Архив рубрики: Архитектура Передней Азии. Архитектура древней передней азии
Архитектура Передней Азии - Part 3
В период 2-го тысячелетия до н.э., Касситская династия пришла к власти в южной Месопотамии и заняла многочисленные территории, такие как Урук. Храм в Уруке, построенный правителем Караиндашем (или Кара-Индаш), посвященный богине Иштар (по-другому Инанна), различным образом символизирует непрерывность религиозных верований и традиций в древней Месопотамии.
Это интригующий предмет, отсылающий к нескольким существенным аспектам древних месопотамских религиозных верований, традиций и мифологии. Найденная в городе Сиппар, в южном Ираке, эта небольшая глиняная маска представляет демона Хумбабу (или по-другому Хувава), главный персонаж в «Песне о Гильгамеше». Лицо сформировано из намотки линий, изображающих внутренние органы жертвенного животного. Исследование внутренностей животных было распространено в Древней… Подробнее »
Зиккурат в Уре был построен под руководством сильного и влиятельного фараона, Ур-Намму (приблизительно 2112 – 2095 гг. до н.э.), чьё «благочестие и внимание к строительству и восстановлению святынь привели к его посмертному обожествлению». Ур-Намму кроме как на существенной территории тогдашнего Шумера, также развернул строительство зиккуратов в городах Эриду, Урука и Ниппура. Зиккурат в Уре считается… Подробнее »
Также, как и в Раннем царстве Египта, главным материалом для строительства в Месопотамии был кирпич-сырец, создававшийся из глины, песка и соломы. Самыми заметными произведениями архитектуры Месопотамии являются монументальные здания и дворцы: религиозные (зиккураты) и светские. Самые ранние из храмов учёные относят ещё к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это были зиккураты, что в переводе значит «святая… Подробнее »
archstory.ru
3. Искусство Передней Азии и Месопотамии
Территория Передней Азии включает в себя очень разные природные зоны: Междуречье - долину рек Евфрата и Тигра, которую греки называли Месопотамией, полуостров Малая Азия и примыкающие к нему горные районы, восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Искусство древних народов Передней Азии может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека или события, представления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система "абстрактных понятий - добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов; разобраться в нём современному человеку непросто. Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических событий: их понимали как отчёт человека перед богами за свои деяния. История искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. в Южном Междуречье, охватывает огромный период - несколько тысячелетий.
Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тысячелетий до н. э. О происхождении шуме ров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысячелетия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бес плодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был от дельным государством со своим правителем и армией. Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводили из менее долго вечного материала - необожжённого кирпича. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200- 3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделы вали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами - лопатками. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм - низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором - не имел окон. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой - стол для жертвоприношений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее распространённым типом скульптуры был адорант (or лат. "adore" - "поклоняться"), который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древне египетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность - это условность изображения. Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о по вседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких яру сов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе над городом Уммой. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск - миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Большинство изображённых на печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных или фантастических существ. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.
В конце XXIV в. до н. э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся в центральной и Северной Месопотамии в глубокой древности. Царь аккадцев Саргон Древний, которого позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе единое государство - царство Шумера и Аккада, которое существовало до конца III тысячелетия до н. э. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.
В аккадский период появилась новая форма храма - зиккурат. Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в чёрный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Символика формы зиккурата - "лестницы в небо" - проста и понятна во все времена. В XXI в. до н. э. в Уре был сооружён трёхъярусный зиккурат, высота которого составляла двадцать один метр. Позже его перестроили, увеличив число ярусов до семи.
Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохранилось очень мало. Отлитая из меди голова, возможно, является портретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благо родства и внутренней силы. Чувствуется, что мастер стремился воплотить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт скульптуры чёткий, детали выполнены тщательно - всё свидетельствует о пре красном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала.
В шумерский и аккадский периоды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления искусства (архитектуры и скульптуры), которые получили дальнейшее развитие. Ассирия стала одним из ведущих государств Передней Азии в первой половине 1 тысячелетия до н. э. Но история развития искусства Ассирии восходит к более ранним периодам. В 3 тысячелетии до н. э. Ассирия находилась под сильным влиянием шумерийской культуры. В одном из святилищ этого времени, святилище богини Иштар в городе Ашшуре (древней столице Ассирии), были найдены статуэтки, напоминающие шумерийские. В 15 в. до н. э. Ассирия попала в зависимость от государства Митанни в Северном Двуречье. Искусство Ассирии впитало в себя очень многое от митанний-ского и хеттского искусства. Но наивысшего развития искусство Ассирии получило только в 1 тысячелетии до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию. Централизация власти в руках ассирийских царей способствовала тому, что к искусству предъявлялись совершенно определенные требования: прославлять деяния царя и военную мощь Ассирии. В отличие от искусства Египта и искусства Двуречья раннего периода искусство Ассирии 1 тысячелетия до н. э. имело более светское назначение, хотя оно тоже было связано с религией. Архитектура Ассирии. Архитектура по-прежнему была ведущим родом искусства, но строили главным образом дворцовые комплексы и крепости, а не только храмы. Открытые раскопками дворцы с богатым убранством дают яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях ассирийской архитектуры и изобразительного искусства. Наиболее хорошо сохранившиеся и поддающиеся реконструкции сооружения относятся ко времени правления царей Ашшурнасирапала II (884—859 гг. до н. э.), Саргона II (722—705 гг. до н. э.) и Ашшурбанапала (668—633 гг. до н. э.). Дошедшие в развалинах ассирийские дворцы представляют собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены ортостатами с фризообразными рельефами и росписями. Дворец Саргона II. Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец 8 в. до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Он был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца было включено и святилище с башней-зиккуратом из семи уступов. Входы перекрывались арками, а по сторонам их были помещены монументальные фигуры «шеду» или «ламассу» (как их называют ассирийские тексты), привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру (Париж, Лувр). Интересен прием — изображение пяти ног, чтобы и входящий и проходящий мимо мог видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении. В некоторых частях дворца были использованы в качестве несущих опор колонны с каменными базами и деревянными стволами. В декорацию дворца Саргона II (например, в оформление входов) были введены и изразцы — глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой. Около дверей стояли высокие «деревья жизни», окованные металлом, на вершинах которых были укреплены пальмовые листья из позолоченной бронзы. Красочность в отделке дворца сочеталась, по-видимому, с умелым введением озеленения на террасах.
