Вывод древний египет. Древний Египет 5 (стр. 1 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Изучение Древнего Египта. Вывод древний египет


Древний Египет

Количество просмотров публикации Древний Египет - 325

Древнего Египта

Культура

Страны Древнего Востока

5

О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые — египтологи — считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы:

настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта — родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тыс. до н. э. в долинœе Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.

Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинœен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

Культ фараона

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие ʼʼдом фараонаʼʼ — (ном) совпадало с понятием государства.

Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и

после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона — он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ноᴦ. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству

верховных богов. Почти всœе боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Так, главный бог Египта — бог Солнца как ʼʼВосходящее Солнцеʼʼ назывался Хепри, или Хепрер, как ʼʼСолнце в зенитеʼʼ — Ра, как ʼʼСолнце перед закатомʼʼ — Атум. Сколько всœего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счёт шел на сотни и тысячи.

Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах — бог воды, земли и мирового разума, создатель всœего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка — своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всœем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.

Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Οʜᴎ учили, что сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов — бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб — бог Земли и Нут — богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли всœе другие божества и люди.

Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра и его обычно называли ʼʼдобрым богомʼʼ. Супругой и сестрой Осириса была Исида (Изида) — богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса — бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике Сокола.

Египетский бог Себек

Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. При этом воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

Кроме этих богов, повсœеместно во всœех областях Древнего Египта поклонялись богинœе истины и порядка Маат, богинœе неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности и считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.

Египтяне признавали присутствие божественного начала ʼʼво всœем, что есть на суше, в воде и в воздухеʼʼ. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам — скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. К примеру, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался ʼʼземным воплощениемʼʼ и ʼʼслужителœемʼʼ бога Птаха, символом плодородия.

Бык Апис жил в специальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника — ʼʼноворожденного Аписаʼʼ — были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати.

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли лотос. Οʜᴎ полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосœе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всœего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

Сегодня высказано мнение, и его придерживаются многие египтологи, что всœе разнообразные и многочисленные божества египетских храмов жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который порождает сам себя в бесконечности Вселœенной. Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: ʼʼТот, кто существует сам по себеʼʼ, ʼʼПервопричина всякой жизниʼʼ, ʼʼОтец отцовʼʼ, ʼʼМать матерейʼʼ. Это Высшее Существо — творец Вселœенной — едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом в Египте было сформулировано понятие Троицы, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ потом будет воспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народу веру.

Религиозная реформа Эхнатона

Существующее в реальности египетское многобожие никак не способствовало централизации государства, подчинœению покоренных Египтом племен, усилению центральной власти. Живший в XIV в. до н. э. фараон

Аменхотеп IV пытался провести религиозные реформы с целью установления единобожия. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амара) и сам принял имя Эхнатона, что означало ʼʼугодный богу Атонуʼʼ.

Он попытался сломить усилившееся к этому времени могущество старого жречества и старой знати: культы всœех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано. При этом реформы Эхнатона вызвали сопротивление сильного и многочисленного слоя египетских жрецов и оказались недолговечными. Хотя культ нового бога был связан с традиционным культом солнца, он принят не был. Преемники фараона-новатора не смогли сколь-нибудь уверенно проводить его линию и вскоре вынуждены были пойти на примирение со жречеством. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

Заупокойный культ

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали ʼʼненормальностьюʼʼ. Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило всœе мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации данный протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа͵ который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, по и политической, экономической и военной. Именно на базе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь должна быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сох

Культура Древнего Египта

— тело человека, Шунт — его тень, Рен — его имя, Ах — его привидение, Ба — проявление сущности. Ведущую роль играла Ка — душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.

Путешествие в потусторонний мир

Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, в случае если для этого созданы необходимые условия.

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всœего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всœех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.

Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в ʼʼКниге мертвыхʼʼ, ʼʼ.Книге о вратахʼʼ, ʼʼКниге о подземных пещерахʼʼ, ʼʼКниге о том, что есть в другом миреʼʼ, в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.

Предполагалось, что если данный путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую — страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов — а их было более 40 — задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всœегда должны были быть отрицательными. ʼʼЯ не причинил людям злаʼʼ, — должен был сказать праведный египтянин, — ʼʼЯ не мучил животныхʼʼ, ʼʼЯ не богохульствовалʼʼ, ʼʼЯ не совершал насилия над беднымиʼʼ, ʼʼЯ никого не убилʼʼ, ʼʼЯ ни к кому не посылал убийцʼʼ, ʼʼЯ чистʼʼ.

Взвесив всœе ʼʼзаʼʼ и ʼʼпротивʼʼ, Осирис выносил приговор. Размещено на реф.рфВ случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит — Пожирательницы — существа с телом гиены и бегемота͵ львиной гривой и пастью крокодила. В случае если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.

Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсœе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от крайне важно сти работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга — их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной — следствием ее становилось полное небытие человека.

Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В III—II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня.

Строительство пирамид — по сути своей непроизводительные расходы — было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны населœения. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно предположить, что если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. При этом тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. В жарком и сухом климате Египта эти тела мумифицировались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохраняться в песках в течение очень длительного времени — многих столетий. Но в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в египетском обществе.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не всœе они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосœера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воп^-лотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.

Пирамида Хеопса в Гизе

Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное количество людей — сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2—3 тонны. Ученые подсчитали, какое количество камней должно было пойти на строительство этой пирамиды — 2300000. Удивительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Снаружи вся пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение — запутать грабителя, в случае если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения.

Пирамида Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися в Гизе, — Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света. Вокруг пирамид великих фараонов находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.

Во II тыс. до н. э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. К началу I тыс. до н. э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. При этом и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всœем периодам древнеегипетской истории, хотя египтяне боготворили и боялись своих фараонов. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм^фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. до н. э. в долинœе Дейр-адь-Бахри на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано более 200 скульптур).

Изобразительное искусство

Изобразительное и монументальное искусство Египта неcело на себе печать египетской культуры в целом.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски. Так, символом бога Ра был высокий, сужающийся кверху каменный обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Обелиски нередко покрывались также иероглифами1. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (что было и с шумерской письменностью и чего так и не произошло с письменностью китайской).

Перед заупокойными храмами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Голова сфинкса

Самый большой из всœех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половинœе III тыс. до н. э. — он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м. В XVI в. до н. э. между его передними лапами был построен храм. Сверхъестественная сила, которая чувствовалась в сфинксе,

внушала людям страх. ʼʼОтец трепетаʼʼ — так называли это изваяние.

Другими замечательными и широко известными сейчас во всœем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхе-та III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н. э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. до н. э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV — Нефертити (др.-егип. — красавица грядет) — одно из самых прелœестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в

деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повсœедневной земной жизни.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, выполняя роль двойников умерших, служат местилищем их душ. Были выработаны определœенные типы портретных статуй — мужчину обычно изображали в возрасте 40—50 лет — в расцвете сил, а женщину — в возрасте 20— 25 лет. Точно передавалось социальное положение человека.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Размещено на реф.рфЭто выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место всœе виды изобразительного искусства. Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать особенности географической среды, характер освещения.

Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные' туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всœевозможные украшения — золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонкостью отделки.

Показательно, что хотя на протяжении более трех тысячелœетий египетское искусство и претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым. Для изобразительного и монументального искусства всœей истории Древнего Египта всœегда было присуще сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч. Постоянной будет и система пропорций, соответствий между размером всœей фигуры и ее отдельными элементами. Постоянной будет геометрическая декоративность с симметричным распределœением узора, строгая линœейность композиции. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всœех были черные, одежды — белые. Проявление в данном индивидуальной воли художника было строго ограничено. Такая же условность и постоянство характерны и для монументального искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и их облик — раскраска и положение — определялись соответствующими нормами, обязательными для ваятеля.

Итак,, из поколения в поколение, из тысячелœетия в тысячелœетие — один и тот же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. Основная идея древнеегипетского искусства чрезвычайно мало видоизменилась во времени. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетской культуры. Характерными ее чертами было сознание силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело монументальный характер, подавляющий зрителя.

Литература. ПисьменностьМузыка

Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, — это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н. э.

Вероятно, существовали и более древние тексты, но они не сохранились. Литература Древнего Египта представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.

Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинœений древнеегипетской литературы — ʼʼБеседа разочарованного со своей душойʼʼ. Человек, разуверившийся в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства и уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь. Душа советует сполна насладиться земным бытием: ʼʼРадуйся, пока ты здесьʼʼ.

Примером повествовательной литературы I тыс. до н. э. является ʼʼОтчет Унуамонаʼʼ о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи. Унуамон подробно и живо рассказывает о своих злоключениях, не забывая, впрочем, давать и волнующие описания природы.

Возникновение египетской письменности относят кXXX в. до н. э. Особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в данный древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи — о распространении грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на базе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 ᴦ. до н. э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо — демотическое (народное)1.

Музыкальная культура Египта — одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала всœе религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделœение музыки на культовую, придворную и народную. Эти музыкальные жанры были подвержены взаимному влиянию. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. На египетских фресках II тыс. до н. э. изображались лиры и барабаны, а также арфы, напоминающие по форме лук охотника. Музыка в Древнем Египте называлась ʼʼхиʼʼ — удовольствие, наслаждение. Ей приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. В этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов.

Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.

Математика развивалась под влиянием практических потребностей: из-за подъема воды в Ниле египтянам приходилось постоянно измерять земельные участки и восстанавливать их границы после каждого разлива. Οʜᴎ умели производить сложение и вычитание, умножение и делœение, высчитать вместимость корзины, величину кучи зерна, площадь круга, поверхность полушария и шара (эта задача была решена во II тыс. до н. э.), рассчитать объём пирамиды.

