Возникновение древнего китая. Возникновение государства в Древнем Китае
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение мифов Древнего Китая. Возникновение древнего китая


Возникновение мифов Древнего Китая

Мифология древнего Китая известна меньше, чем Рима или Греции. Истории о легендарных личностях древнего Китая до наших дней не донеслись в своем первозданном написании, остались только их части. Данное явление обусловлено тем, что при приходе во власть той или иной личности, рассказы менялись под их лад.

В итоге, общая картина меняется, становясь иным, не редко абсолютно противоположно подлинному писанию, а описание персонажей, культы и духи, практически не возможно было узнать. Вследствие этого невозможно не ценить труды писателей, потраченные на сбор по частичкам мифов китайского народа. Они смогли пронести национальный фольклор сквозь века в изначальном виде, как их слагал народ, вкладывая в эти мифы свою веру, страх, надежду, убеждения, свой дух и чувства.

Мифы древнего Китая погружает читателя в волшебный мир того времени, каждый миф по своему изыскан и не повторим. Рассказы народов восточной страны удивляют своим своеобразием, хорошо описывается грань между восхищением и безобразием, чудовища проявляют необыкновенную доброту и напротив все прекрасное является губительным. В этих писаниях созидают необыкновенные вещи – представители животного мира заключают брак с принцессой человеческого рода, в яйце может содержаться целая вселенная, существовали далекие страны, в которых писателями были птицы, а секрет долголетия заключалось в умело сваренном супе с фазана. Со времен появления всей вселенной, земли (Инь) и небес (Ян) отделение друг от друга и все, что чистое и невесомое устремились вверх, и дало начало всему небу, а вся грязь и тяжесть устремилась, вниз образовав землю. Это немного напоминает христианское представление зла и добра – грешная земля и святые небеса.

мифы китаяВ поднебесном царстве у китайского народа проживали самые разные культы. Паньгу – самый первый символ, который сумел отделить небеса от земли, Нюйва – создавшая человечество из глины и заботилась о своих созданиях как мать о своих детях. В китайской мифологии настолько много героев, что всех запомнить сложно. Также, исходя, из писаний у них было множество верований. Выдуманные миры китайцами были весьма разнообразны – страны, где люди ходили только на носочках, страны у людей с длинными руками или странными зубами и внешним видом.

В данной мифологии показано, что китайский народ весьма трудолюбив, честен, скромен. Жители древней цивилизации ценили истину, осуждали жадных людей, честолюбивых и властолюбивых.

drevniy-egipet.ru

Возникновение государства в Древнем Китае — Мегаобучалка

 

История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1)Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э.; 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э.; 3)Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.

Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве. Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств. Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны "без пристрастия и уничтожения людей".

18.Сословная структура Древнекитайского общества.

Высшую ступень социальной иерархии занималцарь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.

Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе"колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

 

Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) Древнего Китая и значение реформ Шан Яна в его развитии. Суд и судебный процесс в Древнем Китае.

 

Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники.

В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и в конечном счете распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу.

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна - сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209 г. до н.э. циньской монархии.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но начиная с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным.

 

megaobuchalka.ru

Зарождение первых государств в Китае

Китайская цивилизация относится к раннему периоду древности, но уже к последнему его отрезку. Исследователи полагают, что племена, проживавшие на территории современного Китая, а также Таиланда, Бирмы, Тибета, Северного Вьетнама общались на языках сино-тибетской семьи. Однако лишь часть этих языков, которые были в основном распространены в бассейнах Янцзы, Хуанхэ и южнее, составили основу более позднего китайского языка.

Предполагается, что приблизительно в V тысячелетии до н. э. в бассейне Хуанхэ мог существовать как автономная единица отдаленный предок настоящего китайского языка. Тем не менее общего названия — ханъ-жэнь, как сегодня именуют себя китайцы, тогда не было, а появилось оно в период поздней древности. К этому же периоду причисляется и теперешнее наименование китайской письменности, так называемое хапьцзъь (ханьское письмо).

Стоит отметить, что ни один из населяющих народов Китая никогда не именовал свою страну Китаем, а себя — китайцами. Эти названия приняты у нас и происхождение их от тюркского этнонима кидань (Китай) — народа, который в средние века образовал мощную империю на территории Монголии, Маньчжурии и некоторой части Северо-Западного Китая.

