Древний рим литература. Литература Древнего Рима (стр. 2 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Литература Древнего Рима (стр. 4 из 4). Древний рим литература


Литература Древнего Рима - часть 2

3.2. Теренций

К кругу Сципиона Эмилиана принадлежал другой автор комедий, Публий Теренций Африканец (около 190—159 гг.). Он был родом из Карфагена и ещё в раннем возрасте попал в Рим в качестве раба. Его господин дал ему образование и отпустил на волю.

Теренций вращался в кругах высшего римского общества, и его комедии рассчитаны на образованных зрителей. Теренций тоже подражал греческим авторам, а больше всего – Менандру, знаменитому автору новоаттической комедии. Все произведения Теренция отличались изяществом языка. В этом отношении они считались образцами и неоднократно комментировались грамматиками.

3.3. Сатиры Луцилия

Другой представитель сципионова кружка, Луцилий (180—102 гг.) известен своими сатирами, в которых отразилась общественная жизнь эпохи. Луцилий нападал на пороки современного ему общества: он осуждал клятвопреступление, жадность и роскошь, но наряду с этим он касался литературных и других тем. Слово satura первоначально обозначало блюдо, состоящее из разных плодов, и до Луцилия имело различные значения. Луцилий применил его к своим произведениям, чтобы указать на смешанную литературную форму, но с его времени это понятие относится обычно к дидактическим произведениям, ставящим своей целью осуждение пороков и исправление нравов современного поэту общества. От сатир Луцилия сохранились лишь отрывки.

Со времени Луцилия сатира стала чисто римским литературным жанром, получившим своё развитие в последующую эпоху. В период с конца III в. до середины II в. до н. э. Римская литература, вначале подражательная, постепенно приобретает оригинальные черты и развивается самостоятельно. Литература знакомила римское общество с новыми идеями, она способствовала созданию того латинского языка, который изучался потом в течение многих столетий.

II . Римская литература позднереспубликанского периода

1. Римская проза

1.1. Гай Юлий Цезарь

Видное место в римской литературе конца Республики занимает Гай Юлий Цезарь. За ним утвердилась слава второго, после Цицерона, римского оратора. Замечательными и по форме и по содержанию являются его военные мемуары, известные под названием «Записок о Галльской войне» и «Записок о гражданской войне». Ему принадлежали и другие, не дошедшие до нас сочинения. Как оратор Цезарь примыкал к аттицистам. Речей его не сохранилось, но Цицерон называл их изящными и говорил об умении Цезаря держаться на трибуне; произносились они, говорится в другом источнике, с таким же пылом, с каким Цезарь вел войны.

Мемуары Цезаря преследовали политические цели. «Записки о Галльской войне» оправдывали его войны в Галлии и указывали на значение новых завоеваний. «Записки о гражданской войне» возлагали всю ответственность за войну на противников Цезаря и показывали их военную неспособность.

Рассказ Цезаря поражает своею последовательностью и ясностью. Суждения его о своих действиях отличаются сдержанностью, нигде не даёт он комментариев тем своим поступкам и мероприятиям, о которых повествует. Живому и непринуждённому рассказу соответствует простой и отточенный язык. Цицерон находил «Записки» Цезаря прелестными; по его словам, они лишены искусственных приёмов, как бы обнажены.

Тот жанр, к какому принадлежат «Записки» Цезаря, нашёл своих подражателей: близкий к Цезарю офицер его Гирций (консул 43 г., погибший при Мутине) продолжил труд Цезаря и написал восьмую книгу «Записок о Галльской войне». Гирцием и другими участниками войн Цезаря описаны были и другие походы Цезаря.

1.2. Гай Саллюстий Крисп

Близко к мемуарной литературе стояли и исторические произведения, посвящённые отдельным событиям римской истории. Из историков того времени особенно прославился Гай Саллюстий Крисп, сторонник Цезаря. Его сочинения «О заговоре Катилины», «Югуртинская война» и даже «Письма к Цезарю» являются не только важными историческими источниками, но и крупными литературными произведениями.

1.3. Марк Теренций Варрон

Одним из самых плодовитых писателей того времени был Марк Теренций Варрон (116—27 гг.). Он изумлял своих читателей разнообразием сюжетов, какие затрагивались в его произведениях, и количеством всего написанного.

