Древние восточные цивилизации. Лекции по Истории / Лекция 1. Зарождение древних восточных цивилизаций
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Восток — колыбель мировой цивилизации. Древние восточные цивилизации


Лекция 1. Зарождение древних восточных цивилизаций

Зарождение Древних Восточных Цивилизаций.

Основные положения.

Древние Восточные Цивилизации появились благодаря производящему хозяйству. Их хронологические рамки не являются едиными.

Конец 4 – 3 тысячелетие до н. э. – возникновение цивилизации в долине реки Нил (Египет), а так же междуречье Тигра и Ефрата (Месопотамия).

3 – 2 тысячелетие древне-индийская цивилизация в долине реки Инд.

2 тысячелетие Древнекитайская цивилизация в долине реки Хуанхэ.

Главным в сельском хозяйстве являлось искусственное регулирование режимов (гидромелиорация). Строились дамбы, каналы, обводняемые плодородные почвы.

Основанное на ирригации являлось самым ранним примером командно-распределительной системы.

Строительство ирригационных комплексов требовало четкой организации, которую могли обеспечивать первые государства, начальной формой которых были номы (земли нескольких общин с единым административным, культурным и религиозным центром).

Ведущую роль в Восточных государствах играла общественно-государственная собственность. Все державы Древнего Востока использовали труд рабов, но это не было главной рабочей силой. Основные производители материальных благ – крестьяне – общинники и ремесленники.

В долине Нила в результате слияния нескольких номов возникли 2 государства: Верхний и Нижний Египет.

А в начале 3-го тыс. до н. э. их объединил в одно государство основатель первой династии египетских фараонов Нина. Столицей государства являлся Мемфис. Влияние Египта распространялось на области.

В Месопотамии централизованные государства возникли во второй половине 3-го тыс. до н. э.. До этого здесь существовало государство Шумеров, объединявшее в религиозном и культурном отношении несколько центров, а в 19 веке до н. э. здесь выделились два развитых государства: Вавилон и Ассирия, борющиеся за лидерство.

В 12 веке до н. э. за Палестиной формируется Израильское государство, которое в 10 веке до н. э. на Индейское государство на юге – Иерусалим и Израильское царство на севере. В начале 8 века царство было уничтожено войсками Ассирии.

В 6 веке до н.э. крупнейшим государством на Ближнем Востоке была Персидская Держава. В ее состав входили Месопотамия, Восточное Средиземноморье, Египет, Северо-Восток Индии, но в начале 4 века до н.э. эта держава была покорена Македонским.

Позднее зародились ДревнеИндийская и ДревнеКитайская цивилизации. Их становление и развитие было таким же, как в Египте и Месопотамии. В Индии единственное государство было под властью царей Ноидов, а затем Маурья. В Китае иперия Цинь, а затем Хань.

Характерные черты Древне Восточных государств.

  1. Социально–политическое устройство – деспотия (т.е. управление неограниченной властью)

  2. Бюрократический аппарат, имевший четкую систему рангов

  3. Сложная иерархическая социальная структура:

Родовая и Военная аристократия

Купцы и Воины

Жрецы, сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, т.е. бюрократия

Земледельцы, общинники, ремесленники

Рабы и другие зависимые люди

Естественное развитие древнекитайского государства нарушалось набегом кочевых племен центрально-азиатских степей – Гунны. Для защиты от них древнекитайские государства были вынуждены заключать соглашения, предусматривающие отказ от разрешения спорных вопросов с помощью военных сил. Это была уже дипломатия, развивающаяся в древних государствах Древнего Востока. Появилась практика заключения договоров, сложился обычай отправлять посольство для разрешения проблем. Возникла военно-политическая разведка. На протяжении 8 – 2 веков до н.э. создавался религиозный, исторический и литературный памятник, состоявший из различных сочинений, объединенных идеей единобожия – Библия. Она стала основой для иудаизма, христианства, ислама. Самая ранняя религия – Буддизм (6 – 5 век до н.э.). В 6 веке до н.э. разрабатывается конфуцианство, а в 1-2 веке нашей эры – даосизм.

В первой половине первого тысячелетия н.э. важную роль в истории человечества стали играть племена и народы, находившиеся на перефирии других государств. В 3-5 веках началось Великое переселение народов, во многих случаях ставшее причиной крушения древневосточных государств.

studfiles.net

Древний Восток — колыбель мировой цивилизации

Первые цивилизации на Земле зародились на Востоке. «Древний Восток», как и многие другие историко-географические термины, - понятие до какой-то степени условное. Название это сохранилось с тех времён, когда страны, обозначаемые этим термином, либо составляли восточные области Римской империи (Египет, Сирия и др.), либо лежали к востоку от её границ (как-то Персия (в будущем Иран), Индия и, наконец, Китай).

