Древний Китай - ДРЕВНИЙ МИР - УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ - Каталог файлов
II тыс. до н.э. – формирование древнекитайской цивилизации в бассейне реки Хуанхэ, где плодородные почвы создавали благоприятные условия для занятий земледелием.
Во главе государства стоял правитель – Ван, власть которого была наследственной. Важной функцией вана была организация хозяйственной жизни.
VI-V вв. до н.э. – расселение китайцев по Восточно-Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. Власть вана ослабевала. Уделы превращались в царства, которые вели борьбу за лидерство.
III в до н.э. – время «борющихся царств» - начинается борьба за восстановление единства страны. Существует 7 рабовладельческих государств.
III в до н.э. – победителем в борьбе стало царство Цинь.
В 221 г до н.э. правитель одного из китайских государств – Цинь, разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь-Ши-Хуанди, т.е. «первый властелин Цинь». Территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначаемыми царем.
Цинь-Ши-Хуанди начал походы против соседних стран. Привлекали его южные земли на побережье Южно-Китайского моря. На севере противниками Китая были племена гуннов.
Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.
Для того чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Китайские земледельцы отдавали сборщикам налогов две трети собранного урожая, а сами жили впроголодь. За малейшую, даже незначительную провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если преступление казалось серьезным – могли казнить, заживо сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его родственников, а также несколько семей соседей.
Цинь-Ши-Хуанди приказал сжечь старинные книги, а несколько сот ученых – почитателей учения Конфуция, закопать живьем в землю. Он велел уничтожить всех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем в период его правления.
Сын Цинь-Ши-Хуанди начал правления с казней своих братьев и знаменитых полководцев. Но терпение народа истощались – начались восстания. Новым правителям пришлось пойти на уступки народу, облегчить его положение.
Древний Китай прошёл сложный путь становления государственности (II – I тыс. до н.э.). В конце I тыс. до н.э. Древнее Китайское государство распалось на три царства (борьба за власть, народные восстания, на беги кочевников с Севера). Тем не менее, Китай внёс большой вклад в мировую культуру, поднимая цивилизацию на более высокую ступень развития (шёлк, бумага, компас, порох, сейсмограф).
II. Контрольно-измерительные материалы.
1. Альтернативные ( закрытые) тесты.
1.Главной отраслью хозяйства Китая было:
A) Скотоводство. B) Земледелие. C) Строительство храмов. Строительство дамб и каналов. Е) Виноделие.
2.В Китае с древнейших времен было развито производство:
A) Пороха. B) Бумаги. C) Шелка. D) Фарфора. E) Хлопка.
3.Основой китайского общества была:
A) Частная собственность на скот. B) Частная собственность на землю. C) Кастовая система.
D) Семья. E) Преданность императору.
4.В конце II в. н.э. в Китае началось:
A) Восстание «красных повязок». B) Строительство Великой китайской стены. C) Возведение дворца для императора Ван Мана. D) Восстание «краснобровых».
Е) Восстание «желтых платков».
5.Гением древнего Китая называют:
A) Конфуция. B) Сыма-Цяня. C) Чжахама. Е) Лао-цзы.
6.«Исторические записки» в древнем Китае написал:
А) Лао-цзы. В)Сыма-Цянь. D) Конфуций. Е)Чжан.
7.В Китае было изобретено то, что очень широко используется в школе и вузах:
A) Сейсмограф. B) Компас. C) Бумага. D) Порох. Е) Звездные карты.
8.Годы жизни знаменитого китайского философа Конфуция:
A) 551-479 гг до н. э. B) 552-479 гг до н.э. C)553 — 478гг до н. э. D)554-478 гг до н.э.. Е) 555- 478 гг до н.э.
9.Возникновение китайской цивилизации в басейне реки Хуанхе:А)3-2 тыс. до н. э.В)2-1 тыс. до н.э.С)2 тыс. до н.э.D) 1 тыс. до н.э.Е) 1 тыс н.э.
10.Первый император Китая:
A) Ван МанB)Фан Чун C) Сыма- Цянь D) Конфуций. Е) Цинь Шихуанди
2. Творческие задания
А) "Китайская шкатулка”
В шкатулке лежат изобретения китайцев, которыми пользуется весь мир.
Путеводитель, который применяют в туризме, геологии, путешествиях, морских походах, в самолетах и т.д. (компас).
