Мыслители древнего мира. 1. Военно-политические взгляды мыслителей Древнего Мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мыслители древнего мира о человеке и обществе. Мыслители древнего мира


1. Военно-политические взгляды мыслителей Древнего Мира

Истоки дошедшей до нас из глубины веков военно-политических взглядов мыслителей Древнего Востока лежат в таких странах, как Египет, Вавилон, Китай, Индия имевших уже в XXIV и XXIII веках до н.э. богатую и разнообразную военно-политическую практику. Войны возвышали или разрушали государства, изменяли государственный строй, сменяли одних правителей на других. Поэто­му в военно-политической мысли того времени, зафиксиро­ванной в многочисленных военно-политических договорах, надгробных надписях, обращениях, письмах и других лите­ратурных источниках, войны рассматриваются как эффективное средство расширения границ государства, захвата новых рабов, богатств, плодородных земель, установления господства над торговыми путями. Так, в XXVII веке до н.э. египетский полководец Уни, описывая свой поход в глубины Африки, подчеркивает, что он завершился благополучно и египтяне захватили много пленных рабов, разрушив страну жителей песков.

Особое место в истории военно-политической теории занимают древнекитайские мыслители. Среди них, несомненно, выделялся полководец и философ Сунь-цзы (V-IV вв. до н.э.), связавший войну с политикой государства и сформулировавший принципы её ведения. Сунь-цзы исходил из господствующего положения политики по отношению к войне и политического руководства по отношению к воен­ному. Взаимосвязь политики и войны служила для него исходной ос­новой для классификации войн, в рамках которой он выделил три возможные их формы.

Первая. Идеальная форма: не применяя силы, путем использования всех других средств заставить противника отказаться от своих политических целей и тем самым сделать его уступчивей, покорить чужую армию, не сражаясь.

Вторая. Менее выгодная форма войны: разъединить противника с его союзниками, заставить его почувствовать себя слабым для вступления в единоборство и тем самым сделать его уступчивым.

При анализе двух упомянутых форм войны Сунь-цзы возлагал боль­шие надежды на политические средства. Для современных условий необы­чайно актуально звучит его знаменитая формула: «Покорить войско про­тивника без боя - верх искусства».

Третья. Наихудшая форма войны за­ключается в применении вооруженных сил.

По существу это было первой попыткой классификации войн в зави­симости от их политического содержания и применяемых средств.

Выдающийся военный теоретик Древнего Китая У-Цзы (V-IV вв. до н.э.) в трактате «Об искусстве ведения войны» указывал на причины, в том числе и политические, обусловливающие войны. Таких причин, считал он, пять: первая - из-за славы; вторая - из-за выгоды; третья - из-за накопившихся обид; четвертая - из-за внутренних беспорядков; пятая - из-за голода. Эти причины, соответственно, спо­собствуют появлению возможных пяти видов войн: справедливых, насильственных, неистовых, жестоких, мятежных.

Проблема связи войны и политики занимает важное место в философско-политической и военной литературе Древней Индии. Подтверждением этому может служить трактат «Артхашастра» (IV—III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья (Чанакья), влиятель­ный советник и министр царя Чандрагупты I. В трактате, наряду с традиционным пиететом к дхарме и признанием того, что «закон основан на истине», явное предпочтение отдается практической пользе (артхе) и обусловленным ею военно-политическим мероприятиям и администра­тивно-властным установлениям. При этом, прослеживается мысль о войне как средстве политики, осуществляемой специфическими насильственными средствами.

Именно поэтому Чанакью часто называют «индийским Клаузевицем». По мысли автора, война должна всегда служить более широким целям политики, а не становиться самоцелью. Если она влечет за собой гибель обеих сторон, это означает банкротство политики. Войну следует вести с помощью вооруженных сил, но гораздо важней силы оружия является высшая политическая стратегия, которая подры­вает дух врага, разлагает его силы и вызывает его крушение.

Непреходящее значение для современной военной политологии имеют военно-политические взгляды мыслителей Античности. Проблеме соотношения поли­тики и войны посвятил целый цикл своих произведений один из основателей античной атомистики Демокрит из Абдер (460-37 гг. до н.э.). Философ, исследуя источники и причины, порождающие войны, изначально отвергал их надприродную, божествен­ную сущность. Каждая война имеет определенную причину, для выявле­ния которой, по мнению Демокрита, необходимо установить естественную связь происходящих событий. При этом, генезис войн, обусловлен экономическими и социально-политическими причинами, имущественным неравенством населения.

