Древний египет писец. Кто такие писцы? Определение
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Писцы в Древнем Египте. Древний египет писец


Писцы Древнего Египта — WiKi

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Атрибуты

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

Образование

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы[3].

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса. Примечателен текст «Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи», где отец наставляет сына по пути в школу при дворе и хвалит профессию писца, сравнивая её с другими, по его мнению, менее достойными ремёслами[4].

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

Обязанности

Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Они вели учёт в храмах, армии, ведали министерствами при дворе фараона, руководили ремесленниками и художниками при возведении и декорировании памятников архитектуры, рассчитывали налоги и уровень урожая. К писцам обращались остальные неграмотные граждане для составления прошений, договоров и прочих документов.

Из дошедших до наших дней письменных документов известно о следующих должностях писцов:

  • главный писец казначейства;
  • писец-переписчик постановлений;
  • архивист;
  • писец при храме;
  • учётчик подношений;
  • хранитель царских свитков;
  • писец отдела кадров;
  • писец кадастра;
  • переписчик скота;
  • секретарь суда;
  • писец административного здания;
  • учётчик призывников;
  • сопровождающий писец;
  • и др.

Известен составитель папируса Ринда Агамезу или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

См. также

Примечания

Документальные фильмы

  • 2013 — Писцы Древнего Египта / Scribes of Ancient Egypt / Le Scribe qui dessine (реж. Бернар Жорж / Bernard George)

Ссылки

ru-wiki.org

Манускрипт

Писцы Древнего Египта — сословие чиновников, обученных грамоте, владевших искусством иероглифического и иератического письма. Писцами были мужчины, они вели дела при дворе фараона, в армии и храмах. Писцы были заняты во всех отраслях хозяйственной и административной жизни Египта: под их надзором происходило возведение монументов; ими записывались указы фараона; истории, ходившие в устном виде среди низших классов египетского общества, рассказы чужеземцев. Они заведовали зданиями храма (с технической стороны) и управление его земельною собственностью. Этому соответствовали и их специальная подготовка: знание иероглифов и наружных украшений храма, ориентирование частей последнего, черчение, астрономия, геометрия, география Египта, описание Вселенной. Все эти обязательные знания были изложены в десяти книгах, принадлежавших к числу герметических.

egyptian-scribes-granger

Мудрые писцы

Не строили себе пирамид

И надгробий из бронзы…

Их пирамиды — книги,

Их дитя — тростниковое перо.

И память о том, что

написано в книге, вечна.

(Из учебника: Коровкин Ф. П. История древнего мира. — М., 1985, с. 57).

Должность писца высоко ценилась в Древнем Египте, о чем свидетельствует тот факт, что это была одна из немногих профессий, которые обозначались особой пиктограммой. Она изображала палетку – инструмент для письма. Профессиональные писцы имели каллиграфический почерк и обладали обширными знаниями в самых различных областях.

Профессия писца считалась престижной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Вместе с ремесленниками и художниками писцы принимали активное участие в украшении иероглифами усыпальниц, домов, реликвий, статуй, мебели. Должность писца не переходила по наследству, им мог стать выходец из социальных низов, овладевший грамотой и доказавший свою пригодность в аппарате государственного управления.

В Египте не было такого благородного сословия, чтобы попасть в него не мог простой человек. Сын бедного крестьянина мог достигнуть высшего места, стать богатым землевладельцем, вельможей, владеть тысячами крепостных земледельцев — таких же, каким был его отец. Но, конечно, всего этого легче достигнуть сыну не крестьянина, а образованного человека.

И, как правило, сыновья писцов изначально воспитывались с расчетом на то, что после нескольких лет обучения в школах займут место рядом с отцами. Египетские писцы сохраняли и переписывали древние тексты, работали в библиотеках и архивах, которые находились при храмах. С писцами связана деятельность так называемых «домов жизни», где составлялись тексты религиозного, магического содержания, сонники, медицинские, астрономические тексты, титулатура царей.

