Ушебти ("ответчики") — погребальные
статуэтки в Древнем Египте. Представление о том, что покойный обрабатывает у
Осириса свой загробный надел, со временем перестало радовать культурные классы.
Чтобы облегчить покойника, с ним клали в гроб статуэтки ушебти, от которых ожидали
оживления для полевых работ вместо покойного. В VI главе Книги Мертвых
говорилось о "присуждении ушебти работать в преисподней": "о ушебти! если (далее
имя покойного) будет определен к работам, чтобы обрабатывать поля, орошать берег
и таскать песок..., отвечай: вот я! я здесь!". Текст этот с различными
вариантами часто вырезывался или писался на нижней половине передней части
ушебти, изображавшихся в виде мумий с земледельческими орудиями и мешком зерна в
руках. Иногда писалось только имя покойного, иногда совсем не было надписей.
Размеры ушебти — весьма различны; изредка попадаются экземпляры около полуметра,
но есть и в два раза меньше. Различна и тщательность работы в связи с положением
покойного и количеством ушебти. Изредка попадаются ушебти в гробницах среднего
царства, но без надписей и орудий; особенно многочисленны они с XIX династии.
Обыкновенно их заключали в маленькие подобия саркофагов или в деревянные ящики в
форме саркофага Осириса, иногда с надписями и изображениями покойного перед Осирисом и т. д.
Материал ушебти различен: каменные в среднем царстве и часто в
новом, глиняные с голубой глазурью грубой работы при XX-XXI династиях, с зеленой
глазурью и более тщательной работы в Саисскую эпоху; были также деревянные
ушебти. Известны и царские ушебти: Рамсеса II (единственно медные), Сети I
(деревянные) и других фараонов, а также ушебти аписов, с головами быков. При XIX династии, а
иногда и позже ушебти вместо формы мумий часто имели современный им костюм живых
людей; иногда в ту же эпоху на груди ушебти делалось лепное изображение души в
виде птицы. Ушебти представляют богатый отдел египетских музеев и коллекций.
godsbay.ru
Ушебти - это... Что такое Ушебти?
Ушебти — специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда. Необходимы они были для того, чтобы выполнять различную работу в загробном мире вместо хозяина. Изготовлялись ушебти обычно из дерева или мягкого камня — алебастра и стеатита.
Назначение ушебти — обеспечение покойного (древние египтяне сказали бы — правогласного) пропитанием и освобождение его от тяжёлой работы. Существуют несколько теорий этимологии слова «ушебти». Одна из них объясняет происхождение слова от «шабти» — названия породы дерева персеи — ведь первые фигурки ушебти были выполнены из дерева. Однако полностью довериться этой теории не приходится — дело в том, что нет ни одной ушебти, сделанной именно из персеи. Другая возможная этимологическая параллель — термин wSb, переводимый «кормить», — ведь эти «работники» были кормильцами своих хозяев. Но с кормильцем ушебти стал ассоциироваться в поздние периоды египетский истории.
Наиболее правдоподобно выглядит предположение о том, что ушебти происходит от слова «ответчик». Хотя следует отметить, что в силу специфики отношения древних египтян к своему языку, можно предположить, что ушебти у них должно было вступать в этимологическую связь со всеми тремя рассмотренными здесь примерами. Так было, по крайней мере, в конце Нового Царства и последующие эпохи Древнего Египта.
Существует распространённое и довольно-таки устойчивое мнение, что количество ушебти должно составлять 365 штук — по количеству дней в году (по одной фигурке ушебти на день). Однако в египтологии это единичный случай. Обычно количество ушебти колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен. Всё зависело от их хозяина. Иногда ушебти дарились покойному родственниками, друзьями или царём. Например, на одной фигурке ушебти из Эрмитажа (№ 892), принадлежавшей египтянке Ати, сзади имеется приписка, что подарил этого ушебти «Сын её, дающий жизнь имени её, смотритель врат Амона, Аменмесу». Очень часто фигурок было много, и тогда их складывали в специальный ящик, а иногда таких «ящиков для ушебти» могло быть два.
Магические тексты, которые писали на ушебти входили в Книгу мёртвых.
