Цивилизация древней месопотамии. Особенности цивилизаций Древней Месопотамии и Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Цивилизация древней Месопотамии. Цивилизация древней месопотамии


Цивилизация древней Месопотамии

ТОП 10:

Особенностью месопотамской цивилизации, в отличие, например, от египетской или греческой, являлся подвижный характер культурных центров: возникнув на одном месте, они через некоторое время прекращали свое существование под натиском завоевавших их племен. Многие государства были стерты завоевателями, их население переселено в другие земли. Даже сами завоеватели растворялись в завоеванных народах, утрачивали свой язык и обычаи. Культуру древней Месопотамии заложили племена шумеров и аккадских семитов в 4 тыс. до н. э. Обширные степи, позволяли разводить скот, полезные ископаемые давали металлы, орошаемые земли - позволяли заниматься садоводством и огородничеством. Между Тигром и Евфратом возникают крупные поселения, города-государства, занимаемые разными племенами. Разливы рек, смывавшие постройки и уничтожавшие посевы, породили легенды о потопе. Укрощению рек помогали с постройки обводных каналов, искусственных водоемов, с помощью которых можно было избегать наводнений и получать нужную в хозяйстве воду. Важным для жизни было ремесло выделки кож, из которых делали одежду, покрытия для лодок, кибитки, бурдюки для хранения воды и для организации переправ воинов через водные преграды.

Шерсть ткали и для одежд и для покрывал, которые заказывали даже римские императоры. Мастерские при монастырях изготовляли ткани с золотой и серебряной нитью - парчу. В садах выращивали яблоки, гранаты, айву, виноград. Но особую заботу проявляли в отношении фиников, которые служили важной статьей внешней торговли. Во всех видах работ участвовали рабы. Они могли быть грамотными, тогда хозяева отпускали их, чтобы они зарабатывали деньги на себя и хозяев. В Вавилоне (городе-государстве) существовала торговля деньгами, ростовщичество. Широко практиковалась аренда и субаренда (земли, зданий, скота). Сделки оформлялись договорами, скрепляемыми подписями и печатями сторон. Печати в виде цилиндриков обычно носили на шнурке на поясе. От лидийцев месопотамцы переняли металлические монеты.
Символом государственной власти был царь в единстве с богом (Шамашем, Бэлом-Мардуком или др.) Отсутствие того и другого означало отсутствие государства. Существовало две основных формы собственности: царская и храмовая. Жизнь бога (идола божества) проходила так же, как и царская. Божество обедало, выезжало на охоту. Имело свой гардероб, для которого шились одежды. У Вавилонского главного бога Мардука был сын, который главенствовал в пригороде. Помимо основных богов были боги сил природы. Храмы имели огромное количество рабов, которые им доставались после раздела трофеев. В городах-государствах Месопотамии начались процессы кодификации законов, которые до этого существовали в устной форме и могли быть по-разному истолкованы. Законы царя Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе.Духовная жизнь месопотамских городов-государств отличало то, что каждый город имел свое символическое изображение в виде животного, своего бога, планету, которая покровительствовала ему, день недели, особо почитаемый. Особое значение имела цифра семь. Существовала семерка наиболее важных городов. семерка планет, богов и семь дней в неделе. Храмы имели форму многоступенчатых пирамид и назывались зиккуратами. Башни имели смотровые площадки, как полагают некоторые ученые, которые служили обсерваториями.
Астрология и астрономия играли огромную роль в жизни всех древних народов, в том числе и месопотамцев. Их наблюдения легли в основу солнечного и лунного календарей, карты звездного неба, деления года на месяцы и недели. Астрономами Вавилона с большой точностью было вычислено время обращения Луны вокруг Земли. Они ввели в обиход большие числовые величины, которыми в Европе не оперировали даже в 18 в.Широко практиковались предсказания и прорицания по внутренностям животных. Для обучения этому ремеслу существовали глиняные муляжи внутренних органов животных. В городах существовали школы писцов и школы для детей богатых. Писали клинописью на глиняных табличках разной величины. Книги представляли собой перевязанные и сложенные в ящички серии табличек. В библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в в 7 в. до н.э. насчитывалось ЗО тыс. таких томов. Литература включала в себя мифы, мемуары царей, гимны, описания героических деяний царей. Важнейшее место среди эпических произведений занимает эпос о Гильгамеше. Изобразительное искусство сохранилось в форме скульптур царей, божеств, масок, рельефов, мозаик. Настенные росписи и рельефы выполнялись в условной форме. Рельефы из дворца в Дур-Шаррукине (8 в. до н.э.) относятся к военным темам, сценам битв, триумфов царей, приему послов.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Древнеиндийские цивилизации

