Сады древней греции. Античные сады Греции, Рима: история ландшафтного дизайна
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Сады древней греции


Садово-парковое искусство Античной Греции — Мегаобучалка

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова Эгейского моря.

Климат средиземноморский, до­вольно жаркий, засушливый. Горные склоны были сплошь покрыты леса­ми, вырубленными в последующее время. Здесь произрастали несколь­ко видов дуба (включая и вечно­зеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт.

В культурном наследии древних цивилизаций греко-римская или ан­тичная культура занимает особое место.

В истории культуры античной Греции раз­личают несколько периодов, или эпох: Крито-микенская (XX—XIII вв. до н. э.), Гомеров­ская (XII—VIII вв. до н. э.), Архаическая (VIII—VI вв. до н. э.), Классическая (V— IV вв. до н. э.) и Эллинистическая (III—I вв. до н. э.).

Греция Архаического периода представля­ла собой ряд полисов (городов-государств), из которых самым крупным были Афины. К VI в. до н. э. относятся и греческие поселения на Черном море — Ольвия, Херсонес, Феодосия, Фанагория. Развивается каменное зодчество. В архитектуре разрабатывается четкая ор­дерная система. Ордер (order — порядок) представляет собой определенную совокуп­ность архитектурных элементов, цельную ху­дожественную систему сочетаний конструктив­ных и декоративных частей с определенным соотношением их размеров в сооружении. Он лег в основу конструкций архитектурных со­оружений, их гармонического строя и идейно-образного решения. В этот период формиру­ются дорический и ионический ордеры.

Классическая эпоха началась с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Политический

строй — рабовладельческая республика. В 460 г. до н. э. к власти пришел Перикл, один из самых ярких и талантливых деятелей эпо­хи рабовладельческой демократии. Время его правления называют золотым веком Гре­ции. В этот небольшой промежуток времени культура достигла наивысшего расцвета. Го­рода заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архи­тектурные комплексы, возводились храмы. До­рический и ионический ордеры достигли со­вершенства и дополнились новым — коринф­ским. Высокого уровня развития достигли искусство и ремесла. На Акрополе — горе, возвышающейся над Афинами,— Перикл по­строил Парфенон в честь богини Афины. Заме­чательное творение стало священным местом, национальным центром греческого государ­ства, его культуры.

Эллинистическая эпоха характеризуется образованием крупных греко-восточных мо­нархий. В IV в. до н. э. царь Македонии* Алек­сандр Великий (Македонский) завоевал Пер­сию, Египет, средиземноморские страны. Пос­ле его смерти империя распалась на ряд го­сударств. В Эллинистический период развер­тывается строительство общественных соору­жений, стадионов, театров. Формируется тип жилого дома перистильного типа. Развива­ется благоустройство и озеленение городов.

Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следую­щие типы озелененных территорий:

Священные рощи — герооны. Они посвящались героям и носили мемо­риальный характер. Это лесные мас­сивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями. Поз­же в героонах стали устраивать па­мятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожка­ми, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки. Дороги и площадки были обсажены рядами платанов, тополей и др.

Философские сады предназнача­лись для ученых бесед и занятий.

Зеленое оформление агор (город­ские площади, улицы) складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и у сооружений.

Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер. В них широко использовались цветочные растения.

В целом озелененные территории Греции несли определенную функ­цию, размещение в них насаждений подчинялось этой функции, а из по­лезности и качества самого устрой­ства складывалось представление о его красоте.

Для дальнейшего развития садово-паркового искусства важны не толь­ко уже рассмотренные типы озеле­ненных территорий Греции, но и тео­ретические положения композиции и пространственное решение архитек­турных ансамблей античности.

В античной Греции была разрабо­тана система пропорций — принци­пы золотого сечения и модуля как со­отношения частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и сим­метрии. Эти положения отражены не только в самих сооружениях, но и в их размещении — планировочном решении ансамблей.

Классическим образцом является ансамбль афинского Акрополя, расположенного на ска­листом холме и представляющего собой комп­лекс храмов. Различные размеры храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком рас­положении кроется определенная последова­тельность восприятия архитектурных объемов, их ракурса и пластики, ориентированная на линию движения торжественного шествия. В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь Акрополь воспринимается посте­пенно, по мере раскрытия картин, каждая из которых включает только одно господствую­щее сооружение. Весь ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей храмов рельефу или побережью. Использование всех этих принципов не утратило своей важности и в современном ландшафтном искусстве.