Скульптура Ассирии. В пластике Ассирии преобладает рельеф. Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла. От времени Ашшурнасирапала II дошла замечательная алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала (Лондон, Британский музей; высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция ее строго фронтальна, образ царя идеализирован. Во дворце Ашшурнасирапала сохранились очень низкие, плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они грубоваты, суровы по стилю и представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен. При общей анатомической правильности, детальной проработке мускулатуры ног и рук, изображения людей и животных отличаются скованностью. Общая схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала II уже вполне установилась. Росписи Ассирии. Росписи, которыми были украшены некоторые помещения дворца Саргона II, изображали процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов. Во дворце царя Синаххериба (705—681 гг. до н. э.), сына Саргона II, в Тиль-Барсибе, городе, расположенном на одной из главных дорог, связывавших Ассирию с Сирией, также были росписи на стенах, изображавшие царя и его деяния (фрагмены в Париже, в Лувре и в музее города Алеппо). В стилистическом отношении эти росписи неоднородны и охватывают период от второй половины 9 в. до н. э. до середины 7 в. до н. э. Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Местами можно проследить даже технику работы художников, последовательные стадии этой работы. Сначала черной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, черная и белая, реже — розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней. Дворец Ашшурбанапала. Последний период расцвета ассирийского искусства наступил во время правления Ашшурбанапала, во второй половине 7 в. до н. э. Раскопки открыли развалины его дворца в Ниневии (современный Куюнджик), где, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, были найдены глиняные таблички с клинообразными текстами, составлявшие знаменитую библиотеку Ашшурбанапала, давшую возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры. Рельефы, по-прежнему, прославляют царя, изображают военные сцены и сцены охоты. Исполнены же они неодинаково: одни выполнены первоклассными мастерами, другие — ремесленниками. Рельефы раскрашивались условно. Однако в отличие от произведений предыдущего времени, в них с большим мастерством передается движение фигур. Рельефы показывают последовательное развитие действия. Великолепными, всемирноизвестными примерами рельефов из дворца Ашшурбанапала являются плиты со сценами охоты на львов в царском зверинце. Очень мягко проработаны тела зверей. Реалистично трактованы фигуры раненых льва и львицы. Эти рельефы полны напряженного драматического содержания. Особенно выразительна смертельно раненная львица, делающая последнюю попытку подняться. В рельефах этого времени, передающих дворцовые и культовые сцены, меньше живссти, в них господствует каноничная условность и больше, чем в предшествующие периоды, увеличиваются декоративность и мелочная проработка деталей.
studfiles.net
Конструктивные приёмы в архитектуре Передней Азии | Архитектура Древнего мира
Глава «Конструктивные приёмы» раздела «Архитектура Месопотамии и Ассирии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Рассмотрим сперва конструкции из необожженной глины для того, чтобы затем перейти к конструкциям из обожженного кирпича и закончить наш обзор рассмотрением ряда деталей по технике камня и дерева, применявшихся в исключительных случаях.
Конструкция из глины
Способы применения глины без обжига. — Трудно доказать существование в Ассирии глинобитных построек: глыбы глины легко слеживаются с пластами сырцового кирпича. Очевидно глинобитные строения не были широко распространены вследствие необходимости устройства своего рода каркасов, которые обходились дорого, так как дерево было очень ценным материалом. Этого избегали, делая из глины кирпичи.
Обычные размеры кирпича колеблются от 0,3 до 0,4 м в каждой из сторон, при толщине от 0,055 до 0,11 м. Эти кирпичи, схожие с египетскими, иногда сушились на солнце и клались на глиняной же связи. Но обычно поступали проще: кирпич клался в сыром виде. Об этом можно заключить из следующего.
По суеверному обычаю, на первые ряды кладки бросали амулеты, и эти мелкие предметы никогда не оставляли отпечатков на слое кирпича, на который они падали, а наоборот, отпечатывались на слое, который их прикрывал. Следовательно кирпичи нижнего слоя бывали сухими в то время, когда на них клались амулеты, тогда как верхние оставались сырыми. Это позволяет следующим образом резюмировать приемы ассирийской системы и указать на ее отличие от египетской.
В Египте кирпич клался в сухом виде на слой жидкой глины; в Ассирии, наоборот, кирпич клался совершенно сырым. Уложенный слой кирпичей быстро сохнет на солнце, и кирпичи, которые его прикрывают, положенные сырыми и без связи, благодаря находящейся в них влаге слеживаются в общую массу.
Иногда осушка массива достигается дренажами или каменными водопроводами. Найденные в глиняных массивах горизонтальные каналы средним размером в сечении 0,2 м вышины при 0,12 м ширины рассматривались обычно как дренажи. На самом же деле, эти каналы — не что иное, как те места, которые некогда были заняты истлевшими теперь деревянными брусьями, заложенными в массивы для связи и аналогичные тем, которые мы видели в египетской крепости Семнех.
Применение обожженного кирпича и растворов. — Ассирийцы прибегали к обожженному кирпичу лишь в тех случаях, когда сырость угрожала сырцу разрушением. В Хорсабаде лишь кое-где основания стен были облицованы обожженным кирпичом. Дворы, открытые дождям, были выложены терракотовыми плитками на слое асфальта. Подземные галереи также облицовывались обожженным кирпичом.
В данном случае можно точнее определить размеры кирпича, нежели в конструкциях из сырца: они колеблются от 0,315 до 0,63 м и зависят, как показал Маусе, от существовавшей в Месопотамии системы мер.
Почти все кирпичи несут имя монарха, по повелению которого они изготовлены. Существует бесчисленное множество кирпичей с именем Навуходоносора.
Примечание: Только кирпичи царских построек несут царское имя. Обычный кирпич лишен какого бы то ни было штемпеля.
Обожженный кирпич, как было указано выше, систематически применялся лишь в Вавилонии. Вместе с обожженным кирпичом появляется в качестве связи и известь.
Примечание: В нововавилонский период в качестве связи применяется также гипс.
Асфальт, изобилующий на юге страны, представляет непроницаемый для воды раствор и поэтому широко применялся. Геродот указывает на сравнивание каменных стен путем тростниковых настилов, густо пропитанных асфальтом. В Телло были обнаружены плетенки из волокнистого материала, пропитанные асфальтом, игравшие роль связи. В развалинах Бирс Нимруда и Карса было отмечено присутствие известкового раствора, а в Мохейре — связи из извести и пепла.
Примечание: Телло — современное название городища древнего города Лагаша-Ширпурлы.
Каср — современное название части городища древнего Вавилона, занятой постройками нововавилонского периода (625—538 гг. до н. э.). Бирс Нимруд — современное название городища древнего ассирийского города Калаха. Могейр или Мухейр — современное название городища шумерийского города Ура.
Основные виды конструкций из глины
Фундаменты. — Мы привыкли при возведении наших зданий искать твердой почвы для фундамента. Так же поступали и египтяне. Но строители Вавилона или Ниневии никогда не закладывали фундаментов. Поскольку в наносной почве их равнин материк залегает очень глубоко, они отказываются от попыток достичь его. Они опираются на почву, но создают между ней и зданием массив, большой ростверк, подобие искусственного холма, платформу, которая служит основанием зданию и которой передается его тяжесть. В Хорсабаде массив, служащий основанием дворцу, имеет в высоту 14 м (высота наших пятиэтажных домов) и не является простой насыпью, а сложен из кирпичей одинакового размера, пущенных в дело еще в сыром состоянии.
Стены. — Стены возводились тоже из сырца, но здесь применение этого материала не было исключительным. В тех частях, по отношению к которым проявлялась особенная заботливость, употреблялся кирпич солнечной сушки на связи из жидкой глины. Обычно штукатурка из глины, или из алебастра, или из глины и извести защищала стену от дождя.
Своды. — Подобно египтянам, ассирийские строители клали кирпичный свод и, подобно им, применяли его, по выражению Страбона, «вследствие недостатка дерева». Как египтяне, и по той же причине, они возводили своды без помощи кружал.
Этому условию лучше всего отвечает купольный свод. На рельефах из Куюнджика изображен город, все дома которого перекрыты куполами — то полусферическими, то возвышенного типа, вытянутой формы; как известно, возводить последние легче, нежели обыкновенные.
