Занятие древних германцев. Конспект урока 6 класс "Древние германцы и Римская империя"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок №2. Древние германцы и Римская империя. Занятие древних германцев


Урок 2. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ Цели: 1

Урок 2. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Цели:

1. Изучить занятия германцев в период варварского общест­ва; выяснить, что завоевания германцев положили начало форми­рованию соседской общины.

2. Ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных государств. Основные понятия и термины: варвары, тацит, кровная месть, народное ополчение, Великое переселение народов

Оборудование: карты «Европа в V-VII вв.», «Народы и их передвижения в Европе в IV—VII вв.»;

атлас «История средних веков», карта № 1.

^

I. Проверка домашнего задания.

| ?! | Вопросы и задания:

? Что изучает история Средних веков?

? Какой период времени охватывает история Средних веков?

? Почему он так называется?

? По каким источникам ученые изучают историю Средних веков?

В 395г. РИ была разделена на два государства – Восточную и Западную

Какие территории вошли в состав З и В РИ

II. Изучение нового материала

^

1. Древние германцы:

а) занятия; б) порядки; в) формирование знати.

2. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).

^ Учитель повторяет сведения о германцах, известные учащим­ся из истории древнего мира.

=> Какую территорию занимали германцы в древности? По­кажите ее на карте (см. атлас, карта № 1).

=> В каких отношениях находились германцы с Римской им­перией?

Учителю рекомендуется объяснить понятие «варвар».

Варвар - грубый, жестокий, невежественный человек. При­думали это слово древние греки. Эллины дразнили все негреческие народы - «Вар-вар», римляне - «Бар-бар». Так появилось это назва­ние (латинское «барбар»). Славяне также подпадали под это понятие.

Рассказ учителя.

Греческие и римские путешественники сильно удивлялись, когда оказывались в северных краях. Они не понимали: как люди могут жить в таких трудных природных условиях? Как эти люди могут жить без элементов цивилизации? Почему у них нет пись­менности, театра, городов? Почему на войну мужчины идут сами, а не нанимают себе наемников?

В отличие от греков, римляне начали захватывать земли вар­варов и превращать их в свои провинции - Британию, Галлию и др., но не все варварские племена становились подданными Рима. Независимые варварские племена постоянно пытались вторгнуться

^

Древние германцы

Германцы интересовали римлян как военные противники. Римские историки очень внимательно изучали образ жизни гер­манцев, но самое главное - изучали способы ведения ими войн.

Древние германцы в начале н. э. занимали территорию от Одера до Рейна и от Дуная до Балтийского моря.

Самостоятельная работа с текстом учебника

^

Беседа по прочитанному.

- Какие занятия существовали у древних германцев? (Ското­водство, земледелие, охота, рыболовство, собирательство лесных ягод, орехов, обработка железа, глины.)

- Что продавали германцы римлянам? (Скот, кожи, меха, ян­тарь.)

- Что покупали у римлян германцы? (Украшения, оружие, вина, ткани.)

- Кто жил под одной крышей в доме престарелых родителей? (Как правшо, их дети со своими семьями, а также вольно­отпущенники и рабы.)

- Как назывался коллектив древних германцев? (Род, т. е. кол­лектив близких родственников, связанных общим происхож­дением. Несколько родов — племя. Объединение племен - пле­менной союз.)

Рассказ учителя.

Для того, чтобы решать вопросы войны и мира, разбирать споры между членами рода, все свободные мужчины по зову старейшины собирались на поляне. Это было народное собрание. Но в начале нашей эры у германцев появляется неравенство.

- Вспомните, что называется неравенством? (Появление людей богатых и бедных.)

- Почему появляется неравенство? (Если ученики забыли, то можно дать наводящий вопрос: «Почему первый параграф учебника начинается с описания занятий древних герман- цев?»)

Дело в том, что германцы научились обрабатывать металл, а значит, изменились и орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, поэтому на смену родовой общине, приходит соседская. Деление земли производит старейшина. Он сам и его ближайшие родственники, военные вожди становятся богатыми или знатными. Они решают все самые важные вопросы, выступают на народных собраниях, а простые люди либо соглашаются, либо не соглашаются с их предложениями.

