Медицина Древней Греции. Гиппократ. Сборник Гиппократа. Медицина древней греции гиппократ
МЕДИЦИНА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ГИППОКРАТОВ СБОРНИК Гиппократ
МЕДИЦИНА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ГИППОКРАТОВ СБОРНИК.
Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейског Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам, отцом Гиппократа был врач Гераклид, матерью — Фенарета. изначально медицине Гиппократа обучали в асклепионе Коса его отец Гераклид и дед Гиппократ — потомственные врачиасклепиады. Он прошёл обучение также у знаменитого философа Демокрита и софиста Горгия
Став после смерти своих родителей странствующим врачом периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике". С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии. У Гиппократа было два сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его непосредственным руководством и влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника" написана ими. Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по другим 104 лет. Похоронен в Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё во II в н. э. показывали путешественникам. Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460 -377 гг. до н. э. ), изложенные им в "Клятве", а также в книгах "О законе", "О врачах" и др. Гиппократа называют "отцом медицины". Эта характеристика не случайна. Она фиксирует рождение профессиональной врачебной этики.
ГИППОКРАТ ДЕЛИТ ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ НА ДВА КЛАССА: К первому классу он относил болезни, вызванные общим вредным влиянием со стороны климата, почвы, наследственности. Ко второму классу были отнесены болезни, связанные с “личными” условиями – условиями жизни и труда, питания (диеты), от возраста. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков – здоровье.
В МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ ГИППОКРАТ, ВЫДВИНУЛ ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА ЛЕЧЕНИЯ: не вредить больному; противоположное – лечить противоположным; помогать природе; щадить больного. Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей. Гиппократ
По мнению Гиппократа, все люди делились на четыре типа по своей конституции и поведенческому характеру. Если в организме преобладало количество крови, то такой человек относился к сангвиникам. Избыток желтой желчи характерен для холериков, а слизи для флегматиков. Большая концентрация чёрной желчи характерна для меланхоликов.
По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду. Заострившийся нос, впалые щёки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствует о близкой смерти больного. И теперь ещё такая картина называется “Гиппократовым лицом”. При осмотре лица Гиппократ обращал внимание на губы: синеватые, обвисшие, холодные губы предвещают смерть. Красный и сухой язык - есть признак тифа. Когда язык, в начале болезни, точечный, а затем переходит в красноватый и багровый цвет – жди беды. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; установлены стадии развития болезней; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). Лицо страдающего паркинсонизмом. Выражение насильственного смеха признак тифа
СКАМЬЯ ГИППОКРАТА
Большой вклад в развитие древней онкологии внёс Гиппократ. Термин “рак”, как полагают, был присвоен Гиппократом опухолям, напоминающим по форме распространения, распускающиеся в стороны ножки омара. Это, прежде всего, относилось к раку молочной железы. Термин “саркома” Гиппократ предложил для мясистых опухолей, заметив внешнее сходство некоторых из них с рыбьим мясом. Необходимо отметить, что эта терминология используется в медицине по настоящее время. В трудах Гиппократа встречаются указания на зачатки гинекологии. Одна из глав называется “О женских болезнях”. В этой главе Гиппократ описывает симптомы и диагностику смещений матки, воспаления матки и влагалища. Он рекомендует и некоторые хирургические вмешательства в гинекологии – удаление опухоли их матки с помощью щипцов, ножа и калёного железа.
ГИППОКРАТОВ СБОРНИК Общее число книг Сборника определяется различно. В зависимости от того, считать ли некоторые книги самостоятельными или продолжением других; Литтре, например, насчитывает 53 сочинения в 72 книгах, Эрмеринс67 книг, Дильс – 72. Несколько книг, по-видимому, утеряны; другие заведено подложены. Располагают эти книги в изданиях, переводах и историях медицины в самом различном порядке - в общем, следуя двум принципам: или по их происхождению, т. е. предполагаемому авторству таково, например, расположение Литтре в его издании и Фукса в « Истории греческой медицины» , или по их содержанию. Сочинения Гиппократа вероятно не дошли бы до потомства, если бы они не попали в александрийскую библиотеку, основанную преемниками Александра Македонского, египетскими царями - Поломеями в недавно основанном городе Александрии, которому суждено было надолго быть культурным центром после падения независимости Греции. При этой библиотеки состояли учёные мужи: библиотекари, грамматики, критики, которые оценивали достоинства и подлинность сочинений и вносили их в каталоги. В эту библиотеку съезжались учёные разных стран для изучения тех или иных сочинений, и много веков спустя Гален рассматривал списки творений Гиппократа, хранившихся в ней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Учебник Т. С Сорокина «История медицины» Лисицын Ю. П. Гиппократ // Большая медицинская энциклопедия: В 30 томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — 3 -е издание. — М. : Советская энциклопедия, 1977. Бохан К. Л. К 2450 -летию со дня рождения Гиппократа (рус. ) // Хирургия. Журнал им. Н. И. Пирогова. — В. Д. Небылицын. Темперамент. Большая Советская Энциклопедия М. : Медиа Сфера, 1997. Гиппократ. Предисловие (С. Ю. Трохачев) // Этика и общая медицина. — СПб. : Азбука, 2001.
present5.com
Медицина Древней Греции
Если бы до нас не дошли знаменитые произведения Гомера, мы вряд ли могли узнать о самых древних временах греческой медицины. В Древней Греции врачи пользовались огромным уважением и независимостью от государства. Например, никто не мог заставить врача лечить против его воли или отправить на войну. Но все врачи были настолько высокоморальными и нравственными людьми, что никогда не ждали особого приглашения и оказывали помощь всем нуждающимся.
