Архитектура Древнего мира | Totalarch. Архитектура древняя египта
Архитектура Древнего Египта
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
СЛОЖЕНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА
( 4 тысячелетие до н. э. )
Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществе памятники дают начиная с 5 тысячелетия до н. э. Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием классового общества в таких хижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Египта. Жилища вождей племен выделялись вначале лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее ограде укрепляли фетиш почитавшегося духа. Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич- сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной. Древнейший вид жилища- яма- послужил образцом и для погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы циновками. Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека; они и мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческого Египта. С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. Такие гробницы появились у наиболее обеспеченной верхушки общества- рядовые общинники по-прежнему погребались в овальных ямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившее различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребений.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
( 3200 - 2400 гг. до н. э. )
Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”.
По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.
Гробницы знати, так называемые “мастаба”, состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.
Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.
В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс.
Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных людей можно было построить столь гигантские сооружения.
Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.), так называемой «ступенчатой пирамиды». Имя ее строителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, как имя одного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменных зданий, ученого астронома и врача. Впоследствии Имхотеп был даже обожествлен как сын бога Птаха, а греки сопоставили его со своим богом врачевания Асклепием.
Пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов. Ансамбль, не отличавшийся еще стройностью общей планировки, был расположен на искусственной террасе и занимал площадь в 544,9 * 277,6 м. Террасу окружала облицованная камнем стена в 14,8 м толщиной и в 9,6 м высотой. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях был широко применен в качестве основного строительного материала камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное значение. Мы не увидим еще свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от которых зодчий не решается их отделить. В камне повторяются формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера очень важна и по своей декорировке, богатой и разнообразной. Интересны формы колонн и пилястров: четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев - блестящими зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно важным для своего времени памятником, сочетавшим в себе замысел огромной новизны и важности с еще недостаточно зрелыми для равноценного оформления этого замысла техническими и художественными возможностями.
Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень был определен как главный материал египетского зодчества.
Пирамида Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. Первой такой пирамидой была усыпальница царя IV династии Снорфу (около 2900 г. до н. э. ) в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей знаменитых пирамид в Гизе, причисленных в древности к семи чудесам света. Их построили себе фараоны IV династии Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин).
Наиболее грандиозная из трех - пирамида Хуфу, построенная вероятно, зодчим Хемиуном,- является самым большим каменным сооружением мира. Ее высота равна 146,6 м, а длина стороны ее основания- 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом в основном около 2,5 тонн каждый; подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2 300 000 таких блоков. Отдельные блоки весили по 30 тонн. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами с расположенной в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Камера и часть коридора были облицованы гранитом, остальные коридоры - известняком лучшего качества. Снаружи пирамида также была облицована плитами хорошего известняка. Ее массив четко выделялся на голубом небе, являясь подлинно монументальным воплощением идеи нерушимого вечного покоя.
Каждая из пирамид в Гизе, как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.
mirznanii.com
Архитектура Древнего Египта. Эллинистический период (332—30 гг. до н. э.) | Архитектура Древнего мира
Глава «Архитектура Египта. Архитектура эллинистического периода (332—30 гг. до н. э.)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Авторы: Н.Д. Флиттнер, С.И. Ходжаш; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970
В 332 г. до н. э. армия Александра Македонского вступила в Египет. Египтяне, тяготившиеся властью персов, пропустили войско Александра без сопротивления. Персидский сатрап сдался новому завоевателю без боя и передал ему крепость в Мемфисе, войско и государственную казну. Египетское жречество всячески приветствовало Александра и объявило его «сыном Ра, любящим Амона».
В дельте Нила, между морем и озером Мареоти, Александр построил новый город, названный по имени основателя Александрией. Город имел регулярный план. В конце IV в. Александрия стала крупнейшим торговым и культурным центром греко-восточного мира.
Большое строительство велось в Египте и после смерти Александра, при его преемниках — царях македонской династии Птолемеях.
Стремясь к укреплению своей власти на покоренной территории, Птолемеи (323—30 гг. до н. э.) всемерно поддерживали культ египетских богов и сооружали в их честь храмы. В архитектуре этих храмов возрождались традиции древнего искусства Египта.
Наиболее прославленный храм эллинистического Египта — храм Гора в Эдфу (рис. 119).
