Вопрос 2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте. Государственный строй древней спарты
10. Общественный и государственный строй Древней Спарты
10. Общественный и государственный строй Древней Спарты.
1. Возникновение государства Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин- - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием.
В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и военную организацию общества. Утверждение социального и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.2. 0бщественный строй.
Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".
Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилетнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу. С 20 до 60 лет каждый спартиат обязан был нести военную службу. Жениться ему разрешалось лишь по достижений 30-летнего возраста, когда он признавался вполне совершеннолетним и приобретал политические права.
Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.
Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.3. Государственный строй
Царская власть. Во главе Спартанского гос-ва 2 царя, результатом такой власти- объединение двух племён, из которых каждое сохранило своего вождя. Фактически гос-вом управляли эфоры, в руки котрых постепенно переходят полномочия царей.
Герусия. –совет старейшин, берёт начало от совета племенных старейшин (28 человек), кроме того, в их состав входило 2 царя., в компетенцию герусии входило рассматривание уголовных дел, значение герусии неуклонно падало с усилением роли эфоров.
Народное собрание. Участвовали все полноправные граждане, достигшие 30 лктнего возраста. Решали вопросы, в случае войны, кому из царей идти на войну.
Эфоры. Первоначально это были заместители царей. В граждн-м суде, права эфоров были обширны, созывали герусию и народное собрание и руководили деят-стью этих органов.
Армия. Все спартиаты от 20 до 60 лет, а также периэки обязаны были нести военную службу в качестве тяжёловооруженных воинов (гоплитов0.
Войска делились на 12 лохов, по 500 воинов в каждом лохе. Во главе лоха стоял лохаг. Командовали всей армией цари. Римское гос-во развилось из городской общины, похожу во многом с греческими полисами.
studfiles.net
Государственный строй Древней Спарты
Спартанская община, возникшая в результате слияния родовых общин Лаконии
(синойкизма) в IX в. до н.э., в результате войн, грабежей, раздоров,
самоуправства оказалась на грани развала. К расцвету Спартанского государства
привели законы легендарного Ликурга, благодаря которым Спарта существовала до
II в. до н.э.
Ликург был одним из царей Спарты. Он был преемником скоропостижно
скончавшегося брата. Узнав, что жена брата беременна, в случае рождения
мальчика, обещал последнему престол. После рождения наследника, Ликург, являясь
опекуном, выполнял все функции царя и заслужил любовь и уважение народа за свою
мудрость и справедливость. Но враги оклеветали Ликурга, говоря о том, что он
хочет смерти опекаемого, после чего Ликург покинул родину. Спартанцы не раз
просили его вернуться. Заручившись мнением пифии – жрицы Дельфийского оракула
(святилища) о том, что его законы будут лучше законов других государств, Ликург
возвратился на родину. Слабохарактерный племянник - царь Харилай – как и другие
граждане приняли его законы. [1]
Тагунов Д. Е. отмечает, что реформы Ликурга – это целый комплекс
преобразований социально-экономического и правового характера, оформленный
ретрой – договором о «наилучшем государственном устройстве».
Антиаристократическая направленность Ликурговой ретры очевидна. После реформ
знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса. За короткий срок
Ликург навёл образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды
приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали
своей стабильностью. [15, с.64]
По словам Печатновой Л. Г., Большая Ретра Ликурга - это знак начавшейся
консолидации гражданского коллектива, в котором не аристократия была низведена
до народа, а наоборот, весь спартанский народ превратился в правящее сословие.
Недаром спартанцы очень рано стали именовать себя гомеями, т.е. равными. Но их равенство
было очень своеобразно - это было равенство внутри слоя господ. [11]
По мнению Ильинского Н. И., окончательно «Ликургов строй» сложился в
Спарте к концу VII в. до н.э. Ретра о социальном и политическом устройстве
государства решала две основные задачи – путём сдерживания имущественной
дифференциации обеспечить единство спартанцев и их совместное господство над
завоёванным населением. Порядок и единство укрепили Спарту.[5, с.148]
По словам Ботвинника Марка Наумовича, законы Ликурга не были записаны. По
его мнению, всё что важно и необходимо для счастья государства, должно войти в
обычай и образ жизни граждан с самого раннего детства. Вот почему основное
внимание законодателя было обращено на воспитание детей. [1, с. 11] Плутарх
приводит, что сказано об этом в одной из ретр: «Главнейшие начала, всего более
способствующие процветанию государства и доблести, обретают устойчивость и силу
лишь укоренившись в нравах и поведении граждан, ибо для этих начал более
крепкой основой, нежели необходимость, является свободная воля, а ее развивает
в молодежи воспитание, исполняющее в душе каждого роль законодателя. А
второстепенные и в частности денежные обязательства, которые изменяются
сообразно различным потребностям, лучше не закреплять в писаных законах и незыблемых
правилах: пусть в нужных случаях делаются те дополнения или изъятия, какие люди
сведущие одобрят и сочтут полезными» [13, с.46]
Следует отметить, что, конечно,
сложившийся государственный строй Спартанского государства не был создан
одномоментно, благодаря таланту одного законодателя. Система оттачивалась
постепенно, в прежнее Ликургово законодательство вносились поправки. Но всё же
именно законы Ликурга являются началом сознательного преобразования всего
общества и государства. [11]
Когда законы Ликурга вошли в жизнь, он сообщил народу, что должен сделать
очень главное преобразование, но для этого должен посетить Дельфийский оракул. Зарекшись
клятвою, что спартанцы ничего не изменят в его законодательстве до его
возвращения, он отправился путь. Услышав, от оракула, что Спарта будет
процветать, если будет жить по его законам. Он решил умереть, не возвращаясь в
Спарту, чтобы спартанцы не узнали о его смерти и не отказались от клятвы. [1]
По словам Ботвинника М. Н., надежды не обманули Ликурга. Пока Спарта
придерживалась его законов, в течение нескольких столетий, она оставалась одним
из самых сильных государств Греции. Только в конце V в. до н.э., когда в Спарту
вместе с золотом и серебром проникли корысть и имущественное неравенство,
законам Ликурга был нанесён смертельный удар. [1, с. 15]
По
словам Плутарха, Ликург превосходит славою всех греков, которые когда-либо
выступали на государственном поприще. Вот почему Аристотель и утверждает, что
Ликург не получил в Лакедемоне всего, что причитается ему по праву, хотя
почести, оказываемые спартанцами своему законодателю, чрезвычайно велики: ему
воздвигнут храм и ежегодно приносятся жертвы, как богу. Рассказывают, что,
когда останки Ликурга были перенесены на родину, в гробницу ударила молния.
Впоследствии это не выпадало на долю никому из знаменитых людей, кроме
Эврипида, умершего и погребенного в Македонии близ Аретусы. С ним одним
случилось после смерти то же, что некогда — с самым чистым и самым любезным
богам человеком, и в глазах страстных поклонников Эврипида — это великое
знамение, служащее оправданием их пылкой приверженности.[10, с.21]
Рассмотрев
личность законодателя Ликурга и значимость его реформ, автор курсовой работы
далее рассмотрит сущность государственного устройства Спартанского полиса,
которое сложилось после проведённых Ликургом реформ.