Покровителем знаний и письма был бог луны и мудрости Тот. Писцам также покровительствовала богиня Сешат. В египетском искусстве сложилась устойчивая традиция в изображении писцов: он сидит на полу со скрещенными ногами и с развернутым на коленях папирусом. Инструментом для письма были тростниковые кисточки; использовали не только черную, но и другие краски. Красной краской писали начало новых глав или отдельных фраз. Краски делали из угля, сажи, красной охры, голубых и зеленых минералов, которые растирали и разводили водой.

Ancient_Egyptian_Scribe's_palette

Школы писцов действовали при дворе фараона, при государственных учреждениях, при храмах. Обучение заключалось, главным образом, в чтении и переписывании текстов, в решении математических задач, учеников знакомили с географией и музыкой. Содержание переписываемых текстов было разнообразно, но чаще всего это «поучения», в которых доказывалось, как хорошо быть писцом. В школах практиковалась суровая дисциплина, от ученика требовалось отменное трудолюбие. Сохранился ряд пособий для изучения письма, в том числе справочники со списками имен и понятий. Профессия писца пользовалась большим почтением, египетские тексты сохранили имена многих писцов.

В религиозных процессиях они занимали третье место, имея перья на голове, а в руке книгу, линейку, чернила и палочку для письма. Согласно Клименту Александрийскому писцы Древнего Египта — третий класс египетской жреческой касты.

Едва ли какой народ больше уважал грамотность, чем египтяне, и вряд ли где-либо уменье читать и писать до такой степени меняло судьбу человека и его семьи, как в Египте. Грамотность из раба делала человека независимого и властного.

eg

В одном из древних папирусов, сохранившихся до наших дней запечатлены наставления молодому писцу: «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги… и не будешь ты носить корзину… Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными».

Путь к образованию в Египте был нелегкий – учили чрезвычайно сурово. Образование стоило большого труда. Ученики в школе занимались с раннего утра до позднего вечера. Учитель имел над своими учениками неограниченную власть. Прилежание требовалось самое усердное. Учитель не выпускал из рук трости – нерадивых жестоко наказывали. Чтобы добиться успехов в учебе, школьники жертвовали мирскими радостями. Вот что можно прочитать в одном из папирусов, как учитель наставляет своего ученика:

“Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью“.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Вначале школьника учили читать и правильно и красиво писать, затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для освоения грамоты ученику необходимо было запомнить около 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге он должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для составления религиозных текстов.

У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.

Писать по-египетски было, действительно, очень трудно. А потом необходимо было освоить несколько почерков, — аналог современного печатного и рукописного, — и все это требовалось писать от руки.

Будущий писарь набивал руку несколько лет, затем учился слогу, как составлять разные бумаги и письма. Потом сдавались экзамены и школьник превращался в писаря.

Но для успеха в жизни этого мало – надо получить место, надо чье-нибудь покровительство. И это все приобреталось почти с таким же трудом, как и постижение профессии писаря. Здесь необходимо уметь угодить, кому следует, и отец-египтянин давал сыну такие наставления:

“Если будешь шествовать по стопам знатного, то и сам приобретешь богатство. Если сановник приедет туда, где ты служишь, не дерзай противоречить ему. Пусть каждое слово его будет для тебя законом. Почтительного писаря всегда отличат пред другими.

Если он почтителен и деятелен, то скоро выдвинется вперед. Так поступали твои предки, и ты научи тому же самому своих детей”.

Писаря так и действовали. Один из них, по имени Амтен, сам рассказал, как он из ничтожества стал великим человеком. Его историю, от его лица, написали потомки на его могиле в поучение всем благоразумным людям.

Начал он очень скромно, состоял при писаре крикуном-счетчиком, — выкрикивал, сколько поселяне принесли хлеба, — а писарь записывал. От крикуна многое зависело: он мог и прижать земледельца и помочь ему.

Начальство нашло, что Амтен действовал как следует, и его стали повышать. Он получил важную должность — надзирателя за льняным делом в имениях фараона. Это значило наблюдать за тканями на платье самому царю и его семье.

Скоро Амтен получил право носить трость, т. е. просто палку. У египтян это — знак высшей власти, писарь с палкой — чиновник с большим чином, даже дворянин — недалеко от вельможи.

