Путешественник древнего мира средневековья сообщение. Сообщение об одном из путешествий древности и средневековья ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА !!!!!!! ПРОШУ!
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реферат Развитие путешествий в древности и в эпоху средних веков. Путешественник древнего мира средневековья сообщение


Сообщение об одном из путешествий древности и средневековья...

Путешествие Ковильяна В мае 1487 г. Жуан II направил Перу Ковильяна, хорошо знавшего арабский язык, на восток собрать сведения о торговле пряностями и разыскать в Африке, в Азии или на Восточном море страну царя-попа Ивана — «Землю священника Жуана Индийского», Он добрался до о. Родос, а оттуда в одежде сирийского купца — в Египет. Весной 1488 г. он присоединился к каравану, отправлявшемуся в порт Тор на Красном море, сел там на арабское судно и перешел в Аден. Оттуда Ковильян на другом арабском судне направился в Юго-Западную Индию. В малабарских портах он собирал сведения о внешней торговле Индии и о мореходстве на Индийском океане. Из Каликута Ковильян перешел в Гоа и весной 1489 г.—в Ормуз. Затем он обогнул с юга Аравию и в конце 1489 г. на арабском судне прошел от Северного Сомали вдоль Восточной Африки до Софалы, у 20° ю. ш., где от арабских моряков услышал, что с любого места этого побережья можно пройти морем на запад, и узнал о существовании огромного «Острова Луны», длина береговой линии которого составляет 300 лиг, т.е. около 1800 км (протяженность побережья Мадагаскара около 4 тыс. км).Из Софалы Ковильян морем добрался до Тора и с караваном — до Каира. Там в начале 1491 г. его посетили два португальских еврея с письмом от короля. Жуан II приказывал Ковильяну отправить с одним из них в Португалию письменный отчет, сопровождать другого до Ормуза и продолжать сбор сведений и поиски «Земли священника Жуана». И Ковильян, вторично побывав в Ормузе и обогнув с юга Аравию, вернулся в Красное море, посетил Мекку и Медину, затем Синай и из Тора перешел в Зейлу, преддверие «Земли священника Жуана» — христианской Эфиопии.С 1492 или с 1493 г. Ковильян жил в Эфиопии, где его хорошо встретили как посланца португальского короля, но не отпускали на родину. Он там женился, хоть оставил жену и детей в Португалии, занимал высокие должности, получил поместья. В Эфиопии в 1520 г. его застал первый португальский официальный посол к «царю-царей». Священник посольства Франсишку Алеариш записал рассказ Ковильяна о его странствиях и включил в свой отчет «Правдивое сообщение о землях священника Жуана Индийского» (1540 г.).           Как-то так?)

Оцени ответ

shkolniku.com

Развитие путешествий в древности и в эпоху средних веков

Развитие путешествий и туризма в древности

Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени

связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие неведомые края. Первые сведения о

путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде

мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов.

   В XVII в. на Ближнем Востоке были найдены глиняные таблички с клинописными письменами, подтверждающими существование там великих

центров мировых культур – Междуречья и Месопотамии. В этих письменах содержатся сведения и о первых путешественниках.

Согласно этим письменам, шумерская культура считается одной из древнейших.   К концу IV тысячелетия до н.э. возникли шумерские города, ставшие центрами торговли и ремесла. На глиняных табличках, хранящихся в настоящее время в национальном музее Ирака, можно найти сведения с указанием расстояний и времени пути от одного города к другому, сведения о военных походах, биографии правителей. Имеются даже фрагменты географических карт, изображавших земли древнего Шумерского царства.

 Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому

египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали

со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке

(острова Эгейского моря и остров Крит).

    Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье

Аденского залива. В настоящее время считают что, это территория современного Сомали и Йемена. Главными предметами вывоза из Пунта были рабы, золото, черное дерево, слоновая кость и ароматические смолы мирровых деревьев. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха и пополнения запасов продовольствия.

При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до нашей эры неоднократно совершались экспедиции в южные страны. Фараоны XII династии посылали экспедиции вверх по Нилу.

Сохранились сведения, что в 2750 г. до н.э. египтянин Ханну возглавил

экспедицию на побережье Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и ароматическими смолами. Первое плавание по Средиземному морю было осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н.э. Из источников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ. Веком позже, при фараоне Сахуре, из дельты Нила была отправлена флотилия в Палестину и Сирию, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей.

Путешествия и открытия велись всеми народами мира. Не составляют

исключение в этом плане и такие центры человеческой цивилизации, как

Китай и Индия. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан. Уже в период династии Шань-Инь (XVII – XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии.

  В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм.

Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и

Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия.

    Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих.

Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма

Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались

в период 125 – 120 г. до нашей эры

   Первое – на юго-запад и северо-запад Китая. По нижнему течению Хуанхэ Сыма Цянь прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы до озера Тайху. Далее,

южнее Янцзы и через Чжеэцзян прибыл в последнее владение Китая на юге

провинцию Хунань. Обратный путь проходил по реке Сянцзян, озеро Дунтинху, нижнему течению Янцзы и далее на север.

   Второе – вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Через Сычуань и провинцию Юньнань Сыма Цянь достиг границы Китая с Бирмой.

   Третье – на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию

Ганьсу.

   Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки» явились для последующих историков своего рода эталоном.

На территории Древней Индии, а точнее на северо-западе полуострова

Индостан, в третьем тысячелетии до нашей эры были два центра цивилизации: Хараппы и Мохенджо-Даро. Науке очень мало что известно о культуре этих цивилизаций. Невозможно назвать имена и проследить

конкретные маршруты путешественников. Но археологические раскопки по

косвенным признакам доказывают, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-

Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и

другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.

Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодами человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры народов Древнего мира. В обычаях разных народов было широко распространено покровительство путникам, которое выступало формой зашиты их личности и имущества.

Самыми древними домами, построенными с целью приема гостей, можно считать таверны. В странах Древнего Востока было принято путешествовать на верблюдах, собираясь в большие караваны. На караванных путях для ночевок разбивали шатры. Опасаясь песчаных бурь и нападения разбойников, путники нередко останавливались в так называемых караван-сараях, первые свидетельства о которых относятся еще к III тыс. до н.э., к временам Древней Ассирии. Постепенно караван-сараи превратились в своеобразные гостиничные комплексы, которые включали загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Удобства, которые предоставлялись путешественникам в Азии, значительно превосходили те, на которые в это время можно было рассчитывать в Европе.

С развитием торговли появилась потребность в создании для путешествующих не только заведений для приема пищи, но и для ночлега. Передвижение в те времена было медленным и трудным, таверн в Европе было совсем мало. Многим путникам приходилось уповать на гостеприимство в частных домах. В Древней Греции еще в I тыс. до н.э. начинается развитие гостиниц. Древние греки были достаточно гостеприимными. В богатых домах можно было получить бесплатный ночлег, для этого существовали особые комнаты для гостей. В курортных местностях строились жилища для сдачи внаем приезжающим. Хуже приходилось путнику, если ему приходилось заночевать в дороге, не доехав до города. Придорожных постоялых дворов было очень мало. Развитие сообщений приводит к формированию самобытного обычая, когда право чужестранцев на гостеприимство защищают особые «Союзы гостеприимства». В греческих городах-полисах существовали частные заезжие дворы — катагогии, но их содержание не считалось делом достойным. Поэтому большинство гостиниц были государственными. Эти так называемые пандокеи строились в местах проведения спортивных игр, в курортных местностях и т.д. В этих гостиницах путникам предлагали только ночлег, провизию же ему приходилось возить с собой.

