Возникновение древней индии. Возникновение варн Древней Индии: арийское вторжение
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культурное развитие Древней Индии (стр. 1 из 3). Возникновение древней индии


Возникновение Индии | История мира

В древней Европе, а затем и во всем мире распространилось греческое название «Индия», означавшее «индская страна», «страна на Инде» (р. Инд пересекает запад страны в мериди-альном направлении и образует заметный географический ориентир) Хотя источники по изучению древней Индии огромны по объему, но содержащиеся в них данные в большинстве своем не могут быть точно датированы и локализованы. Не сохранились исторические труды или хроники, государственные, храмовые или частные архивы, а данные эпиграфики и свидетельства чужеземцев относятся к более позднему времени. Быстро развивающаяся индийская археология способна оказать только частичную помощь в воссоздании политической и социальной истории страны.

Данные археологии показывают, что Индия прошла все основные этапы истории первобытного общества, которые принято соотносить с развитием каменных орудий труда. В общих чертах проглядывается и возникновение на ее территории в III тысячелетии до н. э. одного из древнеиших очагов цивилизации, известной как индская, или протоиндскаи цивилизация. Два основных обстоятельства благоприятствовали тому, что он оказался в долине Инда: во-первых, возможность использования разливов Инда и его притоков в области с равнинным рельефом и плодородными почвами и самих рек как путей сообщения; во-вторых, близкое географическое положение долины к еще более древним центрам восточной цивилизации, особенно к Шумеру и Эламу, Этим последним обстоятельством и объясняется тот факт, что если в Индии переход от добывающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящему (земледелие, животноводство) начался на 3—4 тыс. лет позднее, чем в странах Ближнего Востока, то цивилизация возникла только на несколько веков позднее по сравнению с тем же Шумером.

Впервые земледельческие неолитические поселения возникают в V тысячелетии до н. э. в невысоких горных районах, окаймляющих долину Инда с севера и запада. С переходом к энеолиту активность земледельческих племен усиливается, а в IV—III тысячелетиях до н. э. они приступают к решению ранее непосильной для них задачи — освоению обширных равнин в долине Инда.

Расцвет Индской цивилизации совпадает с существованием типа материальной культуры, который археологи называют культурой Хараппы, существовавшей в XXVI—XVI вв. до н. э. на территории нынешнего Пакистана и западных территорий Республики Индии. Единообразие ее на столь большой территории позволяет предполагать наличие у поселений культуры Хараппы постоянных экономических, а может быть, и политических связей.

К настоящему времени обнаружены развалины свыше 300 поселений культуры Хараппы, но основательно изучено менее десяти наиболее крупных поселений городского типа. Некоторые1 из них (Хараппа, Мохенджо-Даро), судя по размерам занимаемой ими территории (до 2,5 кв. км), могли иметь население во много десятков тысяч человек, другие же—несколько тысяч. Город обычно был окружен стеной, где находилась и цитадель. Лучше всего известна цитадель в Мохенджо-Даро, которая включала следующие сооружения: огромное здание (230X170 м), вероятно дворцовое; другое, такое же большое, вполне возможно, было крытым рынком; зернохранилище, бассейн (скорее всего для ритуальных омовений). В Хараппе примечательно огромное зернохранилище (60X46 м), рассчитанное на одновременное хранение многих сотен тонн зерна. Здесь же находились площадки для помола зерна и жилые помещения для работников. В г. Дотхале (Гуджарат) обнаружен большой прямоугольный бассейн (219×37 м), соединенный каналом с рекой, впадающей в море. Возможно, здесь размещалась верфь.

history-of-world.ru

Древняя Индия, Возникновение государства - История государства и права зарубежных стран

1 Возникновение государства

Сразу следует оговориться, что государства"Древняя. Индия"никогда не существовало (как было, например, государства"Древняя. Греция"), но были государства в. Древней. Индии:. Магадха,. Кошала,. Империя. Маурьев. Гуптов,. Делийский султанат,. Империя. Великих. Моголов и др.. Некоторые из этих государств, например. Империя. Маурьев в правление императора. Ашоки, охватывали почти всю. Индию. И все же о государстве и праве. Старод авньои. Индии можно говорить. Изменяя одна другую, меняя династии (нанду,. Маурьев,. Великих. Моголов), то увеличиваясь, то распадаясь, эти государства неизменно сохраняли ту"материю", из которой они строили ся (социальную структуру - кастовое устройство, религию - индуизм, это неписаное конституцию всей жизни, а также систему управления и сельскую общину, которая жила по своим законамаду, яка жила за своїми законами).

