Государство древнего китая. §4. Государство Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2. Государства древнего китая. Государство древнего китая


§4. Государство Древнего Китая

История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный промежуток времени, включаю-щий ряд эпох или периодов: 1) период Шан (Инь) (XVIII-XI вв. до. н.э.), 2) период Чжоу (XI-III вв. до н.э.), 3) период Цинь (221-207гг. до н.э.) и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер. Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорившиеся крестьяне-общинники вместе с их женами и детьми, без-домные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Во времена Ван Мана (1в. н.э.) из рабов было создано войско, назван-ное "броском кабана".

В рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников. Внутрен-нюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной си-стемой землепользования - так называемой системой цзинтянь ("колодезные поля"). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с "общего" поля, которое обра-батывалось всеми общинниками, шел вану, правителю царства. Урожай с "частных" полей, находивших-ся в индивидуальном пользовании крестьянских семей, принадлежал самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки "общих" полей крестьяне выполняли воен-ную, строительную, гужевую и другие повинности.

В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и оставляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему "колодезных полей". В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.

Уже во времена Позднего Шан (XIV--XI вв. до н.э.) из общей массы населения выделилась привилегирован-ная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жре-цов, чиновников, знать подчиненных племен.

Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельче-ского класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев - социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внешнее выраже-ние в элементах материальной культуры. В соответст-вии с рангом были строго регламентированы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, коли-чество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев по-являются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь сановником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается новая знать -имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.

Во главе складывающегося государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как "сыну неба". Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника ста-новилась наследственной.

Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в со-ответствии с занимаемой должностью.

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей: а) поземельная подать - каждый взрос-лый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна; б) натуральная повинность- каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году; в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государ-ства, приносили дань.

Второе производило военные наборы, руководило военным обуче-нием, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одно-го солдата карали всех солдат подразделения.

Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовывало посев, жатву и молотьбу. Чинов-ники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое вни-мание уделялось ирригационным работам.

Суд не был отделен от админист-рации, его функции осуществляли многочисленные пред-ставители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства - правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, впо-следствии - император. В состав центрального государ-ственного аппарата входил чиновник, который занимал-ся вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов им-ператорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администра-ции.

С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы об-щинного самоуправления. Большое ко-личество чиновников обязано было вести борьбу с "раз-бойниками", разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы .

studfiles.net

2. Государства древнего китая

1. Появление государства. В середине II тысячелетия до н. э. племенные союзы в долине Хуанхэ и севернее верхнего течения Янцзы основали два крупных города – Аньян и Шансиндуй. Эти города стали столицами первых китайских государств.

Во главе каждого государства стоял ван и жрецы. Ван – китайский царь и верховный жрец. Жрецы должны были узнавать волю богов и на основании этого подсказывать вану решения. Узнавали эту волю с помощью гаданий. Решения вана нельзя было оспаривать или подвергать сомнению.

Еще одной обязанностью жрецов была защита людей от стихийных бедствий. Для этого жрецы должны были узнать у высших сил с помощью гадания причину их недовольства. После этого жрецы устанавливали, как успокоить гнев богов. Обычно для этого по приказу вана приносились жертвы. Иногда этими жертвами становились попавшие в плен «чужие».

Таким образом, первые государства образовалось в Китае в середине II тысячелетия до н. э. Столицами государств стали Аньян и Шансиндуй. Во главе государств этих стояли жрецы.

2. Государство Чжоу. В конце II тысячелетия до н. э. город Шансиндуй перестал существовать и государство исчезло. А в нижнем течении Хуанхэ в пределах владений Аньяна сложился новый большой племенной союз – Чжоу. Во главе этого союза стояли племенные вожди. В 1027 г. до н. э. союз Чжоу подчинил себе все земли Аньяна и установил свою власть в самой столице. Так возникло государство Чжоу. Столицей вана стал город Лоян.

Ван Чжоу был объявлен сыном Неба. Все подданные вана должны были считать себя одной большой семьей. Главой этой семьи был ван. Его кровные родственники и старая племенная знать назывались младшими братьями и сестрами вана. Все остальные люди объявлялись детьми вана.