В 146 г. до н. э. Греция стала рим­ской провинцией. Однако греческая культура была воспринята античным Римом и стала фундаментом для его дальнейшего развития.

megaobuchalka.ru

Ландшафтный дизайн Египта, древней Греции и древнего Рима

Египет, древняя Греция, древний Рим

Египет

В египетской державе садовое искусство процветало на ровне с архитектурой, градостроительством и растениеводством. В Древнем Египте сады формировались по таким особенностям ландшафтного дизайна:

Регулярный план — содержал в себе эксплуатацию симметрии, то есть осевое построение композиции. Формирование замкнутой композиции. Водоемы составляли основную часть сада. Как композиционный прием применялся ритм. Посадки — в виде аллей и рядовые. В комплекте растений преобладают экзотические. Сады высаживались при храмах, дворцах и жилых домах зажиточных собственников. Они и образовывали зеленый вид города. Древнеегипетский сад отличался органичной совокупностью практичных, религиозных и эстетических функций.

Древняя Греция

В Древней Греции садовое мастерство переплетается с захватническими походами Александра Македонского. Азиатское садовое искусство было введено в древнегреческий ландшафтный дизайн. В Древней Греции преобладали такие варианты зеленого строительства, как философские сады и приватные сады, герроны (священные рощи). Герроны имели исключительно мемориальные качества: скульптуры, лесные массивы с источниками, архитектурные сооружения. Священные рощи имели те же качества, но позже они трансформировались в спортивные парки. Философские сады были предназначены для ученых бесед.

В древнегреческом ландшафтном дизайне сады имели строго пропорциональные формы. В основе их создания лежали правила равновесия, симметрии и ритма. В отличие от Египта, в садах Древней Греции применяли террасирование. На террасах сажали цветы, большие деревья, создавали фонтаны.

Древний Рим

Ландшафтный дизайн Древнего Рима имел подъем с 1 века до нашей эры до 1 века нашей эры. Теплый климат, избыток воды, строительного материала, гор, присутствие щедрой флоры.

Сады-перестили, публичные сады, священные рощи, сады при виллах, сады-ипподромы сформировались тут. В диапазоне жилого дома имелись внутренние дворы, охваченные колоннадой. Они украшались цветами и кустарниками, оснащались водой, скульптурой. Превалирующая часть садов обосновались на террасированных склонах, их так же украшали цветами, различными архитектурными конструкциями и фонтанами. В частности в древнеримском ландшафтном дизайне появились перголы, топиарное искусство (фигурная стрижка), аллеи.

о ландшафтном дизайне:

overlandscape.info

Античные сады Греции, Рима: история ландшафтного дизайна

Античные сады Греции, Рима: история ландшафтного дизайна

Часть II

Продолжение статьи. Начало здесь. Античные сады Греции, Рима: история ландшафтного дизайна.

Для ритуальных обрядов греки сажали священные рощи, в них возводили алтари и храмы богам. О существовании «орнаментальных» садов в Греции этого времени не осталось никаких свидетельств. Памятники древнегреческой культуры, включая поэмы Гомера, говорят о том, что греки воспринимали природу чувственно-эстетически, в единстве пользы и красоты («красивые гряды, с которых овощ и вкусная зелень весь год собирались обильно»).

Important!

Естественная красота природы высоко ценилась ими как не нуждающаяся в дополнительных украшениях. Демократические основы культуры Древней Греции,

-заложенные в архаический период, пронизывали все сферы и выражались в отношении к богам, друг к другу и к природе. Эстетические и этические проблемы греков сосредотачивались в области достижения гармонии в жизни человека и его отношений с природой. Так в скульптуре были созданы каноны мужской и женской красоты, провозглашалась необходимость пропорционального физического и интеллектуального развития (физически неразвитый не мог стать философом; ярчайший пример — Пифагор — философ, геометр, теоретик музыки, победитель Олимпийских игр по кулачному бою). Эти принципы направили развитие греческого садово-паркового искусства по пути садов общественного характера.

Сады России и Западной Европы конца XIX начала XX века

Античные сады Греции, Рима: история ландшафтного дизайна

Сбор урожая маслин. Фрагмент вазы.

Important!

Публичные сады, украшенные фонтанами, гротами и скульптурами, были частью греческих городов и поселений.

