Культура древней азии. "Сердце, воображение и разум"                                             Сайт учителя  МХК                                                      Романовой Ольги Владимировны
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по МХК Художественная культура Древней Передней Азии. Культура древней азии


Художественная культура Древней Передней Азии - Искусство (I часть) - Каталог файлов

 

 

 

Художественная культура Древней Передней Азии

В IV—I тыс. до н. э. в низовьях двух больших рек Тигра и Евфрата (Месопотамия, или Двуречье, Междуречье), а также на всей территории Передней Азии жили народы высокой культу­ры, которым мы обязаны основами математических знаний и де­лением часового циферблата на двенадцать частей. Здесь научи­лись вычислять с большой точностью движение планет, время об­ращения Луны вокруг Земли. В Передней Азии умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовался кирпич, осушали болотистую местность, прокла­дывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобре­ли колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достигли больших успехов в об­ласти политической теории и практики, военного дела и госу­дарственного права. Многими их изобретениями и научными от­крытиями мы пользуемся до настоящего времени. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупные города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, а так­же Ассирийская держава. Здесь на протяжении веков в результа­те многочисленных кровопролитных войн возникали и гибли го­сударства, сменяли друг друга народности, распадались и снова возрождались древние сообщества. В отличие от Древнего Егип­ та, человек Месопотамии не слишком беспокоился о загробной жизни, гораздо больше его прельщали сиюминутные радости земной жизни. Важнейшим результатом такого мироощущения стало рождение крупнейшей цивилизации, отличающейся яркой и самобытной художественной культурой.

Не имея возможности подробно рассказать о каждом из мно­гочисленных периодов развития художественной культуры Древ­ней Передней Азии, мы рассмотрим лишь самые значимые ее проявления, оставившие яркий след в истории цивилизации.

 Возникновение письменности         

К III тыс. до н. э. в южных долинах Двуречья образовались города-государства, одним из которых был Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200—300 лет раньше, чем в Египте.

Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо, постепенно замененное сложными геометрическими знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные пальмовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбина­ция знаков рассказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.

Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищен­ной от всяких примесей. С этой целью использовались тростнико­вые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде кли­на. Затем таблички обжигали. В таком виде они могли храниться в течение длительного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, так как собственная правая рука закрыва­ла написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму — слева направо. Так, пиктография, известная еще пер­вобытному человеку, превратилась в клинопись, которая по­зднее была заимствована и преобразована многими народами.

О жизни шумеров много интересного нам пове­дали глиняные таблички, расшифровка и прочте­ние которых потребовали от ученых немало усилий и времени.

По глиняным табличкам ученики постигали азы чтения и письма. Из сохранившихся памятни­ков письменности мы можем узнать о том, как строился учебный процесс в этих своеобразных школах. По всей вероятности, учителя держали своих воспитанников в большой строгости и пови­новении, а поэтому в табличках встречаются мно­гочисленные жалобы воспитанников.

В доме табличек надсмотрщик сделал

мне замечание: «Почему ты опоздал?»

Я испугался, сердце мое бешено

                                   заколотилось,

Подойдя к учителю, я поклонился

                                           до земли.

Отец дома табличек выпросил

                                  мою табличку,

Он был ею недоволен и ударил меня.

Потом я усердствовал с уроком,

                             мучился с уроком...

Классный надсмотрщик приказал нам:

                                      «Перепишите!»

Я взял свою табличку в руки,

                                        Писал на ней,

Но было на табличке и то, чего я

                                           не понимал,

Чего не мог прочесть...

Судьба писца мне опостылела,

Судьбу писца я возненавидел...

                      (Перевод Л. Шаргиной)

В Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (669 — ок. 633 г. до н. э.), насчитывавшая более 30 тыс. табличек. Это первое в мире систематизированное собрание, где книги-таблички подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер и размещались по отраслям знаний. Царь очень дорожил своим сокровищем, а поэтому хранил «книги» в ящиках в сухом помещении на втором этаже. Так как содержание книги невозможно было разместить на одной табличке, то другие таблички служили ее продолжением и хранились в специальном ящике.

В 612 г. до н. э. под натиском врагов библиотека царя чуть не погибла. Ее спасло то, что во время пожаров глина от обжига стала еще крепче, к тому же она не боялась сырости. Естественно, многие из книг-табличек разбились, разлетевшись на множество мелких кусочков, но то, что сохранилось, пролежав под слоями песка, пепла и земли, через 2500 лет поведало ученым удивительные сведения о жизни и культуре народов Междуречья.

Выдающийся памятник мировой литературы «Эпос о Гильгамеше» («О все видавшем». III тыс. до н. э.) — правителе шумерского города Урука — сохранился на глиняных табличках, датируемых началом II тыс. до н. э.

  Архитектура Месопотамии 

До нашего времени сохранилось очень немного архитектурных сооружений, чаще всего это лишь фундаменты зданий. Строились они из необожженной глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались. Не пощадили их и многочисленные войны.

В стране бурных рек и заболоченных равнин храмовые сооружения поднимали на высокие насыпные подножия, предохранявшие их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменявшие лестницу). По ним жители города или жрецы поднимались к святилищу. Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с мощными и высокими крепостными стенами, башнями и укрепленными воротами.

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов, ставших символическим воплощением устройства мира в виде лестницы, связывающей небо и землю. Ступенчатые башнеобразные храмы выражали также идею иерархического устройства Вселенной и использовались для совершения культовых обрядов, а позднее — и для астрономических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были массивными и прочно стояли на земле, напоминая людям горы («кур» означает «гора»). На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть «жилище бога», где находилась статуя божества. Простые люди никогда туда не допускались, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами. Первыми такие сооружения начали строить шумеры, позднее вавилоняне и ассирийцы заимствовали у них идею возведения подобных храмов.

Наибольшую известность приобрел зиккурат бога Луны в городе Уре, который частично удалось раскопать из-под слоев песка. Он представлял собой сооружение из трех поставленных одна на другую усеченных пирамид. (В настоящее время сохранились лишь два этажа из первоначальных трех его террас.) Высота этого сооружения достигала 60 м. Стены ступеней, сложенные из необожженного кирпича, имели трапециевидную форму и были наклонены к центру сооружения. Это обстоятельство давало основание предположить, что строителям, учитывавшим особенности восприятия человека, были известны законы оптической перспективы. Этой же идее, вероятно, была подчинена разбивка стены вертикальными выступами и нишами. Такое строение зиккурата создавало впечатление его устремленности вверх, к небу, к миру божественных сил.

План здания позволял сделать предположение, что святилище божества находилось за толстыми, непроницаемыми стенами, а имевшиеся тесные помещения носили замкнутый характер. Важное символическое значение имела окраска зиккурата, отражавшая представления о картине мира. Сохранившаяся в нижней части трехцветная мозаика, имитирующая связки тростника и тростниковое плетение, свидетельствует о его изысканном декоративном убранстве. Общую картину архитектурного облика зиккурата дополняли сады, разбитые на террасах.

Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции, позднее использовавшейся в архитектуре Древнего Рима и европейского Средневековья. Подобная конструкция была применена при создании одного из семи чудес света — Висячих садов Семирамиды. Пирамидальная конструкция террас положила начало традиции разведения садов на их ступенях. Для орошения экзотических растений здесь впервые была использована конструктивная идея водоснабжения. Сделано это было таким образом, что вода маленькими ручейками стекала вниз, орошая при этом парадный сад. В нижних этажах созданы гроты замысловатых форм с множеством статуй богов, священных животных и птиц.

Здесь звучала таинственная музыка, располагавшая к покою и созерцанию красоты.

Не менее примечательны архитектурные сооружения Вави­лона времен Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.). Путь к го­роду вел через ворота, посвященные богине плодородия и земле­делия Иштар. Каждый их зубец представлял собой уменьшенную модель зиккурата. Ворота были облицованы глазурованным темно-синим кирпичом с изображением священных быков зо­лотисто-желтого цвета, а также рядами белых и желтых драко­нов — фантастических существ с головой змеи, орлиными задни­ми и львиными передними лапами. Эти символические защит­ники города придавали воротам необычайную декоративность и зрелищность. Синий цвет фона выбран не случайно, он имел зна­чение магического средства от дурного глаза. Краски глазури, не потускневшие до сих пор, производят особенно сильное впечатле­ние на зрителей.

 

 Изобразительное искусство   

Изобразительное искусство Древней Передней Азии представлено главным образом рельефами и мозаикой, кото­рые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах. Значительная их часть посвящена придворной жизни царя и его приближенных. Главное место занимают торжественные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооруженных телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покоренных стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят игрой на арфе.

Среди подобных предметов искусства следует особо отметить штандарт из Ура — трехъярусную мозаичную плиту, сюжет которой посвящен теме военного сражения и одержанной победе. Боевые колесницы с запряженными в них приспособлениями для метания снарядов прокладывают дорогу. Колеса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. Слева направо движутся животные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Под их копытами — тела побежденных врагов. За колесницами следует многочисленная пехота в кожаных шлемах с наушниками, в кожаных накидках с металлическими бляхами. Воины горизонтально держат копья, подталкивая ими идущих впереди пленников. В центре верхнего яруса — крупная фигура царя. Слева к нему направляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и мальчиком-слугой. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых обезоруженных пленников.

Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад и в развитие мелкой пластики. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумеро-аккадской скульптуры, созданной в начале III тыс. до н. э. Одни из самых ранних произведений — небольшие (до 30 см) статуэтки с изображением людей, совершающих обряд почитания божества, так называемые адоранты (лат. «поклонение», «обожание»). У них благоговейно сложены руки; пышные и тщательно завитые бороды; огромные, обращенные вверх, как бы застывшие в изумлении глаза; уши, напряженно улавливающие любое желание божества. Они навсегда застыли в позах смирения и покорности. На плече каждой фигурки — имя того, кого она должна представлять в храме.

Сановник Эбих-иль показан сидящим на плетеном табурете с молитвенно скрещенными на груди руками. Обращает на себя внимание утонченная проработка деталей одежды. Превосходно вырезана борода с вьющимися завитками.

В 2003 г. до н. э., когда Шумеры и Аккад прекратили свое существование и на политическую арену выдвинулся царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), центром нового государства стал город Вавилон. Именно в этот период был создан выдающийся памятник — «Эпос о Гильгамеше». Из произведений изобразительного искусства до наших дней дошло очень немногое, так как царство Хаммурапи неоднократно подвергалось нападениям кочевников.

Одним из лучших памятников этой эпохи является стела царя Хаммурапи, обнаруженная французскими археологами в 1901 г. Хаммурапи, создатель свода законов, в молитвенной позе подходит к богу Солнца Шамашу. Его голова покрыта шапкой с отогнутым краем, а длинная одежда спускается мягкими, свободными складками до ступней, оставляя правую руку обнаженной. Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову Шамаша венчают четыре пары рогов — знак величия, у него длинная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы власти — кольцо и жезл как бы поручая царю вершить правосудие.

В начале I тыс. до н. э. началось возвышение мощного Ассирийского государства, простершего владения от Средиземного моря до Персидского залива. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик. При украшении стен царских дворцов особое предпочтение отдавалось рельефу. Главной темой здесь стало прославление царя как полководца, мудрого правителя, физически сильного и волевого человека. На рельефах запечатлены батальные сцены, наступающие войска, быстрые колесницы, скачущие всадники, бесстрашные воины, берущие крепость, они взбираются на крутые стены по канатным лестницам или переплывают бурные реки, гонят бесчисленные стада животных и толпы пленных. Все это совершается во славу одного человека — царя!

Характерной особенностью ассирийских рельефов стало условное изображение фигуры человека, в то время как облик животного передавался очень правдоподобно. В отдельных случаях ассирийские мастера сознательно нарушали пропорции, подчеркивая особый драматизм сцены. Так, в сцене охоты лев мог быть крупнее лошади. Изображение человека соответствовало канону, согласно которому голову, нижнюю часть тела, ноги и одно плечо показывали в профиль, другое плечо — в фас. Художники самым тщательным образом относились к передаче мельчайших деталей: завитков волос, складок одежды, мускулов тела. Первоначально рельефы раскрашивались.

Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охоты на диких животных, которая считалась великолепной тренировкой для военных действий. В композиции «Большая охота на львов» художник выбрал один из самых напряженных моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном движении — охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с силой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натягивает лук, готовясь поразить животное. Разъяренный дикий лев встал передними лапами на колесницу. С большой точностью художник изображает голову рычащего льва, защищающегося от угрозы неминуемой смерти. Он поразительно воспроизводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке лошадиных грив и уздечки.

В конце VII в. до н. э. Ассирия была уничтожена, но лучшие традиции ассирийского рельефа нашли отражение в скульптуре Древнего Ирана.

Цивилизация Древней Передней Азии, просуществовавшая 4 тыс. лет, сыграла огромную роль в истории человечества. Она стала для него тем мощным фундаментом, без которого впоследствии не могла существовать ни одна из художественных культур мира. Скрытая для непосвященных глаз, она до сих пор содержит в себе немало загадок, открытие которых подарит истинную радость и наслаждение любому, кто захочет прикоснуться к ее тайнам.

 Музыкальное искусство  

Памятники музыкальной культуры не сохранились, но о высоком уровне развития музыки можно судить по произведениям литературы и изобразительного искусства. Так, при раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные «учебники» по пению. Из них мы узнаем, что храмовые музыканты-жрецы пользовались большим почетом в обществе. Их имена записывались вслед за именами богов и царей. Именами музыкантов начиналось летосчисление. В сравнении с государственными чиновниками музыканты были рангом выше.