Египтяне научились точно определять сроки посœева, вызревания и жатвы зерна. Οʜᴎ создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Началом года был день восхода самой яркой звезды — Сириуса. Весь год состоял из 365 дней, он делился на три сезона, в каждом сезоне было по четыре месяца. Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. Во II тыс. до н. э. были высказаны предположения о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем, они невидимы только потому, что на небе появляется солнце. Примерно тогда же были изобретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькие карманные и нашейные солнечные часики.

Значительных успехов добилась медицина. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, во время которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтяне установили связь между повреждениями головного мозга и расстройством функций частей тела, к примеру, нижних конечностей. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: так, различались врачи ʼʼутробныеʼʼ, глазные, зубные. При раскопках гробниц были найдены разнообразные хирургические инструменты, что позволяет сделать вывод о широком развитии хирургии. Египтяне обобщали и систематизировали свои сведения в области медицины — сохранилось до настоящего времени несколько лечебников, содержащих, правда, наряду с вполне рациональными рецептами множество причудливых, колдовских. Рукописи II тыс. до н. э. содержали также подробные инструкции, как лечить раны, переломы и пр. Размещено на реф.рфУпотреблялись такие лекарства, как толченое копыто осла, или ʼʼмолоко женщины, родившей мальчикаʼʼ.

Ко II тыс. до н. э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географические карты — на одной из них дан подробный план золотых рудников в Восточной пустыне.

Накапливались исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробным описанием событий, происшедших в голы их царствования.

В III тыс. до н. э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее создаются школы при храмах, а со II тыс. до н. э. — при крупных государственных учреждениях. В школах обучали всœех мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, в школе царила суровая дисциплина, обычны были телœесные наказания. Мальчиков обучали чтению, письму и счету, гимнастическим упражнениям, плаванию, хорошим манерам. В школах при храмах мальчики получали религиозное образование, кроме того, они изучали астрономию и медицину. Дети высшей египетской знати учились в военных школах, выпускники которых становились начальниками войск. В Египте существовало даже своеобразное высшее учебное заведение — ʼʼдом жизниʼʼ.

referatwork.ru

Изучение Древнего Египта

Древний Египет

 

Глава 1 Источники и историография

Источники

Первые известия о египетской и других восточных цивилизациях появились у европейских народов (прежде всего мы имеем в виду жителей Балканской Греции, а спустя некоторое время и Италии – основоположников европейской цивилизации) еще до становления античной цивилизации, во II тыс. до н. э. Собственно говоря, культура Египта и других стран Востока была своего рода фоном и в то же время источником важных культурных достижений для развития античных государств Греции 1-й половины – середины I тыс. до н. э. Неудивительно, что уже в эпоху греческой архаики в творчестве логографов[5] Египет занимал важное место: о нем писали такие авторы VI–V вв. до н. э., как Гекатей Милетский и Гелланик Лесбосский.

В середине V в. до н. э. Геродот Галикарнасский создает свою «Историю» в девяти книгах, главной темой которой стало противостояние Азии и Европы в эпоху греко-персидских войн.Геродот описывает возвышение Персии до уровня державы, объединившей весь ближне– и средневосточный мир, в том числе последовательность завоеваний персидских царей. Доведя магистральную линию своего повествования до вступления на персидский престол царя Камбиса, завоевавшего Египет, он останавливается и делает обширный экскурс в египетскую географию, историю и культуру. Необходимость этого экскурса, известного как «египетский логос» Геродота (вся вторая книга его «Истории»), автор объясняет давним и глубоким родством греческой и египетской цивилизаций (тем самым выделяя последнюю среди других культур Востока). Основой для создания этого описания Египта стали собственные наблюдения Геродота и рассказы египтян, собранные им во время поездки в эту страну около 440-х гг. до н. э. Геродот старался передать эти рассказы максимально точно, но сам оговорил, что не может быть уверен в их полной достоверности. Так, зафиксированный им очерк египетской истории содержит очень характерные искажения: он изобилует ошибками, подчас грубыми, в том, что касается истории Египта до середины VII в. до н. э. (например, он помещает царствование Рампсинита – Рамсеса II – до строительства великих пирамид в Гизе). Однако начиная с событий и времени правления XXVI династии фараонов из города Саис, с прямыми «наследниками» которой Геродот и общался, факты египетской истории излагаются им довольно точно. Нет сомнения, что имеющиеся в труде Геродота искажения и ошибки исходят именно от его египетских информаторов.

