История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как была устроена жизнь типичного князя. Фото князей древней руси


Как была устроена жизнь типичного князя • Arzamas

Постриги, свадьба, смерть отца и другие важные вехи в биографии князя из рода Рюриковичей

Подготовила Мария Лавренченко

Архангел Гавриил («Ангел Златые власы»). Новгородская икона. XII век © Wikimedia Commons

Рождение

Рождение мальчика в княжеской семье — веха в жизни всей династической линии, появление новых перспектив, надежду на которые старшие родствен­ники закладывают уже при имянаречении. Новорожденный княжич получает два имени — родовое (княжеское) и крестильное, оба выбираются с учетом негласных правил. Например, в домонгольской Руси действовал запрет на наречение именем живого родственника (отца или деда), а имена дядьев были наиболее актуальны.

В условиях постоянных разъездов княжич не всегда появлялся на свет в хоро­мах: например, Ипатьевская летопись рассказывает, как в 1174 году князь Рюрик Ростиславич ехал из Новгорода в Смоленск, и на полдороге в Лучине-городке княгиня родила сына, который получил «дедне имя» Михаил, а княжеское «дедне же имя» Ростислав, став полным тезкой своего деда.

Отец маленького Ростислава подарил ему Лучин городок, в котором он родился, и построил на месте его рождения церковь Святого Михаила. Основание храма в честь рождения наследника, особенно первенца, — прерогатива князей, обладающих наибольшей властью. Так, например, Мстислав Великий основал церковь Благовещения на Городище, развалины которой можно видеть и по сей день под Новгородом, в честь рождения своего первенца Всеволода, носившего крестильное имя Гавриил (одна из двух главных фигур Благовещения — архангел Гавриил). В свою очередь, Всеволод Мстиславич, когда у него родился сын, заложил «во имя сына своего» церковь Святого Иоанна.

Постриги

Постриги — социальная практика, присущая Руси и, вероятно, другим славянским народам. Благодаря сообщениям летописи о постригах сыновей Всеволода Большое Гнездо (1154–1212) Ярослава и Георгия мы узнаем, что совершался этот обряд, когда мальчику исполнялось два-три года, и заклю­чался он в пострижении первых волос и посажении на коня, причем некоторые исследователи предполагают, что княжич при этом был облачен в свои первые доспехи.

Посажение на коня символизировало начало вступления во взрослую, воинскую жизнь, демонстрировало физическую дееспособность человека. В противоположность этому при описании слабого от старости человека (например, в сообщении о смерти «старца доброго» Петра Ильича, сопрово­ждавшего князя Святослава) летописец характеризует его как уже неспособного сесть на коня.

Софийский собор. Великий Новгород. XI век © В. Робинов / РИА «Новости»

В Новгородской первой летописи сообщается о том, что в 1230 году во время постригов Ростислава Михайловича, сына Михаила Всеволодовича Чернигов­ского, приехавшего с отцом в Новгород, сам архиепископ Спиридон «уя влас» (остриг волосы) княжичу. Совершался этот обряд в Софийском соборе — главном храме города, что, очевидно, служило делу укрепления позиций черниговских князей в Новгороде.

Первое правление

Первое правление под рукой отца часто начиналось очень рано. Упомянутого Ростислава Михайловича, только что прошедшего постриги, отец оставил в Новгороде одного под присмотром архиепископа Спиридона. В то время как отец вернулся в свой город Чернигов, присутствие сына в Новгороде представ­ляло здесь власть Михаила Всеволодовича, и хотя это еще не правление, но уже начало самостоятельной политической жизни.

Ярослав Владимирович, новгородский князь, послал своего сына Изяслава править в Великие Луки и защищать Новгород от Литвы («от Литвы оплечье Новгороду»), но на следующий год княжич скончался — одновременно со смертью своего брата Ростислава, который находился при отце в Новгороде. Не исключено, что оба они были отравлены сторонниками черниговских князей. Известно, что Изяслав умер в возрасте восьми лет, то есть его самостоятельное правление в Великих Луках началось, когда княжичу было всего семь лет.

Лаврентьевская летопись подробно сообщает о проводах Всеволодом Большое Гнездо его сына Константина (последнему было 17 лет) на первое княжение в Новгород. Провожать его выходит вся семья и горожане, отец дарит ему крест «сохранник и помощник» и меч «прещение (угроза) и опасение» и говорит напутственные слова.

Разумеется, молодому князю в первом правлении помогает авторитетный наставник. Так, например, в Киево-Печерском патерике говорится о том, что маленького Юрия (Георгия) Долгорукого на правление в Суздальскую землю сопровождает Георгий, и это совпадение имен, по-видимому, представлялось чем-то судьбоносным.

Сын князя — заложник

Не всегда роль наследника правителя помпезна и привлекательна. Иногда свое детство подросток вынужден проводить в стане прежнего врага своего отца. Эта традиция встречается и в других средневековых обществах. Например, когда норвежский конунг Олав Трюггвасон (963–1000) победил ярла Оркнейских островов Сигурда, сына Хлёдвира, последний крестился и крестил свой народ, а сына Сигурда, по прозвищу Собачка, Олав взял с собой. Пока сын ярла жил при дворе конунга, Сигурд выполнял свою клятву, но когда Собачка умер, Сигурд вернулся к язычеству и перестал подчиняться конунгу.

Благодаря русским летописям мы знаем, что сын Владимира Мономаха Святослав был в заложниках у половецкого князя Китана, и, когда дружина Ратибора подговорила Владимира напасть на людей Китана, самым опасным делом было выручить Святослава, который подвергался серьезному риску.

Огромные страдания черниговскому князю Святославу Всеволодовичу причинил захват Всеволодом Большое Гнездо его сына Глеба в плен. Святослав буквально обезумел: он нападает на своих прежних союзников Ростиславичей, затем собирает на срочный совет ближайших родственников — Ольговичей. К счастью, дело кончилось миром и свадьбой.

Участие в делах отца

Но не обязательно княжич расставался с близкими так рано. О многих Рюриковичах достоверно известно, что свою юность они провели рядом с отцом, участвуя в его делах и походах, постепенно перенимая политические и военные навыки. Как правило, такую картину можно видеть во время напряженного военного противостояния.

Геза II. Буквица из Chronicon Pictum. XIV век © Wikimedia Commons

Ярослав Галицкий говорил Изяславу Мстиславичу: «Как твой сын Мстислав ездит у твоего правого стремени, так и я буду ездить у твоего левого». И Мстислав Изяславич действительно постоянно сопровождал родного отца в битвах, а кроме того, ездил по его поручению к союзникам — другим князьям и к венгерскому королю Гезе II, ходил походами на половцев.

Пока Мстислав был еще мал, перего­воры с венгерским королем вел младший брат Изяслава, Владимир. Но наследник киевского князя взрослел и посте­пенно перенимал эту и другие функции, а дядю медленно отстраняли от дел.

Далеко не всегда первая самостоятельная деятельность княжича бывает успешна: не обходилось и без казусов. Так, Ипатьевская летопись сообщает о том, как венгерской дружине, которую вел Мстислав Изяславич на помощь отцу, у местечка Сапогыня прислал вино Владимир Андреевич, а затем на пьяных венгров напал Владимир Галицкий. Пришлось затем отцу Мстислава и венгерскому королю мстить за «избитую дружину».

Свадьба и появление детей

Свадьбу устраивал один из старших родственников — отец, дядя или даже дед. Удивительная особенность древнерусских свадеб — очень часто они устраи­вались попарно: два брата, две сестры или просто близкие родственники праздновали свадьбу одновременно. Так, например, в статье 6652 (1144) года Ипатьевской летописи говорится о том, что были выданы замуж две Всеволодковны (дочери Всеволода Мстиславича), одна — за Владимира Давыдовича, другая — за Юрия Ярославича.

