Древние поселения ульяновской области. Краеведческий КомпасЦентр развития истории и культуры региона АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«73 сокровища земли Ульяновской. Старейшее поселение на территории современной России». Древние поселения ульяновской области


Клады Ульяновской области - Аномальные места Ульяновска

Истории о кладах в Ульяновской области рассказывают достаточно часто. Конечно, имею в виду тексты не о самих раскопках, а о тех «сверхъестественных» представлениях и поверьях, что с ними связаны.

К примеру, клады часто закапываются на «чью-то голову», то есть тем, кто потревожит скрытое в земле, грозят большие неприятности. Распространены и рассказы о кладах, спрятанных легендарным Стенькой Разиным. Так, об этом до сих пор охотно говорят жители Майнского района.

Ниже выкладываю то, что было опубликовано в СМИ и на различных сайтах за последние 5-6 лет. Подборка неполная, ее цель - обозначить тему и пополнить коллекцию блога.(Все источники указаны в заголовках, см. гиперссылки; фото, в основном, соответствует тем, что представлены в цитируемых статьях).PS: между прочим, существует целый форум ульяновских кладоискателей - http://klad73.ru

***

«SMART NEWS»: Завещание атамана. SmartNews составил карту кладов Ульяновской области

Ульяновский регион притягивает внимание искателей легендами о богатых разбойничьих и помещичьих кладах. В области ищут сокровища, закопанные легендарным атаманом Стенькой Разиным, и богатства, спрятанные в усадьбе именитого помещичьего рода Киндяковых.

Ульяновская область славится богатым историческим прошлым. Сам Ульяновск, в прошлом носивший название Симбирск, был центром Симбирской губернии и знаменит коротким, но бурным периодом расцвета ярмарочной торговли. В 1760 году город осаждал знаменитый атаман Степан Разин, спрятанные им клады ищут чуть ли не по всему пути следования его войска. А в годы Октябрьской революции в Ульяновске бесчинствовала банда удачливых грабителей банков и ювелирных магазинов, успевшая до ареста спрятать наворованное.

клады1.jpg

Клады в Ульяновске находили неоднократно — при сносе старых домов и рытье котлованов. Многие из них были чрезвычайно богаты — состояли из десятков и сотен золотых монет, драгоценных камней и ювелирных украшений. И до сих пор Ульяновская область остается настоящим магнитом, притягивающим как профессиональных поисковиков, так и любителей экстремальных ощущений.Найти что-то спрятанное кем-то сотни лет назад непросто. Самое первое, с чем придется столкнуться новичку, — это покупка оборудования. Нужны металлоискатель, поисковые магниты, лопата, GPS-навигатор высокой точности и туристическое снаряжение. На приобретение всего этого набора может уйти до 60 тыс. рублей. Но и это не дает никакой гарантии, что вы найдете сокровища. Время для поиска кладов — весна, лето и ранняя осень. Всю зиму кладоискатель проводит в архивах, чтобы определить места предполагаемого поиска.Николай Грымов, ульяновский кладоискатель, SmartNewsНастоящие кладоискатели, конечно, мечтают найти сокровища всей жизни, но при этом не брезгуют и менее значительными находками. Например, в архивах указано, что на каком-то месте в прошлом-позапрошлом веках, а может быть, и раньше, была ярмарка. Значит, там можно найти много старинных монет, какую-то утварь и даже мелкие украшения тех лет. Конечно, такие находки не глобальны, но их продажа коллекционерам и нумизматам может принести очень неплохой доход.Есть в окрестностях Ульяновска и такие клады, которые мечтают найти все кладоискатели области и заезжие гости. О таких заветных кладах читателям SmartNews рассказал бывалый кладоискатель Николай Грымов.

Эхо революцииВ период с 1917 по 1918 год в Ульяновске гастролировала банда нижегородских налетчиков, которая состояла из трех человек: Лёньки Ульмана, Якова Якубовича и некоего Мишки. За время своих ульяновских гастролей злодеям удалось умыкнуть около 300 ювелирных украшений, 31 тыс. рублей золотом и еще 1,4 млн рублей в виде ценных бумаг. Спустя полгода банда была задержана в Самаре, а в их квартире в Нижнем Новгороде найдена только часть награбленного золота. В ходе допросов один из задержанных признался, что часть золота отдали своему приятелю Мишке Кудрявцеву, который проживал на Старой Казанской улице (сейчас это улица Красноармейская). Но допросить Кудрявцева не получилось. Во время одной из облав на криминальные элементы, которые в то время проходили очень часто, Кудрявцев был застрелен и тайну о кладе унес с собой в могилу. С тех далеких времен до нас дошел только слух, что Кудрявцев спрятал золото недалеко от дома. Но найти этот клад так никому и не удалось.

Разбойничьи кладыВ среде кладоискателей считается, что самая высокая вероятность найти клады разбойников, закопанные в Винновской роще (нынешний Железнодорожный район Ульяновска). Дело в том, что раньше эта роща была частью усадьбы помещиков Киндяковых. Род был древний и знатный. Но вот одна из его прекрасных представительниц, жившая в середине XVIII века, оказалось падкой на брутальных разбойников и постоянно привечала их в своем имении. Те, естественно, к ней с пустыми руками не шли, несли всевозможные подарки. Существует легенда, что помещица превратила свое имение в аналог банковского сейфа. Многие разбойники отдавали ей награбленное на хранение и давали за это плату. Принимая во внимание, что времена тогда были неспокойные, а разбойников на Волге — великое множество, можно предположить, что территория усадьбы должна быть нашпигована золотом. Но вот только найти его никому до сих пор не удалось.Легенды очень часто рождались в то время, не было средств массовой информации, и что именно говорил первоисточник, понять невозможно. Передаваясь из уст в уста, легенды украшались новыми подробностями, количество сокровищ постоянно росло и множилось. Не исключено, что к этой даме под покровом ночи приходил какой-нибудь из поклонников, а народ решил сразу, что это разбойник. А раз разбойник — значит, мешки с золотом. Исторически данная легенда никак не подтверждается, но люди продолжают надеяться, что кому-то удастся найти этот клад.Виктор Краснощеков, краевед, SmartNews

По следам Степана РазинаИ третья легенда о кладах в Ульяновской области связана с именем Степана Разина. Это легендарный исторический персонаж. И клады его ищут даже в тех местах, где нога атамана никогда и не ступала. Но поиски кладов в Ульяновской области, по которой прошелся с войском мятежный атаман, выглядят вполне логичными. Наиболее достоверной выглядит легенда о кладе в селе Шатрашаны. Про это сокровище хорошо известно — его местоположение указано в завещании Степана Разина, текст которого легко найти в открытых источниках.