Первые сведения об. Индии греки получили от. Персидского царства, которое по. Киром II и. Дарием. И расширилось до. Инда. В 500 г до не. Скиларх с. Карианды по поручению. Дария совершил экспедицию вниз по течению. Инда и через. Индийский океан к. Красному морю. Его сообщение послужили источником для. Гекатея и. Геродота. Сведения об. Индии были расширены в результате похода. Александра. Македонского. Йог в войска достигли. Пенджаба и, спустившись. Индом, а затем морским путем достигли. Евфрата, в то время как остальные войск двигалась сушей. По правления первых. Селевкидов и. Птолемеев были отправлены посольст ва. Мегасфена, демах и. Дионисия в. Паталипутра к. Чандрагупты и. Амитрагатітрагати.

Долгое время считалось, что государственность в. Индии возникла с приходом туда многочисленных племен скотоводов-завоевателей - ариев. Однако уже в начале XX века (1922 г) в долине реки. Инд при раскопках. Махенджо о-Даро ("холм мертвых") были найдены остатки доарийской высоко развитой цивилизации, получившей название. Харапи. ИСК. Исследования показали, что эта цивилизация, которая должна единство, охватывала широкие р. Айон. Индии, превосходя по своим размерам цивилизации. Нила (Египет),. Тигра и. Евфрата (Вавилон) вместе взятые. Цивилизация существовала примерно с середины III тысячелетия до н.э и до XVII-Хуи веков д о н е (датировка при помощи радиоуглеродного метода показало, что. Хараппская цивилизация существовала с 2400 до 1700 лет до н е1700 років до н. е.).

Расовый состав населения. Хараппы смешанный. Наряду с австралоидных-негроидной типом были представлены средиземноморский и альпийский типа. В ней существовали различные религиозные культы. Смешение рас и религий й в одном регионе показывает, что цивилизация не была замкнутой и имела торговые контакты с соседними народами, особенно с народами. Месопотамии. Изучение остатков материальной культуры показало, щ в эта культура принадлежала высокоразвитом народу, который строил хорошо спланированные города и села, занимался ремеслом и земледелием, скотоводством, торговлей, искусством, имел свою письменностьість.

В городах дома возводились из обожженного кирпича (высокий показатель цивилизации!),. Керамических материалов (канализационные трубы). Города были хорошо спланированы. Улицы в них были прямыми, прокладывались с севера на юг. Возводились двух-и трехэтажные дома. Город окружали крепостные стены высотой более 15 м и шириной у основания до 12 м, выложены кирпичом, с многочисленными башнями. Все это говорит о хорошо орг анизовану государство такого же типа, как. Египет и. Вавилон. Спорным является вопрос о причинах гибели этой цивилизации. Предполагается, что ее разрушили завоеватели - арии, однако отсутствуют следы боев, пожаров и др.. Скорее всего, цивилизация по непонятным причинам исчезла еще до прихода ариев, как это произошло, например, с городами-государствами майя в доколумбовой. Америке. Америці.

Арийская история. Индии начинается с середины II тысячелетия до н э. Сами арии является большим ответвлением индоевропейского этнического общества, которое дало впоследствии начало индусам, хеттам, грекам, персам м, скифам и многим другим народам. Историко-лингвистический анализ свидетельствует о том, что все перечисленные народы имели своим общим происхождением древней индоевропейской языковой группе, родиной которой по последней версии, были в VI-V тысячелетии до н.э северные нагорья. Ирана (В. Иванов,. Т. Гамкрелидзе). Лингвистический анализ языков древних хеттов, иранцев, индусов, греков, римлян, германцев, славян т ощо показывает, что эти языки происходят из единого древнего источника. Так, очень похожим есть пантеон древних богов иранцев, славян, индийских ариев, которые разговаривали на санскрите (это лишний раз подтверждает единство истории рода человеческогоюдського).

Интересно сопоставить язык ариев - санскрит и язык славян. Сходство поразительное:

Санскрит

Славянская

агни

огонь

ваю

ветер (дует)

вар

вода (варить)

раса

роса

Датта

дать, давать

веди

знания, ведать

дварос

двор

дамос

дом

менсис

месяц

Васана

весна

тапас

тепло

скамбха

лава (рус скамья)

ришта

решето

ратайштар

пахарь (воин)

Сута

сутки (рус сутки)

д ж мана

знания

паса

скот (ср. пастух, пастбище)

