Возникновение мифов Древнего Китая. Возникновение древнего китая
Возникновение мифов Древнего Китая
Мифология древнего Китая известна меньше, чем Рима или Греции. Истории о легендарных личностях древнего Китая до наших дней не донеслись в своем первозданном написании, остались только их части. Данное явление обусловлено тем, что при приходе во власть той или иной личности, рассказы менялись под их лад.
В итоге, общая картина меняется, становясь иным, не редко абсолютно противоположно подлинному писанию, а описание персонажей, культы и духи, практически не возможно было узнать. Вследствие этого невозможно не ценить труды писателей, потраченные на сбор по частичкам мифов китайского народа. Они смогли пронести национальный фольклор сквозь века в изначальном виде, как их слагал народ, вкладывая в эти мифы свою веру, страх, надежду, убеждения, свой дух и чувства.
Мифы древнего Китая погружает читателя в волшебный мир того времени, каждый миф по своему изыскан и не повторим. Рассказы народов восточной страны удивляют своим своеобразием, хорошо описывается грань между восхищением и безобразием, чудовища проявляют необыкновенную доброту и напротив все прекрасное является губительным. В этих писаниях созидают необыкновенные вещи – представители животного мира заключают брак с принцессой человеческого рода, в яйце может содержаться целая вселенная, существовали далекие страны, в которых писателями были птицы, а секрет долголетия заключалось в умело сваренном супе с фазана. Со времен появления всей вселенной, земли (Инь) и небес (Ян) отделение друг от друга и все, что чистое и невесомое устремились вверх, и дало начало всему небу, а вся грязь и тяжесть устремилась, вниз образовав землю. Это немного напоминает христианское представление зла и добра – грешная земля и святые небеса.
В поднебесном царстве у китайского народа проживали самые разные культы. Паньгу – самый первый символ, который сумел отделить небеса от земли, Нюйва – создавшая человечество из глины и заботилась о своих созданиях как мать о своих детях. В китайской мифологии настолько много героев, что всех запомнить сложно. Также, исходя, из писаний у них было множество верований. Выдуманные миры китайцами были весьма разнообразны – страны, где люди ходили только на носочках, страны у людей с длинными руками или странными зубами и внешним видом.
В данной мифологии показано, что китайский народ весьма трудолюбив, честен, скромен. Жители древней цивилизации ценили истину, осуждали жадных людей, честолюбивых и властолюбивых.
drevniy-egipet.ru
Возникновение государства в Древнем Китае — Мегаобучалка
История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1)Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э.; 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э.; 3)Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.
Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве. Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств. Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны "без пристрастия и уничтожения людей".
18.Сословная структура Древнекитайского общества.
Высшую ступень социальной иерархии занималцарь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.
Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе"колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.
Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.
Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) Древнего Китая и значение реформ Шан Яна в его развитии. Суд и судебный процесс в Древнем Китае.
Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники.
В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и в конечном счете распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу.
В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна - сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.
Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209 г. до н.э. циньской монархии.
Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но начиная с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным.
megaobuchalka.ru
Зарождение первых государств в Китае
Китайская цивилизация относится к раннему периоду древности, но уже к последнему его отрезку. Исследователи полагают, что племена, проживавшие на территории современного Китая, а также Таиланда, Бирмы, Тибета, Северного Вьетнама общались на языках сино-тибетской семьи. Однако лишь часть этих языков, которые были в основном распространены в бассейнах Янцзы, Хуанхэ и южнее, составили основу более позднего китайского языка.
Предполагается, что приблизительно в V тысячелетии до н. э. в бассейне Хуанхэ мог существовать как автономная единица отдаленный предок настоящего китайского языка. Тем не менее общего названия — ханъ-жэнь, как сегодня именуют себя китайцы, тогда не было, а появилось оно в период поздней древности. К этому же периоду причисляется и теперешнее наименование китайской письменности, так называемое хапьцзъь (ханьское письмо).
Стоит отметить, что ни один из населяющих народов Китая никогда не именовал свою страну Китаем, а себя — китайцами. Эти названия приняты у нас и происхождение их от тюркского этнонима кидань (Китай) — народа, который в средние века образовал мощную империю на территории Монголии, Маньчжурии и некоторой части Северо-Западного Китая.
