Древняя наскальная живопись на Байкале. Древняя наскальная живопись
Наскальная живопись предков. Архитектура. Добавил Александр Броер — VilingStore.net
Наскальная живопись предков.
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы же в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт мы можем строить лишь предположения.
Возникновение наскальной живописи
Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.
Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее, он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи.
Знание окружающего мира
Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для создания таких больших и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо было учиться. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных школ " каменного века.
История находок
Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе. Они находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ляско во Франции. До сих пор в Европе найдено около полутора сотен пещер с росписями; можно полагать, что их ещё больше, но не все пока обнаружены. Росписи пещеры Ласко были открыты только в 1940 году. Сходные памятники известны и за пределами Европы - в Азии, в Северной Африке.
Поразительно и огромное количество этих росписей, и их высокая художественность. Вначале многие специалисты сомневались в подлинности пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о подделке.
Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.
ПЕЩЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ
Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По понятным причинам она хорошо сохранилась на стенах заброшенных пещер, входы в которые оказались наглухо заваленными тысячелетия назад. В течение тысячелетий самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранилась не только настенная живопись, но и многие другие свидетельства деятельности человека, включая четкие следы босых ног взрослых и, что особенно впечатляет, - детей на сыром полу некоторых пещер.
По степени насыщенности пещерной живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиненеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и Астурия. В литературе принято обобщенное название этих областей "Франко-Кантабрия". Менее "густо" памятники палеолитического искусства расположены на французской и итальянской Ривьере и на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на Южном Урале. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения за последние сто лет.
Долго считалось, что
искусство эпохи палеолита
- явление исключительно европейское или евразийское и что на других континентах таких памятников не было. А.Брейль даже пытался обосновать эту исключительность протоевропейской культуры. Позднее, в 60-70-е гг. стало ясно, что это не так. В Австралии, на полуострове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет.
В Южной Африке особенно интересны находки в гроте Апполо 11. Здесь в 1969 г. были найдены две расписные каменные плитки величиной в ладонь. Одна из них была расколота на два фрагмента. На одной из плиток черной краской было нанесено изображение носорога, на другой - какого-то копытного животного. Они датированы по 14С между 28 и 26 тыс. лет тому назад. Здесь же, в Южной Африке, в Львиной Пещере было найдено древнейшее из известных сейчас на земле место добычи охры, датированное по 14С около 43.200 лет тому назад. Предположительно к верхнему палеолиту относят отдельные древние росписи Сибири, южной Анатолии и северного Китая, однако более точных датировок этих изображений пока нет.
Нынешние данные о распространении пещерной живописи отражают не более, чем степень ее сохранности и изученности. Редкость таких находок на пространстве между Франко-Кантабрией и Уралом скорее объясняется природными условиями и неоднородной изученностью территорий, где есть пещеры, чем какими-либо иными причинами. В изучении первобытного искусства процесс "первоначального накопления" данных еще далек не только от завершения, но и от достаточной полноты. Тем более, что и определить объем этой "достаточности" далеко не просто.
vilingstore.net
Наскальная живопись древнейших времён. Основные этапы развития — МегаЛекции
1.Первобытное искусство человека - важнейший период в истории мировой художественной культуры, давший мощный толчок к возникновению искусства. Оно развивалась по определённым периодам, археологическим эпохам, которые носили названия по материалу орудий - каменный век, железный век, бронзовый век. Каменный век имеет своё деление
на три продолжительных периода: древний каменный век - палеолит, средний каменный век -
мезолит, новый каменный век - неолит.
Дошедшие до нас памятники первобытной культуры представлены главным образом произведениями изобразительного искусства. Первыми изображениями палеолитического человека в пещерах становятся красочные штрихи и пятна, зигзаги и спирали, контуры рук
и т. д. Самым распространённым сюжетом первых рисунков были изображения крупных животных: бизонов, оленей, лошадей, носорогов и др. Рисунки выполнялись чаще в натуральную величину. Они отличались простотой форм, точностью в передаче строения животного, статичностью поз. Тем не менее, художник пытается передать объём с помощью штрихов и теней, намечается перспектива.