Самоназвание же народа, который создал на территории Китая вместе с другими народами Восточной Азии огромную мировую цивилизацию, сохранившую преемственность на протяжении многих веков и продолжающую развиваться сегодня,— “ханьжэиь”, или “ханьцы” — произошло от названия дальневосточной империи периода поздней древности — Хань (202 г. до п. э.). Впрочем, засвидетельствовано это все в памятниках было значительно позже. Предшественница империи Хань — империя Цинь (221—206 гг. до п. э.) тоже не осталась забытой в мировой истории. Ее имя связано с европейскими названиями Китая во времена античности — латинское Sinae, французское Chine, английское China.

Государственные формирования, которые возникали в границах Китая, практически до династии Цинь, которая осуществила объединение страны, не являлись результатом исторического развития одних только ханьцев. Территория Китая начиная с эпохи каменного века была населена множеством других этнических общностей. Предполагается, что совместно с разными племенами носителями сино-тибетских языков были носители языков тунгусо-маньчжурской семьи, авртронезипской семьи и так далее.

Им удалось создать собственные самобытные культуры. Да и экологические особенности способствовали образованию на этих площадях целого комплекса устойчивых этнокультурных ареалов, которые по своей масштабности соответствовали целой стране. Только деление этих культур сформировало на этапе веков тот поразительный культурно-исторический феномен, который сейчас называют китайской цивилизацией.

Перед тем как возникло название “ханьцы”, протокитайцы давали себе разные названия, среди которых больше всего известен нам этнический термин — этноним хуа, как один из самых ранних. Если судить по древним надписям конца II тысячелетия до н. э., а также другими ранними названиями населения бассейна Хуанхэ, которая является колыбелью древнекитайской цивилизации, то были шан и чжоу. Поэтому хуа, шан и чжоу с известными оговорками можно считать наиболее древними из известных нам этнонимов носителей бронзовой культуры в Северном Китае.

Следует отметить, что территория проживания хуа и остальных дальних предков современных китайцев вначале занимала только небольшую часть сегодняшней Китайской Народной Республики. Поэтому, когда мы рассматриваем древнюю историю Китая, то вернее будет говорить не о “древнем Китае” в целом, а об “Иньском Китае”, который ограничен территорией средней части бассейна Хуанхэ, или “Чжоуском Китае”, который занимал значительную площадь бассейна Хуанхэ и северную часть бассейна Янцзы. И только “Цинь-Ханьский Китай” был своего рода древней “вселенской” империей, охватившей весь собственно Китай. Тем не менее, не одни лишь ханьцы в те времена занимали его территорию. Взаимодействие между разными этносами и различными общественными укладами продолжалось на протяжении всех периодов истории “древнего Китая”.

Очевидно принципиальное единство в социально-экономическом и политическом плане империй Цинь и Хань . Главная роль ханьской народности в этой великой древневосточной деспотии решительно определяется с конца III в. до и. э.

Древнее общество на территории Китая представляет собой самостоятельный замкнутый социальный и политический комплекс с особыми, присущими древним обществам закономерностями и узловыми вехами развития. Вместе с тем древнекитайское общество является одним из важнейших звеньев в мировой оценке цивилизаций древности.

Однако есть понятия, привычные для позднейших времен и современности, которые для этого общества либо вовсе не приемлемы, либо обладают применительно к нему иным смыслом. Так, в древнем миро Китая люди, как правило, не знали «национальной», языковой или расовой розни. Важнейшая антагонистическая общественная грань пролегала между свободными и несвободными.

Понятие “рабство” было и синонимом “варварства”, “бескультурья”, в противоположность “культурности” истинно благородных “господ” (цзюпъ-цзы). И наоборот, люди некитайской культуры именно поэтому третировались (а не но национальному или расовому признаку) как низшие, «варвары», Показательно, что термин “ханьжэнь” как символ осознания этнического единства китайской народности появляется лишь в конце древности. Прежде всего, осознавалось приобщение к миру сначала Чжоуского объединения, а потом Цинь-Ханьской империи, соседних с нею стран, племен и пародов. Это выражалось в добровольном или вынужденном принятии ими, сначала хотя бы номинально, официальной идеологии и культуры этой империи (в конце древности — ортодоксального восточно-ханьского конфуцианства), что, естественно, предполагало социально-культурную ассимиляцию прежде всего аристократии с включением в состав правящего класса империи. Общественные низы недавних «варваров» органически смыкались при этом с “хаиьжэнь”, угнетенными массами коренного населения империи, о чем свидетельствует, например, мощный взрыв восстания “Желтых повязок”, охватившего все области Позднеханьской империи, как в центре, так и на периферии.