Таких словесных пар можно привести сотни. С приходом в долины. И иду и. Ганга евреев, вплоть до V века до н.э в. Индии существовало много государств, которые воевали между собой. Этот период отражен в эпических поэмах х"Махабхарата"и"Рамаяна", а также в древних индийских"Ведах"К середине первого тысячелетия в долине. Ганга сформировалось 16 государств с аристократическими формами правления, избранными"царями"- р. Аджами. Необходимость внутренней консолидации учитывая экспансию. Персидской державы. Ахеменидов способствовала возникновению в V веке до н.э в долине. Ганга двух великих держав -. Магадхи и. Кошала, которые суп ерничалы между собой. В начале V века до н.э царем. Аджаташатру победила. Магадха, которая в IV веке до н.э стала ядром империи. Нанда, которая объединила все государства долины. Ганга. По древнейшими ис реламы - пу-ранами, презрительно отзывались о династии. Нанда, последние были выходцами из варны шудр. Правитель. Магадхи. Уграсена был сыном цирюльника. Вероятно, он опирался на какой-то сильный обще ький движение, что позволило ему свергнуть царя. Магадхи. Шайшунага из династии. Нанда и расправиться с аристократами кшатриями. В пуранах. Уи расенами назывался"истребителем кшатриев"Он создал сильное государство. Д осить сказать, что когда. Александр. Македонский хотел вторгнуться на территорию. Магадхи,. Уграсена выставил против него армию, которая состояла из 200 тысяч человек пехоты 80 000 конницы, 6 тысяч боевых с лонив. Македонский не решился атаковать войско. Уирасены и был вынужден покинуть. Индию дальнейшем история. Магадхи связана с деятельностью основателя династии. Маурьев. Чандрагупта. Маурья ' пов'язана із діяльністю засновника династії. Маур'ів. Чандрагуптою. Маур'я.

Чандрагупта. Маурья - правитель. Северной. Индии (правил примерно в 322-300 годах до н.э., по другим данным - в 314 2 () 2 годах до н.э). Согласно буддийским источником он происходил от кшафинського рода. Мор рия ^ но есть сведения, что он служил у правителя. Магадхи. Уграсены но потом поссорился с царем и убежал к северо-западу, где примкнул к. Александра. Македонского и подводил его на поход против. И. ИандиІандів.

После ухода. Александра. Македонского в 325 году до н.э из. Индии. Чандрагупта возглавил борьбу против греко-македоннив ??и укрепился на северо-западе. Индии, а в 317 году до н.э сбросил с престола сына. Уграсены. Дхана. Нанда, воцарился в. Пат а и и внутри. Около 305 года до не одержал победу (за 500 слонов) над частью. Афганистана и. Ирана. Именно от. Селевка 1 до. Чандрагупты было отправлено во главе с греком. Мегасфен, который оставил большой описание. Индии, - ценнейший источник сведений о ее истории. После. Чандрагупты. Маурья правил его сын. Биндусары (293268 годы до н.э), а затем внук. Чандрагупты - император. Ашока (268-231 годы до н э), в правление которого империя. М аур"ел достигла наивысшего расцвета и могуществазквіту та могутності.

uchebnikirus.com

Возникновение варн Древней Индии: арийское вторжение

Прочтенные книги на тему варн и истории древней Индии натолкнули меня на некоторые размышления об возникновении этих сословий в связи с теорией арийского вторжения в Индию.Как известно существуют 2 теории относительно арийцев или ария в древнейшие времена: 1. Арийцы всегда жили в Индии с самых древних времен, и индийская культура развивалась поступательно в лоне изначальной ведической.

2. В древние времена племена ариев пришли в Индию, завоевали коренное население и стали насаждать свою культуру, религию и социальную структуру.

Я не профессиональный индолог и не историк, а любитель, поэтому к арийскому вторжению никак не относилась, просто знала об этой гипотезе развития индийской цивилизации. Но сквозь призму варн и каст в древней Индии теория арийского вторжения приобретает, на мой взгляд, довольно убедительные черты.

Появляются 4 сословия - варны

возникновение 4 варн в древней индии1. брахманы (брамины), жреческое меньшинство, 2. кшатрии (кшатрия) - воины, которых больше, чем браминов,3. купцы вайшьи (вайшии), которых тоже больше, чем жрецов, потому что они должны обеспечивать все 3 верхних касты одеждой и провиантом 4. шудры - самая большая часть населения древней Индии, именно они кормильцы всей оравы высших каст, они работают на самых тяжелых работах, возделывая землю и разводя скот, и прислуживают хозяевам жизни, обеспечивая их комфортное существование своим трудом.

Если древняя Индия была завоевана, то это сделали именно солдаты - кшатрии, и с собой они привели 2 других касты, которые обеспечивали их ритуально и изготавливали для них одежду, вооружение, предметы быта.Работяг воины за собой не таскают обычно, они есть на любой земле, и если их завоевать, то они будут работать на победителей.

И эти 3 пришлых касты стали называть себя двиджа - дваждырожденными, чтобы отделить от всех остальных. Только дважды-рожденные настоящие "арии", то есть "благородные", они имели право на изучение священных Вед, шудры к тайному знанию не допускались.

