Органы управления древнего рима. 9.Особенности государственного управления в Римской империи.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Органы управления древнего рима


9.Государственный строй Римской республики

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета.

Сенат. Главным органом государственной власти в Римской республике был сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, позже число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей. Это делал сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной, Он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты. Контролировал избрание народными собраниями должностных лиц. В распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Им решались вопросы объявления и ведения войны. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Комиции. В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Народные собрания. Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование.

Магистратура. Магистратами в Риме именовались высшие государственные должности – консулы, преторы, народные трибуны.. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными — на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) — право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) — без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой — дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.

Диктатор. Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450—451 гг. до н.э.

Армия. Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба республики оказалась во многом в руках армии.

Первоначальная военная организация Рима была проста. Постоянной армии не было. Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать в военных действиях (причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо патронов). Воины в поход должны были являться со своим оружием и продовольствием. Как отмечалось выше, каждый разряд имущих граждан выставлял определенное число центурий, объединявшихся в легионы. Командование армией сенат вручал одному из консулов, который мог передать командование претору. Во главе легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (декурии) возглавлялись декурионами.

Длительность и частота войн превращает армию в постоянную организацию. Они же вызвали растущее недовольство основного контингента воинов — крестьянства, отвлекаемого от своих хозяйств, приходящих из-за этого в упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 году до н.э.

Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность римских граждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с 1 в. до н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и в Италии (за счет конфискованных и свободных земель). Реформа существенно изменила социальный состав армии — большую ее часть теперь составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения. Армия профессионализировалась, превратилась в постоянную и становилась самостоятельной политической силой, а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров, — крупной политической фигурой.

studfiles.net

9.Особенности государственного управления в Римской империи.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. — III в. нэ.), от "принцепс-сенатус" — первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основа­тель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

2) доминат (III—V вв.), от "доминус" — господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной вла­сти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью , избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образовани­ем собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Принцепсы избираются в нарушение республиканских тради­ций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика — верховного жреца, ведав­шего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усы­новленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с по­мощью армии. Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.

Существовавший при принципате совет принцепса превра­щается в государственный совет — консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с опреде­лившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отде­лением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники..

В отличие от принципата старые республиканские учрежде­ния потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты — в муни­ципальных должностных лиц.

Изменилась и военная организация. В связи с массовыми вос­станиями рабов и покоренных народов, а также возросшей необхо­димостью защищать пределы государства от вторжения герман­ских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой использу­ется и вооруженная сила их племен.

Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху "сол­датских императоров", преобразуется в дворцовую стражу, кото­рая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Обще­имперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме — префектом города), развившаяся тайная полиция — префектом претория.

Вывод

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала дли­тельная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В ре­зультате побед последних в нем утвердились демокра­тические порядки: равноправие всех свободных граж­дан, возможность каждого быть одновременно земле­владельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоре­чия, повлекшие создание мощной государственной ма­шины и переход от республики к империи.

studfiles.net

Организация управления провинциями Римской империи

Производство Организация управления провинциями Римской империи

просмотров - 359

Органы власти в Древнем Риме в период Республики

Республиканский период в истории Рима охватывает период с VI в. до н.э. по I в. до н.э. и характеризуется сочетанием демокра­тии с военно-аристократическим правлением. Принцип верховен-ства римского народа получил закрепление в законодательных правах народных собраний. При этом в Римской республике сложи­лось опосредованное народовластие. Народные собрания собира­лись по инициативе высших должностных лиц, которые контроли­ровали ход собраний (вносили вопросы для рассмотрения, могли прерывать или переносить собрание на другой день). Существова­ло три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и ку-риатные.

Центуриатные народные собрания (центуриатные комиции) принимали законы, избирали высших должностных лиц государ­ства (консулов, преторов, цензоров), рассматривали апелляции, утверждали смертные приговоры. Право на участие в центуриат­ных комициях получали римские граждане, приписанные на ос­новании имущественного ценза к одной из военно-политических единиц — центурий.

Трибутные народные собрания (трибутные комиции) избира­ли низших должностных лиц (трибунов, квесторов, эдилов), рассматривали жалобы на решения магистратов, принимали законы. В трибутные комиции проходили по территориальным округам — трибам.

Куриатные народные собрания (куриатные комиции) состояли из полноправных членов старейших римских родов. По мере урав­нения в правах патрициев и плебеев теряли свое значение. За ними сохранилось право на принятие решений в семейно-родовых воп­росах (утверждение завещаний, контроль за осуществлением вла­сти главами семей и т.д.).

