Учителя древней греции. Кого в Древней Греции называли педагогами? Обязанности педагога в Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ученый из древней Греции первый учитель человечества. Ученые список. Учителя древней греции


51. Педагогика в древней греции

Во времена, когда воспитание стало переходить в самостоятельную функцию общества, люди стали задумываться над синтезированием опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Еще в древности в работах философов Фалеса из Милета, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и других хранилось много глубоких мыслей, связанных вопросами воспитания. В античной Греции впервые появился термин "педагогика", который затем укрепился в качестве названия науки о воспитании.

Также в Греции берут свое начало и многие другие педагогические понятия и термины, такие как: школа (schole), в переводе "досуг", гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] - школа физического развития, а позже просто средняя школа) и т. п.

Основоположником педагогики в Древней Греции считается Сократ. Он учил своих учеников диалогу, полемике и умению мыслить логически. У Сократа имелся свой метод обучения (метод поиска истины), ключевым моментом в нем была вопросно-ответная система, которая является сутью логического мышления.

Платон, ученик Сократа, читал лекции в собственной школе, которая называлась Платоновской академией. В теории Платона "восторг и познание" были неразделимы, значит, учение должно приносить радость, учитель должен сделать этот процесс приятным и полезным.

Ученик Платона Аристотель создал свою перипатетическую школу (ликей). Аристотель любил прогуливаться со своими учениками во время занятий, отсюда и название ("перипатео" - прохаживаюсь (греч.)). Он учил общей культуре человека и много принес педагогике: ввел возрастную периодизацию, полагал, что все должны получать знания одинаково, считал нужным создание государственных школ, а семейное и общественное воспитание считал как нечто неделимое. Аристотель первым сформулировал принципы природосообразности и природолюбия. На сегодняшний день мы боремся за то, чтобы любовь к природе закладывалась с ранних лет, а Аристотель преподавал это еще в древности. Аристотель немалое значение придавал нравственному воспитанию, он считал, что с привычки сквернословить вытекает привычка к плохим деяниям. На воспитание Аристотель смотрел как на некую неделимость духовного, умственного и физического воспитания, однако воспитание физическое должно предшествовать воспитанию интеллектуальному.

Однако в те времена имелся и дугой способ воспитания детей, который был использован в Спарте. Спартанское воспитание предписывало всем детям, которые были старше 7 лет, воспитание не в своей семье, а в строгих ситуациях выживания, разнообразных физических испытаний, а также всевозможных тренировочных битв и побоищ. На протяжении всего процесса воспитания требовали безоговорочного повиновения, а любой проступок влек за собой суровое физическое наказание. При обучении чтению и письму уделяли внимание только самомунеобходимому, все оставшееся обучение сводилось к безоговорочному повиновению, умению побеждать и умению стойко переносить любые трудности.

studfiles.net

Кого в Древней Греции называли педагогами? Обязанности педагога в Древней Греции

Ещё до нашей эры люди старались всеми способами изучить окружающий мир. В те времена таинства постройки архитектурных зданий крылись в математических расчетах, на которых основывался «фундамент» будущего проекта. Именно греческие математики сумели дать толчок для науки. И мало кто знает, что выходцы из этой страны построили все те систематические каноны воспитания детей, которые в дальнейшем развивали европейские ученые и философы.

О чем идет речь? Конечно же, об учителях. Греки первыми поняли, что знания не достаточно просто сохранять – их необходимо передавать дальше. Только так можно развиваться и совершенствоваться. Именно древние эллины ввели систему обязательного начального образования и активно развивали систему школ по всей стране. Даже своенравные спартанцы оценили весь потенциал педагогики и те возможности, которые она открывает перед будущими поколениями.

В данной статье рассмотрим все тонкости обучения и раскроем важный вопрос в образовательной сфере – кого в Древней Греции называли педагогами?

Недетские хлопоты

Каждая пара, которая в итоге становилась семьей, обзаводилась детьми. А с появлением младенца на супругов уже автоматически возлагались все обязанности рода: это и почитание традиций, и принятие религии, и все культовое обязанности, присущие поколению.