Возраст, в котором вступали в брак, был по нашим меркам просто возмутительно ранним: например, дочь Всеволода Большое Гнездо Верхуслава вышла замуж за сына Рюрика Ростиславича Ростислава (того самого, который родился в Лучине городке) в возрасте всего восьми лет, но это был исключи­тельный случай даже для того времени. Летопись повествует о том, что ее отец и мать плакали, провожая невесту к жениху. Ростиславу же было 17 лет.

Если все складывается удачно, после свадьбы жених получает еще одного покровителя в лице тестя (так, например, упомянутый Ростислав, видимо, пришелся по душе Всеволоду Большое Гнездо: летописец сообщает о том, что зять приезжает к нему с военными трофеями и подолгу гостит), случается и так, что тесть по каким-то причинам оказывается ближе и важнее отца.

Появление детей в княжеской семье важно не только как перспектива далекого будущего: полноценная жизнь правителя немыслима без наследников.

Так, именно с отсутствием взрослых сыновей исследователи связывают уязвимость князя Вячеслава Владимировича (сына Владимира Мономаха), исключение его из активной политической жизни. Даже бояре говорят его младшему брату Юрию Долгорукому: «Брат твой не удержит Киев».

Однако и большое количество мальчиков в княжеской семье (у Юрия Долгорукого их было 11, а у Всеволода Большое Гнездо — девять) также влечет за собой множество сложностей, и в первую очередь встает вопрос о том, как наделить их в равной мере землями и остановить неминуемый передел власти.

Дмитриевский собор во Владимире. XII век  Дворцовый храм Всеволода Большое Гнездо. © Яков Берлинер / РИА «Новости»

Смерть отца

Смерть отца — серьезная веха в жизни любого князя. Успел или нет ваш отец побывать на киевском столе, обеспечил ли вам добрую славу среди горожан, как настроены его братья по отношению к вам и, что не менее важно, за кого выданы замуж ваши сестры — вот круг вопросов, от которых зависела жизнь теперь уже полностью самостоятельного князя.

Упомянутый выше Изяслав Мстиславич, отец Мстислава, имел не столь выгодное положение по родовому счету, но прекрасные возможности открывались перед ним именно благодаря бракам сестер и племянниц, которые выходили замуж за влиятельнейших правителей Европы и Руси, что сыграло заметную роль в успешной борьбе Изяслава за Киев.

Сразу после смерти отца его братья довольно часто стремятся захватить освободившийся стол и сферу влияния, оттеснить своих племянников. Всеволод Мстиславич, переведенный дядей Ярополком в Переяславль после смерти отца, был немедленно изгнан оттуда своим другим дядей — Юрием Долгоруким.

Чтобы сыновья не оказались в ущемленном положении по отношению к братьям их отца, появилась практика передачи детей «на руки» братьям: заключался договор, по которому один из двух братьев должен был помогать детям того, кто раньше умрет. Именно такой договор был заключен между Ярополком и отцом Всеволода, Мстиславом Великим. Дядя и племянник, отношения которых были скреплены таким образом, могли обращаться друг к другу «отец» и «сын».

Последняя воля князя

Довольно часто князья гибли в распрях или от болезни, происходило это скоротечно. Однако в тех ситуациях, когда правитель заранее предвидел свою кончину, он мог предпринять попытки повлиять на судьбы своих земель и своих родных после своего ухода в мир иной. Так, сильный и влиятельный черниговский князь Всеволод Ольгович сделал попытку передать полученный им в жестокой борьбе Киев брату, но потерпел поражение.

Еще более интересный случай описывает Галицко-Волынская летопись в конце XIII века: Владимир Василькович, известный устроитель городов и книжник, понимает, что тяжелая болезнь оставила ему не много времени.

Наследников у него не было — лишь единственная приемная дочка Изяслава; другие родственники вызывали у Владимира раздражение своим активным взаимодействием с татарами.

И вот Владимир из всех выбирает единственного наследника, двоюродного брата Мстислава Даниловича, и заключает с ним договор о том, что Мстислав будет заботиться после смерти Владимира о его семье, выдаст замуж приемную дочь только за того, за кого она захочет, а к его жене, Ольге, будет относиться как к матери.

За это Мстиславу передаются все земли Владимира, хотя порядок наследования предполагал, что они должны были быть поделены между другими родствен­никами. Завещанное Владимиром свершилось успешно, но ключевую роль в этом деле сыграла гарантия со стороны татар, которых так не любил сам Владимир.  

arzamas.academy

иконы святого, портреты в летописях, статуи, памятники и скульптуры.

Владимир Святославич — один из самых прославленных правителей Древней Руси. На протяжении веков художники изображали князя в иконописи и графике, живописи и скульптуре. Рассказываем, как с течением времени менялся образ князя Владимира в русском искусстве.

Искусство Древней Руси

Неизвестно, когда именно Владимир Святославич был канонизирован, но, судя по иконописным образам, в XV веке его почитали как святого. Часто иконописцы изображают князя с сыновьями — невинноубиенными Борисом и Глебом, как на иконе из Софийского собора в Новгороде (слева). В XV веке, когда Константинополь был захвачен турками, русским правителям было особенно важно подчеркнуть преемственность Руси от Византии, и Владимира начинают изображать подобно византийскому императору. На фреске Дионисия (справа) изображена византийская императрица Ирина с сыном. Можно отметить большое иконографическое сходство русского князя с правителями Византии: на голове Владимира — золотая корона, которую русские князья не носили, а одет он в византийское украшенное золотом платье. Однако образ все же русифицирован: поверх византийских одежд на Владимире накинута подбитая мехом ферязь с длинными рукавами — одежда, характерная для Руси того времени.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 1

Икона равноапостольного князя Владимира со святыми князьями Борисом и Глебом из Софийского собора в Новгороде. Конец XV в. Музей-квартира П.Д. Корина

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 1

Дионисий. Фреска «Императрица Ирина с сыном на седьмом Вселенском соборе» (фрагмент). 1502. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь

Книжная миниатюра

Одни из самых ранних изображений Владимира Святославича можно увидеть в Радзивилловской летописи из собрания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге.

В XVII веке портрет князя появляется в «Царском титулярнике», также известном как «Большая государева книга, или Корень российских государей». «Титулярник» был создан в 1672 году в Посольском приказе для правящего государя Алексея Михайловича Романова. Здесь князь Владимир изображен уже не как византийский, а как западноевропейский правитель: вероятно, работавшие над портретом живописцы Оружейной палаты ориентировались на известные им по гравюрам портреты средневековых западноевропейских монархов.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 8

Портрет князя Владимира из «Царского Титулярника». 1672

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 8

Портрет короля Англии Эдуарда II (1284-1327). Англия, ок. 1640 года. Национальная портретная галерея, Лондон

Барокко

Историческая живопись приходит в Россию в XVIII веке. Русские художники этой эпохи заимствуют из европейского искусства стилистику и сюжеты, обращаясь, в основном к античным темам. Но были и редкие исключения: так, основоположник русской исторической живописи Антон Лосенко (1737–1773) изображает эпизод сватовства князя Владимира к дочери полоцкого наместника Рогнеде. Хотя для картины выбран сюжет из истории Древней Руси, в остальном автор склоняется к западноевропейской живописной традиции, которая в России на тот момент пользовалась большей популярностью. Перед нами галантная дворцовая сцена, хотя в реальности Владимир взял девушку в жены против ее воли, убив ее родителей у нее на глазах. Лосенко одевает своих персонажей на европейский манер: на князе Владимире фантазийный головной убор со страусиными перьями, мантия, подбитая горностаевым мехом, — атрибут западноевропейских монархов, пришедший на Русь в петровские времена. Владимир изображен без бороды, что приближает его к образу западноевропейского правителя того времени. За спинами персонажей — стена дворца, декорированная пилястрами (такие украшения в Россию также пришли в эпоху петровского барокко).

