Возникновение древнейших государств. Особенности возникновения и развития государств древнего востока: древний египет, древний вавилон, древняя индия, древний китай План лекции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

13. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРИМСКОГО ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ. Возникновение древнейших государств


древний египет, древний вавилон, древняя индия, древний китай План лекции

1. Особенности развития и периодизация истории древневосточных государств.

2. Сословно-классовое расслоение древневосточного общества, возникновение ранних форм государственной организации на Древнем Востоке.

3. Складывание крупных относительно-централизованных империй Древнего Востока и специфические формы государственного управления в них.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Артхашастра, или Наука политики. М., 1993

  2. Документы по истории зарубежного права. М., 1987

  3. Законы Ману. М., 1960

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985

  2. Дамдамаев М.А. Рабство в Вавилонии. М., 1982

  3. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1. Месопотамия. М., 1983

1.

Восток в древности был представлен рядом стран Азии и Северной Африки. Именно там впервые в истории человеческого общества сложились политические и социальные институты, такие как государство, право, мировые религии.

Особенностями развития древневосточных государств являются:

  1. Сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя., таких как наличие следов матриархата и патриархальной семьи, а также преобладание коллективной собственности на средства производства над частной.

  2. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный характер. Структура замкнутых общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляли основу социальной жизни древневосточных государств. Основным фактором, сдерживающим распад общины, является необходимость использования коллективного труда для организации сложных гидротехнических работ, которых требовали особые условия климата и почвы.

  3. Отсутствие на Востоке четкости социально-классовых границ, существование различных категорий зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами. Можно выделить три основные социально-классовые образования: 1/ лица, лишенные средств производства, в том числе и рабы; 2/ свободные крестьяне-общинники и ремесленники; 3/ господствующий социальный слой (придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и др.)

  4. Как и любое другое, древневосточное государство в первую очередь являлось орудием господства над эксплуатируемыми массами. Госаппарат этих государств строился в соответствии с этими функциями. Типичной формой правления в этих государствах была деспотия (от греческого “despoteia” – неограниченная власть), которая характеризовалась сосредоточением в руках монарха всей политической, законодательной и судебной власти. Это подкреплялось и прочнейшим переплетением государственного и религиозного подчинения. Признание неограниченных деспотических полномочий правителя вытекало не только из божественного характера царствования, но и в силу отводимой монархам единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия и социальной справедливости в обществе.

История Древнего Египта делится на ряд периодов: Раннее царство (3100-2800 гг. до н.э.),

Древнее царство (2800-2250 гг. до н.э.), Среднее царство (2250-1700 гг. до н.э.) и Новое царство ( 1575-1087 гг. до н.э.). В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей сначала персов, затем римлян, которые включили его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.

Первые государства на территории Двуречья возникли в начале Ш тысячелетия до н.э. Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). После его смерти Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось почти 500 лет. Новое возвышение Вавилонского государства приходится на УП в. до н.э. Нововавилонская монархия просуществовала до У1 в. до н.э. и была завоевана персами.

Первые государства на территории Индии возникли во П тысячелетии до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. Особое место в истории Индии занимает магадхо-маурийский период ( 1У-Ш вв. До н.э.), отмеченный созданием первого в истории Индии централизованного государства - империи Маурьев.

История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период - Шан (Инь) - продолжался с ХУШ по ХП вв. До н.э. Второй период - Чжоу - с ХП в. до н.э. по 221 г. до н.э. Третий период - царство Цинь - с 221 г до н.э. по 207 г н.э. Четвертый период - царство Хань - 207 - 220 гг. н.э. - характеризуется уже перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.

2

В Египте раньше чем в других странах сложились классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда появились в Египте первые государственные образования достоверно неизвестно, но к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало. Название Египет является греческой транскрипцией слова “Avapta”, что означает “Дворец духа Пта” /одного из египетских божеств/. Сами египтяне называли себя “Хемт” /еврейское “хам”/, что указывает на их хамитское по расовой ветви происхождение.

Необходимость регулирования орошения долины Нила требовала создания крупных ирригационных сооружений. Для этого понадобилось большое количество рабочей силы и централизованное руководство работами. Это обстоятельство объясняет раннее появление рабства и образование мощного, относительно централизованного государства.

На рубеже VI-III тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются 40 номов или областей. Древним основанием нома служило по-видимому племя. Во главе каждого нома стоял “царь”, он же верховный жрец местного культа и обладатель титула “начальника канала”. Объединение сорока областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства - Верхний Египет и Нижний Египет. В период Раннего царства /XXX -XVIII вв. до н. э./ они насильственно объединяются фараоном Нармером /Менесом/.

