Занятия древней греции. Технологическая карта истории в 5-м классе по ФГОС по теме «Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Факультативное итоговое занятие по истории Древней Греции на тему "Архаическая Греция" (5-й класс). Занятия древней греции


Занятия древних греков

О древних греках нам известно больше, чем о других народах античности, потому что они оставили после себя самые настоящие исторические труды. Другие народы просто записывали имена правителей и фиксировали важные события, но не пытались их комментировать или объяснять. А греческий историк Геродот, например, описывал жизнь людей и их обычаи. Другой автор, Фукидид, сам принимавший участие в Пелопоннесской войне, написал не только о ее причинах — он оставил подробную историю этой войны. Но, кроме историографии, мы унаследовали от древних греков еще очень многое, в том числе само понятие «политика», идею театра и множество слов, вошедших в современные языки.

Греки развили искусство размышлять о проблемах бытия. Они назвали это философией. Двое из величайших философов всех времен и народов — Сократ и Платон — жили в Афинах. Некоторые ученые, такие, как Аристотель, занимались и естественными науками. Он пристально наблюдал за животными и понял, например, что дельфин — это млекопитающее, а не рыба, когда увидел, как на свет появляются его детеныши. Правила геометрии, открытые греческими математиками Евклидом и Пифагором, используются до сих пор. На этом греческом папирусе показано, как решить геометрическую задачу. Древние греки изучали растения. В таких манускриптах записывались рецепты лекарств, полученных из растений. Во время своих походов Александр Македонский посылал Аристотелю для изучения редкие растения, найденные в других странах.

Олимпийские игры

Греческие празднества, посвященные богам, включали в себя спортивные состязания, музыкальные и драматические представления. Некоторые из этих игрищ продолжались по нескольку дней. Игры в Коринфе и Пифийские игры в Дельфах были известны всей Греции, но самыми знаменитыми являлись Олимпийские игры, которые проходили каждые четыре года перед огромным храмом Зевса в священной области Олимпия. Состязаться могли только свободные греки, но не рабы, и они давали клятву выполнять правила игр. На время игр в Греции прекращались все войны. По их окончании в жертву Зевсу приносили быков, после чего все принимали участие в великом пиршестве.

Гонки на колесницах

Состязания запряженных четверкой лошадей колесниц были частью Олимпийских игр, но они проводились на специальном поле, которое называлось ипподром, Римляне переняли у греков этот захватывающий вид спорта.

Искусство и архитектура

Когда римляне завоевали Грецию, их полководцы вывезли оттуда множество произведений искусства. Римляне так восхищались греческими статуями, что стали заказывать мастерам мраморные копии с греческих оригиналов. После падения Римской империи статуи были зарыты в землю и забыты. В XV в. н.э. появился интерес к жизни людей древнего мира, и первые археологи стали раскапывать античные памятники. С тех пор по всей Европе зодчие начали возрождать греческий и римский архитектурные стили. Сегодня почти в каждом большом городе есть здания, построенные в так называемом классическом стиле.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Урок истории "Природа Греции и занятия древних греков"

Конспект урока по истории в 5 классе «Природа Греции и занятия древних греков»

Цель: способствовать созданию собственного представления о древнейшем периоде греческой истории на основе работы с разными видами источников: исторической картой, учебником, дополнительной информацией.

Задачи:

Образовательные : познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории; активизировать известные школьникам знания по истории Древнего Востока и Азии; в процессе работы продолжить знакомство с картой, формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание.

Развивающие: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу.

Воспитательные: подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей;

Планируемые результаты:

Личностные – формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории как к науке.

Метапредметные

регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.

познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.

коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

Предметные – определять на карте местоположения Древней Греции, природные и климатические условия, сравнивать данные  с ранее изученными государствами.

Формируемые УУД :

Регулятивные: учащийся научится:

- использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, дополнительные источники;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных ориентиров.

Коммуникативные: учащийся научится:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её в сотрудничестве

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

Познавательные: учащийся научится:

- обобщать понятия:

- осуществлять сравнение.

Оборудование: учебник «История Древнего мира» Т.П. Андреевская изд. «Вентана-Граф», презентация, рабочие листы, раздаточный материал.

Основные понятия: античный, Эллада, эллины

Технологическая карта урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

- Кто из нас сейчас не мечтает о путешествиях - новые страны, острова, земли, города. А в древности люди тоже путешествовали. Вот перед вами страница из дневника одного древнего мореплавателя. Весь текст не сохранился, время сделало свое дело, но остались отрывки. «Я родом из города Тир. …… Сегодня наш корабль ……… Это страна морских людей, не похожая на мою родину..… Крутые обрывистые склоны гор…… Нет рек….. Здесь нет наших лесов …… Жара...... Их боги живут на горе …. Приехали ……. на олимпийские игры. Спарта и Афина - это города…» Жаль, но на этом текст обрывается. Обсудите в группах вопросы

- Из какой страны мореплаватель.

- О какой стране он пишет в своем дневнике? Почему?

- Как вы думаете, о какой стране мы сегодня будем говорить?

Что вы знаете об этой стране?

Учащиеся дают свои предположения и аргументируют их.

Ответы:

Финикия, Греция

О Греции

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1) У вас на парте находятся рабочие листы. Выполните задание 1.

Соотнести сведения, характерные для Китая и Греции (комментарий для тех, кто не поймет задание - поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным)

2) Выявление места и причины затруднения.

1. Вы справились с заданием?

2. С какой частью работы вы легко справились?

3. Где возникли затруднения?

4.Что необходимо для выполнения задания?

3) Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Мы познакомились с историей древнейших государств на северо-востоке Африки и в Азии. Назовём их. Более 3,5 тысяч лет назад первые государства возникли и в Европе.

Сегодня мы приступаем к изучению первой европейской страны, существующей и сегодня, цивилизации, которая дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись и науку, Олимпийские игры . Историю Древней Греции называют античной историей. В переводе с латинского слово «античность» означает древность.

Посмотрите на следующий слайд и назовите тему нашего урока

Тема нашего урока «Природа Греции и занятия древних греков»

Проблемный вопрос: почему первые государства в Европе возникли в Греции?

Что нам предстоит сегодня узнать на уроке?

Чтобы найти необходимую информацию, надо воспользоваться учебником и составить план действий. Составляем план:

  1. Географическое положение Древней Греции.

  2. Природные и климатические условия.

  3. Занятия жителей.

Поощрение за полный ответ - талантом. Это денежная единица в Древней Греции. Талантом в древней Греции измеряли самое ценное.

Работают по таблице

Ответы:

1.(Частично).