Неравенство еще более усилилось, когда германцы начали на­беги на территорию Римской империи. Вожди и воины их дружины обогащались за счет ограбления новых территорий. Многие из них перестали обрабатывать свои участки сами, а заставляли это делать рабов.

С конца IV века от отдельных набегов на Римскую империю германцы перешли к крупномасштабным завоеваниям. ^ , т. е. эпоха массовых перемещений племен, в результате которых пала Западная Римская империя. Главной причиной этого стало вторжение из глубин Азии кочевников гуннов.

Гунны появились из-за Волги, сдвинули с места готов и сла­вян. Затем пришли в движение остальные народы Западной Европы.

Римляне отступали, их место занимали варвары. В IV веке началось Великое переселение народов и продолжалось 400 лет.

Оно вызвало значительные перемены: v

- исчезали старые и возникали новые народы; "'• .

- распадались и формировались государства; . .

- в это время были заложены основы современной политиче­ской и этнической карты Европы.

В VI веке на территории бывшей Западной Римской империи располагалось уже несколько варварских государств.

Далее учитель ставит вопросы для беседы:

=} Что послужило толчком к переселению народов?

=Ф Почему германцы целыми семьями переселялись на тер­риторию Западной Римской империи?

=> Чем завершилось вторжение германцев в Западную Рим­скую империю?

=> К каким последствиям привели вторжения германских племен в Западную Римскую империю?

Учащимся дается задание: проследить на карте (с. 14, § 1 учеб­ника) пути переселения германцев и определить границы их государств к началу VI века.

^

? Каким знаком на карте обозначены направления вторжений германских племен в 4-6вв?

? Где расселились германцы к началу 6в?

Вандалы – в Северной Африке

Вестготы – в Испании

Остготы – в Италии

Франки – в Галлии

Англы и саксы – в Бриании

? Что произошло с Западной Римской Империей?

Это были варварские королевства, так как у них не было еди­ных законов; местное население руководствовалось римским правом.

Объединяла ранне-средневековые государства германских племен в единое целое христиан­ская церковь.

Развитие Европы после падения Западной Римской империи шло двумя путями:

1) цивилизация Римской империи превращалась в средневе­ковую;

2) родоплеменная организация варваров разрушалась, и на ее основе складывались раннефеодальные государства.

III. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается работа с вопросами 1;4;§1.

Вывод урока: в IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины на территорию Римской империи и создавали здесь свои государства. Со времени Великого переселе­ния народов и началась в Европе история средних веков.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 1, знать ответы на вопросы, знать зна­чение понятий и терминов. Р.т. № 3,4 на с.4-5

velikol.ru

Урок Древние гермацы | Web-портфолио Грудий Т.Н.

1. Изучить занятия германцев в период варварского общества; выяснить, что завоевания германцев положили начало формированию соседской общины.

2. Ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных государств.

Основные понятия и термины: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, семья, род, племя.

Оборудование: карты «Европа в V-VII вв.», «Народы и их передвижения в Европе в IV-VII вв.»; атлас «История средних веков», карта № 1.

Главный вопрос урока (для вывода в конце урока):

  Определите, основное событие в жизни древних германцев, произошедшее в IV-VI вв.

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания:                  

1.                 Начертить в тетради линию времени.

2.                 Показать место истории средних веков в истории человечества.

3.                 Исторический диктант по понятиям урока № 1.

4.                 Работа над вопросом № 4 (Введение, с. 8).

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.      Древние германцы;

а) занятия;    б) порядки;    в) формирование знати.

2.      Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).

1.      Древние германцы (занятия, порядки, формирование знати).

Обобщение сведений о германцах, известных учащимся из истории древнего мира.

а) Беседа по вопросам:

 

  • Как римляне и греки называли племена, язык которых не понимали? Почему?
  •  В каких отношениях находились германцы с Римской империей?
  • Что вам известно о германцах из дополнительной литературы?

 

Учитель (обобщая ответы детей):

Варвар - грубый, жестокий, невежественный человек. Придумали это слово древние греки. Эллины дразнили все негреческие народы - «Вар-вар», римляне - «Бар-бар». Так появилось это название (латинское «барбар»). Славяне также подпадали под это понятие.