По мнению Стадуба И. Д., государственный строй рабовладельческой Спарты
сформировался в результате преобразования военной демократии в республику,
которая со временем приобрела аристократический характер.[17, с.64] От
первобытнообщинной эпохи здесь уцелели народное собрание (апелла), совет
старейшин (герусия) и два царя – архагета.
Верховным органом власти в Спарте была апелла, в которую входили все
полноправные спартиаты, достигшие 30-летного возраста и не потерявшие земельный
надел. Полноправных же спартиатов вместе с их семьями было не более 10% от
всего населения. Члены народного собрания не вносили никаких предложений, а
только выступали за или против предложений царей или герусии – совета
старейшин. При решении особо важных вопросов расступались в разные стороны и на
глаз определялось большинство, в других случаях выражали свое мнениями криком. [2]
Площадь, на которой происходили собрания, была без украшений, не было
даже никакой защиты от солнца и ветра, на ней негде было присесть. Это было
связано со страхом того, чтобы убранство не сделало ораторов многоречивыми. [1]
Плутарх объясняет это тем, что, по мнению Ликурга, ничто подобное не
способствует здравости суждений, напротив — причиняет один только вред, занимая
ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивая их внимание, ибо они, вместо того
чтобы заниматься делом, разглядывают статуи, картины или потолок Совета,
чересчур пышно изукрашенный.[13, с.43]
Апелла решала такие вопросы как
выбор руководителя военного похода, избрание должностного лица. Но решения не
обсуждались – они либо принимались, либо отвергались.[14]
О царской власти историки уточняют следующее: «община спартиатов
возглавлялась двумя царями, принадлежавшим к двум правящим в Спарте династиям –
Эврипонтидов и Агиадов. Цари предводительствовали военным ополчением, играли
видную роль в культе, но власть их была ограничена герусией, в которую, наряду
с царями, входили ещё 28 избираемых пожизненно народным собранием наиболее
влиятельных спартиатов, достигших 60-летнего возраста». [2, с.669]
Ограниченность царской власти герусией подтверждает и Деревенский Б. Г.: в
Спарте правили два царя, каждый из которых передавал свою власть по наследству.
Однако реальная власть принадлежала совету старейшин, избираемому из числа
знатных спартанцев возрастом не моложе шестидесяти лет. Этот совет решал все
государственные дела, в то время как цари командовали войском. [3, с.10] Кроме
этого цари или архагеты осуществляли судебную власть, были верховными жрецами.
[15]
Цари не должны были иметь физических недостатков. Каждые девять лет они
проходили религиозное испытание, пройдя которое царствовали следующее
девятилетие. [6]Главным делом царей, по словам Ильинского Н. И., было не
доказывать свою родовитость и право на трон, а умело командовать войском и
мужественно сражаться в бою. [5, с. 146]
Марк Наумович о царях сообщает следующее: «одновременно с Харилаем,
происходившим из рода Еврипонтидов, в Спарте правил Архелай из рода Агиадов.
Оба царя ненавидели друг друга: каждый стремился к единоличной неограниченной
власти, которую в Греции называли деспотией. Эта вражда ослабляла
государственный строй. [1, с.9]
По словам Плутарха, из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым
главным был Совет старейшин. В соединении с горячечной и воспаленной, по слову
Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении
важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия.
Государство, которое носилось из стороны в сторону, склоняясь то к тирании, когда
победу одерживали цари, то к полной демократии, когда верх брала толпа, положив
посредине, точно балласт в трюме судна, власть старейшин, обрело равновесие,
устойчивость и порядок: двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали
царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу
хранить отечество от тирании. [13, с.42]
Если цари были моложе 30 лет, в герусии их представляли опекуны из числа
царских родственников. После смерти геронта, свою кандидатуру предлагали члены
апеллы, достигшие шестидесяти лет. Комиссия по выбору геронта находилась в
закрытом помещении, а в это время апелла криком выражала мнение по проходившим
мимо помещения кандидатам. За кого кричали громче всего, того и выбирали
геронтом. [7]
По словам Ботвинника М. Н., для того чтобы цари, геронты и народ не
спорили между собой из-за власти, Ликург составил соглашение между ними – закон
о разделении власти. «Пусть, - говорилось в законе, - народ будет разделен и по
месту жительства и на племена, пусть в герусию входит вместе с царями 30
человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там
пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У
народа пусть будет высшая власть и сила». [1, с.9] Однако в спартанской общине
происходило расслоение. Так в добавлении к «большой ретре» говорится о том, что
в случае принятия неверного решения апеллой, цари и герусия распускают народное
собрание и отменяют решение.[6]
Это подтверждает и Крушкол Ю. С.: «заседание только тогда считалось
открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были
не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не
открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы
и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по
обычаю. [7, 48]
Такой орган управления как эфоры, избираемые народным собранием, появился
немного позже. Всего их было пять, и они обладали огромной властью: могли
отменять решение царей, занимались финансами и внешнеполитическими отношениями,
осуществляли надзор за поведением спартанцев, они вели судебные дела
гражданского характера [2] По мнению Ильинского Н. И., эфоры в Спарте появились
в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой
аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность
угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей
властью избираемых на определённый срок представителей аристократии. Так
появились эфоры, которые избирались из «достойных» [5, с.151]
Эфоры, как орган контроля над герусией и царями, являлся либо
представительством пяти деревень – ком, из которых состоял город Спарта, либо
представительством пяти об, на которые делился спартанский полис [6]
Слово «эфор» означает «надзиратель», «наблюдатель». Вначале функции эфоров
заключались в следующем: они наблюдали за звёздами с целью узнать, угодны ли
правящие цари. Если в это время падала звезда, это означало, что одного царя
нужно сместить. [1]
Пикус Н. Н. пишет о том, что эфоры избирались из числа всех спартиатов
сроком на один год и обладали высшей контрольной властью, имели право
привлекать к ответственности и судить всех спартиатов, в том числе геронтов и
царей. Они наблюдали за неукоснительным соблюдением правил спартанского образа
жизни, руководили внутренней и внешней политикой и террористическими
мероприятиями против илотов. [6, с.116-117]
В своей деятельности эфоры отчитывались только перед своими преемниками.
Поэтому отсутствие контроля и юридическая безнаказанность приводили к
злоупотреблению властью. [15] Эфоры могли вызвать царя для разговора, и если
последний не являлся, его приводили силой [7]
Несмотря на то, что судебные функции выполнял каждый из государственных
органов, Стадуб И. Д. чётко определяет компетенцию каждого: уголовные дела,
особенно о государственных преступлениях, рассматривала герусия, гражданские
споры – эфоры, а споры о пользовании дорогами – архагеты. Илотов наказывали без
суда и предварительного следствия. Доказательствами служили клятвы, показания
свидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным. Наказания назначались по
усмотрению судей. Широко были распространены штрафы, изгнание, лишение прав
(атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме сбрасывания со скалы,
удушения.[17, с.68]
По мнению Крушкол Ю. С., спартанский строй был самым реакционным среди
древнегреческих государств. И сама Спарта, которая имела гегемонию в
Пелопоннесском союзе, всегда поддерживала вместе с этим союзом все
антидемократические действия и течения, возникшие в древней Греции. [7, с.50]
Таким образом, своего могущество Спартанское государство достигло
благодаря реформам Ликурга. Законодательство Ликурга основывается на двух
основных принципах: во-первых, путём сдерживания имущественной дифференциации
обеспечить единство спартанцев; во-вторых, совместное господство спартанцев над
завоёванным населением. Государственный строй Спарты – аристократическая
республика, государственными органами власти в которой являлись Народное
собрание, Совет старейшин, цари и эфоры.