- Шел я, Степан Тимофеевич сын Разин, из города Алатыря в верх Суры реки и дошел до речки Транслейки и спрашивал мордвина, где пройти за Суру реку. И перешел реку со всем своим войском. Дошел я до брода в горы и нашел в правой стороне ключ. И тут мы жили полтора года, и это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное. И шли мы четыре дня и дошли до горы, и в горе ключ, и в полдень течет. В горе верхней две зимницы — на полдень выход. Среди той три яблони посажены в малой стрелке. В полугоре — ломы, шипы, заступки и доска медная; на верхней горе шолом. Тут пенек-дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом. И тут положены стволы и бомбы… и положена братская казна…Из завещания Степана Разина

- Но даже такое точное описание места, где «положена казна», до сих пор никому не помогло, клад Степана Разина до сих пор не найден. Но кладоискатели не отчаиваются и постоянно предпринимают попытки найти сокровища великого атамана.Есть такое поверье, что клад дается в руки только достойному. Может, поэтому эти сокровища еще не найдены — не было достойных таких богатств?Александр Серпухов, житель Ульяновскa, SmartNews

-Я один раз находила клад. Точнее, это был не совсем клад, а одна медная монетка. Что это была за монета, понять невозможно. Все надписи на ней стерлись от времени. Она долгое время лежала у меня дома, а потом после ремонта куда-то пропала.Лидия Корнева, жительница Ульяновска, SmartNews

Желание спрятать добро, нажитое непосильным трудом или полученное в ходе преступления, было всегда. Люди тогда жили намного меньше, чем сейчас. Так что вероятность того, что человек, знавший о местоположении клада, умирал, так и не рассказав никому про это, высока. А если так, то ненайденных кладов в нашей земле должно быть очень много.Алексей Шмелев, житель Ульяновска, SmartNews

***

Клады Ульяновской области (Симбирской губернии)

В трех верстах от Ульяновска (Симбирска) есть деревня Киндяковка на берегу Волги. По рассказам местных жителей, здесь в XVIII веке имелась усадьба, в которой помещица прини­мала по ночам разбойничьих атаманов и их милых детушек, угощала их на славу и прятала в местной роще награбленное добро. Следы усадьбы действительно сохранились. В местах проживания поволжских народов (чувашей, башкир, мордвы и других) бытует много легенд о мест­ных князьях, богатырях и великанах. Считается, что кур­ганы здесь насыпаны на месте их погребения, но взять сокровища их нельзя. Богатыри просто спят, и горе тому, кто нарушит их покой.

Масса преданий бытовала в Поволжье о пугачевских кладах. Важно, что Пугачев действительно зарывал кла­ды. Вот интересная легенда из села Стемас Алатырского уезда.В жертву чертям — охранителям разбойничьих кладов, — удачливым добытчикам приходилось приносить самих себя. В селе Кротове Сенгилеевского уезда Ульяновской области (Симбирской губернии) бытовала такая ле­генда. Говорят, есть обрытый канавами подвал, в котором висят на железных цепях 12 бочек золота. Один мужик брал из этого подвала деньги раз в год и доставлял их в назна­ченный срок. Другой пользовался деньгами даром, то есть, пожалуй, и не даром. Об этом последнем передают такой рассказ: «Был у нас в селе мужичок, темный богач; спро­сишь, бывало, его: «Откуда у тебя, дядя, что берется, давно ли ты был бедняком?» Ничего не бает, а ухмыляется толь­ко… Ну, а наверняка дознали, что он берет эти деньги прямо из клада в полночь на первый день великого поста. Значит, нечистые дать-то ему дадут, да отомнут ребры. И завсегда уж на прощеный день он налижется страсть как, чтобы то есть в пьяном-то образе было нечувствительно».Даже при случайном отрытии клада следует соблюдать строго неписаные правила поведения: молчать, не спать, не оглядываться, не ссориться… В начале XIX века в селе Ялшанке дьячок стал рыть яму, чтобы поставить верею (столб) для ворот. Вырыл не более аршина в глубину и вдруг наткнулся на громадную корчагу, набитую битком серебряной монетой. Это неожиданное явление так пора­зило его, что он от радости и удивления выпустил непри­личное словцо. Оттого корчага вдруг стала опускаться в землю и совсем провалилась.Если по русским преданиям Стенька Разин, изредка появляясь народу, раздает золотые монеты, то по чувашс­ким — является часто для того, чтобы отбить у других день­ги и имущество. Так, рассказывают, однажды он пришел к пчеловоду и потребовал от него денег и две кадки меду. Когда тот заупрямился было, Стенька пригрозил ему саб­лей. Взяв деньги и две кадки меду, он посыпал на них какого-то зелья и вдруг провалился с ними в землю.В Поволжье рассказывали и как найти спрын-траву, столь нужную любому кладоискателю. Едучи по лугу, нуж­но заметить, где спадает колесо с телеги. На это самое место следует прийти в полночь вместе с ворожцом и ра­зостлать любую холстину. Спрын-трава и прорастет сквозь нее. Нет для нее преград.В сказах особо выделяется роль разбойничьего заговора при зарытии клада. Пересилить его никому не дано. Так, однажды разбойники приготовили в лесу груду золота, что­бы зарыть клад, и не успели еще заклясть его. Мужик, за­плутавшись в лесу, набрел на золото и не знал, во что бы ему насыпать его. Не долго думая, он снял с себя порты, нагрузил их золотом, взвалил на плечи и потащил домой. Когда вернулись разбойники и не нашли золота, то один из них пустил стрелу из лука вверх с приговором: «Как высоко, так глубоко». То есть как высоко улетит стрела, так бы глубоко лежал их клад. И что же? С плеча у мужика тотчас сорвалось золото и с громом полетело в землю.Разбойники склонны, по преданиям, на старости лет возвращаться к своим кладам или пересылать на родину письма, где указано точное местоположение клада. Возле села Кувай Алатырского уезда (ныне Ульянвоская область) в начале XIX века был стан разбойников. Место это стало называться Городок. И сей­час там виден небольшой курган в долине между горами, покрытый лесом. Клад здесь зарыт богатый. Вотодно из местных преданий середины XIX века. Лет 50 тому назад пришел в Кувай невесть какой человек со степей от Кас­пийского моря и принес письмо от сотоварищей Степана Разина, где описан клад под тем самым курганом. В пись­ме сказано: «Там зарыто несметное множество золота и серебра. Одних наших братских денег положено в кладу до 10 тыс. золотых, а атамановой казны и не перечесть. Над этим кладом висит на золотой цепи икона Богородицы в золотой ризе». Вскоре несколько удальцов из Кувая и со­седней деревни Аркаево вздумали было воспользоваться сокровищем, зарытым в Городке, и начали рыть клад по ночам. Несмотря на всевозможные страхи, представления свирепых медведей, огненных людей, летящих огненных куч сена — бесстрашные ребята продолжали свое дело. Но к величайшему изумлению, на другой день они приходи­ли и видели на месте клада все зарытым и ровным, как будто не касалась к кургану рука человеческая.Выбившись из сил в бесполезной работе по ночам, мо­лодцы принуждены были обратиться за помощью к во-рожцу, у которого все клады были наперечет. Послали за ним нарочного в Корсунь. Он пошептал-пошептал над водой, взглянул в дно чашки и говорит: «Весь Кувай сто­ит на деньгах — кладах». Отправился ворожец и, подъез­жая к Куваю, по словам подводчика, так и ахнул: «Смот­ри-ка, говорит, денег-то, денег-то тьма какая! Видишь: весь Кувай в огнях! Это как жар горит золото и серебро в кладах». Но подводчик, как ни пялил глаза, не видел ров­но ничего. Приехав в Кувай, дока отправился вместе со смельчаками на место клада и заставил их рыть.Дружно закипела работа. И в первую же ночь достигли того, что заступом можно было постукать в крышку мед­ного котла, и слышно было позвякивание денег. На следу­ющую ночь совсем докопались до котла и начали обрывать его со всех сторон. Ворожец, для большего успеха дела, сам подлез под котел и стал выпирать его спиной. Котел с гулом поднимался, и рабочие ухватились уже за крышки его. Но в это время кладокопатели, стоявшие поодаль, за­спорили насчет дележа клада — всем ли класть поровну или уделить кому больше. Котел, вышедший уже до поло­вины, вдруг начал с шумом уходить в землю все дальше идальше. Одни оцепенели от страха. Другие уцепились было за крышку, но в их руках осталась одна земля. Котел со­всем исчез. Вылез из земли ворожец и осыпал ругатель­ствами поссорившихся молодцов. На следующую ночь кладу сделана была тризна. Принесли ему чашку меду и три ка­лача. Отправляясь восвояси, ворожец сказал, что клад этот выйдет наружу через пять или через десять лет7.Характерно в этом рассказе отношение к кладу как к живому человеку и поминки по нему как по покойнику. Народная молва о кладах — это, конечно, фольклор. Но какие-то странные и непонятные реалии кладоискатель-ства здесь отражены, хотя и в искаженном виде.Немало разбойничьих сказок собрал и пересказал поэт В.Цыбин. Украшая реалии сверх меры, он, тем не менее, все основные особенности преданий и легенд про разбой­ничьи клады сохранил. Вот одна из таких легенд.«Говорят старые люди, что много кладов схоронил Ку-деяр. Один из них — возле Хренниковой мельницы, по Ксизовскому большаку сорок бочек золота высшей пробы зарыто под площавым корнем в дурном верху под девятью зароками, девятью запретами. Кто тронет — того в землю вгонит, кто увидит — ослепнет.Еще давно, когда бояре были как татаре, при самом царе Иване Грозном, Кудеяр ограбил царскую почту и все сорок бочек спрятал в подземелье, под корни дуба. То же самое и на Лысой горе, что извечно прозывают Ендо-виной, в Кузьмином лесу — три бочки золота тоже под чародейными запретами и под ворожейный зарок…В этих местах когда-то жили силачи-богатыри, друг с другом горами перекидывались. А ныне какие пошли лю­ди? Ножки с подкосом, уши со звоном, а сами — с по­клоном. Городище было, дома стояли теремные, со све­телками. И меж этими богатырями Кудеяр силой своей ухватистой славился, хоть горами и не бросался.— Жаль, — говорили они о Кудеяре, — очень жаль, что не с нами знается, а человек-то он нашей породы.И Кудеяр с этими силачами не задирался. У них свое — богатство грабить и пропивать, а у него — своя, мститель­ная да губительная, страсть. Говорят, что был Кудеяр сы­ном Ивана Грозного от простой девки, а другие — будто сыном татарского мирзы и что жил он на Хопре.Одно время Кудеяр был даже у этих силачей атаманом в темных лесах, где гудели сосны и звери жировали, такие леса, что и войти в них страшно. Гукнет сова, а кажется — бес. Под каждым пнем — леший живет, лишайник жует, грибом похрустывает, ягодой закусывает.Так вот, говорят, умел Кудеяр с ними разговаривать, идет, а лешие у пней стоят, картузы снимут и кланяются.— Ну как мои клады? — спрашивает их Кудеяр. — Ох­раняете?— Охраняем, милостивый человек, все в точности блю­дем.Отсыплет им Кудеяр заговоренной ягоды морошки по горсточке, те лакомятся и опять — под пни видеть поту-светные сны. А силачи же, зная такое уважение к Кудея-ру, чтили его за главного для себя человека.Эти силачи никому не давали ни проходу, ни проезду. Если одному не под силу справиться с кем, то один раз­бойник бросал другому топор, а тот уже понимает, что идти надобно на подмогу. Так топорами и перекидыва­лись»8.И все же до наших дней дошли не только легенды и сказки, но и кое-какие кладовые записи — те самые пре­лестные письма прошлых веков, коими торговали на база­рах и кои собирали всю жизнь упорные любители разбой­ничьего золота.