2. (С той, что касается древнего Китая)

3. (В определении сведений для Греции:

4. (Во-первых, знания по темам Древний Китай и Древняя Греция, во-вторых, понимание и умение выполнять задания на соотнесение)

Определяют тему урока

Записывают в тетрадь тему урока

Выяснить географическое положение, природные и климатические условия Древней Греции, занятия ее жителей

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о Греции…

  1. Предлагаю вам поработать с картой на с. 114 учебника, п. 1 и выполнить задание №2 в рабочем листе.

- В какой части света находится Греция?

- На каком п-ове находится Греция?

- Какими морями омывается: с юга, с запада и востока?

- На какие части делится Греция?

Итак, подведем итог. Греция – страна на юге Европы, расположенная на балканском полуострове.

- А кто мне скажет, как греки называли свою страну?

Эллада. А сами греки называли себя эллинами. Это название происходит от имени царя Эллина, которого греки считали своим родоначальником.

Следующий этап нашего урока – природные условия. Для этого разделимся на 4 группы.

  1. Работа в группах

Каждая группа получает документ и к нему вопросы. Прочитав документ, группа должна ответить на вопросы и выявить особенность природы Греции.

Физкультминутка

Сейчас нам необходим небольшой отдых.

Давай встанем, мысленно пойдем к горе Олимп и поднимемся на гору. Остановились. Выпрями плечи. Мы, наслаждаемся горным, чистым воздухом. Север прямо перед нами, юг сзади нас. Посмотри на восток, там, где восходит солнце - правая сторона, подняли руки, а теперь медленно повернемся на запад, где заходит солнце - левая сторона, опустили руки, встали в исходное положение опусти голову вниз. Там внизу горы остались наши страхи, неуверенность, болезни, плохое настроение. Стряхнули все негативное. А теперь, посмотри наверх, и закрой глаза, подними руки вверх, давай окунемся в энергию неба, солнца. Развивай в себе воображение. Почувствуй, как лучи солнца согревают нас, наполняют наше тело теплом, здоровьем, спокойствием.

Почувствуй в себе внутреннюю силу, уверенность. Мы чувствуем себя бодрым, отдохнувшим, открывай глаза. Пора возвращаться, садись, продолжаем работать.

Выступление групп

Итог: В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц. На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля. Три растения - виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос - были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое масло и хлеб.

А сейчас выполним задание 3 

Приём «Верю – не верю». – Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-». 

-

Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями.

-

В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки.

-

Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов. 

+

В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима. 

+

В Греции нет полноводных рек.

+

Земли, пригодной под пашню, в Греции немного.

+

Почти все греческие города стоят у моря.

Выполняют задание в рабочем листе

Читают документ, отвечают на вопросы

Маршируют, закрывают глаза, развивают воображение.

1 группа:

Средиземное

Учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами

Богато рыбой и моллюсками

Мореплавание, рыболовство

2 группа

Олимп

Железная руда, медная, серебряная, запасы глины, строительного материала

Покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями

Кабаны, медведи, волки, львы

Добыча полезных ископаемых, ремесла, скотоводство – разведение мелкого скота

3 группа

Крупных рек в Греции нет

В марте, когда в горах тает снег

В июле, когда стоит жара до 40

Земледелие развито слабо,

4 группа

Особенности

Занятия

Море

Мореплавание, рыболовство

Горы

Добыча полезных ископаемых, ремесла

Отсутствие крупных рек

Земледелие развито слабо, садоводство

Выполняют задание

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Чтобы закрепить полученные знания поиграем в игру «Крестики-нолики». У вас в рабочем листе приготовлено игровое поле.

0- нет, Х- да

1. Древняя Греция расположена на Балканском полуострове

2. В Греции есть крупные реки.

3. Зимой здесь очень холодно.

4. Большую часть Греции занимают горы.

5. Самая высокая гора – Олимп.

6. Горы делят Грецию на Северную, Среднюю и Южную Грецию.

7. Население занималось земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой.

8. Для занятия земледелием были благоприятные условия.

9. Огромную роль в жизни древних греков играло море.

Взаимопроверка.

Х

0

0

Х

Х

Х

Х

0

Х

Выполняют задание

Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Почему первые государства в Европе возникли в Греции?

  Оцените работу  всего класса и свою собственную, воспользовавшись цветовой схемой и таблицей. Комментарий: в колонку Оценка работы ставим знак «+»

Выставление оценок

Посчитай, сколько талантов ты сегодня получил?

Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с собственной оценкой

В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым хозяин подарил монеты под названием - талант. Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Не скрывай свои таланты, развивай и приумножай. Талант высоко ценится людьми не случайно Он бесценный. Человечество знает немало людей, проявивших свои дарования в сфере науки, техники, искусства, среди них и талантливые учителя, врачи, изобретатели, которые благодаря своему труду помогают развитию общества. На талантливых держится наша Россия..

Спасибо всем за урок.

Ответы:

Благоприятные для жизни человека климатические условия.

Природные богатства для занятий охотой и рыболовством, земледелием, ремеслами, торговлей.

Защищенность территории Греции от набегов вражеских племен с севера – горами, остальных границ – морями.

Ребята дают оценку своим знаниям.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VI Инструкция по выполнению дом. задания

§20

Б.У. – вопросы 1-2

П.У. – вопрос 4

В.У. – подготовить миф о Минотавре и Тесее

Записывают дом. задание.

infourok.ru

Природа Греции и занятия древних греков

– Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

– Кто из нас сейчас не мечтает о путешествиях – новые страны, острова, земли, города. А в древности люди тоже путешествовали. Вот перед вами страница из дневника одного древнего мореплавателя. Весь текст не сохранился, время сделало свое дело, но остались отрывки. «Я родом из города Тир . …… Сегодня наш корабль ……… Это страна морских людей , не похожая на мою родину ..… Крутые обрывистые склоны гор …… Нет рек ….. Здесь нет наших лесов …… Жара ...... Их боги живут на горе …. Приехали ……. на олимпийские игры . Спарта и Афина – это города …» Жаль, но на этом текст обрывается. Обсудите в группах вопросы

– Из какой страны мореплаватель.

– О какой стране он пишет в своем дневнике? Почему?

– Как вы думаете, о какой стране мы сегодня будем говорить?

Что вы знаете об этой стране?

 

 

 

 

Учащиеся дают свои предположения и аргументируют их.

Ответы: Финикия, Греция

О Греции

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

1) У вас на парте находятся рабочие листы. Выполните задание 1.

Соотнести сведения, характерные для Китая и Греции (комментарий для тех, кто не поймет задание – поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным)(Приложение 1) 

2) Выявление места и причины затруднения.

  1. Вы справились с заданием?
  2. С какой частью работы вы легко справились?
  3. Где возникли затруднения?
  4. Что необходимо для выполнения задания?

3) Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Мы познакомились с историей древнейших государств на северо-востоке Африки и в Азии. Назовём их. Более 3,5 тысяч лет назад первые государства возникли и в Европе.

Сегодня мы приступаем к изучению первой европейской страны, существующей и сегодня, цивилизации, которая дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись и науку, Олимпийские игры . Историю Древней Греции называют античной историей. В переводе с латинского слово «античность» означает древность.

Посмотрите на следующий слайд и назовите тему нашего урока 

Тема нашего урока «Природа Греции и занятия древних греков»

Проблемный вопрос: почему первые государства в Европе возникли в Греции?

Что нам предстоит сегодня узнать на уроке?

Чтобы найти необходимую информацию, надо воспользоваться учебником и составить план действий. Составляем план:

  1. Географическое положение Древней Греции.
  2. Природные и климатические условия.
  3. Занятия жителей.

Поощрение за полный ответ – талантом. Это денежная единица в Древней Греции. Талантом в древней Греции измеряли самое ценное.

Работают по таблице

Ответы:

  1. (Частично).
  2. (С той, что касается древнего Китая)
  3. (В определении сведений для Греции:
  4. (Во-первых, знания по темам Древний Китай и Древняя Греция, во-вторых, понимание и умение выполнять задания на соотнесение)

 

 

Определяют тему урока

Записывают в тетрадь тему урока

 Выяснить географическое положение, природные и климатические условия Древней Греции, занятия ее жителей

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

1. Предлагаю вам поработать с картой на с. 114 учебника, п. 1 и выполнить задание №2 в рабочем листе.

– В какой части света находится Греция?

– На каком п-ове находится Греция?

– Какими морями омывается: с юга, с запада и востока?

– На какие части делится Греция?

Итак, подведем итог. Греция – страна на юге Европы, расположенная на балканском полуострове.

– А кто мне скажет, как греки называли свою страну?

Эллада. А сами греки называли себя эллинами. Это название происходит от имени царя Эллина, которого греки считали своим родоначальником.

Следующий этап нашего урока – природные условия. Для этого разделимся на 4 группы.

2. Работа в группах

Каждая группа получает документ и к нему вопросы. Прочитав документ, группа должна ответить на вопросы и выявить особенность природы Греции.

Физкультминутка

Сейчас нам необходим небольшой отдых.

Давай встанем, мысленно пойдем к горе Олимп и поднимемся на гору. Остановились. Выпрями плечи. Мы, наслаждаемся горным, чистым воздухом. Север прямо перед нами, юг сзади нас. Посмотри на восток, там, где восходит солнце – правая сторона, подняли руки, а теперь медленно повернемся на запад, где заходит солнце – левая сторона, опустили руки, встали в исходное положение опусти голову вниз. Там внизу горы остались наши страхи, неуверенность, болезни, плохое настроение. Стряхнули все негативное. А теперь, посмотри наверх, и закрой глаза, подними руки вверх, давай окунемся в энергию неба, солнца. Развивай в себе воображение. Почувствуй, как лучи солнца согревают нас, наполняют наше тело теплом, здоровьем, спокойствием.

Почувствуй в себе внутреннюю силу, уверенность. Мы чувствуем себя бодрым, отдохнувшим, открывай глаза. Пора возвращаться, садись, продолжаем работать.

Выступление групп

Итог: В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц. На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля. Три растения – виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос – были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое масло и хлеб.

А сейчас выполним задание 3 в рабочем листе

Приём «Верю – не верю». – Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-». (Приложение 1)

Выполняют задание в рабочем листе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают документ, отвечают на вопросы

 

Маршируют, закрывают глаза, развивают воображение.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Чтобы закрепить полученные знания поиграем в игру «Крестики-нолики». У вас в рабочем листе приготовлено игровое поле.(Приложение 1)

0 – нет, Х – да

  1. Древняя Греция расположена на Балканском полуострове
  2. В Греции есть крупные реки.
  3. Зимой здесь очень холодно.
  4. Большую часть Греции занимают горы.
  5. Самая высокая гора – Олимп.
  6. Горы делят Грецию на Северную, Среднюю и Южную Грецию.
  7. Население занималось земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой.
  8. Для занятия земледелием были благоприятные условия.
  9. Огромную роль в жизни древних греков играло море.

Взаимопроверка.

Выполняют задание

 

Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)

Почему первые государства в Европе возникли в Греции?

Оцените работу всего класса и свою собственную, воспользовавшись цветовой схемой и таблицей. Комментарий: в колонку Оценка работы ставим знак «+»

Выставление оценок

Посчитай, сколько талантов ты сегодня получил?

Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с собственной оценкой

В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым хозяин подарил монеты под названием – талант. Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Не скрывай свои таланты, развивай и приумножай. Талант высоко ценится людьми не случайно Он бесценный. Человечество знает немало людей, проявивших свои дарования в сфере науки, техники, искусства, среди них и талантливые учителя, врачи, изобретатели, которые благодаря своему труду помогают развитию общества. На талантливых держится наша Россия..

Спасибо всем за урок.

Ответы:

  • Благоприятные для жизни человека климатические условия.
  • Природные богатства для занятий охотой и рыболовством, земледелием, ремеслами, торговлей.
  • Защищенность территории Греции от набегов вражеских племен с севера – горами, остальных границ – морями.

Ребята дают оценку своим знаниям.

 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок на тему "Влияние природы на занятия древних греков"

Разделы: История и обществознание

Ожидаемые результаты:

обучающиеся смогут:

  • сопоставлять географическое положение, природные условия, климат, занятия древних греков и древних египтян;
  • проследить влияние географическое положение, природные условия, климат на занятия людей;
  • продолжить обучение умению приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение оппонента;
  • развивать умения выделять основные мысли в тексте;
  • развивать коммуникативные связи при работе в группах;
  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

Источники информации:

Печатные источники:

1. История Древнего мира. Авторы Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина. Вентана-Граф.

2. Раздаточный материал по Истории Древнего мира.

Графические источники:

  • Карта «Древняя Греция»
  • Карта «Древний Египет»
  • Карта на стр.113 

Электронные источники:

  • ЦОР «Природа и население  Древней Греции» http://fcior.edu.ru/card/13505/priroda-i-naselenie-drevney-grecii.html

Глоссарий:

  • Цивилизация
  • Речная цивилизация
  • Морская цивилизация

Краткое описание идеи занятия:

Прием «концептуальная таблица» - это стратегия ведения урока в целом.

Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения.

I. Приём стадии вызова «Верите ли вы?»

Деятельность учителя: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Деятельность обучающихся: попытка ответить на вопросы.

Верите ли вы, что:

1. Граничит ли Древняя Греция с Древним Египтом?

2. Занятия жителей Древней Греции такие же, как в Древнем Египте?