Народное собрание принимало или отменяло решения, выдвинутые герусией.
Оно носило формальный характер, так как Совет старейшин мог отклонять их
решение. Герусия решала все государственные дела, рассматривала уголовные дела,
особенно о государственных преступлениях. Цари командовали войском, руководили
религиозным культом, выполняли судебную функцию. Эфоры руководили внутренней и
внешней политикой, решали гражданские споры.
biofile.ru
10. Общественный и государственный строй Древней Спарты
Спарта возникла примерно вместе с Афинским государством (не раньше седьмого века до н.э.) Общественный строй. Эту цель преследовали приписываемые Ликургу законы против роскоши, запрещение спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Население состояло из трех групп. Первая – спартанцы или спартиаты, это те, кто имел спартанское происхождение как минимум в трех поколений, обладали всеми политическими и гражданскими правами, занимались преимущественно военным делом и занимали наиболее важные должности в государстве. Вторая – периэки, которые не обладали политическими правами, считались лично свободными, землей владели. Третья – илоты, или иначе рабы, численно преобладающие. Периэки могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Илоты — представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свои хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством. Государственный строй. По сравнению с Афинами, народное собрание Спарты большой роли не играло. Власть в Спарте была представлена двумя царями. На первых ролях были Совет Старейшин – герусия, и коллегия Эфоров. Функции царей ограничивались делами религии, некими судебными функциями, увеличивалась роль царей лишь при военном положении. В герусию входили двадцать восемь геронтов, которые выбирались народным собранием, геронтом мог стать лишь спартанец, достигший возраста после шестидесяти лет. Избирались геронты пожизненно. Геронты готовили законопроекты, подбирали кандидатуры для высших должностных мест, в принципе, Совет Старейшин мог принять на себя и судебные функции по уголовным делам. Фактическое руководство в управлении государство принадлежало Эфорам, их было пять, избирались они ежегодно. Эфоры созывали народное собрание, созывали герусию, фактически они определяли весь политический курс. В их ведении были вопросы внешней политики, внутреннее управление страной, в частности надзор за нравами и соблюдением дисциплины, контроль за деятельностью всех должностных лиц, включая проверку их ежегодных отчетов. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности способствовали злоупотреблениям ими своей властью. Народное собрание называлось апела. Созывалось оно не чаще чем раз в месяц. Если народное собрание занимало позицию, которая расходилась с позицией геронтов или эфоров, то последние имели право покинуть собрание и не обсуждать проблему в дальнейшем. Участвовать в народном собрании могли только мужчины старше 30 лет (это был и брачный возраст, в том числе)
studfiles.net
Государственный строй Древней Спарты.
Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО
100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:
Узнать стоимость работы
Государственными институтами Спарты являлись:
-апелла - собрание граждан полиса;
-герусия - совет старейшин;
-эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц;
-два архагета - царя.
В Спарте классического периода (VII - V вв до н.э.) сложилась своеобразная система управления государством.
Архит Тарентский в сочинении «О законе и справедливости» считает, что спартанская государственная организация гармонически сочетает в себе элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии.
Монархический элемент - царская власть. Ведущей роли в управлении государством она не играла. Оба царя, архагета, как вожди времен военной демократии являлись «верховными главнокомандующими» армией и исполняли жреческие функции: «... в походе царь не имеет других обязанностей, кроме обязанностей жреца и военачальника...».
Царей чтили как героев. В общественной жизни они пользовались привилегиями и почетом.
Особые же почести и права спартиаты предоставляли своим царям вот какие: обе жреческие должности - Зевса Лакедемонского и Зевса Урания (бога неба) и даже право вести войну с любой страной. Ни один спартиат не смеет им противодействовать, в противном случае подлежит проклятию. Сотня отборных воинов служит им в походе телохранителями. Жертвенных животных цари могут брать с собой в поход сколько угодно: от каждой жертвы они получают шкуру и спинную часть мяса. Таковы были особые преимущества царей во время войны.
В мирное время царям полагались особые преимущества. Во время жертвоприношений царь восседал на 1-ом месте на жертвенном пиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносят угощения и в двойном количестве. При возлиянии царям полагался первый кубок и шкура жертвенного животного. В 1-ый и 7-ой дни начала месяца община доставляет отборное животное, а затем лаконский медимн ячменной муки и лаконскую четверть вина. На всех состязаниях царям принадлежат особые почетные места. Им поручают назначить проксенами любого из граждан и выбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вмете с царями на общий счет). Если цари не являлись на пиршество, то им посылают на дом 2 хеника ячменной муки и по котиле вина каждому. А когда они приходят , то им подают все кушания в 2-ном количестве. Такой же почет оказывает им и частный гражданин, приглашая к обеду.
Посмертные же почести царей вот какие. О кончине царя всадники сообщали во все концы Лаконии, а женщины ходят вокруг города и бьют в котлы. Лишь только раздаются эти звуки, в каждом доме 2-е свободных людей - мужчина и женщина - должны облечься в траур. Тех, кто не подчинялся этому приказу, ожидало суровая кара... Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян, на погребении обязано присутствовать, кроме спартиатов, так же определенное число периэков. Много тысяч периэков, илотов и спартиатов вместе с женами собирались они яростно били себя в лоб, поднимали громкие вопли и при этом причитали, что покойный царь был самым лучшим из царей. Если же смерть постигла царя на поле боя, то в его доме устанавливали изображение покойного на устланное ложе, выносили . После погребения царя на 10 дней закрыт суд и рынок, а так же не бывают собрания по выборам должностных лиц, но в эти дни все лакедемоняне в трауре.
После кончины царя его наследник, вступая на престол, прощает спартиатам все долги царю или обещания.
Ксенофонт в «Лакедемонской политии» описывает примерно ткие же взаимоотношения между царями и общиной граждан, добавляя некоторые подробности о отношениях сложившихся между царями и эфорами. «При появлении царя встают все, кроме эфоров, которые продолжают сидеть на своих стульях. Эфоры же и царь ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь - от своего имени клянется править сообразуясь с законами, установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь верен своей клятве. Таковы почести, воздаваемые царю в Спарте... Они лишь немного отличаются от почестей, оказываемых частным лицам. Действительно, Ликург не желал ни внушать царям стремление к тирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу. Что касается почестей, воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно. Что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев.
В обязанности только царей входили решения по некоторым вопросам. Только одним царям было дано право выносить решения по следующим делам: о выборе мужа для дочери-наследницы и общинных дорогах (охрана безопасности)... если кто пожелает усыновить ребенка, то должен это делать в присутствии царей. Цари также заседали в совете 28 геронтов... каждый имел 2 голоса.
