Шпаргалки - Римское право - 16 УЗАКОНЕНИЕ И УСЫНОВЛЕНИЕ. ФОРМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ. Усыновление в древнем риме
понятие и значение. Узаконение и усыновление
Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак (iustum matrimonium) мог основать римскую семью. Семья — это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства — pater familias (патерфамилиас). В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы.
Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Это объединение основывалось не на кровной связи (ее в ту пору еще не знали), а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в семью жены (примаки), а также все другие лица. Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права (persona sui juris) и лиц чужого права (persona alieni juris). К первым относились домовладыки, ко вторым — остальные члены семьи, так называемые подвластные.
Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т.е. ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье.
1.1. Агнатское родство. Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин (нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало беспокоиться при жизни, и пр.), наряду с детьми "натуральными" появились дети усыновленные. И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование. Все они стали называться агнатами, что значит "родственник по отцу". Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками. Затем к ним причислили всех тех, кто в свое время, при жизни ближайшего предка, находился под его властью, всех, кто жил под одной крышей с патриархом, прежде всего братьев патерфамилиас (живших своими семьями). Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т.е. становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями (например, она уже не могла стать наследницей после их смерти).
Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки. Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого — родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялась числом рождений образующих родство (сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени). Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры — агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего предка; дядя и племянник — агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника — агнаты второй степени плюс племянник — третье рождение. После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой.
1.2. Когнатское родство. Глубокая зависимость подвластных от домовладыки заметно стесняет гражданский оборот. Никто не желал заключать сделку с подвластным, по которой все полученное поступало в собственность домовладыки, а тот по сделке ни к чему не обязывался. Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами. Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую. Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии — прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого (отец, сын, внук, правнук и т.д.), то это родственники по прямой линии. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии (отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.д.). Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую пинию (дети, внуки, правнуки). Родственники, которые произошли от одного общего предка, являются родственниками по боковой линии. Степень родства по крови определяется в соответствии с теми же правилами. Родство одного лица мы всегда устанавливаем по отношению какого-либо другого конкретного лица. Родственники жены, с одной стороны, и родственники мужа, с другой, являются между собой свояками. Братья и сестры, которые имеют общего отца и общую мать, называются полнородными братьями и сестрами. Братья и сестры, которые имеют общую мать и разных отцов, называются единоутробными. Если же у них общий отец, но разные матери, то они — единокровные. Те и другие называются неполнородными братьями и сестрами. Если же у них разные отцы и разные матери, то они не состоят в кровном родстве и называются сводными. Определение линии и степени родства имеет важное значение для установления прав на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более близкая степень родства отстраняет от наследства последующую степень.Характерные особенности римской семьи нашли отражение в римском семейном праве, которое отличается завершенностью, последовательностью. Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день. Узаконение — установление отцовской власти над собственными детьми отца, рожденными вне брака. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей только от конкубины. Узаконение можно определить как признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Существовало несколько путей (способов) узаконения: 1. Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; 2. Путем последующего брака родителей; 3. Путем издания специального императорского указа. 4. Через усыновление.
Усыновление — установление отцовской власти над чужими детьми, с которыми отец кровными узами не связан. Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio). Аррогация применялась для усыновления лиц своего права, т.е. совершеннолетних и обладающих правовой самостоятельностью, адопция — для лиц чужого права, т.е. находящихся под властью домовладыки. До Юстиниана adoptio, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования усыновленного после усыновителя. Можно выделить общие необходимые условия усыновления: 1. Усыновлять мог, как правило, мужчина; 2. Усыновитель должен быть persona sui iuris 3. Усыновляемый должен быть младше усыновителя на 18 лет и больше. Узаконенные и усыновленные дети полностью приравниваются по правовому статусу к детям, рожденным в браке: получают правовой статус и имя своего узаконителя, усыновителя, право взаимного наследования, разделяют его социальное и общественное положение. На них распространяется отцовская власть.
studfiles.net
Усыновление в древней Греции и Риме. Закон агнации
Усыновление и выход
из семьи
Необходимость продолжать беспрерывно
домашний культ служила основанием права
усыновления у древних. Та же самая религия,
которая обязывала мужчину жениться,
которая расторгала брак в случае бесплодия
жены, которая заменяла мужа родственником в
случае его неспособности или
преждевременной смерти, представляла семье
еще одно последнее средство для избежания
страшного несчастия, каким являлось
прекращение рода; средством этим было право
усыновления.
«Тот, кому природа не дала сына, может
усыновить себе такового, дабы могильные
церемонии не прекращались», — так говорит
древний законодатель индусов. У нас
сохранилась любопытная речь одного
афинского оратора в процессе, в котором
оспаривалась у одного усыновленного
законность его усыновления. Защитник
показывает нам прежде всего, какими
мотивами руководились при усыновлении
постороннего: «Менекл, — говорит он, — не
хотел умереть бездетным; он стремился
оставить после себя кого-нибудь, кто бы его
похоронил и затем совершал бы обряды
погребального культа». Далее защитник
указывает, что произойдет, если судебный
трибунал признает усыновление
недействительным, что произойдет не с
усыновленным, а с тем, кто его усыновил;
Менекл умер, но главную роль играют все же
интересы Менекла. «Если вы признаете
несуществующим мое усыновление, то вы
сделаете то, что Менекл умер, не оставив
сына после себя, и вследствие этого никто не
будет приносить в честь его жертв, никто не
совершит могильных приношений, и Менекл
останется без культа».
