Вещественные источники - это что? Вещественные источники истории. Вещественные источники: примеры. Древние источники информации
История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее)
Разделы: Организация школьной библиотеки
Цели урока: расширить знания об истории
создания основных источников информации в
прошлом (глиняные таблички, папирус, пергамент).
Дать представления о библиотеках древнего
мира.
Современного человека кроме книг окружает
множество других источников информации.
Различные носители информации входят в жизнь
каждого из нас и становятся постоянными
спутниками. Людям потребовалось много
тысячелетий, чтобы изготовить нечто похожее на
современную книгу.
В разных странах древнего мира люди записывали
свои знания на различные материалы. Глиняные
таблички с клинописью так и хочется назвать
страничками древнейших книг. В Лондонском
Британском музее храниться 27 тысяч табличек, их
возраст – от двух до пяти тысяч лет. Археологи и
по сей день находят их при раскопках древних
городов Шумера, Ассирии, Вавилона в Месопотамии
– долине между реками Тигр и Евфрат на
территории современного Ирака. Таблички из
коллекции Британского музея были обнаружены в
середине 19 века английскими археологами О.Лейард
и Х.Рассам во время раскопок Ниневеи – столицы
ассирийского царя Ашшурбанипала, правившего в VII
веке до н.э.
Производя раскопки, археологи нашли место, где
пол был устлан толстым слоем (полметра!) битого
кирпича. Однако о том, что это таблички, учёные
поначалу и не подозревали, принимая таинственные
значки на плитах за узор.
Глиняные таблички
Несколько
тысячелетий тому назад жители Вавилона, Шумера и
Ассирии использовали для записи информации
сырую глину. Изготавливали глиняные таблички и
на этих табличках они делали записи, которые
хотели сохранить. Глина стала “писчим
материалом”.
С помощью заострённых палочек выдавливали на
ещё сырой глине этих табличек клинообразные
знаки, или клинопись. Для лучшей сохранности
табличек их обжигали на огне, тогда они
приобретали прочность камня. Иногда записи были
длинными и занимали много глиняных табличек.
Каждая такая книга состояла из десятков или даже
сотен глиняных “страниц” уложенных в
деревянные ящики. Во всех больших городах
Вавилона, Шумера и Ассирии при храмах
существовали школы и библиотеки, где хранились
“книги с глиняными страницами”. Книги эти были
самого разнообразного содержания: религиозные,
литературные, по медицине, математике, сельскому
хозяйству и мн.др.
Библиотека царя Ашшурбанипала
Много
было интересных “глиняных” книг в библиотеках
древнего междуречья, но не было ни одной такой
большой и богатой, как библиотека царя
Ашшурбанипала в его Ниневейском дворце. Этот
царь две с половиной тысячи лет назад собрал в
своей столице Ниневии большую библиотеку. В ней
собраны сотни глиняных книг. Они состояли из
многих “листов” – табличек одинакового
размера.
Сам Ашшурбанипал учился в школе при храме и по
тем временам был очень образованным человеком:
умел читать древние надписи и понимал таблички,
написанные на других языках. Поэтому
Ашшурбанипал так любил книги и собирал в своём
дворце большую библиотеку. Он собирал её в прямом
смысле слова: рассылал в разные города
Месопотамии опытных писцов. Каждая группа
отправлялась в какую-нибудь большую библиотеку
– “дом табличек” при храмах. Там они выбирали
самые интересные книги и тщательно списывали
весь текст.
Во дворце были выбраны две большие комнаты, в
которых до самого потолка стояли ящики с
“книгами”. Царь дорожил ими и боялся поставить
их внизу, где от сырости таблички могли
размокнуть и погибнуть. Часто содержание поэмы
или другого произведения не помещалось на одной
табличке. Тогда на другой писали продолжение,
получалось несколько глиняных
табличек–“страниц”. Эти страницы нельзя было
склеить в один свиток, как египетский папирус. Их
клали в один ящик. Но всегда могли случайно
рассыпаться таблички и смешаться с другими. Из-за
этого можно было легко спутать книги, и тогда
самые учёные жрецы с трудом бы во всём
разобрались. Для того, что бы этого не произошло,
на каждой странице делали специальные пометки.
В
библиотеке Ашшурбанипала насчитывалось много
учебников: грамматика шумерского языка с
объяснениями различных правил для перевода их на
вавилонский язык, словари иностранных слов,
списки слов, которые заучивали на память. Это
списки растений, животных, географических
названий и т.п. Здесь были произведения
лирической поэзии, исторические хроники,
астрономические наблюдения и математические
труды. Когда таблички попадали в царскую
библиотеку, на них выдавливали штамп –
“Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя
Ассирии” – совсем так, как в наших
библиотеках ставят на книгах печать библиотеки.
Затем вновь полученные таблички ставили на место
в ящики и составляли каталог книг.
Ящики стояли по разделам и к ним прикрепляли
табличку с названиями отдела. В одних лежали
таблички с учебниками по языку и грамматике, а в
других – по математике. Отдельно помещали
таблички с гимнами и молитвами, сказаниями и
легендами. Были разделы по медицине, по
минералам, по различным производствам и т.д.
Многие книги были представлены в библиотеке в
нескольких экземплярах, некоторые – в
пяти-шести.
Ашшурбанипал
являлся одним из самых образованных людей того
времени. Но, несмотря на это, царь был таким
жестоким и беспощадным, как его отец и дед.
Однажды в одном из походов он захватил в плен
четырёх царей покорённых им стран. Возвратившись
в Ниневию, Ашшурбанипал велел впрячь их в
колесницу и, сев в неё, проехал по всей столице.
После этого эти четыре царя были посажены в
клетку, которая стояла у ворот дворца.
Ашшурбанипал был последним ассирийским царём,
перед которым трепетали покоренные народы. После
смерти Ашшурбанипала подвластные Ассирии страны
восстали и начали войну.
Судьба Ниневии – столицы Ассирии известна. Под
натиском вражеских армий город пал. В 612 году до
н.э. вавилонские войска ворвались в Ниневию,
город подвергся полному разрушению: “Несётся
конница, сверкают мечи, блестят копья; убитых
множество… Разграблена, опустошена и разорена
Ниневия”, – писал древний историк. Пожар,
бушевавший после этого много дней, завершил
разрушения, а пески пустыни засыпали оставшиеся
руины.
Значение библиотеки Ашшурбанипала в том, что
это, по существу подлинное собрание культурных
достижений народов Древнего Востока.
Папирус
В соседнем с Ассирией Египетском царстве
материал для письма делали из речного растения. В
Древнем Египте папирус считался “царском
растением” со времени Птолемеев. С начала III
века до н.э. на него введена царская монополия.
Папирус продавали во многие страны Древнего
мира.
Папирус
– речной тростник с высоким и толстым
стволом.
