История коринфского ордера и его характеристика. Коринфский ордер древней греции
Коринфский ордер
Развитие трех классических стилей древнегреческой архитектуры - дорического, ионического и коринфского - теряется во тьме веков. Из этих трех особых способов постройки коринфский стиль является самым декоративным и лучше всего знакомым в современное время. Развился он на основе дорического и ионического типов архитектурной композиции (ордеров), которая определяется сочетанием пропорций в построении колонны и определенными деталями её отделки. Свое название получил от древнегреческого полиса Коринфа, но вероятнее всего был разработан в Афинах в пятом веке до нашей эры. Самый известный образец применения стиля, сохранившийся до наших дней, может быть найден в храме, посвященном Аполлону Эпикурейскому, расположенному в северо-восточной части Мессии (в Древней Греции, часть Аркадия), в Бассах.
Но любопытно то, что коринфский ордер не является частью храма, имевшего дорическую колоннаду вокруг и ионический ордер в целле. Целла - это огороженное стенами пространство внутри храма, где помещалось изображение божества. Место, являвшееся святилищем (гиероном), там, где обитало божество. И только одна коринфская колонна находится внутри целлы. Таинственная особенность, которая является причиной дискуссий между археологами и историками. Некоторые ученые утверждают, что она – пример подношения божеству. Такую же картину можно было бы наблюдать в храмах Древней Греции, построенных в течение следующего столетия. Хорошо известный пример, когда коринфский ордер использовался как часть храма, это тип хорегического монумента, колоннада (из шести колонн) памятника Лисикрата в Афинах, возведенного в 334 году до нашей эры.
Согласно красивой легенде о происхождении колонны, рассказанной Витрувием, древнегреческий мастер бронзового литья Каллимах однажды прогуливался в окрестностях Коринфа и набрел на могильный холм, в котором покоилась одна девочка. На нем находилась плетеная корзина из ивы с дарами в виде игрушек, сверху покрытая плитой. Крупные листья аканта - растения вокруг могилы, проросли сквозь прутья и образовали нечто похожее на букет. Каллимаха очень впечатлил этот мотив. Он, когда вернулся домой, зарисовал его и воплотил потом в бронзовой капители – в форме круглой корзины, окруженной листьями аканта. Насколько правдоподобна эта история, неизвестно, но факт в том, что первые образцы действительно изготавливались из бронзы, только позднее коринфский ордер был воплощен в камне.
В Древней Греции он воспринимался только как более декоративная форма ионического. Следует сказать, что греки крайне редко применяли его при строительстве храмов и после пятого века до нашей эры. Большее развитие он получил у римлян, к тому же развивших несколько его вариантов. Немного удивительно, что римляне, которых называли более практичными людьми, особенно по отношению к древним грекам, выбрали наиболее роскошный из греческих ордеров. В любом случае, вместе с дорическим и ионическим его считают одним из трех классических ордеров.
Повторяя многие особенности ионической колонны, коринфский ордер имеет ярко выраженные отличия. На стволе колонны (похожем на ствол в ионическом стиле) чередуются каннелюры (плоские, глубокие), часто оканчивающиеся под капителью в виде изогнутых лепестков. Два типа колонны отличаются профилем базы (у коринфской она расширяется и становится тоньше), но особенно капителью. Капитель в виде раскрывшейся чашечки цветка, которую окружают устроенные в ряды цветки. В нижней части чашечку охватывает узкий пояс, а в верхней из неё поднимаются стебли, упирающиеся в плиту четырехугольной формы, декорированную посередине цветком. На плите лежит антаблемент, фриз которого покрыт лепными украшениями (пальметты и другие фигуры), повторяющимися и над карнизом, разбитым на кронштейны с нижней стороны.
Следует заметить, что можно найти и более далеких предшественников столь декоративной сложности, например, в древнеперсидской архитектуре. Хотя, конечно, натуралистические листья аканта – это верный признак того, что перед нами коринфский ордер, построение и детальная обработка колонн также играла большую роль в просторных залах, которые очень любили персы. Стволы колонн покрывали мелкими каннелюрами, их устанавливали на красиво декорированных базах в форме опрокинутой чаши, и оканчивались они пучками вертикально поставленных волют или высеченными из камня полуфигурами быков (единорогов).
fb.ru
Коринфский ордер | История архитектуры
Каждый портик, перекрытие которого поддерживается колоннами, всегда будет сводиться к системе горизонтальных частей и вертикальных опор, независимо от того, как эти части будут трактоваться. Приложения этого конструктивного принципа в общем могут отличаться друг от друга лишь степенью выражения мощи или легкости. Другими словами, возможно существование только двух ордеров: ордера тяжелых пропорций – дорийского и ордера легких пропорций – ионийского.
Ордера, описанием которых мы сейчас займемся, неизбежно относятся к одному из этих двух основных типов. Только более или менее уклоняясь от них в деталях украшений, эти ордера по существу являются их разновидностями.
Коринфский ордер, как разновидность ионийского. – Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.
Даже в то время, когда коринфский ордер уже завоевал себе особое положение в римском искусстве, Витрувий едва признает за ним право на самостоятельное существование и по общему характеру пропорций объединяет его с ионийским ордером. «Пропорции коринфского ордера, – говорит он, – отличаются от ионийского лишь большей высотой капители». И в представлении греков эти два ордера казались настолько однородными, что древнейшая из известных нам коринфских капителей дошла до нас в одном смешанном антаблементе с ионийскими капителями.
Рис. 221
Такое знаменательное сочетание существовало в храме Фигалии, возведенном Иктином через несколько лет после Парфенона. Целла была выдержана в ионийском ордере, но центральная колонна в ее глубине выделялась среди всех остальных своей коринфской капителью, как это видно на рисунке 221. По-видимому, капитель A была уцелевшим архаическим обломком, вновь употребленным при постройке нового храма, подобно метопам древнего храма в Селинунте, которые с таким благоговением были вделаны во вновь выстроенный храм.