Усыновить себе сына — это значило
заботиться о непрерывном существовании
домашней религии, о благоденствии очага, о
продолжении могильных приношений, о
спокойствии манов предков. Весь смысл
существования этого института (усыновления)
заключался в необходимости устранить
возможность исчезновения семьи, смерти
культа, отсюда следовало, что усыновлять
имел право лишь тот, у кого не было
собственных сыновей. Закон индусов точен в
этом отношении. Не менее его точен и закон
афинский. Вся защитительная речь Демосфена
против Леохара служит тому доказательством.
Что же касается римского права, то здесь мы
не имеем ни одного прямого свидетельства,
которое доказывало бы то же самое; мы знаем
только, что во времена Гая один и тот же
человек мог иметь сыновей по крови и по
усыновлению. Впрочем, кажется, что этот
пункт не был еще принят в праве во времена
Цицерона, так как в одной из своих речей
оратор выражается таким образом: «На каком
праве основывается усыновление? Не должен
ли усыновитель совершить его лишь в том
возрасте, когда детей более невозможно
иметь, и не должен ли он был принять
предварительно все меры к тому, чтобы иметь
собственных детей? Усыновлять — это значит
требовать от религии и закона того, чего
нельзя было получить от природы». Цицерон
нападает на усыновление Клавдия на том
основании, что усыновивший его человек
имеет уже сына, и Цицерон восклицает, что
подобное усыновление противно религии.
Усыновляя кого-нибудь, нужно было прежде
всего посвятить его в свой культ, «ввести
его в свою домашнюю религию, приблизить к
своим пенатам». Поэтому усыновление
совершалось при помощи религиозного обряда,
очень похожего, по-видимому, на тот, который
совершался при рождении сына. В силу этого
обряда новый член допускался к очагу и
присоединялся к религии. Боги, священные
предметы, ритуал, молитвы — все становилось
у него общим с его приемным отцом; о нем
говорили, что он in sacra transit, перешел в культ
своей новой семьи.
Этим же самым он отрекался от культа
прежней семьи. Действительно, мы видели, что
по древним верованиям человек не мог
приносить жертвы двум очагам и чтить два
ряда предков; и как только он был принят в
новый дом, отчий дом становился ему чужим.
Он не имел более ничего общего с тем очагом,
у которого он родился; он не мог совершать
более могильных приношений своим предкам.
Узы рождения были уничтожены, новые узы, узы
культа, имели теперь главное значение.
Человек становился настолько чуждым
своей прежней семье, что в случае его смерти
его родной отец не имел права устроить ему
погребение и сопровождать до могилы его
останки. Усыновленный человек не имел более
права возвратиться в свою прежнюю семью, и
лишь только в том случае закон дозволял это
ему, если, имея сына, он оставлял его вместо
себя в усыновившей его семье. Считалось, что
так как продолжение семьи обеспечено, то он
может из нее выйти. Но в таком случае он
порывал всякую связь со своим собственным
сыном.
Усыновлению соответствовал, как его
дополнение, выход из семьи. Для того, чтобы
человек мог войти в новую семью, необходимо
было, чтобы он имел возможность выйти из
прежней, т. е. чтобы он был освобожден от ее
религии. Главным следствием выхода из семьи
было отречение от культа родной семьи, в
которой человек родился. Знаменательно
название, которым римляне обозначали этот
акт sacrorum detestatio. Выделенный сын не был более
ни по религии, ни по праву членом семьи.
Родство в Риме. Агнация
Платон говорит, что родство — это есть
общность тех же самых домашних богов. Два
брата, говорит еще Плутарх, это два человека,
на которых лежит долг приносить те же самые
жертвы, чтить тех же отеческих богов и быть
по смерти погребенными в одной общей могиле.
Когда Демосфен хочет доказать, что два
человека родственники между собой, то он
указывает на тот факт, что они оба
исповедуют один и тот же культ и приносят
жертвы одной и той же могиле. В самом деле,
родство устанавливала домашняя религия.
Два человека могли считать себя
родственниками, если у них были одни и те же
боги, один и тот же очаг, если они приносили
общие могильные жертвы.
Ранее мы говорили, что право приносить
жертвы очагу передавалось только от
мужчины к мужчине, и что культ мертвых
относился только к предкам по мужской линии.