Египетское государство периода Раннего царства напоминает древний и достаточно примитивный племенной союз. Общины владели землей на основе общинного землевладения, однако, государственная власть считала себя верховным собственником земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Свободные крестьяне-общинники составляли основную часть населения.

Наряду с царским обширным хозяйством существовали и другие крупные хозяйства. Царь хотя и был на самом верху общественной лестницы, еще не выделялся в окружении могущественных вельмож.

Объединение государства, о котором говорилось выше, нельзя считать однократным актом фараона Менеса. Единство было непрочным и вся история Раннего царства пронизана борьбой между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом.

Итак, период существования Древнего царства в Египте был временем образования первого централизованного сильного рабовладельческого государства.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой осталась сельская община. Землевладельцы, входившие в эти общины, составляли основную массу трудового населения. Внутри общины углубляется социальное расслоение. Формируется крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями занимавшая важные должности при дворе и в государственном управлении. Положение знатного человека определялось тремя условиями: древностью рода, величиной землевладения, занимаемой должностью.

Государственная власть оформляется в виде восточной деспотии. Ее отличительными чертами являются: централизация управления, использование аристократического чиновничества и укрепление авторитета фараона при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что фараоны во время войн становились главнокомандующими египетской армии. Культу фараона способствовала также ограниченность сознания членов примитивных деревенских общин, скованных традициями первобытнообщинного строя, в котором родоплеменные вожди и их окружавшая аристократия создавали культ вождей.

Но не следует полагать, что фактически власть египетских фараонов была неограниченной. Фараон не мог по своему произволу принимать решения, которые шли бы наперекор, например, интересам жреческой, военной и служилой знати. Сам культ фараона говорил скорее не о единоличном господстве фараона, а о теократическом характере господства жрецов, воинов и чиновников, которые усиленно внушали народу представление о фараоне, как о божестве /после смерти фараонов возводились гигантские гробницы-пирамиды, для построения которых тысячи людей в принудительном порядке отрывались от производительного труда. Так, пирамида Хеопса строилась 20 лет/.

Придворный штат фараона - привилегированная категория рабовладельцев - был образован из прежней родовой номовой знати. Также создается большой бюрократический аппарат из чиновников-писцов. Во главе этого аппарата стоял сановник, ближайший помощник царя /визирь/ (древнеегипетское «джати»).

Египетская история рассказывает о целом ряде исконных форм бюрократии, основными из которых были: иерархия чиновников, внеочередные прохождения ступеней, присвоение званий, титулов, связанное с награждением землей и рабами, приемы и доклады, специальные одеяния (форма, знаки отличия). В практику управления вошли всякого рода совещания (военный совет, царские объезды), переписи населения, податные списки. Уже тогда много внимания уделялось режиму секретности в работе с документами, устанавливалась ответственность за разглашение государственной тайны, определялись сроки прохождения жалоб.

В Древнем Египте не было разграничения представительной, исполнительной и судебной власти. Судя по инструкции, составленной при Тутмосе III для трех визирей и других данным полномочия и объем деятельности визиря были очень широки /руководство управлением государства, судом, распоряжение сокровищами и др. материальными ценностями, в эпоху Нового царства руководство военными силами/. Для укрепления авторитета визиря вокруг его личности был создан религиозный культ. Он уподоблялся богу Тату, который у египтян был богом месяца, а потом стал богом мудрости и письма.

После объединения Египта в одно государство местные царьки, стоявшие во главе номов потеряли свою самостоятельность и превратились в зависимых от фараона должностных лиц - номархов. Они обладали в пределах номов высшей судебной и административной властью и собирали налоги в казну. В их распоряжении был значительный штат чиновников - казначеев, сборщиков налогов, надсмотрщиков и т. п. Кроме номархов административными полномочиями были наделены храмы. Низшими органами управления на местах являлись на местах сельские общины.

Во время распада Египетского государства номы не раз пытались приобрести полную политическую самостоятельность, но вновь теряли ее в результате объединения Египта.

Общественные отношения в период расцвета Среднего царства /ХУШв. до н. э./ отмечены двумя важными чертами: с одной стороны происходит значительный рост рабовладения в частных хозяйствах, с другой стороны - расслоение сельских общин приводит к образованию слоя мелких собственников - неджесов /маленьких/.

Разбогатевшие представители среднего класса проникали в среду жречества и чиновничества, становились писцами, торговцами и даже землевладельцами. Их называли “сильными неджесами”. Немалое значение в жизни общества приобретают средние слои граждан. Город представлял собой общину, которая являлась юридическим лицом, владевшим рабами и землей.

Особенностью общественных отношений в Новом царстве /XVI-XII вв. до н. э./ являлось возвышение жречества. С ростом его богатства происходит освобождение от зависимости по отношению к центральной власти. Жречество превращается в замкнутую наследственную касту.