Рассказ учителя.

Греческие и римские путешественники сильно удивлялись, когда оказывались в северных краях. Они не понимали: как люди могут жить в таких трудных природных условиях? Как эти люди могут жить без элементов цивилизации? Почему у них нет письменности, театра, городов? Почему на войну мужчины идут сами, а не нанимают себе наемников?

В отличие от греков, римляне начали захватывать земли варваров и превращать их в свои провинции - Британию, Галлию и др., но не все варварские племена становились подданными Рима. Независимые варварские племена постоянно пытались вторгнуться в провинции.

Германцы интересовали римлян как военные противники. Римские историки очень внимательно изучали образ жизни германцев, но самое главное - изучали способы ведения ими войн.

б) Работа с картой № 1 в атласе:

Какую территорию занимали германцы в древности?

Какие племена жили к востоку от германских племен?

Учитель (обобщая результаты работы учащихся с картой):

Древние германцы в начале н. э. занимали территорию от Одера до Рейна и от Дуная до Балтийского моря. Селились германцы на полянах, опушках леса, близ рек, ручьев маленькими племенами. Поселки состояли из нескольких длинных домов. В каждом доме жили семьи родичей, состоящие из трех поколений, и еще оставалось место для скота. Роды объединялись в племя. Во главе рода стояли старейшины. Большим влиянием пользовался жрец. Все люди в племени были равны, не было ни бедных, ни богатых. Тем, кто попал в беду, помогал весь род; тот, кто хорошо поохотился, обязан был делиться добычей с родственниками. Старейшины вершили суд и обсуждали хозяйственные вопросы. Но самые важные вопросы решались на народных собраниях, на которых высказывалось мнение старейшин. В случае, если мнение не нравилось, мужчины шумели, если нравилось - поднимали копья вверх.

 

в) Работа с учебником:

I вариант:  документ, стр. 14:

 Какую религию исповедовали древние германцы?

II вариант: учебник, стр. 14:

Как и почему у германцев усилилась знать?

Учитель (обобщая ответы детей):

Любимым занятием германцев была охота. В поселках германцы держали домашний скот. Начинает развиваться земледелие. Участки леса делились старейшинами рода между семьями. Семьи выкорчевывали деревья, вспахивали землю и засевали ее просом и ячменем. Землю обрабатывали деревянными орудиями, так как железо использовалось только для изготовления оружия.

Но основным занятием оставалось военное дело.

У германцев появляются военные вожди. Первоначально они имели поручение охранять племенные владения, а впоследствии военные вожди это делали самостоятельно и еще совершали набеги на соседей. Военной добычей они делились со всеми соплеменниками и соратниками. Германцы любили сражаться в пешем строю, постепенно осваивали конные походы.

Пока Римская империя была сильной, германцы отваживались только на пограничные набеги. В III веке н. э. Римская империя утрачивает свое могущество, так как ее коснулись смуты. Не хватало средств на содержание охраны приграничных районов империи.

Разрозненные германские племена объединяются в союзы племен: франки, вандалы, лангобарды и т. д. Германцы, видя, что имперские провинции не могут себя защитить, стали целыми семьями селиться по восточным окраинам Западной Римской империи.

В Риме шла борьба за власть. В интригах против соперников слабые правители стали использовать варваров-переселенцев. Очень скоро армия Рима становится по составу варварской.

После расселения на завоеванной территории Римской империи родовая община германцев начинает превращаться в соседскую.

г) Работа со схемой - закрепление данного вопроса (см. дополнительные материалы):

2. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).

а) Вопрос:

Подумайте, почему германцы целыми племенами переселялись на территорию Западной Римской империи?

б) Работа по карте учебника, стр. 16 + объяснение учителя:

Гунны появились из-за Волги, сдвинули с места готов и славян. Затем пришли в движение остальные народы Западной Европы.

Римляне отступали, их место занимали варвары. В IV веке началось Великое переселение народов и продолжалось 400 лет.