Высшим органом управления являлся Сенат. Компетенция Се­ната включает:

— контроль законодательной деятельности;

— контроль над должностными лицами;

— финансовое управление;

— военное управление;

— внешнеполитическая деятельность;

— управление римскими провинциями;

— постановления по вопросам общественной безопасности, общественного порядка, религиозного культа.

Исполнительную власть осуществляли магистраты — должнос­тные лица. Οʜᴎ замещались на принципах выборности, срочности (срок полномочий — один год), коллегиальности, ответственности, безвозмездности. Магистраты обладали правом предавать граждан суду, налагать штрафы, арестовывать не подчинившихся гражданин или их имущество. Магистратуры делились на ординарные (консу­лы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы) и экстраординарные (дик­татор, децемвиры — 10мужей для упорядочения права).

Консулы возглавляли магистратуры. Два консула избирались на один год. Οʜᴎ обладали высшей военной властью, отвечали за бе­зопасность Рима, обладали правом созывать Сенат и народные собрания, а также издавать эдикты по вопросам управления и тол­ковать право. Консулы имели право суда и назначения наказаний, включая смертную казнь. Смертный приговор консулов мог быть обжалован в центуриатном собрании.

Преторы осуществляли управление городом, осуществляли пра­воохранительные и судебные функции.

Цензоры избирались сроком на пять лет. Два цензора состав­ляли списки граждан по имущественным разрядам и трибам.

Народные трибуны обеспечивали защиту интересов плебса, их полномочия действовали только в черте города Рима. Число народ­ных трибунов колебалось от 2 до 10человек.

Квесторы осуществляли финансовое управление (заведовали казой, вели расходные и приходные книги), хранили государ-ственные документы.

Эдилы (2 патрицианских и 2 плебейских) поддерживали обще-ственный порядок в городе, следили на продовольственным снаб­жением города, наблюдали за торговлей, организовывали обще-ственные зрелища.

В чрезвычайных обстоятельствах по представлению Сената кон­сул мог назначить диктатора. Срок его полномочий ограничивал­ся 6 месяцами. Диктатор обладал всœей полнотой военного и граж­данского управления, правом изменения законодательства, уголовной юстиции. На время диктатуры всœе ординарные магистратуры утрачивали самостоятельность и подчинялись диктатору. Смертные приговоры, вынесенные диктатором, не подлежали обжало­ванию. Диктатор не нес ответственности за свои действия.

3. Римская империя: принципат, доминат

Во II—I вв. до н.э. Римская аристократическая республика вступает в полосу кризиса. Многочисленные восстания рабов, войны с союзниками Рима (свободными жителями Италии, которые не пользовались правами римских граждан), а также выступления люмпенов потребовали изменения политического режима. Причи­ны кризиса состояли в том, что завоевательная политика Рима привела к значительному расширению территории государства. Полисная форма государственного устройства не могла обеспечить эффективного управления завоеванными народами. Переход от республики к монархии был подготовлен периодом военно-поли­тической диктатуры.

Точкой отсчета Римской империи считается приход к власти в 27 ᴦ. до н.э. Октавиана Августа. В истории Римской империи вы­деляется два периода: принципат (I в. до н.э. — III в. н.э.) и доми­нат (III—V вв.).

Принципат можно охарактеризовать как особую форму монар­хии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией государственного управления и концентрацией власти в руках одного человека. В период принципата сохранялись республиканские учреждения (Сенат, народные собрания), но их полномочия постепенно сокращались и ограничивались рамками города Рима. Постепенно из системы государственного управления вытеснялись принципы выборности, подотчетности, коллеги­альности. Главой государства стал принцепс — первый сенатор. Он сосредоточил в своих руках всю полноту верховного государствен­ного управления. Его неограниченная власть основывалась на со­единœении нескольких должностей — консула, цензора, трибуна. Это позволило принцепсу получить полномочия «империум», пра­во вето на решения всœех государственных органов и право форми­ровать Сенат. Чрезвычайная власть принцепса была пожизненной, но не наследственной. Со временем утвердилась практика назна­чения принцепсом своего преемника, воля императора была обя­зывающей для Сената. Подконтрольность Сената привела к фор­мальному закреплению решений императора в сенатус-консуль-тах, которые отныне имели силу закона.

Вырождение республиканских институтов сопровождалось формированием бюрократического аппарата империи. Реоргани­зация управления Римскими провинциями позволила принцепсу создать собственную казну, выведенную из-под сенатского конт­роля. Опорой принцепса являлась армия, превратившаяся в кор­поративную организацию и политическую силу, неподконтроль­ную обществу. Преторианская гвардия, составленная из граждан Италии, была подчинœена лично императору. В период принципа­та армию стали пополнять наемники из римских провинций, пре­данные своим военачальникам.