К числу древних цивилизаций на территории Индостана относится и Хараппская. В середине 3 - нач. 2 тыс. до н.э. в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура. Ее центром был город Мохенджо-Даро. Построенный по строгому плану из обожженного кирпича город имел две части: цитадель, где размещались власти и жреческая элита и нижнего города, где размещались основные городские постройки. Город имел канализационную систему, отстойники для грязной воды. В каждом доме была комната для омовений. Город хорошо снабжался водой. Хараппцы жили сельским трудом, пользовались плугом, выращивали большое число огородных культур. Занимались прядением, ткачеством, изготовлением изделий из золота и серебра, сплавов металлов. Они знали ковку, плавку, литье металлов. Характерной чертой цивилизации является существование письменности. После нескольких столетий расцвета наступил закат цивилизации.

В долине Ганга возникало множество поселений с 1600 г. до н.э. Области этой реки с 11 в. до н.э. стали заселяться индоарийскими племенами. Постепенно из большого числа поселений первостепенное значение приобрела Магадха. Рост этого государства подготовил условия для организации крупной империи Маурьев (4 в. до н. э.), которая распалась, образуя множество новых государств. В свою очередь объединявшихся в новые империи.Характерной чертой социальной жизни древней Индии является деление всего населения на касты, социально-профессиональные слои. Такое деление сохраняется в Индии в в новейшее время.Достижения древних индийцев в самых различных областях вошли в золотой фонд мировой культуры, в огромной мере обогатив Юго-Восточную, Центральную Азию и Дальний Восток. Ранней религией Древней Индии был ведизм. Веды - совокупность мифологических представлений древних племен. Они включают в себя гимны, мифы, описания ритуалов, заклинания и почитаются как священные тексты. Ведизм не был общеиндийской религией, а почитался лишь определенной группой племен, воздавших "Ригведы" и другие ведийские сборники. Ведийская религия - политеистическая. Главным богом считался бог грозы - Индра. Хранителем мирового порядка и справедливости бог Варуна, бог огня - Агни и т.д. В Ведах еще нет строгой иерархии богов. В ведийских гимнах в мифологизированной форме делаются попытки объяснить тайны Вселенной. Ведизм вошел составной частью в более позднюю религию индуизм, в которой на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается иерархия в пантеоне. Особую роль в индуизме играют три бога - Брахма, Вишну и Шива, триединство богов. Постепенно особую роль стали играть боги Вишну (бог охранитель) и Шива (бог разрушитель), что привело к появлению двух основных направлений в индуизме. Из культа Вишну, его восьмого перевоплощения в облик Кришны (героя племени ядавов) родилось новое направление в вишнуизме - кришнаизм.
Значительно позднее в Индии утвердился буддизм. Как и всякая религия, буддизм содержал идею о спасении, о достижении нирваны. На долгом пути к "освобождению" необходимо следовать основным заповедям и, прежде всего, четырем благородным истинам. В древней Индии была развита философии, главными достижениями которой было атомистическое учение, логика, вопросы человеческой психологии. Древняя Индия подарила миру эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна", творчество писателя Калидасы, сборник рассказов и притч, основанных на фольклорном материале "Панчатантра". Сохранившаяся религиозная архитектура первых веков нашей эры представлена пещерными храмами (индуистскими, буддийскими и джайнскими), ступами, в которых по преданиям хранились реликвии Будды. Из пещерных храмов наиболее значимыми являются комплексы в Карле и Эллоре. К 5 в. относится наземный индуистский храм в Санчи.



infopedia.su

Цивилизация Древней Месопотамии - Основы культурологии Библиотека русских учебников

Цивилизация. Древней. Месопотамии была другим давним и наиболее важным центром культуры, имел сильное влияние на развитие