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 9

Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. ГРМ

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 9

Франц Кристоф Яннек. Галантная пара в интерьере. Середина XVIII в. Частное собрание

Классицизм

Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1801–1811 годах, декорирован многочисленными скульптурными изображениями, выполненными лучшими мастерами тех лет: Степаном Пименовым, Иваном Мартосом, Федором Гордеевым, Василием Демут-Малиновским. Статуя Владимира, выполненная Степаном Пименовым, изображает князя в виде античного героя, а не средневекового правителя. В начале XIX века в русском искусстве господствовал классицизм, и художники вдохновлялись греческой и римской скульптурой: князь Владимир одет в легкую античную тунику и обладает телосложением олимпийского атлета.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 3

Степан Пименов. Статуя князя Владимира. Фасад Казанского собора. 1801-1811. Санкт-Петербург

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 3

Геракл. Древний Рим. I-II вв. н.э. Государственный Эрмитаж

Историзм

В конце XIX века во всех европейских странах появляется интерес к собственной истории: проводятся археологические экспедиции, фольклористы изучают народные обычаи и устное народное творчество. Произведения на исторические сюжеты, созданные русскими художниками, уже не выглядят адаптированными копиями западных образцов (однако говорить об исторической достоверности их работ в современном понимании этого слова сложно, в частности потому, что археологическая наука была развита недостаточно хорошо, чтобы художники могли правильно реконструировать реалии предыдущих эпох).

Особенно часто князю Владимиру посвящают храмы и живописные произведения во второй половине XIX века, в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси. Памятник Владимиру в Киеве был сооружен в 1853 году. Его высота составляет 20,5 метра, постамент украшен барельефами с изображением Крещения Руси, герба Киева и звезды ордена Святого Владимира. Восьмигранный постамент стилизован под колокольню русской церкви, нижний ярус завершается кокошниками, которые украшают фасады многих церквей начиная с XVII века.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру. Петр Клодт (статуя князя), Василий Демут-Малиновский (барельефы на постаменте), Александр Тон (пьедестал). 1853. Киев

В 1862 году, к 1000-летию русской государственности, в Новгороде установили многофигурный монумент «Тысячелетие России». Силуэт многоярусного монумента напоминает форму колокола, в верхней части — держава, вокруг которой расположены шесть скульптурных групп. Князь Владимир изображен в композиции «Крещение»: рядом с ним — славянская женщина и мужчина, низвергающий языческого идола. Скульпторы сочетают элементы классицизма, такие как орнамент из лавровых листьев, с древнерусскими узорами.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 4

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман. Монумент «Тысячелетие России». 1862. Великий Новгород

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 4

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман. Монумент «Тысячелетие России». 1862. Великий Новгород

Тщательная проработка костюмов на картине Григория Седова говорит об осознанном желании максимально приблизить изображение к историческим реалиям Средневековья. Интерьер, в который помещены персонажи, уже не похож на западноевропейский дворец, это древнерусские палаты.

Григорий Седов. Обращение Владимира в христианство. 1866

К 900-летию Крещения Руси в Киеве заложили собор Святого Владимира, но к 1888 году закончить его отделку не успели. Над интерьерами собора работали ведущие живописцы, в том числе Виктор Васнецов: он создал фрески на сюжеты крещения Владимира и Крещения Руси. В композициях Васнецова очевидны византийские мотивы: Владимира крестят в восьмигранном пространстве баптистерия, украшенного мозаиками по византийскому образцу. В Крещении Руси князь предстает в образе императора — в короне и золотых одеждах, — как и на древних иконах.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 5

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 5

Виктор Васнецов. Крещение Руси. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е

Авангард

Эскиз костюма. Князь Владимир. Опера «Рогнеда»

Русская старина служит источником вдохновения и художникам-авангардистам. Особенно интересует их народное искусство — лубок, для которого характерна плоскостность и некоторая карикатурность персонажей, а также яркие, почти кричащие цвета. На эскизе ученицы Николая Рериха и Ивана Билибина Александры Щекотихиной-Потоцкой к постановке оперы «Рогнеда» 1916 года (из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина) фигура Владимира изображена плоскостно, без светотеневой проработки, а детали лица прописаны нарочито просто: они непропорциональны и напоминают о лубочных картинках.

Современная живопись

Начиная со времен перестройки, князю Владимиру было посвящено немало монументов и живописных работ. Владимир изображен на первом плане работы Ильи Глазунова «Вечная Россия». За спиной князя — свержение языческого идола. Глазунов подражает манере иконописцев: персонажи у него плоскостные и почти статичные. О языческом прошлом Владимира говорит ферязь, украшенная языческими солярными символами.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 6

Илья Глазунов. Вечная Россия. 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 6

Илья Глазунов. Вечная Россия (фрагмент). 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова

Современная скульптура

В конце ХХ - начале XXI века памятники князю Владимиру появились не только в России, но и за рубежом, в том числе в Лондоне (Великобритания) и Торонто (Канада).

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 7

Лео Мола. 1988. Лондон

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 7

Памятник Святому равноапостольному великому князю Владимиру. Крым, Севастополь. Фотография: Щеголева Ольга / Фотобанк Лори

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 7

Сергей Исаков. 2009. Владимир

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 7

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру- крестителю Руси в Белгороде. Фотография: Алексей Шаповалов / Фотобанк Лори

www.culture.ru

Выставка "Святой Князь Владимир - Креститель Руси". Часть 1.

Святой равноапостольный князь ВладимирВсего 62 фото

В Государственном Историческом музее проходит масштабная всероссийская выставка «Креститель Руси», приуроченная к 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, что будет широко отмечаться в нашей стране. Эта выставка меня сильно взволновала - я давно интересовался легендарной личностью князя Владимира, а сейчас появилась возможность окунуться в удивительный контекст древней Руси, увидеть реальные исторические артефакты, чудотворные иконы, иконы святого князя Владимира. Да и зовут меня Владимир, между прочим, вот потому и захотелось пообщаться с тезкой и его окружением) Более того, приближается 28 июля – День Памяти святого князя Владимира, день Крещения Руси, мои именины, в конце концов). Вот и решил я как можно более подробней рассказать о князе, приурочив материал к этой знаменательной дате, поделиться большим количеством любопытного визуального материала с выставки и собственными впечатлениями об этом чтрезвычайно интересном мероприятии. Кроме того, у многих нет возможности приехать в Москву, поэтому этот пост будет фактически виртуальным ее посещением, поскольку я постарался как можно полнее представить выставку для моих читателей.

Эпоха правления святого равноапостольного князя Владимира была важнейшим периодом для государственного становления Руси. Подчинение единому центру разрозненных славянских земель и оформление государственных границ Киевской Руси происходило в напряженной борьбе с соседними племенами и государствами. Социально-политическое развитие страны требовало и изменения в идеологии – старые языческие культы, носившие местный характер, были уже непригодны. Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) стало одним из важнейших факторов, на тысячелетие вперед определившее историческую судьбу народа и государства, его духовное и культурное развитие.

Выставка организована в 36-м зале основного здания Исторического музея, на его третьем этаже. Здесь проходят значительные выставочные мероприятия похожей направленности. Более всего мне запомнились из подобных масштабные и незабываемые выставки – «Обитель преподобного Сергия» о Сергии Радонежском и «Христианские древности Пермского края». «Креститель Руси» также обещал нечто значительное и необычное – так, впрочем, и вышло. Но, обо всем по порядку.

Первое, что мы видим, открывая дверь выставки – это икона «Крещение Господне». Москва. Школа Оружейной палаты. 1680-е годы. Дерево, левкас, темпера.02.