Предпосылки к цивилизации на Востоке сложились примерно к VII тысячелетию до н. э. Первые классовые общества и ранние государства возникли в Египте и Шумере (IV тыс. до н. э.). Еще в V тыс. до н. э. в долинах крупнейших рек Евразии появились племена, предки будущих великих народов: в Индии на берегах Ганга, в Китае в районах Желтой реки (Хуанхэ), в Египте в дельте Нила, в Месопотамии в долинах Тигра и Евфрата. Болотистые места, образующиеся ежегодным разливом огромных рек, постепенно превращаются в ухоженные земли благодаря ирригационным работам первых земледельцев нашей Земли.

Становление этапных для истории человечества цивилизаций происходило в разные сроки:

· в Месопотамии и Египте — в IV тыс. до н. э.;

· в Индии — в середине III тысячелетия до н. э.;

· в Китае — во II тысячелетии до н. э.;

· в районе Южного Средиземноморья — в III–II тысячелетии до н. э.;

· в Западной и Центральной Европе — в I тысячелетие до н. э.;

· в Восточной Европе — в I тыс. н. э.

Каждая из первых цивилизаций (шумерская, египетская, индийская, китайская) охватывала бассейн крупной реки. Ее окружало необъятное пространство, населенное дикими или полудикими племенами. С наступлением железного века и качественным перевооружением некоторых армий возникли империи (Ассирия, Вавилон, Персия), покорившие сразу несколько регионов, с самыми разными природно-климатическими условиями. Державшиеся на голом насилии и постоянной эксплуатации побежденных народов, эти империи распадались так же быстро, как создавались.

Именно в Междуречье человечество в лице шумерского народа впервые достигло судьбоносного уровня цивилизации. Здесь были построены первые города — центры власти, ремесла и торговли. Их оградили стены и башни, украсили огромные храмы-пирамиды (зиккураты) и дворцы. Правители этих городов (лугали) бросали вызов соседним народам, возглавляли армии, расширявшие пределы первых минигосударств. Шумеры оставили нам первые произведения поэтов и писателей, проникнутые философскими размышлениями о судьбе человека. Шумерские жрецы изучали звездное небо и лекарственные свойства растений и минералов. Шумерская астрономия и математика были точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках – так, как это впервые стали делать шумеры. Мы называем созвездия их шумерскими именами, переведенными на греческий или арабский язык и через посредство этих языков попавшими в наш. Известна нам и астрология, вместе с астрономией впервые появившаяся в Шумере и на протяжении столетий не утратившая своего влияния на человеческий разум.

Мы заботимся об образовании и гармоничном воспитании детей – а ведь первая в мире школа, в которой учили наукам и искусствам, возникла в начале III тысячелетия – в шумерском городе Уре. Идя на прием к врачу, мы все – без всяких различий в вере, просто пациенты – получаем рецепты лекарств или совет психотерапевта, совершенно не задумываясь о том, что и траволечение, и психотерапия впервые развились и достигли высокого уровня именно у шумеров.

Достижения шумеров закрепили жители Вавилона и Ассирии; кое-чему у них учились остальные народы древности — парфяне, греки, римляне, арабы. Их творческими усилиями был заложен прочный фундамент дальнейшего развития человечества, вплоть до наших дней.

Однако нельзя обойти вниманием ту цену, которую населению стран Востока пришлось заплатить за взлет их государственности. Поддерживать сложную систему поливного земледелия можно было только в условия жестко централизованной административной системы. Удачливые полководцы — шумерские лугали, египетские фараоны, ассиро-вавилонские цари — захватывали абсолютную власть, для всех без исключения подданных они становились земными богами. При их появлении падали на землю и целовали его сандалии или следы от них и знатный сановник, и беднейший общинник. По воле правителей с места на место перемещались целые народы. Никаких личных прав и свобод не было и в помине. Благосостояние человека всецело и пожизненно зависло от его места на ступеньках общественной пирамиды. Вопреки расхожему мнению, рабство как таковое никогда и нигде не преобладало в экономике Востока. Основой хозяйства везде были формально свободные крестьяне-общинники. Но их там содержали фактически на казарменном положении и периодически мобилизовали на строительство ирригационных или оборонительных сооружений. гробниц властителей и храмов многочисленным богам. Современные исследователи все больше склоняются к тому, что это было экономически эффективное соглашение между государством и наемными работниками (союз труда и капитала, рыночная экономика в действии?).