Из этого религиозного правила следовало,
что родства по женской линии, через женщин,
не существовало. По мнению древних, женщина
не передавала ни жизни, ни культа. Сын
получал все от отца. К тому же нельзя было
принадлежать к двум семьям или молиться
двум очагам, и у сына не было поэтому ни
другой религии, ни другой семьи кроме
отцовской. Каким образом мог бы он иметь еще
семью с материнской стороны? Его мать сама,
в тот день, когда были совершены священные
обряды брака, всецело отреклась от
собственной семьи: с этого времени она
стала приносить могильные жертвы предкам
своего мужа, как бы ставши их дочерью, и не
приносила более жертв своим кровным
предкам, потому что она более не
признавалась их потомком. У нее не
оставалось более ни религиозных, ни
правовых связей с семьей, в которой она
родилась. С тем большим основанием у ее сына
не было ничего общего с этой семьей.
Принципом родства не был материальный акт
рождения, им был — культ. Это с полной
ясностью видно в Индии. Там глава семьи
дважды в месяц приносит могильные жертвы;
он приносит один пирог в жертву манам
своего отца, другой — манам своего деда,
третий — прадеда, но все только со стороны
отца, никогда не приносит он жертв своим
предкам со стороны матери. Восходя все
дальше, но всегда по мужской линии, он
совершает приношения предкам четвертой,
пятой и шестой степени. Но этим последним
приношения совершаются более легкие:
простое возлияние воды и несколько зерен
рису.
Таковы могильные жертвы, и совершением
этих обрядов обусловливается родство. Если
два человека, приносящие порознь могильные
жертвы, могут в восходящем ряду предков
найти одного общего для них обоих, то эти
два человека — родственники. Они называют
друг друга саманодата, если общий предок из
тех, кому совершаются возлияния водой, и
сапинда, если он из тех, кому приносится в
жертву пирог. Считая по нашему, родствосапинда простирается до седьмой
степени, а родство саманодата до
четырнадцатой. И в том и другом случае
родство узнается по тому признаку, что два
или несколько человек приносят жертву
одному и тому же предку; и этот порядок,
очевидно, исключает родство по женской
линии.
То же самое было и на западе. Много спорили
о том, что такое понимали римские юристы под
именем агнации. Вопрос разрешается легко,
как только мы сопоставим агнацию с домашней
религией. Подобно тому как религия могла
передаваться только от мужчины к мужчине,
точно также, по свидетельству древних
юристов, два человека могли быть агнатами
между собой только в том случае, если,
восходя всегда по мужской линии, можно было
найти общего предка. Закон агнации был,
следовательно, тот же, что и закон культа; мы
видим явное соотношение между обоими.
Агнация была не что иное, как родство в том
виде, как его установила в начале религия.
Чтобы представить эту истину более
очевидно, приведем здесь родословную
таблицу римской семьи:
Нажмите на изображение для увеличения
В этой таблице пятое поколение, жившее в 140
году до Рож. Хр., представлено четырьмя
лицами. Состояли ли они все в родстве между
собой? Так это было бы по нашим современным
понятиям, но по понятиям римлян они не все
были родственниками между собой.
Рассмотрим, в самом деле, у всех ли
у них был один и тот же домашний культ, т. е.
все ли они приносили жертвы одним и тем же
предкам. Предположим, что третий Сципион
Азиатский, единственный представитель
своей семьи, приносит в определенный,
установленный день могильные жертвы;
восходя по мужской линии, он находит своим
третьим предком Публия Сципиона. Точно
также и Сципион Эмилиан, принося жертвы
предкам, встречает в ряду их того же Публия
Сципиона. Следовательно, Сципион Азиатский
и Сципион Эмилиан — родственники между
собой; индусы назвали бы таких
родственников сапипда.
С другой стороны, Сципион Серапион имеет
своим четвертым предком Луция Корнелия
Сципиона, который приходится предком в
четвертой степени также и Сципиону
Эмилиану, следовательно, и они —
родственники между собой. Таких
родственников индусы назвали бы саманодата.
На языке же юридическом и религиозном Рима
эти три Сципиона — агнаты: два первых
находятся в шестой степени родства между
собой, а третий — в восьмой степени с ними
обоими.
Но относительно Тиверия Гракха дело
обстоит иначе. Этот человек, который, по
нашим современным понятиям, являлся бы
самым близким родственником Сципиона
Эмилиана, совершенно не считается его
родственником даже в самой отдаленной
степени. Действительно, для Тиверия Гракха
безразлично, что он сын Корнелии, дочери
Сципиона; ни он, ни сама Корнелия не
принадлежат к этой семье по своей религии. У
него нет других предков кроме Семпрониев;
им приносит он могильные жертвы, и в
восходящем ряду предков он не встретит
никого иного кроме Семпрониев.
Следовательно, Сципион Эмилиан и Тиверий
Гракх — не агнаты. Уз крови недостаточно
для того, чтобы установить родство, для
этого нужны еще узы культа.
Из сказанного понятно, почему в глазах
римского закона два единокровных брата —
агнаты между собой, а два единоутробных —
нет. Нельзя сказать также, чтобы
происхождение по мужской линии являлось
непреложным принципом, на котором
зиждилось бы родство. Не по рождению, а по
общности культа узнавали настоящих агнатов.