Средиземноморья и всего мира. Она развивалась с IV-Ш тыс. до не по. УИ в к не на ее территории (ныне. Ирак) возник ряд деспотических государств:. Шумер,. Аккад,. Вавилон,. Ассирия

Одним из важнейших достижений народов. Древней. Месопотамии было создание первых в мире правовых кодексов; выдающимся памятником древневосточной правовой мысли стали законы царя. Хаммурапи, высечены на черном базальтовом столбе. Этот кодекс содержал ряд норм, которые стимулировали экономическую жизнь страны

Именно. Месопотамию можно считать родиной письменности. Ее изобрели, чтобы облегчить бухгалтерию, что значительно осложнилась в развитом городском и храмовом хозяйстве. Письменность имела большое значение в в становлении и закреплении новой культуры древнего общества. В музеях и научных учреждениях хранится ныне свыше 1,5 млн клинописных текстов. Месопотамская письменность в своей древнейшей пиктов графической форме появилась на рубеже 4-3 тыс. до недо н.е. клинописных письмо на глиняных табличках с середины II тыс. до не стало средством международного общения на. Ближнем. Востоке, а впоследствии был положен в основу финикийского, на базе которого было создано греческую азбуку. Одним из выдающихся достижений вавилонской-ассирийского культуры было создание библиотек и архивов. Одна из крупнейших библиотек того периода - библиотека ассирийского царя. Ашшурбанипала (669-около 633 до не), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записями важнейших исторических событий и, законов, литературных и научных текстов. Комплектация библиотеки была под контролем самого царя. Тексты библиотеки были классифицированы в соответствии с отраслями знаниянання.

Огромным достижением народов. Месопотамии было создание мифологических образов и сюжетов ("Сказание о. Гильгамеше") о"золотом веке", всемирный потоп, о создании людей, райскую жизнь и другие, как ки стали предшественниками многих библейских сюжетов. Одним из лучших образцов давньомесопотамськои литературы считается «Эпос о. Гильгамеше"Эта поэма является своего рода циклом древних сказаний, рассказываю во о подвигах. Гильгамеша и его друга. Энкиду, о трагической смерти. Энкиду и путешествия. Гильгамеша в поисках бессмертия. Этот рассказ переплетается с целым рядом древних мифов, которые в виде отдельных эпи зодив включены в общий текст поэм включені у загальний текст поеми.

Поэма полна глубокого философского содержания. В эпосе поставлено извечный вопрос о смысле жизни и неизбежности смерти человека, даже прославленного героя. Могущественный правитель города. Урук, потрясен смер ртю друга, впервые чувствует свою смертность. Одержимый желанием стать бессмертным. Гильгамеш бросился на поиски вечной жизни. Но человек не может сравниваться с богами, бесполезными будут ее потуги добыть и бессмертие. Единственное, что делает человека бессмертным в памяти людей - это ее славные дел діла.

В высших достижений культуры. Древней. Месопотамии следует отнести успехи в сооружении дворцов и храмовых комплексов. Еще в шумерский период сформировался определенный тип храмового зодчества связан с применением искусственных платформ, на который устанавливался центральный храм. Такие храмовые башни-зикураты были в каждом шумерском городе. Знаменитая. Вавилонская башня - это семиступенчатой ??зикур рат, на вершине которого было расположено святилище верховного бога. Мардука. Одним из семи чудес света были висячие сады при дворце вавилонского царя. Навуходоносора II в (605-562 до не). В области архитектур и важным достижением народов. Месопотамии стало создание арки и сводыепіння.

В отличие от древних египтян, которые рассматривали жизнь как подготовку к смерти в надежде на вечную жизнь, мировоззрение народов. Месопотамии более реалистичным, ориентированным на земные интересы. Жрецы не обещали людям благ в мрачном царстве мертвых. Средством достижения земного счастья считалось подчинение божественной и царской воле; высшими ценностями были успех, уважение, слава

В представлении народов. Месопотамии боги мыслились как человекообразные небесные властители мира, установившие неизменные законы существования и создали людей (из глины) для того, чтобы они служили богам

Боги считались покровителями царской власти, религиозный культ носил официально-государственный характер. Идея обожествления правителя в. Месопотамии не приобрела такой размах как в. Древнем. Египте

Жрецы определяли волю богов главным образом расположением небесных светил. Вавилон является родиной астрологии. Шумерские и вавилонские жрецы-астрономы наблюдали движение небесных светил с высоты своих об бсерваторий, расположенных на верхних площадках храмовых башен. Кроме того, современная цивилизация использует представления о календаре и время, произведенные давньовавилонськимы астрономами (12 месяцев, 7 дней 60 минут, 60 секунд), а также геометрические представления о разделении круга на 360 градусов, о градус как меру дуг и углутів.