В герусии цари председательствовали. Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям, после них - старцами - геронтам.
Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных участков, выделенных им на землях периэков, они владели плодородными участками, выделенными из государственных земель. Кроме того, им полагались описанные выше приношения «от народа»: жертвенные животные, вино, ячменная мука, т.е. содержание царского дома во многом основывалось на натуральных поставках спартанской общины. Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей общины.
Одновременное правление двух царей, происходивших из рода Агиадов и Эврипонтидов, можно объяснить тем, что знать ахейского общества, поднявшегося до завоевания на более высокий уровень развития культуры, вошла в общину завоевателей.
Царская власть переходила по наследству, от отца к сыну. Но одновременное правление двух царей было обязательным.
Таким образом, цари пользовались экономическими привилегиями и их почитали как героев, но основной функцией царей были военные полномочия. Во время походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни и смерти любого воина. В походе никто из должностных лиц не имел право вмешиваться в распоряжения царей или не подчиняться им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны.
Геродот описывает попытку царя Клеомена арестовать жителей Эгины, обвиненных афинянами в сотрудничестве с персами. Некоторые эгинцы оказали ему сопротивление «... заявив, что Клеомен ... действует без разрешения спартанских властей ... иначе бы он прибыл вместе в другим царем».
После окончания войны власть царей ограничивалась жреческими функциями и еще несколькими обязанностями.
Слабость царской власти, контроль над ней со стороны эфората и соправление царей доказывают, что институт царской власти в Спарте унаследовал много архаичных черт, относящихся ко времени военной демократии.
Во избежание установления тирании царей в Спарте, одной из задач эфората и геронтов было поддержание постоянной вражды между царями, в то время как наиболее важные решения были действительны только при одобрении их обоими царями.
Так, за царями сохранилась власть военного вождя, но политические права были сильно урезаны. Это обстоятельство позволило приспособить институт царской власти к нуждам крупного рабовладельческого государства, основанного на эксплуатации завоеванного населения, а следовательно, нуждающегося в наличии сплоченной армии, с одной стороны, а с другой - заинтересованного в сохранении равенства среди граждан, что невозможно при полной монархии.
В связи с этим герусии и эфорату передавалась часть тех политических прав, которых были лишены цари.
Герусия - совет старейшин. Традиция приписывает создание этого органа управления реформатору Ликургу. Якобы , первых старейшие Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он поставил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших 60 лет, того, кто будет признан самым доблестным.
Ведущую роль в оформлении герусии вряд ли можно признать только за Ликургом. Подобный орган управления существовал у дорийских племен со времен военной демократии, ликургова ретра только узаконила определенной количество геронтов, оставив принцип их избрания мало измененным.
В герусии, кроме двух председательствующих царей, входили 28 старейшин, постоянно поддерживающих царей, оказывавших сопротивлении демократии, но в тоже время помогавших народу хранить отечество от тирании.
Геронты выбирались пожизненно на народном собрании. Причем учет голосов велся весьма условно - спартанцы выносят решение, голосуя криком, а не камешками.
При том, что силу крика, а значит и победу претендента, оценивали особые выборные, находившиеся в момент голосования в закрытом помещении, итоги голосования были неточны и субъективны.
Первоначально герусия была верховным судом общины и хранителем устного права, одновременно она же являлась и верховным советом государства. Её решения касались и внешней и внутренней политики Спарты. Позже государственный суд по уголовным делам и государственным преступлениям.
Таким образом, разделив полномочия с эфоратом, древний родоплеменной орган - совет старейшин приспособился к новым условиям рабовладельческого государства.
Апелла - народное собрание полноправных граждан-спартиатов. Первоначально функции апеллы были широки. Ей принадлежало право принимать и отвергать законы, решать вопросы войны и мира, а также решать наиболее важные дела внутри самой общины. Но после ограничения власти апеллы второй ретрой наиболее важной функцией апеллы был выбор должностных лиц. Прежние широкие полномочия апеллы были сильно ограничены. Члены апеллы не имели права по своей инициативе предлагать рассмотрению народного собрания какие-либо вопросы, а должны были только выражать свое отношение к вопросам, предложенными им герусией и архагетами. Многие это обычно выражали криком или, в спорных случаях, расступались по сторонам, и большинство определялось геронтами на глаз. Этот способ голосования указывает на большую древность существования апеллы; он восходит, вероятно, еще к племенным собраниям дорийцев.
Так как в апелле не происходило обсуждения вопросов от граждан, требовалось только высказать свое мнение путем голосования, а такой архаический способ голосования допускал злоупотребления, то герусия, конечно, могла проводить любые решения. Если большинство спартиатов высказывало против предложенного герусией постановления, то герусия имела право, во второй ретре, распустить собрание. Таким образом, после ограничения роли народного собрания второй ретрой, апелла перестала играть активную роль в жизни спартанского государства и превратилась лишь в совещательный орган при герусии.
Подобное положение апеллы позволило ей просуществовать в условиях рабовладельческого государства долгое время, хотя в сущности она являлась архаизмом. Сохранение столь древнего органа, создавало видимость демократии и позволяло сплотить спартиатов.
Эфорат - должностная коллегия эфоров, состоявшая из 5 человек, ежегодно переизбираемая из состава всей общины спартиатов.
Первоначально эфорат был учрежден для ограничения власти царей и их влияния на государственные дела. Ликург придал государственному управлению смешенный характер, но приемники его, видя, что олигархия все еще чересчур сильна, набрасывает на нее, словно узду, власть эфоров - блюстителей - приблизительно 130 лет спустя после Ликурга, при царе Пеопомпе. Об этом же свидетельствует приведенная ранее взаимная клятва царей и эфоров.
Согласно преданию, раз в 8 лет эфоры проводили ночь вне дома, наблюдая за небом. Если в эту ночь они не видели звезду, падающую в определенном направлении, это значило, что один из царей подлежит смещению, как не соблюдающий данной им клятвы.
Вторая Мессенская война, сопровождающаяся порабощением всего свободного населения долин, привело к усилению эфората.
Важной функцией эфоров стал полицейский надзор за охраной установленной конституции, в связи с чем и гражданский суд был передан из герусии эфорам. В руках эфоров находится власть постановлять свои решения по важным судебным процессам.
Во время войны два члена коллегии эфоров участвовали в походах для постоянного наблюдения за деятельностью царей. Во время войны они не имели право вмешиваться в распоряжения царей, но после войны могли судить царей. Так по возвращению из Аргоса царя Клеомена привлекли к суду эфоров.
Эфорат контролировал все магистратуры государства
Система спартанского воспитания подлежала теперь контролю эфоров. Эфоры же имели право удалять из Спарты иноземцев. В их руки перешло и право контроля за распределением военной добычи, установление налогов и проведение военного набора.
Особенно важным были функции эфоров по контролю за илотами и периэками. Именно они устанавливали время начала криптий. Над периэками они получали право уголовного суда.
Имея право немедленно наказывать любого гражданина, преступившего обычаи Спарты, сами эфоры не подлежали суду и оставались бесконтрольными, казалось, эфорат был учрежден в интересах народа, на самом же деле он послужил к усилению влияния знати.