кого в древней греции называли педагогами

Рождение первенца было воистину настоящим торжеством. Двери дома, где находилась кормилица, украшали оливковыми ветвями или шерстяными нитками. Младенца купали в чане с водой, в которую добавляли оливковое масло и вино.

Но не всегда мужчины были уверены в своем отцовстве. Они выжидали около недели, чтобы распознать свои черты лица в ребенке, и уж тогда устраивали настоящий праздник для всех гостей.

Воины с детства

Воспитание в Древней Греции проводилось в сочетании с культурными традициями конкретного рода. Существовали, конечно, и общие каноны для всего народа, но каждая семья была индивидуальна и со своими желаниями.

Большинство делали упор на воспитании защитника родины, это беспрекословно относилось к мужской половине.

С самого детства родители своих чад растили на мудрых изречениях Гомера. В этих произведениях было все расписано и структурировано, в особенности правила поведения человека в обществе. Мужчина был должен отдавать долг перед родиной, подвиги должны были совершаться только для своего народа.

древние школы греции

Развитие не по годам

Подготовка к взрослой жизни проводилась отдельно для мальчиков и девочек, для каждых делался свой акцент в обучении.

Мужчины были обязаны уметь писать, читать, знать несколько песен военного характера, изучать историю и смыслить в религиозных обрядах. Конечно же, большой уклон шел на физическую подготовку бойцов. Испытания были не из легких. Молодые люди испытывали настоящие тяготы воина: голод, боль, невыносимая жара, холод и так далее.

После таких подготовительных «курсов» мальчиков загоняли на алтарь богини Артемиды и били розгами. Те, кто вынес это очередное испытание, отправлялись странствовать по стране без всяких средств для проживания и даже с минимумом одежды. Выдержав и это, они допускались к трапезе с солидными мужчинами и становились элитой общества.

Женская доля

Что касается прекрасной половины, то они до семи лет находились под опекунством своей кормилицы или же няньки. Далее их учили прясть, ткать, ухаживать за хозяйством. Но вот образовательным моментам из разряда «читать, писать» уделялось по минимуму времени.

воспитание в древней греции

К примеру, в Афинах воспитание девушек напрямую зависело от родителей и их пожеланий, а вот в Спарте юные красавицы занимались гимнастическими упражнениями и борьбой наравне с мужчинами-воинами.

Также девушек учили пению и танцам, так как женская роль в религиозных обрядах была ведущей.

Учение – свет

Первые древние школы Греции возникли в V в. до н.э. Содержание образования было весьма разносторонним, уклон уходил в разные науки.

Родители практически с рождения определяли, кем быть ребенку, и в зависимости от пожеланий отправляли в одну из школ:

1. Милетская школа – в приоритете гуманитарные, прикладные и философские науки.

2. Собрание пифагорейцев – познание свойств числа и теории единства мира.

3. Учебное заведение Гераклита Эфесского – изучение явлений природы и войны.

4. Элейская школа – открывали проблемы познания чего-либо.

5. Атомисты – изучали атомы и материальные частицы.

Древние школы Греции всё же имели общие черты: поиски первоначального существования человека, открытые философские учения и размышления и объяснения неопознанных явлений, которые возникали в окружающей среде.

древняя греция кратко

Это тем самым обуславливалось единство народа, и различие между умами не было колоссальным.

Определение не по назначению

И всё-таки, кого в Древней Греции называли педагогами?

Скорее всего, вы подумаете, что это те люди, которые получали специальное образование, чтобы в дальнейшем иметь какие-то полномочия в данной сфере. Но это не совсем так.

В древнее время оборот «рабы-педагоги» содержал отождествленные по смыслу слова. Это в основном были мужчины, которые оказались непригодны для физического труда в какой-либо сфере работы, поэтому берегли домашний очаг. Культ семьи и быта стоял на первом месте.

В обязанности такого раба входило следить за детьми до семи лет. Педагог-воспитатель охранял своего подопечного при выходе из дома, сопровождал в школу и на общественные мероприятия. Также вкладывал знания о грамоте на элементарном уровне.

Всё это продолжалось до того возраста, когда дети переступали порог зрелости и некой мудрости.

Не исключали и женщин в такой профессии. Они были преподавательницами греческого языка, и в основном их приставляли к маленьким детям.