Вопросу происхождения войн много внимания уделяли такие философы-софисты как Протагор, Горгий, Алкидамант, Ликофрон, Критий, Траси­мах и др. При оценке войн эти ученые исходили из созданной ими самими «теории общественного договора», основным содержанием которой явля­ется следующее утверждение: чтобы избавить от постоянной угрозы воен­ного насилия, гарантировать друг другу взаимную безопасность, необхо­димо заключить политический договор, закрепляющий установление дру­желюбных отношений между всеми гражданами.

К основным взглядам со­фистов можно отнести следующие: войны - постоянные спутники челове­ческого общества, поскольку сущности человека присуща изначальная аг­рессивность; в основе причин войн лежит стремление граждан лишить сильную личность права властвовать над слабыми; войны имеют место там, где наиболее остро проявляется жажда политической власти, честолю­бие, зависть, страсть к первенству.

Афинский философ Сократ придерживался, в отличие от софистов, несколько иной точки зрения. По его мнению, судить о проблемах войны и мира могут только те люди, которые непосредственно профессионально за­нимаются политикой, обладают истинными и глубокими познаниями в об­ласти государственного управления. В качестве основных причин войн и внутренних коллизий Сократ видел следующие: несовершенство человека; несоответствие права и пользы общественному развитию; невозможность для людей разобраться в смысле добра и зла; нарушение законности в го­сударстве по воле правителей.

Проблемы войны и политики неоднократно затрагивал в своих тру­дах выдающийся философ античности Платон (427-347 гг. до н.э.). Следует отметить несомненное стремление Платона раскрыть и показать связь войны с общественными отношениями, и, прежде всего, с политикой, под которой он понимал руководство общественными и государ­ственными делами.

В своем труде «Государство» политику и политическое искусство Платон называет «начальствующими над всем, царственным искусством». В диалоге «Протагор» военное искусство определяется им как часть политического искусства. Важным является то обстоятельство, что ученый не допускал попыток принизить, недооценить роль политики в войне. Он писал: «... мы не признаем, что политическое искусство - это во­инская наука, то есть наука подсобная ...». Войну Платон считал естест­венным состоянием общества, узаконенным способом приобретения рабов и захвата чужих территорий. Законы, существующие в животном мире, присущи и человеческому обществу. Главенствующим принципом соци­ального развития является право сильного над слабым. Отсюда философ делает вывод о том, что войны непрерывны, вечны и неискоренимы. От природы существует вечная непримиримая вражда между всеми государст­вами.

Важное место в своих трудах Платон отводил анализу социально-политических причин возникновения войн. К наиболее существенным из них он относил несовершенство государства. Так, например, демократия, по мнению ученого, нестабильна и чревата войною, поскольку она чрез­мерно стремится к свободе; олигархия держится на страхе применения вооруженной силы, так как при этой форме государственного устройства никогда не соединятся интересы богачей и бедняков; наихуд­ший вид государственного устройства - тирания, которая постоянно стре­мится втянуть граждан в пучину войны, чтобы «народ испытывал нужду в предводителе». Отсюда Платон делает вывод: большинство форм госу­дарственного устройства порочны изначально и по своей природе порож­дают войны. Несмотря на то, что Платон является выразителем некоторых явно реакционных взглядов на сущность войн, его идеи оказывали и оказы­вают плодотворное влияние на развитие современной военно-политической мысли.

Более детально исследовал взаимосвязь политики и войны и дал всестороннюю характеристику ее причин и источников выдающийся представитель древнегреческий философии Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Особое внимание он уделил военным вопросам, разработав такие понятия, как «наука о войне», «военное искусство», «справедливость в войне» и др. Во многих своих произведениях фило­соф пытался раскрыть причины, порождающие войны. К числу социально-политических причин он относил следующие: существование государств, в которых большинство людей находится в подчинении у горстки власто­любцев; нарушение необходимого равновесия в политической структуре общественного устройства; нарушение или отсутствие политических прав граждан; усиление единовластия в условиях аристократии; тяга к демаго­гическим формам отношений между правителями и гражданами в демокра­тическом государстве.