Довольно много сведений по истории Египта (правда, скорее косвенных) содержится в произведениях греческих авторов IV в. до н. э. (например, афинских ораторов) – современников последнего этапа его независимости. В 332 г. до н. э. (после похода Александра Македонского) Египет стал частью античного культурно-исторического пространства эпохи эллинизма. В самом Египте, и прежде всего в его новой столице – Александрии, славившейся как культурный центр всего Средиземноморья, работали многие греческие писатели и историки, первым из которых былГекатей Абдерский (кон. IV в. до н. э.), автор еще одного комплексного описания Египта. Считается, что именно оно легло в основу посвященной Египту первой книги «Исторической библиотеки»Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) – своего рода сводного очерка истории практически всех известных к тому времени людям античности стран мира.

К I – началу II в. н. э. относятся трактат «Об Исиде и Осирисе» греческого автора Плутарха Херонейского и одиннадцатую книгу художественного произведения «Метаморфозы, или Золотой осел» римского писателя Апулея из Мадавры, в которых приводятся ценные сведения о религии Древнего Египта. Появление этих сведений в их трудах связано с возникновением интереса к египетской религии как основе культа благих богов Осириса и Исиды, распространившегося по всему Средиземноморью в эпоху эллинизма.

Трактат Плутарха «Об Исиде и Осирисе» содержит единственное в дошедших до нашего времени письменных источниках по истории Древнего Египта связное изложение мифа об этих ключевых египетских божествах I тыс. до н. э. Вероятно, источником для него стала «Священная книга» – по-видимому, очерк египетской мифологии, написанный в начале III в. до н. э. на греческом языке египетским жрецом Манефоном Севеннитским. (Отечественный египтолог В. В. Струве считал, что греческая форма имени Манефон соответствует египетскому имени Мер-эн-Джехути – «Любимый Тотом», т.е. египетским богом мудрости.) Тогда же этот автор создал (также на греческом языке) сводный очерк истории Древнего Египта. За исключением отдельных фрагментов, сохраненных в точных цитатах (прежде всего писавшим по-гречески еврейским автором I в. н. э. Иосифом Флавием, которого интересовали «точки соприкосновения» истории Египта и истории еврейского народа), от этого труда остался только перечень египетских царей с указаниями продолжительности их правлений и скупыми комментариями[6]. Именно это заставило некоторых исследователей считать, что труд Манефона сводился лишь к перечню египетских царей. Однако против этого говорят как цитаты Иосифа Флавия, так и стойкая репутация повествовательного исторического произведения, укрепившаяся за трудом Манефона в древности. Современные египтологи до сих пор используют введенную Манефоном систему деления правлений египетских царей на тридцать династий (I–XXX) и всей египетской истории – на несколько крупных периодов (три «томоса» его труда), что легло в основу современной периодизации истории Древнего Египта. Написанные уже после завоевания Египта Александром Македонским на греческом языке (к этому времени хорошо известном в среде местной египетской элиты), произведения Манефона были призваны показать новым хозяевам страны величие ее исконной истории и культуры и вместе с тем вписать правление Александра и новой македонской династии Птолемеев в единую последовательность царских домов, правивших Египтом с глубокой древности.

Сведения античных (прежде всего грекоязычных) авторов о Древнем Египте стали основой европейских представлений о нем вплоть до начала XIX в., когда была дешифрована египетская иероглифическая письменность. Ее памятники не изучали античные авторы (за исключением Манефона), а после утверждения в Египте христианства она была забыта и там, хотя в IV в. н. э., на закате собственно египетской культуры, появился трактат Гораполлона «Иероглифика», в котором произвольные толкования знаков египетской письменности соседствуют со вполне правильными. Отдельные, порой очень яркие, воспоминания о прошлом своей страны встречались также у египетских христианских (коптских) и арабских авторов.

Самыми значительными собственно египетскими историческими источниками можно назвать летопись на так называемом Палермском камне – описание важнейших событий истории Египта на протяжении 1-й половины III тыс. до н. э. (I–V династии), привязанное, как и в труде Манефона, к отдельным царствованиям с датировками их годами, и так называемый Туринский царский список – перечень практически всех правителей Египта с указанием продолжительности их пребывания у власти на протяжении III – 1-й половины II тыс. до н. э. (I–XVIII династии)[7]; два царских списка из храма Осириса в Абидосе и список из частной гробницы в некрополе Саккара близ Мемфиса, охватывающие примерно тот же временной промежуток, что и Туринский список. Стоит заметить, что все эти списки, за исключением Палермского камня, датирующегося серединой III тыс. до н. э. (кон. V династии), относятся ко времени начала XIX династии (Новое царство, рубеж XIV–XIII вв. до н. э.). Эти источники не только служат современным исследователям ценными дополнениями к труду Манефона при изучении истории и хронологии Древнего Египта, но вместе со свидетельствами Манефона доказывают, что египтяне, вероятнее всего жрецы, занимались специализированным изучением своего прошлого.

Письменность в Древнем Египте возникла во 2-й половине IV тыс. до н. э., как и повсюду на Древнем Востоке, на этапе образования государства из потребности общества фиксировать информацию, которая уже не умещалась просто в памяти людей, отвечавших за различные сферы хозяйства и администрации. При этом в течение длительного времени она существовала параллельно с пиктографией[8].