в) Записать в тетрадь:

Значение переселения:

·         исчезали старые и возникали новые народы;

·         распадались и формировались государства;

·         в это время были заложены основы современной политической карты Европы.

Вестготы вторглись в Италию. В 410 году вестготы подошли к Риму. Рабы ночью открыли им ворота крепости. Три дня и три ночи продолжалось сопротивление варварам.

Готы опустошили Апеннинский полуостров, Сицилию и Северную Африку. Закрепились готы в провинции Аквитания (южная Франция), где основали Готское королевство со столицей в Толозе. Это государство становится вторым после Бургундского королевства на Рейне, которое возникло на развалинах Западной Римской империи.

Таким образом, в VI веке на территории бывшей Западной Римской империи располагалось уже несколько варварских государств.

На захваченных землях германскими племенами создаются государства:  

·         вандалами - в Северной Африке;

·         вестготами - в Испании;

·         остготами - в Италии;

·         англами и саксами - на острове Британия;

·         франками — в Галлии.

III. Закрепление изученного материала.

1.      Что послужило толчком к переселению народов?

2.      Почему германцы целыми семьями переселялись на территорию Западной Римской империи?

3.      Чем завершилось вторжение германцев в Западную Римскую империю?

4.      К каким последствиям привели вторжения германских племен в Западную Римскую империю? 

Вывод урока: в IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины на территорию Римской империи и создавали здесь свои государства. Со времени падения Западной Римской империи и Великого переселения народов и началась в Европе история средних веков.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 1, знать ответы на вопросы, знать значение понятий и терминов.

Сочинение - рассуждение на тему: «Почему римляне считали германцев варварами?».

portfolio.uga.akipkro.ru

Древние германцы и Римская империя

1.  Актуализация  знаний  учащихся:

- какими  событиями  в  истории  Древнего  мира  вы  закончили  изучение  в  5  классе? 

(395 г. – Римская  империя  распалась  на  Западную  и  Восточную,  а  в  476  г.  под  ударами  варваров,  германских  племен,  пала  Западная  Римская  империя.  Эта  дата  считается  датой  окончания  истории  Древнего  мира  и  началом  истории  средних  веков).

  Поэтому  сегодня  на  уроке  нам  предстоит  выяснить,  как  жили  германцы.

 

2.  Занятия  и  быт  древних  германцев.

  О  жизни  древних  германцев  очень  много  мы  узнали  из  трудов  римского  историка  Тацита.

В  первые  века  нашей  эры  германцы  занимали  территорию  от  Рейна  до  Одера,  местами  и  дальше  на  восток,  а  также  часть  Скандинавского  полуострова.  Эту  территорию  покрывали  тогда  дремучие  леса  и  непроходимые  болота.

  Селились  германцы  на  полянах,  у  опушек  лесов,  около  рек  и  озер,  на  побережьях  морей.

  Их  поселки  обычно  состояли  из  нескольких  дворов.  Позже  эти  маленькие  поселения  разрослись  в  деревни  из  10-15  дворов.  Деревни  ограждались  валом  и  рвом  для  защиты  от  врагов.

  Жители  деревни  составляли  общину.

Занятия  германцев:

- земледелие;

- охота;

- рыболовство;

- собирательство;

- обработка  железа  и  глины;

- торговля.

 

С  кем  торговали  германцы?  Что  покупали  и  продавали? (Работа  учащихся  с  учебником  и  рабочей  тетрадью 

зад.1  на стр. 3)

 

Жили  германцы  в  длинных  домах  из  жердей,  крытых  соломой.  Жили  большими  семьями.  Семьи  состояли  из  родственников  нескольких  поколений,  а  также  принадлежащих  им  рабов.

  Семья  относилась  к  определенному  роду.  Род  защищал  родичей.  Существовал  обычай  кровной  мести.

  Несколько  родов  объединялись  в  племя,  а  несколько  племен  составляли  племенной  союз.

  Самые  важные  дела  племени  решало  общеплеменное  собрание.  Германцы  собирали  его  в  полнолуние  и  в  новолуние,  т.к.  верили,  что  это  счастливые  дни.  На  собрание  германцы  сходились  2-3  дня,  потому  что  жили  в  отдаленных  поселках  и  к месту  сбора  приходилось  часто  пробираться  через  леса  и  болота.