Военно-политические взгляды Аристотеля, в отличие от Платона, ха­рактеризуются большей реалистичностью, конкретностью и конструктивно­стью. В них выделяется четкая практическая направленность, предопреде­лившая на тысячелетие направление развития военно-политической мысли.

Дальнейшее развитие военно-политические взгляды философов Древней Греции получили у мыслителей Древнего Рима. Так, Тит Лукреций (ок. 99-55 гг. до н.э.) страстно осуждал в своих произведениях войны и призывал к миру. Глу­бокие корни войн он видел в наличии феномена собственности, в жажде наживы, совершенствование же оружия, по его мнению, только прибавляло все новые ужасы войны и превращало войну во все более грозное орудие политики.

Немаловажное значение анализу военно-политических отно­шений придавал Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Так, в трактатах «О государстве», «О законах», написанных по при­меру Платона в форме диалогов, Цицерон подчеркивал важность военно-политических проблем в государственном управлении. Он писал о необходимости централизации власти в периоды военных действий. Справедливость же ведения военных действий определял формальным актом - объявлением войны. По его мнению, лишь после постановления сенатами повеления народа носители власти ведут справедливые войны.

Таким образом, еще в античный период были сформулированы принципиальные выводы по проблемам политики, войны и мира, просле­жена взаимосвязь между войной и политикой. В самом содержании войны философы античности выделяют две стороны: во-первых, вооруженное столкновение всегда носит насильственный характер; во-вторых, цели, преследуемые вооруженным насилием, определяются политикой государ­ства, которое стремится извлечь для себя конкретную выгоду из той или иной военной акции.

Тем не менее, военно-политические взгляды античной эпохи были эмпирическими по характеру и наивно-идеалистическими по содержанию. Представители философской мысли этого периода не смогли обосновать относительную самостоятельность политики и войны. Им не удалось в полной мере показать зависимость военного искусства от наличия военно-профессиональных знаний и умений. В их трудах не нашло отраже­ния то обстоятельство, что война как политическое явление не тождест­венна войне как форме проявления сугубо технического, профессиональ­ного действия.

studfiles.net

мыслители древнего мира

Результаты поиска по запросу мыслители древнего мира: найдено 1000 страниц.

  • Философия древнего мира

    ... бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский)- (I в. до н.э. - V - VI вв.н.э.). . УЧЕНИЕ О КОСМОСЕ И ЧЕЛОВЕКЕ: проблема бытия. Рассмотрение природы и общества в философии Древнего мира. Проблема бытия и учения о бытие (онтология) начала обсуждаться с древности. Древние мыслители считали эту проблему исходной для систематических философских размышлений. Самая первая и универсальная предпосылка жизнедеятельности - это естественное убеждение ...

    https://www.sunhome.ru/journal/141362

  • Общество будущего посреди древнего мира

    ... того времени. И потому он так хорошо относился к этому народу. Ученые стремились понять мудрость, существовавшую в древнем народе Израиля, жившем по духовным законам. Эта мудрость была заметна простому глазу, и было очевидно, что этот ... и потому их мудрецы приходили учиться. Это была эпоха пророков, и древние ученые народов мира переняли от них много знания. Естественно, что как Авраам желал исправить весь Древний Вавилон, так и пророки никому не отказывали в желании обучиться законам мироздания ...

    https://www.sunhome.ru/religion/18326

  • Древние знания о мироустройстве

    ... имеющиеся исторические данные по этому вопросу, рассмотрев некоторые космогонические мифы древнего мира. Космогонические мифы — это мифы древних об устройстве мироздания; они являются синтезом первозданных наук, впитавшим сокровенные ... но неизменным сохранялся канон канонов — происхождение Мироздания и Макрокосма из абсолютного Единого. Один из наиболее известных мыслителей древности Платон сформулировал свои откровения о Мироздании почти 25 веков назад и в основном по египетским источникам ...

    https://www.sunhome.ru/journal/13426

  • Древняя Русь

    ... в слово "бага". Древнерусское слово "рай" означало "прекрасный сад в загробном мире", а слово "пекло" означало "жар, огонь". Позже именно эти основополагающие понятия через Древний Иран и Вавилон были занесены в Иудею и затем вместе с этическим учением Заратуштры ... считать его живым. Эмблему рогов Овна и учение Вед о священном огне (Агни) ученики Рамы разнесли по всему Древнему Миру, вплоть до Египта. У многих народов символ рогов Овна стал знаком посвящения, а затем и знаком власти. Уже ...