3. Можно ли назвать Древнюю Грецию - речной цивилизацией?

II. Стадия осмысления:

Деятельность учителя: Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от имеющегося знания к новому.

Деятельность обучающихся: читают текст, используя предложенные учителем методы активного чтения (поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы), анализируют материал ЦОР, заполняют таблицу. Организация самостоятельной работы учащихся с печатными, графическими, электронными источниками в группах. Применяется дифференцированный подход при формировании групп и распределении источников информации. Уровень источников информации не только соответствует уровню их подготовки,  но и постепенно нацеливает их на более сложную работу.

Линии сравнения обучающие предлагают сами, так как раньше проводили сравнение Древнего Египта и Древнего Междуречья, Древнего Китая и Древней Индии.

  • Группа № 1: Местоположение Древнего Египта и Древней Греции.
  • Группа № 2: Природные условия Древнего Египта и Древней Греции.
  • Группа № 3: Климат Древнего Египта и Древней Греции.
  • Группа № 4: Качество почвы: плодородная, неплодородная.
  • Группа № 5: Наличие рек (их разливы).
  • Группа № 6: Наличие морей и их роль.

В течение 15 минут каждая группа записывает на листке предложения для заполнения таблицы.

Линии сравнения

Древний Египет

Древняя Греция

Местоположение

 

 

Природные условия

 

 

Климат

 

 

Качество почвы: плодородная, неплодородная

 

 

Наличие рек (их разливы)

 

 

Наличие морей

 

 

Занятия жителей

 

 

Ориентация на море или реку

 

 

Каждая группа зачитывает свои предложения, которые записываются на доске в виде таблицы.

Коллективная работа с таблицей по линии сравнения «Занятия жителей».

Приём «Дерево предсказаний» на уроке:

Предположения, затем обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Так выглядит Дерево предсказаний по линии сравнения «Занятия жителей»

 №1

 

№2

Работая с пакетами раздаточных и ресурсных материалов, учащиеся находят аргументы, подтверждающие предположения («Дерево предсказаний»)  и заполняют сравнительную таблицу.

Чтобы ответить на вопрос верите ли вы, что Древняя Греция – речная  цивилизация, учитель просит обучающихся проанализировать таблицу и заполнить линию сравнения «Ориентация на море или реку».

Обобщение результатов работы в виде концептуальной таблицы, созданной на стадии осмысления на доске:                                       

Линии сравнения

Древний Египет

Древняя Греция

Местоположение

Северо-Восточная Африка

Юго-Восточная Европа, Балканский полуостров

Природные условия

Мало гор, равнина, пустыня, болота.

Горы и плоскогорья, удобные бухты.

Климат

Жаркий, нет дождей

Жаркий, почти нет дождей

Качество почвы: плодородная, неплодородная

Плодородная, удобренная илом

Неплодородная, каменистая

Наличие рек (их разливы)

Нил, разливы

Мелкие речки, пересыхающие в жару

Наличие морей

Средиземное

Эгейское Средиземного моря  с множеством островов, расположенных близко друг от друга

Занятия жителей

Земледелие (пшеница, ячмень), скотоводство (крупный и мелкий скот), торговля, ремесло

Ремесло, торговля, скотоводство (мелкий скот), земледелие (оливки, виноград, ячмень),  рыболовство, мореходство

Ориентация на море или реку

Речная цивилизация

Морская цивилизация

Вывод:

Общие черты: жаркий климат, почти нет дождей; омывается Средиземным морем.

Различия:

1. Древняя Греция расположена на Балканском полуострове, в Юго-Восточной Европе, а не в Африке.

2. Древняя Греция гористая страна, окружённая морями, Египет – в основном равнина.

3. В Древней Греции нет крупной реки с разливом, а мелкие речки, пересыхают в жару.

4. Природные условия Древней Греции влияли на занятия людей, поэтому  занятия её жителей не были такими же, как в Древнем Египте.

5. В Древней Греции земля неплодородная, каменистая малопригодная для земледелия, поэтому выращивали оливки, виноград, ячмень, не пшеницу как в Египте.

6. Эгейское море с множеством островов, расположенных близко друг от друга,  много удобных бухт, что способствовало мореходству, рыболовству и морской торговле. Для египтян главным был Нил, но не море.

7. В Древней Греции большую роль играли ремесло, торговля, рыболовство, мореходство, скотоводство (только мелкий скот).

8. Древняя Греция - морская цивилизация, земледелие не являлось главным занятием жителей.

III. Стадия рефлексии (творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально.

Деятельность учителя: постановка творческого задания на основе изученной информации.

Деятельность обучающихся: соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления, выполняют творческое задание - синквейн.

Пример синквейна

Древняя ГрецияМорская, гористая, неплодородная Торговали, плавали, занимались земледелием, ремеслом, рыболовством Хочется больше узнать!Морская держава

Выдача домашнего задания.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Факультативное итоговое занятие по истории Древней Греции на тему "Архаическая Греция" (5-й класс)

Разделы: История и обществознание

Цель:

  1. обобщить знания, полученные на уроках и факультативных занятиях о разных видах государственного устройства;
  2. углубить знания учащихся по истории Древней Греции до персидского нашествия (VIII–VI вв. до н.э.), во время которого происходила Великая греческая колонизация;
  3. устанавливались тирании;
  4. творили греческие мудрецы.

Задачи:

Обучающая: ввести новое понятие – архаика; познакомиться с творчеством древнегреческих мудрецов; провести внутрипредметные связи с другими древними цивилизациями;

Развивающая: развитие хронологических умений, умений готовить устное сообщение на заданную тему; умение классифицировать признаки политических устройств (деспотия, тирания, демократия), пополнение и работа с понятийным аппаратом.

Воспитательная: пробуждать любовь к чтению, активность, коммуникабельность, чувство коллективизма.

Структура занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Разминка.
  3. Самостоятельное задание по материалам прошлого занятия.
  4. Сообщения учащихся “Великие греки древности”.
  5. “Копилка крылатых выражений”.
  6. Викторина.
  7. Итоги, задания.

1. Мы продолжаем изучать историю античной цивилизации. Мы познакомились с независимыми греческими городами древнейшей Греции, прикоснулись к поэтичному миру олимпийских богов, изучили особенности политического устройства греческих полисов. На прошлом занятии подробно изучили такое политическое устройство, как тирания в сравнении с деспотией. Такая форма власти устанавливается в VII–VI вв. до н.э. В это же время греки бороздят Средиземное и Черное моря, основывая на их берегах многочисленные процветающие колонии. В это же время в Древней Греции жили и творили знаменитые мудрецы. Сегодня на занятии мы продолжим эту тему и откроем рубрику под названием “Знаменитые греки древности”.

Давайте вспомним определения понятий античность.