Медицина в Древней Греции развивалась поэтапно в течение столетий. На искусство врачевания оказывали влияние персы, египтяне и вавилоняне. Все секреты предавались только другим врачам, а поскольку медицина была наследственной профессией, то отец обучал сына, тот своего сына и так далее. У греков также был свой бог врачевания – Асклепий, прообразом которого считают реального целителя.
Бог Асклепий: миф или реальность?
Культовым божество целителя стало лишь через несколько веков после существования его прообраза, который прославился своим искусством исцеления во времена Троянской войны, о чем собственно и написал в своей поэме «Илиада» великий Гомер.
Изучая древнюю мифологию разных народов можно заметить, что приблизительно в один временной период у каждой цивилизации появлялись некие учителя, впоследствии относимые к божествам. К сожалению, сегодня можно лишь строить теории о том, кем были эти люди, обладающие столь глубокими и несоответствующими уровню развития человечества тех времен знаниями. Были это внеземные гости или выжившие наследники погибшей великой земной цивилизации, до сих пор не известно. Но факт в том, что все эти личности оказали огромное влияние на дальнейшее развитие известного исторического периода человечества.
Асклепий был не один – у него были дочери и сыновья, каждый из которых впоследствии вошел в пантеон богов врачевания как знаток той или иной области медицины. Например, Махаон был прекрасным хирургом и стал богом хирургии, а Подалирий умел исцелять внутренние болезни. Отцом же Асклепия считали Аполлона, а его учителем самого кентавра Хирона. Рассказывают, что Асклепий даже умел воскрешать к жизни и возвращать души из царства мертвых, чем однажды сильно прогневал бога Аида.
Во времена культа бога Асклепия ему стали воздвигать храмы, в которых лечили больных. То есть это были прообразы госпиталей и больниц. При этом считалось, что главную роль в исцелении играют боги, приходящие во время сна. Исцелялись даже слепые. Во сне к ним часто являлись боги врачевания или сам Асклепий, требующие принести жертву, затем производились какие-то манипуляции, и в результате больной выздоравливал. Есть подозрение, что жрецы храма просто усыпляли больных наркотическими средствами, а затем делали им хирургические операции, но только никто об этом даже не догадывался.
Школа Пифагора
Развитию медицины способствовал также особый дискуссионный дух соперничества между разными школами, образовавшимися на протяжении столетий. Одной из них была Кротонская школа, основанная знаменитым философом и математиком Пифагором, жившим в конце VI – начале V века до нашей эры. Это был мудрейший человек своей эпохи. Он много путешествовал, учился у разных мудрецов, а затем, собрав вокруг себя единомышленников из аристократической молодежи, основал особый союз, придерживающийся специального свода правил. Именно с этим союзом была связана кротонская медицинская школа. Пифагор считал медицину высоким искусством и уделял ей должное внимание, о чем говорит высокий уровень здоровья всех его союзников и учеников. В частности, в качестве профилактических мероприятий, способствующих здоровью, особое внимание уделялось правильному питанию, режиму, гимнастике и музыке.
Что такое гуморальная теория
Каждая из медицинских школ по традиции разрабатывала собственную теорию, на основе которой и строила правила врачевания. Некоторые из школ считали заболевания местными проявлениями страданий и направляли усилия на исцеление конкретного их проявления. Другие полагали, что болезнь проявляется как следствие общего расстройства организма и пытались найти и устранить причину. Кстати, по этому поводу даже в современной медицине до сих пор нет единогласия.
Косская школа, последователем которой был Гиппократ, ввела учение о четырех стихиях, лежащих в основе гуморальной теории. Согласно ее постулатам здоровье организма зависит от равновесия 4 типов жидкости (телесных соков), то есть крови, флегмы и двух видов желчи – желтой и черной. Классиком данной теории считается Аристотель, изложивший подробное ее описание в своих трудах. Эта теория перекликается с медицинскими представлениями целителей древнего Китая, считавших четыре стихии – основой и началом всех процессов в мире и человеческом организме.
По гуморальной теории каждая из жидкостей организма обладала особыми характеристиками, которые должны были находиться в равновесии. При его нарушении наступало ухудшение здоровья, и требовалась помощь врача для восстановления правильной циркуляции этих жидкостей в теле больного.
Медицина Гиппократа
О жизни и биографии великого врача Гиппократа известно очень мало. Он родился и жил в V веке до н. э. в семье потомственных врачей, поэтому его первым учителем стал собственный отец. Затем молодой медик отправился в странствия, посетил многие города и провинции, участвовал в качестве военного врача в походах, где приобрел хороший опыт и заодно снискал себе славу знаменитого врачевателя.
Труды Гиппократа заложили основу развития медицины и объединили известные к тому времени медицинские познания в систему, а впоследствии и отдельную школу. Гиппократ первый описал многие виды растений и их полезные свойства. Например, крапива использовалась как кровоостанавливающее и как средство для лечения болей в суставах. Конечно же, в те времена великий врач еще ничего не мог знать о полезных свойствах муравьиной кислоты, находящейся в избытке в этом растении и отвечающей за жгучие прикосновения.