Таким образом, коллегия эфоров стала постепенно самым влиятельным государственным органом.
В итоге, описав все органы управления древней Спарты, представлявших как упоминалось вначале главы, олигархический, монархический и демократический политические режимы, можно заключить, что реальная власть была сосредоточена в руках эфоров.
Так, в управлении государством принимали участие цари и герусия - два аристократических института власти. Но по причине уравновешивания друг друга, все три института власти создавали особый, присущий Спарте, тип управления - олигархическую республику.
Военный характер спартанского общества способствовал сохранению в среде спартиатов пережитков доклассовых отношений. Таким пережитком была значительная обоществленность быта спартиатов, связанная с их полным устранением от хозяйственной деятельности и со столь же полным превращением их в военный господствующий класс.
students-library.com
Общественный и государственный строй Древней Спарты
Донецкий государственный университет
Исторический факультет
Специальность: «Всемирная история»
Общественный и государственный
строй древней Спарты
План
Введение. ....... 2 - 4
1. Становление Спартанского государства. ....... 5 - 17
1.1 Географическое положение древней Спарты. ....... 5 - 7
1.2 Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса. .. 8 - 12
1.3 Сложение социальных классов. ....... 12 - 17
2. Политический строй Спартанского государства. ....... 18 - 26
2.1 Царская власть. ....... 18 - 22
2.2 Герусия. ....... 23
2.3 Апелла. ....... 24
2.4 Эфорат. ....... 25 - 26
3. Общественный строй Спарты. ....... 27 - 31
3.1 Архаичные черты в общественной жизни спартиатов. .... 27 - 28
3.2 Воспитание спартиатов. ...... 29
Заключение. ...... 32
Введение
Общественный и государственный строй древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны «община равных», внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом, с другой - эксплуатируемая масса порабощенного населения.
Как сложились такое общество? Что легло в основу институтов его власти? Под влиянием чего они из родоплеменных органов стали институтами рабовладельческого государства? Можно подымать еще множество различных вопросов об истории Спарты.
Все же самый интересный вопрос - каким образом сохранив во многом пережитки родоплеменной организации в управлении государством и архаичные черты общественной жизни, в Спарте сложилось сильное рабовладельческое государство, занимавшее значительную территорию и державшее в подчинении население, во много раз превосходившее по своей численности «общину равных». В VI в. до н.э. Спарта завоевала соседнюю плодородную страну Мессению, а остальные территории Южной Греции постепенно были вынуждены ей подчиниться и вошли в Пелопоннесский союз, ставший самым сильным военным союзом в Греции. Спарта, гегемон в Пелопоннесском союзе, проводила реакционную политику, поддерживая все антидемократические движения в Древней Греции. «Стоя во главе союзников, лакедемоняне не заставляли их платить подати, но заботились, чтобы у тех была всегда выгодная для лакедемонян олигархическая форма правления».[1]
Военная мощь и высокая организация спартанских войск не вызывали сомнения, а общественная жизнь Древней Спарты была нацелена на поддержание постоянной боевой готовности всего коллектива спартиатов.
В конце VI в. до н.э. Спарта представляла собою сильнейшее государство Эллады, контролирующее всю территорию Пелопоннеса за исключением, Аргоса и северных городов Аркадии.
Сложившееся как военный лагерь завоевателей, оформившее своё государственное устройство в условиях постоянной необходимости воевать (подавлять восстания илотов или завоевывать новые территории), создавшее уникальные отношения внутри общества граждан, такое сильное государство, сдерживающее долгое время имущественное расслоение, все же погибло, не выдержав сопротивления естественному ходу исторического развития. Спартанская знать, превратившаяся со временем в плутократическую верхушку, сконцентрировала в своих руках большие денежные средства и земельные владения, а основная масса граждан тем временем обеднела, потеряла свои клеры и являлась только формально гражданами полиса.
Выведение колоний не решило умножающихся проблем. Спартиаты беднели и были недовольны сложившимся порядком. Число спартиатов-граждан сильно сокращалось в результате обнищания и войн. К III в. до н.э., по данным Берга, приведенным в книге «Социальные движения в древней Спрате», в Спарте осталось около 600 граждан, остальные являлись ими формально. Процесс разложения классического спартанского строя ускорялся борьбой за власть, цари усиливали свою власть, в результате которой в полисе начались смуты, окончившиеся передачей его одним из первых в Греции под контроль Рима.
Все своеобразие общественной и государственной организации спартанского общества отразилось в истории Спарты архаического периода истории Древней Греции. Начиная с IV в. до н.э., когда процесс имущественного расслоения набирает силу, Спарта постепенно теряет присущие «общине равных» черты.
К сожалению, по истории древней Спарты очень мало источников. В Спарте литература была неразвита. Из-за военизированного строя государства, приветствующего во всем краткость и четкость, в Спарте отсутствовало искусство ораторства, политические трактаты и т.д. Только стихи на военно-патриотические темы, дошедшие в отрывках до нашего времени, получили популярность среди спартиатов. Археологические материалы по истории Древней Спарты тоже довольно скудные, т. к. материальная культура в Лаконике была бедна.
О начальном периоде сложения спартанского государства известно немногое. Вся ранняя история Спарты недостоверна, современных свидетельств того времени до нас не дошло (вероятно, их и не было), сохранились только легенды, смутно отражающие дорийские миграции и установление власти спартиатов.
В дошедшей до нас античной литературе спартанская община выступает почти сразу как «община равных», в то время как время сложения такой общины не может быть датировано ранее середины VII - VI вв. до н.э.
Главными источниками по истории спартанского государства являются сочинения древнегреческих историков - Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха.
Геродот (484 - 425 гг. до н.э.) описал в «Истории в 9-ти книгах», главной темой которой были греко-персидские войны, политический и общественные строй Спарты уже со спартанскими институтами власти и «общины равных».
Фукидид (460 - 395 гг. до н.э.), автор «Истории», посвященной Пелопонесского войне, упоминает о завоевании полуострова дорийцами и приводит сведения о военной организации спартиатов.
Ксенофонт ( 430 - 355 гг. до н.э.) в «Лакедемонской политии» описал государственный аппарат Древней Спарты, реформы Ликурга, воспитание детей и военной дело спартиатов. Его труд наиболее ценен при изучении истории Древней Спарты.
Плутарх (46 - 126 гг. н.э.) в «Сравнительных жизнеописаниях» знаменитых греков и римлян приводит биографию полумифического спартанского царя Ликурга и описывает его реформы, сыгравшие важную роль в социально-экономической жизни Спарты.
О Спарте слагал стихи на военно-патриатическую тему поэт Тиртей. По ним хорошо видно, что высше всего в Лакедемоне ценили военную доблесть и храбрость.
Объективность оценки истории Спарты древними авторами невелика, т. к. на один из историков не был спартиатом. А в связи с противоборством Афин и Спарты - демократической и олигархической государственной системы - спартанские порядки или недооценивались, или идеализировались, как это сделал Ксенофонт. Хотя в трудах древних данные отрывочны и не всегда объективны, только по их свидетельствам можно составить представления о политическом устройстве и общественной жизни спартиатов.
1. Становление Спартанского государства.
1.1. Географическое положение древней Спарты.