Произведения Варрона охватывали, чуть ли не все отрасли знаний. Но Варрон не только прозаик, ему принадлежит и ряд поэтических произведений. Известностью пользовались его сатиры. На основании дошедших до нас отрывков мы можем сказать, что они преследовали определённые политические и дидактические цели. Бесплодным философским рассуждениям, например, противопоставляется римская житейская мудрость. Касался Варрон и животрепещущих политических вопросов. После установления первого триумвирата он издал сатиру под названием «Трёхглавое чудовище».

2. Римская поэзия I в. до н. э.

Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы, но и выдающимися успехами в области поэтического творчества. Версификации учили в школах, и умение сочинять, стихи было признаком хорошего тона.

В римской поэзии того времени боролись два течения: одно из них стремилось найти пошло поэтические формы, использовать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, особенно александрийскими, поэтами; другое отстаивало традиционную форму стихосложения, какая шла от Энния. Приверженцем этой формы считал себя Цицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитой философской поэмы «О природе вещей».

2.1. Тит Лукреций Кар

О жизни Лукреция нам мало известно. Свою поэму он посвящает претору Меммию, обращаясь к нему, как к равному. Возможно потому, что он принадлежал к высшему кругу, хотя некоторые склонны считать его человеком демократического происхождения. Христианский писатель IV—V вв. н. э. Иероним говорит, что от употребления любовного напитка Лукреций потерял рассудок, что писал он свою поэму лишь в те моменты, когда приходил в сознание, и жизнь кончил самоубийством. Однако в поэме нет никаких следов болезненности сознания; версия эта относится, видимо, к последующему периоду и сочинена противниками философии Лукреция.

Поэма «О природе вещей» — философское произведение. Автор использовал ритмическую речь и многообразные формы поэтического изложения, чтобы сделать предмет своего сочинения доступным читателю. Излагая своё учение «в звучных и сладких стихах», он поступает, по его словам, как врач, «который обмазывает мёдом края чаши, когда даёт детям горький целебный напиток».

Лукреций — убеждённый сторонник и страстный проповедник учения Эпикура, которое, по его мнению, должно избавить людей от суеверия и дать им счастье.

Поэма начинается с гимна всеблагой Венере, олицетворению единой и вечно живой природы. В первой книге формулируется закон вечности материи как основа учения обо всём сущем: из ничего ничего не происходит, а всё рождается и произрастает от мельчайших первичных тел, из которых состоят все тела. Развитию этой мысли посвящена и значительная часть следующей книги.

В книге третьей трактуется вопрос о жизни и смерти. Лукреций отрицает бессмертие души. Дух и душа человека родятся и умирают вместе с телом. Поэтому смерть - неизбежный конец существования. В книге четвёртой устанавливается, что наши чувства являются основным источником познания вещей. В книге пятой развёрнута величественная картина мироздания. Мир возник вследствие разнообразных сцеплений отдельных тел. Мир не коснеет в своём положении, всё преходяще, природа вечно изменяется. Лукреций излагает историю образования земли и появления на ней живых существ. Он даёт набросок развития первобытного общества. Первые люди походили больше на животных, у них не было законов и правил общежития, среди них царило насилие. Но постепенно люди подчиняли себе силы природы, они научились делать огонь, стали пользоваться шкурами зверей, появилась семья, в результате договора возникло и общество. В книге шестой объясняются различные явления природы: грозы, землетрясения, колебания температуры, эпидемические болезни.

Поэма раскрывает целостное, в основе своей материалистическое и механистическое мировоззрение. Автор её — не только рационалист-мыслитель, но и поэт, он не только изучает природу, но и преклоняется перед ней.

Некоторые описания (грозы, облачности) говорят о силе поэтического восприятия автором явлений природы. Одна из основных задач Лукреция — освободить людей от страха смерти и от суеверий. Естественная картина мира не оставляет места для божественного вмешательства. В согласии с Эпикуром Лукреций говорит о том, что боги ведут безмятежную жизнь и не касаются людских дел. Бессилие человека перед природой, его беспомощность в объяснении её явлений были причинами религиозных заблуждений, которые могут быть источником всяких зол.

Идеал Лукреция — мудрец, познавший законы жизни и природы, освободившийся от суеверия, удалившийся от треволнений и наслаждающийся своим душевным покоем. Эпикурейская этика в основе своей аполитична. Она оправдывает индивидуализм, отстранение человека от общественной жизни.

Жизни, полной суетливых забот, удалённой от природы и отягощённой борьбой, он предпочитает жизнь первобытного общества. Однако Лукрецию чужд пессимизм. Преклонение перед природой, вера в её неиссякаемые силы соединяются у него с апологией человеческого разума, проникающего в самые глубокие тайны мироздания и являющегося источником истинной мудрости. В этом сила оптимизма Лукреция.