Это любят все, используют каждый день, называется "Тцай-е” (Чай).
натуральный, гладкий, тонкий, легкий, приятный, применяется в быту, в медицине, аэрофлоте, одежде и т.д. (шелк).
"Их изготовляют сотни тысяч предметов каждого образца. Изделия в определенный срок доставляют в столицу, бочонков с круглыми полированными изделиями более 600. Ежегодная норма 16-17 тысяч” (из сочинения Чжу Яня "Тао шо”, "О фарфоре”). Без этого уже не представляем свою жизнь (фарфор).
Это изобретение любят все люди и готовят почти в каждой национальной кухне (лапша).
Изобретение необходимое ученикам, студентам, политикам всем образованным людям для передачи и хранения знаний (Книга, газета).
По определению Суворова – это "дура”, а в ней изобретение китайцев? (порох).
Нетрадиционный метод лечения. Акупунктура или… (иглоукалывание, игла). \
Эта игра изобретена в Китае и считается интеллектуальной игрой, в нее играли даже императоры (шашки).
Б) Да или Нет
Верите, что чай выращивает на всех континентах? (Да, на всех континентах, на островах в 40 странах мира).
Верите ли, что чай с лимоном, или чай с ягодами – это изобретение японцев? (Нет, такой чай британцы называют русским чаем).
Долгое время римляне верили, что шелк произрастает на деревьях, в стране, народ которой римляне называли серес. А вы в это верите? (Можно сказать, что да, т.к. шелкопряд питается листьями тутового дерева (шелковицы), свивает кокон, из которого китайцы научились добывать шелковую нить). Показать кокон и натуральный шелк.
Верите ли, что путь, по которому шли товары из Китая, назывался Великий чайный путь? (Нет. Великий шелковый путь. Он проходил от оазиса к оазису, через пустыню Такла-Макан до города Кашгар, потом пересекал Памир, вел в Персию и дальше на Запад).
Верите ли, что его на всем протяжении защищала стена? (Нет. Великая Китайская стена заложена при Цинь Ши Хуанди в 214 г. до н.э. и защищала только часть шелкового пути по Северу-Западу Китая).
Верите, что китайцы не готовили суп из цветов? (Нет, готовили. Поэт Лу Цзу с юга Китая вспоминал: Там, за тысячи ли отсюда готовят суп из листьев мальвы (это выражение у китайцев – метафора для выражения ностальгии).
Верите ли, что чай китайцы ели, а не пили? (Да, с I по III век он был лекарством и из него варили суп, а в V веке – стали варить кашу и называли чайной кашей).
Верите ли, что у китайцев была своя особая древняя "жевательная резинка”? (Да, жевали бетель – листья и плод ореховой пальмы).
Верите, что китайцы в средние века не знали и не использовали стулья? (Нет, знали и использовали, они называли их "варварскими сиденьями”).
Верите ли, что первые рестораны появились в Китае в 12 веке? (Да, в Койфыне в 1153 г.)
Верите, что самая древняя лапша сварена в Китае? (Да, в I веке н.э.).
Верите, что китайцы обожествляли созвездие Большой Медведицы? (Да, упоминается дух Большой Медведицы – Бэйдоу в китайской мифологии).
Верите, что официально связь с Китаем у русских была установлена в XVII веке? (Да, русское посольство было отправлено в 1654 году, его возглавил Ф.И. Байков).
Верите, что партизаны могли разбить 500 000 китайскую армию? (Да, это произошло во Вьетнаме в 1284 году. Хубилай- Хан привел армию, а партизаны Трон Химг Дао ее уничтожили).
Верите, что первые бумажные деньги появились в Китае? (Да, в Империи Цинь в 1152 г.).
"Красные брови”, "Желтые повязки” - это названия современных музыкальных групп? (нет, это название восстаний в Китае).
Верите, то Иркутяне были в Китае в 17 веке? (Да, Николай Спафарий 1675-78 г.г.).
Верите, что фейерверк не китайское изобретение? (Нет, китайское. Впервые использовался в Китае в V веке).
Верите, что шахматы изобрели в Китае? (Нет, в Индии).