  На  общеплеменном  собрании  решались  не  только  важные  дела,  но  и  вершился  суд.  Наказания  зависели  от  преступлений:

- предателей  вешали  на  деревьях

- трусов  и  изменников  топили  в  болоте

- ворам  отрубали  руку

- за  мелкие  преступления брали штраф лошадьми или скотом.

 

3.  Религия  древних  германцев:

Религия  древних  германцев  называется  язычеством,  т.е.  верой  во  множество  богов.

Германцы  верили,  что  вся  природа  населена  разными  волшебниками:  лешими,  эльфами,  русалками,  карликами, гномами,  великанами.  Над  ними  и  над  всеми  людьми  царят  боги:

Один – бог  войны  и  смерти;

Валькирии – воинственные  девы,  которые  участвуют  в  распределении  побед  и  поражений;

Фрея – защитница  домашнего  очага,  покровительница  женщин  и  брака;

Тор – бог  грома  и  бури,  владеющий  молотом.

  Германцы  не  имели  храмов,  а  поклонялись  своим  богам  в  священных  рощах  и  на  полянах,  где  ставили  каменные  алтари.  Там  они  приносили  жертвы  своим  богам,  иногда  кровавые,  убивая  пленников.

 

4.  Появление  у  германцев  неравенства.

- Вспомните  и  скажите,  что  такое  неравенство?

- Почему  появляется  неравенство?

 

  Германцы  научились  обрабатывать  металл,  поэтому  изменились  орудия  труда.  Теперь  каждая  семья  могла  самостоятельно  обрабатывать  свой  участок  земли,  поэтому  на  смену  родовой  общине  пришла  соседская  община.

  В  начале  нашей  эры  у  германцев  выделилась  знать – первые  люди  племени:

Ярлы – старейшины  племени;

Герцоги – военачальники..

  Знатные  люди  выступали  на  народных  собраниях  и  решали  самые  важные  вопросы  жизни  племени,  а  простые  члены  племени  одобряли  предложения  знати  звоном  оружия  или  отвергали  громкими  криками.

  Все  свободные  мужчины  племени  носили  оружие.  Во  время  войны  мужчины  становились  воинами  во  главе  с  вождем,  который  должен  был  обладать  воинскими  умениями  и  смелостью.  Вожди  набирали  себе  дружины – постоянные  военные  отряды.  Вождь  кормил  своих  дружинников  за  своим  столом,  давал  им  оружие  и  боевых  коней,  выделял  долю  в  военной  добыче.  Дружинники  приносили  вождю  клятву  верности,  обязались  выполнять  его  приказы  и  сражаться  за  него.  Предать  вождя  считалось  позором.

 

5.  Великое  переселение  народов.

Римская  империя  с  одними  германскими  племенами  заключала  договоры  о  союзе  и  принимала  на  службу,  с  другими,  которые  предпринимали  набеги  на  Римские  земли,  воевала.

  С  конца  IV  века  германцы  от  набегов  перешли  к  завоеваниям.  Это  произошло  потому,  что  из  глубин  Азии  двинулись  племена  кочевников – гуннов,  которые  хотели  захватить  хорошие,  плодородные  земли  и  военную  добычу. Поэтому  германцы  снимались  с  родных  мест  и  отправлялись  в  далекие  походы.  Впереди  шли  мужчины-воины,  за  ними  двигались  повозки  с  вещами,  женщины,  дети,  рабы,  гнали  стада  скота.  Так  началось  Великое  переселение  народов – время  массовых  перемещений  племен. Под  ударами  кочевников  земледельческие  народы  покидали  обжитые  места,  вступали  в  борьбу  с  соседями  и  усиливали  натиск  на  Римскую  империю.  В  середине  V  века  гуннов  возглавил  вождь  Аттила.  Вместе  с  подчиненными  ему  племенами  Аттила  двинулся  в  Галлию.  В  451  году  римляне  со  своими  союзниками  нанесли  гуннам  большое  поражение,  и  гуннский  военный  союз  распался.