И Амтену уже легко было достигнуть высших степеней, стать начальником над обширной областью, царь ему дарил одно поместье за другим, разумеется, — с крестьянами. Амтен успел пристроить ко двору царя своего единственного сына и умер среди почестей, восхваляемый, как замечательный человек. Так много значило звание писаря и умение нравиться начальникам!

А один отец убеждал своего сына, чтобы тот непременно стал писарем. Отец подробно перечисляет все выгоды этого занятия сыну.

Во-первых, писаря все уважают. Потом — писарь свободен от черной ручной работы. Кто работает руками, того никто не почитает. Самая работа его крайне неприятная, и сам рабочий похож на осла с ношей на спине.

Писарь, напротив, белоручка. За него все делают слуги, а он только исполняет поручения начальства и сам является начальником.

Из писарей выходили не только гражданские чиновники, но и жрецы, — особы еще более важные, чем простые писаря, и даже вельможи.

Древнегреческие писатели употребляли для их обозначения слово гарпедонапт, что значит «натягивающий веревку». Название произошло, по всей видимости, от употребления размеренных веревок как при измерении земельных участков, так и при построении рационального прямоугольного треугольника со сторонами, пропорциональными числам 3, 4, 5.

Из Древнеегипетских писцов известен, как составитель папируса Ринда, Агамезу, или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

 

manuscript.su

Писцы в Древнем Египте — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Писцы́ в Древнем Египте — сословие чиновников, обученных грамоте, владевших искусством иероглифического и иератического письма. Писцами были мужчины, они вели дела при дворе фараона, в армии и храмах. Писцы были заняты во всех отраслях хозяйственной и административной жизни Египта: под их надзором происходило возведение монументов; ими записывались указы фараона; истории, ходившие в устном виде среди низших классов египетского общества, рассказы чужеземцев.

Профессия писца считалась престижной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Вместе с ремесленниками и художниками писцы принимали активное участие в украшении иероглифами усыпальниц, домов, реликвий, статуй, мебели. Должность писца не переходила по наследству, им мог стать выходец из социальных низов, овладевший грамотой и доказавший свою пригодность в аппарате государственного управления. Но, как правило, сыновья писцов изначально воспитывались с расчетом на то, что после нескольких лет обучения в школах займут место рядом с отцами. Египетские писцы сохраняли и переписывали древние тексты, работали в библиотеках и архивах, которые находились при храмах. С писцами связана деятельность так называемых «домов жизни», где составлялись тексты религиозного, магического содержания, сонники, медицинские, астрономические тексты, титулатура царей.

Покровителем знаний и письма был бог луны и мудрости Тот. Писцам также покровительствовала богиня Сешат. В египетском искусстве сложилась устойчивая традиция в изображении писцов: он сидит на полу со скрещенными ногами и с развернутым на коленях папирусом. Инструментом для письма были тростниковые кисточки; использовали не только черную, но и другие краски. Красной краской писали начало новых глав или отдельных фраз. Краски делали из угля, сажи, красной охры, голубых и зеленых минералов, которые растирали и разводили водой.

Школы писцов действовали при дворе фараона, при государственных учреждениях, при храмах. Обучение заключалось, главным образом, в чтении и переписывании текстов, в решении математических задач, учеников знакомили с географией и музыкой. Содержание переписываемых текстов было разнообразно, но чаще всего это «поучения», в которых доказывалось, как хорошо быть писцом. В школах практиковалась суровая дисциплина, от ученика требовалось отменное трудолюбие. Сохранился ряд пособий для изучения письма, в том числе справочники со списками имен и понятий. Профессия писца пользовалась большим почтением, египетские тексты сохранили имена многих писцов.

megabook.ru

Кто такие писцы? Определение

Кто такие писцы? Попробуем вместе найти ответ на этот вопрос. Писарем называли человека, профессионально переписывающего от руки документы и книги.

Древний писец был у каждого крупного землевладельца. Именно представители этой профессии вели царские дела, занимались составлением хроники в городах и храмах.

