История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок Происхождение государства и права Урок Право древнего мира. Урок право древнего мира


Презентация на тему "Право Древнего мира"

(право, 10 класс, профильный уровень)

(право, 10 класс,

профильный уровень)

В Древнем Вавилоне площади перед цар- ским дворцом возвышался каменный столб, на нем кли- нописью были нанесены законы

В Древнем Вавилоне площади перед цар-

ским дворцом возвышался каменный столб, на нем кли-

нописью были нанесены законы

Это законы царя Хаммурапи Кодекс Хаммурапи (XVIII в.до н.э.) – первый из дошедших до нас древних кодексов законов

Это законы царя

Хаммурапи

  • Кодекс Хаммурапи (XVIII в.до н.э.) – первый из дошедших до нас древних кодексов законов
Вавилонское царство при Хаммурапи

Вавилонское царство при Хаммурапи

Законы царя Хамураппи Содержат более 200 статей. 1-4: защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое — «Если человек обвинил (другого) человека и возвел на него обвинение в убийстве, но не уличил его, обвинитель его должен быть убит». 5: неизменность и обязательность судебных решений, строгое наказание судье — большой штраф и невозможность оставаться судьей за подкуп. 6-13: определены способы установления факта кражи и назначено наказание за неё — смерть. 14: похищение детей. Наказание — смерть. 15-20: статьи, защищающие рабовладение. Наказание за пособничество бегству рабов — смерть. 21: неприкосновенность жилища граждан. Наказание — смерть.

Законы царя Хамураппи

  • Содержат более 200 статей.
  • 1-4: защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое — «Если человек обвинил (другого) человека и возвел на него обвинение в убийстве, но не уличил его, обвинитель его должен быть убит».
  • 5: неизменность и обязательность судебных решений, строгое наказание судье — большой штраф и невозможность оставаться судьей за подкуп.
  • 6-13: определены способы установления факта кражи и назначено наказание за неё — смерть.
  • 14: похищение детей. Наказание — смерть.
  • 15-20: статьи, защищающие рабовладение. Наказание

за пособничество бегству рабов — смерть.

  • 21: неприкосновенность жилища граждан.

Наказание — смерть.

22-24: возмещение урона, нанесённого человеку грабителями — община или староста должны были возместить весь ущерб. 25: воровство при пожаре — наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь». 26: уклонение от воинской службы. Наказание — смерть. 27-39: судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царем редуму или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери. 40-41: регулируются вопросы гражданского звания путем покупки имущества
  • 22-24: возмещение урона, нанесённого человеку грабителями — община или староста должны были возместить весь ущерб.
  • 25: воровство при пожаре — наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь».
  • 26: уклонение от воинской службы. Наказание — смерть.
  • 27-39: судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царем редуму или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери.

40-41: регулируются вопросы гражданского

звания путем покупки имущества

59: недопустимость уничтожения садов граждан. Штраф за каждое дерево 1/2 мины серебра. 60-66: регулирование отношений аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего. 67-70: не сохранились. 71: статья, посвящённая свободной купле продаже земли, не являющейся условным держанием. 73: аренда жилища. Авансовый платеж возвращается жильцу полностью, если договор аренды расторгается по инициативе хозяина жилища. 74-87: не сохранились.
  • 59: недопустимость уничтожения садов граждан. Штраф за каждое дерево 1/2 мины серебра.
  • 60-66: регулирование отношений аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего.
  • 67-70: не сохранились.
  • 71: статья, посвящённая свободной купле
  • продаже земли, не являющейся условным
  • держанием.
  • 73: аренда жилища. Авансовый платеж
  • возвращается жильцу полностью, если
  • договор аренды расторгается по
  • инициативе хозяина жилища.
  • 74-87: не сохранились.
88: предельная ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств. 89-90: установлен курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна. 91-92: не сохранились. 93-96: ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг. 97-98: не сохранились. 99: распределение прибыли и убытков в товариществах — поровну поделить перед богом. 100—282: Значительная часть относится к семейному праву. Также есть статьи о положении рабов
  • 88: предельная ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств.
  • 89-90: установлен курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна.
  • 91-92: не сохранились.
  • 93-96: ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг.
  • 97-98: не сохранились.
  • 99: распределение прибыли и убытков в товариществах — поровну поделить перед богом.
  • 100—282: Значительная часть относится к семейному праву. Также есть статьи о положении рабов
Таким образом, можно сделать вывод, что законы Древнего Востока отличались крайней жестокостью . Преступникам отрубали руки, уши, пальцы, язык, их сажали на кол, сжигали, закапывали живыми. Применялся основанный на древнем обычае принцип талиона : надлежало, например, повредить глаз тому, кто причинил вред глазу другого; выбивший зуб у соседа должен был расстаться со здоровым зубом и т. д. Если преступление совершалось против лица, стоявшего ниже на социальной лестнице, талион заменялся композицией — денежным вознаграждением за причиненный ущерб.