Действительно, сын, выделенный из семьи и
отрешенный вследствие этого от домашнего
культа, — не был более агнатом своего отца;
посторонний же человек, усыновленный, т. е.
принятый в культ, становился агнатом
усыновителя, а также и всей его семьи.
Настолько, в сущности, установительницей
родства являлась религия.
Без сомнения, настало время для Индии и
Греции, как и для Рима, когда родство но
культу не считалось более единственно
признаваемым. По мере того, как ослабевала
эта древняя религия, голос крови начинал
говорить громче, и родство по рождению было
признано законом. Это родство, совершенно
независящее от домашней религии, римляне
назвали cognatio, когнация. Читая произведения
юристов, начиная с Цицерона и до Юстиниана,
мы видим, как эти две системы родства
соперничают друг с другом и оспаривают одна
у другой господство в праве. Но во времена
Двенадцати Таблиц единственным родством,
которое было известно, была агнация, и она
одна давала право на наследование. Ниже мы
увидим, что то же самое было и в Греции.
biofile.ru
Усыновление в Древнем Риме | Страница 2
Sextus Pompey
Про Плиния - вряд ли он из Метеллов. Уж он бы это не забыл упомянуть. Все же род Метеллов пресекся в начале I в. AD.
Aurelius
Нет, он не из Метеллов - на это и не надеялся. А вот как пример того, что переселение из Рима могло спасти будущее рода - Плиний показателен.
Aelia
Aurelius пишет:При перечисленных мною принцепсах такие ситуации могли быть исключением из правила, но не правилом.
Но при остальных это вполне могло быть правилом.
цитата:И это тоже было бы исключением из правила, не совсем применимым в настоящем случае.
Это недоказуемо. Если Вы утверждаете, что род Галлиев имел продолжение в лице Тиберия, то ничто не мешает мне утверждать, что и все прочие пресекшиеся роды на самом деле имели продолжение, просто мы об этом не знаем. Обратного Вы не докажете.
цитата:Сеттипани предполагает, что Клавдии Пульхры продолжались и после Августа, и продолжались несколько веков, но мне это кажется предельно сомнительным.
Мне тоже.
цитата:Если он не был усыновлен Юниями Силанами.Вы ведь имеете в виду Юния Кретика Силана?
О небеса, черные и голубые... Сульпиций, прошу прощения, Вы когда-нибудь это запомните? Кретик Силан был Силаном по рождению и Метеллом по усыновлению.Но я говорю не о нем, а его сыне Квинте Цецилии Друзе Либоне. Возможно, у него был и второй сын, но и он, кажется, умер в детстве.
Aelia
Sextus Pompey пишет:Та же ситуация и с последним из Торкватов.
Насчет Торкватов - нельзя ли подробнее? Я считала, что Силаны просто взяли этот когномен, потому что имели Торкватов среди предков.
Sextus Pompey пишет:Мы бы сейчас думали, что Гортензии исчезли в гражданских войнах или при Августе...
Нет, о втором внуке оратора Гортензия есть еще упоминание у Валерия Максима. Он вел крайне безнравственный образ жизни.
Sextus Pompey
цитата:Насчет Торкватов - нельзя ли подробнее? Я считала, что Силаны просто взяли этот когномен, потому что имели Торкватов среди предков.
Это когда? По крайней мере в трех предыдущих поколениях Торкватов нет.
Aelia
Sextus Pompey пишет:Это когда? По крайней мере в трех предыдущих поколениях Торкватов нет.
Во втором веке до нашей эры. Там была крайне печальная история. Сыл Манлия Торквата был усыновлен Децимом Силаном. Он достиг претуры и управлял провинцией (кажется, Македонией). Потом обвинен в вымогательстве и осужден. Родной отец от него отрекся, и он покончил с собой.Но при Тиберии об этом еще помнили. Во время похорон Юнии Терции (жены Кассия) в процессии несли изображения Торкватов.
Sextus Pompey
Хорошо, согласен. Впрочем, картины это не меняет.
Aurelius
Aelia пишет:Обратного Вы не докажете.
Согласен.
Aelia пишет:Сульпиций, прошу прощения, Вы когда-нибудь это запомните? Кретик Силан был Силаном по рождению и Метеллом по усыновлению.
Элия, не сердитесь.Как хорошо, что Вы есть.
Aelia
Извините за резкость.
Aurelius
Aelia пишет:Насчет Торкватов - нельзя ли подробнее?
Сеттипани рисует, что Д. Юний Силан Манлиан (180-140), прет. 141, был родным сыном Т. Манлия Торквата ((210- после 140), кон. 165, и усыновленным сыном Д. Юния Силана (р. 220).
Aelia
Это я знаю, как раз в одном из предыдущих сообщений я писала о судьбе Д. Юния Силана Манлиана, претора 141 г. Но Секст имел в виду, что при Августе Силаны усыновили Торквата. Мне об этом ничего не известно.