Для спортивных игр строили специальные сооружения — гимнасии, которые окружали рощами: известно, что великие боги соревновались именно в рощах. Гимнасий царя Аттала был расположен на трех террасах, каждая из которых была выше предыдущей на 15 метров. Кроме спортивного зала на средней террасе размещался большой сад, на верхней — перистиль с садиком в центре. Гимнасий также содержал спортивное поле — ксистос, покрытый газоном, окаймленным стриженым акантом, и стадий (ипподром). Сад гимнасия украшался водоемами, алтарями, скульптурой, беседками и храмами, здесь собирались философы.

Читать далее часть III…

История садово-паркового искусства

Если Вам понравилась статья, то поддержите нас материально. Пройдя по ссылке и следуя инструкции, вы переведете всего лишь 5 рублей! Благодарим Вас за Вашу поддержку! Если найдете ошибку, то пишите в комментариях к статье, и мы вам переведем 5 рублей.

Important!

Подписавшись на новости, вы будете в курсе появления интересующей вас информации, а также проводимых акциях.

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

 

Античные сады Греции, Рима: история ландшафтного дизайна

Поделиться ссылкой:

Похожее

www.best-gardens.ru

Федеральное агенство по образованию рф

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

Кафедра дендрологии, селекции и озеленения

Садово-парковое искусство

Методические указания к практическим занятиям

для студентов IV курса ЛХФ специальности 260500 – Садово-парковое и ландшафтное строительство

Брянск 2004

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

Кафедра дендрологии, селекции и озеленения

Утверждены на заседании научно-методического совета БГИТА

Протокол № _______

от ____________________2004 г.

Садово-парковое искусство

Методические указания к практическим занятиям

для студентов IV курса ЛХФ специальности

260500 – Садово-парковое и ландшафтное строительство

Брянск 2004

Садово-парковое искусство. Методические указания к практическим занятиям для студентов IV курса ЛХФ специальности 260500 – Садово-парковое и ландшафтное строительство /Брянская государственная инженерно-технологическая академия; Сост.: Мироненко Е. В. – Брянск, 2004.-

Составитель: Мироненко Е. В. – кандидат с.-х. наук, доцент кафедры дендрологии, селекции и озеленения БГИТА

Рецензент: Смирнова М. Ю. - кандидат с.-х. наук, доцент кафедры лесных культур и почвоведения БГИТА

Рекомендованы к изданию УМК лесохозяйственного факультета Брянской государственной инженерно-технологической академии

Протокол № от “ “___________2004 г.

Содержание

С.

Введение......................................................................................................................

1.

Сады Древнего Египта и Ассиро-Вавилонии..........................................................

2.

Сады Античной Греции и Древнего Рима...............................................................

3.

Парки и сады Китая и Японии..................................................................................

4.

Сады Средневековья и итальянские сады эпохи Возрождения.............................

5.

Европейские парки регулярного стиля (ХVII- середина ХVIIIвв.)...................

6.

Европейские парки пейзажного стиля (ХVIII-ХIXвв.)........................................

7.

Сады и парки России................................................................................................

Приложение. Иллюстративные схемы-планы изучаемых парков........................

Рекомендуемая литература.......................................................................................

studfiles.net

“Висячие сады” Семирамиды Древняя Греция — Альбом архитектурных стилей по курсу: “Ландшафтное проектирование”

Греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий импульс благодаря завоевательным походам Александра Македонского. Вся Азия с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. Еще прежде некоторые греки с восхищением говорили о прекрасных парках восточных владык.

В Александрии публичные и царские сады занимали 1/4 часть городской территории. Все внутригородские и загородные сады были связаны между собой. Еще больше, чем Александрия, славилась своими садами Антиохия. Город был распланирован следующим образом: главная улица представляла собой непрерывный портик, к одной стороне которого прилегали дома, а по другой тянулись сады вплоть до самого подножия горы. Они были украшены беседками и фонтанами.

Греки имели обширные сведения о растительном мире. Так, Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) перечисляет в своих трудах около 250 названий растений, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) приводит описание около 500 растений. Греческая мифология содержит много преданий о цветах, особенно о розе - излюбленном цветке древности. В работах Аристотеля впервые дается наставление по возделыванию роз.

Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следующие типы озелененных территорий. Священные рощи - герооны. Они посвящались героям и носили мемориальный характер. Это лесные массивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями. Позже в героонах стали устраивать памятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожками, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки. Дороги и площадки были обсажены рядами платанов, тополей и др. Философские сады предназначались для ученых бесед и занятий. Зеленое оформление агор (городские площади, улицы) складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и у сооружений. Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер. В них широко использовались цветочные растения. В целом озелененные территории Греции несли определенную функцию, размещение в них насаждений подчинялось этой функции, а из полезности и качества самого устройства складывалось представление о его красоте.