Самым знаменитым примером ранних египетских пиктограмм является изображение на так называемой палетке[9]Нармера — памятнике, прославляющем правителя эпохи объединения Египта. На ее лицевой стороне изображен царь, заносящий булаву над поверженным противником; выше него помещен сокол, сжимающий в лапе веревку с привязанной к ней головой врага и восседающий при этом на шести стеблях лотоса (или, может быть, папируса), произрастающих из земли. Смысл этой пиктограммы можно передать следующим образом: царь (изображенный в виде сокола) захватил 6 тыс. пленных (если растение, на котором восседает сокол, – лотос, побег которого передает число 1000) либо «Область Папируса» (если это растение – папирус). Как видно, пиктограмма Нармера не передает какой-либо конкретной фразы, которую на древнеегипетском языке можно было бы записать только с использованием знаков, передающих звуки. Но письмо, состоящее из таких знаков, зарождается уже в эпоху Нармера и окончательно оформляется в эпоху Древнего царства (1-я пол. III тыс. до н. э.). В своем развитом виде древнеегипетская письменность состояла из знаков, передающих от одного до четырех согласных звуков (гласные, как во многих других афразийских, или семито-хамитских, языках на письме не обозначались), и знаков, передающих различные понятия вне прямой зависимости от звучания связанных с ними слов, т. е. с помощью рисунка. Такие знаки могли употребляться либо как детерминативы, илиопределители, уточняющие чтение слов, написанных фонетическими знаками, либо самостоятельно, как идеограммы – смысловые знаки, передающие отдельное слово. Так, изображение солнечного диска с чертой под ним или рядом с ним – указанием, что данный знак является идеограммой, – читалось «ра», т. е. «солнце». Когда письменность, основанная на этом принципе, сложилась, в египетской культуре появилось само понятие текста, т. е. последовательности знаков, которая может быть прочитана определенным однозначным образом.

Палетка Нармера

 

Уже в III тыс. до н. э. сформировались два типа древнеегипетского письма: собственно иероглифика – система рисуночных знаков, которыми делались монументальные надписи на стенах построек и иных памятниках из камня, и иератика – система знаков, измененных по сравнению со своими рисуночными прототипами в связи с тем, что ими записывали тексты на иных материалах, пригодных для хранения в быту. Для этого использовали папирус (особые листы, изготовленные из стеблей одноименного нильского растения) или остраконы (глиняные черепки или осколки камня). Грамматика и отчасти лексика древнеегипетского языка с течением времени менялись: если язык Древнего царства и язык I Переходного периода – Среднего царства (так называемыйсреднеегипетский язык) достаточно близки, то новоегипетский язык, на котором стали говорить еще с середины II тыс. до н. э., а писать – с эпохи Эхнатона, сильно отличался от них по своему строю.

В I тыс. до н. э. на основе новоегипетского языка формируется демотический язык, для записи текстов на нем складывается и особое письмо – демотика (букв. «народное письмо»), состоящее из крайне модифицированных (и для современных исследователей трудночитаемых) знаков. При этом среднеегипетский язык (а вместе с ним иероглифика и иератика как типы письма) ушел из живой речи, но сохранился (подобно латыни в эпоху европейского Средневековья) как язык классической литературы, некоторых официальных надписей и религиозных текстов в течение не только всего II, но и I тыс. до н. э. Наконец, когда в первые века новой эры в Египет проникало христианство, для записи его священных текстов на основе греческого алфавита было создано коптское письмо. Язык египетских христианских текстов – позднейшая фаза развития языка древних египтян.

Изучение Древнего Египта

Памятники древнеегипетской культуры привлекли внимание европейцев в эпоху Возрождения. В XVI в. вновь возник интерес к трактату Гораполлона. В XVII в. неудачную попытку дешифровки иероглифики на основе толкований этого трактата и собственного знания коптского языка предпринял иезуитский ученый А. Кирхер. В середине XVIII в. датский ученый и собиратель восточных древностей К. Нибур сделал верное наблюдение, что число египетских иероглифических знаков сравнительно невелико и, соответственно, они не могут истолковываться исходя из того, что каждый из них обозначает отдельное слово или понятие. Однако возможность для решающего шага в дешифровке египетской иероглифики появилась лишь в 1799 г., когда во время египетского похода Наполеона Бонапарта ученые, сопровождавшие французскую армию, обратили внимание на найденную в районе Розетта каменную плиту с надписями, выполненными египетской иероглификой, демотическим письмом и на древнегреческом языке. Сразу было установлено, что древнегреческая надпись представляла собой декрет особого съезда («синода») египетских жрецов в честь воцарения представителя македонской династии начала II в. до н. э. – Птолемея V Эпифана. Ее явное соответствие двум другим надписям дало надежную основу для их дешифровки. Существенные шаги в установлении значений фонетических знаков демотического текста Розеттского камня сделали на рубеже XVIII–XIX вв. шведский востоковед Д. Окерблад и британский ученый Т. Юнг, а с 1808 г. изучением Розеттского камня занимался французский исследователь Ж.-Ф. Шампольон (1790–1832), который установил соотношение между иероглификой и демотикой, сделал вывод о наличии между ними еще одной промежуточной формы письма – иератики. К 1822 г. ему удалось прочитать имена собственные, записанные всеми видами египетской письменности, представленными на Розеттском камне. К концу своей жизни Шампольон окончательно установил структуру древнеегипетской письменности, сумел определить на основе знания коптского языка огромное число переданных с ее помощью значений отдельных слов, составил грамматику древнеегипетского языка и фактически открыл возможность чтения любого написанного на нем текста.