В формировании и развитии любого древнего государства важную роль играло географическое положение и климат на его территории. Спарта не была исключением, поэтому ее изучение начинают с описания занимаемых земель.
Спарта, или Лакедемон, занимала южную часть Пелопонесского полуострова, являющегося южной оконечностью Балканского полуострова. Со средней Грецией и всей остальной частью Балкан Пелопонес соединен узким перешейком в несколько десятков километров шириной.
Горные районы центральной части полуострова, его северное побережье, отчасти восточный берег, представляет систему замкнутых трудно доступных горных долин, образованных пересечением высоких горных хребтов.
Береговая линия почти на всем протяжении не образует удобных гаваней, что сильно затрудняло развитие мореплавания. Лишь восточное побережье (по берегам Аргосского залива) было издавна включено в систему морских сношений. Здесь находились Микены и Тиринф, крупнейшие центры крито-микенской культуры. Этот район получил в древности название Арголиды, по названию главного центра этой территории - Аргоса.
К морским берегам Арголиды прилегает холмистая местность, легко доступная с моря и вполне пригодная для земледелия.
На западе Арголида примыкает к центральному горному району Пелопонеса, где высокие горные цепи отделяются друг от друга глубокими ущельями, образуя во многих местах замкнутые горные районы. Эта территория носила название Аркадии.
На севере, где высокие нагорья центрального Пелопонеса доходят до самого моря, образуя довольно высокий горный хребет, располагалась область Ахайя.
На северозападе центральные нагорья Пелопонеса спускались к широким и холмистым пространствам, доходившим до моря и занимавшим весь северозападный угол полуострова. Эта местность называлась Элидой.
Самый юг Пелопонеса - две долины - Лаконская и Мессенская, разделяющиеся горным хребтом Тайгета, идущим с севера на юг. Лаконская долина, орошенная рекой Эвротом, которая летом сильно мелела, была основной территорией древней Спарты.
Северный конец Лаконской долины замыкается высоким хребтом - водоразделом между Эвротом и Алфеем. Долина здесь трудно доступна, а местность суровая и дикая.
Далее к югу долина постепенно расширяется и образует большую котловину. Здесь и был расположен центр Спарты. В этом месте Тайгет обрывается со стороны Эврота отвесными стенами в 500 метров высотой. У подножия суровых отвесов располагаются высоко поднятые над самой долиной террасы, покрытые лесами с массой дикорастущих фруктовых деревьев, многочисленными речками и ручьями. Ближе к реке, по дну котловины, тянутся плодородные и хорошо орошаемые пространства, удобные для земледелия, а в восточной части этой котловины, преобладают известковые почвы, бедные водами и мало пригодные для земледелия.
mirznanii.com
Государственный строй древней Спарты
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Спартиаты, как они сами себя называли – spartiatai, представляли из себя потомков дорийцев, вторгшихся в Лаконику и подчинивших себе ахейцев, до них колонизовавших это место. О былом завоевании в структуре государственных органов Спарты осталось напоминанием так наз. диархия (двоецарствие). Павсаний считал, что два царя появились в Спарте в результате рождения близнецов (Описание Эллады. III. I. 6). Однако уже в древности это предание подверглось сомнению Плутархом. Настоящее объяснение диархии следует искать в начальном периоде существования Спарты как отдельного государства. Покорив автохтонное население Лаконики, спартиаты не могли удержать его в повиновении, не назначив одного из знатных родов этих автохтонов царским. И, действительно, цари, царствовавшие в Спарте, происходили из двух родов, которые никогда не заключали между собой браков. Род Агиадов считался ахейским (автохтонным), а род Еврипонтидов – дорийским.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЛИКУРГА
Исследователи считают эпоху законодательства легендарного царя Ликурга (IX в.) эпохой дорийского синойкизма. Именно в это время Ликург якобы разделил народ на филы и обы (obai). Еще был введен общегосударственный культ Зевса Геллания и Афины Геллании. Синойкизм также наглядно проявился в том, что в Лаконике существовал только один город дорийцев – Спарта, от названия которого получили свое прозвание и жители этой местности.
Ликург ввел в государственную жизнь самый настоящий коммунизм, сделав собственником земли государство, которое распределяло земельные наделы kleroi только среди граждан. Отчуждать эти наделы запрещалось, если они становились выморочными, то государство само заботилось об их судьбе. Известны ретры (постановления) Ликурга против роскоши, против золота и серебра. Ликург разрешил строить спартиатам дома только при помощи пилы и топора. Известно также «спартанское воспитание», которое он постановил давать всему подрастающему поколению за государственный счет. Более подробно об этом сказано в биографии Ликурга, написанной Плутархом.
НАСЕЛЕНИЕ
Граждане, собственно спартиаты, были единственными свободными людьми в Лаконике, обязанными перед государством только военной службой. Условия получения гражданства были просты, как жизнь самого спартиата: рождение от родителей-спартиатов, прохождение спартанского воспитания в агелах (специальных отрядах), участие в сисситиях (общественных обедах) или как их называли сами спартиата, в «фидиттиях». Все, кто отвечал этим трем требованиям, были полноправными гражданами – omoioi. Тот, кто отвечал только первым двум – не участвовал в сисситиях – лишался политических прав, становился гипомейоном. Сиссития и спартанское воспитание заменяло спартиатам обряд докимасии – подтверждения их гражданских прав.
Сисситиями назывались общественные обеды в среднем из 15 участвующих лиц. Эти обеды устраивались вскладчину и специально были учреждены Ликургом для проверки благосостояния граждан. Такова была докимасия спартиатов. Было установлено, что каждый сиссит обязан со своего участка земли поставлять определенное количество продуктов. Тот, кто не мог этого сделать, а со временем таких стало достаточно много, лишался права участовать в обедах и, как следствие этого, – в Народном собрании. Членом сисситии мог стать любой спартиат, для этого его кандидатура голосовалась сисситами при помощи хлебных шариков (Плутарх. Ликург.13).
Особенностью института гражданства Спарты было то, что безбрачие или отсутствие детей (будущих воинов) также являлось препятствием к осуществлению политических гражданских прав. Плутарх даже говорит, что ретры Ликурга предписывали для таких граждан позорящие наказания. Наоборот, граждан, имевших трех сыновей, полагалось освобождать от военной службы, имевших четырех сыновей освобождали от всех государственных повинностей.
Граждане делились на филы, однако точное количество их нам не известно, называют, например, пять таких фил; филы подразделялись на обы.
Периэки (perioikoi) составляли разряд лично свободного населения Лаконики – потомков автохтонов. Главная из обязанность – обеспечивать спартиатов предметами ремесленного труда, физический труд в любых формах для спартиата был заказан. Поэтому периэки составляли население нескольких городов (у самих спартиатов, повторим, был только один город – Спарта). Города периэков пользовались правами самоуправления, но в военное время сюда назначали губернаторов гармостов. На периэков не распространялось право спартиатов, у них не было сисситий и спартанского воспитания; на войне они составляли вспомогательные войска. Отношения между периэками и спартиатами всегда оставляли желать много лучшего.