Во время траурных церемоний храмовые музыканты-жрецы исполняли песни-плачи, а в обычные дни должны были радовать богов и царей прекрасными звуками. Сохранилось такое приказание царя музыкантам:

«Царь повелел певцу предстать и петь перед властелином Нингирсу, чтобы успокоилось его сердце, умиротворилась его душа, осушились его слезы, прекратились его вздохи; ибо этот певец подобен морской глубине, он очищает, подобно Евфрату, и шумит, как буря».

Таким образом, музыка должна была доставлять наслаждение богам и царям, утешать души верующих. Позднее существовали большие придворные ансамбли, которые давали публичные концерты. Некоторые из ансамблей насчитывали 150 человек! Концерты устраивались во время религиозных церемоний, народных праздников, возвращения войск из походов, царских приемов, пиров и торжественных процессий.

Из музыкальных инструментов особое распространение получили арфа, тарелки, двойной гобой, продольные флейты, лютни и лиры. В культовой музыке также использовались различные колокольчики — амулеты против зла и бедствий. В обрядах, посвященных культу Луны и звезды Иштар (планете Венера), участвовали медные барабаны громадных размеров. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения.

Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой быка. На передней части арфы, под подбородком быка, укреплена дощечка с изображением Гильгамеша, борющегося с двумя быками с человеческими лицами. Это сюжет из мифа, согласно которому богиня Иштар, посватавшаяся к Гильгамешу и получившая от него отказ, решила ему отомстить. Она потребовала, чтобы бог неба Ану создал «небесного быка» и грозовую тучу, которые должны были погубить Гильгамеша.

Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Среди множества разновидностей арф, отличавшихся количеством струн, размером и способом исполнения, особой популярностью пользовались ассирийские горизонтальные арфы. На них играли с помощью медиатора (тонкой длинной палочки). Если же это были вертикальные арфы, то при воспроизведении музыки пользовались только пальцами.

Из Месопотамии до нас дошли и некоторые термины, обозначающие музыкальные интервалы, лады и жанры. И хотя ученые до сих пор спорят об их настоящем звучании, несомненно одно: в Междуречье не только исполняли музыку, но и сочиняли ее, а также развивали музыкальную теорию.

 

 Вопросы и задания

1. Какое влияние на общий характер развития культуры оказали природные условия и важнейшие исторические события? Каковы выдающиеся достижения культуры народов Древней Передней Азии? Какие из них не утратили своего значения в наши дни?

2*. Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы ее характерные особенности? О чем поведали глиняные таблички? Что вам известно о создании первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии?

3. Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Междуречья? Расскажите о важнейших достижениях храмового и градостроительного зодчества.

4*. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопота­мии. Какими обстоятельствами и причинами они были обусловлены? Опи­шите рельефы с изображением животных («Большая охота на львов»).

5*. Какие музыкальные инструменты пользовались особенной попу­лярностью в Древней Передней Азии?

 

Творческая мастерская

 

1.               Прочтите стихотворение В. Я. Брюсова «Ассаргадон» и сделайте его анализ.

2.               Познакомьтесь с «Эпосом о Гильгамеше» — выдающимся памятни­ком мировой литературы. Какие философские и нравственно-этические проблемы нашли отражение в этом произведении? Оформите свои впечат­ления в виде небольшого сочинения.

 

Темы проектов, рефератов или сообщений

 

«Шедевры художественной культуры Древней Передней Азии»; «Месопотамия: географические особенности и характер цивилизации»; «Лучшие достижения архитектуры Месопотамии»; «Символика архитек­туры зиккуратов»; «Аскетизм и красочность ансамблей Вавилона»; «Обра­зы древневосточного эпоса (“Сказание о Гильгамеше”)»; «История изобре­тения письменности»; «Изобразительное искусство и музыка Древней Передней Азии»; «Ассирийский рельеф, его источники и эволюция», «Ис­тория создания коллекции произведений искусства Древней Месопотамии в собрании Эрмитажа».

 

Книги для дополнительного чтения

Афанасьева В. К., Луконин В. Г., Померанцева Н. А. Искусство Древнего Востока: малая история искусств. М., 1976.

Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

Дандамаева М. М. Древняя Месопотамия: Твой Эрмитаж. СПб., 2004.

Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1985.

Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивили­зации. М., 1980.

 

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

sghistoryspb.ucoz.com

Художественная культура Древней Передней Азии

ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ

ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ Неизвестные первооткрыватели юности человечества Существуют разные точки зрения относительно того, где и когда появились пращуры современного человека. По одному наиболее распространенному

Подробнее

Библиотека Ашшурбанипала -

Библиотека Ашшурбанипала - Библиотека Ашшурбанипала - Библиотека Ниневии Материалы на тему Того, кто посмеет унести эти таблицы..., пусть покарают своим гневом Ашшур и Бэллит, а имя его и его наследников пусть будет предано забвению

Подробнее

Дата: Класс: Фамилия, имя:

Дата: Класс: Фамилия, имя: Первобытные собиратели и охотники Когда появились на Земле древнейшие люди? 2) приблизительно миллион лет назад 3) более полумиллиона лет назад 4) приблизительно 40 тысяч лет назад Какой материал использовался

Подробнее

Шумеро-аккадская культура

Шумеро-аккадская культура Шумеро-аккадская культура В 4-3 тысячелетии до н.э. на территории Месопотамии в долине рек Тигр и Евфрат возникают первые шумерские города-государства. Главным культурным центром стали города Ур, Ниппур,

Подробнее

Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Тема 2.2. Цивилизации Древнего мира Лекция 2.2.1. Древнейшие государства План: 1. Древний Египет 2. Древний Шумер 3. Вавилонское царство 4. Государства Восточного

Подробнее

http://school1-5959.narod.ru/p16aa1.html 1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 Конспект урока математики «Деление суммы на число. Закрепление» (В

Подробнее

УДК :94(3) ББК 63.3(0)3я72 С19

УДК :94(3) ББК 63.3(0)3я72 С19 УДК 373.167.1:94(3) ББК 63.3(0)3я72 С19 С19 Саплина, Е. В. История Древнего мира. Тематические контрольные работы. 5 класс : практикум / Е. В. Саплина. М. : Вентана-Граф, 2018. 93, [3] с. ISBN 978-5-360-08725-0

Подробнее

1. Цивилизационное наследие Древнего мира

1. Цивилизационное наследие Древнего мира 1. Цивилизационное наследие Древнего мира На страницах учебника шестого класса мы преодолели долгий и сложный путь со времен появления на Земле первых людей до падения Западной Римской империи. Итак, вспомним

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Название раздела Введение. Первобытность Древний Восток Пояснительная записка Содержание учебного предмета Краткое содержание Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).