В период Позднего царства /VII-VI вв. до н. э./ резче, чем прежде обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже себя в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Привилегированным сословием наряду со жреческим становится воинское.

Первоначально постоянная армия ограничивалась личной охраной фараона и отрядами, состоявшими из ливийских и нубийских стрелков, которые должны были подавлять волнения внутри государства. У храмов и сборщиков налогов тоже были постоянные военные отряды. Полицейские функции возлагались на нубийских негров.

В случае войны собиралось ополчение, которое комплектовалось по рекрутской системе. Рекрутов поставляли номы и крупные землевладельцы.

После изгнания гиксосов уже в период Нового царства /XVI-XII вв. до н. э./ появляются отряды колесничих, т.е. воинов, сражавшихся на колесницах. Это элитное войско комплектовалось из более зажиточных слоев населения. За службу воины получали участки земли.

В это же время получает распространение система наемных войск, в связи с усилением классовой борьбы внутри страны.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось, как правило, коллегиально. В период Древнего царства высшая судебная инстанция “шесть великих домов” находится в столице. Носителем высшей юрисдикции считался фараон, который в экстренных случаях назначал особых людей из числа наиболее доверенных лиц для разбора тайных дел, связанных с преступлениями государственной важности.

В период Нового царства был учрежден Центральный суд /кенбет/ из 30 судей, которые подбирались их знатных граждан разных городов. Наряду с центральным кенбетом были учреждены кенбеты округов и отдельных городов. Существовали и храмовые суды, состоявшие из жрецов. В номах руководство правосудием осуществлялось номархами. Фараон оставался высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить любое решение остальных судов. Теоретически все свободные египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании. Но практически это вряд ли осуществимо. Хотя в ряде документов утверждается будто египетский суд был блюстителем истины и справедливости, в судах процветали продажность и взяточничество.

3

Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тысячелетия до н. э. Существовали они в форме городов - /Ур, Лагаш, Умму/, объединявших по несколько общин. Существенным фактором, отразившимся на образовании этих государств, являлась необходимость в организации ирригационных и мелиоративных работ, требовавших объединения совместных усилий соседних общин.

Процесс формирования классового общества и образования государства сопровождался ожесточенной классовой борьбой между знатью с одной стороны и свободными общинниками с другой. Об этом говорят события, развернувшиеся в XXIV в. до н. э. в одном из городов-государств Лагаше. Правители этого города присвоили храмовую землю и обложили дополнительными налогами свободных землевладельцев.

Все это привело к восстанию, в ходе которого власть перешла в руки Урукагины /около 2370 г. до н. э./. Он провел ряд реформ, вернул храмам отобранные у них земли, удалил надсмотрщиков, взимавших налоги с работников. Реформы Урукагины вызвали беспокойство в соседних городах. В ходе войны с городом Умма Урукагина потерпел поражение.

Но и господство Уммы было недолгим. Шумерские города сделались легкой добычей завоевателя, впервые в истории провозгласившего идею мирового господства и сумевшего осуществить ее на огромной территории. Этим завоевателем был Саргон, предводитель дружины из 5400 воинов /XXIV в. до н. э./. Саргон и его преемники - саргониды - весьма ускорили развитие государственности в Древнем Шумере. Они нанесли сокрушительное поражение старой родовой аристократии. Сократилось число многих родовых поместий, получили развитие ремесла, торговля, была введена единая система мер и весов.

Среди городов, приобретших значительный вес, был Вавилон, политическое и культурное значение которого росло, начиная со II тысячелетия до н. э. Вавилон затмил все остальные города Двуречья, и по его названию государство стали именовать Вавилонией.

Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол /начало XVIII в. до н. э./ Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой Вавилонской империи.

Вскоре после смерти Хаммурапи /1750 г. до н. э./ Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось 500 лет. Новое возвышение Вавилона приходится на VII в. до н. э. Нововавилонская монархия была завоевана персами в У1 в.до н.э.

Государственный строй Древневавилонского царства напоминал государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. Существовали три основных ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства - визирь, дворецкий, начальник финансов, главный военачальник.

В системе государственных органов различают центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя.

Вместе с тем, хотя и со значительными ограничениями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляющие некоторую административную, финансовую, судебную власть на местах.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высший судебной инстанцией являлся царь.

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления: уже на 2-ом году царствования царь “установил право стране”. Эта кодификация не сохранилась. Известны Законы Хаммурапи, относящиеся к концу его правления.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. На лицевой стороне был изображен царь, стоявший перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой которого были мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник, законодательно освящающий рабовладельческий строй, частную собственность.

Первые государства на территории Индии возникли во II тысячелетии до н. э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.

Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период /IV-III вв. до н. э./, отмеченный созданием единого государства.

