Бумага древний китай. Искусство ОРИГАМИ своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Технология изготовления бумаги: дома, на фабрике, в Древнем Китае. Бумага древний китай


Китайские изобретения: бумага | gbtimes.com

Китайцы гордятся своими четырьмя гениальными изобретениями, которые изменили мир: порох, компас, бумага и техника книгопечатания. Все они были важны для развития мировой цивилизации, например, появление бумаги в корне изменило способы коммуникации людей.

Еще тысячу с лишним лет назад исторические события Поднебесной империи записывались самым тщательным образом и хранились для  будущих поколений. На чем же делались эти записи, когда бумаги еще не было? 

Самые древние исторические записи датируются 1766-1066 гг. до н.э. и представляют собой гравировку на черепашьих панцирях. Позднее рассказы о важнейших событиях китайской истории записывали на длинных бамбуковых дощечках, скрепленных друг с другом в виде свертка. Иногда для записей также использовался шелк, однако это был слишком дорогой материал. 

Археологические находки свидетельствуют о том, что попытки изготовления бумаги предпринимались в Китае еще со 2 века до н.э., однако рецепт ее производства связан уже с 3 веком нашей эры. 

Цай Лунь – изобретатель бумаги

Во времена правления династии Хань (220 н.э.) в императорском дворце служил один находчивый евнух по имени Цай Лунь (Cai Lun). Ему надоели громоздкие бамбуковые манускрипты, занимавшие слишком много места, и он начал поиски нового долговечного материала для записей, который мог бы производиться в больших количествах.

Проведя ряд экспериментов с разными видами растительных волокон, Цай разработал следующую технологию: он замочил в воде волокна древесины шелковицы, золу и пеньку, получившуюся массу выложил на форму, высушил на солнце и разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. В награду за это изобретение Цай был удостоен почестей и высокого титула. 

Древнейшие китайские бумажные источники датируются 110 годом нашей эры. Однако на тот момент производство бумаги еще не получило широкого распространения и большинство записей все еще делались на бамбуковых дощечках и шелке. Только спустя несколько веков, в эпоху правления династии Тан (618-907), бумага стала основным материалом для летописцев.

Применение бумаги

Интересно, что поначалу бумагу в Китае чаще использовали для изготовления одежды, нежели для письма. Археологи обнаружили бумажные шляпы и обувь, датируемые 5 веком н.э. Кстати, уже в 6 веке китайцы были одной из первых наций, которая оценила все прелести туалетной бумаги. Позднее бумага стала основным материалом для декоративного искусства цзяньчжи, а также для изготовления зонтиков и воздушных змеев.

Китайская технология изготовления бумаги не скоро нашла применение в других странах мира, где по началу широко использовался папирус. Легкие папирусные свертки были дешевой альтернативой китайской бумаге. Но в 8 веке интерес к китайской бумаге возник на Среднем Востоке, а к началу первого тысячелетия этот материал привлек к себе внимание и в Европе.

«Летящие деньги»

После изобретения техники печатания на смену золотым и серебряным монетам пришли бумажные купюры, которые и легли в основу всех торговых отношений. В Китае бумажные деньги появились в обращении уже при династии Тан и назывались «летящие деньги». А во время правления династии Сун в Китае была установлена система банков, в которых использовались бумажные деньги в качестве эквивалента для обмена товаров и услуг.

ru.gbtimes.com

Изобретение бумаги в древнем Китае | Блог Денис Дидроев

ПИСЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДРЕВНОСТИ

До изобретения бумаги основным материалом для письма в странах Центральной Азии служили ткань, кожа и главным образом дерево. В восточных районах Центральной Азии, находившихся под сильным влиянием китайской культуры, писали на деревянных или бамбуковых планках. Дерево было материалом более характерным для Центральной Азии, чем бамбук, растущий в Китае.

«Книги» из деревянных дощечек, обнаруженные в Центральной Азии, часто повторяют форму китайских, написанных на бамбуковых планках. Каждая дощечка была около 22,5 см длиной, достаточной ширины для одной колонки иероглифов. Дощечки скреплялись друг с другом шелковым шнурком или ремнем, пропущенным через отверстия, проделанные либо с одного конца дощечки, либо вверху и внизу каждой дощечки. В последнем случае получалось нечто вроде свитка, состоявшего из деревянных полос. О форме древних деревянных книг свидетельствует иероглиф цэ (в древней форме ), наглядно изображающий дощечки, соединенные шнуром. Этим иероглифом впоследствии обозначали большой раздел книги. Графление страниц поздних рукописных и печатных книг вертикальными линиями также, вероятно, указывает на древнюю форму книги—деление на планки.

Многочисленные археологические находки в Восточном Туркестане полностью соответствуют сохранившимся в источниках описаниям «книг» на деревянных дощечках 1*. Спустя долгое время после изобретения бумаги в некоторых районах Центральной Азии продолжали писать на дереве. В Миране экспедицией А. Стейна были обнаружены окументы на деревянных дощечках, заключенные в деревянный «переплет», запечатанный глиняной печатью. Их датируют VIII—IX вв. Рядом с ними найдены документы на бумаге, датированные тем же временем 2*.

Коллекция документов на дереве, состоящая из 57 единиц хранения, есть и в Рукописном отделе ЛО ИВАН(*). Она была собрана в Миранском городище известным знатоком Центральной Азии Сергеем Ефимовичем Маловым — там же, где обнаружил аналогичные документы А. Стейн. Это узкие дощечки размером 9x1,5 см и 11x1,5 см с отверстием для шнурка с правой стороны 3*, бруски с надписью на одной из граней 4* и бруски квадратного сечения 5*. В Восточном Туркестане найдены также рукописи на бересте и коже. Поскольку в то время уже существовала бумага, такая приверженность к старым материалам может быть объяснена либо некоторой консервативностью обычаев, либо нехваткой бумаги.

Писание на бересте — это скорее индийская, чем центральноазиатская традиция. Первые сведения об употреблении этого материала для письма относятся ко времени вторжения в Индию Александра Македонского 6*. Знаменитый мусульманский ученый-энциклопедист XI в. Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни, собравший богатый материал для своей книги об Индии во время индийских походов султана Махмуда Газневи, описывал способ приготовления бересты для письма: ее смазывали маслом и полировали 7*. Береста широко использовалась в Кашмире в XIII в . 8*. Обычно для этой цели брали бересту дерева Betula utilis, растущего по склонам Гималаев от Кашмира до Сиккима.

С V—IV вв. до н. э. появились шелковые свитки для письма (кит. «бошу»). Образцы подобных свитков были найдены вместе со свитками из бумаги около Великой Китайской стены 9*.