Как и в любой древнекитайской семье, в государстве Чжоу младшие должны были беспрекословно повиноваться старшим. Любое неподчинение жестоко наказывалось.

Владения Чжоу соседствовали с владениями разных племенных союзов. Со временем некоторые из них стали очень многочисленными и практически независимыми от власти вана. Самыми сильными из этих союзов были Ци, Цзинь, Чу и У. Они стали называть себя царствами и бороться между собой. Эта борьба продолжалась 500 лет. Главной ее целью было завоевать право считаться гегемоном. Гегемон – сильнейшее царство страны. Гегемона объявлял ван. Правитель гегемона считался старшим китайцем после самого вана.

Таким образом, в конце II тысячелетия до н. э. в долине Хуанхэ возникло государство Чжоу. Ван Чжоу считался сыном Неба и отцом всех китайцев. Владения Чжоу состояли из владений разных племенных союзов. Между ними 500 лет шла борьба за звание гегемона.

3. Устройство государства Чжоу. Формальным главой Чжоу был ван. Но реальная власть принадлежала правителю гегемона. Ван полностью зависел от его военной мощи и способностей к управлению государством. Кроме того, каждое царство и племенной союз имели своих «старших» – племенную знать. Эта знать подчинялась гегемону только с помощью военной силы.

Для управления огромной разноплеменной державой нужна была большая армия чиновников. Одни собирали налоги в пользу вана. Другие управляли государственными владениями. Третьи следили за соблюдением законов. Были и чиновники, которых назначал гегемон и местная знать.

Простые общинники должны были повиноваться и вану, и правителю-гегемону, и местной знати и чиновникам. Они должны были платить налоги и нести государственные повинности. Голод и холод были их вечными спутниками.

Были в Чжоу и рабы. Ими становились те, кто был захвачен в плен. Рабы были собственностью хозяина как скот или вещи. Они не имели ничего своего и должны были делать все, что им приказывали. Людьми их обычно не считали.

Таким образом, государством Чжоу управляла огромная армия чиновников. Существовало беспрекословное подчинение «младших» «старшим». Вана, правителя, местную знать и всех чиновников содержали своим трудом простые общинники. Сложились отношения господства и подчинения.

4. Державы Цинь и Хань. В середине IV века до н. э. среди сильных племенных союзов Китая выдвигается Цинь. Постепенно оно побеждает всех соперников и становится гегемоном. Но правитель Цинь на этом не остановился. Он решил объединить весь Китай под своей властью и стать полновластным правителем страны.

В 221 г. до н. э. правитель Цинь провозглашает себя Шихуанди, что означает «Первый император». Император – правитель большой державы. Столицей Цинь Шихуанди стал город Сяньян. Здесь находились высшие государственные чиновники державы – советники и министры.

Местную знать Цинь Шихуанди лишил власти, а всю страну разбил на губернии. Губерния – область страны, которой управляет чиновник. Для управления в каждую губернию император назначал губернаторов. Губернатор назначал более мелких чиновников. Были также особые военные, налоговые и судебные чиновники.

После смерти Цинь Шихуанди в 210 г. до н. э. единое государство распалось. Но уже в 202 г. до н. э. Китай был снова объединен под властью династии Хань.

Императоры Хань восстановили единство страны и систему государственного управления. После этого своей главной задачей они видели захват земель на западе от Китая. Для этого были введены дополнительные налоги на содержание большой армии. В результате голодный и озлобленный простой народ поднял восстание. В 207 г. н. э. оно было подавлено, но единая страна развалилась на части. Правление Хань закончилось.

Таким образом, первое единое древнекитайское государство в 221 г. до н. э. создал Цинь Шихуанди. Правление его продолжалось 11 лет. Второй династией китайских императоров стала Хань. Она продержалась около 400 лет. Особенностью китайского государства было огромное количество чиновников.

5. Великая Китайская стена. После подчинения всех китайцев Цинь Шихуанди решил защитить свою страну от нападений соседей. Угроза исходила с севера, где жили воинственные племена гуннов. Гунны были кочевниками и постоянно совершали набеги на китайские земледельческие поселения.

Император выбрал особый способ защиты от врага. Он приказал построить вдоль всей северной границы стену, чтобы кочевники не могли напасть. И строительство началось. В историю это сооружение вошло под названием Великая Китайская стена.