Стебель растения разделяли иглой на тонкие
узкие полоски. Эти полоски приклеивали одну к
другой так, чтобы получалась целая страничка. На
полученный таким образом слой накладывался
другой слой, полосы, которого располагались
поперечно полосам первого. Оба слоя сильно
сдавливали, а затем высушивали. Оставшиеся
неровности полировались пемзой. За счет
смолистых веществ получался однородный прочный
материал светло – желтого цвета, со временем он
темнел и терял эластичность, становясь хрупким и
ломким. Сделанный из папируса лист нельзя было
складывать или перегибать. Страницы склеивались
в длину и свёртывались в свитки, длина которых
могла достигать нескольких десятков метров.
Длинные ленты наматывались на палочку с ручкой,
получались свитки, на которые переписывали книги
и документы. Читали свиток таким образом: левой
рукой держали палочку за фигурный конец, а правой
разворачивали перед глазами текст. Свёрнутые
свитки аккуратно укладывали в ящик с ремнями и
носили за спиной. Как материал для письма папирус
был изобретён примерно в начале третьего
тысячелетия до н.э. и использовался вплоть до
VIII–IX века н.э. Египетское слово “папирус” с тех
пор в ряде европейских языков обозначает бумага. (нем.
Papier, франц. papier, англ. paper восходит к
древнегреческому — paўpyros).
Это интересно:
Из дошедших до нас
папирусных свитков самым большим считается так
называемый папирус Гарриса (по имени его
первооткрывателя), хранящийся ныне в Британском
музее. Его длина превышает 40 метров, а ширина
составляет 43 сантиметра. Подавляющая часть
папирусов была не столь крупных размеров.
Александрийская библиотека
Известнейшая
библиотека древности была основана при
Александрийском мусейоне (храм или святилище) –
одна из главных научных и культурных центров
античного мира. В Египте библиотеки создавались
в храмах, о них заботились жрецы. Книги имели
форму рулонов, сделанных из папируса. Самая
знаменитая библиотека древнейших времён была
собрана в г. Александрии в Египте. Она была
образована в 300 году до н.э.
Хозяева библиотеки Египетские цари
Птолемеи приобретали все литературные
произведения, которые только существовали.
Оригинальные рукописи, заботливо собранные и
закупленные на юге Европы, на средиземноморских
островах, в Северной Африке и Западной Азии.
Это интересно: любопытный
эпизод, свидетельствующий о книжных
пристрастиях ещё в древнейшие времена. Фараон
Птолемей III, создавший Александрийскую
библиотеку, решил пополнить её произведениями
знаменитых греков. Но поскольку книг этих
достать не удалось. Фараон решил снять копии. Для
чего запросил из г. Афины Древняя Греция редкие
рукописи на копирование. За каждую книгу был
выплачен залог золотыми монетами (1 книга – 15
монет). Однако любовь египетского фараона к
старинным рукописям была так велика, что
Птолемей III пожертвовал золотом, рукописи
передал в Александрийскую библиотеку, а афинянам
отправил копии. Попытки греков возвратить
рукописи так ни к чему не привели. Это были первые
попытки собрать всю греческую литературу.
Для библиотеки было выстроено специальное
здание в одном из лучших районов Александрии. Оно
имело форму прямоугольника, и было украшено со
всех сторон рядами изящных колонн, между
которыми стояли статуи выдающихся писателей и
учёных. Вход вел в большой облицованный белым
мрамором зал. Здесь были расставлены столы для
чтения и письма, а подле них удобные кресла и ложа
(знатные греки любили возлежать за столом на
мягких ложах). За этим залом этим залом
находилось огромное хранилище свитков и
служебные помещения – комната главного
хранителя библиотеки, его помощников и
переводчиков. Она содержала, по крайней мере, 700
000 папирусных свитков, которые были занесены
в каталог и полностью систематизированы –
совсем как в современных библиотеках.
Это интересно:
любопытно, что в
Александрии действовал своеобразный закон,
согласно которому все рукописи, обнаруженные на
кораблях, прибывавших в александрийскую гавань,
должны были обязательно направляться в
библиотеку для переписывания. В Александрийской
библиотеке едва ли не впервые в истории
человечества оказались собраны литературные
памятники многих народов Ближнего Востока.
Здесь не только собирали литературные и
научные произведения, но и создавали новые труды;
лучшие грамматики и поэты переводили выдающиеся
творения писателей разных стран и народов. Кроме
того, в Александрийской библиотеке впервые в
истории книги был составлен каталог, в котором
можно было найти сведения о каждом хранившемся в
нем произведении. Понятно, что Александрийская
библиотека привлекала многих учёных древности. С
её книгами работали математики Архимед, Евклид и
Эратосфен, механики Аристарх Самосский и Герон
Александрийский, астроном Клавдий Птолемей и мн.
др.
В
Александрийской библиотеке возникла совсем
новая наука. Классификация –
распределение сотен тысяч различных сочинений
по разделам и составление каталога с
обозначением автора и названия каждой книги.
Каталог Александрийской библиотеки состоял из
120 книг – ста двадцати папирусных свитков.
Автором каталога был учёный Каллимах, который
сам переписывал, то есть скопировал около
восьмисот поэтических и исторических
произведений. Первоначально каталог
Александрийской библиотеки буквально назывался “Таблицы
тех, кто прославился во всех областях знаний, и
того, что они написали”.
Судьба Александрийской библиотеки трагична.
Она просуществовала в своём первоначальном виде
около 200 лет. В 48 году до н.э., когда войска Юлия
Цезаря ворвались в Александрию и вступили в
ожесточённую борьбу с населением города, возник
пожар. Часть библиотеки погибла в огне. Много
свитков Цезарь отправил в Рим, но корабль со
свитками затонул. Пострадала библиотека во время
гражданской войны в Египте в III веке. Остатки
замечательного собрания древней литературы были
уничтожены в VII веке н.э. войсками турецкого
султана, захватившими Египет. Когда султану
доложили о существовании этой библиотеки, он
сказал: “Если эти книги повторяют Коран, то
они не нужны, если нет – то они вредны”. И
бесценное собрание было уничтожено.
Пергамент
Наряду с
папирусом распространение в Древнем мире
получил материал сделанный из шкур молодых
животных – телят, коз, овец, кроликов. В древнем
Пергаме в III веке до н.э. (государстве на
полуострове Малая Азия, современная Сирия) и
придуман этот материал для письма. Назван он был пергаментом,
по наименованию места, где был изобретён. Этому
материалу была суждена долгая жизнь. В мировой
истории малоазиатский город Пергам прославился
изобретением пергамента – особым образом
обработанную телячью кожи.
Способ изготовления пергамента был
довольно сложен. Шкуру животных тщательно
промывали и вымачивали в золе, затем очищали от
остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на
рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно
скоблили, придавали ей ровную поверхность
(иногда для отбеливания применяли известь). Из
шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный
материал – пергамент. На нём можно было писать с
обеих сторон.