Потребность в развитии системы гостеприимства была обусловлена и размерами Римской империи. Для более или менее оперативного управления государством была создана густая сеть дорог, связывавших столицу с другими городами. Этими дорогами охотно пользовались путешественники. Еще в I в. до н.э. на всех главных дорогах Римской империи возникли государственные постоялые дворы. Они располагались на расстоянии одного дня езды на лошади, т.е. примерно через каждые 25 миль, ими пользовались лишь правительственные чиновники и гонцы по специальным разрешениям. Позднее постоялые дворы предоставили свои услуги всем желающим путешественникам. За определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, а также жилье и питание.

Культурный туризм.

Древние греки были большими любителями путешествий, они охотно посещали дальние страны с целью получения знаний. Так, мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью изучения побывали философ и математик Пифагор, законодатель Солон. Философ Платон, совершив дальнее странствие, по возвращении домой основал философскую школу. Не только знания, но и красоты этих стран привлекали древнегреческих путешественников. Во времена Древней Греции и Древнего Рима было создано немало памятников художественной культуры, которые сегодня составляют коллекции лучших музеев мира. Интерес к собиранию произведений искусства появился еще у жителей древнегреческих городов-полисов. Возникшие в то время первые «мусейоны» представляли собой храмы муз, содержавшие собрания произведений искусства, сакральных предметов и книг.

В разных странах древних путешественников привлекали прекрасные архитектурные сооружения. Самые выдающиеся из них, поражавшие воображение людей того времени грандиозностью и великолепием, были названы «чудесами света». Их было семь. Это легендарные висячие сады Семирамиды в Вавилоне, которые попали в список «Семи чудес света» из-за своей красоты; храм Артемиды в Эфесе, по словам историка Ампелия, он «был самым большим, изысканным и величественным храмом на свете»; статуя Зевса работы греческого скульптора Фидия, знаменитая не столько размерами (12 м), сколько своим художественным достоинством; гробница Мавсола, а также Колосс Родосский — медная статуя у входа в гавань Родоса, более 70 м вышиной, изображавшая Гелиоса (бога солнца у древних греков), и мраморная башня маяка высотой около 180 м, построенная на острове Фаросе. Понять чувства восхищения древних жителей Средиземноморья можно, взглянув на единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней, — египетские пирамиды.

Египет — страна пирамид — привлекал древних путешественников. Увидеть пирамиды было целью путешествий многих древних греков и римлян, которые старательно осматривали эти сооружения, не имевшие себе равных благодаря величественным размерам и неповторимости. Пирамиды донесли до нас свидетельства о древних «туристах», которые оставили на их стенах немало коротких надписей. Таких надписей, относящихся к временам Древней Греции и Древнего Рима, известный египтолог Ж. Байе обнаружил более двух тысяч только у гробниц фараонов в Фивах.

Древний мир любил массовые зрелищные мероприятия. В Древней Греции проводилось немало спортивных состязаний. Это Истмийские игры, проходившие на Коринфском перешейке, Немейские игры, проводившиеся около храма Зевса, Пифийские игры и, конечно, Олимпийские игры, на которые стекалось большое количество народа со всех уголков древнего мира. История Олимпийских игр восходит к 776 г. до н.э. Игры справлялись в честь бога Зевса каждые 4 года летом в священной области Олимпия. Постепенно из культовых игр, имевших вначале лишь религиозное значение. Олимпийские игры превратились в крупнейшее, уникальное событие спортивной и культурной жизни Греции. Принимать участие в Олимпийских играх и быть зрителем могли только свободные греки, полноправные граждане греческих полисов, позднее также и римляне. Десятки тысяч людей ехали в Олимпию, шли пешком, плыли на кораблях. Вокруг Олимпии вырастал целый город из палаток. Постепенно игры стали организовываться и в других городах Греции. В городах, где проводились игры, развивалась сеть различных услуг для гостей и участников. Реконструировались общественные бани, решались вопросы питания и развлечений большого числа людей во время проведения игр.

Олимпийские игры способствовали развитию культуры, искусства и философии в Древнем мире, так как они сопровождались представлениями артистов, певцов и музыкантов. Игры давали великолепную возможность ученым и людям искусства познакомить со своими творениями тысячи людей.

Лечебный туризм.

Сказки о «живой» и «мертвой» воде, легенды о целебных свойствах источников, сказания об их чудодейственной силе известны с давних времен и составляют неотъемлемую часть фольклора разных народов. Многие природные источники были открыты еще первобытными людьми. На местах выхода «чудесных» источников строились храмы. Использование целебной воды становилось порой элементом религиозного культа. К числу наиболее древних, как полагают ученые, относящихся еще к бронзовому веку, принадлежат остатки капитальных сооружений на источниках углекислых вод в окрестностях современного швейцарского курорта Сант-Мориц.

Водолечение было распространено и в Древней Греции. На страницах древнегреческих текстов описывается использование минеральных вод, купание в морской воде с лечебной целью. Там, где открывались живительные родники, возникали святилища бога врачевания Асклепия.

Также с незапамятных времен люди использовали и целебные свойства грязей. Еще в Древнем Египте больные обмазывались грязями Нила и лежали на берегу под горячими лучами солнца.

Древний Рим также был знаком с лечебными путешествиями, которые совершались людьми в надежде получить исцеление. В I—II в. в Риме особого расцвета достигла медицина, что привело к появлению и широкому распространению путешествий с целью лечения различных заболеваний. География «лечебного туризма» древности была достаточно обширной. Этому способствовали сравнительно безопасные и хорошие дороги. Путешественники пользовались благами римской цивилизации: разветвленной сетью дорог и надежными судами, способными преодолевать большие расстояния. Египет также считался у римлян лечебным курортом, где можно было, по мнению древних врачей, вылечить чахотку.

Состоятельные римляне любили отдыхать на морских курортах побережья и многочисленных островах Средиземного моря. Тут возводились виллы императоров и известных общественных деятелей. Среди них курорт Байи (ныне Бая) на берегу Неаполитанского залива, воспетый поэтом Горацием. Байя долго считался одним из самых благоприятных мест для отдыха и восстановления сил. Этот курорт с террасообразно расположенными термами был излюбленным местом отдыха и лечения, сюда приезжали для отдыха и лечения Марий, Помпеи, Цезарь и др. У лечебного источника Аквеальбуле в ту пору располагался грандиозный бальнеологический комплекс с бассейнами и виллами аристократов.

 Таким образом, во всех основных цивилизациях древности активно со-

вершались путешествия и походы с различными целями. Человечество раз-

вивалось и осваивало новые территории. Наряду с этим, менялся образ жиз-

ни, традиции, происходило взаимопроникновение культур.

Походы и путешествия средневековья.

Начало средневековья ознаменовалось «великим переселением народов».

Северные европейские народы также пришли в движение в необычайных

размерах. Римская империя пыталась регулировать этот процесс. С некоторыми народами заключали договоры, позволявшие им селиться на территории империи, где для них выделялись казенные или отторгнутые от больших поместий земли.