По проекту длина стены составляла 4000 км. Через 2-3 км строились башни. Высота стены была не менее 15 метров, ширина позволяла разъехаться двум колесницам. Чтобы построить такое сооружение, в стране была объявлена трудовая повинность. Десятки тысяч людей отрывали от повседневной жизни и заставляли строить стену. Они срывали горы, засыпали ущелья, таскали камни. Люди умирали от голода и холода. По легенде их хоронили прямо в стене.

Цин Шихуанди думал только о том, как воплотить в жизнь свои замыслы. После его смерти строительство на время прекратилось. Но позднее возобновлялось снова и снова около полутора тысяч лет.

Таким образом, в конце III века до н. э. в Китае по велению Цинь Шихуанди началось строительство Великой Китайской стены. Для этого в стране была объявлена особая трудовая повинность. Сооружение стены стало настоящим бедствием для простых китайцев.

6. Конфуций и Лао-цзы. В истории Китая есть несколько выдающихся мыслителей. Среди них особое место занимают два древних мудреца – Кун-цзы и Лао-цзы.

Кун-цзы, которого иначе называют Конфуций, родился в середине VI века до н. э. Он прожил более 70 лет. Всю свою жизнь он размышлял о том, как должны жить люди. Эти размышления и составили основу его учения – конфуцианства.

Конфуций считал, что в старину все правители были мудры, а люди почитали богов и жили как одна семья. Поэтому их жизнь была легкой и правильной. Когда человек думает только о своем благе, забывает о богах и других людях, то жизнь становиться тяжелой и неправильной. Если все люди снова будут считать себя одной семьей и почитать богов, то жизнь наладится.

Мудрец говорил, что младший в семье должен слушать старшего. В семье главой является отец, в стране – правитель. Слово главы семьи – закон для всех.

Лао-цзы был старшим современником Конфуция. Его учение называется даосизм. Лао-цзы говорил, что вся жизнь – это дао. «Дао» по-китайски означает «путь». Человек должен следовать дао. Но он не знает, куда идет, и не может изменить дао. Но человек может почувствовать, правильно ли он следует дао. К этому надо стремиться. Это значит – стать даосом. Даос – это тот, кто стремиться следовать дао. Лао-цзы объясняет, как это сделать.

Таким образом, Конфуций и Лао-цзы создали два великих учения. Они называются конфуцианство и даосизм. Кофуций учил, что все люди должны жить как одна семья. Лаоцзы наставлял, как правильно следовать своему жизненному пути.

studfiles.net

Государство Древнего Китая

Государство Древнего Китая

История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный промежуток времени, включающий ряд эпох или периодов: 1) период Шан (Инь) (XVIII-XI вв. до. н.э.), 2) период Чжоу (XI-III вв. до н.э.), 3) период Цинь (221-207гг. до н.э.) и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер. Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорившиеся крестьяне-общинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Во времена Ван Мана (1в. н.э.) из рабов было создано войско, названное "броском кабана".

В рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников. Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования - так называемой системой цзинтянь ("колодезные поля"). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с "общего" поля, которое обрабатывалось всеми общинниками, шел вану, правителю царства. Урожай с "частных" полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьянских семей, принадлежал самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки "общих" полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности.

В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и оставляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему "колодезных полей". В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.

Уже во времена Позднего Шан (XIV--XI вв. до н.э.) из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен.

Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев - социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внешнее выражение в элементах материальной культуры. В соответствии с рангом были строго регламентированы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии

преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь сановником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается новая знать -имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.

Во главе складывающегося государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как "сыну неба". Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной.

Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью.

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей: а) поземельная подать - каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна; б) натуральная повинность- каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году; в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государства, приносили дань.

Второе производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одного солдата карали всех солдат подразделения.

Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовывало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства - правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, впоследствии - император. В состав центрального государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации.

С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с "разбойниками", разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы .

www.coolreferat.com

Государство Древнего Китая

Государство Древнего Китая

История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный промежуток времени, включающий ряд эпох или периодов: 1) период Шан (Инь) (XVIII-XI вв. до. н.э.), 2) период Чжоу (XI-III вв. до н.э.), 3) период Цинь (221-207гг. до н.э.) и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер. Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорившиеся крестьяне-общинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Во времена Ван Мана (1в. н.э.) из рабов было создано войско, названное "броском кабана".

В рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников. Внутреннюю организацию древнекитайской общины времени Инь и начала Чжоу обычно связывают с определенной системой землепользования - так называемой системой цзинтянь ("колодезные поля"). Суть ее в том, что вся земля, находившаяся в пользовании общины, делилась на две части. Урожай с "общего" поля, которое обрабатывалось всеми общинниками, шел вану, правителю царства. Урожай с "частных" полей, находившихся в индивидуальном пользовании крестьянских семей, принадлежал самим земледельцам-общинникам. Кроме обработки "общих" полей крестьяне выполняли военную, строительную, гужевую и другие повинности.

В Китае существовал обычай регулярного передела пахотной земли в рамках общины. Развитие товарно-денежных отношений, рост имущественной дифференциации внутри самой общины приводят к тому, что в VII-V вв. до н.э. происходит нарушение традиционного принципа распределения наделов. Общинная верхушка захватывает и оставляет за собой лучшие, наиболее плодородные земли. Это разрушает систему "колодезных полей". В царстве Лу в 594 году до н.э. вводится налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными домохозяйствами и переходят в их наследственное пользование.

Уже во времена Позднего Шан (XIV--XI вв. до н.э.) из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен.

Весьма сильны были родственные связи и в чжоуском Китае, где в сословной иерархии рабовладельческого класса оформляется несколько разрядов. Ряд слоев - социальных рангов составлял единую иерархическую систему, и это находило свое внешнее выражение в элементах материальной культуры. В соответствии с рангом были строго регламентированы одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. Господствующая верхушка чжоуского Китая была представлена, прежде всего, наследственной аристократией. Лишь постепенно в нее начинает входить служилая прослойка (ши) из людей незнатного происхождения.

К периоду Цинь среди ремесленников и торговцев появляются люди, которые могли сравниться богатством с титулованной знатью. Крупные ростовщики, торговцы проникают и в государственный аппарат. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии

преобразованиями, проведенными в IV в. до н.э. в царстве Цинь сановником Шан Яном. Он ввел новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Подобное положение сохранялось и в дальнейшем. Всего было 20 рангов знатности, причем с IIIв. до н.э. официально разрешалась их покупка.

Так, со временем на первое место выдвигается новая знать -имущественная, военная, служилая, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию, а в некоторых случаях сливается с ней.

Во главе складывающегося государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как "сыну неба". Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной.

Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование.

Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью.

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Первое из них взимало подати натурой. Существовало три вида натуральных податей: а) поземельная подать - каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна; б) натуральная повинность- каждый взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году; в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

Соседние государства, считавшиеся с мощью Китайского государства, приносили дань.

Второе производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Для крестьян воинская повинность была тяжелейшей. Соседская община состояла из 8 дворов. Один крестьянский двор обязан был выставить воина. Другие семь дворов поставляли провиант и фураж, а также боевые и обозные колесницы. При затяжной войне прибегали к вторичному набору воинов и к третьему сбору провианта. Порядок и дисциплина в войсках поддерживались на основе детально разработанной системы поощрений и наказаний. В войсках существовала круговая ответственность. Это означало, что нередко за преступление одного солдата карали всех солдат подразделения.

Третье ведомство занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли, организовывало посев, жатву и молотьбу. Чиновники составляли планы земель, списки населения и скота. Большое внимание уделялось ирригационным работам.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства - правитель отдельного царства в пределах своей территории и, наконец, впоследствии - император. В состав центрального государственного аппарата входил чиновник, который занимался вопросами суда и наказаний. Во времена Хань судебные функции исполнял один из членов императорского совета. Право разрешения судебных дел принадлежало и представителям местной администрации.

С созданием Циньской империи была введена должность окружного судьи. Рассмотрением судебных споров занимался также начальник волости. Мелкие тяжбы в пределах общины разрешали органы общинного самоуправления. Большое количество чиновников обязано было вести борьбу с "разбойниками", разыскивать преступников. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведении которого были все местные тюрьмы .

en.coolreferat.com


Смотрите также