Культура древнейших цивилизаций. Тема 3. Культура древнейших цивилизаций.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура древних цивилизаций (стр. 1 из 3). Культура древнейших цивилизаций


КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

Египет

 

Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 в. до нашей эры. История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид — пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м — высота, а длина основы каждой из 4 граней — 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов.

 

Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нефертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего Царства только фараоны могли войти в “царство мертвых” , построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались у небольшой группы людей, которую составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определенного развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре.

 

Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.

 

Культура Древней Индии

 

Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в 3 в. до н.э. Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры) ; их удивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной их других древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью культуры Хараппы был ее необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древнеиндийских мест не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные — брахманизм и его формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху “Ригведи” — большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после т. н. “великого переселения народов” .

 

В это же время образовался брахманизм как своеобразный синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного доарийского населения Северной Индии. В эпоху “Ригведи” начал складываться индийский феномен — кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения индийского общества на четыре основные “варны” : жрецы, воины, простолюдины-земледельцы и слуги. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой варны. Согласно с этим, законным считался брак лишь в пределах одной варны. Результатом таких отношений между людьми стало следующее разделение варн на еще большее количество мелких каст. Формирование каст — это итог тысячелетней эволюции взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе культуры древнеиндийского общества, где образовалась очень сложная социальная структура. Олимп в индуизме символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, которая представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобразной реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступавшего против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма, миссия жизни человека есть достижение нирваны.

 

Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего, мусульманские племена владели военной технологией и сильной политической системой, но главное их верование опиралось на концепцию “сгруппированного братства” , которое объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту веру. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в различных позах. В культуре Древней Индии тесно связаны оригинальность культурных направлений и философская мысль. Философские взгляды, которые разделяли религиозное разделение света, включены в брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все философские взгляды играли важную роль не только в истории культуры Индии, а и мировой философии и науке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеиндийской науки — математики, астрономии, медицины и природоведения. Известно, что индийские ученые еще в далеком прошлом опередили некоторые открытия, сделанные европейскими учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Художественная культура древнеиндийского общества неразрывно связана с традиционными для нее религиозными и философскими системами.

 

Идеи, характерные для религиозных верований древних индийцев, вдохновляли творчество в архитектуре, культуре и живописи. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, кот. вызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, кот. объединяют традиции сев. и юж. типа строения храмов в Др. Индии. В отдельных деталях этих памятников искусства ощущается и влияние искусства и др. древ. вост. цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по кот. не только шли караваны с товарами, но и происходил культурный обмен. В этом процессе Индия сыграла культурную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на др. древ. страны.

 

. Культура Др. Китая .

 

Наиболее древ. периодом китайской цивилизации считается эпоха сущ-ния государства Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан, давший наз. стране и правящей династии царей. Позже ее завоевали др. китайские племена, наз. новое царство Чжоу. Впоследствии оно распалось на пять независимых княжеств. Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, кот. путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Во время ранней императорской эпохи Др. К. внес в мир. культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в К. в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике — пушки и стремена. Также был изобретены механич. часы и произошли технич. усовершенствования в обл. шелкоткатства.

 

В мат-ке выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа П, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древ. китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт. Поскольку древнекитайское общ-во было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Др. К. достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, мат-ка, физика и гидротехника в их инженерном использовании. Важным оставалось также строительство фортов, направленное прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера.

 

Китайские строители прославились грандиозными сооружениями — Великой китайской стеной и Великим каналом. Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих рез-тов. В Др. К. впервые была написана “Фармакология” , впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотич. средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о “жизненной энергии” . На основе этого учения была создана ф-фско-оздоровительная система “ушу” , давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны “кунг-фу” . Своеобразность духовной культуры Др. К. в значительной мере обусловлена феноменом, известным в мире как “китайские церемонии” . Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления сложились на основе культа древности. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став абстрактными божествами-символами, напр. Небо.

 

Наиболее важное место в китайской духовной культуре занимает конфуцианство — этико-полит. учение ф-фа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на “высших” и “низших” и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской гос-ности и функционировании полит. культуры императорского Китая. Гл. силой, противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты, будучи реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и авторитет кот. должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как легизм ставил на первое место административный регламент. Под влиянием характерных для древ. китайского общества религиозных, этико-ф-фских и социально-полит. взглядов развивалась и вся его классич. лит-ра. Уже в наиболее раннем поэтическом сборнике Др. К., знаменитой “Книге песен” , кот. создавалась продолжительное время на основе народных песен, священных напевов и древ. гимнов, воспеваются подвиги предков. Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот. достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую культуру, это проявилось в лит-ре, образном искусстве и, особенно, в арактере. Буддизм просуществовал в К. прочти 2 тысячелетия, заметно изменился в процессе приспособления к специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с конфуцианским прагматизмом в К. возник чань-буддизм, кот. впоследствии распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма. Наиболее трансформации буддизма проявились в своеобр. китайском искусстве, кот. как нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид инд. Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с арактерой храмов. Значительную роль в китайской культуре сыграл и даосизм, с кот. связано развитие науки и техники Др. К. Особую роль в культурных контактах К. с внешним миром сыграл “Великий шелковый путь” , кот. совершалась не только торговля, но и культурный обмен К. с др. странами, что повлияло на китайскую культуру.

 

Эллинская культура

 

. Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления, героям — мифическим предкам племен и родов, основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох — от древнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма — обожествления человека, представления богов в образах молодых, прекрасных и бессмертных людей. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях — детях богов и смертных. Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа. Одним из наибольших приобретений культуры Др. Гр. есть произведения Гомера “Илиада” и “Одиссея” , возникла лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. На о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы.