(Картина кисти императора Сюаньдэ, 1429 г.)

О том, как готовили шелк для того, чтобы писать на нем, можно судить по образцам из Месопотамии раннего мусульманского периода. Там белый шелк погружали в камедь и полировали раковиной 10*. О внешнем оформлении шелкового свитка для письма будет рассказано в разделе о форме книги.

По мнению Т. Ф. Картера, техника обработки шелкового свитка для письма берет начало в Китае, так как именно из Китая шелк впоследствии попал на Ближний Восток.

(Женщины обрабатывают новый шелк. Китай, начало 12 века)

Несколько кусков китайского шелка-сырца было найдено в Пальмире, Дура-Эуропос и Египте 11*. Но, как отмечали китайские источники V в., «шелк был слишком дорог, а бамбук слишком тяжел» 12*. Сохранилось упоминание о том, что для перевозки сочинений одного из китайских ученых требовалось пять повозок. Император Цинь Шихуан ежедневно просматривал множество связок дощечек 13*, весивших в общей сложности более 66 кг . Необходим был более удобный материал для письма.

Первые шаги для создания такого материала были предприняты, по-видимому, еще в ту эпоху, когда «бамбуковые книги» господствовали безраздельно. В комментариях к трудам великого китайского историка Сыма Цяня [145 (135?) — 86 гг. до н. э.], сделанных в VIII в. н. э., говорится, что жители районов к югу от Янцзы «прядут кору (бумажной шелковицы), чтобы сделать из нее материю... и толкут ее, чтобы сделать бумагу»14*. Трудно сказать, действительно ли попытки изготовить бумагу относятся к столь раннему времени, или в данном случае имеет место стремление позднего комментатора объяснить непонятный текст, используя понятия своей эпохи. Возможно, что в тексте Сыма Цяня речь идет о каком-то изделии из луба, типа полинезийской тапы (материи из луба). Вполне вероятно, что в то время китайцы пытались писать на лубе, так как записи на этом материале известны у многих культурных народностей Центральной Америки и Юго-Восточной Азии, в частности в некоторых районах Индонезии.

ПОЯВЛЕНИЕ БУМАГИ

В I в. н. э. появляются первые образцы бумаги из необработанного шелка или шелковых волокон. При изготовлении шелковой ваты в качестве побочного продукта на дне сита, в котором промывали вату, оставался осадок, превращавшийся при высыхании в лист, на котором можно было писать. Так, по мнению автора-популяризатора Мао Цзобэня, была изобретена первая бумага в мире 15*. Однако словарь «Шовэнь» (100 г. н. э.), поясняя слово «чжи» («бумага»), не делает столь далеко идущих выводов. По словарю, это слово обозначало первоначально просто комок шелковых или хлопковых оческов и звучало как или или чжи 16*. Так или иначе, иероглиф чжи действительно имеет детерминатив «нить», что указывает на связь этого понятия с понятием «шелк».

105 год н. э. официально считается в китайской литературе годом изобретения бумаги. Согласно источникам, изобретателем ее был Цай Лунь. Как чиновник, связанный по должности с мануфактурами, обслуживающими двор и армию, он ввел в употребление немало технических новшеств. Именно эта техническая жилка сказалась в том, что Цай Лунь знал недостатки материалов для письма, употреблявшихся в то время, и пришел к мысли об изобретении материала более легкого и дешевого, чем бамбуковые планки или шелковые свитки.

Обратив внимание на волокна, остающиеся на сите после промывки коконов и превращающиеся в лист, Цай Лунь решил изготовить новый материал для письма также из волокнистого сырья. Этим сырьем стала масса из тряпок, древесной коры, конопли и старых рыболовных сетей. Так по крайней мере гласит традиционная версия. Был ли Цай Лунь действительно изобретателем или только официальным лицом, которое взяло на себя роль патрона изобретения,— сейчас установить невозможно. Во всяком случае, имя его неразрывно связано в памяти китайского народа с появлением бумаги. Он был даже обожествлен как дух-покровитель мастеров по изготовлению бумаги. Ступа, в которой, по преданию, Цай Лунь толок бумажную массу, в эпоху Тан была с большими церемониями перенесена из Хунани в столицу и помещена в императорское собрание редкостей. Часто фигурирует в литературе древнее название бумаги: «бумага князя Цай» 17*.

Однако современная археология внесла поправку в традиционное представление о времени изготовления первой бумаги.

В марте 1931 г. шведская экспедиция производила раскопки развалин поселения времен династии Хань (206 г. до н. э. —220 г. н. э.) на реке Эдзин-гол, близ гор Баян-богдо. Один район развалин оказался особенно богатым находками. Перед глазами ведущего раскопки археолога Фолька Бергмана прошел целый ряд извлеченных из земли предметов: китайский нож в кожаных ножнах, сильно ссохшийся от времени мех для воды, стрела от самострела с бронзовым наконечником и тростниковым древком, хорошо сохранившийся плащ из травяных жгутов, какие и по сей день носят китайские крестьяне, несколько деревянных дощечек, покрытых письменами, и... обрывок бумаги! Позднее китайский археолог Лао Кан, исследовав находку, датировал ее 24 февраля 98 г. н. э . 18*  Свое утверждение он основывал на датах, указанных в найденных рядом с бумагой документах на дереве.

За последнее время в западных районах Китая найдены образцы бумаги гораздо более древней, чем бумага, найденная Бергманом —87—9 гг. до н. э. и 52 г. н. э. По мнению некоторых ученых, в частности китайского историка Пань Цзисина, эти ранние образцы бумаги —полуфабрикаты, куски бумажной массы, на которых невозможно писать, а настоящим изобретателем бумаги является все-таки Цай Лунь 19*. Однако автору данного обзора вопрос представляется несколько в ином свете. Если учесть то, что говорилось выше об осадке от промывания шелковой ваты, а также принять во внимание толкование иероглифа чжи в словаре «Шо вэнь», то можно предположить, что Цай Лунь лишь усовершенствовал изобретенное до него.

Другие образцы ранней центральноазиатской бумаги, обнаруженные в Восточном Туркестане, датируются полутора веками позднее, чем бумага, изобретенная Цай Лунем. Судя по археологическим находкам, уже на заре нашей эры бумага появилась в Центральной Азии, постепенно вытеснял остальные материалы для письма.

 КАК ИЗГОТОВЛЯЛАСЬ ДРЕВНЯЯ БУМАГА

…Ранние образцы бумаги, найденные в Западном Китае, состоят из волокон конопли. Цай Лунь, как известно, изготовил бумагу из тряпок, коры и остатков старых рыболовных сетей, обратив все это в однородную массу путем размельчения в ступе. Мао Цзобэнь высказывает мысль, что разбухшие волокна старых рыболовных сетей, которые употреблялись для промывки шелковой ваты, дали Цай Луню идею использовать эти сети в качестве сырья 21*.