Витрувий рассказывает, что первая коринфская капитель была произведением золотых дел мастера Каллимаха, творца золотой лампы, освещавшей в Эрехфейоне святилище Минервы, – мастера, жившего в Коринфе около 400 г.
Однако капитель Фигалии, использованная в V в. как готовый материал, доказывает, что элементы ее существовали намного раньше указываемого этой легендой времени. Как гипотезу, мы рискуем высказать предположение, что прототипом этого лиственного ордера являлась египетская капитель с украшением из пальмовых листьев, мотивы которой пользовались таким успехом в первые времена сношений Египта с греческим миром.
Во всяком случае, несомненно, что этот тип капители существовал задолго до Каллимаха, и роль этого художника могла заключаться лишь в том, что зачаткам коринфского убранства он придал определенные и законченные формы, т.е. сделал для коринфского ордера то, что Херсифрон для ионийского.
КАПИТЕЛЬ
Общий вид, подражание металлической модели. – По словам Витрувия, идея коринфской капители могла зародиться у ее творца при виде куста аканфа, листья которого охватывали корзину с дарами, поставленную на надгробную плиту.
Рис. 222
Единственной интересной подробностью этой легенды является упоминание в ней имени золотых дел мастера; и, действительно, примитивная коринфская капитель – подлинное произведение ювелирного искусства.
По замечанию Шипье, формы ее соответствуют скорее приемам работы по металлу, исполненной выбиванием, чем резцу скульптора: ее листва, так глубоко вырезанная, слишком хрупка для мрамора. Если же представить себе, что листья, покрывающие эту корзину, сделаны из чеканной бронзы, то ее форма станет вполне понятна. Каждый лист чеканился отдельно и ставился в ряд, прикрепленный к корзине обручем C, охватывающим ее кругом (рисунок 222).
Столь же естественно из металлических полос, скрученных в виде спирали, образуются и волюты. Просветы же (прорези) волют, которые так трудно выполнить в камне, представляются тогда просто вырезками, исполненными грабштихелем.
Таким образом, стоит только допустить, что формы коринфской капители скопированы с металлической модели, и все кажущиеся несогласованности находят удовлетворительное объяснение.
Эта гипотеза также как будто подтверждается обычаем покрывать капители металлическими украшениями, – обычаем, распространенным вплоть до эпохи Римской империи. От Плиния мы узнаем, что в римском Пантеоне существовали капители с украшениями из бронзы, а в Пальмире и Джераке встречаются колонны, гладкие корзины которых были обернуты в металлическую листву.
Детали и последовательные видоизменения формы капители. – Полностью восстановить древнюю капитель Фигалии не представляется возможным: слишком разноречивы и неясны сохранившиеся рисунки с ее изображениями. На рисунке 221 она воспроизводится лишь по тем общим чертам, которые встречаются на всех изображениях.
Зато капитель памятника Лисикрата (рисунок 223), возведенного в 335 г. до н.э., дошла до нас в почти неповрежденном виде.
Рис. 223
Корзина капители имеет правильную цилиндрическую форму. В покрывающих ее украшениях чувствуется нечто капризное, что вполне уместно в здании малых размеров; конечно, это было бы совершенно недопустимо в сооружении большого масштаба. Ее волюты, несколько хрупкие и сухие, не выдержали бы и малейшей тяжести, а в контурах их заметен недостаток твердости.
Это именно подражание в мраморе металлической модели, причем это подражание еще настолько близко к оригиналу, что и в его мраморной копии применяется металл: обруч, прикрепляющий нижние концы листьев к корзине, сделан из бронзы и представляет собой кольцо, вделанное у основания капители.
Присутствие маленьких дисков, расположенных между листьями второго ряда, объясняется рисунком 222: они напоминают те скрепы F, которыми листья прикрепляются к обручу C.
Центральным мотивом капители в памятнике Лисикрата и в храме Фигалии является плоская пальметта.
В Милетском храме (III в. до н.э.) мы также встречаем эту пальметту; позднее ее место займет выпуклая волюта. Листья здесь все еще сохраняют ту сухость и изрезанность очертаний которыми они отличались в памятнике Лисикрата. Впрочем, капитель Милета имеет одну характерную особенность, которая в римской архитектуре будет служить признаком архаизма: у нее чрезмерно сближены обе короны листьев; второй ряд листьев еле возвышается над первым.
Развалины круглого храма Эпидавра ближе всего подводят нас к тем формам ордера, которые окончательно установятся в римскую эпоху.
На рисунке 224, E показана громада этой капители, представляющей поистине совершенное произведение искусства. Однако здесь значительно меньше, чем на памятнике Лисикрата, заметно влияние металлической модели: второй ряд листьев выше, чем в Милете, а волюта имеет слегка выпуклые очертания. Все эти признаки дают основание предполагать, что данная капитель относится к более позднему времени.
Наряду с этими типичными ордерами существует ряд их второстепенных разновидностей, которые достаточно будет просто перечислить.
В развалинах на о. Делосе обнаружена вотивная колонна, капитель которой украшена только корзиной с листьями без волют; своим общим видом она напоминает коринфский, но более приземистый тип капители; быть может, она представляет свободное подражание египетской кампануле.
Это подражание протокоринфским египетским ордерам еще более ясно выражено в Пергаме, где некоторые капители кажутся копиями моделей эпохи Птолемеев.
Влияние египетских оригиналов заметно также и в вотивных колоннах театра Диониса, в их капителях с пальметтами, но без выреза листьев (рисунок 224, B). Оно обнаруживается и в колоннах на о. Фера, в Башне ветров в Афинах, а также и в других памятниках.