Античность (от лат. antiguus – древний), в широком смысле слова “древность”. В узком и более употребительном значении – Греко-римская древность(история и культура Древней Греции и Древнего Рима). Античным миром в начале XVIII века называли весь известный круг древних цивилизаций. Однако новые исследования сузили рамки понятия до истории и наследия Древней Греции и эллинистических государств, Древнего Рима и отчасти Византии. Античность занимает особое место в истории как общая основа европейской, и в немалой степени мировой культуры. Она оказала огромное влияние на языки, искусство, политические и религиозные взгляды, философскую и юридическую мысль.

Затем вводится новое понятие – архаика. Оно тесно связано с искусствознанием. Поэтому необходимо подробно объяснить все термины, которые встречаются в определении. Поэтому изучаемый период истории Древней Греции мы можем назвать еще архаической Грецией.

Архаика (от греч. archaios - древний, archaikos – старинный, древний) ранний этап в развитии какого-либо явления. В искусствознании – ранний период развития искусства Древней Греции (VII –VI вв. до н.э.). В эпоху архаики, бывшей временем становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формируются основные градостроительные принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий. Получает развитие ордерная система. Появляются новые типы монументальной скульптуры. В вазописи чернофигурный стиль уступает место краснофигурному стилю. Сохраняя монументальность и целостность, свойственные памятникам древнейших цивилизаций, греческое искусство эпохи архаики постепенно обретает самобытность и яркие гуманистические черты.

2. Разминка.

Что лишнее? Почему?

А) Дионис, Гермес, Гефест, Солон, Аполлон.

Б) Ионийцы, дорийцы, мидийцы, ахейцы.

В) Афины, Милет, Фивы, Коринф.

Г) Микены, Пантикапей, Сибарис, Ольвия, Херсонес.

Хронологическое задание.

Расставьте даты в хронологическом порядке. Объясни, что лишнее.

594 г. до н.э.. 612 г. до н.э., 1200 г. до н.э., VIII в. до н.э., около 1500 г. до н.э.

3. Учитель читает текст, не произнося слово тиран или тирания. Учащиеся должны определить о ком или о чем идет речь.

(Тираны) Они появились в Древней Греции, но слово живет до сих пор. Оно стало названием жестоких правителей всех времен и народов. (Тираны) нового времени напоминают своих греческих предшественников не только своей кровожадностью, но и другими чертами: они обычно провозглашают себя защитниками народа; они стараются прославить свое имя, возводя огромные здания и содержа людей, воспевающих их величие. О ком идет речь? (Тираны, тирания)

Задание: мы с вами познакомились с основными признаками таких форм правления как деспотия, тирания и демократия. Одна из них зародилась на Востоке. Две другие возникли в Древней Греции. Попробуйте отнести признаки политического устройства к той или иной форме правления.

а) Царская власть имеет божественный характер;

б) власть захватывается силой, правление своевольно;

в) высшая власть принадлежит собранию мужчин-граждан;

г) власть передается по наследству;

д) одна из функций государства - поддерживать в порядке оросительную систему;

е) каждый гражданин может внести любой вопрос, проект закона в повестку дня и выступить со своей точкой зрения;

ж) для утверждения власти необходима поддержка народа, поэтому эти правители заигрывали с народом, их еще называли друзьями “толпы”, “черни”.

з) античные историки осуждали эту форму правления, но писали, что обычно при ней “совершались великие и достойные удивления деяния”;

и) органы власти выборные на определенный законом срок.

Ответы.

Деспотия Тирания Демократия
а, г, д. б, ж, з. в, е, и.

4. Учитель. Итак, в VII–VI вв. до н.э. в Греции правили тираны, образовывались греческие колонии. Вернемся назад в VIII в. до н.э.. Как бы вы охарактеризовали этот век в греческой истории?

На основе отрывков из текста определи его название, автора, время написания.

Чтение отрывков произведений Гомера “Илиада”, Одиссея”, отрывок из “Теогонии” Гесиода. (Возможен вариант чтение отрывков учащимися наизусть, если появится такое желание.)

Учащиеся называют имена великих греков древности.

Оказывается время архаической Греции – это еще время великих мудрецов. Родоначальниками эллинской мудрости считали семь древних мудрецов. Жили они до завоевания персами Ионии. Они почитались как знатоки человеческих и мировых порядков. По всей Греции ходили их краткие изречения типа: мертвых не хули; чужой беде не смейся,; знай всему пору; в счастье не возносись, в несчастье не унижайся. Иногда древние мудрецы излагали свои мысли в стихах: почти все они были поэтами. Первым среди них был Фалес из Милета.

Далее следуют сообщения учащихся о Фалесе Милетском, Солоне, Пифагоре и других мудрецах. Для сообщений учащихся можно рекомендовать материал из учебника Н.Н. Трухиной История Древней Греции или энциклопедию школьника “Всемирная история в лицах. Древний мир”, “Древний мир-2”.

5. Пришло время пополнить нашу “Копилку крылатых выражений”.

Давайте вспомним, кто ввел в оборот словосочетание крылатые выражения и что оно означает? (Работаем с мифологическим словарем.)

“Рог изобилия” “Данайцы, дары приносящие” и т.д.

Как появилось слово герметичный?

Оказывается оно произошло от имени Гермеса. Гермес – сын Зевса и плеяды Майи, вестник богов, покровитель торговли, послов, глашатаев, путников дорог. Имя его связывают со словом “герма” - каменный столб, служивший путевым знаком. Его обычные атрибуты – золотые крылатые сандалии и золотой жезл, обвитый змеями (кадуцей), который мог усыплять и пробуждать любого из людей. Он был проводником душ умерших в Аид (Гармес Психопомп). Гермес покровительствовал героям. Он был ловким похитителем и плутом. Позднее его почитали также как покровителя магии – Гермес Трисмегист, т.е. Трижды Величайший. От его имени средневековые алхимики ввели слово “герметический”, т.е. закрытый, тайный, непроницаемый.

6. Далее можно провести викторину по истории других древних цивилизаций для того, чтобы история Древней Греции не воспринималась отдельно, обособленно от всего Древнего мира. Викторина подготовлена старшеклассниками и состоит из самостоятельных разделов. Возможен вариант проведения викторины старшеклассниками. Можно путем жеребьевки распределить разделы между отдельными учащимися или группами.

