Государство древней индии. Государственный строй Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государство древней индии. Государство древней индии


Государство и право Древней Индии

Количество просмотров публикации Государство и право Древней Индии - 344

Первые государственные образования возникли в северной части полуострова Индостан, в долинах рек Инд и Ганг, во 2 тыс. до н.э.

В серединœе 2 тыс. до н.э. на территорию вторглись племена ариев. Οʜᴎ разрушили древнюю цивилизацию, часть населœения изгнали.

В процессе разложения родоплеменных отношений и имущественно-социальной дифференциации возникла государственность.

Периодизация:

1. Рабовладельческое государство (2 тыс. до н.э. – IV в. до н.э.)

2. Централизованное государство Маурьев (IV в. до н.э. – II в. до н.э.)

3. Период упадка, раздробленность, формирование феодальных отношений (II в. до н.э. – IV в. н.э.)

Общественный строй:

Все населœение жестко разделœено на социальные слои – варны:

– Брахманы (жрецы)

– Кшатрии (военачальники)

– Вайшьи (ремесленники)

– Шудры (слуги)

Первые две варны управляли государством и назывались благородными, двурожденными, т.к. при жизни перейти из одной варны в другую было невозможно, но после смерти душа могла всœелиться во второй жизни в тело брахмана или кшатрии, при условии, что человек в перовй жизни соблюдал законы, был предан правителям и т.д.

Представителœем оппозиционной идеологии стал принц Сиддхартха Гаутама – Будда (ʼʼПросветленныйʼʼ). Он говорил, что если человек получит знание, он сможет управлять страной, даже если он из низшего сословия.

Знаниям учили в буддийских общинах. Первые носители этих идей преследовались, но потом власти стали приспосабливаться к этой неконтролируемой ситуации.

После принятия царем Ашокой буддизма оппозиционная идеология становится государственной.

Затем идеи брахманизма и буддизма слились, образовав религию индуизма. В чистом виде буддизм распространился в других странах.

Государственный строй:

Центральное управление: во главе магаражда.

Наибольшего развития государство достигло в период правления Чандрагупты Маурья. Он возглавил сопротивление захвату Александра Македонского и объединил народ.

При магарадже была система чиновничьего аппарата.

Паришад – коллективный орган, состоявший из брахманов и аристократов, совет при магарадже.

Пурохита – главный жрец и советник

Сенапати – главнокомандующий

Охармадьякша – верховный царский судья

Чиновники делились на 3 ведомства: военное, финансовое и общественно-строительных работ.

Местное управление:

Государство делилось на провинции, во главе которых стояли выборные или назначаемые правители.

Армией руководил военный совет, который делился на коллегии, ведавшие:

– Пехотой

– Кавалерией

– Слонами

– Колесницами

– Флотом

– Транспортом вооружения

Сформировалась сильная налоговая система, государственная монополия, чтобы содержать армию.

Право Индии.

Главный источник права – Законы Ману; полное название: Манава-дхарма-шастра

Доминировала государственная собственность в лице главы государства — раджи.

По структуре: 12 глав и 2685 статей в виде двустиший (шлок)

I глава описывает представления о происхождении Вселœенной, сословий (варн), человеческого общества;

II — правила жизни в период обучения;

III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина;

V — некоторые религиозные нормы;

VI — правила жизни отшельника;

VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;

VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;

IX-X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;

XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

Носили ярко выраженный социальный характер (представители разных варн за одно и то же преступление получали разное наказание). Для брахманов самым суровым наказанием было выселœение.

Казуистичность: законодатели описывали конкретные деяния, старались их всœе предвидеть, а не описывали инцидент общими словами (ʼʼповредил ногу, руку и др.ʼʼ, но не ʼʼнанес телœесные поврежденияʼʼ). Нет общих понятий.

Формализм: строго описан порядок судебного процесса

Символизм: использование символов — цветов, растений и др., символизирующих деяния.

В законах Ману были приведены 7 законных способов приобретения имущества: наследование, получение в дар или находка, покупка (для всœех), завоевание (кшатрии), ростовщичество (ремесленники), исполнение работ (ремесленники), получение приношений (для брахманов).