Примечание: Perrot G. et Chipiez Ch. Histoire de l'art dans l'antiquite. 1884. T. II, 146.— Существует предположение, что строения, перекрытые куполами (различных типов), использовались в Месопотамии для хозяйственных целей и, в частности, для ссыпки зерна. Упоминаемый здесь рельеф дает, вернее всего, изображение царских амбаров.
Имели ли купола цилиндрические барабаны или покоились на квадратных основаниях с парусами? По-видимому, те жилые помещения, которые были ими перекрыты, не были циркульной формы, и предположение о наличии парусов кажется вполне вероятным, но изображения слишком неясны для того, чтобы делать какие-либо более точные утверждения. Единственные дошедшие до нас ассирийские своды — это те, которые перекрывали галереи.
В Мохейре гробницы перекрыты так называемыми фальшивыми сводами, т. е. кладка ведется горизонтальными рядами, постепенно свешивающимися внутрь,— конструкцией, не требующей применения кружал и не развивающей бокового распора, возможной лишь при небольших пролетах.
В Хорсабаде раскопки обнаружили галереи, перекрытые коробовыми сводами. Эти своды выполнены по способу отрезков, который уже описан раньше, как один из способов возведения свода без кружал. Рисунок 62 показывает общий вид одного из таких сводов и детали его конструкций.
Материалом служит обожженный кирпич, которому, в зависимости от назначения, придана соответствующая форма. Наиболее часта стрельчатая форма, повышенный профиль которой облегчает кладку без кружал. Кирпичи положены без связи и удерживаются лишь взаимным трением. Из предосторожности, которая наблюдается и в персидской и в византийской архитектуре, отдельным отрезкам свода придавался сильный наклон.
Рис. 62
Создается впечатление, что ассирийцы забавлялись трудностями конструкции свода: галерея в различных местах дает различное сечение. Та галерея, указанием на структуру которой мы сейчас ограничимся, имеет, согласно описанию Плэйса , следующие странности в устройстве, показанные на рисунке 62, С: меняя от одной точки к другой сечение и уклон, она переходит от нормального профиля А к таким профилям, как В, то сужаясь, то расширяясь. Кладка свода без кружал подчинялась всем капризам этой странной композиции. Своды из поперечных отрезков возможны лишь в том случае, когда галерея ограничивается щековой стеной, служащей ей началом.
Для арок следует применять клинчатую кладку. Именно этим способом сложены арки ворот Хорсабада — из кирпича солнечной сушки на связи из жидкой глины. Таким образом, ассирийские памятники дают нам одновременно образцы клинчатых арок и коробовых сводов из поперечных отрезков. Несомненно, своды больших зал были сложены по системе поперечных отрезков.
Применение дерева и камня
Дерево. — По свидетельству Страбона, вавилонские дома имели на крышах террасы, сложенные из стволов пальм и покоившиеся на пальмовых же столбах, причем последние, чтобы предупредить их от расщепления, охватывались ивовыми обручами, которые затем закрашивались поверх штукатурки.
Можно предполагать, что убранство помещений декорацией в виде «органных труб», которая подражает стене, сплошь убранной пальмовыми стволами, применялось в Ассирии так же, как и в Египте.
Во дворцах пальмовые стволы верхних накатов заменялись балками из кедра или других ценных древесных пород. Надписи говорят о привозных сортах дерева в связи с навесами, в которых применялась кожа; очевидно, речь идет о тентах на легких деревянных столбах, которые затеняли дворы царских жилищ.
Примечание: Надпись царя Урнины свидетельствует, что уже в четвертом тысячелетии до н. э. применялось дерево для столбов и колонн.
Камень. — Геродот рассказывает, что мост в Вавилоне имел устои, сложенные из каменных плит на свинцовых скрепах. Но это единственное, что нам известно о каменных конструкциях в Месопотамии. В немногих каменных ассирийских строениях, дошедших до нас, применение скреп не встречается. Камень клался, как в Египте, не на связи, а в облицовках, что подчеркивает его ценность: облицовочные плиты были очень тонки, как это видно из рисунка 63.
Рис. 63
Рис. 64
Примечание: Раскопки в древнем Эриду, лежавшем некогда на берегу Персидского залива, обнаружили там широкое применение камня.
Облицовка делалась толщиной лишь в одну плиту и связывалась с массивом здания кладкой, состоявшей из чередования плит, положенных на ребро и торцом. По внутренней стороне кладка велась уступами.
Из всех каменных строений наиболее сложна конструкция тех царских павильонов (рисунок 64), изображение которых мы встречаем на ассирийских рельефах. Эти павильоны были, по-видимому, квадратными в плане и имели высокие, сильно выступающие карнизы, которые могли быть сделаны только из камня путем налегания нависающих плит одна на другую.
Для того чтобы удержать карниз с откосом R, нужно было создать противовес. Это заставляет предполагать, что покрытие состояло из большой плиты М, покоившейся на выступах S и Т. Такая конструкция представляла бы собой уже известную нам в Египте или явилась бы осуществлением в камне системы свода напуском, встречаемой нами в могилах в Мохейре.
Подробности применения камня твердых пород и гигантских монолитов. — В Месопотамии в эпоху, одновременную первым египетским династиям, дворцы, строительным материалом которых являлась глина, украшались диоритовой пластикой. Лувр обладает образцами таковой, происходящими из Телло и датирующимися временем, когда люди еще не знали железа. И перед нами встает тот же вопрос, что и в отношении гранитных египетских статуй: чем пользовались для их исполнения?
Статуи из Телло, стилистически значительно разнящиеся от одновременных египетских, хранят следы обработки широкими плоскостями. По-видимому, и в том и в другом случае эта характерная фактура есть результат одинаковой обработки камня, а именно с помощью пилы и песка. Моделировка достигалась теми же способами, что и в глиптике, кстати известной в Месопотамии с древнейших времен.
В отношении ассирийского периода (VIII — VII вв. до н. э.) вопрос о способах обработки камня уже отпадает: кладовые хорсабадского дворца были полны железными изделиями, а помимо того, обработка гипсовидного алебастра (мраморовидного известняка), применявшегося в ассирийских строениях, не требовала высококачественных инструментов.
Остается вопрос о перевозке и установке колоссов. Относящиеся к этому изображения на ассирийских рельефах ясно показывают приемы, подобные египетским, которые они только уточняют и добавляют (Paterson, A. Assyrian Sculpture, Palace or Sinacherib, I, 256, где показана перевозка статуи). Этот метод был описан выше, поэтому мы ограничимся лишь теми данными, которые почерпываются из ассирийских источников. Они сводятся к следующему (рисунок 65):
Рис. 65
Рис. 66
1. Полозья состоят из двух брусков, скрепленных шипом с клиньями подобно ликийским срубам. Каждый полоз подшит снизу пластинкой с нарезками.
2. Передвижение происходит при помощи канатов.
3. Применение катков.
4. Применение рычагов, чтобы преодолеть сопротивление в момент начала движения.
Рисунок 66 показывает те меры предосторожности, к которым прибегали, когда камень ставился на ребро. Мы видим канаты, которые должны предотвратить опрокидывание глыбы, и вилы (подпорки), готовые приостановить падение.