Анализ бумаги из Восточного Туркестана III—III вв. показал, что в ее состав входили: кора бумажной шелковицы (Broussonetia papyrifera), волокна пеньки (как сырые, так и взятые из различных изделий —рыболовных сетей, ткани, веревки), волокна рами (Beehmeria nivea), полученные из старых тканей 22*.

С VII в. в качестве сырья для бумаги сорта «сюаньчжи» («мягкая бумага») начали использовать рисовую солому.Этот сорт бумаги обладал высокими качествами —бумага была глянцевитой, мягкой, не желтеющей от времени. Она изготовлялась на территории современной провинции Аньхой. Бумага из рисовой соломы пользуется широким спросом до наших дней.23*. Упоминается в источниках и бумага «из пшеничной муки и рисовой соломы», изготовлявшаяся в XVI в. в Чжэцзяне.

Для рукописей VIII— вв. использовалась бумага из Ичжоу (Сычуань) из волокон конопли (Hemp cannabis), отличавшаяся плотностью и прочностью 24*. Источники выделяют ее в особый сорт 25*.

Бумага из волокон бамбука, широко используемая и по сей день, была изобретена при династии Сун (960—279). Она отличается легкостью изготовления и дешевизной 26*. Как разновидность ее может быть упомянута бумага из камыша 27*.

Широкое распространение в период Лю-чао (229—89) получила бумага из коры тутовника 28*. Иногда, по-видимому, в дело шла не кора, а луб тутового дерева 29*. Гораздо шире была распространена бумага из волокон коры бумажной шелковицы, близкого родственника тутовника. Танский философ Хань Юй называл бумагу «господином Чу» по названию этого дерева (кит. «чу» —«бумажная шелковица») 30*.

По-видимому, народы Дальнего Востока и Центральной Азии в случае нехватки материала использовали для изготовления бумаги любое растение, способное давать волокна. Бумага «бибаочжи» изготовлялась из клещевины (Ricinus) 31*. Не вполне ясно, что представляла собою «бумага из ароматной кожи» 32*. Судя по описанию фактуры данного сорта бумаги, можно заключить, что это пергамент. Но широкого распространения на Дальнем Востоке и в Центральной Азии он не получил.

Технология изготовления бумаги мало изменилась с древнего времени до наших дней. Растительные волокна замачивались с известью и вываривались в течение нескольких суток. Затем вся масса выдерживалась некоторое время в специальных ямах, а после этого размельчалась в ступах и разбавлялась водой до получения клейкой кашицы. Ее разливали в бамбуковые сита —формы.

Тонкий слой бумажной массы вместе с формой клали под пресс. Полученные листы сушили, отглаживали, резали по формату, отбеливали или красили 33*. Отпечаток решетки сита, в котором отливали бумажный лист, давал так называемую сетку бумаги, состоящую из вертикальных и горизонтальных линий. Характер сетки —число горизонтальных линий и расстояние между вертикальными —имеет для специалистов-палеографов важное значение в определении сорта бумаги, места и времени ее изготовления.

Важной особенностью бумаги из Центральной Азии является ее состав. О том, что в него входили главным образом растительные волокна, взятые из переработанных тканей, было сказано выше. Для западных районов Центральной Азии мы видим ту же картину. Согдийские документы коллекции А. Стейна, исследованные профессором фон Виснером, были написаны на бумаге, где к основе из волокон бумажной шелковицы была примешана тряпичная масса 34*. Позднее тот же фон Виснер, исследовав образцы бумаги первых годов IV в., привезенные А. Стейном из второй его экспедиции, получил картину использования чисто тряпичной массы. Анализ египетской бумаги IX—IV вв., сделанный в 1885—887 гг. И. фон Виснером и И. Карабачеком, показал, что и она была почти полностью тряпичной 35*. Это позволяет опровергнуть ошибочную теорию о том, что изобретателями тряпичной бумаги были самаркандские арабы, не нашедшие в Центральной Азии достаточно материалов, дающих растительное волокно.

Анализ тангутской бумаги XI—III вв., произведенный в 1963 г. в лаборатории Всесоюзного научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности, показал,что в ее состав входила хлопчатобумажная тряпичная полумасса с примесью пеньки и волокна, похожего на лен 36*. Поскольку льноводство было мало распространено в странах Центральной Азии здесь, мы, очевидно, имеем дело с каким-то другим волокном, возможно рами или джута. В Восточном Туркестане для изготовления бумаги употреблялось то же растительное волокно. В Хотане и Кашгаре, где она появилась во II—II вв., ее делали из волокон бумажной шелковицы, в Турфане и Куче —из кустарниковой массы, в Аксу —из хлопка 37*.

Не исключается использование в Центральной Азии привозной индийской бумаги. Вообще, вопрос о появлении бумаги в Индии до сих пор недостаточно исследован. Римский историк Страбон, описывая обычаи индийцев времен походов знаменитого завоевателя древних времен Александра Македонского (334—23 гг. до н. э.), утверждает: "Письма они (т. е. индийцы. —А. Т.-К.) пишут на кусках тонкой материи, очень плотно тканной" 38*. Следовательно, в древней Индии мы видим тот же материал для письма, что и в Китае до изобретения Цай Луня. Хотя, по мнению некоторых индийских ученых, бумага была знакома индийцам еще до нашей эры 39*, первые известные образцы датируются V—II вв. По всей вероятности, в Северо-Западной Индии и Кашмире, где издавна культивировали хлопок, он использовался как материал для производства бумаги, налаженного еще в I в. н. э . 40*.

После Цай Луня бумага долгое время считалась дешевым суррогатом шелковых свитков и бамбуковых планок.

(Картина кисти императора Сюаньдэ. 15 век. Тушь, бумага)

До нас дошел текст письма человека, умершего через 37 лет после того, как бумага впервые была представлена на рассмотрение императору: «Я посылаю тебе (речь обращена к другу автора письма. —А. T.-К.) труды философа... в десяти свитках. Будучи лишен возможности дать список на шелку, я вынужден послать таковой на бумаге» 41*. Крупные усовершенствования в дело производства бумаги внес Цзо Бо, уроженец Шаньдуна. Он был известен как прекрасный каллиграф.

В бумажном деле он считался учеником Цай Луня. В источниках встречаются слова о том, что бумага Цзо Бо, так же как и его тушь и кисти, не имеет себе равных 42*. Известный писатель Вэй Тан (179—35) особенно ценил бумагу Цзо Бо 43*.