педагог воспитатель

Концепции воспитания

Не только в наше время люди (например, при исторических исследованиях) задаются вопросом о том, кого в Древней Греции называли педагогами.

В те времена учения о воспитательных методах зарождались как особые течения философии. Теоретические концепции продвигали великие философы – Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель. Они отождествляли воспитательные процессы с законами природы и раскрывали семейные традиции через философские учения.

Демокрит изучал сознание человека и его функции.

Сократ установил факт, что самое лучшее воспитание – это диалог с учениками, так как только с помощью обоюдного восприятия информации получится хороший результат.

Платон больше изучал проблему рабовладения в педагогике. Он написал два труда - «Государство» и «Законы».

Аристотель на всё смотрел сквозь призму природного мира. Цель воспитания в его понимании делилась на две части: развитие разумной и волевой сторон души.

В свое время Древняя Греция кратко, но четко диктовала собственные каноны в учебных процессах. И такие виды познания детской психологии распространялись не только в этой стране.

Передача знаний в поколения

В наши дни эти древние знания – и есть то, чем оперируют преподаватели, и неважно, какой предмет. Всё равно истоки приводят к Древней Греции.

рабы педагогиФилософские учения не всегда могут быть понятны обычному прохожему, но тому, кто стремится познать мир, трудности не страшны.

И людям, которые хотят и стремятся работать в сфере образования, советуем рассмотреть вопрос о том, кого в Древней Греции называли педагогами. Ведь проходит множество лет, значение некоторых слов меняется, а в итоге страдают самые ценные сокровища – дети.

загрузка...

twofb.ru

Ученый из древней Греции первый учитель человечества. Ученые список.

Как правило, когда речь идёт об изобретениях, мужчины явно гордятся своим перевесом над женской половиной общества. Ими даже придумана фраза, что все великие открытия совершались во имя прекрасного пола, тем самым красиво намекая на то, что среди женщин не было великих...

Однако, все представители мужского пола несомненно не будут отрицать самого главного и весомого факта: всех великих изобретателей мира родили именно женщины! Кроме того, если Соломон и Сократ считались мудрейшими людьми своего времени, богинями мудрости были всё-таки женщины: греческая Афина Паллада, римская Минерва, древнеиндийская Сарасвати, абхазская Атана, японская Бэнтэн...

Помимо этой непреложной истины в женской головке припасено ещё достаточно ума, чтобы придумать многое из того, что столь необходимо им самим и... мужчинам тоже!

Во времена античности женский пол не представлял собой тот самый «слабый пол», о котором мы так часто говорим сегодня: он был достоен мужского.

Женщины античности имели возможность учиться в современных им философских школах и даже могли быть отмечены за свой труд. Нам известны представительницы женского пола, которые отличились не только в литературе, но и в естественных науках. В эпоху античности жили такие высокодуховные просвещённые женщины, как Гипатия Александрийская (370-415 н.э.) - феноменальное явление всесторонне образованной женщины.

На протяжении последующих 15 веков Гипатия считается единственной женщиной-учёной в истории человечества. Даже сегодня в истории математической науки и астрономии очень часто упоминается только она.

Эта благородная женщина была последним учёным-язычником западного мира. Её смерть совпала с закатом Римской империи. И, поскольку с тех пор на всём Западе не наблюдалось значительных успехов в развитии математики, астрономии и физики на протяжении тысячи лет, Гипатия стала символом конца эпохи античной науки. После Гипатии настал хаос и варварство Тёмных веков Средневековья.

Гипатия Александрийская (340-415 гг.) - философ, астроном и математик, последняя руководительница философской школы в Александрии и хранительница знаменитейшей и богатейшей Александрийской библиотеки - изобрела астролябию (прибор для измерения координат небесных тел) и прибор для определения плотности жидкости.

АгораОтцом Гипатии был Теон - известный математик, астроном и механик своего времени. Жили они с дочерью в Мусейоне, в то время бывшим ведущим научным центром Египта. Там же находилась и Александрийская библиотека, основанная и собранная наследниками Александра Македонского.

Это было трудное время гонений, когда по приказу епископа Феофила в 391 году был уничтожен Мусейон и почти полностью Александрийская библиотека.