Aurelius
У Сеттипани ничего такого не нарисовано.
Aelia
Меня это не удивляет. Торкваты вообще появляются в двух разных ветвях Силанов. Есть весталка Юния Торквата, дочь Гая и внучка Марка. И есть ее двоюродный племянник, Марк Юний Силан Торкват, консул 19 г., сын Марка, внук Марка и правнук Марка. Если бы при Августе какой-то Силан усыновил Торквата, такой картины бы не получилось.
Aurelius
Aelia пишет:Извините за резкость.
Да все нормально, Вам совершенно не за что извиняться.Просто действительно сильно путаюсь в этих перелпетениях.Так что уж не серчайте! (Это на тот случай, если еще раз забуду)
Aurelius
Aelia пишет:Если бы при Августе какой-то Силан усыновил Торквата, такой картины бы не получилось.
Теоретически это не исключено - если Манлий Торкват усыновил одного из потомков Юния Силана Манлиана. Но это абстрактное предположение - думаю, Силаны просто вспомнили о своем происхождении после того, как в 46, 45 и 43 гг. до н.э. умерли последние представители рода Манлиев Торкватов.
Aelia
цитата:Теоретически это не исключено - если Манлий Торкват усыновил одного из потомков Юния Силана Манлиана.
Это маловероятно. Для того, чтобы когномен Торкват получили одновременно и весталка Торквата, и ее двоюродный племянник М. Силан Торкват, консул 19 г., усыновлен должен был быть их общий предок (соответственно, дед и прадед), М. Юний Силан, претор 77 г. Но об это ничего не известно; в его имени и в имени всех промежуточных Силанов когномен "Торкват" отсутствует.Я думаю просто, что после пресечения рода Торкватов их когномен перешел к Силанам как ближайшим родственникам.
цитата:Но это абстрактное предположение - думаю, Силаны просто вспомнили о своем происхождении после того, как в 46, 45 и 43 гг. до н.э. умерли последние представители рода Манлиев Торкватов.
Это не были последние представители. Был еще как минимум один Торкват в 20-х гг. О нем упоминает Гораций. Но должностей он не занимал.
Aurelius
Aelia пишет:Я думаю просто, что после пресечения рода Торкватов их когномен перешел к Силанам как ближайшим родственникам.
Сомневаюсь, чтобы такое было возможно. Все-таки когномен - принадлежность определенного рода.А вот принятие когномена рода, от которого есть происхождение - это мне кажется вероятным.
Aelia пишет:Это не были последние представители. Был еще как минимум один Торкват в 20-х гг. О нем упоминает Гораций. Но должностей он не занимал.
Все равно род иссякал. Кроме того, когномен "Торкват" мог быть принят позднее, когда ни одного Манлия Торквата не осталось.
Aelia
Возник вопрос (наверное, к Сульпицию прежде всего). Известны ли какие-нибудь представители рода Ливиев после Ливии Оцеллины, мачехи Гальбы (ну и, соответственно, самого Гальбы)?
Aurelius
Ни разу не встречал.Самое подробное, что видел - схему в RE, где все закначивается Ливией Друзиллой и Ливией Оцеллиной.Сеттипани ничего толком не пишет о Ливиях вообще.
Aelia
А нет ли там Ливии Медуллины и Ливии Орестиллы? Первая из них, правда, все равно умерла раньше Друзиллы и Оцеллины, но все-таки интересно.
Я тоже никого не нашла, кроме какого-то проконсула Крита в 71 г. Марка Ливия - но и тот сомнителен из-за неопределнности датировки надписи. И еще Ливий Ларенс, прокуратор при Коммоде - но он-то вряд ли ведет происхождение от республиканской знати.
Aurelius
Ливия Медуллина Камилла упомянута у Сеттипани дважды - 1-й раз в схеме Фуриев, как "Фурия) Ливия Медуллина Камилла, очь М. Фурия сына П., внука П. Камилла, кон. 8 г., прокон. Африки в 17 (р. 25 г. до н.э. - ум. 37 г. н.э.) от брака с Скрибонией, дочерью М. Ливия Друза Либона, кон. 15 г. до н.э. (65-15 до н.э.), при этом ее братом показан Л. Аррунций сын Л. Камилл Скрибониан, abnepos Помпея, и 2-й раз просто в ссылке, если правильно понял, по этому же обстоятельству - что у нее предположительно был номен "Фурия".
Aelia
Очень хорошо. Значит, Сеттипани тоже придерживается этой версии. Это радует. А Орестиллы нет?
historica.club
16. Узаконение и усыновление. Формы усыновления. Римское право. Шпаргалка
16. Узаконение и усыновление. Формы усыновления
Если ребенок родился у лиц, не состоящих в законном браке, то родители должны признать его рождение законным.
Способы узаконения ребенка:
1) заключение брака между родителями внебрачного ребенка;
2) издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери;
3) зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.
Усыновление — установления отцовской власти над чужими детьми.