Достижение. Месопотамии в области математики, медицины, литературы, архитектуры стали значительным вкладом в сокровищницу мировой культуры

Вместе с тем, религиозные взгляды древних египтян и жителей. Месопотамии определяет одна общая тенденция: переход от политеизма, т.е. веры в многочисленных богов, через поиски новых богов-спасителей к монотеизма - идеи единого и всемогущего бога, что вполне соответствовало новым общественным потребностям в условиях создания мировых империй в период упадка и разложения древнего общества

Поэтому на рубеже нашей эры в ряде религиозных течений. Востока появилось стремление создать новые религиозные и нравственные ценности. Среди этих течений следует особо выделить зороастризм (Персия) и иудаизм (Палестина)

uchebnikirus.com

Особенности цивилизаций Древней Месопотамии и Древнего Египта

Поиск Лекций

Цивилизационный подход к изучению истории

Цивилизация - это некое общество людей, которое живет на одной территории, имеет общие традиции и понятия, имеет одни представления о своем месте в жизни и передает их следующим поколениям. Цивилизационный подход к изучению истории связывают прежде всего с теориями русского социолога Н. Я. Данилевского, немецкого философа О. Шпенглера, английского историка и социолога А. Д. Тойнби, благодаря которому и появилось в социологии понятие "цивилизация". Цивилизационный подход, по их мнению, позволяет всесторонне изучать историю конкретных обществ и народов, ориентирует на изучение таких сторон общественной жизни, как ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др. Социологи обратили внимание на то, что уже в ранней истории возникли крупные социокультурные общности — цивилизации, в состав которых входили многие государства, причём, каждая из них не была жёстко привязана к определённому государству. Ц. основывается на всеобщности различных групп, создающей единство в пространстве и во времени. Эта всеобщность выражается через формы духовности в идеях, символике и ритуалах. Духовный фактор оказывает воздействие на всю систему организации общества, определяет развитие ц.

Классификация ц. представляет в науке сложную проблему и вызывает большие расхождения, так как разные авторы кладут в основу классификации самые разные принципы. Н.Я. Данилевский насчитывал тринадцать культурно — исторических типов, которые развиваются, обособленно друг от друга. О. Шпенглер выделял восемь ц., выражающих коллективную "душу" народа и проходящих определённый жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. А. Тойнби основным критерием выделения ц. называл религию и выделял в истории человечества двадцать одну ц., семнадцать из которых уже мертвы. Каждая ц., по мнению А. Тойнби, возникает как "Ответ" на "Вызов" каких-либо исторических обстоятельств или природных катаклизмов ("Вызов" в конечном счёте, исходит от Бога, каждая цивилизация реализует конечную целевую установку, идущую от Бога.) Движущая сила развития ц. - "творческая элита", увлекающая за собой "инертное большинство". Прогресс человечества А.Тойнби усматривал в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных верований к единой религии будущего. По мнению всех указанных авторов, каждая цивилизация проходит в своём развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение и угасание. Единство мировой истории выступает как сосуществование всех ц., их взаимодействие и взаимосвязь.

 

 

Движущие силы истории

Движущие силы истории-факторы, способные существенно повлиять на ход исторических событий. Конечно же, таких факторов очень много, но можно выделить основные:

Волюнтаризм - мысль, которая исходит из того, что развитие истории определяется разумом и волей отдельных людей. История - это результат деятельности выдающихся личностей. Сторонники волюнтаризма исходят из того, что все материальное, достигнутое человеком, - это воплощение мысли, воли, стремления великих людей, которые посылаются в этот мир свыше. Роль личности в истории имеет особую значимость, так как все зависит от выдающихся личностей.