Пергамент
был дороже, чем папирус, зато более универсален и
долговечен. В начале из пергамента приготовляли
свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили,
что в отличие от папируса он легко записывается с
обеих сторон. Книги из пергамента стали похожи на
современные.
Производство книг из пергамента.
Нарезанные листы пергамента сгибались в
определённом порядке. По-гречески лист в четыре
сложения “тетра” – именуется тетрадь. Из
тетрадей по шестнадцать и по тридцать две
страницы формировался том – книжный блок любого
формата. Тетради сшивались вместе и заключались
в деревянные крышки. По форме они уже тогда
напоминали книгу, к которой мы привыкли. Так
“Пергамская бумага” окончательно победила
папирус.
Книги из пергамента писались и рисовались
искусными писцами и художниками, каждая такая
книга была настоящим произведением искусства.
Обложки таких книг покрывались золотом,
серебром, драгоценными камнями и стоили очень
дорого. Такие книги в древних библиотеках, чтобы
их не крали приковывались к полкам цепями.
Пергамская библиотека
Массовое производство пергамента началось в г.
Пергаме для нужд Пергамской библиотеки, он был
дороже папируса и использовался для более
дорогих изданий. На нём можно было делать
иллюстрации.
Римский
учёный и писатель Плиний Старший сообщал, что
изобретение пергамента стало результатом
соперничества в собрании книг между царём
Египта Птолемеем и царём Пергама Евменом
II. Желая помешать своему сопернику приобретать
книги для библиотеки, Птолемей запретил вывоз
папируса, единственного писчего материала, из
Египта. Правителю Пергама пришлось срочно искать
другой материал для изготовления и
переписывания книг, способный заменить
привычный папирус. При нём и была создана
библиотека, уступавшая по своим размерам только
Александрийской. В ней имелось хранилище
рукописей, Большой и малый читальный зал. В
мраморных стенах устроены выложенные кедром
ниши. Книги были самые разнообразные, но больше
всего – медицинских. Пергам считался центром
медицинской науки, здесь в своё время лечил
больных знаменитый врач Гален. При библиотеке
были переписчики, переводчики, люди, следившие за
сохранностью рукописей.
Очевидно, что изобретение нового писчего
материала явилось следствием длительных поисков
наилучшей формы для книги и более долговечных и
удобных материалов для письма.
Евмен II, гордившийся появлением в его царстве
нового типа материала для письма, и не
подозревал, какое распространение получит
пергамент уже в ближайшие века. Не мог он
предвидеть и то, что именно египетской царице
Клеопатре, правившей на родине папируса
незадолго до наступления новой эры (31 год до н.э.),
римлянин Марк Антоний щедро подарит несколько
тысяч пергаментных книг (доставшейся ему в
качестве военного трофея) из Пергамской
библиотеки.
Пергамцы пытались восстановить библиотеку, но
былого величия её достичь не смогли.
Список используемой литературы
.
1. Бергер А.К. Александрийская библиотека.// Из
истории человеческого общества: Детская
энциклопедия том 8.– М: Педагогика,1975. С.81–82.
2. Глухов А. Из глубины веков: Очерки о древних
библиотеках мира.– М: Книга, 1971. 112 с.
3. Данталов М.А. Библиотека царя Ашшурбанипала.//
Из истории человеческого общества: Детская
энциклопедия том 8.– М: Педагогика,1975. С.36–38.
4. История книги./под редакцией А.А.Говорова,
Т.Г.Куприяновой. – М: Светотон, 2001. 400 с.
5. Малов В.И. Книга. – М: Слово, 2002. 48 с. – (Что есть
что)
6. Павлов И.П. Про твою книгу. – М: Просвещение,
1991. 113 с. – (Знай и умей).
7. Ратке И. История письменности. Выпуск 4. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 20 с.
8. Рубинштейн Р.И. О чём рассказывают памятники
древнего Востока: Книга для чтения. – М:
Просвещение,1964. 184 с.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Персональный сайт - Древние источники информации
Славяно-Арийскiя Вѣды. Пять книг.
информация с сайта Белый Путь http://swa.inglia.net/slavyano-arijskie-vedy/
Том первый. Сантии Веды Перуна.
Описание:Понимание великой сути Древней Мудрости, сокрытой в “Саньтиях Веды Перуна” и“Саге об Инглиингах” дано лишь тем, кто сердце своё открывает для познаниятекстов записанных Рунами Древними, кто не мудрствует лукаво и не стремитсявозгордиться знанием своим в понимании сокровенного древнего смысла,а тем паче не помышляет возвыситься над другими, кто влеком Душой своей и Духом своимк Древней Вере Первопредков – Инглиизму, кто стремится обрести корни свои.Добрые люди, чистые Духом, от познания Саньтьи и Саг, получают добро себе,а злые, бездуховные и невежественные люди – Зло для себя.
Издревле наши Предки с большим вниманием относились к сохранности Древней Мудрости,сокрытой в различных Свещенных Источниках, будь то “Саньтии”, “Харатьи”, “Саги” или “Слово”.Они хранили древние Светыни Мудрости для своих потомков, дабы те,в ком появится жажда познания сокровенного, могли утолить жажду сию в чистой кринице,источнике первозданной Мудрости.
Содержание:
Книга Света. Харатии Света (Харатии 1-4)
Слово мудрости волхва Велимудра. Часть первая.
Приложения
Количество страниц: 239.
http://narod.ru/disk/7802507000/Веды_2.pdf.html
Том третий. Инглиизм.
Описание:
“Инглиизм” – третья книга из серии “Славяно-Арийские Веды”, издаваемая для общего пользования.Данная книга призвана поведать современному человеку истинную правду,без каких либо искажений и ложных толкований, о древней вере Славянских и Арийских народов – Инглиизме.
Для наших современников в Российской Державе и за её пределами самоназвание Древней Веры Славянских и Арийских народов – Инглиизм забыто и кажется чем-то инородным, чужим.Ибо в современном мире существует “неоспоримое, научнодоказанное мнение”,о так называемых традиционных российских религиях, которые внесли свой неизмиримый вкладв создание всей Российской истории и государства Российского.К этим религиям сегодня относят христианство, ислам, иудаизм и буддизм.
Содержание:
Инглиизм.
Обращения и Гимны
Боги наши:
Вышние Боги.
Боги-Покровители.
Боги-Управители.
Боги-Охранители.
Великие Триглавы Миров.
Заповеди Богов.
Инглиизм. Часть вторая.
Приложения.
Количество страниц: 250.
http://narod.ru/disk/7802517000/Славяно-Арийские Веды. Книга Третья. Инглиизм.pdf.html
Том четвертый. Источник Жизни.
Описание:
“Источник Жизни” – четвёртая книга из серии “Славяно-Арийские Веды”, издаваемая для общего пользования.Данная книга переносит современного человека в Древний Мир Образов.