И, наконец, последняя подробность: на некоторых рельефах камни перетаскиваются в полуобделанном виде. Это заставляет предположить, что так же, как в Египте, камень подвергался окончательной обработке уже на месте, после установки.
archaic.totalarch.com
Передняя Азия - История архитектуры
Перейти к контенту
Главное меню:
Всеобщая история архитектуры
Первобытнообщинный период
Первобытнообщинный период
Рабовладельческое общество
Рабовладельческое общество
Карта раздела «Рабовладельческое общество»
Рабовладельческое общество
Древний Египет
Эфиопия
Эгейский мир
Двуречье и Месопотамия
Передняя Азия
Закавказье
Иран
Иран
Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
Иран. Пасаргады. Дворцы
Иран. Персеполь. Дворцы
Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
Иран. Дворцы Дария
Иран. Сузы. Дворец Дария
Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
Иран. Святилища
Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
Парфия
Парфия. Селевкия, Ктесифон
Парфия. Хатра
Парфия. Ашшур, Дура-Европос
Парфия. Жилые дома
Парфия. Дворец Хатры
Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
Парфия. Культовые сооружения
Парфия. Фортификация
Парфия. Гробницы
Парфия. Общественная архитектура
Иран. Сасанидское государство
Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
Иран. Ктесифон. Фортификация городов
Иран. Арки, своды, купола
Иран. Арки, своды, купола 2
Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
Иран. Особенности общественного строительства
Иран. Искусство
Иран. Искусство 2
Средняя Азия
Афганистан
Юго-Восточная Азия
Дальний Восток. Китай
Дальний Восток. Корея
Дальний Восток. Япония
Америка. Этапы развития
Архитектура античного мира
Архитектура античного мира
Карта раздела «Архитектура античного мира»
Архитектура античного мира
Архитектура древней Греции
Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
Архитектура греческой метрополии
Архитектура Великой Греции
Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
Расцвет аттической архитектуры
Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
Греция Эллинизм. Общественные сооружения
Греция. Эллинизм. Культовое строительство
Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
Архитектура античных государств Северного Причерноморья
Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
Архитектура древнего Рима
Этрусская архитектура
Архитектура Римской республики
Римская республика. Общественные сооружения
Римская республика. Инженерные сооружения
Римская республика. Жилые сооружения
Римская республика. Виллы
Архитектура Римской империи
Римская империя. Градостроительство
Римская империя. Общественные сооружения
Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
Римская империя. Инженерные сооружения
Римская империя. Жилые сооружения
Римская империя. Погребальные сооружения
Ордер
Декор
Декор 2
Композиция
Роль римской архитектуры
Раннехристианская архитектура
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
Архитектура Византии
Архитектура Армении
Архитектура Армении
Архитектура IV—VII вв.
Архитектура IX-XI вв.
Развитие Армении политическое IX—XI вв
Развитие Армении экономическое IX—XI вв
Ани, Лори-берд
Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
"Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
Архитектура XII—XIV вв.
Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
Архитектура XV—XIX вв.
Роль архитектуры феодальной Армении
Архитектура Грузии
Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
Архитектура VIII—IX вв.
Архитектура X—XI вв.
Архитектура XII—XIII вв.
Архитектура XIII—XV вв.
Архитектура XVI—XVIII вв.
Архитектура Болгарии
Архитектура Сербии и Македонии
Сербия и Македония. Особенности развития
Сербия и Македония. Особенности развития 2
Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
Культовая архитектура раннефеодального периода
Период господства Византии
Рашская архитектурная школа
Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
Роль архитектуры Сербии и Македонии
Архитектура Молдавии и Валахии
archisto.info
Конструктивные приёмы в архитектуре Передней Азии
ГЛАВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ
Рассмотрим сперва конструкции из необожженной глины для того, чтобы затем перейти к конструкциям из обожженного кирпича и закончить наш обзор рассмотрением ряда деталей по технике камня и дерева, применявшихся в исключительных случаях.
КОНСТРУКЦИЯ ИЗ ГЛИНЫ
Способы применения глины без обжига. — Трудно доказать существование в Ассирии глинобитных построек: глыбы глины легко слеживаются с пластами сырцового кирпича. Очевидно глинобитные строения не были широко распространены вследствие необходимости устройства своего рода каркасов, которые обходились дорого, так как дерево было очень ценным материалом. Этого избегали, делая из глины кирпичи.
Обычные размеры кирпича колеблются от 0,3 до 0,4 м в каждой из сторон, при толщине от 0,055 до 0,11 м. Эти кирпичи, схожие с египетскими, иногда сушились на солнце и клались на глиняной же связи. Но обычно поступали проще: кирпич клался в сыром виде. Об этом можно заключить из следующего.
По суеверному обычаю, на первые ряды кладки бросали амулеты, и эти мелкие предметы никогда не оставляли отпечатков на слое кирпича, на который они падали, а наоборот, отпечатывались на слое, который их прикрывал. Следовательно кирпичи нижнего слоя бывали сухими в то время, когда на них клались амулеты, тогда как верхние оставались сырыми. Это позволяет следующим образом резюмировать приемы ассирийской системы и указать на ее отличие от египетской.
В Египте кирпич клался в сухом виде на слой жидкой глины; в Ассирии, наоборот, кирпич клался совершенно сырым. Уложенный слой кирпичей быстро сохнет на солнце, и кирпичи, которые его прикрывают, положенные сырыми и без связи, благодаря находящейся в них влаге слеживаются в общую массу.
Иногда осушка массива достигается дренажами или каменными водопроводами. Найденные в глиняных массивах горизонтальные каналы средним размером в сечении 0,2 м вышины при 0,12 м ширины рассматривались обычно как дренажи. На самом же деле, эти каналы — не что иное, как те места, которые некогда были заняты истлевшими теперь деревянными брусьями, заложенными в массивы для связи и аналогичные тем, которые мы видели в египетской крепости Семнех.
Применение обожженного кирпича и растворов. — Ассирийцы прибегали к обожженному кирпичу лишь в тех случаях, когда сырость угрожала сырцу разрушением. В Хорсабаде лишь кое-где основания стен были облицованы обожженным кирпичом. Дворы, открытые дождям, были выложены терракотовыми плитками на слое асфальта. Подземные галереи также облицовывались обожженным кирпичом.
В данном случае можно точнее определить размеры кирпича, нежели в конструкциях из сырца: они колеблются от 0,315 до 0,63 м и зависят, как показал Маусе, от существовавшей в Месопотамии системы мер.
Почти все кирпичи несут имя монарха, по повелению которого они изготовлены. Существует бесчисленное множество кирпичей с именем Навуходоносора.
Примечание: Только кирпичи царских построек несут царское имя. Обычный кирпич лишен какого бы то ни было штемпеля.
Обожженный кирпич, как было указано выше, систематически применялся лишь в Вавилонии. Вместе с обожженным кирпичом появляется в качестве связи и известь.
Примечание: В нововавилонский период в качестве связи применяется также гипс.
Асфальт, изобилующий на юге страны, представляет непроницаемый для воды раствор и поэтому широко применялся. Геродот указывает на сравнивание каменных стен путем тростниковых настилов, густо пропитанных асфальтом. В Телло были обнаружены плетенки из волокнистого материала, пропитанные асфальтом, игравшие роль связи. В развалинах Бирс Нимруда и Карса было отмечено присутствие известкового раствора, а в Мохейре — связи из извести и пепла.
Примечание: Телло — современное название городища древнего города Лагаша-Ширпурлы.