 

В процессе формирования гр. арактеры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм) , ионический(легкость, стройность, декоративность) , коринфский(утонченность) . Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось тщательному геометрическому изучению, в результате кот. были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они ослепленные красотой оправдали ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название “трагедия” (“песнь козлов” ) .

 

Известными драматургами были Эсхил(“Закованный Прометей” ) , Софокл(“Антигона” и “Царь Эдип” ) , Еврипид(“Медея” , “Электра” ) . Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика — умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского) . Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера “Дорифор” , юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей характера чел-ка. В 5в. до н.э. — время перелома в гр. живописи, перехода к объемному изображению. Греческий агон — борьба, состязание олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода олимпийских игр. Место олимпийских празднеств была священная роща Альтис.

 

В знаменитом храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся одним из семи чудес света. В священной роще заключались торговые сделки, поэты, ораторы, и ученые выступали перед зрителями, художники и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы. Афинская Академия- роща, посвященная афинскому герою Академу прославилась тем, что отсюда позднее начинались бега с факелом. В греческом агоне берет свое начало диалектика (умение вести беседу) . Греческая культура празднична, внешне красочна и зрелищна. В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию арактеры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий — мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа(драматизм) . Скульптурные группы “Лаокоон” и “Фарнезский бык” . 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции.

 

. Архаический период.

 

В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. характеризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, культуре. Одним из наибольших приобретений культуры Арх. периода есть произведения Гомера “Илиада” и “Одиссея” . В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр. происходил подъем образотворческого иск-ва и арактеры. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. арактеры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм) , ионический(легкость, стройность, декоративность) , коринфский(утонченность) . Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии. Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За первооснову также считали “апейрон” , неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот. можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей культуры.

 

Классический период.

 

В кл. период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название “трагедия” (“песнь козлов” ) . Известными драматургами этого периода были Эсхил(“Закованный Прометей” ) , Софокл(“Антигона” и “Царь Эдип” ) , Еврипид(“Медея” , “Электра” ) . Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика — умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили, что “человек является мерой всех вещей” , а сущность вещей зависит от их связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании “идей” . Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-во в кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского) . Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера “Дорифор” , юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей характера чел-ка. В 5в. до н.э. — время перелома в гр. живописи, перехода к объемному изображению. Чертой гр. культуры состязательность. Гр. агон — борьба, состязание олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика — умение вести беседу.

 

Эллинизм .

 

Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания РимомЕгипта назван эллинским. Для него характерно расширение взаимосвязей и взаимовлияний гр. и вост. культур. Лишившись полисной ограниченность, гр. культура впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура(последователь Демокрита) . В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию арактеры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий — мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа(драматизм) . Скульптурные группы “Лаокоон” и “Фарнезский бык” . 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Культура древних цивилизаций

Реферат по предмету: Культурология

Тема: "Культура древних цивилизаций"

План

1. Возникновение древних цивилизаций

2. Характеристика древних цивилизаций

3. Значение фараона в Древнем Египте

4. Зарождение искусства в Египте

5. Египетские Боги

6. Зарождение портретного искусства в Древнем Египте

7. Основы художественного творчества в Египте

8. Особенности египетского искусства

9. Особенности искусства Среднего и Нового царства

10. Правление фараона-реформатора Эхнатона

11. Время правления Тутанхамона

Список используемой литературы

Возникновение древнейших цивилизаций относят примерно к IV тыс. до н.э., когда на территории Северо-восточной Африки и Передней Азии в долинах крупных рек появились Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту, Древняя Индия, Древний Китай и другие государства. Многие ученые справедливо считают, что на ранних этапах становления человеческого общества и зарождения государства географический фактор был решающим, поскольку от него во многом зависела не только культура земледелия, успехи в области экономики и торговли. Но и развитие культурных связей между различными народами.

Прародиной всех культур по праву считается Древний Египет, в истории которого выделяют следующие основные периоды: додинастический (IV тыс. до н. э), Раннее и Древнее царство (III тыс. до н. э), Среднее царство (кон. III тыс. - 1-я пол. II тыс. до н. э), Новое царство (2-я пол. II тыс. до н. э), а также послединастический период (кон. II тыс. - I тыс. до н. э).

Экономика ранних рабовладельческих государств, включая Древний Египет, была основана на разделении труда и частной собственности. Характерной формой политического устройства большинства государств являлась деспотия. Единоличным собственником государственных богатств, а также властелином и повелителем своих поданных были царь и фараон. В ближайшем окружении фараона находились жрецы и малочисленная знать из особо приближенных. Внизу общественной лестницы находились бесправные рабы, трудом которых воздвигались колоссальные храмы, пирамиды, дворцы и гробницы царей, возводились ирригационные сооружения, обрабатывались металлы. Повелитель считался существом высшего порядка и провозглашался сыном бога. Ореол божественности поддерживался всем его окружением. В его честь исполнялись гимны, воспевающие могущественность и силу царя царей, которую сравнивали с природными стихиями. Монарха наделяли сверхчеловеческими способностями и для того, чтобы подчеркнуть его власть, уподобляли небесным светилам, горам, зверям.