Подробнее

Цивилизации Древнего Востока

Цивилизации Древнего Востока Цивилизации Древнего Востока Авторы: ученицы 11 «Б» класса: Моисеева Мария Старцева Алѐна Масленникова Ксения Руководитель: Кузнецова О.П. учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия 83» г.ижевск Проблемный

Подробнее

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ЕГИПЕТ с греческого «загадка, тайна» с 2920 г. до н. э. до 332 г. до н. э. ТА-КЕМЕТ / ТА-МЕРИ с египетского «черная земля» / «любимая земля» Исторические этапы развития художественной

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ (МХК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ (МХК) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ: Директор школы М.Ю. Аскеров Приказ от 2016 г. М.П. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ (МХК) БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Подробнее

МАРАФОН 2011 Районный тур Ответы 6 класс

МАРАФОН 2011 Районный тур Ответы 6 класс МАРАФОН 2011 Районный тур Ответы 6 класс Задание 1. Подходит тема 2. 3 правильно выбранная тема. Задание 2. Примерный план: 1. Прочитать тексты. 2. Выделить важные и интересные фрагменты текста. 3. Наметить

Подробнее

Раздел II. Содержание программы

Раздел II. Содержание программы Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Подготовка к олимпиаде по искусству» ( класс) Раздел I. Пояснительная записка Цель реализации программы индивидуально-групповых занятий «Подготовка к

Подробнее

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта Культура Древнего Египта Цель урока 1. Познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, литературой, медициной. 2. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ

Подробнее

МАОУ «СОШ 87» г. Перми

МАОУ «СОШ 87» г. Перми МАОУ «СОШ 87» г. Перми Разработка открытого урока по теме: «Путешествие по Древнему Египту». 5 класс. 2014. Выполнила работу: Кашкина А.Л. Тема урока: повторительно обощающий урок по теме: «Путешествие

Подробнее

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА БОГИ И ЖРЕЦЫ Древние египтяне верили, что природой управляют боги, что им нужно угождать и их нужно задабривать. Они строили жилища для богов - храмы. При храмах находились служители

Подробнее

Духовный мир древних обществ реферат

Духовный мир древних обществ реферат Духовный мир древних обществ реферат Доклады, рефераты, лекции, конспекты, шпаргалки. STAR Отражение жизни общества в реалистическом искусстве XX века Основные тенденции. Философия культуры в каталоге

Подробнее

г.стерлитамак 2009 г.

г.стерлитамак 2009 г. Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 4» Конспект урока Тема: «Царство Древнего Египта» Учитель истории I категории: Нурдавлетова

Подробнее

Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Тема 2.2. Цивилизации Древнего мира Лекция 2.2.2. Великие державы Древнего Востока План: 1. Появление первых великих держав. 2. Хеттское царство. 3. Ассирия и Урарту.

Подробнее

Рождение Греческого театра

Рождение Греческого театра Рождение Греческого театра Особенности театрализованного действа. Автор: Булычева Ксения 11 А класс введение Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета

Подробнее

«Петербургские мосты»

«Петербургские мосты» Совместная деятельность в подготовительной группе на тему: «Петербургские мосты» Цель: - Уточнить представления детей о мостах, как архитектурных сооружениях. - Закрепить, уточнить и расширить первоначальные

Подробнее

docplayer.ru

Конспект урока по МХК

Тема: Художественная культура Древней передней Азии

Цель: 1. Познакомить с особенностями художественной культуры Междуречья.

2. Создать условия для выражения собственного суждения о культуре Месопотамии

3. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, схем, таблиц, плана, обобщать отдельные факты;

4. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к культуре других народов.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Проверка домашнего задания.

- ответы на вопросы Главы 1 Учебника.

  1. Знакомство с новым материалом.

В IV—I тысячелетиях до н. э. в низовьях двух больших рек Тигра и Евфрата (Месопотамия, или Двуречье, или Междуречье), а также на всей территории Передней Азии жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на двенадцать частей. Здесь, научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Зодчие Передней Азии умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовался кирпич. Здесь осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо и строили корабли, умели прясть и ткать, ковали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достигли больших успехов в области политической теории и практики, военного дела и государственного права. Многими их изобретениями и точными открытиями мы пользуемся до настоящего времени.

Слайд 2. В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупнейшие города государства, как: Шумер, Аккад, Вавилон, а также Ассирийская держава и Персидское государство и многие другие.

В основе искусства Древней и Передней Азии лежит ясное понимание общей картины мира, четкое представление о мировом устройстве. Его главной темой становится прославление силы и могущества человека.

Возникновение письменности

Слайд 3.

К 3 тысячелетию до н. э. в южных долинах Двуречья сложились многие города-государства, главным из которых стал Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности.

Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо), постепенно замененное сложными геометрическим, а знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные пальмовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбинация знаков рассказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.

Слайд. 4-5. Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенной от всяких примесей. С этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. В таком виде они могли храниться в течение длительного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, так как собственная рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму — слева направо. Так пиктография, известная еще первобытному человеку, превратилась в клинопись, которая позднее была заимствована и преобразована многими народами.

Слайд 6. Известно, например, что у шумеров были школы, которые назывались «домами табличек». По глиняным табличкам ученики постигали азы чтения и письма. Из сохранившихся памятников письменности мы можем узнать о том, как строился учебный процесс в этих своеобразных школах. По всей вероятности, учителя держали своих воспитанников в большой строгости и повиновении. Выпускники позже могли занять ведущие должности в мастерских, решали государственные вопросы.

Слайд 7. Была обнаружена знаменитая библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (669- 633гг) – первое систематизированное собрание, таблички подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер, размещались по отраслям знаний.

В 612 г. эти таблички чуть не погибли. Их спало то, что во время пожаров глина от обжига стала еще крепче. Конечно, многие таблички разбились, но то, что сохранилось через 2500 лет поведало нам о культуре народов Междуречья.

Слайд 8. Архитектура

Время сохранило очень мало архитектурных сооружений. Строились они из необожженной глины, поэтому разрушалось. Не пощадили их и многочисленные войны.

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов.

Слайд 9. Зиккурат – ступенчатый храм, имеющий 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами.

Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестницы). По ним жители города или жрецы поднимались к святилищу. Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с мощными и высокими крепостными стенами.

Слайд 10-11. Наибольшую известность приобрел зиккурат бога луны в городе Уре.

Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.

Описание зиккурата

После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя — черная, средняя — красная, верхняя — белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.

Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.

Интересные факты

При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте — храме.

Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.

Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.

Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне. Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.

Слайд 12. Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона. Путь к городу шел через ворота, посвященные богине плодородия и земледелия Иштар. Они были облицованы глазурованным темно-синим кирпичом с изображением священных быков золотисто-желтого цвета и рядами белых и желтых драконов — фантастических существ с головой змее, орлиными задними и львиными передними лапами. Синий цвет не случаен, он являлся магическим средством от дурного глаза. Краски до сих пор не потускнели.

Слайд 13. Важнейшим архитектурным Достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции. Подобная конструкция была использована при создании оного из семи чудес света – Висячих садов Семирамиды.

Изобразительное искусство

В основном это были рельефы и мозаики, которые украшали внутренние стены парадных залов дворцов. На них изображены батальные сцены: колесницы, скачущие всадники, наступающие войска, воины, берущие крепость, толпы пленных. И все это совершается во славу царя.