Мезолит является переходным этапом. Наиболее переломные изменения в наскальной живописи происходят в неолите.
Неолит - время патриархата. Здесь происходит резкое изменение сознания человека. Зверь уже не покровитель и враг человека, а слуга и средство для выживания. Конечно, изменилось и искусство. Глядя на рисунки этого времени можно увидеть, что центральное место в многофигурных композициях занимает человек. Изображения носят условный характер. От точной передачи животного в палеолите, остаётся лишь примерное, схематичное изображение. В связи с чем, следует уменьшение рисунка от натурального размера изображаемого, до объекта в 5-7 см. На рисунке видно уже «бешеное», стремительное движение людей, их ноги раскинуты в шпагате, штриховка рядом стремится передать не только движение тела, но и порывы воздуха, при быстром движении.
Ярким примером наскальной живописи палеолита являются росписи, обнаруженные в пещере Альтамира в северной Испании. Самым известным рисунком пещеры является «Бизон». К временам неолита можно отнести одну из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники», из пещеры в Восточной Испании.
Билет 2
Понятие художественной культуры. Виды искусства. Их специфика.
2. Традиционное понятие «культура» переводят с латинского языка как «возделывание», «облагораживание», «образ жизни». Таким образом, древнейшее значение слова «культура» - это изменение, переделывание. То есть, культура- это организация человеком естественного, природного в лучшую или худшую сторону. Поэтому художественное произведение - это всегда художественная организация. И для того, чтобы понять тот или иной вид искусства необходимо ответить на вопрос: что организуется? При помощи чего организуется? И каким образом ?
Так в архитектуре организуется ПРОСТРАНСВО человеческой жизни. Все архитектурные сооружения делят пространство на две разные части - пространство внешнее и внутреннее. При помощи чего и каким образом: всевозможные материалы, их особенности и возможности, а также конструкции , с ними связанные. До 20 века практически все строили из дерева, камня, глины. Именно материалы , и их свойства определяют тип конструкции. Дерево - это стоечно-балочная конструкция, камень - это своды, арки, купола, а глина - это кирпич.
Тесно связан с архитектурой такой вид искусства , как дизайн. Он и отвечает за организацию ПРЕДМЕТОВ внешнего и внутреннего пространства.
Скульптура художественно организует ОБЪЁМЫ, поэтому моделью для скульптора часто становятся любые объёмы. Скульптура не имеет внутреннего пространства. Как и в архитектуре от материала сильно зависит способ работы. Их три. Это высекание (камень, дерево) и лепка (глина), литьё ( металл ).
Между скульптурой и живописью находится графика. Это слово происходит от греческого - «черчу, царапаю». Поэтому графика организует ПОВЕРХНОСТЬ, углубляясь в неё ( камень, деревянная или металлическая доска).
Живопись-это организация ПЛОСКОСТИ. Произведения живописи картины - обязательно вставляются в рамочку, организующую эту организованную плоскость.
Архитектура , скульптура, живопись, графика, дизайн - это пространственные виды искусства.
К временным видам искусства относятся следующие: литература, организует РЕЧЬ, музыка - ЗВУК, танец - ЖЕСТ. Однако жизнь человека состоит не из жестов, а из последовательных движений, которые отличаются от жестов целенаправленностью. Именно ДЕЙСИВИЯ и составляют ткань театрального искусства. Последовательное действие актёров, декорации, костюмы, музыка, речь рождают театр.
В 20 веке возникают новые виды искусства. Это фотоискусство и киноискусство. Они художественно организуют мир ВОСПРИЯТИЙ человека. С помощью раскадровки, монтажа. различные виды искусства художественно организуют пространство и время.
Билет 3
Мегалиты древнего мира. Менгиры, кромлехи, дольмены.
1. Первым домом человека была пещера - убежище, созданное природой. Но люди каменного века жили не только в пещерах. В самом конце неолита стали появляться укреплённые поселения - городища, появляются и земляные холмы - курганы, где хоронили богатых умерших.
В веке бронзы своего наивысшего развития достигли сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты.