Однажды Гипатия в своей публичной лекции коснулась богословских взглядов епископа Кирилла - племянника и наследника Феофила, образованного человека своей эпохи, который в своё время даже слушал её лекции, указав на их расхождение с прежними постановлениями церковных соборов. Это не прошло бесследно: в 415 году группа сторонников Кирилла под предводительством некоего чтеца Петра напала на Гипатию и убила её. После этого события префект Александрии, Орест, - единственный сильный противник Кирилла - был сломлен. 

События того времени отражены в историческом фильме режиссёра Алехандро Аменабара «Агора», снятом им в 2009 году.

Если ранее Гипатия рисовалась языческой мученицей, которая за религиозную нетерпимость была растерзана толпой коптских христиан, то сегодня многие полагают, что после смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий Киренский - ученик Гипатии - прямо говорит о том, что она была «гениальным философским учителем». Историки же упоминают о ней как об «образце интеллектуального аскетизма». Другими словами, Гипатии пришлось многим пожертвовать, включая семейное счастье, несмотря на свою необычайную красоту.

Аглаоники - первый астроном Древней ГрецииИменем легендарной Гипатии - одного из самых эрудированных в математике и астрономии людей в мире назван кратер на Луне.

Аглаоники, упоминаемая Плутархом как Аганики (V век до н.э.), - древнегреческий астроном родом из Фессалии (хронологически - первый астроном Древней Греции). Точнее - Аглаоники Игиторас, потому что она была дочерью правителя Фессалии («Игитора» - «Ηγήτορα»).

Нам практически ничего неизвестно из жизни Аглаоники, кроме того, что она была известна своими предвидениями солнечных затмений с точностью до часа, как и её современник Фалес. Этот факт свидетельствует о больших знаниях в области математической астрономии по сравнению с астрономами древнего Вавилона. Сама же Аглаоники, согласно преданию, в вопросе, связанным с определением затмений Луны опять-таки с точностью до часа, утверждала, что спускала Луну с неба (Аполлодарий, ΡόδιονΔ΄ 59). Существует версия, что она была пророчицей и астрологом.

Именем Аглаоники назван кратер на южном полушарии Венеры, диаметр которого равен 64 километрам.

Агнодики - первый гинеколог (IV в. до н.э.), которой удалось, переодевшись в мужчину, присутствовать на уроках гинекологии. То, что она женщина, выявилось совершенно случайно, когда Агнодики осудили как «мужчину-врача, поддерживающего эротические отношения со своими пациентками»: в ходе судебного разбирательства с целью защитить себя, она вынуждена была раскрыться, в результате чего Агнодики оправдали. Причём оправдание дало основание для внесения изменений в законе, который отныне разрешал и женщинам заниматься медициной.

Агнодики - первый гинеколог #40;IV в. до н.э.#41;Сквозь завесу истории проглядывает мифический образ Эфры - дочери царя Трезена Питфея и матери Тесея, которая обладала другим даром: уже с Х века до н.э. она преподавала арифметику с помощью абака (счётной доски) и символов по критско-микенской системе.

Арети из Киринеи - дочь Аристиппа, основателя Киринейской философской школы, училась в академии Платона. Она преподавала математтику, физику и моральную философию в Аттике, написав по меньшей мере 40 книг, две из которых были посвящены изучению математики. После смерти своего отца она стала его преемницей и была избрана в руководство школы. Характерно, что среди её учеников было около 100 философов. 

Джон Моранс в своём труде «Женщины в науке» отмечает, что эпиграмма на её могиле гласит: «Величие Греции заключается в красоте Елены, в пере Аристиппа, в душе Сократа и в языке Гомера».

Аригноти - философ, писатель, математик с острова Самос. По словам Порфирия, она была дочерью Пифагора.

Аригноти принадлежит много философских трудов и книга «Об арифметике», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.

Дамо - дочь Пифагора и Февны. Преподавала теории Пифагора в Кротонской школе.

Пифагор доверил дочери свои сочинения, наказав ей не оглашать их непосвящённым, а сам уехал в Афины. В течение долгого времени Дамо соблюдала пожелание отца. Позднее она опубликовала геометрическое учение Пифагора с помощью Филолея и Фимарида. Это издание, которое, согласно Ямвлиху (ок. 242-306 гг.), философу-неоплатонику из Сирии, называлось «О Пифагоровой жизни», представляло собой изложение геометрии высшего порядка. По словам греческого астронома Геминуса Родосского (66 г. до н.э.), Дамо принадлежит создание тетраэдра и куба.