“Семь чудес света”

  1. Кому посвящен знаменитый храм, построенный в Эфесе? В каком веке он построен? Какова его судьба? (Артемиде, IV в. до н.э.)
  2. Из чего была вырезана статуя Зевса Олимпийского? Автор работы (Дерево, Фидий).
  3. Какая пирамида Древнего Египта самая высокая? Какова ее высота? (Хеопса, почти 150 м.)
  4. Когда была построена пирамида Хеопса в Египте? (2600 г. до н.э.)
  5. Какого бога изображала статуя Колосс Родосский? (Бог солнца Гелиос.)
  6. В каком веке были посажены “Висячие сады Семирамиды”? (VI в. до н.э.)
  7. Для кого был построен Галикарнасский мавзолей? (Царь Мавсол.)
  8. Как обычно называют выдающее сооружение искусства, например, Московский Кремль? (Восьмое чудо света.)

Мифология.

  1. Назовите имена бога Солнца в египетской мифологии. (Ра, Амон, Амон-Ра.)
  2. Назовите имя убийцы Осириса в египетском мифе. (Сет.)
  3. Как звали владыку царства мертвых в Древней Греции? (Аид.)
  4. В каких животных превратились морские разбойники, схватившие Диониса? (Дельфины.)
  5. Где проживали главные греческие боги? В какой древней цивилизации боги тоже жили на вершине горы? (Олимп, Древняя Индия.)
  6. Как называется религия, в которой много богов? (Многобожие, политеизм.)
  7. Как звали египетского бога с телом человека и головой шакала? (Анубис.)
  8. Кто проглотил чудесную “траву жизни” в “Сказании о Гильгамеше”? (Змея.)

Финикия.

  1. В Финикии умели изготавливать ткани, окрашенные в определенный цвет. Ткани считались царской роскошью. Назовите этот цвет. (Пурпур.)
  2. Финикийские купцы промышляли “живым товаром”. О ком идет речь? (Рабы.)
  3. В каком веке был основан Карфаген? (IX в. до н.э.)
  4. Сколько букв в финикийском алфавите? (22 согласные.)
  5. Важное изобретение финикийцев, незаменимое в повседневной жизни. (Прозрачное стекло)
  6. Финикийцы плавали по Средиземному морю и основывали мирные поселения с целью ведения торговли. Как они называются? (Колонии.)
  7. Каким буквам русского алфавита соответствуют эти буквы? (Изображения букв финикийского алфавита, по которым можно догадаться.)
  8. Какое географическое открытие сделали древние финикийцы? (По приказу египетского фараона обогнули Африку.)

Библейские сказания.

  1. Что в переводе означает слово Библия? (Книга.)
  2. Как называются первые одиннадцать глав Библии? (Бытие.)
  3. Другое название Библии? (Священное Писание.)
  4. Кого считают основателем религии древних евреев? (Моисей.)
  5. Где Бог вручил Моисею каменные скрижали? (На горе Синай.)
  6. Как звали богатыря из библейских сказаний, сила которого заключалась в волосах? (Самсон.)
  7. Сколько основных заповедей в Ветхом Завете? (10.)
  8. Как называется Вторая часть Библии? (Новый Завет.)

Гомер.

  1. Объясните значение выражения “кануть в Лету”. (Пропасть навсегда.)
  2. В каком веке, по мнению ученых, жил Гомер? (VIII в. до н.э.)
  3. Назовите знаменитые произведения Гомера. (Илиада, Одиссея.)
  4. Кто нашел знаменитую Трою? (Генрих Шлиман.)
  5. Кому помогали боги Аполлон и Афродита в Троянской войне? (Троянцам.)
  6. Кто придумал хитрость с Троянским конем? (Одиссей.)
  7. Как звали жену Одиссея? (Пенелопа.)
  8. На каком острове жил отважный Одиссей? (Итака.)

Вавилон.

  1. В каком году вступил на престол царь Хаммурапи? (1792 г. до н.э.)
  2. Из какого материала сделана стела с законами царя Хаммурапи, найденная учеными в городе Сузы? (Базальт.)
  3. Какой знак власти был вручен царю Хаммурапи богом солнца Шамашем? (Жезл.)
  4. Назовите имя немецкого археолога, который в течение 20 лет производил археологические раскопки в поисках Вавилона. (Роберт Кольдевей.)
  5. Какой библейский миф связан с древним Вавилоном? (О вавилонской башне.)
  6. Вавилон – это греческое произношение названия города. Как оно звучало изначально? Что в переводе означает это слово? (Баб – Илу или Баб Или – ворота Бога.)
  7. Кому была посвящена вавилонская Дорога Процессий? (Богу Мардуку.)
  8. В вавилонской башне находилась каменная утка. Каково ее предназначение? (“Истинный талант” – эталон, ее вес был 29,68 кг.)

7. Подведение итогов. Задания к следующему факультативному занятию.

Литература

  1. Боги и люди Древнего мира. Краткий словарь. М., 1994.
  2. Мифологический словарь. Античные мифы и легенды. М., 1993.
  3. НемировскийА.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность: история и культура. М., 1994.
  4. Трухина Н.Н. История Древней Греции. М.,1996.
  5. Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах Древний мир. М., 1999.
  6. Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах Древний мир-2. М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезисы.DOC.

Факультативное итоговое занятие по истории Древней Греции.

 

“Архаическая Греция”.

Разработано и проведено для учащихся 5 –х классов.

 

Цель: обобщить знания, полученные на уроках и факультативных занятиях о разных видах государственного устройства, углубить знания учащихся по истории Древней Греции до персидского нашествия ( VIII – VI вв. до н.э.), во время которого происходила Великая греческая колонизация, устанавливались тирании, творили греческие мудрецы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тематическое занятие. Легенды Древней Греции

Это последняя статья из цикла о нашей поездке к Эгейскому морю на прекрасный остров Родос в Греции.

Даша очень просила придумать ей занятие про Грецию еще до нашего отъезда. Я обещала ей, что мы обязательно поиграем в Грецию, но в самой Греции.  Но я не успела хорошо подготовиться и использовала в качестве отправной точки идею, которую когда-то видела в интернете. Я взяла только идею, а задания уже придумывала по ходу наших игр. Так что представляю вам наше путешествие в легенды Древней Греции.На свете много стран и городов, но есть на планете одна страна, где все похоже на сказку, на легенду. Имя этой страны Греция! Много в Греции развалин, древних сооружений, памятников, много тайн и загадок.

Афины – это сердце Греции, главный ее город. Есть в Греции и множество островов, каждый из которых уникален и наполнен своими мифами и легендами.

Когда-то очень давно, греки верили в богов. Они верили в то, что боги их защищают и оберегают, они им поклонялись.

Богов было очень много и каждый чем-то повелевал. Когда греки видели солнце, они верили, что это бог разъезжает по нему в яркой колеснице. Когда они слышали гром и видели молнию, то представляли себе еще одного свирепого бога

Греки верили, что у богов тот же внешний облик и те же недостатки и достоинства, что и у простых людей. Они отличались от людей только одним: у них было больше могущества и они были бессмертны.