Вот одна из стандартных надписей на ушебти:
"О, ушебти! Если повелят Осирису (то есть покойному, их хозяину) выполнить любую работу, которую следует выполнять в загробном мире, — смотри, будь начеку, чтобы выполнять то, что положено человеку там. «Вот я!» — да ответишь ты, когда позовут тебя. Ищи момент всякий, чтобы трудиться, чтобы вспахивать поля, наполнять каналы водой, перетаскивать песок с востока на запад. И снова говори слова эти: «Вот я!», когда позовут тебя".
Ещё текст на фигурке:
«О ты, ушебти, фигурка писца Небсени, если меня призовут или повелят мне выполнять работу, которую выполняют по очереди все населяющие загробный мир, пусть любые тяготы будут возложены на тебя, а не на меня и при посеве, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад.» На это фигурка отвечала: «Воистину я здесь и выполню то, что ты приказываешь».
Фигурки ушебти имеются почти во всех египетских собраниях мира. Они, пожалуй, самые популярные находки после скарабеев. Ушебти имелись во многих захоронениях, в том числе и у бедняков, у людей же побогаче их количество не ограничивалось несколькими фигурками. В гробнице фараона Сети I, например, статуэток было найдено аж 700 штук.
Литература, касающаяся ушебти
Бадж У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских границ. — М.: Алетейа, 2001.
Берлев О. Д. Рабы царя в Египте в эпоху Среднего царства. — Л., 1962.
Берлев О. Д., Ходжаш С. И. Каталог египетских памятников из музеев Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и Прибалтики. — Friburg; Gottingen, 1998. (Глава VII).
Рубинштейн Р. И. О природе ушебти. // Вестник древней истории. 1968. 2.
Рубинштейн Р. И. Некоторые неопубликованные ушебти из собрания Гос. Эрмитажа. // Вестник древней истории. 1982. 4.
Рубинштейн Р. И. Ушебти из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина с необычными надписями и просопографией. // Вестник древней истории. 1980. 3.
Шолпо Н. А. К вопросу о древнеегипетских заупокойных статуэтках, именуемых «ушебти». // Вестник древней истории. — 1940. 2.
Ссылки в интернете
dic.academic.ru
Ушебти | Archaeology | FANDOM powered by Wikia
Ушебти - специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда. Необходимы они были для того, чтобы выполнять различную работу в загробном мире вместо хозяина. Изготовлялись ушебти обычно из дерева или мягкого камня - алебастра и стеатита.
Назначение ушебти - обеспечение покойного (древние египтяне сказали бы - правогласного) пропитанием и отстранить его от тяжёлой работы. Существуют несколько теорий этимологии слова "ушебти". Одна из них объясняет происхождение слова от "шабти" - названия породы дерева персеи - ведь первые фигурки ушебти были выполнены из дерева. Однако полностью довериться этой теории не приходится - дело в том, что нет ни одной ушебти, сделанной именно из персеи. Другая возможная этимологическая параллель - термин wSb , переводимый "кормить",- ведь эти "работники" были кормильцами своих хозяев. Но с кормильцем ушебти стал ассоциироваться в поздние периоды египетский истории. Наиболее правдоподбно выглядит предположение о том, что ушебти происходит от слова "ответчик". Хотя следует отметить, что в силу специфики отношения древних египтян к своему языку, можно предположить, что ушебти у них должно было вступать в этимологическую связь со всеми тремя рассотренными здесь примерами. Так было, по крайней мере, в конце Нового Царства и последующие эпохи Древнего Египта.
Ушебти. Новое царство. Коллекция University College 28415.
Существует распространённое и довольно-таки устойчивое мнение, что количество ушебти должно составлять 365 штук - по количеству дней в году (по одной фигурке ушебти на день). Однако в египтологии это единичный случай. Обычно количество ушебти колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен. Всё зависело от их хозяина. Иногда ушебти дарились покойному родственниками, друзьями или царём. Например, на одной фигурке ушебти из Эрмитажа (№892), принадлежавшей египтянке Ати, сзади имеется приписка, что подарил этого ушебти "Сын её, дающий жизнь имени её, смотритель врат Амона, Аменмесу". Очень часто фигурок было много, и тогда их складывали в специальный ящик, а иногда таких "ящиков для ушебти" могло быть два.