Самоназвание же народа, который создал на территории Китая вместе с другими народами Восточной Азии огромную мировую цивилизацию, сохранившую преемственность на протяжении многих веков и продолжающую развиваться сегодня,— “ханьжэиь”, или “ханьцы” — произошло от названия дальневосточной империи периода поздней древности — Хань (202 г. до п. э.). Впрочем, засвидетельствовано это все в памятниках было значительно позже. Предшественница империи Хань — империя Цинь (221—206 гг. до п. э.) тоже не осталась забытой в мировой истории. Ее имя связано с европейскими названиями Китая во времена античности — латинское Sinae, французское Chine, английское China.
Государственные формирования, которые возникали в границах Китая, практически до династии Цинь, которая осуществила объединение страны, не являлись результатом исторического развития одних только ханьцев. Территория Китая начиная с эпохи каменного века была населена множеством других этнических общностей. Предполагается, что совместно с разными племенами носителями сино-тибетских языков были носители языков тунгусо-маньчжурской семьи, авртронезипской семьи и так далее.
Им удалось создать собственные самобытные культуры. Да и экологические особенности способствовали образованию на этих площадях целого комплекса устойчивых этнокультурных ареалов, которые по своей масштабности соответствовали целой стране. Только деление этих культур сформировало на этапе веков тот поразительный культурно-исторический феномен, который сейчас называют китайской цивилизацией.
Перед тем как возникло название “ханьцы”, протокитайцы давали себе разные названия, среди которых больше всего известен нам этнический термин — этноним хуа, как один из самых ранних. Если судить по древним надписям конца II тысячелетия до н. э., а также другими ранними названиями населения бассейна Хуанхэ, которая является колыбелью древнекитайской цивилизации, то были шан и чжоу. Поэтому хуа, шан и чжоу с известными оговорками можно считать наиболее древними из известных нам этнонимов носителей бронзовой культуры в Северном Китае.
Следует отметить, что территория проживания хуа и остальных дальних предков современных китайцев вначале занимала только небольшую часть сегодняшней Китайской Народной Республики. Поэтому, когда мы рассматриваем древнюю историю Китая, то вернее будет говорить не о “древнем Китае” в целом, а об “Иньском Китае”, который ограничен территорией средней части бассейна Хуанхэ, или “Чжоуском Китае”, который занимал значительную площадь бассейна Хуанхэ и северную часть бассейна Янцзы. И только “Цинь-Ханьский Китай” был своего рода древней “вселенской” империей, охватившей весь собственно Китай. Тем не менее, не одни лишь ханьцы в те времена занимали его территорию. Взаимодействие между разными этносами и различными общественными укладами продолжалось на протяжении всех периодов истории “древнего Китая”.
Очевидно принципиальное единство в социально-экономическом и политическом плане империй Цинь и Хань . Главная роль ханьской народности в этой великой древневосточной деспотии решительно определяется с конца III в. до и. э.
Древнее общество на территории Китая представляет собой самостоятельный замкнутый социальный и политический комплекс с особыми, присущими древним обществам закономерностями и узловыми вехами развития. Вместе с тем древнекитайское общество является одним из важнейших звеньев в мировой оценке цивилизаций древности.
Однако есть понятия, привычные для позднейших времен и современности, которые для этого общества либо вовсе не приемлемы, либо обладают применительно к нему иным смыслом. Так, в древнем миро Китая люди, как правило, не знали «национальной», языковой или расовой розни. Важнейшая антагонистическая общественная грань пролегала между свободными и несвободными.
Понятие “рабство” было и синонимом “варварства”, “бескультурья”, в противоположность “культурности” истинно благородных “господ” (цзюпъ-цзы). И наоборот, люди некитайской культуры именно поэтому третировались (а не но национальному или расовому признаку) как низшие, «варвары», Показательно, что термин “ханьжэнь” как символ осознания этнического единства китайской народности появляется лишь в конце древности. Прежде всего, осознавалось приобщение к миру сначала Чжоуского объединения, а потом Цинь-Ханьской империи, соседних с нею стран, племен и пародов. Это выражалось в добровольном или вынужденном принятии ими, сначала хотя бы номинально, официальной идеологии и культуры этой империи (в конце древности — ортодоксального восточно-ханьского конфуцианства), что, естественно, предполагало социально-культурную ассимиляцию прежде всего аристократии с включением в состав правящего класса империи. Общественные низы недавних «варваров» органически смыкались при этом с “хаиьжэнь”, угнетенными массами коренного населения империи, о чем свидетельствует, например, мощный взрыв восстания “Желтых повязок”, охватившего все области Позднеханьской империи, как в центре, так и на периферии.