Наследие Предков Славянских и Арийских народов Мидгард-Землина протяжении всего их существования неразрывно было связанос Древним Миром Образов других Светлых Земель находящихся в Сварге Пречистой,с их древней Традицией и неповторимой Культурой.
Это заключение основано не на вымысле или предположении, но на фактах,которые затёрты, затемнены пустословием некоторых историков и филологов;оно основано на выводах из естественных законов бытия, и на строгомкритическом разборе Образов в сказаниях древних.
Содержание:
Введение.
Источник Жизни.
Весть первая.
Весть вторая.
Весть третья.
Комментарии.
Белый Путь.
Сказ о Ясном Соколе.
Сказ о Ратиборе.
Приложения.
Стихи.
Количество страниц: 224.
http://narod.ru/disk/7802772000/Славяно-Арийские Веды. Книга Четвёртая. Источник Жизни.pdf.html
Славянское мiропониманiе. Книга первая. Подтверждение “Книги Света”.
Описание:
Славянское миропонимание. Сведения из различных источников, подтверждающих “Книгу Света”.
Содержание:
Введение.
О Мироздании.
О галактике Млечный Путь и солнечной системе Ярилы-Солнца.
О возникновении и развитии разумной жизни в нашей галактике Млечный Путь.
О неизвестной археологии, подтверждающей “Книгу Света”.
О медиумах и ясновидящих, подтверждающих “Книгу Света”.
О мифологии народов мира, подтверждающей “Книгу Света”.
О некоторых важнейших событиях допотопного периода.
более 500 часов видеоматериалов с лекциями 1 и 2 курса академии.
АудиоВеды. Выпуск первый. Сантии Веды ПерунаАудиоВеды. Выпуск второй. Сага об инглингахАудиоВеды. Книга 2. Начитка от Грифа.АудиоВеды. Книга 3. Начитка от Грифа.АудиоВеды. Книга 4. Начитка от Грифа.АудиоВеды. Книга 5. Начитка от Грифа.10.10.2009 добавлены 3 книги от Грифа04.11.2009 добавлен второй том от Грифа
pirs57.narod.ru
Человек и информация. От древности до наших дней
История человечества неразрывно связана с информацией. В те времена, когда люди ещё не умели читать и писать, они хранили информацию в памяти и передавали своим потомкам, используя сигналы, жесты, рисунки и звуки.Позднее, с появлением письменности, люди стали искать удобный и долговечный материал для сохранения и передачи знаний. Так, в обиходе древних жителей появились каменные плиты, глиняные таблички, папирусные свитки, пальмовые и бамбуковые пластины, восковые таблички, берестяные грамоты, пергаментные книги-кодексы.Долгое время люди использовали бумагу и считали её удобным и сравнительно недорогим материалом для письма. Всем хорошо знакомы книги, журналы, газеты, брошюры, альбомы с картинами и фотографиями, атласы. Мы и сейчас большую часть информации храним на бумаге. Вы удивитесь, ребята, если узнаете, что даже после изобретения бумаги, ученые не перестали изобретать новые носители информации. Например, несколько десятилетий назад были популярны пластинки, а позднее аудио- и видеокассеты с магнитной плёнкой. С появлением компьютеров увеличилось количество информации, но и возможностей для её хранения и распространения стало больше. Появились так называемые цифровые носители информации: дискеты, CD-диски, DVD-диски, карты памяти (флешки).Сегодня не обязательно хранить информацию в памяти своего компьютера, её можно разместить в Интернете, использовать в любой точке земного шара и передавать другим людям без особого труда. Такие безграничные возможности заставляют каждого грамотного жителя из любой страны мира учиться искать, использовать, понимать окружающую нас информацию. Современный человек не только умеет читать и писать, но и использует в своей работе или учёбе Интернет, получает и отправляет письма, ищет информацию, пользуется в Сети каталогами, справочниками, электронными библиотеками, общается, но при этом грамотно работает с книгой. Для современного человека информация очень важна. И только по-настоящему грамотный человек знает, как сделать информацию полезной для себя и других. Желаю Вам, ребята, стать по-настоящему информационно грамотными людьми, а наш курс Вам в этом поможет.
biblionetika.blogspot.com
5 необычных способов передачи информации в древности | Справка | Вопрос-Ответ
История человечества знает примеры удивительных способов передачи информации, такие как узелковая письменность, индейские племена под названием вампум и шифрованные манускрипты, один из которых криптологи не могут разгадать до сих пор.
Узелковое письмо в Китае
Узелковое письмо в Китае. Фото: Commons.wikimedia.org
Узелковое письмо или способ записи при помощи завязывания узелков на веревке, предположительно, существовал еще до появления китайских иероглифов. Узелковая письменность упоминается в трактате Дао дэ цзин («Книге пути и достоинства»), написанном древнекитайским философом Лао-цзы в VI-V вв. до н.э. В качестве носителя информации выступают связанные между собой шнуры, а саму информацию несут узелки и цвета шнурков.
Исследователи выдвигают разные версии предназначения такого вида «письменности»: одни считают, что узелки должны были сохранить для предков важные исторические события, другие – что древние люди таким образом вели бухгалтерию, а именно: кто ушел на войну, сколько человек вернулось, кто родился и кто умер, какова организация органов власти. Кстати, узелки плели не только древние китайцы, но и представители цивилизации инков. У них существовали свои узелковые письмена «кипу», устройство которых было похоже на китайскую узелковую письменность.
Вампум
Вампум. Фото: Commons.wikimedia.org
Эта письменность североамериканских индейцев больше напоминает разноцветный орнамент, нежели источник информации. Вампум представлял собой широкий пояс из нанизанных на шнуры бусин из раковин.
Чтобы передать важное сообщение, индейцы одного племени отправляли в другое племя гонца-вампумоносца. С помощью таких «поясов» заключались договоры между белыми и индейцами, а также фиксировались самые важные события племени, его традиции и история. Помимо информативной нагрузки, вампумы несли бремя валютной единицы, иногда просто использовались в качестве украшения для одежды. Люди, которые «читали» вампумы, имели привилегированное положение в племени. С появлением на американском континенте белых торговцев в вампумах перестали использовать ракушки, заменив их стеклянными бусинами.
Натертые железные пластины
Древним прообразом смс-ки можно считать передачу информации на расстоянии с помощью натертых до блеска металлических пластин, которые отражали солнечные лучи.
Блики от пластин предупреждали племя или поселение об опасности нападения. Однако такие способы передачи информации использовались только в ясную солнечную погоду.