Следующий фактор - это конспирология, которая объясняет развитие истории заговорами. Вся история - это результат формирования заговоров, их реализации и дальнейшего движения вперед. Сторонники конспирологии считают, что история развивается от одного заговора к другому. В пример можно привести протоколы сионских мудрецов. Считается, что это сборник текстов, в которых представлен документ всемирного еврейского заговора. В текстах излагаются планы завоевания евреями господства. Возможно это выдумка, но сегодня можно встретить немало сторонников этой теории.

Провиденциализм рассматривает исторические события как то, что ниспосылается высшей силой. С этой точки зрения история - божественное благо, которое строится на борьбе «двух градов» - земного и небесного. Эти два града перемешаны в реальности. Люди не осознают своей принадлежности к тому или иному граду. На Божьем суде определяется кто, к какой силе принадлежит.

Более научным фактором является географический детерминизм.Согласно этой концепции, географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни, формируют национальный дух и характер. Этот фактор очень сильно влияет на развитие любого государства. Более того, известный философ Шарль Монтескье считал, что география определяет структуру и строение общества, его развитие.

Еще одна движущая сила истории - это расизм. Идея состоит в том, что История есть борьба между расами. В этой борьбе побеждают наиболее совершенные. Низшей является чёрная раса. Несколько более развитой – жёлтая. Высшей и единственно способной к прогрессу является белая. Пример расизма - это результат развития истории в середине XX века (возникновение германского нацизма).

Геополитика – политологическая концепция, согласно которой политика государств (в основном внешняя) предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.) Лев Гумилёв (1912-1992).Труды: «Этногенез и биосфера земли» (1989), «Древняя Русь и великая Степь» (1992).(Основным действующим лицом истории являются этносы).

Демографический детерминизм объяснят роль численности населения в развитии истории. Томас Роберт Мальтус писал в своей работе о том, что, когда нет препятствий для размножения людей, число их удваивается через каждые 25 лет и, следовательно, возрастает в геометрической прогрессии. Средства существования даже в самых благоприятных условиях возрастают лишь в арифметической прогрессии. Этот разрыв дает толчок к развитию производства.

Следующий фактор - исторический материализм. Он объясняет, что история движется в зависимости от развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, в основе которого лежит классовая борьба. Сторонники теории считают, что классовая борьба неизбежный фактор развития производительных сил. В результате возникает 2 основных класса: пролетариат и буржуазия. Главными фазами развития общества считаются рабовладение, феодализм, капитализм и социализм. История человечества предстаёт как закономерная смена общественно-экономических формаций.

Экологический детерминизм объясняет, что экономика всякого общества это результат соотношения между состоянием культуры и окружающей природы. Это равновесие может быть нарушено в результате природных условий. Чтобы его восстановить, необходимы изменения в экономике.

В основе биологического детерминизма лежит теория Дарвина, о том, что человечество как вид совершенствуется в результате конкуренции. Историки спорят о том, насколько развитие истории связано с этой теорий.

Космический детерминизм исходит из того, что история развивается в зависимости от воздействия космоса на нашу планету. Александр Чижевский в своих трудах писал о том, чтобольшинство социальных катаклизмов и массовых движений произошло в периоды максимума солнечной активности, тогда как на периоды её минимума падает лишь 5% их числа.

Технологический детерминизм объясняет, что крупнейшим переломом в развитии технологии и общества стала аграрная революция, что появление новых технологий приводит к изменению общества, её структуры и строения.

Следующая концепция называется «Идеи правят миром». В своих трудах Философ Карл Ясперс делит историю на четыре периода и особенно выделяет V век до н. э. это время было осью мировой истории. В осевое время произошёл гигантский переворот в духовной жизни, а тем самым и во всей истории человечества. По существу одновременно в Китае возникла философия (Конфуций, Лао-Цзы, Мо-цзы), в Индии – Упанишады, буддизм, в Иране – учение Заратустры, в Палестине пророки. Этот духовный переворот привёл к возникновению науки и техники у германо-романских народов.

Это были основные движущие силы истории. Все эти факторы объясняют, по какой причине могло произойти то или иное историческое событие. Это помогает нам лучше понять ход всемирной истории.