Икона «Крещение Господне». Москва. Школа Оружейной палаты. 1680-е годы. Дерево, левкас, темпера.

Впечатление очень сильное - как будто перед тобой открывается дверь в историю древней Руси...03.Икона «Крещение Господне». Москва. Школа Оружейной палаты. 1680-е годы. Дерево, левкас, темпера.

С крещением на Русь пришли не только религиозные изменения. Впервые начинается чеканка монет - златников и сребреников. Выпуск собственных денег был особенно важен как показатель нового статуса Руси. Принятие христианства сильно изменило тогда наше с вами государство.

Златник. Древнерусское государство. 988-1015 гг. Золото. Чеканка.04.

Златник. Древнерусское государство. 988-1015 гг. Золото. Чеканка.

На лицевой стороне изображен сидящий на троне князь; над левым плечом – княжеский знак (трезубец или «знак Рюриковичей»). Круговая надпись: «ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛI». На оборотной стороне – погрудное изображение благословляющего Христа.

Это первая русская золотая монета, чеканка которой началась в Киевской Руси после принятия в 988 г. Христианства в качестве государственной религии. Чеканка златников прекратилась после смерти Владимира Святославовича

Сребреник. Древнерусское государство. Конец X - начало XI вв. Серебро. Чеканка.На лицевой стороне изображен сидящий на престоле князь. Одежда князя украшена бусинами. По сторонам изображения надпись: ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛI. На оборотной стороне надпись: "А се его сребро".05.

Сребреник. Древнерусское государство. Конец X - начало XI вв. Серебро. Чеканка.

Серебряные монеты появились почти одновременно с золотыми выпусками. В их оформлении использовались те же элементы, что при чеканке златников: изображение князя, христианские символы, «знак Рюриковичей».

Перстень со знаком Рюриковичей. Киев. XI-XII вв. Серебро; литье, гравировка.

Подвеска со знаком Рюриковичей. XI в. Бронза; литье.

06.Перстень, подвеска со знаком Рюриковичей. Печать актовая привесная.

Печати актовые привесные. Свинец; литье. Оттиск буллотирии. Печати великого князя Изяслава Ярославича, с княжеским знаком, киевского тысяцкого Ратибора, с княжеским знаком и изображением святого Анания. Буллотирия – похожий на клещи инструмент для изготовления вислых свинцовых печатей.07.Печати актовые привесные. Свинец; литье.

Теперь Русь была не варварской периферией Европы, а молодой, амбициозной державой, перед которой открылись новые возможности. Династические браки, составлявшие тогда важный элемент дипломатии, позволили преемникам Владимира породниться едва ли не со всей Европой - от соседних стран до Германской империи и далекой Франции. Но куда важнее были культурные возможности. Из Византии на Русь пришла книжная традиция, навыки строительства каменных сооружений, иконописание и летоисчисление. Из полугосударственного образования, которое объединяли только князь с дружиной, охранявшие речные пути и взимавшие с покоренных племен дань, Русь стала превращаться в единую страну. Из летописей постепенно исчезают племенные названия, и уже к началу ХII века можно говорить, что на огромной территории от Карпат до Новгорода и от Буга до Оки возникла древнерусская народность, объединенная языком, культурой и верой.

Военные походы и реформы князя Владимира сплотили молодое древнерусское государство. На его территории обитали многочисленные племена и народности, существовал столь же широкий спектр различных языческих верований и суеверий, сильно разобщавших страну. При раскопках курганов и поселений тех времен находят скандинавские амулеты, финно-угорские шумящие подвески-обереги, магические знаки и рисунки на бытовых предметах славянских племен и, даже христианские крестики.

Экспозиция начинается с элементов вооружения древнерусских воинов и археологических находок языческой Руси.08.

Выставка Креститель Руси

Шлем. Предметы вооружения древнерусского воина. Конец X – первая половина XI века. Фрагменты спекшейся кольчуги.  Курган "Гульбище". Чернигов.09.Шлем. Предметы вооружения древнерусского воина. Конец X – первая половина XI века.

Предметы вооружения древнерусского воина.Меч, навершие меча. Новгород. Конец X – первая половина XI века.10.Меч, навершие меча, сабля. Предметы вооружения древнерусского воина. Конец X – первая половина XI века. Новгород.

Умбон и оковки щита.

Умбон. Смоленская область. Д. Гнёздово.

Оковки щита. Ярославская область. д. Михайловское.Железо, латунь, серебро, рог; ковка, литье, резьба, инкрустация.11.

Умбон и оковки щита.

Умбон - металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов холодного оружия.

В X–XI вв. наибольшую угрозу древнерусскому государству представляли кочевники-печенеги, почти каждый год совершавшие набеги на земли своих соседей. Защита от кочевников была важнейшей функцией князя. В одной из стычек со степняками погиб отец князя Владимира Святослав Игоревич.

Предметы вооружения воинов степи.

Стремена, бляхи, начельник конский. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.12.

Стремена, бляхи, начельник конский. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.

Наконечники копий, сабли, топоры. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.13.Наконечники копий, сабли, топоры. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.

Наруч. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.14.Наруч. Юг России. IX-X вв. Железо, латунь; ковка, литье.

Древнерусское язычество известно в основном по археологическим материалам и сочетало в себе элементы славянской, скандинавской и финно-угорской традиций, как уже отмечалось выше. После принятия христианства на Руси еще долгое время существовало двоеверие – одновременное почитание христианских символов и языческих оберегов.

Предметы языческого культа. Железо, латунь, серебро, глина; ковка, литье.

Идол, фигурка антропоморфная, амулет-колесо. Предметы языческого культа.15.

Идол, фигурка антропоморфная, амулет-колесо. Предметы языческого культа.

Лапы глиняные. Предметы языческого культа.16.Лапы глиняные. Предметы языческого культа.

Гривна с молоточками Тора. Предметы языческого культа.17.Гривна с молоточками Тора. Предметы языческого культа.

Жезл жреческий. Предметы языческого культа.18.Жезл жреческий. Предметы языческого культа.19.Древнерусские языческие амулеты

Подвески. Древнерусские языческие амулеты.20.Подвески. Древнерусские языческие амулеты.

Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Гривна с подвесками, крестик, навершие булавки крестовидное, браслет, перстень. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.21.Гривна с подвесками, крестик, навершие булавки крестовидное, браслет, перстень. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Серьги, подвески-крестик, низка бус. Киев. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.22.Серьги, подвески из византийской монеты, подвески-крестик, низка бус. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Фибулы (застежки для одежды) двухскорлупные. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.23.Фибулы (застежки) двухскорлупные, фибула круглая. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Весы. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.24.Весы. Раннехристианские погребения и комплексы с христианской символикой.

Клад: гирьки весовые, серьги, подвески низки бус, обломок ножа, кольца ременные, дирхемы, крестик. Смоленская область. д. Гнёздово. Серебро, бронза, железо, свинец, стекло; литье, ковка, тиснение, волочение, пайка, скань, зернь.25.Клад: гирьки весовые, серьги, подвески низки бус, обломок ножа, кольца ременные, дирхемы, крестик. Смоленская область. д. Гнёздово.26.Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее

Арка и тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Медный сплав. Дерево; резьба.27.Арка и тябло иконостаса

Две такие арки были найдены в алтаре церкви середины XII в. г. Вщижа – удельного города черниговских князей. Возможно они являлись каркасом конструкции «напрестольной сени», воздвигаемой при торжественном богослужении над алтарем и священными предметами на алтаре.

Арка. с. Вщиж. Брянская область. Середина XII в. Мастер Константин. Медный сплав; литье.28.Арка. с. Вщиж. Брянская область. Середина XII в. Мастер Константин. Медный сплав; литье.

Тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Дерево; резьба.29.Тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Дерево; резьба.

Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус алтарной преграды, на которой устанавливаются иконы в иконостасе30.

Тябло иконостаса. Русский север. Кемь. XIII век. Дерево; резьба.

Принятие новой религии стало важнейшей задачей. Первоначальная «языческая реформа» князя Владимира – попытка упорядочить пантеон языческих богов – провалилась и князь стал тщательно выбирать веру. Познакомившись с исламом, иудаизмом и христианством Владимир остановил свой выбор на христианстве по греческому образцу, которое приняла ранее его бабка Ольга. В 988 году в византийской Корсуни (Херсонесе) князь Владимир вместе со своей дружиной принял крещение, а по возвращении в Киев крестил народ в Днепре. Вместе с новой верой на Русь прибыли Корсунские священники, привезшие с собой книги и богослужебную утварь.

Первый каменный храм на Руси – Десятинная церковь – был построен по греческим образцам. Греческими были и первые почитаемые святые Руси – Дмитрий Солунский, Георгий Победоносец, Климент Папа Римский, чьи мощи Владимир привез в Киев из Корсуни.31.Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее

Память о святом равноапостольном Владимире нашла свое отражение в иконописи и живописи, в русском летописании и литературных произведениях, в предметах декоративно-прикладного искусства XI–XX веков.

Евангелие-апракос. Константинополь. Скрипторий монастыря Одигон. Вторая половина XI в. – вторая половина XIV в. Рукопись: пергамен, чернила, киноварь, темпера, золото; миниатюры, заставки, инициалы. Переплет начала XIX века: доски, бархат.

32.Евангелие-апракос. Константинополь. Скрипторий монастыря Одигон. Вторая половина XI в. – вторая половина XIV в.

Оформление рукописи – образец книжной продукции императорского скриптория второй половины XI века. Миниатюры: евангелисты Иоанн Богослов и Матфей.

Икона Богоматери «Скорбящая». Византия. Конец XII – начало XIII вв. Дерево; темпера.Икона «Христос Эммануил». Константинополь. Конец XIII – начало XIV вв. Дерево, воск, камни, серебро, стекло; мозаика, энкаустика (восковая живопись).33.Иконы Богоматери «Скорбящая» и «Христос Эммануил»

Иконы Святой Георгий, Святой Пантелеймон, Святая Елизавета, Архангел Гавриил.Византия. X-XI вв. Глина, глазурь.34.Иконы Святой Георгий, Святой Пантелеймон, Святая Елизавета, Архангел Гавриил. Византия. X-XI вв. Глина, глазурь.

Евангелие-апракос. Середина X в.Рукопись: пергамент, чернила, темпера, золото. Переплет: доски в коже.35.Евангелие апракос. Середина X в.

Икона «Сцены из Жития Иоанна Предтечи».Византия. Конец XIV – начало XV в. Дерево; темпера.36.Икона «Сцены из Жития Иоанна Предтечи». Византия. Конец XIV – начало XV в. Дерево; темпера.

Икона Богоматери «Корсунская». Москва. 1644 г. По легенде образ принесен на Русь князем Владимиром из Корсуни (Херсонеса) вместе с другими реликвиями, названными «корсунские».37.Икона Богоматери «Корсунская». Москва. 1644 г.

Икона минейная «Июль». Русский Север. Начало XVII века. Икона-минея (месячные святцы), содержит изображения святых, почитаемых в определенный месяц. Во втором ряду (сверху) среди святых - Святой равноапостольный князь Владимир (девятый слева).38.

Икона минейная «Июль». Русский Север. Начало XVII века.

Пролог сентябрь-январь (Лобковский пролог). Писец Тимофей. Новгород. 1262 или 1282 г.

Пролог - один из наиболее популярных житийных сборников древней Руси, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов. Содержит слова на праздники и краткие жития Святых. Также в Прологе отмечались такие церковные праздники, как дни освящения церквей.39.

Пролог сентябрь-январь (Лобковский пролог). Писец Тимофей. Новгород. 1262 или 1282 г.Икона Священномученики Климент Римский, Петр Александрийский, Власий Севастийский. XVI-XVII вв. Дерево, левкас; темпера.40.Икона Священномученики Климент Римский, Петр Александрийский, Власий Севастийский. XVI-XVII вв.Святой Климент – папа Римский, широко почитался в древней Руси. Об этом свидетельствует «Слово на обновление десятинной церкви» XI в. По преданию, мощи святого были обретены равноапостольным Кириллом в Корсуни (Херсонесе) около 861 г. Впоследствии они были перевезены в Рим. Часть мощей в мраморном саркофаге оставили в Херсонесе. После захвата города Князем Владимиром мощи святого Климента  вместе с саркофагом были перенесены в Киев и положены в Десятинной церкви – первом каменном храме Киевской Руси.

Первый храм, посвященный святому Власию был заложен князем Владимиром на Подоле, сразу после Крещения Руси. В нем находилась икона святого с частицей его мощей.  Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Фрагменты фресок Десятинной церкви. X-XII вв. Десятинная церковь – первый каменный храм на Руси. Заложена в 991 г., освящена в 996 г. В ней был похоронен князь Владимир и его жена византийская царевна Анна. Храм был разрушен во время татаро-монгольского нашествия в 1241 г. Государственный Эрмитаж.

Левее на фото - фрагменты смальты (традиционный материал, который использовался для художественной укладки мозаики). X-XII вв. Камень, стекло; резьба, полировка, золочение.41.Фрагменты фресок Десятинной церкви. Смальта. X-XII вв.

Икона «Святой великомученик Дмитрий Солунский». Москва. 1584 г. Дерево, левкас; темпера.На полях оклада 16 клейм со сценами Жития святого Дмитрия Солунского. Христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Был казнен во время правления императора Диоклетиана, цезарем Максимианом в Солониках.42.Икона «Святой великомученик Дмитрий Солунский». Москва. 1584 г.

Почитание святого пришло на Русь еще в языческие времена не позднее рубежа IX-X вв. С принятием христианства в конце X века Дмитрий Солунский становится одним из наиболее почитаемых на Руси святых. В «Сказании о Борисе и Глебе» заступничество этих князей-воинов сравнивается с покровительством Дмитрия Солунского. В 1197 году из Солуни была привезена икона великомученика, написанная на его доске гробной. В 1380 году при Дмитрии Донском она была перенесена в Успенский собор Московского Кремля. В Историческом музее – список с нее, вложенный боярином Дмитрием Годуновым в Костромсой Ипатьевский монастырь в 1586 году.43.Икона «Святой великомученик Дмитрий Солунский»

Икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». Москва. Конец XIX века. Дерево, левкас; темпера.44.Выставка Креститель Руси

Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) – братья из города Солуни (Салоники), греческие миссионеры, создатели славянской письменности.45.Икона «Святы равноапостольные Кирилл и Мефодий». Москва. Конец XIX века.

Евангелие-тетр. Византия. Вторая половина XI века. Рукопись. Кодекс украшен заставками византийского орнамента и четырьмя напоминающие ранние мозаики миниатюрами с изображениями евангелистов на золотом фоне.

Евангелие-тетр (Четверо-Евангелие – от греческого слова «тетра» - четыре) содержит полный текст Евангелий, расположенных в последовательности изложения повествований каждого из Евангелистов.46.Евангелие-тетр. Византия. Вторая половина XI века. Рукопись.

Кресты с изображениями праздников. Афон. Конец XVII - начало XVIII века. Дерево; резьба, прорезь.47.Кресты с изображениями праздников. Афон. Начало XVIII века.

Ну, вот, собственно, и князь Владимир. Замечательная большая и впечатляющая икона, сияющая божественным золотом и светом.