ПРИМЕЧАНИЯ

(*) Нынешнее название ЛО ИВАН - Институт Восточных Рукописей РАН в Санкт-Петербурге

1 Carter Т. F. The Invention of Printing, с. 3—4.

2 Stein A. Serindia. Vol. 1. Oxf., 1921, c. 348, 462.

3 Рукописный отдел JIO ИВАН, шифры: ТД 1, 4, 7, 8, 10—12, 23—25.

4 ТД 2.

5 ТД 5, 6.

6 Diskalcar D. В. Materials on Which Indian Epigraphical Records were Incised.— The Journal of Indian History. 1958, vol. 36, pt 1, c. 65.

7 Бируни A. P. Индия.— Избранные произведения. T. 2. Таш., 1963, с. 175.

8 Stein A. Kalhanas Rajatarangini: A Chronicle of the Kings of Kasmir. Westminster, 1900, vol. I (VII), c. 508, vol. I ll (VIII), c. 138.

9 Carter T. F. The Invention of Printing, c. 4.

10 Grohmann A. Corpus Papyrorum Raineri III. Series Arabica. I Allgemeine Einfuhrung in die Arabischen Papyri. Vienna, 1924, c. 52.

11 Day F. E. Silk of Near East.— Bulletin of the Metropolitan Museum of Art. N.Y., 1950, N 4. December, c. 108.

12 Carter T. F. The Invention of Printing, c. 4.

13 Там же.

14 Там же, с. 9.

15 Мао Цзобэнь. Это изобретено в Китае. М., 1959, с. 13—14.

16 Шо вэнь цзе цзы чжэнь бэнь (Разъяснение иероглифов простых и сложных). Шанхай, 1936, цэ 5, цзюань 13, л. 856 (Сы бу бэй яо).

17 Carter Т. F. The Invention of Printing, с. 5.

18 Jiao Кан. Лунь чжунго цзао чжи шу чжи юаньши (К вопросу о ранней китайской бумаге).— Bulletin of the Institute of History and Philology, Academy Sinica Shanghai. 1948, N 19, c. 496—498.

19 Папъ Цэисин. Чжунго цзао чжи цзишу шигао (Исторический очерк техники изготовления бумаги в Китае). Пекин, 1979, с. 24—28;

он же. Чжунго гудай цзао чжи цзишу ши ти яньцзю (Исследование по истории техники изготовления бумаги в древние времена в Китае). — Вэньу. Пекин, 1975, № 10 (3), с. 84—88, 1977, № 1 (4), с. 51—58, 1979, № 2 (5), с. 38—48;

он же. Тань хань Хань по дун Хань му чуту ди ми чжи (Конопляная бумага из погребений Ранней Хань и Восточной Хань). — Вэньу. Пекин, 1977, № 1, с. 62—63;

Ван Цзюйхуа, Ли Юйхуа, Дун Чжиюань.Каогу синь фасянь бу нэн фоу дин Цай Лунь цзао чжи (Вновь обнаруженная археологами бумага, несомненно сделанная Цай Лунем).—Гуанмии жьбао. 16.09.1979;

Дан Шоушань. Ганьсу Увэй сянь хань Хань чжуй по дун Хань му фасянь гу чжи (Древняя бумага, обнаруженная в погребениях Ранней Хань и Восточной Хань в уезде Увэй провинции Ганьсу).— Вэньу. Пекин, 1977, № 1, с. 59, 61.

20 Зотов А. П. К вопросу о «шелковых бумагах».— Общественные науки в Узбекистане. Таш., 1961, № 9, с. 48—54.

21 Мао Цзобэнь. Это изобретено в Китае, с. 15.

22 Там же, с. 16; Бунаков Ю. В. Книгопечатание и книгоиздательское дело в Китае. М.— JI., 1940, с. 388.

23 Гу цзииь ту шу цзи чэн (Собрание древних и новых картин и текстов). Шанхай, 1934, цэ 654, цзюань 152, с. 30.

24 Флуг К. К. История печатной китайской книги сунской эпохи. М.— Л., 1959, с. 32.

25 Гу цзинь ту шу цзи чэн, цэ 654, цзюань 152, с. 28.

26 AIao Цзобэнь. Это изобретено в Китае, с. 16—17; Флуг К. К. История печатной китайской книги, с. 32; Гу цзинь ту шу цзи чэн, цэ 654, цзюань 152, с. 29.

27 Гу цзинь ту шу цзи чэн, цэ 654, цзюань 152, с. 30.

28 Там же, с. 30; Флуг К. К. История печатной китайской книги, с. 53.

29 Книга Марко Поло. Перевод И. П. Минаева. М., 1955, с. 119.

30 Мао Цзобэнь. Это изобретено в Китае, с. 16; Гу цзинь ту шу цзи чэн, цэ 654, цзюань 152, с. 30.

31 Флуг К. К. История печатной китайской книги, с. 34.

32 Гу цзинь ту шу цзи чэн, цэ 654, цзюань 152, с. 28.

33 Мао Цзобэнь. Это изобретено в Китае, с. 17.

34 Stein A. Serindia, с. XIX; Carter T. F. The Invention of Prin ting, с. 7.

35 Там же.

36 См. заключение экспертизы ВНИИБ, хранящееся в тангутской коллекции Рукописного отдела ЛО ИВАН.

37 Воробьева-Десятовская М. И. Рукописная книга в Центральной Азии в домусульманский период.— Рукописная книга в культуре народов Востока. Кн. 2. М., 1988, с. 333.

38 Страбон. ____________География. М., 1964, с. 666.

39 Воробьева-Десятовская М. И. Рукописная книга в культуре Индии .— Рукописная книга в культуре народов Востока. Кн. 2. М., 1988, с. 42.

40 Там же.

41 Hummel A. The Development of the Book in China — JAOS. 1941, vol. 61, c. 74.

42 Carter T. F.-The Invention of Printing, c. 40.

Источник

×

cont.ws

Незаменимые вещи, изобретенные в Китае

 

chtoetojpg_5912846_3446893

Что сегодня не сделано в Китае? Надпись «Made in China» можно встретить на всем, начиная от продуктов, сувениров для разных стран, заканчивая дорогими авто. Это неудивительно – история показывает, что так было всегда…

Изобретение древнего Китая № 1 — бумага

Первым самым великим изобретением древнего Китая считается бумага. Согласно китайским летописям династии Восточная Хань, бумагу изобрел придворный евнух династии Хань — Цай Лун в 105 году н.э.

В глубокой древности в Китае до появления бумаги для записей использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т.д. Наиболее же древние китайские тексты или «цзягувэнь» были обнаружены на черепашьих панцирях, которые датируются 2-м тысячелетием до н. э. (династия Шан).

paperВ ІІІ веке бумагу уже широко применяли для письма вместо более дорогих традиционных материалов. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего её растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы.

Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.

Книгопечатание

Возникновение бумаги, в свою очередь, привело к появлению книгопечатания. Самый древний известный образец печати с деревянных досок — это сутра на санскрите, напечатанная на конопляной бумаге приблизительно между 650 и 670 годами н.э. Однако первой печатной книгой со стандартным размером считается сделанная во время династии Тан (618—907) Алмазная сутра.

Она состоит из свитков длиной 5,18 м. Согласно исследователю традиционной культуры Китая Джозефу Нидэму, методы печати, которые использовались в каллиграфии Алмазной сутры, значительно превосходят по совершенству и изысканности миниатюрную сутру, напечатанную ранее.

02-Алмазная-сутра-2

Изобретения древнего Китая: иллюстрация, приведенная в книге ученого Ван Чжэня (1313 г.), показывает литеры наборной печати, которые расположены в особом порядке по секторам круглого стола

Наборные шрифты: Государственный деятель и учёный-эрудит Китая Шень Ко (1031—1095) впервые изложил способ печати при помощи наборного шрифта в своей работе «Записки о ручье снов» в 1088 году, приписав данное новшество неизвестному мастеру Би Шэну. Шэнь Ко описал технологический процесс производства литер из обожженной глины, процесс печати и изготовление наборных шрифтов.

Переплетная техника: Возникновение печати в девятом веке существенно изменило технику переплетения. Под конец эпохи Тан книга из скрученных свитков бумаги превратилась в стопку листов, напоминающую современную брошюру. Впоследствии при династии Сун (960—1279) листы стали сгибать по центру, делая перевязку типа «бабочки», отчего книга уже приобрела вид современной. Династия Юань (1271—1368) ввела корешок из жесткой бумаги, а позже во времена династии Мин листы стали прошивать нитками.

Порох

Считается, что порох был разработан в Китае в X веке. Вначале он использовался как начинка в зажигательных снарядах, а позже были изобретены пороховые снаряды взрывного действия. Пороховое ствольное оружие, согласно китайским летописям, впервые было применено в сражениях 1132 года. Это была длинная бамбуковая трубка, куда закладывался порох и потом поджигался. Этим «огнеметом» врагу наносились сильные ожоги.

Столетие спустя, в 1259 г., впервые было изобретено ружье, стреляющее пулями — толстая бамбуковая трубка, в которую помещался заряд пороха и пули. Позже на рубеже 13—14 веков в Поднебесной распространились металлические пушки, заряжаемые каменными ядрами.

01300000165488122339580156663_950

Помимо военного дела, порох активно применяли и в быту. Так, порох считался хорошим дезинфицирующим средством при лечении язв и ран, во время эпидемий, а также его использовали для травли вредных насекомых.

Однако, пожалуй, наиболее «ярким» изобретением, которое появилось благодаря созданию пороха, являются фейерверки. В Поднебесной они имели особое значение. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука. Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском.

А изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку — ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ.

Компас

Первый прототип компаса, как считается, появился во времена династии Хань (202 до н.э. — 220 н.э.), когда китайцы стали использовать магнитный железняк, ориентированный на север-юг. Правда, использовался он не для навигации, а для гадания. В древнем тексте «Луньхэн», написанном в 1 веке н.э., в главе 52 древний компас описывается так: «Этот инструмент напоминает ложку, и если его положить на тарелку, то его ручка укажет на юг».

china2

Модель китайского компаса периода династии Хань

Описание магнитного компаса для определения сторон света впервые изложено в китайском манускрипте «Уцзин Цзунъяо» 1044 г. Компас работал на принципе остаточной намагниченности из нагретых стальных или железных болванок, которые отливались в форме рыбы. Последние помещали в чашу с водой, и в результате индукции и остаточной намагниченности появлялись слабые магнитные силы. В манускрипте упомянуто, что данный прибор использовали как указатель курса в паре с механической «колесницей, которая указывает на юг».

Более совершенную конструкцию компаса предложил уже упомянутый китайский ученый Шень Ко. В своих «Записках о ручье снов» (1088) он детально описал магнитное склонение, то есть отклонение от направления на истинный север, и устройство магнитного компаса с иглой. Использовать компас для навигации впервые предложил Чжу Юй в книге «Застольные разговоры в Нинчжоу» (1119 г.).

Туалетная бумага

Китайцы – мастера «бумажного дела». По крайней мере, им принадлежит первенство не только в изобретении первой бумаги, но и первое использование той самой бумаги в вопросах гигиены. Первое упоминание о туалетной бумаге можно датировать 589 годом нашей эры, когда китайский мыслитель Янь Чжитуй в своих записках настойчиво рекомендовал не использовать для туалетных целей бумаги с цитатами из Пятикнижия (У-Цзин) или с именами мудрецов.

clip_image002[7]

В IX веке один арабский путешественник, посетивший Китай, был шокирован: «Китайцы совершенно не заботятся о чистоплотности – они не подмываются водой, а только вытираются бумагой», – писал он.

К XIV веку практически все китайское население слезло с использования страниц из мудрых трактатов – производство туалетной бумаги достигло промышленных масштабов. Одна из записей 1393 года гласила, что для нужд императорского двора было произведено 720 000 листов туалетной бумаги (формата примерно 50х90 см). В Европу она попала в XIV веке, очевидно, вместе с возвращением из Китая купца и путешественника Марко Поло.

Ресторанное меню

Преимущество бумаги было, в первую очередь, в цене и доступности, в отличие от того же европейского пергамента из кожи ягненка. Поэтому изобретательным людям открывались широкие возможности для творчества. Именно в Китае появилось первое ресторанное меню.

clip_image005

Произошло это в начале эпохи династии Сун (960—1279 года), когда среднее сословие, не успевая на обед домой, шло в общественные места – таверны, чайные дома, рестораны. Последние строили бизнес на близлежащих публичных домах, домах поющих девушек и драматических театрах.

В ресторанах обедали также иностранцы-путешественники и китайцы, мигрировавшие в города из регионов с разными стилями приготовления пищи. Чтобы удовлетворить спрос при разнообразии вкусов, в городских ресторанах возникли меню.

Банкнота

Бумажные деньги тоже родом из Китая. Их изобрели в VII веке, чтобы уберечь купцов от необходимости носить с собой тяжеловесные монеты, которые, к тому же, служили приманкой для воров.