Как шанцы и чжоусцы в бассейне реки Хуанхэ, так и многих другие этносы, обитавшие с эпохи каменного века на огромной территории — от Тибета до Восточно-Китайского моря и от пустыни Гоби и степей Монголии до берегов Тихого океана, по своему физическому типу и этническому облику почти не отличались от современных китайцев и других народов КНР. Все основные антропологические тины, существующие сейчас на территории Китая и сопредельных стран, сложились уже в неолите.
Антропологическая и культурная преемственность в эпоху древности наблюдается в пределах всей Юго-Восточной Азии, Несомненна этнокультурная общность древнего населения Южного Китая (в том числе всего бассейна реки Янцзы почти вплоть до реки Хуанхэ) и Юго-Восточной Азии, как несомненно и то, что древние племена Северо-Восточного Китая, Маньчжурии и Кореи составляли на заре человеческой истории общую историко-этнографическую область — особый культурный мир Ся. Культура населения бассейна Хуанхэ входила в эту область, хотя ее постели проявили себя на арене истории, возможно, несколько позже.
Если вести речь о древнем Китае, надо иметь в виду всю территорию, на которой в эпоху древности происходили отмеченные выше процессы. Восточные нагория Тибета, к югу от Мапьчжурии и Кореи, к северу от земель горных районов, отделявших Китай от Индокитая — в древности этот Китай этнически разделялся па две части — северную, тяготевшую к бассейну Хуанхэ, и южную — от долины Янцзы до берегов Южно-Китайского моря.
По взгляду сторoнников полицентрической гипотезы антропогенеза, территория Китая входила в область возникновения Homo sapiens sapiens, участвуя в процессе формирования восточной ветви человечества. Китай — одна из прародин земледелия и скотоводства. Здесь определяются два самостоятельных очага зарождения растениеводства — зерновых культур проса и чумизы в Северном Китае и рисоводческого и огородно-садоводческого земледелия в Южном Китае, связанного с древнейшим мировым очагом земледелия в Юго-Восточной Азии, восходящим, возможно, к IX—VII тысячелетиям до и, э, (находки в Пещере Духов в Таиланде).
И в Северном, и в Южном Китае существовали различные местные культуры, обладавшие собственной историей. Тому способствовал характeр ландшафта, обусловливающий известную изоляцию целых историко-географических областей, хотя и относительную, ибо контакты и взаимные влияния не только в пределах Северного и Южного Китая, по и между этими основными контрастными зонами со врeмен глубокой древности были весьма ощутимыми. Это было тем более возможно, что экологические условия севера и юга страны до середины I тысячелетия до н. э. были несравненно менее различными, чем сейчас.
По результатам археологических раскопок, в это далекое время в бассейне Хуанхэ обитали животные жаркого пояса: слoны, носороги, буйволы, тигры, антилoпы, леопарды, тапиры, бамбуковая крыса, относящиеся к тропической и субтропической фауне. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озерами и отличалась жарким и влажным климатом. Средняя годовая температура была на 2° (по Цельсию) выше, чем сейчас.
Таким образом, бассейн Хуанхэ в те далекие времена был более сходен с южными районами. Это облегчало возникновение более отдаленных и оживленных контактов между севером и югом, чем в ранние эпохи каменного века. Следует иметь в виду наличиe месторождений олова в Южном Китае и Юго-Восточной Азии и обнаруженный в Таиланде древнейший очаг выплавки меди и бронзы, существовавший не менее чем за 3000 лет до п. э. В условиях влажных тропиков открытие бронзы не привело к столь значительному общественному прогрессу, как в Передней Азии. Но возможно, этот факт помогает объяснить «внезапность» появления развитого бронзолитейного производства у обитателей Великой Китайскoй равнины, заложивших основу древнекитайской цивилизации. II тысячелетие до п. э. вошло в историю Китая как эпоха распространения локальных протогородских поселепий («городских культур») в долинах среднего и нижнего течения р. Хуанхэ.