***

Где в Ульяновске сундуки с золотом зарыты? Легенды о кладах Симбирской губернии и суеверия местных копателей

клады2.jpg

В детстве все мы мечтали отыскать пиратские сокровища, но со временем поняли, что чудес не бывает, и перестали грезить о несбыточном… Однако есть и такие «подросшие детки», которые считают, что нет ничего невозможного. Став взрослыми, они покупают металлоискатели, просиживают месяцами в архивах, а затем, вооружившись аппаратурой и знаниями, едут на раскопки, которые частенько увенчиваются успехом.

Но главное сокровище Симбирской земли, клад Стеньки Разина, и по сей день - не найден. Хотя, если верить старинным легендам, он спрятан буквально у нас под носом...

Сокровища города на реке

Нет такого кладоискателя, который бы не мечтал откопать схорон казачьего атамана. По легенде, Стенька Разин, которого народная молва давно записала в разбойники, спасаясь от преследователей, спрятал на симбирской земле все награбленное – а это несметные богатства. По преданию, атаман четыре ночи перетаскивал свои ценности, в одну из пещер, а затем обвалил вход в подземный лаз. Говорили, что на его сокровища можно было бы еще один Симбирск построить, якобы одних золотых монет у него было 40 пудов, и это не считая украшений и драгоценных камней!

Многие специалисты сходятся во мнении, что сокровища Стеньки Разина спрятаны в Сурском районе на Белой горе, расположенной неподалеку от села Первомайское. Одна из местных жительниц даже утверждала, что у них в семье существует предание: якобы ее предок не только подглядел, в какой пещере атаман схоронил золото, но и присвоил малую толику от казачьих богатств. Украденного как раз хватило на строительство дома и покупку коровы.

Атаман-гора Есть также версия, что разбойничий клад может быть зарыт близ села Новочеремшанск, Новомалыклинского района. Рядом с населенным пунктом есть гора, где, якобы, долгое время пряталась шайка Стеньки Разина.Место это там всегда считалось гиблым. Селяне знали, что в лесах Атаман-горы, окруженной болотами, частенько скрывались от правосудия беглые преступники и старались держаться от нее подальше.Если же местные жители случайно забредали в разбойничий лес, то нередко находили там следы «долгих стоянок»: землянки, шалаши, кострища... Более того, в селе и по сей день поговаривают о закованном в кандалы скелете, однажды найденном в дупле дерева, в разбойничьем лесу. Видимо, этот беглый каторжник, так и не смог избавиться от цепей, из-за чего и погиб…«В принципе, данные легенды не противоречат историческим фактам. В документах есть упоминания о том, что Стенька Разин действительно бывал в этих местах. Но я думаю, что здесь легенда «наложилась» на исторические факты. Ведь, по сути, клады, как правило, закапывались во времена политических потрясений государства, допустим, перед революцией. Когда неопределенность вынуждала людей пытаться сохранить свои ценности столь ненадежным способом. Если говорить о Стеньке Разине, то, по сути, нет доказательств того, что он закопал свои сокровища на Симбирской земле, так как если рассуждать логически - деньги и золото были нужны ему для того, чтобы расплачиваться с наемниками. Тем более он до последнего надеялся на победу, а ведь свои ценности такие люди, как правило, прятали в преддверии поражения. Но тем не менее, атаман мог оказаться куда более предусмотрительным и припрятать хотя бы часть своего богатства. Так что со стопроцентной уверенностью отрицать наличие в недрах земель Симбирской губернии его схорона нельзя. И теоретически, мы не можем исключать вероятность того, что рядом с этими селами и по сей день хранятся несметные богатства», - пояснил ульяновский историк-краевед Иван Сивопляс.

Гоняясь за журавлем, радуются синице в руках

И пусть клад Стенькеи Разина и по сей день не найден, в руки ульяновских кладоискателей тем не менее регулярно попадают весьма интересные предметы.В социальной сети «Вконтакте» есть несколько сообществ ульяновских копателей, где они выкладывают фотографии с раскопок.