Магические тексты, которые писали на ушебти входили в Книгу мёртвых.
Вот одна из стандартных надписей на ушебти:
«О, ушебти! Если повелят Осирису (т.е. покойному, их хозяину) выполнить любую работу, которую следует выполнять в загробном мире, - смотри, будь начеку, чтобы выполнять то, что положено человеку там. «Вот я!» - да ответишь ты, когда позовут тебя. Ищи момент всякий, чтобы трудиться, чтобы вспахивать поля, наполнять каналы водой, перетаскивать песок с востока на запад. И снова говори слова эти: «Вот я!», когда позовут тебя».
Ещё текст на фигурке:
«О ты, ушебти, фигурка писца Небсени, если меня призовут или повелят мне выполнять работу, которую выполняют по очереди все населяющие загробный мир, пусть любые тяготы будут возложены на тебя, а не на меня и при посеве, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад.» На это фигурка отвечала: «Воистину я здесь и выполню то, что ты приказываешь».
Фигурки ушебти имеются почти во всех египетских собраниях мира. Они, пожалуй, самые популярные находки после скарабеев. Ушебти имелись во многих захоронениях, в том числе и у бедняков, у людей же побогаче их количество не ограничивалось несколькими фигурками. В гробнице фараона Сети I, например, статуэток было найдено аж 700 штук.
Литература, касающаяся ушебти Править
Бадж У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских границ. – М.: Алетейа, 2001.
Берлев О.Д. Рабы царя в Египте в эпоху Среднего царства. - Л., 1962.
Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Каталог египетских памятников из музеев Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и Прибалтики. - Friburg; Gottingen, 1998. (Глава VII).
Рубинштейн Р.И. О природе ушебти. // Вестник древней истории. 1968. 2.
Рубинштейн Р.И. Некоторые неопубликованные ушебти из собрания Гос. Эрмитажа. // Вестник древней истории. 1982. 4.
Рубинштейн Р.И. Ушебти из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина с необычными надписями и просопографией. // Вестник древней истории. 1980. 3.
Шолпо Н.А. К вопросу о древнеегипетских заупокойных статуэтках, именуемых "ушебти". // Вестник древней истории. - 1940. 2.
Ссылки в интернете Править
ru.archaeology.wikia.com
Ушебти — WiKi
Ушебти — специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда. Необходимы они были для того, чтобы выполнять различную работу в загробном мире вместо хозяина. Изготовлялись ушебти обычно из дерева или мягкого камня — алебастра и стеатита.
Назначение ушебти — обеспечение покойного (древние египтяне сказали бы — правогласного) пропитанием и освобождение его от тяжёлой работы. Существуют несколько теорий этимологии слова «ушебти». Одна из них объясняет происхождение слова от «шабти» — названия породы дерева персеи — ведь первые фигурки ушебти были выполнены из дерева. Однако полностью довериться этой теории не приходится — дело в том, что нет ни одной ушебти, сделанной именно из персеи. Другая возможная этимологическая параллель — термин wSb, переводимый «кормить», — ведь эти «работники» были кормильцами своих хозяев. Но с кормильцем ушебти стал ассоциироваться в поздние периоды египетский истории. Наиболее правдоподобно выглядит предположение о том, что ушебти происходит от слова «ответчик»[1]. Хотя следует отметить, что в силу специфики отношения древних египтян к своему языку, можно предположить, что ушебти у них должно было вступать в этимологическую связь со всеми тремя рассмотренными здесь примерами. Так было, по крайней мере, в конце Нового Царства и последующие эпохи Древнего Египта.
Существует распространённое и довольно-таки устойчивое мнение, что количество ушебти должно составлять 365 штук — по количеству дней в году (по одной фигурке ушебти на день). Однако в египтологии это единичный случай. Обычно количество ушебти колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен. Всё зависело от их хозяина. Иногда ушебти дарились покойному родственниками, друзьями или царём. Например, на одной фигурке ушебти из Эрмитажа (№ 892), принадлежавшей египтянке Ати, сзади имеется приписка, что подарил этого ушебти «Сын её, дающий жизнь имени её, смотритель врат Амона, Аменмесу». Очень часто фигурок было много, и тогда их складывали в специальный ящик, а иногда таких «ящиков для ушебти» могло быть два.