 В раннее средневековье регулярное дорожное сообщение существовало

благодаря римским дорогам. С IV в. их начинают восстанавливать, и они

приобретают «вторую жизнь». В Центральной Европе первая дорога государственного значения была построена между Майнцем и Кобленцем. Всю Центральную Европу пересекала грунтовая дорога – «Виндобонская стрела» – из Прибалтики до Виндобоны (Вены). По ней доставляли янтарь. Лучшие дороги в Византийской империи были на Балканах.

   Широкое распространение в средние века получило паломничество. Покровителями паломников в средневековье становятся волхвы: Бальтазар,

Мельхиор и Каспар, совершившие странствие для поклонения Младенцу

Иисусу. Они стали почитаться христианами со II века.

   Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III – IV вв. При императоре Константине были построены храмы в Иерусалиме, в частности

Храм «Гроба Господня». Мать Константина, царица Елена, предприняла

странствие в Иерусалим, где содействовала открытию «Древа Креста Господня» в одной из пещер, недалеко от Голгофы. К этому времени восходят

имена таких известных паломников, как св. Порфирия, впоследствии ставшим епископом Газским; Евсевия Кремонского; св. Иеронима, изучавшего в

Вифлееме Святое Писание апостола Павла; дочь Иеронима – Евстахия из

знаменитого рода Гракхов, которая похоронена недалеко от места рождения

Иисуса Христа.

   По мере распространения христианства, в Европе все больше появлялось

желающих посетить Палестину. В IV в. паломничество в Святую Землю сделалось настолько массовым явлением, что и среди самих паломников оно

часто стало восприниматься просто как «зарубежный туризм». Уже в V в.

для паломников, следовавших из Галлии, был составлен маршрут, или дорожник, который служил им путеводителем от берегов Роны и Дордоны до

реки Иордан.

 Но в VII в. при халифе Омаре случилось событие, которое для христиан

считается самым большим бедствием со времен рождения Христа. Священный город Иерусалим был захвачен мусульманами.

Однако даже и в этих условиях паломничество к святым местам продолжалось. Наиболее благоприятные условия для паломничества сложились во

времена правления халифа из династии Абассидов – Гаруна аль-Рашида (786

– 809). Между ним и императором Карлом Великим (768 – 814) установились полные взаимного уважения отношения.

В это время в Иерусалиме по указу Карла

Великого был построен специальный странноприимный дом для паломников.

   Начиная с IX в., паломничество стало налагаться в виде публичной кары

и средства к искуплению вины. А в XI в. католическая церковь заменила паломничеством церковное покаяние.

   Таким образом, паломничество является одной из сторон внутренней мотивации туризма и близко самым естественным чувствам человека, помноженным на религиозный порыв. В большой чести у паломников были св. Иларий в Пуатье, св. Марциал в Лиможе, св. Сернен в Тулузе, св. Дени в Париже, св. Реми в Реймсе, св. Мартин в Type, которым шли поклоняться за

200 км и более. Со временем объектами поклонения паломников становятся

гробницы епископов. Известно паломничество основателя франкского государства Хлодвига к обители Сен-Мартен в Type в 498 г.

   К «местным» паломническим центрам можно отнести Гаргано, знаменитый чудесами св. Михаила, или Кассино, прославленный св. Бенедиктом.

Были свои святыни и на Пиренейском полуострове, занятом маврами, куда

также шли паломники из Европы. Французский король Робер ездил в Рим

поклониться мощам св. Петра и Павла. Одной из христианских святынь, находившихся в Галисии, была могила Святого Иакова.

   Паломничество породило еще один вид путешествий – странствия с

миссионерскими целями. Одним из первых миссионеров, распространявших христианство еще в IV в. в европейских странах, был Мартин Турский.

Начав проповедническую деятельность в районах северо-западной Галлии,

он затем отправился в Британию. Там его деятельность была настолько успешна, что многие бритты, став христианами, в свою очередь занялись миссионерской деятельностью. Они распространили христианство в Ирландии и

далее, вплоть до Исландии.

   В IV – VIII вв. ирландская церковь по уровню культуры занимала лидирующее положение в Европе. Многие из ирландских монахов стали основными проповедниками христианства.

Вслед за монахами на Ближний Восток проникали купцы. Наиболее известным из них был александрийский купец Косма. В VI в. он побывал в

Эфиопии, Индии и Западной Азии, за что получил прозвище Индокоплов,

т.е. «плаватель в Индию». После возвращения он написал сочинение «Христианская топография Вселенной».

Наряду с миссионерами и купцами, путешествия совершали пилигримы

(странствующие монахи), которые переходили из одного монастыря в другой. Их принимали везде и вместо платы за проживание просили, чтобы они молились за хозяев. Пилигримы шли и в Египет, где странствовали по пустыням близ древнего Мемфиса, «приобщаясь» к жизни знаменитых пустынников – Павла и Антония. Но, конечно, самым сокровенным желанием было посещение Иерусалима.

    Пилигримов было столь много, что во второй половине VIII в. специально для них были созданы путеводители (итинерарии).

Но, несмотря на развитую систему паломничества и миссионерства в Европе, доминирующее положение в области путешествий и открытий эпохи

Средневековья принадлежит арабским путешественникам.

    В VII в. н.э. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, завоевали

огромную территорию. На востоке – Иранское нагорье и Туркестан, к северу

от Аравии – Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-

западе – Сирию и Палестину, на западе – всю Северную Африку. В 711 г.

арабы переправились через Гибралтар и завоевали почти весь Пиренейский

полуостров.

    Таким образом, к VIII в. арабы владели западным, восточным и южным

побережьем Средиземного моря, всем побережьем Красного моря и Персидского залива, а также северным побережьем Аравийского моря. Они владели и важнейшими сухопутными дорогами, связывающими Европу с Азией и Китаем.

Арабские ученые-путешественники IX – XIV вв. внесли

большой вклад в историю освоения и открытия новых земель, значительно

расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомив Западную Европу с Азиатским материком, что способствовало сближению азиатской и европейской цивилизаций.

   Но арабские завоевания имели и негативный оттенок для Европы. С возникновением арабского халифата для европейцев были закрыты пути на

рынки восточных и европейских стран, полностью исключалось сухопутное

сообщение с Индией. Это привело к тому, что в IX в. произошел сдвиг торговых путей на север Европы.

   Самыми отважными мореплавателями среди европейцев в этот период

были норманны. Норманнские мореплаватели были известны под различными именами: фризы, жившие на территории современных Бельгии и Голландии; кельты, англосаксы, франки, жившие на территории современных

Ирландии, Англии и Франции; викинги, скандинавы, остманы, нордлейды,

жившие на территории современных Финляндии, Норвегии и Швеции; даны,

аксаматы, гейды, исторлинги, жившие на территории современной Дании,

на севере Германии, а также на побережье Балтийского моря. Норманны, т.е.

северные люди, было общим названием для этих народов. В Византии их называли варангами, на Руси – вярягами, а арабы называли их мадхусами, что

значит «языческие чудовища».

 Но самое большое достижение норманнских мореплавателей в том, что

они еще в IX в. достигали берегов Северной Америки. Навигационных приборов норманны не знали. В открытом море они ориентировались по звездам и Солнцу. Определить свое местоположение им помогала также глубина и температура воды в океане. Кроме того, они ориентировались по полету птиц. Известно так же, что когда норманны плыли к Гренландии, они ориентировались в пути по движению косяков рыбы – трески и сельди.