 

  - Рассмотреть  границы  Римской  империи  до  ее  раздела,  определить,  каким  цветом  обозначались  эти  границы.

 

В  395  году  Римская  империя  разделилась  на  Западную  и  Восточную,  она  ослабела  и  уже  не  могла  сдерживать  натиск  германских  племен,  которые  римляне  называли  варварами – непонятно  говорившими.

 

- Найти  на  карте  границу  раздела  Римской  империи,  посмотреть,  как  обозначена.

 

  В  455  г.  одно  из  германских  племен – вандалы – захватило  Рим  и  подвергло  его  разграблению  и  разрушению.  Погибли  также  и  многие  другие  города.  С  тех  пор  словом  «вандализм»  называют  бессмысленное  разрушение  и  уничтожение  культурных-  ценностей.

  В  476  г.  один  из  варварских  вождей  сверг  последнего  императора  Западной  Римской  империи  Ромула  Августула  и  отправил  знаки  его  императорской  власти  императору  Восточной  Римской  Империи. 

 

- Найти  на  карте  столицу  Восточной  Римской  империи.

Западная  Римская  империя  перестала  существовать.

  К  началу  VI  века  германские  племена  расселились  по  всей  территории  Западной  Римской  империи.

 

- Найти  и  прочитать  в  учебнике,  где  расселились  германцы,  посмотреть  по  карте  территории,  каким  цветом  обозначены  эти  территории,  крупные  города.

www.openclass.ru

Урок в 6 классе «Древние германцы»

Изучение новой темы

1.Вводное слово учителя о переходе человеческого общества в эпоху феодализма. Объяснение понятия средние века.

2. предлагает ученикам определить тему урока путем краткого рассказа об отношениях германских племен с римской империей.

3. учитель предлагает разделиться на три группы и составить краткие сообщения о

1) хозяйстве германцев, 2) устройстве древнегерманского общества, 3) верованиях древних германцев.

4. учитель предлагает вспомнить, когда. О каких народах они еще слышали об идолопоклонстве. первобытно-общинном строе.

5. подводит к мысли, что историческое развитие у разных народов происходит в разное время и не всегда проходят те же самые ступени, которые прошли другие.

1. задавать вопросы.

2. высказывают версии: правильная версия: древние германцы, их быт, обычаи, нравы, верования. Общественное устройство.

3. представляют свои сообщения в виде изложения, инсценировки, кластеров.

4. высказывают мысли, что на заре человечества все раннее изученные народы прошли путь

Умение слушать учителя. Анализировать услышанное.

Работать слаженно в группах. Умение переводить текст в другой формат.

Закрепление изученного материала

Для закрепления изученного предлагается вопросы в конце §1 №№1-3 и предлагает изучить документ «Из сочинения древнеримского историка Корнелия Тацита «О происхождении и местожительстве германцев» и отвечают на вопрос: Что нового узнали о германцах.

    Отвечают на вопросы, изучают источник.

    - развивать умение работать с историческим источником

    Отвечать на вопросы.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Конспект урока 6 класс "Древние германцы и Римская империя"

    Урок 6 класс: Древние германцы и Римская империя.

    Цель: познакомить учащихся с особенностями жизни древних германцев: образом жизни, хозяйством, религией и переменами, произошедшими в результате Великого переселения народов.

    Ход урока:

    1. Организационный момент – сообщение темы урока.

    2. Актуализация знаний:

    • Какое место занимают средние века во всемирной истории: (века нашей эры, между Древним миром и Новым временем.)

    • Источники знаний об истории средних веков: (природные, вещественные, письменные, художественно-изобразительные).

    3. Объяснение нового материала: работа по карте

    1. Деревни древних германцев.

    В первые века нашей эры германцы занимали территорию от Рейна до Одера, местами и дальше на восток, а также часть Скандинавского полуострова. Эту территорию покрывали тогда дремучие леса и непроходимые болота. Наиболее населенными были долины рек и побережье Балтийского моря.

    Селились германцы на полях, у опушек лесов, около рек и ручьев. Их поселки обычно состояли из нескольких дворов. Позже эти селения разворачивались в деревни из 10-15 дворов. Деревни иногда ограждали валом и рвом для защит от врагов.