Существуют три вида мегалитов:
· Менгиры - вертикально поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или образуют целые аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров. Менгиры бывают и едва отёсанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они , как правило, не были связаны с погребальными обрядами, а выполняли самостоятельную функцию ( например, обозначали место проведения каких-либо ритуалов ).
· Дольмены -это сооружения из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части.
· Кромлехи - каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложное мегалитическое сооружение. Иногда кромлехи окружали курган , иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии около Стоунхенджа ( от англ. «СТОУН» - камен, «ХЕНД» - ров ). Внешний вид камней имеет диаметр около 100 м. Их расположение симметрично направлено на точку восхода и захода солнца в дни летнего солнцестояния. Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений.
Билет 4
Храмовый комплекс др. Египта.
Храм как место встречи солнечного бога с людьми.
megalektsii.ru
Пещерная живопись
До 1849 года человечество не имело представления о существовании древней живописи, пока любитель археологии испанец Марселино Санс де Саутуола не обнаружил на территории своих земель пещеру под названием Альтамира. Стены пещеры покрывали рисунки древних людей. Данная находка буквально ошеломила исследователя, и он занялся тщательным изучением изображений. Через год были опубликованы результаты этих исследований, где говорилось о том, что данные рисунки принадлежат эпохе палеолита. Позднее такие пещеры обнаруживались по всей планете – Европе, Азии, Африке, Америке, России. Особенно много таких объектов в Европе, обусловлено это тем, что в этих местах более суровый климат и люди были вынуждены большую часть жизни укрываться от холода в пещерах.
Итак, пещерная, она же наскальная живопись – это рисунки на сводах пещер, поверхностях скал, сделанные человеком в доисторические времена. Самые ранние были сделаны более 30 000 лет до нашей эры, именно этот период считается началом эволюции человека. Зачем же древний человек наносил эти рисунки? Это вопрос, мнение по которому разделилось среди ученых: одни считают, что посредством живописи человек общался с окружающим миром, другие – что рисунки имеют религиозный характер, но доподлинно узнать цель и мотивы их создания невозможно.
Начало развития пещерной живописи
Некоторые, обнаруженные, наскальные рисунки так поразили ученых своей точностью и мастерским исполнением, что заставили сомневаться в их подлинности, но в дальнейшем все сомнения развеялись, т.к. была обнаружена более ранняя пещерная живопись, которая не была столь совершенна, это говорит о том, что живописи древний человек обучался постепенно.
Первые рисунки были нанесены довольно примитивными способами – пальцами или ветками по мягкой поверхности, например, глине. Проводились прямые или волнистые линии одновременно несколькими пальцами, что, по мнению ученых, имитировало следы когтей пещерного медведя. Такие линии названы «макаронами». К древнейшим изображениям также относятся и оттиски человеческих рук (рис. 1) с расставленными пальцами и обведенным контуром. Более сложные и четкие изображения стали появляться позднее с усовершенствованием навыков.
Рис. 1 – Оттиски человеческих рук
Техника пещерной живописи
В пещерной живописи встречаются изображения, нарисованные как одним цветом, так и рисунки полихромные, т.е. созданные при использовании нескольких цветов. В качестве красок древний человек использовал природные красители, каждый из которых давал определенный цвет: каолин – белый цвет; охра – красный или желтый; марганец – черный и др. Также, активно использовались кварц и древесный уголь, растения и кровь животных. Не забыли наши предки позаботиться и долговечности своего искусства, добавляя в краски животный жир или смолу, чтобы рисунок не смывался водой, которая просачивалась сквозь стены пещер.
Большая часть рисунков наносилась при помощи пальцев. В более поздний период краски наносились инструментами – полыми трубками, через которые рисунок заполнялся цветом и самодельными кистями. Иногда для большей четкости картины художники выбивали или выскабливали контур рисунка. В связи с тем, что художник не владел техникой объемного изображения, рисунки часто наносились на выступающие части стены для получения эффекта объемности.
Со временем пещерная живопись становится менее грубой и прослеживается более высокий уровень мастерства и развития культуры.