Великие аллювиальные долины Северного Китая с их речными наносными почвами (охватывающие современные провинции Хэнаиь, Хэбэй, запад Шаньдуна и север Аньхоя до долины реки Хуай), а также лёссовые плато, возникшие, вероятно, в результате долговременного оседания частиц тонкого песка с разъедаемых ветровой эрозией нагорий Центральной Азии и занимающие районы Шэньси (т. е. долины р. Вэй, р. Цзин, верхпего течения р. Хапь) и Шапьси (т. е. долину р. Фэнь), были исключительно благоприятпы для земледелия.
Муссоппые ветры приносили сюда достаточное количество осадков, так что ирригация не была непременным условием земледелия, каким она стала в этом ареале тысячелетием позже. Однако равнина вдали от рек была обвод-иена недостаточно. В низинах же, орошаемых Хуанхэ, русло реки подвергалось резким изменениям, затопляя огромные пространства. Показательно, что в древнейших архаических надписях конца II тысячелетия до и. э. из Апьяна знак «потоки воды» (наводнение) означал и общее понятие «беды», «бедствия». Тайфунные ветры, дующие с океана, тоже вызывали частые наводнения. К тому же дремучие леса при переложном характере земледелия неолитических племен требовали постоянных корчевок.
Осадки выпадали здесь нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами. Ненадежность погоды была постоянным фактором. Все это объясняет, почему развитие земледелия, восходящее в Северном Китае к концу V — началу IV тысячелетия до н. э., если не раньше,— притом что неглубокие, легкие почвы могли быть использованы под земледелие с помощью примитивной палки-копалки,— лишь во второй половине II и в I тысячелетии до н. э. привело к созданию прибавочного продукта и возникновению классового общества и государства.
Южный Китай — от долин великой реки Янцзы до берегов Южно-Китайского моря — покрыт субтропическими и тропическими вечнозелеными лесами. Он относится к экваториальному поясу, где природные условия со времен глубокой древности, но очень отличались от современных.Археологические находки свидетельствуют о непрерывной деятельности человека па территории Южного Китая на всем протяжении каменного века. С VI—IV тысячелетий до п. э. здесь проявляются самобытные неолитические культуры. Благодаря хозяйственно-культурной деятельности племен Юго-Восточцой Азии эта историко-этнографическая область стала родиной многих культурных растений и домашних животных.
Однако, несмотря на наличие здесь древнейших очагов примитивного земледелия и обработки металлов, пересеченность рельефа, нездоровый климат, непроходимые тропические заросли и фауна джунглей крайне затрудняли межэтнические контакты, препятствовали дальнейшему освоению человеком этих территорий, тормозили общественное развитие. Поэтому эпоха цивилизации в целом наступила здесь позже, чем на севере Китая. Уточнить время возникновения цивилизации в Юго-Восточной Азии не позволяет пока ее недостаточная археологическая изученность. Есть данные о наличии здесь раннебронзовой культуры уже в IV—III тысячелетиях до н. э.
В IV—III тысячелетиях до н. э, в Северном Китае складывается ряд неолитических комплексов, наиболее изученным из которых является яншаоский — с основным ареалом распространения в районе бассейна р, Вэй и среднего течения Хуанхэ, простирающийся на юг в бассейн р. Ханьшуй до долины Янцзы. Характеризуемая расписной керамикой, полуоседлым неполивным подсечным земледелием (основная культура — просо) и одомашниванием целого ряда животных (свиньи, козы, овцы, собаки, кур и крупного рогатого скота), культура Яншао типологически относится к развитому неолиту.
Завершает каменный век в бассейне Хуанхэ позднепеолитический и эиеолитический луншаньский комплекс, знаменитый своей серой и особенно тонкостенной чернолощеной керамикой6. Поэтому луншаньская культура называется также «культурой черной керамики». Этногенетически связанный с классическим Яншао среднего течения Хуанхэ, луншаньский комплекс простирается па восток и северо-восток до полуостровов Ляодуп и Шаньдун и на юг и юго-восток в бассейн р. Хуай. Этот комплекс более компактен, чем Яншао; он отличается крупными укрепленными поселениями, более оседлым палочно-мотыжным земледелием и безусловно большей, чем в Яншао, ролью скотоводства, с признаками отделения ремесла от земледелия и зачатками обработки металла. Для культуры Луншань характерны поселения, окруженные стенами из утрамбованной земли (до 6 м высотой и 10—14 м толщиной). В Шаньдуне сохранилась «городская» стена протяжением 450 м с севера на юг и 390 м с востока на запад.