Однако сколько-нибудь богатая собственность, в первую очередь земельная, принадлежала только тем, кто обладал властью — чиновникам, жрецам, офицерам. Они же являлись носителями письменной культуры. Поэтому и услуги тогдашних врачевателей сильно различались от того, обитатели дворца или бедной деревеньки пользовались ими.

Восточные деспотии сформировали определенный характер общества и тип человека, которые сильно отличались и отличаются до сих пор от того, к чему мы привыкли в условиях европейской цивилизации. Среди отличий — фатализм, покорность судьбе, какой бы она ни была; сервилизм — угождение всем, кто выше тебя по социальной лестнице. Жизнь на Востоке была и есть куда более статичной, проникнутой религиозно-мифологическим мировоззрением.

studfiles.net

Религия. Цивилизации Древнего Востока

Тем не менее нам представляется, что в общем ходе событий курс цивилизации на Древнем Востоке определялся концепциями и отношениями духовного характера.

Первое и главное из них – религия, которая определяет и интерпретирует все стороны жизни без исключения. Более того, каждая сторона жизни формируется и мотивируется в соответствии с религией. Именно единство религиозной веры снова и снова появляется в древне-восточных цивилизациях как доминирующий, самый главный мотив. Это мера всех вещей, равных которой вы не найдете среди других цивилизаций древности: нам придется добраться до Средневековья, чтобы обнаружить нечто подобное в нашем собственном мире. Возьмите, к примеру, правовые институты: религиозное и светское законодательство слиты воедино и никак не разделяются; мало того, человек Древнего Востока не увидел бы никакого смысла в их разделении, поскольку источником того и другого является одна и та же власть. Это же можно сказать в отношении науки: астрономия и астрология развиваются как единый организм; никто не видел ни смысла, ни нужды разделять их. То же в искусстве: это служанка религии, Ближний Восток не знал свободного художественного творчества, искусства ради искусства. «Отдайте Цезарю цезарево, и Богу Богово» – такой мудрости не было места на Древнем Востоке.

Но даже в этих обстоятельствах было бы поверхностно не рассмотреть абсолютное господство религии, которое мы только что постулировали, более подробно и конкретно; возможно, придется наложить на это утверждение некоторые ограничения. Возможно, никто не сформулировал так хорошо эту проблему, как немецкий ученый Х. Шмёкель. Рассуждая о верованиях шумеров, он задался вопросом: что думал крестьянин, которого постоянно отрывали от плуга и заставляли рабски трудиться на сооружении храмов? Что думал царь Лугальзаггиси, когда завоеватель Саргон посадил его в клетку перед храмом того самого бога, который ранее через своих жрецов даровал ему власть над шумерами? Этого мы не знаем и, скорее всего, никогда не узнаем. Другими словами, нам известна лишь религия ограниченного правящего класса – официальный государственный культ; о религиозном мире остального народа – громадного большинства его – мы можем узнать очень и очень мало.

Все это правда. Но можно в ответ указать на рассказ Геродота о паломниках, которые толпами собирались в ладьи и плыли на праздник в Бубаст с музыкой и песнями. Или напомнить о празднике в Папремисе, когда паломники лупили друг друга палицами, разыгрывая на городских улицах сражения богов. Дело в том, что вопрос нужно формулировать иначе: мы не знаем, до какой степени отдельные люди были вовлечены в религиозную жизнь, это правда; но правда и то, что официальная религия была тесно связана с народными верованиями – питательной средой для официального курса всегда служат традиционные религиозные чувства народа.

Анализ древне-восточных религий позволяет выделить моменты и концепции, которые пронизывают и определяют их от начала до конца. Во-первых, религии эти в основе своей натуралистичны и основаны на поклонении космическим силам. Небеса, земля и вода обожествляются, одухотворяются и ставятся на первое место; человек занимает более скромное положение. Божественность приписывается также звездам, которые определяют ход жизни во Вселенной. Характерные черты божественных сил создаются по образцу человеческих: макрокосм подгоняется под микрокосм, и боги любят, ненавидят и совершают ошибки. Так у сверхчеловеческого мира появляется своя последовательность событий, своя история, призванная в первую очередь объяснить происхождение Вселенной и всего, что в ней есть, ее законов и судеб. Речь идет о мифологии. Мы встречали разные типы мифов: мифы о сотворении мира; о происхождении труда; о жажде бессмертия; о путешествиях в иной мир. Но один миф возвышается, как башня, над всеми остальными сюжетами: это растительный цикл, воплощенный в фигуре умирающего и воскресающего бога; часто в нем присутствует также богиня-мать, символ плодородной земли.