Формы усыновления:
1) arrogatio — усыновление семейно-самостоятельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено;
2) adoptio — усыновление семейно-подвластных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.
Усыновление семейно подвластных лиц осуществлялось в два этапа:
1) освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства. Для этого осуществлялась троекратная фиктивная продажа лица с последующим освобождением мнимым покупателем.
В Древнем Риме досрочное освобождение из-под отцовской власти осуществлялось при посвящении дочери в весталки, а сына — во фламины, а в период Римской империи — при назначении на высшие государственные или церковные должности;
2) вступление под власть нового отца семейства путем предъявления виндикационного иска, возникающего из отцовской власти. После продажи ребенка в третий раз мнимый покупатель не отпускал его на свободу, а использовал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему предъявлял усыновитель, в соответствии с заранее достигнутой договоренностью. Усыновитель и его подвластный являлись к претору, где и признавали иск. После указанной процедуры претор объявлял подвластного состоящим под властью отца семейства, усыновителя. Усыновителями могли выступать мужчины. Женщины могли выступать усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына).
Также усыновителем могло выступать только семейно-самостоятельное лицо. Подвластные не могли выступать усыновителями по той причине, что ответственность за совершаемые сделки нёс глава семейства. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен запрет на усыновление несовершеннолетних детей.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
law.wikireading.ru
Конкубинат, узаконение и усыновление в Древнем Риме — реферат
Конкубинат (concubinatos). От брака sine manu следует отличать такое ставшее заметным в семейном праве поздней республики явление, как конкубинат (concubinatos) – дозволенное законом (постоянное, а не случайное) сожительство мужчины и женщины.
При конкубинате мужчина и женщина желают создать устойчивую семью, но принадлежат к разным сословиям (например, сенатор и вольноотпущеница), либо имеют разное гражданство (например, перегрин и свободная римская гражданка). Значит, конкубинат есть тоже брак, но “незаконный”. При конкубинате жена не приобретала социального положения мужа, а дети, родившиеся от такого брака, не подпадали под власть отца (правда, в период империи стала возможной legitimatio – узаконение отцом детей, рожденных от конкубината).
В период республики мужчина мог иметь брак с одной женщиной и состоять в конкубинате с другой. Однако, женщина, вступившая в связь с другим мужчиной, кроме мужа, считалась преступницей, и муж имел право убить ее. Как отмечается в литературе, брак без мужней власти (sine manu) похож на конкубинат, но отличается от него намерением создать римскую семью, иметь и воспитывать детей.
Итак, конкубинат (естественный, дикий брак) существовал как постоянный союз мужчины и женщины, которые не могли или не хотели заключить законный брак. В конкубинате рождались внебрачные дети (liberi naturales), которые не входили в семью мужа. Конкубинат получил известное правовое значение в постклассический период, когда дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены и когда за ними было признано право на алименты и ограниченное наследственное право по отношению к отцу.
Связи между мужчиной и женщиной, сходные с браком. По установлениям римского права, брак был единственным законным союзом между мужчиной и женщиной. Все другие союзы и все другие связи между мужчинами и женщинами являлись либо запретными, либо толерантными.
Закон o прелюбодеяниях (lex Julia de adulteriis) запрещал stuprum, adulterium и incestum. Stuprum возникал при половых отношениях между свободным мужчиной и незамужней женщиной, до этого честной; adulterium был половой связью лиц, из которых хотя бы одно находилось в браке; инцестом называлась половая связь между родственниками, которым запрещалось вступать в брак. Случайные и временные половые связи с рабами, рабынями, блудницами и другими женщинами сомнительного поведения, как правило, не влекли за собой наказания. Конкубинат также воспринимался толерантно.
Все это вело к снижению уровня нравственности. Рационализм с эгоизмом подавляли здоровые основы брака, который перестает быть таинством, освящаемым религией или традицией, и становится зачастую лишь временным сожительством. Свобода от предначертаний природы оборачивалась ослаблением семейных уз.
Узаконение и усыновление
Patria potestas приобреталась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа.
Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем узаконения (legitimatio), которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три способа узаконения:
1) представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом;
2) последующим браком родителей;
3) изданием императорского рескрипта.
Над чужими детьми patria potestas устанавливалась усыновлением. Существовали две его формы: arrogatio — при усыновлении persona sui juris и adoptio — при усыновлении persona alieni juris. В соответствии с сентенцией «усыновление подражает природе» между усыновителем и усыновляемым необходима не менее чем восемнадцатилетняя разница в возрасте.