 Греки верили, что их боги и богини обитают на вершине горы Олимп. Самым важным из всех был Зевс – властитель неба и солнца. Его брат Посейдон – повелитель морей, также обладал большой властью. Среди других можно назвать Ареса – бога войны, и Гермеса – покровителя торговли.

 Верховной богиней была Гера – жена Зевса. Известны также Афродита и Афина. Афродита была богиней красоты и любви, а Афина – богиней войны и мудрости.

(Гефест – бог огня, покровитель кузнецов, Дионис — покровитель виноделия, народных празднеств, поэтического вдохновения и театрального искусства, Деметра — она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях, Ирида – богиня радуги)

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом— зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям (полная версия рассказа о богах)

А теперь представь на минуточку, что с этими сосудами что-то произошло? Скажем, один упал и разбился. Зевсу срочно нужно собрать его по частям и поместить в него обратно все, что из него высыпалось.

Мы нарисовали  сосуд и разрезали его на кусочки (как пазл). Рассыпались эти кусочки и попали во владения к другим богам. Чтобы собрать их, нам надо отправиться в гости к Посейдону, Аиду, Ириде и Деметре.

 Мы нарисовали рисунок, на котором указали, где властвует каждый бог (нарисовали море, землю, небо и радугу, подземный мир)

 Выбираем, к кому первому мы отправимся в гости. Это будет Посейдон.

«…Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооружённой грозным трезубцем. Равный красотой самому Зевсу, быстро несётся он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнёт Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега — синее, беспредельное.»

Отправляемся на море и попробуем сами сделать волну, когда море будет спокойное. На берегу играем в «море волнуется раз», в надежде найти нужный осколок (вдруг какая фигура будет знать, где он находится). На песке мы  рисуем море и волны (спокойное и бушующее).

 Мы собираем камни и рисуем на них рыб, которые дороги Посейдону. 

Мы рассматриваем книгу с морскими обитателями, расклеиваем наклейки, какие рыбы, где живут. За наши старания познать море, Посейдон отдает нам один из осколков.

 Отправляемся на поиски второго осколка к богине плодородия Деметре. Богиня обещала отдать нам второй осколок, если мы покажем, что любим землю и ее дары, а для этого нам надо подробно познакомиться с тем, что растет вокруг (цветы, деревья, овощи, фрукты и т.д.)

Мы усиленно пробовали фрукты, смотрели, что растет вокруг. Мы любовались деревьями, которые окружали наш отель, мы рассматривали виноградник, который рос прямо перед входом на территорию отеля.  Рядом с нашим номером росли  перчики, кабачки, а перед самым отъездом мы нашли дерево с инжиром, таким вкусным и настоящим.

Деметра увидела нашу любовь и интерес к земле и отдала нам второй осколок.

А теперь мы спускаемся в подземное царство Аида. Там темно, холодно и непривычно.

Аид обещал отдать нам третий осколок, но взамен попросил рассказать ему, что происходило в царстве людей с сыном Зевса, Гераклом. Поэтому нам пришлось вооружиться Мифами и легендами Древней Греции и все разузнать. В итоге мы таки получили третий осколок (а Даша еще долго назвала себя Артемидой, богиней охоты 😉 мне досталась роль Деметры, а папу она назвала Посейдоном по приезду домой, и мы долго еще представляли себя богами древнего Олимпа).

Последняя богиня, к которой мы отправились в гости – Ирида – богиня Радуги.

Мы рисовали радугу, вспоминали, из каких цветов она состоит, говорили о том, откуда она появляется. А потом мы стали искать радугу вокруг нас, каждый отдельный свет в природе: красный, желтый, зеленый, фиолетовый и т.д. 

 

А еще Даша сама нарисовала радужную бабочку 🙂

 После того, как мы собрали все осколки, Зевс смог собрать в вазу все, что плохое из нее просыпалось и людям больше не угрожали беды и зло!

Статьи о нашем отдыхе на Родосе

___________

 P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»

Вам будет интересно:

earlystudy.ru

условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.

Урок истории в 5-м классе по ФГОС по теме

«Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.

Цель: создание условий для эффективного усвоения знаний с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями её жителей, с древнейшим периодом греческой истории.

УУД:

Личностные УУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД: Определять цели и задачи урока; выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать данную учебную ситуацию.

Познавательные УУД: Работать с текстом, презентацией, таблицей; сравнивать и находить отличия; работа с рабочим листом.

Коммуникативные УУД: Организовывать плодотворное сотрудничество; уважать мнение товарища.

Задачи:

Обучающая: сформировать представление о местоположении Древнейшей Греции, её природных условиях, определившие занятия местного населения.

Развивающая:

- развивать навыки самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах, парах, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

- Воспитывающая: воспитание интереса к познанию истории других стран, воспитание толерантности, уважения к культуре других народов.

Тип урока: Открытие нового знания

Оснащение урока: ИКТ – сопровождение (компьютер, мультимедиа, презентация), учебники, рабочие листы.

Этапы урока

Формы, методы

и приемы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный

Формирование мотивации (приветствие на греческом), отгадывание слова, осознанное вхожденияучащегося в пространство учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока,описание методов организации учебной деятельности):

Технология критического мышления (таблица «До» и «После»)

Работают индивидуально.

.

9мин

 

Приветствие учащихся.

Хайрете, Пайдей, Калей Кай Агатхой. Я поздоровалась с вами, это что в переводе означает: Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные. Как вы думаете, на каком это языке прозвучало? Чтобы узнать, давайте мы разгадаем слово, ответив на вопросы по теме «Древний Восток»

1.Место захоронения фараона (Гробница)

2.Одно из имен бога солнца в Древнем Египте (Ра)

3.Страна, расположенная в долине реки Нил (Египет)

4.Первый властелин единого Китая (Цинь)

5.Страна, расположенная между Гималаями и океаном (Индия)

6.Имя бога евреев (Яхве).

Г

Р

Е

Ц

И

Я

Итак, какое слово у нас получилось? Правильно – Греция. Таким образом, язык на котором я поздоровалась с вами – греческий. Таким образом, предположите, с историей какой страны мы будем знакомиться сегодня на уроке (ответы детей).

Мы приступаем к изучению первой европейской страны, существующей и сегодня, цивилизации, которая дала человечеству, очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись и науку; Олимпийские игры и многие виды спорта.

Ребята, а вы знаете что-нибудь о Древней Греции? А чтобы вы еще хотели узнать об истории этой страны?