Каср — современное название части городища древнего Вавилона, занятой постройками нововавилонского периода (625—538 гг. до н. э.). Бирс Нимруд — современное название городища древнего ассирийского города Калаха. Могейр или Мухейр — современное название городища шумерийского города Ура.
Основные виды конструкций из глины
Фундаменты. — Мы привыкли при возведении наших зданий искать твердой почвы для фундамента. Так же поступали и египтяне. Но строители Вавилона или Ниневии никогда не закладывали фундаментов. Поскольку в наносной почве их равнин материк залегает очень глубоко, они отказываются от попыток достичь его. Они опираются на почву, но создают между ней и зданием массив, большой ростверк, подобие искусственного холма, платформу, которая служит основанием зданию и которой передается его тяжесть. В Хорсабаде массив, служащий основанием дворцу, имеет в высоту 14 м (высота наших пятиэтажных домов) и не является простой насыпью, а сложен из кирпичей одинакового размера, пущенных в дело еще в сыром состоянии.
Стены. — Стены возводились тоже из сырца, но здесь применение этого материала не было исключительным. В тех частях, по отношению к которым проявлялась особенная заботливость, употреблялся кирпич солнечной сушки на связи из жидкой глины. Обычно штукатурка из глины, или из алебастра, или из глины и извести защищала стену от дождя.
Своды. — Подобно египтянам, ассирийские строители клали кирпичный свод и, подобно им, применяли его, по выражению Страбона, «вследствие недостатка дерева». Как египтяне, и по той же причине, они возводили своды без помощи кружал.
Этому условию лучше всего отвечает купольный свод. На рельефах из Куюнджика изображен город, все дома которого перекрыты куполами — то полусферическими, то возвышенного типа, вытянутой формы; как известно, возводить последние легче, нежели обыкновенные.
Примечание: Perrot G. et Chipiez Ch. Histoire de l'art dans l'antiquite. 1884. T. II, 146.— Существует предположение, что строения, перекрытые куполами (различных типов), использовались в Месопотамии для хозяйственных целей и, в частности, для ссыпки зерна. Упоминаемый здесь рельеф дает, вернее всего, изображение царских амбаров.
Имели ли купола цилиндрические барабаны или покоились на квадратных основаниях с парусами? По-видимому, те жилые помещения, которые были ими перекрыты, не были циркульной формы, и предположение о наличии парусов кажется вполне вероятным, но изображения слишком неясны для того, чтобы делать какие-либо более точные утверждения. Единственные дошедшие до нас ассирийские своды — это те, которые перекрывали галереи.
В Мохейре гробницы перекрыты так называемыми фальшивыми сводами, т. е. кладка ведется горизонтальными рядами, постепенно свешивающимися внутрь,— конструкцией, не требующей применения кружал и не развивающей бокового распора, возможной лишь при небольших пролетах.
В Хорсабаде раскопки обнаружили галереи, перекрытые коробовыми сводами. Эти своды выполнены по способу отрезков, который уже описан раньше, как один из способов возведения свода без кружал. Рисунок 62 показывает общий вид одного из таких сводов и детали его конструкций.
Материалом служит обожженный кирпич, которому, в зависимости от назначения, придана соответствующая форма. Наиболее часта стрельчатая форма, повышенный профиль которой облегчает кладку без кружал. Кирпичи положены без связи и удерживаются лишь взаимным трением. Из предосторожности, которая наблюдается и в персидской и в византийской архитектуре, отдельным отрезкам свода придавался сильный наклон.
Рис. 62
Создается впечатление, что ассирийцы забавлялись трудностями конструкции свода: галерея в различных местах дает различное сечение. Та галерея, указанием на структуру которой мы сейчас ограничимся, имеет, согласно описанию Плэйса , следующие странности в устройстве, показанные на рисунке 62, С: меняя от одной точки к другой сечение и уклон, она переходит от нормального профиля А к таким профилям, как В, то сужаясь, то расширяясь. Кладка свода без кружал подчинялась всем капризам этой странной композиции. Своды из поперечных отрезков возможны лишь в том случае, когда галерея ограничивается щековой стеной, служащей ей началом.
Для арок следует применять клинчатую кладку. Именно этим способом сложены арки ворот Хорсабада — из кирпича солнечной сушки на связи из жидкой глины. Таким образом, ассирийские памятники дают нам одновременно образцы клинчатых арок и коробовых сводов из поперечных отрезков. Несомненно, своды больших зал были сложены по системе поперечных отрезков.
ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРЕВА И КАМНЯ
Дерево. — По свидетельству Страбона, вавилонские дома имели на крышах террасы, сложенные из стволов пальм и покоившиеся на пальмовых же столбах, причем последние, чтобы предупредить их от расщепления, охватывались ивовыми обручами, которые затем закрашивались поверх штукатурки.
Можно предполагать, что убранство помещений декорацией в виде «органных труб», которая подражает стене, сплошь убранной пальмовыми стволами, применялось в Ассирии так же, как и в Египте.
Во дворцах пальмовые стволы верхних накатов заменялись балками из кедра или других ценных древесных пород. Надписи говорят о привозных сортах дерева в связи с навесами, в которых применялась кожа; очевидно, речь идет о тентах на легких деревянных столбах, которые затеняли дворы царских жилищ.
Примечание: Надпись царя Урнины свидетельствует, что уже в четвертом тысячелетии до н. э. применялось дерево для столбов и колонн.
Камень. — Геродот рассказывает, что мост в Вавилоне имел устои, сложенные из каменных плит на свинцовых скрепах. Но это единственное, что нам известно о каменных конструкциях в Месопотамии. В немногих каменных ассирийских строениях, дошедших до нас, применение скреп не встречается. Камень клался, как в Египте, не на связи, а в облицовках, что подчеркивает его ценность: облицовочные плиты были очень тонки, как это видно из рисунка 63.
Рис. 63
Рис. 64
Примечание: Раскопки в древнем Эриду, лежавшем некогда на берегу Персидского залива, обнаружили там широкое применение камня.
Облицовка делалась толщиной лишь в одну плиту и связывалась с массивом здания кладкой, состоявшей из чередования плит, положенных на ребро и торцом. По внутренней стороне кладка велась уступами.
Из всех каменных строений наиболее сложна конструкция тех царских павильонов (рисунок 64), изображение которых мы встречаем на ассирийских рельефах. Эти павильоны были, по-видимому, квадратными в плане и имели высокие, сильно выступающие карнизы, которые могли быть сделаны только из камня путем налегания нависающих плит одна на другую.
Для того чтобы удержать карниз с откосом R, нужно было создать противовес. Это заставляет предполагать, что покрытие состояло из большой плиты М, покоившейся на выступах S и Т. Такая конструкция представляла бы собой уже известную нам в Египте или явилась бы осуществлением в камне системы свода напуском, встречаемой нами в могилах в Мохейре.
Подробности применения камня твердых пород и гигантских монолитов. — В Месопотамии в эпоху, одновременную первым египетским династиям, дворцы, строительным материалом которых являлась глина, украшались диоритовой пластикой. Лувр обладает образцами таковой, происходящими из Телло и датирующимися временем, когда люди еще не знали железа. И перед нами встает тот же вопрос, что и в отношении гранитных египетских статуй: чем пользовались для их исполнения?