Фараон в Древнем Египте считался посредником между божественным и земным. По мнению египтян, он везде лучший и является примером во всем. И прежде всего в том, что наделен всеми лучшими человеческими и божественными качествами. Он покровительствует более чем 60 профессиям. Сила фараона поддерживалась через обряд "возобновления" его жизненной энергии и царской власти. Символом вечной молодости у египтян были колосья пшеницы, которые прорастают через тело Осириса, символизируя рождение и смерть - две стороны единой жизни. Согласно этому обряду, ничто не умирает, но вновь возрождается обновленным и с новыми силами продолжается вечный круговорот, вечное движение в жизни. В тоже время, жизнь подобна солнечному диску, символизировавшему бога Ра, который ежедневно после заката солнца пересаживается на подземную ладью и совершает свой путь, а ранним утром вновь восходит на небо, пересаживаясь на дневную небесную ладью.

Назначением фараона является борьба со всякого рода несправедливостью, злом и установление порядка, гармонии и мудрости в жизни, заботе о будущем. Богиня Маат символизировала у египтян справедливость и любовь к порядку (изображалась со страусиным пером). "Велик тот владыка, которого окружают великие люди", - считали древние египтяне. Окружая себя жрецами, фараон являлся в то же время верховным жрецом, осуществляя обряды и церемонии. Жрецы были в Древнем Египте высокообразованными людьми, они не только умели читать и писать, но также обладали всей полнотой духовного знания и религиозного опыта. К знанию относились с великим почтением и уважением, считая его сакральным, и у него был свой небесный покровитель - бог Тот, которого древние египтяне относили к числу особо почитаемых богов. Именно боги, по мнению египтян, пробудили у людей тягу к знаниям и любовь к мудрости. При этом символом истинного зрения, милосердия и любви являлось Око Гора, который, согласно мифу, отдал око своему отцу Осирису, чтобы тот ожил.

Уже в додинастический период в Египте успешно развивалось строительное дело, прикладное искусство и скульптура. Памятники архитектуры, художественного ремесла, портретной скульптуры, а также рельефы и росписи, различные литературные жанры (например, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид, различные поучения проч.) появились в периоды Древнего египетского царства.

Изучая произведения изобразительного и словесного искусства, ученые пришли к выводу, что египтяне не только имели представления о прекрасном, но и соответствующие им эстетические термины. Творчество египетских художников регулировалось определенными канонами , т.е. сводом строгих правил, которым неукоснительно должен следовать художник.

Они предписывали художникам использование строго определенных пропорциональных и цветовых отношений, основанных на математическом расчете (задолго до пифагорейцев египтяне использовали математику в художественном творчестве).

Регламентация искусства свидетельствовала не только о консервативности общественного устройства, но также о том, что искусство являлось составной частью культа загробной жизни и было тесно связано с религиозными обрядами древних египтян.

Египетские боги были зооморфны : они имели полузвериный-получеловеческий облик, уходя своими корнями в первобытное время, когда существовал культ священного животного - тотем. Бог Анубис, являвшийся у египтян покровителем умерших, имел голову шакала, а богиня войны Сохмет изображалась с головой львицы. Священных животных (кошек, быков и даже крокодилов) содержали при храмах, поклонялись им, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Среди божеств высшим культом был культ бога Солнца - одновременно и дающего жизнь, и испепеляющего. По-разному именовали бога Солнца в разные периоды египетской истории: то именем Ра в Древнем царстве, то Атоном в Новом царстве. Многообразием отличалась и солнечная символика - от привычного шара со множеством исходящих от него лучей до изображений его в виде сокола или тельца.

Другим важнейшим божеством, производным от главного, являлся бог Гор, символизировавший собой животворящий солнечный свет. В "Мифе от Осирисе и Горе" трансформировались сказания земледельцев о вечном круговороте и обновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. Этот миф соединился с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. Известно, что в Древнем Египте устраивалась мистерия, сопровождавшая коронацию нового царя после смерти его предшественника. Новый царь объявлялся богом Гора, а похороны умершего сопровождались обрядом, символически воспроизводящим историю гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения. Данный ритуал в Древнем царстве относился только к особе фараона, но впоследствии стал частью погребальной церемонии знатных и богатых людей. Рядовых общинников и рабов хоронили без всяких церемоний, зарывая в песок. При этом умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь клали священный амулет - жука скарабея, на котором было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса, куда он должен был явиться после смерти. В отличие от древних вавилонян египтяне не убивали его вдову и слуг, чтобы похоронить их вместе с господином. Религиозный культ египтян был более гуманным и не требовал человеческих жертв.

Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта - посмертные маски, которые являлись копиями лица умершего человека. Египтяне верили в то, что существует жизненная сила Ба, которая после смерти человека ищет земную оболочку и стремится вселиться в нее. Поэтому кроме самих мумий в гробницу помещали портретные маски умерших. В них не было жизни, их лики освобождены от времени и обращены к вечности. Однако с течением времени маски претерпели изменение: в Древнем царстве они характеризовались большей бесстрастностью и спокойствием, а в Среднем и особенно Новом царстве они стали более индивидуальными, в них угадываются личностные особенности того, кто был изображен.

В результате археологических раскопок египетских захоронений в саркофагах вместе с посмертными масками было обнаружено множество небольших статуэток, по-видимому, заменявших умершему фараону слуг. На стенах гробниц были также найдены росписи и рельефы, изображающие сцены земной жизни: войны, захват пленных, пиры, охота, отдыхающего в кругу семьи властелина, а также труд рабов на полях, пастбищах и в мастерских. Примечательно, что интерес художника к потустороннему миру не перевешивал интереса к миру действительному. Нередки изображения домашних животных и птиц, которых увековечивал художник.

