Тесей ("сильный"), в греческой мифологии герой, сын афинского царя Эгея и Эфры. Бездетный Эгей получил от Дельфийского оракула совет — идя из гостей не развязывать свой мех с вином до возвращения домой. Эгей не разгадал предсказание, но трезенский царь Питфей, у которого он гостил, понял,
что Эгею суждено зачать героя. Он напоил гостя и уложил в постель со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился и Посейдон. Так появился на свет Тесей, великий герой, сын двух отцов.
Перед уходом от Эфры Эгей привел ее к валуну, под который спрятал свой меч и сандалии. Если родится сын, сказал он, пусть растет, мужает, а когда сможет сдвинуть камень, тогда отправь его ко мне.
Тесей вырос, и Эфра открыла тайну его рождения. Юноша легко достал меч и сандалии, а по пути в Афины расправился с разбойником Синисом и кроммионской свиньей.
Тесей смог одолеть чудовищного Минотавра, человекобыка, лишь с помощью полюбившей его царевны Ариадны, которая дала ему путеводную нить.
В Афинах Тесей узнал, что на трон Эгея претендовали пятьдесят сыновей его двоюродного брата Палланта, а сам Эгей попал под власть волшебницы Медеи.
Медея, брошенная Ясоном, надеялась, что престол получит ее сын Мед. Тесей скрыл свое происхождение, но Медея, зная, кто он, уговорила Эгея подать незнакомцу чашу с ядом.
Тесея спасло лишь то, что его отец узнал свой меч, которым герой резал мясо.
Следующие подвиги Тесей совершал на благо Афин. Он расправился с сыновьями Палланта и марафонским быком, разорявшим поля, одолел человекобыка Минотавра. Чудовищу, обитавшему в лабиринте, отдавали на съедение молодых афинян
как искупительную жертву за смерть царского сына в Афинах. Когда Тесей вызвался сразиться с Минотавром, его старый отец пришел в отчаяние. Они договорились, что если Тесей избежит смерти, то, возвращаясь домой,
сменит парус с черного на белый.
Из лабиринта Тесей, убив чудовище, выбрался благодаря полюбившей его дочери Миноса Ариадне, следуя за нитью, привязанной у входа (путеводная "нить Ариадны").
Затем Тесей и Ариадна тайно бежали на остров Наксос. Здесь Тесей покинул царевну и судьба наказала его. Возвращаясь домой, Тесей забыл сменить парус в знак победы. Отец Тесея Эгей, увидев черное полотнище,
бросился со скалы в море.
Тесей совершил еще ряд подвигов. Он взял в плен царицу амазонок Ипполиту, которая родила ему сына Ипполита, дал приют изгою Эдипу и его дочери Антигоне. Правда, Тесея не было среди аргонавтов; в это время он помогал царю лапифов Пирифою похитить владычицу аида Персефону.
За это боги решили навечно оставить смельчака в аиде, но Тесея спас Геракл.
Однако горе снова постучалось в его дом, когда вторая жена, Федра, возжелала его сына Ипполита, который в ужасе молчал о ее страсти.
Униженная отказом Федра повесилась, в предсмертной записке обвинив пасынка в попытке обесчестить ее. Юношу изгнали из города, и он погиб прежде, чем отец узнал правду.
На старости лет Тесей дерзко похитил двенадцатилетнюю дочь Зевса Елену, заявив, что только она достойна быть его женой, но братья Елены, Диоскуры, вызволили сестру, и изгнали Тесея. Герой умер на острове Скирос от руки местного царя,
который, опасаясь все еще могучего Тесея, столкнул гостя с утеса.
godsbay.ru
Читать сказку Боги и герои: Тесей
Страница 3 из 4
Тесей отправляется на остров Крит
Вскоре после укрощения марафонского быка в Афины явились послы от критского царя Миноса за получением дани. Дело в том, что несколько лет тому назад на праздник в Афины явился сын Миноса, молодой Андрогей, и победил на играх в единоборстве самых сильных мужей города. Тогда царь Эгей решил погубить Андрогея и предложил ему отправиться на марафонского дикого быка. Андрогей погиб в неравной борьбе с разъяренным животным. Узнав об этом, Минос отправил много вооруженных кораблей к берегам Аттики, собираясь отомстить афинянам за смерть своего сына. Покорив Мегару, он расположился лагерем у стен Афин и долго держал город в осаде, пока наконец афиняне сдались. Но оракулом Аполлона было предсказано, что неудачи Афин окончатся в том случае, если афинянам удастся умилостивить могучего царя Миноса. Тогда афиняне вступили с ним в переговоры, и им удалось заключить с Миносом мир, но при этом они обязались каждые девять лет платить ему тяжелую дань — семь юношей и семь девушек. Их должны были выбирать по жребию и отсылать Миносу, который заключал их в свой лабиринт, где под землей находились бесчисленные запутанные ходы; и там пожирал их страшный Минотавр — полубык-получеловек.И вот как раз в то время, когда Тесей находился в Афинах, явились послы Миноса с требованием выдать им семь юношей и семь девушек, чтобы отвезти их на остров Крит; уже третий раз приходили послы за данью.
Народ был опечален и роптал на царя Эгея, указывая на то, что он один не платит дани и безучастен к народному горю. Узнал об этом Тесей, явился на народное собрание и заявил, что готов без всякого жребия отправиться вместе с другими на остров Крит к Миносу. Но отец стал его умолять, чтобы он остался дома и не заставлял бы его, старика, умирать одиноким. Но Тесей не изменил своего решения. Он уверил отца, что чувствует в себе достаточно силы не только победить Минотавра и освободить из лабиринта заключенных в нем людей, но и раз навсегда освободить народ от позорной дани, ибо афиняне должны были ее платить до тех пор, пока Минотавр был жив.Народ встретил решение юного героя одобрением, и только старый Эгей с грустью провожал своего сына, думая, что ему никогда уже больше не придется увидеться с ним.И вот мужественный Тесей вместе с другими отправился из Афин на корабле, и были на его мачтах в знак печали черные паруса, но на этот раз Эгей далкормчему также и белые паруса. Их должны были поднять на обратном пути в Афины вместо черных в том случае, если Тесею удастся избежать гибели, а если он погибнет в борьбе с Минотавром, то на корабле должны были остаться по-прежнему черныеПодошел корабль к Криту, и высадился Тесей вместе с другими на остров. Увидала юношу прекрасная Ариадна, дочь злого царя Миноса, и полюбила его.Она тайно вручила ему большой клубок ниток, чтобы он мог выбраться назад из огромного лабиринта; один конец нити он должен был привязать у входа в лабиринт и, распуская клубок, идти по запутанным ходам в глубь лабиринта до того места, где его ожидал Минотавр.Кроме того, прекрасная Ариадна дала ему волшебный меч, которым он мог победить чудовище. Вот повел храбрый Тесей своих спутников по бесчисленным ходам и коридорам огромного лабиринта, который находился в пустынной местности, и сделал Тесей так, как сказала ему Ариадна.Найдя Минотавра, он вступил с ним в борьбу и убил его волшебным мечом.Держась за нить Ариадны, он вывел своих товарищей из лабиринта, и как обрадовались все, увидя снова солнце! У входа в лабиринт ждала Тесея прекрасная царевна Ариадна, волнуясь за его судьбу, но вот увидела она наконец любимого ею Тесея и решила теперь его никогда не покидать.