Статуи из Телло, стилистически значительно разнящиеся от одновременных египетских, хранят следы обработки широкими плоскостями. По-видимому, и в том и в другом случае эта характерная фактура есть результат одинаковой обработки камня, а именно с помощью пилы и песка. Моделировка достигалась теми же способами, что и в глиптике, кстати известной в Месопотамии с древнейших времен.
В отношении ассирийского периода (VIII — VII вв. до н. э.) вопрос о способах обработки камня уже отпадает: кладовые хорсабадского дворца были полны железными изделиями, а помимо того, обработка гипсовидного алебастра (мраморовидного известняка), применявшегося в ассирийских строениях, не требовала высококачественных инструментов.
Остается вопрос о перевозке и установке колоссов. Относящиеся к этому изображения на ассирийских рельефах ясно показывают приемы, подобные египетским, которые они только уточняют и добавляют (Paterson, A. Assyrian Sculpture, Palace or Sinacherib, I, 256, где показана перевозка статуи). Этот метод был описан выше, поэтому мы ограничимся лишь теми данными, которые почерпываются из ассирийских источников. Они сводятся к следующему (рисунок 65):
Рис. 65
Рис. 66
1. Полозья состоят из двух брусков, скрепленных шипом с клиньями подобно ликийским срубам. Каждый полоз подшит снизу пластинкой с нарезками.
2. Передвижение происходит при помощи канатов.
3. Применение катков.
4. Применение рычагов, чтобы преодолеть сопротивление в момент начала движения.
Рисунок 66 показывает те меры предосторожности, к которым прибегали, когда камень ставился на ребро. Мы видим канаты, которые должны предотвратить опрокидывание глыбы, и вилы (подпорки), готовые приостановить падение.
И, наконец, последняя подробность: на некоторых рельефах камни перетаскиваются в полуобделанном виде. Это заставляет предположить, что так же, как в Египте, камень подвергался окончательной обработке уже на месте, после установки.
Глава «Конструктивные приёмы» раздела «Архитектура Месопотамии и Ассирии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
totalarch.ru
Архитектура Передней Азии
Тепе-Гавра расположен в предгорьях Курдистана, приблизительно в 25 км к северо-востоку от Мосула у притока реки Хоср. Приставка «Тепе» означает на турецком языке насыпь, также как «Тель» – на арабском. Тепе-Гавра возник как сельскохозяйственное сообщество приблизительно 6000 лет до н.э. и постоянно был населён, приблизительно до XVIII в. до н.э. Кое-что сохранилось, предоставив археологам цельную… Подробнее »
В 1933 году сирийские крестьяне, роющие могилу в пустынной насыпи, обнаружили безголовую статую. Насыпь, где упомянутые крестьяне вырыли ту самую случайную могилу, сегодня именуется Тель-Харири и находится почти на полпути между Дамаском и Багдадом. Исследуя эту насыпь в поисках ценных экспонатов, французские археологи позже нашли останки древнего города под названием Мари – столицы царства, которое… Подробнее »
Когда в 13-м столетии до н.э. ассирийский правитель Тукульти-Нинурта одержал победу над Вавилоном, он построил новый город на Тигре и назвал его в свою честь. Чтобы почтить общенациональное божество Ассирии, Ашшура, дарующего победы, он воздвиг для бога большой храм и зиккурат, но также и отвёл время, чтобы построить дворец для самого себя на просторной террасе.… Подробнее »
Более известный под своим арабским названием – Нимруд, Калаха был основан в 13-ом столетии, до н.э., а в 9-м сделался столицей Ассирийской Империи и оставался ею в течение последующих 150 лет. Даже когда столица была в конечном счете перенесена, Калаха на реке Тигр остался городом с выгоднейшим расположением, занимая площадь более, чем в 25 квадратных… Подробнее »
Начиная с 2017 г. до н.э. и в продолжение двух столетий Исин был одним из ведущих империалистических городов-государств южного Двуречья до его завоевания знаменитым Хаммурапи в 1787 году до н.э. «Золотой век» Шумера был ознаменован созданием кодекса (свода) законов за авторством правителя Липит-Иштара. Почти каждый из сохранившихся уставов кодекса Липит-Иштара отражён в более позднем своде,… Подробнее »
Население города Хатры поклонялось Солнцу, в честь которого они устроили великолепный храм. Божество якобы следило за ними во время вражеской осады. Под протекцией Парфинян, между 100 и 300 гг. н.э., этот город переживал свой расцвет, хотя во 2-м столетии он был дважды осаждён римскими армиями, которые терпели там непривычно высокую для них температуру и страдали… Подробнее »
Зовущиеся сегодня Телло руины Древнего Гирсу были первым в Месопотамии, что предоставляло доказательства Шумерской цивилизации. Кроме того, Гирсу стал первым местом в Шумере, которое было досконально исследовано археологами. Исследование, начатое французами в 1877, продолжалось в общей сложности в течение 20-ти археологических сезонов. К сожалению, на стоянку учёных постоянно совершали набеги грабители. Гирсу расположен в Южной… Подробнее »
archstory.ru
Конструктивные приёмы в архитектуре Передней Азии | Архитектура и Проектирование
Главные конструктивные приёмы в архитектуре Месопотамиии и Ассирии. Конструкция из глины: Способы применения глины без обжига. Применение обожженного кирпича и растворов. Основные виды конструкций из глины: Фундаменты. Стены. Своды. Применение дерева и камня. Подробности применения камня твердых пород и гигантских монолитов. Галереи в Хорсабаде. Статуи из Телло. Городища Карса, Ура, Калаха и Телло. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
Долина Тигра и Евфрата, столь же плодородная, как и Нильская, казалось, самой природой была предназначена служить колыбелью цивилизации. В этой счастливой местности не только богатая растительность облегчала человеческое существование, но и сама глинистая почва страны позволяла человеку без всякого орудия выстроить себе убежище. Именно в такой стране и должна была возникнуть архитектура. Действительно, она развивается здесь, начиная с ранней эпохи человечества. Одним из ее древнейших центров является Шумер, область по нижнему течению Евфрата. Из Шумера культура постепенно распространилась на север до Ассирии.
Примечание: В оригинальном тексте тут стоит слово «Халдея». Это последнее имеется и в заголовке всего третьего раздела книги: «Халдея, Ассирия». Chaldee — синоним Messopotamie, другими словами, это название страны по среднему и нижнему течению Тигра и Евфрата. По-французски слово Chaldee употребляется наравне со словом Messopotamie, хотя и носит немного архаический характер. Мы переводим везде не Халдея, а Месопотамия, так как по-русски второе название окончательно вытеснило первое. В тех случаях, когда дело идет о юге страны, иначе говоря о Шумере, мы слово Chaldee передаем словом Шумер, как это имеет место и в данном случае.
От Персидского залива до истоков Тигра господствовала архитектура, которая в каждой отдельной местности дает лишь незначительные варианты, в зависимости от локальных условий. В то время как Ассирия, хотя и в небольшом количестве, обладала древесными ресурсами и имела хотя бы незначительные каменоломни, юг был лишен и камня и дерева. Тем ценнее для вавилонян как строительный материал была глина, и необходимость привела их к созданию, путем применения обжига, материала, обладающего свойствами камня. Несмотря на трудности его изготовления, вызывавшиеся нехваткой топлива, обожженный кирпич играл значительную роль в архитектуре Вавилонии. В VII в. до н. э. он является основным строительным материалом в постройках Навуходоносора.