Витали - дочь Дамо и внучка Пифагора. Знаток пифагорейской математики. Дамо перед смертью доверила ей философские труды своего отца.

Дино - жена пифагорейца Вронтиноса Метапонтиноса, ученица и тёща Пифагора, знаток арифмософии. Она изучила неполные цифры. По её теории, цифра является неполной в том случае, когда действительное делимое (то есть делимое, кроме самого себя) при сложении даёт сумму, меньшую по значению с изначальной цифрой. Так, цифра 8 - неполная, потому, что 1+2+4=7.

Источник: http://grekomania.ru/greek-articles/ancient-greece/214-uchenye-zhenwiny-drevnej-grecii.

  • ученый из древней греции первый учитель человечества
  • ученые древней греции список

ученый из древней греции первый учитель человечества

Ученый Древней Греции

Земля-центр Вселенной >>

А р и с т о т е л ь. (IV век до н.Э.). Величайший ученый Древней Греции. Родом он был из города Стагира. Всю свою жизнь он посвятил сбору и осмыслению сведений, известных ученым его времени. Его интересовало все: поведение и строение животных, законы движения тел, строение Вселенной, поэзия, политика. Он был учителем выдающегося полководца Александра Македонского, который, достигнув славы, не забывал своего старого учителя. Из своих военных походов он постоянно направлял ему образцы неизвестных грекам растений и животных.

Слайд 6 из презентации «Земля». Размер архива с презентацией 3421 КБ.

Природоведение 5 класс

краткое содержание других презентаций

«Бактерии» - Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях. Формы бактериальных клеток. Размножение бактерий. Развитие личности в системе образования. Изучение нового материала. Современное образование требует четких ответов на вопросы. Соотнести определения с изученными терминами и понятиями. Контролирующее задание. Формирование познавательных УУДов. Формулирование темы урока, постановка цели.

«Грибы» - Макромицеты. Низшие грибы. Особое царство. Роль в круговороте веществ. Великое множество. Мукор. Пеницилл. Шляпочные грибы. Общая характеристика грибов. Разнообразие грибов. Первая помощь при отравлении грибами. Дрожжи. Условно-съедобные грибы. Одноклеточные грибы. Грибы, занесённые в Красную Книгу России. Многоклеточные грибы.

«Свойства тел» - Урок на тему «Свойства тел». Температура. Вывод. Размер – величина предмета, масштаб какого-нибудь явления. Телами называют все предметы, окружающие нас. Естественные Живые Неживые Искусственные. Загадки. Чернокожий карапуз Не по росту тянет груз. Правильная геометрическая. Тела. Чудо-юдо – великан На спине везёт фонтан. Измерение массы. Природа. Неправильная. Форма тела. Размер.

«Процессы в клетке» - Жизнедеятельность и рост клетки. Основные процессы в клетке. Движение цитоплазмы Питание клетки Дыхание Обмен веществ Рост Размножение. Во всех клетках, различающихся по форме, размерам, функциям, идут сходные процессы: питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие и деление (размножение) клетки. Обмен веществ - главное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма.

«Лекарственные растения» - Зверобой. Египет. Ласточкина трава. Валериана. Клещевина. Семена мои целебны. Цветы. Загадки о лекарственных растениях. Из истории лекарственных растений. Мать-и-мачеха. Мята. Мятная лепёшка. Кустарник. Черёмуха. Как часто пользуются лекарственными растениями. Крапива. Душица. Тысячелистник. Растение. Одуванчик. Пётр I. Целительная сила. Подорожник. Правила сбора лекарственных растений. Корневище.

«Пища животных» - Насекомые ,которые питаются только жидкой пищей. 24тонны за сутки. Питательные вещества расходуются на движение и рост организма. Зубы помогают животным убить жертву, удержать или измельчить пищу. Человек и животные получают с пищей готовые органические вещества, которые усваиваются организмом. Непереварившиеся остатки из организма удаляются. Гидра. Паук- хищник. Как питаются разные животные.