Магические тексты, которые писали на ушебти входили в Книгу мёртвых.
Вот одна из стандартных надписей на ушебти:
"О, ушебти! Если повелят Осирису (то есть покойному, их хозяину) выполнить любую работу, которую следует выполнять в загробном мире, — смотри, будь начеку, чтобы выполнять то, что положено человеку там. «Вот я!» — да ответишь ты, когда позовут тебя. Ищи момент всякий, чтобы трудиться, чтобы вспахивать поля, наполнять каналы водой, перетаскивать песок с востока на запад. И снова говори слова эти: «Вот я!», когда позовут тебя".
Ещё текст на фигурке:
«О ты, ушебти, фигурка писца Небсени, если меня призовут или повелят мне выполнять работу, которую выполняют по очереди все населяющие загробный мир, пусть любые тяготы будут возложены на тебя, а не на меня и при посеве, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад.» На это фигурка отвечала: «Воистину я здесь и выполню то, что ты приказываешь».
Фигурки ушебти имеются почти во всех египетских собраниях мира. Они, пожалуй, самые популярные находки после скарабеев. Ушебти имелись во многих захоронениях, в том числе и у бедняков, у людей же побогаче их количество не ограничивалось несколькими фигурками. В гробнице фараона Сети I, например, статуэток было найдено аж 700 штук.
ru-wiki.org
Ушебти Википедия
Ушебти — специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда. Необходимы они были для того, чтобы выполнять различную работу в загробном мире вместо хозяина. Изготовлялись ушебти обычно из дерева или мягкого камня — алебастра и стеатита.
Назначение ушебти — обеспечение покойного (древние египтяне сказали бы — правогласного) пропитанием и освобождение его от тяжёлой работы. Существуют несколько теорий этимологии слова «ушебти». Одна из них объясняет происхождение слова от «шабти» — названия породы дерева персеи — ведь первые фигурки ушебти были выполнены из дерева. Однако полностью довериться этой теории не приходится — дело в том, что нет ни одной ушебти, сделанной именно из персеи. Другая возможная этимологическая параллель — термин wSb, переводимый «кормить», — ведь эти «работники» были кормильцами своих хозяев. Но с кормильцем ушебти стал ассоциироваться в поздние периоды египетский истории. Наиболее правдоподобно выглядит предположение о том, что ушебти происходит от слова «ответчик»[1]. Хотя следует отметить, что в силу специфики отношения древних египтян к своему языку, можно предположить, что ушебти у них должно было вступать в этимологическую связь со всеми тремя рассмотренными здесь примерами. Так было, по крайней мере, в конце Нового Царства и последующие эпохи Древнего Египта.
Существует распространённое и довольно-таки устойчивое мнение, что количество ушебти должно составлять 365 штук — по количеству дней в году (по одной фигурке ушебти на день). Однако в египтологии это единичный случай. Обычно количество ушебти колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен. Всё зависело от их хозяина. Иногда ушебти дарились покойному родственниками, друзьями или царём. Например, на одной фигурке ушебти из Эрмитажа (№ 892), принадлежавшей египтянке Ати, сзади имеется приписка, что подарил этого ушебти «Сын её, дающий жизнь имени её, смотритель врат Амона, Аменмесу». Очень часто фигурок было много, и тогда их складывали в специальный ящик, а иногда таких «ящиков для ушебти» могло быть два.
Магические тексты, которые писали на ушебти входили в Книгу мёртвых.
Вот одна из стандартных надписей на ушебти:
"О, ушебти! Если повелят Осирису (то есть покойному, их хозяину) выполнить любую работу, которую следует выполнять в загробном мире, — смотри, будь начеку, чтобы выполнять то, что положено человеку там. «Вот я!» — да ответишь ты, когда позовут тебя. Ищи момент всякий, чтобы трудиться, чтобы вспахивать поля, наполнять каналы водой, перетаскивать песок с востока на запад. И снова говори слова эти: «Вот я!», когда позовут тебя".
