Ученики уточняют и комментируют выполнение заданий. Второе задание «Помоги художнику». Выполняя его виртуально, ученики вспоминают, особенности изображения простых людей, знати, фараонов в древнем Египте.
Открываем первую букву пирамиды ( любую, не по порядку)
2 задание «Исторический светофор» - выходят 2 человека к доске. Им учитель даёт в руки сигнальные карточки, по цветам светофора. Если ответ верный, то ученики у доски поднимают зелёную сигнальную карточку, если ответ требует уточнения, поднимают жёлтую, если ответ не верный – поднимают красну.
1. Что такое цивилизация?
2. Бог Солнца, самый могущественный из богов древнего Египта?
3. «Жилище для богов»?
4. Как называется река, протекающая по территории Египта?
5. Первая столица Египетского государства?
6. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
7. Царские советники, знать в Древнем Египте?
8. Гроб, куда клали тело умершего фараона?
9. Кто набирался в армию фараона?
10. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида в Египте?
11. Из чего строили дома простые египтяне?
12. Существо, с телом льва и головой человека, охранявшее гробницы фараонов?
13. Кто в Древнем Египте владел знаниями?
14. Для чего использовали шадуф?
15. Кого древние египтяне считали живым богом на земле?
16. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
17. Кто первым сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы?
18. В каком году произошло объединение Египта?
19. Что такое налоги?
20. Сплав олова и меди?
21. В каком году совершил свои знаменитые походы Тутмос III?
Открываем ещё одну букву. 3 задание Сейчас мы с вами упомянули имена двух фараонов – Тутмоса III и Хеопса. А знали ли эти фараоны друг друга? Как мы это можем узнать? Сколько лет назад это было? Решаем историческую задачу.
Сколько лет прошло с объединения Египта до образование нашего посёлка Ушумун. Если год появления Ушумуна 1910. Ребята, сколько лет исполнится Ушумуну в следующем году?
Открываем ещё одну букву 4 задание
Фараон Тутмос царствовал более 50 лет. Когда он умер, то его похоронили в гробнице на западном берегу Нила. На покрывале, в котором была завернута мумия фараона, согласно обычаю от имени самого царя сделали надпись. Тутмос заявлял, что он никого не убивал. Подумайте, с какой целью была сделана эта надпись. В какой мере слова царя соответствовали действительности? (Опасался суда Осириса)
Если бы действующие лица древнеегипетских мифов заговорили, кто мог бы сказать о себе такие слова?
1. Я скрывала его, я прятала его из – за страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребёнок твой не доступен противнику: заросли не проходимы, смерть не входит через них!»
От чьего имени ведётся рассказ? О каких событиях идёт речь? 2. Зависть и злоба терзают меня постоянно. Тот кому я завидую красив, добр, люди любят его. Меня же проклинают. Смеются над моими желтыми волосами. Я захвачу власть над страной и ради этого пойду на всё, вплоть до убийства.
Назовите имя завистника, кем он был, что он совершил?
3 . Имя мое Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не знал зависти, не делал зла и не был причиной чужих слёз, бояться меня не надо. Но горе завистникам, лгунам, ворам и убийцам! Рано или поздно мы с ними встретимся.
Кто это, как она выглядит?
Каждую ночь, когда все люди спят, отдыхая от дневных трудов, я принимаю бой со страшным и свирепым противником. Он само зло. Он мой извечный враг. Он меня жалит, желая погубить. Я дрожу, моё сердце в огне, моё тело в поту, влага выступает на лице. Наконец мне удаётся одержать победу, но увы, не навсегда. Впереди всё новые и новые бои.
Отгадайте, кто я. Кто мой новый противник? ( Амон – Ра, Апоп) Дополнительные вопросы:
- Какие явления природы объясняли египтяне при помощи мифа о Сете и Осирисе?
- Что согласно религиозным верованиям должно было происходить с человеком на суде Осириса? Каким должен быть хороший человек, по мнению египтян?