В период домината Рим превращается в монархическое государ­ство с абсолютной властью императора, решения которого призна­вались безусловными и неукоснительными законами. Переход к доминату связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом (господином, государем, владыкой). В данный период римские магистраты превращаются в почетные дол­жности для приближенных императора. Роль Сената была низве­дена до положения городского совета͵ регистрирующего импера­торские эдикты.

Развитие военной экспансии Рима, перешагнувшей границы Апеннинского полуострова, заставили римлян искать формы для управления завоеванными территориями. Во II—I вв. до н.э. Римс­кое государство подчинило всœе Средиземноморье, Западную Евро-

пу вплоть до Рейна и Египет. Риму удалось создать достаточно гиб­кую систему провинциального управления и разнообразить формы

правовых отношений с местным населœением. Римские провинции южно подразделить на италийские и территории, находившиеся за

пределами Италии. В III в. до н.э. часть италийских территорий была непосредственно включена в состав Римского государства, а местное населœение получило права римских граждан и было припи­сано к соответствующим трибам. Особую группу составили муни­ципальные италийские общины. Οʜᴎ получили полную гражданс­кую правоспособность, право на военную службу в римской армии в составе особых воинских контингентов, но были лишены политических прав. Самую многочисленную группу составили италий­ские общины, получившие статус «союзных» или «федератских». формально они сохранили политическую самостоятельность, а их отношения с Римом был оформлены особыми договорами. Союз­ники признавали верховную власть Рима и сохраняли внутреннюю автоономию, но утрачивали самостоятельность в отношениях с дру­гими государствами. Воинские контингенты федератов должны были участвовать в военных операциях римской армии. Населœение этих территорий получало статус перегринов и правовую защиту перегринского претора. В результате Союзнических войн 91—88 гᴦ. до н.э. жители Италии получили права римских граждан, а города — статус муниципий, в которых была установлена единообразная система управления, аналогичная традиционной организации Рим­ского государства. С переходом к империи муниципальное самоуп­равление стало сужаться: народные собрания были вытеснены му­ниципальным сенатом, а магистратуры ограничены контролем со стороны столичных чиновников.

Территории, захваченные за пределами Италии, именовались провинциями (к I в. до н.э. их насчитывалось 12, а к концу III в. уже 120). Фактически в провинциях действовал режим военной оккупации: жители рассматривались как военнопленные и могли обращаться в рабство, земли включались в государственный зе­мельный фонд (ager publicus) и объявлялись собственностью рим­ского народа. Местные жители, сохранившие свободу, рассматри­вались как арендаторы земли и за право пользования ею должны были выплачивать ежегодные государственные налоги. Для управ­ления провинциями Сенат назначал проконсулов или пропрето­ров, которые получали империум, соответствовавший римским магистратурам консула и претора. При Октавиане Августе всœе провинции были разделœены на императорские и сенатские. Причем количество императорских провинций неуклонно возрастало, так как с 11 ᴦ. до н.э. вновь образуемые провинции передавались под императорское управление. Сенатские провинции управлялись по-прежнему, доходы от них поступали в казну, но из-за постоянного разграбления финансовые поступления были незначительными. Императорские провинции управлялись наместниками принцепса — легатами или прокураторами, которые были ответственны только перед императором. Все финансовые поступления из этих провинций не контролировались Сенатом, а поступали в императорскую казну.

В 286 ᴦ. император Диоклетиан провел административно-территориальную реформу. Он разделил империю на две части — Восточную и Западную, каждую из которых возглавил император-соправитель с равными полномочиями. Первоначально раздел сохранил государственное и правовое единство. Каждая из частей империи, в свою очередь, была поделœена на две префектуры во главе с префектами претория. Префектуры подразделялись на 12 округов (диоцезов), а те — на провинции (до 16). Наместники ди-оцезов — викарии и наместники провинций — ректоры обросли собственными резиденциями и чиновниками. В их обязанности входили сбор налогов и высшая юрисдикция на вверенной территории. При этом префекты претория стали превращаться в вице-императоров со своим административным аппаратом и правом издавать общеобязательные эдикты. В конечном итоге, реформа привела к развалу империи. В 395 ᴦ. она окончательно разделилась на два независимых государства — Западную и Восточную Римскую империю (Византию).

Читайте также

  • - Организация управления провинциями Римской империи

    Органы власти в Древнем Риме в период Республики Республиканский период в истории Рима охватывает период с VI в. до н.э. по I в. до н.э. и характеризуется сочетанием демокра­тии с военно-аристократическим правлением. Принцип верховен-ства римского народа получил... [читать подробенее]

  • oplib.ru