Первоначально arrogatio осуществлялось в куриатных комициях в форме закона в присутствии усыновителя и усыновляемого, поэтому оба они должны были обладать правом участия в них. В связи с этим не могли усыновлять женщины, как и не могли быть усыновляемы они же и несовершеннолетние. С падением роли народных собраний усыновление происходило в частном порядке, о чем объявлялось публично. С середины II в. право усыновления перешло к императору, тогда же стало возможным arrogatio несовершеннолетних и женщин. Это положение, зафиксированное в Кодификации Юстиниана, кроме того, согласно происшедшему расширению имущественных прав детей paterfamilias, устанавливало для усыновителя лишь право пользования имуществом усыновленного:
Усыновление persona aliena juris происходило с использованием нормы об эманципации, содержащейся в XII таблицах, посредством мнимой троекратной продажи сына. «Покупателем» выступало третье лицо, заранее обозначенное. После совершения мнимого акта продажи в третий раз в соответствии с XII таблицами сын освобождался от patria potestas. Но третий акт преднамеренно не завершался: сразу после его совершения «покупатель» возвращал сына отцу, тем самым власть последнего не утрачивалась. Затем отец вместе с сыном и усыновителем являлся перед претором как мнимый ответчик по виндикационному иску усыновителя и признавал иск, а претор констатировал смену paterfamilias, т.е. объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя. Adoptio дочери или внука совершалось однократной маниципацией. В Кодификации Юстиниана изложенная процедура заменена простым заявлением перед судом, кроме того, теперь patria potestas кровного отца не прекращалась. Устанавливались, лишь наследственные права усыновленного после усыновителя.
Опека и попечительство по римскому праву
Опека и попечительство — это правовой институт, служащий для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица посредством соответствующих действий других, специально назначаемых лиц, способных к сознательным волевым актам, — опекунов или попечителей.
В современных правовых системах различие между опекой и попечительством состоит в том, что первая назначается над недееспособными, а последнее — над ограниченно дееспособными. В римском праве критерием применения этих средств был возрастной признак: опека (tutela) устанавливалась над несовершеннолетними детьми и над приравненными к ним женщинами, попечительство (сига) — над юношами (от 14 до 25 лет), душевнобольными и расточителями. Кроме того, опекун и попечитель различались по характеру их функциональных обязанностей: опекун (если подопечному до 7 лет) сам совершал необходимые действия, направленные на сделку; в других случаях опекун выражал свою волю в определенной форме в момент заключения договора подопечным; попечитель мог дать неформальное согласие на сделку до и после ее совершения. Как видим, эти функции, не были адекватны фактическим волевым возможностям женщин и душевнобольных.
Впрочем, опека над женщинами рано утратила свое практическое значение. Уже к концу республики женщины самостоятельно участвовали в деловых отношениях и лишь некоторые акты цивильного права (участие в легисакционном процессе, отчуждение res mancipi) нуждались в согласии опекуна. Но и эти ограничения к началу классического периода воспринимаются как излишние, в частности Гай считал, что они не имеют под собой основания (Гай. Институции I. 190). В первой половине I в. был отмечен основной вид опеки над женщинами — опека ближайших агнатов, а затем — практически не применявшаяся опека по завещанию мужа или отца.
Что касается опеки над детьми, то в данном случае имеются в виду малолетние дети (не достигшие 12 или 14 лет), не подлежащие вследствие смерти отца patria potestas. При жизни последнего дети в учреждении над ними опеки не нуждались, ибо paterfamilias был их «естественным» опекуном.
В древнейший период римской истории опека учреждалась в интересах сохранения семейного, имущества, т. е. в интересах наследников. Защита интересов непосредственно подопечного не имелась в виду. Поэтому порядок установления опеки совпадал с цивильным порядком призвания к наследованию: опекуном становился ближайший агнат подопечного; Этот вид опеки назывался tutela legitima. Опека, при которой личность опекуна обозначалась в завещании, именовалась tutela testamentaria. Соответственно опекун имел больше прав, чем обязанностей, а его положение по отношению к подопечному и его имуществу напоминало положение paterfamilias.
Со временем опека стала рассматриваться как общественная обязанность, общественная повинность (munus publicum), а права опекуна — как средство осуществления его обязанностей, выполнение которых контролировалось государством. Как одно из следствий нового подхода к роли опеки возникает третий ее вид — tutela dativa, когда при отсутствии родственников лицу, нуждающемуся в опеке, опекун назначался государственным органом. Была также ограничена свобода опекуна распоряжаться имуществом подопечного. Некоторые сделки (например, дарение) опекун не мог заключать вовсе, а для других требовалось предварительное разрешение государства (например, сделки с землей).
Издавна существовал иск о возмещении стоимости растраченного имущества подопечного недобросовестным опекуном. Однако, этот иск не всегда достигал цели, поскольку был личным и не распространялся на наследников опекуна. Со временем претором были введены специальные иски (actiones tutelae), один из которых (actio tutelea directa) был направлен не только против недобросовестного опекуна, но и против его наследников, другой (actio tutelae contraria) служил интересам опекуна (для возмещения затрат; связанных с опекой).