Стоунхедж и другие мегалиты
Мегалитическое захоронение в Бретани. Фото: Commons.wikimedia.org
Древние путешественники знали специальную символическую систему каменных сооружений или мегалитов, которые показывали направления движения в сторону ближайшего поселения. Эти каменные группы предназначались, прежде всего, для жертвоприношений или в качестве символа божества, но они же являлись практически дорожными знаками для заблудившихся. Считается, что один из самых знаменитых памятников эпохи неолита – британский Стоунхендж. Согласно самой распространенной версии, он был построен в качестве большой древней обсерватории, так как положение камней можно связать с расположением небесных святил в небе. Существует также версия, которая не противоречит данной теории, о том, что геометрия расположения камней на местности несла информацию о лунных циклах Земли. Таким образом, как предполагается, древние астрономы оставили после себя данные, которые помогали потомкам управляться с астрономическими явлениями.
Шифрование (Манускрипт Войнича)
Рукопись Войнича. Фото: Commons.wikimedia.org
Шифрование данных используется с древних времен до сих пор, совершенствуется только способы и методы шифровки и дешифровки.
Шифровка позволяла передавать сообщение тому, кому оно предназначалось таким образом, чтобы никто другой не имел возможности понять его без ключа. Праотцом шифрования является криптография — моноалфавитная письменность, прочесть которую можно было только с помощью «ключа». Одним из примеров криптографического шрифта является древнегреческий «скитала» — цилиндрическое устройство с поверхностью из пергамента, кольца которого двигались по спирали. Дешифровать сообщение можно было только с помощью палочки такого же размера.
Одним из самых загадочных манускриптов, записанных с помощью шифровки, считается рукопись Войнича. Свое название манускрипт получил в честь одного из владельцев — антиквара Вилфрида Войнича, который приобрел его в 1912 году у Римской коллегии, где она ранее хранилась. Предположительно, документ был написан в начале XV века и описывает растения и людей, но дешифровать его не удается до сих пор. Это сделало манускрипт известным не только в среде криптолгов- дешифровщиков, но и породило разного рода мистификации и домыслы среди обычных людей. Причудливые тексты рукописи кто-то считает искусной подделкой, кто-то важным посланием, кто-то – документом на искусственно придуманном языке.
www.aif.ru
Введение в историю - Письменные источники
В последнее время появился новый вид письменных источников: тексты, написанные при помощи компьютера, и хранящиеся в электронном виде.
Письменные источники могут быть на…
Камне – наиболее древние и зачастую лучше всего сохранившиеся надписи, высеченные на стенах пещер, гробниц, каменных плитах, к ним можно отнести и надписи на глиняных табличках и др.
Надпись на стене гробницы в Египте. Лист глиняной «книги».
Папирусе - папирус изготавливали из тростника растущего в Египте. Он был похож на тонкий сероватый картон. Длинные исписанные листы папируса склеивали и скручивали в свитки.
Тексты на папирусе. Древний Египет.
Пергаменте - кожа телят или овец, выделанная особым способом, гладкая, тонкая и очень прочная. Благодаря пергаменту на смену свиткам пришла сшитая из листов книга. Но пергамент чрезвычайно дорог. Ведь на одну только книгу требовались шкуры целого стада животных.
Книга. Пергамент.
Бересте – данный материал для письма применяли в Древней Руси. При раскопках в Новгороде найдены сотни берестяных грамот и в том числе школьная тетрадь мальчика Онифима. Берестяные грамоты обнаружены так же в Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Твери и других городах.
Берестяная грамота. Рисунки мальчика Онифима.
Бумаге – известно, что первыми бумагу в виде листов стали изготавливать китайцы около 2 тысяч лет назад. Примерно 1000 лет назад она появилась в Европе. Благодаря дешевизне изготовления (бумага в разное время изготовлялась из растительных волокон, тряпья, древесной целлюлозы) она быстро стала самым распространенным материалом для письма вытеснив пергамент, увеличилось количество книг, появились печатные станки.
wwedenie.ucoz.com
Вещественные источники - это что? Вещественные источники истории. Вещественные источники: примеры
Человечеству много тысяч лет. Все это время наши предки накапливали практические знания и опыт, создавали предметы быта и шедевры искусства. Они совершали ошибки и делали великие открытия. Как нам узнать об их жизни? Можем ли мы взять что-нибудь полезное для себя, чтобы не допускать промахов в настоящем?
Конечно же, это возможно. Сегодня существует много наук, изучающих вещественные источники. Давайте разбираться детально.
Определение и классификация
Итак, вещественные источники – это все материальные предметы, которые отражают различные сферы жизни и деятельности человека. Все, что характеризует исторический процесс, происходящий сейчас или в прошлом, будь то надписи, остатки бытовых вещей или человеческие останки, может нести бесценную информацию для исследователей.
Таким образом, мы определили наиболее широкие рамки этого понятия. Давайте теперь разберемся с классификацией для большей упорядоченности.
Вначале картина складывалась достаточно просто: эпоха дикости, которую сменило время варваров, а после – возникновение цивилизации. Однако такую стройную классификацию сломали вещественные источники Средневековья. Они совсем некстати вклинились после потрясающего расцвета античных государств.
Сегодня исследователи все больше склоняются к следующему разделению памятников культуры. Выделяют три основные группы (в каждой из них имеются подразделы):
- Вещественные источники, примеры которых будут приведены далее.
- Изобразительные памятники – рисунки, фотографии, символы на монетах и прочее.
- Словесные. Они делятся на устные и письменные. Первые изучаются этнографией.
Особенности правильной работы
Вещественные источники – это самые разнообразные памятники, находки, упоминания, песни и легенды. Как же разобраться с ними и объединить в систему?
Подобная задача не по силам одной науке или группе людей. Для разработки такого обширного направления в процессе развития общества было создано несколько дисциплин, с которыми мы с вами познакомимся далее.
Какие же методы используются, когда изучают вещественные источники? Для начала упомянем человеческий фактор. Любой результат всегда выдается через призму мировоззрения исследователя или автора письменного документа. Поэтому зачастую ученые не получают объективной информации, а лишь подтверждают или опровергают свои догадки.
Главным методом в работе с источниками является следующий: все выводы делаются только после изучения всего комплекса находок, свидетельств, фактов. Нельзя что-то вырывать из контекста. Общая картина складывается наподобие паззла. Давайте разберемся, какие дисциплины занимаются подобными изысканиями.
Археология и антропология
Эти две науки наиболее плотно работают с вещественными источниками. Первая из них имеет цель разобраться в эволюции человека и общества, изучить процесс становления основных сфер жизни от начала веков до сегодняшних дней.
Антропология занимается исследованием самого человека (рас, традиций, культуры и быта). Однако такое широкое поле деятельности данной науки существует в основном в странах западного мира. В СНГ эти знания охватывают несколько отраслей. Кроме антропологии здесь задействованы этнография и археология.
Конкретно эта наука в нашем понимании занимается больше эволюцией и временно-пространственными различиями физического типа человека. Итак, давайте разберемся по порядку.
Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники. В сферу ее интересов входит несколько исследуемых групп:
- Поселения (сюда же входят и жилища). Они разделяются на укрепленные (чаще называются городищами) и неукрепленные (поселки). Это могут быть города и крепости, стойбища и земледельческие или ремесленные поселения, походные лагеря армий и укрепленные замки.
Большинство подобных памятников статичны, они постоянно находятся (и находились) на одном месте. Однако стоянки и прочие временные поселения зачастую не имеют одного и того же местоположения. Поэтому их обнаружение в основном является делом случая.
- Городища обычно обнаруживают по остаткам валов и стен. Вообще, большая часть работы археолога происходит в архиве. Здесь находится информация в различных письменных источниках – от легенд и былин до отчетов научных разведок. Сказания, кстати, играют немалую роль. Троя была обнаружена Генрихом Шлиманом именно благодаря точному следованию им «Илиаде» Гомера.
- Следующим местом, где хорошо сохраняются вещественные источники истории, как ни странно, являются погребения. Под слоем земли в сухих районах планеты некоторые предметы могут пролежать тысячи лет и сохранить свою форму. Более влажные места, конечно, уничтожат многие материалы. Однако, например, некоторые виды дерева в воде окаменевают.
Итак, в захоронениях археологи находят не только предметы быта древних людей, но и различные элементы, говорящие о верованиях, ритуалах, социальном устройстве общества и прочем.
- Также к памятникам относятся ритуальные места (святилища, капища) и мастерские. Если знать, как интерпретировать находки, то можно получить очень много интересной и важной информации.
- Последним, но не менее важным комплексом являются случайные находки. Все – от кладов до случайно потерянной пуговицы – может рассказать профессиональному исследователю о прошлом.
Как мы уже убедились, большинство знаний о древних обществах – вещественные. Источники информации по истории человечества доходят до нашего времени не всегда в целости и сохранности, поэтому археологам и антропологам часто приходится обращаться за помощью к реставраторам, которые помогают им восстановить оригинальный облик предметов.
Этнография
В советскую эпоху это была отдельная наука, сегодня же ее чаще причисляют к составляющим антропологии. Она изучает (точнее, описывает) народности мира. Данные, с которыми работает антропология, – это не только вещественные источники. Примеры нематериальных памятников – песни и устные сказания. Во многих племенах просто нет письменности, и подобная информация передается от родителей детям из уст в уста.
Поэтому этнографы зачастую работают не как исследователи, а как коллекционеры и хранители разнообразных традиций народов мира. Если вы взглянете на записи испанцев и португальцев XV – XVI веков, то будете удивлены. Очень многих описанных вещей и явлений больше не существует.
Племена уничтожаются, ассимилируются (а значит, пропадает одна из самобытных культур). Вследствие глобализации стираются различия между народами. Даже языки могут исчезнуть. И если они не были записаны, то о них больше никто и никогда не узнает.
Что нам предлагает этнография? Какие вещественные источники? Фото, аудиозаписи песен, видео обрядов, письменная фиксация разных сфер жизни народа – все это изучается и сопоставляется.
Подобные описания стали делать очень давно, но в древнем мире они были больше похожи на сказки с неимоверным количеством домыслов. И только в позднем Средневековье появляются исследователи, которые сопоставляют жизнь древних людей и быт удаленных племен, например, индейцев, аборигенов Австралии, бушменов и прочих собирателей-охотников.
Оказывается, наблюдая за жизнью народностей, стоящих на ступени «предцивилизации» в современном ее понимании, мы можем узнать, какие были отношения в каменном, медном, бронзовом, железном веках.
Важным моментом является то, что в школе с детьми разбирают вещественные источники (примеры). 5 класс – самое время для изучения традиций своего народа и постепенного перехода к общей информации о становлении человечества.
Эпиграфика
Второй по численности материал, из которого мы можем черпать знания о древних людях, – это написанные и нарисованные вещественные источники – картинки, летописи, мемуары, глиняные таблички, петроглифы, иероглифы, берестяные грамоты.
Перечислять способы, которыми человечество пользовалось для сохранения информации, можно долго. Без них мы не имели бы ни малейшего понятия о событиях прошлого. Об этом можно говорить с полной уверенностью, так как археологические находки просто не в силах дать столько информации, сколько содержится в одной, даже самой короткой записке.
Одним из древнейших исследований, дошедших до нас, является широко известная «История» Геродота. Она датируется пятым веком до нашей эры. Одни из первых мемуаров написал Гай Юлий Цезарь. Их название – «Записки о галльской войне».Но в целом биографии и воспоминания более характерны для эпохи Возрождения.
Конечно, письменные памятники очень богаты информативно, однако есть и свои минусы.
Во-первых, данные в них касаются пяти тысяч лет человеческой истории максимум. То, что было ранее, или не зафиксировано, или не расшифровано.
Второе – тенденциозность и особое внимание к высшим слоям при практически полном игнорировании простого народа.
Третье – основная масса древних текстов нам известна в виде переводов и переписанных копий. Оригиналов единицы. Кроме того, новых поступлений ожидать не приходится. А вот археологические вещественные источники люди обнаруживают регулярно.
В комплекс наук, изучающих письменные памятники, входят различные дисциплины. Первая, о которой стоит упомянуть, – палеография. Она занимается сбором и расшифровкой древних алфавитов, шрифтов, способов написания. В общем, без ее усилий ученые не смогли бы качественно работать с текстами.
Следующая наука – нумизматика. Она работает с надписями на монетах и банкнотах (подраздел – бонистика). Папирология изучает информацию, имеющуюся в свитках папируса.
Однако самыми достоверными считаются бытовые надписи. Они короткие и не содержат хвастовства и преувеличения.
Таким образом, мы разобрали с вами науки, изучающие вещественные источники, что это такое, какие виды памятников существуют, как с ними работают. Далее поговорим о материалах, касающихся трех наиболее ярких эпох в истории человечества – Древней Греции, Рима и Средневековья.
Письменные источники Древней Греции
Как мы уже говорили выше, информация о прошлом содержится во многих артефактах. Однако наиболее информативными являются именно надписи или записи.
Период античности вообще и Древняя Греция в частности ознаменованы появлением ученых и исследователей. Зачатки большинства наук, которые успешно развиваются сегодня, уходят корнями именно в эту эпоху.
Итак, какие вещественные источники истории Эллады нам известны? Непосредственно о бытовых предметах мы поговорим чуть позже, а сейчас окунемся в мир древнегреческой литературы.
Наиболее древними являются записи Гекатея Милетского. Он был логографом, описывал историю и культуру своего города и соседних полисов, по которым путешествовал. Вторым известным нам исследователем был Гелланик Митиленский. Его труды дошли до нас в отрывочных записях и большой исторической ценности не несут. В работах логографов часто легенды и вымысел сплетаются с действительностью, и их сложно разделить.