Выйдя из лабиринта, афинские юноши и девушки, увенчав себя розами и миртами, плясали на радостях, изображая в пляске запутанные ходы лабиринта.С помощью прекрасной Ариадны, которая решила бежать с Крита вместе с Тесеем, они переправились благополучно на остров Наксос: перед отплытием с Крита Тесей по совету доброй Ариадны пробил днища на всех критских кораблях, чтобы Минос не мог отправиться за ними в погоню.Минос, узнав о спасении афинян из лабиринта, пришел в ярость, — и новая беда ожидала Тесея.В то время, когда Тесей находился на острове Наксос, явился к нему во сне бог Дионис и потребовал, чтобы он оставил Ариадну, так как по воле богов она предназначена в жены ему.Боясь гнева Диониса, Тесей с грустью отплыл от острова Наксос, оставив на нем спящую Ариадну.Проснулась Ариадна и, увидев себя покинутой на пустынном острове, стала горько упрекать вероломного юношу, для спасения которого она сделала все. Но явился к ней бог Дионис, успокоил ее, и вскоре Ариадна стала его невестой, а затем поселилась с ним на Олимпе. Венец же, который был у нее на голове во время свадьбы с Дионисом, обратился в созвездие, названное Северная Корона.
Тоскуя о покинутой им Ариадне, медленно плыл Тесей от острова Наксос к берегам Аттики.Во время прощания с отцом он обещал ему при благополучном возвращении поднять вместо черных парусов белые, но, приближаясь к родным берегам, Тесей забыл исполнить свое обещание.Много дней сидел старый царь Эгей у моря, на высокой скале, вглядываясь в морскую даль, и ожидал возвращения любимого сына. Вот показался наконец вдали долгожданный корабль. Стал Эгей вглядываться, стараясь рассмотреть цвет парусов, но исчезает последняя надежда — видит отец черные на корабле паруса! Значит, погиб в бою с Минотавром отважный Тесей. И в горе бросается Эгей со скалы в море и разбивается об острые выступы.А в это время Тесей прибыл в афинскую гавань и тотчас послал гонца сообщить гражданам города радостную весть о победе над Минотавром. Но в Афинах в это время узнали о гибели Эгея, и гонец вернулся к Тесею и сообщил ему о смерти отца. Печальный Тесей вошел в город, который он думал увидеть радостным и ликующим. Найдя труп отца, выброшенный на берег, Тесей похоронил его с почестями, а море, в котором утонул Эгей, названо было Эгейским.Корабль, на котором Тесей вернулся с острова Крит, афиняне посвятили Аполлону и хранили его в храме в продолжение многих веков и плавали на нем только в торжественных случаях, когда отправлялись из Афин в Делос, на праздник бога Аполлона.
Тесей и Антиопа
После гибели Эгея юный герой Тесей стал править в Афинах, и был он славен как мудрый правитель. Свою власть он ограничил и в важных делах всегда советовался с народным собранием, и Афины в то время считались убежищем всех угнетенных и преследуемых.Но жажда новых подвигов не давала Тесею покоя, и отважный герой принял участие в знаменитой Калидонской охоте, в славном походе аргонавтов за золотым руном. Вместе с Гераклом он воевал с амазонками. Тесей высадился на берег страны амазонок. Предводительница их, Антиопа, была восхищена красотой Тесея и сделала ему подарок. Тесей полюбил воинственную Антиопу и тайно увез ее на корабле в Афины и там женился на ней. И родился у них сын, который назван был Ипполитом.Но амазонки решили отомстить за похищение Антиопы и отправились в поход на Афины, чтобы освободить Антиопу, и вскоре взяли приступом город. Но афиняне заперлись в городской крепости, а амазонки расположили свое войско на холме Ареса. Завязался жестокий бой. В рядах афинян сражалась Антиопа, любившая Тесея.Войско амазонок было отброшено к морю, но во время сражения Антиопа была смертельно ранена в грудь копьем и умерла на поле битвы у ног Тесея. После этого был заключен мир, и амазонки отступили. Страницы: 1 2 3 4
vini-puh.ru
Тесей (Тезей) - греческий герой, победитель Минотавра, царь Афин
Мифы и легенды
Data: 20.08.2010 12:22 | Автор: Administrator
Тесей, Тезей — в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры, 10-й царь Афин. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии. Упомянут уже в «Илиаде» (I 265) и «Одиссее» (XI 323, 631). В микенских текстах встречается имя te-se-u (Фесей).
Источник: Мифы и легенды Древней Греции
Вид: древнегреческие герои
Происхождение Тесея
Имя Тесей указывает на силу. Тесей принадлежит к поколению героев до троянской войны. Рождение Тесея необычно. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рождённого из семени Гефеста Геей и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропa. Предки Тесея — мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей — представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога. Со стороны матери Тесей происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец от самого Зевса.
Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царем Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В ту же ночь с ней сблизился Посейдон или же сочетался с ней накануне на острове Сферос. Таким образом, сын, рождённый Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона. Родился в местечке Генетлий у гавани Келендерис.
Подвиги Тесея
Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, положив их под большой камень, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта), претендовавших на власть из-за бездетности Эгея. Эфра скрывает истинное происхождение Тесея и Питфей распространил слух, что мальчик рождён от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Тесей вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу.
Ещё до ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос спереди, как абанты, богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Этот род стрижки назвали «Тесеевым». Когда ему шёл шестнадцатый год, вынул сандалии и меч отца из-под камня. Скала Тесея (ранее жертвенник Зевса Сфения) находилась по пути из Трезена в Эпидавр.
Тесей отправился в Афины не легким путем — морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники и потомки чудовищ. По дороге Тесей победил и убил:
Разбойника Перифета, сына Гефеста, убивавшего путников медной палицей.
Разбойника Синиса, (по прозвищу Сгибатель сосен), жившего в сосновой роще и расправлявшегося с путниками, привязывая их к двум согнутым соснам.
Кроммионскую свинью,
Разбойника Скирона, заставлявшего путников мыть ему ноги у обрыва и сбрасывающего их пинком в пропасть, где несчастных съедала гигантская черепаха.
Разбойника Керкиона, заставлявшего путников бороться насмерть.
Разбойника Дамаста (по прозвищу Прокруст).
В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол.
Есть рассказ, о том, как Тесей прибыл в Афины, когда строился храм Аполлона Дельфиния, и рабочие насмешливо назвали его девушкой, тогда он подбросил повозку, показав свою силу. Тесей явился в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом.
Тесею также пришлось бороться с 50-ю Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Тесей утвердил себя как сын и наследник афинского царя.