Сюжеты пещерной живописи
Пещерная живопись – это отражение окружающего мира человека, которому принадлежит рисунок. Рисунки изображают сцены быта древнего человека, сцены первобытной деятельности. Чаще всего можно встретить изображения животных – бизонов, оленей, коз, лошадей, медведей, мамонтов, т.е. тех, от которых зависела жизнь человека в то время. Несмотря на то, что в изображениях животных не соблюдались пропорции в их размерах, тем не менее, художники того времени могли прекрасно передать образ животного в движении, его повадки. Отдельное место в древней живописи нужно отвезти охоте. На большинстве рисунков изображен зверь, пронзенный копьем. Таким образом человек изображал то, что для него являлось главной целью – победить животное, которое даст ему всё необходимое – пищу, одежду, орудие. Изображая сцену убийства животного, человек пытался привлечь удачный исход охоты.
Рис. 2 – Пещерная живопись (охота)
Когда человек научился выделять себя из природы, в его живописи появилась тема человека, но такие рисунки встречаются крайне редко и, как правило, человек изображен не слишком реалистично.
С тех пор как была открыта первая пещера с рисунками первобытного человека, эта тема не перестает волновать ученых всего мира и по сей день. Благодаря этим рисункам ученые сделали множество открытий. Пещерная живопись – уникальное наследие наших предков, благодаря которому у нас есть возможность узнать, когда появились первые люди, как они жили и чем занимались, имеем хоть и приблизительное, но представление о том, какой мир их окружал. К сожалению, у нас нет возможности узнать истинные мотивы создания пещерной живописи, но однозначно можно утверждать, что она многое дала понять современному человеку.
vse-lekcii.ru
Древняя наскальная живопись на Байкале
На побережье озера Байкал сохранилось значительное количество фигурных рисунков (на бурятском языке «зурак»), высеченных на скалах древнейшими обитателями этого края.
Сюжеты наскальных рисунков весьма разнообразны, но в общем они тесно связаны с хозяйственной деятельностью и мировоззрением древних обитателей края. Рисунки принадлежат не одной народности, и давность их различная.
Древние художники при высекании наскальных рисунков пробивали верхнюю, потемневшую от времени, корку гладкой поверхности мраморовидного известняка и достигали не тронутого временем слоя породы нормально-белого цвета, поэтому контуры изображений своей белизной заметно выделялись на общем желтом или сером фоне скалы.
Первые сведения о наскальных рисунках Байкала сообщил Н. Н. Аганитов в 1881 г. Однако этим исследователем были зарисованы только основные, более четко видимые изображения. Причем рисунки им были сделаны «на глаз», поэтому в них имеются неточности.
В 1921, 1923, 1927, 1949 и 1956 гг. наскальные рисунки Байкала были осмотрены автором статьи и с них сделаны эстампажи и фотоснимки.
За это же время на байкальских берегах были открыты новые наскальные рисунки, о которых не было сообщении в литературе.
В данной статье дается описание рисунков, высеченных на скалах берега бухты Ая и горы Сахюртэ, расположенных на западной стороне Байкала.
РИСУНКИ НА ГОРЕ САХЮРТЭ
Величественная гора Сахюртэ расположена, по левому берегу р. Анги (приток Байкала), против улуса Хурай-Нур (Улан-Анга), в 5 км на север от с. Еланцы Ольхонского района Иркутской области и в 7 км от западного берега Байкала. Своим белым цветом гора Сахюртэ заметно выделяется среди других, более темных, гор. Наскальные рисунки на этой горе находятся в четырех местах (рис. 11). Они высечены на гладкой поверхности белого и розового мраморовидного известняка, выходы которого идут рядами поперек горы.
Рис. 11. Расположение наскальных рисунков на горе Сахюртэ.
Наибольший интерес представляет первая группа рисунков, высеченных на большой, заметно выдающейся скале, расположенной на юго-западном склоне горы Сахюртэ, около ее вершины. Скала состоит из белого мраморовидного известняка и находится на высоте более 100 м над уровнем р. Анги.
Рисунки на этой скале занимают площадь около 8 кв. м. Высекание фигур сплошное и контурное. Глубина высекания от 1 до 3 мм. Размер фигур от 10 до 35 см. Высеченные на скале фигуры хорошо заметны.