   В 985 г. один из кораблей, руководимый Бьярни, плывший из Исландии в

Гренландию, был отнесен далеко на запад, но моряки сумели все же приплыть обратно в Гренландию, где рассказали о новой чудесной земле, покрытой густыми лесами. В 1000 г. Лейф Эйриксон открыл Америку. На этот раз открытие новых земель не было случайным. Лейф отправился всего на одном корабле с командой из 35 человек. Они делали остановки на полуострове Лабрадор, которому дали имя Маркланд – «Лесная страна», и в районе острова Ньюфаундленд или Новой Англии, назвав эту землю  Винланд – «Земля винограда». В Винланде норвежцы зазимовали. После возвращения в

Гренландию было решено колонизировать эти земли. Группа переселенцев,

возглавляемая братом Лейфа Эйриксона, прибыла в Винланд и даже посели-

лась в тех домах, которые викинги себе построили для зимовки.

   Но дружественные отношения с аборигенами у переселенцев не сложились. Это даже следует из того, что викинги назвали их «скраелингами» –

негодяями. Викинги бежали. И хотя были предприняты еще пять экспедиций

в Винланд, они также окончились неудачей из-за столкновений с индейцами.

Двигаясь на восток, норманны пересекали Балтийское море, заходили в

Рижский и Финский заливы, и по рекам Восточной Европы достигали Черного моря, а оттуда проникали в Византию. В северном направлении норманны огибали Скандинавский полуостров и доходили до Белого моря. В

западном направлении они первыми пересекли Атлантический океан и колонизировали Исландию.

Норманны укрепились на северных и восточных берегах Британии и на

востоке Ирландии. На территории нынешней Франции они укрепились в низовьях Сены. Эта территория и до сегодняшнего дня носит название Нормандия.

   Норманнов привлекали богатые торговые города Европы. В то время у

европейцев не было регулярных армий, поэтому они оказались практически

бессильными перед опустошительными набегами викингов. Норманны совершали набеги на атлантические берега Пиренейского полуострова, прони-

кали в Средиземное море через Гибралтарский пролив, грабили Южную Европу и доходили до Сицилии.

   Несмотря на грабительский характер некоторых путешествий норманнов,

их открытия и усовершенствования в морском деле оказали положительное

влияние на подготовку и проведение путешествий последующих мореплавателей. Кроме того, они сумели вывести европейскую торговлю из тупика,

что было вызвано арабскими завоеваниями и захватом арабами основных

межконтинентальных торговых путей.

   В IX–XI вв. в Европе продолжал развиваться паломнический туризм.

 Для приема паломников и других странников устраивались гостиницы –

госпитали (hospes). В XI в. особенно славился своим приемом паломников,

следующих из Бургундии в Италию, монастырь на горе Ценисе.

   В этом же веке в Испании для паломников создаются приюты – альбергерии и оспиталии, где можно было не только отдохнуть, но и получить меди-

цинскую помощь и обменять деньги. Приюты на горных дорогах обязывали

их смотрителей во время снегопада или тумана звонить в колокол и даже выступать в роли проводников.

   Особую услугу для паломников оказывал рыцарский Орден госпитальеров (иоаннитов). Он берет свое начало от госпиталя, расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще задолго до арабских завоеваний принимали и лечили пилигримов, пришедших в Святую Землю. Задачей

братства была помощь паломникам и купцам, а также их защита от разбоя

неверных, что вызвало боевой дух рыцарей этого Ордена. Госпитальерами

была создана целая сеть гостиниц по всему Ближнему Востоку.

   Но постепенно на первое место стали все больше выдвигаться военные

цели, помощь паломникам оказывали лишь отдельные рыцари Ордена. В

1259 г. папа римский даже специальным указом утверждает три вида членов

Ордена: рыцари, священники и братья-госпитальеры.

   Несмотря на развитую систему приютов и гостиниц, совершать паломничество к святым местам становится все труднее. Паломники попадали в Иерусалим через Ефраимские ворота, при входе с них брали подать. Перед воротами часто скапливались многотысячные толпы странников в ожидании

богатого паломника, который смог бы уплатить за них пошлину. Измученные голодом и нищетой странники вынуждены были месяцами ждать своего

часа.  Но даже те, кто

заплатил налог, не чувствовали себя в безопасности. Участились случаи нападения на паломников, идущих к святым местам.

   В Европе забили тревогу. В 1095 г. папа Урбан II перед тысячной толпой верующих города Клермона произнес проповедь, призывавшую к священной войне против неверных. Так началась эпоха крестовых походов. Официально провозглашаемыми целями крестовых походов было освобождение Святой Земли от неверных –

мусульман – и завладение общехристианскими святынями, отданными на

«поругание» исламу. Сам термин «крестовые походы» в то время не употреблялся. Он возник в конце XVII в., когда придворным историком Людовика XIV Луи Мэмбуром был написан научный труд, посвященный этой эпохе. Он назвался «История крестовых походов».

Благодаря этим походам Европа смогла познакомиться с достижениями

науки и культуры арабского мира. Европейские ученые значительно обогатили свои познания в области астрономии, географии, математики, химии.

   В Европе возникают университеты. Первым университетом можно считать Болонский, основанный в конце XI в. В 1200 г. возникает Парижский

университет, который учредительной грамотой Филиппа II оформляется как

«Сорбонна». В XII в. были основаны Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский в Испании и Неаполитанский в Италии.

Арабские философы перевели на арабский язык и сохранили многие произведения античных авторов, в частности Аристотеля.

В европейской литературе стали появляться новые сюжеты, заимствованные из произведений восточных авторов.

   Разнообразнее стала пища. Европейцы стали культивировать до этого им

неизвестные рис, абрикосы, лимоны, гречиху, арбузы, фисташки, употреблять сахар, получаемый из сахарного тростника. До этого в Европе единственным сладким продуктом был мед.

В XII в. в Европе начали сооружать ветряные мельницы. Крестоносцы их

увидели в Сирии. Восточного происхождения некоторые ткани, например

атлас, что в переводе с арабского означает «красивый». С конца XII в. стали

разводить почтовых голубей, которых давно уже использовали арабы.

   Крестовые походы дали значительный толчок сухопутным путешествиям.

   Дальнейшее развитие путешествий связано с монгольскими завоеваниями. В начале XIII в. монголо-татары создали огромную империю от Дуная до

Тихого океана. В результате монгольских завоеваний были созданы пути через восточную Европу в Среднюю Азию и Китай. В европейских кругах считали, что с монголами можно не только торговать, но и использовать их в

качестве союзников в борьбе с мусульманами во время крестовых походов.

Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко

Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и

прослужил при дворе великого хана почти 25 лет. Большое впечатление на Марко Поло произвела система путей сообщения, установленная по всей монгольской империи, и особенно в Китае, где Хубилай-ханом она была доведена практически до совершенства.

От Ханбалыка во все главные провинции Китая шли большие дороги, обсаженные

деревьями. На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в населённых и до

28 км в пустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошо

оборудованные и снабжённые запасами всякого рода провизии, так называемые

ямы. Марко Поло, на службе хана объездивший весь Китай вдоль и поперёк, сообщает, что эти «ямы» были так хорошо обставлены, что «даже король, если

бы ему пришлось тут остановиться, остался бы доволен». В каждой комнате

имелись шёлковые постели, чистое шёлковое бельё и все необходимые

принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику. При каждой яме были конюшни на 200-400 лошадей. Иногда  в пустынях вместо

них содержались верблюды. В каждом таком станционном  доме-яме был смотритель, следивший за тем, чтобы лошади и ямщики были всегда наготове.

