Древняя греция аполлон. Аполлон. Миф про Апполона, Дафну, Аполлон и музы. Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Аполлон: амбивалентность культа и образа. Древняя греция аполлон


Аполлон, древнегреческий бог - Русская историческая библиотека

Аполлон в пантеоне древнегреческих богов

Бог сияющего света Аполлон, которого в мифах Древней Греции родила Зевсу после долгих скитаний Лето (Латона) – «Сокровенная» (темная ночь) – был чтим еще первобытными людьми, «рожденными землею»; они чтили его в лавровых рощах Темпейской долины. Аполлон – озаряющая и животворящая сила неба. Зиму бог Аполлон проводит у гипербореев, за Рипейскими горами, в стране солнца; а когда возвращается вместе с лебедями (светлыми облаками) весною, вливает жизнь в природу, радость и желание петь в грудь человека. Своими меткими стрелами – лучами солнца – он поражает змея Пифона и другие чудовища мрака, а в летний зной убивает прекрасного юношу Иакинфа (Гиацинта), олицетворяющего цветы. При развитии древнегреческой культуры Аполлон, бог природы, сделался в мифах Древней Греции представителем множества явлений человеческой жизни. Пастушеское население Фессалии и Аркадии чтило его как бога пения и пастушества, рассказывало любовные истории о нем и о нимфах. У охотников Аполлон был искусный стрелок, брат Артемиды, богини охоты, охотившийся с сестрою по лесам и горам. У земледельцев Древней Греции он был бог нив, дающий созревание хлебам; у моряков – бог моря, плавающий на дельфине по волнам; у горожан – бог охранитель улиц. Юноши чтили в могучем, вечно юном красавце Аполлоне свой идеал мужественной красоты, и он был покровителем их гимназий и палестр, состязаний в кулачном бое, беге, борьбе. Бог знойного солнца, Аполлон, согласно мифам Древней Греции, производит моровые поветрия; но он и бог целитель, избавитель от всяких зол. (Alexikakos). Древнегреческие воины чтили его, как искусного стрелка, неодолимого воителя, грозного и величественного, низлагающего всех врагов. Аполлон и его сестра убили своими стрелами сыновей и дочерей Ниобы. Благороднейшее услаждение человека, поэзия, музыка и пение – дар Аполлона. На древнегреческих праздниках Аполлона получили свое развитие лирическая поэзия и музыка. Первый пеан (гимн победы) был воспет самим богом Аполлоном, после победы над чудовищем мрака, Пифоном. Облеченный в длинную, широкую праздничную одежду, он «кифаред» (певец, аккомпанирующий свое пение игрою на кифаре), бог музыкантов и певцов и их состязаний. С кифарою или форминксом в руках, он взял во владение свое Дельфы, священное место пророческого и поэтического вдохновения. Пророческое вдохновение, подобно поэтическому, исходило от Аполлона, просвещающего бога древнегреческих мифов: оно овладевало его избранником или избранницею, внезапно, нисходило на человека «бременем божественным», и человек видел и возвещал будущее как настоящее, а совершающееся в отдаленной земле, как близкое. Почти все греческие оракулы (в первую очередь Дельфийский) были оракулами бога Аполлона. Пророки были его служителями.

Бог Аполлон

Бог Аполлон. Статуя работы Праксителя или Ефранора?

 

Аполлон и музы

Бог музыки, поэзии, пения Аполлон был в мифах Древней Греции правителем деятельности муз, прекрасных богинь, дочерей Зевса и Мнемосины, услаждавших пиршества богов на Олимпе своим пением и музыкальною игрою, но обыкновенно живших близ Дельф в рощах и гротах Парнаса и Геликона, у журчащих ручьев каскадов. Руководитель деятельности муз, Аполлон называется «вождем» их, музагетом. Число муз в разных мифах различно, от трех до девяти. Каждой из них принадлежал особый отдел искусства или знания. Клио была богиня истории, Каллиопа – эпической поэзии, Мельпомена – трагической поэзии; Эрато, Эвтерпа, Терпсихора, Полигимния были богини разных отраслей лирической поэзии, музыки и плясок, Урания была богиня астрономии, Талия – богиня комедии и веселого пения.

 

Идея чистоты и покаяния в культе Аполлона

Победитель во всех битвах, бог Аполлон любит лавр и пальму; потому все его храмы были окружены этими деревьями. Аполлон строго наказывает всякие беззакония, но кающихся в пролитии крови он избавляет от вины и от преследования Эриний: он установил обряды очищения от грехов; очищая виновных, он примиряет их с человеческим обществом. Древнегреческий бог чистого, всепроницающего света, Аполлон объемлет и нравственный мир своей исцеляющей силой. Эта сторона культа Аполлона была особенно развита в Дельфах. Древнегреческий миф говорит, что бог Аполлон, убив Пифона, совершил убийство, требовавшее очищения, и чтоб искупить убийство, он служил пастухом у фессалийского царя Адмета. В память об этом совершался в Дельфах каждые восемь лет символический обряд. Красивый мальчик,в плясках около жертвенника представлявший собою Аполлона, убегал, как осквернивший себя грехом, в Темпейскую лавровую рощу, где было древнее святилище, и оставался на несколько времени слугою в этот храме. По окончании срока службы, его с торжественною процессией приводили по священной дороге опять в Дельфы. Показав на самом деле пример того, что осквернившийся пролитием крови должен очищать себя покаянием, – бог Аполлон был мстителен за убийство, у него должно было просить прощения за этот грех. Аполлон сделал хорошее дело, убив чудовище, и однако же, нашел справедливым подвергнуть себя покаянию за это убийство; натурально, что ему и следовало требовать покаяния от виновных в убийстве.

Аполлон Бельведерский

Аполлон Бельведерский. Статую работы Леохара. Ок. 330-320 до Р. Х.