Договорно-обязательственное право:

Договор купли-продажи, займа, найма, дарения, поклажи (перевозки), товарищество (2 и более субъекта вкладываются для достижения цели — современные ЗАО, ПАО (до 2015 г. ОАО) ). Договор не являлся действительным, в случае если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком или лицом, не уполномоченным заключать данный договор (рабы, шудры). Также должен заключаться добровольно с согласия двух сторон. Отсюда вытекает, что договор, заключенный с помощью обмана или насилия является недействительным.

Семейно-брачные отношения и наследственное право:

Встречается много противоречий. Доминирующим является патриархальный уклад. Семейное имущество в руках главы семьи — старшего мужчины, имел право наказывать членов семьи и слуᴦ. Положение женщин принижено, они полностью во власти мужчин — отца, мужа или сына. Женщина приспособлена только для рождения детей, не самостоятельна.

Смешанные браки запрещались (кроме брахманов).

Наследовать могли двумя способами: наследство делилось поровну между сыновьями, либо наследовал старший сын. Дочери не наследовали, лишь получали приданое.

Преступления и наказания.

Уголовно-правовые нормы отдельно от других норм не выделялись.

Преступления:

– государственные (мятежи, заговоры и др.)

– против отдельных лиц (убийства, оскорбления и др.)

– против семейных устоев (разговор с чужой женой отдельно от всœех и др.)

Наказания по принципу талиона.

Наказание зависело от варн. За оскорбление ʼʼдважды рожденногоʼʼ вайшья платил штраф, шудрам отрезали язык. При этом за кражу брахманов могли наказать сильнее, чем шудр, сложность состояла в том, чтобы факт кражи доказать.

Документом, закрепившим тот факт, что при жизни можно перейти из одной варны в другой, стала Артхашастра.

Она была подготовлена в период правления Маурьев (IV в. до н.э.), после восстания Чандрагупты Маурья. Его внук Ашока принял буддизм, после чего официальной религией Империи Маурьев стал индуизм, сочетание брахманизма и буддизма.

В Артхашастре в основном представлены указания об административном управлении, что же касается имущественного и уголовного права, пользовались законами Ману.

Судебный процесс:

Четкого разделœения между гражданским и уголовным процессом не было (как и в других государствах). Дела возбуждались пострадавшими либо их родственниками. Рассмотрение дела носило состязательный характер: стороны должны были убедить суд в своей правоте и представить соответствующие доказательства. При вынесении решений суд придерживался социально-классовой принадлежности сторон. Свидетелями не могли быть дети, женщины, рабы, ненадежные личности. Женщины могли свидетельствовать только против женщин, против ʼʼдважды рожденныхʼʼ только ʼʼдважды рожденныеʼʼ. В случае если доказательств нет — божий суд (клятва, испытание огнем или водой, в случае если человек выживал — невиновен), также решение могли вынести исходя из варны обвиняемого.

Активно используется розыск преступника.

referatwork.ru

Глава 3. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Страница 1 из 4

Глава 3. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

§ 1. Образование государства§ 2. Общественный строй§ 3. Государственный строй§ 4. Законы Ману

§ 1. Образование государства

Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Мохенджо-Даро и Хараппа - два самых больших города древней цивилизации, бывшие столицами политических объединений. Источники не дают достоверных сведений о классовой структуре и политической организации общества хараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельства позволяют судить о социальном расслоении общества и разложении первобытно-общинного строя. В XVIII—XVII вв. до н. э. хараппская цивилизация переживает период заката. Центры ее приходят в упадок. Это было вызвано внутренними явлениями. Приход индоарийских племен в середине 2-го тыс. до н. э. завершил, упадок главных хараппских центров.Период с середины 2-го тыс. до н. э. до первой половины 1-го тыс. до н. э., получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества.С усилием общественного неравенства военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался собранием и мог быть смещен им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления. За должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становится наследственной.Сначала большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении раджи. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных раджи. Уменьшение роли народных собраний связано с усилением власти раджи.Органы племенной администрации постепенно превращались в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником раджи.Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).Народ облагался налогами. Например, то что раньше являлось добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратилось в обязательный и строго фиксированный налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.Так на базе родо-племенных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию и культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период.