Слайд 15. Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охоты на диких животных, которая считалась великолепной тренировкой для военных действий. В композиции «Большая львиная охота» художник выбрал один из самых напряженных моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном движении. Охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с силой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натягивает лук, готовясь поразить животное. Разъяренный дикий лев встал передними ногами на колесницу. С большой точность художник изображает рычащую голову льва, защищающегося от угрозы неминуемой смерти. С исключительным реализмом он воспроизводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке лошадиных грив и уздечки.

Слайд 16. Среди предметов мозаичного искусство следует особо отметить трехъярусную мозаичную плиту – Штандарт из Ура.

Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад в развитие мелкой пластики. До нашего времени сохранились образцы шумеро-аккадской скульптуры. Одним из самых ранних являются адоранты - фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее — глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека.

Статуя адоранта представляла собой сидящего или стоящего молящегося человека со сложенными на груди руками. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт.

На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

Слайд 17. Ярким примером мелкой пластики является скульптура Сановника Эбиха-Иля. Эбих-Иль сидит на круглом «табурете» в пышной юбке с украшающими ее прядями густой шерсти. Вся его фигура реалистична, пропорциональна. Сильный торс и руки обнажены. По контрасту с полированной поверхностью открытых частей тела верхней половины статуи мастерски вырезанный рисунок шерстяного одеяния образует для нее как бы нарядное окружение. Красиво, декоративно прорезаны пряди бороды, обрамляющей слегка улыбающиеся губы. На округлой голове волосы не обозначены. Вероятно, они были переданы темной краской, незначительные следы которой сохранились.

Музыкальное искусство.

Памятники музыкальной культуры не сохранились. При раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные учебники по пению.

Во время траурных церемоний исполнялись песни-плачи.

Музыка доставляла наслаждение богам и царям.

Из музыкальных инструментов получили распространение арфы, тарелки. Двойной гобой, лютни и лиры.

В культовой музыке использовались колокольчики.

Слайд 18. В одной з раскопок в городе Уре была обнаружена Арфа с головой быка.

  1. Итог урока

1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов Древней Передней Азии. Какие из них не утратили своего значения в наши дни? Ка¬кое влияние на общий характер развития культуры оказали природные ус¬ловия и важнейшие исторические события?

2. Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы ее характерные особенности? О чем поведали нам глиняные таблички? Что вам известно о создан ли первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ни¬невии?

3. Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Междуречья? Расскажите о шедеврах храмового и градостроительного зодчества.

4. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами они были обусловлены? Рассмотрите рельефы с изображением животных («БОЛЬШАЯЯ львиная охота» и «Раненая львица»). Что изменилось в изображении зверя по сравнению о живописью первобыт¬ного человека?

5. Расскажите о музыкальной культуре Древней Передней Азии. Какие музыкальные инструменты пользовались особенной популярностью?

I Творческая мастерская

Прочтите стихотворение В. Я. Брюсова • «Ассаргадон». Каким увидел поэт из своего XX века ассирийского царя-деспота? Существует ли перекличка между этим стихотворением и победными стрелами Древнего Востока (стела Нарамсина)?

Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Едва я принял власть, па нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моем едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?

Деянья всех людей — как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,

Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон.

 Познакомьтесь с «Эпосом о Гильгамеше» — выдающимся памятником мировой литературы. Какие философские и нравственные проблемы нашли отражение в этом произведении? Оформите свои впечатления в виде неболь-шого сочинения.

  1. Домашнее задание. Глава 2 Ответить на вопросы и задания

infourok.ru

Художественная культура Древней Передней Азии

Художественная культура Древней Передней Азии Художественная культура Древней Передней Азии

 • Территория Передней Азии включает в себя очень разные природные зоны: Междуречье - • Территория Передней Азии включает в себя очень разные природные зоны: Междуречье - долину рек Евфрата и Тигра, которую греки называли Месопотамией, полуостров Малая Азия и примыкающие к нему горные районы, восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города-государства (Ур, Урук, Шумер, Аккад, Вавилон, Урарту и др. ), изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. • Главная тема искусства ДПА – прославление силы и могущества человека!

1. Возникновение письменности Искусство Шумера (27 -25 вв. до н. э. ) Пиктографическая надпись. 1. Возникновение письменности Искусство Шумера (27 -25 вв. до н. э. ) Пиктографическая надпись. Урук Письменность Шумера широко распространила законодательства, знания, основы наук, религиозные представления, мифы и верования. Записанное на табличках поведало учёным удивительные сведения о жизни и культуре народов Междуречья.

Клинопись – наиболее ранняя из известных систем письма Клинопись – наиболее ранняя из известных систем письма

 • Ашшурбанипал – царь Ассирии (669 – 633 г. до н. э. ) • Ашшурбанипал – царь Ассирии (669 – 633 г. до н. э. ) Глиняная табличка из библиотеки Ашшурбанипала

2. Архитектура Улицы древнего Ура. Шумер 2. Архитектура Улицы древнего Ура. Шумер

Руины Белого храма. Урук. Шумер. III тыс. лет до н. э. В середине 4 Руины Белого храма. Урук. Шумер. III тыс. лет до н. э. В середине 4 тыс. до н. э. была изобретена рамка для кирпичасырца, который не обжигали, а сушили на солнце. Началось возведение храмов прямоугольной конфигурации. Храм был побелен известью – отсюда название. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы

Зиккурат – культовое сооружение в древнем Междуречье Зиккура т (от вавилонского слова sigguratu — Зиккурат – культовое сооружение в древнем Междуречье Зиккура т (от вавилонского слова sigguratu — вершина, в том числе вершина горы) — это ступенчатый башнеобразный храм, предназначенный для культовых обрядов, а позднее и для астрономических наблюдений. Зиккурат возводился при храме главного местного божества. Представлял собой сложенную из кирпича-сырца высокую ступенчатую башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 до 7, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище – «жилище бога» ).

Пантеон древневосточных богов Пантеон древневосточных богов

Искусство Шумера (27 -25 вв. до н. э. ) Важной частью архитектурных ансамблей были Искусство Шумера (27 -25 вв. до н. э. ) Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы, которые соединяли террасы. Чередование террас подчеркивалось раской: - Низ первой террасы был окрашен черным битумом, - первая - облицована обожженным красным кирпичом, - вторая была побелена, - третья, как и святилище была выложена голубым глазурованным кирпичом. Зиккурат бога Луны Нанны в Уре. 21 в. до н. э. 3 яруса. Высота 21 м

Вавилонская башня. 1563 Питер Брейгель старший. В Вавилоне находился знаменитый в древности зиккурат, носивший Вавилонская башня. 1563 Питер Брейгель старший. В Вавилоне находился знаменитый в древности зиккурат, носивший название «Э-теменанки» , который был грандиозных размеров: 91 х91 м в основании и высотой 90 м. Имел 8 ступеней. Именно он дал повод для сложения библейского сказания о Вавилонской башне.