клады3.jpg

клады 4 (раскопки).jpg

На форумах кладоискатели нередко спрашивают совета у более опытных коллег. Например, узнают стоимость находок.

клады 5.jpg

Также члены сообщества советуются друг с другом, как правильно выбирать место для копа или привести в порядок находки.Выкладывают здесь и полезную информацию - например, на форуме сообщества опубликован «словарь» старинных мер длины.

клады8.jpg

Чаще всего ульяновские кладоискатели обнаруживают в недрах земли либо мелкие монетки, прозванные «чешуйками», либо в лучшем случае - серебро.

«У жителей Симбирской губернии просто не было золота в том объеме, чтобы его прятать. А старинные захоронения, представляющие интерес для черных копателей, скорее всего, были разграблены, задолго до нашего появления на свет. Копательство – не новомодное увлечение, и в старину также существовали люди, мечтающие найти ценности, которые им не принадлежат. Хотя кладоискатели, а также случайные люди порой встречают очень интересные находки. Допустим, при строительстве гостиницы «Венец», в 1969 году была обнаружена шкатулка с драгоценностями, среди которых был кулон, украшенный 30 бриллиантами», - рассказал Иван Сивопляс.Находили клады и ранее. Например, говорят, что в Сенгилеевском районе в селе Игнатовка в 1889 году была обнаружена схоронка с 6 золотыми полуимпериалами и 148 серебряными монетами «нерусской чеканки».Ходят слухи и о том, что в 1867 году в селе Озимки Карсунского района раскопали клад русских медных монет общей массой около 140 килограмм. А в селе Вязовка того же района, якобы был найден котелок со 152 «татарскими» серебряными монетами.Поговаривают, что при разборке старых домов на улице Гончарова и Гагарина в 80-х годах 20 века также было найдено много чего интересного.

Клад надо заслужить

Один из кладоискателей, с которым нам в свое время удалось пообщаться, рассказывал о том, что люди, увлекающиеся копательством очень суеверны.В этой среде частенько рассказывают о тех, кто дорого поплатился за свое хобби и желание поживиться чужим добром. Бывали даже случаи, когда люди возвращались на места раскопок, чтобы вернуть в землю то, что взяли без спроса.Чаще всего жертвами своего увлечения становятся черные копатели-марадеры, грабящие покойных. На одном из форумов был описан случай, когда ульяновский «крот», поехавший на раскопки в Подмосковье, случайно нашел в поле останки захороненного там солдата. В черепе покойного оставалось несколько золотых коронок, которые мародер выломал, и привез домой, чтобы подарить в качестве сувенира своему другу стоматологу.И тут началось самое страшное: по возвращении в Ульяновск мужчину стала преследовать ужасная зубная боль, и ему пришлось из-за нагноения, вызванного непонятными причинами, удалить пять передних зубов. Самое жуткое здесь то, что эти «резцы», располагались в тех же местах, где и коронки, которые он вырвал у найденного в поле солдата…

И таких историй, особенно от черных копателей, на специализированных форумах масса:

клады9.jpg

Нередко копателей пугает и их собственный страх.

4 мистика на копе.jpg

Именно поэтому большинство копателей очень суеверны. Более того, они считают, что клад надо заслужить, заработать и выстрадать, и только тогда вам не придется дорого платить за то, что вы забрали чужое. Чем больше сил потрачено на поиски клада – тем он «безопаснее». А вот идущую в руку находку они возьмут с опаской – такая «удача» не к добру.Прежде чем ехать «на коп», кладоискатели долго изучают архивные документы, карты сел: в идеале выясняют, как здесь раньше выглядели сады, где располагались церкви и колодцы…Допустим, дилетант, пытаясь найти сокровища в заброшенной дворянской усадьбе, будет обыскивать сам дом и его подвал. А опытный кладоискатель попытается выяснить у старожилов, где здесь раньше росла ольха. Почему-то наши предки любили прикапывать ценности именно в корнях этого дерева. Также они нередко прятали свои «схоронки» рядом с колодцами или неподалеку от склепов и церквей.

Не нами положено – не нам забирать

У кладоискателей есть примета – лучше всего отправляться на коп после того, как в их жизни начинается черная полоса. Они уверены - чем больше неприятностей случиться перед раскопками и по дороге к ним, тем больше шансов, что «в поле» им повезет.При этом почти у каждого копателя есть свой ритуал. Они уверены, нельзя просто так забрать из земли то, что положено туда другими людьми. Именно поэтому большинство кладоискателей берут с собой в экспедиции современные монеты и оставляют их там, где обнаружили старинные предметы быта или деньги.

P.S.. Напоминаем, что в соответствии с действующим российским законодательством вести раскопки без специального разрешения запрещено.

***

Смотрите также материалы по следующим ссылкам: Клады Симбирского-Ульяновского края, Клады Ульяновска и Симбирской губернии

***

Видео о кладах в Ульяновской области:(юные кладоискатели, увлеченные делом, немного ругаются матом - так что "18+")

ul-folk.livejournal.com

История заселение ульяновской области - MicroArticles

История заселения края мордвой

Мордва - представители финской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Финноязычные народы - первый этнический слой по времени формирования в Среднем Поволжье. Предки мордвы, древнемордовские племена, образовались в начале I века н.э. в междуречьи Оки и Волги на основе местного финоязычного населения. Одни из них на южных границах своего расселения долго контактировали с тюркоязычными племенами, другие, на северо-западе, с восточными славянами.

К середине XVI века у мордвы сложились этнические группы эрзи и мокши, каждая с особенностями в языке и культуре. В XVII – XVIII вв. в связи с русской колонизацией происходило постепенное движение мордвы в Заволжье на новые земли. С другой стороны, в юго-восточном направлении шло продвижение служилой мордвы, которые строила засечные линии и осваивала незаселённые земли.

К концу XIX века мордва расселилась на большой территории среди русских, чуваш и татар.

Наиболее компактно мордва проживает в Николаевском, Новомалыклинском, Павловском, Тереньгульском районах

История заселения края чувашами

Чуваши - одна из основных этнических групп Ульяновской области. Название народа – «чуваш», «чаваш» производят от булгарского племени сувар, суваз. Чувашский этнос формировался с конца 1-ого тысячелетия в лесостепных районах Правобережья и Волги. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами «горных» марийцев и сформировали этническую группу чувашей – верьялов (верховые), живущих ныне в северо - западных районах Чувашии. В то же время, тюркоязычное племя сувазов, осев в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые). В материальной культуре имели сходство с культурой поволжских татар. Низовые чуваши занимали землю между рек Цивиль и Свияга, верховые – преимущественно лесистую местность междуречья Цивиль и Сура. На территории Ульяновской области живут преимущественно потомки низовых чувашей-анатри. Они являются потомками переселившихся с чувашского края, в XVI – XIX вв. крестьян.

В нашей области они преимущественно проживают в Цильнинском, Майнском, Новомалыклинском, Мелекесском, Ульяновском, Тереньгульском, Сенгилеевском районах

История заселения края татарами

Происхождение татар является сложным и спорным. Ряд учёных считает, что в этнической основе, в частности, поволжских татар имеются различные компоненты: древние тюркские, пришедшие из азиатских степей в 1 тыс. н.э., булгарские, кипчакские и другие. Непосредственными же предками татар являются булгары. Этноним «татары» впервые появилось в VI в. cреди монгольских племён, обитавших к юго-востоку от озера Байкал.