Древняя Индия

Между тем империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований.

 

ПерваяПредыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

uristinfo.net

Государство древней индии

 

Введение. 3

 

Глава 1. Предпосылки и особенности возникновения Древнеиндийского государства. 7

1.1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока. 7

1.2. Периоды истории Древней Индии. 20

Индская (Хараппская) цивилизация. 21

Ведийский период. 22

Классический период. 24

1.3. Социально-экономические и политические предпосылки возникновения древнеиндийского государства. 26

Глава 2. Общественный и государственный строй Древней Индии. 36

2.1. Общественный строй Древней Индии. 36

2.2. Государственный строй Древней Индии. 43

Глава 3. Преступление и наказание. Суд и процесс в Древней Индии. 56

3.1. Преступления и наказания по праву Древней Индии. 56

3.2. Суд и процесс в Древней Индии. 62

 

Заключение. 66

Список использованной литературы.. 71

 

 

Введение

 

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Развитии Индии происходит в результате нескольких периодов.

I период — разложение первобытно-общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго тысячелетия до н.э.).

II  период — рабовладельческие государства в долинах Инда и Гайга (первая половина первого тысячелетия до н.э.).

III период — централизованное государство Маурьев (IV—II вв. до н.э.).

IV  период — кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в. до н.э. — IV в. н.э.).

V вторгшихся во втором тысячелетии в Индостан ариев, разрушивших существовавшую на севере полуострова Хараппскую цивилизацию, еще существовал родовой строй, основной ячейкой которого был родовой союз — гана. Основным занятием ариев продолжало оставаться скотоводство, однако под влиянием коренного населения они перешли к оседлому образу жизни и стали земледельцами. Этот переход ускорил процесс имущественной дифференциации у ариев. Со временем на смену; общине, основанной на кровном родстве, пришла сельская (соседская) община, в которую вошло ассимилированное местное население. Сельская община оказала большое влияние на общественный и государственный строй Древней Индии.

Зависимость отдельного человека от общины охватывала все основные стороны его жизни. Община наделяла семьи землей и облагала их определенными повинностями, выполнение которых было обязательным.

Дальнейшее развитие ремесла и земледелия привело к разделению труда в общинах. Создание оросительных систем потребовало применения значительного количества рабочих рук, поэтому военнопленных стали обращать в рабов.

Рост добавочного производства повлек за собой возникновение частной собственности.

Наибольшего расцвета экономика рабовладельческой Индии достигла в VI—III вв. до н.э. Долины рек Инд и Ганг стали важнейшими земледельческими районами страны. Сеть ирригационных сооружений значительно увеличилась. У джунглей были отвоеваны большие площади и превращены в пахотные земли.

Важнейшими сельскохозяйственными культурами становятся рис и хлопок. Успешно развивались садоводство и огородничество, внутренняя и внешняя торговля.

Своеобразие общественного строя Древней Индии определялось системой варн и первоначально относительно неразвитой формой рабовладения. Варны как социальные группы индийского общества возникли в период окончательного разложения родового строя. Они сложились как замкнутые социальные группы. Начало их образования было положено отделением завоевателей-ариев от покоренного местного населения. Сельская община, занявшая место ганы, распалась на четыре группы: первые две состояли из лиц, не занятых в процессе производства (жрецы-брахманы и кшатрии, воины и управители), а в другие две входили свободные общинники, земледельцы и скотоводы, купеческое сословие (вайшьи) и зависимые представители покоренных племен (шудры). В наиболее бесправном положении находились лица, не входившие ни в одну из варн («неприкасаемые»).

Основным источником рабства был военный плен.

Наивысшего расцвета древнеиндийское государство достигло при империи Маурьев, в период правления Ашоки (около 273—232 до н.э.), когда завершилось объединение индийских государств в единую рабовладельческую монархию.