Примечание: Навуходоносор — библейская форма имени Набу-кудурри-усур (604—561 гг. до н. э.), царя нововавилонской династии, сына Набополассара (Набу-аплу-усур). С именем Навуходоносора обычно связывают апокрифические рассказы о предсказаниях гибели Вавилона, изложенные в Библии.
Благодаря свидетельству Геродота устанавливается, что набережные и крепостные стены, хотя бы частично, складывались из этого искусственного материала.
Примечание: Обожженный кирпич, как показали новейшие раскопки, был в ходу в Месопотамии с древнейших времен. Остатки зданий поздних эпох в момент написания книги были известны лучше, нежели архитектурные памятники ранних периодов, в силу чего Шуази сделал вывод, что обожженный кирпич в первом тысячелетии до и. э. был более распространен, нежели в древности. По-видимому, все зависело исключительно от назначения и важности воздвигаемого здания: обожженный кирпич применялся для постройки храмов, дворцов, укреплений, сырец — для прочих зданий.
Библия, приписывая городу Вавилону самую древнюю из известных башен, указывает, что ее строительным материалом был обожженный кирпич.
Примечание: Здесь имеется в виду так называемая Вавилонская башня, с которой говорится в Библии, в книге Бытия. Книга Бытия складывалась в период около пленения иудейского (прибл. 605—535 гг. до н. э.) Поводом к библейской легенде послужили вавилонские культовые башни — зиккураты (см. ниже).
Таким образом, основными чертами месопотамской архитектуры являются:
господство системы конструкций, основанных на применении обожженного кирпича;
на юге — соединение обожженного кирпича с кирпичом солнечной сушки, сырцом;
в Ассирии — соединение кирпича-сырца с камнем.
ГЛАВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ
Рассмотрим сперва конструкции из необожженной глины для того, чтобы затем перейти к конструкциям из обожженного кирпича и закончить наш обзор рассмотрением ряда деталей по технике камня и дерева, применявшихся в исключительных случаях.
КОНСТРУКЦИЯ ИЗ ГЛИНЫ
Способы применения глины без обжига. — Трудно доказать существование в Ассирии глинобитных построек: глыбы глины легко слеживаются с пластами сырцового кирпича. Очевидно глинобитные строения не были широко распространены вследствие необходимости устройства своего рода каркасов, которые обходились дорого, так как дерево было очень ценным материалом. Этого избегали, делая из глины кирпичи.
Обычные размеры кирпича колеблются от 0,3 до 0,4 м в каждой из сторон, при толщине от 0,055 до 0,11 м. Эти кирпичи, схожие с египетскими, иногда сушились на солнце и клались на глиняной же связи. Но обычно поступали проще: кирпич клался в сыром виде. Об этом можно заключить из следующего.
По суеверному обычаю, на первые ряды кладки бросали амулеты, и эти мелкие предметы никогда не оставляли отпечатков на слое кирпича, на который они падали, а наоборот, отпечатывались на слое, который их прикрывал. Следовательно кирпичи нижнего слоя бывали сухими в то время, когда на них клались амулеты, тогда как верхние оставались сырыми. Это позволяет следующим образом резюмировать приемы ассирийской системы и указать на ее отличие от египетской.
В Египте кирпич клался в сухом виде на слой жидкой глины; в Ассирии, наоборот, кирпич клался совершенно сырым. Уложенный слой кирпичей быстро сохнет на солнце, и кирпичи, которые его прикрывают, положенные сырыми и без связи, благодаря находящейся в них влаге слеживаются в общую массу.
Иногда осушка массива достигается дренажами или каменными водопроводами. Найденные в глиняных массивах горизонтальные каналы средним размером в сечении 0,2 м вышины при 0,12 м ширины рассматривались обычно как дренажи. На самом же деле, эти каналы — не что иное, как те места, которые некогда были заняты истлевшими теперь деревянными брусьями, заложенными в массивы для связи и аналогичные тем, которые мы видели в египетской крепости Семнех.
Применение обожженного кирпича и растворов. — Ассирийцы прибегали к обожженному кирпичу лишь в тех случаях, когда сырость угрожала сырцу разрушением. В Хорсабаде лишь кое-где основания стен были облицованы обожженным кирпичом. Дворы, открытые дождям, были выложены терракотовыми плитками на слое асфальта. Подземные галереи также облицовывались обожженным кирпичом.
В данном случае можно точнее определить размеры кирпича, нежели в конструкциях из сырца: они колеблются от 0,315 до 0,63 м и зависят, как показал Маусе, от существовавшей в Месопотамии системы мер.
Почти все кирпичи несут имя монарха, по повелению которого они изготовлены. Существует бесчисленное множество кирпичей с именем Навуходоносора.
Примечание: Только кирпичи царских построек несут царское имя. Обычный кирпич лишен какого бы то ни было штемпеля.
Обожженный кирпич, как было указано выше, систематически применялся лишь в Вавилонии. Вместе с обожженным кирпичом появляется в качестве связи и известь.
Примечание: В нововавилонский период в качестве связи применяется также гипс.
Асфальт, изобилующий на юге страны, представляет непроницаемый для воды раствор и поэтому широко применялся. Геродот указывает на сравнивание каменных стен путем тростниковых настилов, густо пропитанных асфальтом. В Телло были обнаружены плетенки из волокнистого материала, пропитанные асфальтом, игравшие роль связи. В развалинах Бирс Нимруда и Карса было отмечено присутствие известкового раствора, а в Мохейре — связи из извести и пепла.
Примечание: Телло — современное название городища древнего города Лагаша-Ширпурлы.
Каср — современное название части городища древнего Вавилона, занятой постройками нововавилонского периода (625—538 гг. до н. э.). Бирс Нимруд — современное название городища древнего ассирийского города Калаха. Могейр или Мухейр — современное название городища шумерийского города Ура.
Основные виды конструкций из глины
Фундаменты. — Мы привыкли при возведении наших зданий искать твердой почвы для фундамента. Так же поступали и египтяне. Но строители Вавилона или Ниневии никогда не закладывали фундаментов. Поскольку в наносной почве их равнин материк залегает очень глубоко, они отказываются от попыток достичь его. Они опираются на почву, но создают между ней и зданием массив, большой ростверк, подобие искусственного холма, платформу, которая служит основанием зданию и которой передается его тяжесть. В Хорсабаде массив, служащий основанием дворцу, имеет в высоту 14 м (высота наших пятиэтажных домов) и не является простой насыпью, а сложен из кирпичей одинакового размера, пущенных в дело еще в сыром состоянии.
Стены. — Стены возводились тоже из сырца, но здесь применение этого материала не было исключительным. В тех частях, по отношению к которым проявлялась особенная заботливость, употреблялся кирпич солнечной сушки на связи из жидкой глины. Обычно штукатурка из глины, или из алебастра, или из глины и извести защищала стену от дождя.
Своды. — Подобно египтянам, ассирийские строители клали кирпичный свод и, подобно им, применяли его, по выражению Страбона, «вследствие недостатка дерева». Как египтяне, и по той же причине, они возводили своды без помощи кружал.
Этому условию лучше всего отвечает купольный свод. На рельефах из Куюнджика изображен город, все дома которого перекрыты куполами — то полусферическими, то возвышенного типа, вытянутой формы; как известно, возводить последние легче, нежели обыкновенные.