Таким образом, можно сделать вывод, что законы Древнего Востока отличались крайней жестокостью . Преступникам отрубали руки, уши, пальцы, язык, их сажали на кол, сжигали,

закапывали живыми. Применялся основанный на древнем обычае принцип талиона : надлежало, например, повредить глаз тому, кто причинил вред глазу другого; выбивший зуб у соседа должен был расстаться со здоровым зубом и т. д. Если преступление совершалось против лица, стоявшего ниже на социальной лестнице, талион заменялся композицией — денежным вознаграждением за причиненный ущерб.

Другие правовые системы Древнего Востока, в том числе древнеиндийские законы Ману, Древнекитайские Шан-шу, были не менее жестоки. Все они утверждали нерушимость власти правителя и разделение людей на социальные слои (касты).

Другие правовые системы Древнего Востока, в том числе древнеиндийские законы Ману,

Древнекитайские Шан-шу, были не менее жестоки.

Все они утверждали нерушимость власти правителя и разделение людей на социальные слои (касты).

Право Древней Греции и Древнего Рима Считается классическим: законы устанавливались в соответствии с соблюдением «меры» и «середины» в поступках людей Предназначение права – установление справедливости

Право Древней Греции и Древнего Рима

  • Считается классическим: законы устанавливались в соответствии с соблюдением «меры» и «середины» в поступках людей

Предназначение права – установление справедливости

Наиболее развитое в Греции. Писанные законы с VII века до н.э. - Законы Драконта (очень жестокие) В VI-V вв. смягчение законодательства, появление понятия «справедливость».

Наиболее развитое в Греции.

Писанные законы с VII века до н.э. - Законы Драконта (очень жестокие)

В VI-V вв. смягчение законодательства, появление понятия «справедливость».

Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово «право» ( jus) ; оно получило своё название от justitia (право, справедливость), ибо право – это искусство добра и справедливого равенства.
  • Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово «право» ( jus) ; оно получило своё название от justitia (право, справедливость), ибо право – это искусство добра и справедливого равенства.
Виды преступлений, известные афинскому праву:   ♦ государственные преступления;   ♦ преступления против семьи;   ♦ преступления против личности;   ♦ преступления против собственности.     Проводилось различие между умышленными и неосторожными пре­ступлениями, между подстрекателем и исполнителем преступления. Было известно понятие самообороны.     Цель наказания - причинение страданий преступнику . Виды наказаний : смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация имущества, бесчестье, то есть лишение гражданских прав.    Наказание для рабов и свободных было различным.

Виды преступлений, известные афинскому праву:  

♦ государственные преступления;  

♦ преступления против семьи;

  ♦ преступления против личности;  

♦ преступления против собственности.  

  Проводилось различие между умышленными и неосторожными пре­ступлениями, между подстрекателем и исполнителем преступления. Было известно понятие самообороны.  

  Цель наказания - причинение страданий преступнику .

Виды наказаний : смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация имущества, бесчестье, то есть лишение гражданских прав.   

Наказание для рабов и свободных было различным.

Наилучшими являются те правители, которым граждане более всего обязаны подчинением законам

Наилучшими являются те правители, которым граждане более всего обязаны подчинением законам

То государство, где граждане повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны.

То государство, где граждане повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны.

Законы XII таблиц V в. до н.э. Свод гражданского права VI в. н.э. (Кодекс Юстиниана, Corpus juris civilis)
  • Законы XII таблиц V в. до н.э.
  • Свод гражданского права VI в. н.э.