Поэма «О природе вещей»—величайшее произведение мировой литературы, оно продолжает поражать глубиной мысли, и не раз являлось источником творческого вдохновения. Учение, в существе своём находящееся в противоречии со многими явлениями римского общественного уклада, наполненного обрядностью и суеверием, Лукреций облекал в традиционную латинскую поэтическую форму. Он следовал не александрийским образцам, а римскому поэту Эннию, к которому он относился с большим уважением.

mirznanii.com

Литература Древнего Рима - часть 4

В истории римской литературы творчество Вергилия является одним из важнейших этапов. Вергилий был знаком с александрийской школой; александризм оказал влияние на его творчество, но, тем не менее, Вергилий создал чисто римские поэтические произведения.

3. Творчество Горация

К кружку мецената принадлежал и другой выдающийся поэт времени Августа Крит Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.). Одними из ранних произведений Горация были сатиры. Гораций следует примеру Луцилия, но больше, чем тот обращает внимания на изящество формы. Гораций порицает пороки и недостатки окружающих его людей: скупость, чванство, чрезмерную роскошь, погоню за наследством. Он осуждает бездарных поэтов, разбогатевших выскочек. В стихах его нет горечи и негодования. Сатиры писались в тяжелые времена господства вторых триумвиров; этим объясняется, может быть, то, что автор не называет ни имен, ни общественных групп.

Свои политические настроения Гораций выразил в «эподах», которые, также как и сатиры, написаны в ранний период его творчества.

Лучшими произведениями Горация, бесспорно, являются его оды. И в них нашла отражение политическая жизнь того времени. Однако главное в одах Горация – не политические темы. Подобно Катуллу Гораций - лирический поэт. Он проповедует умеренность, но вместе с тем разумное пользование наслаждением. Carpediem – «Пользуйся днем» – вот его лозунг.

В знаменитом своем произведении, известном под названием «Памятник», вызвавшем впоследствии немало подражаний, Гораций говорит, что его имя будет почитаться до тех пор, пока существует Рим, так как он «перелил эолийский напев в италийскую песнь».

IV . Римская литература I - II вв. н.э.

1. Общий характер литературы

Эпоха Августа отмечена леятельностью римских поэтов; недаром время это называется золотым веком римской литературы. Но уже в последние годы правления Августа можно заметить некоторый упадок литературы; но несмотря на это, поэзия «вошла в моду». Увлечение поэзией характерно как для времен Нерона, так и для последующих периодов. Плиний Младший говорит об «урожае поэтов», которые жаждут слушателей и ценителей. О том же свидетельствуют произведения римских сатириков Марциала и Ювенала.

На основании того, что дошло до нас из произведений поэтов того времени, можно установить некоторые черты, характерные для художественной литературы I-II веков. Поэзия получила распространение в Риме. Обычай реоцитации, публичного чтения своих произведений, введенный при Августе Азинием Поллионом, стал общепринятым. Появились поэты-профессионалы, жившие не столько изданием своих произведений, сколько милостью своих покровителей.

В этот период получили распространение всякого рода афоризмы и короткие, рассчитанные на эффект стоихотворения. В поэзии этой эпохи мало оригинальности. Подражание латинским образцам является одной из характерных черт. Канонизировался Вергилий. Ему подражают многие поэты, даже Колумелла, написавший вполне прозаическое произведение о сельском хозяйстве, книгу об уходе за фруктовыми деревьями, изложил его в стихах, как бы восполняя тем самым существенный пропуск в «георгиках». Италия и Рим во времена Юлиев-Клавдиев и Флавиев сохраняли свой приоритет в культурной жизни. Но если во времена Августа почти все поэты были италийскими уроженцами, в последующие периоды большое значение приобрели провинциалы. Лукан, Коломелла, Сенека, Марциал, Квинтилиан были выходцами из испанских городов, а Апулей – африканец.

Из писателей этого времени наибольшую известность приобрели два поэта – Марциал и Ювенал.

2. Марциал

Марк Валерий Марциал (около 40 – 104 г.г.), уроженец Испании, получил на родине риторическое образование и прибыл в Рим еще во времена Нерона. В своих произведениях он не раз возвращается к описанию жизни бедняка – поэта, питающегося подачками богачей, зависящего от своих патронов, среди которых оказываются люди высокомерные, скупые и бессердечные. Не щадит Марциал и клиентов, ждущих милости от своих покровителей.