Особенности цивилизаций Древней Месопотамии и Древнего Египта

Месопотамия и Египет – особые цивилизации древности. Они прославлены своим нелегким историческим путем, развитием и достижениями в условиях Древнего Мира.

Географический фактор – основная характерная черта для обеих цивилизаций.

Месопотамия – одна из самых развитых цивилизаций, просуществовала примерно 25 веков, от создания письменности до завоевания Вавилона персами. Она занимала территорию в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат от Персидского залива на юге до Армении на севере.

Египет – долина, образованная нижним течением Нила. Расположен на северо-востоке африканского континента и связан с передней Азией Суэцким перешейком.

Особенность этих цивилизаций – наличие водной артерии, которая существенно влияет на развитие. Месопотамию с северо-запада пересекают Тигр и Евфрат, которые потом сливаются в единый поток(течение за счет таяния снегов)->в Верхней Месопотамии образовываются хорошо разработанные долины. Реки влияют на формирование ландшафтов и саму жизнь населения (занятия земледелием и рыболовством). Богата и культурная растительность. Разливы рек не наступали в одно и то же время, т.к. Тигр и Евфрат пересекали различные климатические зоны. Воды рек несли ил, который содержал полезные соли горных минералов, во время половодья он оставался на полях, удобряя.

Нил – важный фактор для Египта, он впадает в Средиземное море. Разливы начинаются в середине июля и достигают пика осенью. На берегах реки остается плодородный слой ила-> благоприятные условия для земледелия. Нил – единственный источник влаги, «дар» свыше. Экономика Египта основана на продуктивном сельском хозяйстве в плодородной долине Нила.

Роль рек – обогащение почвы, источник влаги. Но и для торговли и коммуникации стран реки играют большую роль. В Месопотамии Тигр и Евфрат связывали район Персидского залива с Анатолией и Средиземноморьем. Благодаря географическому положению и природным условиям Месопотамия стала центром притяжения народов в районном развитии торговли. Нил связывает все части долины между собой и Средиземном морем.

Расположение Месопотамии выгоднее Египта(был ограничен с двух сторон горными цепями и малодоступной территорией на юге.)С одной стороны пустыня, ограничивающая контакты с др.странами, несла постоянную угрозу(нападениеяи песч.бури),но с др. стороны теплый ветер с пустыни обогащал земли Египта солями и поддерживал умеренный климат. Египет более замкнутая цивилизация, поэтому на нее редко нападали. Положение Месопотамии усугубляется тем, что очень много желающих напасть на нее, поэтому они строили защитные стены.

В Месопотамии преобладают полупустынные почвы, деревья растут вдоль рек, там и злаковые растения. Растут финиковые пальмы. Финики –основа питания населения.

В Египте росли также злаковые растения, папирус, виноградная лоза.

Можно выделить еще такие особенности Египта, как установление централизованной деспотичной монархии, разветвленный бюрократический аппарат, абсолютная зависимость всех крестьян, строительство пирамид, создание оросительных каналов,

История Месопотамии очень интересна.

-в начале гос-во Шумер – оросительные система, обработка земли, создание торг. путей. -> появление письменности –клинопись.

-Аккадское царство – введена единая система мер и весов

-династия Ура – строительство храмовых башен-зиккуртов. После падения централизованное гос-во прекратило существование в Месопотамии.

-в XIX возникло 2 гос-ва: государство амореев со столицей Вавилон и гос-во Ассирия – царь Хаммурапи подчинил Ассирию -.> мощная царская держава, законы государства-законы Хаммурапи

-но Ассиирия пыталась вернуть свое могущество, во вт половине VIII до н. э. – период наибольшего могущества, реорганизация военного дела, умелое управление завоеванными территориями, развитие торговли. Позже отдельные центры державы начинают вести междоусобные войны. Поэтому Ассирия прекратило свое существование под ударами Вавилона.

-На рубеже VII-VI до н. э. Вавилония – крупнейшее гос-во Месопотамии. Оно захватило и ликвидировало Иудейское царство. Однако во вт. Пол VI до н. э. Вавилон был захвачен персидским царем - Месопотамия вошла в состав Персии.

Древний Египет и Месопотамия являются великими цивилизациями Древнего мира, которые имели свой собственный путь развития и смогли приспособиться к географическим условиям.

poisk-ru.ru


Смотрите также