 

В древнегреческих мифах Аполлон – бог света, бог чистоты, очищал запятнавших себя пролитою кровью. Когда, с развитием нравственных понятий, древнегреческая религия стала требовать чистоты сердца, бог Аполлон сделался богом нравственной чистоты, охранителем нравственности. Как он победил Пифона, чудовище мрака, так человек должен преодолевать силы мрака в сердце своем, побеждать чувственные страсти; этим человек умиротворяет свою душу, исцеляет ее. Потому Аполлон стал богом исцеления не только тела, но и души. Все гуманные элементы древнегреческой цивилизации находили выражение себе в культе Аполлона, опираясь на понятия об этом боге, у которого находят покровительство себе слабые, нуждающееся в защите, находят прощение кающиеся грешники. Но Аполлон давал прощение им только под условием искреннего раскаяния. Виновный в пролитии крови был отлучаем от своего народа, от своего семейства, пока не очистится раскаянием и жертвами искупления. По древнегреческим традициям, он должен был приобрести прощение родных убитого, на которых лежала обязанность мщения за кровь; должен был примирить с собою подземных богов установленными жертвами и обрядами, очистить себя этим от осквернения, которому пролитием крови подверг и себя, и свой род, и всех граждан своего города. Ему полагалось провести восемь лет в изгнании; только через восемь лет мог он получить очищение и возвратиться с лавровою ветвью на родину.

 

Праздники в честь Аполлона

Аполлон был главным племенным богом дорийцев и богом-покровителем Спарты. Дорийцы совершали два великие праздника в честь ему, Карнеи и Иакинфии (Иакинфии). Оба праздника были ежегодные. Карнейский совершался в честь Аполлона, как военного бога, каким изображала его, в шлеме, с копьем и луком, древняя колоссальная статуя его в лаконском местечке Амиклах. Карнейский праздник совершался в священном месяце карнее (августе). Народ ставил себе шатры; герольды возвещали о начале праздника; его принадлежностью была военные пляски, пение, музыка, гимнастические состязания и (с 665 года) пляски и игры нагих мальчиков (гимнопедии).

Аполлон Зауроктон

Аполлон Зауроктон (убивающий ящерицу). Римская копия со статуи Праксителя IV в. до Р. Х.

 

Иакинфский праздник, приходившийся в Древней Греции на месяц гекатомвей (июле) и длившийся девять дней, начинался печальными обрядами, в воспоминание о смерти прекрасного юноши Иакинфа (Гиацинта), олицетворения цветов. По древнегреческим мифам, он был любимец бога Аполлона, но по несчастной случайности диск, брошенный Аполлоном, убил его (то есть, диск солнца убил своим зноем цветы). Но Гиацинт был воскрешен и взят на Олимп; потому за печальными обрядами следовало веселье: юноши и девушки, увенчанные цветами, ходили торжественными процессиями, танцевали. Смерть и воскресение Иакинфа символизировали в мифах Древней Греции ежегодную смену погибели и возрождения растительности. В финикийском богослужении были обряды, имевшие тот же смысл.

 

www.rushist.com

Аполлон. Миф про Апполона, Дафну, Аполлон и музы. Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции

Аполлон. Миф про Апполона, Дафну, Аполлон и музы. Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции

Аполлон — один из древнейших богов Греции. В его культе ясно сохранились следы тотемизма. Так, например, в Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана. Первоначально Аполлон был богом, охраняющим стада. Постепенно он все больше становился богом света. Позднее его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а затем покровителем искусства, поэзии и музыки. Поэтому и в Москве на здании Большого академического театра стоит статуя Аполлона с лирой в руках, едущего на колеснице, запряженной четверкой коней. Кроме того, Аполлон стал богом, предсказывающим будущее. Во всем древнем мире славилось его святилище в Дельфах, где жрица-пифия давала предсказания. Предсказания эти, конечно, составляли жрецы, хорошо знавшие все, что делалось в Греции, и составляли так, что их можно было толковать и в ту, и в другую сторону. Известно было в древности предсказание, данное в Дельфах царю Лидии Крезу во время его войны с Персией. Ему сказали: «Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство», но какое царство, свое или персидское, этого не было сказано.

Рождение Аполлона

Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Кругом Делоса шумело море. Уныло подымались скалы Делоса, обнаженные без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями. (Миф про Апполона)

Борьба Аполлона с Пифономи основание Дельфийского оракула

Юный, светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с кифарой (Древнегреческий струнный музыкальный инструмент, подобный лире) в руках, с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, несся Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожденному мраком. Он стремился туда, где жил грозный Пифон, преследовавший его мать Латону; он хотел отомстить ему за все зло, которое тот ей причинил.Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся, седой от пены, горный поток, а над потоком клубились туманы. Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом. В ужасе бежали нимфы и все живое. Поднялся Пифон, могучий, яростный, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был поглотить златокудрого Аполлона. Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он бездыханный упал на землю. Громко зазвучала торжествующая победная песнь (пэан) златокудрого Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы, и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса.С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских моряков. Под видом дельфина бросился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звездой взлетел из морских волн на корму его. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы (Город на берегу Коринфского залива, служивший гаванью для Дельф) и через плодородную долину повел критских моряков, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Он сделал их первыми жрецами своего святилища. (Миф про Апполона)

Дафна

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы»

Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:— На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону: (Миф про Апполона)— Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.

Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну — ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую — убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.— Стой, прекрасная нимфа, — взывал Аполлон, — зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух,Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:— Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:— Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень Стой же вечно зеленым!А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.

Аполлон у Адмета

Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших убийство. Он удалился по решению Зевса в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету. Там пас он стада царя и этой службой искупал свой грех. Когда Аполлон играл средь пастбища на тростниковой флейте или на золотой кифаре, дикие звери выходили из лесной чащи, очарованные его игрой. Пантеры и свирепые львы мирно ходили среди стад. Олени и серны сбегались на звуки флейты. Мир и радость царили кругом. Благоденствие вселилось в дом Адмета; ни у кого не было таких плодов, его кони и стада были лучшими во всей Фессалии. Все это дал ему златокудрый бог. Аполлон помог Адмету получить руку дочери царя Иолка Пелия, Алкесты. Отец ее обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу льва и медведя. Тогда Аполлон наделил своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. Аполлон служил у Адмета восемь лет и, окончив срок своей искупающей грех службы, вернулся в Дельфы.Весну и лето живет Аполлон в Дельфах. Когда же наступает осень, вянут цветы и листья на деревьях желтеют, когда близка уже холодная зима, покрывающая снегом вершину Парнаса, тогда Аполлон на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в не знающую зимы страну гипербореев, в страну вечной весны. Там живет он всю зиму. Когда же вновь зазеленеет все в Дельфах, когда под живящим дыханием весны распустятся цветы и пестрым ковром покроют долину Крисы, возвращается на лебедях своих златокудрый Аполлон в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса. Тогда в Дельфах празднуют возвращение бога-прорицателя Аполлона из страны гипербореев. Всю весну и лето живет он в Дельфах, посещает он и родину свою Делос, где у него тоже есть великолепное святилище.