Ворота Иштар. Дорога процессий В Вавилон вели восемь парадных въездных ворот, носивших имена главных Ворота Иштар. Дорога процессий В Вавилон вели восемь парадных въездных ворот, носивших имена главных божеств. От каждых ворот была проложена священная дорога к храму, посвященному одноименному божеству. От ворот богини Иштар мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. Достигавшая в ширину 16 м, Дорога процессий на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов, изображенных на голубом фоне.

Вавилон. Ворота Иштар. 6 в. до н. э. Стены ворот были украшены глазурованными тёмно-синими Вавилон. Ворота Иштар. 6 в. до н. э. Стены ворот были украшены глазурованными тёмно-синими кирпичами, который не потерял свой цвет до наших дней, с рельефными изображениями символических защитников города – львов, диких быков, а также фантастических существ - драконов, желтых и белых на темно-синем фоне.

3. Изобразительное искусство 1) Рельефы, которые украшали внутренние стены дворцов ассирийских правителей. Тематика рельефов: 3. Изобразительное искусство 1) Рельефы, которые украшали внутренние стены дворцов ассирийских правителей. Тематика рельефов: a. Придворная жизнь царя и его приближённых b. Батальные сцены c. Сцены охоты на диких животных

Штандарт из «царской» гробницы в Уре. Около 2600 г. до н. э. Фрагмент, мозаика. Штандарт из «царской» гробницы в Уре. Около 2600 г. до н. э. Фрагмент, мозаика. Панель войны Панель мира

Настенные рельефы со сценами охоты на диких животных. Большая львиная охота. Фрагменты рельефа. 9 Настенные рельефы со сценами охоты на диких животных. Большая львиная охота. Фрагменты рельефа. 9 в. до н. э.

2) Рельеф мемориального характера Стела – каменная плита с округлой поверхностью Победная стела царя 2) Рельеф мемориального характера Стела – каменная плита с округлой поверхностью Победная стела царя Нарамсина. XXIII до н. э. Лувр, Париж Высота 2 м, выполнена из красного песчаника.

Стела царя Хаммурапи. Вавилон. 18 в. до н. э. Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского Стела царя Хаммурапи. Вавилон. 18 в. до н. э. Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша.

Скульптура Сановник Эбих-Иль. Шумер. III тыс. лет до н. э. Адоранты (молящиеся) - это Скульптура Сановник Эбих-Иль. Шумер. III тыс. лет до н. э. Адоранты (молящиеся) - это небольшие (30 см) статуэтки людей. Их ставили в храмах, чтобы постоянно умолять богов о ниспослании всяческих благ тому лицу, по заказу которого они были сделаны.

Голова Саргона Древнего. Медь. 23 в. до н. э. Голова богини Иштар из Урука. Голова Саргона Древнего. Медь. 23 в. до н. э. Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. лет до н. э. Иракский музей, Багдад

4. Музыкальное искусство • Высокий уровень развития • Инструменты: арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, 4. Музыкальное искусство • Высокий уровень развития • Инструменты: арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты, лютни, лиры, колокольчики. Музыкант. Рельеф. II тыс. до н. э. Арфа с головой быка. Начало III тыс. лет до н. э. Изображение лиры на Штандарте войны и мира Ур, сер. III тыс до н. э.

Вопросы и задания по теме 1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов ДПА. Какие Вопросы и задания по теме 1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов ДПА. Какие из них не утратили своего значения в наши дни? 2. Каковы особенности шумерской письменности? О чём нам поведали таблички? Что вам известно о первой в мире библиотеке царя Ашшурбанипала? 3. Каковы характерные особенности архитектуры древнего Междуречья? Расскажите о шедеврах храмового и градостроительного зодчества. 4. Определите ведущие темы изобразительного искусства ДПА. Какими обстоятельствами они были обусловлены? 5. Расскажите о музыкальной культуре ДПА. Какие музыкальные инструменты пользовались особой популярностью?

К уроку 1. Презентация к уроку http: //player. myshared. ru/479041/ 2. Коллекция: мировая художественная К уроку 1. Презентация к уроку http: //player. myshared. ru/479041/ 2. Коллекция: мировая художественная культура. Искусство ДПА http: //artclassic. edu. ru/catalog. asp? cat_o b_no=18581 3. Вавилон 3 D http: //kadingirra. com/etemenanki. html

present5.com

Художественная культура Древней Передней Азии.

ТОП 10:

Искусство народов древней Передней Азии на первый взгляд может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приемы изображения людей или событий, отображение пространственно-временных отношений — все это основывалось на специфических представлениях и верованиях древних людей.

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных данных. Известно, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тыс. до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый из них был самостоятельным государством, имевшим своего правителя и армию.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант — статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Адорантов обычно дарили храму. Характерная особенность шумерской скульптуры — в условности изображения. В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба (совр. Телль Асмар, Ирак) и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам.

Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике — резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человекобыка. В конце XXIV в. до н. э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Царь аккадцев Саргон Древний (Великий) легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе централизованное государство — царство Шумера и Аккада, которое просуществовало до конца III тысячелетия до н. э. Завоеватели бережно отнеслись к исконной шумерской культуре. Они освоили и приспособили шумерскую клинопись для своего языка, не стали подвергать уничтожению древние тексты и произведения искусства. Даже религия Шумера была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период возникает новая форма храма — зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница выражала стремление шумеров и аккадцев к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни. Она была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре. Позднее зиккурат в Уре перестроили, увеличив число ярусов до семи. Символически вселенная состояла из семи уровней; семь ярусов зиккурата отождествлялись с уровнями вселенной. В последующие годы зиккурат испытал лишь незначительные изменения, несмотря на разнообразие культур и народов, населявших Месопотамию.

В парадных композициях, изображающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные приемы: фигуры героев неподвижны и напряжены, детали их внешнего облика не разработаны. Именно в таком, «официальном» стиле выполнена базальтовая стела царя Хаммурапи из Суз. Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя. Стела царя Хаммурапи — символ месопотамской цивилизации. Она является не только произведением искусства, но также историко-литературным памятником и наиболее полным сводом законов древности, предшествующим библейским законам. Тексты, запечатленные на стеле, являются богатейшим источником информации об обществе, религии, экономике, географии и истории того времени. В произведениях искусства, изображающих жизнь обычных людей, изобразительная манера совершенно иная.

Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, в XVIII в. до н. э. завоеванном и разрушенном Хаммурапи. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишенные движения композиции в черно-белых или красно-коричневых тонах. Однако в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.Ассирия — мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, депортировали целые народы. В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства.