Илоты (eilotes) составляли самую бесправную часть населения Лаконики. Они были государственной собственностью, поэтому ученые определяют их статус как государственных крепостных, а не как рабов. Власть спартиата над илотом была ограничена, он не имел права его убивать, изменять повинности, которые тот нес перед ним, наносить ущерб его имуществу. Илоты имели право владеть собственностью.
Илоты обязаны были обрабатывать землю своих господ – клеры спартиатов и уплачивать им определенный доход (размер от урожая). Они платили налоги, государство могло потребовать от них в любое время исполнения литургий. В армии илоты также составляли вспомогательные войска.
Весьма распространенной практикой в отношениях между илотами и спартиатами были так наз. криптии (krypteia) – тайные убийства илотов, которые почему-либо казались спартиатам подозрительными. Криптии иногда принимали массовый характер. У Фукидида есть упоминание об убийстве одновременно более двух тысяч илотов. Криптии объявлялись каждый год эфорами при вступлении последних в должность. Посредством криптий спартиаты воспитывали подрастающее поколение, т.к. в основном исполнение криптий лежало на молодых спартиатах – это было что-то вроде экзамена на аттестат зрелости.
Промежуточное положение между свободными и крепостными занимали так наз. mothakes – мофаки, товарищи молодых спартиатов, которых набирали из числа илотов и периэков для совместного воспитания с детьми граждан Спарты. Высказывают предположение, что это были дети от мезальянсов. Мофаки, прошедшие спартанское воспитание, становились свободными и служили в армии наравне с полноправными гражданами.
Надо заметить, что идеальный строй Спарты, каким он казался многим философам древности, не спас ее от деградации. Прежде всего она выразилась в катастрофическом уменьшении числа полноправных граждан. Если в эпоху греко-персидских войн их было около девяти тысяч, то в эпоху царя Агесилая II (IV в. до Р.Х.) только 700. Вызвано это было двумя причинами. Во-первых, периэки и илоты постепенно через ряд восстаний смогли освободиться от ига поработителей и захватить добрую часть земли в Лаконике, следовательно, уменьшилось количество лиц, способных получить надел от государства. Во-вторых, у спартиатов отсутствовали навыки колонизации. Избыток населения очень быстро нашел себе применение в качестве наемного солдата. Спарта – это главный поставщик солдат удачи эпохи античности. Кому только не поставляла Спарта наемников: фараонам, персидским царям и т.п. Дело дошло до того, что в панэллинский поход Александра Македонского, войскам объединенных греков в Персии противостояло много спартиатов-наемников. Наемник, это понятно, тоже не мог участвовать в сисситиях. Права гражданства спартиаты давали иностранцам еще реже, чем в Афинах. За иностранцами в Спарте была установлена настоящая слежка, им запрещалось больше установленного времени проживать в Лаконике. Это делалось, считается, потому, что иностранцы могли внести элементы «сладкой жизни» в быт спартиатов, разложить их строй, так сказать, изнутри.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СПАРТЫ
Изначально Спарта управлялась олигархией архагетов, коллегией из 30 человек, двое из которых были царями. По преданию Ликург призвал себе в помощники 28 представителей знатных родов, которые впоследствии стали геронтами. Народное собрание всегда играло в Спарте приниженную роль.
Итак, первой почетной должностью в Спарте была царская. Царей было двое (диархия), правили они не попеременно, а одновременно, что сказывалось на их отношениях; со временем это привело к снижению их роли в делах управления. В 510 г. до Р.Х. вышел закон, согласно которому командовать армией в походе может кто-то один из них. В конце концов невозможность совместного управления стала причиной учреждения эфората.
Право на трон передавалось в роду от отца к старшему сыну, но обязательно к такому, который родился тогда, когда его отец уже правил. Мать царя обязательно должна была быть спартанкой. Поскольку цари выполняли еще жреческие функции – приносили за все государство жертвы Аполлону, – то они должны были быть свободными от врожденных уродств. Уродов Ликург предписал уничтожать. Если сыновей у царя не было, то царем становился его ближайший совершеннолетний агнат. Если он был еще не совершеннолетним, то правил так наз. продик (prodikos) – регент. Таким регентом как раз был Ликург, когда проводил свои реформы. Окончательное слово в спорах о наследовании царского достоинства было за всеми спартиатами, решение об этом принимала Апелла (Народное собрание).
Несмотря на постепенную утрату многих своих прав, царь в Спарте продолжал оставаться почетной фигурой. На сисситиях он получал двойную порцию, причем, если он не мог присутствовать за столом, то ее ему отсылали на дом. Перед царем все обязаны были стоять, только эфоры в позднейшее время могли сидеть в его присутствии. Государство обеспечивало царя специальным хлебом и вином, чтобы он случайно не осквернился. Он владел некоторыми городами периэков, которые платили ему дань. Илоты платили ему также специальный налог за использование царской земли. Царь получал ⅓ жертв, участником приношений которых был.
До введения эфората царь был верховным судьей, жрецом и главнокомандующим. Впоследствии судебные полномочия царя отошли к герусии (уголовные дела) и к эфорам (гражданские дела), но в ведении царя остались дела о наследстве, брачно-семейные дела, межевые споры и дела, связанные с преступлениями, совершенными на публичных дорогах. Царь имел право начинать войну когда угодно и против кого угодно. Правда, после ее окончания царя могли судить, поэтому чаще всего царь заручался согласием герусии и Апеллы на ее ведение. Во время войны власть царя не была ничем ограничена.
За обычные преступления царя могла судить герусия под председательством другого царя.
Герусия или совет старейшин был аналогом Ареопага Афин, но с неурезанными полномочиями. Еще Ликург постановил избирать в состав геронтов старца, достигшего 60-летнего возраста, известного своими заслугами и способностями к государственному управлению. Членство в герусии было пожизненным.
Выборы геронтов проходили следующим образом. Назначалась коллегия выборщиков, которая запиралась в помещении недалеко от места проведения собрания. В руках они держали доски для письма, на которых отмечали силу, доносившегося до них крика. Кричал народ на собрании, когда через него проходили кандидаты в геронты. Порядок прохождения определялся жребием. По силе крика определялся один наиболее достойный.
В герусии председательствовали цари, где они имели право голоса; с учреждением эфората председательствовать стали эфоры.
Эфоры – годичная коллегиальная магистратура. Один из них был эпонимом. Способ их избрания нам не известен, известно только то, что Аристотель называл его «детским». Введены они были сто тридцать лет спустя после реформ Ликурга. В основном они унаследовали царскую власть, что позволяет определить форму правления в Спарте как аристократическую.