Аполлон и Музы

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины (Богиня памяти), — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению. (Миф Аполлон и музы)Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона. (Миф Аполлон и музы)

Сыновья Алоэя

Грозен далекоразящий Аполлон в своем гневе, и не знают тогда пощады его золотые стрелы. Многих поразили они. От них погибли гордые своей силой, не желавшие никому подчиняться сыновья Алоэя, От и Эфиальт. Уже в раннем детстве славились они своим громадным ростом, своей силой и не знающей преград храбростью. Будучи еще юношами, стали грозить богам-олимпийцам От и Эфиальт:— О, дайте нам только возмужать, дайте только достигнуть полной меры нашей сверхъестественной силы. Мы нагромоздим тогда одну на другую горы Олимп, Пелион и Оссу (Величайшие горы в Греции на побережье Эгейского моря, в Фессалии) и взойдем по ним на небо. Мы похитим тогда у вас, олимпийцы, Геру и Артемиду.Так, подобно титанам, грозили олимпийцам непокорные сыновья Алоэя. Они исполнили бы свою угрозу. Ведь сковали же они цепями грозного бога войны Ареса, целых тридцать месяцев томился он в медной темнице. Долго бы еще томился ненасытный бранью Арес в плену, если бы не похитил его, лишенного сил, быстрый Гермес. Могучи были От и Эфиальт. Аполлон не снес их угроз. Натянул далекоразящий бог свой серебряный лук; словно искры-пламени, сверкнули в воздухе его золотые стрелы, и пали пронзенные стрелами От и Эфиальт.

Марсий

Жестоко наказал Аполлон и фригийского сатира Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред (То есть играющий на кифаре) Аполлон не снес такой дерзости. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:— Пусть же жестоко будет наказан тот, кто подымет эту флейту.Ничего не зная о том, что сказала Афина, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой! Разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость. А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

Асклепий (Эскулап)

Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами; он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий — бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.По всей Греции чтили Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, как бога, прорицающего волю отца его Зевса, карающего, насылающего болезни и исцеляющего их. Его почитали юноши-греки как своего покровителя. Аполлон — покровитель мореходства, он помогает основанию новых колоний и городов. Художники, поэты, певцы и музыканты стоят под особым покровительством предводителя хора муз, Аполлона-кифареда. Аполлон равен самому Зевсу-громовержцу по тому поклонению, которое воздавали ему греки.

Аполлон. Миф про Апполона, Дафну, Аполлон и музы. Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции

1. Содержание (Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции)

2. Боги (Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции)

3. Герои (Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции)

4. Древнегреческий эпос (Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции)

5. Троянский цикл мифов (Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции)

6. Фиванский цикл мифов (Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции)

7. Аргонавты (Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции)

8. Одиссея (Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции)

supermif.com

Аполлон - Мифы Древней Греции

Подробности Категория: Мифы Древней Греции

Аполлон (миф древней Греции)

Аполлон

 Вот опять мчится на Олимп лучезарный Аполлон. Но недолго задерживается он здесь. У него очень много забот на земле. Так много, что и представить себе невозможно, как он все успевает. Так же как и невозможно разгадать, кто же он, этот непредсказуемый бог. Одни называют его богом-губителем, стреловержцем – и это на самом деле так. Подобно сверкающей молнии носится он над землей, насылая на грешных людей страшные болезни. Никого не щадят крылатые стрелы, которые срываются с его серебряного лука. Другие верят в его целительную силу и взывают к нему, чтобы он вылечил их. Называют его богом-врачевателем. И это тоже правильно. Он исцеляет и лечит. Этот необыкновенный дар он даже передал потом своему сыну Асклепию.