По обычаям производить вскрытие умерших людей было запрещено, поэтому представления о внутреннем строении организма врачи получали, вскрывая трупы животных. Но самым лучшим способом узнать внутреннее строение человека была возможность поучаствовать в военном походе. Поэтому греческие целители сопровождали армии, принимавшие участие в военных баталиях тех времен, оказывая помощь раненым и получая новые анатомические знания.
Учение о равновесии
Гиппократ считал, что залогом здоровья является умеренность во всем – работе и отдыхе, питании, занятии спортом и любовью. Это стало основой его учения и, как мы можем наблюдать сегодня, до сих пор не утратило своей актуальности. Он полагал, что сновидения человека также могут давать информацию о его состоянии и даже написал об этом целый трактат, в котором указывал, какие болезни могут предвещать те или иные сны, и каким образом предотвращать их развитие при появлении подобных «знаков», посылаемых богами.
Клятва Гиппократа
Гиппократ стал автором одного из главных медицинских тезисов «Не навреди», который получил широкое распространение среди врачей всего мира. В своем трактате «О враче» он заложил принципы медицинской этики и нравственных качеств, которые должны быть свойственны врачу. По мнению Гиппократа, врач должен презирать деньги, быть совестливым и скромным, но в то же время решительным, обладать знаниями и умениями, быть опрятным и спокойным, а также корректным в обращении с больным.
Знаменитая «Клятва Гиппократа» входит в «Гиппократов сборник», составленный после смерти врача его последователями. Считается, что большинство трудов из него принадлежат перу самого великого целителя, но на самом деле под его именем был составлен целый сборник книг и знаний, которые считались откровениями богов, а не людей, и являлись руководством для всех последующих поколений врачевателей.
xn--80aafyrjrx8f7a.xn--p1ai
Гиппократ – врач древней Греции
Гиппократ – знаменитый древнегреческий врач. Вошел в историю как отец медицины. Гиппократ является исторической личностью.Упоминания о «великом враче –асклепиаде» встречаются в произведениях его современников –Платона и Аристотеля.
Гиппократ родился около 460г. До н.э. острове Кос в восточней части Эгейского моря. Из произведении Сарана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Гиппократ – врач Древней Греции. О нём мы знаем очень мало. Он родился на острове Кос. Его отец был богатым и известным человеком. В Древней Греции все знали Гиппократа как известного и опытного врача. Он прожил долгую жизнь. В некоторых книгах пишут, что он жил 83 года, а в некоторых – 104 года. Он написал много книг: «Афоризмы», «Эпидемия», «О ранах головы», «О древней медицине» и др.
Его книга «Афоризмы» начинается так: - «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен использовать в деле всё, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны помогать врачу в его работе». Это значит, что врач должен быть умным, опытным, внимательным, любить науку и человека. Мы говорим, что Гиппократ – отец медицины. Он был терапевтом, хирургом, инфекционистом, стоматологом, фармацевтом. Он написал клятву врача. И сейчас, когда студент поступает в университет и когда уходит на врачебную практику, он даёт клятву Гиппократа.
№21 Экологические проблемы Казахстана
Наиболее вредные производства – это свинцово-цинковое в районе Усть –Каменогорска , свинцово-фосфатные в Шымкенте, фосфорная промышленность Тараза, хромовые предприятие Актюбинска. Наиболее загрязнённый атмосферный воздух над Восточно-Казахстанской , Карагандинской, Павлодарской областями.
В городах Казахстане основной вклад в загрязнение воздуха вносит автомобильный транспорт. Низкое качество используемого топлива и отсуствие фильтров по очистке выхлопных газов, плохое состояние подвижного состава автохозяйств, увелечение количество автомобилей в городах , приводят к тому, что в атмосферу выбрасывается огромное количество окси углерода, свинца.
В пятнадцати городах республики повышен уровень загрязнение атмосферного воздуха вредными выбросами. Среди этих городов – Зыряновск , Актау, Темиртау, Тараз , Петропавловск, Шымкент , Алматы. Высокий уровень загрязнения воздуха в городах является следствием устаревших технологий производство, неэффективные очистные сооружение, низкое качество используемого топлива. Основные загрязняющие вещества – это пыль диоксид серы , диоксид азота, углеводороды, фенол.
Каждый из этих веществ по –своему отрицательно влияет на здоровье. Пыль например вызывает заболевания дыхательных веществ, печени. Крови. Наиболее пыльные города Казахстана –Актау Атырау, Жезказган Семипалатинск, Усть –Каменогорск. Расстройства нервно системы могут быть вызваны повышенным содержанием в воздухе окси углерода. При этом возникают головные боли, снижается память расстраивается сон. Высокое содержание окси углерода наблюдается в таких городах как Аматы, Актобе , Караганды ,Костанай , Петропавловск , Павлодар и некоторые другие . Если же воздухе присутствует несколько видов загрязнителей, что обычно и происходит отрицательный эффект ещё более усиливается. Это сказывается на иммунной системе, что зачастую проводит к онкологическими заболеваниям.