(Кодекс Юстиниана,

Corpus juris civilis)

Право частной собственности Право заключения сделок и договоров Брак – выражение свободной воли граждан Свобода слова и передвижений Право неприкосновенности личности Запрет применения пыток Суд присяжных Право на защиту
  • Право частной собственности
  • Право заключения сделок и договоров
  • Брак – выражение свободной воли граждан
  • Свобода слова и передвижений
  • Право неприкосновенности личности
  • Запрет применения пыток
  • Суд присяжных
  • Право на защиту
Нормы и принципы римского права государство есть результат установленной договорённости между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов Dura lex, sed lex Pereat mundus et fiatjustitia Salus populi suprema lex Закон суров, но это закон Право должно свершиться, хотя бы погиб весь мир Благо народа – закон.

Нормы и принципы римского права

  • государство есть результат установленной договорённости между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов
  • Pereat mundus et fiatjustitia
  • Salus populi suprema lex
  • Закон суров, но это закон
  • Право должно свершиться, хотя бы погиб весь мир
  • Благо народа – закон.

multiurok.ru

Урок Происхождение государства и права Урок Право древнего мира

Поурочное планирование по Праву для 11 класса.

Учителя истории и общественно – политических дисциплин Дубинина Д. В.

Раздел 1. Из истории государства и права.

Урок 1. Происхождение государства и права

Урок 2. Право древнего мира

Урок 3. Право средневековой Европы

Урок 4. Становление права нового времени

Урок 5. Развитие права в России IХ - начало ХIХ в.

Урок 6. Российское право в ХIХ -­ начале ХХ в.

Урок 7. Советское право в 1917-1991 гг.

Урок 8. Современное российское право

Раздел 2. Конституционное право

Урок 9. Понятие конституции, ее виды.

Урок 10. Конституции в России.

Урок 11. Общая характеристика Конституции Российской Федерации Урок 12. Основы конституционного строя.

Урок 13. Федеративное устройство

Урок 14. Президент Российской Федерации

Урок 15. Федеральное Собрание. Совет Феде­рации. Государственная дума.

Урок 16. Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Прокуратура.

Урок 17. Местное самоуправление.

Урок 18. Избирательное право и избирательный процесс.

Раздел 3. Гражданское право

Урок 19. Понятие и источники гражданского права

Урок 20. Обязательственное право

Урок 21. Право собственности

Урок 22. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних

Урок 23. Юридические лица. Виды предприятий

Урок 24. 3апдита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда

Раздел 4. Законодательство о налогах.

Урок 25. Налоговое право. Аудит

Урок 26. Виды налогов

Урок 27. Налогообложение юридических лиц

Урок 28. Налоги с физических лиц

Урок 29. Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Раздел 5. Трудовое право

Урок 30. Понятие и источники трудового права

Урок 31. Коллективный договор. Трудовой договор

Урок 32. Оплата труда. Охрана труда

Урок 33. Административное право

Урок 34. Итоговое занятие по Праву за 11 класс.

lib2.podelise.ru

Формирование политико-правовых знаний и правовой культуры на уроках истории Древнего мира. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

В чести и силе та держава, Где правит здравый ум и право, А где дурак стоит у власти, Там людям горе и несчастье.

Себастьян Брант

Важность правого образования и воспитания велика. Воспитание человека, который соблюдает порядок в обществе, знает права и обязанности свои и других людей, важная задача уроков социально - гуманитарного цикла.

1. "Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа" определяет роль и место уроков обществознания в основной школе.

Экзамен по обществознанию является экзаменом по выбору в 9 классе. Но его выбирают до 50% обучающихся девятиклассников. Поэтому изучение фактического и теоретического обществоведческого материала учителю следует организовать уже с 5 класса и на уроках истории.

Сайт ФИПИ ежегодно публикует материалы для сдающих экзамены в формате ГИА. В 2014 году Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ содержательные блоки и элементы содержания Приложение 1.

Анализируя материалы ГИА - 9 , можно выделить те элементы содержания, которые изучаются на уроках истории уже в 5 классе, наполняются фактическим и теоретическим материалами и дальше в 6-9 классах.