Как шанцы и чжоусцы в бассейне реки Хуанхэ, так и многих другие этносы, обитавшие с эпохи каменного века на огромной территории — от Тибета до Восточно-Китайского моря и от пустыни Гоби и степей Монголии до берегов Тихого океана, по своему физическому типу и этническому облику почти не отличались от современных китайцев и других народов КНР. Все основные антропологические тины, существующие сейчас на территории Китая и сопредельных стран, сложились уже в неолите.

Антропологическая и культурная преемственность в эпоху древности наблюдается в пределах всей Юго-Восточной Азии, Несомненна этнокультурная общность древнего населения Южного Китая (в том числе всего бассейна реки Янцзы почти вплоть до реки Хуанхэ) и Юго-Восточной Азии, как несомненно и то, что древние племена Северо-Восточного Китая, Маньчжурии и Кореи составляли на заре человеческой истории общую историко-этнографическую область — особый культурный мир Ся. Культура населения бассейна Хуанхэ входила в эту область, хотя ее постели проявили себя на арене истории, возможно, несколько позже.

Если вести речь о древнем Китае, надо иметь в виду всю территорию, на которой в эпоху древности происходили отмеченные выше процессы. Восточные нагория Тибета, к югу от Мапьчжурии и Кореи, к северу от земель горных районов, отделявших Китай от Индокитая — в древности этот Китай этнически разделялся па две части — северную, тяготевшую к бассейну Хуанхэ, и южную — от долины Янцзы до берегов Южно-Китайского моря.

По взгляду сторoнников полицентрической гипотезы антропогенеза, территория Китая входила в область возникновения Homo sapiens sapiens, участвуя в процессе формирования восточной ветви человечества. Китай — одна из прародин земледелия и скотоводства. Здесь определяются два самостоятельных очага зарождения растениеводства — зерновых культур проса и чумизы в Северном Китае и рисоводческого и огородно-садоводческого земледелия в Южном Китае, связанного с древнейшим мировым очагом земледелия в Юго-Восточной Азии, восходящим, возможно, к IX—VII тысячелетиям до и, э, (находки в Пещере Духов в Таиланде).

И в Северном, и в Южном Китае существовали различные местные культуры, обладавшие собственной историей. Тому способствовал характeр ландшафта, обусловливающий известную изоляцию целых историко-географических областей, хотя и относительную, ибо контакты и взаимные влияния не только в пределах Северного и Южного Китая, по и между этими основными контрастными зонами со врeмен глубокой древности были весьма ощутимыми. Это было тем более возможно, что экологические условия севера и юга страны до середины I тысячелетия до н. э. были несравненно менее различными, чем сейчас.

По результатам археологических раскопок, в это далекое время в бассейне Хуанхэ обитали животные жаркого пояса: слoны, носороги, буйволы, тигры, антилoпы, леопарды, тапиры, бамбуковая крыса, относящиеся к тропической и субтропической фауне. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озерами и отличалась жарким и влажным климатом. Средняя годовая температура была на 2° (по Цельсию) выше, чем сейчас.

Таким образом, бассейн Хуанхэ в те далекие времена был более сходен с южными районами. Это облегчало возникновение более отдаленных и оживленных контактов между севером и югом, чем в ранние эпохи каменного века. Следует иметь в виду наличиe месторождений олова в Южном Китае и Юго-Восточной Азии и обнаруженный в Таиланде древнейший очаг выплавки меди и бронзы, существовавший не менее чем за 3000 лет до п. э. В условиях влажных тропиков открытие бронзы не привело к столь значительному общественному прогрессу, как в Передней Азии. Но возможно, этот факт помогает объяснить «внезапность» появления развитого бронзолитейного производства у обитателей Великой Китайскoй равнины, заложивших основу древнекитайской цивилизации. II тысячелетие до п. э. вошло в историю Китая как эпоха распространения локальных протогородских поселепий («городских культур») в долинах среднего и нижнего течения р. Хуанхэ.