кто такие писцы

Интересные факты

Рассуждая о том, кто такие писцы, отметим, что именно эти люди переписывали разные тексты, в том числе и Священные писания. Однако после появления книгопечатания данная профессия утратила свою актуальность. Она трансформировалась в юриспруденцию, бухгалтерию, журналистику.

древний писец

Развитие данной профессии происходило в Средневековье, когда распространялось в Европе христианство, а в Азии шло становление ислама. Формированию ее особенно способствовало появление торговли, банковского дела, ростовщичества. В Европе на должность писца приглашались монахи. Первые скриптории, появившиеся здесь, датированы VI—VII веками, они были обнаружены в Испании, во Франции, в Ирландии.

писцы в древнем египте

Древние времена

Писцы в древнем Египте выбирались из числа мужчин, которые принадлежали к зажиточному среднему классу. Это был специально обученный искусству иероглифического письма человек, владеющий также основам арифметики.

Египетский писец вел дела в храмах и в армии, работал при дворе фараона. Данная работа передавалась по наследству. Мальчиков воспитывали так, чтобы они могли после специального обучения занять место своего отца.

Статуя писца, представленная на фото, является подтверждением значимости этой профессии в те далекие времена.

Основная часть информации о Древнем Египте, дошедшая до нашего времени, стала результатом труда многочисленных писцов.

Именно под их чутким контролем происходило строительство разнообразных монументов. Скульптура писца, сохранившаяся как памятник этой уникальной профессии, является живым доказательством ее важности и значимости. Именно писцы тщательно записывали разные указы, переписывали многочисленные экономические документы.

Часть исторической информации, которая была представлена в устной форме среди низших сословий египетского общества, а также многочисленные рассказы иноземцев, странников, стали достоянием истории благодаря самоотверженной работе писцов.

объясните значение слова писец

Смысловая особенность

«Объясните значение слова «писец», - просят школьники своего преподавателя истории, когда он рассказывает о Древнем Египте. Чтобы справиться с этой сложной задачей, обратимся к толковому словарю. У Ожегова идет речь о писце как о переписчике рукописных книг.

В тот исторический период эта профессия считалась достаточно престижной, писцы считались представителями двора фараона, они были освобождены от службы в армии, не платили налоги.

Чем еще выделялся писец? Определение мальчиков в эту профессию было наследственным, так же, как и ремесленничество. Художественные писцы привлекались для художественной росписи усыпальниц фараонов, они расписывали иероглифами мебель, статуи.

статуя писца

Сохранившиеся факты

Для того чтобы понять, кто такие писцы Древнего Египта, отметим, что в папирусах было указано, что «нет иной должности, помимо писаря, когда человек это начальник». Историки обнаружили и древние «рекламные плакаты». На папирусах призывали быть писарями, потому как эта должность «не подлежит податям, защищает от тяжелой работы».

писец определение

Сложности профессии

Кто такие писцы? Как можно было получить эту профессию? Будем вместе искать ответы на эти вопросы. Историки убеждены в том, что получить образование в древние времена было очень сложно. В школе занятия проходили с раннего утра до позднего вечера. Непослушных учеников зачастую подвергали тяжким телесным наказаниям. Для того чтобы преуспеть в науке, школьники вынуждены были приносить в жертву мирские радости и наслаждения.

На куске папируса, сохранившегося до нашего времени, написано о том, как учителя наставляли своих воспитанников: «Встань на место! Книги уже есть перед товарищами. Ненавидь пляски и люби писание. Пиши целый день своими пальцами и читай. Не проводи день праздно. Совет всегда спрашивай у того, кто умнее тебя». Нерадивых учеников учитель обещал привязывать, поучать плетью.

египетский писец

Скульптура писца

Во время раскопок древнеегипетской гробницы был обнаружен портрет писца Каи. Для скульптур Древнего Египта свойственны строгие правила, по которым изображались люди. Спина у сидящих статуй должна была быть прямой, поза неподвижная. Руки располагались на коленях либо одна рука прижималась к груди. Глаза изображались широко открытыми, а взгляд человека устремлялся вдаль. Когда луч света проник в гробницу, оттуда засветились два «живых» глаза. Ученым удалось установить, что они были изготовлены из горного хрусталя, черного блестящего дерева, а также белого алебастра. Такие глаза «ставили» статуе только при проведении процесса «оживления». Египтяне искренне верили в то, что глаза являются вместилищем человеческой души. Вставляя в статую глаза, они искренне верили в то, что «возвращают ей душу» живого человека.