Источник: http://5klass.net/prirodovedenie-5-klass/Zemlja/006-Uchenyj-Drevnej-Gretsii.html

ученые древней греции список

УЧЕНЫЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Подготовила Балакирева Алёна. - презентация

2 ГИППОКРАТ ХИОССКИЙ Древнегреческий математик и астроном. Гиппократ родился на острове Хиос. В молодости он занимался торговлей, но не преуспел в ней. Разорившись, Гиппократ приехал в Афины, где вскоре стал прославленным математиком. Основная научная заслуга Гиппократа составление первого полного свода геометрических знаний. вторая половина V в. до н. э.

3 ПИФАГОР САМОССКИЙ Древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно - философской школы пифагорейцев. Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы. квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет до Пифагора. Хотя сомнение в авторстве Пифагора существует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет. 570490 гг. до н. э. Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.)

4 АРХИМЕД 287 до н. э. 212 до н. э Древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. греческой колонии на острове Сицилия. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений.

5 АРХИМЕД. МАТЕМАТИКА Архимед нашёл все полуправильные многогранники, значительно развил учение о конических сечениях, дал геометрический способ решения кубических уравнений. Идеи Архимеда почти на два тысячелетия опередили своё время. Только в XVII веке учёные смогли продолжить и развить труды великого греческого математика. Изображение Архимеда на медали.

6 АРХИМЕД. АСТРОНОМИЯ Архимед построил планетарий или «небесную сферу», при движении которой можно было наблюдать движение пяти планет, восход Солнца и Луны, фазы и затмения Луны, исчезновение обоих тел за линией горизонта.

7 АРХИМЕД. МЕХАНИКА Архимед прославился многими механическими конструкциями. Изобретённый им архимедов винт ( шнек ) для вычерпывания воды до сих пор применяется в Египте.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/271432/

Комментариев пока нет!

eduotdyhat.ru

Урок «В древнегреческой школе»

В древнегреческой школе

I. Организационный момент. Создание образовательной среды.

(Учитель со звонком начинает урок. Представляется.)

- Хайре, пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!

Меня зовут Алексей Петрович, сегодня мы с вами проведем урок истории. А с вами мы познакомимся по ходу урока.

II. Проверка знаний по пройденному материалу. Погружение в атмосферу Древней Греции.

- Ребята, сейчас на экране вы увидите фрагменты об одной удивительной стране. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить увиденное. Кто больше всех запомнит картинки?

(На экране появляются картинки, связанные с Древней Грецией)

 

III. Изложение нового материала. Практическая работа учащихся.

(Стук в дверь. Входит педагог с ребенком.)

Учитель, мы немного опоздали. Простите нас. Этот лентяй любит поспать, вот и опоздали. (Педагог обращаясь к ребенку)

-Будь усерден, бойся наказания. Слушайся учителя. Если будешь шалить на уроке, тебя справедливо накажет и побьет палкой учитель. Помни, что священный храм знаний не для игр и криков. Хорошо учись и стань достойным гражданином, продолжателем дела родителя.

Ребята, как вы думаете, кто к нам пришел на урок? Кого вы узнали в наших гостях?

Ответ: Древнегреческий педагог с учеником.

Правильно, молодцы. А кто мне может назвать тему сегодняшнего урока?

Ответ: В древнегреческой школе

Ребята, откройте , пожалуйста тетради и запишите тему урока «В древнегреческой школе».

– Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и посетить древнегреческую школу. Кстати, школа в переводе с греческого означает “досуг”. Я – ваш экскурсовод. Добро пожаловать в Элладу (звучит музыка сиртаки).

Хотелось бы мне узнать, сколько вам лет?

Значит, вас пора передать в руки раба-педагога, для того чтобы он отвел вас в школу. Дело в том, ребята, что до семи лет о детях заботилась мать. В богатых семьях у детей много было игрушек: погремушки, куклы, свистульки, волчки. Дети играли с черепахами, голубями, щенками. Девочек учили читать и писать дома. Они под наблюдением матери занимались музыкой, рукоделием, ткачеством, обучались домоводству. Девочки оставались дома, пока их не выдавали замуж. Происходило это примерно в 15-16 лет.