Элементы содержания, проверяемы на ГИА 9 Элементы содержания материалов по истории, изучаемые в 5 классе
5.1 Власть. Роль политики в жизни общества  
5.2 Понятие и признаки государства Складывание единого Древнеегипетского государства
Как было устроено Древнеегипетское государство
Первые государства Междуречья
Вавилон при царе Хаммурапи
Возникновение государства (в Китае)
Появление полисов (в Греции)
Образование Спартанского государства
5.4 Формы государства

государство

Как было устроено Древнеегипетское государство
Устройство Персидского царства
Государственное устройство Спарты
  Государственное устройство Древних Афин
Рождение республики в Риме
Диктатура Цезаря
Правление Августа
5.5 Политический режим. Демократия Государственное устройство Древних Афин
Рождение республики в Риме
5.7 Участие граждан в политической жизни Как было устроено Древнеегипетское государство
Появление полисов (в Греции)
5.8 Выборы, референдум Как выглядел полис
Кто мог быть гражданином полиса
Разделение граждан на разряды
Возрастание роли демоса в управлении Афинами
Реформы Солона
Основные черты афинской демократии
Развитие демократии (в Афинах, в V веке до н.э.)

 

 

Неравенство: богатые и бедные, должники
Первый уход плебеев на Священную гору
Продолжение борьбы плебеев
6. Право

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства

Вавилон при царе Хаммурапи
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт Законодатель Ликург.
Законы Драконта
Реформы Солона
  Законы XII таблиц.
6.3 Понятие правоотношений  

При изучении истории Древнего мира я использую учебник, авторами которого являются С.В.Колпаков, Н.А.Селунская. Это учебник "История Древнего мира. Москва, Дрофа, 2012 год. Учебник для образовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации". Анализируя материалы учебника, мной были выбраны темы уроков, на которых идет изучение материалов из истории возникновения и развития государства и права. (Приложение 2)

Разработанные мною рабочие листы позволят организовать работу по изучению не только исторического фактического материала, но позволят начать формирование начальных знаний по праву у учащихся 5 классов.

Примеры материалов урока, на которых идёт работа с понятиями из политико - правовой сферы жизни общества

Понятие и признаки государства

Понятие "государство" материал учебника истории не даёт, то по тексту учебника учащиеся могут самостоятельно его сформулировать и определить его признаки.

Государство - особая организация политической власти общества, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Понятие и признаки государства

Текст учебника стр.21., вопрос к параграфу 5. Каково было устройство Египетского государства? Кто составлял основную массу населения?

После чтения учебника, составления схемы, учитель организует беседу:

  1. Назовите основные группы населения в Древнем Египте?
  2. Назовите их обязанности.
  3. Расскажите, в чем выражалось подчинение одних групп другими.
  4. Какова роль вельмож и писцов.

В Египте было войско. Какие роли оно выполняло в Египте?

Параграф 26. Древние Афины

Где расположено Афинское государство

2. Основные занятия.

3. Государственное устройство Древних Афин.

Демос

Аристократия

Народное собрание Совет знати
   

4. Положение афинских земледельцев (крестьян)

Реформы Солона в Афинах.

Работа с текстом пункта.

Демос -

Требования демоса

Солон - это

Реформа

Вот как Солон пишет о своей деятельности. Объясни, как понял

Мать черная, земля многострадальная. С которой сбросил я позорные столбы, Рабыня раньше, а теперь свободная. На родину, в Афины, в наш прекрасный град, Вернул я многих на чужбину проданных. Освободил и здесь на милой родине Рабов, дрожавших перед волею господ.

Уроки истории в 5 классе, когда интерес детей к изучаемому материалу велик, могут заложить основы правового образования в основной школе. На увлекательном историческом материале учитель может начать формировать понимание политико - правовых понятий. И когда в старших классах начнется систематическое изучение политологии, социологии, правоведения, знания, полученные в 5-6 классе, станут основой правовых знаний и правовой культуры.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. - Материалы для подготовки к урокам истории, права, обществознания - Каталог статей

Происхождение права  в государствах Древнего Востока

В X тыс. до н.э. на Земле произошли глобальные экологические изменения. Изменился климат в Европе, Азии, Африке. Исчезли многие виды животных и растений, кото­рые были главными источниками питания людей. Возникли новые условия хозяйствования. Стало развиваться земледе­лие. Оно позволяло выращивать необходимые растения.