Великие аллювиальные долины Северного Китая с их речными наносными почвами (охватывающие современные провинции Хэнаиь, Хэбэй, запад Шаньдуна и север Аньхоя до долины реки Хуай), а также лёссовые плато, возникшие, вероятно, в результате долговременного оседания частиц тонкого песка с разъедаемых ветровой эрозией нагорий Центральной Азии и занимающие районы Шэньси (т. е. долины р. Вэй, р. Цзин, верхпего течения р. Хапь) и Шапьси (т. е. долину р. Фэнь), были исключительно благоприятпы для земледелия.

Муссоппые ветры приносили сюда достаточное количество осадков, так что ирригация не была непременным условием земледелия, каким она стала в этом ареале тысячелетием позже. Однако равнина вдали от рек была обвод-иена недостаточно. В низинах же, орошаемых Хуанхэ, русло реки подвергалось резким изменениям, затопляя огромные пространства. Показательно, что в древнейших архаических надписях конца II тысячелетия до и. э. из Апьяна знак «потоки воды» (наводнение) означал и общее понятие «беды», «бедствия». Тайфунные ветры, дующие с океана, тоже вызывали частые наводнения. К тому же дремучие леса при переложном характере земледелия неолитических племен требовали постоянных корчевок.

Осадки выпадали здесь нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами. Ненадежность погоды была постоянным фактором. Все это объясняет, почему развитие земледелия, восходящее в Северном Китае к концу V — началу IV тысячелетия до н. э., если не раньше,— притом что неглубокие, легкие почвы могли быть использованы под земледелие с помощью примитивной палки-копалки,— лишь во второй половине II и в I тысячелетии до н. э. привело к созданию прибавочного продукта и возникновению классового общества и государства.

Южный Китай — от долин великой реки Янцзы до берегов Южно-Китайского моря — покрыт субтропическими и тропическими вечнозелеными лесами. Он относится к экваториальному поясу, где природные условия со времен глубокой древности, но очень отличались от современных.Археологические находки свидетельствуют о непрерывной деятельности человека па территории Южного Китая на всем протяжении каменного века. С VI—IV тысячелетий до п. э. здесь проявляются самобытные неолитические культуры. Благодаря хозяйственно-культурной деятельности племен Юго-Восточцой Азии эта историко-этнографическая область стала родиной многих культурных растений и домашних животных.

Однако, несмотря на наличие здесь древнейших очагов примитивного земледелия и обработки металлов, пересеченность рельефа, нездоровый климат, непроходимые тропические заросли и фауна джунглей крайне затрудняли межэтнические контакты, препятствовали дальнейшему освоению человеком этих территорий, тормозили общественное развитие. Поэтому эпоха цивилизации в целом наступила здесь позже, чем на севере Китая. Уточнить время возникновения цивилизации в Юго-Восточной Азии не позволяет пока ее недостаточная археологическая изученность. Есть данные о наличии здесь раннебронзовой культуры уже в IV—III тысячелетиях до н. э.

В IV—III тысячелетиях до н. э, в Северном Китае складывается ряд неолитических комплексов, наиболее изученным из которых является яншаоский — с основным ареалом распространения в районе бассейна р, Вэй и среднего течения Хуанхэ, простирающийся на юг в бассейн р. Ханьшуй до долины Янцзы. Характеризуемая расписной керамикой, полуоседлым неполивным подсечным земледелием (основная культура — просо) и одомашниванием целого ряда животных (свиньи, козы, овцы, собаки, кур и крупного рогатого скота), культура Яншао типологически относится к развитому неолиту.

Завершает каменный век в бассейне Хуанхэ позднепеолитический и эиеолитический луншаньский комплекс, знаменитый своей серой и особенно тонкостенной чернолощеной керамикой6. Поэтому луншаньская культура называется также «культурой черной керамики». Этногенетически связанный с классическим Яншао среднего течения Хуанхэ, луншаньский комплекс простирается па восток и северо-восток до полуостровов Ляодуп и Шаньдун и на юг и юго-восток в бассейн р. Хуай. Этот комплекс более компактен, чем Яншао; он отличается крупными укрепленными поселениями, более оседлым палочно-мотыжным земледелием и безусловно большей, чем в Яншао, ролью скотоводства, с признаками отделения ремесла от земледелия и зачатками обработки металла. Для культуры Луншань характерны поселения, окруженные стенами из утрамбованной земли (до 6 м высотой и 10—14 м толщиной). В Шаньдуне сохранилась «городская» стена протяжением 450 м с севера на юг и 390 м с востока на запад.