Путешествие на Крит
Пришёл в Афины 8 крония (гекатомбеона) (конец июля), 6 мунихиона (конец апреля) отплыл, вступил в город при возвращении 7 пианепсиона (конец октября). Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с критским царем Миносом, требовавшим каждый девятый год дани 7 юношами и 7 девушками как искупление за смерть своего сына Андрогея. При Тесее дань отправлялась в третий раз (см. Спутники и спутницы Тесея). По другим версиям, либо ежегодно 7 человек, либо каждые 7 лет по 14.
Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы померяться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. По Гелланику, жребия не было, а Минос сам прибыл в Афины и выбрал Тесея.
Корабль отправился под чёрным парусом, но Тесей повез с собой запасным белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Тесей доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей убил Минотавра. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея. По версии, спасся из лабиринта благодаря сиянию, излучаемому венцом Ариадны. Ночью Тесей с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Застигнутый там бурей Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Однако Ариадну похитил влюбленный в неё Дионис. По версии ряда мифографов, Тесей был вынужден оставить Ариадну на острове, поскольку ему во сне явился Дионис и сообщил, что девушка должна принадлежать ему.
На Крите Дедал научил Тесея и его спутников священному танцу. Возвращаясь с Крита, устроил на Делосе состязания в честь Аполлона и победителей увенчивал пальмовым венком. Посвятил Аполлону ксоан Афродиты работы Дедала, который Ариадна захватила с Крита.
Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына. По легенде, именно поэтому море называется Эгейским. Также существует версия о том, что Минос принёс жертвы богам и бог Аполлон сумел устроить внезапную бурю, унесшую «победный» белый парус — именно поэтому Тесей был вынужден вернуться под чёрным парусом и свершилось давнее проклятье Эгея. По Симониду, Эгей дал не белый, а «пурпурный парус, окрашенный соком цветов ветвистого дуба». 30-весельное судно Тесея афиняне хранили вплоть до времени Деметрия Фалерского. Вернувшись с Крита, Тесей воздвиг храм Артемиде Сотере в Трезене. Корабль Тесея, согласно легенде, хранился в Афинах до эпохи Деметрия Фалерского, фактом своего хранения породив одноименный парадокс.
Другие подвиги Тесея
Учредил государственное устройство и демократию в 1259/58 г. до н. э.
По некоторым, устроил Истмийские игры в честь Меликерта.
Посейдон обещал ему исполнить три желания.
По афинской версии, во главе афинской армии разбил фиванцев Креонта, отказывавшихся выдать трупы павших.
Вместе с Гераклом участвовал в походе за поясом амазонок.
Тесей участвовал в Калидонской охоте. Некоторые авторы называют его среди аргонавтов, что сомнительно, так как мачехой Тесея была Медея, бывшая жена лидера аргонавтов Ясона.
Участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе Пирифоя, ближайшего друга Тесея. Знаки дружбы Тесея и Пирифоя погребены близ Полой Чаши в Колоне. Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону. Этим поступком Тесей переступил меру возможного, установленного богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем. Он так и остался бы в Аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Тесея и отправил его в Афины. Геракл освободил его из Аида, на скале осталась часть его седалища.
Столь же дерзким поступком Тесея было похищение им Елены, отбитой братьями назад и позднее ставшей причиной Троянской войны. Взяв в жены Елену, Тесей соорудил храм Афродиты Нимфии в области Трезена. Вернувшись из своего похода в царство Аида, он нашёл престол занятый Менесфеем.
Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Когда его прогнали афиняне, отправился на Крит к Девкалиону, но вследствие ветров был занесен на Скирос. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Тесея когда-то была земля. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землей, коварно убил Тесея, столкнув его со скалы. Похоронен Тесей на Скиросе.
Отдельным сюжетом является история о том, как Федра, жена Тесея, влюбившись в своего пасынка Ипполита, безуспешно склоняла его к любви. Не сумев добиться Ипполита, она оговорила его перед отцом, после чего Тесей проклял сына и тот погиб. Затем Федра повесилась, а Тесей узнал правду.
Исторический прототип
Античные авторы издавна стремились рассмотреть образ Тезея не как мифического героя, а как реального исторического персонажа (основным источником служит Плутарх). Их истолкование выглядит следующим образом:
Евсевий Кесарийский в своей хронографии называет Тесея 10-м царём Афин, правившим 30 лет после Эгея с 1234 по 1205 гг. до н. э. Плутарх в жизнеописании «Тесей» приводит свидетельства реального существования такого древнего царя в Афинах. Многие подробности взяты Плутархом от Филохора, автора III в. до н. э.
В правление Тесея афиняне убили сына Миноса Андрогея, за что должны были платить дань Криту афинскими мальчиками. Однако Тесей сам отправился на состязание, учреждённое Миносом в память о погибшем сыне, и победил в борьбе сильнейшего из критян Минотавра, в результате чего дань мальчиками отменили.
Тесей собрал афинян, живших разбросанно по их стране, в единую общину, стал действительным основателем Афин. Вот как об этом пишет Плутарх («Тесей»):
«Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя дем за демом и род за родом, он объяснял повсюду свой план, простые граждане и бедняки быстро склонялись на его увещания, а людям влиятельным он сулил государство без царя, демократическое устройство, которое ему, Тесею, даст лишь место военачальника и стража законов, в остальном же принесет всем равенство, — и одних сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению. (…) Он воздвиг единый, общий для всех пританеи и дом совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами (…)
Стремясь еще увеличить город, Тесей призывал в него всех желающих, предлагая права гражданства (…) Но он не допустил, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство — он впервые выделил сословия благородных, землевладельцев и ремесленников, и благородным предоставил судить о богопочитании, занимать высшие должности, а также учить законам и толковать установления божеские и человеческие, хотя в целом как бы уравнял меж собою все три сословия (…) О том, что Тесей, по словам Аристотеля, первым проявил благосклонность к простому люду и отказался от единовластия, свидетельствует, по-видимому, и Гомер, в „Перечне кораблей“ называющих „народом“ одних только афинян.»
Тесей похитил одну из амазонок, Антиопу, из-за чего амазонки вторглись в Аттику, и только с большим трудом афиняне разгромили воительниц. После смерти Антиопы Тесей взял в жёны Федру и имел от неё сына Ипполита. Затем Тесей в возрасте уже за 50 лет с друзьями отправился в Эпир за дочерью царя молоссов (эпирского племени), где был схвачен и брошен в тюрьму. Когда он смог вернуться в Афины, то нашёл недовольный народ, подстрекаемый против него Менесфеем. Потерпев поражение в борьбе с врагами, Тесей удалился на остров Скирос, и там погиб, то ли убитый царем Скироса Ликомедом, то ли просто сорвавшись со скалистого обрыва.
По Евсевию Тесей был изгнан из Афин остракизмом, правилом против тирании, которое он же первым и ввёл в качестве закона. Афинский трон занял Менесфей.
Почитание в Аттике
Культ Тезея, как героя-предка, существовал в Аттике. Особенный всплеск его в историческую эпоху произошёл после явления тени царя на Марафонской битве, что, как считается, помогло грекам одержать победу.
Рисунок: Тезей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425—410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид.