Со временем их полномочия только увеличивались. Им принадлежало право созыва Народного собрания и председательствования на нем, до этого такое право было у царей и геронтов. Эфоры судили гражданские дела, а со временем в их ведение от герусии перешли и дела уголовные. Они руководили исполнением судебных решений, имели право вместе с геронтами судить царей, осуществляли руководство внешней политикой государства, в частности, выступали в роли арбитров по спорам между союзными Спарте городами, наблюдали за воспитанием молодежи; объявляли криптии и руководили городской полицией. Постепенно они отняли у царей действенное право верховного командования, в походе царей сопровождало два эфора. Эфоры к тому же каждый девятый год осуществляли гадание по звездам о судьбе царя. Если в безлунную ночь им удавалось увидеть падавшую звезду, это был знак, что царь в чем-то провинился перед богами. Каждый месяц цари обязаны были клясться перед эфорами, что будут управлять Спартой согласно законам, в ответ эфоры клялись сохранять царскую власть. Эфоры наблюдали за состоянием государственных финансов, они собирали налоги. Календарь и праздники регулировали они же. Вместе с тем эфоры обязаны были давать отчет о всех делах по управлению своим преемникам, те могли выдвинуть против них обвинение и в случае необходимости – судить. Эфора можно было сместить с должности и во время исполнения им своих обязанностей. Для этого должен был быть получен оракул из Дельф, который заказывал царь.
Апелла – народное собрание Спарты – проходила на городском рынке. Посещать его могли все граждане достигшие 30 лет. Решение принималось на нем криком или, если не ясен был исход такого голосования, председательствующий просил народ разойтись в разные стороны и таким образом определял исход голосования. Важной особенностью заседаний Апеллы было то, что на нем нельзя было обсуждать повестку дня; народ должен был либо голосовать «за», либо «против». Кроме того, цари и геронты, позднее эфоры, имели право не исполнять решение Апеллы, если считали, что оно противоречит ретрам Ликурга.
Помимо этих органов власти в Спарте нам известны следующие магистраты: проксены – назначались царями и наблюдали за иностранцами, проживавшими в государстве; агораномы – полиция Спарты, в римское время их сменили эмпелоры; армофины – наблюдали за поведением женщин; педономы и крены – наблюдали за воспитанием юношества; наварх – командовал флотом Спарты. Известны также армейские офицерские должности: гармос и полемарх – генералы армии. Все эти должности были выборными, либо замещались по назначению от эфоров. Некоторые должности: поваров, музыкантов, глашатаев, и т.п. – являлись наследственными и сопряжены были с жреческими функциями.
Незадолго до установления римского господства Спарта пережила краткий период восстановления былого величия царской власти, но дело кончилось гражданской войной и учреждением синархии. Стали избирать коллегию патрономов в составе 12 человек во главе с их эпистатом. Учреждена была также коллегия номофилаков и грамматофилаков; эфоры сохранились, но утратили большинство своих полномочий. Герусия перестала быть пожизненной, геронтов теперь избирали сроком на 1 год.
Право Спарты нам почти не известно, за исключением пересказов анекдотов из спартанской жизни поздними писателями.
Известно, что Ликург изложил свои реформы в так называемых «ретрах» (retra – букв. «договор»), ретры были созданы в стихотворной форме и подражали форме изречений Дельфийского оракула, вопросы которому якобы задавал Ликург. Письменных законов спартиаты не знали, даже ретры не были записаны. Ликург запретил облекать законы в письменную форму. Содержание права, по всей видимости, отличалось крайним архаизмом – этот вывод мы можем сделать на основании того, что спартиаты практиковали умыкание как форму заключения брака.
[1] Страбон в этом вопросе, как нам кажется, занимает правильную позицию, взяв в качестве критерия диалекты греческого языка: «В Греции было много племен; племен же восходящих к древнейшим временам, было столько, сколько мы теперь знаем греческих диалектов. Хотя самих диалектов четыре, мы можем сказать, что ионический диалект тождественен древнеаттическому...» (География. VIII. 1. 2.).
[2] Lexiachiron grammateion, что состоит из следующих корней: «lexis» – «жребий» в смысле «наследственный удел (жребий)»; «archein» – «господствовать над» и тогда само слово lexiachiron grammateion будет означать «владелец жребия». Буквально, внесение в список дема – это удостоверение не только личности, но уже предварительное обозначение будущей деятельности гражданина – его особый род занятий, который он наследует отцу!
[3] Имя грека после реформы Клисфена стало состоять из трех частей: onoma – имя собственное; patronymikon – отчество; demotikon – название дема. Например, имя Сократа звучало следующим образом: «Сократ, сын Софрониска из дема Алопеки».
[4] Вообще регистрация метэков обозначалась техническим термином «eggraphein», что означает «допуск во фратрию».
megapredmet.ru
Вопрос 2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте.
Спартанское государство возникло в IX в. до н. э. в результате завоевания дорийцами обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена. Установление общественных порядков и государственного строя Спарты связывается с именем легендарного законодателя Ликурга. Приписываемое ему законодательство появилось в обстановке острой социальной борьбы в спартанском обществе. По-видимому, имущественная дифференциация, вызвавшая образование деления на классы, привела к волнениям и открытым выступлениям бедноты, поэтому законы явно направлены на смягчение социальных противоречий.
Общественный строй. Для общественного строя Спарты характерны сохранение пережитков первобытно-общинного строя и военная организация общества. Заботой о сохранении солидарности среди небольшой части полноправных граждан Спарты, господствовавших над огромной массой порабощенного населения, объясняется стремление предотвратить резкую имущественную дифференциацию среди «равных», как называли себя спартиаты.
Эту цель преследовали приписываемые Ликургу законы против роскоши, запрещение спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро.
Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывающими землю государственными рабами — илотами. Первоначально эти наделы были одинаковы, но позднее возникло имущественное неравенство спартиатов. Несмотря на это, спартиаты именовались «равными». Из числа равных исключались граждане, которые
не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд гипомейенов — «опустившихся».
Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях были правоспособны: могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Илоты — представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свои хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.
Государственный строй. Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло значительной роли в политической жизни страны. Созывалось оно от случая к случаю по решению должностных лиц. В собрании участвовали спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались внеочередные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.
К ведению Народного собрания относились такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.
Вместе с тем ведению Народного собрания не подлежали финансовые вопросы, контроль за деятельностью магистратов, судебные дела. Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (герусии): решение собрания, герусией признанное неприемлемым, кассировалось.
Порядок деятельности Народного собрания давал возможность спартанской олигархии влиять на его ее деятельность в нужном направлении.
Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.
Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирало Народное собрание из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. Эфоры созывали герусию и Народное собрание и руководили их деятельностью. В их ведении были вопросы внешней политики, внутреннее управление страной, в частности надзор за нравами и соблюдением дисциплины, контроль за деятельностью всех должностных лиц, включая проверку их ежегодных отчетов. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. Одной из важных функций эфоров был контроль за деятельностью царей вплоть до привлечений их к суду герусии, что позволяло ограничить их власть. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.
Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности способствовали злоупотреблениям ими своей властью.
Герусия (совет старейшин) — орган, сохранившийся от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того, в состав герусии входили два царя. Члены герусии (геронты) избирались Народным собранием пожизненно. Герусия предварительно обсуждала вопросы, которые должны были рассматриваться Народным собранием. Первоначально герусия располагала практически неограниченной компетенцией и являлась судебной инстанцией против царей. На своих ежедневных заседаниях она обсуждала военные, финансовые, судебные вопросы. С усилением власти эфоров значение герусии уменьшалось.
Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни государства. Однако победа над Афинами в Пелопоннесской войне стимулировала развитие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело к имущественной дифференциации и росту социальных противоречий, ослабивших государство. Как и другие греческие государства, Спарта в середине II в. до н. э. оказалась под властью Рима.