    https://www.sunhome.ru/religion/11624

  • Древние методы

    ... мест. Многие жрецы считали, что пилигримы вступают с божеством в половое общение. Иногда это общение принимало форму своеобразной проституции. Многие врачебные учения древнего мира утверждают, что лечение имеет в своей основе коррекцию сексуальной дисгармонии. Позднее сновидящие практиковались в двух основных направлениях - получение советов для решения проблем ...

    https://www.sunhome.ru/psychology/1135

  • Древние карты мира

    ... в Кинском колледже, штат Нью-Хэмпшир, США. Он не был ни геологом, ни специалистом по истории древнего мира. Возможно, однако, что грядущие поколения запомнят его как человека, подорвавшего основополагающие принципы мировой истории, а заодно ... ; общая погрешность долготы карты от края до края не превышает градуса. Чарлз Хэпгуд передал свое собрание древних карт на экспертизу профессору Массачусетсского технологического института Ричарду Стрейчану. Стрейчан уверен, что указанные карты, несмотря ...

    https://www.sunhome.ru/journal/1979

  • Древние религиозные верования Египта

    ... ноль ижллпсь и целях религиозного оправдания классовом» подчинения в социальной жизни. Фантастическое осознание своего бессилия перед природой соединяется с осознанием Оесеплпн перед знатью. Древний мир долгое время вообще не знал экономического единства более или менее обширных территорий. Тем более не могло быть такого единства в Египте в условиях сохранения ...

    https://www.sunhome.ru/navigator/drevnie-religioznyie-verovaniya-egipta.html

  • Древний Египет стар как сама религия

    ... произносили молитвы богам-покровителям и поклонялись предкам. Особенности религии Древнего Египта Характерной чертой древнеегипетской религии являлось особое отношение к загробному миру, как вечному продолжению земного существования. Фараоны могли с самого раннего ... загробную жизнь и суд Осириса над душой после смерти. Религиозные представления Древнего Египта Наместником бога в материальном мире считался фараон, его называли сыном солнечного культа Ра. Солнце для египтян было ...

    https://www.sunhome.ru/religion/110871

  • Древние атомные бомбы

    ... Мохенджо-Даро - недвусмысленное свидетельство ядерной катастрофы за две тысячи лет до нашей эры. Тем не менее этот город является не единственным древним местом, подозреваемым в том, что там прошли ядерные взрывы. Десятки зданий из древнего мира имеют кирпичи оплавленных камней, словно подвергнутых тепловому воздействию, которое современные ученые не могут объяснить ...

    https://www.sunhome.ru/journal/121693

  • Древние сибирские города-призраки

    ... находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы». Подобный подход, когда существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохраняется до ... изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией. Неподалёку от границ Алтайского края ...

    https://www.sunhome.ru/journal/146779

www.sunhome.ru

мыслители древнего мира

Результаты поиска по запросу мыслители древнего мира: найдено 1000 страниц.

  • Философия древнего мира

    ... бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский)- (I в. до н.э. - V - VI вв.н.э.). . УЧЕНИЕ О КОСМОСЕ И ЧЕЛОВЕКЕ: проблема бытия. Рассмотрение природы и общества в философии Древнего мира. Проблема бытия и учения о бытие (онтология) начала обсуждаться с древности. Древние мыслители считали эту проблему исходной для систематических философских размышлений. Самая первая и универсальная предпосылка жизнедеятельности - это естественное убеждение ...

    https://www.sunhome.ru/journal/141362

  • Общество будущего посреди древнего мира

    ... того времени. И потому он так хорошо относился к этому народу. Ученые стремились понять мудрость, существовавшую в древнем народе Израиля, жившем по духовным законам. Эта мудрость была заметна простому глазу, и было очевидно, что этот ... и потому их мудрецы приходили учиться. Это была эпоха пророков, и древние ученые народов мира переняли от них много знания. Естественно, что как Авраам желал исправить весь Древний Вавилон, так и пророки никому не отказывали в желании обучиться законам мироздания ...