19787a4526ff9af32c0c05705bcb3a0c

Изобретения древнего Китая: бумажная банкнота хуэйцзи, напечатанная в 1160 году

Первые купюры представляли собой расписки, на которых указывалось, сколько денег имеется у торговца. Это были своеобразные векселя, депозитные расписки, где указывалось конкретное имя, чтобы воспользоваться ими мог только законный владелец. В Европе подобную систему независимо от Китая придумали тамплиеры для защиты добра паломников, державших путь в Святую землю, от воров. Но это случилось намного позже, лишь в XII веке.

Вилка

clip_image009

Изобретение вилок часто приписывают византийскому двору XI века, однако Китай и здесь опередил Европу. Первые костяные вилки найдены в захоронениях культуры Цицзя бронзового века (2400—1900 года до нашей эры), а также в захоронениях династии Шан (1600—1050-27 года до нашей эры). Очевидно, это был эксклюзив для правящих династий, недоступный простым смертным. Поэтому палочки, которые также относились к эпохе Шан, быстро обогнали в популярности своих «зубастых» собратьев.

Игральные карты

Создание карточных игр, как и самих карт также приписывают Китаю. По крайней мере, самое древнее упоминание о них встречается в китайском трактате IX века (эпоха династии Тан). Там рассказывается о досуге клана Вей, в который входили, в том числе, игральные листы. Этой же эпохой датируют книгу «Ецзы Гэси» о карточной игре, которая была якобы написана одной придворной дамой.

clip_image012

В своих записках китайский учёный Оуян Сю эпохи династии Сун (960—1279 года нашей эры) утверждал, что карточные игры существовали с середины эпохи династии Тан (618-907 года). Он связывал это с переходом техники китайского письма с бумажных рулонов на листы.

В Европу игральные карты попали, согласно свидетельству итальянского живописца Николо Кавеллуццо, в XVI веке из «страны Сарацин», то есть из арабских краев.

Вентилятор

В просвещённый век династии Хань, правители которой поощряли развитие искусства и технологий, появился и первый в мире кондиционер. Его изобрел китайский «мастер на все руки» Дин Хуан, который сконструировал вращающийся вентилятор для кондиционирования воздуха с семи 3-метровыми колёсами, которые приводились в движение вручную.

Подобное «чудо техники» впоследствии охлаждало специальный Прохладный зал императорского дворца в эпоху Тан (618-907 года). Он также применялся для обеспечения фонтанов водой. Естественно, наслаждаться прохладным ветерком в жаркий летний зной мог позволить себе только император и его приближенные.

Визитка

clip_image015

Первые визитки, разумеется совсем не похожие на современные, тоже родом из Древнего Китая. Упоминания о них относятся ко II-III векам до нашей эры. Китайские чиновники были обязаны носить с собой деревянные и бамбуковые карточки, на которых указывалось имя и должность. Они использовались и при захоронениях, указывая имя и статус умершего.

К сведению:

Помимо этих изобретений древнего Китая, умельцы Поднебесной подарили нашей цивилизации следующие полезности: китайский гороскоп, барабан, весло, колокол, арбалет, скрипку эрху, гонг, военные искусства «ушу», оздоровительную гимнастику цигун, лапшу, пароварку, палочки для еды, чай, использование соли, соевый сыр тофу, сброженные напитки, шелк, лак, зубную щетку из щетины, воздушного змея, газовый баллон, настольную игру Го, фарфор и многое другое…

maxpark.com

Искусство ОРИГАМИ своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага

Искусство ОРИГАМИ своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага фото

Орига?ми (яп.«сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо?льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005).

Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. При этом часто для шейпинга (shaping) сложной модели, то есть придания ей формы, или для ее консервации используется пропитка исходного листа клеевыми составами, содержащими метилцеллюлозу.

Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка — по большей части это искусство развивалось в Японии. Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан. Самураи обменивались подарками, украшенными носи, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб синто и представляли жениха и невесту.

Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии и Испании. Европейские традиции складывания из бумаги менее документированы, чем восточные, однако известно, что технология изготовления бумаги достигла арабов около 8 века н.э., Мавры принесли бумагу в Испанию около 11 века. С этого времени в Испании и с 15 века в Германии начало развиваться складывание бумаги. Как и в Японии, в Европе складывание из бумаги тоже было частью церемоний. Обычай складывать особым образом свидетельства о крещении был популярен в центральной Европе в 17-18 вв. К 17 веку в Европе существовал целый ряд традиционных моделей: Испанская Пахарита, шляпы, лодки и домики. В начале 19 века Фридрих Фрёбель сделал огромный вклад в развитие складывания из бумаги, предложив это занятие в качестве обучающего в детских садах для развития детской моторики. В 1960-х с введением в обиход системы условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта искусство оригами стало распространяться по всему миру . Примерно в те же годы получило распространение модульное оригами. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.

vilingstore.net

Изобретение бумаги

КИТАЙ.

Согласно китайским хроникам, изобретателем бумаги считается Цай Лунь – чиновник при дворе императоров Восточной династии Хань, живший во II веке нашей эры. В 105 году нашей эры он преподнёс императору бумагу, сделанную из древесной коры.

image1.png

image2.png

Изобретатель бумаги Цай Лунь.

О жизни Цай Луня известно немного. Китайские источники упоминают, что он был евнухом. Они также свидетельствуют о том, что император был очень доволен, узнав об изобретении Цай Луня. В результате он был повышен в чине, получил аристократический титул и стал богатым человеком. Позже, однако, Цай Лунь был вовлечён в дворцовые интриги, и это в конце концов привело его к гибели. Китайские источники связывают это с тем, что его имя было опорочено. Цай Лунь омыл свое тело, оделся в лучшие одежды и принял яд.

Усомниться в том, что именно Цай Лунь был изобретателем бумаги, заставила находка шведского археолога Фольке Бергмана, сделанная в марте 1931 года. Раскапывая древние поселения в низовьях реки Эдзин-гол, неподалеку от знаменитого мёртвого города Хара-хото, он нашёл в развалинах тексты, написанные с 94 по 98 годы после Рождества Xристова, на деревянных табличках и шёлковых свитках. Там же был найден и обрывок бумажного листа.

image3.png

Летом 2006 года, китайские археологи обнаружили бумажное письмо, написанное более чем за сто лет до экспериментов Цай Луня. Как выяснилось, в северо-западном Китае, на территории нынешней провинции Ганьсу, бумагу делали уже во II столетии до нашей эры.

Заслуга же Цай Луня состоит в том, что именно он обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги и открыл основной технологический принцип её производства. Метод Цай Луня позволил использовать для производства бумаги любое растительное сырьё и отходы; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, тряпьё, конопляные очёсы, паклю.

В Китае основным сырьём для производства бумаги были лубяные волокна шелковицы или тутового дерева. С них срезалась кора, которая после этого замачивалась в воде, а потом разделялась на грубый внешний слой и на более мягкий внутренний. Первый слой шёл на изготовление бумаги низшего сорта, а второй - для более тонких и дорогих сортов бумаги.

  image4.png

Рассортированные таким образом волокна луба в течение нескольких часов подвергались варке в открытых чанах с золой или с известковом молоком. Сваренный луб промывали водой, толкли в ступе до превращения в кашицу или укладывали на деревянные чурбаны или каменные плиты, где отбивали молотком с особой насечкой до тех пор, пока луб не распадался на отдельные тонкие волокна. Измельчённая масса помещалась в черпальный чан, разбавлялась водой и смешивалась с растительными соками или крахмальным клейстером. Для осаждения клея на волокна использовали кислые растительные соки, например сок незрелого винограда. Отлив листа осуществлялся при помощи черпальной формы, обтянутой снизу шелковой или джутовой тканью, либо имеющей сетку из тонких бамбуковых палочек. Мастер брал в руки сито и вычерпывал массу из бочки. Вода стекала, и на поверхности оставался ровный и тонкий слой волокнистой массы. Отлитому листу бумаги давали слегка подсохнуть на форме, а затем с помощью специальной щётки или палочки его снимали и опрокидывали на гладко полированную доску. Доски с отливками укладывали в стопу одна на другую и прижимали грузом. Вынутые из под пресса листы сушили на солнце или в тёплом помещении. Бумага, изготовленная таким способом, была лёгкой, прочной и удобной для письма.

В книге историка Фань Е, жившего в V столетии после Рождества Xристова, посвящённой Второй Ханьской династии, сохранился рассказ об изобретении бумаги: «С древнейших времён большинство книг изготовляли из бамбуковых пластинок, - пишет Фань Е. - были также книги на шёлке, который называли «чжи». Но шёлк очень дорог, а бамбук тяжёл; они неудобны для изготовления книг. Поэтому Цай Лунь и предложил изготовлять бумагу из древесной коры, конопли, тряпья и старых рыболовных сетей. В первый год периода Юань-син (т.е. в 105 г.) он сделал об этом доклад императору, который высоко оценил его способности. После этого бумагу, изготовленную таким способом, стали широко применять».

image5.png

Военачальник Мэнь Тянь (III в. до н. э.), которому приписывают изобретение кисти (справа). Ханьский чиновник Цай Лунь, который изобрёл бумагу, объясняет работнику, как её делать (слева).

Гравюры с изображением основных стадий китайского процесса изготовления бумаги:

image6.pngimage7.pngimage8.pngimage9.pngimage10.pngimage11.jpeg

Вот как описывает производство листа бумаги китайский писатель XVII века: «Крепко держа обеими руками форму, её погружают в корыто с бумажным раствором. При вынимании слой волокнистой массы оказывается на сетке. Сделать этот слой тонким или толстым - дело рук человека. Если формой зачерпывают мелко, бумага получается тонкой, если же зачерпнуть глубже - она становится толстой. Волокнистая масса плавает по сетке, а вода сбегает во все четыре стороны и насквозь. Затем форму опрокидывают, опуская бумагу на гладкую доску. Так можно уложить до 1000 листов. Потом наверх кладут другую доску и прессуют веревкой и бревном, подобно тому, как это делается при выдавливании рисового вина. Удалив влагу, листы поднимают медной иглой, чтобы поместить для просушки на раскаленную каменную печь».

image12.jpegimage13.jpeg

Бумага быстро вытеснила из обихода шёлк и бамбуковые пластинки. Кустарное производство бумаги достигло невероятных объёмов – более полутора миллионов листов в год. Помимо писчей бумаги из коры тутового дерева в Китае также изготавливали обои и туалетную бумагу из рисовой или пшеничной муки. В X веке тутовое дерево было заменено бамбуком, чьи молодые побеги долго вымачивали в воде, после чего отделенные от коры древесины волокна смешивали с известью и высушивали.

Наверх

www.rarebook-spb.ru

Древний Китай

>Древний Китай Древний Китай

> Цивилизация древнего Китая Цивилизация древнего Китая появилась за 3 тыс. лет до н. э. у реки Хуанхэ. Китайцы Хуанхэ называют «рекой, надрывающей сердце» . Считается, что основателями Китая и родоначальниками всего китайского народа были 3 небесных мудреца, которые имели нечеловеческий облик — тело змеи и лицо человека, и 5 земных императоров. Все искусства и ремесла известные в Древнем Китае были созданы тремя небесными мудрецами Шэнь-нун, Фу Си и Хуан-ди. Историки полагают, что Хуан- ди был вместе с тем и одним из пяти земных императоров. Шэнь-нун – первый в Китае вспахал землю, а самым ранним правителем и основоположником китайской цивилизации был Хуан-ди.

> Что изобрели китайцы? Бумага Компас Книгопечатание Что изобрели китайцы? Бумага Компас Книгопечатание Порох Фарфор Шёлк Чай

> Образец древней бумаги Китая В эпоху Хань (206 Образец древней бумаги Китая В эпоху Хань (206 г до н. э. – 8 г. н. э) была изобретена технология изготовления бумаги. Сначала бумагу делали из конопляных очесов, она была очень грубой и шла только на обертку. К IV веку бумага стала более дешевой и гладкой (делали ее уже из отходов ткацкой фабрики, тряпья, коры, старых рыболовных сетей).

> Бамбуковые дощечки с Китайские иероглифы Бамбуковые дощечки с Китайские иероглифы иероглифами. Бамбуковая книга Писали кисточкой и тушью. Стержень кисти делается из бамбука, а головка – из шерсти животных. До появления бумаги для письма использовали черепашьи панцири, бронза и камень, затем использовали бамбуковые дощечки. Для написания текста одного доклада требовалось до 3 тысяч таких дощечек, а несли доклад ко двору двое слуг! Более подходящим материалом для письма тушью оказалась шелковая ткань, однако шелк был слишком дорог.

>Китайцы первыми в мире стали разводить культуру чая, разработали технологию переработки чайного листа, заваривания Китайцы первыми в мире стали разводить культуру чая, разработали технологию переработки чайного листа, заваривания чая. Первый в мире капитальный труд, посвященный чаю, был написан в VIII веке Лу Юем ( в труде описана даже посуда, необходимая для чаепития). Чаепитие долго было привилегией высшей аристократической знати. Чай в качестве погребального предмета клали в могилы усопших богатых сановников.