Статуя писца Каи, раскрашенная известняком, датирует 2490 годом до нашей эры. Она была установлена в погребальной камере вблизи саркофага, так как эта профессия пользовалась большим почетом и уважением.

Где учили искусству писаря?

Специальные школы появлялись во дворцах вельмож и царей, существовали при крупных храмах. В них обучение проходили дети с пятилетнего возраста. Сначала детей обучали правильному чтению, красивому написанию букв. Только после этого отбирали тех школьников, которые имеют красивый почерк, усердны и аккуратны, учили их составлять различные деловые бумаги, соблюдая правила древнего делового стиля.

Для того чтобы освоить грамоту, ученик должен был выучить около 700 сложных иероглифов, владеть упрощенным, беглым, а также классическим письмом.

Профессиональные навыки

После обучения будущий писарь владел навыками делового стиля, предназначенного для составления уставных религиозных текстов, светских приказов и распоряжений. Школяры и писцы владели своеобразным набором специальных письменных принадлежностей:

  • чашкой для холодной воды;
  • деревянной дощечкой со специальными углублениями под охру и сажу;
  • тростниковой палочкой для чистописания.

Большая часть текста наносилась черной краской. Красный цвет использовали только для выделения важных смысловых фраз, а также для обозначения в текстах пунктуации.

Престижность профессии

В древние времена профессию писца считали почитаемой и привилегированной. Писцов называли интеллектуальной элитой, которая управляла экономической и административной деятельностью Древнего Египта. Представители этой профессии являлись также библиотекарями, именно они хранили литературное наследие собственного народа.

Хранитель библиотечного фонда фараона в то время считался воспитателем наследника престола Древнего Египта.

Писцы на Руси

В XIII-XV веках представители этой профессии занимались на Руси переписыванием книг. Они служили при княжеских и архиерейских домах. В обязанности писца входило ведение канцелярских дел. Помимо основного мастера, которого на Руси называли доброписцем, у него был один или несколько помощников. Учениками мастера выбирались прилежные и аккуратные юноши, которые имели красивый почерк.

В 1284 году из Киева в Рязань по личной просьбе епископа Иосифа доставляется Кормчая книга. В ее переписывании принимали участие пять мастеров, об этом свидетельствует пять разных почерков, установленных историками. Сохранились и такие факты, которые подтверждают информацию о том, что многие духовные лица обучались грамоте у светских писцов. Мирские дьяки занимались переписывание книг не только для богатых светских лиц, они часто работали для монастырей.

В процессе работы над церковными книгами они часто дополняли монастырские писания. Постепенно и на Руси профессия писца стала передаваться по наследству. На одной из старинных иллюстраций представлена работа мастеров над созданием книги. В центре басменного оклада располагается гравированная пластинка со святым распятием, по углам композиции представлены евангелисты. Они показаны за работой по написанию святой книги. Один занимается разлиновкой пергамента, второй работает над текстом. Третий мастер посыпает записи песком, просушивающим чернила, а четвертый писец складывает тексты. Эти процессы предполагали большие временные затраты, требовали от писца твердой руки, особого внимания.

Существовали определенные требования и к почерку мастера. Буквы изображались отчетливо, аккуратно, поэтому на написание текстов уходило огромное количество времени.

Заключение

Для того чтобы создать одну рукопись, требовалось несколько месяцев непрерывной и усердной работы. После того как работа над рукописью завершалась, мастер делал небольшой перерыв, чтобы дать волю своим настроениям и переживаниям. Затем он приступал к новой работе, концентрируясь на красивой и качественной записи той информации, которая ему была предоставлена.