Почему для египтян бог солнца был главным? Как это связано с их основным занятием? Почему вместе с богом солнца египтяне почитали и бога Нила? Какие верования у них были с ним связаны?
Открываем ещё один кирпич – букву.
5 задание Историческая физкультминутка.
Мы с вами вспомнили об основном занятии египтян – земледелии. Но вот один ученый, описывая Египет, природу, жизнь египетского народа в древности, допустил несколько ошибок. Давайте мы с вами попытаемся их определить. Я буду читать текст. После каждого предложения я буду делать паузу. Если в предложении нет ошибок, то вы хлопаете, а если есть ошибки, то вы топаете и объясняете, что нужно исправить. Рассказ идет от лица путешественника:
По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, вдоль великой африканской реки. Территория страну значительно увеличилась в результате завоеваний Тутмоса III. Свои военные походы он совершил в 2 434 г до н.э Единственным из дошедших до нас чудес света является большой сфинкс.
Когда я прибыл в Египет, то узнал, что у жителей этой страны большое горе. Нил не разливался уже несколько лет. Остальные реки Египта сильно обмелели. Корабельщики довезли меня до первого порога. В этом месте возведена самая большая пирамида. В этой пирамиде похоронен Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень. Я спрятался от него в дубовой роще. Переждав ливень, я пошел к пирамиде. Египтяне рассказали мне, что самая большая пирамида была построена около 2600 г до н э . Я стал искать вход в неё. Но египтяне мне сообщили, что пирамида Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь из неё не сохранилась.
Открываем ещё один кирпич – подсказку. 6 задание Археологи Мы с вами вспомнили, что пирамида Тутанхамона, редкая находка для археологов, ведь она не была разграблена. Посмотрите видеофрагмент о раскопках этой пирамиды.
Каждая парта получает конверт с разрезанными на кусочки изображениями предметов из гробницы Тутанхамона. Их нужно как можно быстрее и качественнее собрать и приклеить на белый лист, чтобы получилось целое изображение. Тот кто справиться быстрее должен прикрепить свою работу на доску. Но рисунки не должны повторятся.
Затем учитель сообщает о том, что когда археологи вошли в гробницу и обнаружили саркофаг фараона, то на груди у него лежали останки венка из цветов. Археологи выяснили, что Тутанхамон умер молодым, и скорбящая жена его, положила эти цветы на крышку саркофага.
О, жизнь, о любовь,
Ты – руки мужчины и женщины,
Тянущиеся к объятьям
Сквозь обжигающий ветер пустыни За эту работу мы открываем два кирпичика ( буквы, которые повторяются).
7 задание Юных детективов Познакомьтесь с отрывком из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов
«Мы проникли во все помещения… Мы нашли божественную мумию царя… На шее было великое множество украшений из золота и амулетов. Голова его была покрыта золотой маской. Священная мумия была вся украшена золотом. Мы унесли сосуды из серебра. Всё золото, украшения, амулеты мы поделили на восемь равных частей»
- Сколько было грабителей?
- Когда эта гробница была разграблена в древности или в наши дни?
Предлагаем слова – подсказки подчеркнуть в тексте слайда. Открываем последний кирпич – подсказку и появляется слово «пирамида». Мы разгадали высказывание древних египтян: «Всё боится времени, а время боится египетских пирамид».
Идёт видео сюжет на фоне, которого учитель зачитывает стихотворение:
Вот каким ты увидишь Египет,
В час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит
И, колдунья, дымится вода
Как картинки из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера
Это взор благосклонной Исиды
Иль мерцанье встающей луны?
Но опомнись! Встают пирамиды
Пред тобою, черны и страшны!
III Рефлексия Мы с вами заканчиваем изучение истории Древнего Египта. Какие образы, предметы, события встают у вас в памяти, когда вы слышите эти слова: «Древний Египет»? По желанию, пойти и на кирпичиках нашей пирамиды их записать. скачать
nenuda.ru
Игра «Интеллектуальный турнир» на уроке истории 5 класса по теме «Древний Египет»
Игра «Интеллектуальный турнир» на уроке истории 5 класса по теме «Древний Египет»
План урока.