Источник
www.fanbio.ru
Тесей PR в Античной мифологии
PR в Античной мифологии
Цой Ника
Тесей
Краткое содержание мифа
Тесей А. Канова
Когда Тесей пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Уже в третий раз прибывали послы с Крита от могущественного царя Миноса за данью. Тяжела и позорна была эта дань. Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирало ужасное чудовище Минотавр, с туловищем человека и головой быка. Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея. Теперь в третий раз приходилось афинянам посылать на Крит ужасную дань. Они уже снарядили корабль с черными парусами в знак скорби по юным жертвам Минотавра.
Видя общую печаль, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани. Прекратить уплату можно было, только убив Минотавра. Поэтому и решил Тесей вступить в бой с Минотавром и или убить его, или погибнуть. Престарелый Эгей не хотел и слышать об отъезде своего единственного сына, но Тесей настоял на своем. Он принес жертву Аполлону-Дельфинию - покровителю морских путешествий, а из Дельф перед самым отъездом был дан ему оракул, чтобы покровительницей в этом подвиге он избрал себе богиню любви Афродиту. Призвав на помощь Афродиту, и принеся ей жертву, Тесей отправился на Крит.
Корабль счастливо прибыл к острову Крит. Афинских юношей и девушек отвели к Миносу. Могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного юношу-героя. Заметила его и дочь царя Ариадна, а покровительница Тесея Афродита вызвала в сердце Ариадны сильную любовь к юному сыну Эгея. Дочь Миноса решила помочь Тесею. Она не могла и помыслить о том, что юный герой погибнет в Лабиринте, растерзанный Минотавром.
Прежде чем отправиться на бой с Минотавром, Тесею пришлось совершить еще один подвиг. Минос оскорбил одну из афинских девушек. Тесей заступился за нее, но, гордый своим происхождением, царь Крита стал издеваться над Тесеем; он разгневался, что какой-то афинянин смеет противиться ему, сыну Зевса. Тесей гордо ответил царю:
- Ты гордишься своим происхождением от Зевса, но и я не сын простого смертного, отец мой - великий колебатель земли, бог моря Посейдон.
- Если ты - сын бога Посейдона, то докажи это и достань кольцо из морской пучины, - ответил Минос Тесею и бросил в море золотое кольцо.
Призвав отца своего Посейдона, Тесей бесстрашно бросился с крутого берега в морские волны. Высоко взлетели соленые брызги, и скрыли волны моря Тесея. Все со страхом глядели на море, поглотившее героя, и были уверены, что не вернется он назад. Полная отчаяния, стояла Ариадна; и она была уверена, что Тесей погиб.
А Тесея, лишь только сомкнулись над его головой морские волны, подхватил бог Тритон и в мгновение ока домчал до подводного дворца Посейдона. Посейдон с радостью приветствовал в своем волшебном подводном дворце сына и подал ему кольцо Миноса, а жена Посейдона, Амфитрита, восхищенная красотой и смелостью героя, возложила на пышные кудри Тесея золотой венок. Тритон опять подхватил Тесея и вынес его из морской пучины к берегу на то место, с которого бросился герой в море. Тесей доказал Миносу, что он - сын Посейдона, повелителя моря. Дочь Миноса Ариадна ликовала, что Тесей вернулся невредимым из морской глубины.
Но предстоял еще более опасный подвиг: нужно было убить Минотавра. Тут на помощь Тесею пришла Ариадна. Она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок ниток. Когда отвели Тесея и всех обреченных на растерзание в Лабиринт, Тесей привязал у входа в Лабиринт конец нитки клубка и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта, из которого невозможно было найти выход; постепенно разматывал он клубок, чтобы найти по нитке обратный путь. Все дальше шел Тесей и, наконец, пришел в то место, где находился Минотавр. С грозным ревом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на юного героя, и начался страшный бой. Минотавр, полный ярости, несколько раз бросался на Тесея, но он отражал его своим мечом. Наконец, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек. У выхода их встретила Ариадна, она радостно приветствовала Тесея. Ликовали юноши и девушки, спасенные Тесеем. Украшенные венками из роз, славя героя и его покровительницу Афродиту, водили они веселый хоровод.
Теперь нужно было позаботиться и о спасении от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех вытащенных на берег кораблей критян, быстро отправился в обратный путь в Афины. Ариадна последовала за Тесеем, которого она полюбила.
На обратном пути Тесей вышел на берег Наксоса. Когда Тесей и его спутники отдыхали от путешествия, Тесею во сне явился бог вина Дионис и поведал ему, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, так как боги назначили ее в жены не ему, а богу Дионису. Тесей проснулся и, полный грусти, быстро собрался в путь. Он не смел ослушаться воли богов. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Громко приветствовали спутники Диониса Ариадну и славили пением жену великого бога.
А корабль Тесея быстро несся на своих черных парусах по лазурному морю. Вот уже показался вдали берег Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, данное Эгею обещание - заменить черные паруса белыми, если он, победив Минотавра, счастливо вернется в Афины. Эгей ждал своего сына. Вперив в морскую даль глаза, он стоял на высокой скале у берега моря. Вот вдали показалась черная точка, она растет, приближаясь к берегу. Это корабль его сына. Все ближе он. Эгей смотрит, напрягая зрение, - какие на нем паруса. Нет, не блестят белые паруса на солнце, паруса - черные. Значит - погиб Тесей. В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море и погиб в морских волнах; лишь его безжизненное тело выбросили волны на берег. С тех пор и зовется море, в котором погиб Эгей, Эгейским. А Тесей причалил к берегам Аттики и приносил уже богам благодарственные жертвы, как вдруг, к ужасу своему, узнал, что стал невольной причиной смерти отца. С великими почестями похоронил тело отца убитый горем Тесей, а после похорон принял власть над Афинами.
Образы и символы мифа
Главным героем почти всех героических афинских мифов является Тесей. Афиняне хотели воплотить в нем, подобно тому, как сделали дорийцы с Геркулесом, все подвиги и великие дела афинского мифологического цикла; но герой этот никогда не пользовался такой славой у всех греков, как Геркулес, хотя для придания славы и блеска имени Тесея ему приписывали подвиги, являющиеся точной копией с подвигов Геркулеса.
Мифы о Тесее создают образ Бога-Человека, Тесей являлся сыном двух отцов – Эгея – правителя Афин; и Посейдона – бога морей. Именно поэтому в нем было и человеческое и божественное начало.
Франция, неизвестный автор
Тесей являлся идеалом красоты. Герой был прекрасен как девушка, он был высок, строен, с ясным взглядом прекрасных глаз, с темными кудрями, которые пышными кольцами спадали с плеч; а его юное мускулистое тело говорило о его могучей силе.
Тесей выступает как защитник каждого смертного, каждого оскорбленного. В его подвигах мы видим его как справедливого героя, готового отомстить за поруганную честь или за загубленную жизнь слабого. Древнегреческие мифы показывают Тесея как бесстрашного героя, который не гордился своими победами, а считал, что кровь оскверняет человека. Герой никогда не вступал в битву со слабыми, даже когда гневался на них, а лишь показывал возможности своей силы. Тесей высоко чтил тех, кто гостеприимно его принимал и был внимателен к советам других.