Между большими почтовыми станциями на расстоянии трёх миль одна от другой

были расположены подстанции для гонцов-пешеходов, которые не могли быстро

бежать более 21 км. Для самой быстрой почты на этих подстанциях держали и

перекладных лошадей. В этом случае имелись не только лошади, но и гонцы.

Приближаясь, первый гонец звонил в колокольчик, подвешенной к поясу, давая

знать о своём прибытии второму гонцу, который брал почту, вскакивал на

приготовленную для него лошадь и мчался дальше.

Поло вернулся в 1295г. в Венецию, принял участие в войне с Генуей, был

пленён и, сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях

товарищу по заключению пизанцу Рустичиано, которую назвал: «Книга Марко Поло о разнообразии мира».

Таким образом, благодаря путешественникам и исследователям Средневековья было исследовано громадное пространство от Норвегии до Китая.

Изучены берега Атлантического океана, Средиземного и Красного морей,

Индийского океана и Китайского моря. Путешественники проникали во

внутренние области разных стран – от Египта до Эфиопии, от Малой Азии

до Кавказа, от Индии и Китая до Монголии. Корабли хорошо ориентировались в режиме ветров, появились навигационные приборы, что позволяло

уже уверенно пускаться в далекие плавания и создавало перспективу для новых открытий.

www.coolreferat.com

Реферат Развитие путешествий в древности и в эпоху средних веков

Развитие путешествий и туризма в древности

Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени

связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие неведомые края. Первые сведения о

путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде

мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов.

   В XVII в. на Ближнем Востоке были найдены глиняные таблички с клинописными письменами, подтверждающими существование там великих

центров мировых культур – Междуречья и Месопотамии. В этих письменах содержатся сведения и о первых путешественниках.

Согласно этим письменам, шумерская культура считается одной из древнейших.   К концу IV тысячелетия до н.э. возникли шумерские города, ставшие центрами торговли и ремесла. На глиняных табличках, хранящихся в настоящее время в национальном музее Ирака, можно найти сведения с указанием расстояний и времени пути от одного города к другому, сведения о военных походах, биографии правителей. Имеются даже фрагменты географических карт, изображавших земли древнего Шумерского царства.

 Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому

египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали

со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке

(острова Эгейского моря и остров Крит).

    Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье

Аденского залива. В настоящее время считают что, это территория современного Сомали и Йемена. Главными предметами вывоза из Пунта были рабы, золото, черное дерево, слоновая кость и ароматические смолы мирровых деревьев. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха и пополнения запасов продовольствия.

При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до нашей эры неоднократно совершались экспедиции в южные страны. Фараоны XII династии посылали экспедиции вверх по Нилу.

Сохранились сведения, что в 2750 г. до н.э. египтянин Ханну возглавил

экспедицию на побережье Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и ароматическими смолами. Первое плавание по Средиземному морю было осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н.э. Из источников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ. Веком позже, при фараоне Сахуре, из дельты Нила была отправлена флотилия в Палестину и Сирию, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей.

Путешествия и открытия велись всеми народами мира. Не составляют

исключение в этом плане и такие центры человеческой цивилизации, как

Китай и Индия. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан. Уже в период династии Шань-Инь (XVII – XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии.

  В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм.

Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и

Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия.

    Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих.

Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма

Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались

в период 125 – 120 г. до нашей эры

   Первое – на юго-запад и северо-запад Китая. По нижнему течению Хуанхэ Сыма Цянь прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы до озера Тайху. Далее,

южнее Янцзы и через Чжеэцзян прибыл в последнее владение Китая на юге

провинцию Хунань. Обратный путь проходил по реке Сянцзян, озеро Дунтинху, нижнему течению Янцзы и далее на север.

   Второе – вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Через Сычуань и провинцию Юньнань Сыма Цянь достиг границы Китая с Бирмой.

   Третье – на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию

Ганьсу.

   Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки» явились для последующих историков своего рода эталоном.

На территории Древней Индии, а точнее на северо-западе полуострова

Индостан, в третьем тысячелетии до нашей эры были два центра цивилизации: Хараппы и Мохенджо-Даро. Науке очень мало что известно о культуре этих цивилизаций. Невозможно назвать имена и проследить

конкретные маршруты путешественников. Но археологические раскопки по

косвенным признакам доказывают, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-

Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и

другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.

Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодами человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры народов Древнего мира. В обычаях разных народов было широко распространено покровительство путникам, которое выступало формой зашиты их личности и имущества.

Самыми древними домами, построенными с целью приема гостей, можно считать таверны. В странах Древнего Востока было принято путешествовать на верблюдах, собираясь в большие караваны. На караванных путях для ночевок разбивали шатры. Опасаясь песчаных бурь и нападения разбойников, путники нередко останавливались в так называемых караван-сараях, первые свидетельства о которых относятся еще к III тыс. до н.э., к временам Древней Ассирии. Постепенно караван-сараи превратились в своеобразные гостиничные комплексы, которые включали загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Удобства, которые предоставлялись путешественникам в Азии, значительно превосходили те, на которые в это время можно было рассчитывать в Европе.

С развитием торговли появилась потребность в создании для путешествующих не только заведений для приема пищи, но и для ночлега. Передвижение в те времена было медленным и трудным, таверн в Европе было совсем мало. Многим путникам приходилось уповать на гостеприимство в частных домах. В Древней Греции еще в I тыс. до н.э. начинается развитие гостиниц. Древние греки были достаточно гостеприимными. В богатых домах можно было получить бесплатный ночлег, для этого существовали особые комнаты для гостей. В курортных местностях строились жилища для сдачи внаем приезжающим. Хуже приходилось путнику, если ему приходилось заночевать в дороге, не доехав до города. Придорожных постоялых дворов было очень мало. Развитие сообщений приводит к формированию самобытного обычая, когда право чужестранцев на гостеприимство защищают особые «Союзы гостеприимства». В греческих городах-полисах существовали частные заезжие дворы — катагогии, но их содержание не считалось делом достойным. Поэтому большинство гостиниц были государственными. Эти так называемые пандокеи строились в местах проведения спортивных игр, в курортных местностях и т.д. В этих гостиницах путникам предлагали только ночлег, провизию же ему приходилось возить с собой.

Потребность в развитии системы гостеприимства была обусловлена и размерами Римской империи. Для более или менее оперативного управления государством была создана густая сеть дорог, связывавших столицу с другими городами. Этими дорогами охотно пользовались путешественники. Еще в I в. до н.э. на всех главных дорогах Римской империи возникли государственные постоялые дворы. Они располагались на расстоянии одного дня езды на лошади, т.е. примерно через каждые 25 миль, ими пользовались лишь правительственные чиновники и гонцы по специальным разрешениям. Позднее постоялые дворы предоставили свои услуги всем желающим путешественникам. За определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, а также жилье и питание.

Культурный туризм.

Древние греки были большими любителями путешествий, они охотно посещали дальние страны с целью получения знаний. Так, мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью изучения побывали философ и математик Пифагор, законодатель Солон. Философ Платон, совершив дальнее странствие, по возвращении домой основал философскую школу. Не только знания, но и красоты этих стран привлекали древнегреческих путешественников. Во времена Древней Греции и Древнего Рима было создано немало памятников художественной культуры, которые сегодня составляют коллекции лучших музеев мира. Интерес к собиранию произведений искусства появился еще у жителей древнегреческих городов-полисов. Возникшие в то время первые «мусейоны» представляли собой храмы муз, содержавшие собрания произведений искусства, сакральных предметов и книг.