Художники, скульпторы и зодчие в Древнем Египте пользовались особым почетом и уважением, их творчество рассматривалось как выражение божественной воли. Само искусство являлось носителем вечной жизни и, согласно канонам, освобождалось от всего временного, преходящего и неустойчивого. Художественный язык должен был отвечать идее постоянства, отсюда - предельно четкий контур, ясная и строгая в своей простоте и лаконичная линия, обобщенные и плотные объемы, пропорциональность и соразмерность изображенных на рельефах фигур. Сложились строго определенные принципы изображения фигуры на плоскости: голова и ноги в профиль, торс развернут, а вся фигура обрисована единой линией. Конструктивной основой туловища являлся плечевой пояс - эта выразительная горизонталь станет одним из важнейших элементов канона в изображении фигур не только в скульптурном объеме, но и на плоскости.

mirznanii.com

Тема 3. Культура древнейших цивилизаций.

Поиск Лекций

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2-ГО КУРСА

ИЙ СЕМЕСТР

Обязательная контрольная работа по культурологии выполняется в письменном виде с учётом разноуровневых заданий: на «5» - в форме сочинения по одной из тем; на «4» - развёрнутого ответа на один из вопросов по выбору студента; на «3» - выполнение тестовых заданий (формат А-4) .

 

«5» КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Тема 1. Введение. Культура и культурология.

Культурология – новая учебная дисциплина, появление которой связано с тенденцией к гуманизации и гуманитаризации общего и специального образования. Ее задача заключается не только и не столько в расширении кругозора, сколько в том, чтобы создать более или менее целостное представление о культуре, показать ее роль в жизни общества и каждого человека, способствовать творческому развитию личности студента. Творческий характер изучения культурологии заложен уже в самом предмете ее как науки, поскольку основным объектом ее исследования является культура.

Темы рефератов

1. Происхождение и смысл понятия «культура».

2. Культура и цивилизация.

3. Общество и культура.

4. Культура и природа.

5. Религия и культура.

6. Искусство как феномен культуры.

7. Профессиональная культура (на примере профессии медицинского работника).

Литература

Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.

Введение в культурологию/ Отв. ред. Е.В. Попов. М.,1995.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Культурология. История мировой культуры/Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000.

Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология. М., 1999. .

Полищук В.И. Культурология. М., 1998.

Розин В.М. Культурология. М., 1999.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1993.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

Философский энциклопедический словарь. М., 2001.

 

Тема 2. Культура первобытной эпохи.

 

Обращение к теме культуры первобытного общества не случайно. Для того, чтобы лучше разобраться в сложнейшем вопросе происхождения культуры необходимо обратиться к истокам – ранним этапам формирования общества. Именно здесь мы можем обнаружить ответы на многие поставленные вопросы: что такое культура, каковы функции культуры, прогнозы развития культуры как системы, обеспечивающей доминирование социального начала над биологическим и т.д. Необходимо заметить, большая часть материала по изучаемой теме относится к периоду так называемой дописьменной истории. Обилие научных интерпретаций различного уровня (гипотезы, теории), широкий разброс мнений, привлечение данных многих наук (антропология, археология, этнография, история, искусствоведение и т.д.), географический разброс, изучаемых явлений в некоторой степени усложняют процесс познания, одновременно делая проблему зарождения и становления культуры более интересной.

Темы рефератов

1. Синкретический характер культуры первобытного человека.

2. Первобытные религиозные представления.

3. Первобытное искусство.

4. Загадки палеолитических Венер.

5. Памятники первобытной культуры.

6. Врачевание в первобытном обществе.

7. Ритуал – как форма объективизации первобытного мировоззрения.

8. Роль языка в первобытном обществе.

9. Теории возникновения искусства.

10. Историческое и культурное значение позднего палеолита.

Литература

Гуревич П.С. Культурология. – М.: "Гардарики", 2002.

Маркова А.Н. Культурология. – М.: "Юнити", 2001.

Пархоменко И.Г., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. – М.: "Центр", 2002.

Пигалев А.И. Культурология. – Волгоград: "Либрис", 2002.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М.: "Юнити", 2000.

Энциклопедия: Мифы народов мира. В 2-х т. – М.:"Олимп", 1997.

Тема 3. Культура древнейших цивилизаций.

Страны Древнего Востока: Древний Египет, Шумер и Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай относятся к древнейшим цивилизациям. Одна из главных проблем понимания древнейших цивилизаций – это осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нас в историческом времени и пространстве.

Многие достижения древнейших цивилизаций вошли в арсенал современной европейской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит египетский календарь: он был первым солнечным календарем в отличие от лунного. В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина. Иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита. Литература Древнего Египта вошла в качестве извечных тем в мировую литературу. И таких примеров взаимосвязи культуры древнейших цивилизаций с современной культурой можно привести великое множество…

Темы рефератов

1. Восточный и западный типы культур.

2. Важнейшие научные и технические достижения древнейших цивилизаций.

3. Основные черты культуры Древнего Египта.

4. Религия Древнего Египта.

5. Мифология Древнего Египта.

6. Художественная культура Древнего Египта.

7. Культура Древней Индии.

8. Культура Древнего Китая.

Литература

Древние цивилизации. – М.: Мысль, 1989.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 1999.

История древнейшего мира. – М.:,1989.

Пигалев А.И. Культурология. – Волгоград: Либрис, 1995.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.: Гардарика, 1997.