С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Так, сложились четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (военачальники), вайшии (земледельцы, ремесленники) и шудры (слуги). В эпоху Маурьев древние социально-культурные различия дополнились правовыми разграничениями: земли брахманов освобождались от налогов, наказания за преступления для членов варн были разными по типу. Военными и правителями могли стать только члены варны кшатриев. Сохранность варн закреплялась запретами на взаимные браки низших с высшими.

К концу 1 тыс. до н.э. древняя система варн видоизменилась, они стали дробиться и превращаться в узкие профессиональные и имущественные группы – со своими интересами, правилами поведения. Таких наследственных замкнутых групп стало насчитываться несколько сот – они получили название каст. Существование этих сословий стало важнейшей особенностью индийского общества вплоть до Нового времени.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в праве отсутствует четкое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами. Рабы не являлись основной производительной силой общества в Древней Индии.

В эпоху Маурьев древние институты родоплеменного самоуправления переродились в новые, государственные учреждения. Правитель-раджа и исходящая от него власть стали рассматриваться как главный элемент в державе. Царская власть была строго наследственной. Вступление на престол сопровождалось особой церемонией воцарения – абхишека.

Маурийский царь стоял во главе госаппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по велению царя. Он же назначал крупных государственных чиновников, являлся верховным судьей.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежащий к влиятельному брахманскому роду.

Значительным было влияние на управление государством совета царских сановников - паришада. Именно в эпоху Маурьев он приобрел функции политического совета. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких доверенных лиц.

Собрание знати и представителей народа - сабха к этому же периоду становится значительно уже и приобретает характер царского совета раджа-сабхи. По сравнению с паришадом она была более представительным органом. В раджа-сабху могли входить и некоторые представители городского и сельского населения.

Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивали власть царя.

История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Остановимся на третьем и четвертом периодах царства Цинь и Хань /с 221г. до н. э. - 220г. н. э./, которые характеризуются перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.

Созданию сильного, централизованного государства способствовали реформы Шан Яна - высшего сановника государства. Была узаконена свободная покупка и продажа земли, что нанесло решительный удар общинному землевладению. Изменилась система взимания налогов; был введен новый налог, величина которого зависела от количества обрабатываемой земли. Подверглось перевооружению и реорганизации войско. Сильное государство сумело подчинить себе остальные китайские государства и была образована огромная империя.

Границы прежних государств были уничтожены, образовано 36 областей, во главе каждой из которых стояли два управителя /военная и гражданская власти/, назначаемые из столицы. Госаппарат был очень громоздким, отличался наличием огромной массы чиновников. В 209 году до н.э. Циньская монархия прекратила свое существование. К власти пришла новая династия - Ханьская.

В это время была проведена земельная контрреформа: все земли объявлялись царскими, запрещалась купля-продажа. Также была запрещена купля-продажа частных рабов, с одновременным увеличением числа государственных рабов, из которых создавалась армия.

Были учреждены особые управления, регулировавшие рыночные цены и регламентирующие ссудный процент. Неоднократно проводились денежные реформы, увеличился аппарат государственных чиновников.

В идеологии Древнего Китая, начиная с периода Чжаньго, предшествовавшего периоду государства Цинь, господствовали два течения, оказывавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и школа легистов.

Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над правом; отождествляя право с уголовным законом.

Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Ли Куем была написана “Книга законов”, посвященная различным преступлениям и наказаниям.

Во времена Цинь устрашение становится основной целью наказания. Широко применялась смертная казнь в самых разнообразных видах.

Древнекитайскому праву известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи, за заключение которого уплачивалась пошлина.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли представители госаппарата. Верховным судьей являлся император.

* * *

Древневосточная монархия стала особым типом ранней государственности – первым из известных истории права. Формирование государства проходило ранее всего по пути выделения управленческих функций и полномочий власти, персонифицированной в правителе-монархе. Тем самым государство создавалось в обществе прежде всего как управление и во вторую очередь – суд; роль законов поначалу играли обычаи и традиции.

Лекция 3.

studfiles.net

3. Возникновение государства — начало истории. История [Шпаргалка]

3. Возникновение государства — начало истории

История человечества началась с формирования современного вида человека — Homo sapiens, или «человека разумного». Большинство ученых считает, что около 50 тыс. лет назад люди обрели облик, который в основном сохранился до наших дней.

Древние люди объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. «Первобытное человеческое стадо» сменила родовая община, которая была коллективом кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в ходе политогенеза, то есть в процессе возникновения политических структур, государства.

В обобщенном виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов:

1. Период первобытной родовой общины (предыстория) — 45 000–8000 лет до н. э.

2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, — 8000–3500 лет до н. э.