Рис. 224
В других случаях снова появляются ионийские формы, послужившие точкой отправления при выработке форм коринфской капители: высота капители храма Артемиды Лафрии в Мессене едва ли превышает высоту ионийской капители, ход ее волют также принимает ионийский характер, а листья расположены в один ряд. Этот ионийский ордер был бы вполне аналогичен ордеру Эрехфейона, если бы в последнем венчик пальметт был бы совершенно выпуклым.
Это возвращение к прототипам объясняет формы полукоринфских, полу ионийских капителей Посейдонии и Коры. Коринфский ордер, прежде чем принять в руках греческих художников, отдавших свое искусство на службу Риму, окончательную форму римского коринфского ордера, возвращается к своему первоисточнику – к ионийским формам.
АНТАБЛЕМЕНТ
Типичным примером антаблемента коринфского ордера является антаблемент памятника Лисикрата (рисунок 223). Его элементы со всех точек зрения носят ионийский характер: расчлененный архитрав, украшенный скульптурой фриз, карниз с зубчиками. Это – ионийский антаблемент времени его полного расцвета со всеми его составными частями, которые он имеет в архитектуре Ионии, но с большей роскошью в профилях и большей легкостью и утонченностью в формах.
Композиция антаблемента в храме Эпидавра может вызвать много замечаний: фриз профилируется в виде гуська и с недостаточной твердостью; мулюры карниза нагромождены друг на друга без гладких промежутков между ними, которые явились бы отдыхом для глаза. Шипье считает, что этот антаблемент был переделан в римскую эпоху. Что касается антаблемента Башни ветров, то он является уже произведением эпохи упадка.
АНТ
Венчающая часть анта в Эпидавре профилируется гуськом и своими очертаниями напоминает профиль фриза. В Башне ветров ант имеет чисто ионийский характер. В других случаях ант заменяется полуколонной, представляющей в плане очень плоский овал. Остатки подобного рода полуколонн имеются в Британском музее среди обломков Эфесского храма; в театре Диониса мы можем найти другие, без сомнения более поздние, примеры этого вида антов.
В общем, в коринфском ордере только капитель обладает особыми характерными признаками. Греки рассматривали коринфский ордер почти как прихоть художника, и только в приложении к римской архитектуре из него выработается законченный ордер со всеми присущими ему особенностями.
Глава «Коринфский ордер» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
totalarch.ru
Архитектурные ордера в русских усадьбах. КОРИНФСКИЙ ордер: deadokey
Кори́нфский о́рдер - один из трёх греческих архитектурных ордеров, он представляет собой вариант ионического ордера, более насыщенный декором. этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во 2-й половине V века до н. э. Легенда гласит, что скульптор прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзину с её вещами, которую принесла её кормилица. Плетённую корзину овили листья буйно растущего аканта. Эта корзина стала прообразом капители нового ордера — коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому — мужскому и женскому...
2. Тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный ордер. Композитный ордер отличается от коринфского тем, что он представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.
А вот самое элементарное сравнение.
3. Итало-коринфский и римско-коринфский ордер. Древние и ренессансные авторы не отделяли итало-коринфский ордер от римско-коринфского, получившего распространение в период Империи. База итало-коринфского ордера сходна с аттической базой ионического ордера. Отличие заключается в том, что она опиралась на квадратную плиту, не имела полочки под верхним валом, а скоция была сведена к двум почти прямым линиям, пересекающимся под углом.
4. Детали итало-коринфского ордера.Капитель классического коринфского ордера разделяется условно на три яруса — два яруса завитков аканта и верхний ярус волют. Цветок в этой капители небольшой, он точно укладывается в высоте абаки. Листы аканта гораздо более стилизованы, чем в итало-коринфском ордере. Фасции архитрава часто получают дополнительные орнаментальные украшения. В антаблементе получили развитие элементы, поддерживающие выносную плиту; иногда они настолько пышны, что плита теряет свой тектонический смысл. Антаблемент может быть двух типов: модульонный и на зубчиках.
5. Храмы коринфского ордера.
6. Римско-коринфский ордер.
8. Три пилона, расположенных по кругу, и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол беседки в усадьбе Быково.
12. Дом "Ростовых" на Поварской улице, главный портик коринфского ордера.
13. Боковые притворы с портиками коринфского ордера Воскресенской церкви усадьбы Троицкое-Кайнарджи.
20. Капители в усадьбе Узкое больше похоже на композитный ордер, чем на коринфский.
23. Усадьба Полотняный Завод Щепкиных в Калужской области.
25. Усадьба Ивановское в Подольске.
26. Усадьба Ивановское в Подольске.
deadokey.livejournal.com
История коринфского ордера и его характеристика — КиберПедия
Витрувий в своих трактатах очень четко разделял два старших ордера между собой, называя дорический «мужским», ионический «женским». Коринфский же в силу своего необычного строения получил более сложное символическое значение, поскольку, согласно Витрувию, был призван «подражать девичьей стройности». Женское начало коринфской колонны, как и ионической теоретик отмечал не случайно, называя ионику «матерью третьего ордера».
Виппер Б.Р. в своем труде «Введение в историческое изучение искусства», связывает момент создания коринфского ордера с необходимостью древних греков преодолеть неудобство и несовершенство ионической капители, поскольку ее волютам была свойственна двусторонность (вместо дорической всесторонности), из-за чего у зодчих возникали серьезные трудности «при разрешении проблемы угловой капители». Несмотря на попытки архитекторов сделать ионическую капитель угловой, полностью отказавшись от киматия, решение данной проблемы в конструкции храмов с колоннадой, проходящей снаружи так и не было найдено. Это и стало главной причиной появления нового ордера, в котором зодчим удалось совместить все самые лучшие черты дорического и ионического ордеров.