Свидетельством формирования организованного культа и появления в лупшаньской родовой общине жречества как особой социальной категории являются использование жителями разработанной техники гадания на лопаточных костях коров, баранов и свиней.
Именно в этой точке намечается тот главный перелом, который завершился созданием в бассейне Хуайхэ комплексов укрепленных городских центров — очагов бронзовой индустрии с присущим им быстрым увеличением прибавочного продукта за счет выделения оседлого мотыжно-плужного земледелия.
О резком возрастании роли такой экономической деятельности, как война свидетельствовало сооружение больших укреплений вокруг поселений. Соответственно стала в особую категорию военная знать, стоявшая под руководством вождя – военачальника.
Похожие записи
ancientart.ru
Возникновение древнекитайской цивилизации. Китай в эпоху Шан-Инь. - Древний Китай - Лекции по истории Древнего Востока - Каталог файлов
Во II тысячелетии до н. э., далеко к востоку от древнейших цивилизаций Передней Азии и Индии, складывается рабовладельческое общество и возникает первое рабовладельческое государство в Северном Китае. Центром древнейшей китайской цивилизации стал бассейнбурной реки Хуанхэ, протяжённость которой составляет более 4 тыс. км.Данные археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что во II тысячелетии, когда в Китае появляется бронза, происходит разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к классовому, рабовладельческому обществу. Подъем производительных сил был вызван главным образом переходом к использованию металла, но вместе с тем, усовершенствованием в области организации трудового процесса: разграничением общественных функций и выделением организаторов производства в виде института военных вождей, жречества (деятельность которого на том уровне развития была непосредственно связана с хозяйственной жизнью) и общинного совета старейшин. Апогеем общественных сдвигов явилось возникновение рабства.К концу III тысячелетия, как можно предположить на основании древних преданий, решающую роль на территории древнего Китая играли племена ся и шан. В XVIII в. до н. э., когда, по преданиям, во главе племени шан стоял Чэн Taн, племя ся было покорено и создано первое государство в истории Китая. Чэн Тан, согласно китайской традиции, основал династию, получившую название Шан. В более поздние времена, после падения этой династии, в надписях на бронзовых сосудах династию Шан и государство в целом, а также коронное население его, впервые стали обозначать иероглифом «инь». Это название получило широкое распространение, как в древних источниках, так и в современной китайской и иностранной литературе. Поэтому мы тоже применяем для обозначения одного и того же государства или периода два названия: Шан и Инь. Царство Шан (Инь) занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Вокруг царства Шан находился целый ряд полузависимых, временами подчинявшихся ему, в том числе китайских по языку племён. Основанием для характеристики уровня развития производительных сил Китая в эпоху Шан-Инь служит три фактора:
употребление бронзы;
возникновение городов;
появление письменности.
При раскопках столицы царства Шан (Инь), обнаружено много изделий из меди и бронзы: жертвенные сосуды, домашняя утварь и оружие — мечи, алебарды, секиры, наконечники стрел, острия копий. Кроме того, были найдены бронзовые орудия труда: топоры, ножи, шилья, долота, вилы и иглы. Если учесть, что в доиньский период сосуды производились главным образом из глины, а орудия и оружие —из камня и кости, то следует сделать вывод, что в период Шан (Инь) был достигнут большой прогресс в развитии производительных сил. Об этом же свидетельствует и большое разнообразие форм, более искусная выделка изделий, в частности сосудов, богатая роспись на них. Хотя в жизни населения древнего Китая в этот период по-прежнему сохраняли значение примитивные формы хозяйства — рыболовство и частично охота, однако они уже не играли решающей роли. Их вытесняли скотоводство и земледелие, причём последнее стало играть основную роль. Главными зерновыми культурами в Северном Китае были просо, требовавшее сравнительно мало влаги, пшеница, ячмень и сорго (гаолян). Возможно, что культура риса также существовала в это время в бассейне Хуанхэ. Надписи свидетельствуют о наличии в период Шан (Инь) садово-огородных культур, а также о разведении шелковичных червей (шелкопряда) и выращивании тутовых деревьев. О дальнейшем развитии земледелия свидетельствует более высокая, чем прежде, техника обработки земли. Ряд современных китайских учёных высказывает предположение о том, что уже тогда применялось орошение, по-видимому примитивное и ещё в небольших размерах. В целом же, неирригационный тип земледелия является отличительной чертой древнекитайской цивилизации.