3. Период древних империй, вокруг которых, собственно, и сложились древние цивилизации, — 3500–600 лет до н. э.

4. Период античных государств — 600 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Люди постепенно расселялись по всему земному шару. Миграции сыграли важную роль в становлении, этногенезе (происхождении) многих народов. Важную роль в истории сыграли передвижения «народов моря», финикийцев, создание многочисленных колоний древними греками, мощные перемещения номадов (кочевых племен гуннов, тюрков, монголов), викингов и других.

Политогенез, складывание государств — длительный исторический процесс, имевший объективный характер. Исторически первой была теория божественного происхождения государственной, верховной власти. В XVIII–XX вв. появилось более десятка теорий, объясняющих происхождение государства. Теория общественного договора (договорная концепция) (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.) определяла главную задачу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах. А против плохих правителей народ может устроить революцию. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) утверждала, что государство возникло как результат разделения общества на классы из-за имущественного неравенства, для угнетения одного класса другим. Гидравлическая (ирригационная) теория (К. Витфогель) объясняла возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных (оросительных) сооружений (в Египте, Шумере, Китае). Патриархальная, психологическая, органическая и другие теории делали акцент на тех или иных сторонах процесса возникновения государства.

Государство возникло как высшая форма организации людей. Признаками государства являются наличие государственного аппарата, письменно зафиксированного законодательства, территории с населением в определенных границах. Только государство может собирать налоги, выпускать деньги, применять силу (армию и др.), обладает высшим суверенитетом, властью в отношении всех других объединений людей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§ 1. Возникновение государства в античном мире и полисная система

§ 1. Возникновение государства в античном мире и полисная система

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается, как было показано в предыдущем разделе, с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н. э. — в начале I тысячелетия н. э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человечество обязано многими шедеврами литературы и искусства, достижениями науки и философии, уникальными образцами демократической государственности.

Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу "закрытого общества". Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III–II тысячелетии до н. э., причем не без заметного влияния восточного мира. В последующем, особенно в период "великой колонизации" (VIII–VII вв. до н. э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Греческие города в Малой Азии — Милет, Эфес и др. стали распахнутыми воротами, через которые осуществлялись торговые, культурные и иные связи тогдашних Востока и Запада. Все возрастающие политические контакты греков, а позднее римлян с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.

Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III–II тысячелетии до н. э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). Завоевание привело к перемешиванию и к скрещиванию различных культур, языков и. наро дов, что породило высокую крито-микенскую цивилизацию, представленную целым рядом возвышавшихся и приходивших в упадок государств (Кносского, Микенского царства и т. д.).

Монархический характер этих государств, наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микенские традиции еще долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора.

Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, вторжение в XII в. до н. э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад. Последовавшие за дорийским вторжением "темные века" (XII в. до н. э. — первая половина VIII в. до н. э.), а затем и архаический период вновь вернули эллинов к племенной государственности и протогосударствам.

Своеобразное сочетание внутреннего и внешнего факторов в процессе генезиса государства в Греции делает недостаточно убедительным распространенный в отечественной литературе тезис о том, что возникновение государства в Афинах происходит в "чистом виде", т. е. непосредственно из разложения родового строя и классообразования. Существенное влияние внешнего фактора, в частности этрусского, еще не в полной мере изученного, сказалось и пагенезисе римского государства.

Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Уже в III тысячелетии до н. э. греки широко использовали бронзу, а в I тысячелетии до н. э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств — полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т. е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего — греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т. д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.

С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т. д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы — аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т. п.

Само развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце II тысячелетия до н. э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т. д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.

Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т. д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т. д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т. д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности и ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражающей общие интересы гражданской и политической общины.

К VI–V вв. до н. э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится, как свидетельствует последующая история, огромной созидательной силой.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.

Причиной гибели дневнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

К I в. до н. э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республике, превратившейся к I в. до н. э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.

Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подводят окончательную черту под полисными порядками. Что же касается самой поздней Римской империи, то она окончательно порывает с республиканско-полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей части черты средневековой государственности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Возникновение государства в Египте. Всемирная история. Том 1. Каменный век

Возникновение государства в Египте

Чтобы долина Нила превратилась в одну из плодороднейших стран мира, требовалось приложить немало усилий. Производство кремневых оружий в первобытном Египте достигло удивительного совершенства. Немало этому способствовали местные залежи отличного кремня.

Очень рано появились в Египте и медные орудия. Несмотря на то, что в самом Египте месторождения медной руды весьма незначительные, недалеко от долины Нила — на Синайском полуострове — находились богатейшие залежи меди. Разрабатывать их стали уже в самой глубокой древности.