    1. Образ жизни.

    С начало главным занятием германцев было разведение скота, они разводили: коров, овец, свиней, кур, гусей. Позже у германцев стало преобладать земледелие. Они вспахивали землю сохой, рыхлили ее деревянной бороной. Тягловой силой служила упряжка волов.

    Германцы добывали пищу также охотой, рыбной ловлей, собирательством плодов.

    Посуду каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но были и специалисты – гончары. Мастера умели также строить повозки, лодки, корабли.

    Германцы давно торговали с римлянами. Особенно в их покупке ценился янтарь.

    1. Семья.

    В длинных домах из жердей, покрытых соломой, жили большие семьи, состоящие из родственников нескольких поколений. Кроме мужа и жены в семью входили престарелые родители, незамужние сестры, в зажиточных семьях – рабы.

    Семья принадлежала к определенному роду. Род защищал родичей, мстили в случае убийства – месть передавалась от одного поколения к другому. Кровавую месть могла заменить уплата большого штрафа.

    1. Религия.

    Древние германцы верили, что вся природа населена сказочными существами: эльфами, карликами, великанами. Над ними царят главные боги.

    Отец богов Один (Водан) скачет по нему на восьминогом жеребце.

    Валгаллу – повелитель царства убитых (царства мертвых).

    Тор (Донар) – бог грома, бури и плодородия.

    Германцы не имели храмов, а поклонялись богам в священных рощах, где ставили каменные алтари.

    1. Знать древних германцев.

    Племенем управляло народное собрание, они решали важнейшие дела: объявляли войну, заключали мир, выбирали военных вождей, решали споры между родичами.

    В начале эры выделилась – знать – «первые люди племени». Это были старейшины родов и военные вожди племени – герцоги (нем. Ведущий за собой войско).

    Во время войны все мужчины, способные носить оружия становились воинами – собирались народные ополчения.

    Набеги среди германцев усилили неравенство. Знатные люди, занятые делами управления и войной, жили за счет военной добычи и перестали обрабатывать свои участки сами. Знать пользовалась трудом рабов из пленников. Рабу обычно выделяли небольшой участок земли, на котором он вел свое хозяйство. Часть выращенного зерна и скота раб отдавал своему господину.

    1. Великое переселение народов.

    Великое переселение народов – это огромный исторический период, начавшийся еще во времена существования Римской империи. Переселение шло с целью захвата плодородных земель, военная добыча. Переселение шло целыми племенами: впереди шли мужчины-воины, затем двигались повозки с домашним скарбом, женщины и дети, позади гнали стада скота.

    Толчком к переселению послужило вторжение кочевников из глубин Азии – гуннов. Гунны разгромили племенной союз готов, и вынудили их двинуться на Балканский полуостров.

    В середине века гуннов возглавил Аттила – «бич божий». Вместе с подчиненными он двинулся на галлию, однако около города Труа в 451 году римляне дали гуннам отпор, нанеся им страшное поражение. Вскоре союз гуннов распался.

    Ослабевшей Западной Римской империи все труднее было сдерживать натиск варваров, так как население, уставшее от жестокого гнета, непосильных налогов, не сопротивлялось завоевателям. Многие города тогда были разрушены, опустели дороги – торговля замерла.

    К началу 6 века германцы расселились на всей территории Западной Римской империи:

    • Вандалы – в Северной Африке;

    • Вестготы (западные готы) – в Испании;

    • Остготы (восточные готы) – в Италии;

    • Франки – в Галлии;

    • Англы и Саксы – в Британии.

    Германцы создали здесь свои государства.

    4. Итоги урока:

    • Какую роль в жизни германце играли семья, род, племя.

    • Когда и как началось Великое переселение народов.

    • Где расселились германцы к началу 6 века. (карта).

    kopilkaurokov.ru

    Урок №2. Древние германцы и Римская империя

    Урок №2. Древние германцы и Римская империя.

    Цель: познакомить учащихся с особенностями жизни древних германцев: образ жизни,, хозяйство, религия.

    Ход урока:

    1. Организационный момент – сообщение темы урока.