Полищук В.И. Культурология. – М.: Гардарика, 1998.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Р. Мировая художественная культура. – М.: Юнити, 2000.

poisk-ru.ru

Культура древних цивилизаций

Реферат по предмету: Культурология Тема: "Культура древних цивилизаций" План   1. Возникновение древних цивилизаций 2. Характеристика древних цивилизаций 3. Значение фараона в Древнем Египте 4. Зарождение искусства в Египте 5. Египетские Боги 6. Зарождение портретного искусства в Древнем Египте 7. Основы художественного творчества в Египте 8. Особенности египетского искусства 9. Особенности искусства Среднего и Нового царства 10. Правление фараона-реформатора Эхнатона 11. Время правления Тутанхамона Список используемой литературы

1. Возникновение древних цивилизаций

Возникновение древнейших цивилизаций относят примерно к IV тыс. до н.э., когда на территории Северо-восточной Африки и Передней Азии в долинах крупных рек появились Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту, Древняя Индия, Древний Китай и другие государства. Многие ученые справедливо считают, что на ранних этапах становления человеческого общества и зарождения государства географический фактор был решающим, поскольку от него во многом зависела не только культура земледелия, успехи в области экономики и торговли. Но и развитие культурных связей между различными народами. Прародиной всех культур по праву считается Древний Египет, в истории которого выделяют следующие основные периоды: додинастический (IV тыс. до н. э), Раннее и Древнее царство (III тыс. до н. э), Среднее царство (кон. III тыс. - 1-я пол. II тыс. до н. э), Новое царство (2-я пол. II тыс. до н. э), а также послединастический период (кон. II тыс. - I тыс. до н. э).

2. Характеристика древних цивилизаций

Экономика ранних рабовладельческих государств, включая Древний Египет, была основана на разделении труда и частной собственности. Характерной формой политического устройства большинства государств являлась деспотия. Единоличным собственником государственных богатств, а также властелином и повелителем своих поданных были царь и фараон. В ближайшем окружении фараона находились жрецы и малочисленная знать из особо приближенных. Внизу общественной лестницы находились бесправные рабы, трудом которых воздвигались колоссальные храмы, пирамиды, дворцы и гробницы царей, возводились ирригационные сооружения, обрабатывались металлы. Повелитель считался существом высшего порядка и провозглашался сыном бога. Ореол божественности поддерживался всем его окружением. В его честь исполнялись гимны, воспевающие могущественность и силу царя царей, которую сравнивали с природными стихиями. Монарха наделяли сверхчеловеческими способностями и для того, чтобы подчеркнуть его власть, уподобляли небесным светилам, горам, зверям.

3. Значение фараона в Древнем Египте

Фараон в Древнем Египте считался посредником между божественным и земным. По мнению египтян, он везде лучший и является примером во всем. И прежде всего в том, что наделен всеми лучшими человеческими и божественными качествами. Он покровительствует более чем 60 профессиям. Сила фараона поддерживалась через обряд "возобновления" его жизненной энергии и царской власти. Символом вечной молодости у египтян были колосья пшеницы, которые прорастают через тело Осириса, символизируя рождение и смерть - две стороны единой жизни. Согласно этому обряду, ничто не умирает, но вновь возрождается обновленным и с новыми силами продолжается вечный круговорот, вечное движение в жизни. В тоже время, жизнь подобна солнечному диску, символизировавшему бога Ра, который ежедневно после заката солнца пересаживается на подземную ладью и совершает свой путь, а ранним утром вновь восходит на небо, пересаживаясь на дневную небесную ладью.Назначением фараона является борьба со всякого рода несправедливостью, злом и установление порядка, гармонии и мудрости в жизни, заботе о будущем. Богиня Маат символизировала у египтян справедливость и любовь к порядку (изображалась со страусиным пером). "Велик тот владыка, которого окружают великие люди", - считали древние египтяне. Окружая себя жрецами, фараон являлся в то же время верховным жрецом, осуществляя обряды и церемонии. Жрецы были в Древнем Египте высокообразованными людьми, они не только умели читать и писать, но также обладали всей полнотой духовного знания и религиозного опыта. К знанию относились с великим почтением и уважением, считая его сакральным, и у него был свой небесный покровитель - бог Тот, которого древние египтяне относили к числу особо почитаемых богов. Именно боги, по мнению египтян, пробудили у людей тягу к знаниям и любовь к мудрости. При этом символом истинного зрения, милосердия и любви являлось Око Гора, который, согласно мифу, отдал око своему отцу Осирису, чтобы тот ожил.

4. Зарождение искусства в Египте

Уже в додинастический период в Египте успешно развивалось строительное дело, прикладное искусство и скульптура. Памятники архитектуры, художественного ремесла, портретной скульптуры, а также рельефы и росписи, различные литературные жанры (например, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид, различные поучения проч.) появились в периоды Древнего египетского царства. Изучая произведения изобразительного и словесного искусства, ученые пришли к выводу, что египтяне не только имели представления о прекрасном, но и соответствующие им эстетические термины. Творчество египетских художников регулировалось определенными канонами, т.е. сводом строгих правил, которым неукоснительно должен следовать художник. Они предписывали художникам использование строго определенных пропорциональных и цветовых отношений, основанных на математическом расчете (задолго до пифагорейцев египтяне использовали математику в художественном творчестве). Регламентация искусства свидетельствовала не только о консервативности общественного устройства, но также о том, что искусство являлось составной частью культа загробной жизни и было тесно связано с религиозными обрядами древних египтян.