В разных странах древних путешественников привлекали прекрасные архитектурные сооружения. Самые выдающиеся из них, поражавшие воображение людей того времени грандиозностью и великолепием, были названы «чудесами света». Их было семь. Это легендарные висячие сады Семирамиды в Вавилоне, которые попали в список «Семи чудес света» из-за своей красоты; храм Артемиды в Эфесе, по словам историка Ампелия, он «был самым большим, изысканным и величественным храмом на свете»; статуя Зевса работы греческого скульптора Фидия, знаменитая не столько размерами (12 м), сколько своим художественным достоинством; гробница Мавсола, а также Колосс Родосский — медная статуя у входа в гавань Родоса, более 70 м вышиной, изображавшая Гелиоса (бога солнца у древних греков), и мраморная башня маяка высотой около 180 м, построенная на острове Фаросе. Понять чувства восхищения древних жителей Средиземноморья можно, взглянув на единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней, — египетские пирамиды.

Египет — страна пирамид — привлекал древних путешественников. Увидеть пирамиды было целью путешествий многих древних греков и римлян, которые старательно осматривали эти сооружения, не имевшие себе равных благодаря величественным размерам и неповторимости. Пирамиды донесли до нас свидетельства о древних «туристах», которые оставили на их стенах немало коротких надписей. Таких надписей, относящихся к временам Древней Греции и Древнего Рима, известный египтолог Ж. Байе обнаружил более двух тысяч только у гробниц фараонов в Фивах.

Древний мир любил массовые зрелищные мероприятия. В Древней Греции проводилось немало спортивных состязаний. Это Истмийские игры, проходившие на Коринфском перешейке, Немейские игры, проводившиеся около храма Зевса, Пифийские игры и, конечно, Олимпийские игры, на которые стекалось большое количество народа со всех уголков древнего мира. История Олимпийских игр восходит к 776 г. до н.э. Игры справлялись в честь бога Зевса каждые 4 года летом в священной области Олимпия. Постепенно из культовых игр, имевших вначале лишь религиозное значение. Олимпийские игры превратились в крупнейшее, уникальное событие спортивной и культурной жизни Греции. Принимать участие в Олимпийских играх и быть зрителем могли только свободные греки, полноправные граждане греческих полисов, позднее также и римляне. Десятки тысяч людей ехали в Олимпию, шли пешком, плыли на кораблях. Вокруг Олимпии вырастал целый город из палаток. Постепенно игры стали организовываться и в других городах Греции. В городах, где проводились игры, развивалась сеть различных услуг для гостей и участников. Реконструировались общественные бани, решались вопросы питания и развлечений большого числа людей во время проведения игр.

Олимпийские игры способствовали развитию культуры, искусства и философии в Древнем мире, так как они сопровождались представлениями артистов, певцов и музыкантов. Игры давали великолепную возможность ученым и людям искусства познакомить со своими творениями тысячи людей.

Лечебный туризм.

Сказки о «живой» и «мертвой» воде, легенды о целебных свойствах источников, сказания об их чудодейственной силе известны с давних времен и составляют неотъемлемую часть фольклора разных народов. Многие природные источники были открыты еще первобытными людьми. На местах выхода «чудесных» источников строились храмы. Использование целебной воды становилось порой элементом религиозного культа. К числу наиболее древних, как полагают ученые, относящихся еще к бронзовому веку, принадлежат остатки капитальных сооружений на источниках углекислых вод в окрестностях современного швейцарского курорта Сант-Мориц.

Водолечение было распространено и в Древней Греции. На страницах древнегреческих текстов описывается использование минеральных вод, купание в морской воде с лечебной целью. Там, где открывались живительные родники, возникали святилища бога врачевания Асклепия.

Также с незапамятных времен люди использовали и целебные свойства грязей. Еще в Древнем Египте больные обмазывались грязями Нила и лежали на берегу под горячими лучами солнца.

Древний Рим также был знаком с лечебными путешествиями, которые совершались людьми в надежде получить исцеление. В I—II в. в Риме особого расцвета достигла медицина, что привело к появлению и широкому распространению путешествий с целью лечения различных заболеваний. География «лечебного туризма» древности была достаточно обширной. Этому способствовали сравнительно безопасные и хорошие дороги. Путешественники пользовались благами римской цивилизации: разветвленной сетью дорог и надежными судами, способными преодолевать большие расстояния. Египет также считался у римлян лечебным курортом, где можно было, по мнению древних врачей, вылечить чахотку.

Состоятельные римляне любили отдыхать на морских курортах побережья и многочисленных островах Средиземного моря. Тут возводились виллы императоров и известных общественных деятелей. Среди них курорт Байи (ныне Бая) на берегу Неаполитанского залива, воспетый поэтом Горацием. Байя долго считался одним из самых благоприятных мест для отдыха и восстановления сил. Этот курорт с террасообразно расположенными термами был излюбленным местом отдыха и лечения, сюда приезжали для отдыха и лечения Марий, Помпеи, Цезарь и др. У лечебного источника Аквеальбуле в ту пору располагался грандиозный бальнеологический комплекс с бассейнами и виллами аристократов.

 Таким образом, во всех основных цивилизациях древности активно со-

вершались путешествия и походы с различными целями. Человечество раз-

вивалось и осваивало новые территории. Наряду с этим, менялся образ жиз-

ни, традиции, происходило взаимопроникновение культур.

Походы и путешествия средневековья.

Начало средневековья ознаменовалось «великим переселением народов».

Северные европейские народы также пришли в движение в необычайных

размерах. Римская империя пыталась регулировать этот процесс. С некоторыми народами заключали договоры, позволявшие им селиться на территории империи, где для них выделялись казенные или отторгнутые от больших поместий земли.

 В раннее средневековье регулярное дорожное сообщение существовало

благодаря римским дорогам. С IV в. их начинают восстанавливать, и они

приобретают «вторую жизнь». В Центральной Европе первая дорога государственного значения была построена между Майнцем и Кобленцем. Всю Центральную Европу пересекала грунтовая дорога – «Виндобонская стрела» – из Прибалтики до Виндобоны (Вены). По ней доставляли янтарь. Лучшие дороги в Византийской империи были на Балканах.

   Широкое распространение в средние века получило паломничество. Покровителями паломников в средневековье становятся волхвы: Бальтазар,

Мельхиор и Каспар, совершившие странствие для поклонения Младенцу

Иисусу. Они стали почитаться христианами со II века.

   Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III – IV вв. При императоре Константине были построены храмы в Иерусалиме, в частности

Храм «Гроба Господня». Мать Константина, царица Елена, предприняла

странствие в Иерусалим, где содействовала открытию «Древа Креста Господня» в одной из пещер, недалеко от Голгофы. К этому времени восходят

имена таких известных паломников, как св. Порфирия, впоследствии ставшим епископом Газским; Евсевия Кремонского; св. Иеронима, изучавшего в

Вифлееме Святое Писание апостола Павла; дочь Иеронима – Евстахия из

знаменитого рода Гракхов, которая похоронена недалеко от места рождения

Иисуса Христа.

   По мере распространения христианства, в Европе все больше появлялось

желающих посетить Палестину. В IV в. паломничество в Святую Землю сделалось настолько массовым явлением, что и среди самих паломников оно

часто стало восприниматься просто как «зарубежный туризм». Уже в V в.