В XIII –XIV вв. после монголо-татарского нашествия это наименование было распространено на некоторые тюркские народы, входившие в состав Золотой Орды.

В XV – XVI вв., в период существования татарских феодальных княжеств, на территории Поволжья происходило формирование отдельных групп татар: казанских, татар-мишарей, астраханских. На территории Ульяновской области проживают преимущественно потомки татар-мишарей. Массовое расселение мишарей в Симбирском крае начинается с XVI в. В 1578г. Московское правительство строит засечную линию: Темников – Арзамас - Алатырь. Для ведения службы и на постоянное жительство вдоль этой линии переводятся мишари Темниковского уезда Нижегородской губернии.

В начале XVII в. Служилые татары получают земли в Курмышском уезде Симбирской губернии, а при строительстве Карсунско - Симбирской оборонительной черты часть татар Курмышского уезда переводится в г.Карсун. В середине XVII в. в исторических документах служилые татары упоминаются в Симбирском уезде. П.редполагается, что мишарские селения Большая Цильна, Старое Шаймурзино и другие были основаны во второй половине 17 столетия. (П.Мартынов. Селения Симбирского уезда. (Симбирск, 1903, с.121)

В начале XVIII в. татары заселяют земли по реке Терешка, в том числе и территории Хвалынского уезда Саратовской губернии (ныне южные районы Ульяновской области). Только в 1718-1786 гг. на землях Хвалынского уезда возникло 11 мишарских селений. Из правобережных районов Симбирского края татары переводились на вновь строящиеся засечные полосы Заволжья.

Таким образом, основная волна расселения татар в Симбирском крае шла из районов Темниковского уезда по линии: Темников – Арзамас – Алатырь – Курмыш – Симбирск - Карсун; вторая, более поздняя, была направлена на юг и юго-восток в сегодняшние южные и заволжские районы Ульяновского края.

Большая доля татар в настоящее время проживает в Старокулаткинском, Новомалыклинском, Николаевском, Базаросызганском, Чердаклинском, Павловском, Мелекесском, Цильнинском районах

История заселения края русскими

Русские – представители славянской группы индоевропейской семьи. Первые появления их на территории современной Ульяновской области относятся к X - XII вв. Не теряли русские связей с этим краем и в период господства золотоордынских ханов.

С присоединением Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств к Русскому государству московское правительство начинает активное заселение Среднего Поволжья, в том числе и Симбирского. Заселение симбирской полосы Поволжья происходило не одновременно, причём переселенцы прибывали из различных регионов Русского государства, преимущественно с верховьев Волги и центральных районов. Первоначально продвижение осуществлялось правительством по Волге, Суре и проявлялось в строительстве укреплённых пунктов, оборонительных черт (Арзамасско-Алатырской, от Волги на городище Промзино, Карсунско - Симбирской, Закамской, Сызранско - Пензенской и др.) Массовое заселение края происходило «ступенчато», путём перемещения населения из смежных, только что освоенных районов.

Ранее всего (в первой половине XVII в.) оказались заселёнными крайние северо - западные земли Симбирского Поволжья вдоль оборонительных черт.

Остальные земли были освоены во второй половине XVII века и в XVIII веке. В заселении принимали участие «служилые люди» московского правительства, монастыри, крестьяне и др.

Проживают русские по всей территории области, но наиболее компактно – в Ульяновском, Тереньгульском, Майнском, Карсунском, Сурском, Новоспасском, Радищевском районах, в городах Ульяновске и Димитровграде

К XVII в. территория Симбирской губернии была освоена мордвой, татарами, чувашами, русскими. В середине XIX – XX вв. на территорию области переселяются немцы, латыши, эстонцы, украинцы.

История заселения края немцами, латышами, эстонцами, украинцами

«Немцы»- название, дано русскими всем переселенцам из Германии. Сами они себя называют «дойчен», а жителей Германии – «германцами». По отношению ко всем остальным народам России – они «немцы», а по отношению к немцам Германии «российские немцы». На территории Симбирского - Ульяновского Поволжья немцы появились в середине XIX в. (в XVI в. произошёл раскол немцев на католиков и протестантов-лютеран, что обусловило некоторые различия в быту и культуре. Слабое экономическое развитие, опустошавшие немецкие земли войны вызвали в XVIII –XIX вв. активную эмиграцию немцев в различные страны Америки, Европы, в том числе и в Россию). Это были в основном ремесленники, чиновники и другие служащие лица. На 1896 г. в Симбирской губернии немцев насчитывалось 1040 человек.

В 1941 году по указу И. Сталина немцы Поволжья и европейской части Советского Союза были депортированы в Сибирь, Казахстан и республики Средней Азии; на новом месте всё взрослое население было направлено в трудармию. В Ульяновской области согласно последней переписи населения проживало 2 963 немца. Это люди, возвращающиеся на места прежнего проживания. В 1990 году по инициативе областной организации «Видергебурт» облисполком принял решение об организации работы по расселению в нашей области немцев. В селе Богдашкино Чердаклинского района образован немецкий национальный совет. В трёх районах области – Вешкаймском, Карсунском и Чердаклинском созданы немецкие агрофирмы.

Латыши (латвеиши - само название восходит к имени латгалов) в Ульяновском Поволжье расселяются в 1870-1910 гг.: в 1870-х гг. из Ауцкого уезда Курляндской губернии, первоначально на земли Карсунского уезда, а затем, в 1880-х гг. основная часть переселяется на земли Сенгилеевского уезда. В 1875 г. у села Кивать Сенгилеевского уезда появился латышский хутор из 60 домов. Хутор получил название Чекалино-Латышский (с 1920 г.- посёлке Балтия, с 1945 г. – селе Красная Балтия). В 1909-1910 гг. из Курляндской губернии переселилось ещё несколько латышских семей на земли Никольской волости Сызранского уезда. На 2002 г. в Ульяновской области было зарегестрированно 233 латыша. Основная часть их сельского населения живёт сегодня в селе Красная Балтия Кузоватовского района

Первые эстонские поселения в нашей губернии появились сразу же после отмены крепостного права (70-80-е годы XIX в.) То были безземельные крестьяне, батраки. Своей земли в Эстонии мало. Дожди да ветры. Выращенного хлеба хватало месяца на три. Приехали они из Эстляндской провинции. Селились эстонцы маленькими деревнями, хуторами: Ломм (ныне Ломы), Широкий, Смородина, Светлое озеро, Гремячий Ключ, Никольский, Огибной, Лапшанка. Большинство хуторов располагалось неподалёку от Симбирска (ныне Ульяновский, Сенгилеевский, Теренгульский районы).

Больно ударила по маленькому народу коллективизация. Многих раскулачили, сослали в холодные края. А вскоре - репрессии. Потом - укрупнение. Маленькие процветающие эстонские колхозы вливались в огромные, но отстающие хозяйства. Труд обесценивался. И потянуло хуторян с насиженных мест. Сегодня о существовании многих хуторов говорят только названия. Основная часть эстонцев живёт в Ульяновском районе (посёлок Ломы, посёлок Широкий), а также компактные ареалы расселения в Ульяновском, Теренгульском, Вешкаймском районах. По статистическим данным на 2002 год здесь их 319 .