Первоисточником для создания необыкновенного украшения коринфской капители послужили листья аканта, которые до появления ордера в качестве мотива для орнамента использовались в надгробных памятниках. Существует также красивая легенда о создании коринфского ордера, которую Витрувий очень подробно описывает в своем трактате. В легенде говорится о юной девушке из Коринфа, которая очень рано умерла от тяжелой болезни. Тогда любившая ее всем сердцем кормилица собрала все ценные для девушки вещи в одну корзину и отнесла их на ее могилу. Для того чтобы вещи могли дольше сохраниться она укрыла корзину обычной черепицей, не заметив, что поставила ее на корень аканфа. Весной придавленный корень начал разрастаться по бокам корзинки, а его стебли и листья, прижатые черепицей, изогнулись в виде волют. Каллимах, прозванный «искусником» за свои изящные скульптурные работы, восхитился причудливостью данной композиции и, сделав несколько набросков, выполнил по ним для жителей Коринфа несколько колонн.
К данной легендарной версии о возникновении коринфского ордера склонялись многие теоретики. Ведущую роль Каллимаха, которого впоследствии часто изображали у могилы той самой коринфской девушки, подтверждал и Р. Фреар де Шамбре в своем трактате, посвященном сравнению древних и современных ордеров в 1651 году.
Виппер также подтверждает данную версию, говоря о том, что древнейшая из дошедших до нас капителей коринфского ордера относится к 430 г. до н.э. (именно в это время скульптор Каллимах и начинает свою активную деятельность).
Коринфская капитель по форме действительно напоминает чашу или корзину, обвитую двойным рядом листьев аканта. Тонкие стебли, плавно вырастающие из листьев, на углах сворачиваются в восемь небольших волют. Абака у коринфской капители имеют своеобразную форму с вогнутыми внутрь краями.
Коринфскому ордеру присущи богатая игра света и тени, живые органические формы в сочетании со стройными и изящными пропорциями колонны. Антаблемент коринфского ордера, состоящий из живописного архитрава, фриза и карниза также обычно отличается наличием огромного количества декоративных деталей, растительных и фигурных орнаментов.
Коринфские колонны, украшавшие с VI века до н.э. Олимпейон, посвященный Зевсу, стали образцом нового стиля. Под руководством императора Суллы в I веке до н.э. влюбившегося в коринфские капители Олимпейона и перевезшего часть их в Рим, началось строительство аналогичного римского храма Юпитера о чем Тит Ливий впоследствии выразился довольно критично, заявив, что Афинский храм Зевса является «единственным достойным храмом для этого божества».
Всесторонность коринфской капители, унаследованная от дорического ордера, а также пластичность и гибкость форм ионики, сделали коринфский ордер наиболее востребованным и в эллинистическую эпоху, и в период расцвета римской архитектуры, и в эпоху Возрождения.
Коринфский ордер в эпоху Возрождения
Своеобразие коринфского ордера было высоко оценено зодчими эпохи Возрождения. Изучив «Десять книг об архитектуре» написанных Витрувием, такие выдающиеся мастера как Бруннелески, Палладио, Браманте, Альберти и Сангалло стали разрабатывать проекты общественных и светских зданий, искусно обогащая классическую ордерную систему с помощью новых декоративных деталей.
Капелла Пацци, созданная в середине XV века прославленным архитектором Брунеллески, стала одним из первых зданий во Флоренции, в архитектуре которой был задействован практически неизмененный коринфский ордер. Зодчему удалось передать тектонику античных форм с помощью шестиколонного портика, привнеся при этом новые конструктивные приемы в архитектуру Возрождения.
Популярность коринфского ордера в архитектуре русского классицизма была связана с любовью русских царей к пышности и помпезности, а богато украшенная коринфская колонна как нельзя лучше подходила под их замыслы. Приглашенные итальянские и французские архитекторы с удовольствием обучали русских зодчих приемам античного ордера. Коринфская колонна практически не претерпевала каких-либо изменений, за исключением наличия или отсутствия каннелюр и добавления различных декоративных элементов в строение капители и антаблемента.
Казанский собор по проекту Воронихина А.Н., украшенный коринфским портиком, переходящим в протяженную колоннаду, является ярким доказательством того, что зодчие конца XVIII – начала XIX века стремились воплотить в своих произведениях все самые эффектные черты античного храма, возродив причудливую и в то же время изящную коринфскую капитель.
Коринфский ордер можно смело назвать венцом древнегреческой ордерной системы. Вобрав в себя все самые лучшие качества дорического и ионического архитектурного ордера, в нем воплотились весь опыт и мастерство зодчих Древнего мира. Богато декорированные коринфскими колоннами здания, впечатляют и завораживают, увлекая наблюдателей в мир высокого искусства античной архитектуры.
3.2 Описание элементов коринфского ордера
http://arx.novosibdom.ru/node/500
http://kannelura.info/?page_id=803
Коринфский ордер, один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют.
Самый сложно оформленный ордер. Высота колонны составляет 20 модулей, а ее диаметр равняется 1/10 части высоты. Диаметр коринфской колонны изменяется по кривой, от низа к верху, точно так же, как и у колонны ионического ордера; на ее теле располагаются 24 каннелюры, отделенные друг от друга дорожками (или ремешками).
КАПИТЕЛЬ
Общий вид, подражание металлической модели. – По словам Витрувия, идея коринфской капители могла зародиться у ее творца при виде куста аканфа, листья которого охватывали корзину с дарами, поставленную на надгробную плиту. Единственной интересной подробностью этой легенды является упоминание в ней имени золотых дел мастера; и, действительно, примитивная коринфская капитель – подлинное произведение ювелирного искусства.
По замечанию Шипье, формы ее соответствуют скорее приемам работы по металлу, исполненной выбиванием, чем резцу скульптора: ее листва, так глубоко вырезанная, слишком хрупка для мрамора. Если же представить себе, что листья, покрывающие эту корзину, сделаны из чеканной бронзы, то ее форма станет вполне понятна. Каждый лист чеканился отдельно и ставился в ряд, прикрепленный к корзине обручем C, охватывающим ее кругом.