3. Ювенал

О жизни Децима Юния Ювенала известно мало. Родился он в италийском городе Аквине во второй половине I века нашей эры, получил риторическое образование; писательская деятельность его протекала во времена Трояна и Адриана. Ювенал заслужил славу одного из непримиримых и суравых сатириков.

Осуждение современных ему нравов граничит у Ювенала с полным пессимизмом. Сохранившиеся 16 сатир касались различных сторон римской жизни. Он затрагивал ту же тему, что и Марциал, когда писал о том, как трудно честному и талантливому человеку найти патронов, которые воздали бы ему по заслугам, а также об унизительном положении клиентов. Одна из сатир посвящена порокам римских женщин. Ювенал осмеивает пороки знатных людей, их тщеславие, хвастовство отдаленными предками.

V. Литература поздней Римской империи

Этот период в истории римской литературы не прошел незаметно. Были созданы произведения выдающиеся, не уступавшие памятникам классической эпохи. Для IV века характерным было то, что высшее общество оставалось еще верно языческим традициям. В литературе этого времени сохранялись еще языческие мотивы и раздавались голоса, выражавшие резкий протест против христианства. Мифологические сюжеты продолжали быть излюбленными для поэтов, но произведения эти удовлетворяли лишь ограниченный круг людей. Среди последних античных поэтов выделяются Деций Магн Авзоний (310 – 393 г.г), Клавдий Клавдиан (конец IV – начало V веков) и Клавдий Рутилий Намациан.

VI . Литературное наследие Римской цивилизации

Западная Римская империя пала, и некоторым исследователям представляется, что вместе с нею погибло почти все, созданное Римом, а дальнейшее развитие началось чуть ли не на пустом месте. Но если даже в ранний период истории западных “варварских королевств” было забыто значительное число достижений материальной и духовной культуры античности, многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры. Благодаря трудам “отцов церкви” грамотные люди знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей, мифами.

Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения, исторические хроники, романы об Александре Македонском, стали известны и здесь. На Западе же латынь оставаласьязыком церкви и науки еще много столетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных авторов, благодаря чему они дошли до нас.

Если восточноевропейские и славянские страны знакомились с античным наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось от Рима. Только когда с наступлением турок на Византию многие византийские ученые стали переселяться в Италию, здесь они познакомились с античным наследием в его полном объеме, что стимулировало расцвет культуры Возрождения. Теперь труды римских авторов извлекались из монастырских хранилищ, переписывались, изучались, комментировались.

С течением времени влияние античного наследия все более крепло. Европейская литература постоянно обращалась к античности, и все более прочной становилась связь между ними. Обрабатывались античные сюжеты: “Антоний и Клеопатра”, “Юлий Цезарь” у Шекспира, “Федра”, “Британик” у Расина, “Медея”, “Гораций”, “Помпей” у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы: “Комедия ошибок” Шекспира повторяла “Менехмов” Плавта, а “Скупой” Мольера – плавтовский “Ларчик”. Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони навеяны образами ловких, умных рабов Плавта, помогающих господам устроить их любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые.

Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные римские реминисценции у классиков русской литературы. В России еще в 18 веке переводили античных авторов и уже Державин написал свой “Памятник” в подражание “Памятнику” Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С. Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Мережковский (“Юлиан Отступник”), Брюсов (“Алтарь победы”), Андреев (пьесы “Похищение сабинянок” и “Конь в сенате”).

XII . Список литературы

1. Машкин Н.А. «История Древнего мира», Л., 1948

2. Троянский И.М. «История античной литературы», 3-е издание, Л., 1957

3. Под редакцией Блаватского В.Д. «Античная цивилизация», М., 1973

mirznanii.com

Доклад - Литература Древнего Рима

Литература Древнего РимаЛитература Древнего Рима

Первые шаги римскойхудожественной литературы связаны с распространением в Риме греческойобразованности. Ранние римские писатели подражали классическим образцамгреческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторыеримские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшейв отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны,несомненно, с культом.

Так возникрелигиозный гимн, священная песнь, образцом которой является дошедшая до наспеснь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятникиталийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим вустной поэзии других народов.

В патрицианскихродах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним извидов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителейзнатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия,посвящённая Л. Корнелию Сципиону Бородатому, которая также даёт образец сатурническогоразмера. Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронныепесни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания,также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римскойхудожественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётсястихотворный размер, сатурнический стих, который былиспользован первыми поэтами.