Украинские поселения на территории Ульяновского Поволжья возникают в конце XIX в. в верховьях реки Малая Терешка Сызранского уезда. Основателями их были переселенцы преимущественно из центральных и южных райнов Украины, что нашло отражение в названии населённых пунктов. Длительное проживание переселенцев среди других народов, и прежде всего русских? повлияло на их культуру и быт. К настоящему времени значительная часть украинцев обрусела, некоторые их поселения уже переписью 1979 года отмечены по преобладающей национальности как русские. Немало украинцев мигрировало в Самарскую область и на историческую родину. Однако, несмотря на большие изменения, происшедшие в жизни переселенцев, отдельные видоизменённые черты их традиционного быта прослеживаются ещё и сегодня. Расселены преимущественно в Ульяновском, Мелекесском, Новоспасском, Радищевском и других районах.

www.microarticles.ru

В Ульяновской области ученые ищут остатки древнего города — Славянская культура

Возле села Старое Алейкино Ульяновского района начали работать геофизики Казанского государственного университета. При помощи протонного магнитометра они ищут объекты города времен Волжской Булгарии, находящиеся сейчас под землей. Если экспедиция ученых пройдет успешно, в следующем году здесь начнутся масштабные раскопки. По мнению председателя комитета по культурному наследию Ульяновской области Шарпудина Хаутиева, в регионе может появиться настоящая археологическая "мекка". Староалейкинское городище считается памятником археологии. На полях, которые сегодня активно обрабатывают фермеры, легко найти обломки керамической посуды и железных орудий домонгольского (до 1236 года) времени. Стоит только чуть копнуть землю.

О том, что это место особое, стало известно еще три века назад. Губернский предводитель дворянства Владимир Поливанов нанес городище на археологическую карту Симбирской губернии. Артефакты здесь находили самые разные и ценные: например, местные жители обнаружили разрешительные княжеские печати, которые разрешали торговать купцам. Все это привлекает в окрестности Старого Алейкина "черных археологов" - они проводят здесь целые "слеты", грабят городище с помощью металлоискателей.

Копать здесь мы начали только в 1996 году. Точно знаем, что на территории городища есть детинец - кремль. В полутора километрах отсюда нашли остатки летней кузницы. Кузнечное производство было развито очень высоко, ведь здесь есть залежи сидеритовых железных руд, - говорит доцент кафедры истории России Ульяновского государственного педагогического университета, археолог Юрий Семыкин. - Нужно срочно превращать городище в музейный объект, подобно заповеднику в Болгарах. Иначе "браконьеры"-археологи просто этот памятник погубят.

Границы древнего города видны и сегодня, причем невооруженным глазом. Их можно определить по оборонительному рву и валу, который сохранились по сей день. Археологи даже точно указывают на место, где были въездные ворота.

Территория городища большая - около 180 гектар. Копать - не перекопать. Но чтобы точно установить, где именно это делать, в каком месте расположены каменные сооружения, пришлось прибегнуть к помощи ученых.

- Я давно искал людей, которые занимаются геофизикой и могут нам помочь, - говорит Шарпудин Хаутиев. - Городище большое, начинать раскопки по методу научного тыка просто невозможно. Помогли коллеги из Татарстана: сотрудники Казанского государственного университета согласились к нам приехать и попробовать определить, что находится под землей.

Прежде на территории Ульяновской области исследований с применением таких приборов не проводили.

- Сейчас мы сделали разметку на площади в 50 квадратных метров. Будем ходить по точкам и измерять при помощи протонного магнитометра аномалии магнитного поля. Кирпич имеет высокую намагниченность, а потому прибор покажет отклонение от нормы, - говорит доцент КГУ Эдуард Утемов.

Если ученым удастся что-то найти, председатель регионального комитета по культурному наследию намерен обратиться к ульяновскому губернатору с просьбой финансово помочь в масштабных раскопках на территории городища. Они могут стать событием в археологическом мире.

По одной из версий, здесь может располагаться третий по величине после Болгар и Биляра город домонгольского времени - летописный Ошель, где могло проживать до 90 тысяч человек, - говоит Семыкин. - Такое предположение уже высказывал известный казанский археолог Альфред Халиков. Городище находится на пути из Болгар в Киев. В районе Ундор в те времена была переправа через Волгу. Торговые караваны, включавшие по несколько тысяч вьючных лошадей, переправлялись на этот берег. Им нужно было где-то отдыхать. Караваны могли спускаться в пойму старого русла реки Свияги, и здесь, на лугах, пасти лошадей. За эту версию говорит то, что в этих местах встречается много импортных товаров - например, шиферные пряслица.

За эту версию говорит и тот факт, что в 1990 году, в нескольких километрах к северу от Старого Алейкино, в селе Красное Сюндюково, при строительстве домов для поволжских немцев, были обнаружены остатки кирпичной бани с подпольной системой отопления и стеклянными окнами.

- Это единственная кирпичная постройка в Ульяновской области домонгольского времени, - продолжает археолог. -  Представляете, насколько тогда было развита культура, что у бани были стеклянные окна! К сожалению, столь ценная находка была обнаружена случайно - когда копали котлован под дом. Городище тогда было отдано под застройку. Сейчас остатки бани закопаны, но мы надеемся, что все же удастся их восстановить и музеефицировать.

В древнем городе, по мнению Семыкина, было хорошо развито кузнечное и гончарное дело, торговля. Вообще, в Ульяновском районе располагался целый "микрорайон" Волжской Булгарии. В нескольких километрах от староалейкинского находится еще одно городище; на берегу Волги, в районе санатория имени Ленина, их целых три. Судьба этих городов печальна - после монгольского нашествия они были либо разрушены, либо население из них ушло - завоеватели запрещали жить на территории оборонительных поселений.

Если геофизики все же подтвердят, что под землей есть каменные постройки, помимо организации раскопок, встанет еще один важный вопрос - музеефицирования этого места. Процесс этот дорогостоящий: только на саркофаги, которые защитили бы остатки сооружений от дождя и снега, нужно будет найти не одну сотню тысяч рублей.

Справка

Волжская Булгария (Волжская Болгария) - государство, существовавшее в X-XIII веках в среднем Поволжье и бассейне Камы. Персидские и арабские географы считали страну булгар самой северной в мире страной, населенной мусульманами. Первым сведения о ее расположении дал Ибн-Русте в своей энциклопедии "Дорогие драгоценности", составленной около 903-913 годов.

Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии. В настоящее время выявлено более двух тысяч булгарских памятников X-XIV веков. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство из них относится к домонгольскому времени. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. В Ульяновской области их около 200, в Самарской области - около 160, в Пензенской области и Чувашии примерно по 70.

2292 просмотра1 комментарий

slavyanskaya-kultura.ru

История Ульяновской области

Ульяновская область в древние века

Заселение Среднего Поволжья людьми по данным археологической науки произошло более 100 тысяч лет назад. О присутствии людских коллективов в Ульяновском Поволжье в эпоху палеолита свидетельствуют отдельные стоянки и местонахождения орудий из камня и кости, обнаруженные в устье р. Черемшан на полуострове Тунгуз, на побережье Волги в районе Ундоровского курорта. В VIII — IX веках Ульяновское Поволжье вошло в состав Ранней Волжской Булгарии как союза кочевых тюркоязычных и оседлых угро-финских племён. С X века современная территория области входила в состав Волжской Болгарии, тюркского государства с центром в Булгаре (сейчас Татарстан), уничтоженного в 1236 году наступавшими на Русь монгольскими войсками хана Батыя.

Ульяновская область в XIII-XVII вв.