№22
Тема: «Экология ХХ1 века»
Экологические ппроблемы нынешней цивилизации сегодня затрагивают такик сферы как ресурсы, производство, демография,отходы, проблемы глобализации.
Еще никогда человечество не истребляло такое количество ресурсов нашей планеты как сегодня.
Демографический рост превзощел все прогнозы. Только при жизни одного поколения нас стало больше в три раза, в результате чего стала увеличиваться сила демографи ческого пресса. Постояннно возростающее энергические потребности грозят исчерпать и без того тощие и скопаемые ресурсы. Острота социально-экономической ситуации в бедных старнах уже привели к невосполимым потерям в биосфере планеты. Тропические леса которые еще называют «легкими нашими планеты». Безпощадно вырубаются и уже трудно сказать смогут ли еще они еще когда-нибудь возродится загризнение и уничтожинение окружающий среды уже давно вышла из-под контроля не только лишь в слаборазвитых странах. У экономических лидеров проекты утилизации отходов трещат по швам.
Тысячелетиями человечества жила и развивалась даже не подазревая, что может настать момент, когда невозможно будет пить чистую воду, дышать чистым воздухом, илм выращивать растения на земле.
Каков же из этого вывод? Нам пора осознать, что от каждого человека зависит будущее наших детей. Нельзя забывать, что человечество состоит на гране вымирания, и удастся ли нам выжить или все-таки это невозможно. Тут все как и всегда в истории – зависит от нас.
№ 23. Казахское гостеприимство.
С древних времен гостеприимство было отличительной чертой казахского народа. Гостей приглашали к дастархану, усаживали на почетное место и угощали самым лучшим, что было в доме. В национальной культуре ритуалу угощении отводится особая роль- любое блюдо подается с определенным значением и к месту. Казахи знают, как с помощью конакасы (қонақ-гость, ас-угощение) можно помирить людей, оказать честь уважаемым гостям. Большое внимание уделялось также посуде- она должна быть красивой и чистой. За всю свою многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и хранения мясной и кисломолочный продукции, которым пользуются до сих пор, особенно в аулах.
Готовить еду, запасать ее впрок было обязанностью женщин. Они знали рецепты приготовления множество блюд и передавали свои знания из поколения в поколение. Это и медовый кумыс и пенистый шубат, нежный курт и сушеный творог, янтарное масло, тающаю во рту халва и др.
Куда бы вы ни поехали, в каком бы ауле ни угощались, национальная еда, приготовленная руками простых женщин, имеет неповторимый вкус, тем более, что готовится она на костре и вкушается на свежем воздухе. Обязательное угощение казахи считали признакам дружбы, братство, единство. Гостя расспрашивали о его здоровье, здоровье родных и близких. Специально для гостей казахи хранили все самое вкусное. Не у каждого народа есть такие человечные обычай.
Врач должен иметь глаза Сокола,руки девушки,мудрость змей и сердце льва
Глаза сокола
Чтобы врач видел верное положение дел у пациента его глаза,его внимание должны довияться ложному вс
Руки девушки .От Бога:Если есть сострадание в душе –можно совершенствовать и руки не станут девучьими.
Сердце льва: Пусть не дрогнет рука ,когда держит скальпель над сердцем человека.Пусть не уменится дух,когда нужно сказать’’Я возвращу вас к жизни!” Пусть не дрогнет сердце врача ,когда на руках у него собственный, родной сын,лишь сердце льва способно на великое предназначение быть врачом.
Сегодня врач как никто другой принимает участие в жизни человека,поддерживая его в сложный жизненных ситуациях.Способность к состраданию ,умение понять боль человека,существовать его беде.
№25.
В народе говорят, что у каждого врачи есть свое маленькие кладбище. Да, бывают случай, когда медицины бессильна, однако все наше, как это ни страшно, пациенты становится жертвами непрофессионального осмотр лечение врачей, расплачивались своим здоровьем, а парой и жизнью, за ошибки. А с чего все начинает не? С руководства медицинского учреждение.
Чтобы не отступать от правильного пути, не совершат ошибки. С начало надо поступить глубокие знание. Врачам может стать далеко не каждый. Для врача очень важно принимать мнение за жизнь другого. Это очень тяжело. Способность понять боль человека, отталкивать его от не правильного шага. Они каждый день совершают героические поступки, спасая жизнь человека.
infopedia.su
Медицина Древней Греции. Гиппократ. Сборник Гиппократа — реферат
Медицина Древней Греции. Гиппократ. Сборник Гиппократа.
Медицинское знание существовало в Древней Греции на высоком уровне. Оно было неразрывно связано с религией и философией. Греки знали большое количество заболеваний и способов их лечения, также процветала храмовая медицина. Многие термины, предложенные в то время, активно используются по нынешний день. А символ бога Асклепия – чаша со змеей – одна из наиболее известных медицинских эмблем.
Медицина и религия
Покровителем медицины в Древней Греции являлся бог-целитель Асклепий, чей культ сложился примерно в VII веке до н.э. Считается, что его прообразом стал легендарный врач времен Троянской войны. Греки верили, что он был сыном бога Аполлона, который сам помог малышу родиться, проведя первое кесарево сечение. Причастны к медицине были и некоторые другие боги Олимпа.