Икона «Владимир, равноапостольный князь» (из деисусного чина). Новгород Первая треть XV века.Дерево, левкас, темпера. Гос. Третьяковская галерея.48.Икона «Владимир, равноапостольный князь» (из деисусного чина). Новгород Первая треть XV века.49.Святой равноапостольный князь Владимир

Пелена «Распятие с предстоящими». Новгород. XII век. (?). Холст, шелк, шелковые, золотые, серебряные пряденые нити; ткачество, вышивка.

Изображения: в среднике – семиконечный крест на Голгофе с распятым Христом, по сторонам от него – фигуры Богоматери и Марии, Иоанна Богослова и Лонгина Сотника.  По кайме – 11 круглых медальонов с погрудными изображениями Иисуса Христа, Богоматери и апостолов. Надписи выполнены уставом XI-XII вв. Пелена, вероятно, была создана в Киеве. Знаменщиком (мастером-иконописцем высокой квалификации) был греческий художник, а исполнителями – русские мастерицы50.

Пелена «Распятие с предстоящими». Новгород. XII век. (?).

Пелена могла попасть в Новгород в виде вклада Мстислава I Владимировича (княжил в Новгороде в 1088-1093 и 1095-1117 гг.). Изначально шитье было выполнено на шелковой ткани. Позднее изображения и надписи были вырезаны по контуру и переложены на более древнюю византийскую шелковую ткань. В узоре большие круги с крылатыми быками с леопардами и львами между ними.

51.Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее52.

Архитектурные фрагменты средневековых христианских церквей

Голосник. Новгород. Начало XII века. Происходит из Новгородского Софийского собора. Государственный Эрмитаж.

Голосники́ – это керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки, в частности церкви.53.

Голосник. Новгород. Начало XII века.

Слепок капители предалтарной ограды. Киев. Собор Святой Софии. Первая половина XI века. В XI века алтарь был отделен от остальной части Софийского собора невысокой мраморной предалтарной преградой54.Слепок капители предалтарной ограды. Киев. Собор Святой Софии. Первая половина XI века.

Капитель колонны с растительным орнаментом. Владимир. Успенский собор. XII век. Белый камень; резьба. Успенский собор – главный храм Владимиро-Суздальского княжества был заложен в апреле 1158 года князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого.55.Капитель колонны с растительным орнаментом. Владимир. Успенский собор. XII век. Белый камень; резьба.

Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.56.Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.

Алтарные преграды – барьер, который отделял алтарь от остальной части храма. Состояла из колонок, между которыми снизу были установлены мраморные плиты, а сверху положена балка. С XIII века алтарные преграды стали изготавливать из дерева. На Руси, вероятно, это делали и раньше. Такие преграды стали называть иконостасами.57.Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.58.Алтарные преграды. Италия. X-XI век. Мраморовидный известняк.

Копия колокола Десятинной церкви. Киев. Колокол найден в 1824 году во время раскопок фундаментов Киевской Десятинной церкви и считается древнейшим русским колоколом.59.Копия колокола десятинной церкви. Киев.60.Выставка «Креститель Руси» в Историческом музее

Фрагмент стенописи «Крещение княгини Ольги». Москва. Новоспасский монастырь. 1869 г. Происходит из Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве. Роспись собора в 1689 году выполнила артель костромских художников под руководством знаменщика Василия Осипова Колпашникова.61.

Фрагмент стенописи «Крещение княгини Ольги». Москва. Новоспасский монастырь. 1869 г.

Святая равноапостольная княгиня Ольга правила Русью с 945 по 969 год после гибели мужа киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из русских правителей приняла христианство еще до крещения Руси, получив имя Елены.

62.Фрагмент стенописи «Крещение княгини Ольги». Москва. Новоспасский монастырь. 1869 г.

Перейти ко второй части.

Источники:

Материалы выставки "Креститель Руси". ГИМ. 2015.Официальный сайт Государственного Исторического музея.

Википедия

© Vladimir d’Ar

Часть 1Часть 3

vladimirdar.livejournal.com

О внешности князя Святослава - Древняя Русь

Часть 1.

На днях был юбилей разгрома князем Святославом Хазарии. К этому дню, во многих журналах появились картина (неизвестного мне художника), с изображением Святослава.

Я все думал, стоит ли об этом писать или нет и решил все таки написать. Потому что терпеть дальше изображение русского князя в виде полутюрка-полупротоукра уже нет никаких сил.

К сожалению точно таким же Святослав изображен и на известном памятнике скульптора Клыкова. Похоже подобный облик просто превратился в стереотип и его узнавание массами сильно облегчает жизнь художников.

Разберем возражение против такого изображения русского князя.

1. Во-первых, самое важное - антропологические характеристики. Святослав ни при каких условиях не мог выглядеть так, будто бы это тюркизированный украинец проживающий в Лвiве. То есть ни при каких условиях Святослав не бог иной внешности кроме как североевропейской. То есть в нем не может быть ни динарских, ни туранидных признаков. Портреты русских князей более позднего времени, прямых потомков Святослава, выполненые по методу реконструкции М. Герасимова подтверждают нам исключительно североевропейский фенотип рода Рюриковичей.

2. Во-вторых, сразу бросается в глаза внешний вид князя. Не буду опровергать или доказывать наличие оселедца у Святослава, хотя сам по себе перевод описания его внешности у Льва Диакона неоднозначен и допускает различные толкования. Отмечу только тот факт, что собранные в пучок волосы и усы как признак военного сословия фиксируются у франков и готов, так что Святослав вполне мог обладать этими признаками. Но вот помимо этого у князя просто обязана была быть борода. Это связано с тем, что русы, так же как и германцы, скандинавы, славяне носили бороду просто в обязательном порядке. aquilaaquilonis изучая греческий оригинал текста Диакона обнаружил, что Безбородость Святослава в переводе М.М. Копыленко (Лев Диакон. История. М., 1988) является ошибкой переводчика. В греческом оригинале значится pogon epsilomenos, что на самом деле означает "редкая борода". Причем на латинский язык описание Святослава из источника было переведено как barba rara, т.е. "с не густой бородой". Также есть свидетельства современников, таких как Ибн - Хаукаль "Некоторая часть русов бреет свою бороду, другие завивают ее наподобие гривы и красят шафраном."Учитывая то, что бритье бороды было типично тюркским признаком, просто нелепо наделять русского князя, для которого потеря бороды считалась бесчестьем (как и для каждого германца и славянина, это зафиксированно и в кодексе законов - "Русской правде") таким не свойственным ему отличием.

Вот так должен выглядеть русский князь времени Святослава.

Часть 2.

о внешности князя Святослава, начатые несколько дней назад.

Начнем с визуализации. Приведу реконструкцию внешнего облика князя Святослава выполненную одним из самых известных иллюстраторов-реконструкторов Средневековья А. Мак-Брайдом.Эта иллюстрация свидетельствует нам о том, что в Европе никто не считает Святослава укро-тюркским метисом. Совершенно правильно показан североевропейский фенотип, не имеющий ничего общего с южными динароидными чертами, которые приписывают Святославу украинские историки, с вполне очевидной политической целью превратить русского князя в запорiжского козака.

Теперь разберем аргументы сторонников теории smeldingа.

1. Связь внешнего облика с традиционным изображением Перуна.Однако если мы обратимся к летописному описанию идолов Перун, то увидим там следующее: "И нача княжити Володимеръ въ Києве єдинъ. И постави кумиръı на холму. Вне двора теремнаго. Перуна древяна. А главу єго сребрену. А оусъ златъ." (Лаврентьевская летопись).Очевидно, что в описании не говорится ни о какой бритой голове Перуна, он изображен с белыми (серебрянными) волосами и золотыми усами. Скорее всего (руководствуясь правилом, что источники не описывают очеивдное, но обращают внимание на заметные отличия) волосы и борода Перуна были серебрянные, а усы золотые, тем самым выделяясь на лице идола. Более того, как сообщают нам летописи - если у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды.