Как только не называют Аполлона и кто только не обращается к нему с мольбой о помощи! Он может погубить, но может и помочь, и предсказать будущее.А еще его называют богом света и солнца. Как только наступает весна, берет Аполлон в руки золотую лиру и спускается на лесистые склоны Геликона. А здесь уже ждут его девять сестер, девять юных прекрасных муз: и легкая, вечно танцующая Терпсихора, и серьезная муза истории Клио, и прекрасноголосая Каллиопа, и муза поэзии Эвтерпа, и трагичная Мельпомена, и веселая, насмешливая Талия, муза комедии. Радостно встречают они своего светоносного любимца Аполлона и на высоком Парнасе, там, где струятся прозрачные воды Кастальского родника, водят вместе с ним веселые хороводы.Пастухи могут спокойно пасти свои стада, мореходы – отправляться в путешествия, и все путники, которых поздняя ночь застала в дальней дороге, могут не беспокоиться. Их всех охраняет Аполлон, покровитель стад и пастухов, путников и мореходов.Так кто же все-таки он, великодушный и жестокий, веселый и грозный Аполлон? Откуда он появился на Олимпе? И есть ли кто-то, кого он любит больше всего на свете?Многим богам пришлось выдержать великие испытания, прежде чем они оказались на Олимпе. Не миновал этой судьбы и лучезарный Аполлон.Могущественный Зевс полюбил прекрасную богиню Лето. Узнала об этой любви ревнивая Гера и страшно рассердилась. Еще больший гнев вызвало у нее известие о том, что прекрасная Лето ждет ребенка от Зевса и, может быть, даже не одного.– Ну что же, – решила оскорбленная Гера, – пусть сколько угодно детей рожает ненавистная Лето, если только сумеет.И она придумала для юной богини страшное наказание. Отныне Лето не могла долго оставаться на одном месте и не могла надолго ступить ногой на твердую землю. А для того, чтобы Лето не ослушалась ее повеления, жестокая Гера наслала на нее ужасного дракона Пифона.Несчастная богиня пыталась скрыться от злобного преследователя, но он везде настигал ее и гнал все дальше и дальше, на край света. Скоро уже должна была родить Лето, но у нее не было даже пристанища. Все боялись гнева всевидящей Геры, и никто не хотел принять богиню и дать ей приют.Наконец укрылась она на Делосе. Это был небольшой плавучий островок, который безо всякой опоры носился в безбрежном море. Но вот случилось неожиданное. Только богиня Лето ступила на его берег, как из бушующей морской пучины выросли два громадных столба и остановили этот пустынный остров. Осмотрелась Лето, и стало ей страшно. Уныло и мрачно было здесь. Только голые скалы вздымали над морем свои острые пики. Но разве был другой выбор у обездоленной странницы? Она с трудом добралась до ближайшего дерева, и здесь под высокой широколистной пальмой у нее родился сын необыкновенной красоты. Это и был Аполлон.Родился Аполлон, и сразу все вокруг ожило и засветилось. Расцвели прекрасные цветы, засверкало море, горы и долины покрылись изумрудной зеленью. А следом за Аполлоном появилась на свет его сестра, прекрасная Артемида. Там, на Делосе, и росли они, питаясь медом горных пчел и нектаром цветущих растений.Быстро рос Аполлон и скоро превратился в прекрасного могучего бога, равного которому не сыскать было на всем свете. Еще совсем маленьким Аполлон решил, что когда он вырастет, то обязательно отомстит ужасному дракону за все зло, что тот причинил его любимой матери. И вот это время настало. Взял однажды Аполлон свой серебряный лук, поднялся высоко в небо и полетел в Дельфы. Туда, где жил страшный Пифон и где он продолжал разбойничать, опустошая окрестности. Быстрее молнии мчался лучезарный Аполлон в сияющем небе, золотые стрелы звенели в его колчане от стремительного полета.Очень скоро достиг Аполлон мрачного ущелья. Темно и сыро было кругом. Высокие безжизненные скалы уходили далеко в небо, и их вершины терялись в грозовых тучах. Но вот все внезапно загудело, загрохотало, задвигалось. Из ущелья медленно выползал ужасный дракон. Бесчисленными кольцами извивалось между скал его толстое безобразное туловище, покрытое черной чешуей. Даже горы не выдерживали тяжести его громадного тела и сдвигались с места. Во весь свой огромный рост поднялся разъяренный Пифон и открыл ужасную пасть. Далеко вокруг разнеслось его грозное рычание. Он весь задрожал от злобы и уже готов был проглотить Аполлона.Но могучий Аполлон быстро натянул свой серебряный лук, и его не знающие промаха стрелы… одна, другая, третья… грозно сверкнули в воздухе и посыпались на злобное чудовище. Замертво свалился злобный дракон в свое логово, чтобы уже никогда больше не встать. Зарыл Аполлон его в землю и на этом месте основал в Дельфах святилище, где все страждущие могли слышать волю его отца – великого Зевса.

- КОНЕЦ -

www.planetaskazok.ru

Аполлон: амбивалентность культа и образа

В данной статье мы хотели бы показать, что Аполлон являлся не только богом света и красоты, не только покровительствовал искусствам и был «водителем» муз, также Аполлон имел и обратную сторону натуры — грозную, и в полной мере кровожадную. Эти его ипостаси уходили своими корнями глубоко в период архаики.

Ключевые слова: Древняя Греция, Аполлон, культ, Дельфийский оракул, Дидимский оракул, музы.

Рождение. Бог света, златокудрый Аполлон — Ἀπόλλων — родился семимесячным, на острове Астерия, вместе со своей сестрой-близнецом Артемидой. Позже этот остров был назван Делосом (от греч. «являю»). Будучи сыном Зевса и титаниды Лето (Латоны), Аполлон появился на свет на седьмой день месяца [2, 771], сразу же проявил себя как очень могущественное божество. Уже после рождения он смог попросить у матери не молока, а нектара и амброзии. Его кормилицей стала Фемида, богиня судьбы и справедливости. Как только Аполлон сделал первый шаг, все залилось светом солнца и все вокруг наполнилось жизнью.

Зарождение Дельфийского оракула.Как только Аполлон немного возмужал, то отправился в Темпейскую долину, где, как говорили слухи, злодействовал змей Пифон или Дельфиний. Легко с ним расправившись, и освободив Дельфы, Аполлон сказал жителям, чтобы те построили храм, где людям будут предсказывать будущее. Обрадовавшись, что им будет покровительствовать столь лучезарный и могущественный бог, они тут же начали строительство. Странен тот факт, что и раньше там был оракул Геи и Фемиды. Но, видимо, Аполлон, обещавший им яркие и светлые празднества, настолько прельстил жителей, что те с радостью согласились на все условия. К тому же и себе во славу и в удовольствие людям он учредил в честь себя Пифийские игры, названные так по имени убитого змея. А также, соблюдая все правила, Аполлон очистился от убийства Пифона в той же Темпейской долине. Так зародился Дельфийский оракул.

Что он из себя представлял? Начнем с того, что именно Дельфийский оракул являлся самым почитаемым из всех прорицалищ в древней Греции и не только. Мало того, что за советом к Пифии съезжались со всей Балканской Греции, к ней обращались также жители Малой Азии и островной Греции, к примеру, жители Сиракуз. Этот торговый центр издревле считался самым большим, успешным и влиятельным в античном мире.

Но вернемся к описанию самого оракула. Пифия — это девушка или женщина, что восседала на треножнике над расщелиной, откуда исходили пары, которые и позволяли прорицательнице делать не очень разборчивые, но точные предсказания. Много лет ученые пытались разгадать загадку Дельфийского оракула. Согласно традиции, в расщелине был саркофаг Пифона. Как он мог источать галлюциногенные пары не совсем понятно. Однако в XX веке, когда уровень техники позволил людям прорубать глубокие ходы под землю, выяснилось, что под развалинами храма в Дельфах действительно находится расщелина, по которой протекает нефтяной поток. Его ядовитые пары вполне могли давать галлюциногенные видения, которые и были теми самыми предсказаниями. Хоть сейчас этот поток и достаточно глубоко, но никто не гарантирует, что примерно 2,5 тыс. лет назад он не мог находиться гораздо выше.