Центральное место на скале занимает прекрасно переданная композиция сцены охоты на коз и маралов с помощью собак (рис. 12). Два пеших охотника (контурное изображение) вооружены луками и стрелами. Один охотник показан идущим на лыжах. Позади охотников изображены убитая коза и бегущая собака. Фигуры маралов и коз, преследуемых охотниками, переданы вполне натурально., с соблюдением всех характерных особенностей в строении тела этих животных.
Реальность изображений указывает на то, что эти животные были хорошо знакомы древним обитателям Прибайкалья, играли большую роль в их производственной жизни.
В нижней части скалы высечен ламаистский очир (символ громовой стрелы) и водоплавающая птица — гагара.
На левой половине скалы изображены небольшие человеческие фигуры, а также куланы, быки, козы, лоси и другие трудноопределимые животные (рис. 13). Часть изображений не закончена. Некоторые человеческие фигуры высечены в позе борьбы с каким-то животным (возможно с медведем). Большой интерес представляет фигура кулана-джегетая (третья фигура слева в первом ряду), она. указывает на то, что это животное обширных открытых пространств Монголии когда-то водилось и в Прибайкалье. Это предположение подтверждается также высеченными изображениями куланов, сохранившимися в Кудинских степях на скалах Манхай и Укыр, и находками костей этого животного найденными в пещерах Байкала. Рисунки первой группы являются наиболее древними из всех остальных изображений, сохранившихся на горе Сахюртэ. Они относятся к ранней поре железного века и имеют давность около 2500—2200 лет. Изображение ламаистского очира относится к рисункам позднего происхождения, вероятно, оно было сделано ламами, посетившими остров Ольхон в конце XVIII в.
Знак в виде скобы, высеченный рядом с водоплавающей птицей, по-видимому, является родовым знаком.
Вторая группа рисунков сохранилась в 150 м на северо-запад от первой группы. Здесь на гладкой поверхности скалы из серого мраморовидного известняка сплошной протиркой или обводкой по контуру изображены: всадник на лошади, стреляющий из лука, коза, як и лежащий марал (рис. 14), встреча собаки с медведем (рис. 15).
На одном из выступов скалы сплошной протиркой изображены собака и козы (рис. 16). В изображении .фигур этой группы рисунков заметны закругленность и некоторая шаблонность. Размер фигур от 15 до 28 см. Рисунки второй группы, вероятно, относятся к древнетюркским изображениям курыканского времени, и их можно датировать примерно VII—XI вв. нашей эры.
Эти рисунки аналогичны курыканским изображениям, известным в долине р. Куды (прав. приток р. Ангары) на горах Манхай, Байток, Укыр, Улан-хада, Булук и на скалах верхнего течения р. Лены. Третья группа рисунков сохранилась в 160 м на северо-восток от первой группы, на небольшом выступе серого мраморовидного известняка. Здесь легкими царапинами изображен неправильный шестиугольник с линиями внутри его (рис. 17). Ниже шестиугольника—ряд параллельных и пересекающихся линий. Это начертание, по-видимому, служило каким-то условным знаком, и давность его определить затруднительно.
Четвертая группа рисунков находится на южном склоне горы Сахюртэ, у самой ее подошвы, налево от дороги, идущей между горой и рекой Ангой. Изображения высечены на гладкой поверхности большой, прямостоящей плиты из светло-розового мрамора, размером 2,5х2 м. На плите высечены идущие друг за другом сохатые, маралы, козы, коровы и др. животные (рис. 18). Некоторые рисунки не закончены. Высекание фигур сплошное, но не глубокое. Самые большие изображения имеют длину около 35 см. От времени рисунки покрылись натеком извести и потому они не все хорошо заметны. На. отдельно лежащей у самой дороги плите из розового мрамора высечена фигура козули.
Рисунки четвертой группы одновременны рисункам первой группы, высеченным на вершине горы Сахюртэ.
По словам местного старожилы, на скале у подошвы г. Сахюртэ были высечены рисунки, изображающие сцены охоты на коз и маралов, но во время разработки мрамора в 1913 г. они были разрушены.