Типичным примером провинциального искусства Ассирийской империи в период ее расцвета является Стела с богиней Иштар, открытая в 1929 г. во время раскопок, проводившихся в Телль Асмаре (древн. Тиль Барсиб) археологической миссией Лувра.. Иштар, один из излюбленных персонажей в искусстве древней Передней Азии, почиталась как богиня любви и войны. Необычным для столь монументального памятника является изображение Иштар в виде богини-воительницы, что более характерно для цилиндрических печатей. Иштар изображена стоящей на спине льва (лев — анималистическая форма самой богини). Левой рукой богиня держит льва на поводке. Над ее головой изображен священный нимб, на боку у нее висит меч, за спиной — два колчана со стрелами. На голове у Иштар — рогатый головной убор, типичный атрибут богов в иконографии народов древней Передней Азии. Головной убор имеет форму цилиндра и венчается диском с лучами, что напоминает о том, что Иштар олицетворяет планету Венера. Из-за двойственной роли, которую играла богиня Иштар в месопотамской мифологии, ей поклонялись и как женщине, и как мужчине, о чем свидетельствует ее типично мужской наряд: короткая туника и переброшенная через плечо шаль с бахромой.

Ассирийцы практиковали декорацию в виде барельефов, но почти не использовали обособленную скульптуру.. В конце VII в. до н. э. Ассирию уничтожили ее давние противники — Мидия и Вавилония. В 612 г. до н. э. была разрушена столица Ассирии Ниневия, в 605 г. до н. э. в битве под Каркемишем погибли остатки ассирийской армии. В искусстве древности традиции Ассирии, особенно в области монументального рельефа, еще долгое время привлекали к себе внимание. В частности, они оказали сильное влияние на скульптуру Древнего Ирана.

Нововавилонское царство, особенно его столица Вавилон, пережило много взлетов и падений. История Вавилонии — это бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей. От блистательной эпохи Навуходоносора II сохранилось крайне мало памятников. Однако благодаря историческим источникам, ученые сумели частично восстановить архитектурный облик города. Самым знаменитым сооружением Вавилона был зиккурат Этеменанки, посвященный верховному богу города Мардуку. В высоту зиккурат достигал девяноста метров, именно его принято считать прототипом легендарной Вавилонской башни. Навуходоносор II построил в городе огромный дворец с висячими садами царицы Семирамиды, который греки считали одним из семи чудес света.

До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение — от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия.



infopedia.su

Художественная культура Передней Древней Азии

P1010644

Облицовка полуколон "Красного здания" в Уруке, конец 4-го тыс. до н.э.

До середины 19 века культура народов, населявших Переднюю Азию, оставалась почти неизвестной. Единственным источником знания были сведения, взятые из библейских сказаний, и описания древних городов, сделанные греческим историком Геродотом в 5 веке до н.э. Причиной незнания было полное отсутствие зримых памятников древней архитектуры и искусства Передней Азии. Дело в том, что в связи нехваткой леса и камня большинство зданий Двуречья строили из сырцового кирпича. Это очень непрочный материал, который быстро разрушался под влиянием военных конфликтов, пожаров и наводнений. Громадные дворцы, храмы и башни городов оказались скрытыми под толщей земляных холмов.

Напомню моим дорогим читателям, что Передняя Азия в древности занимала большую территорию, расположенную к северу от Персидского залива между Средиземным, Чёрным и Каспийским морями. Реки Ефрат и Тигр разделяли её по диагонали. Область между Ефратом и Тигром получила название Двуречья или Месопотамии (Междуречья). В долине южной части Двуречья сформировались государства Шумер, Аккад и Вавилон, а в северной – Ассирия, располагавшаяся по среднему течению Тигра. Финикия и Палестина находились на восточном побережье Средиземного моря, в Малой Азии и Северной Сирии сложились горная страна хеттов и хурритское государство Митанни, а в горных районах к северо-востоку от Тигра – Урарту и Иранское государство. В наши дни  северная часть Двуречья принадлежит Сирии, остальные части Ираку, а области Закавказья – территория государств бывшего Советского Сою

Итак, в девятнадцатом веке произошли потрясшие мир грандиозные археологические открытия. Человечество узнало насколько была богата культура разных этапов и разных народов Передней Азии в период с четвёртого до первого тысячелетия до н.э. Учёным удалось расшифровать клинописные знаки, что дало возможность проникнуть в волшебный мир древней поэзии, мифических сказаний о богах и древних героях, победителях зла. Данные открытия позволили назвать Переднюю Азию колыбелью человеческой цивилизации.

Дело в том, что многое, что окружает нас сейчас, уже существовало более четырёх тысячелетий тому назад. Так, в государствах Древнего Двуречья зародились основы математических знаний, сложилась десятеричная система счёта, установилось деление часового циферблата на привычные нам двенадцать частей. Астрономия уже в те времена превратилась в точную науку, например,вавилонские жрецы с большой точностью умели вычислять движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Шумерийские и вавилонские зодчие умели возводить высочайшие башни, строить арочные конструкции – это знание впоследствии было перенято древними римлянами.

Историю Древнего Двуречья принято условно разделять на отрезки, согласно наименованию городищ и мест первых находок, типичных для каждого периода. Самые ранние из них восходят к эпохе неолита – период Халаф (конец шестого – пятого тысячелетия до н.э.) и период Убайд(4000 – 3500 гг.до н.э.). Время распада первобытнообщинного строя приходится на периоды Урук(3500 – 3000 гг.до н.э.) и Джемдет – Наср (3000 – 2850 гг. до н.э.).

В третьем тысячелетии до н.э. поочередно возвышаются шумерийские города - государства Южного Двуречья – Ур, Урук, Лагаш (2850 – 2400 гг. до н.э.), затем власть переходит к семитскому городу северной части Южного Двуречья – Аккаду, после чего происходит усиление шумерийских городов Лагаша и Ура (2200 – 1997 гг.до н.э.). В 20-17 веках до н.э. большая часть Двуречья объединяется под властью Вавилона. В 17 веке до н.э. в Северном Двуречье образовалось государство Митанни, достигшее своего расцвета в 16 - 15 веках до н.э. В 1400 г. до н.э. оно было захвачено хеттской армией. Государство хеттов просуществовало с 17 по 12 вв. до н.э.

К 14 веку до н.э. значительно усиливается мощь Ассирии, которая одерживает вверх над Вавилоном. В конце 7 века до н.э. происходит новое возвышение Вавилона и образуется Нововавилонское  (Халдейское) царство, о культуре которого мы уже говорили ранее. В середине 6 века до н.э. это царство попадает под власть Ахеменидского Ирана, превратившегося в большое государство, включившего в себя всю Переднюю Азию. Ахеменидское Иранское государство было уже последним древневосточным государством, с конца четвёртого по конец второго века до н.э. Двуречье попало под греко-македонское влияние. Такова, вкратце, история  Передней Азии.

Но идём дальше. Разноплеменная культура древней Передней Азии была неоднородна. Сменявшие друг друга народы несли с собой новые порядки, но в своём поступательном развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого.  Каждый из завоевателей осознавал важность, так скажем, своей историко-культурной миссии.  Например, Гудеа (правитель Лагаша) вошёл в историю как ревностный строитель, царь Вавилонии Хаммурапи прославился тем, что собрав предшествующие законы всех областей Двуречья, создал свой первый полный свод законов, который приказал начертать на каменной стеле. А вот царь Ассирии Ашшурбанипал запомнился составленной им обширной библиотекой клинописных текстов на табличках, собранных им по всей стране. Вот именно эти записи и стали ключом ко всей науке и мифологии Передней Азии.