5. Египетские Боги

Египетские боги были зооморфны: они имели полузвериный-получеловеческий облик, уходя своими корнями в первобытное время, когда существовал культ священного животного - тотем. Бог Анубис, являвшийся у египтян покровителем умерших, имел голову шакала, а богиня войны Сохмет изображалась с головой львицы. Священных животных (кошек, быков и даже крокодилов) содержали при храмах, поклонялись им, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Среди божеств высшим культом был культ бога Солнца - одновременно и дающего жизнь, и испепеляющего. По-разному именовали бога Солнца в разные периоды египетской истории: то именем Ра в Древнем царстве, то Атоном в Новом царстве. Многообразием отличалась и солнечная символика - от привычного шара со множеством исходящих от него лучей до изображений его в виде сокола или тельца. Другим важнейшим божеством, производным от главного, являлся бог Гор, символизировавший собой животворящий солнечный свет. В "Мифе от Осирисе и Горе" трансформировались сказания земледельцев о вечном круговороте и обновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. Этот миф соединился с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. Известно, что в Древнем Египте устраивалась мистерия, сопровождавшая коронацию нового царя после смерти его предшественника. Новый царь объявлялся богом Гора, а похороны умершего сопровождались обрядом, символически воспроизводящим историю гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения. Данный ритуал в Древнем царстве относился только к особе фараона, но впоследствии стал частью погребальной церемонии знатных и богатых людей. Рядовых общинников и рабов хоронили без всяких церемоний, зарывая в песок. При этом умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь клали священный амулет - жука скарабея, на котором было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса, куда он должен был явиться после смерти. В отличие от древних вавилонян египтяне не убивали его вдову и слуг, чтобы похоронить их вместе с господином. Религиозный культ египтян был более гуманным и не требовал человеческих жертв.

6. Зарождение портретного искусства в Древнем Египте

Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта - посмертные маски, которые являлись копиями лица умершего человека. Египтяне верили в то, что существует жизненная сила Ба, которая после смерти человека ищет земную оболочку и стремится вселиться в нее. Поэтому кроме самих мумий в гробницу помещали портретные маски умерших. В них не было жизни, их лики освобождены от времени и обращены к вечности. Однако с течением времени маски претерпели изменение: в Древнем царстве они характеризовались большей бесстрастностью и спокойствием, а в Среднем и особенно Новом царстве они стали более индивидуальными, в них угадываются личностные особенности того, кто был изображен. В результате археологических раскопок египетских захоронений в саркофагах вместе с посмертными масками было обнаружено множество небольших статуэток, по-видимому, заменявших умершему фараону слуг. На стенах гробниц были также найдены росписи и рельефы, изображающие сцены земной жизни: войны, захват пленных, пиры, охота, отдыхающего в кругу семьи властелина, а также труд рабов на полях, пастбищах и в мастерских. Примечательно, что интерес художника к потустороннему миру не перевешивал интереса к миру действительному. Нередки изображения домашних животных и птиц, которых увековечивал художник. Художники, скульпторы и зодчие в Древнем Египте пользовались особым почетом и уважением, их творчество рассматривалось как выражение божественной воли. Само искусство являлось носителем вечной жизни и, согласно канонам, освобождалось от всего временного, преходящего и неустойчивого. Художественный язык должен был отвечать идее постоянства, отсюда - предельно четкий контур, ясная и строгая в своей простоте и лаконичная линия, обобщенные и плотные объемы, пропорциональность и соразмерность изображенных на рельефах фигур. Сложились строго определенные принципы изображения фигуры на плоскости: голова и ноги в профиль, торс развернут, а вся фигура обрисована единой линией. Конструктивной основой туловища являлся плечевой пояс - эта выразительная горизонталь станет одним из важнейших элементов канона в изображении фигур не только в скульптурном объеме, но и на плоскости.

7. Основы художественного творчества в Египте

Основные каноны художественного творчества начали складываться уже в Древнем царстве. Искусство того периода называют "классическим": его отличает монументальность, спокойная торжественность и величавая простота (например, пирамида Хеопса и Великого Сфинкса). И вместе с тем в раннем египетском искусстве, пожалуй, присутствует больше дыхания вечной жизни, чем в искусстве последующих эпох. Это, по-видимому, находит свое объяснение в том, что каноны стояли в то время ближе всего к своим первоистокам, не являлись застывшими. Реализмом и безупречным мастерством исполнения отличается портретный деревянный рельеф зодчего Хесиры (нач. III тыс. до н. э), достойно представляющий искусство Древнего царства. Его изображение выполнено в строгом соответствии с каноном, однако стройное тело словно "живет" каждым своим мускулом. Устойчивыми сюжетными композициями в рельефах и фресках являются шествия и процессии, в которых фигуры движутся одна за другой через одинаковые интервалы, создавая определенный ритм. Классическим примером такой композиции служит рельеф из гробницы в Саккара. Движения слуг, изображенных на рельефе, естественны и непринужденны, что никогда не допускалось при изображении хозяев. Равномерная повторяемость в изображении фигур, движений, поз и жестов придает композиции не только своеобразную декоративность, но и ритуальную торжественность: вереницы быков, гусей, журавлей движутся за своим хозяином в вечность… Особая художественная роль в египетских рельефах принадлежит иероглифам, которые заполняли пустоты между фигурами, создавая вместе с уменьшенными фигурками животных впечатление одухотворенного узора. Изображения и надписи в своем единстве способствовали созданию сакрального образа - их связь была не просто внешней, декоративной, а глубинной, мировоззренческой. Пиктография (т.е. картинное письмо) стояла у истоков письменности древних египтян. Изображение являлось не просто условным знаком, а священным образом-знаком, который стремился закрепить и увековечить жизненную силу предмета, чтобы сберечь его навеки. Следует напомнить, что у египтян письмо являлось составной частью религии, уделом жрецов. Не случайно писцы считались служителями бога Тота и особо почитались у египтян. От пиктографии письменность эволюционировала к идеографии (в ней рисунок обозначал слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. При этом изобразительное начало в знаках все более упрощалось и в конце концов потеряло связь с предметом, который оно когда-то отображало. Существование знаков-образов подтверждает глубинное родство письменности с искусством, также имеющим образную природу. В вереницах сцен, опоясавших стены усыпальниц, можно встретить "опись" богатств и деяний фараонов и вельмож, а нередко и точные цифры голов скота и рабов, которыми они владели. Египтяне свято верили в безусловную реальность создаваемых искусством образов, благодаря которым мир удваивался и символизировался. Расшифровать древние письмена удалось сравнительно недавно. Сохранившиеся рельефы из гробниц Хенену и Хени дают нам представление о памятниках Среднего царства. На них иероглифы изысканно и разнообразно сочетаются с фигурами птиц, животных и многочисленных предметов. В нижнем левом углу горделиво восседают две фигуры - мужская и женская. Плоскостное изображение оживает благодаря различного рода рельефной моделировке - от слегка выпуклой пот отношению к фону - до углубленной или находящейся с фоном на одном уровне. Сочетание разной рельефной проработки создает вибрацию поверхности: плоскость словно живет и дышит. Согласно канону, размер изображения зависел от значимости - чем значительнее предмет, тем он больше. Самым большим изображался фараон, поменьше - фигуры его родственников, а рабы и пленники - еще меньше. Представление о перспективе у египтян было также обусловлено каноном, поэтому размер имел строго определенный смысл, подчеркивая значимость и величие фигур на плоскости. При таком строго канонизированном подходе к изображению не требовалось никаких других атрибутов величия. Даже фигура самого фараона, почитаемого богом, была лишена дополнительной пышности: он изображался, как и его подданные, полуобнаженным в набедренной повязке, но в отличие от рабов, в головном уборе.