В античной Греции была разработана система пропорций - принципы золотого сечения и модуля как соотношения частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и симметрии. Эти положения отражены не только в самих сооружениях, но и в их размещении - планировочном решении ансамблей. Классическим образцом является ансамбль афинского Акрополя, расположенного на скалистом холме и представляющего собой комплекс храмов. Различные размеры храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком расположении кроется определенная последовательность восприятия архитектурных объемов, их ракурса и пластики, ориентированная на линию движения торжественного шествия. В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь Акрополь воспринимается постепенно, по мере раскрытия картин, каждая из которых включает только одно господствующее сооружение. Весь ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей храмов рельефу или побережью. Использование всех этих принципов не утратило своей важности и в современном ландшафтном искусстве.

Новое в садах Греции по сравнению с Египтом - их террасообразное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы. На террасах - посадки больших деревьев, цветы и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами.

                 Акрополь в Афинах                                                                                                       План Акрополя в Афинах

ifreestore.net

История ландшафтного дизайна. Древняя Греция

Istorija_landshaftnogo_dizajna_Drevnjaja_GrecijaДревняя Греция по праву считается родоначальницей садово-паркового искусства в Европе. Его развитие можно условно разделить на два периода: до начала завоевания азиатских территорий (в первую очередь Персии и государств Междуречья) войсками Александра Македонского и после него.

 

 

Уровень науч8Istorija_landshaftnogo_dizajna_Drevnjaja_Grecijaных знаний и технологий в Древней Греции был, по тем временам, очень высок, она была передовой державой. И садово-парковое искусство тоже занимало у греков определенное место. О частных садах и Священных рощах говорится еще у Гомера, а это VIII-ой век до н.э.

Но поначалу их было немного, а их размеры были невелики, хотя почти всегда имели водный источник. Священные рощи использовались для религиозных  мероприятий и функционально иных задач не выполняли.

Однако в эпоху расцвета городов они, параллельно с культовыми сооружениями, стали постепенно разрастаться, облагораживаться и превращаться в храмовые сады. С течением веков Священные рощи превратились в то, что позднее стало именоваться термином «философский сад». В них прокладывали дорожки, их украшали колоннадами и статуями. Постепенно они стали местами, где мудрейшие из греков постоянно вели беседы на соответствующие темы со своими коллегами и учениками.

Греческие правители и полководцы тоже вносили свой вклад в облагораживание городских территорий. Нередко на это шли средства, добытые в качестве трофеев в многочисленных войнах. Постепенно увеличивалось количество садов, стали обустраиваться аллеи, посадки вдоль дорог и искусственные водоемы.

4Istorija_landshaftnogo_dizajna_Drevnjaja_GrecijaОдним из примечательных созданий той эпохи являлись гимнасии. Интересно, что эти общественные учреждения, первоначально задуманные как центры физического и духовного совершенствования, сыграли немалую роль и в парковом искусстве Древней Греции. Ведь смысл был в объединении развития тела с воспитанием разума и духа.

А греки всегда придавали особое значение гармонии человека и природы. Территории гимнасиев были невелики: в пределах города первоначально они и вовсе представляли собой лишь площадку для физических упражнений, обсаженную платанами или тополями. Но со временем именно гимнасии, точнее забота об их развитии и украшении, дали мощный толчок осуществлению многих ландшафтно-парковых идей Древней Греции.

3Istorija_landshaftnogo_dizajna_Drevnjaja_GrecijaИх стали устраивать за пределами городов, что давало большие возможности для творчества и превратили в прекрасные сады с множеством цветов, лужаек, аллей, скамеек, статуй. Вся обстановка должна была способствовать с одной стороны свободной динамике физического совершенствования, а с другой – возможности углубленного размышления, философской беседе, неторопливому созерцанию.

Греческому саду были свойственна густая зеленая масса, обилие насаждений, зачастую каскадная или ступенчатая композиция. Для полива прокладывались специальные водопроводы.

Холмы, покрытые рощами из кедра или оливы, использовали для прогулок. Так же создавали тенистые променады из тополей и ильмов. Города украшали липой, самшитом, плющом.