Он принимал покровительство Богов и их силу в помощь в своих странствиях и подвигах.
Но, несмотря на то, что Тесей был Богом-Человеком, он из-за своей рассеянности, сам того не желая, погубил своего отца. А в последнем мифе Тесей и Пейрифой решают похитить Персефону, чем герой губит и себя. В царстве Аида, он требует отдать ему прекрасную Персефону, за что подземный владыка на него гневается и больше не сопутствует Тесею удача. От предательской руки гибнет величайший герой Аттики.
К главным символам Тесея можно отнести меч и сандалии его отца; золотой венок, подаренный ему Амфитритой, женой Посейдона, пораженной красотой юноши; меч, которым Тесей одолел Минотавра и клубок ниток, выведший афинян из губительного лабиринта.
Коммуникативные средства создания образов и символов
Копия Тесейона в Вене
В первую очередь, афиняне, в честь победы героя над свирепым разбойником Синидой начали проводить Истмийские игры, следующие по значению после Олимпийских игр. Эти игры проводились раз в два года. Правда, провозглашенный на этих играх мир соблюдался не так строго, как на Олимпийских.
В Афинах на самой высокой точке Агоры возвышается лучше всего сохранившийся храм Гефесту – богу-кузнецу и богине Афине (в народе этот храм еще называют Тесейон), которые были покровителями искусств и ремесел. Внутри находились статуи Гефеста и Афины. Также в украшении храма были использована лепка, изображающая подвиги Тесея и Геракла, отсюда происходит второе название храма. Точную копию этого храма, построенную в 1823 году, можно увидеть в Вене.
Греция, VI в. До н.э.
Сражение Тесея и Минотавра изображалось древнегреческими ремесленниками на вазах и украшениях.
В музее Виктории и Альберта, находящемся в Лондоне, стоит статуя «Тесей и Минотавр» А. Кановы. Так же Канова изобразил на эту тему две группы скульптур, находящихся в музее в Вене.
Во Франции находится картина неизвестного автора, на которой изображена Ариадна, передающая Тесею клубок ниток.
По мотивам древнегреческого мифа был снят мультипликационный фильм.
Социальное значение мифа
А. Канава,Лондон, музей Викториии Альберта
Тесей получил широкую популярность в греческой мифологии, он являлся одним из самых популярных героев мифов. Тесей постоянно принимал участие в подвигах других героев Греции. Так, участвовал Тесей в калидонской охоте (Мелеагр), в походе аргонавтов за золотым руном и в походе Геракла против амазонок.
Популярность Тесея можно объяснить его бесстрашием и справедливостью, качествами, которые ценятся во все времена.
Выражение «нить Ариадны» стало крылатым.
Ну и, конечно же, мультипликационные фильмы по мотивам мифов о Тесее воспитывают в детях только самые лучшие качества.
mifologia.osipova-pr.com
ТЕСЕЙ - это... Что такое ТЕСЕЙ?
ТЕСЕЙ Тезей (Θησεύς;), в греческой мифологии сын афинского царя Эгея и Эфры. Имя Т. указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: tçu->thçso-, «быть сильным»). Т. принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Для старика Нестора Т., «на бессмертных похожий», сильнее и храбрее героев периода Троянской войны (Нот. Н. I 260- 274). Т. скорее аттический, а не общегреческий герой (как Геракл), но приписываемая ему преобразовательская деятельность, как считали древние, стала образцом для всей Греции и положила начало тому демократическому духу и первенству Афин среди полисов, которыми они славились в историческое время. Мифологический герой Т. приобрёл черты легендарно-исторической личности (античная традиция деятельность Т. относит приблизительно к 13 в. до н. э.). Рождение Т. необычно, хотя оно не было подготовлено столь грандиозно, как у Геракла. Со стороны отца Т. имел среди предков автохтона Эрихтония, рождённого из семени Ге-феста землёй и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Т.- миксантропические чудища, мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Т.- представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога (при этом одного из самых диких и хтонических, Посейдона). Со стороны матери Т. происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царём Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился Посейдон (Apollod. Ill 15,6-7) или же сочетался с ней накануне на острове Сферос (Paus. II 33, 1). Таким образом, сын, рождённый Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов - земного Эгея и божественного Посейдона. Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, с тем чтобы, возмужав, Т.
в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Эфра скрывала истинное происхождение Т., и Питфей распространил слух, что мальчик рождён от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Т. вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу (вооружившись мечом Эгея, Т. как бы приобщился к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих теперь его действия). Ещё до ухода из Трезена Т., став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах (Plut. Thes. 5), тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Т. отправился в Афины не лёгким путём - морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки хтонических чудовищ. Т. убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста (он же Полипемон) (Apollod. epit. I 1; Plut. Thes. 8-11). Путь Т., отправляемого матерью к неведомому ему отцу, является одним из вариантов распространённого фольклорного мотива - розыски сыном отца (ср. розыски Телемахом Одиссея). На пути в Афины Т. как бы выполняет функции Геракла (находившегося в это время в Лидии у царицы Омфалы). В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол. Т. явился в восьмой день месяца гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Т. вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом (Plut. Thes. 12). По иной версии, Эгей отправил незнакомца сначала на охоту за марафонским быком, разорявшим поля. Когда Т. одолел его и вернулся, Эгей на пиру преподнёс ему чашу с ядом, но тут же узнал сына и изгнал Медею (Apollod. epit. I 5-6). К этому походу Т. относится его встреча с Гекалой, в честь которой Т. установил празднества - гекалесии (Collim frg. 230-377 Pf.). Т. пришлось также бороться с 50 Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Т. утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Т. прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с царём Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупления за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем (Apollod. Ill 15-7). Когда Минос приехал в третий раз за данью, Т. решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под чёрным парусом, но Т. повёз с собой запасный белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем (Plut. Thes. 17). По пути на Крит Т. доказал Миносу своё происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом (Bacchyl. XVII Maehl). Т. и его спутники были помещены в лабиринт, где Т., рождённый Посейдоном, убил Минотавра - чудовище, рождённое быком Посейдона или даже самим Посейдоном, если считать быка ипостасью бога. Из лабиринта Т. и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Т. Ночью Т. с афинской молодёжью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюблённым в неё Дионисом (по одной из версий, оставлена Т.). Огорченный Т. отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына (Apollod. epit. I 7-11). Подобно другим героям, Т. сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он либо участвовал в походе Геракла, либо сам пошёл походом на амазонок, похитив царицу Антиопу (вариант: Меланиппу или Ипполиту). Амазонки, желая освободить царицу, напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество жены Т.