Середина XIX в. отмечена повышенным интересом к истории Древнего Египта. Вслед за научной экспедицией, описавшей многие его памятники еще во время египетского похода Наполеона, важными этапами в изучении истории страны стали экспедиция в Египет и Судан немецкого египтолога К.-Ф. Лепсиуса (1840-е гг.), создание музея Булак (будущего Каирского музея) и Службы древностей Египта О. Мариеттом (1821–1881), многообразная деятельность археолога, исследователя политической истории, культуры и религии Египта Г. Масперо (1846–1916). Чуть раньше аналогичную комплексную работу, положившую начало немецкой египтологии, провел Г. Бругш (1827–1894). На рубеже XIX–XX вв. основы современного научного изучения древнеегипетского языка заложили ученые так называемой берлинской школы – А. Эрман (1854–1937), К. Зетэ (1869–1934), X. Грапов (1885–1967) и Г. Меллер (1876–1921), создавшие фундаментальный многотомный «Словарь египетского языка». Большую роль в этой работе и в целом в изучении древнеегипетского языка и литературных текстов сыграл британский исследователь А.-Х. Гардинер(1879–1963). Важнейшими археологическими открытиями конца XIX – начала XX в. стали обнаруженные Ж. де Морганом, Дж. Квибеллом и У.-М. Флиндерсом Питри (крупнейший археолог этого этапа развития египтологии) памятники додинастического этапа истории Египта (до рубежа IV–III тыс. до н. э.), а также гробница Тутанхамона – единственное царское погребение, дошедшее до современных исследователей неразграбленным, – найденная Г. Картером в 1922 г.

С 1910-х гг. начинается археологическое изучение памятников на территории Судана – Древней Нубии, находившейся в эпоху фараонов под политическим и культурным влиянием Египта. В связи со строительством в 1960-е гг. на юге Египта высотной Асуанской плотины по инициативе ЮНЕСКО была предпринята масштабная международная кампания по исследованию и частичному спасению от затопления памятников египетской Нубии. Самым известным среди комплексов, перенесенных в ходе работ на новое место, был храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.

В России интерес к Древнему Египту проявился сразу после открытия Шампольона. Так, в 1830-е гг. путешествовал по Египту и публиковал свои наблюдения, в том числе попытки чтения некоторых царских имен, описания и датировки памятников, А. С. Норов. Еще до этого, в 1826 г., закладывается основа египетской коллекции петербургского Эрмитажа. В начале 1830-х гг. приобретаются знаменитые сфинксы, установленные в Петербурге на набережной Невы перед Академией художеств.

Подлинным основоположником российской научной египтологии стал В. С. Голенищев (1856–1947). Он издал ряд папирусов Эрмитажа с литературными текстами, внес важный вклад в изучение древнеегипетского языка и в ходе многолетних частных поездок собрал большую коллекцию египетских памятников (в 1909 г. она положила начало собранию ГМИИ им. А. С. Пушкина). Будучи выдающимся ученым, Голенищев тем не менее вплоть до своего отъезда из России в 1915 г. (во Францию, а затем в Египет) не занимался преподаванием и не оставил в нашей стране своих прямых учеников. Создание российской школы египтологии стало делом Б. А. Тураева (1868–1920), работавшего в Санкт-Петербургском университете. Он автор двухтомной «Истории Древнего Востока» – первого в отечественной науке опыта обобщения материала по древним цивилизациям Египта, Передней Азии и Ирана, а также трудов по египетской религии, коптским и эфиопским христианским текстам. Кроме того, Тураев занимался изданием египетских памятников.