    https://www.sunhome.ru/religion/18326

  • Древние знания о мироустройстве

    ... имеющиеся исторические данные по этому вопросу, рассмотрев некоторые космогонические мифы древнего мира. Космогонические мифы — это мифы древних об устройстве мироздания; они являются синтезом первозданных наук, впитавшим сокровенные ... но неизменным сохранялся канон канонов — происхождение Мироздания и Макрокосма из абсолютного Единого. Один из наиболее известных мыслителей древности Платон сформулировал свои откровения о Мироздании почти 25 веков назад и в основном по египетским источникам ...

    https://www.sunhome.ru/journal/13426

  • Древняя Русь

    ... в слово "бага". Древнерусское слово "рай" означало "прекрасный сад в загробном мире", а слово "пекло" означало "жар, огонь". Позже именно эти основополагающие понятия через Древний Иран и Вавилон были занесены в Иудею и затем вместе с этическим учением Заратуштры ... считать его живым. Эмблему рогов Овна и учение Вед о священном огне (Агни) ученики Рамы разнесли по всему Древнему Миру, вплоть до Египта. У многих народов символ рогов Овна стал знаком посвящения, а затем и знаком власти. Уже ...

    https://www.sunhome.ru/religion/11624

  • Древние методы

    ... мест. Многие жрецы считали, что пилигримы вступают с божеством в половое общение. Иногда это общение принимало форму своеобразной проституции. Многие врачебные учения древнего мира утверждают, что лечение имеет в своей основе коррекцию сексуальной дисгармонии. Позднее сновидящие практиковались в двух основных направлениях - получение советов для решения проблем ...

    https://www.sunhome.ru/psychology/1135

  • Древние карты мира

    ... в Кинском колледже, штат Нью-Хэмпшир, США. Он не был ни геологом, ни специалистом по истории древнего мира. Возможно, однако, что грядущие поколения запомнят его как человека, подорвавшего основополагающие принципы мировой истории, а заодно ... ; общая погрешность долготы карты от края до края не превышает градуса. Чарлз Хэпгуд передал свое собрание древних карт на экспертизу профессору Массачусетсского технологического института Ричарду Стрейчану. Стрейчан уверен, что указанные карты, несмотря ...

    https://www.sunhome.ru/journal/1979

  • Древние религиозные верования Египта

    ... ноль ижллпсь и целях религиозного оправдания классовом» подчинения в социальной жизни. Фантастическое осознание своего бессилия перед природой соединяется с осознанием Оесеплпн перед знатью. Древний мир долгое время вообще не знал экономического единства более или менее обширных территорий. Тем более не могло быть такого единства в Египте в условиях сохранения ...

    https://www.sunhome.ru/navigator/drevnie-religioznyie-verovaniya-egipta.html

  • Древний Египет стар как сама религия

    ... произносили молитвы богам-покровителям и поклонялись предкам. Особенности религии Древнего Египта Характерной чертой древнеегипетской религии являлось особое отношение к загробному миру, как вечному продолжению земного существования. Фараоны могли с самого раннего ... загробную жизнь и суд Осириса над душой после смерти. Религиозные представления Древнего Египта Наместником бога в материальном мире считался фараон, его называли сыном солнечного культа Ра. Солнце для египтян было ...

    https://www.sunhome.ru/religion/110871

  • Древние атомные бомбы

    ... Мохенджо-Даро - недвусмысленное свидетельство ядерной катастрофы за две тысячи лет до нашей эры. Тем не менее этот город является не единственным древним местом, подозреваемым в том, что там прошли ядерные взрывы. Десятки зданий из древнего мира имеют кирпичи оплавленных камней, словно подвергнутых тепловому воздействию, которое современные ученые не могут объяснить ...

    https://www.sunhome.ru/journal/121693

  • Древние сибирские города-призраки

    ... находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы». Подобный подход, когда существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохраняется до ... изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией. Неподалёку от границ Алтайского края ...

    https://www.sunhome.ru/journal/146779

www.sunhome.ru

мыслители древнего мира

Результаты поиска по запросу мыслители древнего мира: найдено 1000 страниц.