После смерти Ашоки единое государство в результате относительно слабых экономических связей между его различными частями распалось и образовалось большое число самостоятельных государств.

Во II—I вв. до н.э. кризис рабовладельческого хозяйства углубился. Наблюдается развитие феодальных отношений. В IV в. на территории Индии возникло огромное государство Гуптов.

Законы Ману. Состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Законы Ману закрепляют существующее варновое устройство.

Уголовное право и процесс. Отличается довольно высоким для своего уровня развитием. Форма вины различается на умысел и неосторожность. Предусматривается рецидив, соучастие.

За деяния, направленные против царя или государственной власти, применялась смертная казнь. Сурово карались различные посягательства на частную собственность (уже дифференцировались такие виды хищений, как грабеж и кража). Выделялись преступления против отдельных лиц: убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление. Также обосабливались преступления против семейных устоев. Тяжесть наказания была связана с варновой принадлежностью потерпевшего и преступника. Помимо смертной казни применялись такие жестокие наказания, как отсечение ног, языка, пальцев, клеймение, обращение в рабство. Основными источниками доказательств являются свидетельские показания, но еще применяются и ордалии.

Цель исследования. Основной целью исследования является раскрыть тему: «Государство Древней Индии».

Задачи исследования:

1) определить особенности развития государства и права в странах Древнего Востока;

2) изучить социально-экономические и политические предпосылки возникновения древнеиндийского государства;

3) исследовать общественный и государственный строй Древней Индии;

4) проанализировать преступления и наказания по праву Древней Индии;

5) изучить суд и процесс в Древней Индии.

Теоретической и методологической основой исследования послужили монографии зарубежных и отечественных ученых по изучаемой проблеме, теоретические и практические разработки специалистов. Для решения задач исследования автором данной работы изучены разнообразные источники.

Отдельные вопросы, рассматриваемые в данной работе, достаточно глубоко освещены в научной и научно-практической литературе зарубежными и отечественными авторами. Так, теме «Государство Древней Индии», посвящены работы: Ансель М., Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А., Батыр К.И., Поликарпова Е.В., Батыр К.И., Виноградов П.Г., Васильев Л.С.и многих других.

Структурно дипломная работа состоит из введения, 3 глав, каждая из которых имеет свои особенности, введения, заключения, списка использованных нормативных актов, а также материалов судебной практики и специальной литературы.

 

Поделись с друзьями и получи скидку 5%

Соообщи при заказе что ты поделился ссылкой

 

sovetnik16.ru

Государственный строй Древней Индии - Государство, право, экономика, история

От примитивных государственных образований Древней Индии до империи Маурьев. Центральный административно-военный аппарат в древнеиндийских монархических государствах. Обожествление царской власти по Законам Ману.

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых племенные органы перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (протогосударств) раджи выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.

В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При выборных монархах вся полнота власти сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе - паришад. Но зависимость правителей от брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была неизменной.

Примерно в IX-VIII в. до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных государств, растущих вместе с развитием ремесла и торговли городских центров, складываются первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства, кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведет свое начало традиция слабых и кратковременных государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название "джаджмани". Самодостаточная устойчивость и одновременная адаптивность, вариабельность индийской общины сделали ее в определенном смысле внеисторичной.

Дальнейшие процессы политической консолидации, ускоренные внешней угрозой, привели в V в. к возникновению относительно сильных древнеиндийских государств Кошалы и Магадхи, соперничество между которыми привело в IV в. до н.э. к победе Магадхи, занимающей выгодные географические, стратегические и торговые позиции в северо-восточной части страны. Упрочение позиций новой правящей династии в Магадхе после разгрома ставленника Александра Македонского привело к созданию обширной империи Маурьев.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия. Ее границы простирались от Кашмира и Гималаев на севере до Майсура на юге, от областей современного Афганистана на западе до Бенгальского залива на востоке.