Строительство храма было начато в 237 г. до н. э. Подобно храмам Нового царства, все помещения храма Гора — пилон, открытый двор, входной зал, гипостильный зал, святилище и молельни — расположены симметрично по одной оси. Храм Гора строился около 200 лет. Сооружение основной части храма — святилища и гипостильного зала — закончилось при Птолемее IV в 212 г. до н. э. Дальнейшее строительство было временно прекращено, и до 147 г. до н. э. производились только работы по украшению храма рельефами и надписями, покрывшими все его наружные и внутренние стены. Птолемей IX пристроил к храму большой, украшенный рельефами передний зал, закончив его в 122 г. до н. э. Его преемники, Птолемеи X, XI и XII, окружили храм внешней стеной, закрыв при этом его наружные рельефы, добавили колоннаду двора и большой пилон. Только в 57 г. до н. э., при Птолемее XIII, закончились последние отделочные работы. Несмотря на долгий срок строительства, храм Гора обладает цельностью композиции.
Пилон храма Гора очень массивен: его высота 35 м при ширине 76 м. Боковые стены пилона слегка наклонны, что еще сильнее подчеркивает устойчивость и массивность сооружения. Пилон храма состоит из двух самостоятельных башен, соединенных друг с другом широким карнизом, проходящим над входом. В центре карниза помещен солнечный диск, фланкированный с двух сторон изображениями змей. Справа и слева от входа находятся по две прямоугольных в сечении ниши со специальными креплениями для мачт и флагов. Рельефы, покрывающие всю поверхность пилона, расположены симметрично, причем рельефы правой башни повторяют рельефы левой. В нижнем ряду обеих башен изображены фараон Птолемей XIII, занесший меч над поверженными врагами, бог Гор и богиня Гатор. Над ними помещены сцены приношения даров. Рельефы храма Гора, подобно древнеегипетским рельефам, сохраняют разномасштабность. Фигуры фараонов и богов во много раз превосходят по величине все остальные персонажи.
Уже со времени Нового царства поверхность пилонов покрывалась гигантского размера композициями, выполненными в технике углубленного рельефа. В эпоху эллинизма эти рельефы приобретают еще большую сочность, контуры становятся глубже и, тем самым, усиливается пластичность. Этой особенностью отличаются все эллинистические рельефы. Пластичность поражает нас в композициях храма Гора в Эдфу и в особенности в прекрасном храме Исиды на острове Филе.
За пилоном тянется двор, обнесенный с трех сторон колоннадой, состоящей из 32 колонн (рис. 120). Колонны эти не были одинаковы по своему внешнему виду. Почти все капители колонн двора храма в Эдфу различны, но повторяют одна другую на противоположных, симметричных половинах двора. В глубине двора стоит огромная, высеченная из камня статуя самого бога Гора в образе величественного сокола.
За двором расположен входной зал, архитектуре которого было уделено особое внимание. По сравнению с храмами Нового царства во входном зале храма Гора увеличилось число рядов колонн. Вместо обычных для предшествующего периода одного - двух рядов колонн здесь их три ряда. Выходящий во двор фасад входного зала разработан очень богато. Он трактован как пилон, на оси которого находится вход в зал. Стены пилона, имеющие боковой наклон, обведены тонким валиком. 18 колонн входного зала имеют гладкие круглые стволы и капители в виде открытой чашечки цветка.
На противоположной входу стене входного зала создан путем незначительного утолщения стены декоративный пилон. За расположенным в центре пилона входом находится гипостильный зал. Этот зал гораздо скромнее предшествующего ему входного зала. У него всего 12 колонн, более низких, чем колонны входного и переднего залов; колонны размещены в три ряда. Как входной зал, так и гипостильный освещались верхним светом через отверстие в крыше.
Проход, расположенный в центре гипостильного зала, вел в святилище (рис. 121). Оно состояло из центрального прямоугольного в плане помещения и окружавших его с трех сторон небольших комнат, служивших святилищами дружественным Гору богам. Возле задней стены центрального помещения стоит высеченный из темно-серого базальта наос со статуей божества. Крышу наоса увеличивала небольшая пирамидка.
Различные архитектурные формы, утратив свое первоначальное значение, получили в храме эллинистического Египта чисто декоративное применение.
Наиболее характерная особенность храма Гора в Эдфу, отличающая его от храмов Нового царства, — наличие стены, возведенной вокруг храма параллельно стене, окружающей помещения входного и гипостильного залов и святилища. Вторая стена скрывала от посетителей рельефы, расположенные на наружной стене храма, и делала храм еще более недоступным для большинства посетителей.