По мере совершенствования орудий труда развивалось и общество. В конце концов развитие достигло такого уровня, при котором становилось возможным широкое хозяйственное использование могучей природной силы — реки. Людьми распределялась равномерно и своевременно избыточная влага по поверхности земли, устранялись безводье и заболоченность почвы.

В результате труда многих поколений страна была покрыта сетью перекрещивавшихся насыпей, которые отгораживали земледельческие участки. От Нила к этим участкам в высоких наносных берегах были прорыты протоки. Когда начиналось половодье, участки затоплялись. Когда же вода пропитывала почву, отстаивалась и отлагала ил, ее обратно спускали в реку.

По мере того как создавалась оросительная система, в первобытных родо-племенных общинах, переходивших к земледелию, становились возможными более производительный земледельческий труд и накопление продуктов сверх необходимых для прокормления самих работников. Это в свою очередь позволило некоторым людям — более богатым и сильным — присваивать большую часть произведений труда. Скорее всего, это были вожди племен и близкие к ним люди, которые со временем и завладели средствами производства.

Оходе этих событий в Нильской долине мы можем судить только предположительно, на основании данных, известных о жизни других народов.

Не вызывает сомнения тот факт, что в Египте подобный процесс происходил очень рано, поскольку для водоустройства и обработки илистой почвы и для получения с нее довольно высоких урожаев здесь было достаточно и самых незамысловатых орудий.

Как и в других странах, в Египте постепенно разрушалась родо-племенная общность. На месте первобытных общин появлялись общины земледельцев, которые были объединены соседством и совместным трудом по поддержанию орошения.

Несмотря на то, что письменные источники, сохранившиеся от различных периодов истории древнего Египта — а это литературные памятники, надписи на гробницах, храмах, царские надписи, документы крупных, в том числе царских, хозяйств, — еще не дают пока возможности проследить историю этой сельской общины, сохранившиеся данные позволяют предполагать ее существование на протяжении тысячелетий.

Именно трудом членов общины строились грандиозные оросительные и другие сооружения древнего Египта.

Общинные порядки в Египте разлагались медленно. Тем самым они тормозили развитие частнособственнических отношений, которые привели к возникновению рабовладельческого строя.

Точную дату возникновения государства в Нильской долине установить сегодня все еще очень трудно. Дело в том, что представляется очень проблематичным свести воедино свидетельства различных древних памятников — многие из них с трудом поддаются толкованию, с косвенными намеками позднейших письменных источников. Большое количество находок до нас дошло (к сожалению, и здесь еще очень много пробелов) от различных периодов — начиная от палеолита и до того периода медного века, при котором древнейшее государство в Египте уже образовалось.

Между каменным и развитым медным веками лежала длительная переходная пора, в которую медные орудия соперничали с каменными или начинали преобладать. Когда же повсеместно возобладали медные орудия, в Египте уже происходил процесс сложения государства.

Как установили ученые, во времена, которые предшествовали образованию объединенного государства, Египет распался на несколько десятков отдельных областей. По-гречески эти области назывались номами. В позднейшие времена они имели каждая по главному городу, а также своих местных богов.

В последующие периоды истории Египта номы не раз пытались обособиться.

В более поздние времена постоянно разграничивались две половины государства — верхнеегипетская и нижнеегипетская, а в особе царя соединялись два властителя — верхнеегипетский и нижнеегипетский.

Это говорит о том, что в древности существовали в Египте два раздельных царства — Нижнее и Верхнее.

До нашего времени сохранились обломки древнеегипетской летописи, которая была высечена на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. Судя по ним, в летописи перечислялись египетские цари и от времени их царствования имелись погодные записи. Необходимо отметить, что египетские цари обыкновенно называются фараонами. Имя и титул египетского царя считались священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой к тому надобности. С середины II тысячелетия египтяне называли царя иносказательно: пер-«о» — «большой дом», откуда, кстати, и происходит видоизмененное слово «фараон».

Судя по тем же обломкам древнегреческой летописи, перечисленным царям предшествовал, по всей вероятности, еще в IV тысячелетии до н. э. длинный ряд царей, владевших как областями Северного (Нижнего), так и Южного (Верхнего) Египта, для которых летопись не давала погодных записей.

Кроме того, в летописи также имеется перечень царей одной северной половины Египта, о которых уже в III тысячелетии ничего не знали, кроме их имен.

Впрочем, все еще спорным остается вопрос: в какой мере древнейшие, долетописные правители объединенного Египта и правители разобщенных его половин являлись уже действительно царями, а не просто племенными вождями, а их «царства» являлись государствами?

Сохранились и некоторые письменные источники от начального периода Египетского государства. Но они слишком немногословны, а также в силу древности языка, на котором написаны, и самой системы письменности зачастую малопонятны. Поэтому с историей египетского общества времени Раннего царства мы знакомы, к сожалению, только в общих чертах.