В конце XIV — начале XV века после опустошительного набега среднеазиатского правителя Тамерлана началось запустение территории ульяновского Поволжья. С конца 30-х годов XV века край вошёл в состав Казанского ханства. В 1552 году Казань была взята войсками Ивана Грозного, и земли оказались в составе Московского государства. Первое поселение на современной территории области — Промзино Городище (сейчас — Сурское) было основано в том же 1552 году, во время похода на Казань. Следующая волна строительства приходит в XVII веке — строительство засечных черт, охранявших южную границу России. Сначала была построена Карсунско-Симбирская засечная черта — в 1647 году основана крепость Карсун, в 1648 году — Симбирск. Позже, в 1652 — 1656 годах, на левом берегу Волги была построена Закамская оборонительная черта. После этого начинается заселение уже относительно безопасной территории. Крепости, однако, не спасли от отрядов Степана Разина, которые дважды осаждали Симбирск, но так и не смогли его взять. После учреждения губерний Симбирск передают из Казанской в Астраханскую и обратно, пока в 1796 году не была основана Симбирская губерния. В XVIII веке в связи с расширением территории русского государства, в частности, в южном направлении, интенсивно стали осваиваться и заселяться южные районы нынешней территории Ульяновской области, а сам Симбирск постепенно стал терять свое военно-стратегическое значение. В начале XIX века в Симбирске открываются театр, больница, гимназия, а несколько позже – библиотека, памятник Н. М. Карамзину. В эти же годы были построены Троицкий и Николаевский соборы.

Ульяновская область в первой половине XX в.

В 1898 году в Симбирской губернии была проложена железная дорога, в 1913 году появилась электростанция, в октябре 1916 года был введен в эксплуатацию крупный железнодорожный мост через Волгу. Советская власть в Симбирской губернии была установлена через месяц с небольшим после Октябрьской революции — 10 декабря 1917 года. В 1918 году губерния оказалась в эпицентре гражданской войны. В годы Гражданской войны на территории области разворачивались кровопролитные бои. Летом 1918 командующий восточным фронтом левый эсер М. А. Муравьев выступил против большевиков («муравьевский мятеж»). С отрядом 1000 человек он занял Симбирск, но был разгромлен и убит при аресте. После освобождения Симбирска в сентябре 1918 года от белогвардейцев, город стал важной тыловой базой Советской власти. Здесь некоторое время располагался штаб и Реввоенсовет Восточного фронта. Важное значение в обеспечении Красной Армии боеприпасами играл Симбирский патронный завод. В 1924 г. Симбирск был переименован в Ульяновск. 19 января 1943 город стал центром вновь образованной Ульяновской области. В ее состав вошли 26 районов. С началом Великой Отечественной войны Ульяновская область становится местом, куда эвакуируются различные предприятия, организации и учреждения из западных районов страны, Москвы и Ленинграда.

Ульяновская область во второй половине XX в.

В 50-60-х гг. в регионе были созданы такие промышленные предприятия, как завод тяжелых и уникальных станков, механический завод, Димитровградский научно-исследовательский институт атомных реакторов, налажено автомобильное движение по железнодорожному мосту через Волгу, открыт аэропорт в Ульяновске. В советские времена отношение к Ульяновской области было особым: здесь родился и прожил первые 17 лет своей жизни Владимир Ильич Ульянов-Ленин. В конце 60-х годов в связи с подготовкой к празднованию 100-летия со дня рождения В.И.Ленина были построены архитектурные сооружения, определяющие до настоящего времени внешний вид Ульяновска: Ленинский Мемориал – памятник, музей и культурный центр, здание педагогического института (университета), новый учебный корпус средней школы №1, высотная гостиница «Венец», Дворец культуры профсоюзов (ныне ЦНТИ), гостиница «Советская». В 70-80-х годах в области были созданы новые промышленные предприятия: Димитровградский автоагрегатный завод, авиационно-промышленный комплекс (ныне «Авистар») и аэропорт «Восточный», Ульяновский центр микроэлектроники (ныне ЗАО «Мидаус»), кондитерская фабрика «Волжанка».

www.protown.ru

«73 сокровища земли Ульяновской. Старейшее поселение на территории современной России»

22 Марта 2016

Копия 1381176391.jpg

В этом году Ульяновской области исполнилось 73 года! С Днем рождения, 73 регион! Мы продолжаем вести Интернет-проект «73 сокровища земли Ульяновской».

Вы узнаете самые любопытные, уникальные, познавательные, а главное – достоверные факты об Ульяновской области.

Поселок Старая Майна – одно из самых таинственных мест не только Ульяновской области, но и всей России. Это одно из старейших поселений на территории нашей страны. Согласно исследованиям ученых возраст поселка составляет 1700 лет.

Старая Майна расположена на левом берегу Волги, практически напротив поселка Ундоры, на самом широком месте Куйбышевского водохранилища.

Село лежит в устье реки Майна, на границе Ульяновской области и Татарстана. Эта речка образует Старомайнский залив, который довольно живописен, и пользуется успехом у рыбаков и туристов.

Стоит сказать о том, что история возникновения поселка начинается с начала IV века до нашей эры.

Долгое время существовало две версии образования села Богоявленского, на (ныне поселок Старая Майна).

Официальной версией считается, что в 1670 году по велению царя Алексея Михайловича на холме возле речки Утке-Майны для защиты от кочевых племен был построен Майнский острог. Он имел 12 башен, соединенных частоколом и окруженных глубоким рвом, заполненным водой. Почти сто лет с успехом отбивал многочисленные набеги кочевников и разбойников.

Вторая версия гласит о том, что поселение организовали монахи из Костромского монастыря в честь святого Богоявления в 1655-1661 гг., и именно поэтому позднее селу было дано название Богоявленское. Однако в своде Е.И. Чернышева «Селения Казанского ханства по писцовым книгам» говорится, что поселок Старая Майна существовал и до 1597 года.

Теперь благодаря последним находкам археологов возраст старомайнского поселения существенно увеличился. За последние годы в районе поселка было найдено огромное количество находок разных веков, благодаря которым, смело можно утверждать, что Старой Майне не менее 1700 лет. Более того, известно, что первое поселение было организовано представителями именьковской культуры. По мнению многих ученых, они были первыми славянскими народами.

Стоит сказать, что после появления ранних булгар, большая часть славянских племен покинула берега Волги. Однако поселение продолжало активно развиваться. К сожалению, монгольское нашествие сильно опустошило булгарские земли. Несмотря на все трудности, Старая Майна не прекращала существовать, тому подтверждение – десятки золотоордынских находок.

Особый интерес вызвали статуэтка индийского бога Вишну VII-X веков, а также римская монета императора Гордиана III, фибула, которая представляет собой застежку для плаща и подвеска-лунница круга.

Будем надеяться, что в будущем Старая Майна откроет нам еще немало своих тайн.

Источник: http://dimablondin.ru/page.php?id=49

Фото: Дмитрий Илюшин

А уже в эту пятницу вы узнаете еще один интересный факт из истории Ульяновской области. Следите за новостями на нашем официальном сайте www.leninmemorial.ru или в социальных сетях: Ленинский мемориал и ТИЦ Ульяновской области.

leninmemorial.ru

1000 поселений Ульяновской области

По инициативе Губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова коллективом Научно-исследовательским института  истории и культуры Ульяновской области им. Н.М. Карамзина совместно с Историко-Архивной Комиссией Ульяновской области проводится работа по созданию комплексного научно-популярного труда, посвящённого истории городов, посёлков, сел и деревень Ульяновской области.