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний у учащихся по теме: «Древний Египет».
В результате урока обучающиеся смогут:
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, вести диалог и овладеть навыками познавательной деятельности;
обобщить и закрепить представления о достижениях и основных видах искусства, показать роль культуры Древнего Египта в развитие мировых цивилизаций;
осмыслить и объяснить собственную позицию по отношению к достижениям и истории Древнего Египта.
Тип: повторительно-обобщающий урок на закрепление пройденного материала.
Форма: Игра.
Ход урока
После приветствия наступает мотивационная часть урока в ходе, которой учитель сообщает ученикам, что сегодня будет необычный урок.
Учитель: Скажите, пожалуйста, что такое турнир? Может, кто-то сам лично участвовал в них или где-то видел как они проходят?
Ученики (возможный ответ): Это состязания, в которых участники демонстрировали свои боевые навыки и способности перед королём.
Учитель: Правильно. Сегодня мы тоже поучаствуем с вами в турнире, но для этого нам не понадобятся острые мечи, лошади и стальные латы. Для нашего турнира вам понадобятся ваши знания, которые вы приобрели при изучении темы «Древний Египет».
Игра-турнир предполагает разделение класса на команды, которые в условном варианте можно поделить по рядам: Первый ряд-команда №1, второй ряд- команда №2, третий ряд- команда №3. Игра делится на этапы или туры, в которых предлагаются разные задания. По завершению тура команде выставляются баллы, которые фиксируются в специальной таблице. Учитель в такой игре выступает в роли ведущего и его задачей является поддержание интереса к игре в течение всего урока, систематизация и контроль знаний по пройденной теме.
I Этап- «Как корабль назовешь - так он и поплывет»
На этом этапе ученики придумывают себе название команды, девизы, и отличительные знаки (герб или символ команды), после чего каждая команда презентует себя в классе. Этот этап способствует развитию креативного мышления у детей. За оригинальное название, связанное с темой команда награждается баллами (5 баллов). Так же на этом этапе ученики должны выбрать себе капитана команды. У капитана есть право выбирать отвечающего и раздел темы. На данный этап отводится не более пяти минут (5 минут).
II Этап- «Вопросы, требующие ответов»
Этот этап предполагает, что каждой команде по очереди из каждого раздела (указаны ниже) задается по одному вопросу. Всего разделов 10. На обсуждение каждого вопроса командам дается по одной минуте. Свои ответы ученики записывают на листочках, и после истечения времени каждая команда озвучивает свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов. На данный этап отводится около десяти минут (10 минут).
Верования Древних Египтян
А) Этот Бог считался у древних Египтян Богом плодородия (Осирис)
Б) Этот Бог был богом Древней столицы Мемфиса (Птах)
В) Этого бога египтяне почитали как бога мудрости (Тот)
Календари и система мер в Древнем Египте
А) Сколько дней было в древнеегипетском году(365)
Б) Сколько дней было в египетской неделе (10 дней)
В) На сколько часов древние египтяне разделили сутки (24 часа)
География Древнего Египта
А) На каком материке находится Египет (Африка)
Б) Этот город был столицей древнеегипетского государства (Мемфис)
В) Как назывался город, недалеко от которого был найден знаменитый трехъязычный камень, с помощью которого Франсуа Шампольон разгадал тайну египетских иероглифов (Город Розетт)
4. Числа Древнего Египта
А) Какое число ворот вело в царство мертвых (12 ворот)
Б) Сколько порогов находится на Ниле (6 порогов)
В) Сколько человек помещалось в колеснице (2 человека)
Великая Египетская река - Нил
А) Что ежегодно приносил Нил в период паводка (Ил)
Б) Как назывались сооружения для задержания воды на полях (Каналы)