Ещё текст на фигурке:
«О ты, ушебти, фигурка писца Небсени, если меня призовут или повелят мне выполнять работу, которую выполняют по очереди все населяющие загробный мир, пусть любые тяготы будут возложены на тебя, а не на меня и при посеве, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад.» На это фигурка отвечала: «Воистину я здесь и выполню то, что ты приказываешь».
Фигурки ушебти имеются почти во всех египетских собраниях мира. Они, пожалуй, самые популярные находки после скарабеев. Ушебти имелись во многих захоронениях, в том числе и у бедняков, у людей же побогаче их количество не ограничивалось несколькими фигурками. В гробнице фараона Сети I, например, статуэток было найдено аж 700 штук.
Литература, касающаяся ушебти
Уше́бти // Ужи — Фидель. — М. : Советская энциклопедия, 1956. — С. 468. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 44).
Бадж У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских границ. — М.: Алетейа, 2001.
Берлев О. Д. Рабы царя в Египте в эпоху Среднего царства. — Л., 1962.
Берлев О. Д., Ходжаш С. И. Каталог египетских памятников из музеев Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и Прибалтики. — Friburg; Gottingen, 1998. (Глава VII).
Рубинштейн Р. И. О природе ушебти. // Вестник древней истории. 1968. 2.
Рубинштейн Р. И. Некоторые неопубликованные ушебти из собрания Гос. Эрмитажа. // Вестник древней истории. 1982. 4.
Рубинштейн Р. И. Ушебти из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина с необычными надписями и просопографией. // Вестник древней истории. 1980. 3.
Шолпо Н. А. К вопросу о древнеегипетских заупокойных статуэтках, именуемых «ушебти». // Вестник древней истории. — 1940. 2.
Ссылки в интернете
↑ Ушебти // Энциклопедия мифологии.
wikiredia.ru
Статуэтки Ушебти
Ушебти – древнеегипетские погребальные статуэтки, как правило со скрещенными на груди руками, иногда с орудиями труда. Назначение ушебти – обеспечение покойного пропитанием и освобождение его от тяжелой работы в загробном мире Дуат. Обычно количество ушебти колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен. Все зависело от их хозяина. Иногда ушебти дарились покойному родственниками, друзьями или царем. Например, на одной фигурке ушебти из Эрмитажа , принадлежавшей египтянке Ати, сзади имеется приписка, что подарил этого ушебти «Сын ее, дающий жизнь имени ее, смотритель врат Амона, Аменмесу». Очень часто фигурок было много, и тогда их складывали в специальный ящик, а иногда таких «ящиков для ушебти» могло быть два.
Размеры Ушебти – весьма различны; изредка попадаются экземпляры около 1/2 метра, но есть и в два вершка. Различна и тщательность работы в связи с положением покойного и количеством Ушебти. Изредка попадаются Ушебти в гробницах среднего царства, но без надписей и орудий; особенно многочисленны они с XIX династии. Обыкновенно их заключали в маленькие подобия саркофагов или в деревянные ящики в форме саркофага Осириса. иногда с надписями и изображениями покойного перед Осирисом и т.д.
Материал Ушебти различен: каменные в среднем царстве и часто в новом, глиняные с голубой глазурью грубой работы при XX-XXI династии, с зеленой глазурью и более тщательной работы в Саисскую эпоху; были также деревянные Ушебти. Известны и царские Ушебти: Рамсеса II , Сети I и др. а также Ушебти Аписов, с головами быков. При XIX династии, а иногда и позже Ушебти вместо формы мумий часто имели современный им костюм живых людей; иногда в ту же эпоху на груди Ушебти делалось лепное изображение души в виде птицы.
Ушебти – древнеегипетские погребальные статуэтки
Древний Египет известен исследователям как государство, в котором на протяжении многих столетий поддерживались и развивались разные традиции и ритуальные культы. Древние египтяне верили, что умершие люди должны отработать у Осириса предназначенный для них загробный надел, однако со временем это верование перестало радовать представителей культурного общества. С целью облегчения существования умершего, рядом с ним стали хоронить статуэтки под названием «ушебти» или «ответчики». От этих погребальных фигурок ожидали оживления для выполнения полевых работ вместо умершего.