В иньском обществе значительное место занимало скотоводство. Об этом свидетельствует огромное количество животных, приносившихся в жертву духам. В эту пору уже существовал гончарный круг, хотя глиняные сосуды производились и ручным способом. Глиняные изделия обжигались, иногда покрывались глазурью, часто украшались тонким орнаментом. Существование различных отраслей ремесла и особых мастерских, а также высокое мастерство иньских ремесленников свидетельствуют о том, что ремесленное производство прошло уже немалый путь в своём развитии. С появлением разделения труда между земледелием и ремеслом и ростом избыточных продуктов сельского хозяйства и изделий ремесла получает развитие обмен. Археологические находки позволяют сделать вывод о существовании экономических связей между иньцами и другими племенами, в том числе и весьма отдалёнными, даже с племенами Сибири. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что по крайней мере после XIV в. до н. э. у иньцев мерилом стоимости были драгоценные раковины каури. Остатки жилищ и погребений указывают на значительное имущественное расслоение. В то время как бедняки ютились в землянках, богачи жили в больших деревянных домах с каменными фундаментами. Погребения также отражают классовую дифференциацию. Усыпальницы царей и знати по обилию и богатству найденных в них вещей резко отличаются от погребений простых людей. В погребениях знати обнаружено большое количество дорогих вещей из бронзы и нефрита, а также разукрашенное оружие. Вместе с умершими знатными людьми хоронились их слуги, вероятно рабы. Так, в могилах иньских царей были найдены трупы с отрубленными головами. Есть основания предполагать, что иногда рабов хоронили и живыми. Во главе Шан-Иньского государства стоял царь с титулом «ван». В основе авторитета и власти царя-вана лежало выполнение им следующих функций:
верховный жрец;
организатор общественных работ;
военоначальник.
Администрация делилась на три основные категории - высших администраторов-сановников, низших чиновников-распорядителей, а также должностных лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту, что было очень важной и особой сферой деятельности иньской знати (к этой категории администраторов и служащих относились, в частности, оружейники, конюшие, псари и др.).Содержался весь этот аппарат администрации и обслуживания верхов за счет избыточного продукта коллектива, редистрибуция которого была одной из функций власти. За этот же счет содержались многочисленные ремесленники разных специальностей, работавшие под началом своих старших, которые включались в число чиновников вана и отвечали перед ним за работу своих подопечных. Вся ремесленная продукция использовалась в централизованном порядке, примерно так, как это было в царско-храмовых хозяйствах Древнего Египта или Двуречья. Община в иньское время существовала и обозначалась термином "и". Население этих "и" обрабатывало свои поля, а формой извлечения избыточного продукта была отработка крестьян или их представителей на больших совместно обрабатывавшихся общественных полях - тех самых, забота о содержании которых была одной из важных функций вана и его помощников.Судя по всему, иньцы жили компактным и этнически гомогенным коллективом одноплеменников, сплоченных совместной обрядово-культовой практикой, жертвоприношениями в честь их общих предков, божеств и духов. Как и индоарии, иньцы практиковали человеческие жертвы, для чего использовались чаще всего пленные иноплеменники. Массовые умерщвления и жертвоприношения рабов из военнопленных (иногда до 500 человек одновременно) составляют характерную особенность шан-иньского общества.Будучи сильным и процветающим протогосударством, окруженным разноплеменным населением, более отсталым как в военном, так и в других отношениях, иньцы вели активную внешнюю политику, включая войны и расширение своих территорий за счет соседей. Вооруженная боевыми колесницами, состоявшая из профессиональных лучников и копейщиков и обраставшая в случае нужды мобилизованными крестьянами-общинниками, иньская армия была достаточно грозной боевой силой, державшей в повиновении соседей внешней зоны, часть которых предпочитала вассальные связи и тесный контакт с Инь опасности подвергнуться разрушительному опустошению со стороны иньского войска в случае конфликта.К числу таких соседей, племен внешней зоны, вступивших в контакт с Шан-Инь и многое заимствовавших у иньцев, относились чжоусцы. В середине XI в. до н.э. чжоуские вожди объединили вокруг себя племена, недовольные владычеством иньцев и стали весьма грозной силой. В решающей битве при Муе в 1027 г. до н. э. чжоуский вождь разгромил Шан-Инь и провозгласил себя новым властелином под именем У-ван.