Храм Гора в Эдфу известен очень важной надписью, высеченной на внутренней стороне ограды храма. В ней сообщается, что фараон расширил храм пристройкой колоннады, пилонов и ограды, следуя при этом книге об устройстве храма Гора, которую сочинил жрец Имхотеп Великий — «Великий сын бога Пта». Эта надпись свидетельствует о том, что существовали, как полагают, специальные письменные руководства для зодчих, передаваемые из поколения в поколение. Изучая эти руководства, мастер осваивал основные традиции и принципы египетского искусства. Характерно при этом, что подобные правила писались, в большинстве случаев, в эпоху эллинизма, т. е. в то позднее время, когда многие традиции уже забылись и мастеру требовалось постоянно обращаться к их изучению.
Искусство эллинистического Египта характеризуется наличием первоклассных мастеров, сумевших по-новому применить старые формы. Одним из примеров этого может служить храм Гатор в Дендере (I в. до н. э.—I в. н э.; рис. 122).
В основу храма Гатор, как явствует из строительной надписи, высеченной на стене храма, положен храм Хеопса.
Хотя строительство храма велось очень долго, он остался незавершенным: двор и пилон не были построены. Входной зал храма имеет 24 колонны, увенчанные капителями с изображением головы Гатор. Гаторическая капитель ведет свое происхождение от архитектуры Среднего царства. От этого времени сохранились пилястры, увенчанные изображением женской головы с ушами коровы. В Новом царстве, в храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, были применены колонны, на капителях которых с двух противоположных сторон была высечена голова Гатор. Гаторические капители в Дендере украшены головой Гатор с четырех сторон, что придает им законченный вид. Голову богини венчает музыкальный инструмент — систр; богиня Гатор считалась покровительницей музыки и игры на систре.
Промежутки между колоннами до половины высоты забраны каменными плитами, украшенными рельефами, которые в отличие от рельефов Древнего Египта более объемны; фигуры людей и богов хорошо моделированы, пластичны, линии контуров — мягкие и плавные (рис. 123).
К входному залу примыкает гипостильный зал, колонны которого украшены пальмовидными, лотосовидными и гаторическими капителями. За гипостильным залом размещаются святилище богини и молельни.
Крыша храма была приспособлена для устройства на ней храмовых мистерий: сохранились остатки надстроек, для которых она служила платформой.
Храм Гатор в Дендере — одно из самых замечательных сооружений эллинистического Египта, получившее широкую известность.
Важное место в архитектуре эллинистического Египта занимает храм в Ком-Омбо, строительство которого было осуществлено во II и I вв. до н. э. (рис. 124). Его особенность заключается в совмещении в одном храме двух культов, в соответствии с чем храм разделен на две параллельные части: южная (правая) часть посвящена богу Собеку, священным животным которого считался крокодил, а северная (левая) — богу Гору. Каждому культу соответствует свое святилище, к которому ведет проход от двух входов, расположенных на главном портале храма. В результате вместо главного прохода, размещенного по центральной оси, храм имеет два параллельных прохода, расположенных по сторонам от нее.
Пилон, сквозь который вели два входа во двор, очень слабо развит и почти не выделяется из внешней стены, окружающей весь храм. Аналогично храму Гора в Эдфу передний двор был окружен с трех сторон колоннадой, сохранившейся теперь лишь наполовину. Середину двора занимал алтарь.
Высокий входной зал имеет три ряда колонн с богато украшенными капителями. Нижняя часть колонн забрана толстой стеной, покрытой рельефными изображениями (рис. 125). Как и другие помещения, входной зал имеет два входных портала; на оси фасада стоит колонна.
Далее следует гипостильный зал с десятью колоннами внутри, по пяти в каждом поперечном ряду. Средние пролеты между колоннами, соответствующие каждому из входов, подобно тому, как это имело место в храмах с одним входом, шире крайних. За гипостильным залом следуют три неглубоких зала и, наконец, два стоящих рядом святилища, вокруг которых расположены небольшие помещения.
Основная часть храма окружена внутренним обходом и стеной, за которой следует еще один внешний обход с новой стеной. Количество и значение внешних стен, окружающих храм, возросло здесь по сравнению с храмом в Эдфу.
Капители храма в Ком-Омбо отличаются большим разнообразием; в них заметны черты эллинистической архитектуры (рис. 126).