Примечание: Perrot G. et Chipiez Ch. Histoire de l'art dans l'antiquite. 1884. T. II, 146.— Существует предположение, что строения, перекрытые куполами (различных типов), использовались в Месопотамии для хозяйственных целей и, в частности, для ссыпки зерна. Упоминаемый здесь рельеф дает, вернее всего, изображение царских амбаров.
Имели ли купола цилиндрические барабаны или покоились на квадратных основаниях с парусами? По-видимому, те жилые помещения, которые были ими перекрыты, не были циркульной формы, и предположение о наличии парусов кажется вполне вероятным, но изображения слишком неясны для того, чтобы делать какие-либо более точные утверждения. Единственные дошедшие до нас ассирийские своды — это те, которые перекрывали галереи.
В Мохейре гробницы перекрыты так называемыми фальшивыми сводами, т. е. кладка ведется горизонтальными рядами, постепенно свешивающимися внутрь,— конструкцией, не требующей применения кружал и не развивающей бокового распора, возможной лишь при небольших пролетах.
В Хорсабаде раскопки обнаружили галереи, перекрытые коробовыми сводами. Эти своды выполнены по способу отрезков, который уже описан раньше, как один из способов возведения свода без кружал. Рисунок 62 показывает общий вид одного из таких сводов и детали его конструкций.
Материалом служит обожженный кирпич, которому, в зависимости от назначения, придана соответствующая форма. Наиболее часта стрельчатая форма, повышенный профиль которой облегчает кладку без кружал. Кирпичи положены без связи и удерживаются лишь взаимным трением. Из предосторожности, которая наблюдается и в персидской и в византийской архитектуре, отдельным отрезкам свода придавался сильный наклон.
Рис. 62
Создается впечатление, что ассирийцы забавлялись трудностями конструкции свода: галерея в различных местах дает различное сечение. Та галерея, указанием на структуру которой мы сейчас ограничимся, имеет, согласно описанию Плэйса , следующие странности в устройстве, показанные на рисунке 62, С: меняя от одной точки к другой сечение и уклон, она переходит от нормального профиля А к таким профилям, как В, то сужаясь, то расширяясь. Кладка свода без кружал подчинялась всем капризам этой странной композиции. Своды из поперечных отрезков возможны лишь в том случае, когда галерея ограничивается щековой стеной, служащей ей началом.
Для арок следует применять клинчатую кладку. Именно этим способом сложены арки ворот Хорсабада — из кирпича солнечной сушки на связи из жидкой глины. Таким образом, ассирийские памятники дают нам одновременно образцы клинчатых арок и коробовых сводов из поперечных отрезков. Несомненно, своды больших зал были сложены по системе поперечных отрезков.
ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРЕВА И КАМНЯ
Дерево. — По свидетельству Страбона, вавилонские дома имели на крышах террасы, сложенные из стволов пальм и покоившиеся на пальмовых же столбах, причем последние, чтобы предупредить их от расщепления, охватывались ивовыми обручами, которые затем закрашивались поверх штукатурки.
Можно предполагать, что убранство помещений декорацией в виде «органных труб», которая подражает стене, сплошь убранной пальмовыми стволами, применялось в Ассирии так же, как и в Египте.
Во дворцах пальмовые стволы верхних накатов заменялись балками из кедра или других ценных древесных пород. Надписи говорят о привозных сортах дерева в связи с навесами, в которых применялась кожа; очевидно, речь идет о тентах на легких деревянных столбах, которые затеняли дворы царских жилищ.
Примечание: Надпись царя Урнины свидетельствует, что уже в четвертом тысячелетии до н. э. применялось дерево для столбов и колонн.
Камень. — Геродот рассказывает, что мост в Вавилоне имел устои, сложенные из каменных плит на свинцовых скрепах. Но это единственное, что нам известно о каменных конструкциях в Месопотамии. В немногих каменных ассирийских строениях, дошедших до нас, применение скреп не встречается. Камень клался, как в Египте, не на связи, а в облицовках, что подчеркивает его ценность: облицовочные плиты были очень тонки, как это видно из рисунка 63.
Рис. 63
Рис. 64
Примечание: Раскопки в древнем Эриду, лежавшем некогда на берегу Персидского залива, обнаружили там широкое применение камня.
Облицовка делалась толщиной лишь в одну плиту и связывалась с массивом здания кладкой, состоявшей из чередования плит, положенных на ребро и торцом. По внутренней стороне кладка велась уступами.
Из всех каменных строений наиболее сложна конструкция тех царских павильонов (рисунок 64), изображение которых мы встречаем на ассирийских рельефах. Эти павильоны были, по-видимому, квадратными в плане и имели высокие, сильно выступающие карнизы, которые могли быть сделаны только из камня путем налегания нависающих плит одна на другую.
Для того чтобы удержать карниз с откосом R, нужно было создать противовес. Это заставляет предполагать, что покрытие состояло из большой плиты М, покоившейся на выступах S и Т. Такая конструкция представляла бы собой уже известную нам в Египте или явилась бы осуществлением в камне системы свода напуском, встречаемой нами в могилах в Мохейре.
Подробности применения камня твердых пород и гигантских монолитов. — В Месопотамии в эпоху, одновременную первым египетским династиям, дворцы, строительным материалом которых являлась глина, украшались диоритовой пластикой. Лувр обладает образцами таковой, происходящими из Телло и датирующимися временем, когда люди еще не знали железа. И перед нами встает тот же вопрос, что и в отношении гранитных египетских статуй: чем пользовались для их исполнения?
Статуи из Телло, стилистически значительно разнящиеся от одновременных египетских, хранят следы обработки широкими плоскостями. По-видимому, и в том и в другом случае эта характерная фактура есть результат одинаковой обработки камня, а именно с помощью пилы и песка. Моделировка достигалась теми же способами, что и в глиптике, кстати известной в Месопотамии с древнейших времен.
В отношении ассирийского периода (VIII — VII вв. до н. э.) вопрос о способах обработки камня уже отпадает: кладовые хорсабадского дворца были полны железными изделиями, а помимо того, обработка гипсовидного алебастра (мраморовидного известняка), применявшегося в ассирийских строениях, не требовала высококачественных инструментов.
Остается вопрос о перевозке и установке колоссов. Относящиеся к этому изображения на ассирийских рельефах ясно показывают приемы, подобные египетским, которые они только уточняют и добавляют (Paterson, A. Assyrian Sculpture, Palace or Sinacherib, I, 256, где показана перевозка статуи). Этот метод был описан выше, поэтому мы ограничимся лишь теми данными, которые почерпываются из ассирийских источников. Они сводятся к следующему (рисунок 65):
Рис. 65
Рис. 66
1. Полозья состоят из двух брусков, скрепленных шипом с клиньями подобно ликийским срубам. Каждый полоз подшит снизу пластинкой с нарезками.
2. Передвижение происходит при помощи канатов.
3. Применение катков.
4. Применение рычагов, чтобы преодолеть сопротивление в момент начала движения.
Рисунок 66 показывает те меры предосторожности, к которым прибегали, когда камень ставился на ребро. Мы видим канаты, которые должны предотвратить опрокидывание глыбы, и вилы (подпорки), готовые приостановить падение.
И, наконец, последняя подробность: на некоторых рельефах камни перетаскиваются в полуобделанном виде. Это заставляет предположить, что так же, как в Египте, камень подвергался окончательной обработке уже на месте, после установки.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture