Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском.
Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра.
Культ бога плодородия Аписа уходит корнями в додинастическую эпоху.
Возможно, он восходит к образу священного быка, покровителя плодородия, почитание которого было распространено практически по всему Средиземноморью.
Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля.
Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса.
На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.
Из всех священных животных Апис был наиболее почитаем. Его культ неоднократно
привлекал внимание античных авторов. Согласно Геродоту, священный бык Апис
должен быть черного окраса с особыми белыми отметинами на лбу, силуэтом грифа на
спине, иметь две кисточки на хвосте и отметку в виде жука-скарабея под языком.
Рождение быка с такими метками являло собой живое воплощение бога и было
праздником для древних египтян.
Аписа жрецы содержали при храме бога Птаха в Мемфисе,
одевали, кормили и почитали, как бога. Движения быка интерпретировались жрецами,
предсказывавшими будущее. Смерть священного быка считалась большим горем для
всех. С ним поступали так же, как с человеком: извлекали внутренности и
складывали их в канопы, тело мумифицировали и хоронили в огромном каменном
саркофаге. Гранитные саркофаги священных быков достигают веса до восьмидесяти
тонн. Все саркофаги Аписа, кроме одного, были разграблены в древности. Кроме того, быкам воздвигались статуи с солнечным диском между рогами.
При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе,
недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании.
В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор
преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили
по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.
godsbay.ru
Апис – египетский бог плодородия
Боги Древнего Египта не исполняли строго определенные функции и редко вмешивались в споры людей. Имена некоторых богов не были постоянными и зависели от времени суток и от действий, выполняемых в определенный момент.
Культ Аписа
Египетский бог плодородия носил имя Апис. Он имел облик быка. Часто между рогов изображали солнечный диск. Центр культа находился в Мемфисе. Апис считался душой бога солнца Ра и душой Птаха – бога Мемфиса. По верованиям египтян во время ритуального бега быка оплодотворялись поля. Египетский бог плодородия связывался с культом мертвых. Изображения этого бога, держащего мумию на спине, часто находили на саркофагах.
Живое олицетворение Аписа
В Мемфисе олицетворением Аписа считали черного быка с белыми метками на лбу и двумя кисточками на хвосте. Этот бык должен был иметь силуэт грифа на спине и силуэт скарабея под языком. Когда рождался такой бык, то это было большой радостью для жителей Египта. Ему отводили специальное помещение. Его одевали и кормили. Этому быку предоставляли почести, как богу. Почитали не только этого быка, но и корову, родившую его. Ей тоже предоставляли специальное помещение. Все движения быка жрецы интерпретировали и по ним строили предсказания на будущее. Когда бык умирал, то это было большим горем, по всей стране объявлялся траур. Его тело бальзамировали и помещали в саркофаг. Этот саркофаг сохранялся в специальном склепе - серапеуме. Саркофаги быков Аписов разграблялись в древности подобно склепам фараонов. Также в честь быков сооружали статуи, держащие между рогами диск Солнца. После смерти быка жрецы приступали к поискам нового Аписа. Когда его находили, то по всей стране начинались празднования. Апис не должен жить больше 25 лет. Если он доживал до этого возраста, то его нужно было низвергнуть в Нил – утопить в колодце. Каждый год во время обновления воды в Ниле отмечали праздник Аписа.
Бык Осириса
Мифы Египта говорили, что Нут (богиня неба) каждое утро преображалась в корову и рожала бычка Аписа. До вечера этот бычок становился взрослым, и богиня делала его своим мужем. Апис и Мневис посвящались Осирису, считались его быками. По верованиям жителей Египта, Апис – бык луны, а Мневис – бык солнца. При царствовании Птолемеев Апис и Осирис слились в единого бога Сераписа.
Мин – производитель урожая
Еще один египетский бог плодородия Мин считался производителем урожаев. Он изображался в виде бородатого мужчины в короне с двумя длинными перьями и со стоящим, непропорционально огромным фаллосом. В правой поднятой руке Мин держал плеть – символ власти над рабской силой. Сначала он считался богом-создателем, богом скотоводства и защитником урожаев. Позже он превратился в бога дорог, владыку пустынь и защитника путешественников. Египетский бог плодородия Мин также дарил мужчинам сексуальную силу. Главным праздником Мина был Праздник ступеней. В этот день фараон собственноручно срезал первый сноп, который принимал в свои руки бог плодородия. Египет известен многими богами, которых часто ассоциировали с фараонами.
fb.ru
Древнеегипетский священный бык Апис
4 декабря 2017 | Категория: Египет
В древнем мире поклонение быку фиксируется повсеместно. Не стал исключением и Египет, где был свой священный бык Апис. Здесь он стал самым почитаемым среди всех священных животных.
Апис – бог плодородия в облике быка
Понимание того, кем был Апис, различалось в зависимости от времени и региона. В районе Мемфиса он почитался как отдельное божество. Как бог Апис отвечал за плодородие. Ритуальный бег быка по полям символизировал просьбу об урожае и достатке.
В других областях Египта он считался животным, посвященным Птаху, Ра или Осирису. При этом его почитали в качестве живого символа одного из названых богов. К примеру, связь Аписа с Осирисом проявляется в традиции изображения на саркофагах бегущего священного быка с мумией на спине.
В некоторых районах считалось, что каждое утро, принимая облик коровы, богиня Нут рожала золотого теленка Аписа (солнечный диск), который к вечеру становился её мужем. Это верование отобразилось в многочисленных статуях быка с солнечным диском между рогами.
Поклонение ему возникло ещё в додинастическую эпоху. Такой культ был свойственен едва ли не всем цивилизациям Средиземноморья.
Как почитали Аписа?
До нашего времени дошло огромное количество изображений Аписа в живописи и скульптуре, чего нельзя сказать о ряде других священных животных. Кроме того, в древности всегда существовал конкретный бык, олицетворяющий этого египетского бога.
Когда животное умирало, жрецы начинали искать ему замену. Новый бык должен был иметь черный окрас. Допускалось наличие нескольких пятен в четко обозначенных местах. Существовало 29 примет для определения священного животного. Например, белое пятно в форме квадрата на лбу, пятно в форме полумесяца на правом боку, жук под языком и пр.
Нового священного быка отводили в Никополь, где откармливали 40 дней. Нахождение нового Аписа праздновалось во всем Египте. Согласно «Истории» Геродота, в главном храме Аписа в Мемфисе содержался не только бык, но и корова, которая произвела его на свет. Движения животного интерпретировали жрецы, предсказывающие будущее.
Считалось, что он не может жить более 25 лет (лунный период в египетском солнечном календаре), если же по прошествии этого времени бык не умирал, его топили в Ниле. В Мемфисе найдено немало каменных саркофагов для мумий быков. Некоторые из них весят по 80 тонн. Апису был посвящен отдельный праздник, который совпадал с ежегодным обновлением воды в Ниле.
С наступлением эпохи эллинизма в Древнем Египте развился культ Сераписа. В нем соединились черты египетского Аписа и антропоморфного греческого божества. Культ Сераписа просуществовал до 4 в. н. э. Последний храм египетского божества был разрушен христианами.
archeonews.ru
Апис – священный бык Египта
Развитие древнеегипетской религиозности уходит корнями в седую древность. Зачатки ее просматриваются в неолите, когда уже, как считается, существовали довольно развитые и устоявшиеся магические традиции. Последние представляли собой форму нерелигиозного мистицизма, являясь, скорее, средством манипуляцией окружающей средой. Однако позже, усложняясь, они дали начало многочисленным культам определенного религиозного характера.
Истоки культа Аписа
В Древнем Египте важную роль для экономического развития государства играло сельское хозяйство. От урожая зависела вся жизнь царства – мир, благосостояние народа и политическая обстановка. Поэтому египтяне с большой чуткостью относились к факторам обеспечения хорошего урожая. Разливы Нила, популяции насекомых и многие другие факторы в силу своей важности для процветания страны оказались втянуты в культ и в дальнейшем мифологизированы. Не последнюю роль среди них играли животные, особенно сельскохозяйственные, так как прямо или косвенно они служили источником продовольствия. Пахотный скот не был исключением. Быков широко почитали во всех городах государства, привязывая к различным богам и соотнося с различными мифами. За свою историю Египет знал несколько общегосударственных культов быков и множество локальных. Удивительную эволюцию от последних к первым демонстрирует культ небезызвестного Аписа.
Кем же был этот таинственный бык?
Первоначальное зарождение почитания Аписа относится к Мемфису – столичному городу Нижнего Царства. Божеством этого города был именно Апис. Однако влияние столичной политики и культуры вскоре обеспечило распространение его почитания по всей стране и даже за ее пределы. Известно, что в различные моменты истории перед Аписом преклонялись персидские цари и римские императоры. Для греков же это священное животное вообще стало одним из источников появления синкретического культа бога Сераписа.
Священный бык: сакральная природа и теология культа
Ведя речь о священном животном в контексте египетской религиозной традиции, нужно упомянуть, в чем именно заключалась священность того или иного животного. Ведь Апис не был только мифологической абстракцией наподобие известной небесной коровы. Напротив, он был предельно конкретизирован в лице, если можно так выразиться, определенного живого быка, для которого уставы и традиции требовали специального содержания, специального поклонения и после его смерти - специального погребения.
Итак, в первую очередь необходимо вкратце обрисовать оккультную антропологию египтян. Им, как и многим другим мистикам (а египтяне отличались глубоко мистериальным характером своей религии), было свойственно трихотомическое деление человека – на дух, душу и тело. В терминах самих египтян эти составные части человека имеют следующие названия:
1. Хат – физическое тело.
2. Следующие две части составляют душу:
Ка – так называемое двойное или двойник.
Ху – разумная душа.
3. Ба-Бай – дух.
Аналогичный "состав" человека древнеегипетскими теологами инкриминировался и их богам. Теперь можно пояснить природу сакральности Аписа. Как было сказано, это конкретная особь быка. Основанием служила вера египтян в то, что данный бык является инкарнацией Ка, то есть первой части души, бога. Какого бога - это вопрос, на который нет единого ответа. Но так или иначе, священный бык Апис - это воплощенное божество.
Генеалогия священной традиции Аписа
Теперь о генеалогии культа. Священный бык у египтян соотносился сразу с несколькими богами. Такая ситуация вполне характерна для политеистического общества или даже для полирелигиозного общества, каким был Древний Египет. Дело в том, что в Египте никогда не было единой религиозной доктрины и единого религиозного института. Египетская традиция сочетает в себе множество более и менее самостоятельных и независимых религиозных структур. Проникая в разные из них, культ Аписа обрастал различными мифами, поэтому в отношении более позднего времени можно даже условно говорить о нескольких культах Аписа.
Сегодня исторические и археологические данные позволяют уверенно соотнести раннюю форму почитания Аписа с богом Птахом. Это божественный патрон города Мемфиса. Именно с ним ассоциировался священный бык у египтян, проживающих в этом городе. Спустя время, возросла роль Мемфиса, а вместе с ним и популярность, которой пользовался этот священный бык в Египте. Позже локальный по своей природе культ стал общеегипетским. Это сказалось и на теологии культа. Влияние Аписа не обеспечило авторитет Птаха, и в дальнейшем священный бык стал почитаться как инкарнация другого бога – Осириса.
Апис: жизнь и смерть воплощенного бога
Жизнь, которую проживал священный бык, была заключена в специальном храмовом дворе – апиуме. В определенные дни в честь быка устраивались празднества (обычно совпадавшие с разливом Нила) и приносились жертвы. Существуют данные, что времени для жизни ему отводилось 25 лет, после чего быка топили. Эта цифра обычно связывается с лунным циклом египетского календаря. Однако археологические открытия в мемфисском акрополе, где захоронены десятки мумий быков, не подтверждают эту информацию.
Возвращение Осириса – новая инкарнация Аписа
Так или иначе, но египтяне верили, что после смерти действующего Аписа сущность Ка вновь воссоединяется с Ба-Баем Осириса, а затем воплощается вновь. Новую инкарнацию определяли по ряду характерных признаков (черная шерсть, ряд специфических отметин и т. д.). У некоторых авторов число таких признаков доходит до 29. Когда подходящий теленок был найден, его откармливали и отводили в Апиум, где он торжественно «вступал в должность». Так у Египта обретался новый священный бык.
fb.ru
Кто такой апис в древнем Египте. Боги древнего Египта.
А́пис (Хапис) — священный бык, считался посвящённым Птаху или Осирису. В некоторых египетских районах верили, что каждое утро богиня неба Нут принимала облик коровы и рожала телёнка (Аписа). За день телёнок вырастал в быка, а вечером становился мужем богини. Апис имел собственный храм в Мемфисе и выступал в качестве отдельного божества в этом районе.
Сначала Апис почитался в качестве олицетворения Ка Птаха, бога Мемфиса. Поскольку словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реального живого быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка. По причине того, что Апис был связан с Птахом, он считался также символом фараона.
Согласно Манефону, уже при второй египетской династии царем Кайехом был установлен культ Аписа. Одновременно с этим установился культ быка Мневиса в Гелиополе. Апис сначала был лишь живым символом Осириса, который метафорично называется «быком преисподней». Вторая династия фараонов, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, однако родом происходила из верхнеегипетского Тиниса близ Абидоса, где основным культом был культ Осириса. Этим и объясняется возвеличивание Аписа, ведь Апис посвящен Осирису. Даже Плутарх утверждал, что Апис являлся одухотворенным изображением Осириса. Одновременно и для простого народа Апис был, по словам Страбона, богом, идентичным Осирису. Хотя и Апис, и Мневис в Гелиополе были посвящены Осирису, но первый из них считался быком луны, второй — быком солнца, и первого иногда считали сыном второго. Апис почитался за то, что, как и Осирис, пребывал в очень тесном соотношении с Нилом, отвечая за пребывание в нём воды. Кроме этого, было ещё очень много примет (Элиан насчитывает их 29), которые должен был иметь Апис.
Жрецы искали быка, символизировавшего Аписа, отводили его в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Апису не разрешалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с определённого места низвергали в Нил (или топили в колодце). Когда умирал предыдущий бык, жрецы отправлялись на поиски нового. Ежегодный праздник Аписа соотносился с ежегодным обновлением воды в Ниле.
Плутарх писал, что Апис был произведен на свет светом луны; между его приметами есть изображение новой луны, месяца, да и само число 29 указывает на число дней месяца. Жрецы направлялись к Апису при восходе луны. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре. Это период, в котором через каждые 25 лет фазы луны падали на одни и те же дни. Апис обязательно должен был быть чёрным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового быка-Аписа праздновалось всем Египтом.
Источник: http://egyptian-pharaohs.net/apis.php.
кто такой апис в древнем египте
боги древнего египта апис
кто такой апис в древнем египте
Апис. священный бык, почитавшийся в Древнем Египте как земное воплощение бога Пта; культ Аписа восходит к древнейшим скотоводческим верованиям. Впоследствии представления об Аписе слились с представлениями о боге мёртвых Осирисе. С 7 в. до н.э. умерших Аписов бальзамировали и погребали в саркофагах на кладбище Серапеум (расположено близ современного Каира). Нового Аписа жрецы находили по ряду признаков: чёрная масть, белое пятно определённой формы на лбу и т. д. Центром культа Аписа был город Мемфис.
Апис — в египетской мифологии символ плодородия в образе быка.
Его внешний облик характеризовал ряд непременных признаков: черная масть, белое пятно определенной формы на лбу, нарост в форме скарабея под языком и т. п. Аписа считали ба — т. е. третьим компонентом души — бога Птаха, а впоследствии и Ра. Иногда проводилось отождествление Аписа с Атумом. Часто он изображался с солнечным диском между рогами. Апис был также связан с хтоническим культом, поэтому он считался быком Осириса. "Апис, — писал Плутарх, — должен пониматься нами как прекрасный и красивейший образ души Осириса". Иногда изображался на саркофагах с мумией на спине. В эллинистический период происходит слияние Аписа с Осирисом в образе Сераписа. При Саисской династии для Аписа в Мемфисе был возведен специальный храм — Апейон. Родившая Аписа корова тоже считалась священной. Обретение Аписа становилось общеегипетским праздником, а смерть — трауром. Убийство Аписа умалишенным персидским царем вызвало всеобщее восстание в Египте. Умершего Аписа бальзамировали и хоронили в специальном склепе. Подробные сведения о культе Аписа приводили в своих трудах Геродот, Страбон, Элиан, Диодор. Мистерии быка как символа солнца приходились на время весеннего равноденствия. С другой стороны, он являлся эмблемой элемента земли. Он также подразумевал животную природу человека. Апис — эмблема материального мира, в котором есть духовный стержень — Осирис. Он также символизировал экзотерическую доктрину, в отличие от уреуса, представлявшего эзотерический компонент учения.
Источники: Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л. 1956; Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М. 1976; Морэ А. Цари и боги Египта. М. 1914.
Ссылки по теме:Геродот (греческое Herodotos) (родился.Осирис (Озирис), в древнеегипетской миф.Птах (Пта), в египетской мифологии бог.Страбон (64/63 до нашей эры — 23/24 наш.
Случайные ссылки:Алюминий (aluminum). Легкий, серебристо.Гилас , в греческой мифологии юноша-оруж.Звукоряд , последовательность расположен.
Ссылка на эту страницу:
Источник: http://www.c-cafe.ru/words/43/4177.php
боги древнего египта апис
Апис – египетский бог плодородия
Боги Древнего Египта не исполняли строго определенные функции и редко вмешивались в споры людей. Имена некоторых богов не были постоянными и зависели от времени суток и от действий, выполняемых в определенный момент.
Египетский бог плодородия носил имя Апис. Он имел облик быка. Часто между рогов изображали солнечный диск. Центр культа находился в Мемфисе. Апис считался душой бога солнца Ра и душой Птаха – бога Мемфиса. По верованиям египтян во время ритуального бега быка оплодотворялись поля. Египетский бог плодородия связывался с культом мертвых. Изображения этого бога, держащего мумию на спине, часто находили на саркофагах.
Живое олицетворение Аписа
В Мемфисе олицетворением Аписа считали черного быка с белыми метками на лбу и двумя кисточками на хвосте. Этот бык должен был иметь силуэт грифа на спине и силуэт скарабея под языком. Когда рождался такой бык, то это было большой радостью для жителей Египта. Ему отводили специальное помещение. Его одевали и кормили. Этому быку предоставляли почести, как богу. Почитали не только этого быка, но и корову, родившую его. Ей тоже предоставляли специальное помещение. Все движения быка жрецы интерпретировали и по ним строили предсказания на будущее. Когда бык умирал, то это было большим горем, по всей стране объявлялся траур. Его тело бальзамировали и помещали в саркофаг. Этот саркофаг сохранялся в специальном склепе - серапеуме. Саркофаги быков Аписов разграблялись в древности подобно склепам фараонов. Также в честь быков сооружали статуи, держащие между рогами диск Солнца. После смерти быка жрецы приступали к поискам нового Аписа. Когда его находили, то по всей стране начинались празднования. Апис не должен жить больше 25 лет. Если он доживал до этого возраста, то его нужно было низвергнуть в Нил – утопить в колодце. Каждый год во время обновления воды в Ниле отмечали праздник Аписа.
Мифы Египта говорили, что Нут (богиня неба) каждое утро преображалась в корову и рожала бычка Аписа. До вечера этот бычок становился взрослым, и богиня делала его своим мужем. Апис и Мневис посвящались Осирису, считались его быками. По верованиям жителей Египта, Апис – бык луны, а Мневис – бык солнца. При царствовании Птолемеев Апис и Осирис слились в единого бога Сераписа.
Мин – производитель урожая
Еще один египетский бог плодородия Мин считался производителем урожаев. Он изображался в виде бородатого мужчины в короне с двумя длинными перьями и со стоящим, непропорционально огромным фаллосом. В правой поднятой руке Мин держал плеть – символ власти над рабской силой. Сначала он считался богом-создателем, богом скотоводства и защитником урожаев. Позже он превратился в бога дорог, владыку пустынь и защитника путешественников. Египетский бог плодородия Мин также дарил мужчинам сексуальную силу. Главным праздником Мина был Праздник ступеней. В этот день фараон собственноручно срезал первый сноп, который принимал в свои руки бог плодородия. Египет известен многими богами, которых часто ассоциировали с фараонами.
Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Культ бога плодородия Аписа уходит корнями в додинастическую эпоху. Возможно, он восходит к образу священного быка, покровителя плодородия, почитание которого было распространено практически по всему Средиземноморью. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.
Из всех священных животных Апис был наиболее почитаем. Его культ неоднократно привлекал внимание античных авторов. Согласно Геродоту, священный бык Апис должен быть черного окраса с особыми белыми отметинами на лбу, силуэтом грифа на спине, иметь две кисточки на хвосте и отметку в виде жука-скарабея под языком.
Рождение быка с такими метками являло собой живое воплощение бога и было праздником для древних египтян. Аписа жрецы содержали при храме бога Птаха в Мемфисе, одевали, кормили и почитали, как бога. Движения быка интерпретировались жрецами, предсказывавшими будущее. Смерть священного быка считалась большим горем для всех.
С ним поступали так же, как с человеком: извлекали внутренности и складывали их в канопы, тело мумифицировали и хоронили в огромном каменном саркофаге. Гранитные саркофаги священных быков достигают веса до восьмидесяти тонн. Все саркофаги Аписа, кроме одного, были разграблены в древности. Кроме того, быкам воздвигались статуи с солнечным диском между рогами.
При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содержания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.
Вернуться к списку Боги Древнего Египта
Вернуться к содержанию рубрики Древний Египет
www.mysterylife.ru
Апис | Боги египетской мифологии
Назад к разделу
Апис
Апис (Хапис) — священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе. Апис считался посвящённым Птаху или Осирису или же выступал в качестве отдельного божества, почитаемого в районе Мемфиса.
В некоторых отдельных районах считалось, что каждое утро богиня неба Нут принимала облик коровы и рожала телёнка (Аписа). За день телёнок вырастал в быка, а вечером становился мужем богини.
Первоначально Апис почитался в качестве воплощения и Ка Птаха, бога Мемфиса. По этой причине он считался также символом фараона. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка.
Когда умирал предыдущий бык, символизировавший Аписа, жрецы отправлялись на поиски нового. По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Аписа относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Апису не полагалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил (его топили в колодце).
По Плутарху (древнегреческий философ, биограф, моралист), Апис был произведен на свет лучом месяца; между его приметами есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. Апис должен был быть чёрным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового быка-Аписа праздновалось во всей стране.