Храм в Эснэ, посвященный богу Хнуму, который изображался с бараньей головой, был построен в птолемеевское время (рис. 127). На его стенах есть изображение Птолемея VI (Филопатора, II в. до н. э.). Фасад этого храма напоминает входной зал храма в Эдфу. Это большой пилон (размерами 3 x 15 м) с проемом в середине; на фасаде шесть колонн поддерживают архитрав с обычным египетским карнизом.
Входной зал с 24 колоннами, богато украшенными капителями, занимает площадь 16,5 x 38 м. Колонны достигают высоты в 11,3 м.
Задние части храма плохо сохранились. Наиболее интересный элемент архитектуры храма — сложные капители, похожие на капители храма в Ком-Омбо.
Появление новых принципов в зодчестве Египта сказалось не столько в основных архитектурных формах, сколько в декоративных приемах. Очень разнообразные по своему оформлению капители значительно отличаются от капителей Древнего Египта. В эллинистической архитектуре сохраняются все типы ранних капителей — папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные, но формы их все более усложняются. Разные типы сливаются между собой, комбинируются в различных сочетаниях. Листья, цветы, бутоны, травы, виноград, гроздья фиников образуют пышные букеты. Большие гладкие поверхности папирусообразных капителей, напоминавшие прежде гигантские венчики колокольчика, теперь расчленяются пучками бутонов и листьев. Богатство капителей еще более подчеркивается пестротой расцветки: зеленый, желтый, красный, синий цвета умело используются и создают гармоничное впечатление. Возможно, что в этой чрезвычайной пышности египетских капителей греко-римского времени сказалось влияние такой же декоративной классической акантовой капители.
Наиболее прославленный памятник эллинистического Египта — храм Исиды на острове Филе (южная граница Египта; рис. 128). В яркой зелени пальмовой рощи, окруженное водами великой реки, стоит прекрасное здание, сложенное из точно пригнанных каменных квадров и украшенное стройными колоннами с резными капителями, нависающими карнизами и сочными, живописными рельефами. Необычайной красотой отличаются рельефы на пилонах храма Исиды, в особенности фигуры самой богини на внутренних плоскостях пилонов, обращенных во двор. Эти изысканные, полные грации фигуры свидетельствуют о позднем этапе развития искусства, проникнутом большой утонченностью, и в то же время они несут в себе традиции древнего искусства, но по-новому осмысленные.
За пилонами располагается двор. По сторонам его размещаются самостоятельные постройки, среди которых слева от входа находится «Дом рождения» Исиды — изящное помещение типа периптера, где колонны на углах заменены отрезками стен. Перед большим пилоном находится площадь, окруженная колоннадой с весьма разнообразными капителями. Особенностью всего этого комплекса является неправильная форма дворов и входной площади, обусловленная изгибом реки. Некоторые части комплекса симметричны и имеют правильную форму, общая компоновка их живописна.
Остров Филе играл в эллинистическом римском Египте ту же роль, которую в свое время играл Карнак. Почти каждый властитель строил какое-либо сооружение на: этом острове, ставшем в начале нашей эры как бы архитектурным музеем. Помимо основного комплекса — храма Исиды — представляют интерес незаконченная часовня, построенная императором Августом, и ряд малых храмов.
archaic.totalarch.com
Архитектура Древнего Египта (Огюст Шуази) | Архитектура Древнего мира
Раздел «Архитектура Древнего Египта» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
В то время, когда другие народы находились еще в стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий, подобно тому как определяется последовательность геологических напластований; порядок их последовательности нам известен, но число лет установить нельзя.
Однако можно установить несколько исходных точек; первые династии обнимают период около шести тысяч лет; XIX династия, при которой египетское искусство достигает наибольшего блеска и выразительности и к которой относятся грандиозные архитектурные памятники Фив, относится к XIV в. до нашей эры. XXVI династия заканчивается покорением Египта персами в VI в. до н. э. Это — период зарождения греческого искусства.
Примечание: Вопрос о времени и продолжительности правления египетских династий и отдельных царствований до 1580 г. до н. э., т. е. до начала эпохи Нового царства (XVIII династия), не может еще считаться окончательно выясненным. Так, например, одни из крупнейших египтологов (Биссинг, Флиндерс Петри) склонны время правления I династии относить к шестому тысячелетию до н. э., тогда как другие (Эд. Мейер, Брэстед) относят ее ко второй половине четвертого тысячелетия. Многие из последних (особенно немецких) искусствоведческих работ по Египту исходят из хронологии, предложенной Л. Борхардтом (время правления I династии — конец пятого тысячелетия, до н. э.).