Аполлон не просто так стал олицетворять собой видение будущего. Он сам был прорицателем. Его храмы, кроме Греции, распространились также в Малой Азии и в Италии — в Кларосе, Колофине, Кумах. Не менее значим и храм в Дидимах. В этой ипостаси Аполлона называют даже «водителем мойр» или Мойрагетом.

То, что Аполлон мог видеть будущее, еще не говорит о том, что он мог ведать судьбой. В защиту противоположной версии можно привести данные, найденные нами у Павсания, который сообщает, что в Дельфах находится храм, в котором стоят три статуи. Изначально они олицетворяли двух Мойр, но по какой-то причине вместо одной из них стоят статуи Аполлона и Зевса Мойрагетов [6, X, 24, 4].

Хотя и в этом сообщении мы можем найти нестыковки — согласно традиционному мифу никто не мог повелевать Мойрами, даже Зевс — Громовержец и владыка Олимпа боялся их и не мог пойти против их воли. Здесь же мы видим абсолютно противоположную ситуацию. Аполлон и Зевс Мойрагеты предстают перед нами теми, кто мог управлять и повелевать судьбой [8, с. 267]. Эти аргументы можно привести в защиту предположения о статусе Аполлона, как самого приближенного бога к Зевсу и сильнейшего из «радовых» олимпийцев.

Амбивалентность культа. Кроме того, Аполлон всегда считался самым греческим богом из всех олимпийцев, хотя совмещал в себе различные начала: в его культе прослеживаются критские, малоазийские и даже дорические корни [10, с. 541]. С одной стороны, совершенно типичный образ исконно греческого божества, с другой сущность с абсолютно антогоничным началом. Логично, что гармоничное божество должно быть пропорционально в своих ипостасях. Однако у каждой монеты есть иная сторона. Аполлон — не исключение, он, скорее, лучший пример подобного дуализма. Олицетворяя собой свет, он соединял в себе также архаизм и классицизм, всецело претендуя на место даже в чем-то хтонического божества.

О существовании любого бога в первую очередь говорят упоминания о нем в источниках. Для изучения античного мира самыми древними источниками являются надписи на эпиграфических табличках и различных предметах утвари, которые применялись в первую очередь жрецами. Культ же состоит именно из упоминаний о божестве, из праздников в честь данного бога и многих других аспектов. В том, что культ Аполлона существовал, никто не сомневается, однако очень много споров о времени происхождения этого культа.

Одним из наиболее ярких примеров для рассмотрения возможного возраста культа является Ольвия — греческая колония, основанная, как считалось, в VI в. до н. э., а по последним данным археологических раскопок, в середине VII в. до н. э. Развалины Ольвии считаются кладезем находок и информации, к тому же там были найдены посвятительные надписи на мраморных табличках и более 50 граффити на киликах. Все они датируются концом VI — началом V вв. до н. э. В большинстве своем имя Аполлона указывается полностью, в основном жрецами, что посвящали ему вещи [12].

Все же многие ученые придерживаются теории о малоазийском происхождении Аполлона. В пользу этой теории выступали такие великие умы, как А. Штенборн, Ф. Велькер, У. Виламовиц [13, с. 305]. Однако есть и те, кто смотрели немного дальше в прошлое, такие как М. П. Нильссон.

Если мы обратимся к одному из самых древних авторов античности Гомеру, то во втором гимне «к Аполлону Дельфийскому» сможем увидеть Аполлона совсем в ином свете. В его гимнах он представлен отнюдь не добрым. Его свет показан как нечто разрушительное [3, II, 262–264]. При всей своей, казалось бы, неземной красоте, он вызывал страх и «ужас», так как величие и сила всегда пугали людей [3, II, 269]. Считая Аполлона deionos theos — «страшным богом», эллины соединяли в себе веру и страх. Так как невозможно не верить в существование того, чего ты боишься. Поэтому здесь бог выступает скорее в образе своеобразного демона, нежели покровителя [13, с. 306].

Но вернемся к теории негреческого происхождения Аполлона. В пользу этого предположения можно сказать, что сам по себе культ Аполлона нигде не появлялся самостоятельно, он лишь заменял уже существовавшие ранее, вытесняя и доминируя над ним. Хотя не исключено что, многое из предыдущих культов он вбирал в себя, сливаясь в совершенно новый, и, лишь укрепляясь в менталитете людей. Ведь если на место одного бога приходит другой, более сильный и могущественный, то и поклоняться будут новому божеству, победившему старые порядки и устои. Однако, естественно, старых богов забыть сложно, поэтому вполне вероятно, что различные черты культа ассимилировали, но остались. К примеру, праздники, какие-то виды жертвоприношений и т. д.

Еще раз напомним, что культ Аполлона был распространен не только в Греции, но и в Малой Азии, где мы находим достаточно древние и устойчивые корни. Восток всегда отличался любовью к магии и экстатической мантике, а именно состоянию невесомого экстаза, т. е. прорицания. Нам известны несколько оракулов Аполлона на территории Малой Азии: оракул Аполлона Филесия (Дружелюбного) в Дидимах, оракул в Кларе около Колофона [6, I, 16, 3], а также оракул в ликийском городе Патарах [1, I, 182] и т. д.

К тому же одним из самых влиятельных и знаменитых храмов за пределами Греции был храм Аполлону Дельфинию в Милете [11, с. 200]. В нем оракул давал стандартные пророчества: несвязный текст пророчицы переделывался жрецами в нормальный и выдавался вопрошающим. Эти предсказания считались словами самого бога. Конечно, подобная «переделка» не может сейчас не вызывать сомнения. Ведь жрецы вполне могли расшифровывать предсказания по-своему. Их можно было подкупить или же просто договориться. Однако тогда сомнению «слова бога» не подвергались. Такая же форма предсказания будущего была и в Дидимах, и в Дельфах.

Зарождение Дидимского оракула. Итак, культ в Дидимах зародился еще задолго до VII в. до н. э. В пользу этого говорит, что в первой половине VII в. до н. э. Дидимы, со своим святилищем вошли в состав милетского государства и стали культурным центром данного полиса.