Верите ли, что показаться на людях в Китае без головного убора означало публично признаться в совершении преступления? (Да, так было в эпоху Хань, а бритье головы было позорным наказанием для осужденных на каторгу).
xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai
Конспект урока по истории Древнего Казахстана для 6 класса «Хозяйство и общественный строй древнего Китая»
Разработка урока
Семенюта Л.И., специалист высшего уровня квалификации, высшей категории, учитель школы- гимназии № 3 г. КостанаяПредмет: История Древнего мира.Класс: 6Урок № 22
Тема: «Хозяйство и общественный строй Древнего Китая»Тип урокаУрок изучения Задачи: 1.Познакомить учащихся с особенностями сельского хозяйства Древнего Китая, его общественным строем .2.Развивать умения учащихся запоминать материал с помощью опорного конспекта; извлекать ценные сведения из учебного материала, делать выводы. 3. Формировать интерес к истории древнейших государств, познавательную активность учащихся.Сверхзадача: создавать условия для развития интеллекта и творческого потенциала учащихся Оборудование: интерактивная доска, распечатка тестового материала, Презентация «Хозяйство Древнего Китая»Методы обучения: элементы технологии Караева, элементы критического мышленияЛитератураистория Древнего мира. Авторы Тулебаев Т.А., Кусаинова Р.Т, Дакенов М, Атамура, 2011г.Ход урока:
1. Оргмомент. Проверка посещения урока. Целевая установка2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Китай»Пересказ параграфа по разделам (2-3 уч-ся)4. Фронтальный опрос: 1.Во главе Китая стол правитель.Ван2. Власть Ванна былабыла наследственной. 3.Важной функцией Вана была организация хозяйственной жизни.4. Расселение китайцев по Восточно-Китайской равнине произошло в.. VI-V вв. до н.э.5. Китайцы поселились между рек.. Хуанхэ и Янцзы. 6. Китайское государство было разделено на. Уделы7. Китай в III в до н.э. – называливременем «борющихся царств» 8. Сколько государств (уделов) было в Китае в 3 веке до н.э 7 рабовладельческих государств.9. В III в до н.э. – победителем в борьбе стало царство Цинь.10. Цинь Ши Хуанди объединил Китай в.В 221 г до н.э11. Цинь Ши Хуанди разделил территорию Китая на..на 36 областей12. Во главе каждой области стоял наместник13. Кто назначал наместника в Китае..царь.14. На севере противниками (врагами) Китая были племена гуннов.15.Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов китайцы построили. Великую Китайскую стену.16. Какую часть урожая отдавали крестьяне сборщикам налогов. две трети собранного урожая.17. Китайцы подарили миру открытия..шёлк, бумага, компас, порох, сейсмограф.
5. Творческое задание :А) Определите: о чем идет речь? О каком открытии Китайцев?1. Путеводитель, который применяют в туризме, геологии, путешествиях, морских походах, в самолетах и т.д. (компас). 2. Это любят все, используют каждый день, называется "Тцай-е” (Чай). 3. натуральный, гладкий, тонкий, легкий, приятный, применяется в быту, в медицине, аэрофлоте, одежде и т.д. (шелк). 4. "Их изготовляют сотни тысяч предметов каждого образца. Изделия в определенный срок доставляют в столицу, бочонков с круглыми полированными изделиями более 600. Ежегодная норма 16-17 тысяч” (из сочинения Чжу Яня "Тао шо”, "О фарфоре”). Без этого уже не представляем свою жизнь (фарфор). 5. Это изобретение любят все люди и готовят почти в каждой национальной кухне (лапша). 6. Изобретение необходимое ученикам, студентам, политикам всем образованным людям для передачи и хранения знаний (Книга, газета). 7. По определению Суворова – это "дура”, а в ней изобретение китайцев? (порох). 8. Нетрадиционный метод лечения. Акупунктура или (иглоукалывание, иг
weburok.com
ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ИСТОРИИ - История древнего мира 5 класс - разработки уроков - авторские уроки
БЛОК-ТЕМА IV. ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ
Планирование
Урок 16. Древняя Индия: природа и люди, индийские касты (§ 20—21).
Урок 17. Буддизм — одна из трех мировых религий. Йога.
Урок 18. Чему учил китайский мудрец Конфуций. (§ 22).
Урок 19. Первый властелин единого Китая. (§ 23).
Вариант 2.
Урок 16. Природа и люди Древней Индии. (§ 20).
Урок 17. Индийские касты. (§ 21).
Урок 18. Чему учил китайский мудрец Конфуций. (§ 22).