А что же мальчики? Мальчиков отдавали в школу. К ним часто приставляли раба-педагога, одного из них мы с вами уже увидели.

(На слайде изображение педагога)

– Каким был педагог в Древней Греции?

Обычно это был раб, который не на что другое не был годен, состарившийся или искалеченный. Он сопровождал своего молодого хозяина в школу, следил, чтобы по дороге он ни с кем не разговаривал. Дома педагог учил мальчика хорошим манерам. Например, нельзя было первым заговаривать со старшими, громко смеяться и т.д. Педагог был суров – розга основной метод его воспитания.

– А теперь мы встанем и отправимся в школу.

(Далее идет физминутка. Ребята встают, шагают на месте, как будто идут в школу)

– Ну, вот мы и пришли. В греческих городах было много школ для мальчиков. Сейчас мы с вами побываем на занятиях в греческой школе.

(На слайде изображение занятия в греческой школе)

– Как вы думаете, чему раньше учили в школе? Ответ: музыка, математика, грамота.

Раз мы сейчас в древнегреческой школе, то по расписанию первым уроком у нас - урок грамматики.

1 урок – грамматика.

(На экран выводится греческий алфавит. Ребятам раздаются печенья-буквы и каждый ученик показывает и называет свою букву.)

БУКВА

НАЗВАНИЕ

ПРОИЗНОШЕНИЕ

БУКВА

НАЗВАНИЕ

ПРОИЗНОШЕНИЕ

A, α

альфа

а

N, ν

ни

н

B, β

вита

в

Ξ, ξ

кси

кс

Г, γ

гамма

г

O, o

омикрон

о

Δ, δ

дельта

д

П, π

пи

п

E, ε

эпсилон

э

Р, ρ

ро

р

Z, ζ

зита

з

Σ, σ

сигма

с

H, η

ита

и

Т, τ

таф

т

Θ, θ

фита

англ. th

Y, υ

ипсилон

и/й/в/ф

I, ι

йота

и/й

Ф, φ

фи

ф

K, κ

капа

к

X, χ

хи

х

Λ, λ

ламбда

л

Ψ, ψ

пси

пс

M, μ

ми

м

Ω, ω

омега

о

- Ребята, мы с вами узнали греческие буквы. А вы знаете, откуда они пришли в Грецию? Из какой страны?

Ответ: Из Финикии. Но в финикийском алфавите не было гласных букв. Читать и писать было очень трудно.

Например, Δ M Можно было прочитать как ДОМ или как ДИМА

А греки добавили гласные буквы. Стало намного удобнее читать и писать.

Δ O M - ДОМ

- Давайте и мы попробуем написать греческими буквами свои имена в тетради.

АЛЕКСЕЙ

A Λ E Ξ I

(На слайде появляется картина, изображение табулы и стиля)

- Ребята, а вы знаете, на чем писали древние греки? Вот раб-педагог принес нам какие-то странные предметы. Греки называли их табулами. Это доски, покрытые воском. На них с помощью специальной палочки острым концом выдавливали буквы. Она изготавливалась из кости или из металла и называлась стиль. Другой конец палочки – плоский, чтобы можно было затирать неправильно выведенные буквы.

Каждой группе я сейчас раздам табулы и стили. Попробуйте написать слово, которое видите на экране.

I Σ Т O Р I A

Лишь старшие ученики писали на папирусе. Это был дорогой материал, который привозили в Грецию из далекой страны. А как называется эта страна? (Показывается папирус с египетскими иероглифами)

2 урок – математика.

(На экране изображение греческих цифр)

α'

β'

γ'

δ'

ε'

σ'

ζ'

η'

θ'

ι'

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мы выучили греческие буквы. Тем, кто прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет усвоить новую премудрость, потому что наши буквы умеют чудесным образом стать цифрами и числами. Нужно только поставить специальный знак над буквами - тило '

Давайте решим задачу, используя греческие числа.

Дионис шалил на уроке и получил за это 4 удара палкой, а Деметриос опоздал на занятия и был наказан 2 ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?

4+2=6

δ'+ β'= σ'

3 урок – чтение.