Первым достоверным историком был Геродот. В V веке до нашей эры он написал многотомный труд «История». Им была предпринята попытка объяснить, из-за чего началась война между персами и греками. Для этого он обращается к истории всех народов, которые входили в данные империи.
Вторым в хронологическом порядке был Фукидид. В своих работах он постарался осветить причины, ход и последствия Пелопонесской войны. Заслуга этого грека в том, что он не обращался к «божественному провидению», чтобы объяснить причины происходящего, как Геродот. Он ездил по памятным местам, полисам, разговаривал с участниками и очевидцами, что дало возможность написать истинно научный труд.
Таким образом, письменные вещественные источники – это не только гипотезы, идеологические происки или политическая пропаганда. Среди них нередко встречаются и основательные труды.
Далее мы рассмотрим археологические памятники указанной эпохи.
Материальная культура Эллады
Сегодня изучение античных государств занимает одно из ведущих мест среди областей исследования в археологии. Многие университеты начали изучать Грецию в конце XIX века, и сегодня работают целые школы на Балканах, занимающиеся разработкой методик и углубленным изысканием.
За этот век был накоплен огромный опыт и фактический материал по истории балканских полисов, таких, как Дельфы, Афины, Спарта, острова и малазийское побережье (Пергам, Троя, Милет).
Отечественные ученые еще со времен Российской империи занимались рассмотрением городов-колоний северного Причерноморья. Наиболее известны такие полисы, как Ольвия, Пантикапей, Херсонес Таврический, Танаис и прочие.
За годы исследований была накоплена масса материала – монеты, ювелирные изделия, оружие, надписи на твердом материале (камень, глина, геммы), остатки сооружений и прочее.
Все эти вещественные источники по истории Древней Греции позволяют нам представить образ жизни, быт, занятия эллинов. Мы знаем об охоте и пирах, поскольку подобные сцены часто изображались на сосудах. По монетам можно судить о внешности некоторых правителей, гербах городов, отношениях между полисами.
Печати и надписи на сосудах, домах, вещах также много рассказывают о той эпохе.Находки, относящиеся к древнему миру (Египет, античные государства, Месопотамия) - одни из самых красивых. После падения Рима стартовала эпоха упадка, когда красота перестала цениться, поэтому начало средних веков ознаменовано более грубыми вещами.
Далее мы поговорим об одном из сильнейших государств древнего мира – Римской империи.
Письменные источники Древнего Рима
Если греки больше были склонны к философии, размышлению, изучению, то римляне стремились к военным победам, завоеваниям и праздникам. Не зря присказка «хлеба и зрелищ» (а именно их требовал плебс от императоров) дожила до наших дней.
Итак, этот суровый и воинственный народ оставил нам многочисленные вещественные источники. Это города и дороги, предметы быта и оружие, монеты и ювелирные украшения. Но все это не дало бы и сотой доли того, что мы знаем о Риме, если бы не письменные памятники культуры.
В нашем распоряжении есть разнообразный материал, поэтому исследователи могут досконально ознакомиться с большинством граней римской жизни.
Первые сохранившиеся записи рассказывают о погодных условиях, урожаях. Также в них содержатся хвалебные гимны жрецов. Вообще, материалы, относящиеся к ранней истории и дошедшие до нас, представлены в стихотворной форме.
Публий Сциволла написал «Великие анналы» объемом в восемьдесят книг. Полибий и Диодор Сицилийский отметились произведениями по сорок томов. Но всех превзошел Тит Ливий. Он написал историю города Рима от основания до его современности. Эта работа вылилась в 142 книги.
Ораторы и поэты, полководцы и философы – все старались оставить память о себе для потомков.
Сегодня вы сможете практически во всех социальных сферах обнаружить влияние, которое оказали римские вещественные источники. Примеры относятся к области юриспруденции, медицины, военного дела и пр.
Не менее увлекательным материалом являются археологические находки, сделанные во всех частях некогда громадной империи. Пространство от Атлантического океана на восток до Средней Азии, Европа и Северная Африка – все это некогда находилось в границах одного государства.
Вещественные источники по истории Древнего Рима иллюстрируют нам эпоху великих свершений, завоеваний и не меньшей распущенности, особенно в крупных городах.Благодаря находкам стало известно, что Италия была заселена еще с палеолита. Свайные поселения и стоянки с каменными орудиями труда не оставляют в этом ни капли сомнений.
Не менее интересный пласт доримского периода – эпоха этрусков. Достаточно высокоразвитая культура, носители которой впоследствии были завоеваны и ассимилированы римлянами.
Золотые пластины с текстами рассказывают, что этруски поддерживали мирные отношения с греческими полисами и Карфагеном.
Римский форум, дороги и акведуки и сегодня захватывают дух, что же говорить о том времени, когда они не были в руинах?!
Это лишь часть того, что вещественные источники нам открывают о прошлом.Наиболее известным памятником, несомненно, являются Помпеи. Город в одночасье погиб из-за извержения Везувия, который находится неподалеку. Благодаря многим тоннам пепла ученые обнаружили хорошо сохранившиеся останки жителей и потрясающие интерьеры римских усадеб. В них только немного поблекли краски! Сегодня можно прогуляться по улицам античного города, с головой окунуться в атмосферу того времени.
Средневековые источники
Это «темные» столетия, в течение которых человечество приходило в себя от упадка после падения античных государств.
Вещественные источники Средневековья можно разделить на несколько групп.К первой относятся, несомненно, наиболее крупные и заметные – города, оборонительные сооружения, крепости.
Далее идут памятники, несущие много информации, а именно – письменные свидетельства эпохи. К ним относят анналы, летописи, нотные записи гимнов, указы правителей и рабочую документацию ремесленников, купцов и пр.
Однако вещественные источники Средневековья не так многочисленны, как хотелось бы. О пятом – девятом веках практически не сохранилось письменных упоминаний. Большинство информации об этом времени мы получаем из легенд, сказаний.
Влажный климат, низкий уровень производства, фактическое возвращение к первобытно-общинному строю сделали свое дело. Находки выглядят ужасающе, если сравнивать античные памятники и вещественные источники Средневековья. Фото музейных экспонатов подтверждают этот факт.
Особенность эпохи заключалась в том, что народы, населявшие окраины Римской империи, были малограмотны. Свои обычаи они передавали от дедов внукам в устной форме. Записи же в это время велись в основном потомками знатных патрициев или монахами, зачастую на латыни или греческом. Национальные языки прорываются в книги только в конце данного периода.
Мы не владеем всей информацией о социальном положении племен раннего средневековья. Ни технологии, ни общественная жизнь, ни классовая структура, ни мировоззрение – ничто не поддается восстановлению в полной мере.
В основном по находкам получается разобраться только с верованиями, военной и ремесленной сферами. Только три этих области освещают найденные вещественные источники Средневековья. Примеры можно привести из области сказаний, легенд, оружия и инструментов с именами, а также захоронений.