Урок 19. Первый властелин Китая. (§ 23).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ:
Индия и Китай в древности
Урок 17. БУДДИЗМ.
Индия дала миру самую древнюю мировую религию — буддизм. Буддизм существует более 25 веков. Число верующих-буддистов в мире сейчас около полумиллиарда человек. Основателя религии звали в юности Сиддхарта Гаутама. Он родился в семье властителя небольшого государства в Восточной Индии в VI в. до н. э. Получил прекрасное образование, рано женился, был счастлив. Но увидев и прочувствовав жестокость и отвратительные стороны окружающей жизни, он не смог дальше чувствовать себя счастливым и воспринимать жизнь дальше в «розовом свете». Совесть заставила его покинуть дом и, уйдя из него, стать отшельником. Пройдя через многие страдания, лишения и самоистязание, он стал Просветленным — Буддой.
Основу данного учения составляют «четыре возвышенные истины»: все есть страдание; страдание имеет причину; страдания могут быть устранены; существует путь, который ведет к устранению страданий. К уничтожению страданий ведет «восьмисоставной путь»: праведная вера в Будду, его учение и общину, праведная решимость, праведные слова и праведные дела, праведный образ жизни и праведные стремления, праведные помыслы, праведные созерцания (Медитация, Йога). Следуя этим правилам, человек достигает совершенства.
В буддизме очень большое значение имеет этика, следование заповеди любви и милосердия ко всему живому. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться ко всем людям. Нельзя платить злом на зло. Ведь это несет новое зло и страдания. Абсолютное правило — непротивление злу, прощение всех обид.
Важнейшие правила: не убивать живого существа, не брать чужого, не говорить неправды, не пить вино.
Надеяться человек должен не на богов, а на самого себя, ведя праведный образ жизни. Даже Будда никого не может спасти, он только постигает истину и указывает правильный путь, по которому каждый должен идти самостоятельно.
Высшими ценностями Бума провозгласил равенство всех людей и мир между ними. Буддизм никогда не оправдывал войн. Буддизм способствовал развитию изобразительного искусства, музыки, танца.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
I. Древняя Индия
1. Географическое положение Индии.
2. Особенности климата Индии.
3. Реки Индии.
4. Тропические леса Индии.
5. Блага и опасности джунглей.
6. Необходимость постоянной борьбы с джунглями.
7. Особенности земледелия в различных климатических зонах. Сельскохозяйственные культуры.
8. Животные Индии.
9. Приручение и использование слонов.
10. Любовь и почтение к корове.
11. Превращения после смерти животных и людей.
12. Хорошие и дурные дела и поступки: поведение и перерождение.
13. Милосердие — забота о дальнейшей судьбе.
14. Четыре касты Древней Индии.
15. Миф о происхождении четырех каст.
16. Почтительное отношение к брахману.
17. Периоды жизни брахмана.
18. Знатные воины.
19. Каста земледельцев. Слуги.
20. «Неприкасаемые» и их положение.
21. Борьба с противниками кастовых различий.
22. Открытия и изобретения древних индийцев.
23. Сказание о Раме (Рамаяна).
24. Легенда о Будде.
25. Буддизм.
II. Древний Китай
1. Географическое положение Китая.
2. Великая китайская равнина. Реки. Климат.
3. Возникновение государств.
4. Конфуций.
5. Высшая добродетель — уважение к старшим.
6. Долголетие — мудрость — большое счастье. Особое внимание главе семьи.
7. Почитание предков.
8. Вера в сверхъестественные силы. Небо — высшее существо.
9. Мудрость — в знании старинных книг.
10. Особенности письменности в Китае.
11. Иероглифы. Образованные люди в Китае.
12. Поведение воспитанного человека в доме и за столом.
13. Внешний вид воспитанного человека.
14. Внешний вид и положение человека.
15. Учение Конфуция об отношениях между людьми в государстве.
16. Конфуций: «государство — это большая семья».
17. Советы Конфуция мудрому правителю.
18. Год объединения Китая в единое государство.
19. Первый властелин единого Китая.
20. Первые мероприятия властелина Китая.
21. Условия единства страны.
22. Завоевательные войны на юге и севере Китая.
23. Военные повеления.
24. Племена гуннов. Особенности жизни кочевых народов.
25. Строительство Великой китайской стены.
26. Страдания народа при строительстве Великой стены.