- В греческой школе очень много читали и повторяли за учителем. Учитель рассказывал ребятам о героях, о великих чемпионах олимпийских игр, о знаменитых гражданах. Очень любили произведения Гомера. Образованные греки гордились тем, что наизусть знают «Илиаду» и «Одиссею».

Детям особенно нравились мифы и легенды. Ребята, откройте учебник на стр. 168 и прочитаем вслух «Миф о рождении богини Афины».

- Кто такой Зевс? Гефест?

- Как объясняли рождение богини Афины греки?

4 урок – практические занятия.

(Класс делится на 4 группы. Одна группа расписывает амфоры, другая учится завязывать амфоры)

- В греческой школе учили правильно вести хозяйство. Давайте и мы попробуем заняться практической работой.

Греки были очень умелыми гончарами и живописцами. Умели изготавливать прекрасные сосуды, которые богато украшали рисунками. Сюжеты были разными. В них можно было увидеть всесильных богов, мужественных героев мифов, быт рядовых греков и т.д.

Амфоры имели удобные ручки для переноски. Однако случалось, что ручки ломались. Переносить сосуды становилось неудобно. Тогда греки придумали специальный узел, который так и назвали «Амфорный узел».

5 урок – музыка

(На экране картины, показывающие занятия музыкой)

Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком. Дети в школе овладевали игрой на флейте, лире. Учились петь хором.

(Показывается сюжет из мультфильма «Оля, Коля и Архимед». После просмотра всем классом исполняется песня мальчика-грека)

(Рассказ учителя)

(На экране изображение палестры, занятия различными видами спорта)

С двенадцати до 16 лет мальчики посещали еще одну школу, где занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра.

В палестрах стояли статуи атлетов и чемпионов олимпийских игр. Все мальчики хотели быть похожими на них. И они усиленно тренировались. Каждый мечтал стать сильным, прекрасным и готовым к подвигу гражданином.

Афиняне, желающие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания до старости посещали один из трех гимнасиев. Здесь для них были площадки для занятия спортом, бассейны для плавания, помещения для отдыха и бесед.

В гимнасиях часто выступали известные ученые. Они рассказывали о строении вселенной. Здесь же велись споры. В гимнасии обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлении в народном собрании и в суде.

IV. Закрепление.

– Сегодня мы побывали в школах и гимнасиях Древней Греции. Давайте подведем итог нашему путешествию.

- У древних греков был обычай оставлять у стен школы различные просьбы и пожелания. Учащиеся с удовольствием выполняли эти просьбы, желая быть полезными городу. Вот и нам оставили эти пергаментные свитки. Давайте прочитаем их и попробуем выполнить просьбы сограждан.

1. Просьба ремесленника.

Хозяин приказал мне смастерить музыкальные инструменты для своего сына, который пойдет учиться в школу. Какие музыкальные инструменты я должен изготовить?

2. Просьба гражданина города Афины.

Я слышал, что в Греции существует школы, палестры и гимнасии. Куда я должен отвести своего 7-летнего сына?

3. Просьба матери семилетнего мальчика.

Моему сыну недавно исполнилось 7 лет. Он очень хочет посещать школу, но немного слаб здоровьем. Сможет ли он посещать школу? Какие предметы он будет изучать в школе?

4. Просьба иноземного купца.

Я приехал покупать амфоры. Как мне различить краснофигурный сосуд от чернофигурного?

(На пергаменте написаны задания, которые помещаются в амфору. Из каждой группы подходят к амфоре и берут по свитку. На выполнения задания дается 30 сек. или 1 минута. (Звучит греческая музыка)

V. Рефлексия.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ребята, вы видите, что у нас висит лавровый венок победителя. Он у нас не зря висит и достанется самому активному ученику.

Кто на ваш взгляд был самым активным учеником? (Называют лучшего ученика)

- В древнегреческой школе был обычай таких учеников ставить в пример другим и хвалить.

Давайте и мы последуем примеру древних греков (любознательный, активный, старательный, прилежный, усердный, настойчивый…)

Надеюсь, вы поняли, что, не смотря на различные способы обучения, цель образования и в Древней Греции, и в наших школах одна – получение знаний.

VI. Домашнее задание.

Составить рассказ об обучении в афинских школах и гимнасиях.

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также