В статье мы с вами разобрались в таком непростом понятии, как памятники материальной культуры, ознакомились с науками, изучающими подобные находки, а также рассмотрели несколько примеров из двух исторических периодов.
fb.ru
Исторические источники и счет лет в истории
О исторических источниках и о том как велся счет лет в истории
Изучение истории невозможно без исторических источников – памятников прошлого.
Различаются следующие исторические источники : вещественные , устные и письменные .
К первым источникам относятся остатки орудий труда, предметов домашнего обихода, жилищ и т.п,
ко вторым историческим источникам – песни , пословицы, былины, к третьим – надписи на металле, камне , коже , на ткани, дереве, а для близкого к нам времени также газеты и журналы.
Древнейшие письменные памятники появились около пяти с половиной тысяч лет назад.
Чем далее в глубь веков заглядывает историки, тем большие трудности он испытывает в использовании исторических источников. Эти трудности вызваны не только недостатками количеством источников, но и сложностью их понимания. Многие надписи сохранились в неполном виде и на языках , на которых никто теперь не пишет не говорит. Чтобы разобраться в древних письменах, требуется вдумчивая, кропотливая работа многих ученных.Исторические источники Недостаток письменных источников приходиться возмещать вещественными памятниками. Но прежде всего их
надо добыть. Большинство древних вещей находиться под землей. Чтобы извлечь их, ученые производят раскопки, спускаются на дно рек и морей, где сохранились затонувшие города или корабли древних людей, фотографируют развалины древних поселений с самолетов. Раскопками и изучением вещественных памятников занимается наука археология.
Российские археологи много сделали для изучения жизни древних людей. На берегах рек и озер они открывали поселения древнейших людей, раскопали в пустынях и горах древние города.Памятники прошлого доставляют в музей, где они хранятся и изучаются. Посещая музей, мы знакомимся с жизнью древних людей, лучше понимает их историю.
Резюмируя выше изложенное можно сказать, что исторические источники являются собранием всех документов, материальных предметов, которые являются результатом социокультурной деятельности людей, а также нематериальные образцы устного народного творчества былых поколений, отражающие историческую действительность, соотносимую по времени с жизнью людей и существованием того культурного слоя, когда данные исторические свидетельства были созданы.
Очень важное значение имеет степень достоверности этих документов, предметов и т.д. Ибо чаще всего они являются субъективным отражением взглядов автора на окружающую действительность, зачастую предвзятых, неточных, или умышленно ложных. Задача каждого ученого, занимающегося изучением этих свидетельств прошедших времен выявить, насколько можно доверять полученной информации, как определить достоверность выводов. Это касается, конечно же, в большей степени письменных документов. Предметы материальной культуры изначально несут верный информационный потенциал, так были созданы для сиюминутных нужд и в большей степени достоверно отражают историческую действительность времени своего происхождения. Исторические источники Исторических источников существует огромное количество, и они требуют определенной классификации. В самом широком смысле эта систематизация указывалась выше – материальные предметы, письменные, устные. Однако, для более качественной работы с ними, для достижения требуемого результата, ученые классифицируют источники, используя характерные и общие для многих критерии, что и позволяет создать эту систему. Счет лет в истории определяется во многом благодаря им. К примеру, немецкий ученый И.Дройзен предложил классифицировать исторические находки по цели их создания. Он выделяет три основные позиции – а) источники, созданные ненамеренно (они определяют факты исторической действительности непосредственно), б) намеренно созданные (те, которые позиционировались изначально как исторические документы и свидетельства) и в) смешанные источники (памятники и мемориалы). Второй способ систематизации предложил также немецкий историк и источниковед Э. Бернгейм. В 1889 году он описал классификацию источников по степени их приближенности к определенным фактам и событиям. Он разделил последние на остатки, наследие прошлых культур и цивилизаций, и традиции, для изучения которых необходима и внутренняя, и внешняя критика.
Румынский же историк, социолог и философ А. Ксенопол предложил свою систему – смешанную. Он разделяет источники на вещественные и осознанные. Первые из них – это памятники, вторые – документы, дошедшие до нашего времени. Счет лет в истории начинается именно с того момента, которому соответствуют находки древнейших археологических артефактов. Современное источниковедение разделяет массу исторических источников на три обширных группы. Выше указанная – вещественные материалы – является одной из них. Архитектурные ансамбли, комплексы, остатки древних поселений, произведения искусства, достижения военной техники, орудия труда и ремесленного производства – вот неполный перечень того, что можно отнести к данному типу. Данные исторические свидетельства помогают изучать эпохи и народы, для которых еще не было свойственно обладание знанием письменности.Исторические источники Письменные же свидетельства, такие как – законодательные акты, документы делопроизводственного вида, экономического и статистического плана, документы личного характера (дневники, воспоминания, письма и т.д.) относятся к основной классификационной группе материалов, изучаемых современной историографией. Ну, и третья группа – это этнографические информационные материалы, рассказывающие об ареалах проживания той или иной народности, их традициях, верованиях, социокультурных связях. Для определения истинно правильного счета лет в истории используется масса исторических документов, объектов материальной культуры, археологических экспонатов и иных предметов, изучаемых историографией. Для полнейшего описания всех ее возможностей понадобиться представить монументальнейший труд. Однако, даже малая крупица знаний в этой области, навсегда оставит приверженцем изучения истории человека, неравнодушного к историческому прошлому своего народа, да и мира в целом.
Счет лет в истории
Вещественные памятники не позволяют определить, когда было то или иное событие. Лишь с появлением письменных источников представляется возможным установить летосчисление. Вспомним, как определяют расстояния. Небольшие расстояния измеряются миллиметрами, сантиметрами, метрами, а большие – километрами. Сантиметр, метр, и километр – это единицы измерения длинны. Время тоже имеет свое измерение. Его единицами являются : день, месяц, год, век(сто лет) , тысячелетие.
Счет лет в истории
А как же вести счет времени для событий до нашей эры? Представьте себе лестницу многоэтажного дома. Мы поднимаемся по ней в верх, это лестница времени. Предположим, что каждая из ступеней этой лестницы соответствует тысячелетию. От начала нашей эры мы прошли полностью одну ступень и и начали вторую. До нашей эрычеловечество прошло много таких ступеней.
На рисунке их показано лишь семь. Будем спускаться вниз по этим ступеням. Первое тысячелетие до н.э второе тысячелетие до н. э. При отчете времени до н.э в отличие от отчета после нашей эры увеличение цифры означает углубление во времени. Седьмое тысячелетие до н.эотстоит от нашего времени дальше или является более древним, чем например, третье тысячелетие до н.э . Так же отсчитывают по лестнице времени – век. Пятый век до н.э более далекий, чем третий век. И при подсчете лет до нашей эры увеличение цифры означает углубление в большую древность.