  • Философия древнего мира

    ... бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский)- (I в. до н.э. - V - VI вв.н.э.). . УЧЕНИЕ О КОСМОСЕ И ЧЕЛОВЕКЕ: проблема бытия. Рассмотрение природы и общества в философии Древнего мира. Проблема бытия и учения о бытие (онтология) начала обсуждаться с древности. Древние мыслители считали эту проблему исходной для систематических философских размышлений. Самая первая и универсальная предпосылка жизнедеятельности - это естественное убеждение ...

    https://www.sunhome.ru/journal/141362

  • Общество будущего посреди древнего мира

    ... того времени. И потому он так хорошо относился к этому народу. Ученые стремились понять мудрость, существовавшую в древнем народе Израиля, жившем по духовным законам. Эта мудрость была заметна простому глазу, и было очевидно, что этот ... и потому их мудрецы приходили учиться. Это была эпоха пророков, и древние ученые народов мира переняли от них много знания. Естественно, что как Авраам желал исправить весь Древний Вавилон, так и пророки никому не отказывали в желании обучиться законам мироздания ...

    https://www.sunhome.ru/religion/18326

  • Древние знания о мироустройстве

    ... имеющиеся исторические данные по этому вопросу, рассмотрев некоторые космогонические мифы древнего мира. Космогонические мифы — это мифы древних об устройстве мироздания; они являются синтезом первозданных наук, впитавшим сокровенные ... но неизменным сохранялся канон канонов — происхождение Мироздания и Макрокосма из абсолютного Единого. Один из наиболее известных мыслителей древности Платон сформулировал свои откровения о Мироздании почти 25 веков назад и в основном по египетским источникам ...

    https://www.sunhome.ru/journal/13426

  • Древняя Русь

    ... в слово "бага". Древнерусское слово "рай" означало "прекрасный сад в загробном мире", а слово "пекло" означало "жар, огонь". Позже именно эти основополагающие понятия через Древний Иран и Вавилон были занесены в Иудею и затем вместе с этическим учением Заратуштры ... считать его живым. Эмблему рогов Овна и учение Вед о священном огне (Агни) ученики Рамы разнесли по всему Древнему Миру, вплоть до Египта. У многих народов символ рогов Овна стал знаком посвящения, а затем и знаком власти. Уже ...

    https://www.sunhome.ru/religion/11624

  • Древние методы

    ... мест. Многие жрецы считали, что пилигримы вступают с божеством в половое общение. Иногда это общение принимало форму своеобразной проституции. Многие врачебные учения древнего мира утверждают, что лечение имеет в своей основе коррекцию сексуальной дисгармонии. Позднее сновидящие практиковались в двух основных направлениях - получение советов для решения проблем ...

    https://www.sunhome.ru/psychology/1135

  • Древние карты мира

    ... в Кинском колледже, штат Нью-Хэмпшир, США. Он не был ни геологом, ни специалистом по истории древнего мира. Возможно, однако, что грядущие поколения запомнят его как человека, подорвавшего основополагающие принципы мировой истории, а заодно ... ; общая погрешность долготы карты от края до края не превышает градуса. Чарлз Хэпгуд передал свое собрание древних карт на экспертизу профессору Массачусетсского технологического института Ричарду Стрейчану. Стрейчан уверен, что указанные карты, несмотря ...

    https://www.sunhome.ru/journal/1979

  • Древние религиозные верования Египта

    ... ноль ижллпсь и целях религиозного оправдания классовом» подчинения в социальной жизни. Фантастическое осознание своего бессилия перед природой соединяется с осознанием Оесеплпн перед знатью. Древний мир долгое время вообще не знал экономического единства более или менее обширных территорий. Тем более не могло быть такого единства в Египте в условиях сохранения ...

    https://www.sunhome.ru/navigator/drevnie-religioznyie-verovaniya-egipta.html

  • Древний Египет стар как сама религия

    ... произносили молитвы богам-покровителям и поклонялись предкам. Особенности религии Древнего Египта Характерной чертой древнеегипетской религии являлось особое отношение к загробному миру, как вечному продолжению земного существования. Фараоны могли с самого раннего ... загробную жизнь и суд Осириса над душой после смерти. Религиозные представления Древнего Египта Наместником бога в материальном мире считался фараон, его называли сыном солнечного культа Ра. Солнце для египтян было ...