8. Особенности египетского искусства

Египетское искусства обладало одной важной отличительной особенностью - по сравнению с несметными богатствами фараонов, оно сохраняло благородную сдержанность в композиционном, цветовом и пластическом решении. Отсутствие вычурности в архитектурных и скульптурных формах египетского искусства также свидетельствует о строгом соблюдении канона. Рельефы раскрашивались в определенные цвета - желто-коричневые и зелено-голубые, напоминающие по своей гамме естественный цвет земли и синего безоблачного неба Египта. Любимым цветом египтян был насыщенный голубой цвет, сохранившийся до наших дней благодаря мелким фаянсовым статуэткам и изделиям прикладного искусства. Другой отличительной особенностью египетского искусства является его контрастность - грандиозные монументальные архитектурные сооружения (дошедшие до нас пирамиды Хеопса, Хефрена, Миккерина) соседствуют с изящной миниатюрной скульптурной пластикой. О последней можно судить по коллекции ГМИИ им А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа, где прекрасно сохранились изделия и предметы прикладного искусства - в их числе деревянные скульптуры слуг фараона, относящиеся к периоду Среднего Царства, а также более поздние миниатюрные статуэтки разнообразных, почитаемых египтянами животных, выполненных в камне, относящиеся к периоду Нового Царства.

9. Особенности искусства Среднего и Нового царства

В то же время несмотря на соблюдение канонов, установленных в эпоху Древнего Царства, в искусстве Среднего и особенно Нового царства постепенно усиливается индивидуальность образов в портретном искусстве, появляются новые композиционные и стилистические элементы в рельефных изображениях. Традиционные формы изнутри начинают освещаться новым содержанием, что приводит к рождению совершенно иных образов в египетском искусстве. Так, например, если сравнить гигантского высеченного из скалы Сфинкса фараона Хефрена в Гизе эпохи Древнего царства, которого называют "прадедом" бесчисленных египетских сфинксов, с более поздним Танисским сфинксом эпохи Среднего царства, то даже на первый взгляд замена существенная разница обоих образов. Замирая и благоговея перед грандиозностью и величием Главного Сфинкса, сомневаешься в его рукотворном создании. Второй сфинкс производит совсем иное впечатление, напоминая фигуру льва с точно переданными чертами лица фараона Аменемхета III. Первый Сфинкс обобщенный образ-символ не только властелина пустыни, охраняющего пирамиду фараона Хефрена в Гизе, но и владыки Вселенной. Образ второго официально холоден: ввиду портретного сходства и точной прорисовки деталей он не несет той символической значимости и выступает скорее в роли образа-знака, отсылая к своему конкретному историческому прообразу. В Новом царстве заметно изменяется архитектура: все чаще вместо гробниц, переставших быть наземными сооружениями, строят храмы-святилища, в которых прославлялось величие фараона и бога Амона. Известные памятники архитектуры того времени знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре близ Фив. В отличие от пирамид, строгих по своей конструкции и напоминавших гору, храмы больше походили на дремучий лес, во множестве колонн можно было затеряться. Из двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный зал, а уже затем в святилище. Так, например, в гипостильном зале храма в Карнаке насчитывалось 144 колонны различной формы папирусообразных, литосовидных, пальмовидных и проч. Иные обладали такой толщиной, что их не могли обхватить и пять человек. Нижние части стен украшались растительным орнаментом, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне в таком стиле оформлен и египетский зал в ГМИИ им.А.С. Пушкина. Стены, обелиски, иногда и колонны египетских храмов были испещрены иероглифами и покрыты вязью рельефов. Архитектурные формы колонн подражали растениям и деревьям, росшим по берегу Нила. До эпохи Нового царства они не встречались в архитектуре в таком объеме. Внутреннее убранство храмов украшали множество крупных статуй и небольших статуэток, выдержанных в монументальном стиле. В московском собрании хранятся две тонкие и изящные статуэтки из черного дерева портретные фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Обе являются непревзойденными в умении египетских художников передать динамику в статике. Женская фигура выполнена необыкновенно изящно, что явилось знаком времени. Изящество, точность выполненной работы и рефлексивность образов отсутствуют в искусстве Древнего царства (от портретов того времени веяло бесстрастностью и холодностью) и, напротив, эти черты являются характерным и для искусства Нового царства. Заметно обновляются сюжеты, в которые все больше приникает "светский" дух: в рельефах и росписях гробниц и дворцов все чаще встречается тема пиров, празднеств, где присутствуют послы, знатные дамы, арфистки, танцовщицы. Дамы нередко изображаются за туалетом, одеванием и косметическими процедурами. Даже переселяясь в загробный мир, знатные египетские дамы берут с собой наборы туалетных принадлежностей, выполненных из золота, фаянса и слоновой кости - это драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, изящные туалетные ложечки. Все они отличаются строгостью и изяществом, выполнены с прекрасным чувством цвета и материала, примером чему может служить изящная туалетная ложечка из московского собрания ГМИИ, выполненная в виде плывущей обнаженной девушки, которая держит в вытянутых руках розовую чашечку лотоса. Подобные светские мотивы значительно обновляют старые каноны, с которыми художники со временем начинают обращаться все более свободно. Появляются непривычные позы и ракурсы, ранее не встречавшиеся - в фас, три четверти, со спины, наложение фигур друг на друга. В сравнении с прежним искусством, рисунок становится более изысканным.