Ушебти изображались в виде мумий с мешком зерна и разными орудиями в руках. Такие старинные статуэтки могли иметь различные размеры: среди археологических находок встречались экземпляры, достигавшие полуметра, однако существуют и совсем маленькие фигурки. Ушебти отличались и по качеству работы, что было связано с положением покойного.
Некоторые сохранившиеся до нашего времени старинные статуэтки были заключены в своеобразные небольшие саркофаги или деревянные ящики, изготовленные в виде саркофага Осириса. Такие предметы старины создавались из разных материалов: во времена среднего царства, а также в годы нового царства ушебти были каменными или глиняными. Статуэтки покрывались голубой или зеленой глазурью. Среди археологических находок встречались также деревянные и медные ушебти.
Некоторые ученые полагают, что число скульптур ушебти должно соответствовать количеству дней в году, чтобы на каждый день приходилось по одной фигурке. Однако в египтологии такие случаи встречаются нечасто. Как правило, число ушебти колеблется от нескольких сотен до нескольких десятков. Количество старинных фигурок, сопровождавших умершего, зависело от статуса хозяина.
Некоторые найденные археологами ушебти преподносились покойному в дар от родственников, друзей или царя. Так, одна из фигурок, хранящихся в коллекции Эрмитажа, принадлежавшая египтянке по имени Ати, имела на оборотной стороне приписку, что она была преподнесена в подарок от ее сына. Нередко возле умершего было очень много фигурок, которые складывались в специальный ящик. В некоторых погребениях находилось несколько ящиков, предназначенных для ушебти.
Многие старинные статуэтки ушебти содержали тексты, входившие в Книгу мертвых. Практически всегда ушебти повторяли форму мумий, однако во времена XIXдинастии они изображались в виде людей, одетых в современные для того периода костюмы. В ту же эпоху многие экземпляры содержали нагрудное изображение души в форме птицы.
Древние фигурки ушебти встречаются практически во всех мировых собраниях, как частных, так и музейных. Они считаются одними из самых популярных археологических находок. Ушебти были найдены во многих древнеегипетских захоронениях, принадлежавших не только богатым, но и бедным представителям общества. В захоронениях знатных людей количество старинных статуэток не ограничивалось несколькими экземплярами. Так, в гробнице, где был похоронен фараон Сети I, археологам удалось обнаружить семьсот ушебти. Такие фигурки представляют богатейший раздел египетских коллекций.
Ушебти — погребальные статуэтки в Древнем Египте. Представление о том, что покойный обрабатывает у Осириса свой загробный надел, со временем перестало радовать культурные классы. Чтобы облегчить покойника, с ним клали в гроб статуэтки ушебти, от которых ожидали оживления для полевых работ вместо покойного.
Размеры ушебти — весьма различны; изредка попадаются экземпляры около полуметра, но есть и в два раза меньше. Различна и тщательность работы в связи с положением покойного и количеством ушебти. Изредка попадаются ушебти в гробницах среднего царства, но без надписей и орудий; особенно многочисленны они с XIX династии. Обыкновенно их заключали в маленькие подобия саркофагов или в деревянные ящики в форме саркофага Осириса, иногда с надписями и изображениями покойного перед Осирисом и т. д.
Материал ушебти различен: каменные в среднем царстве и часто в новом, глиняные с голубой глазурью грубой работы при XX-XXI династиях, с зеленой глазурью и более тщательной работы в Саисскую эпоху; были также деревянные ушебти. Известны и царские ушебти: Рамсеса II , Сети I и других фараонов, а также ушебти аписов, с головами быков. При XIX династии, а иногда и позже ушебти вместо формы мумий часто имели современный им костюм живых людей; иногда в ту же эпоху на груди ушебти делалось лепное изображение души в виде птицы. Ушебти представляют богатый отдел египетских музеев и коллекций.
У бога Эйа был сын по имени Адапа. Жил он в городе Эреду и был известен, как ...