Зачатки римскойнародной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие еесвязано с влиянием соседних народов. Основным видом драматических представлений были ателланы.

Оки появились вЭтрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта формаосками, и самое название «ателлан» происходит от кампанского города Ателлы.Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни ижизни маленьких городов.

В ателланах вглавных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора,хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначальноателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н. э., этаимпровизационная форма была использована римскими драматургами как особыйкомедийный жанр.

К древним временамотносится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы,договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовалиразвитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.

Цицерону, например,была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводупредложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже враннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.

Римская литературавозникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был ЛивийАндроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею».

По своемупроисхождению Ливий был грек из Тарента. В <st1:metricconverter ProductID=«272 г» w:st=«on»>272 г</st1:metricconverter>. его привезли в Рим вкачестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детейсвоего патрона и других аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполненсатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречалисьдаже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическоепроизведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих летучились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.

Ливий Андроникнаписал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы илипеределки греческих произведений.

При жизни Ливияначалась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274 – 204 гг.), кампанскогоуроженца, которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложениемпредшествующей римской истории.

Кроме того, Невийнаписал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужилиримские сказания.

Так как в трагедияхНевия выступали римляне, одетые в торжественный костюм  —  тогус пурпурной каймой. Невий писал и комедии, в которых не скрывал своихдемократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильномтогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы вРиме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттудалишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалитьсяиз Рима.

www.ronl.ru

Русская литература - Литература Древнего Рима

С середины III в. до н.э. заметен упадок греческой литературы. Примерно в это же время получает развитие литература римская. Она по-своему отразила все периоды римской истории, своеобразие римского общества, которое прошло во многом те же этапы, что и греческое, однако уже на более высоком уровне. Для Древнего Рима характерны дальгейшее развитие рабовладельческого строя, накопление богатства и расслоение общества, что вело к обострению противоречий между знатью (патрициями) и бедняками (плебеями). Распад полисов и переход от республиканской формы правления к империи. Исподволь назревшие противоречия, неумолимый кризис рабовладельческой системы, нравственный и моральный упадок, восстания рабов и нашествия варваров – всё это в конце концов привело к крушению Римской империи.

История Рима – это прежде всего история захватнических войн, которые из римлянина делали прежде всего солдата. Кроме того, интенсивное развитие торгово-денежных отношений наложило отпечаток на формирование деловитости и практицизма, что, в свою очередь, сказалось на римской культуре и литературе.

Римская мифология значительно беднее греческой. Римские боги не столь многочисленны и разнообразны. Нередко среди римских богов находят параллели с греческими (Зевс и Гера – Юпитер и Юнона, Арес – Марс, Афродита – Венера и т.д.) Долгое время бытовало мнение, что римская литература лишена оригинальности и является бледной копией литературы греческой. Это не совсем справедливо, поскольку римская литература самобытна и отмечена своими специфическими особенностями.

Во-первых, римская литература писалась на латинском языке и тяготеет к жанрам, связанным с практической жизнью. Так, эпос считался самым высоким жанром, а потому служил для прославления государства и  императора. Театр утратил свою воспитательную функцию и имел главной целью развлечение. Широкое развитие получило красноречие как жанр, наиболее достойный римского аристократа, участника прений в сенате. Популярностью пользовались и исторические сочинения, призванные показать героические деяния и победы Рима.

Во-вторых, Рим был тесно связан с греческой историей и культурой. Греческие сюжеты , формы, художественные приёмы широко использовались римской литературой, но творчески перерабатывались.

В третьих, римская литература отразила более поздний по сравнению с греческой исторический этап, когда происходил распад гражданского общества, а личность всё явственнее противостояла государству. Отсюда особое внимание к внутреннему миру личности, к её переживаниям. Этим объясняется особая популярность римской литературы в эпоху Возрождения.

Литература Древнего Рима делится на 2 основных этапа. Первый – литература эпохи республики. Она представлена драматургией Плавта и Теренция, поэзией Катулла, красноречием Цицерона. Второй этап – это эпоха империи, где выделяется конец республики и начало империи, «золотой век римской литературы» Здесь представлено целое созвездие имён, вреди которых Вергилий, Гораций и Овидий. Другой важный этап – «серебряный век», когда творили драматург Сенека, сатирик Ювенал, мастер малой формы Марциал. Среди поздних римских писателей наиболее заметная фигура – Апулей, автор знаменитого романа «Золотой осёл».

ruslit.info


Смотрите также