Свидетельством формирования организованного культа и появления в лупшаньской родовой общине жречества как особой социальной категории являются использование жителями разработанной техники гадания на лопаточных костях коров, баранов и свиней.

Именно в этой точке намечается тот главный перелом, который завершился созданием в бассейне Хуайхэ комплексов укрепленных городских центров — очагов бронзовой индустрии с присущим им быстрым увеличением прибавочного продукта за счет выделения оседлого мотыжно-плужного земледелия.

О резком возрастании роли такой экономической деятельности, как война свидетельствовало сооружение больших укреплений вокруг поселений. Соответственно стала в особую категорию военная знать, стоявшая под руководством вождя – военачальника.

Похожие записи

ancientart.ru

Возникновение древнекитайской цивилизации. Китай в эпоху Шан-Инь. - Древний Китай - Лекции по истории Древнего Востока - Каталог файлов

Во II тысячелетии до н. э., далеко к востоку от древнейших цивилизаций Передней Азии и Индии, складывается рабовладельческое общество и возникает первое рабовладельческое государство в Северном Китае. Центром древнейшей китайской цивилизации стал бассейнбурной реки Хуанхэ, протяжённость которой составляет более 4 тыс. км.Данные археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что во II тысячелетии, когда в Китае появляется бронза, происходит разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к классовому, рабовладельческому обществу. Подъем производительных сил был вызван главным образом переходом к использованию металла, но вместе с тем, усовершенствованием в области организации трудового процесса: разграничением общественных функций и выделением организаторов производства в виде института военных вождей, жречества (деятельность которого на том уровне развития была непосредственно связана с хозяйственной жизнью) и общинного совета старейшин. Апогеем общественных сдвигов явилось возникновение рабства.К концу III тысячелетия, как можно предположить на основании древних преданий, решающую роль на территории древнего Китая играли племена ся и шан. В XVIII в. до н. э., когда, по преданиям, во главе племени шан стоял Чэн Taн, племя ся было покорено и создано первое государство в истории Китая. Чэн Тан, согласно китайской традиции, основал династию, получившую название Шан. В более поздние времена, после падения этой династии, в надписях на бронзовых сосудах династию Шан и государство в целом, а также коронное население его, впервые стали обозначать иероглифом «инь». Это название получило широкое распространение, как в древних источниках, так и в современной китайской и иностранной литературе. Поэтому мы тоже применяем для обозначения одного и того же государства или периода два названия: Шан и Инь. Царство Шан (Инь) занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Вокруг царства Шан находился целый ряд полузависимых, временами подчинявшихся ему, в том числе китайских по языку племён. Основанием для характеристики уровня развития производительных сил Китая в эпоху Шан-Инь служит три фактора:

  • употребление бронзы;
  • возникновение городов;
  • появление письменности.