Изображение Трокского идола Перуна. Борода хорошо видна.

2. Отсутствие традиции ношения бороды при первых киевских князьях.Можно сколько угодно говорить что первые киевские князья не носили бороды, но в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI в.) прямо говориться: "Аще пострижеть голову или бороду – епископу 12 гривен, а князь казнить". Текст закона относится ко времени отстоящем от правления князя Святослава на 40-50 лет. И в нем уже отмечено, что утрата бороды - одина из тягчайших обид - карается казнью. Очевидно, что за столь короткий срок, представления о чести и бесчестии не могут столь радикально изменится.

Причем надо отметить, что в Пространной редакции "Русской правды" (последняя четверть XI в.) наказание за повреждение бороды существенно уменьшается: "О бороде. А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже...". То есть спустя 60 лет после выхода Судной грамоты Ярослава, потеря бороды воспринималась как бесчестье, но уже не каралась столь строго.

3. Бритье волос и бороды славянскими народами.Если мы исследуем тему бритья волос и бороды славянскими народам, то обнаружим, что оно было весьма мало распространено, а там где фиксируется было следствием влияния иных народов.Так например в хронике архиепископа Дитмара говорится, что мораване брили бороду и усы, а голову коротко остригали по примеру живужих рядом с ними мадьяр (то есть не европеоидных кочевников пришедших из степи). Миниатюры Вюльфенбюттельского кондекса (кон. X в.) показывают нам бородатую и длинноволосую чешскую знать. Точно такие же изображения чехов даны в Вышеградском кодексе (1085 г.). (Нидерле Л., "Славянские древности").Изображение из Вышеградского кодекса. Борода хорошо видна.

4. Связь прически русов с знатностью и военным сословием.Академик В. Янин: "...есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV века: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины — одну, женщины — две». На рельефе из немецкого города Штральзунда того же примерно времени у новгородцев заплетены в косы и волосы, и бороды. Но таков был европейский канон изображения вообще всех людей с Востока, в том числе половцев, татар. Есть икона XV века «Молящиеся новгородцы», там бояре тоже с косами. И то же самое видно на деревянных скульптурках XI века. Эта прическа была характерна для элиты".

Археологические материалы новгородских раскопок. В июле 1995 года во время работ на Троицком XI раскопе было обнаружено целиком сохранившееся деревянное навершие, набалдашник которого был выполнен в виде объемного скульптурного изображения мужской головы. Лицо довольно выразительное, с короткой бородой и четко выделенными зубами. Прическа представляет собой прядь волос, заплетенных в тугую косичку.Борода и длинные волосы заплетенные в косичку материалы Троицкого раскопа.

5. Изображения князей раннего киевского периода на монетах того времени.Если мы посмотрим на монеты (златники и серебренники) Владимира, то обнаружим там следующую картину.Серебренник Владимира Святославовича. Борода у князя очень хорошо заметна (косая линия на побородке, ниже линии усов).

Златник Владимира Святославовича. Также хорошо заметна небольшая борода (при этом щеки князя бритые).

Часть 3.Сторонники теории smeldingа продолжают радовать меня своими креативами.Теперь мне было подан в качестве убойных аргументов следующий набор:

1. Изображение Перуна из Радзивилловской летописиДа в радзивилловской летописи есть такое изображение, которое некоторые считают Перуном. На нем можно при желании усмотреть бритую голову и оселедец.

Но в этой же летописи есть и другое изображение, также считающееся Перуном, у которого на этот раз есть и волосы и борода.То есть помимо очевидных расхождений данных летописи (показывающих и вариант бритый и вариант с бородой и волосами) мы видим очень интересную деталь. "Перун" изображен с атрибутами ему не свойственными - копьем и щитом. Уже одно это позволяет усомниться в правильности атрибуции самой миниатюры и следовательно отвергнуть данный довод.

2. Изображения на монетах Ярослава МудрогоЗдесь вообще не довод в пользу гипотезы об оселедце и усах, а какой то анекдот. На монетах Ярослава Мудрого не изображался киевский князь, а чеканилось изображение Св. Георгия, что можно легко увидеть по нимбу, копью, щиту и надписи на монете.

3. Изображения в Радзивилловской летописиСитуация такова, что ссылающиеся на миниатюры расчитывают на то, что те, кто будет читать их рассуждения не видели иллюстраций из древних русских летописей. А там мы можем наблюдать совершенно противоположное их рассказам.

4. Изображения в Изборнике СвятославаВ этом сборнике действительно есть единственная миниатюра в которой пристутвуют князья без бород (но отмечу и без оселедцев). Однако эта миниатюра содержит и изображение князя с небольшой бородкой, очень похожей на ту с которой изображались князья Владимир и Ярослав. также надо отметить, что из четверых безбородых - трое это юноши, дети Святослава Ярославича. Так что пример этой миниатюры по меньшей мере очень спорный и ничего не доказывающий.

Дополнения:Изображение князя Святослава из Радзивилловской летописи. Комментарии излишни.

Икона Св. кн. Глеба. Вторая четверть XI века. Еще один источник близкий по времени к Изборнику Святослава. У князя хорошо видна небольшая клиновидная борода.

В данном посте приведен полный текст с иллюстративным материалом. источник и комментарии доступны по ссылкам в текссте. Иллюстрации в связи с значительным объемом трафика убраны под кат.

oldrus.livejournal.com

Исторический портрет Ярослава Мудрого. Князья Киевской Руси

Исторический портрет Ярослава МудрогоЯрослав Мудрый, князь Древней Руси, известен любому школьнику. Когда-то великий правитель огромного государства, теперь он мирно живёт на страницах учебника истории, открывая для молодых умов новые сведения про свою удивительную деятельность. Настоящий патриот, тонкий дипломат, опытный экономист и истинный ценитель искусства – всё это можно сказать про князя. Исторический портрет Ярослава Мудрого кратко описать невозможно, так как период его правления щедро унизан добрыми делами и умными поступками.

Война с братьями за престол

После смерти князь Руси Владимир оставил много наследников-сыновей. Старший, Святополк, решил стать единым правителем, с этой целью он убил младших братьев: Глеба, Бориса и Святослава. Оставшийся в живых Ярослав, в то время князь Новгорода, узнав о злодеяниях родственника, собрал дружину и пошёл на Киев. Битв за трон между братьями было много. Святополк, прозванный за свой злой нрав и нетерпимый характер Окаянным, часто просил помощи у печенегов. Силы были неравны, и Ярослав отступал. Но сам русский народ в один день, устав от несносного правителя, ополчился и помог новгородцу победить брата и занять престол.

Немного позже ему также пришлось выйти на поле боя с Мстиславом, который правил в Тмутаракани. Ещё один объявившийся брат тоже захотел сместить с престола более удачливого сына Владимира. Но и тут победил Ярослав. Его очень поддерживали как дворяне, так и простые крестьяне. С тех пор началась эра расцвета Древней Руси. Исторический портрет Ярослава Мудрого (ок. 988–1054) и сегодня говорит о мужестве и глубокомыслии этого великого правителя.

Князья древней Руси. Кто они? Исторические портреты

Почему Мудрый?

Прозвища князьям давал простой народ, исходя из их стиля правления, привычек или черт характера. Исторический портрет Ярослава Мудрого чётко даёт понять, что человек он был действительно глубокий, с широким кругозором и аналитическим складом ума. Прозвищем "Мудрый" его наделили из-за его неутомимой просветительской деятельности. Он не только читал летописи и книги, что в то время считалось пиком учёности, он также делал всё для того, чтоб грамотность распространялась на все слои населения.