Правовые отношения родителей и детей. Отцовская власть. Отношения между матерью и детьми
Для отношений родителей и детей в римской семье характерна практически безграничная власть отца над детьми. Правовые отношения между матерью и ее детьми также существовали (хотя мать никакой власти над детьми не имела), но всецело зависели от формы брака. При браке с мужней властью мать разделяла положение своих детей, находилась (как и ее дети) под властью мужа или его домо-'владыки, если муж сам находился под его властью. Наравне с детьми она наследовала после смерти мужа, дети — после смерти матери, мать — после детей. В качестве агнатов взрослые сыновья осуществляли опеку над матерью после смерти мужа.
При браке без мужней власти мать в раннереспубликан-ский период с детьми практически не была связана. Она оставалась агнаткой своих кровных родственников — родителей, братьев, сестер и не являлась, с точки зрения права, членом семьи мужа. Отсюда и различные правила наследования — жена не могла быть наследницей после мужа и своих детей, так же как и они после нее.
Утверждение кровной семьи четче определяет права матери. Со временем она получает право на совместное проживание со своими несовершеннолетними детьми в случае развода с их отцом, на алименты-от детей. Детям запрещается предъявлять к матери порочащие ее иски, вообще привлекать к суду без разрешения магистрата. Расширяется взаимное наследование детей и матери.
Отношения отца и детей. Стержнем взаимоотношений родителей и детей была отцовская власть. Ни одна правовая культура не знала столь неприкрыто выраженного господства отца над детьми. Институт отцовской власти — это строго национальный институт римских граждан: «Едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане» (Гай. Д.1.1.55).
Установление отцовской власти. Отцовская власть устанавливалась прежде всего над детьми, рожденными в законном римском браке. На детей, рожденных в других (незаконных) браках, в конкубинате, а также в любом фактическом сожительстве, отцовская власть не распространялась. Они были чужими для него.
Мать ребенка всегда известна, даже если она зачала вне брака. Отцом же ребенка принято считать того, кто состоит в браке с матерью ребенка. Это юридическая презумпция — положение, не требующее доказательства. Юрист Павел писал: «Отец — это тот, на кого указывает брак» (Д.2.4.5).
Кроме рождения детей в законном браке отцовская власть могла быть установлена путем узаконения или усыновления.
Узаконение — установление отцовской власти над собственными детьми отца, рожденными вне брака. Так, отец мог признать своими детей, рожденных в конкубинате. Узаконение производилось в специально установленной форме.
Усыновление — установление отцовской власти над чужими детьми, с которыми отец кровными узами не связан. Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio). Аррогация применялась для усыновления лиц своего права, т.е. совершеннолетних и обладающих правовой самостоятельностью, адопция — для лиц чужого права, т.е. находящихся под властью домовладыки. Отсюда и различные формальные акты усыновления. Со временем формализм усыновления был в значительной мере упрощен и его можно было произвести простым заявлением перед судом или императором.
Узаконенные и усыновленные дети полностью приравниваются по правовому статусу к детям, рожденным в браке:
получают правовой статус и имя своего узаконителя, усыновителя, право взаимного наследования, разделяют его социальное и общественное положение. На них распространяется отцовская власть.
Прекращение отцовской власти могло произойти в результате: а) смерти отца или детей; б) освобождения из-под отцовской власти. Фактически отцовская власть была пожизненной даже в развитом римском праве.
turboreferat.ru
Шпаргалки - Римское право - 16 УЗАКОНЕНИЕ И УСЫНОВЛЕНИЕ. ФОРМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ
Страница 16 из 55
16 УЗАКОНЕНИЕ И УСЫНОВЛЕНИЕ. ФОРМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ
Если ребенок родился у лиц, не состоящих в законном браке, то родители должны признать его рождение законным.
Способы узаконения ребенка:
1) заключение брака между родителями внебрачного ребенка;
2) издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери;
3) зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.
Усыновление – установления отцовской власти над чужими детьми.
Формы усыновления:
1) arrogatio – усыновление семейно-самостоя-тельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено;
2) adoptio – усыновление семейно-подвласт-ных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.
Усыновление семейно подвластных лиц осуществлялось в два этапа: 1) освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства. Для этого осуществлялась троекратная фиктивная продажа лица с последующим освобождением мнимым покупателем.
В Древнем Риме досрочное освобождение из-под отцовской власти в осуществлялось при посвящении дочери в весталки, а сына – во фла-мины, а в период Римской империи – при назначении на высшие государственные или церковные должности; 2) вступление под власть нового отца семейства путем предъявления виндика-ционного иска, возникающего из отцовской власти. После продажи ребенка в третий раз мнимый покупатель не отпускал его на свободу, а использовал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему предъявлял усыновитель, в соответствии с заранее достигнутой договоренностью. Усыновитель и его подвластный являлись к претору, где и признавали иск. После указанной процедуры претор объявлял подвластного состоящим под властью отца семейства, усыновителя. Усыновителями могли выступать мужчины. Женщины могли выступать усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына).
Также усыновителем могло выступать только семейно-самостоятельное лицо. Подвластные не могли выступать усыновителями по той причине, что ответственность за совершаемые сделки нес глава семейства. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен запрет на усыновление несовершеннолетних детей.