Сыновей Асклепия также почитали как легендарных лекарей. Известнейшим их потомком считали Гиппократа. Одним из атрибутов Асклепия была змея. Она являлась символом мудрости, обновления и могущества природных сил. Позже стал изображаться посох или чаша, обвитые змеей, которые по нынешний день являются эмблемами медицины.
Первые святилища, посвященные Аскепию, были возведены в VI-V веках до н.э. в Пелопоннесе, Фессалии и на Косе. Назывались они асклепейонами. В их центре располагались храмы и жертвенники. Место для их сооружения выбиралось возле минерального источника с целебной водой и кипарисовой рощи. Хоть там нельзя было находиться роженицам и тяжело больным, в них оказывались некоторые медицинские услуги. В основном это было водолечение и прием лекарств.
Таким образом, асклепейоны явились прообразом первых больниц. Практиковался там «искусственный сон» – состояние, которое достигалось применением гипноза и наркотиков. В таком виде больные легко переносили боль и даже хирургические операции. За оказанные услуги храмам приносились дары – мраморные руки, ноги, серебряные сердца, которые символизировали исцелившуюся часть тела.
Древнегреческие врачи
Врачевание в храмах было очень популярным, но не могло конкурировать с настоящими лекарями. Поэтому врачи часто приглашались в асклепейоны для ухода за тяжелыми больными. Медицина была неразрывно связана с философией. Известнейшими врачами были Аристотель, Гераклид, Демокрит.
Они были не только философами, в их трудах были рассуждения о жизни и смерти, развитии эмбриона, болезнях, лихорадке, лекарствах и диете. Долгое время врачевание было семейной традицией. Только в V-IV веках до н.э. в семью лекарей стали принимать учеников со стороны и обучать их. Так появились первые медицинские школы и новые направления: книдская, кротонская, сицилийская и косская.
Представления о болезнях и строении человеческого тела
Одними из основных источников сведений о быте и культуре Древней Греции являются эпические поэмы Гомера – «Одиссея» и «Илиада». То же относится и к медицинским знаниям. В поэмах детально описано 141 повреждение конечностей и туловища, среди которых есть проникающие и поверхностные раны, ушибы и нагноения от ядовитых укусов змей. Упоминалось там и о рождении живого семимесячного малыша, об эпидемии чумы и использовании серы в качестве лекарства.
Греки умели извлекать из тела стрелы, останавливать кровь, накладывать фиксирующие и давящие повязки. Обрабатывать раны умели не только врачи, но и сами воины. Многие термины, использующиеся в то время, дошли до наших дней и применяются в современном медицинском языке.
Гиппократ (Hippocrates) (около 460 до н.э., остров Кос — 377 до н.э.) — древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.
В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.
Гиппократ родился на острове Кос (архипелаг Южные Спорады, юго-восток Эгейского моря) в семье потомственных врачевателей, возводивших свою родословную к Асклепию — богу медицины. В течение своей жизни Гиппократ много путешествовал, объездил Грецию, Малую Азию, побывал в Ливии и Тавриде, основал на родине медицинскую школу.
Гиппократ признан родоначальником медицинской науки. Ему принадлежат сочинения «О воздухе, воде и местности», «Прогностика», «Диета в острых болезнях», «Эпидемии» в двух томах, «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы».
В отличие от своих предшественников Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды. В книге «О природе человека» Гиппократ выдвинул гипотезу о том, что здоровье основывается на балансе четырех телесных соков: крови, мокроты, желтой и черной желчи. Нарушение этого баланса вызывает болезнь.
Задачу врача Гиппократ видел в изучении индивидуальных особенностей больного, в обеспечении мобилизации сил организма для восстановления здоровья. В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения: не вредить больному; противоположное лечить противоположным; помогать природе; щадить больного.
Гиппократ установил стадии развития болезней, заложил основы античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ввел в медицину понятия анамнеза, прогноза, этиологии; разделил людей по темпераментам (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). Его учение оказало большое влияние на представления медиков последующих эпох. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа». (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)
Еще о Гиппократе:
Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа.
Когда он получает диплом, то произносит клятву, освященную его именем. Кроме другого греческого врача — Галена, жившего несколько позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины
Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов — корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия, великого врача гомеровских времен (Асклепия стали считать богом только после Гомера.) У Асклепиадов чисто человеческие медицинские познания передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. Сыновья Гиппократа, его зять и многочисленные ученики были врачами.
Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры, как и всякая культурная корпорация того времени, чисто религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными.
Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца — врача Гераклида — и других врачей острова, затем с целью научного усовершенствования в молодости много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа.
История его жизни малоизвестна, существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Альбрехт Галлер — 18, а Ковнер — несомненно подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса. Это трактаты — «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «О диете при острых болезнях», первая и третья книги «Эпидемий», «Афоризмы» (первые четыре раздела), наконец — хирургические трактаты «О суставах» и «О переломах», являющиеся шедеврами «Сборника».
К этому списку главных работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления», которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.
Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.
Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.
Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и определяла направление современной медицины.
Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат — физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные — условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.
В этих сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания. Врач, прежде всего, приглядывается, и глаз у него острый. Он расспрашивает и делает заметки. Обширное собрание из семи книг «Эпидемий» представляет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В них изложены случаи, обнаруженные в процессе врачебного обхода и еще не систематизированные. В этот текст нередко вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных рядом фактов, словно врач записал мимоходом одну из мыслей, которыми голова его занята беспрерывно.