Далее мы хотели кратко ознакомится с историей зарождения Дидимского оракула. Для этого мы обратились к Страбону, который в своей «Географии» передает миф о неком юноше Бранхе, которого Аполлон однажды встретил в лесу. Видимо он так понравился богу, что тот наделил его даром прорицания [7, XIV, 1, 5]. Однако, хоть это всего лишь и легенда, зачатки правды в ней все же есть. Считалось, что до прихода Аполлона в Дидимы, люди там поклонялись местному богу Бранху, который был родоначальником рода жрецов — Бранхидов. Культ Аполлона опять-таки не вытеснил предыдущий культ полностью, он вобрал его в себя, что только доказывало превосходство греческого мира над остальным. Поэтому вполне вероятно, что эта легенда была выдумана греками для того, чтобы показать свое могущество.

Опираясь на этот косвенный факт, мы можем предположить, что культ Аполлона, созревший в Малой Азии, мог вытеснить культ Бранха и сделать его второстепенным. Чтобы сохранить свое существование культу Бранха пришлось слиться с культом Зевса. В итоге данные боги трансформировались в единое божество — Зевс-Бранх. Только в таком «смешанном» состоянии он смог противостоять столь могущественному культу Аполлона, что так быстро набирал своих последователей.

Изначально в Дидимах храма не было. Все обряды и приношения совершались вокруг священного источника, который впоследствии и стал аналогом Дельфийской расщелины. Храм был построен около VI в. до н. э.

Мы хотели бы обратиться к одному из элементов архитектурного ансамбля — жертвеннику, который нас заинтересовал более других. Упоминания о нем, мы нашли у Павсания: «есть в Дидимах Милетской земли жертвенник, сооруженный Гераклом Фивским из крови жертвенных животных. Однако и в позднейшие времена кровь, приносимых в жертву животных, не очень прибавила к его величине, и не сделала ее чрезмерной» [6, V, 13, 6]. Его внешний диаметр — 8 м, а внутренний — 5 м. Имеет форму круга. Это был алтарь за стенами храма, находящийся у входа. От него до нас дошел только фундамент. Подобные алтари обычно строились из пепла, крови жертвенных животных и жира. На нем совершались главные жертвоприношения. Однако данный алтарь привлекает не только своей «кровожадностью», но и глубиной. Если внимательно прочесть текст Павсания, то можно заметить, что он дает достаточно четкие размеры глубины «колодца» — бездонный. Именно этот факт может символизировать хтоничность и архаичность данного культа, который уходит своими корнями «глубоко» в прошлое.

В 494 г. до н. э. при взятии Милета Дарием храм был сожжен. После этого события известность святилища неумолима падала. О нем стали забывать. Но все изменилось с приходом Александра Македонского в 334 г. до н. э. Конечно, точной датировки у нас нет, но мы натолкнулись на сведения о том, что во время прихода Александра в Милет, один из его военачальников обратился к Дидимскому оракулу за советом: не вернуться ли им на родину? Но оракул ответил, что в Азии их ждет богатство и слава [9, с. 96–97].

Известно, что во времена императора Юлиана (Флавий Клавдий Юлиан (331/332–363 гг.), известный также как Юлиан Отступник — последний языческий римский император.), т. е. в IV в., храм еще существовал. С полноправным приходом христианской веры могущество Дидимского оракула, так же как и любых других святилищ и прорицалищ пало. В настоящее время от храма остались лишь части архитектурных сооружений и руины, т. к. в самом конце XV в. землетрясение разрушило его почти целиком.

Функции, ипостаси и атрибутика. Антагонизм природы Аполлона хорошо виден на некоторых примерах его функций и атрибутики, окружавшем его. Постоянная противоречивость и двойственность сущности проявлялась в первую очередь в слиянии его губительных и целительных сил.

Начнем мы с одной из старейших ипостасей Аполлона, как защитника. Об этом может свидетельствовать древний фетиш, найденный Генрихом Шлиманом при раскопках Трои — камни и каменные столбы у ворот города. Так называемый agyes или «столбовой» Аполлон был не нов легендарной Трое [13, с. 307]. Гомер в своей «Иллиаде» на протяжении всей поэмы говорит, что именно Аполлон был главным божеством-покровителем города.

Одним из символов-атрибутов Аполлона был дельфин. Во втором гимне Гомера, посвященном Аполлону пифийскому, автор пишет, что бог явился людям в виде дельфина и направлял их корабль вплоть до самых Дельф [3, II, 222]. Культ Аполлона Дельфиния был широко распространен на Крите, Хиосе, Фере и Эгине. Также в Милете, как в принципе и почти по всей Греции. В данной ипостаси бог был покровителем мореплавания и основания колоний. Это и объясняет столь повсеместное распространение культа. К тому же Страбон говорит об «общей святыне ионян» [7, IV, I, 4], что представляла собой святилище Аполлону Дельфинию в Массилии.

Также были известны ассоциации Аполлона с ланью и оленем (атрибуты — лук и стрелы). Однако сторона охотника проявляется и в двойственности «кровожадности». То ему в жертву приносят ячмень, брошенный в огонь алтаря [3, II, 313–314, 331], а то гекатомбы [3, II, 82], т. е. кровавое жертвоприношение 100 быков.

Волк — одна из важнейших зооморфных перевоплощений Аполлона, которое более всех почиталось в Дельфах. По легенде именно волк принес в храм лавровую ветвь. К тому же данная ипостась может читаться как «вожак», который защищает, но в то же время — это сильный противник, который в состоянии убить даже себе подобного. Культ Аполлона очень плотно переплетается с другими архаичными культами, будь то Зевс, Лето, Артемида (т. е. вся прямая «семья»), уходящими своими корнями глубоко в эпоху фетишизма и тотемизма [см. также 10, с. 51].

Во всем этом мы можем увидеть характерную Аполлону двойственность и несовместимость. Убийца с одной стороны и защитник с другой. Однако Аполлон не всегда был защитником, иногда он карал тех, кто ему не угодил. Здесь можно привести в пример знаменитый миф о детях Ниобы. Эта женщина так возгордилась своей родословной и своими прекрасными детьми, что укорила Лето в том, что у нее-то всего двое детей, и она всего лишь потомок титанов. За это дети этой самой Лето — Аполлон и Артемида — отплатили за дерзость. Они убили всех отпрысков Ниобы своими смертоносными стрелами, покарав ее за гордыню. «Этот миф олицетворял также в древние века неожиданные удары судьбы» [14, с. 135].