Во второй половине 30-х годов IV-го века до н.э. войскам Александра Македонского покорились Малая Азия и Персия. К моменту завоевания садово-парковое искусство персов находилось на очень высоком уровне. Сады персидских владык характеризовались, в первую очередь, огромными размерами.

7Istorija_landshaftnogo_dizajna_Drevnjaja_GrecijaПреобладала четкая геометрическая планировка, большое количество видов растений, густой цветочный аромат, хорошо отлаженная система орошения. Во всем была восточная пышность.

Поэтому великолепные образцы природного дизайна, увиденные в завоеванных землях, произвели на греков огромное впечатление. Их происхождение эллины считали божественным. За те 200 лет, которые прошли от завоевания греками Персии до того, как сама Греция была покорена Римом, ее садово-парковое искусство находилось под могучим влиянием основных черт персидских ландшафтов. Более того, в последующие столетия черты азиатской роскоши и масштабы великолепия нашли свое отражение в развитии дизайнерских тенденций и других европейских стран.

stanlenart.ru

Сады Древней Греции и Древнего Рима

Дом Сады Древней Греции и Древнего Рима

просмотров - 279

Сад имеет непосредственное отношение к архитектуре (должно быть согласование с планировкой домадворца, элементы здания должны повторяться в саде)

Симметрия в архитектуре древней греции (Акрополь, к примеру) имеет неаболютный характер. (относительная – подчинающаяся природной составляющей)

2.Акрополь

Греки верили, что красивые места красивы не просто так (привет политеизму), ибо избраны самими богами. Соответственно, если человек попадал в такое место, то его охватывало вдохновение. И люди специально стремились побывать в таких местах.

Акрополь древней греции – копмлекс, который подчинœен естественным формам холма. Элементы, дошедшие до нас имеют примечательные (грот). Именно в древней греции стали ценить грот, как то место, в котором сталкиваются сразу несколько материй (камень, воздух, и тд и тп)

Также важным фактом является то, что существовали сады-философы. (Академия, Ликей). Находились они на возвышенности. С них открывался прекрасный вид на окрестности. Это (хотя толком непонятно что) было заимствовано Итальянскими садами эпохи возрождения.

Мифологическая программа сада – целый комплекс культурных понятий, сразу же приходящий человеку на ум.

В садах Древнего Рима можно привести пример конкретно-сохранившегося сада – Вилла императора Адриана. Т.к. Древне-Римская культура была письменной, известно, что император Адриан хотел показать те части света͵ где он был.

3.Морской театр.

После Египта͵ он решил устроить бухту Каноп. У него также были сделаны Ликей и Академия, библиотеки.

4. Бухта Каноп

Такая вот идея – изобразить интересные места в садах – использовалась нередко.

Одно очень примечательное место на вилле – морской театр. Морской – потому, что вся сцена сделана настолько театрально – круглый остров небольших размером (50 м.кв), его окружает круглый канал. И композиция находится на площади.

В центре Варшавы есть сад Лазенки ( в нем есть подобный театр )

5.Морской театр в Лазенках

Но исследования последнего времени установили, что это была мини-вилла (на 50 метрах площади, да) – вроде как место уединœения.

Стоит сказать, что для нас очень непривычно смотреть на подобные древнеримски планы – мы привыкли смотреть на центр композиции, идейный центр. Но у древних этого не было – имелись сложные фрагменты, существующие независимо друг от друга.

Точно также как у греков, у древних римлян была очень важна связь с окружающей природой, и меньше связь от архитектуры (что у нас).

До нас дошли также описания вилл Плиния мл.,

6. Вилла Плиния младшего

Тотпиарное искусство – искусство фигурной стрижки деревьев.

После античности наступает средневековье.

Церкви, соборы – средневековые сады - ϶ᴛᴏ сады, примыкающие к соборам, иногда находящиеся в соборах.

?- внутренний двор церкви, двор данный окружает галерея. Верующие ходят по галерее и читают розарий (цикл молитв). Также на галерее было изображение страстей господних. В центре этого двора чаще всœего размещался источник водыдрево жизни.

Читайте также

  • - Сады Древней Греции и Древнего Рима

    Сад имеет непосредственное отношение к архитектуре (должно быть согласование с планировкой домадворца, элементы здания должны повторяться в саде) Симметрия в архитектуре древней греции (Акрополь, например) имеет неаболютный характер. (относительная – подчинающаяся... [читать подробенее]

  • oplib.ru


    Смотрите также