В) Как называлось место в долине Нила, где строились гробницы египетских Фараонов (Долина царей)
6. Войско Древнего Египта
А) Какие воины составляли основу египетской армии (Пешие воины)
Б) Как назывался боевой вид транспорта, управлением которого занимался возничий, а другой метал из него дротики и копья (Колесница)
В) Кто был главнокомандующим египетской армии (Фараон)
7. Письменность Древнего Египта
А) Каким цветом египтяне писали первые строчки абзаца (Красным)
Б) Как назывался основной материал для письма, который использовали древние египтяне (папирус)
В) Эти значки египтяне называли божественной речью (Иероглифы)
8. Предметы загробного мира
А) Как назывались сооружения, которые строили фараоны для того чтобы сохранить свои тела после смерти (Гробницы)
Б) Как назывался гроб, в который клали тело умершего фараона (Саркофаг)
В) На суде Осириса на одной чаше весов лежало сердце умершего, а на другой этот предмет (Перо)
9. Образы египетских богов в виде животных
А) В образе, какого животного египтяне изображали небо и богиню неба Нут (Корова)
Б) С головой, какого животного изображался бог воды Себек (крокодила)
В) Бог мертвых Анубис изображался в виде человека с головой этого животного (Шакала)
10. Фараоны Древнего Египта
А) Гробницу этого фараона английский археолог Говард Картер нашел абсолютно нетронутой (Тутанхамона)
Б) пирамида этого фараона известна как одно из чудес света (Хеопса)
В) Первый фараон Египта, который объединил Верхний и Нижний Египет (Менес)
III Этап - «Кто или Что»
На этом этапе задача учеников отгадать, о чем или о ком идет речь. Учитель называет значение термина (указаны ниже), а ученики на своих листочках записываю ответы. За каждый правильный ответ ученики получаю по одному баллу (1 балл). Каждой команде нужно будет ответить всего на 3 вопроса. Этот этап способствует развитию внимания, логики и эрудиции.
1. Река, протекающая в Египте (Нил)
2. Египетское название гроба (Саркофаг)
3. Столица Древнего Египта (Мемфис)
4. Фигура Льва с головой человека (Сфинкс)
5. Правитель Египта (Фараон)
6. Тростник, из которого делали материал из письма (Папирус)
7. Разряд людей, чьим главным делом было служение богам и совершенствование священных обрядов (Жрецы)
8. Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря (Египет)
9. Предметы, которые, по мнению египтян, защищали от злых духов (Амулеты)
IV Этап- «Игра да-нетки»
На этом этапе каждой команде дается по одному выражению, которое связанно с Древним Египтом. Это задание раздается на карточках и обсуждается внутри группы. Команде нужно решить, правильное утверждение написано на карточке или нет и обосновать свой ответ. На обсуждение отводится по 2 минуты. Отвечает один человек от группы. За правильный ответ команде дается пять баллов (5 баллов). На данный этап отводится пять минут (5 минут).
Вопросы:
Согласны ли вы с утверждением, что пять с половиной тысяч лет тому назад в Африке в Нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация Древнего Египта, ровесница Древнего Шумера (Да)
Жрецы составляли особый разряд людей, чьим главным делом было занятие земледелием и скотоводством. Они всю жизнь занимались земледелием и знали о нём все (Нет)
Вступая на престол Фараоны, сразу же начинали заботиться о своей «жизни после смерти», они приказывали строить «дома вечности» - гробницы (Да).
V Этап- «Заполни пропуски»
На этом этапе каждой команде раздаются карточки, на которых записаны фразы связанные с темой «Древний Египет». Фразы на карточках записаны не до конца или с пропусками. Задачей каждой команды является заполнение этих пропусков максимально близко к тексту оригинала. Свои ответы ученики пишут на листочках. Каждой команде нужно будет выбрать по одному человеку, который будет читать фразы с заполненными пропусками. За правильный ответ команда получает пять баллов (5 баллов). На данный этап отводится 5 минут (5 минут).