Настоящая проблема актуальна как для современной исторической науки, так и для каждого из нас, ибо только знание истории своего родного населённого пункта рождает зримое представление о людях, которые здесь жили и творили в минувшие эпохи, запечатлевает образы животворных народных традиций и поверий, увековечивает имена и дела наиболее известных земляков, сохраняет в памяти уникальные события в жизни этих населённых пунктов, дает неоценимую возможность использовать полученные знания при воспитании новых поколений.

На сегодняшний день уже накоплены некоторые материалы по истории населённых пунктов Ульяновской области, но они пока раздроблены по различным статьям и книгам, и, как правило, не дают возможности объёмного, целостного восприятия истории конкурентного села, посёлка, деревни. В уже имеющихся публикациях по истории поселений часто отсутствуют какие-либо сведения по целым эпохам, не всегда должным образом описаны его памятные места, уровень экономического, демографического, социального развития, объекты культурного наследия и выдающиеся уроженцы, чьи имена прославили Симбирский-Ульяновский край и Россию. Между тем история страны складывается из истории каждого в отдельности её деревни, села, рабочего посёлка, района и города.

Не секрет, в современное время, когда процесс урбанизации значительно увеличил отток людей из сельской местности, многие поселения остаются на карте только в качестве названий. В таких случаях тем более важно не допустить, чтобы вместе с этими населёнными пунктами исчезла и их история.

К настоящему моменту в основном сложился авторский и редакторский коллективы, которые работают над будущим изданием. Среди авторов – ведущие краеведы, профессиональные историки-исследователи, архивные и музейные работники, служащие библиотек. Но возможность принять участие в этом проекте мы готовы предоставить каждому, кто поделится своими воспоминаниями о родном поселении, предоставит исторические или современные его фотоснимки, подскажет где можно найти о нем важную информацию. Такой вклад будет отмечен упоминанием фамилии участника этой работы в каждой конкретной статье о поселении.

Работа над изданием будет продолжаться в течение 2015 – 2017 годов.

Рекомендуемая структура статьи о населенном пункте

Посмотреть Скачать

73history.ru

что скрыто под толщей ульяновской земли

Археолог Юрий Семыкин рассказал «Народной газете» о тайнах, скрытых под толщей Ульяновской земли.

Исчезнувший славянский народ

 

 

Именьковская - так называется культура эпохи раннего Средневековья, которая загадочно исчезла в VII веке нашей эры. У именьковцев были свои огромные городища, культура и вера, от которых ныне осталось всего несколько памятников. Причем памятников на территории Ульяновской области.

 

- Именьковская культура по ряду причин не стала государством, а могла бы! - уверен Юрий Семыкин. - Более того: эта культура была славянской, хотя в это и не верили многие ученые.

 

Юрий Анатольевич раскапывал остатки древней культуры с 1993 года. Один из наиболее значимых памятников забытого народа - городище в Старомайнском районе, у села Кременки.

 

- Раскопки показали, что у села Кременки находился мощный религиозный и культурный центр раннего Средневековья, - рассказал ученый. - В центре было языческое капище, и там совершались жертвоприношения. О таком в Ульяновской области еще не знали. А мы обнаружили останки, разбросанные скелеты - все это указывало на человеческие жертвоприношения.

 

Здесь ковали металл

 

 

А вы знали, что территория нынешней Ульяновской области была одним из первых очагов металлургии в Восточной Европе вообще? И это в первом тысячелетии до нашей эры! Приоткрывают эту забытую страницу нашей истории сразу несколько памятников.

 

- В 2007 году нами были обнаружены материалы по металлургии в Ундоровской зоне, - рассказал Юрий Семыкин. - Для меня это важное открытие, потому как я сам специализируюсь на истории металлургии. Да, здесь, в Ульяновской области, средневековые мастера добывали железо! Есть урочище у села Комаровка, а там - выходы железной руды, она содержит достаточно большое количество железа. Древние мастера научились получать из него металл.

 

Эти памятники позволяют считать, что Ульяновская область входила в территорию самой ранней металлургии железа.

 

- Мы раскопали поселения, курганы, где встречаются железные изделия. В Чердаклинском районе, у села Архангельское, появились новые раскопки, где обнаружены металлургические (!) объекты, - рассказал Юрий Семыкин. - Вывод такой: территория Среднего Поволжья была крупной промышленной площадкой, где человек научился добывать железо. Один из древнейших очагов промышленности в Восточной Европе!

 

Город, которого нет

 

Благодаря металлургии в Ундоровской зоне и возникла плотная концентрация крупных городов и поселений - уже не именьковских, а более поздних, относящихся к Волжской Булгарии. Крупнейшим было так называемое Староолейкинское городище - «третья столица» великого государства. Да, она тоже была в Ульяновской области!

 

Тут же проходил торговый путь из Киева в Волжскую Булгарию. Один из маршрутов проходил через Ундоры, Комаровку, Дворики, пересекал Свиягу и уходил в сторону Киева.

 

- Да, около тысячи лет назад жизнь на берегах Свияги кипела, - говорит археолог. - Но нагрянуло монгольское нашествие, и ситуация резко изменилась. Многие городища были сожжены и уничтожены. Возникла Золотая Орда.

 

По нашей области проходили отряды русских войск и казанские войска. Величественные городища и «третья столица» исчезли. Население стало редким.

 

Последние из язычников

 

 

Последними осколками древних языческих народов на территории Ульяновской области стали… мордовские поселения. Свою веру они хранили до XVII века!

 

- Не стоит думать, что Симбирск строили уже на пустом месте, на руинах. Жизнь все-таки теплилась в этой земле и после Орды, - рассказал ученый. - Погребальные памятники говорят о том, что еще до строительства Симбирско-Карсунской засечной черты здесь оставались редкие татарские, мордовские поселения. Часть - через тысячелетия пронесли свое язычество.

 

У села Архангельское Куроедово в Вешкаймском районе археологами был обнаружен яркий могильник, связаный с язычеством. Относится он аж к XVII веку! Да, представители мордовского населения в эпоху просвещения все еще верили в своих богов.

 

- Все это крайне интересно: язычество сохраняется во многих местах до сих пор, - делится Юрий Анатольевич. - Ренессанс язычества четко наблюдается и сейчас - в некоторых селах Удмуртии, Марийской Республики.

 

Стрела в неолит

 

Одни из самых древних памятников Ульяновской области принадлежат эпохе неолита. Это пятое тысячелетие до нашей эры! Поселение эпохи неолита было обнаружено у села Лесное Никольское.

 

- Это была случайная находка, - вспоминает археолог. - Мы были на разведывательном археологическом плавании на байдарках. Интуитивно поставили палатку на месте древнего поселения! Да, неолитические поселения нередко ставились на песчаных дюнах. Место сухое, песок быстро впитывает влагу. Дюна, на которой мы остановились, располагалась на опушке соснового леса. Место удобное, рядом речка. Так думали и предки тысячи лет назад.

 

Юрий Семыкин пошел с котелком набрать воды для чая и, проходя по дороге - ей была разрезана дюна, - обратил внимание на грунт. В нем была необычная прослойка угля. Уголь - это не только след пожара, но и след жизнедеятельности древнего человека!

 

- Там я поднял кремневый наконечник стрелы, - рассказывает ученый. - Позже этот памятник стали исследовать. Кроме кремня, была обнаружена керамическая посуда - памятник говорит о том, что в IV - V тысячелетии до нашей эры здесь вели хозяйство. Таких памятников немного, но они есть в Ульяновской области.

 

Подготовил Андрей ТВОРОГОВ

 

ulpravda.ru