Но миф на Древнем Востоке не имеет собственной независимой жизни. Прежде чем принять литературную форму, он используется в богослужениях и всевозможных священных обрядах. Действия богов представляются не как фантастические истории, а как реальные происшествия; к ним присоединяются действия людей, которые решительным образом оживляют и обновляют древние сюжеты. Особенно хорошо можно проследить взаимодействие мифа и обряда в двух центрах древне-восточной цивилизации – в Египте и в Месопотамии. Религиозная жизнь и обряды приспособлены к смене времен года и сельскохозяйственных сезонов. Доминирует здесь картина увядающей и расцветающей природы, умирающей и вновь оживающей растительности. Но между двумя центрами существует глубокая разница, которую мы можем определить как разницу в настроении и которая берет начало непосредственно в разных представлениях о том, как управляется Вселенная. В Месопотамии, где царь – всего лишь человек, ни один обряд не обходится без тревоги и страха, без метаний между радостью и болью: никогда нельзя быть уверенным, что человек правильно понял волю богов и действует в строгом соответствии с ней. В Египте, где царь – одновременно бог, ритуал строится на куда более прочной основе: все хорошо, иначе и не может быть. Надо ли напоминать, что в основе этой разницы отношений лежит разница условий существования в двух землях? Месопотамия открыта для вторжения со стороны гор и пустыни и зависит в своем существовании от неверных дождей и непредсказуемых рек; Египет отрезан от остального мира и защищен пустыней, а разливы Нила, хотя и различаются по интенсивности и качеству, никогда не подводят.

Таким образом, главной целью всякого обряда являются обновление и, соответственно, сохранение жизни. Но и в этом отношении между двумя великими долинами есть глубокая разница. В Месопотамии главный объект – жизнь природы, ее плодородие, поскольку жизнь человека неверна; несомненные следы веры в загробную жизнь дают довольно безрадостную картину этой самой жизни (бесконечные тоскливые скитания несчастных душ). В Египте, напротив, жизнь природы и жизнь человека текут параллельно: следующая жизнь без всякого разрыва продолжает нынешнюю в тех же мирных и часто радостных формах. Душа продолжает жить; тело сохраняется благодаря мумификации; гробница – новый дом. Кто-то удачно сказал, что древние египтяне, как ни парадоксально, отвергали реальность смерти.

Подобная концепция человека и его места во Вселенной делает понятным то важнейшее место, которое занимают в религиозной жизни гадания и магия. Если закон существования заключается в постоянных взаимоотношениях человека и обожествленной природы – божества, хотя и бесконечно более могущественного, чем человек, но обладающего вполне человеческими качествами, – понятно, что человек приложит все силы и всю свою энергию, чтобы поддержать на должном уровне свою сторону взаимоотношений. Он использует все возможности, которыми снабдило его божество, ради двойной цели – понять волю божества и направить ее в желаемую сторону. Гадания и магия – крайние способы соединить различные уровни Вселенной; вполне логично, что усилия в этом направлении должны быть больше – а соответствующая литературная продукция обширнее, – там, где связь ненадежна, где преобладают отделенность и неуверенность.

В заключение мы должны еще раз привлечь внимание к тому обстоятельству, что все сказанное относится в основном к главным представителям древне-восточной цивилизации. В остальных случаях можно выделить два варианта. Иногда концепция Вселенной похожа – или, если угодно, копирует религиозную концепцию великих держав; правда, здесь она выглядит менее развитой; многие черты находятся в зародышевом состоянии из-за ограниченных возможностей. Больше здесь, в сущности, обсуждать нечего. Но есть и другой вариант – создание независимой концепции, своего рода реакция, преодоление существующего положения. Этический монотеизм, зародившийся в Палестине и Иране, отбрасывает концепцию Вселенной, преобладающую в двух речных долинах, полностью отрывает божественное от человеческого и приписывает ему черты, которые не повторяют, а сублимируют человеческие черты и, соответственно, противоположны им. Природный культ приходит в упадок, а проблема космического единства становится частью вопроса о высшей божественной воле. Исчезают даже узы государства: Бог в своей абсолютности уже не замечает границ, не ограничивает свое внимание одним народом и не в состоянии делить власть над Вселенной с другими божествами.

Именно теперь, когда религия отделяется от государства, становится понятно, что достижение максимальных высот духа никак не связано с политической властью. Скорее наоборот, создается впечатление, что развитие религии вступает в конфликт с государством и чем дальше, тем больше провоцирует кризис: так христианство, утвердившись в Риме, привело в конце концов к его падению.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя восточная цивилизация

 

К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой — около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии. Несколько позднее — в III—II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ — китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации — западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации — восточный и западный.

Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения — каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами — аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство — Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.

В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.

Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое изобразительное искусство, первые географические карты и много другое.

Словом, шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними.

Похожие статьи:

www.poznayka.org


Смотрите также