Корзина капители имеет правильную цилиндрическую форму. В покрывающих ее украшениях чувствуется нечто капризное, что вполне уместно в здании малых размеров; конечно, это было бы совершенно недопустимо в сооружении большого масштаба. Ее волюты, несколько хрупкие и сухие, не выдержали бы и малейшей тяжести, а в контурах их заметен недостаток твердости.
Коринфская капитель в высоту – 2 м. 6 п., не считая астрагал и выкружку.
Высота колокола равна 2 м., а абака – 6 п.
Высота антаблемента равна 5 м.; карниз выступает на 2 м. 2 п., а архитрав – на 5 п.
АНТ
Венчающая часть анта в Эпидавре профилируется гуськом и своими очертаниями напоминает профиль фриза. В Башне ветров ант имеет чисто ионийский характер. В других случаях ант заменяется полуколонной, представляющей в плане очень плоский овал. Остатки подобного рода полуколонн имеются в Британском музее среди обломков Эфесского храма; в театре Диониса мы можем найти другие, без сомнения более поздние, примеры этого вида антов.
В общем, в коринфском ордере только капитель обладает особыми характерными признаками. Греки рассматривали коринфский ордер почти как прихоть художника, и только в приложении к римской архитектуре из него выработается законченный ордер со всеми присущими ему особенностями.
3.3 Причина возникновения элемента
http://megabook.ru/article/Коринфский%20ордер
Чаще всего стали использовать коринфские капители в 4 в. до н.э., когда архитектура стала стремиться к большей пышности. Идея такой колонны возникла, когда один архитектор на кладбище случайно увидел корзину плодов, увитую проросшими листьями аканфа.
Построение ордеров в массах – это упрощенное их изображение, в котором исключаются мелкие подробности, и все кривые линии условно заменяются прямыми
Все части ордера имеют определенные размеры, которые находятся в строгом взаимном соотношении. Правильное соотношение между высотой колонны и антаблемента зодчие искали в течение многих веков. Изучая эти размеры по сохранившимся древним зданиям, теоретик эпохи Возрождения Виньола вывел некоторые средние простые отношения, которые сделались общепринятыми.
Основная конструктивная схема всех ордеров - стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки (архитрава). В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны - несущая конструкция, а архитрав - несомая. Но единая конструктивная схема ни в коей мере не ограничивала художественной свободы архитектора. Именно в художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.
3.6 Примеры приведения в античности
http://deadokey.livejournal.com/62395.html
http://megalektsii.ru/s21544t2.html
Кори́нфский о́рдер - один из трёх греческих архитектурных ордеров, он представляет собой вариант ионического ордера, более насыщенный декором.
Баженовская беседка — Храм Цереры в усадьбе Быково.
До начала XX века было принято считать, что нынешний «Храм Цереры» построен Баженовым в 1780-е годы, и, вероятно, в самом деле был одним из первых парковых сооружений подобного рода в России. Однако современные исследования подтверждают, что существующая беседка возведена в 1805 году Иваном Еготовым, заменившим обветшавшую деревянную постройку Баженова. Как выглядел баженовский «Храм Цереры» — неизвестно, но, вероятно, Еготов в общих чертах повторил предшественника. Круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается особой стройностью, изяществом и совершенством пропорций. Такому восприятию способствует интересный архитектурный приём: колонны на 5 см наклонены к центру беседки.
Городская усадьба Головиных — усадьба в Москве по адресу Потаповский переулок, дом 8/12, строение 5. Объект культурного наследия федерального значения.
Состоящий из двух объёмов главный дом усадьбы стоит на углу Потаповского и Сверчкова переулков. Выходящая на последний часть здания датируется концом XVIII — началом XIX веков. Строительство главного объёма в стиле классицизм велось в 1810-х годах с перерывом, вызванным войной 1812 года. Внутренняя отделка здания была закончена к 1830-м годам. Выходящий на Потаповский переулок парадный фасад украшен коринфским портиком из шести колонн, стоящих на белокаменном цоколе.
Дом Ростовых (городская усадьба князей долгоруких, позднее баронов Боде Колычевых) расположен на Никитской Большой, 55.
Крупный одноэтажный классицистический дом с полуподвалом и широким пятиосевым мезонином — уличный фасад обширного усадебного комплекса, обращенного парадным двором к Поварской ул. В объемно-пространственном отношении мезонин над центральной частью постройки, завершенный треугольным фронтоном и композиционно объединенный с первым парадным этажом посредством шести полуколонн коринфского ордера (отличающихся изысканностью лепнины), является основным акцентом фасада.
cyberpedia.su
Коринфский ордер | Архитектура и Проектирование
Каждый портик, перекрытие которого поддерживается колоннами, всегда будет сводиться к системе горизонтальных частей и вертикальных опор, независимо от того, как эти части будут трактоваться. Приложения этого конструктивного принципа в общем могут отличаться друг от друга лишь степенью выражения мощи или легкости. Другими словами, возможно существование только двух ордеров: ордера тяжелых пропорций – дорийского и ордера легких пропорций – ионийского.
Ордера, описанием которых мы сейчас займемся, неизбежно относятся к одному из этих двух основных типов. Только более или менее уклоняясь от них в деталях украшений, эти ордера по существу являются их разновидностями.
Коринфский ордер
Коринфский ордер, как разновидность ионийского. – Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.
Даже в то время, когда коринфский ордер уже завоевал себе особое положение в римском искусстве, Витрувий едва признает за ним право на самостоятельное существование и по общему характеру пропорций объединяет его с ионийским ордером. «Пропорции коринфского ордера, – говорит он, – отличаются от ионийского лишь большей высотой капители». И в представлении греков эти два ордера казались настолько однородными, что древнейшая из известных нам коринфских капителей дошла до нас в одном смешанном антаблементе с ионийскими капителями.