Увы, мы не знаем также, сколько времени продолжался ранний период в истории Египта. Во всяком случае, можно определенно сказать, что около 3000 г. до н. э. государство в долине Нила уже существовало.

Точное летоисчисление древнейшей египетской истории также невозможно за недостаточностью данных. Поэтому время зачастую обозначается не столько столетиями, сколько — условно — династиями.

Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон, написавший около 300 г. до н. э. по-гречески свое сочинение об истории Египта, насчитывал до 30 династий фараонов.

Принято историю древнеегипетского государства делить на несколько периодов — Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. К Раннему царству относят I и II династии по списку Манефона. Кроме того, сюда же относят и полузабытых древнеегипетской традицией прямых предшественников I династии, так как во времена их правления классовое общество и государство в Египте, скорее всего, уже сложились.

Обычно царей этого времени называют по отношению к манефоновским спискам династий додинастическими царями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Возникновение античных государств

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 53Следующая ⇒

Процесс возникновения античных государств наука относит к IX- VIII вв. до н.э. Основой этого процесса считается синойкизм (объединение племен). Объединившиеся племена образовывали поселения в виде полиса (города-государства). Античный полис был обнесен стеной, имел храмовый ансамбль и форум (место для принятия важных политических решений). На юге Эллады (древнее название Греции; сами греки называли себя эллинами в честь своего древнего божества по имени Эллин, а греками их прозвали римляне) воинственные племена ахейцев и дорийцев, вытеснив местное население и завоевав его, образовали 4 поселения, которые затем слились в единый полис Спарту, ставшую центром государства. На севере Эллады в подобном процессе участвовали 12 племен, которые образовали полис Афины, названный в честь культовой богини. Таким же образом был образован римский полис. Объединение племен италийцев, этрусков и колонистов-эллинов на семи холмах стало вечным городом – Римом.

Однако процесс возникновения античных государств имел очень важную особенность, на которую наука не обращает внимание, потому что речь идет о легендарной составляющей проблемы. О ней писал Плутарх (древнегреческий писатель I в. н.э.) в сочинении «Сравнительные жизнеописания». Отцом – основателем Спарты Плутарх считал мифического Ликурга, который стал царем по ретре, т.е. по устному договору спартанцев с божествами. Таким же основателем Афин он считал Тесея – сына земной женщины и бога Посейдона. Тесей совершил массу сверхъестественных подвигов, объединил враждебные племена в единый народ, разделил его на эвпатридов (родовую знать), имевших монополию на занятие государственных должностей; геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников), подарил ему божественную власть. Кроме того, значительную часть населения составляли метеки – выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Основателями Рима Плутарх называет братьев близнецов Ромула и Рема – сыновей бога войны Марса, вскормленных волчицей (волчица-тотем). Легенда о создании Рима гласит: внуками 14 царя Нумитора, отстраненного от власти его братом Амулием, были Ромул и Рем, Стремясь избавиться от законных наследников на царство Амулий приказал близнецов бросить в Тибр. Раб положил детей в корзину и понес к реке. Он поставил корзину на берег, надеясь, что вода поднимется (она продолжала прибывать) и унесет корзину. Однако этого не случилось. Близнецы выпали из корзины и начали кричать. На крик прибежала волчица, у которой пропали волчата. Она ласково облизала младенцев и напоила их своим молоком. Затем близнецов нашел пастух Фаустул и воспитал их. Мальчики выросли и отвоевали свое право на царский престол. Однако между братьями произошла ссора. Спор возник из-за того, чьим именем назвать новый город, где начать его строить. Разгневанный Ромул убил своего брата. Римские ученые уверяли, что они смогли точно вычислить и определить дату основания Рима. Это событие, поих словам, произошло 21 апреля 754 г. до н.э.

Итак, по преданию Ромул убил Рема за ослушание. Став царем (царь-рекс) – воином, он (Ромул) возвел убийство врагов в почитаемый культ. Выполнив свою божественную миссию по основанию государства, Ромул был взят живым на небо и обрел бессмертие.

Таким образом, Плутарх, в отличие от современной науки, считал сверхъестественное происхождение античных государств очевидным фактом. Поэтому, изучая античную государственность, необходимо учитывать и это парадоксальное обстоятельство.

 

mykonspekts.ru

13. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРИМСКОГО ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ. История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка

13. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРИМСКОГО ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ

Древнеримское государство эволюционировало из небольшой городской общины в могущественную империю, под властью которой находились многие народы Средиземноморья. Форма этого государства за многовековую историю претерпевала значительные изменения. Периодизация истории государства и права Древнего Рима. 1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства: от основания города Рима в 753 г. до н. э. до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого (509 до н. э.). 2. Республиканский период (509—27 до н. э.). 3. Период монархии (27 до н. э. – 476 н. э.), в т. ч.: принципат (27 до н. э. – 284 н. э.), доминат (284–476 н. э.).