Карточки с заданиями:
На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это гробницы Египетских Фараонов, которые охраняет…(Большой Сфинкс)
Климат в той части Африки, где протекает…(Нил) сухой и жаркий. Дожди бывают очень редко. Большая часть местности представляет собой каменистую пустыню. Каждый год…(Нил) в июле разливается.
Семь самых знаменитых сооружений мира называют чудесами света, и первое из них… (Египетские пирамиды).
VI Этап – «Логическая цепочка»
На этом этапе каждой команде дается карточка, на которой написаны слова, объединенные одним признаком. Задача каждой команды состоит в том, чтобы назвать этот признак. Данное задание выполняется всей командой. Отвечает один представитель от каждой команды. За каждый правильный ответ команда получает пять баллов (5 баллов). Всего каждой команде будет даваться по 2 карточки. По времени данный этап занимает около пяти минут (5 минут).
После окончания всех этап конкурса, подводятся итоги турнира. Баллы каждой команды фиксировались в специальной турнирной таблице, начерченной на доске. Оценки за урок ставятся в соответствии с результатом каждой команды. Максимальное число баллов, которое можно набрать за турнир 83 балла. Данный этап занимает около трех минут (3 минуты).
Подсчет баллов:
От 64 до 83 – «Отлично»
От 44 до 63 – «Хорошо»
От 0 до 43 – «Удовлетворительно»
После подведения итогов и выставления оценок можно провести рефлексию. Этот этап используется для выявления уровня содержания пройденного материала. Обычно в конце урока происходит обсуждение того, что узнали, и того как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей в начале урока, свою активность, работу команды, полезность и увлекательность формы урока. В нашем случае ученики будут по очереди высказываться одним из предложений, предложенных на доске.
Фразы рефлексивного экрана:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я смог…
Я понял, что
Я научился…
Мне захотелось…
Мне понравилось…
У меня получилось…
Я выполнял задания…
infourok.ru
Контрольная работа по теме: «Древний Египет»
1 вариант
На выполнение работы по истории отводится 45 минут. Работа состоит из 4 частей.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаю Ваше
внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы
Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к
следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете
вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь
выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
1.Работа с картой (0-5)
1.Напишите, где находится Древний Египет?
2.Какими морями омывается Египет, какая главная река?
3.Назовите столицу объединенного Египта?
4.Кратко опишите климат Египта, как он влиял на занятия египтян?
5.Напишите определение дельты.
2.Напишите состав населения в Древнем Египте в виде пирамиды (0-3)
Почему историки изображают общественный строй Древнего Египта в виде пирамиды?
3.Решите тест: (0-5) К каждому заданию даны варианты ответов, один из них правильный. Запишите верный ответ в виде цифры.
1.Ближайшими помощниками фараона в управлении государством были:
5. Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (0-2)
Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».
6.Решите задачу: (0-1)
В 1912 г. немецкими учеными был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, сколько лет он пролежал в мастерской египетского скульптора, если известно, что она умерла около 1330 г. до н.э?
7. Выделите пять ключевых слов по истории Древнего Египта (это могут быть имена, достопримечательности, названия памятных мест) и объясните почему?(0-5)
8. Почему египтяне тратили большие средства на сооружение своих гробниц? (0-2) Объясните двумя аргументами
Шкала оценивания:
22-25 б- отлично
18-21б- хорошо
13-17б -удовлетворительно
>13б - н/у
Ответы:
1.Работа с картой
1. Восточная часть Африки
2.Моря-Красное, Средиземное; река-Нил
3. Столица-Мемфис
4. Жарко, сухо; мало растительности, большие разливы Нила влияли на земледелие, основные поселения также находились у Нила- источника воды и жизни.
5.Дельта- устье реки с разветвлениями на отдельные рукава.