для паломников, следовавших из Галлии, был составлен маршрут, или дорожник, который служил им путеводителем от берегов Роны и Дордоны до

реки Иордан.

 Но в VII в. при халифе Омаре случилось событие, которое для христиан

считается самым большим бедствием со времен рождения Христа. Священный город Иерусалим был захвачен мусульманами.

Однако даже и в этих условиях паломничество к святым местам продолжалось. Наиболее благоприятные условия для паломничества сложились во

времена правления халифа из династии Абассидов – Гаруна аль-Рашида (786

– 809). Между ним и императором Карлом Великим (768 – 814) установились полные взаимного уважения отношения.

В это время в Иерусалиме по указу Карла

Великого был построен специальный странноприимный дом для паломников.

   Начиная с IX в., паломничество стало налагаться в виде публичной кары

и средства к искуплению вины. А в XI в. католическая церковь заменила паломничеством церковное покаяние.

   Таким образом, паломничество является одной из сторон внутренней мотивации туризма и близко самым естественным чувствам человека, помноженным на религиозный порыв. В большой чести у паломников были св. Иларий в Пуатье, св. Марциал в Лиможе, св. Сернен в Тулузе, св. Дени в Париже, св. Реми в Реймсе, св. Мартин в Type, которым шли поклоняться за

200 км и более. Со временем объектами поклонения паломников становятся

гробницы епископов. Известно паломничество основателя франкского государства Хлодвига к обители Сен-Мартен в Type в 498 г.

   К «местным» паломническим центрам можно отнести Гаргано, знаменитый чудесами св. Михаила, или Кассино, прославленный св. Бенедиктом.

Были свои святыни и на Пиренейском полуострове, занятом маврами, куда

также шли паломники из Европы. Французский король Робер ездил в Рим

поклониться мощам св. Петра и Павла. Одной из христианских святынь, находившихся в Галисии, была могила Святого Иакова.

   Паломничество породило еще один вид путешествий – странствия с

миссионерскими целями. Одним из первых миссионеров, распространявших христианство еще в IV в. в европейских странах, был Мартин Турский.

Начав проповедническую деятельность в районах северо-западной Галлии,

он затем отправился в Британию. Там его деятельность была настолько успешна, что многие бритты, став христианами, в свою очередь занялись миссионерской деятельностью. Они распространили христианство в Ирландии и

далее, вплоть до Исландии.

   В IV – VIII вв. ирландская церковь по уровню культуры занимала лидирующее положение в Европе. Многие из ирландских монахов стали основными проповедниками христианства.

Вслед за монахами на Ближний Восток проникали купцы. Наиболее известным из них был александрийский купец Косма. В VI в. он побывал в

Эфиопии, Индии и Западной Азии, за что получил прозвище Индокоплов,

т.е. «плаватель в Индию». После возвращения он написал сочинение «Христианская топография Вселенной».

Наряду с миссионерами и купцами, путешествия совершали пилигримы

(странствующие монахи), которые переходили из одного монастыря в другой. Их принимали везде и вместо платы за проживание просили, чтобы они молились за хозяев. Пилигримы шли и в Египет, где странствовали по пустыням близ древнего Мемфиса, «приобщаясь» к жизни знаменитых пустынников – Павла и Антония. Но, конечно, самым сокровенным желанием было посещение Иерусалима.

    Пилигримов было столь много, что во второй половине VIII в. специально для них были созданы путеводители (итинерарии).

Но, несмотря на развитую систему паломничества и миссионерства в Европе, доминирующее положение в области путешествий и открытий эпохи

Средневековья принадлежит арабским путешественникам.

    В VII в. н.э. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, завоевали

огромную территорию. На востоке – Иранское нагорье и Туркестан, к северу

от Аравии – Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-

западе – Сирию и Палестину, на западе – всю Северную Африку. В 711 г.

арабы переправились через Гибралтар и завоевали почти весь Пиренейский

полуостров.

    Таким образом, к VIII в. арабы владели западным, восточным и южным

побережьем Средиземного моря, всем побережьем Красного моря и Персидского залива, а также северным побережьем Аравийского моря. Они владели и важнейшими сухопутными дорогами, связывающими Европу с Азией и Китаем.

Арабские ученые-путешественники IX – XIV вв. внесли

большой вклад в историю освоения и открытия новых земель, значительно

расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомив Западную Европу с Азиатским материком, что способствовало сближению азиатской и европейской цивилизаций.

   Но арабские завоевания имели и негативный оттенок для Европы. С возникновением арабского халифата для европейцев были закрыты пути на

рынки восточных и европейских стран, полностью исключалось сухопутное

сообщение с Индией. Это привело к тому, что в IX в. произошел сдвиг торговых путей на север Европы.

   Самыми отважными мореплавателями среди европейцев в этот период

были норманны. Норманнские мореплаватели были известны под различными именами: фризы, жившие на территории современных Бельгии и Голландии; кельты, англосаксы, франки, жившие на территории современных

Ирландии, Англии и Франции; викинги, скандинавы, остманы, нордлейды,

жившие на территории современных Финляндии, Норвегии и Швеции; даны,

аксаматы, гейды, исторлинги, жившие на территории современной Дании,

на севере Германии, а также на побережье Балтийского моря. Норманны, т.е.

северные люди, было общим названием для этих народов. В Византии их называли варангами, на Руси – вярягами, а арабы называли их мадхусами, что

значит «языческие чудовища».

 Но самое большое достижение норманнских мореплавателей в том, что

они еще в IX в. достигали берегов Северной Америки. Навигационных приборов норманны не знали. В открытом море они ориентировались по звездам и Солнцу. Определить свое местоположение им помогала также глубина и температура воды в океане. Кроме того, они ориентировались по полету птиц. Известно так же, что когда норманны плыли к Гренландии, они ориентировались в пути по движению косяков рыбы – трески и сельди.

   В 985 г. один из кораблей, руководимый Бьярни, плывший из Исландии в

Гренландию, был отнесен далеко на запад, но моряки сумели все же приплыть обратно в Гренландию, где рассказали о новой чудесной земле, покрытой густыми лесами. В 1000 г. Лейф Эйриксон открыл Америку. На этот раз открытие новых земель не было случайным. Лейф отправился всего на одном корабле с командой из 35 человек. Они делали остановки на полуострове Лабрадор, которому дали имя Маркланд – «Лесная страна», и в районе острова Ньюфаундленд или Новой Англии, назвав эту землю  Винланд – «Земля винограда». В Винланде норвежцы зазимовали. После возвращения в

Гренландию было решено колонизировать эти земли. Группа переселенцев,

возглавляемая братом Лейфа Эйриксона, прибыла в Винланд и даже посели-

лась в тех домах, которые викинги себе построили для зимовки.

   Но дружественные отношения с аборигенами у переселенцев не сложились. Это даже следует из того, что викинги назвали их «скраелингами» –

негодяями. Викинги бежали. И хотя были предприняты еще пять экспедиций

в Винланд, они также окончились неудачей из-за столкновений с индейцами.

Двигаясь на восток, норманны пересекали Балтийское море, заходили в

Рижский и Финский заливы, и по рекам Восточной Европы достигали Черного моря, а оттуда проникали в Византию. В северном направлении норманны огибали Скандинавский полуостров и доходили до Белого моря. В

западном направлении они первыми пересекли Атлантический океан и колонизировали Исландию.