История, к сожалению, донесла до нас немногие памятники искусства и архитектуры, поэтому полного представления о культуре древней Передней Азии у нас, к сожалению, нет. Однако определённые основные черты выделить можно. Главенствующую роль играла монументальная архитектура, тесно связанная и с другими областями изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В государствах Двуречья видное место занимали скульптура, рельеф, мелкая пластика и ювелирное дело. Создавались яркие росписи, украшавшие стены дворцов.

P1010646

ЗИККУРАТ В УРЕ     конец 3-го тыс. до н.э.

Отсутствие леса и камня обусловливало использование в Двуречье сырцового кирпича, конечно, менее долговечного и ценного, чем камень. Именно поэтому сложились определённые особенности архитектурной формы с её простыми кубическими объёмами и интересными приёмами украшения зданий. Например, зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в насыщенные тона.

Статуи божеств и правителей достаточно разнообразны, наполнены внутренней силой. Рельефы зачастую выполнялись с целью прославления победоносных войн, каждый из них превращался в историческую веху, отмечающую новый отсчёт времени. Большое распространение получилаглиптика – резные цилиндрические печати-амулеты. В этом искусстве жители древнего Двуречья достигли высочайшего совершенства. Печати-амулеты покрывались тончайшей резьбой, выполненной по твёрдой и гладкой поверхности камня, они изображали обряды, сцены из народных басен с участием животных, сцены мифических сказаний.

То, что мы сегодня знаем о культуре древней Передней Азии позволяет нам восхищаться талантом и ярким декоративным мастерством древних мастеров.

mhkromanova.jimdo.com

культура древней азии

Результаты поиска по запросу культура древней азии: найдено 1000 страниц.

  • Культура древних

    ... -патриотического общества, цель и задача которого – изучить и донести до современников обычаи и культуру наших далёких предков: древних славян, ведов, русов. Такие общесва ныне созданы и осуществляют свою отчизнолюбивую работу по ... степях, обратил в бегство, в союзе с другими славянскими племенами, Зопирионами, наместника и лучшего полководца завоевателя всей Азии, непобедимого Македонского. Вторгшиеся в Азовские и Причерноморские степи легионы Цезаря остановил, в союзе со многими племенами, князь ...

    https://www.sunhome.ru/journal/122684

  • Культура древних славян

    ... ли, что во времена великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии, с Иранского нагорья? Каков был их единый праязык, ... изготовляли различные амулеты - обереги и изображения богов. Волхвы - кощунники - так назывались сказители "кощун", древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами" - от глагола "баять" - рассказывать, петь ... народов, и позднейшие философские системы: как без огня нет культуры, так без воды нет и не может быть жизни. Сообразно ...

    https://www.sunhome.ru/journal/13428

  • Культура Древней Месопотамии

    Искусство транса пронизывало все стороны жизни народов Месопотамии. Наибольшее развитие культура транса получила у жрецов. Памятники цивилизации Двуречья восходят к IY тысячелетию до ... и др. Вавилонские жрецы, согласно легендам, унесли с собой сверхдревнюю тайную трансовую культуру, заимствованную ими от какой-то працивилизации, погибшей в Индийском океане двенадцать тысяч лет назад. Часть халдейской трансовой культуры была заимствована иудеями во время вавилонского пленения (YI век до н. э.) и ...

    https://www.sunhome.ru/magic/11009

  • Человек в философии и культуре Древнего Востока

    ... в индивидуальном владении семьи: ”...парцеллярное хозяйство и частное присвоение его плодов способствуют развитию личности, несовместимому с организмом более древних общин”1 2 . “Дуализм” социальной организации своеобразно преломился и в общественном сознании: в рамках одной и той же культуры, наряду с представлениями, объективно способствовавшими подавлению индивидуальности, беспрекословному подчинению единовластию, существовали и противоборствовали воззрения, стимулировавшие развитие ...

    https://www.sunhome.ru/journal/141959

  • Культура Китая

    ... данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических периода: период ...

    https://www.sunhome.ru/journal/15331

  • Древние захоронения в Монголии

    ... Хуннской Империи, господствовавшей на этой территории примерно в 200-100-е годы до нашей эры. Народ хунну представлял собой конфедерации кочевых племен из Центральной Азии с правящим классом иноземного происхождения. Большая часть информации о хунну (или сюнну) исходит из китайских источников. То немногое, что известно об их ... сфере археологии в ближайшие пять-десять лет продолжится. Этот проект, по мнению специалистов, сыграет важную роль в познании культуры древних кочевников Центральной Азии.

    https://www.sunhome.ru/journal/123971

  • Древние сибирские города-призраки

    ... античных колоний. В Алтайских горах в первом тысячелетии до нашей эры существовала богатая и яркая культура, которая была обнаружена Сергеем Руденко в 1929-1947 годах при раскопках Пазырыкских курганов. Как ... изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией. Неподалёку от границ Алтайского края и Казахстана археологи обнаружили ...

    https://www.sunhome.ru/journal/146779

  • Культура Кореи

    ... Пак Чжон Хи возвело в ранг национального достояния культуры древнейшую религию корейцев шаманство, с его ритуалами, обрядами, обычаями. Большое значение в развитии национальной культуры придавалось также профессиональным мастерам: художникам, писателям, артистам ... Дэ У произошли значительные изменения во внешней политике страны в области культуры. Были подписаны договоры о культурном сотрудничестве со многими странами Европы, Азии и Америки. Важнейшим шагом президента было подписание в апреле 1991 ...

    https://www.sunhome.ru/journal/15379

  • Культура Чавин

    ... Центральной Кордильеры. К этому же району относится и Кальехон де Уайлас - замкнутая со всех сторон горами долина верхнего течения р. Санта, впадающей в Тихий океан. Культура Чавин Одна из важнейших культур древнего Перу - Чавин-получила свое название по селению Чавин де Уантар на восточном склоне хребта Кордильера Бланка, близ которого находится основной памятник этой ...

    https://www.sunhome.ru/religion/11000

  • Древняя славянская письменность

    ... летописи XIII века, представляющей собой «повесть временных лет», например, основной текст вплетен в художественные миниатюры. Этим древним методом тайнописи в совершенстве владели Александр Пушкин, венецианский купец и путешественник Марко Поло, художник Альбрехт Дюрер. - ... академик РАЕН и Академии фундаментальных наук, председатель Комиссии по истории культуры Древней и Средневековой Руси при РАН, автор оригинального метода прочтения тайнописного наследия, зашифрованного в остатках материальной ...

    https://www.sunhome.ru/journal/116495

www.sunhome.ru


Смотрите также