10. Правление фараона-реформатора Эхнатона

Появление в искусстве новаторского духа связывают с правление фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н.э. Эхнатон выступил против фиванского жречества, превратив их в непримиримых врагов, отменил единым законодательным актом весь древний пантеон богов и провозгласил одного бога Атона - покровителя и отца не только египтян, но и всех народов. Своим союзником фараон сделал не знать, а средние, сравнительно небогатые слои свободного населения. Искусство времени Эхнатона называют "амарнским" (в честь столицы Амарн). Специалисты считают, что искусство этого времени заметно демократизируется по сравнению с искусством прежних времен, ибо обращается к простым чувствам людей, их внутренним состояниям. Душевная непроницаемость, характерная для искусства ранних периодов, заменяется изображением воплей и стонов плакальщиков, мрачной покорностью пленных рабов, психология которых все больше начинает интересовать художника. Изображаются и лирические сцены семейной жизни Эхнатона, портреты его дочерей. Этот новый образный строй уже не укладывается в рамках привычных канонов. В качестве примеров искусства того периода можно привести портреты самого Эхнатона и его жены Нефертити (скульптор Тутмес), ставшей шедевром в ряду женских портретов, когда-либо созданных в мировом искусстве.

11. Время правления Тутанхамона

Реформы Эхнатона в религиозной и политической сфере были достаточно смелыми и просуществовали недолго. Реакция на них началась уже при его преемнике Тутанхамоне. Вскоре все старые культы богов были восстановлены, а имя самого Эхнатона предано проклятию. Однако художественные нововведения Эхнатона развивались в искусстве, по крайней мере, еще в течение столетия. Чудесные образы амарнского стиля сохранились в гробнице Тутанхамона. Этот юный царь умер в возрасте 18 лет, по свидетельству историков, не совершив ничего выдающегося, но открытие его гробницы, сделанное в 20-х годах ХХ столетия археологом Говардом Картером, явилось большим событием в египтологии. Как пишет Картер, "единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен". Стены обнаруженной археологами усыпальницы Тутанхамона покрыты золотом, а захоронен он в нескольких золотых саркофагах, вставленных один в другой. Каждый саркофаг имел скульптурную маску фараона, в нем покоилась мумия, усыпанная драгоценностями и амулетами. Помимо саркофагов и украшений, представляющих высокую художественную ценность, в гробнице было обнаружено много рельефов и скульптур. Найдены также грациозные статуэтки богинь-охранительниц, а также портрет новобрачных - юного фараона и его столь же юной жены, гуляющих в цветущем саду (изображение отличается интимностью и лирической нежностью, столь не характерной для египетского искусства). К искусству этого периода принадлежит и рельеф плакальщиков, который поражает открытой экспрессивностью образа, драматизмом простертых кверху и заломленных гибких рук. Вся композиция резко отличается от ранних рельефов. Уже не встречаются изображения строго параллельных и ритмических процессий, сам ритм намного усложняется: фигуры не следуют одна за другой, а теснятся, сталкиваясь, падают наземь. Резцы художника не ровные, а нервные и порывистые. Со временем эволюция египетского искусства постепенно затухает. В результате тяжелых и длительных войн с эфиопами и ассирийцами Египет утрачивает былую политическую и военную мощь, а затем и культурное первенство. Таким образом, искусство Древнего Египта отразило особенности всей духовной культуры своего времени и, прежде всего, тесную связь с мифологией и религиозным культом. Отсюда и особое пространственно-художественное мышление древнеегипетских архитекторов и художников, которое визуально воплотилось в строго канонические символические образы. Архитектура Древнего Египта и сегодня поражает грандиозностью и масштабностью своих монументальных сооружений, построенных более сорока веков назад. Влияние египетской культуры и искусства сказалось не только на культуре восточных государств, таких как Ассирия, Иудея и др., но и на искусстве Греции, причем не только на начальном этапе ее развития, но также в более поздний период - эпоху эллинизма.

 Список используемой литературы

1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М., 1998 г. 2. Керрам К. Боги, гробницы, ученые. - М., 1998 г. 3. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. - Спб., 1997 г.

www.coolreferat.com


Смотрите также