ГИППОКРАТОВ СБОРНИК
Общее число книг Сборника определяется различно. В зависимости от того, считать ли некоторые книги самостоятельными или продолжением других; Литтре, например, насчитывает 53 сочинения в 72 книгах, Эрмеринс- 67 книг, Дильс – 72. Несколько книг, по-видимому, утеряны; другие заведено подложены. Располагают эти книги в изданиях, переводах и историях медицины в самом различном порядке - в общем, следуя двум принципам: или по их происхождению, т.е. предполагаемому авторству - таково, например, расположение Литтре в его издании и Фукса в « Истории греческой медицины», - или по их содержанию.
Сочинения Гиппократа вероятно не дошли бы до потомства, если бы они не попали в александрийскую библиотеку, основанную преемниками Александра Македонского, египетскими царями - Поломеями в недавно основанном городе Александрии, которому суждено было надолго быть культурным центром после падения независимости Греции. При этой библиотеки состояли учёные мужи: библиотекари, грамматики, критики, которые оценивали достоинства и подлинность сочинений и вносили их в каталоги. В эту библиотеку съезжались учёные разных стран для изучения тех или иных сочинений, и много веков спустя Гален рассматривал списки творений Гиппократа, хранившихся в ней.
Герофил Александрийский, знаменитый в свой время врач, живший около 300 г. до н.э., составил первый комментарий на «Прогностику» Гиппократа; его ученик Бакхий из Танагры продолжал дело своего учителя, - это доказывает, что в III в. Гиппократов сборник входил в состав александрийской библиотеки. От Герофила начинается длинный ряд комментаторов Гиппократова сборника, кульминационным пунктом которого является Гален (II в. н.э.). Последнему мы обязаны главным сведениями о них, так как их сочинения до нас не дошли. По-видимому,
Эти комментарии носили грамматический характер, т.е. объясняли слова и фразы, смысл которых был неясен или к тому времени утерян. Затем эти комментарии относились к какой-нибудь одной или нескольким книгам. Гален указывает, что только два комментатора охватили полностью все сочинения Гиппократа, это - Зевкис и Гераклид теранский (последний – сам знаменитый врач), оба принадлежавшие к школе эмпириков. Из всей массы комментарий Аполлона из Киттия, александрийского хирурга (I века до н.э.), на книгу « О вправлении суставов». Комментарий этот был снабжён в рукописи рисунками.
Гален, который по общепризнанному мнения дал синтез всей античной медицины, большой практик и в то же время теоретик-анатом, физиолог-экспериментатор и, кроме того, философ, имя которого прошло через века наряду с именем Гиппократа, уделил много внимания писаниям своего знаменитого предшественника. Помимо 2 книг: «О догмах Гиппократа и Платона», он дал, по его собственным словам, комментарии к 17 книгам Гиппократа, из которых до нас дошло 11полностью, частями 2 книги, не дошло 4. Частями также до нас дошёл «Словарь трудных слов Гиппократа»; не дошли книги «Об анатомии» Гиппократа, о его диалекте и (о чём можно больше сожалеть) о его подлинных сочинениях.
yaneuch.ru
Медицина Древней Греции. Гиппократ. Сборник Гиппократа — реферат
Гален, который был большой эрудит и читал большинство древних комментаторов, произносит над ними уничтожающий приговор главным образом за то, что они, пренебрегая медицинской точкой зрения сосредотачивали внимание на грамматических объяснениях: они претендуют понимать загадочные места, которые никто не понимает, а то касается положений, которые всем ясны, их-то они не понимают. Причина та, что они сами не имеют врачебного опыта и невежественны в медицине, а это вынуждает их не объяснять текст, а подгонять его к выдуманному объяснению.
Комментаторы после Галена, относящиеся главным образом к византийской эпохе, мало интересны. Книги исчезают, источников меньше, в их писаниях мало оригинальности, и они в значительной степени основываются на Галене. Появляются аббревиатуры, т.е. сокращения ранее бывших комментариев, и, наконец, греческая литература, посвящённая Гиппократу, угасает. Византийцев сменяют арабы. Но Византия в лице своих переписчиков, (по большой части монахов), так же как в своё время александрийская библиотека, сохранила Гиппократа для потомства.
Картина будет неполной, если мы не упомянем об авторах книг Гиппократова сборника. Что он в целом не является произведением одного лица – Гиппократа II Великого, будет ясным для каждого, кто в состоянии просмотреть весь Сборник если не в подлиннике, то хотя бы в хорошем переводе. Прежде всего, бросается в глаза, что стиль, манера письма, выбор слов в различных книгах несколько различны, что производят впечатления, разговора с совершенно различными лицами. Есть сочинения, написанные простым и немного тяжеловесным языком, насыщенные деловым содержанием; сочинения, написанные с целью защитить известное положение общего характера человеком, не чуждым риторики; есть блестящие образцы софистического красноречия в гогрианском стиле и, наконец, высокопарные немного туманные изречения, сильно напоминающие манеру Гераклита. Далее, различия в основных воззрения на количество и характер определяющих болезнь факторов: в одной книге такими признаются слизь и желчь; в другой – кровь, слизь, жёлтая и чёрная желчь; в третей - кровь, слизь, вода и желчь; ещё далее мы встречаем в качестве основного деятеля пневму, или воздух и т.д. Ясно, что один и тот же человек, даже принимая во внимание возможные изменения воззрений и стиля в различные возрасты его жизни, не мог быть автором всех этих различных книг. Имеются, кроме того, в Сборнике повторения, извлечения из других книг, их сокращения с большими или меньшими добавлениями, ясно указывающие на первоисточники и заимствования.