При раскопках столицы царства Шан (Инь), обнаружено много изделий из меди и бронзы: жертвенные сосуды, домашняя утварь и оружие — мечи, алебарды, секиры, наконечники стрел, острия копий. Кроме того, были найдены бронзовые орудия труда: топоры, ножи, шилья, долота, вилы и иглы. Если учесть, что в доиньский период сосуды производились главным образом из глины, а орудия и оружие —из камня и кости, то следует сделать вывод, что в период Шан (Инь) был достигнут большой прогресс в развитии производительных сил. Об этом же свидетельствует и большое разнообразие форм, более искусная выделка изделий, в частности сосудов, богатая роспись на них. Хотя в жизни населения древнего Китая в этот период по-прежнему сохраняли значение примитивные формы хозяйства — рыболовство и частично охота, однако они уже не играли решающей роли. Их вытесняли скотоводство и земледелие, причём последнее стало играть основную роль. Главными зерновыми культурами в Северном Китае были просо, требовавшее сравнительно мало влаги, пшеница, ячмень и сорго (гаолян). Возможно, что культура риса также существовала в это время в бассейне Хуанхэ. Надписи свидетельствуют о наличии в период Шан (Инь) садово-огородных культур, а также о разведении шелковичных червей (шелкопряда) и выращивании тутовых деревьев. О дальнейшем развитии земледелия свидетельствует более высокая, чем прежде, техника обработки земли. Ряд современных китайских учёных высказывает предположение о том, что уже тогда применялось орошение, по-видимому примитивное и ещё в небольших размерах.  В целом же, неирригационный тип земледелия является отличительной чертой древнекитайской цивилизации.В иньском обществе значительное место занимало скотоводство. Об этом свидетельствует огромное количество животных, приносившихся в жертву духам. В эту пору уже существовал гончарный круг, хотя глиняные сосуды производились и ручным способом. Глиняные изделия обжигались, иногда покрывались глазурью, часто украшались тонким орнаментом. Существование различных отраслей ремесла и особых мастерских, а также высокое мастерство иньских ремесленников свидетельствуют о том, что ремесленное производство прошло уже немалый путь в своём развитии. С появлением разделения труда между земледелием и ремеслом и ростом избыточных продуктов сельского хозяйства и изделий ремесла получает развитие обмен. Археологические находки позволяют сделать вывод о существовании экономических связей между иньцами и другими племенами, в том числе и весьма отдалёнными, даже с племенами Сибири. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что по крайней мере после XIV в. до н. э. у иньцев мерилом стоимости были драгоценные раковины каури. Остатки жилищ и погребений указывают на значительное имущественное расслоение. В то время как бедняки ютились в землянках, богачи жили в больших деревянных домах с каменными фундаментами. Погребения также отражают классовую дифференциацию. Усыпальницы царей и знати по обилию и богатству найденных в них вещей резко отличаются от погребений простых людей. В погребениях знати обнаружено большое количество дорогих вещей из бронзы и нефрита, а также разукрашенное оружие. Вместе с умершими знатными людьми хоронились их слуги, вероятно рабы. Так, в могилах иньских царей были найдены трупы с отрубленными головами. Есть основания предполагать, что иногда рабов хоронили и живыми. Во главе Шан-Иньского государства стоял царь с титулом «ван». В основе авторитета и власти царя-вана лежало выполнение им следующих функций:

  • верховный жрец;
  • организатор общественных работ;
  • военоначальник.

Администрация делилась на три основные категории - высших администраторов-сановников, низших чиновников-распорядителей, а также должностных лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту, что было очень важной и особой сферой деятельности иньской знати (к этой категории администраторов и служащих относились, в частности, оружейники, конюшие, псари и др.).Содержался весь этот аппарат администрации и обслуживания верхов за счет избыточного продукта коллектива, редистрибуция которого была одной из функций власти. За этот же счет содержались многочисленные ремесленники разных специальностей, работавшие под началом своих старших, которые включались в число чиновников вана и отвечали перед ним за работу своих подопечных. Вся ремесленная продукция использовалась в централизованном порядке, примерно так, как это было в царско-храмовых хозяйствах Древнего Египта или Двуречья. Община в иньское время существовала и обозначалась термином "и". Население этих "и" обрабатывало свои поля, а формой извлечения избыточного продукта была отработка крестьян или их представителей на больших совместно обрабатывавшихся общественных полях - тех самых, забота о содержании которых была одной из важных функций вана и его помощников.Судя по всему, иньцы жили компактным и этнически гомогенным  коллективом одноплеменников, сплоченных совместной обрядово-культовой практикой, жертвоприношениями в честь их общих предков, божеств и духов. Как и индоарии, иньцы практиковали человеческие жертвы, для чего использовались чаще всего пленные иноплеменники. Массовые умерщвления и жертвоприношения рабов из военнопленных (иногда до 500 человек одновременно) составляют характерную особенность шан-иньского общества.Будучи сильным и процветающим протогосударством, окруженным разноплеменным населением, более отсталым как в военном, так и в других отношениях, иньцы вели активную внешнюю политику, включая войны и расширение своих территорий за счет соседей. Вооруженная боевыми колесницами, состоявшая из профессиональных лучников и копейщиков и обраставшая в случае нужды мобилизованными крестьянами-общинниками, иньская армия была достаточно грозной боевой силой, державшей в повиновении соседей внешней зоны, часть которых предпочитала вассальные связи и тесный контакт с Инь опасности подвергнуться разрушительному опустошению со стороны иньского войска в случае конфликта.К числу таких соседей, племен внешней зоны, вступивших в контакт с Шан-Инь и многое заимствовавших у иньцев, относились чжоусцы. В середине XI в. до н.э. чжоуские вожди объединили вокруг себя племена, недовольные владычеством иньцев и стали весьма грозной силой. В решающей битве при Муе в 1027 г. до н. э. чжоуский вождь разгромил Шан-Инь и провозгласил себя новым властелином под именем У-ван.

hcm.ucoz.ru


Смотрите также