    https://www.sunhome.ru/religion/110871

  • Древние атомные бомбы

    ... Мохенджо-Даро - недвусмысленное свидетельство ядерной катастрофы за две тысячи лет до нашей эры. Тем не менее этот город является не единственным древним местом, подозреваемым в том, что там прошли ядерные взрывы. Десятки зданий из древнего мира имеют кирпичи оплавленных камней, словно подвергнутых тепловому воздействию, которое современные ученые не могут объяснить ...

    https://www.sunhome.ru/journal/121693

  • Древние сибирские города-призраки

    ... находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы». Подобный подход, когда существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохраняется до ... изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией. Неподалёку от границ Алтайского края ...

    https://www.sunhome.ru/journal/146779

www.sunhome.ru

Мыслители древнего мира о человеке и обществе.

Проверочная работа по теме: «Мыслители древнего мира о человеке и обществе». 1 курс-Обществознание.

  1. Что означает миф в переводе с греческого? предание, сказание

  2. Перечислите мифы о происхождении человека и человеческого общества? Космогонические, антропогонистические, эсхатологические.

  3. В мифах о происхождении мира и людей часто выделяют две идеи, какие? Идея творения, идея развития.

  4. Сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка)? веды

  5. Распишите схематично, что представляет собой мир людей? Брахманы, кшатрии, вайшья, шудры.

  6. Назовите течение, возникшее в Древнем Китае и кто является её основателем? Лао-Цзы. Даосизм

  7. В мире существует два начала – ……….., которое рассматривается как пассивное ожидание и ……. (светлое, мужское) – активный поиск чего-то, назовите их? Инь-Ян

  8. Каким двум целям должен следовать человек? Оберегать себя от опасности. Стараться прожить как можно дольше.

  9. Укажите годы жизни Конфуция? (552 – 479 гг. до н. э.)

  10. Укажите годы жизни Платона? (427 – 347 гг. до н. э.)

  11. На какие 3 группы делится государство согласно учениям Платона? Правители- философы, воины – стражи, группа земледельцев и ремесленников.

  12. Укажите годы жизни Аристотеля? (384 – 322 гг. до н. э.)

  13. Аристотель выделял 3 формы объединения людей? Гос-во, селение, семья.

  14. Назовите 3 правильные формы правления? Монархия, Аристократия, Демократия.

Проверочная работа по теме: «Мыслители древнего мира о человеке и обществе» 1 курс. Обществознание

  1. Что означает миф в переводе с греческого?

  2. Перечислите мифы о происхождении человека и человеческого общества?

  3. В мифах о происхождении мира и людей часто выделяют две идеи, какие?

  4. Сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка)?

  5. Распишите схематично, что представляет собой мир людей?

  6. Назовите течение, возникшее в Древнем Китае и кто является её основателем?

  7. В мире существует два начала – ……….., которое рассматривается как пассивное ожидание и ……. (светлое, мужское) – активный поиск чего-то, назовите их?

  8. Каким двум целям должен следовать человек?

  9. Укажите годы жизни Конфуция?

  10. Укажите годы жизни Платона?

  11. На какие 3 группы делится государство согласно учениям Платона?

  12. Укажите годы жизни Аристотеля?

  13. Аристотель выделял 3 формы объединения людей?

  14. Назовите 3 правильные формы правления?

Проверочная работа по теме: «Мыслители древнего мира о человеке и обществе» 1 курс. Обществознание

  1. Что означает миф в переводе с греческого?

  2. Перечислите мифы о происхождении человека и человеческого общества?

  3. В мифах о происхождении мира и людей часто выделяют две идеи, какие?

  4. Сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка)?

  5. Распишите схематично, что представляет собой мир людей?

  6. Назовите течение, возникшее в Древнем Китае и кто является её основателем?

  7. В мире существует два начала – ……….., которое рассматривается как пассивное ожидание и ……. (светлое, мужское) – активный поиск чего-то, назовите их?

  8. Каким двум целям должен следовать человек?

  9. Укажите годы жизни Конфуция?

  10. Укажите годы жизни Платона?

  11. На какие 3 группы делится государство согласно учениям Платона?

  12. Укажите годы жизни Аристотеля?

  13. Аристотель выделял 3 формы объединения людей?

  14. Назовите 3 правильные формы правления?

videouroki.net


Смотрите также