- амазонки (Plut. Thes. 27). Она родила Т. сына Ипполита, в которого влюбилась вторая жена Т., сестра Ариадны - Федра, родившая Т. двух сыновей - Акаманта и Демофонта. Т. участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга Т. (Apollod. epit. I 21). Т.- участник калидонской охоты (Ovid. Met. 303). Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жёны богиню царства мёртвых Персефону (Apoll. Rhod. I 101-104). Этим поступком Т. переступил меру возможного, установленную богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем (ύβριστής). Он бы так и остался в виде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Т. и отправил его в Афины (Apollod. epit. I 23). Столь же дерзким поступком Т. было похищение им Елены. Однако в отсутствие Т., отправившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, захватив в плен Эфру - мать Т. и передав власть в Афинах его родичу Менесфею (I 23), изгнанному Т. Вернувшись из своего похода в царство вида, он нашёл престол занятым Менесфеем (I 24). Т. вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Т. когда-то были земли. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землёй, коварно убил Т., столкнув его со скалы (подобно тому, как сам Т. сбросил в море злодея Скирона, сына Посейдона). Античная традиция приписывает Т. объединение всех жителей Аттики в единый народ (синойкизм) и единое государство (полис) Афины, учреждение праздников панафиней и синойкий, первое социальное деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов (Plut. Thes. 24-25). Все эти реформы были проведены Т. в расцвете лет. Он снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей (см. Семеро против Фив), помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его дочерям (Plut. Thes. 29). Только вступив в зрелый пятидесятилетний возраст, Т. оказался увлечённым стихией недозволенных поступков, приведших к крушению его жизни. Афиняне вспомнили Т. и признали его героем во время греко-персидских войн, когда во время битвы при Марафоне (490 до н. э.) он явился воинам в полном вооружении (35). Пифия предписала грекам найти прах Т. и достойно похоронить его. В 476 до н. э. останки Т. с копьём и мечом были перенесены с острова Скирос и торжественно погребены в Афинах. Место погребения Т. считалось в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетённых. В честь Т. были установлены празднество восьмого Пианепсиона (т. е. в день освобождения афинской молодёжи от Минотавра), а также ежемесячные праздники по восьмым числам Т. как сыну Посейдона - бога, которому приносят жертвы именно в это время (так как восьмёрка - символ куба первого из четных чисел и удвоенный первый квадрат знаменует, по сведениям Плутарха, надёжность и незыблемость, свойственную Посейдону Неколебимому и Земледержцу; Plut. Thes. 36). Образ Т.- это сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты периода ранней классики, связанные с происхождением Т. от Посейдона, черты зрелой классики (подвиги Т.) и, наконец, выход за пределы строгого мифологизма и постепенное вхождение в систему полисной идеологии с её демократическими идеями и твёрдым законодательством, когда государственная деятельность Т. получает полуисторическое и символическое истолкование. Лит.: Wolgenelnger F. Н., Theseus, Z., 1935; Herter Н., Theseus der Jonier, «Rheishee Museum für Philologie». 1936, Bd 85; его же, Theseus der Athener, так же, 1939, Bd. 88; Radaumacher L., Mythos und Sage bei den Griechen, 2 Autl., Brunn - Munch.-W., [1943]. А. А. Гахо-Годи.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Тесей
(Тезей) — легендарный афинский царь (ок. ХIII в. до н. э.). Сын Посейдона и Эфры, супруги царя Аттики Эгея, дочери Питфея, царя Трезен. Ему приписываются синойкизм (объединение нескольких поселений или городов в единый полис) Аттики, разделение граждан на евпатридов, геоморов и демиургов. Согласно греческим преданиям, Тесей совершил много подвигов (в т. ч. победил Прокруста, Минотавра, участвовал в войне с амазонками), очистив, подобно Гераклу, родную землю от чудовищ и разбойников. Участвовал в Калидонской охоте. См. более подробно.
// Хуан де АРГИХО: О Тесее и Ариадне // Иосиф БРОДСКИЙ: По дороге на Скирос // Валерий БРЮСОВ: Нить Ариадны // Валерий БРЮСОВ: Ариадна // Иван БУНИН: Тезей // Яннис РИЦОС: Вступление Тезея в Афины // Н.А. Кун: ТЕСЕЙ // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ТЕСЕЯ // Н.А. Кун: ПОДВИГИ ТЕСЕЯ НА ПУТИ В АФИНЫ // Н.А. Кун: ТЕСЕЙ В АФИНАХ // Н.А. Кун: ПУТЕШЕСТВИЕ ТЕСЕЯ НА КРИТ // Н.А. Кун: ТЕСЕЙ И АМАЗОНКИ // Н.А. Кун: ТЕСЕЙ И ПЕЙРИФОЙ // Н.А. Кун: ПОХИЩЕНИЕ ЕЛЕНЫ. ТЕСЕЙ И ПЕЙРИФОЙ РЕШАЮТ ПОХИТИТЬ ПЕРСЕФОНУ. СМЕРТЬ ТЕСЕЯ
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
Тесей и марафонский бык.
Тесей и марафонский бык.Фрагмент росписи краснофигурного килика.Около 480 до н. э.Флоренция.Археологический музей.
Эгей, Эфра, Тесей и Посейдон.
Эгей, Эфра, Тесей и Посейдон.Фрагмент росписи краснофигурной амфоры.470460 до н. э.Лондон.Британский музей.
Тесей с помощью Пирифоя похищает царицу амазонок Антиопу.
Тесей с помощью Пирифоя похищает царицу амазонок Антиопу.Фрагмент росписи краснофигурной амфоры Мисона.500490 до н. э.Париж.Лувр.
Тесей, Минотавр и Афина.
Тесей, Минотавр и Афина.Фрагмент росписи килика «художника Айсона».Около 420 до н. э.Мадрид.Национальный археологический музей.
Тесей, одержавший победу над Минотавром.
Тесей, одержавший победу над Минотавром.Фреска из Помпей.Около 70 н. э.Неаполь.Национальный музей.
Тесей и Минотавр.
Тесей и Минотавр.Скульптура А. Кановы.178183.Лондон.Музей Виктории и Альберта.
Голова Тесея. Деталь группы западного фронтона храма Аполлона в Эретрии. Около 510 года до н.э.
Тесей и Минотавр. Роспись килика. Около 550 года до н.э.