В советское время главным продолжателем его дела стал В. В. Струве (1889–1965), изучавший историю Египта Позднего времени (включая эллинистический период), труд Манефона и связанные с ним хронологические проблемы, социально-экономический строй Древнего Египта. В 1933 г. он сделал вывод о господстве в Египте и в целом на Древнем Востоке рабовладельческого способа производства. Работы по культуре Древнего Египта, значимые не только для российской, но и для мировой науки, принадлежат Ю. Я. Перепелкину (1903–1982), Е. С. Богословскому(1941–1990) и в особенности О. Д. Берлеву (1933–2000). Труды этих ученых были нацелены на то, чтобы путем исчерпывающего анализа всех доступных источников установить важнейшие черты египетского общества, представить, как видели мир древние египтяне и какими понятиями пользовались для его описания. В настоящее время данная работа продолжается применительно к религии и мировоззрению египтян III тыс. до н. э. А. О. Большаковым.

Похожие статьи:

poznayka.org

Древний Египет 5

Министерство образования и науки Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ЯКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Кафедра менеджмента

Специальность:032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Контрольная работа

Дисциплина: Культурология

Тема: Древний Египет

Выполнил: Евдокимова Н.С.

Студент группы ДОУ 10-с

Проверил: Титов Я. Н.

Якутск 2011

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………3-4

2.Основная часть:

I) У истоков…………………………………………………………………………..4-6

II) История……………………………………………………………………………6-9

III) Великие египетские сооружения и их создатели……………………………..9-11

IV) Религия. Боги и культ..………………………………………………………..11-15

V) Научные достижения Египта...………………………………………………..16-18

3.Заключение…………………………………………………………………………..18

4.Библиографический список…………...……………………………………………19

Введение

Это случилось 10 тыс. лет назад или чуть раньше…. Небольшой отряд охотников, пришедших из Сахары, тогда еще цветущей равнины, подошел к краю плоскогорья, за которым открылась новая, неведомая страна. Охотники за антилопами, знакомые лишь с небольшими, пересыхающими летом речками родных степей, такого чуда не видели ещё никогда! Широкая, полноводная река величественно несла мимо них мутные воды; откуда и куда – не знал никто. Не нарушая молчания, люди долго смотрели на реку, охваченные священным трепетом и желанием пасть на колени перед могущественным властелином этих мест. Перед ними открылась одна из самых красивых, могучих и известных в наше время рек земли – Нил. И одна из самых древнейших восточных стран – Египет.

Египет – самая популярная арабская страна современности. С интереснейшей историей, древними загадками и мифами, не разгаданными даже в столь технически развитое время. Со своей культурой и бытом, имеющая в своем «сердце» аорту – реку Нил; омывающаяся прекрасными морями – на востоке Красным морем, а на севере Средиземным. Ну и конечно египетские пирамиды – на протяжении всего времени с момента их создания манящие своим величием и секретом их сооружения.

За несколько веков до рождества Христова существовали семь чудес света, слава которых затмевала остальные диковинки древнего мира, и увидеть эти чудеса своими глазами стремились многие. Шесть из чудес – сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей – гробница царя Карии Мавсола, Колосс Родосский и Александрийский маяк на острове Фарос – были разрушены временем. И до наших дней сохранилось только одно из «чудес света» - египетские пирамиды. По этому при выборе темы, я отдала предпочтение именно Древнему Египту. Чтобы и самой окунуться к истокам, и ознакомить своих однокурсников с интереснейшей историей, акцентировать внимание именно на последнем из семи «чудес света» сохранившимся до наших дней, которое можно реально увидеть самому!

Основная часть

I. У истоков

Охотники, о которых я упомянула выше, тогда даже не решились спуститься вниз, к самой воде, около которой кишели ядовитые змеи. Берега реки на сотни метров были заболочены и поросли густым тростником. На отмелях отдыхали бегемоты и крокодилы. И тогда охотники ушли, но им, а впоследствии и их потомкам пришлось вернуться к заманчивым и пугающим берегам.

Заселение людьми территории древнейшего государства планеты началось сравнительно поздно – по разным оценкам историков в 10- 6 тысячелетии до н. э. и в 6-4 тысячелетии до н. э. Население долины Нила складывалось постепенно из небольших, «просачивающихся» сюда групп, среди которых были люди с разным цветом кожи – оливково- желтым, коричневатым или совсем темным.

Поселения располагались на высоких участках речной долины, далеко от воды, т. к. люди боялись наводнений. Плодородную почву «нижних полей» они еще не умели правильно обрабатывать, хотя самые простые приемы ухода за культурными растениями были им уже известны. Но уже в 5 тысячелетии до н. э. здесь распространилось земледелие, ставшее экономической особенностью египетской державы.

Поселенцы (их позже стали называть египтянами) сохранили ласковое и почтительное отношение к могучему потоку. Нил был для них живым существом; в молитвах и песнях они обращались к нему как к отцу. А отец в представлении древних – это тот, кто дает еду, заботится о своих детях. Конечно, египтянам приходилось самим добывать пропитание, но отец Нил давал им самое главное – плодородные земли своих берегов и воду для их орошения.