В противовес архаичности выступает культ Аполллона-целителя [5, I, 522–523], который был распространен в Пантикапее и Фанагории, а также на Боспоре [15, 1об]. Данная сторона античного бога вольется в культ только ко времени классического периода. Археологические находки документально свидетельствуют о том, что культ Аполлона-врача существовал уже в начале IV в. до н. э. [15, 1об].

И, наконец, мы хотели бы обратиться к той стороне культа и «личности» Аполлона, о которой знает большинство: бог — покровитель искусств, поэзии и музыки. Олицетворение самой красоты. В данном контексте мы не можем не упомянуть об одном из атрибутов Аполлона — лире или кифаре. Лира олицетворяла собой также «правильную», умиротворяющую мелодию, которая дарит покой и веселье. Она ставиться в противовес флейте, считавшейся символом фригийской музыки, что скорее можно отнести к образу Диониса, нежели Аполлона. Мы хотели бы поведать миф о силене Марсии, который однажды найдя флейту, впоследствии довел свое умение игры до совершенства. И как очень многие герои легенд, возгордился своим талантом. Он вызвал Аполлона на поединок, в котором в качестве судей выступали музы. И, конечно же, проиграл. По крайней мере, нам не известны мифы, где герои побеждали бы богов в соревнованиях. В наказание за свою гордыню и дерзость, Марсий был подвергнут жестокой казни — Аполлон привязал его к дереву и содрал с него кожу, в знак поучения другим [14, с. 122–123]. Это служит не только символом кары за грехи, но и вновь показывает, насколько Аполлон мог быть жесток и кровожаден в своих наказаниях.

Музы. Как уже было сказано ранее, Аполлон был «водителем Мойр», но также был и наставником муз. Число их постепенно менялось. Первоначально упоминаются лишь три музы: Мелета — «размышление», Мнема — «память» и Айода — «песня» [6, IX, 29, 2]. Однако, в последующие века, их численность достигла девяти. Все они были дочерьми Зевса и титаниды Мнемозины, богини памяти. Обитали они преимущественно на Парснасе, где вместе с ними жил и Аполлон.

Происхождение муз не так уж и определенно. Еврипид в своей «Медее» [4, 832] утверждает, что их матерью была Гармония. Поэт Мимнерм говорит, что старшие музы (то есть первоначальная триада) была дочерьми Урана и Геи. Это утверждение делает их намного старше. Отцом младших остается Зевс. Так же интересно мнение Гесихия, который уверяет нас, что музы на самом деле довольно архаичны, и также как и Аполлон имеют хтонические корни. «Бурные» или «неистовые», они, по его мнению, схожи с эринниями (три богини отмщения, карающие людей за их преступления). Хотя с другой стороны с эринниями сравнивались и мойры [8, с. 41].

Функции муз очень разнообразны, но все направлены на сферы науки, искусства и музыки. Музы прошли сквозь века, неся с собой олицетворения «творчества». В настоящий момент в Париже, в Лувре находится знаменитый «саркофаг муз». Он был найден в XVIII в. на раскопках, недалеко от Рима. Для нас крайне интересен барельеф данного саркофага, где изображены все девять муз со своими атрибутами [14, с. 127–128]. Каждая из них является примером античной красоты, ума и вдохновения.

Выводы. Культ Аполлона, как и сам бог, очень древний. Его происхождение покрыто мраком, а его существованию сопутствуют необъяснимые загадки, ответов на которые не знали даже в античности. Аполлон крайне силен, могущественен и, чтобы ни говорили, действительно архаичен.

Литература:

1.      Геродот. История/ Ред. пер. Н. А. Мещерский. Л., 1972.

2.      Гесиод. Труды и дни/ Пер. с греч. О. П. Цыбенко. М., 2001.

3.      Гомер. Гимны/ Пер. с греч. В. В. Вересаева// Эллинские поэты. М., 1963.

4.      Еврипид. Медея/ Пер. с греч. И. Анненского// Античная драма. М., 2006.

5.      Овидий Публий Назон. Метаморфозы/ Пер. с лат. С. Шервинского. СПб., 2007.

6.      Павсаний. Описание Эллады/ Пер. с греч. и вступ. ст. С. П. Кондратьевой. Т. I-II. М., 1994.

7.      Страбон. Георгафия/ Пер. с греч. Г. А. Стратановского. М., 1994.

8.      Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы/ Отв. ред. В. Н. Карпович. Новосибирск, 1990.

9.      Кобылина М. М. Милет. М., 1965.

10.  Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе межгосударственных отношений (VII — V вв. до н. э.). СПб., 2001.

11.  Латышев В. В. Очерк греческих древностей. СПб, 1897–1899.

12.  Леви Е. И. Новые посвятительные надписи Аполлону Дельфинию из раскопок Ольвии// История и культура античного мира. М., 1977.

13.  Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян/ Сост. А. А. Тахо-Годи. М., 1996.

14.  Мифы в искусстве старом и новом/ Сост. Э. Ф. Кузнецова. 2-е изд. СПб., 1994.

15.  Толстой И. Культ Аполлона на Боспоре и Ольвии. Ф. 1054. Оп. 2. Д. 88. СПФ АРАН.

moluch.ru

Аполлон и Афродита |

Бесспорно, что понятие физической красоты человека абсолютно субъективное. Тем не менее, в ту или иную эпоху это понятие меняет некоторые свои черты, т.е. некоторые формы лица и тела становятся более модными. Но общие каноны красоты заложены в Древней Греции. Именно тогда сформировался культ совершенного тела человека, практически не изменившегося до наших дней.

Олицетворением такого физического идеала являлись, конечно же, боги. И хотя многие божества и герои древнегреческой мифологии отличались красотой, но эталоном мужского совершенства считался Аполлон, а женского – Афродита.

Аполлон (другое имя Феб) – Бог Света, Искусства и Наук – был сыном Зевса и титаниды Лето, рожденный на плавучем острове Делос (по другой версии, острове Астерия). В мифах описан как златокудрый красавец с серебряным луком, стрелы которого являлись солнечным светом. Охранитель стад, покровитель путников, а позже врачеватель и очиститель душ.