.
dic.academic.ru
Легенды и мифы Древней Греции и Рима
Афоризмы - letter.com.ua
Афоризмы по темам
АДВОКАТ
АЛЬТРУИЗМ
АРМИЯ
АРХИТЕКТУРА
АСТРОНОМИЯ
АФОРИЗМ
БАНКИ
БЕДНОСТЬ
БЕРЕМЕННОСТЬ
БИБЛИЯ
БИЗНЕС
БЛАГОДАРНОСТЬ
БОГАТСТВО
БОГИ
БРАК
БУДУЩЕЕ
БЮДЖЕТ
БЮРОКРАТИЯ
ВДОХНОВЕНИЕ
ВЕЖЛИВОСТЬ
ВЕЛИКИЕ
ВЕРА
ВЕРНОСТЬ
ВЗЯТКА
ВИНО
ВЛАСТЬ
ВНЕШНОСТЬ
ВОЗРАСТ
ВОЙНА
ВОЛЯ
ВОПРОС
ВОСПИТАНИЕ
ВОСХИЩЕНИЕ
ВРАЖДА
ВРЕМЯ
ВХОД_ВЫХОД
ВЫБОР
ГЕНИЙ
ГЕРОИЗМ
ГИГИЕНА
ГЛУПОСТЬ
ГНЕВ
ГОРДОСТЬ
ГОРЕ
ГОРОД
ГОСТЕПРИИМСТВО
ГОСУДАРСТВО
ГРЕХ
ГУМАНИЗМ
ДЕЛО
ДЕМОКРАТИЯ
ДЕНЬГИ
ДЕТИ
ДИЕТА
ДИПЛОМАТИЯ
ДОБРО
ДОВЕРИЕ
ДОЛГ
ДРУЖБА
ДУША
ЖАДНОСТЬ
ЖАЛОБА
ЖАЛОСТЬ
ЖЕЛАНИЕ
ЖЕНЩИНА
ЖЕСТОКОСТЬ
ЖИВОПИСЬ
ЖИВОТНЫЕ
ЖИЗНЬ
ЖУРНАЛИСТИКА
ЗАВИСТЬ
ЗАКОНЫ
ЗАПРЕТ
ЗАРПЛАТА
ЗДОРОВЬЕ
ЗЕРКАЛО
ЗЛО
ЗНАНИЕ
ИГРА
ИДЕАЛ
ИДЕЯ
ИЗМЕНА
ИЗОБРЕТЕНИЯ
ИНТЕРНЕТ
ИНТУИЦИЯ
ИНФЛЯЦИЯ
ИРОНИЯ
ИСКУССТВО
ИСКУШЕНИЕ
ИСТИНЫ
ИСТОРИЯ
КАПИТАЛИЗМ
КАРЬЕРА
КИНО
КЛЕВЕТА
КЛЯТВА
КНИГА
КОМПЛЕКСЫ
КОМПЛИМЕНТЫ
КОМПРОМИСС
КОРЫСТЬ
КРАСОТА
КРИЗИС
КРИТИКА
КРУГОЗОР
КУЛИНАРИЯ
КУЛЬТУРА
КУРЕНИЕ
ЛЕНЬ
ЛЕСТЬ
ЛИТЕРАТУРА
ЛИЦЕМЕРИЕ
ЛОГИКА
ЛОЖЬ
ЛЮБОВЬ
МАГИЯ
МАТЕМАТИКА
МЕДИЦИНА
МЕСТЬ
МЕЧТА
МИЛОСЕРДИЕ
МИР
МНЕНИЕ
МОДА
МОЛИТВА
МОЛЧАНИЕ
МОРАЛЬ
МУДРОСТЬ
МУЖЕСТВО
МУЖЧИНЫ
МУЗЕЙ
МУЗЫКА
МЫСЛЬ
НАГРАДА
НАДЕЖДА
НАКАЗАНИЕ
НАЛОГИ
НАРОД
НАСЛЕДСТВО
НАСТРОЕНИЕ
НАУКА
НЕВЕЖЕСТВО
НЕДОСТАТКИ
НЕЗАВИСИМОСТЬ
НЕКРОЛОГИ
НЕНАВИСТЬ
НОВОСТИ
НРАВСТВЕННОСТЬ
ОБЕЩАНИЕ
ОБИДА
ОБМАН
ОБРАЗОВАНИЕ
ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕСТВО
ОГОНЬ
ОДЕЖДА
ОДИНОЧЕСТВО
ОПАСНОСТЬ
ОПТИМИЗМ
ОПЫТ
ОРАТОРЫ
ОРУЖИЕ
ОСТОРОЖНОСТЬ
От_Козьмы
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ОТДЫХ
ОХОТА
ОШИБКИ
ПАМЯТНИКИ
ПАМЯТЬ
ПАТРИОТИЗМ
ПЕЧАЛЬ
ПИЩА
ПОБЕДА
ПОДАРОК
ПОДЛОСТЬ
ПОЗОР
ПОИСК
ПОКРОВИТЕЛЬСТВО
ПОЛИТИКА
ПОЛЬЗА
ПОМОЩЬ
ПОНИМАНИЕ
ПОРОКИ
ПОХВАЛА
ПОЦЕЛУЙ
ПОЭЗИЯ
ПРАВА
ПРАВДА
ПРАВИЛО
ПРАВИТЕЛЬ
ПРАВОСУДИЕ
ПРАЗДНИКИ
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
ПРИВЫЧКИ
ПРИКАЗ
ПРИМЕТЫ
ПРИНЦИП
ПРИРОДА
ПРИСЛАННЫЕ
ПРОБЛЕМА
ПРОГНОЗ
ПРОГРЕСС
ПРОСЬБА
ПРОФЕССИЯ
ПРОШЛОЕ
ПРОЩЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
ПУНКТУАЛЬНОСТЬ
ПУТЕШЕСТВИЕ
ПУТЬ
ПЬЕДЕСТАЛ
РАБОТА
РАБСТВО
РАДОСТЬ
РАЗВОД
РАЗЛУКА
РАЗНОЕ
РАЗУМ
РАСИЗМ
РЕВНОСТЬ
РЕВОЛЮЦИЯ
РЕЗУЛЬТАТ
РЕКЛАМА
РЕЛИГИЯ
РЕПУТАЦИЯ
РЕСТОРАН
РЕЧЬ
РИСК
РОДИНА
РОДИТЕЛИ
САМООЦЕНКА
СВАДЬБА
СВИДАНИЕ
СВОБОДА
СЕКС
СЕМЬЯ
СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ
СЕРДЦЕ
СКЕПТИЦИЗМ
СКРОМНОСТЬ
СКУКА
СЛАВА
СЛЕЗЫ
СЛОВО
СЛУЧАЙНОСТЬ
СМЕРТЬ
СНОВИДЕНИЯ
СОВЕСТЬ
СОВЕТЫ
СОМНЕНИЯ
СОСЕДИ
СОСТРАДАНИЕ
СОЦИАЛИЗМ
СОЧУВСТВИЕ
СПЛЕТНИ
СПОР(ССОРА)
СПОРТ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СТАТИСТИКА
СТИМУЛ
СТРАДАНИЯ
СТРАСТЬ
СТРАХ
СТЫД
СУДЬБА
СУЕВЕРИЕ
СЧАСТЬЕ
ТАЙНЫ
ТАКТ
ТАЛАНТ
ТАНЕЦ
ТВОРЧЕСТВО
ТЕАТР
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
ТЕЛО
ТЕРПЕНИЕ
ТЕРРОРИЗМ
ТЕХНИКА
ТИРАНИЯ
ТОРГОВЛЯ
ТРАДИЦИЯ
ТРУД
ТЩЕСЛАВИЕ
УВАЖЕНИЕ
УВОЛЬНЕНИЕ
УДАЧА
УДОВОЛЬСТВИЕ
УМЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ
УСЕРДИЕ
УСЛУГИ
УСПЕХ
ФАКТЫ
ФАНТАЗИЯ
ФАШИЗМ
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛЬМЫ
ФЛИРТ
ФОТОГРАФИЯ
ХАРАКТЕР
ХИТРОСТЬ
ХОЛОСТЯКИ
ХРАБРОСТЬ
ЦЕЛЬ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ЦИНИЗМ
ЧЕЛОВЕК
ЧЕСТНОСТЬ
ЧЕСТЬ
ЧУВСТВА
ЧУДО
ШУТКА
ЩЕДРОСТЬ
ЭГОИЗМ
ЭКОНОМИКА
ЭКСПЕРТ
ЭНТУЗИАЗМ
ЭРУДИЦИЯ
ЭТИКА
ЭТИКЕТ
ЮМОР
ЯЗЫК
Современные авторы
АБДИНОВА
АГАЦАРСКИЙ
АЛЕКСАНДРОВ
АНКА
АРКАДИН
АСАДУЛЛАЕВ
АФОНЧЕНКО
БАЛАКИН
БАЛАХОН
БИЛИЦА
БЛАГУТИН
БЛОХА
БОГОРОДСКИЙ
БОРИСОВ
БРЯНЦЕВ
ВАРФОЛОМЕЕВ
letter.com.ua
Подвиги Тесея на пути в Афины
183
ПОДВИГИ ТЕСЕЯ НА ПУТИ В АФИНЫ
Когда Эфра увидала, что сын ее превосходит силой всех своих сверстников, она привела его к скале, под которой лежали меч и сандалии Эгея, и сказала:— Сын мой, здесь под этой скалой лежат меч и сандалии твоего отца, повелителя Афин, Эгея. Сдвинь скалу и возьми меч и сандалии, они будут тем знаком, по которому узнает тебя твой отец.Толкнул Тесей скалу и легко сдвинул ее с места. Взял он меч и сандалии, простился с матерью и дедом и отправился в далекий путь, в Афины. Тесей не внял просьбам матери и деда — избрать более безопасный морской путь; он решил идти в Афины сухим путем, через Истм.