> По легенде. Порох китайцами был По легенде. Порох китайцами был изобретен случайно. Китайские алхимики пытались создать смесь, которая даровала бы им бессмертие. Но по иронии судьбы им удалось создать то, с помощью чего легко отобрать жизнь у человека. Однако в Китае порох использовали не только на поле боя, причем мирное применение взрывчатого порошка по своему разнообразию не уступало военному. Его использовали в домашнем хозяйстве, когда травили насекомых. Медики прижигали порохом язвы и раны, а также с его помощью во время эпидемий проводилась дезинфекция. Наиболее известный, красочный и совсем уж «китайский» способ применения пороха – это фейерверки.

> Во 2 веке до н. э. китайцы научились Во 2 веке до н. э. китайцы научились изготовляли фарфор, который называют - белое золото Китая. О китайском фарфоре говорят: Белизной подобен нефриту, тонкостью - бумаге. Блеском подобен зеркалу, звонкостью --цимбалам. Секрет изготовления китайского фарфора держался в строжайшем секрете. Под угрозой смерти запрещалось выносить эту тайну за пределы страны. Лишь в 18 веке, когда развитие химии позволило европейцам определить состав загадочного вещества, секрет китайской посуды был раскрыт.

> Китайская философия - с достоянием мировой культуры. Известное изречение «Не делай Китайская философия - с достоянием мировой культуры. Известное изречение «Не делай в отношении другого то, чего не желаешь, чтобы сделали с тобой» принадлежит Конфуцию – выдающемуся просветителю, жившему в эпоху «Весны и осени» . По Конфуцию, люди должны любить своих ближних, тогда станет возможным поддержать правильные отношения между Конфуций старшими и младшими, провести четкую грань между благородным и подлым, а это (551 -479 гг до н. э. ) в свою очередь позволит поддержать устои семьи и порядок в обществе. Конфуций положил начало частным школам.

> Тутовый шелкопряд — самое распространенное Тутовый шелкопряд — самое распространенное на Земле слепое и не умеющее летать насекомое -производитель. Родина шелка – Китай. Существует легенда, что жена императора Китая Хуан Ди, 14 - летняя Си Линг Чи обнаружила уникальные свойства тутового шелкопряда, когда он случайно упал к ней в чашку горячего чая и выпустил тонкую шелковую нить. 3 тысячи лет Китай был единственным местом на земле, где умели производить шелк.

> Протяженность стены составляет: Протяженность стены составляет: 8 тысяч 851 км и 800 м Строительство Великой Китайской стены началось в 3 в. до н. э. во время правления императора Цинь Шихуана.

>Китайские земледельцы давно находили странные глиняные черепки. В 1974 г. Крестьянин Янь Джи Ван Китайские земледельцы давно находили странные глиняные черепки. В 1974 г. Крестьянин Янь Джи Ван решил выкопать на своем участке колодец. Воду он не нашел, зато обнаружил нечто другое. На глубине 5 метров он наткнулся на статую древнего воина в полный рост. Раскопки показали, что воин здесь не один. Ученые обнаружили целую армию - несколько тысяч фигур. Сомнений быть не могло. Глиняные солдаты пролежали в земле уже больше 2 000 лет с момента смерти легендарного объединителя Китая Цинь Шихуанди.

>Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди. Место раскопок в Китае Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди. Место раскопок в Китае

present5.com

дома, на фабрике, в Древнем Китае

На чем только не писало человечество! Скалы, стены пещер, деревянные, глиняные и каменные таблички, бронзовые столбы… Может быть, благодаря последним, возникла пословица про то, что не каждый топор справится с написанным. Но ни один из этих материалов не удовлетворял потребности в письменности. До тех пор, пока не изобрели бумагу.

Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае долгое время приписывали Цай Люню, императорскому сановнику. По крайней мере, это именно он первым подал императору Китая прошение о повсеместном внедрении его способа изготовления бумаги. Ученый сановник особым образом смешал пеньковые и тутовые волокна, золу, воду, матерчатые лоскуты, выложил их в форму, разровнял так, как это делали производители пергамента и папируса. Император утвердил прошение. Так и получилось, что хотя подобный материал в Китае делали задолго до прошения сановника, изобретение бумаги приписывают именно ему.

Технология изготовления бумаги совершенствовалась в каждой стране, и со временем бумага стала самым популярным, хотя не очень качественным материалом.

В 1770 году фабрикант Ватман смог создать установку, избавившую готовую бумагу от следов формы, в которой ее сушили. Через 30 лет во Франции построили первую бумагоделательную машину. С той поры бумага стала известна повсеместно и перестала быть дефицитом.

Сегодня технология изготовления бумаги отработана до мелочей и состоит из нескольких этапов.

На первом этапе подготавливают исходное сырье. Рубят сосны и ели, нарезают их на брусья, ошкуривают на специальных машинах при помощи метода сухого окаривания. Очищенные от коры брусья измельчают до состояния щепы.

Второй этап - изготовление полуфабриката. Технология изготовления бумаги подразумевает, что в древесно-масных цехах тщательно подготовленную щепу растирают на дефибрерах, превращая ее в древесную массу. В этих же цехах массу отбеливают и сгущают.

На третьем этапе древесную массу и термомеханическую массу смешивают, добавляют целлюлозу, сортируют, снова отбеливают и только после этого отправляют в машину для производства бумаги. На сетках этих машин формируется полотно, из которого прессы отжимают воду. Затем бумагу сушат в цилиндрах, делают более гладкой при помощи каландровых валов, наматывают на накатные валики, режут на нужные форматы.

Такая технология изготовления бумаги имеет только один недостаток: она сильно сокращает количество древесины на Земле.

Каждый этап промышленного изготовления бумаги имеет свое название.

  • Предварительная обработка или аккумулирование. Сырье измельчается, смешивается с наполнителями, красящими или отбеливающими веществами, поступает в накопительный мешальный бассейн, задача которого - обеспечить бесперебойную работу бумагоделательных машин.
  • Рафинирование, т.е. выравнивание структуры бумажной массы.

Сегодня некоторые страны (в частности, Япония) для сувениров изготавливают бумагу вручную. Она своеобразно выглядит, дорого стоит, но считается отличным подарком.

Мало кто знает, что изготовить бумагу можно…дома.

Домашняя технология изготовления бумаги

1. Измельчаем отработанную бумагу (салфетки, газеты и пр.), заливаем водой, взбиваем миксером, пока не получится равномерное «тесто».

2. Добавляем клей, перемешиваем, выкладываем в лоток из сетки, покрытый марлей. Отжимаем руками, выравниваем, накрываем марлей и кладем пресс.

3. Оставляем на несколько дней, постоянно переворачивая для равномерного оттока влаги.

Такая домашняя бумага не будет отличаться особой красотой, но будет вполне пригодна для сувенира, особенно сделанного детьми.

Это не единственный, но самый простой способ изготовления бумаги дома.

fb.ru


Смотрите также