На рубеже IV—III тыс. до н.э. в долинах крупных рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы — возникают раннезем­ледельческие общества. В них зарождаются государства.

Возникновение государственных структур еще больше обозначило важность права, закрепившего нормы поведения, людей.

На формирование права в древневосточных государствах большое влияние оказали обычаи. Они стали охраняться го­сударством. Находившиеся у власти были заинтересованы прежде всего в том, чтобы отразить в обязательных правилах собственные интересы, закрепить собственные привилегии. Поэтому устанавливались строгие меры наказания за пре­ступления против государства или тех, кто стоял у власти.

Считается, что одной из первых форм выражения права стали агрокалендари, регулировавшие сельскохозяйствен­ное производство.

Агрокалендарь — документ, в котором устанавливались   правила сельскохозяйственной деятельности.

Нормы права не только защищали интересы правящей элиты, но и регламентировали условия владения и распоря­жения собственностью, обмена товарами, устанавливали и поддерживали общественный порядок. Такие правила поведения обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна мирная жизнь.

Значительную роль в создании права сыграли судебные органы. Рассматривая конкретные дела, они выносили ре­шения, которые превращались в общие нормы (судебные прецеденты). Такие решения становились обязательными при рассмотрении аналогичных дел в дальнейшем.

С развитием письменности и укреплением государствен­ной власти правовые нормы начинают фиксироваться в за­конах. Первые законы создавались как своды правовых обы­чаев и судебных решений. Такими, например, были законы царя Хаммурапи, правившего в XVIII в. до н. э. в Вавилоне.

 

Происхождение права в Древней Греции и Древнем Риме

 

В Древней Греции и Древнем Риме становление права было связано с постепенным разделением труда, развитием земледелия, скотоводства, ремесла и торговли. Увеличение производительности труда вело к возникновению прибавоч­ного продукта и появлению частной собственности. Это ос­лабляло родовые связи и уменьшало их значимость. Органы родового управления уже не могли с помощью прежних ме­тодов решать важные вопросы жизни общества. Постепенно они превращаются в институты государства. В античном го­сударстве в VIII—VII вв. до н.э. право создается путем прида­ния обязательной силы отдельным обычаям родового строя. Власть организует правосудие, принимает нормативные пра­вовые акты (законы).

Право Древней Греции и Древнего Рима отразило классо­вое неравенство. Рабовладельцы получили многочисленные привилегии. Один из первых памятников права Древнего Рима — Законы XII таблиц (такое название законы получи­ли потому, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на глав­ной площади Рима — Форуме) предусматривали, например, в качестве санкций за кражу для свободных граждан — теле­сные наказания, а для рабов — смертную казнь.

 

Происхождение права у древних германцев и славян

 

В Западной и Восточной Европе проживали в основном германские и славянские племена. Здесь становление права происходило одновременно с разложением родового строя и образованием феодального государства. Феодалы закрепили за собой многие привилегии: право собственности на землю, владение крепостными. Они могли судить и принуждать на­селение выполнять повинности.

У древних германцев и славян отсутствовали единые для всей территории государства правовые нормы. Здесь господствовали местные обычаи. Особую роль в феодальной Евро­пе играло каноническое (церковное) право Римской католи­ческой и Православной церквей. Так, на основе церковного права решались дела, связанные с «грехом» (ересь, колдовст­во, святотатство, нарушение супружеской верности и т.п.).

Основным источником права был обычай. Обычаи фик­сировались в так называемых варварских правдах: Саличес­кой, Ринуарской, Бургундской и др. Ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944, 971 гг.). Ученые обнаружили в них ссылки на «закон русский», который мог быть сводом устных норм обычного права. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировичи (X— XI вв.). Во время правления Ярослава в Киевской Руси (XI в.) создается первая редакция Русской Правды («Правда Ярослава»). Это был сборник судебных решений князя, его суда, а также некоторых обычаев.

historiegg.ucoz.ru