Темная земля в долине Нила настолько отличалась от каменистой и глинистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли свою страну «Кемет» - «Черная». Необыкновенную землю приносила сама река, миллиметр за миллиметром укладывая плодородный слой на каменистое основание берегов. Вода в Ниле мутная, потому что содержит много мельчайших частичек разного происхождения – есть в ней и крупинки горных пород, подхваченные рекой там, где она течет по каменистому ложу, и остатки растений, принесенные притоками из прибрежных тропических лесов. В стоячей воде взвешенные частицы постепенно оседают вниз, и, когда река возвращается в свое русло, берега оказываются покрытыми новым слоем плодородного ила. В южных областях Египта подъем воды начинается в середине июля. Во время разлива вода прибывает медленно, уровень её повышается на несколько сантиметров в день, так что люди успевают уйти, прихватив имущество и скот. А уже к августу – сентябрю подъем достигает своего апогея – 8-10 метров над обычным уровнем воды! И держится высоко до середины ноября.

Главная трудность при обработке самых плодородных затопляемых «нижних полей» была связана с тем, что после спада воды влага распределялась неравномерно - высоко расположенные участки теряют её слишком быстро, прибрежные же поля, наоборот, заболачиваются. И египтяне придумали очень простое устройство, позволяющее регулировать количество воды на полях по своему усмотрению. Почти так же как дети, строящие весной на ручейках земляные запруды, египтяне начали возводить на заливных берегах реки стенки из плотно сбитой земли, обмазанные глиной, чтоб сквозь них не просачивалась вода. С высоты птичьего полета долина Нила становилась похожа на расчерченный в клетку тетрадный лист. Во время разлива вода попадала в «клеточки» - бассейны, и люди могли её распоряжаться по необходимости – надолго задержать на высоких местах, или, наоборот, пробив земляную стенку, спустить лишнюю воду. Постепенно отдельные сооружения связались в длинные цепочки, протянувшиеся вдоль Нила на десятки километров.

Для поддержания этой сложной системы люди создали центры управления цепочками запруд – первые египетские города. Каждый город объединял вокруг себя небольшую область, которую греки, позднее завоевавшие Египет, называли «ном», а её правителя – «номарх». Правители отдавали приказания о подготовке полей к посеву, возведении новых земляных стен – плотин и прокладке отводящих лишнюю воду каналов, следили за тем, чтоб весь урожай с полей свозился в городские амбары, а зерно в течение года более или менее поровну раздавалось всему населению. А сами номархи, конечно, жестоко боролись между собой за верховную власть над всей страной.

Египтяне были трудолюбивыми земледельцами и получали на своих богатых землях самые высокие в Древнем Мире урожаи, хотя орудие труда для работы почти не отличалось от тех, что применяли другие народы Древнего Востока. Изобилие зерна в стране позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей или солдат. Но о том, как и что египтяне строили, я расскажу позже.

И еще один интересный факт я хотела бы осветить в этой главе. Египтяне редко готовили еду сами – чаще всего они относили полученное зерно в специальные «столовые», в которых кормились вся деревня или несколько соседних деревень.

II. История

Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила, относятся к 6-4 тысячелетиям до н. э. Приблизительно в середине 4 тысячелетия образовалось два царства – Верхний и Нижний Египет. Столицей Верхнего Египта служил Некхеб, располагавшийся неподалеку от Иераконполя; покровительницей города считалась богиня с головой грифа, Некхебет. Столицей Нижнего Египта был Пе, город в Дельте; ему покровительствовала богиня Эджо с головой кобры. Факт существования двух царств не забывался никогда, и всех фараонов именовали «Правителями Двух Стран» или «Царями Верхнего и Нижнего Египта». Обе святые покровительницы – Эджо и Некхебет распостранили свое благоволение на территорию всего Египта и стали изображаться с двойной короной – красная обозначала Нижний Египет, а белая Верхний.

Около 3000 г. до н. э. эти два царства объединяются в единое государство. Египтологи полагают, что впервые царства были объединены Менесом (Мина), могущественным повелителем Верхнего Египта, которого называли «королем скорпионов». Считается, что примерно в 3100 г. до н. э. он покорил Нижний Египет, объявил себя владыкой страны и основал первую династию. С этой даты обычно и связывают начало египетской истории. Столицей своего царства Менес избрал город Мемфис, город среди пальм на западном берегу Нила. То, что столица находилась у самого начала дельты, имело и политическое, и символическое значение, поскольку именно здесь проходила граница между Нижним и Верхним Египтом.

Сейчас конечно можно только догадываться о том, какую большую роль в формировании египетской культуры и государства сыграл ранний период египетской истории и период Раннего Царства (3000-2800 гг. до н. э.) До нас дошли всего несколько табличек (или «палеток») с изображениями первых фараонов, поражающих своих врагов. Большое количество титулов и должностей, упоминаемых в древнейших египетских надписях, говорят о том, что египтяне искали наилучший способ организации государства. Сами египтяне с глубочайшим уважением относились к первым, ранним векам своей истории.

mirznanii.com


Смотрите также