Всё это могла укрыться от учёных, имевших дело с сочинениями Гиппократа ещё в древности, и вопрос о подлинности и подложности отдельных книг Сборника был поднят очень давно. В александрийской библиотеке имелось два каталога сочинений Гиппократа: малый и большой; первый содержал книги, полученные неизвестно откуда, но считавшиеся подлинными; второй заключал в себе книги, привезённые в Александрию различными судами в ответ на призыв Птоломеев, отовсюду собиравших рукописи. Эти «корабельные» рукописи не пользовались особым доверием. Уже один из первых комментаторов Гераклид тарентский считал книгу « О соках» подложной. Гален приводит целый ряд мнений его предшественников об авторах различных книг, присоединяя сюда свои собственные. Например, по Диоскориду, издателю сочинений Гиппократа, о котором было упомянуто раньше, 1-я книга «Болезней» принадлежит Фессалу, сыну Гиппократа; книга « О природе ребёнка» - Полибию, зятю и ученику Гиппократа, также как книга «О страданиях». К сожалению, сочинения Галена, специально посвящённое вопросу о подлинности книг, до нас не дошло, но из отдельных указаний в других сочинениях можно усмотреть, что, например, 2-ю, 4-ю и 6-ю книги «эпидемий» он приписывал Фессалу, 5-ю-Гиппократу, сыну дракона. К показаниям Галена, впрочем, как неоднократно указывалось, нельзя относится с полным доверием, так как он оценивал подлинность произведений по тому, насколько они соответствовали его собственным воззрениям, не обращая внимания на их стиль и противоречия.
Во всяком случае, древние авторы, писавшие сотни лет после Гиппократа, да к тому же дошедшие до нас в отрывках и через вторые руки, не смогли дать нам сколько-нибудь убедительных доказательств подлинности того или иного произведения. В этом отношении учёные нового времени, стоящие вдалеке от волновавших в то время вопросов и вооруженные методологией критического исследования, имеют перед ними несомненное преимущество.
Греческие рукописи в течение средних веков не имели распространения в Западной Европе. Они появились в Италии после падения Константинополя (1453). К этому времени относится появление и рукописей Гиппократова сборника, имевших огромную популярность. Появились сочинения Гиппократа и других врачей и в Москве с большой коллекцией рукописей.
Детальное изучение рукописей Гиппократа, хранившихся в Париже, осуществили французские учёные. Последние по времени работы по Гиппократу принадлежат немецкому ученому Илльбергу. В целом рукописи (ещё их называют кодексы) относятся к различным векам. Это понятно по характеру букв и свойствам писчего материала, из имени переписчика, или заказчика и т.д. При этом, кодексы можно выделить в группы одинакового происхождения и иногда установить их генеалогию, например:
Самый старый кодекс – Венский (X век), затем Парижский (XII век), итальянский, Флоренция, (XII-XII вв.), содержащие хирургические сочинения Гиппократа, и другие. Самым значительным и старым кодексом является Венецианский (XI века), в котором кроме перечня 60 сочинений Гиппократа, имеется «словарь гиппократовских слов Галена », биография Гиппократа по Сорану, почти все указанные в перечне произведения, а также письма. Основные тексты старых кодексов послужили источниками для других, более новых - XIII-XVIII веков, самым крупным из которых является Парижский. Тщательный филологический анализ всех имеющихся кодексов позволяет думать, что, несмотря на искажения и перестановки в основе этих кодексов лежит один первоисточник. Первое печатное издание Гиппократа было на латинском языке в XVII веке в переводе Фибиа Кальва, друга художника Рафаэля.
С XIX века издания сборника Гиппократа вступили в новую стадию, научно-критическую. Тщательный анализ кодексов дал возможность делать некоторые выводы об их подлинности: это краткость стиля, ионийский диалект, важность и простота изложения и отсутствие теоретических выводов и анатомических деталей. Лучшей классификацией сборника Гиппократа является работа немецкого учённого Линка, в которой он разделил все сочинения на 6 классов: 1-й-теория желчи и слизи; 2-й-о жидкости и элементарных качествах; 3-й-сборники, отрицающие учения о жидкостях; 4-й – огонь; 5-й-основное начало; 6-й-теории истечения из головы. Тщательно анализируя сборники, Линк задаёт вопрос: «Кто такой Гиппократ, и был ли он вообще? ». В дальнейшем продолжается активный поиск ответа на этот вопрос.
Лучшим представлением о современном состоянии вопроса является статья немецкого учёного Фукса: «История врачебного искусства у греков» (1902).
В указанной статье Фукс резюмирует всю научную работу XIX века и даёт классификацию Гиппократова сборника. В статье «сборники Гиппократа» классифицируются по принадлежности к различным школам и группам врачей – софистов, при этом решить определённо ,какие книги принадлежат к Гиппократу, какие нет, Фукс не берётся.