Рис. 221
Такое знаменательное сочетание существовало в храме Фигалии, возведенном Иктином через несколько лет после Парфенона. Целла была выдержана в ионийском ордере, но центральная колонна в ее глубине выделялась среди всех остальных своей коринфской капителью, как это видно на рисунке 221. По-видимому, капитель A была уцелевшим архаическим обломком, вновь употребленным при постройке нового храма, подобно метопам древнего храма в Селинунте, которые с таким благоговением были вделаны во вновь выстроенный храм.
Витрувий рассказывает, что первая коринфская капитель была произведением золотых дел мастера Каллимаха, творца золотой лампы, освещавшей в Эрехфейоне святилище Минервы, – мастера, жившего в Коринфе около 400 г.
Однако капитель Фигалии, использованная в V в. как готовый материал, доказывает, что элементы ее существовали намного раньше указываемого этой легендой времени. Как гипотезу, мы рискуем высказать предположение, что прототипом этого лиственного ордера являлась египетская капитель с украшением из пальмовых листьев, мотивы которой пользовались таким успехом в первые времена сношений Египта с греческим миром.
Во всяком случае, несомненно, что этот тип капители существовал задолго до Каллимаха, и роль этого художника могла заключаться лишь в том, что зачаткам коринфского убранства он придал определенные и законченные формы, т.е. сделал для коринфского ордера то, что Херсифрон для ионийского.
КАПИТЕЛЬ
Общий вид, подражание металлической модели. – По словам Витрувия, идея коринфской капители могла зародиться у ее творца при виде куста аканфа, листья которого охватывали корзину с дарами, поставленную на надгробную плиту.
Рис. 222
Единственной интересной подробностью этой легенды является упоминание в ней имени золотых дел мастера; и, действительно, примитивная коринфская капитель – подлинное произведение ювелирного искусства.
По замечанию Шипье, формы ее соответствуют скорее приемам работы по металлу, исполненной выбиванием, чем резцу скульптора: ее листва, так глубоко вырезанная, слишком хрупка для мрамора. Если же представить себе, что листья, покрывающие эту корзину, сделаны из чеканной бронзы, то ее форма станет вполне понятна. Каждый лист чеканился отдельно и ставился в ряд, прикрепленный к корзине обручем C, охватывающим ее кругом (рисунок 222).
Столь же естественно из металлических полос, скрученных в виде спирали, образуются и волюты. Просветы же (прорези) волют, которые так трудно выполнить в камне, представляются тогда просто вырезками, исполненными грабштихелем.
Таким образом, стоит только допустить, что формы коринфской капители скопированы с металлической модели, и все кажущиеся несогласованности находят удовлетворительное объяснение.
Эта гипотеза также как будто подтверждается обычаем покрывать капители металлическими украшениями, – обычаем, распространенным вплоть до эпохи Римской империи. От Плиния мы узнаем, что в римском Пантеоне существовали капители с украшениями из бронзы, а в Пальмире и Джераке встречаются колонны, гладкие корзины которых были обернуты в металлическую листву.
Детали и последовательные видоизменения формы капители. – Полностью восстановить древнюю капитель Фигалии не представляется возможным: слишком разноречивы и неясны сохранившиеся рисунки с ее изображениями. На рисунке 221 она воспроизводится лишь по тем общим чертам, которые встречаются на всех изображениях.
Зато капитель памятника Лисикрата (рисунок 223), возведенного в 335 г. до н.э., дошла до нас в почти неповрежденном виде.
Рис. 223
Корзина капители имеет правильную цилиндрическую форму. В покрывающих ее украшениях чувствуется нечто капризное, что вполне уместно в здании малых размеров; конечно, это было бы совершенно недопустимо в сооружении большого масштаба. Ее волюты, несколько хрупкие и сухие, не выдержали бы и малейшей тяжести, а в контурах их заметен недостаток твердости.
Это именно подражание в мраморе металлической модели, причем это подражание еще настолько близко к оригиналу, что и в его мраморной копии применяется металл: обруч, прикрепляющий нижние концы листьев к корзине, сделан из бронзы и представляет собой кольцо, вделанное у основания капители.
Присутствие маленьких дисков, расположенных между листьями второго ряда, объясняется рисунком 222: они напоминают те скрепы F, которыми листья прикрепляются к обручу C.
Центральным мотивом капители в памятнике Лисикрата и в храме Фигалии является плоская пальметта.
В Милетском храме (III в. до н.э.) мы также встречаем эту пальметту; позднее ее место займет выпуклая волюта. Листья здесь все еще сохраняют ту сухость и изрезанность очертаний которыми они отличались в памятнике Лисикрата. Впрочем, капитель Милета имеет одну характерную особенность, которая в римской архитектуре будет служить признаком архаизма: у нее чрезмерно сближены обе короны листьев; второй ряд листьев еле возвышается над первым.
Развалины круглого храма Эпидавра ближе всего подводят нас к тем формам ордера, которые окончательно установятся в римскую эпоху.
На рисунке 224, E показана громада этой капители, представляющей поистине совершенное произведение искусства. Однако здесь значительно меньше, чем на памятнике Лисикрата, заметно влияние металлической модели: второй ряд листьев выше, чем в Милете, а волюта имеет слегка выпуклые очертания. Все эти признаки дают основание предполагать, что данная капитель относится к более позднему времени.
Наряду с этими типичными ордерами существует ряд их второстепенных разновидностей, которые достаточно будет просто перечислить.
В развалинах на о. Делосе обнаружена вотивная колонна, капитель которой украшена только корзиной с листьями без волют; своим общим видом она напоминает коринфский, но более приземистый тип капители; быть может, она представляет свободное подражание египетской кампануле.
Это подражание протокоринфским египетским ордерам еще более ясно выражено в Пергаме, где некоторые капители кажутся копиями моделей эпохи Птолемеев.