Говоря о расцвете искусства времени XIX династии (1350—1205 гг. до н. э.), надо иметь в виду архитектуру, так как расцвет скульптуры и живописи в эпоху Нового царства падает уже на время XVIII династии (1580—1350 гг. до н. э.).
Египет и Месопотамия, положившие начало архитектуре, — страны, лишенные строительного леса. Дерева в Египте так же мало, как и в других оазисах африканской пустыни. Здесь произрастают только пальмы и сикоморы, дающие дерево плохого качества, и тростники. Обычным строительным материалом служит глинистая земля Нильской долины. Из непрерывной цепи каменоломен в скалах, окружающих Нильскую долину, добываются огромные глыбы известняка и песчаника, гранит доставляется из области Нильских порогов.
Таковы строительные материалы. Первобытный Египет располагает бронзовыми орудиями, но раннее появление чрезвычайно развитых архитектурных форм позволяет предполагать, что железо было известно уже в эпоху пирамид. В качестве рабочей силы, кроме профессиональных строительных рабочих, автократический строй Египта мог располагать всем населением и массой рабов и военнопленных, о тяжелом положении которых повествует Библия.
Памятники египетской архитектуры можно разделить на два типа: памятники архитектуры, применявшей в качестве строительного материала глину; сюда относятся жилища и крепостные сооружения, и памятники мегалитического характера, к которым относятся культовые здания — храмы и гробницы.
С точки зрения строительных приемов египетское искусство чрезвычайно просто. Глина позволяет возводить прочные своды без сложных лесов и кружал. Камнем пользуются для вертикальных частей здания (стен и столбов), поддерживающих плафон из больших плит. Храм строится, как дольмен. Ни изысканной конструкции, ни беспокойных форм: горизонталь доминирует в композиции постройки и в окружающем пейзаже. Глухая масса редкими и скупыми членениями господствует над пролетами. Все вызывает чувство устойчивости и долговечности. Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности.
archaic.totalarch.com
Реферат Архитектура Древнего Египта
скачать
Реферат на тему:
План:
Введение
1 Архитектура Древнего царства
2 Архитектура Среднего царства
3 Архитектура Нового царства
Источники
5 Знаменитые архитекторы Древнего Египта
Введение
Архитектуру Древнего Египта можно разделить на три основных периода.
1. Архитектура Древнего царства
Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.
Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастаба — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.
В погребении, в специальном помещении — сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком.
Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре, фараона III династии. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.
пирамиды в Гизе
Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.
Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.
Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена, считающегося портретным изображением этого фараона.
Так же, близ верхних заупокойных храмов оставляли солнечную лодку, чтобы воскресший фараон смог поплыть по небу в его восточную часть к богу Ра.
К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.
2. Архитектура Среднего царства
В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.
Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.
Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.
Заупокойный храм фараона Ментухотепа II
Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.
Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.
Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.
Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.
3. Архитектура Нового царства
Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.
Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.
Ворота Луксоркского храма
Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилон а, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.
К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.
Фасад храма Рамзеса II
Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари.
Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Туймос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей».
Заупокойный храм Хатшепсут
Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.
После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.
Источники
Строительство храмов// Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1975.
Исида и Осирис // Немировский А.И. Мифы древности:Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. - М., 2001.
Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока / Ред. и вст.ст. Брагинского И.- М., 1973.
Надпись Аменхотепа III из Мемнония // Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл. ред. Струве В.В.- М., 1963.
Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М., 1976.
Всеобщая история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. – Т.1. Искусство древнего мира. - М., 1956.
Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. - М., 2000.
Кинк Х.А. Древнеегипетский храм - М., 1979.
Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. - М., 1976.
Матье М.Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.
Перепёлкин Ю.А. Переворот Амен-хотпа IV: В 24. – ч. 4.1. – М., 1967.
Любимов Л. Над вечностью // Тутанхамон и его время. Сб.ст./ Под ред. Даниловой И. – М., 1976.
История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М.Т.,Мальцевой Н.Л. – М., 1984.
Шейко В.М., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В. История
художественной культуры. Первобытность. Древний мир.– Харьков, 1998.
Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. - М., 1997.
Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов. - М., 2002.
Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика: В 2т. / Гл. ред. Полевой В.М. – Т.1. (А-К) – М., 1991.