2. Пирамида:
Фараоны
Жрецы, вельможи
Писцы
Войны
Ремесленники, земледельцы
Рабы
Четкое подчинение иерархии
3.Тест:
1.2, 2. 1, 3.3,4.3,5.2
4.1-г, 2-в, 3-а, 4-б
5.Фараон- единоличный правитель в государстве, в общине вождь советуется со старейшинами, фараон приравнивается к богам, в общине такого нет.
6.1912+1330=3242 года
7.По выбору учащихся
8. Фараон- сын бога, когда он умирал, то причислялся к богам, ему нужна была великая гробница. После смерти, египтяне верили, что фараон заботиться о своих подданных и в гробнице он был обеспечен всем необходимым.
Список литературы:
1.Андреевская Т.П. история Древнего мира. М: Вентана- Граф, 2011.- 304 с.
2.Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 33-34.
Контрольная работа по теме: Древний Египет, 2 вариант
1.Работа с картой (0-5)
1.Напишите, где находится Древний Египет?
2.Какими морями омывается Египет, какая главная река?
3.Назовите столицу объединенного Египта?
4.Кратко опишите климат Египта?
5.Напишите определение дельты.
2.Напишите состав населения в Древнем Египте в виде
пирамиды (0-3)
Почему историки изображают общественный строй Древнего Египта в виде пирамиды? (0-2)
3. Решите тест:(0-5)
К каждому заданию даны варианты ответов, один из них правильный. Запишите верный ответ в виде цифры.
1. Самая большая пирамида была построена для фараона:
1) Тутанхамона 2) Тутмоса Ш 3) Хеопса 4)Рамзеса
2. Для государства Египет характерны признаки:
1) власть в Египте принадлежала фараону
2) появились земледелие и ремесло
3) писцы по приказу вельмож собирал налоги в казну
4) египтяне верили в многочисленных богов;
3 . «Сыном бога и великим богом» называли египтяне:
1) бога Сета 2) вельможу 3) фараона 4)жреца
4. Древнейшей столицей Египта был город:
1) Александрия 2) Вавилон 3) Мемфис 4) Каир
5. Различные приёмы сохранения тела на длительный срок:
1) консервирование 3) бальзамирование 2) описание 4)эксперимент
4.Соотнесите богов и их изображение (0-2)
К каждому имени бога подберите соответствующую иллюстрацию и запишите ответы в таблицу.
1)Бог Гор 2)Богиня Бастет 3)Бог Тот 4)Бог Амон-Ра
В
Б
А
Г
5. Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины.
Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».
6.Решите задачу(0-1)
Первая пирамида в Древнем Египте была построена около 2630 г. до н.э. Сколько лет прошло с данного события?
7. Что из культурного наследия Древнего Египта мы используем в нашей жизни? Приведите не менее дух примеров.
8. Выделите пять ключевых слов по истории Древнего Египта (это могут быть имена, достопримечательности, названия памятных мест) и объясните почему?(0-5)
Шкала оценивания:
22-25б - отлично
18-21б - хорошо
13-17б - удовлетворительно
>13б - н/у
Ответы:
1.Работа с картой
1. Восточная часть Африки
2.Моря-Красное, Средиземное; река-Нил
3. Столица-Мемфис
4. Жарко, сухо; мало растительности, большие разливы Нила влияли на земледелие, основные поселения также находились у Нила- источника воды и жизни.
5.Дельта- устье реки с разветвлениями на отдельные рукава.
2. Пирамида:
Фараоны
Жрецы, вельможи
Писцы
Войны
Ремесленники, земледельцы
Рабы
Четкое подчинение иерархии
3.Тест:
1.3, 2. 1, 2,3, 4, 3.3,4.3,5.3
4.1-а, 2-г, 3-в, 4-б
5.Фараон- единоличный правитель в государстве, в общине вождь советуется со старейшинами, фараон приравнивается к богам, в общине такого нет.
6.2630+2017=4647
7. Дамбу, систему ирригации, календарь и т.д
8. По выбору учащихся
Список литературы:
1.Андреевская Т.П. история Древнего мира. М: Вентана- Граф, 2011.- 304 с.
2.Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 33-34.