Влияние египетских оригиналов заметно также и в вотивных колоннах театра Диониса, в их капителях с пальметтами, но без выреза листьев (рисунок 224, B). Оно обнаруживается и в колоннах на о. Фера, в Башне ветров в Афинах, а также и в других памятниках.
Рис. 224
В других случаях снова появляются ионийские формы, послужившие точкой отправления при выработке форм коринфской капители: высота капители храма Артемиды Лафрии в Мессене едва ли превышает высоту ионийской капители, ход ее волют также принимает ионийский характер, а листья расположены в один ряд. Этот ионийский ордер был бы вполне аналогичен ордеру Эрехфейона, если бы в последнем венчик пальметт был бы совершенно выпуклым.
Это возвращение к прототипам объясняет формы полукоринфских, полу ионийских капителей Посейдонии и Коры. Коринфский ордер, прежде чем принять в руках греческих художников, отдавших свое искусство на службу Риму, окончательную форму римского коринфского ордера, возвращается к своему первоисточнику – к ионийским формам.
АНТАБЛЕМЕНТ
Типичным примером антаблемента коринфского ордера является антаблемент памятника Лисикрата (рисунок 223). Его элементы со всех точек зрения носят ионийский характер: расчлененный архитрав, украшенный скульптурой фриз, карниз с зубчиками. Это – ионийский антаблемент времени его полного расцвета со всеми его составными частями, которые он имеет в архитектуре Ионии, но с большей роскошью в профилях и большей легкостью и утонченностью в формах.
Композиция антаблемента в храме Эпидавра может вызвать много замечаний: фриз профилируется в виде гуська и с недостаточной твердостью; мулюры карниза нагромождены друг на друга без гладких промежутков между ними, которые явились бы отдыхом для глаза. Шипье считает, что этот антаблемент был переделан в римскую эпоху. Что касается антаблемента Башни ветров, то он является уже произведением эпохи упадка.
АНТ
Венчающая часть анта в Эпидавре профилируется гуськом и своими очертаниями напоминает профиль фриза. В Башне ветров ант имеет чисто ионийский характер. В других случаях ант заменяется полуколонной, представляющей в плане очень плоский овал. Остатки подобного рода полуколонн имеются в Британском музее среди обломков Эфесского храма; в театре Диониса мы можем найти другие, без сомнения более поздние, примеры этого вида антов.
В общем, в коринфском ордере только капитель обладает особыми характерными признаками. Греки рассматривали коринфский ордер почти как прихоть художника, и только в приложении к римской архитектуре из него выработается законченный ордер со всеми присущими ему особенностями.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
arx.novosibdom.ru
Коринфский ордер - это... Что такое Коринфский ордер?
Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.
Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во 2-й половине V века до н. э. Легенда гласит, что скульптор прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзину с её вещами, которую принесла её кормилица. Плетённую корзину овили листья буйно растущего оканфа. Эта корзина стала прообразом капители нового ордера — коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому — мужскому и женскому.
Галерея
Колонны коринфского ордера Олимпейона в Афинах
Капитель коринфского ордера (от одной из колонн Одеона Агриппы) на территории Афинской Агоры
Капитель коринфского ордера в Бейт Шеане (Скифополь)
Колонна коринфского ордера у римского театра в Бейт Шеане (Скифополь)
Фасад Библиотеки Адриана (Афины)
Литература
Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.
Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. В. Шевчук, 2003.
dic.academic.ru
Архитектурный ордер. Часть №4: sandra_rimskaya
Архитектурный ордер. Часть №1Архитектурный ордер. Часть №2Архитектурный ордер. Часть №3
Коринфский ордер.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.Пропорции коринфского ордера подобны ионическим. Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями листьев анакфа – ядовитого растения.
Существует красивая легенда о происхождении коринфской капители, описанная Витрувием: «… одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.
В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «искусник», проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».
В этой легенде все элементы складываются в логичное символическое кольцо: девушка – смерть – могильное приношение – аканф – весна – возрождение. Для нас пояснение требует только аканф, который свяжет все воедино и раскроет смысл немного грустной и загадочной истории.
Аканф - это обычный сорняк, известный каждому, кто хоть раз занимался прополкой огорода
У аканфа большие свисающие вниз листья, какие и запечатлел в своей капители Каллимах. Как и наш одуванчик, аканф может расти на самой неплодородной и каменистой почве, и поэтому он является символом силы возрождения.
Самое большое изображение аканфа, которое известно в истории и археологии – каменный столп в Дельфах. (Сейчас его нижняя часть и капитель хранятся в Дельфийском музее). Эта колонна высотой девять метров была сложена из пяти барабанов, ее база сделана в виде огромного аканфа, ствол – виде стебля какого-то фантастического растения. Капитель состоит из интересной композиции: три полуобнаженные танцовщицы в венках, повернутые спиной друг к другу, стоящие вокруг толстого ствола аканфа, поддерживающего чашу бронзового треножника, чьи ножки опираются на листья аканфа, на которой стоят эти фигуры.
Каменный столп Диониса из Дельф
Эта колонна изначально стояла на подиуме перед входом в храм Аполлона. Но колонна посвящена не Аполлону, а другому богу – Дионису, который чередуясь с богом солнечного света, правит в Дельфах по временам года.
Дионис – умирающий и воскресающий бог. Танцовщицы на капители – это его жрицы – фиады. Когда Диониса (по разным версиям в образе человека или животного) разорвали на множество частей и похоронили на Парнасе, из его останков на поверхность пробились побеги аканфа. Однажды фиады танцевали на месте погребения и ударами своих ног разбудили Диониса Ликноса (весеннего Диониса, Диониса младенца).
Но греки до поры до времени ассоциировали аканф только со смертью. В погребальных обрядах они на ряду с многими травами неизменно использовали аканф. Он традиционно встречается на белофонных лекифах – небольших стройных сосудах с изящным длинным горлышком, предназначавшихся для окропления могилы и тела покойника маслом в момент погребения.
Так почему же коринфский ордер возник именно на рубеже V и IV вв. до н.э.? Дело в том, что в этот момент религиозные верования греков претерпевали кризис. Упорядоченное космическое представление о божественном пантеоне безотносительное к конкретному живому человеку начало вытесняться аттическим реализмом и стоическим рационализмом. Люди захотели других философских установок, взывающих к их личному внутреннему миру, а также личного спасения. Все это вызвало интерес к архаическим культам, в том числе и культу Диониса.
Использование греками коринфской колонны в единственном числе или же в небольшом количестве и только в интерьере свидетельствует о том, что роль этой колонны еще не свелось к только строительному элементу, и религиозно-символический образ этого ордера было кристально ясным.
Ионический ордер со своей зрелой гармонией обозначает всю сумму идей, связанных с матерью-богиней плодородие, смерть, бессмертие – породил «девичий» ордер. Персефона, дочь Деметры и богиня царства мертвых, была девой греческой религии; таким образом, архитектурный ордер, выражавший идею целомудрия, мог приобрести «девичьи» очертания. Более поздняя популярность коринфского ордера у римлян связана не только с их вкусом к утонченному и изящным формам, но и с их религиозными предпочтениями. Любовь к коринфскому ордеру у христианских строителей могла быть отголосками тех же представлений о чистоте и возрождении.
Стройность и чистота ее подобны телосложению девушки. Юные девушки имеют более нежное телосложение, которое пригоднее и изящнее для нарядов и украшений. Сообщают следующее предание о первоначальном изобретении и происхождении коринфской капители: скончалась некая коринфская девушка, здоровая, совершеннолетняя и возмужалая. Ее друзья собрали в корзину некоторые предметы, с юности наиболее любимые ею, поставили на ее могиле и накрыли камнем, чтобы как можно долее предохранить ее от действия непогоды. Оказалось, между прочим, что корзина поместилась на корнях так называемого аканфа, то-есть растения, носящего название медвежьей лапы. И вот, когда наступила весна и от корней пошли листья, корзина препятствовала им расти вверх, они разрастались в стороны и под корзиной, так что последняя весьма красиво покрылась стеблями листвы. Когда же им уже не стало возможности расти и подниматься вследствие лежавшего там камня, то листья стали свиваться и переплетаться между собой. Искусный художник Каллимах проходил мимо этой могилы, заметил корзину, красиво обросшую листвой, очень восхитился и, сняв с нее изображение, начал по этому образцу украшать и возводить такие колонны в Коринфе; он же вывел соотношения и пропорции капители, которые можно наглядно видеть в коринфской колонне.
Существуют и различные виды и разновидности капителей, увенчивающих колонны; все они, однако, ведут происхождение от коринфской, ионической и дорической колонн, но при всем том не должны нарушать соразмерных пропорций.
Итак, коринфская колонна возникла в Коринфе и по образцу девичьего роста. Подобно тому, как ионическая делится на восемь частей, в соответствии с телосложением женщины, так коринфская, подобно девичьему телу, делится на девять частей.
Все три ордера имеют общие черты, вытекающие из их общей строительной природы — конструкции и материала, и их общих художественных задач. Каждый ордер состоит из колонн и антаблемента. В колонне выражается функция опоры, она несет тяжесть перекрытия. В перекрытии, несомом, тоже выявляются несущие и несомые элементы.
Колонна дорического ордера состоит из ствола (фуста) и капители, в ионическом и коринфском ордерах колонна состоит из ствола, капители и базы. Ствол колонны во всех трех ордерах в разной степени слегка сужается кверху, образуя незначительную кривизну, которая называется энтазис. Это утонение и кривизна выражают напряжение колонны, возникающее под действием силы тяжести антаблемента. Кроме того, ствол колонны обработан каннелюрами — вертикальными углублениями, идущими по всему периметру окружности колонны. Каннелюры подчеркивают вертикальность колонны и ее устремленность вверх. Каждому ордеру свойственна своя капитель. Антаблемент во всех ордерах состоит из трех частей. Нижняя часть называется архитравом, что означает буквально — главная балка, которая перекрывает пролеты между колоннами. Средняя часть — фриз, верхняя — карниз. Карниз в свою очередь имеет три части: выносная плита — основной элемент карниза, поддерживающая часть и венчающая часть карниза. Несмотря на то, что все три ордера имеют общие черты, общую конструктивную систему, одни и те же составные части, все же каждый ордер имеет свое определенное лицо, свою особую художественную выразительность. Различие в художественной характеристике каждого ордера определяется пропорциями и различной трактовкой частей и деталей ордера. Существует определенная, выраженная в пропорциях соразмерность между опорой— колонной и несомой частью— антаблементом. Существует определенная соразмерность в расстановке колонн, то есть большее или меньшее расстояние между колоннами — больший или меньший интерколумнин.
Следует отметить, что в греческих ордерах интерколумний изменялся в очень небольших пределах в силу того, что строительным материалом был камень. Каменной архитравной балкой трудно было перекрыть большие пролеты, но в поздние времена, в эпоху Ренессанса и особенно в нашей русской архитектуре, с применением новых строительных материалов, расстановка колонн, то есть изменение интерколумния, играла большую роль в выявлении художественного характера архитектурных сооружений.
Итак, каждый вид архитектурного ордера обладает определенной соразмерностью между частями и элементами ордера. Другими словами, каждому ордеру свойственны свои пропорции. А каждый элемент в архитектурном ордере получает свою художественную обработку в связи с его художественным характером.
Греки очень умело использовали ордер в архитектурных композициях. Когда нужно было придать архитектурному сооружению характер силы, простоты, мужества, они применяли дорический ордер. Ионический ордер выражал изящность, нежность, грациозность. Величие, торжественность и богатство выражалось коринфским ордером.