Положение шудр в системе варн

С населением, пусть и покоренным необходимо считаться, потому что именно это население обеспечивает средствами для жизни, поэтому шудры стали считаться ногами Пуруши. Они хоть и чужаки, недостойны посвящения в древние арийские мистерии, но все таки они необходимы и отвергать их нельзя. Поэтому шудр признают низшей, 4 варной и окультуривают, приобщая к арийской общности, давая им знания Пуран, к которым кстати допускались и женщины. Первоначально в древности шудры могли носить и священный шнур - упавита, он просто отличался по цвету, в древней Индии женщины тоже носили священный шнур.

Шудр иногда называют дасами, дас - это раб. Тут есть повод предположить, что шудры - дасы - это пленники, захваченные на поле боя.Ан, нет, для иностранцев - иноверцев есть специальное слово "млеччха" - чужаки, чужеземцы. А шудры - это свои порабощенные народы, и им все таки находится место хоть и в 4 варне. А вот иностранцы млеччхи - яркий пример неприкасаемых в полном смысле слова, они не чтут Веды, не совершают ритуалов, не имеют понятия ни о каких святынях и вообще никакого отношения к ариям не имеют, поэтому в структуру общества древней Индии совершенно не вписываются, а значит с ними считаться не стоит.

И если высшие касты древней Индии эндогамны, то весьма условно - брамин может взять в жены кшатрийку, а вот на шудрянке жениться позор, а потом и полный запрет на любое общение, на индонете есть статья о нормативном закреплении каст в законах Ману, это случилось приблизительно на рубеже нашей эры.И принятие еды и воды от шудры тоже запрещено, от шудры можно принять только сырой рис, ну правильно, он же этот рис выращивает, а вот вареный и жаренный рис уже категорически нельзя.Почему? Не из соображений ли безопасности? И в память о том, что завоеванные шудры могли и отравить своих арийских хозяев.Безусловно запрет этот имеет характер чисто ритуальный, но любой обычай основан все таки на опыте. Вспомним запрет на свинину у иудеев и мусульман, почему им нельзя есть свинину? Очевидно потому, что евреи и арабы живут в очень жарком климате, а свинина жирная, а жир моментально портится на жаре, и поедание такого мяса приведет к тяжелому отравлению. Очень долго объяснять законы природы каждому - проще ввести ритуальное табу и поставить точку, не положено и все.

Вот и получается, что некие арии делятся на высшие и низшие варны-касты, а кроме них существуют иноземцы- не арии, которых называют также дасью, то есть вообще разбойник.А почему люди древней Индии так разделились на дважды-рожденных и простых смертных? Может быть потому, что первые были носителями культуры, а вторые имели собственную и только постигали азы арийской. Что вполне соответствует теории вторжения.И почему иностранцы не попали в 4 варну к шудрам? Потому, что, возможно, они пришельцы, прибывшие в Индию после арийцев, которые уже установили свое господство. Они чужие и для аборигенов и для ария. Поэтому им вообще не обязательно предоставлять даже минимальные права. И это тоже укладывается в предположение об арийском вторжении, по крайней мере не противоречит, на мой взгляд.

Безусловно, это всего лишь мои размышления на тему, ни на что большее я не претендую, но буду рада, если на индонете найдется заинтересованный собеседник или оппонент.

Автор или источник : 

achadidi специально для читателей indonet.ru

indonet.ru

Культурное развитие Древней Индии

Содержание

Введение

Религия Древней Индии

Философские направления в Древней Индии

Литературные памятники

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Математика, астрономия, медицина Древней Индии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одна из центральных проблем понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания настоящего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа таких, как йога, наставления в практике повседневной жизни.

Религия Древней Индии

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях — литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм. Корни этой религии уходят в глубокую древность.

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем “Ригведы” и других ведийских сборников (самхит).

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть. Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, то есть появление первой религии.

Индуизм

В индуизме на первый план выдвигается бог — творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма — это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он — каратель неверных и грешников. Вишну — это бог охранитель; Шиву — бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в I веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны снискал такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды — результат включения в индуизм буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

«Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

Буддизм

Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт. Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во II-I вв. до н.э. В III-Iвв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические "обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философией буддизма". Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении. Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду - форма религиозного поведения - бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве-существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда, и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего, усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

Разделение Буддизма на две ветви: Хинаяну (“малая повозка”) и Махаяну (“большая повозка”) было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но скрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Человек, живущий в мире сансары, должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма - важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха - норм практического поведения; Кама - ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым - таковы нравственные ориентиры древней индии.

mirznanii.com


Смотрите также