Движение солнца и луны
Нелегко жилось первым людям во мраке. Кругом царила ночь, и только лед, своим слабым светом едва проникал сквозь ...
Преимущества каркасного дома
Активизировалось строительство загородной недвижимости. Наряду с деревянными и кирпичными строениями приобретают популярность строения по новым каркасным технологиям. Весомую роль ...
Смирна
СМИРНА — Благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Из чего делают смирну, как она ...
Число зверя
Давно не было слышно о чуде-юде, а ведь у этого сказочного образа имеется свой реальный прототип, живущий на болотах. В славянской мифологии...
Умная зубная щетка
Де́ймос (др.-греч.смятенье, ужас ) - в древнегреческой мифологии один из сыновей Ареса и Афродиты, Деймос был имперсонификацией ужаса,...
objective-news.ru
Ушебти — Википедия РУ
Ушебти — специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда. Необходимы они были для того, чтобы выполнять различную работу в загробном мире вместо хозяина. Изготовлялись ушебти обычно из дерева или мягкого камня — алебастра и стеатита.
Назначение ушебти — обеспечение покойного (древние египтяне сказали бы — правогласного) пропитанием и освобождение его от тяжёлой работы. Существуют несколько теорий этимологии слова «ушебти». Одна из них объясняет происхождение слова от «шабти» — названия породы дерева персеи — ведь первые фигурки ушебти были выполнены из дерева. Однако полностью довериться этой теории не приходится — дело в том, что нет ни одной ушебти, сделанной именно из персеи. Другая возможная этимологическая параллель — термин wSb, переводимый «кормить», — ведь эти «работники» были кормильцами своих хозяев. Но с кормильцем ушебти стал ассоциироваться в поздние периоды египетский истории. Наиболее правдоподобно выглядит предположение о том, что ушебти происходит от слова «ответчик»[1]. Хотя следует отметить, что в силу специфики отношения древних египтян к своему языку, можно предположить, что ушебти у них должно было вступать в этимологическую связь со всеми тремя рассмотренными здесь примерами. Так было, по крайней мере, в конце Нового Царства и последующие эпохи Древнего Египта.
Существует распространённое и довольно-таки устойчивое мнение, что количество ушебти должно составлять 365 штук — по количеству дней в году (по одной фигурке ушебти на день). Однако в египтологии это единичный случай. Обычно количество ушебти колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен. Всё зависело от их хозяина. Иногда ушебти дарились покойному родственниками, друзьями или царём. Например, на одной фигурке ушебти из Эрмитажа (№ 892), принадлежавшей египтянке Ати, сзади имеется приписка, что подарил этого ушебти «Сын её, дающий жизнь имени её, смотритель врат Амона, Аменмесу». Очень часто фигурок было много, и тогда их складывали в специальный ящик, а иногда таких «ящиков для ушебти» могло быть два.
Магические тексты, которые писали на ушебти входили в Книгу мёртвых.
Вот одна из стандартных надписей на ушебти:
"О, ушебти! Если повелят Осирису (то есть покойному, их хозяину) выполнить любую работу, которую следует выполнять в загробном мире, — смотри, будь начеку, чтобы выполнять то, что положено человеку там. «Вот я!» — да ответишь ты, когда позовут тебя. Ищи момент всякий, чтобы трудиться, чтобы вспахивать поля, наполнять каналы водой, перетаскивать песок с востока на запад. И снова говори слова эти: «Вот я!», когда позовут тебя".
Ещё текст на фигурке:
«О ты, ушебти, фигурка писца Небсени, если меня призовут или повелят мне выполнять работу, которую выполняют по очереди все населяющие загробный мир, пусть любые тяготы будут возложены на тебя, а не на меня и при посеве, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад.» На это фигурка отвечала: «Воистину я здесь и выполню то, что ты приказываешь».
Фигурки ушебти имеются почти во всех египетских собраниях мира. Они, пожалуй, самые популярные находки после скарабеев. Ушебти имелись во многих захоронениях, в том числе и у бедняков, у людей же побогаче их количество не ограничивалось несколькими фигурками. В гробнице фараона Сети I, например, статуэток было найдено аж 700 штук.