Норманны укрепились на северных и восточных берегах Британии и на

востоке Ирландии. На территории нынешней Франции они укрепились в низовьях Сены. Эта территория и до сегодняшнего дня носит название Нормандия.

   Норманнов привлекали богатые торговые города Европы. В то время у

европейцев не было регулярных армий, поэтому они оказались практически

бессильными перед опустошительными набегами викингов. Норманны совершали набеги на атлантические берега Пиренейского полуострова, прони-

кали в Средиземное море через Гибралтарский пролив, грабили Южную Европу и доходили до Сицилии.

   Несмотря на грабительский характер некоторых путешествий норманнов,

их открытия и усовершенствования в морском деле оказали положительное

влияние на подготовку и проведение путешествий последующих мореплавателей. Кроме того, они сумели вывести европейскую торговлю из тупика,

что было вызвано арабскими завоеваниями и захватом арабами основных

межконтинентальных торговых путей.

   В IX–XI вв. в Европе продолжал развиваться паломнический туризм.

 Для приема паломников и других странников устраивались гостиницы –

госпитали (hospes). В XI в. особенно славился своим приемом паломников,

следующих из Бургундии в Италию, монастырь на горе Ценисе.

   В этом же веке в Испании для паломников создаются приюты – альбергерии и оспиталии, где можно было не только отдохнуть, но и получить меди-

цинскую помощь и обменять деньги. Приюты на горных дорогах обязывали

их смотрителей во время снегопада или тумана звонить в колокол и даже выступать в роли проводников.

   Особую услугу для паломников оказывал рыцарский Орден госпитальеров (иоаннитов). Он берет свое начало от госпиталя, расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще задолго до арабских завоеваний принимали и лечили пилигримов, пришедших в Святую Землю. Задачей

братства была помощь паломникам и купцам, а также их защита от разбоя

неверных, что вызвало боевой дух рыцарей этого Ордена. Госпитальерами

была создана целая сеть гостиниц по всему Ближнему Востоку.

   Но постепенно на первое место стали все больше выдвигаться военные

цели, помощь паломникам оказывали лишь отдельные рыцари Ордена. В

1259 г. папа римский даже специальным указом утверждает три вида членов

Ордена: рыцари, священники и братья-госпитальеры.

   Несмотря на развитую систему приютов и гостиниц, совершать паломничество к святым местам становится все труднее. Паломники попадали в Иерусалим через Ефраимские ворота, при входе с них брали подать. Перед воротами часто скапливались многотысячные толпы странников в ожидании

богатого паломника, который смог бы уплатить за них пошлину. Измученные голодом и нищетой странники вынуждены были месяцами ждать своего

часа.  Но даже те, кто

заплатил налог, не чувствовали себя в безопасности. Участились случаи нападения на паломников, идущих к святым местам.

   В Европе забили тревогу. В 1095 г. папа Урбан II перед тысячной толпой верующих города Клермона произнес проповедь, призывавшую к священной войне против неверных. Так началась эпоха крестовых походов. Официально провозглашаемыми целями крестовых походов было освобождение Святой Земли от неверных –

мусульман – и завладение общехристианскими святынями, отданными на

«поругание» исламу. Сам термин «крестовые походы» в то время не употреблялся. Он возник в конце XVII в., когда придворным историком Людовика XIV Луи Мэмбуром был написан научный труд, посвященный этой эпохе. Он назвался «История крестовых походов».

Благодаря этим походам Европа смогла познакомиться с достижениями

науки и культуры арабского мира. Европейские ученые значительно обогатили свои познания в области астрономии, географии, математики, химии.

   В Европе возникают университеты. Первым университетом можно считать Болонский, основанный в конце XI в. В 1200 г. возникает Парижский

университет, который учредительной грамотой Филиппа II оформляется как

«Сорбонна». В XII в. были основаны Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский в Испании и Неаполитанский в Италии.

Арабские философы перевели на арабский язык и сохранили многие произведения античных авторов, в частности Аристотеля.

В европейской литературе стали появляться новые сюжеты, заимствованные из произведений восточных авторов.

   Разнообразнее стала пища. Европейцы стали культивировать до этого им

неизвестные рис, абрикосы, лимоны, гречиху, арбузы, фисташки, употреблять сахар, получаемый из сахарного тростника. До этого в Европе единственным сладким продуктом был мед.

В XII в. в Европе начали сооружать ветряные мельницы. Крестоносцы их

увидели в Сирии. Восточного происхождения некоторые ткани, например

атлас, что в переводе с арабского означает «красивый». С конца XII в. стали

разводить почтовых голубей, которых давно уже использовали арабы.

   Крестовые походы дали значительный толчок сухопутным путешествиям.

   Дальнейшее развитие путешествий связано с монгольскими завоеваниями. В начале XIII в. монголо-татары создали огромную империю от Дуная до

Тихого океана. В результате монгольских завоеваний были созданы пути через восточную Европу в Среднюю Азию и Китай. В европейских кругах считали, что с монголами можно не только торговать, но и использовать их в

качестве союзников в борьбе с мусульманами во время крестовых походов.

Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко

Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и

прослужил при дворе великого хана почти 25 лет. Большое впечатление на Марко Поло произвела система путей сообщения, установленная по всей монгольской империи, и особенно в Китае, где Хубилай-ханом она была доведена практически до совершенства.

От Ханбалыка во все главные провинции Китая шли большие дороги, обсаженные

деревьями. На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в населённых и до

28 км в пустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошо

оборудованные и снабжённые запасами всякого рода провизии, так называемые

ямы. Марко Поло, на службе хана объездивший весь Китай вдоль и поперёк, сообщает, что эти «ямы» были так хорошо обставлены, что «даже король, если

бы ему пришлось тут остановиться, остался бы доволен». В каждой комнате

имелись шёлковые постели, чистое шёлковое бельё и все необходимые

принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику. При каждой яме были конюшни на 200-400 лошадей. Иногда  в пустынях вместо

них содержались верблюды. В каждом таком станционном  доме-яме был смотритель, следивший за тем, чтобы лошади и ямщики были всегда наготове.

Между большими почтовыми станциями на расстоянии трёх миль одна от другой

были расположены подстанции для гонцов-пешеходов, которые не могли быстро

бежать более 21 км. Для самой быстрой почты на этих подстанциях держали и

перекладных лошадей. В этом случае имелись не только лошади, но и гонцы.

Приближаясь, первый гонец звонил в колокольчик, подвешенной к поясу, давая

знать о своём прибытии второму гонцу, который брал почту, вскакивал на

приготовленную для него лошадь и мчался дальше.

Поло вернулся в 1295г. в Венецию, принял участие в войне с Генуей, был

пленён и, сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях

товарищу по заключению пизанцу Рустичиано, которую назвал: «Книга Марко Поло о разнообразии мира».

Таким образом, благодаря путешественникам и исследователям Средневековья было исследовано громадное пространство от Норвегии до Китая.

Изучены берега Атлантического океана, Средиземного и Красного морей,

Индийского океана и Китайского моря. Путешественники проникали во

внутренние области разных стран – от Египта до Эфиопии, от Малой Азии

до Кавказа, от Индии и Китая до Монголии. Корабли хорошо ориентировались в режиме ветров, появились навигационные приборы, что позволяло

уже уверенно пускаться в далекие плавания и создавало перспективу для новых открытий.

bukvasha.ru