Древнеримское государство сформировалось на основе городской общины. С момента основания Рима и до конца VI в. до н. э. у древних римлян существовал родовой строй. Характерной чертой римской семьи была почти неограниченная власть ее главы. Полноправными в римской городской общине были только те, кто принадлежал к одному из родов, входивших в состав римской общины и зачисленных в одну из курий. Такие полноправные граждане назывались патрициями.

Клиент находился в личной и наследственной зависимости от полноправного члена общины, называвшегося его патроном. Клиент был обязан служить патрону, патрон, в свою очередь, покровительствовал клиенту и защищал его перед судом, так как клиент не имел возможности сам защищать свои интересы. Значительную группу неполноправных граждан Древнего Рима составляли плебеи. Они были лично свободными, имели право собственности на землю: должны были платить налоги и отбывать военную службу. Плебеи могли приобретать имущество, заключать сделки и самостоятельно от своего имени выступать на суде, т. е. обладали гражданской правоспособностью. Но плебеи были лишены права участвовать в управлении делами римской общины.

Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом при царе, влиял на его избрание.

Народное собрание состояло из полноправных членов римских родов, мужчин, способных нести военную службу. Римский народ собирался и принимал решения по куриям. Это собрание называлось куриатными комициями. Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом).

Царь был военачальником, верховным жрецом и рассматривал дела об измене, мятеже и другим преступлениям, считавшимся публичными. Царь имел неограниченное право наказания и был одновременно высшей судебной инстанцией.

В 509 г. до н. э. в Древнем Риме была установлена республика, произошли существенные социально-политические изменения. Его историю в указанное время можно разделить на два периода: период становления и упрочения республики (VI–IV вв. до н. э.) и период расцвета и упадка римской рабовладельческой республики и замены ее монархической формой правления (III–I вв. до н. э.).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава 2. Возникновение государства на Древнем Востоке и в Европе. Теории происхождения государства и права

Похожие главы из других работ:

Возникновение государства в Древнем Риме

Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.

...

Возникновение и развитие государств на Древнем Востоке

ГЛАВА II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ

Примерно с середины IV тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры, в виде городов-государств. Протогосударства древнего Двуречья развивались быстро и энергично. Похоже на то...

Государственная организация раннефеодальных государств

1. Раннефеодальные государства в Западной Европе

...

Государственное устройство в Древнем Риме

Глава 1. Возникновение и развитие государства в Древнем Риме

Древний Рим возник в 753 г. до н.э. Территориально он был расположен на болотистой местности между Капитолием, Палатином и Квириналом. Историческое становление Рима, связывается с именами Romulus и Remus. Romulus и Remus братья...

Государственный строй Вавилона

1.1 Образование новых государств на Ближнем Востоке

Вавилон является одним из государств, которое выросло из протогосударств, образовавшихся на территории Нижней Месопотамии (современный южный Ирак)...

Государство: понятия и признаки

1. Возникновение государства

...

История возникновения Древнерусского государства

1. Возникновение Древнерусского государства

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых мы говорили раньше...

Кредитный договор с покупателем в системе заемных правоотношений

1. Возникновение и эволюция кредитных обязательств в Западной Европе и России

В большинстве стран Европы развитие кредитных отношений происходило довольно медленно, в ХІІ-ХІІІ вв. господствовали простейшие формы рынка, которым был присущ натуральный обмен, при котором все продавалось на месте и сразу оплачивалось...

Особенности демократии Древней Греции

1. Возникновение государства в Греции

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока. Её новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества...

Понятие и признаки государства

1. Возникновение государства

...

Правовое государство

1.1. Идеи правового государства в Древнем мире

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы...

Предпосылки возникновения и развития древнеримского государства

Глава 1. Возникновение государства в Древнем Риме

...

Происхождение государства и права

1.1 Возникновение государства

Прежде всего, следует отметить появление ранних земледельческих общин в регионах, благоприятных для проживания и успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения в этих регионах...

Средневековое городское право

Глава 1. Возникновение средневековых городов в Европе

Город XXI века - какой он? Это корпорация, наделенная статусом юридической личности, обладающая правами и свободами, это политическое образование, обычно управляемое мэром или городским управляющим и выборным советом, это экономическая единица...

Учение Гоббса о государстве

1. Возникновение и строение государства

Томас Гоббс считал, что государство - это великий Левиафан (библейское, морское чудовище), искусственный человек или земной бог; верховная власть - душа государства, судьи и чиновники - суставы, советники - память; законы - разум и воля...

pravo.bobrodobro.ru


Смотрите также