Подробной информации о том, какова была оплата труда писцов, не сохранилось. Лишь в некоторых исторических документах есть упоминания о том, что мастер, занимающийся переписыванием книг, записью документов, получал неплохой гонорар за свою деятельность. Например, в Изборнике 1403 года сообщалось, что писец получил за свой труд около трех рублей. Помимо текста, в книгах писарь создавал незатейливые украшения в виде заглавных букв. Некоторые мастера специально указывали свои инициалы, чтобы по ним можно было узнать автора.

Если рукопись предназначалась для торжественного прочтения во время богослужения, создавалась для особого случая, например, по заказу архиерея, в ее создании участвовали золотописцы. Эти мастера выполняли сложные орнаменты, изготавливали инициалы, создавали небольшие миниатюры.

В качестве наглядного примера роскошной исторической рукописи, для создания которой были привлечены художники, можно выделить Хронику византийского исторического деятеля девятого века Георгия Амартола. В ее написании были задействованы высококлассные писцы того времени.

Безусловно, именно благодаря качественной работе многочисленных мастеров письменности до нашего времени дошли уникальные исторические сведения о жизни и деятельности церковной элиты, научные труды древних ученых и философов.

fb.ru

Писцы Древнего Египта Википедия

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Атрибуты

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

Образование

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы[3].

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса. Примечателен текст «Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи», где отец наставляет сына по пути в школу при дворе и хвалит профессию писца, сравнивая её с другими, по его мнению, менее достойными ремёслами[4].

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

Обязанности

ruwikiorg.ru

Писцы Древнего Египта — узбекистан вики

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Атрибуты

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

Образование

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы[3].

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса. Примечателен текст «Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи», где отец наставляет сына по пути в школу при дворе и хвалит профессию писца, сравнивая её с другими, по его мнению, менее достойными ремёслами[4].

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

Обязанности

Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Они вели учёт в храмах, армии, ведали министерствами при дворе фараона, руководили ремесленниками и художниками при возведении и декорировании памятников архитектуры, рассчитывали налоги и уровень урожая. К писцам обращались остальные неграмотные граждане для составления прошений, договоров и прочих документов.

Из дошедших до наших дней письменных документов известно о следующих должностях писцов:

  • главный писец казначейства;
  • писец-переписчик постановлений;
  • архивист;
  • писец при храме;
  • учётчик подношений;
  • хранитель царских свитков;
  • писец отдела кадров;
  • писец кадастра;
  • переписчик скота;
  • секретарь суда;
  • писец административного здания;
  • учётчик призывников;
  • сопровождающий писец;
  • и др.

Известен составитель папируса Ринда Агамезу или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

См. также

Примечания

Документальные фильмы

  • 2013 — Писцы Древнего Египта / Scribes of Ancient Egypt / Le Scribe qui dessine (реж. Бернар Жорж / Bernard George)

Ссылки

uz.com.ru

Писцы Древнего Египта — ВиКи

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Атрибуты

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

Образование

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы[3].

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса. Примечателен текст «Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи», где отец наставляет сына по пути в школу при дворе и хвалит профессию писца, сравнивая её с другими, по его мнению, менее достойными ремёслами[4].

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

Обязанности

Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Они вели учёт в храмах, армии, ведали министерствами при дворе фараона, руководили ремесленниками и художниками при возведении и декорировании памятников архитектуры, рассчитывали налоги и уровень урожая. К писцам обращались остальные неграмотные граждане для составления прошений, договоров и прочих документов.

Из дошедших до наших дней письменных документов известно о следующих должностях писцов:

  • главный писец казначейства;
  • писец-переписчик постановлений;
  • архивист;
  • писец при храме;
  • учётчик подношений;
  • хранитель царских свитков;
  • писец отдела кадров;
  • писец кадастра;
  • переписчик скота;
  • секретарь суда;
  • писец административного здания;
  • учётчик призывников;
  • сопровождающий писец;
  • и др.

Известен составитель папируса Ринда Агамезу или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

См. также

Примечания

Документальные фильмы

  • 2013 — Писцы Древнего Египта / Scribes of Ancient Egypt / Le Scribe qui dessine (реж. Бернар Жорж / Bernard George)

Ссылки

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai


Смотрите также