Знаю

До

После

Родина Олимпийских игр

А что бы вы хотели узнать из истории Древней Греции на сегодняшнем уроке? (выслушать детей, задачи вывести на слайд)

Задачи: (слайд)

1.Определить географическое положение Греции

2.Выяснить климатические и природные условия

3.Определить занятия населения

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Учащиеся, выполнив задание на рабочем листе, дают ответ на поставленный вопрос и выставляют себе оценку по критериям

Записывают тему в тетрадь

Делают записи в графе «До» те, кто что-то знает о Греции

Ответы учеников:

1. географическое положение

2. климатические и природные условия

3.население и культура

Самостоятельно формулируют задачи урока.

3-4

Информационно-аналитический

Работают индивидуально с текстом учебника.

Работа в парах

Взаимоконтроль

Здоровьесберегающая технология

Анализ, синтез

Расширение знаний о Греции.

24 мин

А как вы думаете, где мы можем найти информацию, чтобы получиться ответы на поставленные нами задачи? (миф о Тесее и Минотавре, историческая карта).

Задание: Составьте по тексту учебника (§24) и карте рассказ о местоположении Греции (задания на слайде)

  • На каком полуострове расположена Древняя Греция?

  • Какими морями омывается Греция?

  • Есть ли крупные реки в Древней Греции?

  • Назовите самый крупный остров в Эгейском море.

(При ответах учеников на слайдах выплывает информация в правой колонке по щелчку)

Познакомившись с местоположением Древней Греции, давайте сравним ее природные условия с условиями стран Востока, заполнив таблицу (работа в парах), для того, чтобы выяснить, где на ваш взгляд были более благоприятные условия для земледелия? (в рабочем листе) На слайде показаны карты Древнего Востока и Древней Греции.

Природные условия

Древний Восток

Древняя Греция

Реки

Полноводные реки

Мелкие пересыхающие речки

Почва

Плодородная мягкая почва

Плохая, горная почва

Море

Нет

Омывает всю Грецию

Горы

Нет

Много, непроходимые

Климат

Теплый

Теплый

(слайд с правильными ответами)

В качестве вывода на экран выводится таблица «Особенности природно-климатических условий Древней Греции».

Особенности

Значение

Извилистое морское побережье

Наличие заливов и бухт, условий для мореплавания

Горный рельеф страны. Недостаточное количество земли для выращивания зерновых культур и пастбищ скоту

Полезные ископаемые ( залежи строительного камня, глины и руд различных металлов)Благоприятные условия для разведения винограда и оливок

Отсутствие плодородных речных долин

Отсутствуют внутреннее судоходство и орошение

Теперь давайте выясним, чем же занимались древние греки.

Греция – страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Следовательно, чем могли заниматься древние греки?

Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества, ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины.

Запишем в тетради занятия древних греков.

Занятия греков:

  1. Мореплавание

  2. Рыболовство

  3. Добыча соли из морской воды

  4. Торговля

  5. Животноводство (свиноводство, овцеводство)

  6. Растениеводство (выращивание винограда и оливкового дерева, финиковой пальмы).

  7. Ремесло

Физкультминутка

Давайте посмотрим на карту, чтобы выяснить какой крупный остров расположен недалеко от Греции? (Крит)

Сообщения о Крите.

Крит - остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

А в каких отношениях находилась Греция с островом Крит, мы узнаем с вами, работая в группах по 3-4 человека с текстом учебника (§24).

1 группа

Каковы взаимоотношения между Грецией и Критом

Задание 1. В тексте параграфа 24 найдите ответ на вопрос.

2 группа Что обеспечило преимущества Крита над Грецией

Задание 1. В тексте параграфа 24 найдите ответ на вопрос.

3 группа Какова судьба Критского государства

Задание 1. В тексте параграфа 24 найдите ответ на вопрос.

А сейчас давайте проговорим, что каждый из вас узнал из истории «Древней Греции», начиная со слов «Я узнал ….»

Подведём итоги.

Древнегреческая история – неотъемлемая часть истории Древнего мира, усваивая основное содержание нового раздела, мы усваиваем и выясняем основные особенности древней истории. Древняя Греция и ее культура имеют важное значение не только для древней, но и для мировой истории.

Получают задание от учителя и начинают работать

Работают в парах

Учащиеся дают сравнительную характеристику Древнему Востоку и Древней Греции

Выставляют себе оценку в рабочем листе

Делают вывод, что в Древнем Востоке были более благоприятные условия для земледелия, потому что там есть полноводные реки, плодородная почва.

Слушают учителя

Делают запись в тетради

Слушают сообщение одноклассника.

Извлекают информацию из текста.

Учащиеся самостоятельно читают текст, затем в группах обсуждают ответ и предоставляют его классу. На основе высказываний групп дети делают вывод, что Крит более сильное государство, Греция находилась в зависимости от него. Но в 15 в. Критская культура погибла, и на Крит стали переселяться греки

Самостоятельная работа с рабочим листом

5-6

Рефлексивно-оценочный

Организуется рефлексияи самооценка учениками собственной учебнойдеятельности (цель обучения, способы достижения цели, результат)

5 мин

А сейчас давайте обратимся к вашим рабочим листам и выставим себе общую оценку. У кого оценка «5» поднимите руки. У кого оценка «4».

Выставляют оценки в дневник.

Записывают домашнее задание по выбору: § 24, контурная карта. если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз.

Рабочий лист по теме «Греки и критяне»

Задание 1 - запишите правильные ответы, выделите первые буквы слов и из них запишите полученное слово

1.Место захоронения фараона ………….

2.Одно из имен бога солнца в Древнем Египте …………….

3.Страна, расположенная в долине реки Нил …………….

4.Первый властелин единого Китая ………….

5.Страна, расположенная между Гималаями и океаном ………..

6.Имя бога евреев …………..

Итоговое слово ______________________

Шкала оценивания задания:

Оценка «5» - 7 баллов

Оценка «4» - 6 баллов

Оценка «3» - 5 балла Ваша оценка: _________

Задание 2

Я знаю

Я желаю узнать

Задание 3 - Заполните сравнительную таблицу, чтобы выяснить, где были более благоприятные условия для земледелия? Примечание: можно отвечать одним словом или словосочетанием

Природные условия

Древний Восток

Древняя Греция

Реки

Почва

Моря

Горы

Климат

Шкала оценивания задания:

Оценка «5» - 9-10 баллов

Оценка «4» - 7-8 баллов

Оценка «3» - 5-6 баллов Ваша оценка:_________

Задание 4

Работа в группах.

1 группа: Каковы взаимоотношения между Грецией и Критом

Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию

2 группа: Что обеспечило преимущества Крита над Грецией

Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию

3 группа: Какова судьба Критского государства

Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию

Шкала оценивания задания: За правильный ответ команда получает 1 балл

Шкала итоговых оценок:

Оценка «5» - 15-17 баллов

Оценка «4» - 12- 14 баллов

Оценка «3» - 9 - 11 баллов Ваша итоговая оценка:_________

infourok.ru


Смотрите также