Подвиги Тесея. Слева направо: Тесей и Скирон, Тесей убивает кромионскую свинью, Тесей и Синид. (Рисунок на вазе.)
Труден был этот путь. Много опасностей пришлось преодолеть Тесею во время пути, много пришлось совершить ему подвигов. Уже на границе Троисены и Эпидавра1 герой встретил великана Перифета, сына бога Гефеста. Как и сам бог Гефест, сын его, великан Перифет, был хром, но могучи были его руки и огромно тело. Грозен был Перифет. Ни один странник не проходил через те горы, в которых жил Перифет, всех их убивал великан своей железной палицей; но Тесей легко победил Перифета. Это был
1 Город на северо-западном побережье Арголиды.
184
Подвиги Тесея. Слева направо: Тесей и марафонский бык, Тесей и Прокруст, Тесей и Керкион. (Рисунок на вазе.)
первый подвиг героя, и как знак своей победы он взял железную палицу убитого им Перифета.Дальше до самого Истма Тесей шел, не подвергаясь опасностям. На Истме, в сосновой роще, посвященной Посейдону, встретил Тесей сгибателя сосен Синида. Это был свирепый разбойник. Он предавал страшной смерти всех путников. Согнув две сосны так, что они касались верхушками, Синид привязывал несчастного путника к соснам и пускал их. Со страшной силой выпрямлялись сосны и разрывали тело несчастного. Тесей отомстил за всех, кого погубил Синид. Он связал разбойника, согнул своими могучими руками две громадные сосны, привязал к ним Синида и пустил сосны. Свирепый разбойник погиб той самой смертью, которой он губил ни в чем неповинных путников. Путь через Истм был теперь свободен. Позднее же, в память своей победы, Тесей учредил на том месте, где он победил Синида, истмийские игры1.Дальнейший путь Тесея шел через Кромион2. Вся местность вокруг была опустошена громадной дикой свиньей, порожденной Тифоном и Эхидной. Жители Кромиона молили юного героя избавить их от этого чудовища. Тесей настиг свинью и поразил ее своим мечом.Отправился Тесей дальше. В самом опасном месте Истма, у границ Мегары3, там, где высоко к небу поднимались отвесные
1 Истмийские игры — общегреческое празднество, справлявшееся каждые два года на Коринфском перешейке — Истме. Во время игр, продолжавшихся несколько дней, происходили состязания в борьбе, беге, кулачном бою, бросании диска и копья, а также состязания в беге колесниц.2 Город на Истме, недалеко от Коринфа.3 Область на севере Истма, граничащая на востоке с Аттикой.
185
скалы, у подножия которых грозно шумели пенистые морские валы, Тесей встретил новую опасность. На самом краю скалы жил разбойник Скирон. Он заставлял всех, кто проходил мимо, мыть себе ноги. Лишь только склонялся путник, чтобы вымыть ноги Скирону, как жестокий разбойник сильным толчком ноги сбрасывал несчастного со скалы в бурные волны моря, где он разбивался насмерть о торчащие из воды острые камни, а тело его пожирала чудовищная черепаха. Тесей; когда Скирон хотел столкнуть и его, схватил разбойника за ногу и сбросил его самого в море.Недалеко от Элевсина Тесею пришлось вступить в борьбу с Керкионом, подобно тому как и Гераклу пришлось бороться с Антеем. Могучий Керкион многих погубил, но Тесей, обхватив Керкиона руками, сжал его, как в железных тисках, и убил. Освободил этим Тесей и дочь Керкиона, Алопу, власть же над страной Керкиона Тесей отдал сыну Алопы и Посейдона, Гиппотоонту.Миновав Элевсин и приближаясь уже к долине реки Кефиса в Аттике, Тесей пришел к разбойнику Дамасту, которого называли обыкновенно Прокрустом (вытягивателем). Разбойник этот придумал особо мучительное истязание для всех, кто приходил к нему. У Прокруста было ложе, на него заставлял он ложиться тех, кто попадал ему в руки. Если ложе было слишком длинно, Прокруст вытягивал несчастного до тех пор, пока ноги жертвы не касались края ложа. Если же ложе было коротко, то Прокруст обрубал несчастному ноги. Тесей повалил Прокруста самого на ложе, но ложе, конечно, оказалось слишком коротким для великана Прокруста, и Тесей убил его так, как убивал злодей путников.Это был последний подвиг Тесея на пути в Афины. Тесей не хотел прийти в Афины запятнанным1 пролитой кровью Синида, Скирона, Прокруста и других; он просил фиталидов2 особыми религиозными церемониями очистить его у алтаря Зевса-Мэлихия3. Радушно, как гостя, приняли фиталиды юного героя. Они исполнили его просьбу и очистили его от скверны пролитой крови. Теперь Тесей мог идти в Афины, к своему отцу Эгею.
1 Греки считали, что пролитая кровь оскверняет человека. Поэтому всякий, убивший человека, должен был совершить особые очистительные обряды у алтаря какого-либо бога.2 Потомки героя Фитала, основавшего в Элевсине мистерии — особый религиозный культ в честь богини Деметры.3 Мэлихий значит — милостивый.
Подготовлено по изданию:
Кун Н.А.Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.