Подводя итоги всем исканиям подлинного Гиппократа почти за 22 столетия,
можно сделать заключение: в 60-ти сочинениях Гиппократова сборника по крайней мере 6 являются его подлинными сочинениями. Книги эти больше всего гармонируют с личностью гиппократа, как она сохранилась в придании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здесь были изложены главнейшие результаты многовековых исследований о жизни и творчестве Гиппократа, насколько это возможно было сделать в кратном очерке. Результаты, в общем, таковы, что дают обильный материал для скептицизма. Но можно взглянуть на вопрос и с другой точки зрения, которую выдвинул в XX веке историк медицины Нейбургер. Он пишет:
« Этот скудный результат обозначает зияющий пробел, который хотя и чрезвычайно заметен в истории литературы, однако, для исторического рассмотрения, которые обращёно больше на факты, идеи, общее научное развитие, чем на личности, имеет мало значения». И Дальше жирным шрифтом: « Ведь это Гиппократов сборник в своём целом послужил источником знания для бесчисленного количества врачей, оказывал влияние на теорию и практику в течение двух тысячелетий, и эта громадная духовная сумма идей и знаний, независимо от вопроса о подлинности, лежит ясно перед нами». Достаточно указать, что основное ядро современной медицинской номенклатуры болезней ведёт начало от Гиппократа: плеврит, пневмония, нефрит, диарея, дизентерия, офтальмия, экзантема, фликтена, тетанус, опистотоеус, параплегия, эпилепсия, и т.д.
Когда Гиппократ и его непосредственные ученики сошли со сцены, последователи его учения получили название догматиков, причём характерной особенностью догматической школы считалось гуморальная патология, учение о 4 основных жидкостях организма, т.е. чисто теоретическая установка, взятая из Сборника в целом. Школа догматиков, насчитывающая в своём списке ряд выдающихся врачей, в конце концов не выделялись из прочих школ, и только авторитет Галена поднял учение Гиппократа на должную высоту.
Во все средние времена авторитет Галена заслонял собой Гиппократа, и он продолжал действовать, поскольку его учения вошли в эклектическую систему Галена. Возрождение Гиппократа начинается со времени напечатания его латинских переводов в XVI в., Гиппократ был признан парижским медицинским факультетом в качестве высшего авторитета, и получивший степень доктора медицины должен был произносить факультетские обещания перед бюстом Гиппократа. Его «Афоризмы», считавшиеся верхом врачебной мудрости, издавались и комментировались бесчисленно число раз. И каждый раз, после вторжения в медицину новых смелых и часто опасных для больных теорий средств, медицина должна была возвращаться к Гиппократу и его основному завету: «Прежде всего – не вредить».
Дело в том, что медицина кроет в себе внутренние противоречия, к которым она периодически возвращается в своём диалектическом развитии, каждый раз обогащаясь новым содержанием. Это, с одной стороны, стремление создать рациональные основы врачевания, основанные на определённых теоретических предпосылках и неизбежно связанные с эксперименти-рованием над больными объектами; с другой – практическая медицина с детальным клиническим изучением больного и осторожным применением испытанных – иногда веками – врачебных средств и врачебного режима.
Это – борьба теории и эмпирии, медицины как науки и медицины как искусства. И каждый раз как научное теоретизирование брало верх к более спокойному и верному пути, указанному издавна Гиппократом.
Может ли Гиппократ и его Сборник представлять какой-нибудь интерес в наше время? Это – последний вопрос, который мы должны рассмотреть.
Время деятельности Гиппократ и возглавляемой им косской школы – это время культурного и идейного расцвета Греции на почве их экономического подъема после греко-персидских войн. Оно повлекло за собой повышение ценности человеческой жизни и, как результат, возникновение клинической медицины, в центре которой стоит больной со всеми его индивидуальными особенностями. А это в свою очередь повысило требования, предъявляемые к врачу, и поставило врачебную этику на ту высокую степень, которую мы встречаем в Гиппократовом сборнике.
«Врач – философ – богу подобен»,- провозглашала косская школа, и «где любовь к человеку, там также любовь к искусству!» У Гиппократа современный врач не может почерпнуть новых «патологических» доктрин, или специальных методов лечения и режима. Сущность гиппократизма лежит в его понимании врачебного призвания. Лучше всего сказал об этом Литтре – врач, посвятивший более 2 десятилетий изучению Гиппократова сборника: «Туда не надо идти для того, чтобы изучать медицину, но, вооружившись, прочным и солидным образованием, нам следует искать дополнения, которые возвышают ум, укрепляют суждения, и показывают в научной традиции работу последовательных поколений, их ошибки и их успехи, их слабость и их силу».
План
Введение
Медицина в Древней Греции
Гиппократ
Сборник Гиппократа
Заключение
Введение
История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III–II тысячелетий до н. э. — с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II–I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.
За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского государства.
Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т. е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные острова Эгейского моря. С VIII–VI вв. до н. э., после мощного колонизационного движения из района Эгеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После победоносных походов Александра Македонского в конце IV в. до н. э. и завоевания Персидской державы на ее развалинах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до Индии образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге. Однако во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего расцвета.