Представители духовенства по его указанию начали обучать детей искусству чтения и письменности. Также князь открыл первое училище для мальчиков, которое находилось в Новгороде. В XI веке это стало большим событием, перевернувшим представление людей о жизни. Покупая книги в больших количествах, князь собрал огромную библиотеку и передал её Софийскому собору. Ярослав Мудрый – пример исторического портрета правителя, который постоянно думал о благополучии своих подданных и всячески этому способствовал.

Введение переводов

Ярослав Мудрый (1019-1054)Исторический портрет Ярослава Мудрого свидетельствует о незаурядном складе ума князя, его поразительных способностях в науке и творчестве. Он стал первым на Руси, кто решил не только читать и писать книги, а и переводить уже существующие труды иностранных летописцев и мудрецов.

Он почитал мудрость представителей иных держав, особенно поражали его мыслители Древней Греции. Ярослав приказал перевести их философские трактаты, чтоб люди, которые хотели их прочитать, пользовались родным языком, славянским, тем самым его совершенствуя и изучая глубже. Придерживаясь этого принципа, он положил начало разрушению зависимости русских учёных от наследия Византии. И когда возник вопрос о назначении нового митрополита, он не вызвал его из-за границы, как было принято раньше, а назначил своего, Иллариона, из простого славянского села Брестов. Церковный устав, Номоканон, тоже перевели на родной язык, как того велел князь. Быть лучше всех, не бояться изменений – это те черты характера, которые сквозь века демонстрирует исторический портрет Ярослава Мудрого. История России до этого не знала таких правителей.

Первый рукописный закон на Руси

Исторический портрет Ярослава Мудрого. История РоссииДа, к этому благому и нужному делу также приложил руку Ярослав Мудрый. Он стоит у истоков создания самого древнего русского памятника юриспруденции – "Устава" ("Русской правды", или "Суда Ярославля"). Современные исследователи в один голос заявляют, что это не простая книга, написанная князем, не только его размышления и мысли, а очень глубокая работа в сфере права, целый сборник законов, порядков и обычаев, действующих в те далёкие времена. Говорили, что в создании сборника правителю помогали частные лица. Но даже если они и полностью написали "Устав", вклад Ярослава переоценить невозможно. Так как он, как минимум, покровительствовал им, собрал их всех под одной крышей, объединил одним делом и довёл его до конца – издал сборник.

"Устав" усиливал ответственность за убийства, поджоги, порчу скота и имущества. Он стоял на страже здоровья и жизни простых людей, предусматривал финансовую компенсацию за нанесённые увечья и оскорбления. Он рекомендовал проводить экспертизу, розыск преступников по горячим следам, проверять лживые показания – на этом пока ещё начальном уровне развития этих составляющих современной правоохранительной системы.

Расцвет Киева

Ярослав Мудрый (1019–1054 - годы его княжения в Киеве) правил достойно. На этот период припадает расцвет государства и столицы давней Руси – Киева. Князь покровительствовал религии. Он приветствовал строительство новых храмов и церквей. Во время его правления начали возводить первые монастыри, среди них известный всему миру Киево-Печерский. Сегодня это целая Лавра, которая поражает своей красотой и роскошью. Это центр религиозной жизни в Киеве.

Князь Ярослав Владимирович Мудрый: политический портрет

Также Ярослав укрепил этот город огромным валом, превратив его в настоящую крепость. Южный вход обрамляли ворота, их назвали "Золотыми" из-за церковных куполов. Также в центре этой части города был возведён митрополий собор, известный как Софийский. Эти здания в давней столице городов русских сохранились до нашего времени в прекрасном состоянии. Они излучают славу и силу наших предков. Миллионы туристов каждый год приезжают в Киев, чтоб посмотреть на эти рукотворные чудеса.

Благодаря князю начало активно развиваться ремесло. Мастера со всех уголков Руси съезжались в Киев и устроили тут целое поселение. Ныне это место называется Подол. Столица русского княжества достигла апогея развития и сравнялась с такими европейскими столицами, как Лондон и Париж.

Внешняя политика князя

Ярослав Мудрый: пример исторического портретаОн сумел расширить границы Руси. Его власть накрыла и западную часть Чудского озера: на этой земле построили Юрьев город, известный сегодня как эстонский Тарту. Желание сделать своё княжество лучше всех – это кредо, которое излучает исторический портрет Ярослава Мудрого. История России свидетельствует о том, что он сумел восстановить власть на Немане над ятвягами. Он полностью перестроил и возродил не только Киев, но и Новгород, Владимир-Волынский, Чернигов.

Ярослав укреплял границы княжества, вёл активную борьбу с кочевниками. Когда они добирались до границ его государства, он собирал дружину и успешно отбивал атаки противника. Его боялись и уважали. Ярослав был очень воспитанным и интеллигентным человеком, его принимали в самых влиятельных странах Европы: Британии, Франции, Германии, Норвегии, Византии. Правители этих держав пили с ним чай за одним столом, общались на равных и считали Русь полноценной, развитой и сильной государственной единицей того времени.

Династические связи

Князь Ярослав Владимирович Мудрый, политический портрет которого сегодня описан в каждом учебнике истории, показал, какие ценные для него браки, заключённые с представителя царских домов Европы. В этом тоже проявлялась его прославленная мудрость. Сам он женился на дочери шведского короля Ингигерде, которую перекрестили в Ирину.

Сыновья его тоже составили неплохую партию. Изяслав выбрал себе сестру польского короля, Игорь – принцессу Германии, Святослав – австрийскую принцессу, Всеволод – греческую царевну из рода Мономах, у которой родился другой русский прославленный князь Владимир Мономах.

Дочери князя Ярослава устроились ещё лучше. Анастасия вышла замуж за короля Венгрии, Елизавета – за норвежского правителя, Анна – за французского короля. Как видим, эти династические связи ещё больше укрепили положение Руси на политической и экономической мировой арене. И показали всем европейским государствам силу и мощь наших прославленных предков.

Установление Российского императорского дома

Исторический портрет Ярослава Мудрого (ок. 988-1054)К этому важному моменту тоже приложил руку Ярослав. Он сумел породниться почти со всей Европой, и это способствовало процветанию его великого княжества. Исторический портрет Ярослава Мудрого показывает, что активная внешняя политика помогала ему в делах внутренних. Так, благодаря обширным семейным узам, он наладил торговлю, начал обустраивать города и ещё больше укреплять границы.

Династическая политика была утверждена и на законодательном уровне. Александром Благословенным было положено начало Российского императорского дома. Согласно с этим постановлением, особы царского рода не имели права заключать неравные браки. Этим добивались ещё большего развития княжества. Ведь связи с царскими домами других держав только укрепляли положение Руси, так как от других союзов толку было мало. Кровные узы также помогали избегать войн, в случае нападения противника предусматривали активную поддержку и помощь, обогащали казну и развивали все сферы жизни княжества.

Заключение

Исторический портрет Ярослава Мудрого: кратко Исторический портрет Ярослава Мудрого открывает нам всю глубину мысли князя, его дальновидность и аналитический склад ума. Он точно знал, что нужно для развития державы и чётко придерживался своего плана. Благодаря ему, Русь достигла апогея своего развития. Экономика, торговля, искусство и строительство находились на наивысшем пике. Государство не только процветало, оно заявило о себе на политической мировой арене. С Русью считались, её уважали и почитали.

Какими же были наследники Ярослава, князья Древней Руси? Кто они? Исторические портреты показывают, что достойного последователя у Мудрого не было. Ни один из его сыновей не смог решительно пойти по стопам отца, поэтому такого развития Русь в те далёкие годы больше не видела. Все достижения князя потихоньку угасали, темпы развития снижались, а потом и вовсе сошли на нет. Надвигались тёмные средневековые часы, Смутное время. Русь как будто забылась в летаргическом сне, дожидаясь нового сильного и мудрого правителя.

fb.ru