Империя складывалась не только в результате войн, покорения ряда племен и народов, установления вассальных отношений между Магадхой и отдельными княжествами, но и в результате так называемого морального завоевания - распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. Относительная централизация в империи держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой политике объединения страны. В пестрый состав империи был включен ряд полуавтономных государств, сохранивших свои органы управления, обычаи. Это вассальные княжества, обязанные Маурьям выплатой дани и военной помощью, республиканские государства-общины, ганы и сангхи, которые, по свидетельству Артхашастры, "в силу своей сплоченности неодолимы для других", родоплеменные объединения.

В империи Маурьев - сложном политическом образовании - не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. Последняя, в конечном счете, во II в. до н.э. побеждает. В силу этого нельзя преувеличивать ни централизации, ни бюрократизации государства, несмотря на картину "идеального" всеохватывающего правления, нарисованную в Артхашастре.

Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все это дает основания утверждать, что в монархических государствах Индии в периоды значительного их усиления, как, например, в империи Маурьев, власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве господствующей наследственной знати, установившимися традиционными религиозно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах. Веды же должны были толковаться только мудрецами-брахманами. Эта традиция была поколеблена лишь при Ашоке, когда правительственный указ стал включаться в число источников права.

Индусская политико-религиозная концепция "богоугодного царя" (девараджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей - охрана подданных (Законы Ману, VII, 2-3). "Защищая" народ, царь мог заставить его платить налог - бали (VII, 80 и др.). Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины, "приношения плодов" и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в сборе налогов (VII, 128, 129 и др.).

Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов (VIII, 1, 10). Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов (VIII, 27, 28), должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация публичных работ, освоение и заселение царских земель (Артхашастра, II, 1, 2), строительство ирригационных сооружений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том числе и государство Маурьев, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а "милым богам". В Законах Ману (VII, 8) обожествляется скорее царская власть, а не царь-человек, который может быть "глупым, жадным, необразованным" (VII, 30), "приверженным к порокам" (VII, 46). Лишь свободная воля индийских царей давала им, согласно дхармашастрам, возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели и его самого, и управляемый им народ. "От отсутствия смирения погибали многие цари вместе с достоянием, - предостерегали Законы Ману (7, 10), - благодаря смирению даже отшельники наследовали царство". Царю-человеку предписывается почитать брахманов, знающих веды (VII, 37), поступать по их совету.

Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью (VII, 54-63, 81). Все царские чиновники, согласно Артхаша-стре, делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя - высшие сановники (мантрины, махаматры). Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган - мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Членство в мантрипаришаде не было четко установлено, наряду с сановниками в него иногда приглашались представители городов. Этот орган сохранял некоторую независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать самостоятельные решения.

Сохранение государственного единства требовало твердого государственного управления. Маурьи в период централизации пытались держать все нити управления в своих руках, опираясь на различные категории чиновников, составляющих разветвленную сеть органов исполнительного и судебного аппарата.

Специальная группа царских чиновников была связана, например, с организацией управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны. Артхашастра упоминает чиновников, призванных надзирать за царскими пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр. С регулированием экономической жизни страны была связана деятельность специальных категорий чиновников (адхъякша), среди которых важное место занимали чиновники финансового ведомства, ведавшие сбором налогов, государственной казной. Эти чиновники, согласно Законам Ману, должны были обладать "честностью, умом и твердостью" (VII, 60). Выделялась также особая группа чиновников, следившая за снабжением армии. В зависимости от рода своей деятельности они подчинялись или главному сборщику налогов, или главному казначею, или главнокомандующему армией (сенапати). Среди других высших чиновников особое место занимали главный судья, юридический советник царя и советник царя по делам культа, воспитатель его сыновей, верховный придворный жрец (пурохита).

Наряду с назначением чиновников царской властью существовала практика передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая система. Для придания должной эффективности государственному аппарату Маурьи создали сеть контрольных, надзорных должностей, инспектирующих чиновников - шпионов, царских тайных агентов, которых царь "принимал и днем и ночью" (Артхашастра, I, 19).

 

studentu.info


Смотрите также