    2. Актуализация знаний:

    • Какое место занимают средние века во всемирной истории: (века нашей эры, между Древним миром и Новым временем.)
    • Источники знаний об истории средних веков: (природные, вещественные, письменные, художественно-изобразительные).
    3. Объяснение нового материала:
    1. Деревни древних германцев.
    ^ Эту территорию покрывали тогда дремучие леса и непроходимые болота. Наиболее населенными были долины рек и побережье Балтийского моря.

    Селились германцы на полях, у опушек лесов, около рек и ручьев. Их поселки обычно состояли из нескольких дворов. Позже эти селения разворачивались в деревни из 10-15 дворов. Деревни иногда ограждали валом и рвом для защит от врагов.

    1. Образ жизни.
    ^ Они вспахивали землю сохой, рыхлили ее деревянной бороной. Тягловой силой служила упряжка волов.

    Германцы добывали пищу также охотой, рыбной ловлей, собирательством плодов.

    Посуду каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но были и специалисты – гончары. Мастера умели также строить повозки, лодки, корабли.

    Германцы давно торговали с римлянами. Особенно в их покупке ценился янтарь.

    1. Семья.
    В длинных домах из жердей, покрытых соломой, жили большие семьи, состоящие из родственников нескольких поколений. Кроме мужа и жены в семью входили престарелые родители, незамужние сестры, в зажиточных семьях – рабы.

    ^ Кровавую месть могла заменить уплата большого штрафа.

    1. Религия.
    ^ Над ними царят главные боги.

    Отец богов Один (Водан) скачет по нему на восьминогом жеребце.

    Валгаллу – повелитель царства убитых (царства мертвых).

    Тор (Донар) – бог грома, бури и плодородия.

    ^

    1. Знать древних германцев.
    Племенем управляло народное собрание, они решали важнейшие дела: объявляли войну, заключали мир, выбирали военных вождей, решали споры между родичами.

    В начале эры выделилась – знать – «первые люди племени». Это были старейшины родов и военные вожди племени – герцоги (нем. Ведущий за собой войско).

    Во время войны все мужчины, способные носить оружия становились воинами – собирались народные ополчения.

    Набеги среди германцев усилили неравенство. Знатные люди, занятые делами управления и войной, жили за счет военной добычи и перестали обрабатывать свои участки сами. Знать пользовалась трудом рабов из пленников. Рабу обычно выделяли небольшой участок земли, на котором он вел свое хозяйство. Часть выращенного зерна и скота раб отдавал своему господину.

    1. Великое переселение народов.
    Великое переселение народов – это огромный исторический период, начавшийся еще во времена существования Римской империи. Переселение шло с целью захвата плодородных земель, военная добыча. Переселение шло целыми племенами: впереди шли мужчины-воины, затем двигались повозки с домашним скарбом, женщины и дети, позади гнали стада скота.

    Толчком к переселению послужило вторжение кочевников из глубин Азии – гуннов. Гунны разгромили племенной союз готов, и вынудили их двинуться на Балканский полуостров.

    В середине века гуннов возглавил Аттила – «бич божий». Вместе с подчиненными он двинулся на галлию, однако около города Труа в 451 году римляне дали гуннам отпор, нанеся им страшное поражение. Вскоре союз гуннов распался.

    Ослабевшей Западной Римской империи все труднее было сдерживать натиск варваров, так как население, уставшее от жестокого гнета, непосильных налогов, не сопротивлялось завоевателям. Многие города тогда были разрушены, опустели дороги – торговля замерла.

    К началу 6 века германцы расселились на всей территории Западной Римской империи:

    • Вандалы – в Северной Африке;
    • Вестготы (западные готы) – в Испании;
    • Остготы (восточные готы) – в Италии;
    • Франки – в Галлии;
    • Англы и Саксы – в Британии.
    Германцы создали здесь свои государства.

    4. Итоги урока:

    • Какую роль в жизни германце играли семья, род, племя.
    • Когда и как началось Великое переселение народов.
    • Где расселились германцы к началу 6 века. (карта).

    fs.nashaucheba.ru


    Смотрите также