Аполлон был предводителем муз (Мусагетом), искусно играл на кифаре.  У подножия Парнаса еще в юные годы сразился с чудовищем Пифоном,  и в честь своей победы основал пророческое святилище в Дельфах и Пифийские игры. Ему приписывается много любовных историй. Несмотря на его красоту, некоторые богини отвергли его любовь. Такими были Гестия, Персефона, Дафна и Кассандра, Коронида и Марпесса.  Он вступает в любовные связи с нимфами Талией, Уранией и многими другими земными женщинами, а также с юношами Гиакинфом, Кипарисом, Орфеем. Имеет многочисленное потомство.

Культ Аполлона был широко распространен в Древней Греции. Ему посвящали оды, музыку  и танцы. Аполлон имел множество эпитетов: прибрежный, скитальческий, бегущий на помощь, кулачный боец, метатель стрел. По своему значению в пантеоне богов, он находится только чуть ниже самого Зевса.

Афродита – богиня Любви и Красоты – «рожденная из пены», по другой версии дочь Зевса и океаниды Дионы. Она являла собой космическую энергию Любви, охватывающую всю Вселенную. В философии Афродита – это единая и нераздельная гармония. Окруженная цветами, животными, нимфам и харитами, она была богиней жизни, весны и плодородия. В ее любовной власти находились и боги, и люди.

Ее мужем на Олимпе был Гефест, бог кузнечного дела и самый некрасивый из богов. Но свою любовь она отдала Адонису, которого убивает Арес, желая заполучить красавицу.  Считается, что от связи Афродиты и  Ареса  (бога войны) рожден Эрос (Эрот), бог чувственных наслаждений. 

Любовные чувства богиня внушала при помощи своего пояса, в котором была заключено любовное желание и страсть к его обладателю. Афродита влюблялась сама и часто изменяла своему супругу. Ее любви домогаются также Посейдон, Гермес и многие другие боги. Даже сам Зевс неравнодушен к ее чарам. На Олимпе Афродита находится на одной ступени с Гермесом и Аполлоном.

Люди называли ее разными эпитетами: выныривающая, морская, дающая красоту, обольщающая, покровительница разнузданной страсти и бесстыдства (считалось, что именно Афродита изобрела проституцию).

Конечно же, древние ваятели, изображавшие богов на фресках и в скульптурах, вкладывали свое видение прекрасного в их образы. Пожалуй, самый знаменитый образ Аполлона был создан древнегреческим скульптором Леохаром в бронзе. Но мы знаем его уже как римскую копию в мраморе под именем Аполлон Бельведерский.

Знаменитую Афродиту Книдскую  ваял античный мастер Пракситель. Оригинал также не сохранился, а мраморная копия украшает Лувр. Существует еще одна всемирно известная копия древнегреческой скульптуры Афродиты – «Венера Медицейская». Но самый знаменитый образ Афродиты  — это Венера Милосская (как известно, в римской мифологии Афродите соответствовала Венера).

Художественные образы эталонов древнегреческой красоты дошли до нас уже в работах средневековых мастеров: Сандро Ботичелли «Рождение Афродиты», Тицана «Венера», Антуана Батто «Парис выбирает Афродиту», Баттони Помпео «Аполлон и две музы» и многих других. Вдохновленные античными мифами, они изображали богов и богинь, исходя уже из своих собственных представлениях о прекрасном.

www.greece4all.ru

Аполлон. Рождение Аполлона

Бог света, златокудрый Аполлон [1], родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Кругом Делоса шумело море. Уныло подымались скалы Делоса, обнаженные без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.

 

Аполлон - один из древнейших богов Греции. В его культе ясно сохранились следы тотемизма. Так, например, в Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана. Первоначально Аполлон был богом, охраняющим стада. Постепенно он все больше становился богом света. Позднее его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а затем покровителем искусства, поэзии и музыки. Поэтому и в Москве на здании Большого академического театра стоит статуя Аполлона с лирой в руках, едущего на колеснице, запряженной четверкой коней. Кроме того, Аполлон стал богом, предсказывающим будущее. Во всем древнем мире славилось его святилище в Дельфах, где жрица-пифия давала предсказания. Предсказания эти, конечно, составляли жрецы, хорошо знавшие все, что делалось в Греции, и составляли так, что их можно было толковать и в ту, и в другую сторону. Известно было в древности предсказание, данное в Дельфах царю Лидии Крезу во время его войны с Персией. Ему сказали: «Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство», но какое царство, свое или персидское, этого не было сказано.

Теги: Мифы Древней Греции, Боги Древней Греции, Аполлон

www.ilovegreece.ru

Мифы Древней Греции

Аполлон

Аполлон - в златокудрый сребролукий бог света, покровитель искусств, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древне-греческих колоний, также очищал людей, совершавших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Олицетворяет Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).

Сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, по матери внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступать на твёрдую землю.

Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света. Родился в седьмой день месяца, семимесячным. Когда он родился, лебеди с Пактола проделали семь кругов над Делосом и воспели его.

Лето не кормила его грудью: Фемида кормила его нектаром и амброзией. Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы. Пас быков Пифона. Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным (на четвёртый день после рождения) убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф.

В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал своё прорицалище. Там же он основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф. За убийство Пифона был изгнан на девять лет в Темпейскую равнину. В возрасте 4 лет начал строить храм на Делосе из рогов кинфийских ланей, убитых Артемидой.

Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Стрелу, которой убил циклопов, он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар, но Лето упросила отдать его в услужение человеку. За убийство Циклопов был осуждён Зевсом пробыть год в услужении у смертного и отдан в пастухи к царю Фессалии Адмету, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.

Вместе с Посейдоном воздвиг стены Трои.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в битве Патрокла с Гектором и Ахилла с Парисом.

В музыкальном состязании его побеждает сатир Марсий, за это разгневанный дерзостью сатира Аполлон сдирает с победителя кожу. Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся захватить дельфийский треножник.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

Научился искусству прорицания у Пана. Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии. Аполлон — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом. Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей.

Аполлон — пастух и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён.

Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на стадо коров. Покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Все певцы и лирники происходят от Аполлона и Муз.

Весной и летом жил в Дельфах, осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва].

ancientgreece.tora.ru


Смотрите также