На вершине горы Сахюртэ сохранились остатки городища курыканского времени, обнесенного каменной стеной, и сторожевая — сигнальная вышка. Примерно в 3 км на запад от горы Сахюртэ, на левом берегу р. Анги, на скале из серого мраморовидного известняка сохранилось высеченное изображение всадника в монгольской одежде (рис. 19).
РИСУНКИ НА СКАЛАХ В БУХТЕ АЯ
Бухта Ая находится на западном берегу оз. Байкал примерно в 3 км к северу от устья р. Анги, впадающей в оз. Байкал, и в 12 км от поселка Еланцы. Наскальные изображения на берегах бухты Ая сохранились в трех местах.
Основная группа рисунков высечена на скале из белого мрамора, обращенной на южную сторону, т. е. в сторону озера. От берега Байкала скала находится примерно в 100 м.
Фигуры людей и животных на скале изображены различными способами (сплошное высекание, высекание по контуру, протирка всей фигуры (рис. 20).
Три человеческие фигуры, высеченные по контуру, изображают шаманов. Размер наибольшей фигуры 25х45 см. Глаза у этих фигур обозначены точками, поперек тела проведены линии. У одной фигуры на плечах изображены гвоздевидные придатки. Поднятые вверх руки, возможно, являются символом молитвенного обращения к небу. Подобные изображения шаманов на Байкале сохранились на скале Саган-заба, есть они также на скалах в Кудинской степи, на р. Белой, вблизи Мальты, и на многих скалах Приангарья.
Две человеческие фигуры, переданные сплошным высеканием, изображают стрелков, стреляющих из лука с колена. Размер этих фигур 7х10 см. Отдельно высечено изображение стрелы длиной 23 см. Из животных на скале сплошным высеканием очень правдиво переданы фигуры лебедя (1.0х16 см), осетра (7х30 см), нерпы (5х23 см) и лося. В одной фигуре, изображенной внизу слева, художник, возможно, пытался изобразить верблюда.
На этой же скале между древними, глубоко высеченными фигурами, сохранились слабо вырезанные по контуру изображения человека, коз, оленей, собаки и других животных (рис. 21—22).
Некоторые рисунки трудно поддаются объяснению, возможно, что они изображают отдельные атрибуты шаманства, эмблемные знаки или тавро — родовые знаки собственности.
Рисунки на скале имеют различную давность, к более древним относятся глубоко высеченные фигуры стрелков, лебедя, нерпы, осетра, лося. Эти рисунки одновременны изображениям первой группы на горе Сахюртэ.
Изображения людей и животных, а также фигуры шаманов, переданные по контуру неглубокой резьбой, относятся, вероятно, к рисункам курыканского времени. В 80 м на запад от этой основной группы рисунков, почти у самого берега Байкала, на одном из выступов скалы, сложенной из серого мраморовидного известняка, на высоте около 2 м над озером сохранилось изображение шамана с бубном, около которого высечен лук со стрелой (рис. 23). Высота фигуры шамана 13 см. Это изображение, по-видимому, относится к числу древне бурятских рисунков.
В 1948 г. на больших гранитных плитах, находящихся на террасе в южной части бухты Ая, автором статьи были обнаружены слабо высеченное изображение солнца (рис. 24—1) и родовой знак (рис. 24—2). Эти изображения покрыты накипным лишайником серого и красно-бурого цветов. Давность этих изображений определить затруднительно.
Разнообразные изображения людей и животных сохранились также на скале, сложенной из розового мрамора, расположенной в 10 км на юг от устья р. Анги вблизи улуса Быркин.
Наскальные рисунки, сохранившиеся на скалах Байкала, наглядно показывают, что в раннюю пору железного века основным занятием населения было скотоводство. Подсобное значение имели рыболовство, охота на копытных животных и на нерпу. Наскальные рисунки свидетельствуют о тесных культурных связях древнего населения Байкала с тюркскими народами, жившими в Минусинских степях и Монголии.
Автор: Павел Павлович ХорошихМифы и легенды Бурятии